На какой частоте звучал первый камертон. Значение слова камертон. Применение в физике и других науках

К амертон - это приспособление, воспроизводящее эталонную ноту, от которой отстраиваются все остальные звуки на инструменте. Существуют следующие распространённые разновидности камертона: металлический, духовой и электронный.

1.1. Металлический камертон

Металлический камертон пришёл к нам из глубины веков. Он надёжен, точен, долговечен, ну и просто красиво выглядит.

Большинство таких камертонов дают ноту «Ля» первой октавы, что соответствует звучанию 1-й струны (струны считаются снизу вверх, первая струна - самая тонкая), прижатой на 5-м ладу. Камертон используется в двух режимах: тихий и громкий. Тихий режим - это когда вы подносите колеблющийся камертон к уху. А громкий - когда прикасаетесь им, скажем, к фортепиано или к деке гитары. При этом громкость звука заметно возрастает.

Итак, приступаем к настойке гитары.

  1. Возьмите камертон с той стороны, где у него один кончик, и стукнете по нему.
  2. Послушайте ноту.
  3. Нужно настроить первую струну так, чтобы, будучи прижатой на 5-м ладу, она давала такой же звук, какой даёт камертон - ноту «ля». Вращайте колок осмотрительно, чтобы не перетянуть и не порвать струну.
  4. Настроили? Теперь послушаем открытую (не прижатую) 1-ю струну. Это нота «ми». Нам нужно, чтобы 2-я струна, прижатая на 5-м ладу, зазвучала так же - в ноту «ми». Настройте её. Обратите внимание на то, что нота «ми» на 1-й и 2-й струнах не звучит абсолютно одинаково - имеет место быть разница в тембре (окраске звука).
  5. Теперь по аналогии. Настройте 3-ю струну так, чтобы на 4-м ладу она звучала как открытая 2-я. Это нота «Си».
  6. 4-я струна на 5-м ладу - как 3-я открытая (нота «соль»).
  7. 5-я струна на 5-м ладу - как 4-я открытая (нота «ре»).
  8. 6-я струна на 5-м ладу - как 5-я открытая (нота «ля»).

В отличие от металлического, духовой камертон даёт 6 звуков открытых струн. Это удобно, но есть существенные недостатки. Такие камертоны недолговечны и постепенно теряют точность ввиду окисления язычков.

  1. Дуньте в отверстие, соответствующее какой-либо струне;
  2. Настройте эту струну.

Хотя погрешность и не накапливается, но проверка по интервалам и аккордам всё равно позволит настроить гитару точнее.

1.3 Электронный камертон

Может давать множество различных звуков, набор которых отличается в зависимости от модели. На фото представлен прибор фирмы Korg, удачно совмещающий камертон и метроном в одном корпусе.

На большинстве таких камертонов можно калибровать высоту эталонной ноты «ля» первой октавы, относительно которой прибор отстраивает остальные звуки. Это бывает полезно, если играешь, скажем, с фортепиано, настроенном в 442 Гц (напомню, что эталонной считается частота 440 Гц). Вот как настраивается гитара:

Струна Название ноты и октавы Обозначение на дисплее (в зависимости от модели прибора)
Прибор обозначает октавы по системе Гельмгольца Прибор обозначает октавы в научной нотации Прибор обозначает ноту и номер гитарной струны
1 «Ми» первой октавы e1 E4 E1
2 «Си» малой октавы b (возможно «h»*) B3 (возможно «H3»*) B2 (возможно «H2»*)
3 «Соль» малой октавы g G3 G3
4 «Ре» малой октавы d D3 D4
5 «Ля» большой октавы A (большая буква «A») A2 A5
6 «Ми» большой октавы E (большая буква «E») E2 E6

* - существует путаница, связанная с обозначением ноты «си». Часть музыкального мира обозначает её буквой «B», а часть - «H». Причём, в случае с «H» нота си-бемоль обозначается как «B». Вероятнее всего, ваш камертон будет использовать первый вариант обозначения, где «си» - это «B».

Учитывайте этот момент не только при настройке гитары, но и при чтении буквенно-цифровых обозначений аккордов.

Ещё один интересный момент касается того, где какая октава на грифе гитары. Часто можно встретить информацию о том, что первая открытая струна — это «Ми» второй октавы, а все остальные, соответственно, относятся к первой и к малой. Это ошибочное утверждение. Оно пошло от того, что ноты для гитары записываются октавой выше фортепианных. Развею это утверждение. Первая открытая струна - это «Ми» первой октавы, как и написано в таблице.

1.4. Другие варианты камертона

Роль камертона может выполнять гудок на стационарном телефоне, первая нота рингтона на сотовом или что-то ещё. Просто примените фантазию.

2. Настройка по фортепиано

З десь всё просто. Фортепиано - это тот же камертон, просто нужно знать, на какую клавишу нажимать. На схеме показано, какая клавиша какой открытой струне соответствует.

Иное дело, насколько хорошо настроено само фортепиано. Практика показывает, что обычно не очень. В этом случае можно взять за эталон только одну из нот фортепиано, а от неё отстроить все остальные, как в случае с металлическим камертоном. Важно, чтобы струны гитары в первую очередь строили друг с другом, а уже потом с фортепиано. Если вы настраиваете гитару под синтезатор, то проблемы строя не возникает (если только синтезатор находится в хорошем техническом состоянии).

3. Настройка гитары по тюнеру

Т юнер - это прибор, реагирующий на звучание вашего инструмента и помогающий вам его настроить. На дисплей выводится различная полезная информация, например:

  • Название ноты и октава;
  • Название струны;
  • Частота колебаний ноты;
  • Рекомендации по натяжке или ослаблению струны;
  • Частота эталонной ноты «Ля» первой октавы.

Самые важные характеристики для тюнера - скорость отклика индикатора на сыгранный звук и величина шага индикатора (чем меньше шаг, тем точнее можно настроить гитару). Тюнеры бывают различными в плане конструкции и назначения. В следующей таблице рассмотрены основные разновидности:

Тип тюнера Назначение Плюсы Минусы
Тюнер-прищепка, прикрепляемый к грифу Акустические концерты Эстетичен, лёгок, прикрепил и забыл Имеет подвижные части, которые со временем выходят из строя
Педаль для подключения в цепь эффектов Электрические концерты с высоким уровнем громкости Реагирует только на полезный сигнал гитары, шум в зале ему не мешает Громоздок, работает только через подключение посредством шнура
Небольшой прямоугольный приборчик на батарейках АА или ААА Домашние занятия Такие тюнеры часто обладают встроенным метрономом, что удобно для домашних тренировок Не удобен для использования на концертах
Тюнер-мобильное приложение Домашние занятия Бесплатный Не удобен для использования на концертах, может зазвонить

Теперь рассмотрим, как настроить гитару на примере двух тюнеров - мобильных приложений. Первый из них - популярнейший GuitarTuna. Этот тюнер создан специально для гитаристов, на что указывает его интерфейс в «гитарном» стиле.

Приложение способно автоматически определять, какую струну вы играете, если включён режим «auto». По умолчанию он включён, но всё же проверьте.

  1. Сыграйте первую струну.
  2. Посмотрите на дисплей. Убедитесь в том, что тюнер распознал именно первую струну (подсвечен колок первой струны). Также вы увидите стрелочку индикатора, скользящую в верхней части экрана и зелёную линию, тянущуюся от него. Если стрелочка и линия находятся левее центральной линии, то струну нужно чуть натянуть. Если справа - ослабить. Нужно добиться, чтобы зелёная линия закрывала собой центральную*. Разобраться, в какую сторону крутить колок, можно экспериментальным путём.
  3. Настройте первую струну и проделайте всё то же самое со 2-й, 3-й и т.д.

* - Струна не звучит математически ровно, поэтому стрелочка немного болтается вправо-влево и полностью закрыть среднюю полоску может не получиться. Просто стремитесь к тому, чтобы максимально её закрыть. Особенно капризны в этом отношении 5-я и 6-я струны. При их настройке нужно дожидаться момента, когда зелёная полоска станет более или менее стабильной. Возможно, придётся подождать секунду или две. Сперва вы увидите кривую, как бы рисующую гору через весь экран, но затем индикатор найдёт условно стабильное положение («условно стабильное» оно потому, что стрелка всё равно болтается туда-сюда, но уже по небольшой амплитуде). На это условно стабильное положение и ориентируйтесь.

Наиболее частые ошибки у начинающих гитаристов при настройке гитары:

  • Вращает не тот колок
  • Играет не ту струну
  • Настраивает в слишком шумном месте
  • Отключил режим «auto» и забыл про это
  • Играет ноту, тут же глушит её, и уже потом вращает колок (колок нужно вращать при звучащей ноте, в реальном времени наблюдая за поведением стрелочки индикатора).

В режиме «auto» тюнер определяет струну по высоте звука. То есть он слышит, что сейчас звучит что-то близкое по частоте к первой струне и определяет, что это первая струна. Если гитара очень сильно расстроена, то такой способ не срабатывает. Тогда нужно задавать струну вручную.

  1. Отключите режим «auto»;
  2. Нажмите на изображение колка нужной струны, убедитесь, что колок стал выделен;
  3. Настройте струну;
  4. Нажмите на изображение колка другой струны и настройте её. По аналогии настройте остальные струны.

Важно не забывать переключать струну нажатием на изображение колка. Иначе есть риск перетянуть и порвать струну.

Теперь испытаем другой тюнер. Он называется «DaTuner». Он является представителем иной концепции тюнеров. На дисплее нет узкоспециализированной гитарной информации, вроде «какой колок крутить и какую струну сейчас настраиваем». Зато есть название ноты, октавы и частота звука в герцах.

И теперь, используя таблицу, настраиваем каждую струну.

Если вы решите приобрести тюнер-прищепку или ещё какой-нибудь, то я советую всё же сперва попрактиковаться в этих двух мобильных приложениях. Дело в том, что они точны и имеют быстрый отклик. Используя их, вы поймёте, каким должен быть настоящий тюнер и, придя в магазин, выберете высококлассный прибор.

4. Заключение

Т юнер заметно облегчает настройку гитары. Фактически, он настраивает инструмент за вас. Кто-то может сказать, что пользоваться им вредно, ведь при этом не развивается собственный музыкальный слух. Но я возражу. Как раз наоборот: слух развивается, поскольку у гитариста появляется эталон правильного звучания инструмента и со временем он привыкает к тому, как должно быть, и у него появляется способность точно настраивать гитару по слуху. Если же он начнёт с камертона, то не факт, что его настройка будет точна. Почему-то некоторые люди считают, что настраивать по слуху легко, но я лично не раз наблюдал, как с этой задачей не могут справиться даже музыканты, в чьём музыкальном слухе сомневаться не приходится.

Когда вы освоите способы настройки, представленные в этой статье, самое время будет углубить своё понимание, ознакомившись с моей статьёй «Профессиональная настройка гитары» . Дело в том, что хотя тюнер и даёт возможность точно настроить открытые струны, но это не означает, что ваша гитара будет идеально держать строй, скажем, в созвучиях из трёх звуков. Для концертных выступлений точности тюнера более чем достаточно, но в студии требуется большая точность. Особенно это важно для электрогитары с искажениями, где малейшая неточность настройки приводит к «биениям» и «нестрою» на квинтах.

С вами был Кирилл Поспелов. Если есть какие-то вопросы по статье - пишите мне в

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова камертон

камертон в словаре кроссвордиста

Словарь медицинских терминов

камертон (нем. Kammerton)

прибор в виде U-образно изогнутого металлического стержня (или пластины) со свободно колеблющимися концами, издающий после удара по нему звук определенной частоты; в медицине применяется для исследования слуховой чувствительности.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

камертон

камертона, м. (нем. Kammerton) (муз.). Стальной инструмент в форме вилки, издающий при ударе о твердое тело всегда один и тот же звук, к-рым пользуются как основным тоном при настраивании инструментов в оркестре, а также в хоровом пении.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

камертон

А, м. Металлический ин- струмент, издающий при ударе звук к-рый является эталоном высоты при настраива-нии инструментов, в хоровом пении.

прил. камертонный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

камертон

    Металлический инструмент в виде небольшой вилки с двумя зубцами, дающий при ударе звук определенной высоты, которым пользуются как основным тоном при настраивании музыкальных инструментов, а также в пении.

    перен. Что-л., задающее, определяющее общее настроение, общий тон.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

камертон

КАМЕРТОН (нем. Kammerton) прибор - источник звука, служащего эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении. Принята эталонная частота тона ля первой октавы - 440 Гц.

Камертон

(нем. Kammerton), источник звука, представляющий собой изогнутый и закрепленный посредине металлический стержень, концы которого могут свободно колебаться. В музыке служит эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении. Обычно употребляют К. в тоне a1 (ля первой октавы). Певцы и хоровые дирижёры пользуются также К. в тоне c2. Имеются и хроматические К.; ветви таких К. снабжены передвижными грузиками и колеблются с переменной частотой в зависимости от местоположения грузиков. Эталонная частота колебаний a1 ко времени изобретения К. английским музыкантом Дж. Шором (1711) была 419,9 гц. В конце 18 в. по инициативе работавшего в Петербурге композитора и дирижёра Дж. Сарти в России был введён «петербургский К.» с частотой a1 = 436 гц. В 1858 Парижская АН предложила т. н. нормальный К. с частотой a1 = 435 гц; эта частота была принята на международной конференции в Вене (1885) как международный эталон высоты звука и получила название музыкального строя. В СССР с 1 января 1936 действует общесоюзный стандарт с частотой a1 = 440 гц.

Лит.: Музыкальная акустика, под ред. Н. А. Гарбузова, М. ≈ Л., 1940.

Википедия

Камертон

Камерто́н (- «комнатный звук ») - инструмент для фиксации и воспроизведения эталонной высоты звука, которая также называется словом « камертон ». Современный настроечный инструмент камертон издаёт звук ля 1-й октавы частотой 440 Гц. В исполнительской практике применяется для настройки музыкальных инструментов. При пении хора а капелла хормейстер находит по камертону и указывает хористам высоту звуков, с которых они начинают своё пение. Устройство камертона может быть различным. Встречаются механические, акустические и электронные камертоны.

Камертон (фильм)

«Камерто́н» - советский двухсерийный художественный фильм 1979 года.

Камертон (значения)

Камертон :

  • Камертон - инструмент для фиксации и воспроизведения эталонной высоты звука.
  • Камертон - эталон высоты звука, применяемый в практике музыкального исполнительства.
  • Камертон - советский художественный фильм (1979).

Камертон (эталон высоты)

Камерто́н - эталон высоты звука, применяемый в практике музыкального исполнительства для соотнесения звука заданной частоты с избранным музыкальным звуком - как правило, со звуком a (ля первой октавы). В современной России музыканты-практики для обозначения эталона высоты используют слово «строй» в значении «тон настройки» .

Для фиксации и воспроизведения эталона начиная с XVIII в. используется небольшое устройство одноимённого названия (в России конца XVIII века оно называлось словом «стройник»).

Единого абсолютного физического эталона для относительного музыкального звука не существует. Ныне для исполнения академической музыки в ряде стран принят стандарт a = 440 Гц. Использовавшиеся в прежние времена стандарты высоты отличаются от нынешнего вплоть до целого тона.

Примеры употребления слова камертон в литературе.

Через три дня тримаран причалил к пристани в Аресибо, и все время, прошедшее до этой минуты, Макдональд настраивал себя, подобно камертону , в такт неспешному пульсу волнующегося океана - с его ритмами вдохов и выдохов, приливов и отливов, распоряжающегося жизнями всех существ, обитающих в его глубинах и на поверхности.

Чуть погодя Цинциннати, Крестлайн, Дейтон и Лима выветрились у меня из головы, и место их заняла ключевая фраза, камертон моего сознательного бытия, Пепси-кола в точку бьет, произносимая - про себя, естественно - медленно и с подвыванием, на манер оракула.

Я в церковном хоре долго в дискантах был, голос був у меня звонкий, характер бойкий, - за голос хвалили, за характер гули от регентовского камертона с головы не слазили, а от второй тезис на многое мени очи открыв.

Там же письменный стол, где громоздятся фонограф, ларингоскоп, батарея тонких органных труб с воздуходувными мехами, ряд газовых горелок под ламповыми стеклами, подсоединенных резиновым шлангом к газовому рожку на стене, несколько разного размера камертонов , муляж человеческой головы в натуральную величину, показывающий голосовые органы в разрезе, и коробка с запасными восковыми валиками для фонографа.

В этом же углу письменный стол, на нем - фонограф, ларингоскоп, набор миниатюрных органных труб, снабженных раздувальными мехами, ряд газовых рожков под ламповыми стеклами, резиновой кишкой соединенных со вводом в стене, несколько камертонов различных размеров, муляж половины человеческой головы в натуральную величину, показывающий в разрезе голосовые органы, и ящик с восковыми валиками для фонографа.

Реакция была почти первобытной, будто камертон , настроенный в лад с его нервной системой, заставил все инстинкты работать на форсаже, включил нейропептиды и заставил подняться каждый волосок на коже.

Под камертоном тунеядной администрации могло образоваться только общество повального тунеядства.

Сергей Бердников На правах Камертона В этой рубрике должны печататься произведения, еще не ставшие классическими, но, на взгляд редактора, любопытные и представляющие интерес для творческой публики.

Имидж-психотерапия Как оттенить прелести лица - Художественные образы Великих Мастеров - Капризы Природы и мимолетность женской красоты - Привычный тип макияжа - Образ по вдохновению - Выразительность лица - Лучистые глаза - Художественное обрамление глаз - Незабываемое очарование бровей - Загадка на устах - Игра губ в ослепительной улыбке - Характерная манера накладывать макияж - Вечерний макияж - Праздничный камертон в стиле шоу-макияжа - Создание приподнятого настроения Глава 5.

Цель этого действия -- уяснить смысл реалий, лежащих в основе художественного образа, и получить таким образом смысловой ориентир, камертон , с которым должны быть сверены остальные смыслы.

Время семидесятых потребовало вспомнить, возродить наше старое, подстроить его под камертон нового времени и сегодняшние темпоритмы.

По эталонному камертону можно настроить и гитару и камертонный генератор.

Теперь за шторой, возле установки, остался только Валерка со своим камертоном да Рекс.

По мысли авторов реформы несущей конструкцией и своеобразным камертоном при принятии и осуществлении всех других решений по хозяйственной реформе должен служить Закон о предприятии, принятый Верховным Советом СССР 30 июня.

В наше прозаическое время эталоны звуков - камертоны - помечают числом герц - колебаний - в секунду.

Музыкальный мир построен на гармонии и приятном звучании. Это значит, что все инструменты и голоса должны иметь одинаковый строй. Достичь этого оказалось непросто, нужен был определенный стандарт, на который настройщики и музыканты могли бы опираться. Посредством проб и ошибок мир все-таки узнал, что такое камертон.

Настройка не терпит отлагательств!

Именно такой позиции придерживался Джон Шур, маэстро трубы при дворе великой королевы Англии - Елизаветы. Он много слушал и запоминал, обладая абсолютным слухом. В 1711 году трубач изобрел странный предмет - металлическую вилку, от удара по которой чем-либо раздавался тонкий звук.

Как ни странно, этот звук был чистым и достаточно приятным. Было принято решение настраивать инструменты по нему, вплоть до органов и хоровых ансамблей в храмах. Высоту звука присвоили ноте ля первой октавы.

Как выглядит настоящий камертон?

Музыкальный девайс внешне сильно напоминает вилку для фруктов в высшем обществе. По аналогии со столовым прибором, он имеет два абсолютно равных зубца, соединенных точно в центре отходящей рукояткой.

Слыша вопрос о том, что такое камертон, зачастую англоговорящие настройщики так и говорят - tuner-fork, что буквально означает «вилка для настройки».

Интересный факт, что звук камертона сам по себе очень тихий, поэтому ему необходим резонатор. Чаще всего в его роли выступает деревянный ящичек, расположенный под прибором. Чтобы колебания резонировали и звучание нарастало, эта коробочка в длину изготавливается равной ¼ звуковой волны.

Немного теории о частотах

Если, что такое камертон, уже известно, то интересно узнать, что за эталон он символизирует и как определяется. Изначально высота составляла 420 Гц, но по мере совершенствования в изготовлении повышалась. В Венском и других театрах европейских столиц вокалисты негодовали - настройка была неточной. Итак, 1885 году в Австрии был определен стандарт музыкальной настройки, где частота колебания камертона для ноты ля первой октавы составляла 435 Гц.

В начале 20 века идеальный звук снова претерпел изменения, остановившись на отметке 440 герц. Главная причина тому - ансамблевая форма. Инструменты оркестра, от духовых до струнных, настраиваются на максимально удобной частоте, от 440 до 442 Гц. Выяснили, что разница в 2 герца не определима человеческим ухом, но разные инструменты могут требовать ее для полноты звука. Повышенный эталон придал звуку яркость и большую выразительность.

Температурный режим

Частота колебаний, как известно, зависит от температуры. Поэтому настройка камертона должна происходить при точно заданной температуре, и дальнейшая сверка звука с инструментом - при максимально к ней приближенной. Чем это обусловлено?

Французский мастер акустического оборудования Koenig выяснил, что с повышением температуры на 1 градус Цельсия число колебаний уменьшается на 1 к каждым 10000. Поэтому изготовители стараются настраивать камертоны на 20 градусов, что является стандартной комнатной температурой.

Достижение нужного звучания

При ударе по камертону можно сначала услышать более высокие тона, которые почти моментально угасают и оставляют только основной. Чтобы добиться максимальной точности и громкости, как уже было сказано, прикрепляется резонатор - деревянный ящик, а иногда другие конструкции цилиндрической или шарообразной формы из стекла или металла.

В резонаторах образуются стоячие волны, которые вызваны вибрациями воздуха от удара. Таким образом звук усиливается, но быстрее прекращается. Самым оптимальным является камертон из стали, так как ему нужно меньше резонанса, а звук получается чистым и без сильной амплитуды. При незначительных колебаниях температуры именно стальная «вилка» считается эталоном высоты звука.

Применение в физике и других науках

Широкое распространение камертоны получили среди исследователей акустики в общем. Они добиваются наиболее длительного звучания при помощи электромагнитного камертона, удерживая колебания на одинаковом уровне неограниченное количество времени (точнее, ограниченное исключительно поступлением тока).

Электрический ток пропускается через катушку магнита, исходя из гальванического элемента (источника тока). Так как любой заряженный предмет является магнитом, «рога» вилки притягиваются друг к другу. Перекрытие тока заставляют их вернуться на исходные позиции. Рукоятка в этом случае выступает прерывателем цепи. Изобретение устройства присвоено Меркадье.

На практике прибор используется в способе Шейблера и Лиссажу, чтобы определить точное число колебаний за промежуток времени. Также микроскоп Гельмгольца перенял принцип. Струнные вибрации с его помощью изучать намного эффективнее. Камертоны с резонаторами помогают образовать стоячие волны в различных приспособлениях, а также применяются в хронографах.

Секреты качественной настройки

Непосредственно перед выступлением на клавишном инструменте ни в коем случае нельзя перестраивать рояль на те самые 2 Гц для «яркости», с 440 на 442. Строй моментально начнет ползти, что уже станет заметно не только абсолютнику, но и рядовому слушателю.

Фортепиано конца 19 и начала 20 веков могут быть не адаптированы к принятым позже 440 Гц, поэтому настраиваются по Венскому стандарту - 435 Гц при желательной температуре 15 градусов Цельсия. Попытки настроить выше могут привести к растяжению и разрыву струн, а заменить на подобном инструменте их уже невозможно.

Современные модифицированные инструменты в оркестре, как правило, могут подчиняться единому стандарту. Поэтому экспериментировать с высотой не стоит. Все проверяется простыми электронными клавишными - всегда в 440 Гц, без малейшего отклонения. Удобно для сверки строя в больших ансамблях.

Несмотря на обилие современных гаджетов для настройки, вроде тюнеров, самым надежным и любимым остается нехитрый стальной девайс. Каждый настройщик знает, что такое камертон - эталонное звучание, принятое во всем мире и установленное вековыми исследованиями.

Камертон-вилочка (tuning fork) был изобретен в 1711 году английским придворным трубачем Джоном Шором (John Shore) (1662-1752). Это был выдающийся музыкант своего времени, большая часть английской музыки для трубы того времени - композиторы Джордж Гендель и Генри Перселл - была написана специально для него.

Звук камертона характеризуется обедненным обертонами звучанием - остается только основная частота. Камертон может быть настроен на любую высоту. В настоящее время наиболее популярен камертон ЛЯ (А) 440Hz (колебаний в секунду), есть также камертоны Ми (Е) 329.6Hz и До (С) 523.3Hz.

Техника использования.
Я держу камертон правой рукой и "запускаю" его ударом по второй фаланге указательного пальца левой руки. Если в левой руке я одновременно держу лист или книгу - то по второй фаланге большого пальца левой руки.
Камертон звучит недолго, так что, чем раньше он окажется около уха - тем лучше. Правая рука располагается относительно тела таким образом, что движется, практически, только кисть. Локоть и предплечье остаются неподвижными.

Звук от камертона расходится равномерно во все стороны, так что не принципиально важно, каким боком подносить его к уху.

В некоторых ситуациях приходиться слушать камертон во время какого-либо внешнего звучания: фразы дьякона или священника, пение второго хора или народа, колокольный звон, сильный шум на улице во время крестного хода и т.п. В этом случае может помочь знание того, что звук может попадать в среднее ухо не только через ушную раковину, но и через кости черепа.
На этом основан следующий прием: держа, как обычно, камертон большим и указательным пальцами, "заводим" его. Подушечкой (под мизинцем) ладони закрываем плотно ухо, а рукоятку звучащего камертона прикладываем к голове за ухом - в районе затылка. Таким образом, ухо не слышит внешних звуков, а слышит только звук камертона. Весь этот трюк делается одной рукой, даже тренироваться не придется.

Что делать не надо.
Приходилось видеть, как хоровые дирижеры, прежде чем поднести камертон к уху, ударяют его несколько раз подряд - надеются, наверное, что звук будет сильнее... Этого не случится, т.к. каждый следующий удар гасит колебания предыдущего.

Иногда видел, как бьют камертоном по ноге или по тряпочной спинке стула - совершенно неэффективно.

Также, не нужно бить по деревянным или металлическим поверхностям. Во-первых, раздается резкий звук от удара, а во-вторых, поверхность камертона повреждается.

Поиск тональности.
Сам процесс задавания тональности сводится к слушанию эталонной высоты камертона и построению от нее нужной тональности - обычно, в виде трезвучия.
На практике, чтобы пользоваться камертоном, достаточно научиться строить мажорное и минорное трезвучие от любой ноты вверх и вниз. Также, нужно научиться строить малую и большую секунду от Ля вверх и вниз.

В дальнейших примерах речь пойдет об использовании камертона Ля.

1. Самыми простыми будут тональности, в которых Ля входит в тоническое трезвучие верхней или нижней нотой. Как тоника в ля мажоре-миноре и как квинтовый тон в ре мажоре-миноре.
Слушаем Ля и строим от нее соответствующее трезвучие вверх или вниз.

Здесь и далее нотные примеры даны в виде схемы. На практике, в зависимости от диапазона голоса регента, высоты тональности, а также от половой принадлежности теноров (см. о тоновом напряжении в статье Е. Кустовского " "), тон может задаваться по разному.

2.Тональности, которые строятся на основе большой секунды от Ля.

Для ми мажора-минора строим большую секунду вверх, а затем, восприняв этот звук как квинтовый тон, трезвучие вниз.
Для си мажора-минора строим большую секунду вверх, а затем, восприняв этот звук как тонику, тоническое трезвучие вниз.
Для до мажора-минора строим большую секунду вниз от Ля - нота Соль, и от нее вниз трезвучие.
Для соль мажора-минора, опять же, большая секунда вниз, а затем трезвучие вверх.

Собственно, все эти комбинации можно просто запомнить в виде некой попевки.

3. Тональности, которые строятся на основе малой секунды от Ля.

Назвав Соль диез Ля бемолем, мы получим тональности реb мажор-минор и ляb мажор-минор.
Из приведенных в этом разделе примеров, в церковной практике используются лишь сиb мажор и - реже - миb мажор и ляb мажор.

4. Отдельно от этой стройной системы стоит сверхпопулярная тональность фа мажор.
Ее можно построить или через большую терцию вниз от Ля, или через малую терцию вверх от Ля. Кому как удобнее.

Построение фа мажора-минора можно, также, просто запомнить - выучить, как попевку.
Если придется столкнуться с фа# мажором-минором: можно или строить малую терцию вниз или большую вверх от Ля (далее, по аналогии с фа мажором), или, просто, найти Соль, сдвинуть на пол-тона вниз и построить нужное трезвучие.
Некоторые из описанных выше тональностей - си мажор, до-диез мажор и другие - в нотах церковной музыки практически не встречаются вовсе. Но приходится иногда сталкиваться с ними при транспонировании.

Во время службы камертон используется периодически, в остальное время, если держать его в пальцах, он мешает листать ноты, двигать книги, и т.п. В то же время он должен быть всегда под рукой и мгновенно доступен.
Я нахожу неудобным класть его на подставку для нот или в карман. На подставке он будет либо мешать переворачивать страницы книг или нотных сборников, либо окажется под ними. Из кармана брюк или рубашки камертон-вилочку очень неудобно доставать: обычно он застревает поперек кармана.
Для меня оказалось удобным вешать камертон на брючный ремень.

Звучание камертона можно сделать достаточно громким и слышимым для певчих, если приложить его рукояткой к большой резонирующей поверхности: столешнице, дверце шкафа, оконному стеклу. Этот прием может пригодиться на репетициях для проверки детонации (съезжания).

Все начинающие гитаристы и даже уже более опытные рано или поздно сталкиваются с проблемой, а как же настроить гитару? Существует несколько способов настройки гитары. Все они дают хороший результат, при правильном подходе.
Но выбор,конечно же, за тобой. Кроме того, результаты настройки по разным методам отличаются – немного, но опытные гитаристы вполне могут услышать разницу.
Возможно лишь с достаточной точностью настроить гитару — достаточной ровно для того, чтобы слушатели посчитали строй достаточно благозвучным.

Способы настройки гитары:

1.Настройка с помощью гитарного переносного тюнера.
2.Настройка с помощью программного и онлайн тюнера.
3.Настройка с помощью телефона.
4.Настройка по камертону.
5.Настройка гитары по пятому ладу.
6.Настройка по флажолетам.

1. Гитарный переносной тюнер

Гитарный тюнер представляет из себя электронное устройство, которое с помощью микрофона анализирует частоту колебания струны и помогает гитаристу быстро и очень точно настроить гитару.

Принцип его работы:

Нажимая на кнопки на тюнере он проигрывает звук являющийся эталоном для каждой струны. Далее Вы дергаете струну, и тюнер покажет разницу (на шкале или экране), подтянуть вам надо струну или ослабить.
Если стрелка ушла влево, то струна недотянута, если ушла вправо — перетянута, остановилась посередине – настройка струны завершена.
Крутите колки до тех пор пока звучание струны не будет в унисон со звуком эталона.

Чтобы настроить гитару с помощью тюнера, нужно знать буквенное обозначение струн.
Каждая струна на гитаре имеет свое название.
Первая, она же самая тонкая, называется «E(ми)», далее по порядку: B(си), G(соль), D(ре), A(ля), а шестая, как и первая, тоже называется «E(ми)». В скобках указана нота, которой соответствует буква.
Конечно же, чем серьезнее тюнер, тем звук более приближен к эталонному.
Удобен этот способ тем, что Вы довольно быстро и точно настроите свой инструмент практически в любых условиях, а также не требует хорошего слуха.

2. Программный и Онлайн тюнер

С помощью данного тюнера вы можете настраивать как акустическую, так и электрогитару. Для настройки акустической гитары есть встроенный микрофон, для электрогитары можно воспользоваться линейным входом для инструментального кабеля.

Принцип его работы:

Когда вы извлекаете звук струны тюнер показывает ноту которая соответствует частоте колебания струны.
Таким образом, вы можете без труда настроить все струны. Тюнер показывает вам ноту, а также что нужно делать со струной, понижать или повышать.
Крутите колки до тех пор, пока индикатор не встанет точно по центру нужной вам ноты и загорится устойчиво зеленый светодиод.

Для настройки гитары c помощью онлайн тюнера Вам понадобиться только минимум знаний, а именно какими буквами обозначаются струны.

Вот ноты, которые соответствуют этим струнам:

1 струна — нота Ми (лат. E)
2 струна — нота Си (лат. B)
3 струна — нота Соль (лат. G)
4 струна — нота Ре (лат. D)
5 струна — нота Ля (лат. A)
6 струна — нота Ми (лат. E)

А для настройки гитары в режиме онлайн используйте этот . Он подойдет как новичкам, так профессиональным гитаристам.

3. Настройка с помощью телефона

Если Вы оказались в полевых условиях, где совсем ничего нет, то настроить первую струну Вам поможет сотовый телефон. Набираем на телефоне номер и ставим на громкую связь.
Гудки издающиеся при ожидании ответа должна звучать в унисон с 1-й струной зажатой на 5 ладу)
После того, как настроена первая струна, настраиваем остальные:
2-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 1-й откpытой;
3-я стpуна, зажатая на 4-м ладу, звучит в унисон со 2-й откpытой;
4-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 3-й откpытой;
5-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 4-й откpытой;
6-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 5-й откpытой.

4. Стандартный способ настройки на слух с помощью камертона

Если у Вас нет возможности использовать гитарный тюнер, то есть еще несколько способов настройки гитары, но они более сложны. Например, с помощью камертона.

Камертон - это небольшой портативный прибор, точно и ясно издающий звук определённой высоты со слабыми гармоническими призвуками. Стандартный камертон издаёт звук ноты «Ля» 1-й октавы, частотой 440 Гц.

Камертоны бывают 2-х типов: Духовой камертон и Вилочный камертон.

Настройка гитары по духовому камертону (свистку)

Духовой камертон — это простое устройство, которое действует по принципу обыкновенного свистка. Прибор сконструирован таким образом, что в момент, когда вы в него дуете, он издает определенную ноту. По этому звуку настраивается одна из струн гитары. Следующая струна настраивается по ней и т.д.

Плюсом духовых камертонов для гитары является то, что посредством их, можно извлекать не только один, но и три или даже все шесть нотных звука, соответствующих каждой струне.
Для этого в конструкции устройства (в зависимости от модели) предусмотрено три или шесть отверстий.
Это значительно упрощает процесс настройки и проверки гитары.
Для того, чтобы пользоваться камертоном, необходим хороший слух, однако компактные размеры и невысокая цена делают его практически незаменимым. Кроме того, в отличие от электронного тюнера настройка по камертону хорошо развивает слух.

Настройка гитары по вилочному камертону

Вилочный камертон — представляет собой металлическую вилку, которая при ударе издает звук определённой ноты, в основном это нота «Ля» первой октавы, которая соответствует 5-ому ладу 1-ой струны гитары. Её частота равна 440 Гц.

Вилочные камертоны бывают 2-х типов:

Камертон, издающий эталон звука в ноте A»Ля»(пятая открытая струна), очень популярен, а также камертоны в ноте E»Ми»(первая струна).

Вообще вилочные камертоны в практике встречаются реже, чем духовые. Они не очень удобны. Для того, чтобы настроить гитару, нужны ещё одни свободные руки.

Способ настройки гитары вилочным камертоном:

Ударьте камертон чем-либо, в момент издания им звука, прислоните к деке гитары, дерните струну и сравните ее звучание со звуком эталона.

Настраивать 1-ю струну нужно в унисон со звуком камертона, прижав её на 5-ом ладу. Т.е. нужно подтягивать струну, поворачивая колки, до момента когда камертон и струна начнут звучать одинаково, с одинаковой частотой.

После настройки 1-й струны, остальные струны можно настроить по ней, следующим образом:

Зажимаешь 2-ую стpуну на 5-ом ладу и подстpаиваешь ее так, чтобы она звучала точно также как 1-ая.
Затем зажимаешь 3-ю стpуну на 4-ом ладу и подстpаиваешь ее так, чтобы она звучала точно также как 2-я.
Затем зажимаешь 4-ю стpуну на 5-ом ладу и подстpаиваешь ее так, чтобы она звучала точно также как 3-я.
Затем зажимаешь 5-ю стpуну на 5-ом ладу и подстpаиваешь ее так, чтобы она звучала точно также как 4-я.
Затем зажимаешь 6-ю стpуну на 5-ом ладу и подстpаиваешь ее так чтобы она звучала точно также как 5-я.

Если звучание струн различается - значит, вам необходимо подстроить 5-ю струну путем регулировки колка до высоты, при которой два звука будут звучать как одно целое. Перед этим нужно на слух определить: ниже или выше звучит 5-я открытая струна, чем 6-я струна, прижатая на пятом ладу.

Если 5-я открытая струна звучит ниже, чем 6-я, прижатая на пятом ладу, значит, вам нужно натягивать 5-ю струну соответствующим колком. Делать это нужно внимательно и не спеша до тех пор, пока звучание пятой открытой струны будет невозможно отличить от прижатой 6-й. Если же 5-я открытая струна звучит выше, чем 6-я, прижатая на пятом ладу, то следует ослаблять натяжение пятой струны, то есть крутить колок в обратном направлении.

Данный классический способ настройки гитары наиболее распространен среди начинающих музыкантов из-за своей относительной простоты и наглядности.

6. Настройка гитары по флажолетам

И вот мы подошли к самому трудному способу настроить гитару. Используется он, в основном, только профессиональными гитаристами.

Флажолет – это приём игры на музыкальном инструменте, заключающийся в извлечении звука-обертона т.е звука с удвоенной частотой.

Флажолетный звук даёт возможность услышать едва заметные расхождения в унисоне. Поэтому настройка гитары флажолетами является самой точной.

Лучше всего флажолеты извлекаются на 12-ом, 7-ом и 5-ом ладах.

Натуральный флажолет — это способ извлечения звука из струны без прижатия ее к порожку лада, а лишь при легком прикосновении подушечки пальца к месту деления струны на 2, 3, 4 и др. частей.

Чтобы извлечь флажолет нужно слегка прикоснуться кончиком пальца к шестой струне над пятым ладовым порожком. Затем правой рукой извлекаем звук, после чего сразу же убираем палец левой руки со струны. Нельзя убирать палец раньше времени, так как получится звук открытой струны. Далее тут же извлекаем флажолет над седьмым ладом пятой струны. Звуки обоих флажолетов должны быть ровными.
Этот способ разумно использовать в качестве доводки после стандартного способа настройки гитары.

Способ настройки по флажолетам:

Флажолет на седьмом ладу 1-й струны должен звучать в унисон с флажолетом 2-й струны на пятом ладу.
Флажолет на двенадцатом ладу 3-й струны должен звучать в унисон с 1-й струной прижатой на третьем ладу.
Открытую 3-ю струну настраиваем по 2-й струне прижатой на восьмом ладу.
Флажолет на седьмом ладу 3-й струны должен звучать в унисон с флажолетом 4-й струны на пятом ладу.
Флажолет на седьмом ладу 4-й струны должен звучать в унисон с флажолетом 5-й струны на пятом ладу.
Флажолет на седьмом ладу 5-й струны должен звучать в унисон с флажолетом 6-й струны на пятом ладу.