Свою историю сказочный персонаж Санта-Клаус начал с христианской доброты мерликийского епископа Николая, ставшего впоследствии святым. Святой Николай отличался большой добротой, всю свою жизнь он помогал бедным. Праведный человек тайком подкладывал подарки детям бедняков. Сегодня в память о его христианской заботе Санта-Клаус (Святой Николай) приносит рождественские дары всем малышам Земли.
Историческая родина Санта-Клауса
Исторической родиной сказочного Рождественского Деда можно считать Северную Америку. Приехавшие туда колонисты привезли с собой европейскую легенду о Святом Николае и его щедрости.
Позже американский писатель Клемент Кларк Мур написал поэму «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая», в которой описал Санта-Клауса как персонажа, который приносит детям подарки на Рождество. Поэма была переиздана в 1844 году. С этого времени все американцы знают, Санта-Клаус. Именно Клемент Мур посадил своего персонажа в сани, запряженные оленями.
Художник Томас Наст нарисовал иллюстрации к поэме Мура, позже он выпустил в журнале «Харпер Уилки» серию картинок, подробно описывающих жизнь и быт сказочного Санта-Клауса.
Так родился на свет легендарный новогодний персонаж, теперь о его существовании знают все дети мира. Ему пишутся на Рождество миллионы писем с просьбами о подарках. А живет он сейчас в Лапландии и ежегодно, перед рождественской неделей, выезжает на праздники на радость всей детворе.
Лапландия - сказочный дом Санта-Клауса
В современной Финляндии есть место, где круглый год живет сказка. Это гора Корвантунтури в области Пайо, или волшебная Лапландия. Здесь Санта-Клаус принимает гостей, отсюда на оленях начинает чудесное зимнее путешествие.
Ежегодно множество детей приезжает на аудиенцию к Рождественскому деду. Можно поговорить с Санта- Клаусом, попросить исполнить , а также написать на сказочной почте свои пожелания на предстоящее Рождество.
Организаторы волшебного поселения продумали все до мелочей, и поток туристов ежегодно стремится в Лапландию, начиная с ноября и заканчивая мартом. Сувениры, рождественский спектакль о младенце-Христе и просто веру в сказку - вот что можно подарить сегодня своему ребенку на Рождество с помощью Санта-Клауса.
Российский Дед Мороз и его внучка Снегурочка прекрасно дополняют семью сказочных зимних волшебников. Все вместе эти персонажи приносят праздник в жизнь детей и веру в чудо доброты, которую когда-то принес на Землю Святой Николай.
На вопрос, где живет Санта Клаус, каждый из нас ответит, что живет он в Лапландии. Эта сказочная загадочная страна известна нам с детства. Существует ли Лапландия в реальности?
Лапландия существует, но не как отдельная страна, а как этническая территория за Полярным кругом, захватывающая крайние северные территории таких стран, как Финляндия, Швеция, Норвегия и Россия. В этом удивительном северном крае, кроме обычных четырех времен года, существует таинственное время полночных сумерек, когда солнце не поднимается выше линии горизонта. Это время необыкновенных красок и покоя длится с декабря по январь.
В финской Лапландии есть гора Корватунтури, на которой в компании трудолюбивых гномов и живет Санта Клаус. Очертания горы очень напоминают заячьи ушки, отсюда и ее название, в переводе означающее "гора-ухо".
С некоторых пор, Санта Клаус перебрался в окрестности столицы финской Лапландии город Рованиеми. Ежедневно он спускается с горы Корвантури в свой офис, который находится в Рованиеми. Официально офис открылся в 1985 году, но еще раньше, в 1950 году на его месте была построена хижина, которую позже преобразовали в офис. Вокруг жилища Санта Клауса разрослась целая деревня с парком развлечений, мастерскими, кукольным театром, торговым центром и главным почтовым отделением, на которое приходят многочисленные письма от мальчишек и девчонок со всей планеты. В письмах ребятишки просят Санту исполнить их самые заветные мечты.
В офисе Санта Клауса всегда весело, отовсюду слышна разноязычная речь гостей, приезжающих сюда со всего мира. Рождественская атмосфера присутствует здесь круглогодично. В резиденции Санта Клауса проходят рождественские представления, в которых участвуют гномы и эльфы, круглогодичный кукольный театр, международные концерты и еще множество различных интересных мероприятий. Мастерская и офис Санты в Рованиеми становятся незабываемым местом встречи многочисленных рождественских друзей и посланцев доброй воли со всего мира.
В 1998 году здесь, в глубине пещеры Сювясенваара, был построен развлекательный тематический центр Санта-Парк. Круглогодичная рождественская атмосфера, присутствующая в парке, дарит гостям встречу с детством и сказкой. В парке четыре главных аттракциона и множество других развлечений. Среди аттракционов, магическая поездка на санях, вертолеты Санта Клауса, карусель и др. В мультивидеоцентре зрители увидят мчащегося по звездному небу Санта Клауса на оленях.
Санта Клаус живет в Рованиеми и является главной достопримечательностью не только этого города, но и всей Лапландии.
Почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, к нему обращались в молитвах, уповая на исцеление и помощь. Из народных легенд, появлявшихся на протяжении веков, мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки. Кстати, примерно в 960 году на Западе было написано первое музыкальное произведение о святом Николае, где был предложен новый вариант перевода жития святого: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, употреблено "pueri" (дети). В связи с тем, что это средневековое музыкальное произведение о святом епископе имело неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.
Когда в конце XI века Византию начали опустошать турки-сельджуки, жители города Бари, который находится на территории нынешней Италии, "выкрали" из Мир Ликийских мощи святого Николая и тем самым спасли почитаемую всеми христианами святыню от надругательства. Мощи были привезены в Бари, где специально для них была построена величественная базилика. В этот мало примечательный доселе город потянулись паломники со всех европейских стран. Даже захватчики, сменявшие друг друга, от норманов до свевов, почитали святость Никольского храма, предоставляя ему всяческую защиту и попечение. Когда в 1156 году Бари захватил Вильгельм Лютый, сравнявший город с землей, не пощадивший ни домов, ни церквей, базилика святого Николая осталась стоять нетронутая среди дымившихся руин. Есть и еще один знаменательный момент, связанный с перенесением мощей святого Николая. В 1088 году Папа Урбан II официально установил празднование этого события на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, а на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор, в народе его называют "Никола–вешний".
На Руси святой Николай являлся одним из самых почитаемых святых. Например, в XVI-XVII веках русские избегали давать детям имя Николай из-за особого благоговения, а непочитание Чудотворца воспринималось не иначе как признак ереси. Для русских православных христиан Николай стал самым "демократичным" святым, самым доступным, скорым и непреложным помощником. Лучше всего отношение к этому святому показывает одна из бесчисленных русских легенд: "Путешествуя по земле, Никола и Касьян (святой Кассиан Римский) увидели крестьянина, хлопочущего около своей телеги, глубоко увязшей в грязи. Касьян, боясь запачкать свои белоснежные ризы и боясь предстать пред Богом в неподобающем виде, помочь бедняге не пожелал, а вот Никола без рассуждений взялся за дело. Когда телегу удалось вытащить, то помощник оказался по уши измазанным грязью, да ко всему прочему и его праздничные ризы сильно разодрались. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего. Узнав, почему Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому вместо одного два праздника в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяну уменьшил до одного в четыре года (29 февраля). Для русских христиан Николай Чудотворец всегда был одновременно и видным иерархом, и простым, добрым святым, да к тому же скорым помощником в бедах".
Впрочем, мы отвлеклись. Каким образом святой Николай превратился в Санта Клауса и стал прочно ассоциироваться с рождественскими праздниками? Чтобы разобраться с этим, нам необходимо вновь перенестись на христианский Запад.
Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря получившему широкое распространение музыкальному произведению, написанному в его честь, стал почитаться на Западе как покровитель детей. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится. Стоит отметить, что день памяти святого приходится на рождественский пост (Адвент), когда все с нетерпением ждут Радостного праздника Воплощения Предвечного Слова и начала Нового года. Видимо, в связи с этим, мирликийский епископ, заходящий по ночам в дома, приносит послушным детям подарки, а шалунам розги, напоминая тем самым о необходимости хорошего поведения. Поэтому ребятня задолго до праздника старается не проказить, а родители старательно при каждом удобном случае напоминают о розгах, которые вполне можно получить в презент на 6 декабря. Однако нередко к подаркам все же присоединяют розги либо веточку, обернутые в фольгу или покрашенные в золотую или серебреную краску. В некоторых странах святой епископ не прячется и приходит в дома не по ночам, а днем в полном литургическом облачении, и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли, соответственно, адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок.
Реформация, возникшая в XVI веке благодаря выступлению Мартина Лютера, исключила из литургии новых Церквей почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого Николая. Но если легко искоренить что бы то ни было на бумаге, то бороться с народными традициями более чем сложно. Поэтому в так называемых "католических" странах до сих пор остался праздник святого Николая, радостно отмечаемый 6 декабря, а в протестантских странах епископ-чудотворец преобразился в несколько иной персонаж, по-прежнему несущий дары и радость детям. Благодаря всевозможным народным легендам и традициям разных стран святой Николай надел маску либо "Отца Рождества", либо "Рождественского деда", либо "Звездочета"! Он изображался в виде гнома и старика, приобрел различных спутников. Да и перебрался из средиземноморского города в арктическую Лапландию.
В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голландии. В 1626 году несколько нидерландских кораблей, возглавляемые фрегатом "Goede Vrove", на носу которого стояла фигура святого Николая, прибыли в Новый свет. Искатели счастья купили у индейцев землю за $24 и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь. Да вот незадача, говорили-то обитатели новой земли не по-английски. И фраза "святой Николай" звучала как "Синтер Класс", затем, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в "Санта Класс", а чуть позже – в "Санта Клаус".
Голландский Синтаклаас (Sinterklaas)
для более приятного просмотра
страницы включите музыку
Прообразом Санта Клауса был Святой Николай, который родился в III веке в городе Патара (малая Азия, Ликия)
у весьма состоятельных родителей. Святой Николай - один из самых почитаемых христианских святых.
Честь эта выпала ему за великую доброту к людям и за многие творимые им чудеса. Позднее он стал епископом
в городе Мира (ныне – Демре, небольшой городок неподалеку от Финикии), поэтому получил имя
Мирликийский. В этом городке ему даже воздвигли памятник. В некоторый странах рассказывают, что
Святой Николай подбрасывал в дома бедняков набитые золотом кошельки, причем многие считают, что
святой подбрасывал кошельки через дымоход, и они попадали в башмаки, которые оставляли сушиться у очага.
Поэтому во многих западно-европейских странах и сегодня принято новогодние подарки, особенно детям,
прятать в сапожки, туфельки, или башмачки. Европейские переселенцы, обосновавшиеся в Америке в
VII и XVIII веках, привезли c собой туда и предания о Святом Николае. Одной из первых церквей, построенных
в тогдашнем Нью-Йорке, была Синтер Клаас или Синт Николас, позднее получившая название "Санта Клаус".
Где родился Санта Клаус
Современный образ добродушного толстячка Санта Клауса появился в США сравнительно
недавно, в Рождество 1822 года. Именно тогда Клемент Кларк Мур написал поэму "Приход святого
Николая", в которой Святой предстал жизнерадостным и веселым эльфом с круглым тугим
брюшком, свидетельствующем о пристрастии к вкусной еде, и с курительной трубкой. В
результате перевоплощения святой Николай слез с ослика, обзавелся восемью оленями и в руках у него
появился мешок с подарками.
Где живет Санта Клаус
Многие северные страны до сих пор ведут спор, где живет Санта Клаус. Одни считают, что он живет
на серерном полюса, другие – что он поселился в местечке Рованиеми на севере Финляндии.
В современной Финляндии даже существует специальная служба для ответов от лица Санта Клауса,
и это понятно, т.к. в среднем за декабрь на его имя поступает до 80 тысяч писем от детишек разных
стран с просьбами и пожеланиями.
Английское Санта Клаус пошло от прозвания Sinterklaas (от слова "зола") св. Николая
(в православной традиции Николая-Угодника) первыми голладскими поселенцами в Америке.
Он считался покровителем мореходов и детей, для которых весь год готовил подарки, а в рождественскую
ночь развозил их и оставлял в подготовленных для подарков чулочках. Правда, так стало считаться
позже, а у голландцев Sinterklaas был, скорее, суровым воспитателем, ибо насыпал золу в чулки тем
детям, которые вели себя не так, как надо.
Особую популярность главный рождественский герой приобрел
после того, как американский профессор греческой и восточной литературы Клемент Кларк МУР в
1822 году написал к празднику для своих детей стихотворение о святом Николае, который появляется
в предрождественскую ночь, когда засыпают даже мыши, и спускается по каминной трубе с мешком,
полным подарков, чтобы оставить их детям. В шубе, с белой бородой и красным носом он разъезжает на
упряжке из восьми оленей, а о его приближении можно узнать по скрипу полозьев и мелодичному
звону колокольчиков, привязанных к оленьим шеям.
Стихотворение быстро разошлось и стало популярным, что несколько обидело профессора,
так как был очень серьезен и не одобрял веселья, в которое превратилось празднование рождества.
А лет через сорок карикатурист Томас Наст нарисовал Санта Клауса, и образ приобрел
завершенность: красные шуба и головной убор, широкий кожаный пояс и сверкающие черные сапоги.
Русский Дед Мороз выглядит чуть иначе, а его история восходит к Морозко из славянского фольклора.
Если Санта Клаус больше похож на гнома, то Дед Мороз у это великан, богатырь, обходящий дозором
свои владения, сковывающий льдом реки и озера, а заодно и одаривающий детей. Его минус - зачастую
просит исполнить что-нибудь для себя. Не из-за жадности - просто душа просит. Но для безголосых,
безногих, страдающих склерозом все окупается тем, что у нашего Деда есть Снегурочка – она не только одарит, но и поцеловать может.
Американизированный образ Санта Клауса был детально разработан иллюстратором Томасом
Настом в журнале "Harper"s" в 1860-1880 годах. Наст добавил такие атрибуты, как северный
полюс и список хороших и плохих детей.
Лишенного нимба христианского святого одевали во всевозможные разноцветные полушубки,
пока в 1931 году известная фирма Coca Cola не начала своей новой рекламной кампании, главным
персонажем которой был избран Санта Клаус. Художник Хаддон Сандблом нарисовал добродушного
белобородого старичка, одетого в красно-белые одежды с бутылкой газированного напитка
в руках. Так и появился на свет всем нам знакомый современный образ Санта Клауса.
В 1939 году появился Рудольф - девятый олень с большим блестящим красным носом.
Таким образом, Санта Клаус - толстый веселый старичок, который разносит подарки, стал неотъемлемой
частью празднования Рождества по всему миру. У него обязательно белая борода, красная курточка,
штаны и шапка с белой меховой оторочкой. Он разъезжает на запряженных северными оленями
санях, наполненных доверху подарками. Он проникает в дома через дымоход и оставляет подарки под елкой
или в специальном носочке, но только послушным детям.
В наше время многие американцы считают, что современный образ Санта Клауса был
одет в красно-белый костюм, а именно эти цвета являются фирменными цветами компании "Кока-кола", а
"Санта Клаус тоже пьет Кока-колу" лишь в 1931-м году. Кроме бутылки Кока-колы ничего нового в
образ Санта Клауса компания "Кока-кола" не внесла. Она лишь популяризовала его благодаря своей
из истории дат
В 1822-м году другой житель Нью-Йорка Клемент Кларк Мур написал серию
сказок, где описал, что Санта Клаус прибывает на восьми северных оленях. Клемент Кларк Мур
также придумал способ попадания Санта Клауса в дом - через дымоход.
В 1841 году в Филадельфии некий коммерсант Паркинсон для привлечения в магазин
клиентов нанял человека и одел его Санта Клаусом. Первый живой Санта Клаус сидел
на крыше дома, где располагался магазин, рядом с дымоходом.
В 1863 году карикатурист Томас Наст изобразил Санта Клауса с огромными бакенбардами и
одетым в мех с головы до пят.
В 1869 году вышли стихи Жоржа Вебстера, где в качестве жилица Санта Клауса указывался Северный полюс.
Издатель Луис Пранг распространил в Америке английскую традицию слать друзьям и родственникам
на Рождество поздравительные открытки. В 1885 году он выпустил поздравительную открытку, на которой
был нарисован Санта Клаус в красном костюме. С тех пор Санта Клауса все чаще стали рисовать именно в
красной мантии, а не в мехах или мантии какого-либо другого цвета.
Вот как описывает Санта Клауса газета "Нью-Йорк Таймс", датированная 1927
годом: "Перед юными жителями Нью-Йорка предстал Санта Клаус: огромного роста,
в красной мантии, шапочке и белыми бакенбардами, мешком, полным подарков,
Происхождение Санта-Клауса
Прообразом Санта-Клауса является общехристианский святой Николай Мирликийский (Санта - «святой», Клаус - «Николай»), известный по житию своей благотворительностью (помощью бедным людям в виде тайных подарков). Первоначально именно от его имени дарились в Европе подарки детям в день почитания святого по церковному календарю - 6 декабря. Однако в период Реформации , выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах Святой Николай был заменен в качестве персонажа, вручающего подарки, на младенца Христа, а день вручения подарков был перенесен с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. В период Контрреформации в Европе персонаж Святого Николая снова стал дарить детям подарки, однако это стало происходить в конце декабря на Рождество . Но, например, в Нидерландах , где имя святого Николая произносят как Синтерклаас; от его имени детям дарят подарки либо на 5 декабря, либо на Рождество, либо на оба праздника.
Именно благодаря голландским колонистам, основавшим в 1650-х годах поселение Новый Амстердам , ныне известное как город Нью-Йорк , образ Святого Николая попал на североамериканский континент. При этом необходимо отметить, что английские пуритане, также осваивавшие Северную Америку, Рождество не отмечали.
В 1809 году в свет вышла «История Нью-Йорка» американского писателя Вашингтона Ирвинга , в котором тот рассказывал о голландских временах города, упомянув и обычай чествования Святого Николая в Новом Амстердаме.
В развитие истории Ирвинга в 1823 году Клемент Кларк Мур выпустил в свет поэму «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая », в которой рассказал о некоем персонаже, дарящем детям подарки - Санта-Клаусе. Эта, ставшая очень популярной, поэма была переиздана в 1844-м году. Как утверждал американский телеканал по истории History Channel в вышедшей в 2000-х годах документальной программе «Легенды Санты»: «Благодаря перу Клемента Мура Святой Николай превратился в Санта-Клауса» и «К 1840-му году практически все американцы знали, кто такой Санта-Клаус. Этого забавного старика подарил нам Клемент Мур». В этом же стихотворении впервые упоминаются восемь из классической девятки оленей Санта-Клауса .
1881 Иллюстрация Томас Наста, который с Клеменом Кларком помогал создавать современный образ Санта-Клауса.
В 1863 году знаменитый американский художник Томас Наст , работавший в журнале Harper’s Weekly , использовал по мотивам книги Клемента Кларка Мура персонаж Санта-Клауса в серии своих политических карикатур, в виде героя, дарящего подарки. Персонаж стал популярен, и Наст позднее выпустил, в том числе и для «Харпер уикли», множество забавных рисунков, но уже для детей, с веселыми сценками из жизни Санты-Клауса. В своих рисунках Наст придумал и подробно живописал быт Санты.
Художник впервые упомянул, что Санта живёт на Северном полюсе, что Санта ведет специальную книгу, куда записывает поступки хороших и плохих детей и.т.д. На рисунках Наста происходила постепенная трансформация облика Санты от персонажа в виде толстого пожилого эльфа в меховом костюме к более реалистичному и веселому персонажу в полушубке. Как указывает телеканал History Channel , «Наст срисовал Санта-Клауса с себя». Наст был упитанным человеком небольшого роста, с большими усами и широкой бородой.
Необходимо отметить, что первоначально полушубок Санты на рисунках Наста был коричневого цвета, однако почти сразу в процессе выхода новых рисунков, стал приобретать красноватый оттенок. Красный цвет полушубка Санты не несет никакой смысловой нагрузки, - отмечает History Channel в своем исследовании «Легенды Санты».
- Дэшер («Стремительный»),
- Дэнсер («Танцор»),
- Прэнсер («Гарцующий»),
- Виксен («Злобный»),
- Комет («Комета»),
- Кюпид («Купидон»),
- Доннер (Дандер) (от нем. и голланд. «Гром») и
- Блитцен (Бликсем) (от голл. «Молния»).
Эти имена впервые прозвучали в 1823 году в стихотворении «Ночь перед Рождеством» . Позднее в американский фольклор вошёл ещё один олень - Рудольф, который стоит во главе упряжки и имеет светящийся красный нос. Он появился в результате чикагской рекламной акции 1939 года.
Спутники Санта-Клауса
В различных традициях Санта-Клаус появляется в сопровождении других персонажей, добрых или злых. Так, в фольклоре альпийского региона спутником и одновременно антиподом Св. Николая является косматый и рогатый Крампус , который наказывает непослушных детей и пугает их.
См. также
Примечания
Ссылки
- Трансформация: от Святого Николая к Санта-Клаусу. История образа Санты в рисунках, рус.
- Упоминание американской радиостанции "Голос Америки", о том что пуритане не праздновали Рождество
Wikimedia Foundation . 2010 .