Милий алексеевич балакирев биография. Значение балакирев милий алексеевич в краткой биографической энциклопедии М а балакирев произведения

Балакирев Милий Алексеевич (1836/1837-1910), композитор.

Родился 2 января 1837 г. (по новому стилю) в Нижнем Новгороде. Первой учительницей музыки стала для Балакирева его мать, которая занималась с сыном с четырёхлетнего возраста. Правда, образование Балакирев получил не музыкальное, окончив в 1854 г. математический факультет Казанского университета. Но музыку не оставлял, обучаясь самостоятельно, и с 15 лет начал выступать в концертах как пианист.

На заре его музыкальной карьеры стоял А. Д. Улыбышев, первый серьёзный исследователь творчества В. А. Моцарта. Вместе с ним в 1855 г. Балакирев приехал в Петербург, где познакомился с М. И. Глинкой. Вскоре вокруг Балакирева, который отличался не только музыкальной эрудицией, но и умением тонко и метко анализировать произведения, стали группироваться молодые талантливые музыканты. Этот кружок, окончательно сложившийся в 1862 г., был назван впоследствии «Могучая кучка». В объединение кроме Балакирева входили М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи и А. П. Бородин.

Балакирев способствовал повышению уровня музыкального образования своих единомышленников. «Так как я не теоретик, я не мог научить Мусоргского гармонии, но я объяснял ему форму сочинения… технический склад произведений и его самого занимал разбором формы», - писал Балакирев в письме В. В. Стасову, одному из идеологов кружка.

В 1862 г. в Петербурге была открыта Бесплатная музыкальная школа, любимое детище Балакирева. С 1868 г. он стал её директором. 50--60-е годы XIX в. - пора расцвета композиторского таланта Балакирева. На открытие памятника Тысячелетию России в Новгороде он написал увертюру «1000 лет» (1864 г.; переработана в симфоническую поэму «Русь» в 1887 г.).

В 1869 г. закончена фортепианная фантазия «Исламей», ставшая любимым произведением Ф. Листа. Кроме того, Балакиревым написано более 40 романсов на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова. Была даже попытка создать оперу «Жар-птица», но произведение осталось незаконченным.

Тяжёлый душевный кризис, последовавший в 1874 г. после отказа от должности директора Бесплатной школы и связанный в основном с трудностями материального характера, привёл к тому, что Балакирев на несколько лет отошёл от всех музыкальных дел.

В 1881 г. по просьбе совета школы он возвратился на должность директора, но так до конца и не оправился от душевных переживаний. Единственное значительное сочинение последнего периода - симфоническая поэма «Тамара» (1882 г.), созданная на сюжет Лермонтова. Тем не менее творческая и общественная деятельность Балакирева оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской музыки.

М илий Балакирев начал играть на фортепиано, когда ему было четыре года. В 25 лет он возглавлял кружок композиторов «Могучая кучка» и руководил Бесплатной музыкальной школой. Произведения Балакирева были известны во многих городах России и Европы.

«Здоровые цветки на почве русской музыки»

Милий Балакирев родился в 1837 году в Нижнем Новгороде, его отец был титулярным советником. Балакирев начал интересоваться музыкой в раннем детстве. Уже в четыре года он учился играть на фортепиано под руководством матери, позже брал уроки у дирижера Карла Эйзриха, испанского композитора Джона Фильда и музыкального педагога Александра Дюбюка.

Юный пианист познакомился с нижегородским меценатом и известным литератором Александром Улыбышевым. В его доме Милий Балакирев попал в творческую среду: здесь встречались писатели и художники, гостили актеры Михаил Щепкин и Александр Мартынов, долгое время жил композитор Александр Серов. В доме Улыбышева Милий Балакирев изучал музыкальную литературу и партитуры, выступал с домашним оркестром - сначала как пианист, а затем как дирижер.

В 1854 году Балакирев по настоянию отца поступил вольнослушателем на математический факультет Казанского университета. Через год он бросил учебу, чтобы заниматься музыкой. Милий Балакирев начал писать свои первые произведения - романсы и фортепианные пьесы. Вскоре начинающий композитор уехал с Александром Улыбышевым в Петербург, где познакомился с Михаилом Глинкой . По совету Глинки Балакирев начал выступать на концертах в качестве пианиста и писать собственную музыку с народными мотивами. Он сочинял увертюры на русские и чешские темы, музыку к трагедии Шекспира «Король Лир» и романсы, которые композитор Александр Серов назвал «свежими здоровыми цветками на почве русской музыки».

Балакиревский кружок и Бесплатная музыкальная школа

В эти годы Милий Балакирев познакомился с Цезарем Кюи , Модестом Мусоргским , Николаем Римским-Корсаковым и Александром Бородиным . В 1862 году они образовали кружок «Новая русская музыкальная школа», который критик Владимир Стасов прозвал «Могучей кучкой». Композиторы Балакиревского кружка изучали фольклор и церковное пение, чтобы использовать народные мотивы в сочинениях. Сказочные и эпические сюжеты появлялись и в симфонических произведениях, и в камерном вокальном творчестве каждого участника «Могучей кучки». Балакирев много путешествовал в поисках новых тем. Из поездки на Волгу он привез идею сборника «40 русских песен», а с Кавказа - наработки для фортепианной фантазии «Исламей» и симфонической поэмы «Тамара».

Никто из композиторов кружка не учился в консерватории: их тогда еще не существовало. Кюи, Римский-Корсаков и Мусоргский получили военное образование, а Бородин был ученым-химиком, имел степень доктора медицины. Милий Балакирев оценивал сочинения своих товарищей и давал рекомендации. Римский-Корсаков писал: «...критик, именно технический критик, он был удивительный». Балакирев в то время считался опытным композитором и был руководителем кружка.

«Балакирева слушались беспрекословно, ибо обаяние его лично было страшно велико. …Каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения, он должен был производить это обаяние, как никто другой».

Николай Римский-Корсаков

В год образования «Могучей кучки» Милий Балакирев с дирижером Гавриилом Ломакиным открыл «Бесплатную музыкальную школу». Здесь занимались жители обеих столиц без социальных и возрастных ограничений «для облагорожения их стремлений и для составления из них приличных церковных хоров… а также для развития из них новых дарований через приготовление солистов». Ученикам преподавали пение, музыкальную грамоту и сольфеджио. Здесь проходили концерты «новой русской музыки» - Михаила Глинки, Александра Даргомыжского и композиторов «Могучей кучки». Сборы от концертов шли на развитие школы.

Всемирно известный солист «Веймарского кружка»

В 1870-е годы Милий Балакирев стал одним из самых авторитетных музыкантов Петербурга. Его пригласили дирижировать в Императорское Русское музыкальное общество. Здесь тоже зазвучала музыка композиторов «Могучей кучки», прошла премьера Первой симфонии Александра Бородина. Однако через два года Балакиреву пришлось оставить дирижерский пост: в придворных кругах были недовольны резкими высказываниями композитора о музыкальном консерватизме.

Он вернулся к работе в Бесплатной музыкальной школе. Балакирева преследовали материальные неудачи, возможностей для творчества не осталось. В это время распалась «Могучая кучка»: ученики Балакирева стали опытными и самостоятельными композиторами.

«Пока все были в положении яиц под наседкою (разумея под последней Балакирева), все мы были более или менее схожи. Как скоро вылупились из яиц птенцы - обросли перьями. Каждый полетел, куда его тянет по натуре его. Отсутствие сходства в направлении, стремлениях, вкусах, характере творчества и проч., по-моему, составляет хорошую и отнюдь не печальную сторону дела».

Александр Бородин

Милий Балакирев решил оставить музыкальное искусство и устроился на службу в Управление Варшавской железной дороги. Он зарабатывал уроками игры на фортепиано, но не писал музыку и не выступал на концертах, жил уединенно и замкнуто.

Лишь в 1880-х годах композитор вернулся в музыкальную школу. В эти годы он закончил «Тамару» и Первую симфонию, написал новые фортепианные пьесы и романсы. В 1883–1894 годах Балакирев управлял Придворной певческой капеллой и вместе с Римским-Корсаковым организовал там профессиональное обучение музыкантов. Композитор входил в «Веймарский кружок», который собирался у академика Александра Пыпина. На этих вечерах Балакирев исполнял целые музыкальные программы с собственными комментариями. По воспоминаниям дочери академика, только в 1898–1901 годах подобных программ в его репертуаре было 11. Симфоническая музыка Милия Балакирева в эти годы была известна по всей России и за рубежом - в Брюсселе, Париже, Копенгагене, Мюнхене, Гейдельберге, Берлине.

Милий Балакирев умер в 1910 году в возрасте 73 лет. Его похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Всякое новое открытие была для него истинным счастьем, восторгом, и он увлекал за собою, в пламенном порыве, всех товарищей своих.
В. Стасов

М. Балакиреву выпала исключительная роль: открыть новую эпоху в русской музыке и возглавить в ней целое направление. Поначалу ничто не предвещало ему такой судьбы. Детство и юность протекли вдалеке от столицы. Музыке Балакирев начал учиться под руководством матери, которая, убедившись в незаурядных способностях сына, специально отправилась с ним из Нижнего Новгорода в Москву. Здесь десятилетний мальчик взял несколько уроков у знаменитого в то время педагога - пианиста и композитора А. Дюбюка. Затем снова Нижний, ранняя смерть матери, учение в Александровском институте за счет местного дворянства (отец, мелкий чиновник, женившись вторично, бедствовал с большой семьей)...

Решающее значение для Балакирева имело знакомство с А. Улыбышевым, дипломатом, а также великолепным знатоком музыки, автором трехтомной биографии В. А. Моцарта. Его дом, где собиралось интересное общество, устраивались концерты, стал для Балакирева настоящей школой художественного становления. Здесь он дирижирует любительским оркестром, в программе выступлений которого разные произведения и среди них симфонии Бетховена, выступает в качестве пианиста, к его услугам богатейшая нотная библиотека, в которой он проводит много времени, изучая партитуры. Зрелость приходит к юному музыканту рано. Поступив в 1853 г. на математический факультет Казанского университета, Балакирев через год оставляет его, чтобы посвятить себя исключительно музыке, К этому времени относятся первые творческие опыты: фортепианные сочинения, романсы. Видя незаурядные успехи Балакирева, Улыбышев везет его в Петербург и знакомит с М. Глинкой. Общение с автором «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы» было недолгим (Глинка вскоре уехал за границу), но содержательным: одобрив начинания Балакирева, великий композитор дает советы в отношении творческих занятий, беседует о музыке.

В Петербурге Балакирев быстро завоевывает известность в качестве исполнителя, продолжает сочинять. Ярко одаренный, ненасытный в знаниях, неутомимый в работе, он рвался к новым свершениям. Поэтому естественно, что, когда жизнь свела его с Ц. Кюи, М. Мусоргским, а позднее с Н. Римским-Корсаковым и A. Бородиным, Балакирев объединил и возглавил этот маленький музыкальный коллектив, который вошел в историю музыки под названием «Могучей кучки» (данным ему B. Стасовым) и «балакиревского кружка».

Каждую неделю друзья-музыканты и Стасов собирались у Балакирева. Они беседовали, много вместе читали вслух, но больше всего времени отдавали музыке. Ни один из начинающих композиторов не получил специального образования: Кюи был военным инженером, Мусоргский - офицером в отставке, Римский-Корсаков - моряком, Бородин - химиком. «Под руководством Балакирева началось наше самообразование», - вспоминал впоследствии Кюи. - «Мы переиграли в четыре руки все, что было написано до нас. Все подвергалось строгой критике, а Балакирев разбирал техническую и творческую стороны произведений». Задания давались сразу же ответственные: начинать прямо с симфонии (Бородин и Римский-Корсаков), Кюи писал оперы («Кавказский пленник», «Ратклиф»). Все сочиненное исполнялось на собраниях кружка. Балакирев поправлял и делал указания: «...критик, именно технический критик, он был удивительный», - писал Римский-Корсаков.

К этому времени сам Балакирев написал 20 романсов, среди которых такие шедевры, как «Приди ко мне», «Песня Селима» (оба - 1858), «Песня золотой рыбки» (1860). Все романсы были изданы и получили высокую оценку А. Серова: «...Свежие здоровые цветки на почве русской музыки». В концертах звучали симфонические сочинения Балакирева: Увертюра на темы трех русских песен, Увертюра из музыки к трагедии Шекспира «Король Лир». Написал он также немало фортепианных пьес и работал над симфонией.

Музыкально-общественная деятельность Балакирева связана с Бесплатной музыкальной школой, которую он организовал вместе с замечательным хормейстером и композитором Г. Ломакиным. Здесь все желающие могли приобщиться к музыке, выступая в хоровых концертах школы. Предусматривались также занятия пением, музыкальной грамотой и сольфеджио. Хором дирижировал Ломакин, а приглашенным оркестром - Балакирев, включавший в концертные программы сочинения своих товарищей по кружку. Композитор всегда выступал как верный последователь Глинки, а одним из заветов первого классика русской музыки была опора на народную песню как источник творчества. В 1866 г. из печати вышел составленный Балакиревым Сборник русских народных песен, работе над которым он отдал несколько лет. Пребывание на Кавказе (1862 и 1863) дало возможность познакомиться с восточным музыкальным фольклором, а благодаря поездке в Прагу (1867), где Балакиреву предстояло дирижировать операми Глинки, он узнал и чешские народные песни. Все эти впечатления нашли отражение в творчестве: симфоническая картина на темы трех русских песен «1000 лет» (1864; во 2-й ред. - «Русь», 1887), «Чешская увертюра» (1867), восточная фантазия для фортепиано «Исламей» (1869), симфоническая поэма «Тамара» , начатая в 1866 г. и законченная много лет спустя.

Творческая, исполнительская, музыкально-общественная деятельность Балакирева делает его одним из самых авторитетных музыкантов, и А. Даргомыжскому, ставшему председателем РМО, удается пригласить туда Балакирева на должность дирижера (сезоны 1867/68 и 1868/69). Теперь музыка композиторов «Могучей кучки» зазвучала и в концертах Общества, с успехом прошла премьера Первой симфонии Бородина.

Казалось, что жизнь Балакирева на подъеме, что впереди - восхождение к новым вершинам. И вдруг все круто изменилось: Балакирев был отстранен от дирижирования концертами РМО. Несправедливость происшедшего была очевидна. Возмущение высказали выступившие в печати Чайковский и Стасов. Всю энергию Балакирев переключает на Бесплатную музыкальную школу, пытаясь противопоставить ее концерты Музыкальному обществу. Но конкуренция с богато обеспеченным, находящимся под высоким покровительством учреждением оказалась непосильной. Одна за другой Балакирева преследуют неудачи, его материальная неустроенность переходит в крайнюю нужду, и это при необходимости содержать младших сестер после смерти отца. Возможностей для творчества не остается. Доведенному до отчаяния композитору приходят даже мысли о самоубийстве. Поддержать его некому: товарищи по кружку отдалились, каждый занятый своими замыслами. Решение Балакирева навсегда порвать с музыкальным искусством было для них подобно грому средь ясного неба. Не слушая их призывов и уговоров, он поступает в Магазинную контору Варшавской железной дороги. Роковое событие, разделившее жизнь композитора на два разительно несхожих между собой периода, произошло в июне 1872 г....

Хотя в конторе Балакирев прослужил недолго, возвращение его к музыке было долгим и внутренне трудным. На жизнь он зарабатывает фортепианными уроками, но сам не сочиняет, живет замкнуто и уединенно. Лишь в конце 70-х гг. он начинает появляться у друзей. Но это был уже другой человек. Страстность и кипучую энергию человека, разделявшего - пусть не всегда последовательно - прогрессивные идеи 60-х гг., сменили ханжеская, набожность и аполитичность, односторонность суждений. Исцеление после пережитого кризиса все не приходило. Балакирев вновь становится во главе оставленной им музыкальной школы, работает над завершением «Тамары» (по одноим. стихотворению Лермонтова), которая впервые прозвучала под управлением автора весной 1883 г. Появляются новые, преимущественно фортепианные пьесы, новые редакции (Увертюра на тему испанского марша, симфоническая поэма «Русь»). В середине 90-х гг. создается 10 романсов. Сочиняет Балакирев крайне медленно. Так, начатая в 60-е гг. Первая симфония была завершена лишь через 30 с лишним лет (1897), в задуманном тогда же Втором фортепианном концерте композитор написал лишь 2 части (завершил его С. Ляпунов), работа над Второй симфонией растянулась на 8 лет (1900-08). В 1903-04 гг. появляется серия прекрасных романсов. Несмотря на пережитую трагедию, отдаление от прежних друзей, роль Балакирева в музыкальной жизни значительна. В 1883-94 гг. он был управляющим Придворной певческой капеллой и а сотрудничестве с Римским-Корсаковым неузнаваемо изменил там музыкальное обучение, поставив его на профессиональную основу. Наиболее одаренные ученики капеллы образовали вокруг своего руководителя музыкальный кружок. Балакирев был также центром так называемого Веймарского кружка, собиравшегося у академика А. Пыпика в 1876-1904 гг.; здесь он выступал с целыми концертными программами. Обширна и содержательна переписка Балакирева с зарубежными музыкальными деятелями: с французскими композитором и фольклористом Л. Бурго-Дюкудре и критиком М. Кальвокоресси, с чешским музыкально-общественным деятелем Б. Каленским.

Симфоническая музыка Балакирева завоевывает все большую известность. Она звучит не только в столице, но и в провинциальных городах России, с успехом исполняется за границей - в Брюсселе, Париже, Копенгагене, Мюнхене, Гейдельберге, Берлине. Его фортепианную сонату играет испанец Р. Виньес, «Исламея» исполняет знаменитый И. Гофман. Популярность музыки Балакирева, зарубежное признание его главой русской музыки как бы компенсируют трагическую самоотстраненность от магистрального направления у себя на родине.

Творческое наследие Балакирева невелико, но оно богато художественными открытиями, которые оплодотворили русскую музыку второй половины XIX в. Тамара - одно из вершинных произведений национально-жанрового симфонизма и неповторимая лирическая поэма. В балакиревских романсах немало приемов и фактурных находок, которые дали прорастания за пределами камерной вокальной музыки - в инструментальной звукописи Римского-Корсакова, в оперной лирике Бородина.

Сборник русских народных песен не только открыл новый этап в музыкальной фольклористике, но и обогатил русскую оперную и симфоническую музыку многими прекрасными темами. Балакирев был превосходным музыкальным редактором: все ранние сочинения Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова прошли через его руки. Он готовил к изданию партитуры обеих опер Глинки (вместе с Римским-Корсаковым), сочинения Ф. Шопена. Балакирев прожил большую жизнь, в которой были и блестящие творческие взлеты, и трагические поражения, но в целом это была жизнь подлинного художника-новатора.

Милий Алексеевич Балакирев (2 января 1837 г. - 29 мая 1910 г.), русский композитор, пианист, дирижёр, глава «Могучей кучки».

Общеизвестна огромная роль М. А. Балакирева в истории русской культуры, и все же его значение остаётся оценённым не до конца. Возможно, это связано с тем, что он вызывал сложное и неоднозначное отношение к себе современников - как своим творчеством, так и общественной деятельностью.

«В Балакиреве я всегда чувствовал два человека: один - очаровательный и весёлый собеседник, готовый рассказать и не совсем приличный анекдот; другой же - какой-то раскольничий настоятель, деспотически требовательный, даже жестокий, способный совершенно неожиданно обидеть человека, дружески к нему расположенного», - вспоминал М. М. Ипполитов-Иванов.

Находясь в центре внимания культурной жизни или уходя в тень, он никогда не шёл на компромиссы с мнением общества - даже в противоречии с ним. В тишине и одиночестве он продолжал делать то же, что и на вершине славы, - служить искусству, принося в жертву все остальное: здоровье, личную жизнь, дружбу близких людей, доброе мнение коллег-музыкантов. Балакирев - одна из самых трагических фигур истории русской музыкальной культуры XIX века.

Его жизнь была долгой и охватила несколько периодов истории русской музыкальной культуры. Ещё юношей (в 19 лет) А. Д. Улыбышев привёл Балакирева на ёлку к Михаилу Ивановичу Глинке , который сразу предсказал ему «блестящую музыкальную будущность». В дальнейшем он даже передал ему тему испанского марша, на который тот сочинил Увертюру. А в конце жизни судьба столкнула его с Сергеем Васильевичем Рахманиновым , который в 1905 году дирижировал симфонической поэмой «Тамара». На протяжении более полувека он общался с различными выдающимися музыкантами России и Европы, всячески способствуя процветанию истинного искусства.

Он родился в Нижнем Новгороде 21 декабря 1836 года в семье чиновника. Начальные музыкальные сведения получил от матери, в дальнейшем занимался с К. К. Эйзрихом и брал отдельные уроки у различных музыкантов, в том числе А. Дюбюком, однако своим музыкальным образованием в основном он был обязан самому себе. Эйзрих ввёл его в дом А. Д. Улыбышева - любителя и знатока музыки, написавшего монографию о Моцарте . У него Балакирев участвовал в музыкальных вечерах и изучал нотную литературу.

В 1853 году он переехал в Казань и зачислился вольнослушателем Университета на физико-математический факультет, однако уже через два года уехал оттуда в Петербург. В северной столице Балакирев быстро сблизился с кругом музыкантов - М. И. Глинкой , А. С. Даргомыжским , А. Н. Серовым, В. В. Стасовым, а также С. Монюшко. В конце 1850-х - начале 1860-х вокруг него сложился кружок, который позднее был назван «Могучей кучкой».

Это название впервые появилось в 1867 году в статье Стасова «Славянский концерт г. Балакирева», где есть следующие строки: «Дай Бог, чтобы наши славянские гости навсегда сохранили воспоминание о том, сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Сам кружок называл себя «Новой русской школой».

После активной творческой жизни 1860-х годах наступил жестокий кризис, который длился почти все десятилетие. В эти годы Балакирев почти полностью отказался от общения со своими прежними друзьями и от занятий творчеством, на короткий срок он даже поступил чиновником в Магазинное управление Варшавской железной дороги. Второй период творческой активности композитора наступил в 1880-1900-е годы. До последних лет жизни он активно занимается творческой, общественной и исполнительской деятельностью.

Это наиболее крупные вехи его биографии. Но как описать, сколько душевных сил и внутреннего огня вложил Балакирев в свои труды? Всю жизнь он пламенел ярким огнём, пробуждая кипучую творческую энергию в других. Его эпохой - временем, когда он полностью и счастливо раскрывал потенциал своего творческого дарования, - были 1860-е годы. В это время, после ухода Николая I с престола, искусство воспринималось как средство для улучшения жизни общества. Впоследствии эти идеи отошли на второй план, но для Балакирева они всегда оставались значимыми.

Большую часть своей жизни он посвятил активной музыкально-общественной деятельности, которая не всегда находила соответствующий отклик современников. Самым главным и трудным его начинанием стало создание в 1862 году совместно с Г. Я. Ломакиным Бесплатной музыкальной школы (БМШ), цели для которой были те же, что и для Русского музыкального общества (РМО) - обучение русских музыкантов и доступность соответствующего образования для всех.

Кроме Балакирева в период с 1873 по 1882 год БМШ руководил Н. А. Римский-Корсаков, а с 1908 года - С. М. Ляпунов. После Октябрьской революции она прекратила своё существование.

Однако открытие А. Г. Рубинштейном в том же году на основе РМО Петербургской консерватории отвлекло внимание общественности от благородного начинания Балакирева и способствовало появлению в ней двух партий – приверженцев идей Балакирева и Рубинштейна. Сам Балакирев весьма неоднозначно относился к начинанию Рубинштейна. Главным возражением против консерватории стало то, что типизированное музыкальное образование должно было, по его мнению, убить индивидуальность учащихся. С друзьями он иронизировал над Рубинштейном, называя его Дубинштейном, Тупинштейном и даже Грубинштейном. Впрочем, возможно здесь сказалась и личная обида за своё собственное начинание - БМШ, которое, будучи направлено на те же цели, не привлекло к себе такого внимания ни меценатов, ни общественности.

Трудности в делах БМШ во многом стали причиной постигшего Балакирева в 1870-е годы кризиса. Вместе с тем, со временем негативное отношение к РМО сглаживалось. В 1871 году он одобрил решение Римского-Корсакова работать в Петербургской консерватории. Хотя Римский-Корсаков считал, что Балакирев имел корыстное намерение «провести своего во враждебную ему консерваторию». Тем не менее, Балакирев уважал его знание гармонии и контрапункта и пересылал к нему тех своих учеников, которые нуждались в последовательном изучении этих предметов. Так к Римскому-Корсакову в 1879 году попал юный А. К. Глазунов. А в 1878 году Московское отделение РМО даже предложило Балакиреву занять место П. И. Чайковского , покинувшего к тому времени Консерваторию. Он не принял предложения, но был им тронут.

Кроме БМШ, в 1870-е годы Балакирев активно занимался преподавательской и инспекторской деятельностью в женских институтах. С 1873 года он был инспектором музыкальных классов в женском Мариинском институте, а с 1875 - в училище св. Елены. Наконец, с 1883 до 1894 год он был управляющим Придворной певческой капеллы, выйдя после этого на пенсию.

Педагогическая деятельность сопровождала Балакирева всю жизнь. Он воспитал плеяду композиторов, составивших целую эпоху русской музыки. Именно вокруг него в «Новой русской школе» объединились талантливейшие композиторы своего времени - Цезарь Антонович Кюи (знакомый с Балакиревым с 1856), Модест Петрович Мусоргский (с 1857), Николай Андреевич Римский-Корсаков (с 1861), Александр Порфирьевич Бородин (с 1862), а также А. С. Гуссаковский (с 1857, после 1862 отошёл от дел кружка) и Н. Н. Лодыженский (с 1866).

К кружку примыкали также музыкальные критики и общественные деятели А. Н. Серов и В. В. Стасов (оба с 1856 года, впрочем, уже к 1859 году отношения Балакирева и Кюи с Серовым были безнадёжно испорчены). Однако Балакирев не был преподавателем в обычном смысле слова. «Новая русская школа» представляла собой дружеский кружок, где Балакирев воспринимался как старший и более образованный товарищ. Не без юмора он писал о собраниях кружка, например, следующее: «Вся наша компания живёт, как и прежде. Мусоргский теперь имеет весёлый и гордый вид, они написали Allegro - и думает, что уже очень много им сделано для искусства вообще и русского в особенности. У меня теперь каждую среду бывает собрание всех русских композиторов, играются наши новые (буде кто сочинит) произведения и вообще хорошие вещи Бетховена , Глинки , Шумана, Шуберта и проч.» (письмо к А. П. Захарьиной от 31 декабря 1860 года, цит. по: М. А. Балакирев. Летопись жизни и творчества).

Проигрывание произведений (как своих, так и чужих) сопровождалось их детальным анализом. Стасов вспоминал, что на собраниях кружка «все толпой собирались около фортепиано, где аккомпанировал либо М. А. Балакирев, либо Мусоргский как самые сильные фортепианисты кружка и тут шла тотчас же проба, критика, взвешивание достоинств и недостатков, нападение и защита».

Каждый вновь приходящий в кружок молодой человек чувствовал на себе непреодолимое обаяние личности Балакирева и его удивительную способность возжигать в людях огонь вдохновения. Римский-Корсаков вспоминал, что «С первой встречи Балакирев произвёл на меня громадное впечатление. Он требовал, чтобы я принялся за сочинение симфонии. Я был в восторге». Мусоргский писал Балакиреву: «Вы меня славно умели толкать во время дремоты». А Е. С. Бородина говорила, что «Плоды только что сложившегося знакомства (Бородина) с Балакиревым сказались баснословным по силе и скорости образом. Уже в декабре он играл мне почти целиком первое Allegro своей симфонии Es-dur».

Но не все было безоблачно. Уже очень скоро члены кружка осознали деспотизм своего старшего друга, его непреклонное убеждение в своей безусловной правоте и его стремление активно участвовать во всех деталях их творческого процесса. Он говорил Римскому-Корсакову: «Вы можете верить в мою критическую способность и в способность музыкального понимания, но пусть мои мнения не будут для Вас непреложны».

Однако вмешательство Балакирева буквально в каждый такт, в каждую ноту едва рождающихся сочинений молодых композиторов постепенно становилось для них тягостным. В 1861 году Мусоргский писал Балакиреву: «Насчёт того, что я вязну, и меня приходится вытаскивать, скажу одно - если талант есть - не увязну. Пора перестать видеть во мне ребёнка, которого надо водить, чтобы он не упал».

К концу 1860-х годов кружок постепенно начал распадаться - птенцы оперились и постепенно все дальше вылетали из гнезда. Балакирев становился одиноким, наступал творческий кризис. Впоследствии у него были и другие ученики, но лишь спустя долгие годы, в 1884 году, состоялось его знакомство с Сергеем Михайловичем Ляпуновым, который стал единственным до конца преданным и верным ему учеником, продолжившим в своём творчестве традиции музыки Балакирева.

Огромное значение в жизни Балакирева имела его исполнительская деятельность, которой он занимался с юности до последних лет своей жизни. Познакомившись с четырёхлетнего возраста с возможностями фортепиано, к восемнадцатилетнему возрасту он был уже сложившимся пианистом-виртуозом, «пианисты, какие наезжали в Казань - Сеймур Шиф и Антон Контский, - обходились с ним как с коллегой».

В письме к Ростиславу, опубликованному в «Северной пчеле» (№ 290), А. Д. Улыбышев рекомендовал Балакирева как виртуоза: «Ему стоит прослушать один раз большую пьесу, исполненную оркестром, чтоб передать ее без нот во всей точности на фортепиано. Читает он всякую музыку и, аккомпанируя пению, переводит тотчас арию или дуэт в другой тон, какой угодно».

Во второй половине жизни Балакирев был признан как пианист не только в России, но и за рубежом, в частности, в Польше. В 1894 году там состоялся его последний публичный концерт, посвящённый горячо любимому им композитору - Шопену, в связи с открытием памятника ему. Это было время, когда политические отношения России и Польши были обострены, и друзья отговаривали Балакирева от поездки туда. Его «пугали и тем, что зал будет пуст, и тем, что ему могут устроить демонстрацию как русскому, патриоту. Но Балакирев не испугался, поехал, и концерт состоялся. Вся польская Варшава была в Желязовой Воле. Балакирев никогда без волнения не может говорить об этом. Это был его последний выход перед публикой, больше он уже никогда не играл».

Дирижёрскую палочку Балакирев взял в руки также с юного возраста. Уже в 15 лет он дебютировал с Восьмой симфонией Бетховена в концерте в Нижнем Новгороде, заменяя своего уехавшего учителя Карла Эйзриха. Впрочем, как он вспоминал впоследствии, в то время «Он не знал даже, в каком направлении указываются палочкой доли такта».

В дальнейшем он стал крупным, признанным дирижёром. После основания в 1862 году Бесплатной музыкальной школы (БМШ) он дирижировал концертами её и в её пользу (с 1863 года). В 1866-1867 годах Балакирев был приглашён в Прагу для постановки опер Глинки. Дело не обходилось без недоразумений, в письме к Л. И. Шестаковой он возмущённо писал, что «Здешние мерзкие дирижёришки вздумали куда-то было затерять клавир «Руслана», хорошо, что я, к удивлению всех, на память аккомпанировал всю оперу».

В 1868 году дирекция Русского музыкального общества поручила ему управление своими концертами (всего 10концертов). Со следующего сезона Балакирев увеличил число концертов Бесплатной музыкальной школы, но долго конкурировать с Русским музыкальным обществом не смог. Через год его заменили Э. Ф. Направником, и это вызвало большой резонанс в печати, в частности, была опубликована статья П. И. Чайковского «Голос из московского музыкального мира» с выражением протеста по этому поводу. Это событие стало одной из причин жестокого кризиса, постигшего композитора в 1870-е годы.

В 1872 году последний из объявленных концертов РМО уже не мог состояться. Огорчённый Балакирев в 1874 году оставил и Бесплатную музыкальную школу. Директором её был избран Римский-Корсаков. Неудачи завершились не имевшим успеха концертом в Нижнем Новгороде. Удручённый Балакирев был близок к самоубийству. Нуждаясь в средствах не только для себя, но и для своих сестёр, оставшихся после смерти отца на его попечении, он поступил на службу в Магазинное Управление Варшавской железной дороги и стал снова давать уроки музыки. Он отдалился от своих музыкальных друзей, избегал общества, сделался нелюдимым, стал очень религиозным, принялся исполнять обряды, ранее им отрицаемые.

Позднее он вернулся к активной дирижёрской деятельности, в том числе за рубежом. В 1899 году Балакирев был приглашён в Берлин управлять симфоническим концертом из произведений Глинки в честь открытия мемориальной доски на доме, где тот умер. В дальнейшем по состоянию здоровья Балакирев отошёл от дирижёрской деятельности.

За жизнь Балакирев написал не так уж много произведений. Творческая неактивность композитора нередко вызывала удивление современников - ведь именно он стимулировал творческую энергию своих друзей, порицал их за леность, а сам создавал так мало. Однако причиной этому была вовсе не леность, а нечто другое. Балакирев был человеком, обладавшим требовательным и безупречным вкусом. В любой музыке он сразу ощущал находку или банальность, новизну или повторение старых штампов. От себя, равно как и от своих друзей, он требовал только нового, оригинального, индивидуального. В этом кроется секрет его чрезмерно детального вмешательства в творческий процесс своих соратников. Но к себе он был ничуть не менее требователен. Каждая написанная нота подвергалась жесточайшей критике авторского внутреннего слуха - и не всегда её проходила. В результате произведения могли создаваться десятилетиями. Наиболее яркий пример - Первая симфония. Ещё в 1860-е годы всех своих друзей он побуждал к созданию симфонии, считая её вершиной жанровой системы. Свою же собственную симфонию он начал в 1864 году, а закончил - в 1897 году.

Когда Глинка в конце своей жизни дал Балакиреву тему испанского марша для его будущей увертюры, тем самым он как бы назначил его своим преемником. Действительно, Балакирев унаследовал от своего старшего современника многое, и в частности колоссальную широту интересов и творческих замыслов, но его собственный путь был вполне самобытным. Одним из важнейших принципов творчества Балакирева было не повторение - ни музыки других композиторов, ни себя самого. Каждое его сочинение было уникальным.

Балакирев был единственным композитором «Могучей кучки», так и не написавшим оперы. Замысел оперного произведения под названием «Жар-птица» так и не был осуществлён. Единственное произведение Балакирева для театра – музыка к трагедии Шекспира «Король Лир», которая включает в себя увертюру, симфонические антракты и другие номера для оркестра. В целом, наиболее крупными созданиями Балакирева стали произведения для симфонического оркестра. Кроме двух симфоний, сюда входят различные увертюры: на тему испанского марша, данного автору Глинкой (1857 г., 2-я редакция 1886 г.), на темы трёх русских песен (1858 г., 2-я редакция 1881 г.), Чешская увертюра (написанная под впечатлением от поездки в Прагу, 1867 г., 2-я редакция 1905 г.). Здесь же находятся симфонические поэмы «Русь» (первоначально музыкальная картина «1000 лет», 1864 г., 2-я редакция 1887 г., 1907 г.), «Тамара» (1882) и Сюита в трёх частях (1901-1909 гг., завершена С. М. Ляпуновым).

Как концертирующий пианист он сочинял много произведений с участием фортепиано. Из них два фортепианных концерта (1-й 1855 г., 2-й 1862-1910 гг., окончен С. М. Ляпуновым), Октет (1856), а также просто фортепианных – среди них фантазия «Исламей» (как и «Тамара», связанный с впечатлениями от поездок в 1860-е годы на Кавказ, 1869 г.), соната (1905), множество фортепианных миниатюр, транскрипций и переложений вокальной и симфонической музыки и т.д.

С работой Балакирева в Придворной певческой капелле было связано создание хоровой музыки - переложений для хора а capella романсов Глинки и мазурки Шопена. Кроме того, на протяжении жизни Балакирев создал немало романсов для голоса с фортепиано или с оркестром («Грузинская песня», 1863).

Большой вклад Балакирев сделал в историю собирания и записи народных песен. После поездки по Волге, специально предпринятой для записи народных песен, Балакирев опубликовал сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепиано» (1866), имевший большой общественный резонанс. Позднее композитору предложили участвовать в составе комиссии по составлению и изданию русских народных песен, собранных экспедициями Русского географического общества. Результатом этой работы стало издание сборника «30 русских народных песен для фортепиано в 4 руки» (1898). В своём творчестве Балакирев часто обращался к подлинным русским напевам, и этим он продолжал в музыке традиции, заложенные «Камаринской» Глинки.

Особое значение в творческой деятельности Балакирева имела его редакторская работа. Начиная с 1860-х годов, она сопровождала Балакирева на протяжении всего творческого пути. Вероятно, если сравнить количество редакторских и авторских работ композитора, то первых будет едва ли не больше. Здесь и работа с только нарождающейся музыкой близких друзей-учеников (Кюи, Ляпунов и т.д.), и редакции произведений композиторов, уже ушедших из жизни (как, например, Берлиоз и Шопен). Сюда входят и простые переложения симфонических произведений для фортепиано (в 2 или 4 руки), и творческие переосмысления уже существующих произведений других авторов (сюда входят различные фортепианные транскрипции, концертные обработки и прочие).

Ещё в 1877 году сестра М. И. Глинки Л. И. Шестакова просила Балакирева заняться редактированием и изданием на её средства оперных партитур Глинки. К концу 1878 года вышла партитура оперы «Руслан и Людмила», а в 1881 году - «Жизнь за царя» под редакцией М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова . Одновременно он занимался редакциями и корректурами других сочинений Глинки, выходивших в различных издательствах. Своё логическое завершение работа с музыкой Глинки получила в конце жизни Балакирева - с 1902 года он активно участвовал в редакции и издании Полного собрания сочинений Глинки. Что же касается Шопена, то работа с его музыкой осталась в тени, однако она ничуть не менее важна.

Малоизвестно, что именно Балакирев стал редактором первого в мире Собрания сочинений Шопена, вышедшего в России в издании Стелловского в 1861-1864 годы. В дальнейшем он также работал над редакциями различных сочинений Шопена и увенчал свою творческую биографию двумя масштабными работами, связанными с творчеством Шопена - переинструментовкой Первого фортепианного концерта в 1909, и оркестровой Сюитой из его же произведений в 1910 году.

Последний период Балакирев был окружён музыкальной молодёжью, но самым дорогим для него человеком в эти годы стал С. Ляпунов. Согласно его воле Ляпунов завершил ряд не законченных композитором произведений, в том числе концерт ми-бемоль мажор. Умер Балакирев 16 мая 1910 года.

Похоронен Балакирев на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

БАЛАКИРЕВ МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Балакирев, Милий Алексеевич, знаменитый русский музыкант, создатель новой русской музыкальной школы. Родился 21 декабря 1836 года в Нижнем Новгороде, умер 16 мая 1910 года в С.-Петербурге. Учился в нижегородской гимназии, нижегородском Александровском дворянском институте. Музыкальные способности его обнаружились еще в раннем детстве; мать учила его игре на фортепиано, а десяти лет свезла его в Москву к А.Н. Дюбюку. Вторым руководителем в музыкальных занятиях Б. был Карл Эйзерих, участник, в качестве пианиста и дирижера, на музыкальных вечерах в доме нижегородского помещика А.Д. Улыбышева (см.). Эйзерих ввел Б. в дом Улыбышева, где, по отъезде Эйзериха из Нижнего, четырнадцатилетний Б. мог уже заменить своего учителя. Систематического курса Б. никогда не проходил. Значительнейшими музыкальными впечатлениями Б. за все это время были фортепианный концерт (e-moll) Шопена, слышанный им от одной любительницы еще в детстве, позже - трио "Не томи родимый" из "Жизни за Царя" Глинки. Этим композиторам он остался верен всю жизнь. Большое впечатление произвел на него И.Ф. Ласковский, как пианист и композитор. Участие в музыкальных ансамблях и особенно изучение партитур и дирижирование оркестром в доме Улыбышева сильно подвинуло его музыкальное развитие. К этому времени относятся и первые попытки к сочинению: септет для фортепиано, смычковых инструментов, флейты и кларнета, остановившийся на первой части, написанной в духе очень нравившегося ему фортепианного концерта Гензельта, и фантазия на русские темы для фортепиано с оркестром, тоже оставшаяся незаконченной. Рукописный эскиз ее (1852) хранится в публичной библиотеке в С.-Петербурге. В Казанском университете, на математическом факультете, Б. пробыл менее двух лет, живя, главным образом, на скудные средства от уроков музыки. В Казани Б. написаны: фортепианная фантазия на мотивы из "Жизни за Царя", первый романс: "Ты пленительной неги полна" (1855) и концертное Allegro. В 1855 году он приехал в С.-Петербург вместе с Улыбышевым, который ввел его в музыкальные кружки столицы. Решающее значение имело знакомство с Глинкой, который, услышав фантазию на темы из "Жизни за Царя" в блестящем исполнении автора и познакомившись с его концертным Allegro, признал крупный виртуозный и композиторский талант Б. Бывая у Глинки, Б. принимал участие в фортепианных ансамблях на двух фортепиано, с любителями В.П. Энгельгардтом, В.В. и Д.В. Стасовыми. Уезжая в Берлин (1856), Глинка подарил Б. свой портрет и (кроме ранее данных ему испанских тем, на которые Б. в 1890-х годах написал изящную фортепианную пьесу "Serenade espagnole") - тему испанского марша. Ею Б. воспользовался для своей "Увертюры на тему испанского марша" (1857). 12 февраля 1856 года Б. блестяще дебютировал в С.-Петербурге в университетском концерте как пианист и композитор, своим концертным Allegro (fis-moll), так и оставшимся в рукописи по смерти Б. Оркестром управлял Карл Шуберт. А.Н. Серов горячо приветствовал новый талант в печати и завязал с Б. дружеские отношения, впоследствии, однако, перешедшие во вражду. Знакомство с А.С. Даргомыжским, особенно взгляды последнего на правду выражения в вокальной музыке, не остались без влияния на романсное творчество Б. В 1858 - 59 годах им написаны и изданы 14 романсов, представляющие, вместе с лучшими романсами Глинки и Даргомыжского, большой шаг вперед в русской вокальной музыке по характерности и выразительности вокальной партии, в полном соответствии с текстом. В свою очередь, Б. и его кружок вдохнули новые силы в творчество Даргомыжского, создавшего, в последние годы своей жизни, "Каменного Гостя". Одновременно с романсами Б. сочинил "Увертюру на три русские темы" (1857 - 59), в которой впервые проявился балакиревский стиль в обработке русских народных песен, и музыку к "Королю Лиру" Шекспира ("Увертюра", "Шествие", антракты), законченную к 1860 году, но вновь переработанную впоследствии и изданную только в 1890-х годах. Громадное значение для истории русской музыки имело знакомство Б. с молодыми музыкантами Ц.А. Кюи (в 1856 году), М.П. Мусоргским (в 1857 году), Н.А. Римским-Корсаковым (в 1861 году; см. рассказ об этом в его "Летописи моей музыкальной жизни", СПб., 1908) и А.П. Бородиным, а также с В.В. Стасовым. Более опытный музыкант, чем его юные товарищи, очень начитанный в музыкальной литературе, обладавший уже большими практическими знаниями, необыкновенной музыкальной памятью, критической способностью, оригинальным творческим даром, проницательным умом и сильной волей, Б. стал главою кружка, получившего название "балакиревского", "новой русской музыкальной школы" или "кучкистов" (главным образом, у врагов кружка, подхвативших выражение Стасова: "могучая кучка русских композиторов"). Влияние Б. на товарищей было неодинаковое, но огромное. Музыкальным евангелием их был Глинка и особенно его "Руслан". Знакомясь с его сочинениями, а также с творчеством Бетховена, Шумана, Берлиоза, Листа, анализируя их произведения под руководством Б., пользуясь его советами при собственном своем творчестве, члены кружка на практике проходили курс теории композиции. Влияние Б. на творчество его товарищей-учеников особенно сильно выразилось в первых их произведениях ("Ратклиф" Кюи, первые симфонии Римского-Корсакова и Бородина), но и дальнейшие имеют общие черты школы Б., проницательно угадывавшего особенности каждого дарования; сильные таланты вполне сохранили свои индивидуальные особенности и, утвердившись в них, пошли каждый своей дорогой. Когда создался кружок, консерваторий в России еще не было; позднее консерватория, основанная Антоном Рубинштейном в С.-Петербурге, приняла космополитическое направление, тогда как Б. и его кружок являлись поборниками народности в искусстве. Разгар борьбы двух направлений - 1860-е годы. Вместе с Г.И. Ломакиным Б. основал в 1862 году Бесплатную Музыкальную Школу, служившую рассадником музыкальности в широких массах (на первых же порах школу посещало по воскресеньям до 200 человек) и подготовлявшую из учащихся хор для концертов, которые должны были знакомить публику с выдающимися произведениями русским авторов, начиная с Глинки, и иностранных - Шумана, Берлиоза, Листа и других, тогда в России еще не известных. Члены кружка получали возможность слышать свои произведения в оркестре и, следовательно, знать, как их авторские намерения осуществляются на практике. Прогрессивное и национальное направление концертов школы шло вразрез с консервативными, классическими тенденциями основанного А. Рубинштейном "Русского Музыкального Общества". Борьба велась и в печати, причем борцами за дело кружка выступали Стасов и Кюи. В начале 60-х годов Б. неоднократно ездил по Волге и на Кавказ. На Волге он записал слышанные им от бурлаков народные русские песни, гармонизовал их (1861 - 65 годы) и издал свой знаменитый сборник 40 русских народных песен, ставший прототипом для художественной их обработки и послуживший тематическим материалом для сочинений многих русских композиторов, в том числе и самого Б. На Кавказе Б. вдохновлялся грандиозной красотой горной природы и познакомился с музыкой грузин, армян, персов, характер которой он живо воспринял и художественно выразил в некоторых своих сочинениях. Здесь Б. сделал много эскизов и задумал некоторые свои произведения: фортепианный концерт (Es-dur), две первые части которого закончены лишь за несколько месяцев до смерти (финал на темы Б. по его плану и указаниям закончен С.М. Ляпуновым, и весь концерт издан в 1911 году), и симфоническую поэму "Тамара", написанную лишь в 1882 - 84 годах. Как эскиз к "Тамаре" была написана в 1869 году ничего общего не имеющая с ней по темам восточная фантазия "Исламей", величайшей виртуозной трудности фортепианная пьеса - яркая звуковая картина живой, страстной до необузданности восточной пляски. Это сочинение получило сразу широкую известность у нас и за границей благодаря пропаганде Ф. Листа. К тому же периоду относится вторая увертюра на русские темы, написанная по поводу празднования в 1862 году тысячелетия России, названная сначала "1000 лет", но потом переделанная и переименованная в симфоническую поэму "Русь" (издание Юргенсона; есть еще третье издание Циммермана, в новой редакции). В этом глубоко поэтическом произведении явственно выразились славянофильско-народнические тенденции Б. так же, как и в "Чешской увертюре" (на чешские народные темы, 1866 год), получившей в новой усовершенствованной редакции 1890-х годов название симфонической поэмы: "В Чехии". Значение Б. сильно поднялось после успешной постановки в Праге, под его управлением (1867), "Руслана" Глинки. В том же году, когда А. Рубинштейн уехал надолго за границу, Б. был приглашен дирижировать концертами "Русского Музыкального Общества". По инициативе Б. был приглашен дирижировать несколькими концертами Берлиоз. Дирижирование Б. прекратилось через два года по интригам его врагов, членов Русского Музыкального Общества. Неподатливый и прямой до резкости, Б. не пожелал изменить своим принципам при составлении программ и навсегда разошелся с Русским Музыкальным Обществом. Чайковский, не разделявший направления кружка, приверженец А. Рубинштейна, с негодованием выступил в печати в защиту Б., влияние которого и он испытал на себе (по плану Б. Чайковский написал увертюру "Ромео и Джульетта", по его совету сочинил программную симфонию "Манфред" и уничтожил симфоническую поэму "Фатум"). Со следующего сезона Б. увеличил число концертов Бесплатной Музыкальной Школы, но долго конкурировать с Русским Музыкальным Обществом не мог, за неимением средств. В 1872 году последний из объявленных концертов не мог уже состояться. Огорченный и обессиленный борьбой, Б. в 1874 году вовсе оставил школу; директором ее был избран Римский-Корсаков. Неудачи завершились не имевшим успеха концертом в Нижнем Новгороде, задуманным для поправления денежных обстоятельств. Удрученный горем и нуждой, обманутый в своих надеждах, Б. был близок к самоубийству. Его прежняя энергия не вернулась. Нуждаясь в средствах не только для себя, но и для своих сестер, оставшихся после смерти отца (1869) на его попечении, он поступил на службу в Магазинное Управление Варшавской железной дороги и стал снова давать уроки музыки. Он отдалился от своих музыкальных друзей, избегал общества, сделался нелюдимым, стал очень религиозным, принялся исполнять обряды, тогда как раньше все это отрицал. - Возвращение к музыкальной деятельности началось у Б. с редактирования предпринятого Л.И. Шестаковой издания партитур опер Глинки "Жизнь за Царя" и "Руслан", имевшихся до того времени лишь в рукописных списках. В 1881 году Б. снова делается директором Бесплатной Музыкальной Школы и до последнего года жизни остается верным любимому делу. Первый концерт Бесплатной Музыкальной Школы в 1881 году прошел при шумных овациях. В 1881 - 83 годы сочинена "Тамара", симфоническая поэма, скоро получившая всесветную известность. В 1883 году по рекомендации своего друга, Т.И. Филиппова, Б. занял пост управляющего придворной певческой капеллой. Он улучшил преподавание научных предметов, организовал, с помощью приглашенного им в помощники Римского-Корсакова, оркестровый класс, усовершенствовал хоровое исполнение, проявляя отеческую заботливость к малолетним певчим. При нем отстроено новое здание капеллы. За этот период Б. почти не сочинял ("Idylle-etude", две мазурки для фортепиано). С оставлением капеллы в 1894 году, обеспеченный пенсией, Б. всецело отдался творчеству, живя спокойно и очень замкнуто в Петербурге (летом в Гатчине), побывав раза два в Крыму. От общественной деятельности он почти отказался. Ему принадлежит инициатива постановки в 1894 году памятника Шопену на его родине, в Желязовой Воле. Он принимал участие в комиссии по постановке памятника Глинке в Петербурге и написал для этого случая кантату, исполненную на торжестве открытия памятника. Ранее при открытии памятника Глинке на его родине в Смоленске он дирижировал там торжественным концертом из его сочинений. К последнему, очень плодотворному, периоду творчества Б. относятся две симфонии (c-dur и d-moll), оркестровка фортепианных пьес Шопена, сведенных в сюиту, окончательная редакция прежних сочинений. Для фортепиано: концерт (Es-dur), соната (b-moll), сюита в 4 руки и свыше 20 отдельных пьес, в том числе 3 мазурки (с прежними всего 7), 7 вальсов, 2 скерцо (всего 3), 3 ноктюрна. Для пения с фортепиано - 22 романса (из них 2 посмертных, а с прежними всего 45). Другие его труды: второй сборник русских народных песен, изданных, кроме того, в виде прелестных пьес в 4 руки; переложения - квартета Бетховена для двух фортепиано, каватины из квартета Бетховена (ор. 130), вступления ко второй части "La suite en Egypte" Берлиоза, "Испанских увертюр", "Камаринской", романсов "Жаворонок" и "Не говори" - Глинки, романса из концерта Шопена - для одного фортепиано, симфонии "Harold en Italie" Берлиоза (по желанию автора) для фортепиано в 4 руки. Духовные сочинения Б.: "Свыше пророцы", "Да возрадуется душа твоя", "Со святыми упокой", "Христос воскресе". Переложения: "Херувимская", "Да молчит всякая плоть", "Достойно есть". Как пианист, Б. обладал первоклассной техникой, и если его туше не отличалось мягкостью, удар - гибкостью, то его интерпретация поражала своеобразной концепцией целого, вносившей в хорошо понимаемые творцом-исполнителем замыслы автора нечто свое. Определенная акцентуация, пластичность, выпуклая фразировка, живой темперамент были отличительными особенностями его передачи. Его собственные очень разнообразные фортепианные сочинения соединяют блестящую виртуозность с глубиной музыкальной мысли. Они обогатили не только русскую, довольно бедную в то время, но и всеобщую фортепианную литературу. С наибольшей силой и яркостью композиторский талант Б. проявился в симфонической музыке. Его первая симфония (c-dur) - одна из грандиознейших по своим размерам и по широте замысла. Первая часть русского характера несколько отступает от классической формы: экспозиция повторяется в измененном виде с новой второй темой, а в разработке (Mittelsatz) появляется эпизодически еще одна новая тема, на которой построено заключение этой части. После легкого, грациозного скерцо следует глубоко-поэтическое Andante на восточную тему. Блестящий финал мастерски разработан и построен на контрасте двух главных тем, русской и восточной, вроде лезгинки. В музыке к "Королю Лиру" великолепные характеристики действующих лиц, яркая выразительность в изображении отдельных моментов драмы, колоритность описательного элемента показывают, что талант Б. мог бы сказать свое слово и в форме оперы. Во всех сочинениях Б. замечается классическая уравновешенность формы и содержания, замысла и выполнения, ясность намерений, мастерство формы, законченность подробностей. Б. на редкость был одарен способностью к самоограничению. Он всегда держится в заранее определенных художественных границах. Ничего лишнего, ничего незначительного - его девиз. Тонкий гармонист, он никогда не впадает в вычурность. Превосходный инструментатор, он не злоупотребляет оркестровыми красками, достигая звуковой мощи - без нагромождения оркестровых звучностей, и колоритности - при сохранении строгой определенности рисунка. Яркий мелодист, он избег монотонности гомофонного стиля. Страстная натура - он и в проявлении страсти остается целомудренно-сдержанным. Его музыка дышит здоровьем и силой. Она чужда романтических мечтаний, не склонна к фантастике, но проникнута своеобразным мистическим характером. Она раскрывает спокойное миросозерцание, не отравленное болезненной нервностью века. Свойственные ей искренность и теплота чувства характерны и для всей русской музыкальной школы. Григорий Тимофеев.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БАЛАКИРЕВ МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БАЛАКИРЕВ МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
    (1836/37-1910) композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель. Глава "Могучей кучки", один из основателей (1862) и руководитель (1868-73 и 1881-1908) Бесплатной музыкальной …
  • БАЛАКИРЕВ МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
    Милий Алексеевич , русский композитор, пианист, дирижёр, музыкально- общественный деятель. Родился в семье чиновника …
  • БАЛАКИРЕВ, МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Словаре Кольера:
    (1837-1910), русский композитор, пианист, дирижер, глава и вдохновитель прославленной "Пятерки" - "Могучей кучки" (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков), которая олицетворяет …
  • БАЛАКИРЕВ МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Современном энциклопедическом словаре:
  • БАЛАКИРЕВ МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Энциклопедическом словарике:
    (1836/37 - 1910), композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель. Глава "Могучей кучки", один из основателей (1862) и руководителей (1868 - 73 …
  • БАЛАКИРЕВ
    (Милий Алексеевич) — известный русский композитор и музыкально-общественный деятель; род. 21 дек. 1836 г. в Нижнем Новгороде. Воспитывался в Казанском …
  • БАЛАКИРЕВ
    БАЛ́АКИРЕВ Милий Ал. (1836/37-1910), композитор, пианист, дирижёр. Глава "Могучей кучки", один из основателей (1862, совм. с Г.Я. Ломакиным) и руководитель …
  • БАЛАКИРЕВ
    (Милий Алексеевич) ? известный русский композитор и музыкально-общественный деятель; род. 21 декабря 1836 г. в Нижнем Новгороде. Воспитывался в Казанском …
  • БАЛАКИРЕВ
    Милий Алексеевич (1836/37-1910) , композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель. Глава «Могучей кучки», один из основателей (1862) и руководитель (1868-73 и …
  • БАЛАКИРЕВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • БАЛАКИРЕВ в Энциклопедии фамилий:
    Знатокам русской классической музыки эта фамилия известна благодаря творчеству Милия Алексеевича Балакирева, русского композитора, дирижера, пианиста, автора многих и по …
  • БАЛАКИРЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БАЛ́АКИРЕВ Вл. Фёд. (р. 1933), химик, ч.-к. РАН (1997). Иссл. в области химии неорганич. оксидных материалов и комплексной переработки полиметаллич. …
  • МИЛИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • МИЛИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Милий, (Милиевич, …
  • МИЛИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Персидский, Сузский (ум. 341), священномученик, епископ г. Сузы, пострадавший вместе с двумя своими учениками в гонение Шапура II в …
  • ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-05 Time: 04:38:30 * Женщина прекрасная должна занимать вторую ступень; первая принадлежит женщине милой. Сия-то делается владычицей нашего сердца: …
  • ЮРКОВ ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Юрков Петр Алексеевич (1880 - 1937), священник, священномученик. Память 10 сентября, в …
  • ЧЕРНОВ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Чернов Иван Алексеевич (1880 - 1939), псаломщик, мученик. Память 28 марта и …
  • СТУДНИЦЫН ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Студницын Василий Алексеевич (1890 - 1937), протоиерей, благочинный приходов Серпуховского округа, священномученик. …
  • СПАССКИЙ АНАТОЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Спасский Анатолий Алексеевич (1866 - 1916), профессор Московской Духовной Академии по кафедре Истории Древней …
  • СМИРНОВ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Смирнов Иван Алексеевич (1873 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 27 августа, …
  • МИЛИЙ ПЕРСИДСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Св. Милий (+ 341), епископ Персидский, священномученик. Память 10 ноября. Священномученик Милий, епископ Персидский, …
  • МЕЧЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мечёв Сергей Алексеевич (1892 - 1942), иерей, священномученик. Память 24 декабря, …
  • АРТОБОЛЕВСКИЙ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Артоболевский Иван Алексеевич (1872 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 4 февраля, …
  • ПЕТР II АЛЕКСЕЕВИЧ
    Петр II Алексеевич - император всероссийский, внук Петра I , сын царевича Алексея Петровича и принцессы Софьи-Шарлотты Бланкенбургской, родился 12 …
  • ИОАНН V АЛЕКСЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Иоанн V Алексеевич - царь и великий князь, родился 27 августа 1666 г., сын царя Алексея Михайловича и первой жены …
  • БАЛАКИРЕВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Балакирев Иван Александрович - придворный шут. Родился в 1699 году; служил при Петре I ; был привлечен к суду в …
  • МИЛИЙ ПЕРСИДСКИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    Сузский (ум. 341), священномученик, епископ г. Сузы, пострадавший вместе с двумя своими учениками в гонение Шапура II в Персии. Память …
  • ЩУКО ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Владимир Алексеевич , советский архитектор и театральный художник. Учился в петербургской АХ (1896-1904) у Л. Н. …
  • ЛЕБЕДЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Сергей Алексеевич [р. 20.10(2.11).1902, Нижний Новгород, ныне Горький], советский учёный в области электротехники и вычислительной техники, академик АН СССР (1953), …
  • ЛЕБЕДЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Александр Алексеевич , советский физик, академик АН СССР (1943; член-корреспондент 1939), Герой Социалистического …
  • БУНИН ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иван Алексеевич , русский писатель. Родился в обедневшей дворянской семье. Детство провёл на хуторе Бутырки Орловской …
  • ИОАНН V АЛЕКСЕЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    царь и вел. кн., род. 27 авг. 1666 г., сын царя Алексея Михайловича и первой жены его, Милославской. И. Алексеевич …
  • ИОАНН V АЛЕКСЕЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? царь и великий князь; род. 27 августа 1666 г.; сын царя Алексея Михайловича и первой жены его, Милославской. И. …
  • УКРАИНСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ в Цитатнике Wiki.
  • ИМАЖИНИЗМ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (от англ. image— образ) Камерное направление в русской поэзии перв. трети XX в., претендовавшее на конструирование образной системы литературного языка. …