Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки. Астраханская постановка «Руслан и Людмила» стала первой оперой во Всероссийском театральном марафоне Вопросы и задания

Редакторы-составители: профессор Н. П. Королёва, Н. Г. Шантырь

Хоровой дирижер Александр Борисович Хазанов (1906-1984), профессор Московской консерватории, свыше 40 лет проработавший хормейстером Большого театра СССР, раскрывает в своем труде производственную специфику и творческую составляющую профессии.

Книга будет интересна студентам хоровых отделений консерваторий и музыкальных вузов, а также всем интересующимся оперным театром.

От редактора-составителя 5

Слово об авторе

Н. А. Миракьян 6

А. П. Кулыгин 6

Т. В. Иванова 8

Ю. А. Евграфов 9

Н. Г. Шантырь 15

А. Б. Хазанов. Заметки оперного хормейстера

Введение 25

Прослушивание и отбор артистов в оперный хор 30

Из чего состоит работа хормейстера в оперном театре 34

Этапы подготовки хором нового оперного спектакля 37

Участие хора и хормейстера в оперном спектакле 46

Проведение хоровой репетиции 68

Искусство владения звуком 69

Дыхание 76

Мимика 78

Интонация и стро й 81

Интервалы 82

Хроматические гаммы 87

Интервалы (продолжение) 89

Дикция 98

Метроритм. Темп 104

Работа над несколькими элементами хорового звучания 116

Несколько слов о разновидностях звуковедения 122

Ансамбль 123

Нюансировка 125

Дирижер, режиссер, художник, хормейстер. Дирижеры Большого театра 131

Николай Семенович Голованов 132

Самуил Абрамович Самосуд 133

Арий Моисеевич Пазовский 134

Лев Петрович Штейнберг 136

Александр Шамильевич Мелик-Пашаев 136

Юрий Федорович Файер 137

Василий Васильевич Небольсин 138

Борис Эммануилович Хайкин 139

Хормейстер и режиссер 140

Заключение 143

Приложение

А. Б. Хазанов . Деятель хорового искусства (к 100-летию со дня рождения У. И. Авранека) 144

В 2014 году исполнилось тридцать лет со дня кончины выдающегося русского дирижера, композитора, общественного деятеля, профессора Московской консерватории, народного артиста РСФСР Александра Борисовича Хазанова (1906-1984). Более сорока лет он отдал Большому театру (1937-1978), в котором работал хормейстером. При его непосредственном участии осуществлялись замечательные постановки шедевров русской и зарубежной оперной классики. Одновременно (с 1936 года) А. Б. Хазанов преподавал специальные дисциплины на кафедре хорового дирижирования Московской консерватории. Результатом соединения этих двух сфер стала разработка Хазановым новой учебной дисциплины — «Хормейстерский класс». Впоследствии она получила наименование «Хормейстерская практика в музыкальном театре» и курировалась им в течение многих лет. Возможно, это и подтолкнуло Хазанова к созданию очень детального, методически и практически выверенного труда. В конце 1970-х годов была написана книга «Заметки оперного хормейстера», в которой он постарался обобщить огромный накопленный опыт и помочь молодым дирижерам в освоении профессии оперного хормейстера. К сожалению, в течение долгого времени рукопись не была издана.

Публикация книги Хазанова — свидетельство признания высочайшего уровня музыканта, хормейстера, педагога, человека, отдавшего хоровому искусству всю свою жизнь.

Выражаю огромную благодарность дочери А. Б. Хазанова — Н. А. Миракьян за предоставленную рукопись, Музею Большого театра за иллюстративный материал, а также кафедре современного хорового исполнительского искусства Московской консерватории за помощь в подготовке книги к изданию.

Н. П. Королёва, профессор кафедры современного хорового исполнительского искусства Московской консерватории

Кульминацией Всероссийского театрального марафона, прибывшего в Астрахань, стала опера М. Глинки «Руслан и Людмила» Астраханского театра оперы и балета. Ее премьера состоялась сегодня в естественных декорациях кремля под открытым небом.

Театральный марафон побывал уже в 62 городах России, Астрахань стала 63-м городом, и впервые. Надо заметить, что в марафоне впервые была заявлена опера, да еще в естественных декорациях кремля. До этого в основном были спектакли драматических, кукольных театров, ТЮЗов, а также две постановки балета.

Для Астраханского театра это уже пятая постановка в формате Open air. Идейным вдохновителем опер является художественный руководитель и главный дирижёр Астраханского театра оперы и балета Валерий Воронин . «Open air уже давно используют в Европе, у нас в России тоже стали ставить оперные спектакли под открытым небом, - говорит Валерий Владимирович, - Астраханский кремль – это замечательная площадка для оперных постановок, здесь особая аура, вместо театральных кулис белокаменные стены, Собор, огромная лестница, ведущая к Лобному месту. Зрители совсем по-другому воспринимают театральное действо, они сами становятся как бы его участниками».

Отличительной особенностью нынешней оперы было то, что театральное действо началось задолго до начала спектакля. Предваряла спектакль импровизированная ярмарка, она развернулась у роскошного 100-летнего дуба, который расположен в центре Соборной площади. Коробейники, скоморохи, ряженые привнесли особый русский дух перед спектаклем.

Режиссер-постановщик оперы «Руслан и Людмила» Георгий Исаакян - художественный руководитель Московского академического детского музыкального театра имени Н.И. Сац так говорил о русском духе: «Главная тема оперы – это русский дух. Спустя два столетия, после того как было написано произведение, мы можем увидеть, то, что люди разных народов, культур ощущают себя одной нацией. Это замечательная попытка посмотреть себя со стороны, со всеми плюсами и минусами. Мы такие, какие есть!».

На этот раз у стен Успенского собора ожило одно из важнейших произведений отечественной культуры. Опера была наполнена сказочными, фантастическими образами, захватывающим сюжетом и, конечно, замечательной, лиричной и такой «русской» музыкой. Световые и видеоэффекты определяли сказочный фон, на котором были раскрыты музыкальные образы великого творения М. Глинки.

В масштабной постановке было задействовано около 300 артистов и волонтеров, вся творческая команда Астраханского театра. Хор, оркестр, балет были великолепны. Профессионально, артистично исполнили главные партии солисты Мариинского театра: партию Людмилы - Анна Денисова, партию Руслана - Глеб Перязев - восходящая звезда оперной сцены. Астраханские солисты тоже были на высоте, но все же открытием стал молодой тенор Егор Журавский. Он недавно победил в престижном конкурсе оперных певцов "Бельведер", завоевав IIпремию. Его пригласили выступить в Лондоне в Королевском театре Ковент- Гарден.

Переговоры о будущем Дягилевского фестиваля в Перми продолжаются

В преддверии открытия нового сезона в Пермском театре оперы и балета прошел ежегодный сбор труппы. Также журналистам представили обновленную творческую команду театра - состоящую, правда, из знакомых лиц.

Об изменениях в организационно-управленческой структуре театра сотрудникам СМИ рассказал исполнительный директор Андрей Борисов . Во главе театра будет стоять генеральный директор - его имя пока неизвестно. Гендиректора будет поддерживать ареопаг художественный совет - «ареопаг творческих людей», которые вместе с директором будут разрабатывать стратегию развития театра. Часть этого «ареопага», директор оперной труппы Медея Ясониди и Алексей Мирошниченко , главный балетмейстер театра, свой статус сохранили.

Что до изменений, то вместе с уходом Теодора Курентзиса из театра исчезла должность художественного руководителя, но появилась должность главного дирижера - им стал Артем Абашев . С уходом Виталия Полонского освободилась должность главного хормейстера - ее занял Евгений Воробьев .

По словам Андрея Борисова, новый сто сорок восьмой сезон открывает череду предъюбилейных мероприятий: «Историки спорят, когда именно открылся театр, и не могут определить точную дату. Вот и хорошо - у нас есть возможность продлить праздник и порадовать пермяков творческими событиями».

Правда, новые подробности о проведении в Перми последнего пока не раскрываются.

»Ничего достоверного сказать не могу, ведутся переговоры.» - разводит руками исполнительный директор театра, - «Мы бы очень хотели чтобы художественным руководителем фестиваля был Теодор Курентзис. Я бы заключил с ним контракт хоть сегодня, но есть пожелания самого маэстро. Он хотел бы заключить контракт не с театром, а с властью в лице министра культуры Пермского края Вячеслава Торчинского , поскольку оргкомитет фестиваля должен быть отделен от театра. Теодор хотел бы, чтобы резиденцией оргкомитета и оркестра MusicAeterna был ДК Солдатова, акустика которого маэстро очень нравится. Есть множество нюансов, но работа над фестивалем на самом деле идет - у Теодора много идей по симфоническим концертам, по новым постановкам. Говорить подробно об этих планах преждевременно - но они существуют, поверьте мне на слово. И театр готов всячески содействовать проведению фестиваля на высоком художественному уровне».

Артем Абашев, главный дирижер театра, поделился планами на начало нового сезона:

»Для меня изменилось немногое. Я продолжаю ту работу, которой занимался все лето. Оркестр мирового уровня подобран, на первой репетиции он показал, что может играть не только оперный репертуар, но и симфонии, концертный репертуар, с которым выступать, гастролировать. Поэтому чтобы оркестр лучше сыгрался и почувствовал друг друга, в начале сентября мы сыграем сочинения для камерного струнного оркестра Дворжака и Чайковского»

Главный балетмейстер Алексей Мирошниченко окинул взглядом не только начало сезона, но и перспективы балетной труппы.

»Есть время разбрасывать камни, есть их собирать - поэтому мы уделим силы восстановлению репертуара. Мы накопили большой и качественный репертуар - но наращивали число новых спектаклей так стремительно, что потом время в сезоне не позволяло показывать всё. В сезоне были новые спектакли, гастроли, фестивали… Происходит многое - а костюмы и декорации к прошедшим постановкам висят без дела. Поэтому на сцену вернутся любимые зрителем спектакли. В декабре на сцену вернется балет «Зимние грезы», а в апреле, за день до старта конкурса «Арабеск», зрители увидят балет «Анюта».

Начало нового сезона омрачили потери - на репетиции получил травму Кирилл Макурин . Ранее театр покинул ряд исполнителей. Так, солистка Дарья Тихонова переехала во Владивосток, где будет участвовать в труппе Мариинского театра. Реакция журналистов на потерю ценных кадров явно задевает балетмейстера: «Не люблю журналистских штампов. «Пермский театр покинула прима Дарья Тихонова!» - ну, во-первых, она находилась в статусе солистки. Я мечтал, чтобы она стала балериной, но она получила травму, потом вернулась на сцену, прекрасно состоялась, танцевала даже «Баядерку». Но решила, что ей будет лучше во Владивостоке. Ее право! Павел Савин , еще один наш солист, решил, что ему будет лучше в Михайловском театре - у меня есть информация, что в там был список пермских солистов, которых они хотели к себе пригласить. Но перспективных людей в Перми достаточно.

Конечно, очень жаль, что, как только люди достигают какого-то уровня, им становится «тесно» в Перми. И мы вынуждены молодых людей, которым следовало бы дозреть, выводить на первые позиции. Это не всем полезно и не все с этим справляются».