Футуристическая архитектура. Футуристическая архитектура ссср. Примеры из мировой архитектуры

Французский фотограф Фредерик Шобен выпустил сборник своих работ «СССР: Cosmic Communist Constructions Photographed». В него вошли самые необычные здания, построенные в союзных республиках с 1970 по 1990 годы…

Как-то в 2003 году Фредерик Шобен (Frédéric Chaubin) бродил по тбилисскому рынку, и на глаза ему попалась старая книга. Прочесть текст фотограф-француз, естественно, не мог, но иллюстрации буквально его заворожили.

В этой работе о 70-летней истории послереволюционной архитектуры приводилась удивительная подборка снимков зданий, демонстрирующая необычайное разнообразие стилей: помимо советского супрематизма и конструктивизма в ней были примеры западного влияния, ассоциаций с творениями всех великих мастеров - от Алвара Алто и Антонио Гауди до Оскара Нимейера.


1.Кинотеатр "Россия" в Ереване

Кроме того, лейтмотивом всего этого разнообразия стал интереснейший элемент советского стремления к первенству, архитектурные намеки на спутники, космические ракеты и летающие тарелки.

2.Научно-исследовательский институт в Киеве

Шобен с первого взгляда влюбился в эту архитектуру. Так началась его семилетняя «одиссея с фотоаппаратом» - поиски самых необычных творений советских архитекторов (многие из них сегодня оказались под угрозой гибели).

Все они, по словам Шобена, производят потрясающее впечатление: «Я словно нашел древний затерянный город, собственный Мачу-Пикчу».

Взять хотя бы невероятное здание Министерства автомобильных дорог Грузии, построенное в середине семидесятых - смелый проект в виде причудливого «штабеля» прямоугольных блоков с симметричными рядами окон.

3.Здание Министерства автомобильных дорог Грузии

Спроектированное на основе так называемой концепции «города-пространства», и к тому же с удивительным для того времени (и для транспортного ведомства) вниманием к экологии, это сооружение словно висит в воздухе, а между его опорами свободно растут деревья и кусты.

А вот Архитектурный факультет Политехнического института в Минске: на сделанном Шобеном снимке (он, наряду с другими фотографиями, вошел в книгу «Фото коммунистических «космических» сооружений» (Cosmic Communist Constructions Photographed), ставшую результатом его одиссеи) он напоминает гигантский пассажирский паром, величественно плывущий по скованной льдом белорусской реке.

4.Архитектурный факультет Политехнического института в Минске

Еще одна архитектурная жемчужина - санаторий «Дружба» в Ялте: он напоминает пирамиду зубчатых шестеренок (каждая из них - это жилой этаж), словно вырастающую из рощи на морском берегу.

«Турецкая разведка и Пентагон принимали ее за ракетную базу», - рассказывает Шобен. Фотограф первым готов признать, что его книга - это работа наблюдательного и неравнодушного дилетанта, а не специалиста по архитектуре. Впрочем, ни один эксперт, наверно, не предпринял бы столько усилий, чтобы сделать нужные снимки.

5.Санаторий «Дружба» в Ялте

Отчасти из-за языкового барьера, а отчасти потому, что имена создателей этих чудес не получали широкой огласки, оригинальная советская архитектура осталась практически не замеченной на Западе. И сейчас она поражает, чуть ли не шокирует.

Информация об этих выдающихся проектах появлялась, но как правило либо в журнале «Архитектура СССР», либо в специализированных изданиях вроде вышедшей в 1987 году юбилейной (приуроченной к 70-летию Октябрьской революции) книги об архитектуре всех 15 советских республик, которая приковала внимание Шобена на тбилисском рынке.

Кроме того, поездки иностранцев по Советскому Союзу, особенно за пределами обычных туристских маршрутов, мягко говоря не приветствовались, и многие из этих шедевров оставались практически неизвестными за пределами регионов, где они были построены.

Впрочем, особенно Шобена поразил тот факт, что самые потрясающие здания из тех, что он обнаружил, были возведены на заключительном этапе коммунистической эпохи.

«Почти все они построены в последние 15 лет существования СССР. Поначалу мне показалось странным, что они выполнены в столь разнообразных формах - особенно если вспомнить, что строительство в СССР в основном велось по типовым проектам, внедренным Хрущевым в середине пятидесятых, из дешевого бетона, в минималистском стиле, не позволявшем разыграться воображению архитектора».

По его словам, объяснение заключается в том, что в семидесятые-восьмидесятые у талантливых архитекторов на местах появилось больше возможностей проявить себя - их уже не так связывали по рукам и ногам ограничения, установленные Москвой.

Таким образом, этот архитектурный взлет можно назвать «лебединой песней» сверхдержавы, созданной людьми, освобожденными от оков централизации, наблюдавшими за современными тенденциями на Западе и заимствовавшими их. «Эти здания предвосхищали распад СССР, - полагает Шобен, - задолго до того, как система рухнула в 1991 году».

Многие шедевры сейчас заброшены или нуждаются в ремонте. В целом для них характерна одна проблема: речь идет об общественных зданиях, строившихся с размахом, чтобы производить впечатление и вдохновлять местное население, которые теперь, когда государство перестало быть всемогущим и всеблагим, оказались попросту не востребованными.

Впрочем, среди всех этих НИИ, спортивных центров, санаториев, бассейнов и пионерлагерей есть сооружения с совершенно экзотическими функциями, например, «дворцы бракосочетаний».

Эти удивительные комплексы, возводившиеся в центрах городов, напоминали кафедральные соборы - как своими размерами, так и своим назначением.

Шобен даже придумал целую игру со своим снимком Дворца бракосочетаний в Вильнюсе, столице Литвы. Он показывал фотографию разным людям, и предлагал отгадать, что это такое - монастырь, электростанция или, может быть, гигантская лаборатория?

«Никто не смог додуматься, что это просто бюро регистрации браков, спроектированное в величественном масштабе, чтобы побудить людей отказаться от венчания в церкви».

Впрочем, у Шобена есть и серьезная цель: он хочет понять, как появились эти здания, и найти авторов проектов - но узнать имена архитекторов оказалось очень трудно, а то и невозможно. В конце концов, они были государственными служащими, и работали в гигантских архитектурных мастерских.

Если бы эти люди создали такие же здания на Западе, они, вероятно, стали бы богатыми и знаменитыми, жили бы в пентхаусах. В СССР же им доставались лишь небольшие квартирки в стандартных панельных многоэтажках.

Самым молодым из архитекторов, работавших над этими проектами в конце советской эпохи, сегодня уже за 60; некоторые из них добились немалых успехов.

Так, Олег Романов, ставший в 1985 году одним из авторов проекта лагеря для трудных подростков в поселке Богатыри (Россия) - он был выполнен в «зигзагообразном» стиле, получившим на Западе название «деконструктивизма» - теперь вице-президент Союза архитекторов Санкт-Петербурга.

Он ведет активную кампанию против строительства гигантской и безвкусной «башни Газпрома», спроектированной британской архитектурной фирмой RMJM, которая грозит испортить силуэт одного из самых красивых городов планеты.

В 1994 году он эмигрировал в США и начал работать в Нью-Йорке совместно с Филипом Джонсоном (Philip Johnson) - воплощением декадентской «буржуазной» архитектуры.

А Георгий Чахава, как выясняется, был не только ведущим архитектором великолепного проекта Министерства автодорог Грузии, но и республиканским министром дорожного строительства. Поэтому он мог дать волю своему воображению, вдохновляясь идеями одного из лидеров супрематистов - Эля Лисицкого.

Результатом стал почти целый город - комплекс дорог и перекрещивающихся в небе зданий-блоков: министерство словно парит над лесом, создавая гармонию природы и авангардной архитектуры.

11.Министерство дорожного строительства Грузии

Неужели эти шедевры сохранятся только на страницах книги Шобена? Из-за хищничества застройщиков многие из них могут погибнуть: ведь эти здания стоят на дорогой земле, где можно соорудить массу банальных отелей, казино, развлекательных центров и вилл для богачей.

Впрочем, есть и хорошие новости: здание министерства, построенное Чахавой, в 2007-м - в год смерти архитектора - было объявлено национальным памятником архитектуры. Позднее появились планы разместить в нем Банк Грузии.

Впрочем, не всем тбилисцам это сооружение нравится: многие считают его зримым символом мрачного прошлого. Такое же отношение существует и к многим другим зданиям, сфотографированным Шобеном - хотя сам он считает их свидетельствами заката СССР, а не его пережитков.

«У меня нет ностальгии по Советскому Союзу, - поясняет он, - но эти странные и прекрасные здания - оболочка культуры, которая меня заворожила».

12.

13.

14.Дом Советов в Калининграде

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.Концертный зал в Днепропетровске

22. Театр им.Г. Камала в Казани

23.

24.

25.

26.Кинотеатр "Панорамный" в Ташкенте

Текст Джонатана Глэнси, журнал "Guardian" в переводе "Голос России"

Виллы «Rock» и «Shell» (Villas «Rock» and «Shell») в Хорватии от Zaha Hadid Architects .

Концепты двух ультра-современных вилл «Rock» и «Shell», разработанные архитектурной студией Захи Хадид (Zaha Hadid Architects), призваны определить архитектурный стиль нового комфортабельного курорта в Дубровнике (Хорватия). Предполагается, что в будущем это футуристическое место отдыха будет состоять из 400-от вилл, пяти отелей, полей и инфраструктуры для игры в гольф и спа-центра.

Будущий комплекс предоставит посетителям прекрасные виды на терракотовые крыши Дубровника, живописную панораму Средиземного моря и горных пейзажей, так как расположен на высоком плато (примерно от 300 до 400 м над уровнем моря), к северу от старинного города. Проект предполагает строительство комфортабельных вилл, отелей, апартаментов, коммерческих объектов, спа-центра, 18-ти луночного поля для гольфа и самого гольф-клуба. Недавно разработанный генеральный план комплекса определяет периметр территории и размер занимаемого участка, который пока варьируется от 12 000 до 20 000 квадратных метров.

Предоставленные концепты представляют собой уникальные «космические» структуры с выразительными скульптурными качествами, основной характеристикой которых является чувство света и пространства. Источником вдохновения для авторов проекта стала удивительная Хорватии, сочетающая острые скалы, пещеры и рельефные долины.

Так, например, структура «Rock» напоминает скалу, которая частично углубилась в землю. Семикомнатный дом имеет совсем небольшую высоту, стремясь не нарушить красоту местного природного ландшафта и поддержать масштабность медитеранской архитектуры Дубровника. Великолепное здание установили на самом краю склона, для того чтобы в поной мере воспользоваться возможностями панорамного просмотра. Парк и сад, которые находятся в северной части будут служить в качестве зоны отдыха и зеленого «буфера», по отношению к расположенным рядом деревни и дороге.

Двадцатое столетие стало переломным для сознания людей. Менялся мир, темп жизни неуклонно возрастал, наука двигалась вперед, оставляя далеко позади старые идеи. Искусство всегда первое реагирует на изменения – и вот возникает направление «футуризм».

Что такое футуризм?

В латинском языке слово «futurum» означает «будущее». Это взгляд вперед. Футуризм одновременно появляется во всех сферах искусства: в живописи, в литературе, архитектуре. Творцы-футуристы первые обращают внимание на город – на этот величественный мир, который все больше захватывает природу. Движение машин, стук колес поездов, серый асфальт, бетон, шум, аэропланы, городские толпы – это то, что вдохновляло футуристов.

В начале ХХ столетия люди жили в предчувствии чего-то нового, грандиозного, технического. Технику возводили в культ – ей поклонялись, ей посвящали стихи. В манифесте итальянских футуристов можно прочитать:

«Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой – красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы; ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, – она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской».


Некоторые творцы и правда так ощущали мир, а другие намеренно следовали течению, потому что в то время оно было модным.

Футуризм – это устремление в будущее. Прошлое отрицалось. Прошлое выполнило свою миссию и ушло. Безвозвратно. Футуристы своим творчеством хотели донести, что нельзя ходить по кругу, повторять уже изобретенное, останавливаться на давно найденном. Традиции провозглашались ненужными, тормозящими прогресс. Только вперед, только к вершинам – этими словами можно выразить суть футуризма. Движение вверх, а не по кругу. Стихия футуризма – безжалостное разрушение ради создания нового. Это скорость, эксперимент, бунт, революция. Прежде всего – революция сознания. Раскрепощение. Это попытка сгореть, чтобы восстать из пепла. Именно так видели себя футуристы – творцами нового мира.

Родина футуризма – Италия. В Италии он ярче всего проявился во всех сферах жизни. И архитектура не стала исключением.

«Архитектура будущего» – какая она?

Футуризм в архитектуре часто называют «научной фантастикой». «Фантастикой» потому, что футуристы провозглашали свободу главной ценностью человека. Свобода во всем – в искусстве, в мыслях и действиях. Нет рамок, нет ограничений. Фантазия безгранична, традиция осталась в прошлом, ничто не сковывает творческий полет. А значит, есть только творец и его идеи. Это фантастика в ней имеются: масштаб, размах, скорость и сила. Фантастика «научная» потому, что есть в архитектуре одна вещь, которая все же ограничивает творца, - законы физики. Без их соблюдения любой архитектурный проект, увы, обречен на провал.

Любимые цвета футуристов – цвет металла, серебряный, белый. Дома, спроектированные или построенные в стиле «футуризм» обязательно имеют две черты:

1) современность;
2) техничность.

Под современностью стоит понимать практичность. Конечно, допускаются чисто декоративные детали, но в целом постройка служит какой-то цели. Все ее элементы стоят четко на своем месте. Техничность – это использование новых технологий. Воплощаются инновации, проводятся эксперименты. И чаще всего эксперимент выдерживает проверку временем.

Яркий пример футуризма – башня в Сиэтле (штате Вашингтон, США) под названием «Космическая игла». Башня похожа на летающую тарелку, ведь космос ассоциируется с будущим. Космос – то, куда стремится человеческая мысль. Игла – острая, тонкая, направлена в небо, а значит – вперед. Сама конструкция похожа на ракету, которая вот-вот взлетит.

Магазин одежды фирмы Oakley в Нью-Йорке оформлен в футуристическом стиле. Серые полосы создают эффект движения, в них можно увидеть потоки машин, летящих вдаль на бешеных скоростях.

Гостиница Бурдж-аль-Араб в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты) похожа на светящийся парус, который только что причалил к берегу. Архитектору удалось запечатлеть движение в камне.

Существуют даже соборы, построенные в футуристическом стиле. Это Кафедральный собор Бразилии. Нам виден только купол, большая же часть сооружения прячется под землей. Купол передает идею рук, которые тянутся к небу.

Несмотря на такое разнообразие построек, архитекторы не останавливаются на достигнутом и продолжают работать в этом стиле, развивая его, придумывая новые решения. С каждым разом все более вдохновляющие.

Например, это – проект культурного центра в городе Чанша (Китай).

Еще один удивительный проект создал британский архитектор для Лондона. Зеркальные лотосы отлично вписались в городской пейзаж. Здесь мы видим отход от футуристического канона – вместо техники на передний план выходит природа, а именно - цветок.

Футуризм – это движение и легкость, мода и стиль. Футуристы – люди, которые стремятся только вперед и вверх. Своим примером они показывают, что фантазия человека – безгранична, нужно лишь вовремя поймать идею за хвост. Футуризм в архитектуре – это новый взгляд на привычные вещи. Подобные постройки разбавляют серые урбанистические пейзажи, добавляют городам изюминку. Футуристические здания со временем становятся «лицом» населенного пункта, символом, их знают во всем мире, по ним узнают города и страны. Суть футуризма – в неповторимости, а значит каждое новое здание не будет похоже на предыдущее. Красота в разнообразии. Вдохновение в движении.

Желаем вам полета фантазии и удивительных открытий!

Архитектурный футуризм является самостоятельным видом искусства, объединенным под общим названием футуристического течения, появившегося в начале двадцатого века и включающего в себя поэзию, литературу, живопись, предметы одежды и многое другое. Футуризм подразумевает стремление в будущее - как для направления в целом, так и для архитектуры в частности, характерными чертами является антиисторизм, свежесть, динамика и гипертрофированный лиризм. Особую популярность обрел футуризм в архитектуре СССР, став символом строительства новой жизни.

Определение

Годом возникновение футуризма в архитектуре можно считать 1912-й, так как в этом году итальянский архитектор Антонио Сант-Элиа впервые изобразил футуристическое видение городских форм на бумаге. С 1912 по 1914 год он создавал знаменитую серию эскизов на эту тему. Затем опубликовал свой "Манифест архитектуры футуризма". До этого стиль существовал лишь в абстрактном описании городов будущего, стараниями Сант-Элиа появились рисунки футуристических зданий, пригодных для реального строительства. Основоположник футуризма в архитектуре представлен на фото ниже.

По определению футуристическая форма архитектуры являет собой зеркальное отражение всех архитектурных канонов, существовавших до XX века. Таким образом, эта архитектура, в первую очередь, антиисторична и фантазийна - в ней либо отсутствует четкая симметрия, либо, напротив, присутствует гипертрофированная симметричность, а на смену привычным украшениям в виде колонн, окон и барельефов - лишь ни на что не похожие формы, смелые линии и максимальная динамика. Основными материалами являются стекло, металл и однотонный бетон - форма преобладает над содержанием.

Примеры из мировой архитектуры

Несмотря на то что архитектурный футуризм зародился еще в начале двадцатого века, до реального строительства дело дошло не сразу - на пике популярности был стиль Ар-деко, не сдававший своих позиций вплоть до начала Второй мировой войны. Наиболее известные футуристические здания были построены в период 50-70-х годов, их строительство было связано с началом эпохи увлечения космосом и внеземными цивилизациями. К ним относятся, например, библиотека Джека Ленгстона в Калифорнии (год постройки - 1965), Тематическое здание в Лос-Анджелесе (1961), библиотека Гейзел в Сан-Диего (1970). Ниже на фото футуризм в архитектуре вышеупомянутых зданий.

В начале 70-х футуристические постройки вышли за пределы США и стали появляться в самых разных уголках планеты - к ним можно отнести Кафедральный собор в Бразилиа, Дом Ферро в Цюрихе и оперный театр в Сиднее.

Зарождение в СССР

Футуристическое направление во всех отраслях искусства достигло своей максимальной популярности в предреволюционный период России, а затем в 20-х и начале 30-х годов. Необходимым казался футуризм в строительстве нового государства - людям, приветствующим революцию, хотелось разрушить все устои, вымести старые традиции и начать жизнь с нового листа. Советский Союз вполне мог стать обладателем самых первых футуристических строений в мире, но, увы - пришедшему к власти Сталину по душе были другие архитектурные стили, впоследствии получившие полушутливое название "Сталинского рококо". А после войны, когда выяснилось, что главный основатель футуризма Филиппо Томмазо Маринетти был приверженцем итальянского фашизма, направление получило строжайший запрет.

Примеры в отечественной архитектуре

Первые здания с использованием футуризма в архитектуре СССР были построены уже после 60-х, как и в США, на волне восторга от космических полетов. И хотя Советский Союз не был первым в строительстве зданий будущего, очень скоро он стал самым богатым на подобную архитектуру - практически все библиотеки, дома культуры, театры и кинотеатры, аэропорты и стадионы с 60-х до 80-х годов строились в футуристическом стиле. Ярчайшими примерами советского футуризма в архитектуре является здание знаменитого МХАТа в Москве, построенного в 1973 году, корпус "Дружба" Ялтинского санатория "Курпаты", построенный в 1984 году, и здание, в котором располагалось министерство автодорог Грузинской ССР, созданное в 1975 году.

Знаменитые архитекторы-футуристы

Одним из самых продуктивных архитекторов-футуристов является бразилец - современник зарождения стиля в 20-х годах и один из главных его популистов в 60-х. Ему принадлежит авторство вышеупомянутого Кафедрального собора в Бразилиа, а также "Копан" - футуристический жилой дом в Сан-Пауло (1951), Дворец Национального конгресса и Дворец правительства в Бразилиа (оба 1960 года), Музей современного искусства в Рио-де-Жанейро (1996).

Еще один знаменитый футурист - датчанин Йорн Уотзон, автор проекта Кроме этого всемирно известного здания, Уотзон создал Водонапорную башню в Сванеке (1952) и Национальную Ассамблею в Кувейте (1982).

Моше Сафди, канадский и американский архитектор израильского происхождения, спроектировал более пятидесяти различных футуристических зданий. Его фантазии принадлежит знаменитый жилищный комплекс в Монреале Хабитат 67 (1967), ставший основой для многих подобных зданий в разных странах, футуристический корпус Музея изящных искусств в Монреале (1991) и гостиница "Марина Бей Сендс" в Сингапуре (2010).

Архитекторы-футуристы в СССР

К отечественным архитекторам, приверженным футуризму в архитектуре, в первую очередь следует отнести Михаила Посохина, автора проектов Кремлевского дворца съездов (1961 год), зданий Северного Чертанова (1975) и Спорткомплекса "Олимпийский" (1977).

Другие известные - Дмитрий Бурдин и Леонид Баталов - в соавторстве создали знаменитую на весь мир Останкинскую телебашню (1967) и Московский аэровокзал (1964). Помимо этого, Дмитрий Бурдин выступил архитектором футуристического гостиничного комплекса "Измайлово"(1980).

Современный футуризм в архитектуре

С современным ростом и скоростным развитием таких государств, как Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Сингапур, Китай, Азербайджан, футуристический стиль вновь возродился, на этот раз объяв целые города. Ярким примером является целый комплекс зданий в центре Эр-Рияда - столицы Саудовской Аравии.

Отель Бурдж-эль-Араб (дословно переводится как "Арабская башня"), построенный в столице ОАЭ Дубае в 1999 году, тоже относится к футуризму в архитектуре. Помимо этого в Дубае, в самом центре, расположена уникальная Башня-волна и целая серия футуристических высоток.

В 2007 году был опубликован "Манифест нео-футуристического государства", что и дало толчок к возрождению этого стиля. Скорость и богатство жизни в вышеперечисленных странах превращает их в настоящие "города будущего" относительно подавляющего большинства архитектурных традиций так называемого "Старого света", перед светом ультра-современным, приверженным футуризму в архитектуре, как и полвека назад.

Футуристическая архитектура многих поражает своим удивительным и необычным дизайном. Самые интересные из футуристических зданий (некоторые из них ещё строятся, или их строительство даже не начато) собраны в этой десятке:

10. Хан Шатыр

Хан Шатыр уже реальность! Это огромный прозрачный шатёр в центре Астаны - новой столицы Казахстана. Здание служит культурным центром и местом для общения жителей города. Климат в Астане достаточно суров - зимой температуры падают до -35 градусов по Цельсию.

9. Музей современного и нурагийского искусства

Музей современного и нурагийского искусства в Кальяри, Италия, провёл конкурс дизайна их нового здания. Победителем конкурса стал потрясающий проект на 12000 квадратных метров архитектора Заха Хадид.

8. Волны Ханчжоу (Hangzhou)

Волны Ханчжоу - проект пятизвёздочной гостиницы и офисных помещений в городе Ханчжоу, Китай. Проект предусматривает два здания, которые дополняют друг друга.

7. Башня Полумесяц

Конечно же, Дубай не мог не попасть в этот список. Башня Полумесяц - концепт проекта здания в парке Забиль, которое бы представляло современность Дубая. В башне будет библиотека, конференц-залы, рестораны и смотровая площадка под открытым небом. Только не забывайте о песчаных бурях!

6. Гостиница в Сунцзян (Songjiang)

Эта поразительная гостиница должна быть построена в затопленном карьере у подножья горы Тяньмашан в районе Сунцзян в Шанхае. Проект гостиницы таков, что оригинальная форма карьера останется нетронутой.

5. Медиацентр Нексус

Медиацентр Нексус очередной концепт проекта для Объединённых Арабских Эмиратов, находящихся на передовой футуристической архитектуры. Это здание будет, в основном, служить для хранения информации, но также там будет медиацентр, выставочные пространства, офисы, квартиры и сады.

4. Международный аэропорт Пекина


Третий терминал международного аэропорта Пекина поражает воображение. Его строительство было завершено в 2009 году - немного позже, чем он был нужен: изначально он планировался для Олимпиады в Китае. Занимая площадь в 986000 квадратных метров, терминал стал самым большим в мире.

3. Сады у Залива

Сады у Залива - городской парк в Сингапуре. Они уже существуют и принимают посетителей. Сады были признаны лучшим зданием мира в 2012 году.

2. Лилия

В попытке приготовить человечество к возможному сценарию сильного изменения климата, бельгиский дизайнер разработал Плавающий экогород (также известный как Лилия), который послужит прибежищем для пострадавших от изменения климата. Город может плавать и составлен из трёх "гор", способных вместить в себя 50 тысяч человек (непонятно что делать с остальными людьми). То, что город может держаться на поверхности воды, поможет ему выдержать последствия затопления континентов водой от тающих ледников.