Кто написал турецкий марш. Проект "Турецкий марш" В.А. Моцарта проект (подготовительная группа) на тему. Вольфганг Амадей Моцарт. Турецкое рондо

Краткосрочный проект

«Турецкий марш»

Вольфганга Амадея Моцарта

Разработала и провела

музыкальный руководитель

Каргальская Н.К.

2017год.

Тип проекта: Групповой, творческий.

Продолжительность проекта : Краткосрочный (2 месяца)

Участники проекта: Дети подготовительной к школе группы, музыкальный руководитель.

Актуальность : Дошкольное детство - период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников.

Цель : Приобщение детей к мировой классической музыке. Повышение интеллектуально-культурного уровня детей.

Задачи:

1) Формировать устойчивый интерес к классической музыке.

2) Способствовать развитию творческих способностей детей, эмоциональной отзывчивости на произведения.

3)Учить детей не только слушать, но и «слышать» музыкальное произведение.

4)Обеспечить развитие умения передавать ритмический рисунок, темп и характер музыки игрой на музыкальных инструментах.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Физическое развитие.

Этапы реализации проекта:

I этап (подготовительный)

Выбор музыкального произведения.

Подбор видеоматериала и иллюстраций к проекту.

Составление перспективного плана проектной деятельности.

Написание конспектов бесед.

Подбор музыкального материала к беседам.

II этап (основной)

Знакомство с творчеством композитора.

Определение характера и строения произведения.

Знакомство с историей создания произведения.

Знакомство с разновидностями маршей.

Слушание «Турецкого марша» в разном исполнении.

Знакомство с музыкальными инструментами-клавикордом и клависином.

Проведение бесед и развивающих игр.

Разучивание сценки – пантомимы между двумя дирижерами.

III этап (заключительный)

Исполнение концертного номера «Музыкального оркестра» на выпускном вечере (Алиса в стране чудес)

Календарно-тематический план

Работа по данному плану ведётся в рамках НОД (1 раз в неделю)

Число

1)Беседа «Знакомство с композитором В.А. Моцартом.

2)Показ презентации «Знакомство с маленьким гением».

3)Слушание различных отрывков музыкальных произведений В.А. Моцарта.

1)Беседа о турецком войске и его оркестре.

2)Показ видеоролика «Турецкое войско с оркестром».

3)Показ иллюстрации «Музыкальные инструменты турецкого войска».

1)Беседа об истории создания «Турецкого рондо».

2)Показ видео «История клавикорда».

3)Слушание «Турецкий марш в фортепианном исполнении».

1)Показ видеоролика «Турецкий марш» В.А. Моцарта.

2) Беседа «Рондо в турецком стиле».

3)Перестроение с саблями, барабанами и платочками под «Турецкое рондо».

1)Беседа о маршах.

2)Слушание маршей

3)Музыкальная игра «Угадай, какой звучит марш».

1)Слушание «Турецкого марша» в разных стилях и вариациях.

2)Показ видео «Турецкий марш» Л.В. Бетховена

3)Музыкальная игра «Дирижёр».

1) Показ видео клипа «Эстрадная песня на мелодию Турецкого марша» с хореографической зарисовкой.

Концертный номер «Сражение дирижёров» на выпускном вечере в подготовительной группе №5 (Алиса в стране чудес)

1)Беседа «Знакомство с композитором В.А. Моцартом»

Сегодня мы познакомимся с великим композитором Вольфгангом Амадеем Моцартом , который родился в г. Зальцбурге – в Австрии в 18 в.

Он очень рано, в 3 года, усаживался у клавесина и мог подолгу подбирать, искать красивые созвучия, а потом радостно их повторять. Уже в 4 года Вольфганг замечательно запоминал музыку – и мелодию и аккомпанемент, мог повторить музыкальную пьесу без ошибок как взрослый музыкант. А в 5 лет сочинял маленькие пьесы и проигрывал своему отцу, и тот записывал их в нотной тетрадке. Мальчик проявлял удивительные способности и уже в раннем возрасте его называли «чудо-ребенком» гением. И при этом он был похож на всех мальчишек : мог скакать по комнате верхом на палочке, играть с любимой кошкой, шалить как все дети.

С 6 лет Моцарт стал выступать перед слушателями, которые восхищались его необыкновенными способностями. Он играл на клавесине, скрипке, органе. Он мог играть, сочиняя на ходу так долго, как пожелает публика, и при этом оставаться скромным мальчиком, который от похвалы может расплакаться.

Какую великолепную музыку сочинял Моцарт. Он написал много симфоний, опер, танцев, маршей. Мы всегда узнаём его музыку по её какой-то особой чистоте, ясности, прозрачности. Обычно говорят, что в музыке Моцарта преобладает солнечность. Его так и называли «солнечный маэстро» .

2)Показ презентации «Знакомство с маленьким гением»

3)Слушание различных «отрывков» музыкальных произведений В.А. Моцарта.

1)Беседа о турецком войске и его оркестра.

Раньше, Турция была огромной страной и называлась она империей, в которой правил император-Султан. А большой была страна, потому, что турки много воевали и завоёвывали разные страны. И было у них войско очень большое. Это войско все боялись, как вы думаете почему?

Дети (ответы)

Правильно, потому, что оно было непобедимым. А впереди Турецкого войска всегда шёл оркестр, для устрашения противника. Издалека все слышали, что идёт турецкое войско. Оркестр играл перед боем, во время боя и после боя-празднуя победу.

2)Показ видеоролика «Турецкое войско с оркестром»

Какие музыкальные инструменты вы здесь увидели?

Дети (ответы)

Конечно барабаны-большые и малые, тарелки, турецкие медные трубы, огромные литавры, дудочки, турецкие флейты, «чевген»-(турецкий инструмен, представляющий из себя палку-увешанную множеством колокольчиков»).

А большой барабан, до сих пор называют «Турецким».

Количество музыкантов в оркестре варьировалось от 9 человек до 300.

3)Показ иллюстраций «Музыкальные инструменты турецкого оркестра».

1)Беседа: «История создания Турецкого рондо»

Однажды турецкое войско проходило, прям под окнами дома, в котором жил В. А. Моцарт. А жил он в маленьком городке Зальцбург в Австрия. Он как обычно сидел за своим клависином….Ребята, а вы знаете, что такое клависин? давайте поговорим с вами об этом инструменте!

2)Знакомство с музыкальными инструментами:

клавикордом и клависином (XV-VVI век)

Клавикорд и клависин это предшественники фортепиано.

Звук у клавикорда извлекался с помощью штырька, который касаясь струны извлекал звук. Звук был очень нежным и певучим. Но при всей своей красоте звучания у клавикорда был недостаток- он играл очень тихо.

У клависина, звук извлекался уже щипком язычка, который цеплялся за струну. Звук у клависина был громче, чем у клавикорда, но менее красивым. Клавикорд и клависины были предметом роскоши того времени, располагались они в гостиных и были нарядно украшены. Ещё инструменты отличались размером. А подробнее, мы узнаем, посмотрев видео.

3)Показ видео «История клавикорда».

4)Показ видео «История клависина»

И так, продолжаем: Однажды, сидев за клависином, Моцарт сочинял очередную мелодию, но услышал чарующие звуки турецкого оркестра, вышел на балкон. Он очень был поражён красотой звучания этого оркестра. А когда оркестр завернул за угол, то Моцарт тут же сел за инструмент и подобрал мелодию «Турецкого марша».

5)Слушание «Турецкого марша» в фортепианном исполнении.

1)Показ видеоролика «Турецкий войско с оркестром»

2)Беседа «Рондо в турецком стиле».

Ребята, кто-нибудь услышал из вас, сколько частей в этой музыки?

Дети (ответы)

Конечно, III части. А скажите, все части одинакового характера?

Дети (Ответы)

Какая музыка в I части? Это и есть главная мелодия-рефрен «Турецкий марш» совсем не похожая на привычный нашему слуху марш.

Дети (задорная, радостная, праздничная, весёлая, звонкая, изящная)

А какого характера II часть-эпизод?

Дети (бодрый, торжественный, строгий)

А какая музыка в III часть-эпизода?

Дети (мелодичная, спокойная, нежная, быстрая, игривая, лёгкая, струящаяся)

Ребята, а как вы думаете что такое рондо? (ответы детей)

Рондо это музыкальная форма. Слово рондо это - то же самое, что хоровод или круговой танец. Основная мелодия-повторяется как бы образуя замкнутый круг, а в промежутках основной темы звучат эпизоды.

Ну, почему же «в турецком стиле» ? Двести лет назад, когда Моцарт создавал эту музыку, в Западной Европе впервые услышали неизвестную тогда турецкую музыку, в которой большую роль играли разные ударные

инструменты, особенно большой барабан, изобретённый на Востоке. Шумные удары этого барабана Моцарт очень остроумно и воспроизвёл в своём турецком рондо. А ещё это произведение называют турецким маршем. Хотите попробовать пройти маршем, с барабанами изображая оркестр и с саблями изображая турецкое войско?

3) Перестроение с саблями, барабанами и платочками под «Турецкое рондо». (Iчасть-ходьба с саблями, II часть-игра на барабанах, III часть-танец с платочками.)

1)Беседа о маршах.

Ребята уже несколько уроков мы с вами посвятили изучению какого марша?

Дети (ответы)

Правильно, «Турецкому маршу».

А какие бывают марши?

Дети (Спортивный,

Похоронный,

Детский,

Сказочный,

Военно-строевой,

Свадебный,

Походный и др.)

2)Слушание маршей.

3)Музыкальная игра «Угадай, какой звучит марш?

4)Домашнее задание: Нарисовать «Турецкий оркестр»

1)Слушание отрывков «Турецкого марша» в разных стилях и вариациях.

«Турецкий марш» в рок обработке.

«Турецкий марш» в хоровом исполнении.

«Турецкий марш» в классическом оркестровом звучании.

«Турецкий марш» в исполнении бас гитар.

«Турецкий марш» в исполнении аккордеона.

Ребята, а вы знаете, что ещё один композитор написал музыкальное произведение с таким же названием. Сейчас мы посмотрим видео и внимательно послушаем «Турецкий марш» Л.В. Бетховена.

2) Показ видео «Турецкий марш» Людвига Вана Бетховена.

3) Музыкальная игра «дирижёр».

Ребята, всем известно, что оркестром руководит дирижёр. А для чего он нужен? Разве оркестр не может играть без дирижёра? (Ответы детей)

Конечно, без дирижёра оркестру не сыграть, ведь он показывает когда вступать и заканчивать каждой оркестровой партии (каждой группе инструментов), какую динамику играть.

Ход игры: Музыкальный руководитель раздаёт детям любые музыкальные инструменты, дети встают по партиям. Педагог выступает в роли дирижёра.

(При желании ребёнок тоже может выступать в роли дирижёра)

1) Просмотр видео клипа «Эстрадная песня на мелодию Турецкого марша» в исполнении трио, с шоу-балетом»

2)Разучивание концертного номера «Сражение дирижёров»

Этапы разучивания:

Распределение музыкальных инструментов.

Разучивание отдельных фрагментов по партиям.

Работа над динамикой, над чистотой исполнения.

Разучивание сценки – пантомимы между двумя дирижёрами.

Соединение отдельных фрагментов в целостное произведение.

Работа над ансамблевым строем.

Вот и подошёл наш цикл занятий к концу, я надеюсь, что вам понравилось это гениальное произведение В.А. Моцарта и вы с лёгкостью его узнаете, услышав на улице, в театре, по телевизору и т д. А ещё хочется верить, что в ваших сердцах навсегда останется частичка света и добра «Солнечного маэстро».


«Rondo alla turca» («Рондо в турецком стиле») из Сонаты № 11 ля мажор Моцарта, исполняет Владимир Горовиц

Все знают Турецкий марш, но лишь немногие — что это не отдельная пьеса, а третья часть фортепианной Сонаты № 11 ля мажор Моцарта под названием «Rondo alla turca» («Рондо в турецком стиле»). В форме рондо Рондо — музыкальная форма, в которой основной раздел (рефрен) чередуется с несколькими разными эпизодами. часто писали финалы классических сонат и симфоний, да и турецкая тема в европейской музыке XVIII века не редкость. В эту эпоху в операх — «Галантных Индиях» Рамо Жан-Филипп Рамо — француский компози-тор и теоретик музыки эпохи барокко. , «По-хищении из сераля» Моцарта — действуют «великодушные турки», а в орке-стры входит «янычарская музыка» — группа инструментов, позаим-ствованная из турец-кой военной музыки: большой барабан, тарелки, треуголь-ник. Их-то и слышали в рондо Моцарта его современники: в бара-банной дроби и звоне тарелок, которые изображает клавишный инструмент. Некоторые фор-тепиано в Вене того времени оснащались специальными «яны-чар-скими педа-лями»: они создавали спецэффекты барабанов и колоколь-чиков; иногда так играют и Мо-цар-та, но «Турецкое рондо» прекрасно обходится и без них. В во-каль-ном вари-анте турецкий колорит исчезает, как показы-вают The Swingle Singers . На самом деле Турецкий марш совсем не марш. Эта ошибка возникла из-за ассоциа-тивно-го ряда: турецкое и ударное — значит, военное; военное — значит, марш. Но турецкий кофе есть, турецкий ковер тоже. А турецкого мар-ша Моцарта нет.

Австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт написал несколько сотен музыкальных произведений, но самая популярная и любимая народами разных стран мелодия Моцарта - это «Турецкий марш». Однако сам композитор никогда не называл эту мелодию «Турецким маршем»: авторское название данной музыки Моцарта - «Rondo Alla Turca», что переводится как «Турецкое рондо», или «Рондо в турецком стиле». Из-за чего получилась такая путаница с названиями? И самое главное - причём же здесь турки? Чтобы ответить на эти вопросы, расскажем историю создания «Турецкого марша» («Турецкого рондо»). В 1783 году Вольфганг Амадей Моцарт написал музыкальную композицию под названием «Соната для фортепиано № 11 ля мажор», состоявшую из трёх частей: первая часть - тема с вариациями «Andante grazioso»; вторая часть - менуэт; третья и заключительная часть - «Rondo Alla Turca» («Турецкое рондо», «Рондо в турецком стиле»). Впервые ноты моцартовской «Сонаты для фортепиано № 11 ля мажор» были изданы в австрийской столице - Вене, музыкальным издательством «Artaria & Co», в 1784 году. Как только эту музыку стали исполнять различные австрийские музыканты, первую и вторую части сонаты № 11 сразу же как бы отбросили за ненадобностью и забыли, зато третья часть - «Rondo Alla Turca» - приобрела гигантскую популярность, при этом и музыканты, и слушатели по общему согласию (но не спрашивая композитора) самовольно переименовали «Турецкое рондо» в «Турецкий марш», и это название закрепилось за данной музыкой, и стало общепринятым.Документ Microsoft Office Word (.docx)

150.000₽ призовой фонд 11 почетных документов Свидетельство публикации в СМИ

Вольфганг Амадей Моцарт «Турецкий марш»

Великий Моцарт. Учёные уже более двух веков стараются разгадать феномен этого гениального композитора. Почему его поистине божественная музыка так благотворно влияет на здоровье и энергетику человека? Почему она проясняет сознание и повышает интеллект? Вопросов много и возможно люди всё-таки когда-нибудь смогут найти на них ответ. Ну а пока человечество выражает огромную благодарность маэстро за то, что он оставил потомкам столь драгоценное творческое наследие, включающее в себя более шестисот бесценных шедевров, в самых разных музыкальных жанрах. Популярность сочинений Моцарта весьма велика, но среди них есть одно изящное творение, которое завоевало во всём мире особую народную любовь. Композитор назвал это произведение «Rondo alla turca», хотя в простонародье его принято именовать «Турецким рондо » или «Турецким маршем ».

Историю «Турецкого марша» , содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Несмотря на то, что Османская империя, более двух веков воевавшая с Австрией, была её злейшим врагом, жители Вены XVIII века с большим любопытством относились ко всему турецкому. Их интересовала культура, быт и обычаи этой экзотической страны. В моду вошла удобная одежда османов, а турецкий кофе стал любимым напитком венцев. К числу диковин, вызывающих особое внимание европейцев, относилась музыка турецких янычар. Дело в том, что все военные действия османов сопровождались музыкой в исполнении странного, непривычного для австрийцев оркестра, состоящего из особенных ударных и духовых инструментов. Их специфическое, необычное звучание воспринималось европейцами как нечто варварское, рычащее и гремящее. Тем не менее заинтересованность необычными инструментами была настолько велика, что они стали входить в моду.


Следуя всеобщему повальному увлечению ко всему восточному, тоже не оставался в стороне. В 1779 году у композитора была возможность продемонстрировать свои способности в зингшпиле на турецкую тему, причем по заказу самого императора, однако, это произведение так и осталось незавершённым. Впрочем, в 1782 году он всё же написал оперу, использовав в ней турецкий сюжет. Этот комический музыкальный спектакль, получивший название «Похищение из сераля» вошёл в историю культуры, как первая опера на немецком языке.

Спустя год, в июле 1783 года, двадцатисемилетний Моцарт после рождения первенца вместе с женой Констанцией отправился в Зальцбург чтобы помириться с отцом, который даже после свадьбы противился их союзу. Несмотря на все усилия молодой четы, Леопольд своего мнения по этому поводу так и не изменил. По стечению некоторых обстоятельств в Зальцбурге молодая семья Моцартов оставалась до октября, и существуют предположения, что именно в это время композитор в числе других произведений написал фортепианную сонату под номером одиннадцать, третью часть которой он назвал «Rondo alla turca».


Важно отметить, что Моцарт к тому времени, несмотря на то, что был уже автором многочисленных произведений, в Вене был более известен не как композитор, а как виртуозный пианист. Поэтому в первые годы жизни в австрийской столице он в основном зарабатывал на жизнь тем, что занимался преподавательской деятельностью. И работая над своим прекрасным творением, Вольфганг в первую очередь учитывал исполнительские возможности своих учеников.



Интересные факты

  • Существует несколько версий о времени сочинения Моцартом фортепианной сонаты № 11, одной из частей которой является знаменитое «Турецкое рондо». Например, австрийский музыковед Людвиг фон Кёхель предполагает, что композитор написал это произведение в Париже в 1778 году.
  • Свою первую сонату для фортепиано Моцарт сочинил в 1775 году, а последнюю летом 1789 года. Всего из-под пера композитора вышло 18 фортепианных сонат.
  • Помимо оперы «Похищение из Сераля» и «Rondo alla turca» из Ля мажорной сонаты, Моцарт озвучил восточную тему в Концерте для скрипки № 5, также именуемым «Турецким концертом».
  • До 2014 года считалось, что от Ля мажорной сонаты Моцарта сохранилась только последняя страница, которая находилась в музее Зальцбурга. Однако в том же году заведующий музыкальным архивом Национальной библиотеки имени Сеченьи города Будапешта Балаш Микуси обнаружил в запасниках ещё четыре рукописные страницы «Турецкого рондо». Эксперты подтвердили, что это почерк самого Моцарта, однако теперь они стараются ответить на вопрос, как произведение попало в Венгрию? Существует предположение, что рукопись была разорвана, и каждая её страница преподносилась композитором его богатым покровителям как сувенир.


  • Музыкальный материал «Турецкого рондо», найденного в 2014 году в Венгрии, имеет отличие от нот, напечатанных в 1784 году. В авторской редакции произведение было впервые исполнено в Будапеште 26 сентября 2014 года.
  • Венцы впервые увидели и услышали военный оркестр янычар в 1699 году: тогда был заключён Карловицкий мир. Интерес к диковинному музыкальному коллективу был настолько велик, что ему пришлось сделать несколько публичных выступлений, собравших большое количество любопытной публики.
  • На самом деле турецкие военные строем под музыку никогда не ходили. Звуки оркестра вдохновляли их перед боем и поддерживали во время баталий. На парадных смотрах янычары никогда не маршировали, а ходили обычным и даже пританцовывающим шагом, при этом они выкрикивали возгласы, прославляющие Аллаха. Вероятно поэтому их военная музыка весьма отличается от наших бравурных маршей.
  • В Турецкой Республике в нынешнее время Моцарт является одним из самых любимых классических композиторов. В Стамбуле каждый год проводится музыкальный фестиваль, который носит имя великого маэстро. В школах города мелодия «Турецкого рондо» звучит как учебный звонок, а популярный турецкий рэпер Джеза придумал слова на музыку этого произведения и снял забавный клип.
  • В нынешнее время музыка произведения Моцарта «Rondo alla turca» является визитной карточкой Турции и поэтому всегда звучит на правительственных приёмах этой страны.

  • «Турецкое рондо» со временем приобрело такую любовь и популярность, что его музыку в нынешнее время часто используют в саундтреках многих кинолент. Их так много, что перечислить просто невозможно, например, она звучит в вышедшем в прокат в 2019 году биографическом музыкальном фильме «Рокетмен» режиссёра Декстера Флетчера, рассказывающем о жизни, становлении и творчестве музыканта Элтона Джона .
  • В анимации музыку «Турецкого марша» можно услышать в таких всеми любимых мультфильмах, как «Рио 2» и « Гриффины», а кроме того она звучит в популярной компьютерной игре Civilization (1991), где представляет немецкую цивилизацию.

Как было указано выше, «Rondo alla turca» является финалом Ля - мажорной сонаты Вольфганга Амадея Моцарта. Однако из-за возросшей популярности данная часть фортепианного сочинения композитора стала существовать как самостоятельная пьеса.

Уже само название произведения говорит о том, что автор задумал заключить его в форму рондо, то есть оно должно иметь главную тему – рефрен, который постоянно чередуется с эпизодами, отличающимися друг от друга музыкальным материалом. Помимо этого следует заметить, что «Rondo alla turca» также можно представить как произведение, написанное в сложной трёхчастной форме с кодой. И тем не менее всё строение композиции в результате укладывается в следующую схему:

|: A: ||: B - A ": ||: C: ||: D: ||: E - D": ||: C: ||: A: ||: B - A ": ||: C": | F.

«Турецкий марш», как в народе называется это замечательное творение Моцарта - это пьеса, музыка которой отличается жизнерадостностью, бодростью, торжественностью и в то же время необычайной нежностью. Она подходит для весёлого танца, и совершенно не понятно, как под неё можно строем маршировать на плацу.


Основная тема (a-moll), в схеме обозначенная буквой «А», весьма изящна, празднична и задорна, к тому же совершенно непохожа на марш. Она начинается с восходящей мелодии шестнадцатых нот, а затем меняется на озорной мотив, украшенный форшлагами. В следующем разделе – «В» (C-dur), который называют средней частью рефрена, характер музыки становится более уверенным, ярким и игривым. Далее, после повторения главной темы, настроение тематического материала произведения меняется на восторженно-радостный и ликующий. Это говорит о начале второй части произведения или первого эпизода формы рондо: в схеме он отмечен буквой «С». Торжественная мелодия (A-dur) здесь сопровождается чётким, похожим на барабанные удары, энергичным аккомпанементом. Затем решительный и праздничный настрой композиции вновь преображается. На смену торжественной приходит лёгкая и нежная мелодическая линия, состоящая из струящихся в непрерывном движении звуков. В схеме данный контрастный раздел включает в себя буквы «D» и «E». Вслед за этим, согласно вышеуказанному плану, идёт повторение ранее уже звучащих фрагментов. Заканчивается композиция радостной и энергичной кодой.

«Турецкий марш » - это ставшее классическим шлягером фортепианное произведение и сегодня всё также привлекает своим изяществом, блеском, жизнерадостностью как слушателей, так и музыкантов. Его популярность достигла такой вершины, что переложения и аранжировки гениального шедевра можно услышать в исполнении самых разных инструментов, рок ансамблей, хоровых и симфонических коллективов.

Видео: слушать «Турецкий марш» Моцарта