Камиль Сен-Санс – «второй Моцарт. Развлекательно-познавательный блог "коктейль": камиль сен-санс Камиль сен санс цикл

Шарль-Камиль Сен-Санс (фр. Charles-Camille Saint-Sans ; 9 октября 1835, Париж - 16 декабря 1921, Алжир) - французский композитор, органист, дирижёр, пианист, критик и педагог.

К наиболее известным произведениям композитора относятся: Интродукция и Рондо каприччиозо (1863), Второй фортепианный концерт (1868), Концерт для виолончели и фортепиано №1 (1872) и №3 (1880), симфоническая поэма «Пляска смерти» (1874), опера «Самсон и Далила» (1877), Третья симфония (1886) и сюита «Карнавал животных» (1887).

Биография

Камиль Сен-Санс родился в Париже. Отец композитора - Виктор Сен-Санс был нормандец и служил в Министерстве внутренних дел, его жена была родом из Верхней Марны. Камиль родился в Рю дю Патио в шестом округе Париже и был крещён в близлежащей церкви Сен-Сюльпис. Менее чем через два месяца после крещения Виктор Сен-Санс умер от чахотки в первую годовщину своего брака. Маленького Камиля увезли из страны, чтобы укрепить его здоровье, и в течение двух лет он жил с медсестрой в 29 километрах к югу от Парижа в местечке Корбей. Когда Сен-Санс вернулся обратно в Париж, его воспитанием занимались мать и двоюродная бабушка, Шарлотта Мэссон. Прежде чем Камилю исполнилось три года, у него обнаружился абсолютный слух. Основам пианизма его обучала двоюродная бабушка, и в возрасте семи лет Сен-Санс стал учеником Камиля Стамати, бывшего ученика Фридриха Калькбреннера.

Будучи ещё ребенком, Камиль давал периодические концерты для маленьких зрителей в возрасте от пяти лет, пока ему не исполнилось десять лет, и тогда состоялся его официальный публичный дебют, в зале Плейель, с программой, которая включала Фортепианный концерт Моцарта (K450) и Третий концерт для фортепиано с оркестром Бетховена. Концерт прошёл с большим успехом, усилившимся благодаря тому, что Сен-Санс играл программу на память (что было нехарактерно для этой эпохи). Камиль Стамати рекомендовал Сен-Санса композитору Пьеру Маледану, которого Сен-Санс позднее назовёт «непревзойдённым учителем», и органисту Александру Пьеру Франсуа Боэли. Именно Боэль привил Сен-Сансу любовь к музыке Баха, который был тогда малоизвестен во Франции. Помимо музыки юный Сен-Санс живо интересуется французской историей, литературой, философией, религией, древними языками и естественными науками - математикой, астрономией и археологией. Свой интерес к ним он сохранит в течение всей своей жизни.

В 1848, в возрасте 13 лет, Сен-Санс поступает в Парижскую консерваторию. Директор, Даниэль Обер, занявший пост в 1842 году, после Луиджи Керубини, привнёс положительные изменения в режим обучения, хотя учебный план оставался весьма консервативным. Студентам, даже таким выдающимся пианистам, как Сен-Сансу, было предложено получить вторую специализацию органиста, поскольку карьера церковного органиста давала больше возможностей, чем карьера пианиста. Его учителем по органу был профессор Франсуа Бенуа, которого Сен-Санс считал посредственным органистом, но первоклассным педагогом. Среди учеников Бенуа были Адольф Адан, Сезар Франк, Чарльз Алкан и Жорж Бизе. В 1851 году Сен-Санс выиграл главный приз консерватории для органистов, и в том же году он начал обучение композиции. Его профессором был протеже Керубини - Фроманталь Галеви, среди учеников которого числились Шарль Гуно и Жорж Бизе.

Из студенческих сочинений Сен-Санса примечательна Симфония A-dur, написанная в 1850 году. В 1852 году Сен-Санс участвовал в конкурсе на Римскую музыкальную премию, но безуспешно. Обер считал, что приз должен был получить Сен-Санс как музыкант, имеющий больший потенциал, чем победитель, которым стал Леонс Коэн. В том же году Сен-Санс имел большой успех в конкурсе, организованном Обществом Святой Цецилии в Париже, где исполнялась его «Ода Святой Цецилии», за которую судьи единогласно присвоили Сен-Сансу первый приз.

Раннее творчество

По окончании консерватории в 1853 году, Сен-Санс принял должность органиста в древнем парижском храме Сен-Мерри, находящимся возле ратуши. Приход был значительным и включал около 26000 прихожан; обычно в год проходило более чем двести свадеб, на которых взималась плата для органиста. Также существовала плата за услуги органиста на похоронах, и всё это вместе со скромной базовой стипендией давало Сен-Сансу хороший доход. Орган, созданный Франсуа-Анри Клико, был сильно повреждён в период после Великой французской революции и недостаточно хорошо восстановлен. Инструмент был приемлемым для церковных служб, но не для пышных концертов, которые устраивались во многих парижских церквях.

Камиль Сен-Санс прославился не только как композитор и пианист, но и как выдающийся исполнитель на органе. По его собственным словам, он чувствовал себя за этим инструментом, «как рыба в воде», хотя начало обучения больших успехов не предвещало. В 1848 г. Сен-Санс поступил в Парижскую консерваторию, в класс органа Франсуа Бенуа, которого он впоследствии характеризовал как посредственного органиста, но прекрасного учителя. Поначалу успехи были невелики – другие ученики Бенуа смеялись над игрой Сен-Санса, а в класс он был принят лишь в качестве «слушателя», и только в 1849 г. стал учеником, но упорные занятия принесли свои плоды: в конце того же года он получил вторую премию по органу, а в 1849 г. – первую.

В 1853 г. Сен-Санс в течение нескольких месяцев служит органистом в храме Сен-Северен, а последующие пять лет – в храме Сен-Мерри. В 1857 г. в этом храме был построен новый орган, и на его торжественном открытии прозвучала Фантазия ми-бемоль мажор, ставшая первым опубликованным органным произведением Сен-Санса. Критики усматривали в ней «серьезность», «изящество» и даже «религиозность».

Затем в течение почти двух десятилетий – с 1858 г. по 1877 г. – он занимал должность органиста в церкви св. Магдалины – роскошном храме, расположенном в центре Парижа, который посещало множество людей, а праздники отмечались особенно помпезно. Органист такой церкви был заметной фигурой. Сен-Санс, успевший к тому времени приобрести немалый опыт и в совершенстве овладевший игрой на органе, с увлечением отдается искусству органной импровизации – по нотам он играл только в те дни, когда плохо себя чувствовал. Особого религиозного чувства он в свои импровизации не вкладывал, но богато использовал возможности органа. Его искусство импровизации высоко ценили современники-музыканты – , Клара Шуман, а вот у прихожан церкви св. Магдалины и непосредственного начальства оно далеко не всегда находило отклик. Среди прихожан было немало богатых людей – завсегдатаев театра «Опера-Комик», они хотели слышать на богослужениях и свадьбах не фуги, а такую музыку, к какой они привыкли – и на это викарий указывал композитору (в ответ на это Сен-Санс заявил, что согласен играть в таком стиле, но только при условии, что проповеди будут похожи на диалоги из комических опер). О том, как могли выглядеть органные импровизации Сен-Санса, свидетельствует небольшая Прелюдия фа-мажор, известная по единственному источнику – рукописи, хранившейся в Национальной библиотеке Франции и впервые изданной только в 1991 г.

Ко второму году службы в церкви св. Магдалины относится одно из ранних органных произведений Сен-Санса – «Свадебное благословение». Эта пьеса, исполненная затаенного восторга и возвышенной радости, открывается интересной игрой квартовых созвучий, которым «отвечает» величественный, неторопливо развертывающийся волнообразный мотив. Пьеса исполнялась при жизни автора (в том числе и им самим) и продолжала пользоваться популярностью после его смерти – например, именно она звучала в 1922 г. в Вестминстерском аббатстве на бракосочетании принцессы Марии, дочери английского короля Георга V, и Генри Чарльза Джорджа, виконта Ласеллса.

В 1866 г. Сен-Санс создает Три рапсодии на темы бретонских народных песен. В этих рапсодиях, очаровывающих своей простотой и лакончиностью, отразился интерес композитора к французской народной музыке. Мелодии, использованные в рапсодиях, он услышал во время катания на лодке в Бретани, куда приезжал к Габриэлю Форе, служившему органистом в бретонском городе Ренне, именно ему посвятил Сен-Санс Три рапсодии.

По словам французского органиста Шарля Видора, от органного стиля Сен-Санса «не отказались бы ни , ни , ни Мендельсон. Поскольку исполнительские трудности не существовали для такого артиста, замысел и выполнение его поднимались до одинакового уровня; пьеса написанная ничем не отличалась от пьесы импровизированной». Эти слова прекрасно иллюстрируются Тремя прелюдиями и фугами Op. 109, написанными в 1898 г. Грандиозному стилю Прелюдий и фуг № 1 ре минор и № 3 ре мажор контрастирует изящество Прелюдии и фуги № 2 соль мажор. Виртуозность прелюдий делает их истинным украшением репертуара органиста. Не менее интересны Три прелюдии и фуги Op. 99, созданные в 1894 г.

Наряду с прелюдиями и фугами наследие Сен-Санса для органа содержит Семь органных импровизаций, фантазии, отдельные пьесы. Более того, он использовал этот инструмент в ансамблевых и оркестровых произведениях. Композитор внес в органное письмо немало нового – например, в фактуре органных произведений Сен-Санса встречаются фортепианные приемы, появившиеся в арсенале пианистов благодаря Ференцу Листу (аккордовые репетиции, октавная техника).

Все права защищены. Копирование запрещено

Камиль Сен-Санс, автор знаменитой сюиты «Карнавал животных», оперы «Самсон и Далила», симфонической поэмы «Пляска смерти», инструментальной пьесы «Интродукция и рондо каприччиозо» и других музыкальных шедевров, был французским композитором эпохи романтизма. Талантливый мастер игры на органе, виртуозный пианист и дирижер, чьи предпочтения лежали в области классики, сыграл важную роль в развитии музыки, передав собственный опыт будущим поколениям сочинителей.

Детство и юность

Шарль-Камиль Сен-Санс родился в Париже 9 декабря 1835 года и был единственным сыном Жак-Жозеф-Виктора Сен-Санса, чиновника управления внутренних дел Франции, и Франсуазы-Клеманс Коллен, заботившейся о доме и подрастающем сыне. В младенческом возрасте Камиль потерял отца и некоторое время жил в Корбейле, расположенном недалеко от Парижа в южном направлении, опекаемый внимательной и заботливой няней с медицинским образованием.

По возвращении в столицу ребенок жил в обществе матери и бабушки по имени Шарлотта Массон, которая распознала музыкальный талант внука и обучила его основам игры на пианино. В 7-летнем возрасте Сен-Санс стал учеником композитора Камиля Стамати, который развил гибкость кистей и подвижность пальцев мальчика, обогатив его врожденные способности навыками техники игры на фортепиано.

Камиль начал давать концерты, когда ему исполнилось 5 лет. Сначала он выступал перед камерной аудиторией, а в 1845 году дебютировал на сцене «Salle Pleyel» с программой, состоявшей из произведений Моцарта и Бетховена. Продолжив обучение у композитора Пьера Маледаны и органиста Александра Пьера Франсуа Боэли, Сен-Санс готовился к поступлению в консерваторию. В 1848 году подросток выдержал экзамен и стал подопечным органиста Франсуа Бенуа и мастера композиции Фроманталя Галеви.


В студенческие годы Камиль проявил выдающиеся творческие способности и отлично знал общеобразовательные предметы. Он интересовался философией, археологией и астрономией и пополнял знания в этих областях на протяжении всей жизни.

Ранними сочинениями Сен-Санса были «Симфония ля мажор» и хоровая пьеса «Джинны», написанная по мотивам произведения . В 1952 году юный композитор провалился на конкурсе «Prix de Rome», а затем выиграл первую премию в музыкальном состязании, организованном столичным обществом «Sainte-Cécile».

Музыка

Покинув консерваторию в 1853 году, Камиль поступил на должность органиста в церкви Сен-Мерри, расположенной вблизи столичной ратуши. Большое количество мероприятий, проходивших в храме, приносило молодому музыканту неплохой доход, однако инструмент, на котором приходилось играть Сен-Сансу, оставлял желать лучшего.


Имея достаточно времени для собственных занятий музыкой, Камиль сочинил несколько произведений и привлек внимание известных композиторов и Гектора Берлиоза, а также влиятельной певицы Полины Виардо. А перейдя на службу в имперскую церковь Святой Магдалины, органист получил высшую похвалу от знаменитого , назвавшего Сен-Санса величайшим виртуозом.

В 1850-х годах Камиль придерживался передовых музыкальных тенденций, восхищался работами и , но не подражал им в отличие от многих французских композиторов. В этот период Сен-Санс создал «Симфонию №1» и произведение «Град Рима», а также "Концерт для фортепиано ре мажор", которые остались малоизвестными.


В 1861 году церковный виртуоз стал преподавателем в парижской музыкальной школе Нидермейера и ввел в учебную программу творчество современных композиторов. В это время он задумал сочинить музыкальный фарс, предназначенный для исполнения студентами, который позже стал знаменитым «Карнавалом животных».

Пребывая на посту учителя, Сен-Санс из-за отсутствия времени почти не занимался собственными творениями. Его композиторская и исполнительская карьера возобновилась в 1865 году, после ухода с преподавательской работы. Камиль написал кантату «Les noces de Prométhée», которая победила на парижском конкурсе «Grande Fête Internationale», обойдя более 100 участников.

Михаил Плетнев исполняет произведение Камиля Сен-Санса «Концерт для фортепиано №2 соль минор»

А в 1968 году состоялась премьера 1-го оркестрового произведения Сен-Санса под названием «Концерт для фортепиано №2 соль минор», закрепившегося в столичном музыкальном репертуаре до начала франко-прусской войны и кровавого времени Парижской коммуны. В эти годы Камиль пребывал в Англии, где время от времени давал музыкальные представления, чтобы добыть средства к существованию.

Вернувшись в Париж, в 1871 году композитор стал одним из основателей общества по популяризации новой французской музыки под названием «Ars Gallica». Будучи одержимым новаторскими идеями, Сен-Санс начал сочинять в жанре "симфонической поэмы" и представил на суд публики «Прялку Омфалы», отличавшуюся легкостью и изысканностью.


Интересен тот факт, что в начале 20 века Сен-Санс изменил отношение к современной музыке и, отойдя от передовых веяний, вернулся к старой доброй классической традиции. По словам очевидцев, композитор ушел с показа балета «Весна священная» , сочтя сочинение возмутительным, а автора сумасшедшим.

В жанре поэмы наибольшую популярность приобрела «Пляска смерти», написанная в 1874 году и изначально задуманная как пьеса для голоса в сопровождении оркестра. Мифический сюжет прихода старухи с косой в канун Хэллоуина и восстания мертвецов лег в основу музыкальных партий сочинения. Заменив стихотворные строки пронзительным звучанием скрипки, композитор поверг в ужас слушателей, пришедших на премьеру. Лишь спустя некоторое время публика оценила зловещий танец скелетов, сопровождавшийся грохотом костей, сымитированным ксилофоном.

Симфоническая поэма Камиля Сен-Санса «Пляска смерти»

Искусство оперы покорилось Сен-Сансу в 1877 году, когда он завершил работу над произведением «Серебряный колокольчик», по сюжету напоминавшим легенду о . Премьера творения, посвященного меценату Альберту Либону, состоялась на сцене Парижского театра и впоследствии была сыграна 18 раз.

В благодарность за музыку покровитель, скончавшийся вскоре после первого спектакля, оставил композитору наследство, которого хватило, чтобы Камиль полностью посвятил себя творчеству. Сен-Санс написал «Реквием» в память о друге и благодетеле, а затем сочинил оперу «Самсон и Далила», которая с вошла в репертуар французских и иностранных театров.


Опровергая мнение о том, что симфонист не способен написать достойную оперу, Камиль взялся за произведение о жизни кровавого английского короля. Он с невероятным трудолюбием и усердием работал над музыкальными партиями, чтобы убедительно передать атмосферу эпохи Возрождения. Публика признала талант Сен-Санса в оперном жанре и с удовольствием посещала представления «Генриха VIII».

Благодаря этому произведению Камиля признали в Англии как одного из талантливейших французских композиторов. В 1886 году Лондонская филармония заказала автору оркестровое произведение, известное как «Органная симфония №3 до минор». После успешной премьеры на территории Туманного Альбиона Сен-Санс привез свежее сочинение на родину и вызвал единогласный восторг слушателей и критиков.

Сюита Камиля Сен-Санса «Карнавал животных»

В то же время композитор закончил работу над знаменитой инструментальной пьесой «Карнавал животных», начатую в годы преподавания в музыкальной школе. Изданная после смерти Сен-Санса, сюита стала невероятно популярной и узнаваемой. Более других прославились фрагменты «Королевский марш львов», «Аквариум» и «Лебедь».

В 1890-1900-х годах Камиль давал концерты во Франции и за границей. Для хорового фестиваля, состоявшегося в 1913 году, музыкант сочинил ораторию «Земля обетованная» и лично дирижировал во время премьеры. Он часто посещал Лондон, а 1906-1909-е годы провел на гастролях в США. Последнее сольное выступление Сен-Санса состоялся в конце осени 1921 года.

Личная жизнь

Сен-Санс долгое время был холостяком и жил с престарелой матерью в Парижской квартире. В 1975 году он неожиданно женился на молодой девушке по имени Мари-Лора Трюффо, приходившейся сестрой ученице композитора. Франсуаза-Клеманс не поддерживала этот брак и не давала паре достичь счастья в личной жизни. У Камиля с женой было двое детей, умерших в младенчестве. Старший сын Андре выпал из окна, а младший Жан-Франсуа скончался от воспаления легких.


После этих трагических событий супруги прожили вместе 3 года, а затем разъехались. Во время семейного отдыха на курорте Ла-Бурбуль Сен-Санс исчез из гостиницы, оставив супруге записку, в которой говорилось, что между ними все кончено. По мнению исследователей, музыкант бросил жену, потому что считал ее виновной в гибели первого ребенка.

Мари вернулась в родительский дом, а Камиль, избегавший формальностей официального развода, еще 10 лет прожил с матерью. После кончины Франсуазы-Клеманс в биографии музыканта наступили черные дни, он впал в депрессию и думал о самоубийстве. Чтобы восстановить здоровье, подорванное переживаниями, композитор переехал в Алжир и пробыл там до весны 1889 года. В 1900 году Сен-Санс осел в Париже, снял квартиру на улице Курсель, неподалеку от бывшего дома матери, и провел там остаток жизни.

Смерть

В конце 1921 года Сен-Санс предпринял путешествие в Алжир с намерением провести там зиму. Кончина композитора 16 декабря 1921 года повергла в шок мировую культурную элиту, ведь на последних прижизненных фото и портретах 86-летний музыкант выглядел здоровым и бодрым. По словам врачей, причиной внезапной смерти знаменитого француза стал сердечный приступ.


Камиля похоронили на кладбище Монпарнас в Париже. На церемонии прощания, состоявшейся в церкви Святой Магдалины, среди скорбящих была замечена вдова Сен-Санса, Мари-Лора.

Произведения

  • 1867 – «Интродукция и рондо каприччиозо»
  • 1869 – «Прялка Омфалы»
  • 1872 – «Жёлтая принцесса»
  • 1874 – «Пляска смерти»
  • 1877 – «Серебряный колокольчик»
  • 1877 – «Самсон и Далила»
  • 1879 – «Лира и арфа»
  • 1886 – «Карнавал животных»
  • 1886 – «Симфония № 3 c-moll (с органом)»
  • 1901 – «Варвары»
  • 1913 – Оратория «Земля обетованная»

Сен-Санс принадлежит в своем отечестве к небольшому кружку представителей идеи прогресса в музыке.
П. Чайковский

К. Сен-Санс вошел в историю прежде всего как композитор, пианист, педагог, дирижер. Однако подобными гранями далеко не исчерпывается талант этой поистине универсально одаренной личности. Сен-Санс был также автором книг по философии, литературе, живописи, театру, сочинял стихи и пьесы, писал критические эссе и рисовал карикатуры. Он был избран членом Французского астрономического общества, ибо его познания в физике, астрономии, археологии и истории не уступали эрудиции иных ученых. В своих полемических статьях композитор выступал против ограниченности творческих интересов, догматизма, ратовал за всестороннее изучение художественных вкусов широкой публики. «Вкус публики», - подчеркивал композитор, - «хороший или простой - безразлично, - безгранично драгоценный путеводитель для художника. Будь он гением или талантом, следуя этому вкусу, он сможет создать хорошие произведения».

Камиль Сен-Санс родился в семье, связанной с искусством (отец писал стихи, мать была художницей). Яркое музыкальное дарование композитора проявилось в столь раннем детстве, что составило ему славу «второго Моцарта». С трех лет будущий композитор уже обучался игре на фортепиано, в 5 - начал сочинять музыку, а с десяти выступал как концертирующий пианист. В 1848 г. Сен-Санс поступил в Парижскую консерваторию, которую окончил через 3 года сначала по классу органа, затем по классу композиции. К моменту окончания консерватории Сен-Санс был уже зрелым музыкантом, автором многих сочинений, в т. ч. Первой симфонии, получившей высокую оценку Г. Берлиоза и Ш. Гуно. С 1853 по 1877 гг. Сен-Санс работал в различных соборах Парижа. Его искусство органной импровизации очень быстро снискало всеобщее признание в Европе.

Человек неутомимой энергии, Сен-Санс, однако, не ограничивается лишь игрой на органе и сочинением музыки. Он выступает как пианист и дирижер, редактирует и издает произведения старых мастеров, пишет теоретические труды, становится одним из основателей и педагогов Национального музыкального общества. В 70-х гг. одно за другим появляются сочинения, с восторгом встречаемые современниками. Среди них - симфонические поэмы «Прялка Омфалы» и «Пляска смерти », оперы «Желтая принцесса», «Серебряный колокольчик» и «Самсон и Далила » - одна из вершин творчества композитора.

Оставив работу в соборах, Сен-Санс целиком посвящает себя композиции. При этом он много путешествует по всему миру. Прославленный музыкант был избран членом Института Франции (1881), почетным доктором Кембриджского университета (1893), почетным членом Петербургского отделения РМО (1909). Искусство Сен-Санса всегда находило теплый прием в России, которую композитор неоднократно посещал. Он был дружен с А. Рубинштейном и Ц. Кюи, живо интересовался музыкой М. Глинки, П. Чайковского, композиторов-«кучкистов». Именно Сен-Санс привез из России во Францию клавир «Бориса Годунова» М. Мусоргского.

До конца своих дней Сен-Санс жил полнокровной творческой жизнью: сочинял, не зная усталости, концертировал и путешествовал, записывался на пластинки. Последние концерты 85-летний музыкант дал в августе 1921 г. незадолго до смерти. На протяжении всего творческого пути композитор особенно плодотворно работал в области инструментальных жанров, отводя первое место виртуозным концертным произведениям. Широкую известность приобрели такие сочинения Сен-Санса, как Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром и Третий скрипичный концерт (посвящены известному скрипачу П. Сарасате), Концерт для виолончели. Эти и другие произведения (Симфония с органом , программные симфонические поэмы, 5 фортепианных концертов) выдвинули Сен-Санса в ряд крупнейших французских композиторов. Он создал 12 опер, из которых наибольшую популярность приобрела «Самсон и Далила», написанная на библейский сюжет. Впервые она была исполнена в Веймаре под управлением Ф. Листа (1877). Музыка оперы пленяет широтой мелодического дыхания, очарованием музыкальной характеристики центрального образа - Далилы. По словам Н. Римского-Корсакова, это сочинение является «идеалом оперной формы».

Искусству Сен-Санса свойственны образы светлой лирики, созерцательности, но, кроме того, и благородная патетика, и настроения радости. Интеллектуальное, логическое начало нередко в его музыке преобладает над эмоциональным. Композитор широко использует в своих сочинениях интонации фольклорных и бытовых жанров. Песенно-декламационный мелос, подвижная ритмика, изящество и разнообразие фактуры, ясность оркестрового колорита, синтез классических и поэмно-романтических принципов формообразования - все эти черты нашли отражение в лучших произведениях Сен-Санса, вписавшего одну из ярких страниц в историю мировой музыкальной культуры.

И. Ветлицына

Прожив долгую жизнь, Сен-Санс работал с ранних лет до конца своих дней, особенно плодотворно в области инструментальных жанров. Круг его интересов широк: выдающийся композитор, пианист, дирижер, остроумный критик-полемист, он интересовался литературой, астрономией, зоологией, ботаникой, много путешествовал, со многими крупными музыкальными деятелями находился в дружеском общении.

Первую симфонию семнадцатилетнего Сен-Санса Берлиоз отметил словами: «Этот юноша знает все, ему не хватает лишь одного - неопытности». Гуно писал, что симфония накладывает на ее автора обязательство «стать великим мастером». Узами тесной дружбы Сен-Санс был связан с Бизе, Делибом и рядом других французских композиторов. Он был инициатором создания «Национального общества».

В 70-х годах Сен-Санс сблизился с Листом, очень ценившим его талант, помогшим постановке оперы «Самсон и Далила» в Веймаре, и навсегда сохранил о Листе благодарную память. Сен-Санс неоднократно бывал в России, дружил с А. Рубинштейном, по предложению последнего написал свой известный Второй фортепианный концерт, живо интересовался музыкой Глинки, Чайковского, кучкистов. Он, в частности, ознакомил французских музыкантов с клавиром «Бориса Годунова» Мусоргского.

Такая богатая впечатлениями и личными встречами жизнь запечатлелась во многих произведениях Сен-Санса - они надолго утвердились на концертной эстраде.

Исключительно одаренный, Сен-Санс виртуозно владел техникой композиторского письма. Он обладал поразительной художественной гибкостью, свободно приноравливался к разным стилям, творческим манерам, воплощал широкий круг образов, тем, сюжетов. Он боролся против сектантской ограниченности творческих группировок, против узости в понимании художественных возможностей музыки и поэтому был врагом какой бы то ни было системы в искусстве.

Этот тезис красной нитью проходит сквозь все критические статьи Сен-Санса, поражающие обилием парадоксов. Автор словно нарочито противоречит себе: «Каждый человек волен менять свои убеждения»,- говорит он. Но это всего лишь прием полемического заострения мысли. Сен-Сансу претит догматизм в любых его проявлениях-будь то преклонение перед классиками или восхваление! модных художественных течений. Он ратует за широту эстетических взглядов.

Но за полемичностью скрывается чувство серьезного беспокойства. «Наша новая европейская цивилизация,- писал он в 1913 году,- движется вперед в антихудожественном направлении». Сен-Санс призывал композиторов лучше знать художественные запросы своей аудитории. «Вкус публики, хороший или плохой,- безразлично,- это драгоценный путеводитель для художника. Будь он гением или талантом,- следуя этому вкусу, он сможет создать хорошие произведения». Сен-Санс предостерегал молодежь от ложных увлечений: «Если вы хотите быть чем-нибудь, оставайтесь французами! Будьте самими собой, принадлежите вашему времени и вашей стране...».

Вопросы национальной определенности и демократизма музыки были остро и своевременно поставлены Сен-Сансом. Но разрешение этих вопросов и в теории и на практике, в творчестве, отмечено у него существенным противоречием: поборник непредвзятых художественных вкусов, красоты и гармоничности стиля как залога доступности музыки, Сен-Санс, стремясь к формальному совершенству, порой пренебрегал содержательностью . Он сам поведал об этом в воспоминаниях о Бизе, где не без горечи писал: «Мы преследовали разные цели - он искал прежде всего страсть и жизнь, а я гонялся за химерой чистоты стиля и совершенством формы».

Погоня за такой «химерой» обедняла сущность творческих исканий Сен-Санса, и нередко в своих произведениях он более скользил по поверхности жизненных явлений, чем вскрывал глубину их противоречий. Тем не менее здоровое отношение к жизни, присущее ему, несмотря на скептицизм, гуманистическое мировоззрение, при великолепном техническом умении, замечательном чувстве стиля и формы, помогло Сен-Сансу создать ряд значительных произведений.

М. Друскин

Сочинения:

Оперы (всего 11)
За исключением оперы «Самсон и Далила», в скобках указаны только даты премьер.
«Желтая принцесса», либретто Галле (1872)
«Серебряный колокольчик», либретто Барбье и Карре (1877)
«Самсон и Далила» , либретто Лемера (1866-1877)
«Этьен Марсель», либретто Галле (1879)
«Генрих VIII», либретто Детруайя и Сильвестра (1883)
«Прозерпина», либретто Галле (1887)
«Асканио», либретто Галле (1890)
«Фрина», либретто Огэ де Лассю (1893)
«Варвары», либретто Сарду и Гези (1901)
«Елена» (1904)
«Предок» (1906)

Другие музыкально-театральные сочинения
«Жавотта», балет (1896)
Музыка к многочисленным театральным постановкам (в том числе к трагедии Софокла «Антигона», 1893)

Симфонические произведения
В скобках указаны даты сочинения, которые нередко не совпадают с датами опубликования названных произведений (например, Второй скрипичный концерт был напечатан в 1879 году - спустя двадцать один год после его написания). То же и в камерно-инструментальном разделе.
Первая симфония Es-dur op. 2 (1852)
Вторая симфония a-moll op. 55 (1859)

Пианист и композитор, педагог и дирижер, музыкальный критик, автор многочисленных книг по философии и литературе, член Французского астрономического общества – .

Родился Камиль 9 октября 1835 года в Париже, в крестьянской семье. Отец, Жак-Жозеф Виктор Сен-Санс, служил в Министерстве внутренних дел, что не мешало ему писать стихи. Мать была художницей. Когда Камилю было три года, отец его умер, и воспитанием мальчика занимались мама и двоюродная бабушка.

Мальчик оказался очень талантлив, и уже в возрасте трёх лет играл на фортепиано, а в возрасте девяти лет впервые выступил с Третьим фортепианным концертом Бетховена и Двадцать седьмым концертом . Концерт увенчался большим успехом, так как Камиль играл концертную программу на память.

В 1848 году молодой Сен-Санс поступает в Парижскую консерваторию, а в 1851 году заканчивает её с первой премией. Помимо музыки Камиль серьёзно увлекается литературой, французской историей, философией, древними языками и естественными науками, такими как математика, астрономия и археология.

Из консерватории Сен-Санс выходит уже известным музыкантом и автором многих сочинений, среди которых скерцо для камерного оркестра, симфония A-dur, хоры и множество романсов.

В 1852 году он получает первый приз на конкурсе Общества святой Цецилии в Бордо за «Оду к Святой Цецилии». С 1853 года работает в разных соборах Парижа, продолжая писать романсы, работая над фортепианным квинтетом. В 1857 году выходит в свет его симфония «Urbs Roma», которая получает премию общества Святой Цецилии. В этом же году в Парижской церкви Мадлен Камиль получает должность органиста, которую занимает в течение двадцати лет.

В скором времени способность к органной импровизации Сен-Санса покоряет Европу. Успех даёт ему возможность сблизиться с такими известными европейскими музыкантами того времени, как Полина Виардо, Шарлем Гуно, Гектор Берлиоз.

Сен-Санс не ограничивает себя игрой на , он пишет теоретические труды, редактирует и издает произведения старых мастеров, также выступает как пианист и дирижёр. Становится одним из педагогов и основателей Национального музыкального общества. Первым во Франции исполняет симфонические поэмы .

Камиль Сен-Санс. Портрет 1903 года

С 1860 года сочинения Сен-Санса получают премии на престижных композиторских конкурсах. Он приобретает широкую популярность как композитор и пианист. А с 1870 года выступает как критик. Его публикации пользуются большим успехом.

В ноябре 1875 года, по приглашению Русского музыкального общества, выступает с концертами в Санкт-Петербурге, где знакомится с Н. Рубинштейном и .

После приезда из России, в 1877 году, композитором была поставлена опера «Серебряный колокольчик», за которую он получил сто тысяч франков от мецената Альберта Либона.

В конце 19 века Сен-Санс признан одним из лучших композиторов-современников не только Франции, но и Англии, и США. В Лондоне он выступает с концертами, на которых присутствует сама королева Виктория. В 1886 году, по заказу Лондонского филармонического общества, композитор создаёт самое известное своё оркестровое сочинение – Третью симфонию c-moll (имеющую второе название «Симфония с органом»).

Что касается личной жизни Камиля, то она была не такой успешной, как музыкальная. В 1875 году Сен-Санс женится без согласия матери на Мари-Лор Трюффо. У них рождаются два сына, но оба вскоре погибают. И уже в 1881 году Сен-Санс покидает свою жену.

Последние свои годы Камиль Сен-Санс проводит, гастролируя, как пианист и дирижёр, по Франции и за границей. Последние концерты он даёт в августе 1921 года. Умер композитор в Алжире, в довольно-таки преклонном возрасте, а тело его было перевезено в Париж и похоронено на кладбище Монпарнас.

Самые популярные сочинения:

Оперы

  • «Желтая принцесса»
  • «Серебряный колокольчик»
  • «Самсон и Далила»
  • «Прозерпина»
  • «Фринея»
  • «Елена»
  • «Предок»

Сочинения для оркестра

  • Симфония №1 Es-dur
  • Симфония №2 a-moll
  • Симфония №3 c- moll

Симфонические поэмы

  • «Прялка Омфалы»
  • «Фаэтон»
  • «Пляска смерти»
  • «Юность Геракла»

Концерты

  • Пять концертов для фортепиано с оркестром
  • Три концерта для скрипки с оркестром
  • Два концерта для виолончели с оркестром

Концерт