Палаццо Питти – музейная гордость Флоренции. Палаццо Питти во Флоренции: история, интересные факты, расположение, фото Галерея питти во флоренции

Палаццо Питти во Флоренции — крупнейший дворец города и выдающийся архитектурный памятник Раннего Возрождения. Он расположен по южной стороне реки Арно, недалеко от самого старого флорентийского моста Понте Веккьо. Изначальное ядро нынешнего палаццо датируется 1458 годом и возводилось для резиденции амбициозного флорентийского банкира Луки Питти. Дворец считается самым большим музейным комплексом во Флоренции, в котором хранится уникальное собрание шедевров мирового искусства. Его главный корпус составляет 32 000 м² и разделен на несколько основных выставочных галерей, каждая из которых представляет особую тематику.

Находится во Флоренции Палаццо Питти по адресу: Piazza Pitti, 1 (первый номер на площади Пьяцца деи Питти, в городском историческом квартале Ольтрарно). До дворцовой площади от Понте Веккио ведет улица Гвиччардини.

Краткая история

Возведение дворца началось с 1458 года одним из флорентийских банкиров Лукой Питти, который считался другом, сторонником и одновременно соперником Козимо Медичи, очень могущественного в Италии и богатейшего в Европе политика и коммерсанта. Не желая уступать в роскоши и размахе дворцам Медичи, тщеславный Питти намеревался возвести грандиозную резиденцию. Он распорядился, чтобы даже окна нового дворца превосходили размером вход в палаццо его конкурента. Работы прекратились, когда Питти понес финансовые потери после смерти в 1464 году Козимо де Медичи. Спустя шесть лет скончался и сам Лука, оставив незавершенным грандиозное здание.

Элеонора Толедская, супруга герцога Тоскании Козимо I, потомка младшей ветви Медичи, в 1549 году выкупила дворец у разорившегося наследника Луки Питти. По распоряжению нового владельца здание было достроено и вдвое увеличено архитектором Вазари, которым также была сооружена крытая дорога, проходящая от старого палаццо Козимо и резиденции правительства до Palazzo Pitti. Путь проходил через галерею Уффици и мост Понте Веккио и со временем получил название «Коридор Вазари». Однако официальной резиденцией Медичи дворец стал лишь при Фердинанде I, сыне Элеоноры и Козимо. Тогда Палаццо Питти во Флоренции превратился в семейную сокровищницу драгоценностей, произведений искусства, исторических редкостей. Владельцы выкупили прилегающие земли холма Боболи, где была спроектирована садово-парковая зона, окружающая амфитеатр.

Когда после 1737 года род Медичи, не имея потомков, оборвался, Palazzo Pitti перешел к Лотарингскому дому, новым герцогам тосканским. Во время завоевания Италии Наполеоном Бонапартом дворец ненадолго стал резиденцией французского императора. После того как Тоскана перешла к Савойской династии, с 1860 года этому могущественному семейству отошел и Палаццо Питти. Дворец Флоренции до 1871 года служил в качестве главного королевского двора Виктора Эммануила II, монарха недавно объединенной Италии. А с 1919 года палаццо со всем его содержимым был подарен итальянскому народу Виктором Эммануилом III.

Архитектурные особенности

Художник и зодчий который к тому же был писателем-историком, указал, что архитектором начального здания был Брунеллески. Однако современным искусствоведам доподлинно известно, что он скончался задолго до начала грандиозного строительства. Скорее всего, за архитектуру Палаццо Питти во Флоренции отвечал Лука Фанелли, ученик Брунеллески.

Кто бы ни возводил дворец, его замысел противоречил строительной моде Ренессанса. Грубо отесанная рустовка каменной кладки придает палаццо сильную, мощную и даже суровую атмосферу, подкрепленную, трехкратно повторяющейся серией из семи арочных отверстий, напоминающих римский акведук. Этот оригинальный для того периода дизайн прошел испытание временем, и стиль изначального фасада был выдержан во время последующих дополнений, что хорошо видно на фото Палаццо Питти (Флоренция). Подобную архитектуру, с подражанием древней кладке в стиле all"antica можно встретить в постройках XVI и XIX веков. А одно крыло мюнхенской королевской резиденции «Кенигсбау» было смоделировано по образцу Palazzo Pitti.

Музей

Колоссальное дворцовое здание и постройки садов Боболи разделены на пять отдельных художественных галерей и экспозиций. Музей содержит не только первоначальные экспонаты из коллекции Медичи, к ним также добавлены бесценные образцы из других собраний, приобретенных государством. В 140 залах, открытых для публики, представлен интерьер, который в основном создавался на протяжении XVII и начала XVIII века.

Сегодня Палаццо Питти во Флоренции координируется государственным учреждением Polo Museale Fiorentino, которое управляет двадцатью городскими музеями, включая галерею Уффици. С государственным ведомством тесную связь поддерживает основанная в 1996 году добровольная организация «Друзей Палаццо Питти» (Amici di Palazzo Pitti), которая выделяет средства, патронирует дворцовую коллекцию и вносит предложения по ее текущему обслуживанию. Дворец является постоянным местом важных культурных мероприятий и временных экспозиций. Несмотря на свое превращение из королевской резиденции в государственное общественное здание, возвышающееся над старой Флоренцией, палаццо по-прежнему сохраняет атмосферу частной коллекции в большом доме.

Галерея Палатина

Здесь находится одно из самых важных итальянских собраний произведений XVI и XVII веков, содержащее более 500 живописных картин эпохи Возрождения. Большинство из экспонатов принадлежали частной коллекции Медичи, а также их преемникам. В этой части Палаццо Питти произведения находятся в том положении, в каком были расставлены бывшими владельцами, а не в хронологической последовательности или в соответствии с музейными канонами.

28 залов Galleria Palatina содержат работы Рафаэля, Корреджо, Тициана, Перуджино, Рубенса, Караваджо, Пьетро да Кортона, Ван Дейка, Филиппо Липпи, других известных живописцев. Все комнаты богато обставлены редкой изысканной мебелью и расписаны мифологическими сценами, а также знаменитым циклом фресок, посвященных жизни и воспитанию принца. Лучшие комнаты были оформлены художником-архитектором Пьетро да Кортона. Над фресками «Четыре эры человечества», отображающими век золота, серебра, бронзы и железа, мастер трудился с 1637 по 1641 год, и эта работа считается его шедевром.

Королевские апартаменты

14 жилых помещений, предназначенных для повседневной жизни семейства Медичи, а затем их приемников, были в значительной степени изменены в XIX веке. Хоть большинство комнат проработаны в стиле ампир, но остались еще помещения, в которых сохранилось оформление и мебель времен Медичи. Комнаты содержат коллекцию их портретов. В отличие от больших залов галереи Палатина, помещения Королевских апартаментов намного меньше, интимнее и больше подходят для повседневных потребностей. Подобную обстановку, включая кровати с балдахинами и остальную мебель, нельзя увидеть в других местах палаццо. Весь интерьер с великолепной позолоченной отделкой комнат впечатляет роскошью и величием.

Современное искусство

Палаццо Питти во Флоренции содержит важные работы итальянской живописи конца XVIII — начала XX веков, представленные в более чем 30 комнатах. Экспозиция была основана в качестве собрания лучших работ Академии художеств и конкурсов дизайна, а затем стала пополняться многочисленными городскими и частными коллекциями. Здесь представлена отличная подборка живописи Маккьяоли и произведений Джованни Болдини, Дюпре, Моранди, Де Писи, Де Кирико, а также произведения авангардистов и футуристов. За эти годы коллекция была обогащена драгоценными частными пожертвованиями. Из расположенной на втором этаже галереи современного искусства, открывается удивительный вид на сады Боболи. Интерьер залов богато украшен неоклассическими и романтическими работами.

Сокровищница Медичи

Так называют расположенный в Палаццо музей серебра. Он представляет не только флорентийское мастерство, но и ювелирное искусство, собранное за пределами республики, а также археологические ценности. Официальное название этого отдела — «Сокровища великих князей». Экспозиция одна из самых интересных и разнообразных во Флоренции, она рассказывает об изощренном производстве и художественном восприятии эпохи Возрождения. Коллекция включает камеи, работы из слоновой кости и серебра, кристаллы и драгоценные камни, ювелирные изделия, китайский и японский фарфор, различного рода миниатюры.

Музей расположен в помещениях, бывших некогда личными королевскими квартирами. Но еще раньше они были предназначены для семейного имущества Потому интерьер богато расписан фресками XVII века, а часовня украшена драгоценными камнями и произведениями религиозного назначения большой ценности. Из окон этих апартаментов можно любоваться красотой Садов Боболи и видеть внутренний двор Амманнати.

Музей фарфора

Эта экспозиция открыта с 1973 года в одном из садовых зданий «Казино дель Кавальере». Демонстрируются здесь работы самых известных фарфоровых предприятий Европы. На выставке великолепно представлены творения Севрского и Мейсенского заводов. Многие изделия из коллекции были в свое время подарены флорентийским правителям другими европейскими государями, а некоторые работы специально заказаны Великим герцогским двором. Особо следует отметить несколько крупных сервизов, изготовленных на заводе Винсенна (позже переименован в Sèvres), а также набор миниатюрных фигурок из фарфорового бисквита.

Галерея костюмов

Экспозиция расположена в четырнадцати комнатах садово-паркового павильона Meridiana, к югу от главного здания. Сюда можно также добраться из садов Боболи. Это единственный музей в стране, подробно рассказывающий историю итальянской моды. Коллекция была основана в 1983 году и стала самой новой из всех, представленных в палаццо. Она включает более 6000 единиц, одежды и модных аксессуаров от времен XVIII века до нынешних дней. Здесь представлены бальные и парадные платья, обмундирование, изделия высокой моды, модели прет-а-порте, театральные и кинематографические костюмы. Некоторые экспонаты исключительно редкие, например, погребальные одеяния XVI века князя Медичи I Козимо, его жены Элеоноры и младшего сына Гарсия. В те времена тела усопших для церковных обрядов и прощания облачали в самые прекрасные одеяния, которые перед самым погребением сменялись на более простые убранства.

Экспонаты залов отражают историю моды за последние столетия, а также показывают произведения самых известных дизайнеров двадцатого века, таких как Валентино, Версаче, Армани, Миссони, Сен-Лоран. Также очень интересна коллекция театральных костюмов, собранная Умберто Тирелли, и собрание бижутерии двадцатого века. Большинство предметов в галерею попадает из общественных и частных пожертвований. И нередко дарители предоставляют детали одежды, принадлежащие некогда знаменитостям, что несет большую историческую и документальную ценность. В такие коллекции входят платья сицилийской аристократки Донны Франки Флорио, одной из самых известных фигур королевской эпохи, или костюмы Элеоноры Дуз, знаменитой актрисы итальянского театра.

Экспозиция карет

Выставка первого этажа представляет экипажи и другой конный транспорт, используемый Великим Герцогским двором с конца XVIII и на протяжении XIX века. Некоторые из карет очень декоративны, украшены не только позолотой, но и великолепной сюжетной росписью. А те из них, которые использовались при самых грандиозных случаях, украшены золотыми коронами. Этот элемент указывал на ранг и статус владельца, как, например, «Золотая Карета». Остальные представленные здесь коляски принадлежали королю Обеих Сицилий, архиепископам и другим флорентийским сановникам.

Часы работы

Во Флоренции Палаццо Питти, как почти все музеи, закрыт для экскурсий каждый понедельник, а также по общегосударственным праздникам, в Рождество и Новый год.

Особенности рабочего режима для посещения:

  • время открытия и закрытия — 8:15 - 18:50;
  • закрытие кассы — в 18:05;
  • завершающие операции начинаются в 18:30.
  • Королевские апартаменты закрываются каждый год в течение всего января на техобслуживание.

Как добраться во Флоренции до Питти Палаццо? Сюда к остановке Pitti от городского центра доезжают общественные автобусы № 36, следующие по линии «D». А с той стороны, где находятся сады Боболи, к остановке Calza подъезжают автобусы № 11, отправляющиеся до центра.

И полезная информация напоследок. Каждое первое воскресенье месяца — вход в палаццо бесплатный. А если ранним утром до 8:59 купить билет и войти в музей до 9:25, то гарантирована 50% скидка, как утверждает официальный сайт Палаццо Питти.

Палаццо Питти – один из главных музейных комплексов Флоренции. Для горожан и гостей города открыто 140 залов общей площадью 32 тыс. м2. Палатинскую галерею, музей серебра, музей карет, музей фарфора, галерею современного искусства на площади Питти ежегодно посещает около 1 млн. человек.

Страницы истории

Строительство самого большого палаццо Флоренции стало результатом соперничества двух благородных семей города. Преуспевающий банкир и сторонник дома Медичи Л. Питти решился таким образом бросить вызов своему покровителю. Главным условием при заключении договора с архитектором Л. Франчелли в 1458 г. было, чтоб его новый дворец превзошел по масштабности и роскоши резиденцию дома Медичи палаццо Веккьо.

Для осуществления своей цели он не жалел никаких средств и не стеснялся в выборе методов, используя при строительстве труд осуждённых преступников. Вполне возможно, что его тщеславие стало одной из причин финансового краха семьи. Л. Питти так и не успел в полной мере удовлетворить свои амбиции: строительство палаццо завершилось в 1487 г. уже после его смерти.

Наследники банкира не имели возможности содержать грандиозное здание в порядке и почти век оно пребывало в полузаброшенном состоянии. Подлинной насмешкой судьбы над амбициозными планами Л. Патти стало то, что в XVI в палаццо перешёл в собственность представителей рода Медичи. В 1549 г. его приобрела у Б. Питти Элеонора Толедская, супруга Козимо Медичи I.

Новые владельцы не сразу сделали палаццо своим постоянным домом. По распоряжению герцога, он подвергся значительной перестройке. В 1558-1570 гг. Б. Амманати построил монументальную лестницу, ведущую к парадном входу дворца. Он же в эти годы почти в 2 раза увеличил размеры палаццо, выполнив проект пристроя со стороны двора в стиле маньеризма. В 1565 г. Д. Вазари закончил строительство крытой галереи, проходящей над рекой Арно и соединяющей палаццо Питти, Уффици и Веккьо.

В 1616 г. в облик дворца снова были внесены значительные изменения. Внуку Б. Амманати Д. Париджи было поручено увеличить площадь палаццо за счет строительства пристроя с северной стороны. В 1631 г. его сын архитектор А. Париджи выполнил аналогичную работу с южной стороны здания.

В 1737 г род Медичи пресёкся и права на палаццо перешли новому правителю Тосканы из лотарингской династии Франциску I Стефану. В 1828 г. с соизволения герцога Леопольда II часть залов палаццо с бесценными шедеврами живописи и скульптуры стали доступны для широкой публики.

Последний раз палаццо перестраивался в 1783-1820 гг. В эти годы по проектам архитекторов Д. Руджери, Г. М. Палеотти и П. Поччинати к зданию были добавлены два крыла-рондо, огибающие площадь.

В результате бурных событий Рисорджименто Флоренция на несколько лет становится столицей единой Италии, а палаццо Питти в 1865-1871 гг. было резиденцией её первого короля Виктора Эммануила I. В собственности савойской династии дворец и художественная коллекция оставались до 1919 г. В этом году по указу Виктора Эммануила III они были переданы государству и с этого момента начинается история современного музейного комплекса.

Архитектурный стиль палаццо

Внешний облик здания эпохи Ренессанса не вполне соответствует современным представлениям о дворцах. Рустованная кладка из грубо отёсанного флорентийского камня и почти полное отсутствие изящных архитектурных элементов декора создаёт ощущение монументальности, несокрушимой твердыни, свойственной скорее средневековому замку.

Высота здания составляет 38 м, а линия главного фасада превышает 200 м. Однако, первоначально палаццо был длиной всего 107 м. Это соответствует семи центральным окнам в трёхэтажной части здания. По всей линии фасада на уровне 2-го и 3-го этажей устроен балкон с каменной баллюстрадой.

Пилястры и полукруглые арки фасада подчеркивают его чёткую планировку. Немногочисленные декоративные украшения представлены только головами львов в герцогских коронах над окнами первого этажа.

Со стороны двора в отделке стен чередуется кладка из камня с ровной и грубо обработанной поверхностью. Неровная поверхность колонн, украшающих палаццо, напоминает стволы деревьев сада Боболи, тем самым подчеркивая близость искусства и природы. Левое и правое крылья палаццо, а также двухэтажные флигели, созданные в XVII и XVIII вв. гармонично сочетаются с основным объёмом здания.

Интерьер дворца

Убранство внутреннего пространства живо контрастирует с аскетичностью фасадов здания. Первоначальный интерьер палаццо сохранился лишь частично: то, что можно увидеть здесь сегодня создано в основном в XVII- XVIII вв. Его коридоры, залы и галереи в изобилии украшают лепные позолоченные орнаменты, мозаичные наборные паркеты, гобелены и многочисленные фрески.

В XVII в. по распоряжению герцога Фердинанда II Медичи была проведена перепланировка второго этажа. Его залы были объединены в барочную анфиладу и украшены фресками П. ди Кортона с сюжетами о жизни обитателей Олимпа: Марса, Аполлона, Юпитера, Сатурна и Венеры.

Не только этим, но и многим другим помещениям палаццо дали название сюжеты настенной живописи или имена выполнивших их в разное время живописцев. Зал Кастагноли носит имя художника, расписавшего потолок. Фрески на тему великого библейского потопа, выполненные Л. Адамоло, объясняют происхождение названия Зала ковчега.

Д. Колигнон украсил одно из помещений палаццо росписью, иллюстрирующей предания о Психее. Его же кисти принадлежит декоративное убранство на тему древнегреческого мифа Зала Прометея. Наконец, живопись на потолке зала Улисса кисти Г. Мартелини повествует о приключениях хитроумного царя Итаки.

Сады Боболи

Живописный парк площадью 4 га за палаццо на склоне холма по желанию Элеоноры Толедской. был создан трудами Н. Триболо в 1551 г. После его кончины в дальнейшем работу над его совершенствованием продолжили Д. Вазари и Б. Аммонати.

Главная аллея ведёт от амфитеатра в древнегреческом стиле к большому фонтану со статуей Нептуна. На сцене под открытым небом регулярно ставились спектакли по произведениям Публия Теренция Афра и Д. Б. Чини. Иногда здесь устраивались грандиозные зрелища, вроде морского сражения между 12 кораблями турецкого и христианского флотов, для чего перед амфитеатром был создан искусственный бассейн глубиной около 2 м.

Вдоль садовых аллей и около гротов Пещера Моисея и Большой пещеры, созданных по проекту Б. Буанталетти в 1583-1593 гг., установлено около 200 скульптур. Среди достопримечательностей выделяется древнеегипетский обелиск из Луксора, перенесённый сюда с римской виллы Медичи.

Парк был открыт для публики намного раньше палаццо, уже в 1766 г., и быстро стал популярным местом отдыха. Для русского человека особенно приятно, что этот уголок Флоренции был любимым местом неспешных прогулок Ф. М. Достоевского.

Михаил Малиновский

Сокровищницу Медичи, музеи фарфора, серебра, карет, галереи костюма, современного искусства и Палатинскую галерею позволяет посетить Палаццо Питти – флорентийская достопримечательность, поражающая не только богатством коллекции, но и грандиозностью размера.

Как добраться

Адрес: Piazza dei Pitti Firenze, Italia. Доехать можно автобусами № 11 и 36. Остановка San Felice.

Время работы: 8:00 — 19:00 (ежедневно, кроме понедельника)

Старинный дворец, названный в честь своего первого хозяина и расположенный на площади «имение его же», – вовсе не редкость в Италии. Огромный , крупнейший музейный комплекс Флоренции, можно смело занести в список таких вот «именных» дворцов. Сегодня его здание на Площади Питти является просто городским музеем, а ещё несколько столетий назад оно блистало воистину королевским величием, ведь Медичи и герцоги Лотарингские «не побрезговали» домом одного флорентийского банкира и превратили его в королевскую резиденцию.

Палаццо Питти. Страницы истории

История создания Палаццо Питти во Флоренции (особенно её ранний этап) представляет собой смесь исторических фактов, рассказов современников и догадок историков. Неоспоримым является то, что Флоренция в начале XV века находилась под властью семейства Медичи. Одним из преданных друзей и помощников Козимо Медичи был в те времена весьма состоятельный банкир Лука Питти. За оказанную правительству помощь он не стеснялся регулярно принимать щедрые дары, и даже был произведён в рыцари. Как оказалось, дружба стареющего Медичи и амбициозного Питти не выдержала испытание властью, и летом 1458 года последний организовал заговор против Медичи, добившись избрания нового правительства.

Но простого свержения бывшего друга и покровителя Луке Питти оказалось мало. В том же году банкир начал строительство собственного дворца, который по замыслу превзошёл бы любой из домов бывшего правящего семейства. Некоторые исторические документы свидетельствуют, что архитектору был заказан дворец настолько величественный, что в его внутреннем дворике мог бы поместиться дворец Медичи, а его окна превосходили бы вход дома бывшего друга.

В XVI веке Вазари утверждал, что создание столь грандиозного строения было поручено Филиппо Брунеллески. Но последние исследования доказывают, что архитектором Палаццо Питти был его ученик Лука Франчелли. Версия историков подтверждается и тем фактом, что Брунеллески умер за 12 лет до начала строительства дворца во Флоренции. В масштабном процессе строительства были задействован практически все, кто мог быть полезен в той или иной степени. Макиавелли писал, что во дворце находили пристанище даже изгнанные из города граждане и беглые преступники. Несмотря на смелость архитектурного замысла и суровость рустованного каменного фасада, флорентийский Палаццо Питти, так и не превзошёл дворцы Медичи в спокойствии и величии.

Смерть Козимо Медичи и нарушение торговых связей привело к разорению многих некогда богатых семейств. Не стали исключением и сами Питти. В 1464 году им пришлось остановить строительство дворца, а ещё через 6 лет умер сам хозяин дома, так и не увидев его готовым. Тем не менее, какое-то влияние Питти за собой, всё же, сохранили, поскольку продолжали жить в семейном дворце. Но длилось это не долго. Уже в 1537 году Козимо I вернул власть во Флоренции Медичи, а в 1549 году выкупил у совсем обнищавших потомков Луки Питти Палаццо и подарил его супруге Элеоноре Толедской.

Правда, нового правителя не устроили размеры дворца, и он решил расширить его, взяв за основу первоначальный проект. За счёт расширения тыльной стороны здание было увеличено почти вдвое. В конечном итоге длина здания достигла 205 метров, а высота – 38 метров, а его внутреннее пространство разбивали на части арки с пилястрами. Дабы объединить Палаццо Питти с Палаццо Веккьо, в котором в те времена проходили заседания правительства, Джорджо Вазари построил в 1565 году крытый коридор, проходящий и через дворец и Понте Веккьо. Земля позади дворца была также выкуплена Медичи, и несколько позже там был разбит красивейший парк, знакомый нынешним туристам как .

До 1737 года Дворец Питти оставался официальной резиденций Медичи, пока не умер последний прямой потомок по мужской линии Джан Гастоне. Некоторое время в доме проживала сестра последнего из Медичи. С её смертью род окончательно прервался, и дворец, а вместе с ним и власть перешли к новому Великому герцогу тосканскому из Лотарингского дома. Австрийское правление недолго прерывалось Наполеоном, а в 1860 году Лотарингов в Палаццо Питти сменила Савойская династия. Во время освободительного движения Рисорджименто Флоренция стала столицей Италии, в 1865–1871 годах во дворце жил король Виктор Эммануил II, а в 1919 году уже его внук Виктор Эммануил III национализировал и подарил дом державе.

После успешной национализации Палаццо Питти во Флоренции и прилегающие сады были разделены на музей и пять галерей искусств. Для посетителей открыто около 140 помещений и выставочных залов, оформление внутреннего убранства которых происходило в XVII и XVIII веках. Во время реконструкции 2005 года было найдено несколько ранее скрытых помещений – ванных комнат XVIII века. Удивительно, но устройство водопровода в них мало, чем отличается от современного.

Об архитектурных особенностях Палаццо Питти во Флоренции

Флорентийский Палаццо Питти не только один из самых больших дворцов в стране. Его с полным правом можно отнести и к числу самых впечатляющих. Безусловно, внешняя отделка типичного для ренессансной архитектуры строения, несколько неожиданна для тех времён. Равный по глубине и высоте трёхэтажный куб снаружи покрывает грубый рустовый камень, обычно использовавшийся для облицовки общественных зданий, а никак ни жилых домов. Три больших входных двери ведут во дворец, каждый из этажей которого более 10 метров высотой. По семь окон располагаются на втором и третьем этажах, окна фасада соединяет длинный балкон, а прямо под крышей располагается лоджия.

Правда, уже первая реконструкция, инициированная Козимо Медичи, привела к изменению облика палаццо: боковые входы были превращены в напольные окна, а, благодаря новой лестнице, можно было попасть прямо на второй этаж. Но главные изменения, внесённые в планировку Амманати, касаются внутреннего двора. Это один из красивейших ренессансных внутренних двориков. Грубая и гладкая текстуры чередуются на внутренних стенах дворца, а похожие на стволы деревьев шероховатые колонны подчёркивают близость живой природы и искусства.

Последние архитектурные изменения были сделаны в конце XVIII начале XIX века. Архитекторы Поччианти и Паолетти с двух боков дворца пристроили по полукруглому крылу, в результате чего площадь палаццо оказалась окружённой стенами с трёх сторон. В честь находящейся неподалёку статуи Бахуса левое крыло получило название «Рондо Бахуса», правое же нарекли «Каретным рондо».

Интерьер Палаццо Питти с XVIII века до наших дней

К сожалению, внутреннее убранство комнат времён Питти и Медичи не сохранилось, и большинство залов тяготеют к манере неоклассицизма. К примеру, белую комнату с фресками братьев Албертоли «довели до неоклассики» архитекторы Кастаньоли и Террени, а Джузеппе Чачиалли создал знаменитые ванну Наполеона и вестибюль Марии Бурбон, являющиеся немыми свидетелями французских страниц в истории дворца.

Сегодня интерьер Палаццо Питти поражает роскошью: белая с золотым лепнина, шёлковые обои и ценные гобелены, фрески и мебель времён Наполеона…

Палатинская галерея

Начало коллекции галереи Палаццо Питти положили Медичи, перевёзшие из Палаццо Веккьо скульптуры, полотна живописцев, серебряные изделия и драгоценности. Продолжили их дело герцоги Лотарингские. При этом роскошные помещения в стиле барокко стали превосходным фоном для произведений искусства, а картины мастеров – достойным декором. Почти сразу весь второй этаж был превращён в галерею, особого внимания в которой были достойны мифологические залы Аполлона, Венеры, Юпитера, Марса и Сатурна, расписанные небезызвестным Пьетро да Кортона.

По большому счёту, получившаяся в результате уникальная коллекция полотен, изначально завозилась во дворец лишь в качестве украшений. Даже сегодня картины расположены на стенах Плаццо Питтти так, как их повесили хозяева. А вовсе не сгруппированы по залам или художникам, как тому должно быть в музее. Несмотря на это, ни один мировой музей не может похвастаться такой коллекцией работ Рафаэля. Его полотен здесь одиннадцать. А ещё Караваджо, Тициан, Рубенс, Ван Дейк, Тинторетто, Понтормо, Мурильо и многие другие представители флорентийской и венецианской школ живописи.

Галерея современного искусства

Здесь посетители смогут ознакомиться с работами мастеров кисти более позднего периода – XIX – XX веков. Особого внимания достойны работы представителей флорентийской группы «Маккьяйоли». Такое название группа единомышленников получила за свою свободную манеру письма в виде разнообразных цветовых пятен (от итальянского macchia – пятно).

Музей серебра

Уникальная коллекция предметов искусства не только итальянских мастеров поражает воображение в музее серебра. Безусловно, главной его изюминкой является коллекция ваз Лоренцо Великолепного. Здесь есть и вазы империи Сасанидов, и древнеримские амфоры, и византийские творения, и даже работы венецианцев XIV столетия. Но не только вазами славен музей серебра Палаццо Питти. Драгоценные камни, изделия из слоновой кости, серебра и золота «разбросаны» по разным залам и создают атмосферу сказочного богатства. Чего стоит одна площадь Синьори в миниатюре, выложенная драгоценными камнями и золотом!

Кроме того, в музее карет можно увидеть первые автомобили и повозки без рессор. В музее костюма, расположившемся в Малом дворце, осмотреть коллекцию из 6 000 костюмов и аксессуаров. А в правом крыле Палаццо стоит посетить королевские апартаменты и почувствовать себя венценосной особой.

Как видите, Палаццо Питти во Флоренции достоин внимания туристов. Принимает посетителей он ежедневно, кроме понедельника, с 8.00 до 19.00. Правда, вход внутрь обычно прекращается в 17.30. Это и не удивительно. Чтобы осмотреть одну только Палатинскую галерею с её 500 полотнами, понадобиться не один час.