Культура западной европы в раннее средневековье презентация. Представление средневекового человека о мире. Великие реки, омывающие

Слайд 1

Культура ранней средневековой Европы

Слайд 2

План
1. Представления средневекового человека о мире. 2. Представление об устройстве Вселенной и Земле 3. Представление о времени. 4. Каролингское Возрождение. 5. Семь свободных искусств 6. Искусство рукописной книги.

Слайд 3

Представления средневекового человека о мире.
Первые столетия Средневековья немногие выезжали за пределы своей сельской округи. Связи между селениями были редкими. Дальнее путешествие было опасным и трудным делом. Из-за плохих дорог передвигались медленно. Даже о пограничных странах до народа доходили лишь отрывочные сведения. Но правители и дипломаты, воины, купцы и миссионеры ездили по всей Западной Европе и оставили для нас много интересных сведений о том времени. Однако европейцы долго почти не знали, что делается за пределами Европы, и сочиняли небылицы о далеких странах.

Слайд 4

Представление об устройстве Вселенной и Земле
Учение древнегреческого философа Пифагора и его последователей о том, что Земля - шар, не было полностью забыто. Средневековые ученые представляли, что Земля круглая, неподвижная и находится в центре Вселенной. Но некоторые из них оспаривали шарообразность Земли, утверждая, что люди, живущие на противоположной стороне земного шара, должны были бы ходить «вниз головой», а деревья расти «вверх корнями». Они представляли себе Землю в виде диска, покрытого небом, как колпаком, а по небу совершают свой путь Солнце, Луна и пять известных тогда планет. Центром, или «пупом», Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа.

Слайд 5

Представление о времени.
К историческому времени средневековые люди относились своеобразно. Хронисты были равнодушны к точным цифрам. Они использовали неопределенные выражения: «в это время», «тем временем», «вскоре после этого». И феодалы, и крестьяне часто путали прошлое, настоящее и будущее. Не было единой системы отсчета времени. В одних странах год начинался с праздника Пасхи, в других - с Рождества Христова. Средневековый час составлял примерно три современных часа.
.

Слайд 6

Каролингское Возрождение.
Грамотных людей не было не только среди крестьян - они редко встречались и среди феодалов. Даже короли не всегда умели читать и писать. Долгое время в Западной Европе письмом владели только служители церкви, и то не все: они должны были читать религиозные книги, знать молитвы, выступать с проповедями. Для управления обширной страной Карлу Великому нужны были грамотные чиновники и судьи. Он понимал: чтобы возродить Римскую империю, нужно возродить культуру, и прежде всего античные знания. При нем начался подъем культуры, который историки назвали Каролингским Возрождением.

Слайд 7

Семь свободных искусств
в X-XI веках, при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы. Обучение шло на латинском языке. В полное школьное образование входило с античных времен изучение «семи свободных искусств»: наук «тривиума», «квадривиума». «Тривиум» включал в себя: -грамматику (умение читать и писать на латыни), -риторику (красноречие), -диалектику (искусство рассуждать). Каролингский иллюстратор Во вторую ступень образования - «квадривиум» входили: - арифметика, - геометрия, - астрономия, - музыка. Только освоив эти науки, можно было в дальнейшем изучать «царицу наук» - богословие.

Слайд 8

Искусство рукописной книги
В монастырских скрипториях развивалось искусство рукописной книги.В древности книга чаще всего была папирусным свитком, в поздней римской империи - свитком из пергамена. 1 книга шкуры с 300 телят. Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим (красивым) почерком; другие затейливо украшали заглавные буквы в начале красной строки - инициалы, вписывая в них целые живописные сцены - миниатюры; третьи делали заставки и орнамент. Книг было мало, и стоили они очень дорого. Короли и знатные феодалы дарили друг другу книги в самых торжественных случаях: при заключении договоров, рождении ребенка, на свадьбу. На Библии приносили клятвы, присягали на верность королю или сеньору. Экземпляры красиво изготовленных, огромного размера Библий с дорогими переплетами делали для соборов, где их прикрепляли цепями - чтобы не украли.

Cлайд 1

Cлайд 2

План урока Представления средневекового человека о мире Каролингское Возрождение «Семь свободных искусств» Искусство рукописной книги Литература «Жонглёр, другим и нравом не в пример...»

Cлайд 3

1. Представления средневекового человека о мире В Средние века большинство людей, включая ученых, считали Землю плоским диском. Идеи Древних греков о том, что Земля – шар были известны не многим. Мало кто из людей в Средние века покидал родные края. Даже в соседних городах мало кто бывал, но о Европе знали хотя бы немного. Остальной мир был неведомым и полным опасностей и тайн.

Cлайд 4

1. Представления средневекового человека о мире Центром Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. В Средневековье считали, что на Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил. Мир по представлению Геродота Мир по средневековым представлениям

Cлайд 5

1. Представления средневекового человека о мире В раннее Средневековье использовали устройства для измерения времени, созданные в Древней Греции и Древнем Риме: солнечные часы определяли время по тени, которую отбрасывала вертикально вбитая в землю палка, водяные и песочные часы (помогали определять только отдельные отрезки времени). Песочные и водяные часы Солнечные часы

Cлайд 6

1. Представления средневекового человека о мире Не было единой системы отсчета времени. В одних странах год начинался с праздника Пасхи, в других - с Рождества Христова. Средневековый час составлял примерно три современных часа. По-своему люди объясняли в Средние века смену времен года.

Cлайд 7

1. Представления средневекового человека о мире Сутки делились на день и ночь. Ночь считалась временем действия злых сил, поэтому все честные и праведные люди должны были по ночам спать.

Cлайд 8

2. Каролингское Возрождение Грамотных людей не было не только среди крестьян - они редко встречались и среди феодалов. Даже короли не всегда умели читать и писать. Долгое время в Западной Европе письмом владели только служители церкви, и то не все.

Cлайд 9

2. Каролингское Возрождение При Карле Великом начался подъем культуры, который историки назвали Каролингским Возрождением. Для управления обширной страной Карлу Великому нужны были грамотные чиновники и судьи. Он понимал: чтобы возродить Римскую империю, нужно возродить культуру, и прежде всего античные знания. Карл приглашал в столицу ученых со всех концов своей империи.

Cлайд 10

2. Каролингское Возрождение Карл строил в Ахене и других городах каменные дворцы и церкви. В VIII-IX веках во Франкском государстве возросло число образованных людей, были переписаны многие сочинения античных авторов. Каролингское Возрождение быстро угасло после распада империи Карла Великого.

Cлайд 11

3. «Семь свободных искусств» Карл Великий приказал открыть школы при монастырях. Позднее при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы. Обучение шло на латинском языке - международном языке образованных людей Западной Европы: на нем читали молитвы, писали книги, записывали законы, составляли важные послания.

Cлайд 12

3. «Семь свободных искусств» В полное школьное образование входило с античных времен изучение «семи свободных искусств»: наук «тривиума» и «квадривиума». «Тривиум» включал в себя грамматику (умение читать и писать на латыни), риторику (красноречие) и диалектику (искусство рассуждать). Во вторую ступень образования - «квадривиум» входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Только освоив эти науки, можно было в дальнейшем изучать «царицу наук» - богословие.

Cлайд 13

3. «Семь свободных искусств» Образованным человеком считался тот, кто знал мнение авторитетов по любому поводу. Образование заключалось в заучивании цитат из авторитетов и предполагало прежде всего хорошую память и усидчивость. Науки «квадривиума» были слабо развиты. Счет долго велся римскими цифрами и был труден, обычно усваивали лишь сложение и вычитание. Умножение, деление и дроби давались немногим. Из геометрии решали простейшие практические задачи, необходимые для строительства. Астрономию использовали, чтобы высчитывать даты церковных праздников и сроки полевых работ.

Cлайд 14

4. Искусство рукописной книги В монастырских скрипториях развивалось искусство рукописной книги. В древности книга чаще всего была папирусным свитком, в поздней римской империи- свитком из пергамена. В Средние века она приобрела современный вид сложенных и переплетенных листов пергамена. Он был прочнее, чем папирус, его можно было сгибать и писать на нем с обеих сторон. Книга раннего средневековья

Cлайд 15

4. Искусство рукописной книги Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим почерком; другие затейливо украшали заглавные буквы в начале красной строки - инициалы, вписывая в них живописные сцены - миниатюры; третьи делали заставки и орнамент. Книг было мало, и стоили они очень дорого. Короли и знатные феодалы дарили друг другу книги в торжественных случаях: при заключении договоров, рождении ребенка, на свадьбу.

Тип урока:

объяснение нового материала

План объяснения нового материала:

  • Средневековый человек между богом и дьяволом.
  • Ад, рай, чистилище.
  • Представление о времени.
  • Представление о пространстве.

ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ И ПОНЯТИЯ .

Ад – место пребывание душ грешников,

обречённых на вечные мучения.



Чистилище – место, где души умерших грешников

очищаются от грехов.


Исповедь – покаяние, раскрытие своих грехов перед священником .



Дьявол – властелин ада, глава злых духов, противостоящий богу .


Грехопадение – совершение людьми первого греха и изгнание их из рая .


Страшный суд – второе пришествие Христа. Суд над праведниками и грешниками.

Конец Света.


Христианство – всеобщая идеология. Вера в бога – отца, бога – сына.

(Христа спасителя) и святого духа. Понятие об аде и рае, грехе и добродетели .



Микрокосмос- человек .


Семь смертных грехов – грехи, совершив один из которых, человек не смог бы

попасть в рай.



Добродетель – это то, что угодно богу и церкви. Возвышает душу человека

и помогает достигнуть рая.




Мировоззрение – система обобщённых взглядов на мир и место человека в нём, на

отношения людей и окружающей их действительности и самим себе, а также

обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания.



Хроника – последовательная запись важнейших исторических событий .


Деление потустороннего

мира в католицизму .

Чистилище – место, где души

Ад –место пребывания душ грешников, обреченных

Умерших грешников очищаются

на вечные мучения

от неискупленных или при жизни

грехов. Догмат о чистилище введён

в 1439г. подтверждён в 1562г.

Рай – место вечного блаженства для душ праведников .


ОСНОВНЫЕ ДАТЫ .

1)1562 год (16 век) – подтверждён Ватиканом Догмат о чистилище.

2) 1439 год (15 век) – принят Догмат о чистилище.

3) XVII век – объявлена ежегодная церковная исповедь, обязательная для всех .



ЧАСТИ СВЕТА .

Азия

Африка

Европа

ВЕЛИКИЕ РЕКИ, ОМЫВАЮЩИЕ

ЗЕМЛЮ

Тигр Ефрат Ганг Нил


ВРЕМЯ

Крестьяне Церковь Воины

Сельскохозяйственный Делили время на 2 Календарь войны и турниров

календарь: периода:

а) время посева а) от сотворения мира Не знали минут, часов

б) время всходов б) от рождества Христова

в) время жатвы

Не знали какой день и месяц

Не знали какой сейчас Знали какой год и день

год, месяц, день, час

Не знали минут и Год делили по церковным

секунд праздникам

Не знали минут и

секунд


Высшие добродетели

Вера в бога Любовь ближнему Смирение


Составляющие средневековой религии

Христианская Языческая

религия религия


Р ЯДОМ С ЧЕЛОВЕКОМ

Ангел – хранитель Бес

(помогал быть добродетельным, (подталкивал к греху, совращал душу,

сохранял душу, был направлен богом) был послан дьяволом)


Церковь Народ

Представление о дьяволе

Дьявол создан богом, чтобы Дьявол равен по силе богу.

П роверить силу веры людей. Между ними идёт война

Дьявол действует с разрешения за душу человека.

Бога. Дьявол слабее бога.


Пространство

Крестьяне Церковь Рыцари

Знали только три части света

Хорошо знали только местность около своего города

И ли деревни

Остальные места известны очень плохо

Считали, что там живут чудовища

Боялись дальних поездок, никуда не ездили


Христианское религиозное мировоззрение

Взгляды на мир Представление о Представление о

пространстве времени

( м ир-это арена, на ко- (Делили землю на три части. (Время принадлежит богу.

торой разворачивается Каждую отождествляли с Время – лишь момент веч -

борьба между богом и религиозным пространством. ности. Это божественное

дьяволом, добром и злом, Гигантский мир сотворен бо - время линейно направлено

христианами и язычника- гом (космос), включал в себя (от сотворения мира к

ми. Мир-царство порока человека – малый космос (мик - страшному суду). Ожида-

и алчности, только цер – рокосмос). ние конца света.

ковь может спасти его

от гибели.)

Исторические представления

(История имеет своё начало и конец.

История началась с сотворения мира,

под её концом подразумевался страшный суд).


Строение мира

Обитание святой троицы: бог-

отец, бог-сын, святой сын

7 небо

6 небо

5 небо

4 небо

3 небо

2 небо

1 небо

Иерусалим, центр мира

4 реки, омывающих Землю

Лестница спасения

«Философия» - «любовь к мудрости» (в переводе с греческого языка)

Философия – учение о наиболее общих законах существования мира (природы, общества, человека)


План

1. Представления о мире средневекового человека

2. Образование

3. Философия


Правила работы в группе

1.Выбор руководителя группы

2. Совместная работа

3. Активное участие каждого

4. Умей слушать

5.Уважай своего товарища

6. Не согласен- предлагай

7. В группе согласуется общее решение.


Порядок выполнения задания

1.Осмыслите задание: прочитайте и объясните своими словами, что требуется сделать.

2. Найдите информацию. необходимую для выполнения задания.

3. Преобразуйте информацию так, чтобы получить ответ.

4. Обсудите ответы в группе и приготовьтесь дать полный ответ.


Задание 1. Представления о мире. Переводы книг арабских и греческих ученых.

  • Какие представления о мире существовали в средние века?
  • Какие новые знания появились?
  • Почему возникла необходимость в новых знаниях?


Марко Поло 1254-1354 г.г.

великий путешественник, совершил поход в Китай через Малую Азию, Персию. Тибет. В Китае 17 лет находился на службе у китайского императора.домой возвращался морем, обогнув Азию с юга.


Путешествия Марко Поло 1271-1295 г.г.



В XI-XII веках

появилось

количество

переводов

книг арабских

и греческих



Задание 2. Университеты

  • Найдите в тексте параграфа ответ на вопрос: « корпорация-это …».
  • Охарактеризуйте структуру университета.
  • Докажите, что университеты были корпорациями.


Корпорация – это обособленная группа людей, которые занимаются тем или иным общим делом, живут соответствующим образом, подчиняются особым правилам и распорядку.

В университете учились студенты.

Преподавателями были профессора.

Ректор - глава университета.

Факультеты : богословский. юридический, медицинский.

Факультеты возглавляли деканы.

Знания получали на лекциях и во время диспутов .




Оксфордский университет

основан в 1096 г.


Богословский факультет

В университете учились………………………….

Преподаватели-……………………………………

Формы занятий: лекции, …………………………


Заполните схему и допишите ответы

ректор

декан

юридический

Богословский факультет

медицинский

В университете учились студенты

Преподаватели- профессора (магистры)

Формы занятий: лекции, диспуты


2. В Европе XII-XIII в.в. развивалось образование, появились новые учебные заведения-университеты, образованных людей становилось все больше .


Задание 3.

Пьер Абеляр и Бернар Клервоский.

  • Найдите в тексте параграфа ответ на вопрос «Схоластика-это……….»
  • В чем сущность спора философов?
  • Дайте оценку личности Пьера Абеляра и Бернара Клервоского.

Схоластика - это зрелое религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений


Пьер Абеляр

1079-1142 г.г.

  • Истинно лишь

только то, что доказано Разумом .

  • Чтобы верить

во что-то –

  • нужно понять это.

Бернар Клервоский 1090-1153 г.г.

был непримеримым

противником Абеляра,

считал, что только

вера может

приоткрыть

тайны мироздания


Пьер Абеляр

Бернар Клервоский

опора на веру (сверхъестественные силы)

рационализм


Выполните индивидуальное задание

Используя текст параграфа заполните таблицу «Направления средневековой мысли»

Пьер Абеляр

Бернар Клервоский

опора на сверхъестественные силы

рационализм

Опора на разум

мистика



Задание 4. Великие ученые

  • В чем значение трудов Фомы Аквинского?
  • Используя текст документа на стр. 222 и параграфа сравните взгляды Роджера Бэкона с другими философами. В чем различие?
  • Какие технические изобретения он предвидел?

Аквинский

«ангельский доктор»

1225-1274 г.г.

Создал грандиозную картину всей христианской Вселенной


Мироздание Фомы Аквинского

государство

общество

животный мир

неодушевленная природа


Аквинский

1225-1274 г.г.

Разум и вера должны гармонично сочетаться


Роджер Бэкон 1214-1292 г.г.

«Удивительный доктор»

Для познания истины разума недостаточно, нужны наблюдения и опыты


Роджер Бэкон:



«Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования.

В средние века культура выполнила роль «строительных лесов» по отношению к западной культуре…»

Достижения средневековой культуры заложили основы современной культуры



Лист самооценки

Сегодня на уроке:

  • я приобрел …….
  • я научился………
  • я смог………….
  • мне было сложно…..
  • меня заинтересовало….
  • мне захотелось……….
  • мне понравилось…….

Дерево успеха


Домашнее задание

1. Заполнить таблицу на 1. стр. 223 №4

2. Составить кроссворд по теме

3. Написать сочинение от имени студента средневекового университета

Слайд 1

Культура средневековой Европы

Слайд 2

Термин «Средние века» был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо (1453), до него же доминирующим термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской империи до Возрождения было введённое Петраркой понятие «тёмные века», которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени (VI-VIII века).

Слайд 3

Средневековье условно делится на три основных периода: Раннее Средневековье (конец V - середина XI века). Высокое, или Классическое, Средневековье (середина XI - конец XIV века). Позднее Средневековье или Раннее Новое время (XIV-XVI века)

Слайд 4

Университеты: магистры и школяры
В период развитого Средневековья в европейских странах появились первые ученые и образовательные сообщества – университеты. В роли основателей выступали, как правило, короли, императоры, римские папы.

Слайд 5

Даты основания университетов

Слайд 7

Программы:
В университетах на низшем, подготовительном, факультете изучались так называемые «свободные искусства», объединенные в два цикла- тривиум (грамматика, риторика, логика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

Слайд 8

Преподающие
Фома Аквинский (1225/26-1274)- богослов, философ. Монах- доминиканец. В 1323 г. причислен к лику святых. Учился в Париже, Кёльне. Преподавал в Париже, Риме, Неаполе. В своих трудах исходил из положения о гармонии веры и разума, широко использовал учение Аристотеля, стремясь приспособить его к христианской доктрине. Им сформулированы многие основополагающие тезисы католического вероучения, в том числе пять доказательств бытия Бога.

Слайд 9

Пьер Абеляр
(1079-1142) – французский богослов, философ, поэт. Преподавал в Парижском университете. Внес значительный вклад в развитие теологии, пытался обосновать связь разума, логики и веры. Его труды были осуждены церковными соборами. Свой нелегкий жизненный путь он описал в «Истории моих бедствий»- одной из первых автобиографий в средневековой европейской литературе.

Слайд 10

Роджер Бэкон
(1214-1292/94)- английский философ, естествоиспытатель. Учился, а затем преподавал в Оксфорде. Монах- францисканец. Занимался оптикой, астрономией, алхимией. Придавал большое значение экспериментальным исследованиям. Изучая свойства линзы, предвосхитил создание некоторых оптических приборов, а также предсказал ряд научных открытий

Слайд 11

Развитие литературы
Медиевисты XIX века различали два вида средневековой литературы, «ученую» и «народную». К первому классу относились латинские тексты и придворная поэзия, ко второму - все остальные произведения, считавшиеся, в духе романтиков, первородным искусством. . В это время возрастало многообразие жанров и закладывались истоки национальных культур. В разных странах были собраны и записаны эпические циклы, объединившие древние народные сказания –легенды

Слайд 12

Романский стиль
Это стиль в западно-европейском искусстве X-XII веков. Наиболее полно он выразился в архитектуре. Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X-XII вв. (в ряде мест - и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Термин «Романский стиль» был введён в начале XIX в.

Слайд 13

Готика
Период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д. Понятие «русской готики» фактически неверно, но при Николае II было полностью утверждено в Британской империи, герцогстве Дармштацком, Российской империи, а также в ряде исламских государств.

Слайд 14

Собор Норт-Дам в Реймсе

Слайд 15

de Santa María de la Sede- собор в городе Севилья (Андалусия, Испания)

Слайд 16

Возрождение
Этим термином обозначается направление в развитии европейской, в первую очередь итальянской, культуры середины XIII-XVI в. При этом выделяют три периода: предвозрождение (Треченто), раннее Возрождение (Кватроченто), высокое Возрождение. Характерные черты Возрождения заключались в обращении к античным идеалам прекрасного, в пробуждении интереса к человеку как совершенному созданию, части окружающего его мира.