Гостья из будущего (История Алисы Селезневой). Как создавались спецэффекты в фильме «Гостья из будущего Дом к которому прибегает алиса селезнева

Самая популярная девочка 80-х жила в XXI веке - так решил ее автор, знаменитый писатель-фантаст Кир Булычев

В марте, в весенние каникулы 1985 года по телевидению впервые показали детский приключенческий фильм «Гостья из будущего». Так впервые в кино появилась Алиса Селезнева , за три года до этого ее увидели в мультфильме «Тайна третьей планеты». Именно в 80-е годы девочка, живущая в Москве в конце XXI века, стала самым любимым детским персонажем. Но и сейчас число ее поклонников не уменьшается. Кем же в действительности была Алиса Селезнева?

Девочка, с которой ничего не случится

Игорь Можейко, которого миллионы читателей впоследствии узнали как писателя-фантаста Кира Булычева, в середине 50-х учился в инязе имени Мориса Тореза . Он мечтал вместе с друзьями-однокурсниками перевести на русский «Приключения Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла .

Молодые люди не знали, что первый перевод «Алисы» в России появился еще в 1871 году, через шесть после дебютной публикации сказки. Но для Игоря имя Алиса стало любимым. И когда в 1960-м у него родилась дочь, то он, конечно же, назвал ее Алисой.

А через пять лет, в 65-м, появилась другая девочка по имени Алиса, которая прославила ученого-востоковеда. В журнале «Мир приключений» были напечатаны рассказы под названием «Девочка, с которой ничего не случится».

Семейные узы

Школьница, родившаяся в Москве в конце XXI века, получила свое имя в честь дочери фантаста Алисы Можейко . Вообще Игорь Всеволодович любил заимствовать имена у своих родственников. Так, свой псевдоним он составил из имени супруги Киры Алексеевны , а фамилию взял у своей мамы - Марии Михайловны Булычевой .

Точно так же обзавелась родственниками и «девочка из будущего». По воспоминаниям дочери писателя, Алиса получила фамилию Селезнева в честь девичьей фамилии их бабушки. Книжную маму зовут, как и маму настоящей Алисы, – Кирой. И она тоже работает архитектором.

Папа Алисы Селезневой носит имя своего создателя Игоря.

В Институте востоковедения, где писатель проработал всю жизнь, узнали о его трудах только в 1982 году, когда он стал лауреатом Госпремии за сценарий к фильму «Через тернии к звездам» и мультфильму «Тайна третьей планеты». До этого никто и не догадывался, что доктор исторических наук Игорь Всеволодович Можейко и Кир Булычев – один человек. По воспоминаниям фантаста, он использовал псевдоним, так как боялся увольнения из-за несерьезного литературного занятия. К счастью, его опасения оказались напрасными.

Смотрит не по-нашему


Кир Булычев не раз повторял, что его дочь Алиса (после замужества она взяла фамилию Лютомская ) не была прототипом его самой знаменитой литературной героини, у реальной Алисы были совсем другие увлечения и интересы, да и внешне они были разными.

Писатель описывал Алису Селезневу как девочку высокого роста, со светлыми волосами, спортивного телосложения. Все изменилось после рисунков Евгения Мигунова , которого писатель назвал своим соавтором. Художник изобразил Алису русоволосой и невысокой. Булычев позднее признавался, что после рисунков Мигунова начал представлять Алису только в его варианте. «Мигуновским» образом руководствовались и создатели «Тайны третьей планеты».

Художник-мультипликатор Наталья Орлова постаралась не уходить далеко от уже классических типажей, созданных Евгением Мигуновым. Но при этом вдохновилась образом собственной семилетней дочки Кати, которая впоследствии стала известной актрисой. А зануду Зеленого Наталья Орлова срисовала со своего мужа, известного режиссера Тенгиза Семенова .


На роль Селезневой в «Гостью из будущего» пробовались около 10 девочек. Но когда режиссер Павел Арсенов увидел Наташу Гусеву , ее большие голубые глаза, то понял, что поиски увенчались успехом. Говорят, что Кир Булычев также участвовал в отборе актеров для фильма и, увидев 11-летнюю Наташу, сказал: «Сморит как! Не по-нашему. Красивые глаза. Алиса может быть такой». Так появился первый киношный образ Селезневой, который сильно отличался от книжного.

Рябиновая «Алисовка»

Кир Булычев придумывал приключения Алисы на протяжении 40 лет. Произведения описывают период жизни девочки примерно с 3 до 13 лет. Точно известна дата рождения Селезневой: 17 ноября. А вот из-за года, в который она родилась, до сих пор фанаты приключений Алисы ведут жаркие споры. Дело в том, что писатель не придерживался хронологии событий. Просто каждую свою историю он переносил на сто лет вперед от года ее написания. Поэтому существует несколько вариантов годов рождения Алисы Селезневой: 2065-й, 2070-й, 2074-й, 2079-й, 2080-й и 2082-й.


Популярность Алисы Селезневой не могла не сказаться и на реальной жизни. Так, существует литературная премия «Алиса», а в Москве, недалеко от метро «Речной вокзал», в парке Дружбы есть Аллея имени Алисы Селезневой. В октябре 2001 года фанаты высадили там 25 рябин. Там же установлен большой гранитный камень, к которому привинчена табличка с изображением Алисы и птицы Говоруна .

На открытии Аллеи присутствовали Кир Булычев и Наташа Гусева. По предложению фантаста была введена традиция: ежегодно собирать урожай рябины на Аллее и делать из ягод настойку под названием «Алисовка». Говорят, что наказ писателя соблюдается до сих пор.


С 25 по 29 марта 1985 года, когда мини-сериал «Гостья из будущего» впервые транслировался по Первой программе советского ТВ, детская жизнь в стране была практически парализована. Пять дней пионеры и октябрята жили исключительно этим сериалом и последующим обсуждением всех его перипетий и нюансов.

Не забывай, что других радостей у советского школьника в те времена имелось не так уж и много: видео не было, компьютеров не было, Интернета не было. Если был кубик Рубика, то считай несказанно повезло. Даже книжки фантаста Кира Булычева (по его повести «Сто лет тому вперед» и поставлен данный сериал) были далеко не в каждом доме. Не потому, что Булычева не любили, а потому, что книги числились в категории «дефицит и товар повышенного спроса», как и вся качественная фантастика в советских книжных магазинах.

2. Литературное обозрение

Отличий литературного первоисточника от фильма более чем достаточно, но вряд ли их можно называть критичными: общая идея повести сохранилась. В 1982 году, то есть еще до экранизации, книга была обкатана на редком нынче формате - диафильме. Он назывался «100 лет тому вперед. Коля в будущем» и рассказывал только о первой фазе приключений школьника Коли, который по чистой случайности, ведомый любопытством, стал путешественником во времени.

Что же касается писателя Булычева, настоящее имя которого Игорь Можейко, то для него «Сто лет тому вперед» была лишь одной из многочисленных историй из цикла про Алису Селезневу (первая называлась «Девочка, с которой ничего не случится» и вышла в 1965 году).

Знаменитый мультфильм «Тайна третьей планеты» тоже принадлежит этой франшизе (судя по звучанию, слово явно из будущего, в СССР так не говорили!) Алиса - москвичка, родившаяся примерно в 2080 году, хотя на экране хронология от литературной слегка отличается. Ее отец - профессор космической зоологии и директор московского зоопарка Игорь Селезнев, мать - космический архитектор Кира Селезнева.

3. Алиса, миелофон

В центре истории находится охота за телепатическим устройством под названием «миелофон», который оказывается нужен сразу всем и в первую очередь злодеям. В данном сюжете миелофон выполняет роль , то есть некоего, порой даже не очень нужного, предмета, беготня с которым и держит на себе сюжетную линию. В советском детском кино макгаффинов было пруд пруди, взять хотя бы ленты «Кортик», «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», «Каникулы Кроша».

Миелофон в СССР мгновенно стал мемом и предметом миллиона анекдотов, в основном очень детских и глупых. Сам же прибор умел читать мысли и выглядел как кристалл в черной коробке - идеальный макгаффин! В показаниях свидетелей со съемочной площадки наблюдаются явные противоречия.

Одни уверяют, что художники фильма сделали миелофон из уральского сувенира, найденного в магазине, - то были кристаллы кварца в подарочной упаковке, оставалось только добавить изящный ремешок для переноски. Другие очевидцы уверяют, что использовались промышленные призмы, взятые на оптико-механическом заводе. Свидетели второй версии вызывают доверия больше.

4. Алиса в стране мальчиков

Девочка Наташа Гусева, игравшая Алису, мгновенно превратилось в секс… стоп, какой там секс… в пламенный пионерский символ, объект вожде… уважения миллионов советских мальчиков. Корреспонденция к ней шла мешками, зачастую без указания точного адреса, просто «Москва, гостье из будущего», но и такое доходило до адресата.

Наташа снялась еще в нескольких картинах, но не считала актерство своим призванием и в итоге выучилась на биохимика. К тому же подобная слава ее перепугала, ей захотелось спрятаться и заняться чем-то менее публичным.

Кстати, в фильме обязана была возникнуть очень-очень, просто невероятно важная сцена, где Алиса купается в ванне с пеной. Такое испытание девочку страшило, и с великим облегчением она встретила новость, что фильм сократят и сцену с ванной снимать не будут. Как мы живем без этого?

5. Судьба пионера

Куда печальнее сложилась судьба главного героя фильма - пионера Коли, точнее, актера Алеши Фомкина. Он так увлекся работой в кино, что еле-еле закончил школу, даже не получив аттестата. После армии работал маляром, много пил. К тому же времена в стране, сам понимаешь, наступили не самые веселые.

Алексей уехал в город Владимир, женился, баловался поэзией. В 1996 году в ночь празднования Дня Советской Армии, он задохнулся дымом вследствие пожара в гостях у товарищей.

6. Пионер-герой

Алексей Фомкин, кстати, успел появиться на Центральном телевидении еще до того, как снялся в «Гостье из будущего». Событие имело место 7 ноября 1982 года, когда во время торжественного заседания правительства на сцену выпустили пионеров, которые читали стихи и речевки. Среди них был и Леша Фомкин.

Кстати, самое время вспомнить, что

В этом видео проводится сравнительный анализ двух мультфильмов – «Тайна третьей планеты» 1981 года и «Тайна последнего истинокса» 2013 года.

Оба мультфильма сняты по мотивам повести Кира Булычева «Путешествие Алисы». В обоих главной героиней является девочка из будущего - Алиса Селезнева, дочь профессора Селезнева - космобиолога, работающего с животными. И на этом, кажется, все сходства заканчиваются.

Различия мультфильмов

1) «Тайна третьей планеты». Отец, отправляясь в поездки, всегда берет с собой Алису, и она помогает ему даже в работе.

«Тайна последнего истинокса». Отец и мать все время заняты работой, им нет дела до дочери, которая предоставлена сама себе.

2) «Тайна третьей планеты». Алиса во всем помогает отцу и является незаменимым компаньоном даже в рискованных операциях. Таким образом уже с ранних лет девочку приучают к труду.

«Тайна последнего истинокса». Самое главное для Алисы - чтобы было весело. Отсутствует должное уважение к родителям, она без зазрения совести может залезть в их личную информацию и врать друзьям в глаза, не краснея.

3) «Тайна третьей планеты». Алиса любит спорт, и особенно футбол.

«Тайна последнего истинокса». Алиса не любит футбол и поддразнивает товарища, который приглашает сходить на матч.

4) «Тайна третьей планеты». Алиса вежливая и трудолюбивая, хорошо учится.

«Тайна последнего истинокса». Алиса ужасно ведет себя в школе, срывая уроки, делает мелкие шалости. Не убирает у себя дома.

5) В обоих мультфильмах речь идет о редком животном с особым талантом, которого злые люди хотят использовать в плохих целях.

Но факт аллергии на животных у человека, работающего с животными (отца Алисы) наблюдается только в мультфильме «Тайна последнего истинокса».

6) В сходных ситуациях в обоих мультфильмах (отца вызывают помочь существам, страдающим от эпидемии) отец Алисы ведет себя совершенно по-разному.

«Тайна третьей планеты». Отец решает проблемы совместно с дочерью.

«Тайна последнего истинокса». Отец оставляет дочь с диким, только что пойманным животным, уже успевшим покусать и его, и подругу Алисы, а также с сомнительным человеком, который чуть не убил Алису.

7) «Тайна третьей планеты». Алиса, ослушавшись отца, попадает в неприятность, из которой отец с другом ее выручают.

«Тайна последнего истинокса». Алиса по вине отца попадает в неприятность, из которой ее выручает одноклассник, она же его не благодарит, а даже упрекает.

А у отца взволнованные товарищи Алисы не вызывают никакого беспокойства.

8) «Тайна третьей планеты». В мультфильме присутствуют два злодея-пирата, которые хотят узнать у знаменитого капитана корабля формулу идеального топлива.

«Тайна последнего истинокса». Цели злодея слизаны с глупых американских мультфильмов - антигерой-одиночка хочет править всей галактикой.

Неприятно поразила фраза: «Душители великих идей - я вас уничтожу».

Фраза злодея, по всей видимости, была взята из гимна Великой Отечественной Войны:

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

Такие ассоциации возникнут у подавляющего большинства людей просмотревших отрывок.

Но в те далекие годы, бойцы защищали родную землю от вторгшихся врагов, желающих уничтожения родной страны, и эти люди действительно были носителями великой идеи лучшего устройства общества.

В мультфильме - скорее всего намеренно компрометируется эта замечательная фраза, которая вкладывается в уста антигероя.

9) «Тайна последнего истинокса». Заканчивается мультфильм упиваниями волшебного животного своей личностью, и его желанием хорошо питаться и чтобы за ухом чесали. Но ведь у него же есть родное племя! И дар предвидения, который вне родного племени превращается в ничто. Получается, что он променял своих близких на четырёхразовое питание?

«Тайна третьей планеты». Заканчивается мультфильм мечтами Алисы о полете в другую галактику со знаменитыми путешественниками, при котором она не забудет привезти подарок отцу.

Итог

Итак, в виду большой схожести сюжетов авторы мультфильма «Тайна последнего истинокса» делали его по лекалу советского мультфильма, пропитав при этом стилем американских мультфильмов и изменив ключевые параметры характеров, моральных принципов и взаимоотношений персонажей.

Трансформация личности Алисы:

Из доброй, вежливой, воспитанной, трудолюбивой и умеющей дружить Алиса превратилась в эгоистичную, неряшливую, срывающую уроки, делающую все только для веселья и постоянно подтрунивающую над своими товарищами, особенно над тем, которому она симпатична.

Трансформация отношений с отцом:

Прекрасным взаимоотношениям Алисы с отцом в первом мультфильме противопоставляются отношения, при которых отец совсем не занимается дочерью, а она в свою очередь не гнушается прибегать ко лжи, обману и предоставлена самой себе.

Изменение главной идеи мультфильма:

Идея первого мультфильма совершенно понятна - гуманистическое воспитание нового человека, человека - защитника, творца и открывателя. Идеал будущего.

А вот в чем состоит идея второго? Дети - проявляйте неуважение к учителям, на уроках скучно, а влипать в неприятности - весело, обманывайте своих родителей, унижайте сверстников. Ведь так? Таким хотят видеть будущее поколение авторы мультфильма?

А вы его каким хотите видеть?