Краткое описание картины золотая осень остроухова. Описание картины «Золотая осень» Остроухова Ильи Семеновича



Картина написана: 1886 г.
Холст, масло.
Размер: 48,2 × 66,3 см

Каждый житель города, который так привык к суете дней, непременно найдет в этом полотне умиротворение, желание быть поближе к природе и понять ее красоту. Это дано не каждому, ведь только тот человек, который обладает тонким и чутким восприятием действительности, способен увидеть красоту мира в деталях.

Частная коллекция И. Остроухова считается одной из самых богатых в России. О его иконах рассказывают многое, а от картин невозможно оторвать глаз. Он оставался пожизненным хранителем собрания картин даже после прихода советской власти. По образности собственных произведений Остроухова можно поставить в один ряд с Левитаном, ведь краски полотен художника-самоучки могут соперничать только с ним.

Описание картины «Золотая осень» И.Остроухова

Художник: Илья Семёнович Остроухов
Название картины: «Золотая осень»
Картина написана: 1886 г.
Холст, масло.
Размер: 48,2 × 66,3 см

Отношение к искусству, в частности, к живописи, разнообразно. Есть коллекционеры, которые собирают шедевры скульптуры и живописи, чтобы оставить их для своих потомков. Есть и те, кто создает их, оплетая окружающую действительность неповторимыми красками. Русский художник И. Остроухов объединил в себе зоркий глаз коллекционера и мастерство реставратора-художника – древнерусские полотна обретали под его кистью новую жизнь.

Кроме этого, он любил творить и по праву занимал почетное место среди отечественных живописцев. Выходец из богатой семьи (родители И. Остроухова были купцами), он не только получил прекрасное образование, но и в совершенстве владел тремя языками. В молодости его страстью были естественные науки, а образцы растительного и животного мира, собранные им, были известны не только в российских, а и в европейских кругах натуралистов.

Необходимость творить за мольбертом пришла к Остроухову еще в юности. Он начал писать картины в 21, поначалу самостоятельно, а потом учась у И. Репина и И. Шишкина. В конце 19 века юноша переехал в столичный Петербург и стал обучаться у профессора Чистякова.

Художник относился к передвижникам, которые часто устраивали выставки, но его не привлекали традиционные пути учебы. Коллекционер и меценат никогда не рисовал гипсовые бюсты и акварельные наброски, он начал с копий. Его любимые мастера – Каменев и Поленов, картины которых были заново написаны маслом, а собственные пейзажи создавались без акварельных этюдов и набросков, в них были только масло и холст.

Картина «Золотая осень» была создана в 1886 году и сразу после выставки оказалась в традиционном месте для шедевров – Третьяковской галерее. Сказать о том, что данное полотно поражает объединением воздуха и света – ничего не сказать. Говорить о том, что полотно вызывает различные чувства – от успокоения до тревоги – так же бессмысленно. Это живое произведение, оно дышит уже сотню лет. Здесь среди переходов оттенков, есть лишь золото, которое словно вылили на лес, листья и ветви изображены такими насыщенными красками, что кажется, будто к ним прикоснулся древнегреческий Мидас.

Считалось, что Остроухов затмит собой Левитана, но он предпочел мир реставрации икон, картин и создание музея, а также волонтерской деятельностью, став попечителем приюта для глухонемых.

«Золотую осень» не зря называют одой природной красоте, ведь у этого времени года свое настроение, она напоминает зрелую женщину, которая знает и чувствует, что она прекрасна.

Осень – многоликое время года, она может раскрыть свою неповторимость с самой неожиданной стороны, украсить нашу жизнь самыми необычными красками. Вот, наверное, почему многие поэты обращались к теме осени. Вы только вспомните творчество Пушкина, Тютчева и Фета, и убедитесь, что «очей очарованье» приходится как раз на сентябрь. Именно этот месяц изображен на картине.

Вы не найдете здесь ни одной неэстетичной детали, даже ветви и стволы деревьев изящны и утонченны. Вся природа настолько гармонично, что невозможно даже представить какой-то другой образ осени. Солнечный день ярок и неповторим, он несет приближение холода, но пока что слышны лишь его отголоски. Это не то время года, когда идут дожди – вы видите поразительно чистое небо, проглядывающее сквозь густые ветви. Ковер листьев на земле так и манит к себе, на него можно упасть, зарывшись лицом или хотя бы просто пройтись.

А еще – золото. Оно окружает весь мир осеннего леса, даже воздух кажется пронизан золотыми нитями. Благородный металл находится и на земле и, кажется, что отечественная «Золотая осень» по своим масштабам сравнима лишь с «золотой лихорадкой» в Калифорнии. Здесь только лес, на небо Остроухов намекает, пряча его где-то за листвой. Оно выступает в роли вспомогательного фона для растительного мира, оттеняя убранство деревьев и сосредотачивая все внимание исключительно на нем. Корявое дерево в левой части полотна словно обрело новые силы в золотом убранстве. Осталась лишь трава, которая еще зеленеет, но минет сентябрь, и она заиграет яркими золотыми огоньками.

Вся композиция полотна занимает три плоскости. Начинается все со стройных стволов кленов, которые представляют все желтые и золотые оттенки палитры. Остроухов тщательно прорисовывает каждый листочек, не давая усомниться в реальности природы средней полосы России. Он подробно рисует кленовый ковер, устилающий землю, так напоминающий искусство персидских ткачей. Потом идет тропинка, уходящая вглубь леса, на которой о чем-то толкуют две сороки. Птицы чинно вышагивают по земле, ища упавшие семена и являются символом жизни на картине. Вы можете увидеть землю, которая уже не принимает солнечную негу, отдавая ее лимонного цвета с розовыми вкраплениями листьям.

Все контрасты произведения видны на заднем плане композиции, которая углубляется вдаль леса. Появляется и голубой цвет неба, и таинственные линии стволов деревьев, и их темная крона.

«Золотая осень» - это картина движения, у нее свой особый язык. Листья сообщают о том, что кружение в воздухе доставляет им радость, от которой они вот-вот взмоют вверх. Парочка сорок обсуждает сплетни осеннего леса, а старый дуб словно рассказывает молодым деревьям о жизненных премудростях.

Восторг осени в картине Ильи Остроухова

Художник Илья Остроухов известен как выдающийся мастер пейзажа. Он был одним из русских художников-передвижников, в 1887 году на общей выставке он впервые показал картину, принесшую ему славу. Это была "Золотая осень", довольно небольшое полотно.

В русской живописи есть направление, известное, как пейзаж настроения. "Золотая осень" - одна из первых работ такого типа. Это значит, что живописец не только отражал красоту природы, родного уголка, но и передавал настроение любимого времени года. В картине должны чувствоваться эмоции, чувства.

Какие же чувства возникают у зрителя перед картиной "Золотая осень"? Само название передает восхищение. Ведь картину можно было назвать и "Середина осени", и "Деревья пожелтели". Но когда в названии есть слово "золотая", это говорит о многом. Золото - это богатство, блеск, красота, декоративность, великолепие. Именно такой - богатой, великолепной предстает осень на картине Остроухова.

Все богатство желтого, охрового, золотистого художник использовал, чтобы передать очарование самой красивой поры осени. Именно об этом времени великий поэт Пушкин написал: " Очей очарованье"! Художнику даже не приходится выдумывать сюжета, чтобы очаровать зрителя.

Перед нами чаща леса или парка. На переднем плане - клены. Большая часть листвы - желтого цвета, но есть и зеленый, и красноватый, и коричневый. Их мы можем рассмотреть, лишь хорошенько вглядевшись в картину. Небольшое количество этих тонов, а также чернота стволов и ветвей, лишь подчеркивают золото листвы. А вот трава еще почти везеде зелегая. Она желтеет позже, и на картине зелень хорошо подчеркивает эту ослепительную желтизну.

Картина была написана художником после того, как он погостил в заменитом имении Абрамцево. На протяжении столетий эта усадьба играла огромную роль в жизни России. Сюда приезжали выдающиеся деятели музыки, искусства. В тот момент владельцем имения был известный промышленник и меценат Савва Мамонтов. Именно окрестности Абрамцева запечатлел на полотне автор пейзажа.

Картина имела такой ошеломительный успех у публики, что была практически сразу же приобретена другим меценатом -Павлом Третьяковым, основателем главной коллекции живописи страны. С тех пор работа хранится в Государственной Третьяковской галерее. Она вошла в в собрание лучших российских пейзажей.

Интересная деталь: красоту и краски осени подчеркивают и две резвящиеся на поляне сороки. Считается, что "впустить" в полотно черно-белых сорок художнику предложил кто-то из его коллег. И действительно, пейзаж заиграл другими красками, доминирующий желтый начал переливаться.

Картина «Золотая осень» - это гимн красоте осен­ней природы. У осени своё особое настроение, и это отличает её от всех других времён года. Осень мно­гогранна и многолика, у неё своей характер. Она приходит, украшенная всевозможными красками, ко­торые только может представить человек. Многие считают именно пору золотой осени самым красивым временем в году. Обычно золотая осень - это сентябрь. Всё вокруг радует глаз. Деревья уди­вительно красивы. Невозможно не восхищаться этой удивительно гармоничной красотой. Солнечные дни в сентябре не редкость. Но уже ощущается приближение холодов. Однако на картине изображён именно чудесный, яркий солнечный день. Картина дарит зрителям хорошее настроение. Осень не пугает дождями и ветрами, а радует чудесными красками. Небо чистое и ясное: Его можно разглядеть в кро­нах деревьев. На земле ковёр из жёлтых листьев, по которому так хотелось бы пройтись. Солнце освещает деревья, подчёркивает красо­ту золотых листьев. Они словно светятся, кажутся похожими на произведения искусства. Сам воздух на картине кажется совершенно особым - чистым, прозрачным. Вспоминается стихотворение Ф. И. Тютчева: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера … Поляна, изображённая на картине, выглядит ска­зочной. Здесь есть листья самых разных цветов и от­тенков, жёлтые, коричневые, оранжевые, красные. На полянке можно увидеть двух птиц. Они решили остановиться здесь, наверное, им очень понравилась эта чудесная опушка леса. Художник передаёт соб­ственное настроение от созерцания красоты осенней природы. И мы понимаем, насколько его восхища­ет красота окружающего мира. Картина выглядит одновременно реалистической и сказочной. Если долго смотреть на эту картину, кажется, будто ты оказался в осеннем лесу. Здесь совершен­но иначе воспринимаются строки А. С. Пушкина, воспевающего осень: Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… Прощальная краса осени связана с предстоящим наступлением холодов. Пусть сейчас день светел и ярок, так восхитителен в красоте золотых листьев. Но пройдёт совсем немного времени и яркие краски уступят место унылому однообразию. Поздняя осень выглядит совершенно иначе. Конечно, и в ней есть своя прелесть. Не случайно А. С. Пушкин писал: Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечёт… Перед наступлением поздней осени ещё есть время, чтобы насладиться красотой природы. Для того нам и дана золотая осень, чтобы бы сполна ощутили всё великолепие жизни. Именно сейчас так хочется забыть обо всех проблемах и делах, насладиться яркостью, красотой, гармонией и великолепием.

След в истории искусства можно оставить по-разному. Кто-то создает немеркнущие шедевры, а кто-то бережно собирает и коллекционирует их, чтобы передать потомкам. В гении Ильи Остроухова счастливо объединились две эти способности. Он собирал живописные полотна и образцы древнерусской живописи, которые сам реставрировал. Другой страстью выдающегося коллекционера было творчество. В созвездии русских художников XIX столетия свое место по праву занимает «Золотая осень» - известный пейзаж, созданный в 1887 году, прямо с передвижной выставки, где демонстрировали свои полотна звезды первой величины, попал в Третьяковскую галерею.

Описание картины «Золотая осень»

Остроухова не привлек традиционный путь в живописи: он начал свои опыты не с кропотливого рисования гипсовых бюстов и акварельных набросков, а сразу выполнил маслом копии пейзажей любимых мастеров - Каменева и Поленова. Затем мастер стал писать собственные пейзажи на пленэре и поразил современников утонченностью и легкостью колорита. Если начать описание картины «Золотая осень» Остроухова с замечания о том, что она вся пронизана воздухом и светом, то закончить придется словами о том, что в ней таится целая гамма чувств - от восхищения до тревоги.

Здесь художник отказывается от привычной для него манеры строить пейзаж на тонких переходах неярких тонов. Прелесть осеннего леса сразила его насыщенным колоритом листьев и ветвей.

Композиционное решение картины

Остроухов строит композицию в трех плоскостях: стройные кленовые стволы, просвечивающие сквозь фейерверк листьев, где есть все оттенки на переднем плане. Художник подробно передает выразительную красоту резных листьев клена, застилающих землю сверкающим ковром. Затем мастер углубляет пространство, показывая на среднем плане композиции тропинку, теряющуюся в лесу. И здесь описание картины «Золотая осень» Остроухова касается необычного для пейзажа явления - сюжета! А как еще назвать оживленный диалог двух сорок, вышагивающих по опустевшей тропинке? Белобокие птицы, склевывающие упавшие на дорожку семена, хлопотливо выискивающие заползших под траву и сучки жуков, превращают картину в рассказ о непрерывном круговороте жизни. Земля уже не впитывает неги солнца, но его тепло задержалось в лимонно-желтых и розовых листьях, которые медленно падают и смешиваются с побуревшей травой. Резкий цветовой контраст ослабляется в глубине изображения, на третьем плане картины. О нем напоминает лишь ясная голубизна неба, резко проглядывающего сквозь кроны деревьев. Причудливые изгибы черных стволов вдалеке композиционно замыкают живописное пространство.

Настроение полотна

Чудесная и торжественная пора - пышущая красками осень. Почему же заключает в себе столько тайны и скрытой тревоги картина «Золотая осень» Остроухова? Не потому ли, что это время года - изменчиво, непостоянно? Еще вчера ласкали взор нежнейшая лазурь небес и золотой блеск деревьев, а сегодня уже схватилась хрустящим инеем поблекшая трава, и беззащитно оголились тонкие стволы… Завершая описание картины «Золотая осень» Остроухова, нельзя не отметить, что произведение объединяет в себе непосредственную свежесть этюда, запечатлевшего настроение, и философски осмысленный образ природы.

К теме осени художник обращался еще не однажды, и всегда эти полотна таили в себе особое изящество, свежесть и глубину.

Описание картины Остроухова «Золотая осень»

Русская земля очень богата красотами природы и ее любителями.
Многие художники никогда не упускали возможности изобразить на своих полотнах первую зелень, рассветы, закаты, солнечные и дождливые дни и времена года.
Самым любимым временем года многих художников есть осень.
И хотя многие считают ее напоминанием о том, что красота природы не долговечна, но все хотят как можно точнее передать этот период на полотне.
Не есть исключением и картина Остроухова Ильи Семеновича «Золотая осень».

Природа именно в этот период пытается показать всю свою красу, передать все цвета, какими только она может наряжаться и показать, что независимо от времени в ней всегда есть чем восхищаться.
На картине автор изобразил лесную тропинку, охраняемую по обе стороны деревьями.
На переднем плане они покрытии золотисто-желтыми еще не опавшими листьями.
Зеленая трава уже начинает приобретать желтый оттенок и покрывается первым листопадом.
С другой стороны тропинки мы видим большие, черные и уже совсем старые деревья.
Они выглядят очень мрачно, и, казалось бы, портят всю красу картины.
Но, возможно, с их помощью автор хочет подчеркнуть, что не всегда будет солнечно и золотисто, а придет время и для грусти и старения.

Очень красиво и забавно на тропинке изображены две сороки.
Они как старые подружки на прогулке идут себе медленно и разговаривают о своем.
Свежий воздух доносит к ним последние ароматы уходящего тепла, а темные деревья напоминаю о наступлении холодов.

Назвать картину яркой, будет не совсем правильно, так как использованные цвета немного не соответствуют, но когда присмотреться, то кажется, что от нее идет поток золотого осеннего блеска.
Даже в хмурые осенние дни этот золотой свет изучает красоту и привлекательность.
Картина просто великолепна.