Освященное
время Церкви:
:
церковное новолетие и миротворный
круг. В календаре этот день отмечен как начало
индикта. Христиане не хотели разделять начало
нового года в один день с последователями Конфуция,
Аллаха, Будды, поэтому приняли решение считать
началом православного нового года 14 сентября
(1 сентября ст.ст.). Праздник церковного Новолетия
установлен святыми отцами I Вселенского собора,
которые определили начинать с 1/14 сентября исчисление
церковного года. Первый день годичного богослужебного
круга открывает собою «вход лета», и богослужение
этого дня носит праздничный характер, вершиной
которого является читаемое за литургией Евангелие,
где рассказывается о начале проповеди Иисуса Христа
после Его Крещения и искушений от диавола в пустыне.
По преданию, это произошло в первый день иудейского
праздника жатвы, который праздновали 1-8 сентября.
В Евангелии мы слышим Спасителя, проповедующего
и нам наступление благоприятного «лета Господня».
В этот день Иисус Христос начал проповедь Царствия
Божия и впервые засвидетельствовал исполнение
ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии (Сына
Божия) и тем самым о конце Ветхого и начале Нового
Завета.
Праведного
Иисуса Навина
(XVI в. до Р. Х.).
Мученицы Каллисты
и братий ее мучеников Евода
и Ермогена
.
Мученика Аифала
диакона.
Мучениц 40 дев
постниц и мученика Аммуна
диакона, учителя их.
Преподобного Симеона
Столпника
и его матери
Марфы
.
Симеон Столпник
(V век) прославился как человек самоотверженного
образа жизни. Он открыл новый вид подвижничества.
Желая испытать свою духовную силу, веру в Бога,
он соорудил на горе столб высотой 4 метра с площадкой
на верху, окружил его стеною и с этого "горного"
места читал проповеди многочисленным паломникам.
Затем Симеон поселился на столбе в маленькой келье,
предавшись усиленной молитве и посту. Постепенно
он увеличивал высоту столба, на котором стоял.
Последний его столб был высотой 40 локтей (16
метров). В усиленных иноческих подвигах провел
80 лет, из которых 47 простоял на столбе. Житие
его было хорошо известно на Руси, у него учились
претерпевать во имя святого дела многочисленные
трудности человеческого бытия. По стародавней
традиции считалось, что в этот день необходимо
совершать благотворительные дела, быть милосердным.
В Московской Руси ни один нищий в этот день не
оставался без обильной милостыни и даже заключенных
в темницах одаривали подарками.
День Семёна
Летопроводца
(Семен, Симеон
Столпник, Семен-летопроводец, летопроводец, проводы
лета, Семенов день, Семен-день, первые осенины,
бабье лето, встреча осени, пасеков день, луков
день, засидки, конец лета, начало осени, последний
посев). Первая встреча осени, конец молодому бабьему
лету и начало старому. Много поверий и обрядов
было связано в старину с этим днем. Да и неудивительно,
ведь в допетровской Руси 1 сентября считалось
началом нового года. В 1700 году Петр I перенес
празднование Нового года с 1 сентября на 1 января.
Постепенно праздник потерял свое былое значение,
но многие обычаи так и остались в жизни крестьян.
Например, в деревнях 14 сентября хоронили тараканов
и мух. Клали в гробик вырезанный из репы или брюквы
и несли с плачем и причитанием хоронить как можно
дальше от дома. Оставшиеся дома выгоняли из дому
мух "муха по мухе, летите мух хоронить".
Своими корнями этот обычай уходит еще в языческие
времена и связан с почитанием Белбога – повелителя
всех насекомых.
Еще одним важным обычаем было гашение старого
огня и добывание нового. Старики выходили во двор
и терли друг о друга две деревяшки, пока они не
начинали дымиться. Тлеющее дерево раздувала девушка
или невестка, а затем от вспыхнувшего огня поджигала
свечу. Этим огнем растапливали печь. На следующее
утро угли снова раздували. Так огонь поддерживали
в печи весь год. В этот день четырехлетних мальчиков
сажали на коней. Обычай этот пришел из глубокой
древности и был связан с переходом от младенчества
к взрослой жизни. Называли 14 сентября в деревнях
бабьим летом потому, что в это время начинаются
разные сельскохозяйственные работы (трепание пеньки,
мочение льна и т. д.), которые обычно выполнялись
женщинами на открытом воздухе. С Семена начинались
так называемые засидки, когда по вечерам работали
в избах. Первый день засидок праздновался как
семейный праздник. Все родственники встречались
в доме самого старшего в роде. С летопроводца
(14 сентября) до Гурия (28 ноября) в старину отводилось
время свадебным неделям.
С этого дня кроты и мыши перебираются с полей
в дома и огороды.
Приметы погоды 14
сентября:
Если Марфа грязная -
осень дождливой будет. Бабье лето (начинается
с 14 сентября) ненастно – осень сухая, а бабье
лето сухое – осень мокрая. Чем суше и теплее простоит
сентябрь, тем позднее наступит зима. Если шишки
на ели выросли низко – быть ранним морозам, а
если на верхушке – настоящие холода наступят лишь
в конце зимы.
Неподвижная часть церковного календаря - это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.
Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней.
Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.
Далее представлены наиболее значимые для православного христианина события - так называемые Двунадесятые праздники и Великие праздники. Хотя православная церковь отмечает праздники по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты в Календаре для удобства указаны согласно общепринятому светскому календарю нового стиля.
Православный календарь на 2016 год:
Непереходящие праздники:07.01 - Рождество Христово (двунадесятый)
14.01 - Обрезание Господне (великий)
19.01 - Крещение Господне (двунадесятый)
15.02 - Сретение Господне (двунадесятый)
07.04 - Благовещение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
21.05 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
22.05 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
07.07 - Рождество Иоанна Предтечи (великий)
12.07 - Святых перв. апостолов Петра и Павла (великий)
19.08 - Преображение Господне (двунадесятый)
28.08 - Успение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
11.09 - Усекновение главы Иоанна Предтечи (великий)
21.09 - Рождество Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
27.09 - Воздвижение Креста Господня (двунадесятый)
09.10 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
14.10 - Покров Пресвятой Богородицы (великий)
04.12 - Введение во храм Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
19.12 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
Дни особого поминовения усопших
05.03 - Вселенская родительская суббота (суббота перед неделей о
Страшном Суде)
26.03 - Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста
02.04 - Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста
09.04 - Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста
10.05 - Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе)
09.05 - Поминовение усопших воинов
18.06 - Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей)
05.11 - Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 8 ноября)
О ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКАХ:
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ
В богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице .
По времени празднования двунадесятые праздники разделяются на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Первые постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, вторые каждый год падают на разные числа, в зависимости от даты празднования Пасхи .
О ТРАПЕЗЕ В ПРАЗДНИКИ:
По церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления , случившиеся в среду и пятницу, поста нет.
В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом.
В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла , Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.
О ПОСТАХ В ПРАВОСЛАВИИ:
Пост - форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост - ограничение в пище; душевный пост - ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост - борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.
Самое главное - нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост , - учит святитель Иоанн Златоуст, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост - не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.
Великий Пост, святая Четыредесятница (греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima) - период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи , важнейший из многодневных постов. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей .
Пост для православного человека - это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище . Пост телесный необходим для совершения поста духовногои душевного, все они в своем объединении образуют пост истинный , способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища - мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и неподогретое питьё (иногда называется сухоядением). В Русской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года.
Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: "Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа". В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.
Сплошные седмицы
(по церковнославянски седмицей называется неделя
- дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и
пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом
или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие:
1. Святки - с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.
2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого Поста.
3. Сырная - неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца,
рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.
5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).
Однодневные посты
, кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без
рыбы, но разрешается пища с растительным маслом):
1. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января, день накануне
праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя
для принятия великой святыни - Агиасмы - крещенской Святой воды, для
очищения и освящения ею на предстоящем празднике.
2. Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. В этот день
установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и
беззаконного его убиения Иродом.
3. Воздвижение Креста Господня - 27 сентября. Этот день напоминает нам о
печальном событии на Голгофе, когда "нашего ради спасения" пострадал на
Кресте Спаситель рода человеческого. И потому день сей нужно проводить в
молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.
МНОГОДНЕВНЫЕ ПОСТЫ:
1. Великий Пост или Святая Четыредесятница.
Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из
Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей
Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого
Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной
жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа.
Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.
Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются
рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные
седмицы - Святки, Мытаря и фарисея, масленицу . После Святок по средам и
пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни
недели можно есть мясо), наступающей после "Недели мытаря и фарисея"
("неделя" по-церковнославянски означает "воскресенье"). В следующую,
после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и
пятницу, но еще разрешено растительное масло. Понедельник - пища с
маслом, среда, пятница - холодная без масла. Установление это имеет цель
постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом
мясо разрешается в "Неделю мясопустную" - воскресенье перед масленицей.
В следующую седмицу - сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца,
рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий
пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в
последний день масленицы - прощеное воскресенье. Этот день еще называют
"Неделей сыропустной".
Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы
Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник)
установлена высшая степень поста - полное воздержание от пищи
(благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи
и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу
- холодная пища без масла, вторник, четверг - горячая пища без масла
(овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается
растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого
виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память
великому святому (со всенощным бдением или полиелейной службой
накануне), тогда во вторник и четверг - пища с растительным маслом,
понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла. Справиться о
праздниках можно в Типиконе или Следованной Псалтири. Рыба разрешается
два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если
праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье, В
Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная
икра, В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до
выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали
пищи).
Светлая седмица (неделя после Пасхи) - сплошная - скоромное разрешается
во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до
Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя
между Троицей и Петровым постом - сплошная.
2. Петров или Апостольский пост.
Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и
заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру
и Павлу, Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что
святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем
странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы.
Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня
празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный - 6
недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и
пятницы. Понедельник - горячая пища без масла, среда и пятница - строгий
пост (холодная пища без масла). В остальные дни - рыбные, крупяные,
грибные блюда с растительным маслом. Если случится память великому
святому в понедельник, среду или пятницу - горячая пища с маслом. На
праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.
В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед)
среда и пятница - дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут
праздники великого святого со всенощным бдением или полиелейной службой
накануне, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и
пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.
3. Успенский пост (с 14 по 27 августа).
Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь,
готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же,
духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к
посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби.
Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому.
Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а
если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день
также рыбный. Понедельник, среда, пятница - холодная пища без масла,
вторник и четверг - горячая пища без масла, суббота и воскресенье - пища
с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память
великого святого, тогда во вторник и четверг - горячая пища с маслом,
понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла.
Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста
до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний
мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни
двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и
пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники
памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой
накануне.
4. Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).
Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в
это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили
явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак
того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа
(27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста
до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм
Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на
понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти
святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2
января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В
предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни
Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается
только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6
января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой
вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво - вареные
в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях
сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова "сочиво" и
происходит название этого дня - сочельник. Сочельник есть еще и перед
праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не
вкушать пищи до принятия Агиасмы - крещенской святой воды, освящать
которую начинают уже в сам день сочельника.
Общая продолжительность поста - 48 дней. Он начинается в понедельник, за семь недель до Пасхи и заканчивается в субботу, перед праздником Пасхи.
Первую неделю поста проводят с особой строгостью. В первый день принято полное воздержание от пищи. Затем, со вторника по пятницу, разрешено сухоядение (кушают хлеб, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пьют воду), а в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.
Во вторую-шестую недели Великого поста на понедельник, среду и пятницу установлено сухоядение, во вторник и четверг допускается горячая пища без масла, а в субботу и воскресенье - горячая с маслом.
Во время Страстной седмицы (последней недели поста) предписано сухоядение, причем в пятницу нельзя кушать до выноса плащаницы.
В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) (если он не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи) разрешено употреблять в пищу рыбу. В Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем) можно кушать рыбную икру.
Начинается в понедельник на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы), а заканчивается всегда 11 июля (включительно). В 2016 году он длится 15 дня.
В Петров пост во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в понедельник - горячая пища без масла, а в среду и пятницу - сухоядение.
В праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).
В период Успенского поста в понедельник, среду и пятницу разрешено сухоядение, во вторник и четверг - горячая пища без масла, в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.
В праздник Преображение Господне (19 августа) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).
В период с 28 ноября до праздника святителя Николая (19 декабря включительно) в понедельник допускается горячая пища без масла, во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в среду и пятницу - сухоядение.
С 20 декабря по 1 января во вторник и четверг уже запрещено кушать рыбу, вместо этого допускается горячая пища с маслом. Остальные дни остаются без изменений.
Со 2 по 6 января в понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, во вторник и четверг - горячая пища без масла, в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.
В Рождественский сочельник (6 января) нельзя кушать до появления на небе первой звезды, после чего принято употреблять в пищу сочиво - вареные в меду зерна пшеницы либо отварной рис с изюмом.
В праздники Введение Богородицы во храм (4 декабря) и святителя Николая (19 декабря) по понедельникам, средам и пятницам можно употреблять в пищу рыбу.
Неподвижная часть церковного календаря - это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.
Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней.
Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.
Далее представлены наиболее значимые для православного христианина события - так называемые Двунадесятые праздники и Великие праздники. Хотя православная церковь отмечает праздники по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты в Календаре для удобства указаны согласно общепринятому светскому календарю нового стиля.
Православный календарь на 2016 год:
Непереходящие праздники:07.01 - Рождество Христово (двунадесятый)
14.01 - Обрезание Господне (великий)
19.01 - Крещение Господне (двунадесятый)
15.02 - Сретение Господне (двунадесятый)
07.04 - Благовещение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
21.05 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
22.05 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
07.07 - Рождество Иоанна Предтечи (великий)
12.07 - Святых перв. апостолов Петра и Павла (великий)
19.08 - Преображение Господне (двунадесятый)
28.08 - Успение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
11.09 - Усекновение главы Иоанна Предтечи (великий)
21.09 - Рождество Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
27.09 - Воздвижение Креста Господня (двунадесятый)
09.10 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
14.10 - Покров Пресвятой Богородицы (великий)
04.12 - Введение во храм Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
19.12 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
Дни особого поминовения усопших
05.03 - Вселенская родительская суббота (суббота перед неделей о
Страшном Суде)
26.03 - Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста
02.04 - Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста
09.04 - Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста
10.05 - Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе)
09.05 - Поминовение усопших воинов
18.06 - Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей)
05.11 - Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 8 ноября)
О ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКАХ:
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ
В богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице .
По времени празднования двунадесятые праздники разделяются на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Первые постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, вторые каждый год падают на разные числа, в зависимости от даты празднования Пасхи .
О ТРАПЕЗЕ В ПРАЗДНИКИ:
По церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления , случившиеся в среду и пятницу, поста нет.
В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом.
В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла , Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.
О ПОСТАХ В ПРАВОСЛАВИИ:
Пост - форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост - ограничение в пище; душевный пост - ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост - борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.
Самое главное - нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост , - учит святитель Иоанн Златоуст, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост - не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.
Великий Пост, святая Четыредесятница (греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima) - период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи , важнейший из многодневных постов. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей .
Пост для православного человека - это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище . Пост телесный необходим для совершения поста духовногои душевного, все они в своем объединении образуют пост истинный , способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища - мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и неподогретое питьё (иногда называется сухоядением). В Русской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года.
Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: "Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа". В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.
Сплошные седмицы
(по церковнославянски седмицей называется неделя
- дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и
пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом
или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие:
1. Святки - с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.
2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого Поста.
3. Сырная - неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца,
рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.
5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).
Однодневные посты
, кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без
рыбы, но разрешается пища с растительным маслом):
1. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января, день накануне
праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя
для принятия великой святыни - Агиасмы - крещенской Святой воды, для
очищения и освящения ею на предстоящем празднике.
2. Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. В этот день
установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и
беззаконного его убиения Иродом.
3. Воздвижение Креста Господня - 27 сентября. Этот день напоминает нам о
печальном событии на Голгофе, когда "нашего ради спасения" пострадал на
Кресте Спаситель рода человеческого. И потому день сей нужно проводить в
молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.
МНОГОДНЕВНЫЕ ПОСТЫ:
1. Великий Пост или Святая Четыредесятница.
Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из
Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей
Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого
Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной
жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа.
Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.
Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются
рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные
седмицы - Святки, Мытаря и фарисея, масленицу . После Святок по средам и
пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни
недели можно есть мясо), наступающей после "Недели мытаря и фарисея"
("неделя" по-церковнославянски означает "воскресенье"). В следующую,
после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и
пятницу, но еще разрешено растительное масло. Понедельник - пища с
маслом, среда, пятница - холодная без масла. Установление это имеет цель
постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом
мясо разрешается в "Неделю мясопустную" - воскресенье перед масленицей.
В следующую седмицу - сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца,
рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий
пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в
последний день масленицы - прощеное воскресенье. Этот день еще называют
"Неделей сыропустной".
Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы
Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник)
установлена высшая степень поста - полное воздержание от пищи
(благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи
и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу
- холодная пища без масла, вторник, четверг - горячая пища без масла
(овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается
растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого
виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память
великому святому (со всенощным бдением или полиелейной службой
накануне), тогда во вторник и четверг - пища с растительным маслом,
понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла. Справиться о
праздниках можно в Типиконе или Следованной Псалтири. Рыба разрешается
два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если
праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье, В
Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная
икра, В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до
выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали
пищи).
Светлая седмица (неделя после Пасхи) - сплошная - скоромное разрешается
во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до
Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя
между Троицей и Петровым постом - сплошная.
2. Петров или Апостольский пост.
Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и
заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру
и Павлу, Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что
святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем
странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы.
Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня
празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный - 6
недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и
пятницы. Понедельник - горячая пища без масла, среда и пятница - строгий
пост (холодная пища без масла). В остальные дни - рыбные, крупяные,
грибные блюда с растительным маслом. Если случится память великому
святому в понедельник, среду или пятницу - горячая пища с маслом. На
праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.
В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед)
среда и пятница - дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут
праздники великого святого со всенощным бдением или полиелейной службой
накануне, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и
пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.
3. Успенский пост (с 14 по 27 августа).
Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь,
готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же,
духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к
посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби.
Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому.
Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а
если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день
также рыбный. Понедельник, среда, пятница - холодная пища без масла,
вторник и четверг - горячая пища без масла, суббота и воскресенье - пища
с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память
великого святого, тогда во вторник и четверг - горячая пища с маслом,
понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла.
Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста
до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний
мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни
двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и
пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники
памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой
накануне.
4. Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).
Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в
это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили
явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак
того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа
(27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста
до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм
Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на
понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти
святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2
января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В
предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни
Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается
только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6
января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой
вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво - вареные
в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях
сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова "сочиво" и
происходит название этого дня - сочельник. Сочельник есть еще и перед
праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не
вкушать пищи до принятия Агиасмы - крещенской святой воды, освящать
которую начинают уже в сам день сочельника.
— прекрасное время, когда можно забыть о хлопотах и повеселится. А православные христиане в 2016 году, помимо общегосударственных торжеств, готовятся и к религиозным датам.
Какие памятные даты отмечаются по церковному календарю и что они означают?
В православном календаре с праздничными днями на 2016 год первыми по главенству идут Рождество и Пасха, далее Двунадесятые праздники – 12 знаменательных чисел, расположенных по старшинству после Рождества и Воскресения Христа.
Православный календарь постов с праздничными днями
Непереходящие праздники:
14.01 — Обрезание Господне (великий)
15.02 — Сретение Господне (двунадесятый)
21.05 — Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
22.05 — Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
07.07 — Рождество Иоанна Предтечи (великий)
12.12 — Святых перв. апостолов Петра и Павла (великий)
19.08 — Преображение Господне (двунадесятый)
28.08 — Успение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
11.09 — Усекновение главы Иоанна Предтечи (великий)
21.09 — Рождество Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
27.09 — Воздвижение Креста Господня (двунадесятый)
09.10 — Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
14.10 — Покров Пресвятой Богородицы (великий)
04.12 — Введение во храм Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
19.12 — Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
Переходящие праздники:
07.02 — Собор новомучеников и исповедников Российских
14.02 — Неделя о Закхее-мытаре
21.02 — Неделя о мытаре и фарисее
28.02 — Неделя о блудном сыне
06.03 — Неделя о Страшном Суде
07.03 — Седмица сырная
13.03 — Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье
20.03 — Торжество Православия
27.03 — Неделя 2-я Великого поста, свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского
03.04 — Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная
10.04 — Неделя 4-я Великого поста, прп. Иоанна Лествичника
17.04 — Неделя 5-я Великого поста, прп. Марии Египетской
23.04 — Лазарева суббота (суббота 6-й седмицы Великого поста)
24.04 — Вход Господень в Иерусалим (двунадесятый)
25.04 — Великий Понедельник
26.04 — Великий Вторник
27.04 — Великая Среда
28.04 — Великий Четверг. Тайная Вечеря
29.04 — Великая Пятница. Распятие Христа
30.04 — Великая Суббота. Сошествие Христа во ад
08.05 — Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха). Воспоминание уверения ап. Фомы
15.05 — Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц
22.05 — Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном
29.05 — Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке
05.06 — Неделя 6-я по Пасхе, о слепом
09.06 — Вознесение Господне (40-й день по Пасхе, двунадесятый)
12.06 — Неделя 7-я по Пасхе, свв. отцев I Вселенского Собора
20.06 — День Святого Духа (первый понедельник по Пятидесятнице)
26.06 — Неделя 1-я по Пятидесятнице, всех святых
03.07 — Неделя 2-я по Пятидесятнице, всех святых, в земле Российской просиявших
:
05.03 — Вселенская родительская суббота (суббота перед неделей о Страшном Суде)
26.03 — Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста
02.04 — Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста
09.04 — Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста
18.06 — Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей)
09.05 — Поминовение усопших воинов
Зимние праздники
В первый месяц зимы празднуется Введение в храм Пресвятой Богородицы (4 дек), а новый год начинается у православных с Рождества Христова (7 янв по н.с.) Это один из основных праздников в христианском мире. Красота и торжественность отличают начало нового года. В память о евангельском древе наряжают елки, украшают свечами. Строгий пост, то есть абсолютное воздержание от еды, соблюдается в Канун Рождества. Постятся православные до «первой звезды». Звезда, которая этой ночью первой зажжется на небе, напоминает о звезде, возвестившей о рождении Спасителя в Вифлееме.
19 января чествуют Крещение Христа в водах Иордана. Хоть Иоанн отказывался крестить Спасителя, так как был убежден, что простой смертный недостоин такой чести. Однако Христос не стал ставить себя выше остальных людей и смиренно прошел обряд вместе с остальными людьми. Последний зимний праздник по церковному календарю Сретение Господне (15 февр.)
Весенние даты
В марте и апреле христиане соблюдают Великий пост, а 7 апреля отмечают Благовещенье Пресвятой Богородицы . В том же месяце идет Вход Господен в Иерусалим (26 апр.) Этот Великий праздник также называется Вербное Воскресение. Также это дата окончания Великого поста.
Пасха. Светлое Христово Воскресенье (1 мая)
Пасха – это день Воскресения из мертвых, самая суть христианства. В еврейском календаре Пасха символизирует освобождение от рабства в Египте, а для христиан это освобождение от рабства смерти. Пасха напоминает о Царствии Небесном для всех праведников.
Православные праздники летом
В теплой половине 2016 года отмечается Вознесение Господне (9 июня). Следом идет День Святой Троицы. Пятидесятница (19 июня) В Троицу празднуется десятый день вознесения Иисуса на небеса, и пятидесятый после Воскресения Христова. По преданию, Святой Дух явился апостолам и благословил их распространять учение Христа по всему миру. Троица символизирует начало становления Царства Божия на Земле.
В разгар лета будет Рождество Иоанна Предтечи (7 июля) и День Первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля). 19 августа день Преображения Господня , а завершает летние торжества Успение Пресвятой Богородицы (28 авг.)
Осень в православном календаре
Осень — пора сбора урожая и завершающий этап года. Первая дата и одновременно пост — Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сент.) 21 сентября идет Рождество Пресвятой Богородицы , а 27 — Воздвижение Креста Господня . После распятия Спасителя на протяжении нескольких десятилетий императоры Рима предпринимали попытки уничтожить даже память о Воскресении. Поэтому крест на Голгофе был засыпан землей, а на месте распятия Христа было воздано языческое капище. Но позже император Константин, принявший христианство приказал снести капище, отыскать и сохранить крест, на котором был распят Иисус. В память об этих событиях и возник День Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Последняя осенняя дата христиан Покров Пресвятой Богородицы
(14 окт.)
Этот день символизирует покровительство Богородицы над всеми верующими. Дарит веру в то, что молитва и покров Божьей Матери простирается над всеми людьми. Призван дарить надежду на спасение всем, кто обращается к Богу, независимо от местоположения человека и обстоятельств, окружающих его.