Интервью с Натальей Чумаковой из «Гражданской обороны. Сияние обрушится вниз Многое ли осталось в архивах

Тридцать лет назад в Омске возникла «Гражданская оборона», ставшая одной из самых знаменитых советских рок-групп.

Её лидер, Егор Летов, выступал в Великом Новгороде дважды – с сольным концертом в Антонове осенью 2001 года и в ноябре 2007 года – за два с половиной месяца до смерти. В среду в кинотеатре «Новгород» - о «Гражданской обороне» в восьмидесятые. Его представила зрителям режиссёр, оператор, бас-гитаристка группы, жена Егора Летова – Наталья Чумакова. «Вашим новостям» она рассказала, что организатор показа в Великом Новгороде, директор Бюро приключений «53 тура», «подкупил» её тем, что, как и она, является болельщиком «Спартака».

- А за кого болел Егор Летов?

За ЦСКА, но у него менялись пристрастия, болел за тех, кто более «дико» играл.

- За пределами сцены он был Егор или Игорь?

Смотря для кого. У нас с ним друг для друга были свои имена, я о них говорить не буду. Для поклонников, конечно, Егор. А в группе все обращались друг к другу по имени-отчеству. Это ещё вторым основателем группы Кузьмой было заведено – «Игорь Фёдорович», «Константин Валентинович».

Игорь Фёдорович рассказывал в интервью, что в детстве несколько раз пережил состояние клинической смерти. Он вам говорил, с чем это связано?

У него вроде была родовая травма. Он был очень болезненным в детстве. Не переносил поездок в транспорте и не мог даже поехать из своего района в центр на автобусе. А потом у него это прошло в один момент. Видимо, произошла перестройка организма, которая бывает, когда человек взрослеет.

- Я правильно понимаю, что в родном Омске «Гражданская оборона» не давала концертов никогда?

С самого начала их там не принимали. Были преследования и прочее. И в какой-то момент Егор сказал: «Мы – новосибирская группа». В Н-ске их, наоборот, очень тепло приняли. Егор месяцами жил там в Академгородке. А то, что в таком городе, как Омск, тогда, в начале восьмидесятых, люди стали заниматься такой музыкой, это странно для меня. Это ведь не только Егор, но и Иван Морг, группа «Пик Клаксон».

- Вы несколько лет прожили в Новгороде. Расскажите, пожалуйста, про эти годы.

Я родилась в Киргизии, потом мои родители приехали в Новгород преподавать в педагогическом институте. Мы жили в четырёхэтажном общежитии, от которого к зданию пединститута тянулись яблоневые сады, которых теперь, кажется, нет. Затем мы получили квартиру на улице Кочетова. Со второго по пятый, кажется, класс я училась в школе номер двадцать шесть, по-моему. Но, честно говоря, эту школу, какой бы у неё не был номер, я не люблю вспоминать. Она была очень кондовой. Нас собирали за полчаса до уроков на какие-то линейки, мы стоя слушали гимн, кого-то постоянно пропесочивали… В общем, когда мы переехали в Новосибирск, и я там пошла учиться, то была потрясена, что в школе может быть по-другому.

- С чего началось ваше увлечение рок-музыкой?

Я недавно рассказывала об этом в интервью… Для поступления в Тимирязевку в Москве (училась я в итоге в академии имени Скрябина) я проходила стажировку в коневодческом хозяйстве в Новосибирской области. Туда в глубинку привозили в основном индийские фильмы. И однажды привели «Взломщика», в котором играли Кинчев, Гаркуша. И я поняла, что есть мир, которого я совершенно не знаю, и он меня очень увлёк. Я слушала много музыки, в русских группах скоро разочаровалась, и вдруг услышала «Гражданскую оборону». Была даже определённая гордость, что такие группы появляются у нас в Сибири. Там ещё были «Калинов мост», «Бомж».

- До «ГО» вы играли в «Начальнике партии». Что это была за группа?

Новосибирская группа, которой сильно известной стать, к сожалению, не удалось. Мы записали альбом, но не смогли записать вокал, потому что наш вокалист страшно напился и разнёс пол-студии, после чего нас оттуда выгнали.

- Сейчас вы нигде не играете?

Играть очень хочется. Но я не представляю, с кем после «Обороны» я могла бы играть… Я занимаюсь звукорежиссурой, ремастерингом – опять же «обороновских» записей.

- Будут ли новые диски «Гражданской обороны»? Есть ли песни, которых ещё не слышали?

Новые издания, конечно, будут – архив ещё не до конца разобран. Хотя выпускать их не очень просто – у нас одна дружественная фирма – «Выргород», это, по сути, один человек – Алес Валединский. Новых песен, видимо, не будет. Есть только один небольшой набросок на диктофоне…

- Где сейчас музыканты последнего состава «ГО»?

Барабанщик Паша Перетолчин в Москве звукорежиссёром. Мы с ним играли в «Начальнике партии», это он меня учил играть на басу. Гитарист Александр Чеснаков остался в Омске. Я сейчас в Москве. В Омске мне теперь … нечего делать. И понятно было, что заниматься фильмом можно только в Москве.

Какую музыку Игорь Фёдорович слушал в последнее время? После его смерти появились команды, которые ему, на ваш взгляд, могли бы понравиться?

Он всё время слушал американские психоделические и гаражные команды. Слушал и новые группы, но ему мало что нравилось. Мне жаль, что он не услышал последние проекты Лёни Фёдорова из «Аукциона» и Владимира Волкова.

В 2001 году в интервью в нашем городе Игорь Фёдорович говорил, что есть задумка записать альбом «Русский футуризм» вместе с Фёдоровым и Леонидом Сойбельманом из «Не ждали».

Да, к сожалению, этот проект не состоялся. Но Лёня Фёдоров это, в общем-то, воплотил в жизнь, записав альбомы на стихи Хлебникова, Александра Введенского – любимого поэта Егора.

Девяностые годы для «ГО» прошли под знаком политики. А в последние годы её лидер высказывал какие-нибудь политический симпатии?

Он сказал как-то в интервью, что единственной партией, в которую бы вступил, является «Психоделическая партия России». Но такой партии нет.

Коллега, гитарист новгородских групп, названий которых не помню, время о времени посмеивается над игрой «ГО», качеством записи.

Что сказать – не прав ваш коллега, мягко говоря. Можно, конечно, соревноваться, кто лучше сыграет на гитаре, допустим, «Полёт шмеля» - и что, это рок-н-ролл? Нужен настоящий драйв, который идёт через музыку и тексты. А вот кто оценивает музыку по тому, насколько она хорошо записана, по-моему, не прав. На этом много групп погорело – старались записаться получше, а за этим – одна пустота.

Знаменитые среди поклонников интервью Игоря Фёдоровича в журнале «Контркультура» в 90-м году были подписаны: Серёга Домой, хотя известно, что Летов их сам написал. А существует такой человек?

Да, это школьный друг Егора. Прозвище пошло от какой-то истории. Но, к сожалению, нам его не удалось отыскать и записать для фильма.

- Как-то вы рассказывали, что Летов нарочно срывал голос, чтобы добиться того вокала, которым спеты его песни.

На ранних записях его первой группы «Посев» слышен вполне обычный высокий голос. А позже вдруг появляется этот его вокал. Он мне как-то сказал, что нарочно орал в подушку, чтобы добиться такого голоса.

- Все альбомы «Гражданской обороны» были записаны в омской квартире. Игорь Фёдорович рассказывал, что получал предупреждения о выселении. Проблемы с соседями продолжались до последнего?

С начала восьмидесятых, когда начались записи в квартире, он был в своём подъезде отрицательным героем. Потом ведь появились фанаты, которые сидели в подъезде или под окнами. И Егор старательно распускал слухи, что он переехал. Проблемы с соседями закончились, когда мы на последних альбомах стали использовать электронные барабаны. У одного из соседей родилась дочка, и мы спросили: «Мы не мешаем?». Он заулыбался: что вы, ей так нравится, когда вы играете.

Известный кинорежиссёр Борис Хлебников до 38 лет никогда не слышал песен «Гражданской обороны». А услышав – познакомился с Натальей Чумаковой и стал продюсером фильма «Здорово и вечно». Деньги на монтаж и показ в кинотеатрах собрали с помощью платформы kroogi.com, которая зарегистрирована в Сан-Франциско – любимом городе Егора Летова, где он побывал один раз – в двухтысячные. Сумму, которую рассчитывали собрать за три месяца, люди, любящие «Оборону» собрали за три недели.

Тридцать лет назад, когда «Гражданская оборона» начиналась, шансов на то, что её когда-либо услышат не только соседи по подъезду, но и где-то в Сан-Франциско не было вообще.

Фото 1,3,5,7 - Татьяна Яковенко, 2,4,6 - Андрея Гацко и Антона Кочергина, GNN.

Наталья Чумакова российская журналистка и рок-музыкант, вдова известного советского и российского музыканта Егора Летова .

Биография Натальи Чумаковой

Наталья Юрьевна Чумакова родилась 14 июля 1969 года в Киргизской ССР. Мать Наталья – Элеонора Илларионовна Худошина – филолог, а отец Юрий Николаевич Чумаков – доктор филологических наук, исследователь русской поэзии и пушкинист.

Еще в детстве Наталья вместе с родителями переехала в Новгород, где они устроились на работу в педагогический институт. Семье дали небольшую комнату в общежитии при пединституте. Прожив в Новгороде около трех лет, семья переехала в Новосибирск.

Рок-музыкой Наталья увлеклась еще в студенческие годы – после того как посмотрела фильм режиссера Валерия Огородникова «Взломщик », в котором главную роль сыграл лидер рок-группы «Алиса » Константин Кинчев . Этот фильм Наталья посмотрела во время прохождения стажировки в коневодческом хозяйстве в Новосибирской области. Чумакова рассчитывала, что стажировка поможет поступить ей в Московскую сельскохозяйственную академию имени К. А. Тимирязева. Однако туда Наталье поступить не удалось, и она пошла учится в Московскую государственную академию ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина. В то время Наталья слушала много музыки, в особенности ей нравилась группа «Гражданская оборона ». Позднее Наталья начала играть в новосибирской группе «Начальники партии ».

В 1991 году Наталья познакомилась с лидером рок-группы «Гражданская оборона » Егором Летовым . Их знакомство случилось на похоронах одной из участниц группы Яны Дягилевой и возлюбленной Летова . На протяжении следующих нескольких лет Наталья и Летов практически не общались, но неожиданно в 1997 году у них начались романтические отношения, и через некоторое время пара поженилась. Вскоре после этого Чумакова присоединилась к основному составу «Гражданской обороны ».

После смерти мужа Наталья продолжила его деятельность. В 2014 году вместе с Анной Цирлиной она сняла биографический фильм о раннем творчестве Летова под названием «Здорово и вечно ».

— Начнём с того, что это моё первое интервью. Не только за эти три с половиной года, а вообще. Я только один раз делала текст на сайт, ответы на вопросы, просто какие-то вещи, которые люди должны знать, почти сразу после смерти.

— Я не имела в виду, чтобы ты мне тут выворачивала душу. Я хотела, чтобы ты рассказала о Егоре то, что сочтёшь возможным.

— Ну, просто, смотри… Он в свою личную жизнь никого не пускал. Считал это ненужным. И он чётко знал, что можно рассказывать, а что нет.

— Сразу спрошу: он считал себя поэтом?

— Более того, именно им, а не музыкантом, себя и считал. У меня его архивы с 1982 года, где стихи собраны в тетради с оглавлениями, с пронумерованными страницами, с вклеенными разного рода «объектами»: билетами, повестками в армию и так далее. Когда он после школы поехал к брату в Москву, то сдружился там с поэтами, особенно ленинградскими, многого набрался от концептуалистов. Я знаю, что он слушал «Мухоморов», страшно Монастырского уважал. В 1983-ем он уже из Москвы уехал. Год там, наверное, прожил. У Курёхина играл на басу в «Поп-механике» один раз, учился у Миши Жукова на барабанах. Участвовал, кажется, в каких-то акциях, делал записи полуподпольных авангардных концертов. Это всё я знаю из писем, которые он тогда писал.

— У него была привычка писать письма?

— Тогда он писал, да. Звонить всё-таки было дорого, писали часто, раз в месяц, иногда и в неделю. У меня есть его письма, хорошие очень.

— А издавать ты их не думаешь?

— Думаю. Но нужна большая работа с комментариями, потому что есть вещи, которые вне контекста печатать рискованно. Покажи какому-нибудь молодому человеку, который тех времён не застал, он вообще с ума сойдёт, ничего не поймёт.

— Ты этого опасаешься?

— Я не то что бы опасаюсь, мне не нравится, когда его одномерно воспринимают. Это, как правило, люди молодые, радикально настроенные, у них сложился образ, который они считают верным, и они не видят и не желают видеть ничего, что не помещается в созданные ими рамки. И не дай бог им эти рамки порушить. Простой пример: огромное количество народа слушают Егора как «русского-русского» такого. Многие не просто признаются, а ещё и гордятся тем, что они западную музыку не слушают вовсе. Егор таких людей, скажем мягко, не понимал. Он, воспитанный целиком и полностью на западной музыке, на шестидесятых особенно годах, относился к ней с неимоверным восторгом. В восьмидесятые годы, когда появился «сибирский панк», у них была такая компания целая.

— Можно ли сказать, что что-то им говорило?

— Конечно. Он всегда говорил, что он проводник. Чего именно — ну, это можно по-разному называть.

— Но не сибирский панк, точно. Что-то другое.

— Конечно. «Сияние рушится вниз». Это так понятно. У него же что было? Миссия, хоть и не нравится мне это слово. Не просто так всё. Чтобы это донести, достучаться, рассказать, показать, ведь иначе бы зачем это всё издавать, записывать?

— Он же, наверное, не говорил: «У меня миссия».

— Конечно, нет, но это достаточно очевидно. С раннего возраста у него были спонтанные озарения, выходы за пределы «я», когда он чувствовал себя сразу всем, через него говорило «оно».

— Сколько бы ты ни говорила, что не принимал наркотиков, всё равно люди не верят.

— Дело в том, что он всегда очень спешил. Пробовал очень много разных методов — магических, не магических, и не спать, и молчание, задержки дыхания, всякие разные практики, миллион. Или, например, это его любимое — делать всё вопреки себе. То есть делать ровно противоположное тому, что тебе хочется. Меня больше всего потрясло, когда я с ним познакомилась, что все эти были и небылицы о нём оказались совершеннейшей правдой — я-то думала, преувеличивают. Он ради какой-нибудь цели мог сделать с собой всё что угодно. А иногда и с другими, если они должны были делать с ним одно дело. Когда говорил: «Я не занимаюсь искусством, я даже не занимаюсь творчеством», он имел в виду возвращение искусства именно как ремесла, посредством которого передаются… главные вещи. Ну, ради жизни, чтобы маятник качался в правильную сторону. Но при этом это очень был такой въедливый человек, трудолюбивый. Он очень много трудился над тем, чтобы быть хорошим поэтом, он реально работал, работал, работал, он выслеживал слова, как охотник. Ходил в лес постоянно, у него был основной метод — он уходил в лес.

Он действительно очень мало спал, часов пять. Ненавидел терять время. Если не сочинял и не записывался, то читал, смотрел кино в огромных количествах, слушал музыку, успевая и давать концерты, и общаться с людьми.

— Кого Егор любил из поэтов?

— Для него, наверное, лучшим поэтом всё-таки был Введенский. Не Хармс, а Маяковский и Введенский. Из западной поэзии он ценил Хьюза, немецкий экспрессионизм. К традиционному стиху относился спокойно, скажем так. Пушкина тоже сбросил с корабля… Смешно было с моим папой — он у меня пушкинист. Папа, кстати, очень его ценит как поэта. А Егор Тютчева ценил, и папа очень любит Тютчева. В этом они сходились. А Пушкина, у меня есть такое подозрение, он и не читал никогда, разве только в школе. Не поручусь, но вполне возможно. Что касается поэзии, музыки, он очень быстро понимал, что ему нужно, а что нет. Не читал, не слушал того, что, знал, не понадобится. Он же всё использовал для поиска каких-то своих путей. У него были и футуристические стихи, и конкретная поэзия, но это были разовые вещи.

Есть несколько ранних стихотворений в книге «Егор Летов. Стихи». Сейчас мы её переиздаём, но сделаем всё-таки по годам, а не вразброс, как тогда. Добавится кое-что из ранних, и все поздние. Это переиздание мы готовили ещё при его жизни, в 2007-м. С этими ранними стихами такая штука: они всё-таки достаточно ученические. Это всё равно, что издавать ранние его аудиозаписи, где он поёт высоким голосом, писклявым, очень смешным. Голос, который все знают, возник позже, и он его сделал сам. Орал в подушку, сорвал его специально, откуда же эти хриплые ноты… Почему в подушку — потому что, а как орать, на весь дом, что ли? Он, в общем-то, петь поначалу не собирался, искал вокалистов.

— Не хотел записываться в одиночку?

— Иногда так и записывал. В какой-то момент оказалось, что у него нет ни гитариста, ничего. И он придумывал себе товарищей: «на ударных — такой-то». Потому что считал, что это как бы не личное должно быть творчество, а групповое. То есть всегда очень хотел себе товарищей. Потом как-то перестал их искать. И находил их скорее в том же Достоевском, Сиде Барретте, или, скажем, в Артуре Ли. Для него ведь не было так уж важно, чтобы они были тут, под боком. Самое главное, что они вообще где-то когда-то — были. Или будут.

— А много ли он писал текстов?

— Стихи он писал всегда. Но у него были периоды, когда песни у него не получалось писать совсем. Есть много версий, отчего у человека так бывает. Мы познакомились как раз в такой период, летом 1997-го. Уже до этого были стихи, но всё меньше, меньше, меньше, а дальше — всё. Он тогда считал, что всё уже сделал. Во всяком случае, он больше ничего не мог говорить. Там много всего сложилось, и эти политические дела. Он потом не открещивался, не признавался в ошибках. Участвовал в НБП, потом его пытались коммунисты как-то пристегнуть к себе. Было понятно, что его начали использовать в своих интересах, но дело даже не в этом. Просто было время, когда ему не писалось, а в таком случае он считал, что живёт зря.

— Тогда говорили, что «Гражданская оборона» — это красно-коричневые?

— Егор об этом на всю страну сказал в прямом эфире — в «Программе А». И репутация группы была такого свойства. Постоянно запрещали концерты. Скандалы, водомёты, ОМОН. Играешь на сцене, то и дело в луже крови поскользнёшься. Выхватывают народ из зала и тащат за кулисы избивать, и непонятно, что делать — бросить играть? Может оказаться ещё хуже. Безумная толпа в зале, безумные эти омоновцы или менты, какие-нибудь ещё скины, нет, не скины, а как их? Байкеры. Хотя байкеры были как раз самыми лучшими охранниками. Очень были тяжёлые концерты. Было видно, что люди пришли не слушать, а меситься. Это как раз поздние девяностые, начало двухтысячных — такие были люди, такие концерты. Естественно, другие просто боялись ходить. Изменилась ситуация только уже в 2005-м, когда открылись нормальные клубы, и туда пошли нормальные люди. Нормальные в том смысле, как мы их понимали нормальными, которые пришли за тем же, зачем мы. Я бы назвала эти наши концерты ритуалом в каком-то смысле, потому что они, конечно, были не развлечением. Пафоса не очень хочется, когда говоришь «ритуал». С одной стороны, правильная метафора, хоть и заезженная — «шаманит на сцене». Это был почти «танец дервишей», странные всякие телодвижения… Тело — он ему разрешал двигаться самому. Мне басист обороновский, который играл с ними всего три месяца в ранние годы, говорил: «Он нам велел вести себя на сцене максимально непривычно, то есть как-то очень неправильно, нелогично». То есть, «монетка упала третьей стороной», это очень важная вещь. Ты понимаешь, да, о чём я? О выходе в совершенно неожиданную реальность, которая напрочь ломает все привычные понимания.

— Я хочу ещё спросить, скажем, про Систему и про хиппи, он же как-то…

— Никак. Он был сам по себе. У них была такая, больше панковская, или даже пост-панковская среда в Омске, и музыку эту они слушали очень отчаянно, именно новую волну. Они познакомились с компанией ребят: Кузя Чёрный Лукич, Янка — они были, наверное, отчасти хиппи. Фенечки, хайратнички, вся эта лабуда. Пис, лав и всё такое. Егор-то — он не был «пис-лав», он всегда был такой достаточно агрессивный, — за войну со всякой нечистью, с бесовщиной, со всяческой чёрной дрянью, которая в человека влезает и толкает его на всякую мерзость, под видом каких-то идей особенно. Да, если коротко сказать, то именно так. Скажем, какое-нибудь общество «Память» — натуральная нечисть и есть под видом борьбы за православие и народность. Песня именно про это.

Он же был за то, чтобы не сидеть и не печалиться, а именно идти в атаку. Сидеть, сложа руки, он никак не мог себе позволить. Они часто сцеплялись, но подружились с этой компанией очень сильно. Когда Янка его повезла с собой по трассе, были гэбэшные все эти дела, он, видимо, столкнулся с Системой более конкретно, на вписках бывал. Но… Я разговаривала с этими старинными хиппи — они все с ним от случая к случаю виделись. И эти волосы, и феньки не были чёткими опознавательными знаками, просто люди всё время друг другу их дарили, многие просто очень любили их плести. К концу восьмидесятых это был какой-то универсальный знак «неформальности». Я тоже носила, у меня, например, была толстенная чёрная фенька с надписью The End , вот хиппистский ли это символ? Такая мешанина в головах, разброд и шатание. Так что Егор к хиппи, в общем-то, отношения никакого не имел. Эта песня — «Система» — это как раз ирония, взгляд со стороны.

— А с православием, как, что он?

— С православием… с православием. Он был, конечно, не то чтобы антиклерикал, но регулярно в церковь не ходил. Чувствовал такие тонкие вещи: где хорошо, а где нет, намоленное — не намоленное, где пусто и вообще нечего делать. У него к Христу было очень личное отношение. Он его именно человеком воспринимал, считал, что Христос «работал» и дошёл до такого уровня, когда всё мог. Для Егора это было самое важное — если работать, биться головой о стену, то даже если кажется, что ничего не происходит, что-то произойдёт. Что ты и вправду можешь пробить любые стены сверхусилием. Я, знаешь, не стала бы углубляться в религиозные вопросы. Но, наверное, понятно и так.

Но он хотел покреститься, действительно. Когда мы приехали в Израиль (это такая известная история), то была идея-фикс — креститься именно там. Мы знали, что в некоторых случаях провести обряд может любой уже крещёный человек, поэтому специально поехали, и он покрестился в Иордане. Но постоянно ходить в церковь не стал. Я даже не очень себе представляю, как бы он пошёл на исповедь, потому что всё-таки с людьми ему было тяжело, и он искал личного спасения не в церкви. Его и хоронили не по православному обряду, но я знаю, что его отпели очень многие священники в других местах.

Он считал себя православным только по одной простой логике: я здесь родился, среди символов этой религии воспитан. Но он всегда весело относился к Неумоеву, например, который стал довольно ортодоксальным, к таким же другим своим товарищам. Много было всяких метаний: Лукич в некий момент был вообще католиком. Тоже вызвал большое веселье в компании. Как в стихе: «В Сибири наблюдался католический бум».

— У меня такое впечатление, что сейчас все пытаются Егора себе присвоить.

— Да, все. Православные, красные, кого только нет. А ведь он всегда сбегал, когда его пытались уместить в какие-то рамки. Вроде как сначала позволит себя куда-то увести, но тут же уходит, — иногда сознательно, иногда интуитивно. Как у Сковороды: «Мир ловил меня, но не поймал». Как только начиналась эта мертвечина, которая таится в любой законченной фигуре, — тут же уходил, любым образом, вдруг делал какой-то финт, какую-нибудь такую штуку выкидывал.

Конечно, всегда бывает в жизни какой-то момент, когда нужно вдруг выбрать. И тогда он говорил: я, например, такой-то. «Да, я фашист». Вдруг, бац. Но это же вырвано из контекста, ведь на самом деле — потому что я не хочу быть с теми «демократами», которые взяли бандитские деньги и пошли с ними радостно гулять.

— Слушай, раз уж ты сама про это заговорила, то я тебя спрошу: а почему на могиле крест?

— Мы носили такие кресты с тех пор, как в первый раз съездили в Иерусалим. На фотографиях концертов, на оформлениях альбомов он тоже с этим иерусалимским крестом. Он его воспринимал как Вселенский крест, объединяющий все христианские церкви. Как и себя он считал просто христианином.

— Как ты думаешь, почему «культура», которая себя осознаёт не в качестве публики на рок-концерте, а в качестве именно культуры, не осознала и не поняла, что такое Летов?

— Я думаю, из-за вписанности его в рок-среду. Из-за того, что он выходил к любому народу, который придёт, что он не делал искусственный отсев публики. Он хотел, чтобы это мог услышать любой. И он использовал такие вещи, которые работают на большее количество людей. Если человек умеет сочинять хиты, делать вещи, которые «цепляют» — то зачем ему сознательно их не писать? Публика эта якобы «культурная», она всё-таки часто очень зашоренная — если много людей ходят в этих майках, значит, это какая-то дрянь, значит, это не то, к чему можно примкнуть. Эти люди очень боятся того, что о них подумают: если какой-то условный гопник спел «Всё идёт по плану» где-то во дворе — всё, я уже не могу это слушать, это позор.

Статус рок-кумира выгоден тем, что ты можешь говорить, и тебя услышат. А во всём остальном он очень проигрышный. Но если ты востребован, записи где-то звучат, и какой-то совершенно случайный человек в минуту душевной скорби своей их услышал, и это ему помогло, это, конечно, здорово.

— Кроме текстов как таковых есть ещё такая вещь, как «фигура поэта», которую безуспешно ищет культура в последние двадцать лет. При этом, на мой взгляд, если и был тот, чьими текстами говорила страна, — это был Летов. Если кто-то и выразил время, то Летов.

— Егор сознательно ушёл из «просто» поэзии. Он мог, приехав в Москву, в этом кругу людей жить, писать стихи, у него бы получилось. Он не захотел, — я думаю, что ему это было скучно, такая малоэнергичная как бы тусовочка. Когда-то Хлебников, Маяковский, — они тогда были, как у нас сейчас некоторые рок-исполнители. Просто их поместили в культурный контекст, а рок-музыкантов нет.

Егор хотел реально влиять на мир и на жизнь, а это может делать, конечно, только площадное искусство. Поскольку он в нём хорошо разбирался, он взял и совместил, поэзию и это ремесло. Он ведь не считал себя каким-то особенным музыкантом, хотя он хороший музыкант, чего там.

— Хотел менять реальность какую, как?

— Окружающую, ту, которая его не устраивала ни в коей мере. Менять к лучшему. Чтобы не было в ней серости, тоски, равнодушия. Чтобы было ярко. Это всё вписывается туда, и этот так называемый коммунизм, и всё что угодно. Ему говорят: «Ты за революцию, ты за коммунизм, а ты понимаешь, что если это действительно то, за что ты выступаешь, начнёт побеждать, что тебя же первого и растопчут?» Он говорит: «Да, я знаю, и пусть». Он в принципе свою жизнь не очень-то ценил, он был всегда готов ею жертвовать за эту идею, если бы нужно было.

— За «эту» — это именно за какую?

— Ну, как эти слова произносить? Идею всеобщего счастья. Идею «сверкающего настоящего», которая, наверное, есть Царство Божие на земле. И он делал то, что казалось ему в данный момент правильным, то есть просто «сейчас надо так», интуитивно. Когда ему казалось, что сейчас правильно выступить против каких-то «этих», которые вообще ни в какие ворота, он присоединялся.

Вот 1993 год и Белый дом. Он же не думал: «ага, поддержу-ка я этих». Он увидел, что расстреливают этот Белый дом, в нём всё перевернулось, и он побежал как обезумевший.

Знаешь, наверное, действительно можно сказать, что «царство Божие на земле» — вернее всего. В отличие от тех, кто считает, что надо просто прожить тихонечко и не грешить, и получишь своё когда-то, — он этого никак не понимал. Он был человеком действия, он не мог сидеть и ждать, когда видел несправедливость и низость. То есть он просто дрался, он всегда о себе говорил: «я солдат», и, кстати, с большим теплом относился к реальным солдатам. Вообще для него было важно, чтобы у человека было нечто, что он ценит выше своего комфорта, и жизни, чтобы у него в голове была какая-то сверхидея. А все эти перекосы — это не так важно.

— Под перекосами ты имеешь в виду что — НБП?

— Ну, в частности. Лимонов, кстати, написал полную ахинею про него в своей «Книге мёртвых 2». Ему Летов был малоинтересен. Просто Лимонов приезжает из Франции, и ему говорят — у нас есть такой Летов, который тоже за всякое такое, и у него стадионы. Лимонов говорит: «Ага, давайте-ка». Они тогда не только его позвали, было много других музыкантов. Летову дали билет номер четыре. А потом Лимонов неожиданно в претензии: «Я Летову поручил, значит, ячейку в Омске, а он всю „Лимонку“ под кровать сгрузил». Короче, Летов оказался плохим партийным работником. Лимонов в этой книжке нафантазировал всё. «Летов жил в Омске в квартире, обитой войлоком». Видимо то, что дома была студия, и у Лимонова отсюда возник образ войлока. Только у нас совсем никакой звукоизоляции не было. Стены — в картинках всяких и вырезках, психоделия полная в квартире, и вообще красота. И, разумеется, никаких войлоков. Впрочем, он про всех сочиняет.

— А какие у Егора были вообще идеи как таковые, я не знаю, богословские…

— Гностиков очень любил. Они имели на него большое влияние. Он гностические Евангелия знал отлично. Восточную, оккультную философию. Брал из многих источников, очень многим интересовался. Если уж читал, то всё практически, что можно было достать по нужной ему теме, и память имел отличную. Так что как-то он умел самообразоваться, причём в самых разных областях.

— Мне просто в страшном сне не могло присниться, что мы будем обсуждать, был Егор образованным или нет.

— Некоторые считают, что рок — это для профанов. И что понимать, как оно всё есть на свете, можно только имея университетское образование.

— Некоторым не помогает.

— Ещё, если ты спрашиваешь, что он любил — он любил немецкий экспрессионизм, художников, графиков особенно. У нас половина альбомов оформлена Диксом. А ещё половина — разным примитивизмом. Ар-нуво тоже любил, альбомы собирал. У меня последнее потрясение такого масштаба — я увидела Шиле в Вене. Пошла, как все туристы, посмотреть на Климта, а иду через зал с Шиле — и остолбенела просто. И уже какой Климт… Вообще сейчас самое главное, чего мне не хватает— я не могу с ним делиться всем этим. Как бы я ему показала этого Шиле…

— Могу зареветь сейчас.

— Вы были вместе круглосуточно?

— На гастролях — вместе, дома тоже. В лес, сочинять, он один ходил. Ну, в магазины, там, — у кого проще со временем. Кто конкретно занят, тот, естественно, никуда не идёт. Если он, например, голос пишет, понятно, что никуда не ходит, а если я что-то делаю, он всюду пойдёт, беспрекословно всё сделает, сделает еду, ужин, принесёт мне прямо под нос, если я, например, реставрацией записей какой-нибудь занимаюсь сложной. Мы же последнее время реставрировали эти старинные плёнки. Янку я реставрировала. Янка совершенно поразительная, в Польше сейчас одна группа перепела её на польском языке. Американка какая-то перепела с акцентом… Янка не забудется. А Летов её просто, как это сказать, немножечко так её построил, женщины же, они растекаются, а он её так встряхнул. Навстряхивал так, что она в конце концов убежала. Они потом почти два года уже общались очень мало. Поэтому эта история, что он её до чего-то довёл… Там были уже совершенно другие люди с ней. Хотя мне, в общем, его так сильно обелять-то незачем, нрава он был иногда весьма скверного. Ну, так это ж нормально для по-настоящему живого человека.

— Что за фильм о Егоре ты снимаешь и чего ты хочешь добиться?

— Я сначала не хотела снимать, я думала, что это дело тех, кто умеет, но просто они почему-то не взялись в своё время. А мне моя подруга Аня, с которой мы вместе его делаем, настойчиво долбила: «Давай сама». И мы с ней пошли к Ване Лебедеву, а Ваня Лебедев нашёл Сашу Симонова, а Саша Симонов — Борю Хлебникова, и так потянулась цепочка, и образовалось некоторая группа людей, которые стали помогать и рассказывать, как это делается. Конечно, обычно сначала пишут сценарий, но я просто хожу и снимаю всех подряд, всех, кто даже просто мимо шёл тогда, в восьмидесятые. Недавно мне Саша дал посмотреть кино «Выход через сувенирную лавку» Бэнкси. Там история про человека, который накопил полную квартиру кассет за свою жизнь. В детстве пропустил смерть своей матери — она умерла, а ему не сказали, потому что он был маленький, и это в нём застряло как что-то очень важное, что он не зафиксировал. И он стал снимать всё, чтобы ничего не упустить. А со мной получилось так. В прошлом году, осенью, умер басист «Посева», это первая группа Егора, такой Длинный Джон, он всё время был рядом, в Омске. Он постоянно был рядом, рядом, рядом, рядом, а мне было в тот момент не до него. Хороший очень был… И меня как-то сильно встревожило, что люди, которые всё это сделали, уходят. И что надо торопиться.

Я вот сейчас подумала — стал бы Егор в таких делах на кого-то ориентироваться, скажем, на Херцога своего любимого — и то сомневаюсь… Мы сейчас ищем хронику, особенно восьмидесятых годов, и своего материала у меня довольно много, и люди мне многое отдают. Им прямо отдельное огромное спасибо, тем людям, которые приносят и говорят: «Мы будем рады, если это вам пригодится».

— Расскажи, пожалуйста, ещё про этот лес. Он был рядом с домом?

— Он недалеко. Это тоже из детства. Ему был год или два, когда они переехали в этот Чкаловский посёлок — на окраине Омска, около военного аэродрома. Вокруг был сплошной лес. Егор лет до одиннадцати постоянно болел, у матери были тяжёлые роды, в общем, он всё время, того и гляди, собирался помирать. И у него была непереносимость транспорта, даже если попадал в больницу, его оттуда приносили на руках, отец нёс на закорках. Егор город свой знал только в пешеходной досягаемости, и эта необходимость в прогулках у него осталась. Даже на гастролях в других городах мы старались найти места, где можно было ходить пешком. Особенно кладбища он очень любил, хорошие кладбища какие-нибудь, где деревья.

В лес он ходил сочинять… Или мы шли в лес, скажем, гулять: разговаривали, жгли костёр — это было очень важно, у него с огнём были особенные отношения. Мы вообще много разговаривали на ходу — по рельсам, по трубам, по дачным посёлкам… Хохотали, фейерверки жгли где-нибудь в лесу на морозе. Просто так счастливые ходили. А потом обязательно ругались, или что-нибудь случалось ужасное — его непременно что-то выводило из себя, с пол-пинка, и тогда сидели в страшном мрачняке. А он вообще всегда любил, чтобы швыряло туда-сюда, главное, чтобы не скучно. В общем, хорошо проводили время.

Теперь ровно так всё, спокойно. Ужас. Песня такая есть, самая страшная песня. О том, что вдохновениям и праздникам — нет. Можно и не пытаться. Всё равно так хорошо больше не будет.

Источник: www.сайт

Наталья Чумакова: Прежде всего, огромная благодарность от нас всем тем, кто соболезновал и молился. Это действительно очень поддержало! К сожалению, затянули с ответами. Было очень тяжело и не к месту этим заниматься.

Миха, Бостон
Пожалуйста примите глубокие соболезнования!
Мы все скорбим вместе с вами, мы все (даже те, кто не знали Егора лично), чувствуем, что потеряли близкого друга. Очень грустно, что не написал раньше… а ведь ничего не стоило. Просто чтобы сказать спасибо: многому научился, многое понял, много раз получал необходимую поддержку. Вопрос-просьба: Хотелось бы увидеть книгу-официальную биографию, написанную нормальным человеком. Это бы нормальным, мне кажется, противовесом желтой гадости. Спасибо!

Наталья Чумакова: - Такая книга наверняка появится, но точно не в ближайшее время. Всё, что может быть написано «по горячим следам» - не более, чем спекуляция и желание нагреться на волне вот этого болезненного интереса.

Андреев Андрей, г.Ухта.
Здравствуйте участники группы «Гражданская оборона» Наталья, Александр, Павел мои искренние соболезнования вам, а также близким родственникам Егора брату и отцу. Извините меня, если вопрос покажется не корректным. Мне хотелось бы что бы внесли ясность в следующем вопросе, в связи со смертью Егора в масс-медиа появилось много различных толков и интервью, иногда противоречащих друг другу, и не понятных, такие как что у Егора было 14 остановок сердца, 6 инфарктов и то что прокуратурой РФ было возбуждено следствие по поводу смерти И. Летова, и то что он умер в Питере. Извините, если мой вопрос не уместен. Хотелось бы от вас услышать, как обстояло дело, и не слушать чужие кривотолки и домыслы. Спасибо за внимание, и за предоставленную возможность в это трудное время.

Света г. Москва
Расскажите пожалуйста как и от чего на самом деле Егор умер. Мне как и другим поклонникам кажется странным. Отец Егора говорит, что Егор умер в Питере от того, что много пил. Наташа говорит, что он умер в Омске от 6 инфаркта. Когда у Фёдора Викторовича спросили: «Были ли у Егора
проблемы со здоровьем?» Он ответил, что за 43 года у каждого человека могут быть проблемы со здоровьем. Что было на самом деле?

Ирина
Причина смерти Егора стала самой обсуждаемой темой в интернете в последнюю неделю марта. Причем все это обросло странными слухами и невероятными, взаимоисключающими подробностями. Что вы можете сказать об этом? Как получилось, что данные экспертизы попали в информационные агенства?

Наталья Чумакова:: - Начнем с того, что отца Егора зовут Фёдор Дмитриевич. Одно это уже говорит о том, насколько можно доверять подобному источнику. Я вот сейчас сразу, чтобы потом не повторяться, скажу, что я не давала ни единого интервью, и даже пол-словом не перекинулась ни с одним из журналистов. И, кстати, не собираюсь. Что же касается Фёдора Дмитриевича, то то, что с ним сотворили, постыдно и жестоко. Люди ворвались к очень старому и совершенно убитого горем человеку и стали его пытать, причем потом выдали собственные домыслы за его слова. Кстати, это именно у него было 6 инфарктов, а никак не у Егора, который никогда не жаловался на сердце. Во всяком случае, мы услышали это от него всего пару раз после особенно тяжёлых концертов. Да он даже особо и не выпивал в последнее время, спросите у любого из организаторов. Просто действительно здоровья с возрастом хоть у кого не прибавляется.
Помимо концертов много сил ушло на переезд и обустройство квартиры. В новом доме не работал лифт и приходилось несколько раз в день подниматься-спускаться на 8 этаж с огромными тяжестями. Он хотел сделать всё непременно своими руками.
Никакого дела прокуратура не возбуждала, по их же словам, за отсутствием криминала.
Что там за странные данные и как, куда попали и почему, не имею понятия. Всё, что об этом писали - какие-то больные фантазии, одна нелепее другой. По поводу конкретики - скажу только, что ничего такого, что стоило бы обсуждать, не происходило. Никаких чрезмерных доз алкоголя. Никаких леденящих душу подробностей. А детали его личной жизни, я считаю, никого не должны интересовать. Он умер дома, в постели, даже не переменив позы, в которой спал. Сердце остановилось, остановилось дыхание...

Румянцев Даниил
Будет ли издано то, что не успел Егор? То есть оставшиеся Коммунизмы, сборник раритетов «Со Скоростью Мира» и новый live DVD (с записью выступления в Апельсине, например).

Наталья Чумакова: Надеюсь, что да - всё, кроме сборника раритетов, во всяком случае, так, как он был задуман. Дело в том, что вокал для него Егор записать не успел.

михаил кудрявцев
Наталья, выражаю глубочайшее соболезнование, если слова тут вообще уместны. Пожалуйста, проясните историю «последней записки». Действительно ли это писал Егор перед смертью и каким образом, да и зачем она попала в лапы СМИ?

Наталья Чумакова: Ну, разумеется, никакая это не последняя записка. Егор таких записок написал великое множество за свою жизнь. Там по ней совершенно понятно, что ей года 4 - раз речь идет о сведении «Реанимации». А как попала - это очень просто: те же журналисты, вломившись в нашу старую квартиру, не постеснялись по ней как следует прогуляться и стащить то, что им представлялось имеющим ценность. Зачем - это вопрос не ко мне...

Юрбан
Здравствуйте, дорогие ребята. Прежде всего, мои соболезнования. Я родился в Омске в 1971, долгое время жил в Киеве 80-90 годах и очень жалею, что не встретил лично Егора, хотя знал о нем достаточно много. Встретимся на небе. Планируется ли установка памятника на родине? Если да, сообщите номер счета во-всеуслышание?

Наталья Чумакова: Памятник будет, обязательно. Надеюсь, что всё срастется, и он будет совершенно необычным, вообще уникальным. Но это, к сожалению, действительно еще и вопрос средств. Номер счета сообщит на днях Сергей Попков в своей части интервью.

Ильгар Дадашов. Москва.
Добрый день. Во-первых, я соболезную родным и знакомым Игоря Федоровича. У самого слезы наворачиваются, когда слушаю его музыку, понимаю как вам тяжело. У меня такой вопрос. Нет ли у вас в планах, поставить на могиле памятник Игорю Фёдоровичу? Если есть такой план, то, как можно перечислить деньги или как-то помочь осуществить установку памятника?

Сергей Попков: Памятник будет поставлен. Не бюст и не скульптурный истукан, опутанный колючей проволокой:)))) Конечно же, нет! Сейчас мы думаем над концептом памятника, его проектом. Принимаются к рассмотрению любые ваши интересные идеи, естественно, те, которые возможно воплотить в материалах. И, безусловно, это может произойти только с вашей помощью. В том числе и материальной. Для этого открыт счёт. Но, на наш взгляд, перечисление денег - это должно быть взвешенное осознанное решение каждого. Поэтому намеренно не публиковали номер счёта сразу. Варианты перечисления средств из-за рубежа в валюте будут опубликованы позже.

Опишите по часам среднестатистический «домашний» день Егора, во сколько вставал, чем занимался, когда ложился? Была ли у него мечта???
С большим уважением, Юрбан

Наталья Чумакова: Те, кто читал прижизненные оффлайн интервью, должны прекрасно представлять, что в свою личную жизнь Егор никогда и никого не впускал. Все задаваемые вопросы по этой теме непременно и категорически отметались. И сейчас ничего не изменилось. Я вообще не понимаю, зачем, с какой целью они задаются. Что для Вас изменится, если Вы узнаете, во сколько он вставал?? Ни я, ни те, кто действительно его хорошо знал, не станут откровенничать на такие темы.

Александр. Екатеринбург.
Можно узнать, как вы познакомились с творчеством ГО и Егором лично?

Павел Перетолчин: Отслужив в армии, первым делом пошел на новосибирский панк-фест, где играли «Путти», «ГО» и «Великие октябри». Выступление «ГО» было недолгим. На сцену был брошен огнетушитель, после чего кореша вырубили ток.

Сергей Попков: С Егором я познакомился на « балке» - месте, где обменивали - продавали пластинки, где-то в середине 80-х. Со своим творчеством он сам меня и познакомил – поставил бобину на магнитофон и включил на воспроизведение. Потом, работая в ДК « Звёздный» ди- джеем, я получил первую копию альбома, который пытались там записать. Эту катушку долгое время и слушал. Кстати, «балка» располагалась буквально через забор от кладбища, где Егор похоронен.

Л.К., Канада
Вопрос ко всем: каким вы видели Егора последний раз? Что он говорил? Снился ли он вам?

Павел Перетолчин: Это было последнее выступление «ГО» в Екатеринбурге. После концерта Егор был уставшим. Позже зашла наша разогревающая группа «Стройбат», Егор оживился - у этих ребят нормально с чувством юмора.

Maxim Nikolaev
Здравствуйте, Позвольте в первую очередь выразить свои соболезнования родным и близким Егора, отцу, Наталье, брату, музыкантам... Знаком с творчеством Егора с начала 90х, и все это время оно было частью моей жизни. Случившееся воспринял как личную трагедию.
1. «На могиле атеиста Летова установили православный крест» - полный бред. Знакомый с творчеством Егора так бы не высказался. Брат Егора сказал, что крест на могиле - недоразумение, позднее было опровержение на форуме, что это не случайно. Расскажите, пожалуйста, по каким традициям, состоялось погребение, что было случайным, а что нет? Какова была воля покойного (если была) относительно погребения.

Наталья Чумакова: Воля, конечно, была - но ее оказалось невозможным выполнить. Больше всего Егор не хотел никакого ажиотажа вокруг своей персоны, и желал быть похороненным так, чтобы никто этого места не знал. Но это было нереально... к сожалению. Никаким атеистом он, разумеется, не был. Хотя в церкви действительно не крестился, но себя считал христианином, причем именно православным. Не оттого, что испытывал особые симпатии именно к православию, он как раз себя очень свободно, неформально чувствовал в духовном смысле - а оттого, что считал это правильным и естественным для русского человека. Так что ничего случайного не происходило. И похоронен он с тем нательным крестом, что носил всё последнее время - иерусалимским.

2. Известен факт само-крещения Егора в Иордане. Есть ли какие то сведения о его возможном крещении в православие, например, в детстве?

Наталья Чумакова: - К сожалению, спросить не у кого - ни бабушки, ни мамы давно нет в живых, а отец его всю жизнь был атеистом и истовым коммунистом, поэтому вряд ли его могли поставить в известность, даже если предположить, что этот факт имел место.

Леонид, Барнаул
Какова судьба студии ГрОб рекордс? Что с ней будет дальше? Не музеем же ей становится, это было бы, по меньшей мере, странно. Понятно, что должно пройти время, но, по-моему, и не только моему мнению, музыканты Обороны, те, кто в ней работал, могут сохранить тот живой дух, которым она переполнена.

Наталья Чумакова: Зачем же музеем? Она будет работать, как и раньше. Слава богу, мы, я и Саня Чеснаков, проработали в ней много лет, и даже без Егора - то есть, точнее сказать, без его физического присутствия - сможем продолжать его дело, благо отлично знаем, как это делать.

Сергей, Москва
Недавно впервые побывал на концерте питерской группы «King Kongs», ранее слышал их только на записях, скачанных из сети. Был немало поражен и обрадован, словно сходил погулять в 60-е. Читал, что концертный альбом Кинг Конгов сводили Егор и Наталья. Как это получилось? Эта пластинка выйдет с логотипом ГрОб рекордс?

Наталья Чумакова: - Этот концертник выпускает Берт Тарасов, наш старинный приятель. Он, собственно, и записал тогда King Kongs в О.Г.И., а потом попросил нас свести - потому что запись сама по себе получилась не очень удачная по качеству, и нужно было приложить немало хитроумия, чтобы она зазвучала. Разумеется, она выйдет с нашим логотипом - коль скоро сведение и мастеринг производились именно тут. С выпуском ее, к сожалению, возникли некие проблемы, в которые мы не очень вникали, но, кажется, скоро она всё-таки будет издана, насколько я в курсе, это дело буквально нескольких недель.

михаил зэм
Солнца вам ребята!
Вопрос: 1. Успел ли Игорь Фёдорович приступить к записи ремэйков 89 г. Будут ли выпущены какие ни будь не изданные песни?

Наталья Чумакова: - Нет, не успел. Всё, что он считал нужным выпустить, будет выпущено непременно.

2. Будет ли Наталия Чумакова заниматься какими ни будь проектами?

Наталья Чумакова: - Пока не знаю, возможно.

3. (Извините за такой вопрос) Были ли у Игоря Федоровича, какие ни будь предчувствия накануне смерти?

Наталья Чумакова: Нет, не было.

ЗЛОПЫХАТЕЛЬ
Здравствуйте. Заранее извиняюсь, очень не хочу чтобы мои вопросы сошли за неуместное любопытство. Мои соболезнования Наталье Чумаковой, родным и близким, всем музыкантам Г.О, директору группы и всем поклонникам творчества Егора Летова.
1) Чем теперь планируют заняться Наталья Чумакова, Александр Чесноков, Павел Перетолчин и Сергей Попков? Будете ли вы и дальше заниматься музыкой?

Наталья Чумакова: - У меня огромное количество работы, связанной с разбиранием архивов, аудио, видео и черновиков. О музыке пока не думаю.

Павел Перетолчин: Продолжаю работать звукорежиссером в О.Г.И. и с группой «Дети Пикассо». На данный момент с одним человеком пишем альбом, я играю на коробке из-под телевизора.

Сергей Попков: - Да, но не музицированием, а исполнением многих других невидимых функций. В том числе и делами Гражданской Обороны.

Александр Чеснаков не любит интервью, еще при жизни Егора не участвовал в оффлайнах, хотя вопросы к нему бывали. Ответил Сергей Попков: Отойти от музыки такой профессионал, как Александр Чеснаков не может и не должен! Он работает над рядом наших с ним совместных проектов в студии и восстанавливает свой коллектив «Коллекция Бабочек». После смерти Махно нужен был гитарист и я предложил Чеснакова, привёл его к Егору, Саня сразу ему понравился, они друг друга поняли как профессионалы, нашли музыкальные точки соприкосновения. Саня получил к разучиванию кучу песен Обороны и в кратчайшие сроки играл всё как надо.

2) Успел ли Егор подготовить все желаемые записи к переизданию? Какова судьба оставшихся переизданий? Выйдет ли «Звездопад» и Коммунизмы? От кого теперь это зависит?

Наталья Чумакова: В основном да. Пересведенный «Звездопад» был готов еще осенью, неизданные Коммунизмы - и того раньше, уже давно. Собственно, вообще вся история с переизданиями бэк-каталога была затеяна в большой степени именно ради них, однако издатели не справились с задачей. Издать их именно так, как задумал Егор, совершенно необходимо, но пока неизвестно, кто сможет за это взяться.

3) На одном из новостных сайтов некий Вилли Мельников (по его словам, друг Сергея Летова) откомментировал новость о смерти Егора и упомянул что «последние восемь лет Егор ежемесячно ложился под капельницу». Соответствует ли это правде?

4) Правда ли что летом 2007 у Егора случилась клиническая смерть?

Наталья Чумакова: Неправда.

5) Правда ли что некая журналистка бессовестно украла фотографии у отца Егора?

Наталья Чумакова: Все фотографии были возвращены.

6) Оставил ли Егор какие-либо пожелания, о том, как распорядиться его творчеством после его смерти. Было ли какое-то завещание?

Наталья Чумакова: Завещания не было, но устные распоряжения имели место, причём вполне чёткие.

7) Будут ли издаваться какие-то новые двд, или аудио диски из обширного наследния Г.О. Ведь осталось столько качественных записей, так и не получивших нормальное распространение. Концерт снятый «Программой А»(телеканал РТР), Акустика в Киеве снятая телеканалом «Тет» и многое другое. Из этих записей могли бы получится великолепные двд. На каждом из этих концертов было интервью, которое могло бы сойти за бонус... Но будет ли сейчас кто либо из группы заниматься поиском, мастерингом, издательством? И в связи с этим ещё вопрос: Кому принадлежат права на всё творческое наследие Егора?

Сергей Попков: Издаваться и переиздаваться, конечно, будут и ДВД и аудиодиски. Иначе для чего всё это создано? К тому же, те, кто и занимался поиском, мастерингом и издательством, слава Богу, живы и вполне здоровы.
Но! Каждое издание выйдет в своё время! Когда, что и в каком виде будет издано, согласуется с наследниками - Наташей и Фёдором Дмитриевичем.
Прямо СЕЙЧАС мы этим заниматься не будем. По простой причине - у нас есть релизы, которые должны выйти в положенное время как исполнение ранее взятых обязательств. Эти обязательства группа не отменяла и выполнит их.
NB! К вопросу о пиратстве. Вакханалии самиздатов и правового беспредела не допустим. К этому же призываю и вас, уважаемые ценители творчества Егора. Считаю, что при равных условиях и возможности выбора между легальной и пиратской версией одного ДВД или аудиодиска, выбор должен быть сделан в пользу легальной продукции, если вы уважаете и любите Егора и группу, если вам не безразличны усилия и затраты выпускающей компании, честно выполнившей все наши условия и донёсшей музыку или видео до вас. Да и просто это красивее! Знаю, что есть много регионов, где легальные релизы просто недоступны. Сообщайте нам об этом. Будем пробовать как-то изменить ситуацию.

oleg_arm
Здравствуйте!Вы написали, что можно задавать вопросы..
Игорь Фёдорович посещал Церковь? И что он говорил о Боге?
Заранее благодарю Вас за ответ

Наталья Чумакова: Он много чего говорил, всё, что он хотел сказать «вслух», есть в его стихах и песнях, в интервью, наконец. В церкви он заходил, особенно любил некоторые их них, например, те, что на Святой Земле.

Алексей. Новосибирск. «Рок-Сити»
Здравствуйте, Оборона! Вопрос мой касается наследия из песен, стихов, оставленного Егором. Планируется ли издание оных? Я имею ввиду те вещи, которые не публиковались ранее, а таких, я думаю, осталось немало. Может быть Егор планировал что-то издавать, но просто не успел? Спасибо за ответ.

Дмитрий. (Таллин)
Здравствуйте!
В первую очередь выражаю искренние соболезнования Наталье и всем участникам «Гражданской Обороны». Сам я живу с песнями Егора с 1991 года, поэтому для меня его уход является большой и ощутимой потерей. Если это возможно, я хотел бы узнать чем был занят Егор последние месяцы жизни, успела ли группа приступить к записи альбома ремейков на песни конца 80-х? Что будет с оставшимися архивами группы? Будет ли издана демо-версия альбома «Зачем снятся сны?», о которой Егор говорил, как о самодостаточном альбоме? С уважением и любовью ко всем Вам

Наталья Чумакова: Мы уже в принципе почти на всё ответили... Повторю, всё, что он хотел обнародовать, так или иначе будет выпущено. Например, последние стихотворения, которые, видимо, появятся в переиздании известной книги «Егор Летов. Стихи». Насчёт демо-версии, издать ее возможно, но об этом пока рано думать, есть более важные вещи, те, что Егор сам считал первоочередными.

Михаил. Крым. Симферополь.
Здравствуйте ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА!
Я, как и тысячи людей с болью переживаю случившееся. Конечно же, вам тяжелее всех сейчас, и пусть заочно из разных концов нашей планеты мысли и чувства людей, для которых ваше творчество всегда имело серьёзную значимость, окажут вам какую то поддержку! Силы вам, что бы жить и добра!
Несколько раз в офф-лайн интервью задавали вопросы по поводу фильма о группе. Возможно ли создание такого фильма под вашим авторством? (т.е. суть в том, чтобы авторами фильма были именно музыканты Г.О и близкие., если вы считаете что вообще это нужно). Я имею ввиду фильм, который, к примеру, мог бы состоять из каких-то видео-фрагментов, эпизодов снятых во время концертных туров (то, что происходило вне сцены) + Просто кажется, что вот, период жизни Г.О. начиная с начала 2000-х годов как группы был наиболее красивым и цветным за всю историю, это как-то чувствуется и по альбомам и по концертам и по видео и фотоматериалам. Т.е. именно в этот период как-то особенно стало ощущаться, что Гражданская Оборона это настоящая единая группа, в состав которой входят творческие музыканты, и каждый на своем месте.

Наталья Чумакова: Да, такие записи есть, и очень возможно, что мы так и поступим, как вы предложили.

Николай, Зеленоград
«Шуршит газетой, лазит в Интернет». А как сам Егор соприкасался с компьютером? Он пользовался Интернетом, программами музыкальными? Читал новости в сетевых СМИ? Читал электронную почту?

Наталья Чумакова: Это абсолютно не секрет, что с компьютером Егор был исключительно на «вы». То есть он просто даже боялся его включать-выключать. И компьютер его боялся. Если Егор за него садился, тот немедля начинал пищать, выбрасывать угрожающие предупреждения, ну и, в конце концов, просто виснуть. Так что всё его общение происходило с помощью посредников. Почту читал, я ему открывала. Ответы диктовал. Ну и вообще часто что-то читал, хотя сам не искал. А насчет программ музыкальных - он в них самих ничего не понимал, но требования предъявлял по высшему разряду, и если комп отказывался одновременно сводить 40 32х-битных дорожек, да с обработками, грозился выкинуть его в окно. Приходилось соответствовать. Нам с компьютером:)

Юра. Тюмень.
Здравствуйте, Наталья, Александр, Павел, Сергей..
Очень сильно сочувствуем и сопереживаем.. Держитесь.
На последнем концерте в Екатеринбурге (здоровском концерте!) активно велась видеосъёмка, да и поданное на экран видео выглядело замечательно.. Я хотел узнать насчёт издания записи этого концерта, будет ли и как вам само видео?

Сергей Попков: Мне видео понравилось. Вы и сами могли его уже оценить. Правда, только 8 песен. Весь концерт будет монтироваться позже и, надеюсь, выйдет отдельным изданием в своё время. Я очень хорошо помню этот концерт, отличный звук и свет, нашу слаженную работу со звукооператором и наши же сожаления, что так мало в России хороших залов для живой музыки, да и те закрываются, увы...

Алексей, Санкт-Петербург
На популярных социальных ресурсах «Одноклассники.ру» и «Вконтакте» еще при жизни Егора появились аккаунты, якобы от его имени.Причем после смерти они не исчезли, наоборот, их стало даже больше. Даже дураку понятно, что сам Егор эти аккаунты не заводил, да и правила этих ресурсов, прописанные в пользовательском соглашении, нарушены по многим позициям. Будут ли они удалены? И что Вы можете сказать тем людям, кто их завел?

Наталья Чумакова: Я уже ответила про отношения с компьютером. К тому же, Егор уже давно вообще терпеть не мог общаться с людьми, за исключением очень узкого круга. А насчет этих одноклассников и прочего подобного, он даже об их существовании не подозревал. Что таким людям сказать? Их жалеть надо... Своей жизни нет, скучная она, бессмысленная, вот и живут чужой, не подозревая о том, насколько это выглядит глупо и ничтожно. И ведь чтобы аккаунт этот создать, они время своё тратят, усилия некие прилагают, уму непостижимо. Так что нечего мне им сказать, да они и вряд ли прочитают. Не будем метать бисер... А администрация, наверное, их когда-нибудь всё равно поудаляет.

Новосибирск Ег.
Здравствуйте Уважаемые! Выражаю Вам глубокие соболезнования в связи с кончиной близкого дорогого Вам Человека. Хочу приехать в Омск на могилу Егора. Подскажите пожалуйста как её найти.

Сергей Попков: Егор похоронен на Старо-Восточном кладбище г. Омска. Это в самом конце улицы 10 лет Октября, ост. «Рыбный рынок», она же «Овощная база». На сегодняшний день туда ходят автобусы № 2; 22; 138; маршрутные такси № 321; 332; 399; 402; 429. От главного входа нужно пройти по главной аллее метров 200. Могила расположена по левой стороне аллеи.
Огромная просьба ко всем - убирать за собой мусор!!! Проявите уважение к к этому месту! Пожалуйста, не втыкайте в могилу сигареты - Егор не курил! Он не имел абсолютно ничего общего с Цоем, Хоем и их поклонниками, а посему очень просим не развешивать на могиле атрибутику этих исполнителей и других коллективов, не имевших к Егору отношения.
Спасибо тем, кто понял.

Андрей (Омск)
Вопрос к Сергею Попкову. Расскажите, пожалуйста, как произошло такое чудо, что по омскому тв показали два видео с Егором «Насрать на моё лицо» и «Всё идёт по плану». Программу вела, если память не изменяет Ирина (?) Хачатурян (?). Кто организовал съёмки, подобрал видео (и почему именно эти два), что за концерт был показан, где проходил? Как отнёсся Егор к предложению участвовать в интервью, и как собственно вы сами к этому отнеслись (интервью состоялось с вашим участием). Передача была около 8 лет назад. Оказала неизгладимое впечатление и позволила узнать кто такой Летов.

Сергей Попков: Спасибо, что помните о такой передаче. В своё время она стала рекордсменом по числу повторов по просьбам телезрителей (9 эфиров, кажется). Называлась она «Небудний час». Вдохновителем, организатором и ведущим этого интервью был Сергей Грушевский. Тогда он работал в омской телекомпании «Антенна 7». Сергей очень долго упрашивал нас об этой съёмке. В конце концов, Егор, естественно, отказался и «делегировал» меня. Для подбора песен я просто принёс кассету с записью акустики в московском кинотеатре «Ленинград», а Грушевский выбирал. Про «Насрать..» я, честно говоря, не помню, а вот «По плану» была показана полностью без купюр и «пиков». За что отдельное спасибо Сергею. Кстати, он обещал порыться в своих архивах и, может, передача сия увидит свет ещё раз.

Дмитрий, Нижний Новгород
Здравствуйте. Примите наши искренние соболезнования. Ушел великий человек. У меня такой вопрос: Кем был Егор для музыкантов Г.О.? Каково было работать с ним? Заранее спасибо.

Павел Перетолчин: Для меня Егор был и останется человеком из тех людей, повлиявших на мой внутренний мир. Спасибо, Егор!

Антон Lf-res
Многочисленные интернет сообщества Гражданской Обороны после смерти Егора стали устраивать по всей России и зарубежом встречи, вечера памяти Егора. Каково ваше (группы) отношение к этому? насколько я помню, сам Егор не любил участвовать в вечерах памяти, хотя приходил играть.

Nastya, Москва.
Как вы относитесь к многочисленным прошедшим встречам памяти, концертам, а также исполнению песен Г.О. другими музыкантами в память о Егоре?

Наталья Чумакова: - Со времен концертов памяти Башлачева и Селиванова, то есть уже почти 20 лет, Егор в подобных концертах не участвовал. Относился к этому очень плохо, называл «плясками на костях», и наше отношение такое же. Во всяком случае, исполнять его песни... Егор всегда говорил: делайте что-то своё!
Это и будет ему лучшей памятью.

P.S.
Сергей Попков:
Несколько мыслей относительно всего происходившего после смерти Егора:
Моё твёрдое убеждение, что никакой дополнительной информации, превышающей содержащуюся в слове «Умер», родственники и близкие давать не обязаны. Никому.
Скажу одно - никаких рвотных масс, крови или иных ужасов, рождённых в воспалённом мозгу некоторых персонажей, в действительности не было. Как не было и предшествовавших инфарктов и клинических смертей - Егор действительно несколько раз чуть не умер, но это происходило в раннем детстве.
Отчётливо понимаю, что адекватных людей, не желающих рыться в грязном
белье и прочих «пахучих» подробностях, а просто понимающих, ЧТО произошло, во множество раз больше. За это, за поддержку, за участие, за помощь, за молитвы - всем им мой низкий поклон. Не верьте безоглядно многочисленным «друзьям» и «очевидцам», появившимся в последнее время. Близкий круг Егора был очень узок и закрыт. Всё, что нужно, он сказал в своих песнях. Их он и оставил ВАМ. Песни, стихи, воспоминания от концертов. Остальное вас, извините, не касается. Мы же сделаем всё возможное, чтобы увидели свет все ранее не изданные произведения Егора. Чтобы их услышали и увидели ВЫ.
Крест на могиле и обряжание в последний путь по православному канону - вещи совершенно сознательные. Отсутствие «батюшки» с кадилом на прощании - тоже.
Получение номинации «Чартовой дюжины» «Легенда» считаю абсолютно заслуженной Егором. Плохо, конечно, что, как всегда у нас бывает, после смерти только... Но, учитывая, что сейчас достаточно много сил, которые очень хотели бы, чтобы Егора и его дело забыли совсем, уверен, «Наше Радио» и мы поступили верно! Вообще, коллективу «Нашего Радио» отдельное спасибо! После того, как из его коридоров и офисов выветрился дух мелкого уральского беса, они нашли в себе силы и потребность поставить в ротацию песни «Г.О.» Вот так это радио из «Вашего» стало для многих людей «Нашим». Группа, при этом, стояла совершенно в стороне от происходящего и, как и всем, отказывала «Нашему» в прямых эфирах. Они с пониманием отнеслись к этому, ротации продолжались. А всем любителям пустого гундежа я предлагаю подучиться и занять руководящие посты в том же «Нашем Радио» и изменить его, как вы желаете. Либо подзаработать и открыть свою альтернативную станцию. Иначе говоря, не гундеть, а делать! Делать то, что считаете нужным и правильным! В этом у нас было полное согласие с Игорем Фёдоровичем.
Кстати, в чьём-то интервью прозвучало, что Егор был чересчур авторитарен в отношении участников «Гражданской Обороны», что никто, якобы, не имел права на своё мнение в группе. Заявляю: этого НИКОГДА не было. Каждый мог слушать ту музыку, читать те книги, что считал нужными и интересными для себя. Мнения любого по концертам, оформлению дисков, партиям инструментов и обработкам в ходе записи, да много по каким вопросам внимательно выслушивались и либо применялись, либо отклонялись. Естественно, что Егор имел своё видение конечной цели каждой работы. Относительно этого и рассматривались все предложения и мнения. Он живо интересовался тем, что слушают другие, кое-что, в результате, открывая для себя. С другой стороны, он, как истинный коллекционер и ценитель, искренне радовался, если мы проявляли интерес к какой-то группе или музыкальному течению, что он рекомендовал. Я, как и каждый из нас, мог взять домой послушать любой самый дорогой или редкий диск из его собрания. Коллекционерам должно быть понятно, что это значит!

Первое интервью Натальи Чумаковой после смерти Егора Летова.

Жена Егора Летова рассказала о том, как умер рок-герой. На официальном сайте группы «Гражданская оборона» Наталья Чумакова ответила на вопросы поклонников мужа. Это единственное интервью, которое дала Чумакова после смерти Егора Летова. Приводим несколько вопросов и ответов этой беседы:

Света г. Москва Расскажите пожалуйста как и от чего на самом деле Егор умер. Мне, как и другим поклонникам, кажется странным. Отец Егора говорит, что Егор умер в Питере от того, что много пил. Наташа говорит, что он умер в Омске от 6 инфаркта. Когда у Фёдора Викторовича спросили: «Были ли у Егора проблемы со здоровьем?» Он ответил, что за 43 года у каждого человека могут быть проблемы со здоровьем. Что было на самом деле?

Ирина. Причина смерти Егора стала самой обсуждаемой темой в интернете в последнюю неделю марта. Причем все это обросло странными слухами и невероятными, взаимоисключающими подробностями. Что вы можете сказать об этом? Как получилось, что данные экспертизы попали в информационные агенства?

Наталья Чумакова: - Начнем с того, что отца Егора зовут Фёдор Дмитриевич. Одно это уже говорит о том, насколько можно доверять подобному источнику. Я вот сейчас сразу, чтобы потом не повторяться, скажу, что я не давала ни единого интервью, и даже пол-словом не перекинулась ни с одним из журналистов. И, кстати, не собираюсь. Что же касается Фёдора Дмитриевича, то то, что с ним сотворили, постыдно и жестоко. Люди ворвались к очень старому и совершенно убитого горем человеку и стали его пытать, причем потом выдали собственные домыслы за его слова. Кстати, это именно у него было 6 инфарктов, а никак не у Егора, который никогда не жаловался на сердце. Во всяком случае, мы услышали это от него всего пару раз после особенно тяжёлых концертов. Да он даже особо и не выпивал в последнее время, спросите у любого из организаторов. Просто действительно здоровья с возрастом хоть у кого не прибавляется. Помимо концертов много сил ушло на переезд и обустройство квартиры. В новом доме не работал лифт и приходилось несколько раз в день подниматься-спускаться на 8 этаж с огромными тяжестями. Он хотел сделать всё непременно своими руками. Никакого дела прокуратура не возбуждала, по их же словам, за отсутствием криминала. Что там за странные данные и как, куда попали и почему, не имею понятия. Всё, что об этом писали - какие-то больные фантазии, одна нелепее другой. По поводу конкретики - скажу только, что ничего такого, что стоило бы обсуждать, не происходило. Никаких чрезмерных доз алкоголя. Никаких леденящих душу подробностей. А детали его личной жизни, я считаю, никого не должны интересовать. Он умер дома, в постели, даже не переменив позы, в которой спал. Сердце остановилось, остановилось дыхание...

«На могиле атеиста Летова установили православный крест» - полный бред. Знакомый с творчеством Егора так бы не высказался. Брат Егора сказал, что крест на могиле - недоразумение, позднее было опровержение на форуме, что это не случайно. Расскажите, пожалуйста, по каким традициям, состоялось погребение, что было случайным, а что нет? Какова была воля покойного (если была) относительно погребения.

Наталья Чумакова: Воля, конечно, была - но ее оказалось невозможным выполнить. Больше всего Егор не хотел никакого ажиотажа вокруг своей персоны, и желал быть похороненным так, чтобы никто этого места не знал. Но это было нереально... к сожалению. Никаким атеистом он, разумеется, не был. Хотя в церкви действительно не крестился, но себя считал христианином, причем именно православным. Не оттого, что испытывал особые симпатии именно к православию, он как раз себя очень свободно, неформально чувствовал в духовном смысле - а оттого, что считал это правильным и естественным для русского человека. Так что ничего случайного не происходило. И похоронен он с тем нательным крестом, что носил всё последнее время - иерусалимским.

Nastya, Москва. Как вы относитесь к многочисленным прошедшим встречам памяти, концертам, а также исполнению песен Г.О. другими музыкантами в память о Егоре?

Наталья Чумакова: - Со времен концертов памяти Башлачева и Селиванова, то есть уже почти 20 лет, Егор в подобных концертах не участвовал. Относился к этому очень плохо, называл «плясками на костях», и наше отношение такое же. Во всяком случае, исполнять его песни... Егор всегда говорил: делайте что-то своё! Это и будет ему лучшей памятью.

Николай, Зеленоград «Шуршит газетой, лазит в Интернет». А как сам Егор соприкасался с компьютером? Он пользовался Интернетом, программами музыкальными? Читал новости в сетевых СМИ? Читал электронную почту?