Отношение к работе. Как получить заслуженное повышение на работе Продвинуться по службе

Как добиться продвижения по службе? Как эффектно подать себя и свою работу? Полезные советы и рекомендации для женщин.

Секреты продвижения по карьерной лестнице

Некоторые женщины часто жалуются, что давно и усердно работают, но годами сидят на одном и том же месте без всякой надежды на повышение и прибавку жалованья. При этом обычно ведут себя тише воды, ниже травы, никогда не спорят, в коллективе незаметны... И не задумываются о том, как может вечно занятый босс догадаться об их исключительных способностях, если они сами настойчиво не желают их демонстрировать? Ведь не зря говорят: талантам надо помогать, бездарности пробьются сами.

Выступайте продюсером собственного таланта, если чувствуете себя недооцененной. Отбросьте ненужную скромность — и вперед, покажите товар лицом, то есть сделайте все, чтобы босс увидел в вас подчиненную своей мечты.

Сообщайте боссу только хорошие новости . Стоит раза три подряд огорошить его каким-нибудь неприятным известием, как у него выработается рефлекс: «Опять она пришла! Значит, у нас снова проблемы...» Постарайтесь не портить свою репутацию подобными невыгодными ассоциациями. В конце концов, у каждого начальника есть секретарша, прямые обязанности которой — информировать его обо всем случившемся в офисе. И никогда не упускайте шанс первой сообщить боссу что-то хорошее — так вы станете для него «лучом света в темном царстве». Только прежде чем бежать к нему в кабинет с радостным известием, проверьте достоверность информации, чтобы не оказаться в глупом положении.

Будьте на виду. Активно участвуйте во всех профессиональных обсуждениях, летучках и собраниях. Садитесь так, чтобы шеф вас видел (желательно напротив него). Задавайте вопросы, вставляйте ремарки, вносите предложения, взвешивайте все за и против, вслух анализируйте рабочую ситуацию... В общем, ведите себя как полноценный член коллектива, имеющий собственное мнение. Такую сотрудницу трудно не заметить и не оценить по достоинству.

Не забывайте хвалить шефа. Особенно если есть за что. Ведь он тоже человек и нуждается в том, чтобы его Удачный проект или сделку одобрили не только «выше стоящие товарищи», но и собственные подчиненные. Главное — делать комплименты грамотно и не переходить грань между искренней похвалой и подхалимажем (даже в завуалированной форме).

Подружитесь с секретаршей. Ведь она — правая рука шефа и при случае может как помочь, так и навредить. Если вы наладите с ней контакт, то будете в выигрышном положении: она предупредит, когда к шефу лучше не заглядывать; оперативно доложит, если вам срочно нужна аудиенция босса; в выгодном свете представит вашу инициативу или сообщит о грядущей реорганизации отдела. И не забывайте, что многие начальники (особенно если они возглавляют большой коллектив) видят своих сотрудников именно глазами секретарши. То есть от нее частично зависит ваша репутация!

Научитесь оценивать ситуацию. Не стоит напрягать босса своими проблемами (внеочередной отпуск, прибавка к зарплате), когда в компании аврал или ЧП. В это время беспокоить его своими личными делами в лучшем случае бесполезно, в худшем — опасно. Того, кто в критическую минуту не занимается спасением общего дела, а заботится о себе, любимом, начальник может запросто уволить (в сердцах, конечно, но разве от этого легче?).

Старайтесь не брать больничный. По идее, лучше вообще не болеть. Но, если вы все-таки подхватили какую-нибудь ОРВИ, угрожающую сразить весь коллектив, не пытайтесь самоотверженно перенести болезнь на ногах. Конечно, есть такие наивно-бессердечные шефы, которые в подобном героизме усматривают доказательство преданности сотрудников, готовых ради интересов фирмы пожертвовать собственным здоровьем. К счастью, таких меньшинство. Умный начальник должен заботиться и о здоровье подчиненных, и о своем собственном и с пониманием относиться к вашему вынужденному отсутствию на работе. Но не надо этим злоупотреблять: подписывая бесконечные больничные листы, шеф вряд ли будет считать вас надежным кадром, на которого можно всегда рассчитывать. Так что укрепляйте иммунитет и всегда будьте в форме.

Подавайте только блестящие идеи. Идеи бывают стоящими и бесперспективными. А сотрудники, которые их выдвигают, делятся на две соответствующие категории. Если вы решили прослыть генератором идей, ни в коем случае не предлагайте шефу что попало только ради того, чтобы что-то предложить. Впрочем, даже стоящую идею надо уметь преподнести. Важно не просто чирикнуть что-то невразумительное на очередном обсуждении дел фирмы, а четко и обстоятельно изложить свою мысль. Кстати, это спасет вас от плагиата со стороны шефа, если он любит «подворовывать» идеи подчиненных и выдавать их за свои. Конечно, сотрудниц, которые как бы невзначай поставляют хорошие идеи, начальство очень даже ценит, только вот вслух не хвалит и по служебной лестнице не двигает.

Соответствуйте ожиданиям шефа. Многие начальники не могут внятно сформулировать, чего, собственно, они ждут от подчиненных, и надеются на их догадливость. Самая верная тактика в такой ситуации — наблюдать и делать выводы. Босс не любит, когда его тревожат до обеда? Не появляйтесь в его кабинете до трех часов дня. Он выходит из себя, если его перебивают? Сделайте над собой усилие, дождитесь конца его монолога и спокойно вставьте свое слово. Он не выносит красный цвет? Приберегите свой пурпурный костюм для другого случая. И, самое главное, никогда не произносите фразу «Я вообще не понимаю, чего вы от меня хотите!». Шеф сразу заподозрит, что вы намекаете на его неспособность ставить задачи, и в отместку может обвинить вас в непрофессионализме.

Не избегайте сложных и неприятных заданий . Сотрудника, который сумел «вытянуть» провальный проект, а тем более сделать его прибыльным, будут ценить на вес золота. Так что вы только выиграете, если сами предложите свою кандидатуру боссу, обдумывающему, кого бы осчастливить своим доверием. Только не обещайте больше, чем можете сделать. Невыполненные обязательства способны перечеркнуть все прежние заслуги, а восстанавливать репутацию — дело довольно утомительное. Иногда, здраво оценив свои возможности, лучше отказаться от сомнительного триумфа, чем рискнуть и потерпеть полное фиаско.

Пытайтесь выполнить все задания босса . Даже самые трудновыполнимые. Забудьте о таких аргументах, как «это невозможно», «это не входит в мои обязанности», произнесенных безапелляционным тоном. Тем самым вы расписываетесь в собственной беспомощности и рискуете вообще потерять место. И потом, не надо сдаваться сразу! Возьмите тайм-аут и обдумайте «нереальное» поручение. Может быть, оно все-таки выполнимо? Если нет, то спокойным тоном сообщите об этом шефу, называя конкретные причины, используя максимально корректные формулировки и весомые аргументы. А лучше всего — предложите альтернативный вариант решения проблемы.

Цените свое и чужое время. Не надо постоянно крутиться в районе дирекции. Во-первых, босс может подумать, что вам нечем заняться, а во-вторых, можете попасть под горячую руководящую руку, появившись в его кабинете не вовремя. Если даже вы записались на прием и пришли по делу, то будьте предельно лаконичны, приступайте сразу к сути дела и не пытайтесь заодно решить все волнующие вас проблемы.

Научитесь принимать критику . Слухи о маниакальном желании всех начальников устраивать разносы подчиненным без всякого повода сильно преувеличены. Любой нормальный начальник мечтает только о том, чтобы проколы сотрудников не повторялись, и поэтому вынужден указывать на ошибки. Это называется конструктивной критикой. Не надо оправдываться, занимать боксерскую стойку или, боже упаси, ударяться в слезы! Просто признайте свою вину и пообещайте, что будете внимательнее относиться к своим обязанностям в будущем.

Не вынуждайте босса оценивать вашу работу . Просто чтобы не разочароваться — кто знает, что услышите в ответ? Если шеф будет в плохом настроении, то запросто может сказать что-нибудь резкое, например: «А вы никогда не задумывались над тем, чтобы сменить профессию?» Такой сюрприз не для слабонервных. И не надо напрашиваться на похвалу, даже если вы хорошо поработали. Дело в том, что многие начальники не любят хвалить подчиненных — чтобы те не расслаблялись. Так что пусть шеф сам решает, кого казнить, а кого миловать. В нужное время сами узнаете свои баллы за «технику» и «артистичность». А если дружны с секретаршей, то, возможно, и раньше.

Не суетитесь . Многие сотрудники, твердо решив понравиться боссу, как-то незаметно переходят некие этические границы и начинают льстить, лебезить, угождать... Словом, всячески суетятся, не замечая, как смешно и нелепо они выглядят. В первую очередь — в глазах шефа. Ведь опытный человек сразу заметит фальшь и вряд ли обрадуется.

Понятие продвижения военнослужащих по службе

(теоретико-правовой анализ)

Соискатель кафедры военной администрации,

устанавливает связь между определенным порядком прохождения государственной службы и званиями (классными чинами, рангами), которые выражают специальную квалификацию, служебный стаж, заслуги и объем прав государственного служащего. Он также утверждает, что продвижение по работе происходит, как правило, с получением очередного классного чина и производится только в порядке постепенности.

отмечает, что в трудовом праве предусмотрена возможность продвижения по службе. Он утверждает, что семантическое значение понятия «продвижения» по службе идентично термину «выдвижение», в то время наиболее часто употребляемому. Под выдвижением в юридической литературе понимается перевод работника на руководящую административную, хозяйственную, партийную, советскую работу. также отмечает, что общим и наиболее характерным моментом продвижения по службе является то, что работнику предоставляется более сложная и ответственная работа, связанная с изменением ранее установленной трудовым договором функций. Таким образом, заключает он, степень сложности и ответственности работы являются основными признаками продвижения. Преимущества при продвижении (в том числе и выдвижении на руководящую должность) имеют те рабочие и служащие, которые успешно и добросовестно выполняют трудовые обязанности, а также прошли производственное обучение, имеют среднее специальное или высшее образование .

считает, что правовое понятие «продвижение по работе» следует рассматривать широко, т. е. не только как назначение на вышестоящую должность (продвижение по вертикали), но и как расширение содержания трудовой функции в пределах должности (продвижение по горизонтали). В связи с этим он выделял следующие формы продвижения руководящих работников:

Повышение в должности;

Установление более высокого оклада, но в пределах прежней должности;

Перемещение в другое подразделение и продвижение, связанное не столько с изменением в характере труда и его оплате, сколько с престижными моментами, например, увеличение числа подчиненных, сопровождающееся изменением роли руководимого подразделения в общей деятельности предприятия.

Должностные перемещения руководящих работников (продвижение по вертикали) опосредуются переводом на другую работу, который связан с изменением трудовой функции работника и допустим только с его согласия.

замечает, что «нормы трудового права не устанавливают какого-либо конкретного и единого порядка продвижения руководящих работников. В правовой литературе понятие продвижения по службе четко не определено и не предложены процедуры его осуществления».

доказывает, что продвижение по службе выражается в замещении очередной, вышестоящей должности с соответствующими изменениями в звании, оплате и т. д. Он также отмечает, что нет необходимости и возможности в продвижении каждого (или почти каждого) работника. Поэтому к формам и способам продвижения по службе целесообразно отнести не только повышение в должности, но и увеличение оплаты труда за выслугу лет , присвоение почетных званий с повышением оплаты труда и т. п. К продвижению по службе относит и совмещение должностей.

утверждает, что порядок прохождения службы складывается из назначения на должность, продвижения по службе, переводов и служебных перемещений по работе, смещения с должности (отстранения), увольнения со службы и т. д. Он отмечает, что в условиях советской государственной службы для продвижения по службе не существует никаких преград. Продвижение по службе проводится при наличии вакантных должностей и служебного соответствия кандидата на продвижение. указывает на то, для продвижения по службе кроме личных способностей необходимо твердо знать и хорошо разбираться в вопросах организации и управления, нужно хорошо знать условия и технику государственной работы на ее современном уровне, нужно иметь соответствующее образование, специальную подготовку, опыт руководящей работы.

В настоящее время исследования отечественных ученых – юристов направлены, по большей части, на продвижение по службе государственных гражданских служащих, изменение их должностного положения в связи с карьерным ростом.

называет продвижение по должностям, наряду с получением чинов и рангов и т. д., одним из элементов прохождения государственной службы, имеющей процессуальный аспект. По его мнению, классные чины, ранги или специальные звания присваиваются для отображения квалификации государственных служащих, их опыта работы и прошлой безупречной службы.

считает, что для большинства государственных служащих является характерным их движение по «должностной лестнице» в результате замещения различных должностей при прохождении службы в государственной администрации (ее структурных подразделениях, в государственных органах). Поэтому карьерой он называет индивидуальный должностной (служебный) путь государственного служащего.

под служебной карьерой в государственной гражданской службе понимает прохождение – динамику служебного статуса лица, занимающего государственную должность. Он называет основные элементы прохождения службы, образующие ее содержание, такие как поступление (прием) на государственную службу, аттестация и повышение квалификации, присвоение чинов (персональных званий, разрядов, дипломатических рангов и т. д.), перевод на другую должность, поощрение, привлечение к ответственности, прекращение службы.

Кроме того, отмечает, что социально-правовая защищенность, как один из основных принципов государственной службы, предполагает обеспечение служебной перспективы для госслужащих, т. е. их заинтересованности в повышении знаний, накоплении опыта, проявлении инициативы, добросовестном исполнении обязанностей, в развитии чувства ответственности Служебная перспектива реализуется, в том числе, и продвижением по службе, как переводом на более высокую должность в этой же организации или в другой (карьерой). Таким образом, отделяет понятие «продвижение по службе» от понятия «карьера», рассматривая последнее как более широкое.

считает, что ключевым элементом прохождения государственной службы является продвижение по службе. По его мнению, продвижение по службе представляет собой назначение государственного служащего на другую государственную должность с более высоким денежным содержанием и иным должностным наименованием. Такое продвижение имеет место при наличии следующих условий: наличие вакантной государственной должности; наличии требуемого образования, специализации, опыта работы, знания Конституции РФ и законодательства; наличие необходимого стажа государственной службы; прохождение конкурса. Продвижением по службе, по мнению, признается также «назначение государственного служащего на другую должность с более высоким денежным содержанием без изменения должностного наименования, т. е. в рамках одной квалификационной группы должностей». Такое продвижение (повышение в квалификационном разряде, классном чине, звании, ранге) возможно при добросовестном исполнении должностных обязанностей, прохождении аттестации, выработке стажа, выслуге.

определяет продвижение по службе как неотъемлемый элемент прохождения службы. Он называет следующие основные способы продвижения по службе:

«а) перемещение с занимаемой должности на более высокую должность в данном или другом государственном органе (организации);

б) присвоение очередного квалификационного разряда (разряда, звания) в установленном порядке, с надбавкой к должностному окладу ;

в) зависимость оплаты труда от стажа службы (общего, в данном органе, непрерывного) при условии положительной аттестации;

г) присвоение почетных званий (государственных и отраслевых) в установленном порядке, с надбавкой к должностному окладу;

д) пребывание в одном классе (звании, ранге) не более 3 (6, 10) лет в соответствии с условиями должности».

говорит о продвижении по службе (карьере) государственного служащего как о замещении им высшей должности по сравнению с той, которую он замещает. Он отмечает, что продвижение по службе государственного служащего должно осуществляться исключительно с учетом его способностей, профессиональной подготовки, конкретных результатов его деятельности на прежней должности, и, как правило, на конкурсной основе. отмечает также, что продвижение по службе по мере подъема по служебной лестнице становится все менее вероятным, т. к. уменьшается количество более высоких должностей.

Говоря о выделении, развитии и конкуренции общекультурных, деловых и личностных качеств кадров государственного аппарата , утверждает, что продвижение по службе «осуществляется как юридически упорядоченный процесс прохождения государственной службы, при котором на каждую вышестоящую государственную должность выдвигаются лучшие люди по знаниям, опыту и человеческим дарованиям». Он называет прохождение государственной службы субинститутом государственной службы, подразумевая под прохождением именно продвижение по службе. считает, что продвижение по службе в рамках государственного аппарата призвано изыскивать, растить, развивать, продвигать, обучать, стимулировать наиболее талантливых, работоспособных и преданных Родине государственных служащих.

называет должностной рост на конкурсной основе (карьеру) характерной чертой правового положения государственного служащего. Он отмечает, что продвижение по службе возможно либо в пределах одной группы должностей, либо на должности вышестоящих групп. Для продвижения по службе в этих случаях необходимо: наличие вакансии, прохождение переподготовки (переквалификации), или повышение квалификации в соответствии с квалификационными требованиями по соответствующей должности, решение конкурсной комиссии, рекомендация аттестационной комиссии. считает, что карьера возможна также в форме перемещения на равнозначную должность (с согласия перемещаемого), если при этом оптимизируется использование труда служащего, создаются более комфортные условия для его служебной деятельности, а также по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту.

определяет продвижение по службе как систему мер, призванную удовлетворить объективную заинтересованность госорганов в конкретном претенденте на должность и обеспечить служащим при наличии правовых условий (успешного и добросовестного выполнения обязанностей, наличия вакантной должности с учетом результатов стажировки по должности, прохождения переподготовки и повышения квалификации соответственно требованиям по должности, рекомендации комиссий, состояния в резерве кадров на выдвижение, собеседование) служебное продвижение, осуществляемое следующим образом:

1) Присвоение более высокого звания (чина), влекущее перемещение на более высокую должность с переходом в иную квалификационную группу (вертикальное повышение в должности);

2) Повышение в классе:

а) с повышением в должности в рамках данной квалификационной группы (горизонтальное повышение в должности);

б) или без занятия более высокой должности, но с установлением персональной ежемесячной надбавки за классность, стажность, профессионализм.

Говоря о праве государственного служащего на продвижение по службе, определяет продвижение по службе как возможность занять вышестоящую должность в служебной иерархии, вакантную государственную должность в аппарате государственного управления либо увеличить разряд своего денежного содержания по занимаемой государственной должности в соответствии с личными способностями, знаниями, навыками, умениями на основе объективной и компетентной оценки независимым коллегиальным органом, с учетом и в зависимости от стажа госслужбы претендента.

считает, что продвижение по службе (профессиональная карьера) государственных служащих тесно связана с такими понятиями и процедурами как конкурс на замещение вакантной должности, кадровый резерв, ротация, повышение квалификации, переподготовка, стажировка, срочность пребывания в должности и в классном чине с учетом общеслужебного стажа и аттестационной оценки.

считает, что продвижение по государственной службе является стимулирующим правовым средством.

Среди ученых - специалистов по военному праву, определению продвижения по службе военнослужащих было уделено достаточно внимания.

определяет продвижение по службе как выдвижение военнослужащих на высшие должности при служебных перемещениях.

считает, что порядок прохождения военной службы, регулируемый правом, включает, помимо прочего, правила аттестования военнослужащих, назначения их на должности и продвижения по службе. Причем твердый порядок прохождения военной службы, при котором каждый офицер знает свои права и видит перспективу своего роста является важнейшим условием планомерной, систематической работы по выращиванию, выдвижению и воспитанию офицерского состава. Продвижением военнослужащих по службе он называет последовательное их выдвижение, в порядке аттестования, на вакантные должности. Последовательность в продвижении по службе означает, по его мнению, назначение на высшие должности в порядке постепенности: по выслуге минимального срока в занимаемой должности аттестованный на продвижение по службе офицер, как правило, назначается на следующую по старшинству должность, если она окажется вакантной.

также считает, что продвижение офицеров по службе теснейшим образом связано с повышением офицеров в воинских званиях.

Называя продвижение военнослужащих по службе перемещением с повышением, определяет его как назначение на более высокую должность, на должность с более высокой категорией воинского звания или большим должностным окладом. Он также считает, что назначение на должность с равной категорией воинского звания и равным должностным окладом (по сравнению с занимаемой перед назначением должностью), но на самостоятельную работу также считается перемещением с повышением по службе.

Кроме того, продвижение по службе, как полагает, один из наиболее действенных способов поощрения лиц офицерского состава, выросших на практической работе и способных исполнять должности выше, чем они занимают. Повышение в должности, считает он, кроме морального удовлетворения, увеличивает возможности роста офицера в звании, улучшает материальное положение его самого и его семьи, а после увольнения с действительной военной службы гарантирует больший размер пенсии. Поэтому продвижение по службе, по мнению, - важный стимул в жизни и деятельности офицеров, генералов и адмиралов, способствующий развитию у них заинтересованности в результатах своего воинского труда, вызывающий готовность инициативно трудиться с максимальным напряжением сил, развивающий их стремление к повышению своих военных и специальных званий, классной квалификации.

утверждает, что выдвижение молодых работников в связи с обязательным увольнением с действительной военной службы по достижении установленных предельных возрастов служит принудительным способом планомерного обновления кадров начальствующего состава.

под продвижением по службе (карьерой) военнослужащих понимает поступательное, восходящее изменение их должностного положения. Он отмечает, что продвижение по службе является одним из аспектов, характеризующих принцип стабильности кадров на военной службе. Этот принцип, закрепленный в статье 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, занятие воинских должностей и перемещение по службе с повышением в должности в соответствии с полученной профессиональной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе.

утверждает, что продвижение по службе офицеров, его быстрота, а также рост в воинских званиях обуславливается количеством и категориями лиц, ежегодно увольняемых из Вооруженных Сил. Например, при высвобождении одной должности со штатной категорией «полковник» или «подполковник» продвигаются по службе 3 - 4 офицера, при высвобождении должности со штатной категорией «майор» или «капитан» офицера. А количество и категории лиц, ежегодно увольняемых из Вооруженных Сил, по мнению, в свою очередь зависят от предельных возрастов состояния на военной службе и некоторых других факторов.

определяет изменение должностного положения военнослужащих и присвоение им воинских званий основными элементами прохождения военной службы по контракту. Он считает, что повышение по службе может осуществляться как путем производства в высшие чины, так и путем назначения на высшие должности.

придерживается позиции, что продвижение по военной службе имеет стимулирующий потенциал и является правовым средством стимулирования исполнения обязанностей военной службы. Он считает: продвижение по службе оказывает информационно-психологическое воздействие на сознание военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и тем самым вызывает у них заинтересованность в добросовестном исполнении обязанностей военной службы, совершенствовании воинского мастерства и т. п. «Мотивационной основой заинтересованности военнослужащего в продвижении по службе являются мотив достижения успеха и мотив власти».

При исследовании вопроса продвижения военнослужащих по службе необходимо несколько затронуть вопрос о видах военной службы. Под видом военной службы понимается ее специализация, которая обуславливается задачами и функциями государственных организаций и органов, производна от них. Из всего разнообразия приводимых в литературе классификаций видов военной службы, для целей настоящего исследования необходима квалификация на войсковую военную службу, предназначенную для непосредственного решения задач военной безопасности государства военными методами и войсковую военную службу, предназначенную для обеспечения решения указанных задач.

Существенные различия в условиях прохождениях военной службы, объеме полномочий и решаемых задач, позволяют утверждать, что назначение военнослужащих на воинские должности войсковой военной службы, предназначенной для обеспечения решения задач военной безопасности государства военными методами с воинских должностей войсковой военной службы, предназначенной для непосредственного решения указанных задач, является продвижением по службе.

Изучив положения виднейших ученых по вопросу продвижения по государственной службе, можно сделать ряд принципиальных выводов:

1) продвижение военнослужащих по службе и достижение в результате его самого высокого должностного положения в военной иерархии представляет собой один из сущностных принципов института прохождения военной службы и самой военной службы. Продвижение по службе, как принцип прохождения военной службы, выступает, своего рода, несущей конструкцией, на основе которой покоится и реализуется вся система – военная служба. Без продвижения по службе нет института военной службы;

2) основным видом продвижения по службе является назначение государственных служащих на высшие должности по сравнению с теми, которые они занимали;

3) присвоение государственному служащему очередного классного чина, воинского или специального звания, дипломатического ранга является продвижением по службе;

4) повышение государственному служащему денежного содержания при повышении в должности, установление более высокого оклада, разряда, в пределах прежней должности, является продвижением по службе;

5) награждение государственных служащих государственными и ведомственными наградами и знаками, присвоение почетных званий (государственных и ведомственных), получение ученых степеней и званий является продвижением по службе;

6) к продвижению по службе относится и продвижение, связанное с престижными моментами, например, увеличение числа подчиненных, сопровождающееся изменением роли руководимого подразделения в общей деятельности предприятия. Продвижение по службе (карьера) возможно также в форме перемещения на равнозначную должность, если при этом оптимизируется использование труда служащего, создаются более комфортные условия для его служебной деятельности. В преломлении к военной службе таковым продвижением будет назначение на должности, порой даже низшие, в воинские части, организации и учреждения, расположенные в центральных районах страны, городах федерального значения, в областных городах, городах областного подчинения, а также в органы военного управления, военно-учебные и военно-научные заведения.

Таким образом, обобщая все вышеназванные позиции и на основании сделанных из них выводов, можно дать следующие определения понятий военная карьера и продвижение военнослужащих по службе.

Военная карьера – это последовательная смена воинских должностей от начала воинской службы до ее окончания посредством процедур продвижения военнослужащих по службе, в результате которых достигаются определенные, установленные нормативными правовыми актами , служебные и моральные преимущества, материальные выгоды.

Продвижение по службе - это юридически упорядоченный, проходящий на конкурсной основе и характеризующийся альтернативностью, процесс перемещения военнослужащего на высшую воинскую должность, который заключается в подготовке этого военнослужащего к назначению на другую должность, определении результатов такой подготовки, объективной оценке готовности к выполнению обязанностей по предполагаемой должности и издании административного акта о назначении на высшую должность.

Видами продвижения военнослужащих по службе также являются:

1) присвоение военнослужащим очередных воинских званий (по сроку службы в предыдущем воинском звании, досрочно за особые личные заслуги или на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности)) по результатам служебной деятельности, утвержденным в аттестационном порядке;

2) повышение денежного довольствия, в том числе и тарифного разряда , выплачиваемого военнослужащим в зависимости от увеличения выслуги лет на военной службе и достижения установленных результатов в служебной деятельности, как в пределах прежней должности, так и при назначении на другую должность;

3) награждение военнослужащих государственными и ведомственными наградами и знаками, присвоение им почетных званий, получение ученых степеней и званий и увеличение в связи с этим денежного довольствия;

4) назначение военнослужащих, проходящих войсковую военную службу, предназначенную для непосредственного решения задач военной безопасности государства военными методами на воинские должности (должности), предназначенные для обеспечения решения указанных задач:

На воинские должности, связанные с преподавательской и научной деятельностью ;

На воинские должности в органы военного управления, а из них - в более высокие органы военного управления;

На воинские должности в воинские части, организации и учреждения, расположенные в центральных районах страны, городах федерального значения, в областных городах, городах областного подчинения.

5) назначение на равную или даже низшую (по тарифному разряду) воинскую должность, если при этом происходит увеличение числа подчиненных, изменение роли руководимого подразделения в общей деятельности военной организации (воинской части), увеличение объема и качества решаемых задач и рядом других престижных моментов.

Библиографический список:

Государственная служба России: Учеб. пособие. - М.: Проспект, 2009.

Право государственного служащего на продвижение по службе: Дисс. … канд. юрид. наук. - М., 1997.

Военно-административные законы. Военная служба. Конспект лекций. - СПб., 1905.

Зайцов . Курс военной администрации. Выпуск I. - М., 1867.

, Военно-административное право (Военная администрация): Учебник. - М.: За права военнослужащих, 2008.

Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации: Дисс. … докт. юрид. наук. - М., 2003.

Продвижение по службе (карьера) как основной элемент и стимул прохождения военной службы // Российский военно-правовой сборник № 5. М., 2006. С. 42.

Записки военной администрации для военных и юнкерских училищ. - СПб., 1894.

М . Конституционные основы законодательства о государственной службе // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 1983. - № 4.

Государственная служба. Учебник для подготовки государственных служащих. - М.: Статут, 1999.

Комплектование и устройство вооруженной силы. Часть I. - СПб., 1900.

Продвижение по службе: Административно-правовое исследование: Дисс. … канд. юрид. наук. - Саратов, 1993.

Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации: Учебник. / Под общ. ред. . - М.: РАГС, 2007.

См.: Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01.01.01 г. ; от 01.01.01 г. ; от 01.01.01 г. .

См.: ст. 10 Федерального закона от 01.01.01 г. «О статусе военнослужащих».

См.: Административное право: учебник / , . - М.: Норма, 2007. - С.

Административное право России: учебник / , ; отв. ред. . - М.: Проспект, 2008. - С. 216.

Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации: Дисс. … докт. юрид. наук. - М., 2003. - С. 226; , Военно-административное право (Военная администрация): Учебник. - М.: За права военнослужащих, 2008. - С. 230.

См.: Указ соч. - С. 135.

См.: Государственная служба. Учебник для подготовки государственных служащих. - М.: Статут, 1999. - С. 123.

См.: Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. - СПб.: Юридический центр пресс, 2003. - С. 248.

См.: и Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 2001. - С. 608.

См.: Словарь современного русского литературного языка. Т. 11. - М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1961. - С. 1028.

См.: Словарь современного русского литературного языка. Т. 11. - С. 1029.

См.: и Толковый словарь русского языка. - С. 529.

См.: Там же. - С. 111.

См.: Словарь иностранных слов. - М.: Сирин, 1996. - С. 219.

См.: и Ю . Указ. соч. - С. 268.

Словарь современного русского литературного языка. Т. 5. - М. - Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1956. - С. 847.

См.: Большой энциклопедический словарь: [А - Я] / Гл. ред. . - М. СПб.: Большая рос. энцикл.: Норинт, 1997. - С. 505.

Словарь иностранных слов: актуальная лексика, толкования, этимология / , и др. - М.: Цитадель, 1999. - С. 124.

Военно-административные законы. Военная служба. Конспект лекций. - СПб., 1905. - С.

См.: Комплектование и устройство вооруженной силы. Часть I. - СПб., 1900. - С. 184.

Там же. - С.

См.: Записки военной администрации для военных и юнкерских училищ. - СПб., 1894. - С. 99 – 100.

См.: Зайцов . Курс военной администрации. Выпуск I. - М., 1867. - С. 212.

Зайцов . Указ. соч. - С. 226 – 227.

Советская государственная служба // Вопросы советского административного права. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1949. - С.

См.: А . Организационно-правовые вопросы продвижения по службе на должности руководителей // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 1983. - № 4. - С. 25.

См.: Там же.

А . Указ. соч. - С. 25.

См.: М . Конституционные основы законодательства о государственной службе // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 1983. - № 4. - С. 16.

См.: Основные вопросы советской государственной службы: Дисс. … канд. юрид. наук. - М., 1954. - С. 202.

См.: Там же. - С. 203.

См.: Государственная служба. - М.: Академический правовой университет при Институте государства и права РАН, 1993. - С. 7.

См.: Там же. - С. 11.

См.: Служебное право. Учебник. - М.: Бек, 1996. - С. 389.

См.: Указ. соч. - С. 390.

См.: Административное право России. Учебник для вузов. - М.: Норма, 2000. - С. 117.

См.: Государственная служба России: Учеб. пособие. - М.: Проспект, 2009. - С. 22.

См.: Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. - М.: Статут, 1999. - С. 351.

Указ. соч. - С. 352.

См.: , Российское административное право: Учебник. - Саратов: Саратовская государственная академия права, 2003. - С. 126.

Там же. - С. 127.

См.: Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Юрист, 2003. - С. 80.

Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. Монография. - М.: РАГС, 2002. - С. 230.

См.: Там же. - С.

См.: Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации: Учебник. / Под общ. ред. . - М.: РАГС, 2007. - С. 159.

См.: Продвижение по службе: Административно-правовое исследование: Дисс. … канд. юрид. наук. - Саратов, 1993. - С. 33.

См.: Право государственного служащего на продвижение по службе: Дисс. … канд. юрид. наук. - М., 1997. - С.

См.: Правовой статус государственных служащих: структура и содержание. Монография. - М.: ИПКгосслужбы, 2003. - С. 85.

См.: Теория правового стимулирования: Дисс. … докт. юрид. наук. - Ростов - н/Д, 2003. - С. 173 – 193.

См.: , Военная администрация. Учебник. / Под ред. . - М., 1990. - С. 233.

См.: Правовые основы Советской военной службы: Дисс. … канд. юрид. наук. - М., 1955. - С. 193.

См.: Там же. - С. 203.

См.: Там же. - С. 303.

См.: Указ. соч. - С. 245.

См.: Правовое регулирование прохождения действительной военной службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР: Дисс. … канд. юрид. наук. - М., 1972. - С. 202.

См.: Там же. - С. 203.

См.: Правовое регулирование прохождения действительной военной службы офицерским составом. - С. 263.

См.: Продвижение по службе (карьера) как основной элемент и стимул прохождения военной службы // Российский военно-правовой сборник № 5: Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации. - М.: За права военнослужащих, 2006. - С. 42.

См.: Организационно-правовые вопросы увольнения с военной службы граждан, проходящих ее по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. - М., 2000. - С.

См.: Правовые аспекты прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (монография). [Электронный ресурс]: Военное право. Выпуск 6. М.: За права военнослужащих, 2007. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

См.: Стимулирование исполнения обязанностей военной службы: практические рекомендации для командиров и начальников. - М.: За права военнослужащих, 2008. - С. 70 – 74.

Механизм действия правовых стимулов на исполнение обязанностей военной службы // Право в Вооруженных Силах. - 2004. - № 8. - С. 61 – 62.

Военная служба в Российской Федерации. - С. 93.

Данную классификацию военной службы приводит. См.: Военная служба в Российской Федерации. - С. 103.

Отсутствие продвижения по службе может стать причиной профессионального выгорания. По подсчётам специалистов, служащие, проработавшие на одном месте больше 15 лет, в пять раз чаще подвергаются эмоциональному выгоранию по сравнению с теми, кто не задерживается на одном месте больше 4 лет. Не чувствуя своей значимости и не видя благодарности и материальных поощрений, сотрудники постепенно теряют высокую самооценку и начинают более халатно относиться к своим обязанностям. Ещё одна опасность, которая подстерегает работника, - монотонная деятельность. Однообразные, скучные задачи, не требующие творческих решений, тоже заставляют сотрудников относиться к прежде любимой работе, как к каторге. Всё это негативно влияет не только на результаты работы, но и на психологическое состояние работника. Неудовлетворённость работой обычно сопровождается утомлением, постоянным ощущением тревоги и даже физическим недомоганием.

Почему меня не ценят?

Разумеется, причина может быть в том, что вы недостаточно хорошо выполняете свою работу. Однако, как правило, бездельники не стремятся к карьерному росту, понимая, что это повлечёт за собой дополнительные обязанности. Так что оговоримся сразу: речь пойдёт не о лентяях, а о тех, кто работает в полную силу, но при этом остаётся в стороне от повышений и прибавок к зарплате. Давайте разберёмся, что может помешать продвижению по службе.

Нежелание учиться . Даже если вы прекрасно справляетесь со своими обязанностями, для того чтобы вырасти по службе, придётся осваивать что-то новое. Иначе вы так и будете трудиться на прежнем участке, получая благодарности за отличную работу, но без всяких карьерных перспектив. А раз так, смело напрашивайтесь на различные семинары, получайте все возможные сертификаты, если ваша компания проводит обучение сотрудников. Если же никаких курсов повышения квалификации ваша фирма не оплачивает, просто попросите у шефа дополнительную нагрузку. Но только такую, которая позволит освоить новый вид деятельности. Конечно, свободного времени у вас станет меньше, зато шансы получить новую должность вырастут.

Раздражи-тельность. Если каждая мелочь способна вывести вас из себя, вряд ли стоит рассчитывать на хорошие отношения с сослуживцами и начальством. Если эмоциональные вспышки будут повторяться часто, коллеги станут относиться к вам с предубеждением, игнорируя даже здравые идеи, только лишь потому, что они прозвучали из ваших уст. Рано или поздно раздражительный сотрудник оказывается в изоляции - и тогда о повышении по службе можно забыть.

Застенчивость. Возможно, вы полны идей о том, как улучшить работу вашего отдела, но боитесь высказать свои соображения. Хороший способ справиться со страхом - проиграть пугающую ситуацию в воображении. Представьте, как вы добиваетесь успеха в разговоре с шефом или как коллеги с восторгом слушают ваш отчёт на собрании. Можно прорепетировать свою речь и в реальности - перед зеркалом.

Неумение слушать . Если вы не обладаете этим навыком, вряд ли вам удастся расположить к себе шефа и получить желаемую должность. Чтобы ваш визави почувствовал, что вы его понимаете, время от времени своими словами повторяйте то, что он сказал. Только не превращайтесь в эхо! Иногда нужно отстаивать свою точку зрения. Начните с фраз: «Я вас прекрасно понимаю, но…», «Согласен с вами, однако…», а уж потом переходите к высказыванию своих мыслей.

Самовыдвиженцы

Бывает, что даже те, кто полностью заслуживает повышения, не получают его до тех пор, пока напрямую не попросят об этом шефа. Если вы успешно справились со всеми своими недостатками, а приказ о новом назначении так и не появился, придётся отправиться в кабинет к начальнику для откровенного разговора. Самый подходящий момент - сразу после того, как вы выполнили сложное задание или проделали большой объём работы.

Не стоит приходить со своей просьбой, когда шеф по уши загружен делами, - ваши аргументы будут восприниматься с трудом. И конечно же, вы должны точно знать, на какую именно должность вы претендуете, а также о том, какую именно пользу вы сможете принести фирме, получив заветное повышение. Так что заранее запаситесь аргументами в свою пользу. И учтите, подходящих вакансий в компании может и не быть. Тогда единственный способ стать руководителем - создать новое направление и убедить шефа в том, что оно необходимо фирме. Смело высказывайте свои идеи начальству - возможно, именно вам доверят воплощать их в жизнь и даже позволят набрать собственную команду.

Вступая в новую должность или думая о продвижении по службе, многие ставят во главу угла повышение зарплаты. Но должностной статус – тоже часть этого уравнения, говорит Маргарет Нил, профессор Стэнфордской школы бизнеса. Это сигнал, который сообщает внешнему миру и коллегам, на каком уровне вы находитесь внутри организации, объясняет она, и название должности обеспечивает определенный статус и круг общения, который поможет лучше выполнять работу. «Это разновидность самовыражения на рабочем месте, которая символизирует и суть работы, и вашу значимость», – говорит Дэн Кейбл, профессор Лондонской школы бизнеса. Вот несколько советов тем, кто хочет поменять название своей должности, сохранив прежний круг обязанностей.

Займитесь самоанализом. Почему вам нужна именно эта должность? Следует подумать над этим, чтобы понять, стоит ли вообще затевать переговоры. «Если вы уже какое-то время работаете в компании, то могло случиться так, что объем вашей работы и круг ваших обязанностей расширились, но название должности осталось прежним, а ваша зарплата не соответствует выполняемой работе», – предполагает Нил. В таком случае обсуждение ситуации с начальником имеет смысл. Возможно, вы размышляете о смене места работы и хотите выглядеть лучше в глазах возможного работодателя? «Ваша должность – это способ, с помощью которого будущие работодатели смогут всесторонне оценить ваши зарплатные ожидания», – поясняет эксперт.

Определите название должности. Оно должно точно отражать ваш опыт, обязанности и статус внутри организации. Поинтересуйтесь, как называются аналогичные должности в других компаниях. Кроме того, советует Кейбл, подумайте, какая должность даст вам ощущение собственной значимости и авторитетности. Но нужно учитывать реальную ситуацию в вашей компании и отрасли, напоминает Нил: «В каждой организации существует сложившаяся иерархия». Если вы рассчитываете на должность с новым модным названием, то лучше убедиться, что для нее есть более традиционный синоним, советует Нил. Например, если Chief Motivational Officer может соответствовать должности вице-президента по кадровому планированию.

Расставьте приоритеты. Насколько для вас важно желанное название должности по сравнению с зарплатой и премиями, служебными обязанностями, продолжительностью отпуска и графиком работы? «Вопрос о названии вашей должности должен стать лишь частью ваших переговоров, поэтому подумайте обо всех ресурсах, необходимых для лучшего выполнения работы», – советует Нил. Задайте себе вопрос: какие преимущества наиболее важны для вас? Если к ним относится и название должности, тогда вы на верном пути, продолжайте.

Сначала слушайте! Самое главное при подготовке к разговору с вашим нынешним или будущим начальником – слушать. «Во время собеседований нужно прислушиваться к тому, что рассказывают вам о проблемах, с которыми сталкивается организация», – говорит Нил. Если вы уже работаете в организации, ее проблемы должны быть вам известны. Попытайтесь понять, что составляет предмет заботы и реального беспокойства руководства, чтобы учесть это при выстраивании своих доводов. «Не зацикливайтесь на своих желаниях, иначе вы рискуете не услышать то, что хочет ваш босс», – предупреждает Нил.

Разработайте стратегию. Готовясь поговорить с начальником, задайте себе вопрос о том, что может заставить его сказать «да». Подумайте, какие проблемы начальства могут быть решены с помощью вашего карьерного продвижения, предлагает Нил. Если ответа нет, значит, к разговору вы не готовы. Полезно найти причину, чтобы задать вопрос, добавляет она. Может, вы только что подписали новый большой контракт, завершили важный проект или вам предложили другую работу, но вы хотите остаться на старом месте? Вам также надо доказать, что новое название должности поможет вам работать результативнее, например благодаря приобретаемому авторитету или кредиту доверия.

Поговорите с начальником. Если вы кандидат на рабочее место, на собеседовании вы можете сказать: «Вижу, что сейчас эта должность называется «аналитик», но это достаточно общее название. Нельзя ли изменить его, чтобы оно лучше отражало круг обязанностей?» Такой вопрос, считает Кейбл, часто становится началом хорошего делового разговора. Если вы продолжаете работу в своей организации, но хотите изменить название должности, Кейбл советует показать начальнику исследование о том, как название должности стимулирует работников трудиться лучше. Что бы вы ни делали, не ведите себя как требовательная примадонна. Нил советует сделать акцент на решениях, которые вы предлагаете начальнику, а также на умениях и способностях, которые вы сможете употребить для развития организации.

Будьте благодарными, но до определенной степени. Если руководитель соглашается на желанную должность (или на один из ее вариантов), первым делом его нужно поблагодарить. Если вы получили не все, что хотели, помните, что это необязательно разовая акция, считает Нил, а постоянный переговорный процесс. Воспользуйтесь возможностью в наиболее мягкой форме дать понять начальнику, что, несмотря на выраженную благодарность, вопрос полностью не закрыт и вы вернетесь к нему. В случае полного отказа в изменении названия должности, денежного вознаграждения или других бонусов Нил предлагает узнать у начальника подробнее, каковы критерии, по которым вас оценивают, и уточнить, как вы оба можете понять, что нужные показатели достигнуты. Иначе говоря, нужно спросить: «Что нужно сделать, чтобы продвинуться по службе?»

Пример номер один

Салли Кейн, директор по контенту в агентстве юридического маркетинга PaperStreet, в начале карьеры работала управляющим редактором в журнале о национальной торговле, целевую аудиторию которого составлял юридический персонал среднего звена. В круг ее служебных обязанностей входили контроль за редакционным контентом, деятельностью небольшой редакции и группы фрилансеров, а также взаимодействие с подрядчиками при работе над специальными проектами.

Важные принципы

Нужно:
подумать о своих личных обстоятельствах и разобраться в том, для чего вам нужно новое название должности и как это название поможет лучше выполнять работу;
использовать возможности социальных сетей и других онлайн-ресурсов, чтобы выяснить, какие названия должности отражают уровень ваших профессиональных навыков, опыта и статуса;
подумать о мотивации и проблемах вашего начальника. Прежде чем поговорить с ним, задайте себе вопрос: «Почему мой нынешний или будущий начальник должен согласиться?»

Не нужно:
перегибать палку с необычным названием должности. Даже если у вас такое есть и начальник на него согласился, лучше иметь в запасе и традиционное название;
ограничиваться только просьбой о более привлекательном названии. Необходимо выложить на стол переговоров все, включая зарплату, описание должности, гарантии и компенсации;
отчаиваться, если сразу не удалось получить все, что вы хотели. Просьба о новом названии должности – предмет постоянных переговоров, соглашаются все эксперты.

Проработав на этом месте полгода, Салли стала думать, что название ее должности не в полной мере отражает уровень ее ответственности. «Я изучила похожие издания, примерно такого же объема и тиража, чтобы выяснить, каков у них состав редакции», – вспоминает Салли.

Салли решила попросить начальника, который был владельцем и издателем журнала, сделать ее главным редактором. Салли знала, что ее боссу очень хотелось сделать журнал более заметным в отрасли и создать свой бренд. «Во время нашего разговора я рассказала ему, что новая должность поможет мне представить наше издание в более выгодном свете. Я смогу чаще выступать на конференциях и оказывать большее влияние на подрядчиков», – вспоминает она. Начальник сразу же дал ей новую должность. Еще через полгода Салли получила соответствующую прибавку к зарплате.

Пример номер два

После окончания колледжа Ронда Рис начала работу ассистентом в небольшой PR-компании в Лос-Анджелесе. «Я занимала одну из низших позиций в компании, поэтому многого от меня и не ждали», – вспоминает она. Ее начальник Джордж заметил потенциал Ронды и увеличил ее объем работы и ответственности. Ронде хотелось доказать себе, что она со всем справится. «Я поняла, что могу привлечь новых клиентов, поскольку мне нравится совершать холодные звонки, – рассказывает Ронда. – Вскоре благодаря мне стали появляться важные и выгодные клиенты».

Джордж был доволен работой Ронды. «Он сам решил платить мне комиссионное вознаграждение, – говорит она. – Помимо зарплаты мне платили 10% комиссионных, я была довольна и продолжала делать все то, что делала до этого». Нагрузка Ронды все увеличивалась. При этом она оставалась просто PR-ассистентом, и ей приходилось работать еще усерднее, чтобы клиенты воспринимали ее серьезно. В конечном итоге она поняла, что ей нужна должность, соответствующая ее функциям. «Вначале я думала, что выполняю работу менеджера по работе с клиентами, но вдруг обнаружила, что работаю и руководителем группы исполнения заказов», – вспоминает она.

Ронда решила поговорить с начальником. «Я пришла к нему в кабинет, подробно рассказала о работе и своей ключевой роли в бизнесе и попросила прибавки к зарплате и должность руководителя группы исполнения заказов, – вспоминает она. – Он сильно удивил меня, назначив вице-президентом. Я продолжала выполнять те же самые обязанности, что и раньше, но теперь уже в новой должности и с небольшой прибавкой к зарплате». Вскоре Ронда поняла, что хочет открыть собственную компанию. «Я знала, что смогу все делать сама, – призналась Ронда. – Теперь я сама себе начальник и называю себя президентом».

Ирина Андреева

ВПЕРЁД И ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ КАРЬЕРЫ

Кто может – делает. Кто не может – учит.

Закон Менкена.

Кто не может учить – управляет.

Дополнение Мартина.

Карьера (от итал. сarriera – бег, жизненный путь, поприще) – в широком понимании успешное продвижение в области профессиональной, общественной, служебной деятельности. В узком понимании – это индивидуальная последовательность важнейших перемен в деятельности, связанная с изменением положения сотрудника на служебной лестнице. Критериями удачной карьеры считаются удовлетворённость жизненной ситуацией и социальный успех.

Различают два вида карьеры: профессиональную и организационную . Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей трудовой деятельности проходит различные стадии профессионального развития: обучение, поступление на работу, продвижение по службе, уход на пенсию.

Внутриорганизационная карьера – это продвижение в профессиональном и должностном плане в пределах одной организации. Она может быть вертикальной, горизонтальной и ступенчатой. Вертикальная карьера означает подъём на более высокую ступень организационной иерархии, при этом достигается не только смена должностей и рост по карьерной лестнице, но и развитие уникальных навыков, опыта и интеллекта.

Горизонтальная карьера представляет собой либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определённой временной роли, либо расширение и усложнение задач в рамках занимаемого в иерархии положения. Разновидностью профессионально-горизонтальной карьеры является ротация . Она может быть кольцевой (возврат на стартовую должность); короткой (спланированное прохождение работником полученных должностей); безвозвратной (продвижение без возврата на стартовую должность и без вертикального роста). Ступенчатая карьера совмещает вертикальную и горизонтальную.

Путь наверх иногда чреват головокружительным падением вниз, и пережить это тоже нужно уметь. Такова карьера знаменитого Ли Якокки. В 1965 году он стал вице-президентом, а через пять лет президентом компании «Форд». За последние два года под его руководством компания получила рекордные прибыли – 3,5 млрд. долларов (подобные достижения в истории компании больше не повторились). Ли Якокка превратился в национальный символ Америки в области менеджмента. Однако в 1975 году наследник династии Генри Форд тяжело заболел. Чтобы не допустить к активам компании Ли Якокку в случае внезапной смерти владельца, Форд после трёхлетних закулисных махинаций в 1978 году, в день рождения выдающегося менеджера, уволил его. Это произошло после 32 лет работы в фирме «Форд» и при отсутствии каких бы то ни было объяснений. На совете компании Г. Форд заявил: «Или я, или он! Располагаете двадцатью минутами для размышления!» – и быстро вышел из зала заседания.

Увольнение явилось страшным ударом для Ли Якокки, в первую очередь, потому, что от него отвернулись те люди, которых он считал близкими друзьми. «… Если до своей смерти человек имел хотя бы пять настоящих друзей, он вправду был счастлив в жизни. Внезапно я осознал это. Горький урок. Ты можешь годами быть хорошим другом кому-то, обсуждать всё и в хорошие, и в плохие времена с ним, попытаться его защитить в трудные моменты, а когда сам попадаешь в беду, сразу и в помине его нет», – с горечью писал Якокка в своей «Автобиографии».

Однако за падением последовал новый взлёт. Через две недели после увольнения Ли Якокка стал президентом автомобильной компании «Крайслер». С этого поста он и ушёл на пенсию с большими почестями и уважением.

Планирование карьеры

Планирование карьеры – система форм, методов и средств организации планомерного и последовательного продвижения и перемещения работников с учётом их интересов, а также потребностей организации. Главная цель этого процесса – наиболее рациональное использование творческого потенциала работника, создание условий для самореализации его как творческой личности.

Планирование карьеры работников организации предусматривает следующие мероприятия:

    определение потребности в работниках как в текущем году, так и на перспективу;

    прогнозирование перспективной потребности в работниках дефицитных профессий в связи с внедрением новой техники и технологий;

    разработку плана (схемы) профессионального продвижения каждого претендента;

    разработку повышения квалификации работников;

    разработку условий перемещения работников на следующие ступени карьеры.

Планирование карьеры может быть вертикальным и горизонтальным. Вертикальное кадровое планирование предполагает зачисление перспективных сотрудников в резерв на выдвижение и их подготовку к работе на руководящих должностях. Однако количество руководящих постов в организации ограничено, поэтому нужно продумать возможности горизонтального карьерного роста, предполагающего профессиональное совершенствование сотрудника. Оставаясь на своём месте, сотрудник приобретает более высокий статус путём присвоения категории, получения разряда и связанного с ними повышения заработной платы.

Планирование карьеры носит двухсторонний характер. Наряду с планированием карьеры профессионала в рамках организации, сотрудник самостоятельно планирует свою карьеру. Он стремится занять в организации такое положение и выполнять такую деятельность, которые позволяли бы ему реализовать свой творческий и профессиональный потенциал и доставляли бы моральное удовлетворение.

Зачастую людей, занятых планированием собственной карьеры, их коллеги пренебрежительно называют «карьеристами». За стремлением делать карьеру многие усматривают только желание добиться власти и материального благополучия. Однако вполне возможно, что человек, планирующий собственную карьеру, хочет полностью реализовать себя как специалиста, достичь компетентности, получить возможность для осуществления своих профессиональных замыслов и устремлений. Задаваясь вопросом о том, что побуждает человека избрать свой собственный путь, Карл Юнг пришёл к следующему заключению: « Это то, что называется предназначением, некий иррациональный фактор, который толкает к эмансипации от стада с его проторенными путями. Настоящая личность всегда имеет предназначение и верит в него; имеет к нему веру, как к Богу. Это предназначение действует, однако, как божественный закон, от которого невозможно уклониться….».

Система продвижения по службе и её основные виды

Современное общество предоставляет человеку возможно перемещения по иерархической лестнице снизу вверх. Это связано с тем, что наверху образуются вакансии вследствие перемещения сотрудников на более высокие посты, отставок, увольнений, выхода на пенсию и т.д.

Система продвижения по службе включает следующие основные виды.

Продвижение по результату. Если работа оценивается по её соответствию поддающимся измерению целям, то имеется возможность продвигать работника в соответствии с его заслугами в достижении этих целей. В такой ситуации компетентность определяется как выполнение работы способом, позволяющим получить искомый результат.

По мнению Л. Дж. Питера, эта система не имеет широкого применения, потому что трудно оценить, насколько выполняемая сотрудником работа служит достижению целей предприятия.

Продвижение по усердию имеет место, когда служащего ценят за исполнительность, аккуратность, соблюдение правил, инструкций, за доброжелательность (а порой – и за участие в организационных интригах). В этом случае компетентность определяется как содействие гладкому течению жизни внутри организации.

Продвижение на основе предпочтительности. Предпочтительность бывает двух видов: гласная и тайная. В первом случае всем известно, какие качества работника признаются важными. При этом компетентность определяется как соответствие стереотипам данной организации. Тайная предпочтительность основана на личных симпатиях и антипатиях тех, кто стоит у власти. Здесь компетентность рассматривается как способность обнаружить и удовлетворить личные вкусы начальства.

Продвижение по старшинству способствует глубоко спокойному течению жизни в организации, поскольку при таком подходе каждому открыт путь в начальники. Здесь компетентность определяется как способность дожить до нужного срока. Система продвижения по старшинству редко встречается в чистом виде.

Продвижение с участием кандидата. Часто у будущего кандидата интересуются, что он сам думает по поводу своего повышения. Однако назначение на новую должность вступает в силу только при наличии согласия начальства. В этом случае компетентность определяется как способность кандидата объективно оценить качество своей работы.

Л.Дж. Питер даёт тем, кто заинтересован в движении по карьерной лестнице следующие рекомендации. Во-первых, важно иметь покровителя – руководителя, который имеет возможность помочь вашему продвижению по службе: «Никогда не действуйте локтями, если у вас есть Рука». Во-вторых, покровителя нужно заинтересовать: он должен сам иметь какой-либо выигрыш от того, что поможет вам продвинуться по службе. В-третьих, нужно уметь выбраться из-под застрявшего на своей должности вышестоящего чиновника (опять же при помощи Руки). В-четвёртых, нужно проявлять гибкость: если ваш покровитель не поднимается на более высокий пост, значит, надо найти другого покровителя, способного двигаться дальше и тащить вас за собой. А ещё лучше – иметь побольше покровителей. «Общая тяговая сила нескольких покровителей равна сумме их индивидуальных сил, помноженной на число покровителей», – гласит «теорема» Халла. Эффект умножения достигается тем, что покровители общаются между собой и, вспоминая вас в своих разговорах, постоянно укрепляют друг друга в мнении о ваших высоких достоинствах и в желании вам посодействовать.

Виды карьерных ориентаций

Индивидуальная карьера профессионала во многом зависит от его карьерной ориентации, которая избирается работником в зависимости от его индивидуальных особенностей. Э. Шейн выделил восемь основных карьерных ориентаций (или «якорей карьеры»).

1. Профессиональная компетентность . Эта ориентация связана с наличием способностей и талантов в определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т.д.). Люди с подобной ориентацией хотят быть мастерами своего дела. Они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать свои способности. Одновременно эти люди ищут признания своих талантов, которое выражается в статусе, подобающем их мастерству. Они готовы управлять другими в пределах своей компетентности, но управление не представляет для них особого интереса. Поэтому многие из этой категории отвергают работу менеджера, рассматривают управление как необходимое условие для продвижения в своей профессиональной сфере. Обычно это самая многочисленная группа в большинстве организаций, обеспечивающая принятие в организации компетентных решений.

2. Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеют ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. Понимание этой карьерной ориентации связано с возрастом и опытом работы. Такая работа требует не только аналитических навыков, но и навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы нести бремя власти и ответственности. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством продукции, разработками, продажами.

3. Автономия (независимость). Первичная забота для личности с этой ориентацией – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность делать все по-своему: самому решать, когда, над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации (рабочее время, место работы, форменная одежда). Конечно, каждый из нас до некоторой степени нуждается в автономии, однако если такая ориентация выражена сильно, то личность готова отказаться от продвижения по службе и от других возможностей ради сохранения своей независимости. Такой человек может работатьв организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы,но не будет чувствовать серьезных обязательств или преданности организации и будет отвергать любые попытки ограничить его автономию.

4. Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Необходимо различать два типа стабильности – стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабильность места работы подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию, заботится о своих работниках и платит большие пенсии, выглядит более надежной в своей отрасли. Человек с такой ориентацией – его часто называют «человеком организации» – ответственность за управление карьерой перекладывает па нанимателя. Он будет совершать какие угодно географические передвижения, если того потребует компания. Человек второго типа, ориентированный на стабильность места жительства, связывает себя с географическим регионом, «пуская корни» в определенном месте, вкладывая сбережения в свой дом, и меняет работу или организацию только тогда, когда это не сопровождается его «срыванием с места». Люди, ориентированные на стабильность, могут быть талантливыми и подниматься на высокие должности в организации, но, предпочитая стабильную работу и жизнь, они откажутся от повышения, если оно грозит риском и временными неудобствами, даже в случае широко открывающихся возможностей.

5. Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше». Человек с такой ориентацией не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит реализовать главные ценности жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, проверки качества продукции и товаров, защиты прав потребителей.

6. Вызов. Основные ценности в карьерной ориентации этого типа – конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы «бросать вызов». Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выигрыша-проигрыша». Процесс борьбы и победа в ней более важны для человека, чем конкретная область деятельностиили квалификация. Например, торговый агент может рассматривать каждый контакт с покупателем как игру, которую надо выиграть. Новизна, разнообразие и вызов имеют для людей с такой ориентацией очень большую ценность, и, если все происходит слишком просто, им становится скучно.

7. Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни. Он не хочет, чтобы в его жизни доминировала только семья или только карьера, или только саморазвитие. Он хочет, чтобы все это было сбалансировано. Такой человек больше ценит свою жизнь в целом – где живет, как совершенствуется, – чем конкретную работу, карьеру или организацию.

8. Предпринимательство . Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску. Он не желает работать на других, а хочетиметьсвою «марку», свое дело, финансовое богатство. Причем это не всегда творческий человек, для него главное - создать дело, концепцию или организацию, построить ее так, чтобы это было как бы продолжением его самого, вложить туда душу. Предприниматель будет продолжать свое дело, даже если сначала он будет терпеть неудачи и ему придется серьезно рисковать. Определить тип карьерной ориентации можно с помощью теста «Якоря карьеры» (см. ниже).

Ключевыми для успешной карьеры факторами считаются желание занять высокий пост, умение работать с людьми, способность убеждать других; предвидение событий, готовность рисковать и брать на себя ответственность; физическая выносливость.

Тест «Якоря карьеры» Э. Шейна

Инструкция: Внимательно прочтите утверждения, приведённые ниже. Используя 10-балльную шкалу оценивания, определите, насколько каждое из предложенных утверждений важно для вас. Если утверждение совершенно не важно, то в бланке для ответов, соответственно порядковому номеру утверждения, зачеркните цифру 1, если исключительно важно, то 10. Чем более важным для Вас является утверждение, тем большая зачёркивается цифра.

Насколько важным является для Вас каждое из следующих утверждений?

Совершенно неважно

Исключительно важно

Строить свою карьеру в пределах конкретной научной или технической сферы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Осуществлять наблюдение и контроль над людьми, влиять на них на всех уровнях

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Иметь возможность делать все по-своему и не быть стесненным правилами какой-либо организации

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Иметь постоянное место работы с га­рантированным окладом и социальной защищенностью

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Употреблять свое умение общаться на пользу людям, помогать другим

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Работать над проблемами, которые представляются почти неразрешимыми

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Вести такой образ жизни, чтобы инте­ресы семьи и карьеры были уравнове­шены

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Создать и построить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Продолжать работу по своей специальности, чем получить более высокую должность, не связанную с моей специальностью

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Быть первым руководителем в организации

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными ограничениями

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Работать в организации, которая обеспечит мне стабильность на длительный период времени

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Употребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Соревноваться с другими и побеждать

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Строить карьеру, которая позволит мне не изменять моему образу жизни

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Создать новое коммерческое предприятие

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Посвятить всю жизнь избранной профессии

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Занять высокую руководящую должность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Иметь работу, которая предоставляет максимум свободы и автономии в выборе характера занятий, времени выполнения и т.д.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Оставаться на одном месте жительства, чем переехать в связи с повышением

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Иметь возможность использовать свои умения и талант для служения важной цели

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Единственная действительная цель моей карьеры – находить и решать трудные проблемы, независимо от того, в какой области они возникли

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание моей семье и моей карьере

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дадут мне возможность начать и построить свое собственное дело

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я соглашусь на руководящую долж­ность только в том случае, если она находится в сфере моей профессиональной компетенции

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

. Я хотел бы достичь такого положе­ния в организации, которое давало бы возможность наблюдать за работой других и интегрировать их деятельность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В моей профессиональной деятельности я более всего заботился о своей свободе и автономии

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства, чем получить повышение или новую работу в другой местности

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу другим

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Соревнование и выигрыш – это наи­более важные и волнующие стороны моей карьеры

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Карьера имеет смысл только в том случае, если она позволяет вести жизнь, которая мне нравится

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей карьеры

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я бы скорее ушел из организации, чем стал заниматься работой, не связанной с моей профессией

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я не хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я предпочел бы работать в организации, которая обеспечивает длительный контракт

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10