Правописание не с именами числительными
Частица не с именами числительными всегда пишется раздельно , например:У моего классного руководителя было не два сына, а один сын и две дочери.
Подъехав ближе, оказалось, что на поле паслось не шесть овец, а целая отара.
Когда Михаил Петрович вышел из дому, на дворе стояло вовсе не четверо лошадей.
Учитель подошел к нам вплотную и произнес то, что заставило нас замолчать сразу: «Настоящая команда это не восьмеро визжащих подростков. Вас должно быть одиннадцать воспитанных и благородных юношей.»
Далеко не полтора года прошло с тех пор, как она исчезла из города Н, а целых десять лет.
Для полного погружения в иностранный язык необходимо не десять месяцев, а, как минимум, два года.
К моему великому удивлению на улице стояли не одиннадцатые классы, а только с первого по третий класс.
Последние десять лет для меня точкой отсчета дорожных расстояний стал вовсе не нулевой километр, а ее дом.
Правописание не с местоимениями
Частица не с местоимениями пишется раздельно , за исключением отрицательных, которые употребляются без предлога. Например:В комнату вошел не он, а мистер Пауэрс.
¬- Я оставила этот кусочек торта не себе, а ты все съел.
Это письмо было красиво оформлено, но адресовано не нам.
Не каждый может решиться на такой важный поступок.
- Это не наш отец отказался помогать вашей семье, это Вы не захотели принимать его презенты.
Не всякий может сказать правду в лицо.
- Мама, к сожалению, он не тот мужчина, который может сделать меня счастливой.
- Не то, чтобы я обиделась на тебя, просто перестала доверять.
Около пятнадцати лет он жил в не нашем доме.
Примечание. Философский термин не-я пишется через дефис.
С числительными частица не пишется раздельно: не пять, не сто семь, не девятьсот тридцать пять, не два с половиной, не семеро.
Не с глаголами
1. С глагольными формами частица не пишется раздельно: не спеши, не читаешь, не читал, нельзя не прочитать. (Так же как и при существительных, не в сочетании с глаголом выступает в качестве отрицательной частицы.)
Примечания: 1. Глагол хватать (хватить) во всех значениях существует как отдельное слово, поэтому частица не с этим глаголом пишется раздельно: Подво-ду! Ишь ты!.. Лошадей про всех не хватит. Прошагаешь и пехтурой (М. Г.); Взялась за роли потруднее, да и провалилась,- пороху не хватило! (М.-С). Пишется раздельно не и в устойчивом словосочетании Этого ещё не хватало!
2. Глагол недоставать в значении "отсутствовать в нужном или желательном количестве, не хватать" пишется слитно: Не пошла одна только поэзия, которой мне недостаёт (Ч.). Слитно пишется этот глагол и в устойчивом словосочетании Этого ещё недоставало! Причастия от глагола недоставать пишутся тоже слитно (и при наличии пояснительных слов): Общие места сценария в фильме обрели недостающую им конкретность (газ.).
В других значениях не с глаголом доставать (достать) пишется раздельно: Мальчик глубоко погружается в воду, ко дня, как и прежде, не достаёт - "не достигает, недотягивается до дна, не касается дна"; Я не достал билет в Большой театр - "не приобрёл",
2. С глагольными формами частица не пишется слитно: 1) в немногих глаголах, не употребляющихся без не: невзвидеть света, невзлюбить, неволить, недужиться, нездоровиться, несдобровать и др.
Примечания: 1. Пишутся слитно просторечные глаголы нейдёт, неймёт, неймётся, неможется, употребляющиеся только в форме настоящего времени.
2. Следует отличать глагол нейдёт (прост.) от словосочетания не идёт.
2) в глаголах с приставкой недо-: недовесить (недовешивать), недовыполнить, недодать (недодавать), недоедать, недоплатить, недосыпать. Среди образований с недо- есть глаголы, которые без частицы не употребляются: недолюбливать, недооценить, недопонимать, недослышать, недоумевать, недоучесть и др.
Следует различать глаголы, в составе которых есть приставка недо- (недоедать, недосыпать), и сочетания частицы не и глагола с приставкой до- [не доедать (не доесть), не доспать];
Сложная приставка недо- придает глаголу значение неполноты, недостаточности по сравнению с какой-либо нормой: А то, что актёр недорабатывает в творческом процессе, мало кого интересует (газ.) - "не доводит роль до необходимой степени завершенности"; Кого-то мы в эти бурные дни недоохватили, обошли (газ.); Остались мелочи: кто-то что-то недоделал... кто-то что-то не поставил (газ.).
Иногда приставка недо- соотносится с антонимичной приставкой пере-, вносящей в глагол значение превышения нормы: Бывала летом агрономка, хохотала, недосказывала, пересказывала (Ч.) - "очём-то умалчивала и сообщала что-то лишнее"; Недовернёшься - бьют, перевернёшься - бьют (пог.); В совете батальонных командиров было решено представить полке парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем недокланяться (Л. Т.); Ты, братец, местами недопонял, местами перепонял (Ч.).
Глаголы с приставкой недо- не только указывают на недостаточность действия, обозначенного глаголом, но и имеют свое значение и выражают конкретное понятие, ср. недолюбливать -"чувствовать нерасположение, неприязнь к кому-л.". Новое понятие лежит и в основе глаголов с недо-, которые имеют созвучные им глаголы с приставкой до-и отрицанием; ср.: И потом не встретишься нигде и недосчитаешься иных друзей (Алиг.; недосчитаться- "обнаружить при подсчете недостаток, отсутствие кого- или чего-л.").-- Этого-то народу, друг ты мой любезный,- начал рассуждать бурмистр,- сколько угодно/ Вот мы считали их, а все ещё далеко до конца не досчитались (Усп.); И как недосмотрел? И как недослышал? (Тр.; недосмотреть- "просмотреть, допустить оплошность, что-то не увидеть, не заметить") - не досмотреть фильм; недоговаривать ("умалчивать")-не договорить до конца.
Примечание. С приставкой недо- создается много неологизмов: Автор, мол, недоотразил, недоистолковал (Грек.).
Что же касается глаголов с приставкой до- и предшествующей частицей не, то они обозначают действие неоконченное, не доведенное до конца: Секретарь вытаращил глаза и не дописал слова (Булг.); Я не дослушал рассказ и вернул Герасима к рассказу о Чехове (газ.). Сочетания глагола с приставкой до- и предшествующей частицы не часто имеют при себе дополнение с предлогом до: ...А вот до корня-то не додумал (Баж.). Нередко в предложении дополнение с предлогом до отсутствует, но отчетливо подразумевается: Он не договорил своей речи и махнул рукой (Т.). Иногда это дополнение ясно из предшествующего контекста: Я совершенно отвык думать до тех пределов, пока работает мысль, и чувствовать, пока чувствуется... И это всю жизнь: чувствовать и не дочувствовать, думать и не додумывать, говорить и не договаривать (Усп.).
Примечание. Причастия (в полной и краткой формах) и деепричастия, образованные от глаголов с недо-, пишутся тоже слитно (см. ниже).
"Не" с различными частями речи.
Слитно или раздельно?
Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.
Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.
I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:
Частица не , написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.
Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.
Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:
Частица не пишется раздельно: – с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет); – со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица); – с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше); – в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах). |
Не пишется слитно: – в словах, которые без не не употребляются (не вежа, не победимый); – в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (не приятель – враг, очень не здоровый вид – очень больной вид, не здоров – болен); – в отглагольных прилагательных на -мый (не зависимый); – в неопределенных местоимениях (не кто, не что, не который); – в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недо делать, недо оценивать). |
Этот же принцип написания относится и к причастиям:
Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть – зависимое слово: не погашенные никем огни; – противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни. Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы. |
Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а , то частица не пишется слитно: Не погашенные огни тускло светились в тумане. С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены. |
II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).
Не с различными частями речи |
||
Часть речи |
Слитно |
Раздельно |
Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е | 1. Не употребляется без не-: неженка, нелепый, нелепо 2. Можно заменить синонимом без не-: не скромно (хвастливо) не глупый(умный) 3. В отрицательных наречиях: не куда, не где |
1. Есть противопоставление: не правда, а ложь 2. Отрицание усилено словами далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда: далеко не глупый 3. С наречиями не на -о, -е: не по-товарищески |
Местоимение | После не и ни нет предлога: ни кого, не кого |
После не и ни есть предлог: не у кого, ни у кого |
Глагол, деепричастие |
не домогать (не употр. без -не ) не домогая (не употр. без -не ) |
не заметил (глагол), не замечая (деепричастие) |
Причастие | Нет зависимого слова или противопоставления: не законченная работа |
1. Есть зависимое слово: не законченная вовремя работа 2. Есть противопоставление: не законченная, а начатая работа 3. С краткими причастиями: работа не закончена |
III. Слова, которые без не не употребляются.
Существительные | Прилагательные | Глаголы |
незнакомка неистовство невежа, невежда нелепица, нелепость ненависть ненастье непоседа неприязнь нержавейка (сталь) неряха, неряшливость нескладеха Несмеяна (царевна) несмышленыш несуразица неуклюжесть неустойка нехватка нечистоты неясыть (трава) |
неистовый неказистый нелюдимый ненавистный ненастный непоседливый непроглядный (мрак) неприглядный (поступок) неприязненный непутевый неряшливый несметное (количество) несуразный неуклюжий нещадная (ругань) |
негодовать недоумевать недоставать (чего-л.) недосмотреть (за ребенком) невзвидеть (света) невзлюбить ненавидеть неистовствовать мне нездоровится ему неймется тебе несдобровать |
IV. Упрощенный вариант правил:
V. Работаем с алгоритмами.
VI. Развивающие задания.
1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не
1) невыполненное поручение;
2) лес не хвойный;
3) негодующий взгляд;
4) окна не вымыты;
5) не рад встрече;
6) не было;
7) ему нездоровится;
8) кольцо не золотое;
9) нелегко решить;
10) далеко не легкое дело;
11) очень небрежно;
12) некошеный луг;
13) не смотря по сторонам;
14) несмотря на обстоятельства.
Ответ записывается так:
слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;
раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.
2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.
Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:
1) незавершенный роман;
2) неторопливый;
3) неказистый;
4) непричастный;
5) небрежный;
6) незрелый;
7) неуклюжий;
8) необратимый.
А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).
3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:
2) неряха;
3) немощь;
4) ненависть;
6) нектар.
4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.
5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко – ....
6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:
не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,
не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.
Как вы напишите не с глаголом в предложениях:
Мне не хватает 100 рублей
Мне недостает 100 тысяч?
7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):
невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,
не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,
не замечать, не заметить, неистовствовать,
не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,
неймется, недосмотреть (за кем-либо).
От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?
(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).
VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления .
Исправьте ошибки, допущенные в тексте.
И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.
Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.
В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.
А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.
Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.
Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.
И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.
«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.
(По И.А. Гончарову)
VIII. Напишите диктант.
МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ
Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.
(По Н.Тимковскому)
(130 слов)
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».
2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».
3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.
О.П. ЭХИНА,
г. Москва
Если глагол не употребляется без НЕ, он пишется с НЕ слитно.
Например: ненавидеть, нездоровиться, негодовать.
В остальных случаях НЕ с глаголами пишется всегда раздельно.
Следует различать глаголы с составной приставкой «недо» и глаголы с приставкой «до» плюс отрицательная частица НЕ. Приставка «недо» имеет значение недостаточности чего-либо, неполноты и пишется слитно с глаголом. Глагол с приставкой «до» и отрицательной частицей «НЕ» обозначает действие прерванное, не доведенное до конца, неосуществимое, прерванное.
Например: Ему недостает любви (не хватает любви). Он не достает до ручки двери (неосуществимое действие).
Правописание НЕ с деепричастиями
Подчиняется тому же правилу, что и правописание НЕ с глаголами.
Например: негодуя, не смотря.
Правописание НЕ с местоимениями
В местоимениях НЕ пишется под ударением и слитно за исключением случаев, когда НЕ и местоимение разделяет предлог.
НЕ с местоимениями-наречиями всегда пишется слитно: негде, незачем, некуда.
Запомнить: не кто иной, как; не что иное, как; как никто иной; как ничто иное.
Правописание НЕ с числительными
НЕ с именами числительными пишется всегда раздельно.
Правописание НЕ с прилагательными, существительными и наречиями на -о, -е
Слитно | Раздельно |
|
|
Примечание. Следует быть внимательным в написании НЕ со словами при наличии слова «совсем». Если оно имеет значение «совершенно, очень», НЕ пишется слитно. Если имеет значение «отнюдь» - раздельно.
Например:
Совсем неувлекательное путешествие (= очень неувлекательное путешествие).
Совсем не случайное слово (отнюдь не случайное слово). Правописание кратких прилагательных, имеющих полную форму, подчиняется правилам правописания полных прилагательных.