Федор васильев болото в лесу. Федор Васильев. Болото в лесу. Осень. Описание картины. Шедевры русской живописи

Федор Васильев. Болото в лесу. Осень.
1871-1873. Холст, масло. 81 x 111,5.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

Зимой 1870 г. художник сильно простудился, и у него обнаружилось сильное заболевание легких. С наступлением весны болезнь обострилась и перешла в туберкулез.

Находясь на лечении в Крыму, он тоскует по северу. Реальным для художника в завершающий период творчества становится возвращение к работе над русскими темами, чаще упоминавшимися им в письмах под общими названиями "болото большое" и "болото маленькое".

"В настоящем случае я желаю изобразить утро над болотистым местом, - пишет он Крамскому 27 декабря 1871 г. - (Впрочем, не думайте, что это настоящее болото - нет, настоящее-то впереди, а это только приготовления). О болото, болото! Если бы Вы знали, как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия. Ну, ежели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра? Ведь у меня возьмут все, все, если возьмут это. Ведь я, как художник, потеряю больше половины!"

Он пишет "Мокрый луг". Далее следуют другие пейзажи, в которых он пытается воспроизвести свое видение "настоящего болота". Последней работой, косвенно связанной с темой рассвета над болотом, была, очевидно, у Васильева неоконченная картина "Болото в лесу. Осень", о сюжете которой он подробно не сообщал ни в одном письме. В пейзаже изображен осенний лес во всей яркости красновато-оранжевого цвета осенней листвы. И по мотиву, и по живописному строю он стоит особняком среди последних пейзажей Васильева, хотя и здесь передний план отдан поросшему травой болоту с отдыхающими белыми цаплями.

При общей неоконченности картины трудно сказать что-либо определенное о самой ее живописи. Ее главной особенностью на данном этапе является широкое письмо и стремление выразить и сохранить в картине звучание чистого цвета.

Воспоминания о далекой родине, щемящая тоска и тяжкие предчувствия сквозят в этом незатейливом мотиве: пасмурное небо, контрастируя с буйным золотом листвы и перекликаясь с пожухлым тростником и болотистой почвой, умиротворяется ощущением покоя и тонкого, нездешнего света вечности.

Это только часть стихотворения. Чтобы узнать каким настроением проникнуто описание осени у Майкова, я вам прочитаю это стихотворение целиком, а вы внимательно послушайте и скажите, правильно ли мы определили настроение этого стихотворения?

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес...

Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою...
Только я весел душой
И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа,
Что ей сказали они -
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой...
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой -
И, как безумный, пою!

Какие картины представили?

Каким настроением проникнуто описание осени у Майкова?

Меняется ли настроение в конце стихотворения?

Сожалеет ли поэт, что пришла осень?

Встретились ли в стихотворении слова, значение которых вам непонятно?

Обратите внимание, что в этом стихотворении встречаются эпитеты. Найдем их.

Лист (какой?) золотой

А сейчас прочитаем второе стихотворение. Кто его автор?

Что вы знаете о Сергее Александровиче Есенине?

- Сергей Александрович Есенин – поэт, который жил в конце 19 – начале 20 века. Родился в крестьянской семье, воспитывали его дедушка с бабушкой. Стихи Сергей Есенин начал писать рано, толчки давала к этому бабушка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами ему не нравились, и он их начал писать, подражая частушкам. Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение Сергея Есенина, а вы попробуйте с закрытыми глазами представить картины природы, которые рисует поэт.

Закружилась листва золотая.

В розоватой воде на пруду

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,

Синий сумрак как стадо овец.

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть.

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать...

Где ты, где, моя тихая радость -

Все любя, ничего не желать?

Какие картины природы вы представили?

Какое настроение вы уловили?

О какой поре осени рассказывает поэт?

Попробуйте передать настроение при чтении, которое создает это стихотворение.

Обратите внимание, что в этом стихотворении есть сравнение. Найдите его. Вам поможет слово-подсказка словно.

Почему С.Есенин сравнивает кружащуюся золотую листву с легкой стаей бабочек?

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе.

Тема. «Рассматривание картин И. Левитана «Сумерки. Луна», Ф. Васильева «Болото в лесу»

Цель. Создание условий для развития умения выражать свои мысли и чувства в слове, рисунке, опираясь на имеющийся опыт, знания, умения.

Задачи:

    Создать условия для формирования представлений об осени и типичных изменениях в природе.

    Создать условия для побуждения детей к высказыванию собственного мнения при рассматривании картин, слушания пьес Чайковского «Времена года».

    Обеспечить условия для развития самостоятельности, инициативы.

    Обеспечить условия для развития способностей по художественно-эстетическому развитию.

    Обеспечить условия для воспитания эмоционального отклика на изображенное на картинах.

Организация детских видов деятельности:

    коммуникация

    познавательная

    продуктивная

    двигательная

Предварительная работа:

Рассматривание картин

Наблюдения, беседы об осени, чтение художественной литературы.

Материал:

Репродукции картин И. Левитана «Сумерки. Луна», Ф. Васильева «Болото в лесу», С D с записью пьесы Чайковского «Времена года». Акварельные краски, кисточки с водой, бумага для рисования.

Ход образовательной деятельности

Вводный организационно-мотивационный этап.

Воспитатель (собрав детей вокруг себя). Давайте поздороваемся с каждым из вас, глядя ему в глаза. Слегка кивнув головой, улыбнуться и дотронуться до плеча.

Воспитатель: Ребята я вчера ходила в выставочный зал изобразительного искусства, где проходят выставки картин художников. Мне там очень понравилось. А вам интересно узнать о картинах по больше? Сегодня выставочный зал устраивает небольшую выставку своих картин. Пойдемте посмотрим.

Основной этап.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картины. «Что их объединяет?» «Почему нам привезли именно эти картины?» Давайте рассмотрим эти картины, начнем с картины Исаака Левитана «Сумерки, Луна».

Какую осень изобразил художник? (золотую осень)

Что вы видите на переднем плане картины? (лесное озеро)

Что отражается в озере? (В озере отражается лес и луна)

Что растет по берегам озера? (Растет высокая трава. Она пожелтела и кажется золотой) (На высоком берегу стоят березы в ярких оранжевых платьях и темно зеленые сосны).

Что вы видите вдалеке? (Вдалеке мы видим темный лес. Он кажется коричневым)

Опишите небо, которое нарисовал художник? (Небо высокое, чистое, но уже темнеет)

Какое время суток изобразил художник на картине? Обратите внимание, что и небо и луна кажутся золотыми и как будто светятся. Как вы думаете, там в лесу, изображенном на картине, тепло или холодно? Да стоит теплый осенний вечер.

А вода в озере кажется теплой или холодной? (кажется теплой) Закройте глаза.

Воспитатель ставит таз с теплой водой.

Не открывайте глаза, опустите руки в лесное озеро.

Расскажите какая вода в лесном озере? (теплая, приятная, мягкая)

А теперь давайте послушаем, что слышится в лесу, изображенном на картине. Воспитатель включает диск с записью звуков леса.

Что вы услышали? (кричала сова, стрекотали кузнечики, шумел ветер…)

Давайте поиграем в игру «Да или нет»

Осенью растут грибы?

Тучка солнце закрывает?

Ну а птицы гнезда вьют?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто, часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну, а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

А теперь посмотрим на картину Федора Васильева «Болото в лесу».

Что мы видим по краям болота? Что его окружает? (Вокруг болота растет высокая трава. Она желтая, оранжевая и коричневая)

Кто стоит в болоте? (В траве стоят белые цапли). Что они делают в болоте? Они готовятся к отлету в теплые края и ловят в болоте лягушек)

Что художник изобразил слева и справа на пригорках? (На пригорках художник изобразил березовую рощу)

Какого цвета листья на березах? (желтые) Поэтому роща кажется золотой.

Какие деревья вы видите на переднем плане? (клены с оранжевыми листьями)

Какое небо над болотом? (Хмурое, покрытое темными густыми облаками)

Не смотря на это, картина не кажется мрачной. Золотые лес и трава создают праздничное настроение. А теперь послушаем, какие звуки раздаются в лесу возле болота. (Воспитатель включает С D записью звуков леса)

Что вы услышали? (Квакают лягушки, кричат цапли, шумит ветер)

Физ. минутка

Если на деревьях листья пожелтели (растопырив пальцы и повернуть руками)

Если в край далекий птицы улетели (плавным движением изображают птиц)

Если небо хмурое, если дождик льется (нахмуриться бежать на месте на носочках)

Это время осенью зовется.

Практический этап.

А теперь мы тоже станем художниками и нарисуем осень. (дети рисуют под звуки музыки)

Рефлексивно-оценочный этап.

Ну что ребята понравилось вам побывать в выставочном зале? Интересно было? Понравилось быть художниками? Что вам больше всего понравилось?

Все молодцы, всем спасибо.