«Мадонна Литта» на сенсационной выставке Леонардо да Винчи в Лондоне. «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи Картина кормление младенца

9 ноября 2011 г. в лондонской Национальной галерее с невиданным размахом открылась грандиозная выставка «Леонардо да Винчи: художник Миланского двора», которую уже сейчас назвали лучшей выставкой года. Церемонию торжественного открытия экспозиции 8 ноября вместе с фильмом Тима Марлоу и Мариэллы Фрострап транслировали в прямом эфире кабельный канал Sky Arts 1 и сорок кинотеатров Англии, куда были распроданы все билеты (см. видео ). Еще бы, ведь британцы впервые увидят восемь шедевров великого мастера, никогда раньше не экспонировавшихся на туманном Альбионе.

В соответствии с названием выставки на ней представлены почти все работы, выполненные великим итальянским художником в период с 1482 по 1499 гг., во время его работы в Милане у герцога Людовико Сфорца. Беспрецедентную экспозицию кураторы собирали почти 5 лет: всё это время шли переговоры с ведущими музеями мира, своим фондом поделился парижский Лувр, петербургский Эрмитаж и пинакотека Ватикана; часть рисунков передала в галерею английская королева Елизавета II, у которой внушительная коллекция, одна из лучших в мире.

В итоге кропотливой работы кураторов Национальной галереи посетители выставки смогут увидеть девять картин самого Леонардо да Винчи из дошедших до нашего времени пятнадцати - представлены полотна «Мадонна Литта» из Государственного Эрмитажа, «Портрет музыканта», «Дама с горностаем», хранящаяся в Национальном музее Кракова (её экспонирование в Лондоне было под вопросом до последней минуты), «Святой Иероним» из пинакотеки Ватикана, «Портрет музыканта» из Милана, «Прекрасная Ферроньера» из Лувра и другие работы. Остальную часть выставки составляют более 50 рисунков мастера, которые раньше не демонстрировались ни в одной экспозиции, и работы его учеников.

До лондонской выставки живописные работы Леонардо вместе увидеть было невозможно - они находятся в различных музеях. Наибольшим числом полотен владеют Лувр и флорентийская галерея Уффици; две картины находятся в Эрмитаже - это представленная в Лондоне «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». «Это беспрецедентное событие. Такой выставки, вероятно, уже никогда не произойдет именно в этом виде, так что сейчас у всех нас вместе есть возможность лучше понять Леонардо», - сказал на пресс-показе куратор Люк Сайсон, который готовил экспозицию. Пор его словам, это первая такого масштаба выставка, которая концентрируется именно на живописи, на становлении стиля да Винчи, а не изучает его как философа, ученого, графика или скульптора.

Галерее не удалось договориться о путешествии в Лондон «Джоконды», которая выставлена в Лувре. В утешение зрителям покажут сразу две версии «Мадонны в скалах» - одна, недавно отреставрированная, из Национальной галереи Лондона, другая (1483-1486 гг.) - из Лувра (см. илл .). Лондонский вариант, ранее считавшийся студийной копией, но затем признанный более поздней оригинальной работой мастера, был куплен Национальной галереей в конце 19-го столетия. Обе «Мадонны» как отдельная экспозиция в рамках выставки будут висеть в одном зале. Куратор Люк Сайсон полагает, что даже да Винчи, скорее всего, сам не видел эти две работы в одном пространстве.

Директор Национальной галереи Николас Пенни (Dr Nicholas Penny) признался: «Мы чрезвычайно рады и очень благодарны нашим коллегам из Лувра за возможность одолжить их прославленную картину. Я уверен, что совместная демонстрация этих шедевров произведет неизгладимое впечатление». Директор Лувра Генри Лойретт (Henri Loyrette), в свою очередь, подтвердил: «Это уникальное сотрудничество Лондонской Национальной галереи и Лувра позволило совершить историческую совместную выставку двух хорошо известных версий «Мадонны в скалах» и «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи, о которой мечтали целые поколения историков искусства».

Напомним, что в 1483 г. Леонардо да Винчи получил заказ на «Мадонну в скалах», которая должна была украсить алтарь одного из соборов в Милане. Ученые спорят об этом произведении уже не один десяток лет, поскольку оно существует в двух различных версиях, и до сих пор точно неясно, принадлежат ли они обе кисти гениального художника. Один из вариантов находится в Лувре, и в пользу ее оригинальности говорит тот факт, что именно эта картина когда-то принадлежала французскому королю, который в свою очередь мог получить его от самого художника. Что касается лондонской версии, то ряд искусствоведов приписывает её кисти ученика Леонардо Амброджио ди Предиса, признавая за работу Леонардо лишь лица Мадонны и ангела. Однако именно лондонский вариант была вывешена в миланском соборе в 1508 г.

В 2005 г. специалисты Национальной галереи в Лондоне, проанализировав с помощью инфракрасного излучения знаменитое полотно Леонардо «Мадонна в скалах», обнаружили под внешним слоем краски рисунок, на котором изображена коленопреклоненная женщина с протянутой рукой. Еще одно открытие было сделано в ходе подготовки лондонской выставки, когда реставраторам удалось определить тип красного пигмента, который был известен по письменным источникам, но никогда прежде не был точно идентифицирован.

Кроме того, на выставке экспонируется недавно обнаруженное полотно «Salvator Mundi» - «Спаситель мира». Эта картина датируется приблизительно 1500 годом и изображает Иисуса Христа, который правой рукой посылает благословение, а в левой держит прозрачную сферу. О существовании написанного маслом полотна было известно, однако специалисты долгое время не могли определить его местонахождение и предполагали, что оно было уничтожено. Когда-то, в середине 17 века, эта работа входила в коллекцию короля Карла I, однако следы её теряются. По имеющимся данным, в 1763 г. картина была выставлена на торги сыном британского герцога Букингемского. В следующий раз в поле зрения «Спаситель мира» попал в 1900 г., когда оказался у британского коллекционера сэра Фредерика Кука после нескольких неудачных попыток реставрации. Тогда с уверенностью сказать, что это картина да Винчи, было нельзя. Возможно, поэтому потомки Кука выставили картину на аукцион в 1958 г. за невообразимые для такого мастера 45 фунтов - Леонардо ушел в руки американских арт-дилеров. В 2010 г. после сложной программы реставрации экспертиза подтвердила подлинность да Винчи. Сейчас эта картина оценивается в 120 миллионов фунтов стерлингов.

Тема денег в связи с собранными в одном месте шедеврами является одной из главных, но, что удивительно, не основной. Разумеется, экспозиция застрахована на уникальную сумму - $ 2,5 млрд (еще столько же может выделить правительство Великобритании в случае какого-либо криминального инцидента или форс-мажора : http://rublev-museum.livejournal.com/48291.html), но сотрудники Национальной галереи надеются, что выплаты не понадобятся: приняты все возможные меры для обеспечения безопасности. Частично они повлияют на посещаемость выставки: в галерею будут пускать 180 человек за 30 минут вместо обычных 230.

Эту выставку уже называют одной из самых популярных за всю историю Национальной галереи - для ее посещения продано рекордное количество билетов. Спрос и в самом деле огромный: появившиеся в свободной продаже билеты на выставку уже распроданы до середины декабря; организаторы, впрочем, заявили, что еще по 500 билетов будут продаваться через кассы ежедневно. Кроме того, увеличено время работы галереи и частично использованы выходные - ожидается, что эти меры позволят увеличить аудиторию выставки на 20%. Ну а Голливуд решил сделать художника героем блокбастера: о планах снять приключенческий фильм о великом живописце объявила компания Universal.

Выставка Леонардо да Винчи в Лондонской национальной галерее продлится до 5 февраля 2012 года, а уже 29 марта полотна гениального итальянского мастера покажут в Париже в рамках экспозиции «Святая Анна Леонардо да Винчи». Выставка в Лувре продлится до 25 июня. На ней также будут представлены оба варианта «Мадонны в скалах». А вот «Даму с горностаем», скорее всего, в Париже уже не увидят. К сожалению, не сообщается, смог ли Эрмитаж на паритетных началах добиться экспонирования хотя бы части лондонской экспозиции в России, выдав «Мадонну Литту» в 4 раз за границу (1962 - Париж, 1990 - Милан и Мадрид, 2003-2004 - Рим и Венеция). Впрочем, к подобному уже давно не привыкать:

Тем не менее, для всех российских ценителей прекрасного редакция музейного блога в честь открытия сенсационной выставки Леонардо публикует фрагмент статьи нашего коллеги Олега Германовича Ульянова, посвященной картине «Мадонна Литта»:

«Эта небольшая по размерам (42 х 33 см) работа, поражающая сокровенным величием композиции (уместно привести изречение Леонардо, что «тесное пространство, которое способно вместить в себя образ всей вселенной…направляет человеческие размышления к созерцанию Божественного» - C.A. 345 v.), вызвала не смолкающую по сей день полемику уже со времени своего поступления в эрмитажное собрание. В феврале 1865 г. картина «Мадонна Литта» была закуплена в Императорский Эрмитаж из фамильной коллекции герцога Антуанна Литта в Милане директором Эрмитажа Гедеоновым С. А. и советником по ученой части бароном фон Кёне, автором первой публикации о картине (Архив ГЭ. Ф.1. Оп. V, 1865 г.Д. 7. Лл. 1-10; Б. В. фон Кёне. Картины Леонардо да Винчи. СПб., 1866. С. 2-3). В том же году из-за плохой сохранности картина была переложена с дерева на холст реставратором Александром Сидоровым, награжденным за удачный перевод серебряной медалью (Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. V, 1865 г.Д. 3. Л. 142-143).

Еще в 1543 г. леонардовская «Мадонна до пояса, в полфигуры, которая кормит грудью младенца» упоминалась в собрании венецианского философа Пьетро Контарини. Наконец, среди рисунков самого Леонардо находится этюд головы «Мадонны Литты», выполненный серебряным карандашом на тонированной зеленым бумаге (Лувр, № 2376, ок. 1490 г.). По мнению Демона, предложившего собственную датировку «Мадонны Литты» 1491-1494 гг., этот эскизный рисунок был без изменений повторен в картине, в частности, трехчетвертная постановка плечевого пояса, образующего с поверхностью стены угол в 45º, полностью перенесена с рисунка на картину (Demonts L. Les Dessins de Leonardo da Vinci. Paris. Р. 14, plat. 14).

Особого внимания заслуживает мнение Ринальди, который датировал картину 1507-1508 гг. на основании рисунков из леонардовского «Кодекса Арундель» (Collection Arundell), хранящегося в Британском музее Лондона, где на Л. 253 v. и256 r. находятся наброски сосущего грудь младенца (A. de Rinaldis. Storia dell’opera pittorica di Leonardo da Vinci. Bologna, 1926. Р. 238-239. Аналогичную датировку см.: L.H.Heydenreich. Leonardo da Vinci. London-New York-Basel, 1954. Р. 12, 180). «Кодекс Арундель» имеет точную датировку 1508 г., который указан на титульном листе (Br. M. I r).

Тем не менее, в искусствоведческой литературе все еще придерживаются датировки сэра Кларка, который путем сопоставления с рисунком Виндзорской библиотеки (W. 12276 v.), отнес создание «Мадонны Литты» к концу первого флорентийского периода, до отъезда Леонардо в 1482 г. в Милан (Clark K. A Catalogue of the drawings of Leonardo da Vinci in the collection of H. Majesty the King at Windsor Castle. Cambridge, 1935. Vol. II. Р. 1. Изпоследнихработукажем: Zwijnenberg R. The Writings and Drawings of Leonardo da Vinci: Order and Chaos in Early Modern Thought. 1999). Между тем, эта датировка в значительной степени устарела, - достаточно указать на рисунок «Богоматерь с младенцем» из того же собрания (W. 12568),выполненный Леонардо красным мелом, и принять во внимание современные данные, что до 1490 г. в творчестве Леонардо неизвестны рисунки красным мелом. Не следует забывать, что альбом рисунков, хранящийся ныне в Виндзоре, был составлен аретинцем Помпео Леони, сыном бывшего ученика Микеланджело Буонарроти, из разрозненных иллюстраций к «Атлантическому кодексу», причем определенная часть из них первоначально принадлежала Collection Arundell (sic! - Леонардо да Винчи. Избранные произведения: переводы, статьи, комментарии. В 2 тт. СПб., 1999. Т. II. С. 383-385). Не меньший интерес вызывает сходство головы рычащего льва на том же виндзорском рисунке (W. 12276 v.) с головой льва в картине Леонардо «Св. Иероним» (Пинакотека Ватикана), обнаруженной в Риме кардиналом Иосифом Фешем ок. 1820 г.

Предполагают, что ок. 1495 г. картина «Мадонна Литта» была полностью переписана миланским художником, возможно, Амброджио де Предисом, как, например, считал В.Н. Лазарев (Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. М., 1952. С. 28-29). Этот художник, действительно, сотрудничал с Леонардо, в частности, по контракту с миланским Братством Непорочного Зачатия над картиной «Мадонна в скалах». Согласно принятому мнению, в «Мадонне Литте» сам Леонардо выполнил общую постановку фигур, закончил голову Богоматери и полностью написал некоторые части тела Богомладенца.

В рамках нашей темы особый интерес представляет сотрудничество Леонардо с Амброджио де Предисом над поздним вариантом «Мадонны в скалах», ныне хранящимся в Британской Национальной Галерее. Также как и в «Мадонне Литте», цвета в «Мадонне в скалах» приглушены, отчего лица и тела кажутся на первый взгляд словно покрытыми мертвенной бледностью. Когда после II Мировой войны живопись «Мадонны в скалах» была расчищена, некоторым искусствоведам цвета показались столь тусклыми, что они обвинили Британскую Национальную Галерею в том, что она не следила за сохранностью шедевра.

Однако дальнейшая расчистка выявила истинный замысел Леонардо: все цвета были преднамеренно не подчеркнуты, они как бы полностью утратили свою декоративность и использовались только для того, чтобы выразить идею художника. В ней нашли отражение результаты долгих размышлений Леонардо, его исследования в области светотени и поисков метода, «как сделать фигуры пластичными». В результате цвет воздействует прежде всего не на зрение, а непосредственно на ум.

Ко второму варианту «Мадонны в скалах» Леонардо приступил повторно в 1506 г. в Милане, куда был призван в возрасте 54 лет французским вице-королем Шарлем д’Амбуазом по заданию короля Людовика XII, которому захотелось иметь «несколько маленьких изображений Богоматери» кисти Леонардо. Данное обстоятельство вызывает особенный интерес для нашей темы. Прежде всего, следует принять вовнимание цветовое сходство синего плаща с желтой подкладкой у «Мадонны в скалах» и «Мадонны Литты». Как известно, в лондонском варианте «Мадонны в скалах» Леонардо пришлось учесть пожелания миланского Братства Непорочного Зачатия и добавить в руки младенца Иоанна Предтечи удлиненный крест, на который направлено благословение Богомладенца.

Близкую тему Леонардо разрабатывает в тот же период (1503-1508 гг.) в картине «Мадонна с прялкой», где такой бытовой детали, как прялка, за которой потянулся Богомладенец, придано сходство с крестом, что символизировало, по замыслу художника, грядущие Страсти Господни. Постановка плечевого пояса Девы Марии в «Мадонне с прялкой», прежде всего, на эскизе 1501 г. из Виндзорского собрания, выполненном красным мелом на тонированной розовым бумаге, напоминает аналогичный композиционный прием в «Мадонне Литте». Заслуживает внимания также, что в Хаммеровском кодексе (ранее - Лейчестерский кодекс), составленном Леонардо между 1506 и 1508 гг., находится эскиз женской фигуры со спины (Хаммер 20), весьма напоминающей разворотом головы в сторону зрителя такую же особенность образа Богомладенца в картине «Мадонна Литта».

Столь же существенным представляется совпадение постановки левой ножки Богомладенца в «Мадонне Литте» с аналогичной деталью во втором варианте картины «Св. Анна с Марией и младенцем Христом», созданном по заказу монахов-сервитов из Благовещенского монастыря во Флоренции. Леонардо изобразил Богоматерь, Св. Анну и Богомладенца, пытающегося оседлать ягненка, таким образом, что «все фигуры нарисованы в натуральную величину, но размещаются на сравнительно небольшом картоне, потому что сидят или наклонились, и каждая расположена одна перед другой, справа налево», согласно дошедшему до нас свидетельству посланника маркизы Изабелль д’Эсте о первом показе этого картона в марте-апреле 1501 г. (Уоллейс Р. Мир Леонардо. М., 1997. С. 122).

Ко всем этим сопоставлениям, помимо прочего, корректных и хронологически, следует добавить, что научное рентгеновское исследование картины «Мадонна Литта» в Эрмитаже позволило установить несомненное сходство «Мадонны Литты» с «Джокондой» (1503, 1514-1515 гг.) как по общим очертаниям, так и по всему характеру выявленного в рентгеновских лучах авторского рисунка (Гуковский М. А.Мадонна Литта. Л.-М., 1959. С. 56). Исходя из этого, вполне оправданно будет в настоящем исследовании отнести начало работы над «Мадонной Литтой» ко второму миланскому периоду творчества Леонардо, который продолжил в Риме создание своего маленького шедевра.

В связи с этим приобретает особое значение интерес художника в этот период к доминирующей красно-синей гамме, которая сближает «Мадонну Литту» с «Тайной вечерей», созданной в 1495-1498 гг. для доминиканского монастыря Санта Мария деле Грацие в Милане. В последней работе Леонардо впервые применил темперу, для чего ему потребовалось изобрести специальный состав из смолы и мастики для укрепления грунта (нужно отметить, что до Леонардо специальный клей из оскребков козьего пергамента, который применялся для темперной лазури в силу его кристаллической прозрачности, упоминался лишь в работах XIV в. у Ченнино Ченнини).

Cattedrale tomba di Baldassare Turrini (1481-1543), Pescia

Исходя из данного контекста, следует обратить самое присталь-ное внимание на важный факт, приведенный в составленном Джордже Вазари жизнеописа-нии Леонардо: «В это время он написал для ма-стера Бальдассари Турини из Пеши, датария папы Льва, небольшую картину, изображаю-щую Богоматерь с Младенцем на руках и на-писанную с бесконечной тщательностью и ис-кусством. Однако то ли по вине того, кто ее грунтовал, или из-за собственных его замысло-ватых смесей грунтов и красок она в настоящее время сильно попорчена. На другой не-большой картине он изобразил Младенца по-разительной красоты и изящества. Обе карти-ны находятся в настоящее время в Пеши в до-ме мессера Джулио Турини ». К вящему со-жалению, до сих пор никто из исследователей не заметил того, как тесно согласуется эта уни-кальная информация Вазари с композицией именно картины «Мадонна Литта», где Бого-матерь изображена Леонардо с Богомладенцем на руках (sic!), равным образом совпадает описание сохранности и технологических осо-бенностей «Мадонны Литты» из Эрмитажа» (Полную публикацию статьи см.: Ульянов О.Г. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Вып. 7. М., 2003. С. 336-348).

Интервью Олега Германовича Ульянова Стране.Ru 15 декабря 2003 г. в связи с экспонированием в Риме в зале Бандьеры Квиринальского дворца (резиденции президента республики) шедевра из собрания Государственного Эрмитажа - картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», приуроченным к визиту президента Владимира Путина в Италию, см.: http://www.nesusvet.narod.ru/ico/books/ulyanov/

О новых открытиях при изучении знаменитой картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» см.: http://www.neofit.ru/modules.php?name=bs&file=displayimage&album=51&pos=-246

См. также статью О.Г. Ульянова о Леонардо «Миф искусства или искусство мифа»: http://religion.ng.ru/art/2004-01-21/7_freyd.html

Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html |
Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Сюжет картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Согласно раннехристианской традиции, художник показывал Марию целиком сосредоточенной на ребенке, тогда как взгляд маленького Иисуса был устремлен на зрителя. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Дева Мария изображена на фоне двух окон в виде арок, из которых льется голубой прозрачный свет, усиливая темный фон за ее спиной. Спереди фигура Богоматери с младенцем освещена мягким светом, источник которого расположен как бы перед изображением. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Мальчик нежно приник к ней. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой - держит щегленка.

Символика полотна Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Она заложена и в сюжете, и в композиции картины. Одухотворенный взгляд Богоматери подчеркнуто сконцентрирован на сыне, поскольку для нее Он является центром Вселенной. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». Такая символика присутствовала на раннехристианских фресках, найденных в римских катакомбах. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Через это кормление Он принимает и человеческую душу. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. Историкам известен тот факт, что Леонардо нередко приходил на птичий рынок, покупал и отпускал в небо птиц. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Фигурка щегла на картине как бы подтверждает идею о том, что в сцене вскармливания младенца материнским молоком происходит другое таинство - духовное кормление.

Судьба великой картины

До того как художественное произведение оказалось в залах Эрмитажа, оно хранилось в коллекции миланского герцога Литта. Отсюда возникло название картины. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. Особенность восстановления полотна заключалась еще и в том, что автор при ее создании сам немало экспериментировал, создавая новые соединения красящих пигментов, смешивая масло и темперу и используя специальный клей, синтезированный из мельчайших частиц козьего пергамента и имевший кристальную прозрачность. Художник добивался точности в передаче своего замысла на полотне, поскольку был убежден в том, что результат работы мастера сродни творению Бога. Леонардо да Винчи считал, что в воздухе витают образы и подобия, а задача художника - уловить и воплотить их. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо. Дата и авторство картины Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Такое предположение связано с данными о том, что Леонардо получил в 1506 году заказ на изображение Мадонны от французского короля Людовика XII и от Папы Льва X, который просил написать Мадонну с младенцем на руках. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото - в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках.

Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Такое предположение связано с данными о том, что Леонардо получил в 1506 году заказ на изображение Мадонны от французского короля Людовика XII и от Папы Льва X, который просил написать Мадонну с младенцем на руках. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото - в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках.

http://fb.ru/article/138978/tayna-shedevra-leonard...nchi-madonna-litta#image386948

Оригинал записи и комментарии на

Эта картина относится к числу произведений, с появлением которых ознаменовался новый этап в искусстве ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения. Изображённая на полотне прекрасная женщина, кормящая младенца, является олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности. Картина названа по фамилии своего прежнего владельца — герцога Антуанна Литта.

Краткая история создания

Вокруг одного из самых прекрасных изображений Богоматери с Младенцем до сих пор не утихают споры, главной темой которых является авторство Леонардо. Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). Дата создания картины также доподлинно неизвестна. Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Однако существуют мнения и о более поздних датировках, относящихся к периоду проживания Леонардо в Риме.

Описание и анализ

Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Композиция картины уравновешенна и лаконична. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. В проёмах симметрично расположенных окон взгляду зрителя открывается горный пейзаж, как бы напоминая о гармонии всего мироздания. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. При этом он не является бесстрастным. Однако все чувства, переживаемые изображённой на картине женщиной, глубоко спрятаны художником, чтобы не нарушать ясную гармоничность её облика. Они слегка проявляются лишь в выражении затаённой грусти и в скользящей таинственной полуулыбке. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Фигура мадонны изображена таким образом, что её контуры чётко вырисовываются на фоне стены. Освещение женского силуэта вопреки обычной логике идет не из окон, расположенных симметрично сзади, а откуда-то спереди и слева, мягко моделируя лица и тела. Основным смыслом произведения, как и в прежних работах мастера, остается человечность, уважение к подлинным глубоким чувствам. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Младенец, переполняемый здоровой жизненной энергией, вертится у неё на руках, перебирая ножками. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Женщина любуется малышом, погрузившись в свои мысли, сосредоточив на нем всю силу своих чувств. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность.

Однако если проанализировать, каким образом Леонардо добивается этой выразительности, то можно убедиться, что маэстро использует довольно обобщённые и лаконичные способы изображения. Лицо мадонны повернуто в профиль. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. В то же время сам наклон головы, тени, скользящие по лицу, слегка угадывающийся взгляд создают то неповторимое ощущение одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел изображать. Завершая этап длительных исканий в искусстве Возрождения, художник на основе точного воплощения видимого создаёт наполненный поэзией образ, в котором отброшено все случайное и мелкое и оставлены те черты, которые создают возвышенное и волнующее представление о человеке. Таким образом, мастер сводит воедино разрозненные усилия своих предшественников и современников и, значительно опережая их, поднимает итальянское искусство на новый уровень. В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Некоторые художественные критики и искусствоведы склонны полагать, что эти две знаменитые картины тесно связаны между собой. На эту тему существует несколько мнений. Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. Эта парность двух шедевров является иллюстрацией к утверждению христианской церкви о том, что в Христе соединены Божественное и человеческое начала. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются.

Отдельного упоминания заслуживает пейзаж, которому Леонардо всегда отводит в своих произведениях особую роль. И при сопоставлении двух картин он также может рассматриваться как подтверждение их парности. Если в «Мадонне Бенуа» зритель наслаждается кристальной чистотой и ясностью неба, то в «Мадонне Литта» художник изобразил горный пейзаж, символизирующий красоту земного мира.

Предлагаемая теория о взаимосвязи двух знаменитых картин Леонардо не снискала единодушного признания, однако в любом случае она интересна тем, что позволяет совершенно по-новому взглянуть на давно ставшие известными великие произведения искусства.

Санкт-Петербург.

Мадонна Литта. Любящая мать держит своё дитя. Который сосет грудь. Дева Мария красива. Младенец поразительно похож на мать. Серьёзным взглядом он смотрит на нас.

Картина небольшая, всего 42 x 33 см. Но она поражает своей монументальностью. Маленькое пространство картины вмещает в себя что-то очень важное. Чувство, что присутствуешь при событии, которое не подвластно времени.

Эта картина отличается не только величественностью. Но и своими деталями.

Обратили ли вы внимание, что младенец держит птичку в руке? Что вырезы для кормления на платье Мадонны были зашиты. И в спешке один из них был распорот? Заметили ли вы, как необычно освещаются герои? И почему Леонардо не проработал всех деталей картины?

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

Здесь мы тоже видим голубой горный пейзаж. Свет падает на фигуры Христа и апостолов также откуда-то слева. Как будто из окон трапезной монастыря, в которой находится роспись. Леонардо создал такую иллюзию, чтобы фреска гармонично вписывалась в пространство.

Возможно, того же эффекта он добивался и в “Мадонне Литта”. С учётом помещения, в котором она должна была висеть.

2. Леонардо НЕ проработал все детали картины

Обратите внимание, как тщательно проработаны лица героев на картине. При этом плащ Мадонны написан грубее. Вспомните, как тщательно прорисовывали каждую складку . Не удивительно, что возникли домыслы.

Якобы Леонардо в очередной раз не хватило терпения завершить работу. Еще до сих пор популярна версия, что ему помогал кто-то из учеников. Лица написал Леонардо. А вот все остальное, худшего качества, написал другой человек.

Я уверена, что работа принадлежит полностью кисти Леонардо. Просто он в очередной раз “забежал вперёд”.

Сделав разную степень проработки, он раставил акценты. Чтобы зрение зрителя “выхватывало” из пространства картины самое главное. Лица Мадонны и младенца.

После Леонардо к этому эффекту придёт . Иногда он оставлял часть работы незавершённой. “Картина закончена, как только художник осуществил в ней своё намерение”, говорил мастер.

Рембрандт. Портрет Яна Сикса. 1654 г. Коллекция Сикса, Амстердам. Wikimedia.commons.org

Посмотрите на неожиданный для 17 века импрессионизм Рембрандта. Одежда заказчика написана толстыми, быстрыми мазками. Для Голландии, которая славилась тщательностью в деталях, это было слишком революционно. Рембрандта не понимали.

А представьте, насколько был непонятым Леонардо. Который прибегал к таким эффектам на полтора столетия раньше. Может быть зря многие его работы считаются незавершёнными? Может они были задуманы такими?

3. Прототип Мадонны Литта был создан за 13 столетий до Леонардо

Был ли Леонардо первым в изображении Мадонны, кормящей грудью? На самом деле подобный образ встречается ещё на раннехристианских фресках. В Римских катакомбах.

До официального признания христианства верующие вынуждены были скрывать свою религию. Были вырыты подземные помещения. В них хоронили христианских мучеников и первых Римских Пап. Там же проходили богослужения. А стены подземелья покрывались фресками на библейские сюжеты.

У меня нет сомнений, что Леонардо был в этих катакомбах. Их вновь открыли при его жизни.


Неизвестный мастер. Мадонна с младенцем. Катакомбы святой Присцилы, Рим

Дева Мария на одной из стен катакомб очень похожа на Мадонну Литту. Много совпадений. То, как мать держит ребёнка. Как ребёнок сосет грудь и смотрит в сторону зрителей. Даже наклон головы Мадонны такой же.

А рядом стоит святой Иоанн Креститель и указывает пальцем на звезду. Его жест похож на жест со знаменитой картины Леонардо “Иоанн Креститель”. Если обе картины поставить рядом, то как раз получается роспись из Римских катакомб.

4. Разорванные стежки на груди Мадонны, как символ милосердия

Самая необычная деталь картины. На которую редко кто обращает внимание. На платье Мадонны – два выреза для кормления грудью. Они были аккуратно зашиты. Что видно по разрезу на левой груди.

Однако стежки на правой груди разорваны. Что бы это значило? Не может же мать каждый раз после кормления зашивать вырезы. А перед кормлением их разрывать. Напрашивается только один вывод.

Мадонна планировала отлучить ребёнка от груди. Поэтому вырезы за ненадобностью были зашиты. Однако она не устояла перед плачем ребёнка. Который просил маминого молока. В спешке стежки были разорваны. И дитя припало к груди.

Зачем же Леонардо добавляет такую деталь? Почему бы не изобразить обычный процесс кормления. Без предшествующей маленькой драмы?

Примерно с 1300 года знатные дамы прекратили кормить детей грудью. Нанимая кормилиц. А кто победнее обходился коровьим молоком. Так как в моду вошли “неиспользованные”, упругие груди.

Поэтому не случайно в 14 веке старшие современники Леонардо начали изображать образ Мадонны Млекопитательницы. Сами вскормленные в лучшем случае молоком кормилицы, они идеализировали образ кормящей родной матери.

Амброджио Лоренцетти. Мадонна Млекопитательница. 14 век. Национальная Пинакотека в Сиене, Италия

Леонардо скорее всего мать кормила грудью. Ведь она была девушкой из низшего сословия, крестьянкой.

Но он пережил другую травму. В 3 года он был разлучен с матерью. Знатный отец пожелал видеть своего незаконнорождённого сына рядом с собой.

Несомненно, эта детская травма повлияла на Леонардо. Поэтому он с таким трепетом изображает образ матери. Матери милосердной и любящей.

5. Щеглёнок. Иллюзия улыбки. Отсутствие нимбов.

Немало и других необычных деталей в “Мадонне Литта”. в руке младенца. Эта птичка символизирует христианскую душу.

Вам кажется, что Мадонна улыбается? На самом деле нет. Это иллюзия за счёт тени в уголке губ.


Леонардо да Винчи. Мадонна Литта (фрагмент). 1490-1491 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

А ещё обратите внимание, что над Мадонной и младенцем нет нимбов. Если заказчики не настаивали на их изображении, то Леонардо предпочитал писать святых без них.

Он был гуманистом. Возвеличивающим человека. И в святых ему также была интересна больше их человеческая, нежели божественная сторона.

Проверьте свои знания, пройдя

Считается, что сохранилось около 15 картин, написанных Леонардо да Винчи (помимо фресок и рисунков). Пять из них хранятся в Лувре, по одной в Уффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской и Вашингтонской национальных галереях, а также в других, менее известных музеях. Впрочем, некоторые ученые утверждают, что картин на самом деле больше, но споры по поводу атрибуции работ Леонардо — занятие бесконечное. В любом случае Россия держит после Франции твердое второе место. Заглянем в Эрмитаж и вспомним историю двух наших Леонардо .

«МАДОННА ЛИТТА»

Картин с изображением Девы Марии написано так много, что самым известным принято давать прозвища. Нередко к ним пристает имя одного из прошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта».

Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. С 1813 года она находилась в собственности миланской семьи Литта, представители которой весьма хорошо знали, насколько богата Россия. Именно из этого рода происходил мальтийский рыцарь граф Джулио Ренато Литта, который был в большом фаворе у Павла I и, выйдя из ордена, женился на племянн ице Потемкина, став миллионером. К картине Леонардо он, впрочем, отношения не имеет. Четверть века спустя после его смерти, в 1864 году, герцог Антонио Литта обратился в Эрмитаж , совсем недавно ставший публичным музеем , с предложением купить несколько картин из фамильного собрания.

Анджело Бронзино. Состязание Аполлона и Марсия. 1531-1532 годы. Государственный Эрмитаж

Антонио Литта так хотел угодить русским, что прислал перечень из 44 предлагаемых на продажу работ и попросил представителя музея приехать в Милан, чтобы посмотреть галерею. Директор Эрмитажа Степан Гедеонов отправился в Италию и выбрал четыре картины, заплатив за них 100 тысяч франков. Помимо Леонардо, музей приобрел «Состязание Аполлона и Марсия» Бронзино, «Венеру, кормящую Амура» Лавинии Фонтана и «Молящуюся Мадонну» Сассоферрато.

В Россию картина да Винчи прибыла в очень плохом состоянии, ее пришлось не только чистить, но и сразу переложить с доски на холст. Так в Эрмитаже появился первый « леонардо » .

Кстати, вот и пример споров по поводу атрибуции: создал Леонардо «Мадонну Литта» сам или с помощником? Кто был этим соавтором — его ученик Больтраффио? А может, Больтраффио написал ее целиком, по наброску Леонардо?
Окончательно этот вопрос до сих пор не разрешен, и «Мадонна Литта» считается немного сомнительной.

У Леонардо да Винчи было множество учеников и последователей — их называют «леонардески». Порой они истолковывали наследие мастера весьма странно. Так появился тип обнаженной «Моны Лизы». В Эрмитаже есть одна из таких картин работы неизвестного автора — «Донна нуда» («Обнаженная женщина»). Она появилась в Зимнем еще при Екатерине Великой: в 1779 году императрица приобрела ее в составе коллекции Ричарда Уолпола. Кроме нее, в Эрмитаже также находится большая коллекция других леонардесков, включая копию одетой «Моны Лизы».




«МАДОННА БЕНУА»

Эта картина, написанная в 1478-1480 годах, также получила прозвание в честь своего владельца. Причем она вполне могла бы называться «Мадонной Сапожникова», но «Бенуа», конечно, звучит красивее. Эрмитаж приобрел ее у жены архитектора Леонтия Николаевича Бенуа (брата знаменитого Александра ) — Марии Александровны Бенуа. Она была урожденной Сапожниковой (и, кстати, приходилась дальней родственницей художнице Марии Башкирцевой , чем гордилась).


Прежде картиной владел ее отец, астраханский купец-миллионер Александр Александрович Сапожников, а до него — дед Александр Петрович (внук Семена Сапожникова, за участие в пугачевском бунте повешенного в селе Малыковка одним молодым поручиком по имени Гаврила Державин). В семье рассказывали, будто бы «Мадонну» Сапожниковым продали бродячие музыканты-итальянцы, которых неведомо как занесло в Астрахань.

Василий Тропинин. Портрет А.П. Сапожникова (деда). 1826; портрет А.А. Сапожникова (отца), 1856.

Но на самом деле Сапожников-дед приобрел ее в 1824 году за 1400 рублей на аукционе после смерти сенатора, президента Берг-коллегии и директора Горного училища Алексея Корсакова (который, видимо, привез ее из Италии в 1790-х).
Удивительно — когда после смерти Корсакова его коллекцию, где были Тициан, Рубенс, Рембрандт и другие авторы, выставили на аукцион, Эрмитаж купил несколько работ (в частности, Милле, Миньяра), но этой скромной «Мадонной» пренебрег.

Став владельцем картины после смерти Корсакова, Сапожников занялся реставрацией картины, по его просьбе ее сразу перевели с доски на холст.

Орест Кипренский. Портрет А. Корсакова. 1808. Руский музей.

Русская общественность узнала об этой картине в 1908 году, когда придворный архитектор Леонтий Бенуа выставил работу из коллекции своего тестя, а главный хранитель Эрмитажа Эрнст Липгарт подтвердил руку мастера. Это произошло на «Выставке западноевропейского искусства из собраний коллекционеров и антикваров С.-Петербурга», открывшейся 1 декабря 1908 года в залах Императорского общества поощрения художеств.

В 1912 году супруги Бенуа решили продать полотно, картину отправили за рубеж, где эксперты осмотрели ее и подтвердили подлинность. Лондонский антиквар Дювин предложил 500 тысяч франков (около 200 тысяч рублей), однако в России началась кампания за покупку работы государством. Директор Эрмитажа граф Дмитрий Толстой обратился к Николаю II. Супруги Бенуа тоже хотели, чтобы «Мадонна» осталась в России, и в итоге уступили ее Эрмитажу в 1914 году за 150 тысяч рублей, которые выплачивались в рассрочку.