Гелий михайлович коржев - чувелев. Гелий коржев: имею право Триптих коммунисты коржев

Каждый, кому пришлось хотя бы один раз увидеть картины молодого московского художника Г. Коржева, - забыть их не сможет. От них не отойдешь, не отделаешься мимолетным взором. Они властно приковывают к себе, волнуют душу, заставляют размышлять...
...Серое, изможденное, изрезанное глубокими морщинами лицо рабочего в картине «Поднимающий знамя» сразу останавливает зрителя. Начинаешь вглядываться в изображенное, и перед тобой оживает история борьбы рабочего класса.
Из холодеющих рук убитого знаменосца революционную эстафету принял другой. Алое полотнище знамени еще распростерто на каменной мостовой, настороженно пригнулся к земле рабочий... Но мы верим, что через мгновение - знамя гордо взовьется на затихшей улице, сомкнутся ряды демонстрантов.
Не просто эпизод борьбы изобразил художник в этой картине, хотя ей нельзя отказать в достоверности или убедительности решения. Картина полна глубокого философского смысла.
«Поднимающий знамя» - это образное воплощение борьбы рабочего класса за торжество высшей справедливости, за победу коммунистических идей.
Коржев очень немногословен, сдержан. Композиции его картин просты, в них нет нарочитости, сочиненности, он умеет в самом обычном, повседневном подметить характерное, важное. От конкретных жизненных фактов он идет к большим обобщениям.
Искусство Коржева глубоко современно. Но современность художника определяется не внешней похожестью на сегодняшний день. Современность его образов - это в первую очередь жизненная сила мыслей художника, это смелое раздумье о своем времени. Это пафос века, страсть гражданина - сына своей страны.
Картины Коржева захватывают нас своей страстностью, публицистичностью. Каждое полотно - это крайнее напряжение духовных и физических сил, это активное вторжение в жизнь, это пафос утверждения достоинства советского человека.
В своих работах Коржев стремится к простоте композиционного решения, к значительности каждой детали. Иногда его картины напоминают кинокадры, по мановению художника остановленные на полотне. Но это не исключает эмоциональной силы воздействия его картин, их притягательной способности.
Смелый обрез фигур, высокий горизонт в картине «Поднимающий знамя», максимальное приближение к зрителю главного героя - все это помогает художнику придать особую выразительность, показать неистребимую волю рабочего к победе, желание бороться до конца. Фигура рабочего, словно вырастающего из земли, дышит такой упругой силой, заключает в себе такой заряд энергии, что не остается сомнений - ее нельзя согнуть или сломать.
В картинах Коржева выразителен также и цвет. Он лишен, правда, живописных «красот» и не ласкает глаз, однако дымно-серые, коричневато-сизые краски обладают той же неистовой напряженностью, которая чувствуется в картине в целом. Красное знамя, грязно-бурая мостовая, прорезанная холодным металлом трамвайных рельсов, серое лицо убитого - все эти цвета полны глубокого значения, подчинены раскрытию идейного смысла картины.
Картина боковой части триптиха - «Интернационал» - переносит нас в другую эпоху, сталкивает лицом к лицу с безвестными героями гражданской войны.
...На опаленной знойными лучами солнца, высохшей земле стоят тесно прижавшись друг к другу два бойца. Почти весь отряд погиб. В живых остались двое - знаменосец и трубач. Они встречают приближающихся врагов исполнением пролетарского гимна. Глубокая вера в дело революции до последнего момента определяет их поведение. Художник рассказывает о героизме рядовых бойцов революции без пафоса и театральности. Героическое всегда выступает у него в скромном облике почти бытового действия, герои и не подозревают исторического величия их дел. Картинам Коржева свойственна некоторая недосказанность - зритель имеет возможность думать, размышлять.
В картине «Поднимающий знамя» мы не видим рабочих отрядов и жандармов, в «Интернационале» нет наступающих врагов, тем не менее мы безошибочно ощущаем твердую поступь рабочих колонн демонстрантов в первой картине, слышим приближение вражеских отрядов во второй.
Третья картина этой серии - «Гомер».
...Рабочая студия. Вчерашний боец в обмотках, военной гимнастерке и кожанке лепит бюст великого греческого певца Гомера. Трудно, непривычно для него искусство скульптуры; но столько желания и любви к делу, столько упорства в достижении цели проявляет он сейчас, что мы верим - он добьется своего. Революция раскрыла перед народом великие сокровища искусства, приобщила трудящихся к высотам духовной культуры. Разве во имя этого не стоило бороться, отдавать свою жизнь? Эта картина воспринимается как итог, как логическое завершение всей серии.
Три картины Коржева - это как бы три периода революционной борьбы русского рабочего класса. Массовые политические демонстрации и баррикадные бои 1905 года, гражданская война и сложнейшие задачи культурной революции... Это история. Но художник воспринимает ее с подлинно современных гражданских позиций. Вот почему его картины так волнуют нас, так близки и дороги нашему сердцу.
Молодой художник Гелий Михайлович Коржев уже снискал широкое признание у зрителей.
На последней Всесоюзной выставке не было художника, о чьих произведениях посетители писали бы охотнее, больше и теплее. Высокая оценка ко многому обязывает.
Коржев неутомимо и настойчиво работает. В последние годы им написаны картины «Художник», «Уличный певец», «В пути». Сейчас он думает о создании произведений посвященных образу современника, красоте нашей жизни.
Требовательность, взыскательность к себе, честность и принципиальность по отношению к товарищам, огромная работоспособность - залог его дальнейших успехов.

Выставка Гелия Коржева (1925-2012) в Третьяковской галерее стала одним из самых ожидаемых проектов года, звучащих остро и полемически в ситуации сегодняшнего дня. Творчество этого мастера невольно стоит особняком, не до конца понятое современниками и не вполне оцененное потомками. Между тем оно способно дать ключ к осмыслению истории отечественного послевоенного искусства, в том числе в контексте мирового искусства второй половины ХХ века. Ретроспектива такого масштаба впервые экспонируется на родине живописца, давая возможность открыть его искусство во всем многообразии, сложности и глубине, а каждому заинтересованному зрителю - увидеть «своего» Коржева. На выставке собраны главные части творческого наследия мастера из музейных и частных коллекций, хранящиеся ныне в России и Америке. Впечатляет широкий временной охват экспозиции, представляющей весь путь Коржева-живописца: от работ 1940-х годов, написанных в эвакуации учеником художественной школы, до картин, созданных зрелым мастером в уединении мастерской в последние годы жизни. Между тем, в анфиладе выставочных залов творческая биография Коржева показана не в хронологически последовательном развитии, но в динамичном, эмоционально захватывающем зрителя движении от раздела к разделу, в ходе которого раскрываются главные темы и образы, определяющие характер его искусства.

Как отмечал Коржев, ключевую роль в формировании мировоззрения его поколения оказала война. «Я поступил в художественную школу в августе 1939 года, а 1 сентября в Европе началась война. <...> Мы - поколение, пронизанное войной. Часть из нас воевали, часть нет. Но мы все воспитывались в этой атмосфере», - говорил он в одном интервью. Эта тема стала одной из ключевых в творчестве художника, определив драматический, а порой и конфликтный характер его произведений.

Выставку открывает картина «Следы войны» (1963-1964, ГРМ) - одно из самых пронзительных произведений цикла «Опаленные огнем войны». В свое время художнику довелось выслушать немало нареканий в связи с этой столь дорогой для него работой. Не являясь портретом в прямом смысле слова, это полотно представляет, по мысли Коржева, собирательный образ, «лицо войны». Изображение солдата с изувеченным лицом взято строго анфас на нейтральном светлом фоне и воспроизводит - в монументальном ключе - композицию фотографии на документ. Взгляд живописца соотносится здесь с объективом фотокамеры, точно и бесстрастно фиксирующей видимую реальность. Но сколь далек здесь художник от позиции стороннего наблюдателя, лишь констатирующего факт! В самом выборе героя, его масштабном укрупнении, строгой и серьезной ситуации, в которой он явлен зрителю, дано авторское видение темы. Показанное художником увечье солдата, более всего задевшее критиков в монументальном образе героя, трактовано пластически ясно и убедительно, но без лишних физиологических подробностей. О границах допустимого в искусстве Коржев так размышлял впоследствии: «Мне кажется, что не стоит ошеломлять людей безысходностью, страхом, ужасом и уродством. Подобные темы не годятся для искусства. Трагическое и ужасное можно изображать при одном условии, что вы как автор преодолеете это и приблизитесь опять к человеческому».

Нечто подобное мы найдем и в картине «Мать» (1964-1967, ГТГ), где невыносимую боль утраты разделяет художник - сочувствующий и сопереживающий. Таков вообще взгляд Коржева, раскрывающийся в его лучших произведениях, будь то композиции военного цикла или картины на современный сюжет, натюрморты, ню или библейские сцены.

В этой гуманистической направленности творчества заключена одна из принципиальных особенностей искусства Коржева, выделяющая его среди других крупнейших мастеров фигуративной живописи второй половины ХХ века: Фрэнсиса Бэкона или Люсьена Фрейда. Сомасштабность творческой личности Коржева широко признанным реалистам Запада становится сегодня особенно очевидной в ходе знакомства с ретроспективой, впервые столь полно показывающей его художественное наследие.

Вслед за картинами серии «Опаленные огнем войны» зрителю открываются произведения, ставшие знаковыми для своего времени и ключевыми в творческой биографии живописца: композиция «Влюбленные» (1959, ГРМ) и триптих «Коммунисты» (1957-1960, ГРМ). Здесь впервые - ясно и определенно - прозвучал новаторский язык искусства Гелия Коржева.

Эти работы обозначили его лидерство в поколении художников, открывавших новые пути в конце 1950-х - 1960-е годы, в эпоху «оттепели», на волне общественного подъема в стране, победившей угрожавший миру фашизм. Тяготы и лишения, пережитые в Великую Отечественную войну, привели к осознанию непреходящей ценности жизни, разворачивающейся здесь и сейчас, мирного неба над головой, простых человеческих радостей и переживаний. В литературе, кино, изобразительном искусстве происходит своеобразная «реабилитация реальности». Стремление к правде становится знаменем целого поколения мастеров.

«Влюбленные» и «Коммунисты» принадлежат к числу произведений, с которых ведет свой отсчет «суровый стиль», ставший одним из важнейших художественных явлений эпохи. В противовес жанровой или сугубо лирической разработке сюжета, которая отличает ряд предшествующих произведений Коржева 1950-х годов, здесь найдено то соответствие темы и ее воплощения, которое отвечает духу и проблематике большой картины. Но путь к ней был непростым. Позднее Коржев вспоминал: «В картине "Влюбленные" есть отзвук войны. Она создавалась очень мучительно. Мне представилась сцена: берег моря, две фигуры, мотоцикл. Это как-то увиделось сразу. Но кто эти люди, какая их биография - я не знал. И композиция не завязывалась. Случайно я разговорился с одним уже немолодым человеком, который был скромным лаборантом в одном институте. Он рассказал о себе, о своей жизни. Совсем молодым человеком, почти мальчиком, он ушел на гражданскую войну, потом организовывал колхозы. Когда началась Вторая мировая война, ушел добровольцем в ополчение, был ранен. И вот жизнь этого человека, так тесно переплетенная с жизнью России, показалась мне интересной и значительной. Я понял, что такой человек мне близок и дорог, и он стал моим героем в картине. Мой замысел наполнился смыслом, появилось содержание, и картина ожила». Неожиданное, отнюдь не историко-бытовое решение находит Коржев для полотен триптиха «Коммунисты». Их сюжеты отсылают к событиям времен гражданской войны: действующими лицами масштабных композиций выступают рабочие и красноармейцы. Однако степень обобщения и осмысления художником исторического материала не только сопрягает сюжет с определенным периодом в жизни страны, но и позволяет увидеть его в широкой исторической перспективе. Героика гражданской войны находит параллели в недавнем прошлом - в событиях Великой Отечественной войны, современником которой довелось быть художнику. А сама тема подвига, решительного и волевого поступка переводит повествование на иной уровень, раскрывая вневременной ракурс изображенного.

Сам художник наиболее удачными считал центральную и левую части триптиха «Коммунисты». «Поднимающий знамя» (1960) - одно из главных произведений Гелия Коржева, в котором воплощено его программное кредо. Здесь мастерски достигнуто столь значимое в решении большой картины единство формы и содержания. Момент волевого усилия, грозной решимости для поступка, меняющего ход событий, передан Коржевым в пластическом строе композиции. Масштаб полотна и фигуры героя, выбор крупного плана, компоновка сцены по принципу кинокадра, фактурная осязательность изображенного, пронизывающая всю материю, позволяют живописцу найти ту форму, которая переносит художественное действие из сферы повествования в область экзистенции. Это и есть то редкое качество, которое отличает лучшие произведения выдающихся мастеров исторической живописи. Не случайно Валерий Турчин, один из ушедшей ныне плеяды искусствоведов-универсалов, указал на определенные параллели в творчестве художника с наследием Василия Сурикова и высказал предположение о том, что Гелий Коржев едва ли не единственный из своего поколения, кто столь полно воспринял значение и суть национальной живописной традиции.

Искусство Коржева в картинах разных десятилетий дает пример философского взгляда на историю. Как никто другой среди художников послевоенной эпохи, он отразил переломные моменты российской действительности ХХ века, представил войну во всей сложности и трагизме, показал ее следы и неизжитое наследие в судьбах людей и страны.

«Облака 1945 года» (1980-1985, ГТГ) - одна из таких картин-размышлений. Ее герои - инвалид войны и пожилая женщина, одетая в темный траурный наряд, - погружены в себя, захвачены воспоминаниями о прошлом. Открывающийся за фигурами первого плана панорамный пейзаж - с широким лугом и раскинувшимся над ним мирным небом - переносит повествование в день сегодняшний. «Война кончилась. Он без ноги, но счастлив - облака, травой пахнет: жизнь победила», - так комментировал картину Коржев. Отраженное здесь время - исторически-конкретное, его поступательное движение неумолимо. Но минувшее, обращенное вспять, вновь оживает в памяти поколений. Найденное в этой композиции художественное воплощение метафоры времени - прошлого, настоящего и будущего в их сложном взимодействии - позволяет говорить о глубоком постижении Коржевым духа истории. Не сводимо к простому пересказу сюжета и содержание картины «Беседа» (1975-1985, ГРМ). История появления замысла композиции связана с несостоявшимся официальным заказом. Для оформления зала вручения наград Дома Правительства Российской Федерации в Москве предполагалось создать ансамбль из пяти масштабных работ. Однако представленные Коржевым первоначальные варианты настолько смутили неожиданностью сюжета и трактовки, что заказ передали А.А. Мыльникову, под руководством которого был исполнен цикл гобеленов. В дальнейшем Коржев продолжил работу над композицией картины «Беседа», не будучи скованным рамками государственного заказа. Созданное им произведение не укладывается в нормы общепринятых представлений о том, как подобает изображать народ и власть. И в этом являет собой пример исключительный, созданный к тому же на излете советской эпохи.

Восьмидесятые годы стали важным рубежом в жизни страны: запущенное под знаменем перестройки движение за обновление советской власти привело, напротив, к ее краху. Новые времена кому-то открыли дорогу, кого-то поставили в тупик. Тяжело и мучительно переживал художник этот период. Убеждения и идеалы зрелого мастера и противоречащая им действительность - одна из драматических коллизий в судьбе Гелия Коржева в постсоветский период. Завершив руководство Союзом художников РСФСР в 1976 году, а в 1986-м - преподавательскую деятельность, он постепенно свел до минимума общественное присутствие, ограничив личное общение семьей и кругом ближайших друзей. Творчеству - главному делу жизни - были отныне посвящены его труды и дни.

Коржев оказался в молчаливой оппозиции к новому режиму. В подтверждение своей принципиальной позиции художник отказался принять государственную награду, присужденную ему Правительством Российской Федерации в конце 1990-х годов. В объяснительной записке он мотивировал свое решение: «Я родился в Советском Союзе и честно принимал идеи и идеалы того времени. Сегодня это признано исторической ошибкой. Ныне в России существует общественное устройство, прямо противоположное тому, в котором я сформировался как художник. И принятие государственной награды будет означать для меня признание в лицемерии всего моего творческого пути. Прошу с пониманием отнестись к отказу».

Зрелый мастер не стремился выступать открыто с критикой политического и общественного устройства современной России (это и не является делом художника), но его личный взгляд и оценка действительности нашли отражение в произведениях последних десятилетий. Свои раздумья Коржев доверял не только холстам, но и бумаге: дневникам, которые вел на протяжении почти всей жизни, и рукописям, содержащим размышления о проблемах искусства, современной культуры и общества. Эти тексты, не предназначавшиеся для публикации, равно как и дневниковые записи, остаются почти неизвестными, составляя обширный архив художника, хранимый наследниками.

Уход от общественной деятельности и уединенная работа в мастерской в последние десятилетия жизни позволили Коржеву реализовать едва ли не все свои творческие замыслы с исчерпывающей полнотой высказывания. А это ли не счастье для художника?

На судьбе творческого наследия Гелия Коржева очевидным образом сказалось то, что биография мастера волею обстоятельств была разделена на две части. Большинство его масштабных полотен советского периода вошли в свое время в собрания Русского музея, Третьяковской галереи, ряда региональных художественных музеев, став знаковыми произведениями в постоянных экспозициях.

Другая часть наследия, столь же принципиальная для понимания искусства Коржева, находится в частных институциях и личных коллекциях по всему миру. Масштабные произведения последних трех десятилетий жизни мастера, а также ранние вещи, эскизы, этюды и варианты композиций остаются почти неизвестными широкой зрительской аудитории. Многие значимые работы Коржева были вывезены из России, не будучи ни разу выставленными на родине художника.

Настоящий проект дает счастливую возможность увидеть вместе разрозненные части художественного наследия, раскрывая искусство мастера во всей его сложности и полноте.

Характеризуя свой стиль и метод в искусстве, Коржев называл его социальным реализмом, подчеркивая важность и первого, и второго слова в этом определении. Оглядываясь в прошлое, он размышлял: «Соцреализм неправильно назван. Нужно было назвать социальным реализмом. Социализм направлен на политику, а должен быть направлен на социальные вопросы общества. Тогда он будет силен». Именно к такому реализму стремился Гелий Коржев. Не случайно в момент трагического внутреннего неприятия окружающей российской действительности художник не переставал думать о человеке, его нынешнем порой плачевном состоянии и потенциальных возможностях. В интервью 2001 года Коржев так охарактеризовал свою социальную позицию в искусстве: «Люди, определяющие ход дел в стране, по выражению Экзюпери, мне глубоко несимпатичны. Те процветающие круги, которые вышли сейчас на арену, мне неинтересны, и я как художник не вижу ни малейшего смысла исследовать эту часть общества. Но мне интересны люди, которые, наоборот, выпадают из этой обоймы. "Лишние люди" - сегодня это довольно-таки широкий круг. Люди отверженные, словно выброшенные из жизни и невостребованные нынешней эпохой... Их судьба, их внутренняя борьба мне интересна. Они для меня представляют подлинный предмет искусства». Так в творчестве живописца появляются картины с новыми героями, воплотившими социальную проблематику сегодняшнего общества: «Встань, Иван!» (1995, Институт русского реалистического искусства), «Адам Андреевич и Ева Петровна» (1996-1998, частное собрание, Москва), «Лишенная родительских прав» (2006, Институт русского реалистического искусства).

Современная жизнь, окружавшая мастера в последние десятилетия творчества, не давала поводов для создания произведений подлинно героических, воплощающих дерзания человеческого духа. Люди как будто измельчали, занятые суетными интересами, удовлетворением личных амбиций и потребностей. Так, логично и одновременно случайно из образа фантастического существа, придуманного Коржевым по просьбе внука, родилась обширная серия «Тюрлики» (по словам самого художника, «название условное и труднообъяснимое»). Главными действующими лицами этого цикла выступают мутанты всех мастей: полузвери, полуптицы, наделенные людскими пороками и слабостями. Острота и неожиданное звучание серии были столь ошеломительными, что в какой-то момент способствовали сближению творчества Коржева с поисками художников из чуждого ему лагеря актуального искусства. Избранные вещи серии и ряд картин о Дон Кихоте были показаны в 1993 году в галерее «Риджина». Однако дальше одной выставки, развернутой на территории, традиционно принадлежащей искусству иной творческой направленности, дело не пошло. Несомненно, Коржев слишком значителен, чтобы быть апроприированным приверженцами актуального искусства.

Тем интереснее опыты саморефлексии в зрелом творчестве художника, например, в его серии обнаженных, где Коржев ставит перед собой необычную задачу - изобразить женское тело в определенных исторических и социальных реалиях советской эпохи. Шедевром в ряду подобных композиций стала картина «Маруся» (1983-1989, частное собрание, США). Не менее впечатляет и другая работа мастера - «Натюрморт с серпом и молотом» (2004, частное собрание, США), - возвращающая в поле реальности отвлеченные символы советской эпохи.

Вообще натюрморт занимает в творчестве Коржева особое место. Он важен как жанр, в котором художник работал много и охотно, решая здесь композиционные и смысловые задачи картинной формы. Для себя живописец обозначал их так: «Нужно подумать о психологическом натюрморте. Необходимо найти и новый подход к трактовке. Например, сильная светотень и обязательно искусственный свет, хорошо бы огонь живой (свеча, фонарь керосиновый).

Предметы человеческие, книга, чайник, корзина, тряпочки и пр., пр. Но главное определить состояние человека, чьи вещи будут изображены, его дела, мысли, характер жизни, и даже то, что могло случиться за некоторое время до того, как увидел зритель».

Впечатляющие своей материальной убедительностью предметы натюрмортов Коржева: топор и коловорот, ношеные ботинки, ушанка и ватник, глиняные кувшины, простая эмалированная посуда, граненый стакан с молоком на тряпице - отсылают не только к бытовым реалиям советской эпохи, но шире - к традиционному укладу жизни поколений русских людей.

«По своему художественному восприятию я скорее натюрмортист», - говорил о себе Коржев. И действительно, композиционный принцип натюрморта с крупными объемами, вынесенными на первый план, и неглубоким, условно обозначенным за ними пространством он использовал в решении большинства своих масштабных сюжетных полотен, будь то его знаковые произведения 1960-х годов или работы из циклов последних десятилетий.

В период уединенной работы в мастерской по-новому зазвучали в искусстве Коржева сюжеты и образы, связанные с классической литературой. Она всегда занимала одно из важнейших мест в круге интересов живописца. Его нередко характеризуют как художника-мыслителя, драматурга, стремящегося представить не только внешнюю канву действия, но и внутреннюю логику события. В родстве искусства Коржева с литературной традицией видится еще одна черта, позволяющая говорить о своеобразном преломлении и глубоком восприятии художником опыта национальной живописной школы.

Из полутора десятков работ за два десятилетия сложилась коржевская серия, посвященная Дон Кихоту и другим героям бессмертного романа Сервантеса. «Образ этого бесстрашного борца за справедливость меня увлекал со студенческой скамьи, - говорит мастер. - И „виной” тому не только Сервантес, но и наша семья. Отец своей позицией в жизни, своими замыслами и неудачами мне напоминал этого неутомимого правдоискателя. А мама - ну точь-в-точь - Санчо Панса. Да и внешне - высокий стройный отец и вся округлая, невысокая мама - вполне соответствовали литературным персонажам. Но это одна сторона. Конечно же, у меня не было в мыслях создать этаким образом семейный портрет. Тут все сложнее. Мне важно было понять, а затем и передать на холсте благородство, великодушие и готовность к подвигу во имя гуманных целей, которые присущи людям».

По словам Коржева, образ Дон Кихота в русской культуре традиционно воспринимался «всерьез и даже символично». Развивая мысль, высказанную И.С. Тургеневым в статье «Гамлет и Дон-Кихот», художник так трактует идею романа Сервантеса: «Что же будет, если человек, похожий на Христа по своим убеждениям и нравственному уровню, появится в реальной среде».

Не случайно серия о Дон Кихоте предваряет в экспозиции настоящей выставки библейский цикл. Обращение к этой теме, произошедшее после смерти родителей, стало значимым событием в биографии мастера. В трактовке сюжетов Ветхого и Нового Заветов главным для Коржева - художника-мыслителя, умудренного богатым жизненным опытом, - стало выстраивание внутренней логики повествования, исходя из этических и нравственных представлений, определяющих поступки человека. Большинство композиций библейского цикла проникнуто ощущением драматизма свершившегося, происходящего или грядущего события: «Иуда» (1987-1993, частное собрание, США), «Несение креста» (1999; собрание семьи художника, Москва).

Но даже в горе и страданиях, по мысли художника, есть место любви. Глубоко личным чувством наполнена картина «Лишенные рая» (1998, частное собрание, США): Адам несет на руках Еву как величайшую ценность. Столь же далеки от канонов и близки собственным переживаниям живописца другие полотна библейского цикла, например, «Осень прародителей (Адам и Ева)» (1997-2000, частное собрание, США). Не случайно Адам наделен портретными чертами художника Алексея Грицая - близкого друга Коржева. Мудрое смирение героев библейской истории обретается ими не по божественной милости, оно предстает результатом честно прожитой жизни.

Персональная выставка всегда намечает путь к осмыслению творчества художника. В культурном контексте советского и постсоветского времени творческий феномен Гелия Коржева выступает одной из важных доминант эпохи - то явной, то скрытой за бурными политическими событиями российской истории. Создатель особого пластического языка, он сумел дать новую жизнь реалистической традиции и убедительно показал далеко не исчерпанные искусством прошлого выразительные возможности картинной формы. Посвятив много лет преподавательской деятельности и воспитав ряд талантливых художников, Корже в тем не менее не создал своей школы. Ни один из учеников не смог пока превзойти учителя, шагнуть дальше, чем он, в осмыслении традиции большой картины и современных возможностей реалистической живописи. Знакомство с творческим наследием Коржева позволяет задуматься и о проблемах современной культуры: об общественной роли и миссии художника, о нынешнем состоянии и перспективах реалистической школы, о судьбе картины.

Первая масштабная ретроспектива Гелия Коржева в России, собравшая корпус основных произведений мастера, становится пространством для размышлений и оценок, полемических суждений и дискуссий, свидетельствующих об актуальности созданного им искусства.

  1. Из интервью Г.М. Коржева // Частично опубликовано в издании: Raising the Banner: the Art of Geli Korzhev. September 10, 2007 - January 5, 2008: . Minneapolis, 2007. P 74 (Далее: Raising the Banner).
  2. Из интервью Г.М. Коржева // Опубликовано в издании: Raising the Banner. P. 71.
  3. Эта композиция дала название персональной выставке Г.М. Коржева, показанной в Музее русского искусства в Миннеаполисе в 2007-2008 годах.
  4. См.: Turchin V. The Art of Geli Korzhev // Raising the Banner. P. 42-52.
  5. Из интервью Г.М. Коржева // Опубликовано в издании: Raising the Banner. P. 79.
  6. По сообщению И.Г Коржевой, награды, предназначавшиеся для вручения ее отцу, - орден Дружбы и «За заслуги перед Отечеством» - остались в Российской академии художеств.
  7. Raising the Banner. P. 90.
  8. Избранные фрагменты из рукописного наследия Г.М. Коржева впервые опубликованы в каталоге настоящей выставки и в издании: Гелий Коржев: Иконотека / Фонд культурного и исторического наследия Гелия Коржева. - М., 2016.
  9. Из интервью Г.М. Коржева // Опубликовано в издании: Raising the Banner. P. 29.
  10. Стойкость отверженных: [интервью c Г.М. Коржевым] // Завтра. 2001. 31 июля. №31 (400). С. 8.
  11. Цит. по: Зайцев Е.А. http://www.hrono.info/ slovo/2003_04/zai04_03.html
  12. Из архивного наследия Г.М. Коржева. Впервые опубликовано в издании к настоящей выставке: Гелий Коржев. М., 2016. С. 165.
  13. Из интервью Г.М. Коржева // Опубликовано в издании: Raising the Banner. P. 108.
  14. Цит. по: Зайцев Жизнь продолжается [Электронный ресурс] // Слово. 2003. №4. URL: http://www.hrono.info/slovo/2003_04/zai04_03.html (дата обращения: 15.03.2016).
  15. Из интервью Г.М. Коржева // Опубликовано в издании: Raising the Banner. P. 28.
  16. Там же. С. 29.

Гелий Коржев. Народный художник СССР
Живопись «сурового стиля»

Народный художник СССР, действительный член Российской академии художеств Гелий Михайлович Коржев скончался 27 августа на 88-м году жизни. Коржев принадлежит(-ал) к представителям так называемого "сурового стиля" , возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается(-ался) к большим гражданственным темам.


Хохлома и лапти, 1999



2. Беспокойство, 1965

3. Влюбленные, 1959

4. Художник, 1960-1961

5. Адам Алексеевич и Ева Петровна, 1997-1998

6. Свалка, 2007

7. Искушение, 1985-1990


8. Иуда, 1987-1993

9. Дон Кихот и Санчо, 1980-1985

10. Указ короля, 1993-1997

11. Заложники. Живой заслон (Заложники войны), 2001-2004


12. Гомер (Рабочая студия. Триптих "Коммунисты"), 1958-1960
Поднимающий знамя (Фрагмент, триптих "Коммунисты"), 1957-1960 г.
Интернационал ("Коммунисты", фрагмент), 1957-1958

13. Егорка-летун, 1976-1980

14. Беседа, 1980-85


15. Следы войны, 1963-1965

16. Лишенные рая, 1998


17. В тени Креста, 1995-1996

18. Осень прародителей, 1998-1999

19. Серп и молот, 1980


Почему-то у нас не принято особо хвастаться своими выдающимися достижениями в области изобразительного искусства, тем, что «суровый стиль» - это мировая новация стиля в рамках авангарда 20 века, достижение советской художественной школы соцреализма, имевшее влияние на мировую культуру не меньшее, чем поп- и соц-арт, раскрученные сейчас по всему миру. Достаточно сказать что Голливуд взял на вооружение и вовсю эксплуатирует стилистику «сурового героя» на пользу себе. Внешняя форма этих многочисленных «терминаторов», содержание образа этого героя - чистая калька героев борьбы и труда в соцреализме. Тогда, в то время они плелись вслед за нами
Умер Гелий Коржев - ВЕЛИКИЙ советский художник. И тишина..... незаметно особой реакции в СМИ, на ТВ, новостных лентах. А представляю, если бы он был футболистом такого масштаба - вся страна была бы в трауре указом президента. Наше время как пародия в сравнении с величиной прошедшей эпохи. И Россия видимо теперь всегда останется такой - лапотно-имперской. Увы. Горько это осознавать и это чувствовал Художник.

Geli Korzhev Installation at The Museum of Russian Art (TMORA)

61 paintings including 16 works from the State Russian Museum and the Tretyakov Galleryin the Main, Mezzanine, and Lower Galleries

Коржев Гелий Михайлович (Род. в 1925 г.)

Коммунисты. Триптих. 1960

В 1960 году на республиканской художественной выставке "Советская Россия" московский живописец Гелий Коржев впервые показал свою новую работу - триптих "Коммунисты".

Появление триптиха оказалось одним из самых значительных событий выставки. Художник, сравнительно недавно начавший самостоятельную жизнь в искусстве, создал произведение, которое заставило говорить о нем как об одном из крупнейших мастеров советского изобразительного искусства.

Чем же примечательна эта работа?

Триптих "Коммунисты" состоит из трех картин, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Будучи объединены одной общей темой, замыслом автора и определенными художественными средствами, все три картины представляют собой единое, неразрывное целое.

Центральная часть триптиха - "Поднимающий знамя".

Городская булыжная мостовая, трамвайные рельсы, водосточный люк... Здесь убили рабочего-знаменосца. Его товарищ, опустившись на одно колено, поднимает знамя, выпавшее из рук убитого. Лицо рабочего, поднимающего знамя, побледнело от гнева. Его глаза сурово и ненавидяще смотрят на убийц - их нет в картине, но мы чувствуем, что они перед ним где-то совсем рядом. Мускулы его больших и тяжелых рабочих рук напряжены, и вся его фигура, словно приготовившись к прыжку, выражает страстную и решительную энергию. Пролетарий-революционер, он полон решимости победить или умереть, но не отдать знамени врагу. О борьбе первых революционеров с самодержавием, о верности партийному долгу рассказывает это произведение.

"Интернационал" - так называется вторая картина.

Гражданская война. Залитое солнцем поле боя. Уже убиты почти все бойцы, и только двое красноармейцев остались живы. У них кончились все патроны, но они не сдаются. И точно так же, как воевали, они встали рядом, спиной к спине, чтобы встретить смерть. Кругом убитые товарищи, наступающие белогвардейцы - хотя они не показаны художником, но это явственно чувствуется, - а красноармейцы стоят. И там, где они стоят, - на этом клочке земли - еще Советская власть, которую они будут защищать до последней капли крови, потому что идет "последний решительный бой". Над ними реет красное знамя, и звуки "Интернационала" торжествующе оглашают поле брани. Во всем этом столько прекрасного презрения к смерти, столько мужества и уверенности в своей правоте, что, глядя на красноармейцев, мы понимаем: они умрут непобежденными.

"Ранее весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним блага... культуры, а других лишить самого необходимого - просвещения и развития. Теперь же... все завоевания культуры станут общенародным достоянием". Эти слова Ленина, произнесенные им в январе 1918 года на III Всероссийском съезде Советов, помогают нам понять смысл содержания последней картины триптиха "Гомер (Рабочая студия)".

За скульптурным станком стоит красноармеец и лепит голову Гомера. Гражданская война, очевидно, только окончилась, и поэтому бывший боец еще одет в кожаную тужурку, гимнастерку, галифе и ботинки с обмотками.

Человек этот уже немолод, черты лица его грубые и некрасивые, но как много в этом рабочем и бойце внутренней силы и духовной красоты! Постижение тайн не ведомого ранее искусства ему дается явно с трудом. И в том, как он неумело придерживает одной рукой глиняную голову, а другой, собранной в горсть, пытается лепить, и в том, каков результат его усилий, - во всем этом мы чувствуем неумение любителя, его самые первые шаги в скульптуре. Однако обратите внимание, как крепко расставлены его ноги, как упрямо сжат рот, как внимательно и напряженно боец смотрит на Гомера, и вы почувствуете уверенность: этот красноармеец, отстоявший молодую Республику Советов, сумеет овладеть и мастерством художника.

Рядовой солдат революции, он осуществляет задачу, выдвинутую Лениным: учиться, овладевать наследием мировой культуры. О том особенно выразительно говорит такая, казалось бы незначительная, деталь, как тоненькие ученические тетрадки, лежащие под буденовкой на столе.

Таким образом, мы видим, что, несмотря на различные сюжеты, все три картины объединены одной общей темой - темой борьбы рабочего класса за Советскую власть.

И хотя во всех картинах изображены различные люди - герой триптиха один. Все три части произведения создают как бы общий собирательный образ рабочего-коммуниста. Этот образ воскрешает перед нами бессмертные дни героического прошлого нашей Родины.

Произведение Коржева рассказывает о мужестве и стойкости, проявленных коммунистами в дни подготовки революции, гражданской войны и послевоенного строительства. Эти люди, посвятившие свою жизнь служению партии, шли, не задумываясь, на смерть, вдохновляемые идеями великого вождя первого социалистического государства в мире. Именно о них, о коммунистах, изображенных художником Коржевым, хочется сказать словами поэта Николая Тихонова:

Гвозди бы делать из этих людей, Не было б в мире крепче гвоздей.

Триптих "Коммунисты" явился большим достижением художника, потому что он сумел идею, лежащую в основе произведения, - идею верности рабочего класса партии - раскрыть в образах глубоких и волнующих. И в том заключается секрет эмоционального воздействия триптиха.

Каждый персонаж картин Коржева - не некий отвлеченный положительный герой, еще так часто встречающийся в наших картинах, а конкретный, с определенным характером человек, в котором угадывается сложная, трудно прожитая биография.

Изображая этих людей в момент свершения ими подвига (потому что даже для красноармейца, занимающегося лепкой, его работа - подвиг), Коржев не идеализирует их, не приукрашает события, в которых они участвуют. И люди, и время предстают перед нами во всей суровой и жестокой жизненной правде.

Герои Коржева - обыкновенные, внешне не слишком привлекательные люди. Лица их обветрены, небриты, руки огрубели от тяжелого физического труда. Одеты они не в отутюженные костюмы, а в старые, поношенные одежды: выцветшие гимнастерки, вытершиеся тужурки, рваные ботинки.

Такая характеристика внешнего облика персонажей триптиха сразу же заставляет зрителя поверить в историческую верность изображенных событий.

Силой своего таланта художник Коржев, никогда не видевший ни революции, ни гражданской войны потому, что он родился много лет спустя после этих событий, сумел воссоздать образы рабочих-пролетариев, представителей той многомиллионной армии "голодных и рабов", которые вышли на смертный бой, чтобы "свергнуть гнет рукой умелой, отвоевать свое добро".

А так как своих героев Коржев наделяет прямым и непреклонным характером, мужеством, отвагой и волей, у зрителя не остается сомнения в их победе. И потому, несмотря на драматический характер событий, изображенных в триптихе, все произведение полно жизнеутверждающего оптимизма.

Художественный язык произведений Коржева отличается большой простотой, лаконичностью. Коржев буквально изгоняет из картин все лишнее, что могло бы отвлечь зрителя от главного - правильного прочтения человеческих характеров. Для этого он кадрирует композицию таким образом, чтобы в поле зрения зрителя был только изображенный герой. Для того же он оставляет в картине только те немногие детали, которые могут углубить, уточнить замысел изображаемой сцены. В триптихе нет ничего случайного, что не работало бы на раскрытие содержания как всего произведения в целом, так и каждой картины в отдельности.

Продумывается все до мелочей, начиная с построения (смыслового, композиционного и живописного) всего триптиха и кончая обращением художника с деталями.

Чтобы в том убедиться, достаточно проследить, например, как Коржев скомпоновал триптих. Работая над его созданием, художник был далеко не безразличен к тому, в какой последовательности зритель будет рассматривать каждую часть триптиха. Определенными художественными средствами он заставляет зрителя смотреть так, как это задумано, как это необходимо для наилучшего восприятия содержания всего триптиха.

Подойдя к "Коммунистам", мы прежде всего обращаем внимание на картину "Поднимающий знамя". И не только потому, что она является центральной частью триптиха, но и потому, что из трех картин она наиболее эмоциональна. Образ рабочего необычайно выразителен, композиция экспрессивна, а цвет - цвет красного полыхающего знамени - не может не заставить человека остановиться.

Рассмотрев картину, мы непременно затем взглядываем туда, где расположен "Интернационал". И это тоже не случайно. Движение фигуры рабочего в центральной части триптиха и наклон древка знамени направлены вправо. Следуя за ними взглядом, мы непроизвольно смотрим на правую часть триптиха. И только после этого глядим на левую часть, куда, собственно, и обращены фигуры "Интернационала".

Так, от картины к картине ведет художник зрителя, направляя его и помогая ему постичь содержание в определенной последовательности.

Как и во всяком произведении, в котором композиция найдена и решена, в триптихе нельзя убрать ни одну из его частей, чтобы не пострадало целое. Его завершенность достигается и цветом (красный флаг у рабочего, красное знамя у бойцов Красной Армии, красная звезда на буденовке студийца) и композиционным приемом: фигуры в крайних картинах повернуты лицом к центральной, и их позы почти зеркально повторяют друг друга. Поэтому, несмотря на некоторую фрагментарность отдельных картин, собранные все вместе, они составляют единый художественный организм.

Такой же продуманностью, сознательным отношением художника к средствам выражения отмечена каждая картина триптиха. В них нет ничего случайного, что не было бы органически связано с идеей произведения.

Каждая деталь является существенной, необходимой, помогая автору полнее раскрыть его замысел. Рука знаменосца в картине "Интернационал", сжатая в кулак и опущенная вдоль тела, казалось бы, не имеет большого значения, а между тем как много она говорит нам и о характере этого человека, и о его мужестве, и о решимости красноармейца бороться до конца.

И разве не является важнейшим звеном в характеристике трубача то, как он уверенно и твердо стоит на земле?

Гильзы расстрелянных патронов, приклад винтовки, брошенной на землю, ноги убитого солдата и перевязанная рука трубача - эти детали с необычайной силой воссоздают перед нами картину боя.

То же самое можно было бы проследить и в других картинах: конкретная, лаконичная деталь, неотъемлемая от замысла, логически оправданная, - вот что наблюдаем мы в триптихе "Коммунисты".

Такое умелое владение художественными средствами выдает в Коржеве большого, настоящего мастера. И, как у каждого подлинного художника, это мастерство явилось результатом долгих поисков решения (десятки эскизов предваряли работу на холсте), неоднократных переделок картин (достаточно указать, что "Гомер" является четвертым вариантом, выполненным при решении левой части триптиха).

Работа над триптихом длилась четыре года.

Путь, который был пройден художником от первых эскизов к окончательному решению каждой картины, - это путь неустанных исканий наиболее острой человеческой характеристики, предельно выразительных деталей и динамичного композиционного решения.

Так, например, первоначально "Интернационал" представлял собой многофигурную, довольно невыразительную композицию. Однако раз от раза Коржев уменьшал в эскизе количество людей, отбрасывал ненужные детали и в конце концов остановился на решении, где осталось только двое красноармейцев - трубач и знаменосец.

Нечто аналогичное происходило и при работе над картиной "Поднимающий знамя". Ранний эскиз представлял собой группу демонстрантов, впереди которых стоял во весь рост рабочий, державший древко упавшего знамени. Постепенно меняя композицию, Коржев сокращал число демонстрантов и оставил в окончательном варианте только одного рабочего, вставшего на колено около убитого товарища.

Та же работа была проделана художником и при создании картины "Гомер".

В процессе работы художник стремился преодолеть многословность, неясность ранних композиционных решений, тщательно отбирая для картины только самое необходимое, самое значительное - все то, что может наиболее ясно и точно выразить его идею.

Успех триптиха "Коммунисты" закономерен. Он явился результатом серьезного критического отношения художника к своему творчеству, необычайного трудолюбия мастера и его таланта.

Все это помогло Гелию Коржеву создать произведение большого общественного и художественного значения, произведение, которое заставляет людей переживать, волноваться и вспоминать те далекие годы, когда в тяжелой героической борьбе рождалась первая в мире Советская власть.


Гелий - в переводе бог солнца. Мать рассказывала ему, что его хотели назвать Трактор, но было лето и жара, поэтому - Гелиос. Гелий Коржев был награждён орденом Ленина, но никогда не состоял в партии. Возглавлял Союз художников, а от зарплаты отказался. Служебной машиной не пользовался и выставок себе не устраивал. Так и прожил Коржев длинную жизнь без персональной выставки на Родине. Его занимала лишь работа, материал, он никогда не гнался за известностью. Коржев закрылся от окружающего мира и писал до последнего в своей мастерской. Гелий Коржев умел мастерски передать в одном жесте, в выражении лица то, о чём думало целое поколение.

Ленин и слепец

Гелий Коржев регулярно присутствовал на заседаниях президиума ЦК партии, но сумел остаться независимым художником и никогда не писал по партийному заказу. Просто не был на это способен. Лишь однажды взялся. Долго и мучительно разрабатывал образ вождя пролетариата и седовласого слепца. Менял композицию, сомневался, не мог найти художественное решение. Чиновники, увидев его эскизы, заказ передали другому художнику. А картина «Беседа» свет всё же увидела. Спустя 10 лет. За неё то он и получил государственную премию СССР. Удивительно, ведь образ Ленина на ней совсем нетипичный, да и мысль художника довольна уклончива.


"Беседа"1985–1990гг. Государственный Русский музей

"Художник может служить:
1 материальным благам,
2 самому себе,
3 власть имущим,
4 искусству,
5 народу (последнее - самое трудное дело)",

- так начинаются «размышления» Коржева о роли художника. Он выбрал самый сложный путь.


"В дороге"1962г. Самарский областной художественный музей

Свой стиль реализма с приставкой «соц» Коржев позиционировал не как социалистический, а как социальный. Многих современников сильно раздражала его самобытность. Художника можно описать как метущуюся и несгибаемую натуру. Он не оглядывался на других. Больше всего дорожил внутренней свободой. На картинах нет сцен баталий. Его герои - люди способные совершить поступок, люди неординарные. Человек крупным планом. Часто изображение не вмещается в холст в полный рост. Обыденность, мелочность - отсутствуют.

«Нет, лирика мне не свойственна. Я не хочу писать несчастных, вызывающих жалость, людей. Мне интересны те люди, которые сопротивляются. Личности, которых следует уважать за их осанку, их необыкновенную стойкость», - позиция Гелия Коржева.


"Следы войны"1963–1964гг. Государственный Русский музей

Своей задачей как творца видел необходимую борьбу с бездумностью. Он отказывается от красоты в привычном понимании и пишет интеллектуальные работы. Коржев скорее выражает свои философские воззрения. Живопись становится инструментом достижения цели, а цель - обращение к человечеству, предостережение.


"Художник"1961г. Государственная Третьяковская галерея

Коржев выявлял идеалы и недостатки своего времени. Пика творческого мастерства художник достиг в 60-е годы. «Влюблённые», триптих «Коммунисты», цикл работ «Опаленные огнём войны». Он не приукрашивает жизнь, а ведь именно лакировкой действительности занимались все художники соц. реализма. А у Коржева - бедные, голодные, страдающие и уставшие от тяжёлого труда люди.

Суровый стиль


"Влюбленные"1959г. Государственный Русский музей

Взгляните, сюжеты социальные, а не социалистические. «Влюблённые» - не молодая уставшая пара. Они уехали подальше от глаз посторонних. Возможно, им негде встречаться, а может они вместе работают в поле. Эти влюблённые нетипичны, зато их чувство глубокое, как краски на холсте.

Изувеченные, но сильные. Свободный дух и «суровый стиль» - вот что отличает этого советского художника. В Великую Отечественную Войну рвался на фронт, но его не взяли. К работе своей Коржев относился крайне серьёзно. Дело тут не в удовлетворении творческой гордыни. Жизнь его была подчинена строгому расписанию. Подъём в 8 утра. Весь день в мастерской и лишь один перерыв на обед. Домашние знали, не стоит отвлекать художника. Деньги для Коржева не имели большого значения. Многие рассказывали, как он неохотно продавал картины. Долго приглядывался к покупателю, и часто отказывался от сделки по необъяснимым причинам.


"Маруся"1989г. Музей русского искусства в Миннеаполисе

«Суть метода реализма - непрерывная борьба художника с ложью» , - его основной постулат. И с ложью Гелий Коржев боролся вокруг себя и внутри себя. На холст попадала только правда, конечно, как он её видел.


"Старая кокетка"1985г. Частное собрание, США

В 90-х годах на полотнах Коржева оживают мифические существа - тюрлики. Уродливые персонажи беснуются в картинных рамках. Неожиданная серия работ как диагноз действительности. Время на изломе и его вряд ли можно излечить. В 2001 первом он дал интервью, в котором объяснил, почему быстро бросил изображать тюрликов: картины начали воспринимать как памфлеты. Слишком просто. И Коржева это не устроило.

Первая персональная выставка Гелия Коржева в России состоялась в Третьяковской галерее в 2017 году. Развеяны все сомнения о значимости его творчества. Но, к сожалению, самое крупное собрание работ находится в Америке. В коллекции Реймонда Джонсона в Миннеаполисе в Музее русского искусства.


"Мать"1964–1967гг. Государственная Третьяковская галерея

«По моему мнению, самые великие художники, которые творили в ХХ веке, - русские. И, конечно, что касается второй половины XX века, Гелий Коржев, возможно, - самый значительный»,

- сказал Реймонд Джонсон.