О козле отпущения. Послание епископу Акакию Скифопольскому

Реакция многих евангельских христиан на мою публикацию о "царе Путине" ожидаема. И хорошо, что люди выражают свое мнение, начинают думать об этом. Критики моей публикации, в том числе говорят и о том, что Россия не избирала Путина царем, а президентом. Да, согласен. Но имеет ли право на существование в литературе образный язык? Так что оставим придирки в стороне, а поговорим по существу.

Думаю, что большинство чиновников, которые управляют теперь странами СНГ в прошлом имели косвенное или прямое отношение к гонениям на верующих. Значит ли это, что теперь верующие должны их игнорировать, не почитать и пренебрегать ими? Хочу сказать, что мы евангельские христиане вынесли из прошлого из времен СССР отрицательное отношение к властям. И я неоднократно на практике видел, что отношение теперешних властей часто к нам намного лучше (я имею само настроение или дух), чем наше к ним.
Христианам естественно открывать Библию и на ее основании приходить к каким-то выводам. Цель моей публикации в том, чтобы мы задумались о своих протестных настроениях насколько же они перед Богом правильны и именно на основании Библии?
Итак, давайте откроем вначале Новый Завет и найдем все, что касается начальствующих и царей и каково должно быть наше отношение к ним. Но прежде всего необходимо сказать, что римские и иудейские правители не были слишком благосклонны к христианам первого века. Так, царь Ирод Великий хотел убить младенца Иисуса, его потомок и тоже царь Ирод казнил апостола Иакова и хотел тоже самое сделать с Петром. Апостол Павел в конечном счете был приговорен к смертной казни, за свое свидетельство о Христе. Так что ситуация не простая...
Что же эти наши братья, которые сложили свои головы за свидетельство Христово, советовали своим подопечным? Самое первое, что встречается в Деяниях Святых Апостолов:
"Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам". (Деян.5:29). Это главный принцип, который мы должны соблюдать во всей нашей христианской жизни. Так что здесь спора нет. Правда бывает так, что христиане стараются "натянуть" это правило на все мыслимые и не мыслимые случаи. К примеру, начальник гаража говорит водителю, чтобы он подмел гараж. Но тот может стать в позу и сказать, что это ведь несправедливо! Это не входит в его обязанности! А Бог ведь на стороне справедливости! И таким образом, христианин вместо простой покорности, которая поощряется Богом, прямо или косвенно заявляет, что якобы Бог ему повелевает так поступать и должно повиноваться более Богу нежели человекам. Мы понимаем, что Петр и апостолы имели в виду совершенно другое.
Иисус Христос провозгласил тот же самый принцип: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу". (Мар.12:17). Если кесарь посягает на Божье, тогда мы твердо можем сказать ему: "Нет!"
Но обратимся к другим отрывкам Священного Писания:
"Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым". (1Пет.2:13-18).
Обратите внимание на слова "всякому человеческому начальству". Так что здесь нет исключения кем был человек в прошлом, какой он сегодня, но если его требование не противоречит повелению Божьему, мы должны относиться к нему положительно. Но как покоряться тому, кто захватил власть несправедливо, при этом убив своих даже единокровных? Такое было повсеместно в древние времена... Но вот человек стал кесарем и он включен в это слово "всякому".
Слуги, согласно Апостолу Петру, должны повиноваться господам не только добрым и кротким, но и суровым. И все это для того чтобы не поносилось Имя Господне и, чтобы делая добро, заграждать уста невежествующим людям. Де-факто Путин является президентом России, но некоторые позволяют себе заявлять, что он для них не президент и они не должны ему покоряться. Я лично не понимаю такой позиции...
Апостол Павел утверждает мысль о покорности властям, если это не противоречит Слову Божьему: "Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга". ( Тит.3:1-3).
Как видим, апостол заявляет, что мы были когда-то несмысленны и непокорны. Заметьте, что Павел повелевает никого не злословить. Я лично виновен против этого повеления. И вижу, что из сердец многих верующих изливается очень много словесного яда в том числе и в отношении начальствующих.
О злословии начальствующих не преминул сказать и апостол Петр: "То, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда". (2Пет.2:9-11).
Ему вторит апостол Иуда: "Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, - так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: `да запретит тебе Господь". А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. (Иуд.1:7-10).
Не наше это дело заниматься черным пиаром. Нам дана задача нести добрую весть людям!
Ну и нельзя обойти стороной послание к Римлянам: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь" . (Рим.13:1-7).
Думаю, что к этому отрывку Писания комментарии не нужны. Апостолы не ведут дискуссию о том как человек пришел к власти, кем он был до этого? И понятно, что у власти того времени стояли язычники, которые не признавали ни Бога, ни Христа и приходили к власти часто путем насилия. Но в апостольских повелениях нет исключения. Важно выделить одно правило, провозглашенное апостолом Павлом: "Противящиеся сами навлекут на себя осуждение". Очень часто так бывает, что будучи увлечены политиками, которые тоже борются за власть, простодушные христиане навлекают на себя осуждение и не только на себя, но и на всю церковь, особенно, если "противящимся" является священнослужитель.
Премудрый Соломон дает сыну своему совет: "Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся, потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает?" (Прит.24:21,22).
Живя в Беларуси мы, евангельские христиане, испытываем тоже многие, мягко говоря, неудобства, в том числе и от властей. Мне не нравится и Закон Республики Беларусь "О свободе совести и религиозных организациях", который ограничивает распространение Евангелия по всей Беларуси и я не намерен в этом отношении подчиняться ему. Но я понимаю, что наше отношение к властям должно быть не негативным, а позитивным. Апостол Павел, обращаясь к Тимофею ведь не зря говорит: "Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины". (1Тим.2:1-4).
Бог хочет, чтобы были спасены и представители власти, в том числе и цари или президенты, если так удобней читается в современном переводе. Воюя против власти мы не сможем правильно за них молиться и не сможем донести им светочь Евангельской Истины, а только навлечем на себя осуждение.

В селе Каратузское Красноярского края жители подозревают настоятеля местной церкви в гомос*ксуальной связи с прихожанином.

Об этом со ссылкой на своих читателей сообщает ИА «Проспекта Мира».
По словам жительницы села Каратузское, женщина, придя в церковь увидела двух мужчин, занимающихся с*ксом. Одним из них оказался настоятель храма Георгий Потылицын, другим – чиновник районной администрации Александр Козин. Прихожанка рассказала о случившемся сыну, после чего о происшествии узнала вся деревня.
Как заявляла источник издания, священнослужитель попытался покинуть село, но его поймали, избили и хотели сжечь. Второй участник скандальной ситуации уехал из Каратузского. Жены обоих мужчин попытались покончить с собой после того, как история стала достоянием общественности.
Кроме того, по словам источника издания, церковный служитель был взят в приход по рекомендации именно оскандалившегося чиновника.

В Петро-Павловском храме села Каратузское, как и в местном сельсовете все отрицают. Однако, как удалось узнать «Проспекту Мира» от местных журналистов, ситуация действительно имеет место, и более того, человек, замешанный в скандале, работает в районной администрации и занимает руководящую должность.
В Красноярской епархии заявили, что о подобном случае ничего не известно, так как жалоб не поступало. Однако настоятель Петропавловского храма в селе Каратузское иерей Георгий Потылицын прокомментировал гомос*ксуальный скандал. Он сам связался с «Проспектом Мира» и заявил, что это все «грязные слухи» неизвестных.

«Из Минусинска меня перевели в Каратузское в декабре. Приехал я сюда вместе со своей супругой и девятимесячным ребенком. Ситуация в селе такая, что без помощи не обойтись. Наша семья и семья Александра Козина дружим давно, и наши жены дружат, когда нужно присмотреть за ребенком – они всячески оказывают помощь. Поддержка также поступает и в развитии храма», - рассказал отец Георгий.
По словам священнослужителя, он искренне недоумевает, каким же образом в селе появились слухи о гомос*ксуальной связи его и Александра Козина. Вероятной причиной этой ситуации Георгий Потылицын называет тот факт, что в декабре 2016 года он приехал в Каратузское вместо предыдущего настоятеля, иерея Виктора Пасечнюка. Пасечнюка же уволили со скандалом.
Георгий Потылицын опроверг и то, что его избили и пытались сжечь у храма, а его жена и жена Козина пытались покончить с собой. Но после того, как «гомос*ксуальный скандал» принял широкий масштаб, на иерея пытался напасть один из местных жителей с угрозами и требованиями убраться из поселка.
С изданием также связался и другой герой истории – руководитель культурной политики администрации Каратузского района Александр Козин. Он заявил, что 28 лет живет в Каратузском и все 28 лет находится в браке и имеет шесть внуков.
«Я много лет занимаюсь молодежной политикой, являюсь депутатом Каратузского районного совета, а тут с февраля этого года поползли эти слухи. И даже в суд за клевету подать не на кого, потому что неизвестно, кто распускает эту грязь. Очень неприятно, облили нас грязью», - сказал друг Потылицына.

Несколько лет назад мне уже приходилось писать на эту тему. Тогда в России проводился Волжский крестный ход с ковчегом, содержащим частицу мощей святого великомученика Георгия Победоносца, который имел форму руки с вытянутыми вперед мизинцем и указательным пальцем. Тогда же некоторые «ревнители благочестия» поспешили назвать ковчег «десницей сатаны».

Сегодня узрели некий намек или даже прямое указание на связь с падшим ангелом в жесте протоиерея Григория Крыжановского на обложке первого номера журнала «Направо». Надо признаться, что ход с жестом был рассчитан на привлечение читателя, планировалось «зацепить». Но не только - это должно было так же побудить разобраться.

Как пару лет назад, объясняя символику этого ковчега, я писал, что любой символ может читаться только в своем контексте и никаком ином, так и сейчас обращаю на это внимание.

О контекстах жеста в православной иконографии

Такой жест для священных изображений не является редкостью.

А связан он с древней ораторской традицией, принятой в античной культуре. Во время произнесения речи древнеримский оратор употреблял те или иные жесты. Одни жесты означали начало речи, другие - акцентировали внимание на наиболее важных словах. Этот момент упомянут и в Писании, например: «Тогда Павел простер руку отвещаваше» (Деян.: 26:1).

Так вот, о «козе». Согласно книге «Наставления оратору» древнеримского ритора Квинтилиана, перстосложение, при котором два средних пальца подгибаются под большой, а указательный и мизинец протягиваются вперёд, называется «настоятельным жестом».

Многие элементы античной культуры перекочевали в христианское искусство, в том числе и культура жестов. И тот самый жест, который так пугает некоторых православных. В иконе ораторские жесты символизируют прямую речь персонажа, проповедь.

Например, византийский историк VI века Павел Силенциарий описывает алтарную завесу в храме Святой Софии в Константинополе, на которой был выткан образ Спасителя, «протягивающего персты правой руки, как вещающий присноживой глагол, а в левой руке имеющим книгу, которая ведает (содержит) божественные глаголы».

Очевидно, что жест, ныне называемый «козой», а в античном Риме «настоятельным», в иконе означает призыв к вниманию: «вонми!»

Символ может «читаться» исключительно в своем контексте и никак иначе. Согласитесь, что нимб на православных иконах и языческих изображениях, не одно и то же. Нужно ли нам отказаться от нимба, мотивируя это языческим происхождением символа (а происходит он действительно от эллинистических изображений языческих божеств)?

Или, если ограничить проблему только жестами, нужно ли отказаться от различных перстосложений на иконе, только потому, что нечто аналогичное мы встречаем в индуизме и буддизме (т.н. «мудры»).
Поразмыслим. Есть некий символ. В контексте одной системы он значит: А, в контексте другой: Б, а в контексте третьей: В. Почему, если символ используется в одном из этих контекстов, мы должны подозревать другой?

Почему, жест, который имеет конкретный смысл в знаковой системе языка глухонемых, непременно должно подозревать в масонстве или сатанизме? По идее, православным должны быть ближе родные, церковные, иконные контексты. А ежели мы, забывая собственную традицию, видим лишь масонов, значит, возможно, что-то не так с нами.

Мой сосед по келье Александр сушит промокшие варежки на батарее: с утра молодые трудники чебоксарского Свято-Троицкого мужского монастыря чистят двор от снега. Он улыбается и рассказывает о своей прежней жизни в небольшом чувашском селе Никулино.

Глядя на Александра, трудно поверить, что 15 лет назад этот трезвый и рассудительный человек был запойным пьяницей. Даже родная мать махнула на него рукой. «Много слез она из-за меня пролила! Кабы не отец Василий - лежать мне в земле!» - уверенно говорит Александр. Мать Александра, церковный староста села Никулино, жила рядом с храмом. Сколько она ни обращалась к сельским батюшкам, которые в селе менялись часто, все без толку. Поэтому когда за дело взялся новый священник - отец Василий, она не питала особых надежд. Больно молодой, да еще француз, русского языка не знает. Но отец Василий молитвами и наставлениями сумел избавить ее сына от пагубной привычки.

Из Никулино отца Василия перевели служить в Алатырь, а потом назначили настоятелем Свято-Троицкого монастыря в Чебоксарах. Все эти годы Александр как тень следует за своим спасителем, работая трудником в приходах, где служит отец Василий. Легкой работы Александру не поручают, зато он освоил множество новых профессий: каменщика, столяра, штукатура. Об отце Василии он говорит только с благодарностью и удивляется: «Как он только со мною справился? Он же русского языка тогда не знал! Француз!» - «Наверное, смог достучаться до твоей души и без помощи русского языка». - «Это он может!» - кивает Александр.


Выясняется, что Александр - не единственный трудник, следующий за отцом Василием по местам его службы. Я пытаюсь расспросить Александра о настоятеле старого монастыря - о том, кто разрешил мне пожить в келье и встречи с кем жду с нетерпением.

«С Покрова снег чистим, и конца ему не видно», - уходит от ответа Александр и идет во двор - помогать вывезти последние кучи снега. Завтра праздничная служба, и надо успеть очистить двор. Ведь людей придет много.

Службы, которые проводит в монастырском храме отец Василий, пользуются популярностью. Некоторые специально для этого переходят замерзший залив Волги. С декабря прошлого года к монастырю приковано особое внимание жителей Чебоксар. Еще бы! Реакция на то, что наместником Свято-Троицкого монастыря, основанного еще по указу Ивана Грозного, назначили француза, была неоднозначной. «Русского, видите ли, не нашлось!» - ворчали горожане. А тут еще новый батюшка попросил руководство Чебоксар перенести пляж, расположенный слишком близко к монастырю. И недавно построенное рядом со стенами обители кафе на берегу Волги тоже попросил убрать, несмотря на прозрачные намеки об особом статусе его хозяев, чьи родители занимают высокие посты. «A la guerre comme a la guerre», - отвечал на эти намеки отец Василий («на войне как на войне». - Прим. ред.). А когда местные предприниматели попросили на ночь ставить за плату в монастыре карету, в которой днем катают по набережной горожан, строго запретил даже обращаться к нему с подобными просьбами.

Путь к православию


Отец Василий называет моего соседа по келье своим самым старым другом в России и чистой душой. Последние слова произносятся с тихой и глубокой грустью. И не верится, что всего минуту назад отец Василий заразительно смеялся и шутил над своими земляками во Франции, которые восприняли его новое послушание как высокое назначение.

Отца Василия, «француза», как его здесь называют, считают загадочным, а его имя в Чувашии окружено легендами.

Пьер Мари Даниэль Паскье родился во французском селе Тиффож. Десятилетним мальчиком помогал в храме священнику во время воскресных служб. В пятнадцатилетнем возрасте вместе со старшей сестрой, Женевьевой, много ходил по монастырям. После школы учился в сельскохозяйственном техникуме, работал на ферме. В августе 1980 года Пьер принял монашеский постриг и стал отцом Базилем, а через месяц отправился в Иерусалим в греко-католический монастырь Иоанна Пустынника. Занимался реставрацией монастыря, учился в Богословском институте, был рукоположен в диаконы, совершил паломничество на Синай. Помогая паломникам из России, встретился с архимандритом Даниилом, который пробудил в отце Базиле желание стать православным. Момент зарождения этого желания и его осознание отец Василий называет самым важным событием в своей жизни.


Десять лет молодой монах тайно ходил в Горненский русский монастырь за 15 километров. Монастырское начальство, конечно, не одобряло визиты отца Базиля на православные богослужения и всячески загружало его работой. Спать иногда приходилось всего по два часа в сутки.

По своему послушанию отец Базиль показывал паломникам монастырские достопримечательности. В 1993 году среди паломников он встретил митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнаву. Тот проявил интерес к униатскому монаху, который с таким интересом расспрашивал о России. Отцу Базилю было любопытно узнать, где находится епархия этого человека, но, изучив карты, которые были в монастыре, он не нашел на них Чувашии. Тогда он и предположить не мог, что будет служить в этой самой епархии под начальством митрополита Варнавы. Встречу он счел знаком. От новых православных друзей отец Базиль много узнавал о России и ее обычаях, неоднократно перечитывал захватившее его житие Серафима Саровского.

Новую веру отцу Базилю друзья посоветовали принимать в России, но для этого сначала нужно было вернуться во Францию. Монах поехал в Париж. Однако в столице Франции в Подворье Русской православной церкви в его намерения не поверили. Наконец, в конце декабря 1993 года Пьер Паскье получил визу, купил теплые сапоги и билет в оба конца в Россию. Но, уезжая, знал, что обратно не вернется. По-русски он мог сказать только одну фразу, которой научился у русских паломников: «Не стоит благодарностей».


В Москве отцу Базилю помогали люди, с которыми он познакомился в Иерусалиме. Но присоединение к православию затягивалось. Без помощи свыше не обошлось и тут, в чем отец Базиль тоже увидел знак. В Псково-Печерском монастыре, где побывал отец Базиль, старец Иоанн Крестьянкин велел ему вернуться в Москву на празднование тезоименитства патриарха Алексия II и сказать, что отец Василий является подарком на именины от отца Иоанна Крестьянкина. В Богоявленском соборе отец Базиль сквозь толпу протиснулся к алтарю, добравшись до митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы. Тот узнал монаха и приветливо улыбнулся. Улыбнулся настойчивости просителя и патриарх, а услышав просьбу отца Базиля, пообещал лично заняться его делом.

Присоединение к православию иеродиакона Базиля состоялось на первой неделе Великого поста. Церемония совершалась на французском языке по личному распоряжению патриарха Алексия II. И отец Базиль стал отцом Василием. А через три дня он уже служил диаконом свою первую литургию со Святейшим патриархом.

В глубинку

Отец Василий мог бы остаться служить в Сергиевом Посаде, но он просился в глубинку. В Псково-Печерском монастыре первое время он чувствовал глубокое одиночество, много болел из-за непривычно сурового климата. Работать его отправили на трактор, который ему надо было еще отремонтировать. А он не мог прочесть по-русски даже техпаспорт. По его признанию, без русского языка отец Василий чувствовал себя инвалидом. А после того, как эконом монастыря в сердцах назвал француза «бараном», отец Василий проплакал всю ночь.

Наконец распоряжением патриарха отец Василий вместе с отцом Иеронимом, с которым он познакомился еще в Иерусалиме, был направлен на постоянное служение в Чебоксарско-Чувашскую епархию. Направление это у француза опасений не вызывало. Он помнил свои приятные впечатления от митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы. Но действительность поначалу напугала уроженца Франции.

В селе Малое Чувашево монахов встретили недоброжелательно. Как потом выяснилось, кто-то настроил сельчан против священнослужителей. И уже на первой службе отец Василий почувствовал недобрые взгляды, услышал явно недружелюбные слова, из которых понятно ему было только одно: «франкмасон». Ночью они с отцом Иеронимом спали, положив рядом палки, так как за окнами раздавался подозрительный шум… В приходе другого чувашского села, Никулино, отца Василия и отца Иеронима встретили лучше. Но первые впечатления были тоже нерадостные. Приехали в Никулино ночью. Дождь, света нет. Долго искали храм. Староста открыл им сторожку, истопил печку. Печь дымила, постель была влажная. Крысы. В эту ночь отец Василий впервые за все время своего пребывания в России поневоле вспомнил чудный Иерусалим. Зачем ему эта Россия? Но утром за чашкой чая и дружеской беседой отогрелся душой, и мысли его были только о служении. В селе отца Василия чуть было не обвинили в воровстве. Он отдал на реставрацию потрескавшиеся иконы из сельского храма. Прихожане не верили ему даже после возвращения восстановленных ликов. Удивляло и другое. Прихожане, разговаривая с отцом Василием, поминали почему-то про Париж. Ему это было непонятно: за всю жизнь во французской столице он был всего несколько раз. Как и его родители - простые люди. Расположения прихожан отцу Василию помогли добиться навыки ветеринара, полученные на французской ферме и в техникуме. У соседки коза страдала наростами на копытах. Стричь их никто не брался, и тогда отец так как за окнами раздавался подозрительный шум…


В приходе другого чувашского села, Никулино, отца Василия и отца Иеронима встретили лучше. Но первые впечатления были тоже нерадостные. Приехали в Никулино ночью. Дождь, света нет. Долго искали храм. Староста открыл им сторожку, истопил печку. Печь дымила, постель была влажная. Крысы. В эту ночь отец Василий впервые за все время своего пребывания в России поневоле вспомнил чудный Иерусалим. Зачем ему эта Россия? Но утром за чашкой чая и дружеской беседой отогрелся душой, и мысли его были только о служении.

В селе отца Василия чуть было не обвинили в воровстве. Он отдал на реставрацию потрескавшиеся иконы из сельского храма. Прихожане не верили ему даже после возвращения восстановленных ликов. Удивляло и другое. Прихожане, разговаривая с отцом Василием, поминали почему-то про Париж. Ему это было непонятно: за всю жизнь во французской столице он был всего несколько раз. Как и его родители - простые люди. Расположения прихожан отцу Василию помогли добиться навыки ветеринара, полученные на французской ферме и в техникуме. У соседки коза страдала наростами на копытах. Стричь их никто не брался, и тогда отец Василий на глазах изумленных соседей сделал операцию. Именно в этом селе Василий и познакомился с Александром, который потом стал его верным спутником. Увидев страдания матери с сыном-пьяницей, он дал ей слово вернуть Александра к нормальной жизни. И вернул. Вот тогда о «французе» заговорили.

Другим помощником отца Василия стала монахиня Евлалия. Учительница французского языка в одной из московских школ, выросшая на Сретенском бульваре, постриглась в монахини в храме, где отец Василий служил старшим священником. Это было уже в городе Алатыре, куда его перевели служить после Никулино. Евлалия переводила отцу Василию на французский служебную корреспонденцию, писала письма и давала ему уроки русского языка. После смерти Евлалии у отца Василия осталась богатая коллекция словарей, которые монахиня ему завещала. Они до сих пор стоят в покоях настоятеля Свято-Троицкого монастыря.

Алатырь


В Алатыре отец Василий требовал от прихожан разуваться перед входом в храм. Соседей по улице просил залатать яму на дороге, куда выкидывали мусор. В ответ они лишь посмеялись, а отец Василий на собственные средства отремонтировал дорогу. Трудное и долгое восстановление алатырского Свято-Троицкого мужского монастыря, где он был благочинным, отец Василий с братией сумел превратить в процесс, который повлек за собою возрождение города. Постепенно отношение к отцу Василию в Алатыре изменилось. К нему даже стали приходить с просьбами перевести какие-либо документы. Например, гимнастке надо было ехать в Европу - отец Василий помог ей написать письмо по-французски. Привела ее к нему его соседка. Она же привела к нему школьницу, которой надо было научиться правильному французскому произношению. Затем отец Василий начал вести в школе бесплатный факультатив по французскому языку. Со смехом отец Василий вспоминает случай, когда ему пришлось вразумлять курящих во дворе школы подростков. Мальчишки уловили в его речи акцент, вспомнили, что говорили родители о французе-батюшке и заявили: «Вы не имеете права нас ругать. Вы не русский!» «Я тебе покажу, какой я не русский», - возмутился тогда отец Василий… Родители подростков потом извиняться приходили. Священника-француза в городе тогда уже любили и уважали. Все знали: чтобы быстрее восстановить больничный храм в честь Иверского образа Божьей Матери, отец Василий продал собственный дом в Алатыре, а жить перебрался на чердак храма.

Трудным решением для отца Василия было дать согласие вести службы в колонии для осужденных женщин. Его прихожанка, работающая директором швейного училища в этой колонии, все-таки уговорила отца Василия организовать для осужденных воскресную школу. При беседе начальник колонии отцу Василию сказал: «Много батюшек приходили и ушли». Отцу Василию такая честность понравилась, и он стал ходить в колонию на службы.

За 14 лет службы отца Василия в Алатыре сменились четыре мэра, и каждый относился к французу-священнику как к диковинке. Всех гостей города водили к нему домой - трапезничать. Даже пытались завести своеобразную моду: чтобы крестил и венчал детей начальников священник-француз. Отцу Василию такое чванство было непонятно, но никуда уезжать из Алатыря он не собирался. Даже присмотрел место для своей могилы рядом с храмом. Но…

«Православие приняло меня»

Пришло распоряжение отправляться в чебоксарский Свято-Троицкий монастырь. Всю дорогу до Чебоксар батюшка проплакал. «Францию покидал - так не плакал», - признается он.

Отец Василий долго говорит о том, как выстрадал право жить в России и быть православным священником. Начиная с приезда на службу в Никулино его постоянно обязывали приходить в органы, подозревали в тайной пропаганде католицизма. В Алатыре городская администрация обращалась к президенту страны по его поводу. Проверяли даже на СПИД. Как-то отец Василий, поклонник творчества Достоевского, накопил денег и отправился в Петербург - пройтись по местам, упомянутым в романе «Преступление и наказание». Обратный билет ему велели, несмотря на наличие вида на жительство, купить в кассе для иностранцев. Там выходило дороже. Выручил товарищ. Он купил билет на свое имя, а отец Василий вошел с ним в вагон как провожающий да так и остался там. Подобных обидных несуразиц до получения гражданства с ним было много. Отец Василий не обиделся и все вытерпел. Главное - сбылась его мечта: он стал православным священником.

«Я часто повторяю - это не я принял православие, а православие приняло меня. И вам, получившим православие от родителей, не понять меня, который родился заново, чтобы стать православным». Эти слова отец Василий произносит горячо и порывисто. И, кажется, я начинаю понимать, в чем притягательность этого человека: он показывает русским людям, какими богатствами они обладают, возвращает им уважение к самим себе. Во всяком случае, тем, кто его утратил…

Мы постоянно помимо своей воли становимся свидетелями грубых действий почти каждый раз, когда попадаем в людные места, и нам настолько не нравится признаваться в этом, что мы просто уже привыкли к хамству людей и отсутствию у них должного воспитания. Тем не менее есть одно место, где людям нужно сосредоточиться на вежливости и придерживаться порядка, - это церковь.

Если вы не уверены относительно того, правильно ведете себя в церкви или нет, то, вероятно, поступаете все же не так, как положено. Вот список ужасных поступков в церкви, который нужно изучить, прежде чем прийти на следующее богослужение.

Пользуетесь тяжелыми духами

В первую очередь помните, что у многих людей проявляется аллергия на аромат, так что будьте внимательны к ним и не пользуйтесь парфюмами, когда идете в церковь. Во-вторых, если бы все пользовались своими любимыми духами, то в церкви комбинация могла бы быть токсичной.

Наводите красоту

Церковь - это не место, где можно обрезать ногти или наносить макияж. Сделайте это у себя дома, прежде чем идти в церковь. Неприятно слышать типичный щелчок от сломанного ногтя или царапающий звук пилочки для ногтей от человека, который сидит позади вас.

Стоять, когда все остальные сидят (или наоборот)

Нет, это не глупая игра, в которую мы играем, когда стоим, чтобы читать молитвы или петь определенные псалмы. Есть причины, по которым мы встаем или садимся во время службы. Если вы не знаете, почему нужно поступать так или иначе, спросите своего священника или одного из работников церкви.

Вы занимаете больше одного места в переполненной церкви

Если в вашей церкви достаточно свободных мест, то можете этим воспользоваться. Положите пальто и сумочку на место рядом с вами. Однако во время определенных служб многие церкви переполнены. Если вы видите переполненное святилище, уберите свои личные вещи и позвольте кому-то еще занять это место.

Носите большую шляпу или что-нибудь еще, что мешает кому-то смотреть

Если вы любите большие шляпы, все в порядке. Просто если вы носите такие головные уборы, то старайтесь во время службы не сидеть в первом ряду. Снимите свой головной убор, чтобы люди позади вас могли видеть священника, а не вашу спину.

Прибытие в конце

Прежде чем отправиться в церковь, узнайте, в какое время начинается служба. И затем сделайте все, что в ваших силах, чтобы прибыть вовремя. Если по какой-то причине вы опаздываете и не можете добраться до начала службы, незаметно проскользните через заднюю дверь и найдите место в самом конце.

Обсуждение во время проповеди

Если чьи-то волосы не горят, кто-то только что не упал и не может встать, не говорите во время церковной службы. Люди там, чтобы молиться, а не слушать ненужные разговоры на посторонние темы. Подождите, пока закончится служба, прежде чем начать разговор с кем-то.

Текстовые сообщения или разговор по телефону

Поставьте свой телефон на тихий или беззвучный режим, еще лучше - выключите его, прежде чем вы войдете в святилище. Говорить и писать тексты во время службы - это грубость. Единственное, что приемлемо делать на любом электронном устройстве - это перейти к стиху из Священного Писания в загруженной Библии.

Проявление романтической привязанности

Посещение церкви с кем-то, кого вы любите, романтично, замечательно и мило. Всегда приятно иметь похожие духовные взгляды с человеком, которого вы любите. Однако вы должны воздерживаться от всех публичных проявлений привязанности. Подождите, пока не покинете церковь. А потом любезничайте уже столько, сколько хотите.

Вздремнуть в таком месте - это верх неприличия

Если у вас нет медицинского диагноза, такого как, например, нарколепсия, то бодрствуйте и ни в коем случае не зевайте. Это просто неприемлемо, когда люди зевают и запрокидывают голову, чтобы вздремнуть. И если вы храпите, то хуже уже некуда.

Потеря контроля над детьми

Если вы решили привести взрослых детей и малышей в церковь, сядьте как можно дальше ото всех, чтобы вы могли убрать ребенка, вывести его на улицу, если он вдруг заплачет. Некоторые церкви предлагают «детскую церковь», где ребятишки изучают духовный урок на своем уровне. Другие церкви приветствуют присутствие всей семьи во время служения, но предлагают так называемую комнату для криков. Родители могут принести своих малышей в звукоизолированную комнату с громкоговорителями.