Фамусов из комедии горе от ума. Герой комедии Грибоедова «Горе от ума» П. И. Фамусов: характеристика образа

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» является воплощением представителей самодержавия, реакционно ополченного чиновничества. В начале XIX века таких людей было очень много, о них говорили друзья Грибоедова, Пушкин, декабристы. Барская среда негативно относилась ко всему новому, яро защищала старые порядки. Фамусов - это не один человек, а целое сословие невеж, для которых в жизни нет ничего важнее денег.

Характеристика барина

Приверженность богачей старому режиму и их сопротивление новизне во всех проявлениях жизни показано в комедии «Горе от ума». Фамусов - крупный чиновник, очень уважаемый в обществе человек, он близко общается со знатными дворянами, титулованные особы посещают его дом. Павел Афанасьевич по своим взглядам является старовером, приверженцем крепостнического дворянства.

Грибоедов образ Фамусова в комедии «Горе от ума» раскрыл со всех сторон. Для тех, кого он считает себе равным, барин радушный и гостеприимный хозяин, дом которого всегда открыт. Павел Афанасьевич находчивый и остроумный рассказчик, добродушный, не лишенный житейского ума человек. Это любящий отец, готовый как пожурить, так и приласкать свою дочку. К слугам он относится грубо, ворчлив, вспыльчив. Как начальник - строг и требователен.

Культурный уровень помещика

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» воплощает в себе полупросвещение барского сословия. Павел Афанасьевич хвастает тем, что московские девицы два слова не могут связать воедино, что у него в канцелярии полно ничего не делающей родни. Речь Фамусова говорит сама за себя, у него богатый словарный запас, в котором преобладают народные выражения, попадаются и иноязычные слова.

Но барин не в состоянии выразить сложные душевные переживания или поговорить о науке, что указывает на его низкий культурный уровень. Это обычный русский помещик, предпочитающий общаться на житейском языке.

Манера общения

Правила поведения в обществе также затрагиваются в комедии «Горе от ума». Образ Фамусова является воплощением всех русских помещиков, привыкших унижать и оскорблять слабых и бедных, льститься перед теми, кого они побаиваются или кто им выгоден. С мелким чиновником Павел Афанасьевич общается на «ты» и только высокомерным тоном. С влиятельными людьми он говорит заискивающе, прибавляет к словам частицу «с». Определенная речевая манера делает образ Фамусова в комедии «Горе от ума» реалистичным и правдивым, ведь именно так разговаривало все московское дворянство.

Грибоедов поставил себе цель разоблачить крепостническое общество, показать, куда их господство ведет Россию, и это у него получилось. Современники писателя, прочитав комедию, узнали события и факты, происходившие прямо на их глазах. Грибоедов ничего не приукрашивал, а реалистично изобразил дворянство начала XIX века. Фамусов и ему подобные активно выступали против просвещения и культуры, отказываясь от духовного и Подобная элита для России - это шаг назад. Это отлично понимал как Грибоедов, так и его современники.


Представитель старого барства Павел Афанасьевич Фамусов становится персонажем, в доме которого развиваются все события комедии.

Образ и характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» помогают представить и понять идеологию общества того времени, суть конфликта поколений.

Описание внешности и характера Фамусова

Павел Афанасьевич Фамусов – вдовец, воспитывающий дочь Софью. Барин гордится своим вдовством. Богатый мужчина не стал связывать себя новыми узами брака, потому что мать была ветрена. Свобода сравнивается с властью. Фамусов, «сам себе господин», не хочет зависеть от женских прихотей. Эта позиция не делает его человеком, сторонящимся противоположной половины. Дворянин заигрывает со служанкой. Из речи слышатся слова, которые помогают представить, как ведет себя хозяин дома, когда его никто не видит:
  • жмется;
  • заигрывает;
  • балуется;
  • меняет мимику.

Богатый мужчина в возрасте, но выглядит бодро и свежо: хвастается своим крепким телосложением. О его здоровье говорят и особенности поведения:

  • суетливый;
  • прыткий;
  • неугомонный.
Интересна сцена, где проходит планирование мероприятий. Павел Афанасьевич стремится не потерять в памяти все нужные события: крестины, балы, поминки, занести их в календарь. Такое отношение свойственно настоящему барству. Характеризует героя комедии, как двойственное качество. С одной стороны, свойство положительное. Хозяин поместья не хочет кого-то обидеть, пропустив важное мероприятие. С другой, отрицательное. Слушать, как планируется посещение рождения того, кто еще не появился на свет, смешно. Речь вызывает недоумение. Кощунственно расставлять крестины и поминки рядом, даже не задумываясь о значимости человеческой жизни. С другой позиции, такое поведение очень реально. Фамусов – не вымышленный персонаж, а олицетворение большинства.

Положительные черты

Реальность подтверждается рядом идущими отрицательными и положительными чертами личности.

Добродушие. Положительно характеризует Павла Афанасьевича отношение к Чацкому. После смерти отца Чацкого Фамусов взял его к себе в дом и стал воспитывать как сына. Это мог сделать только добрый и заботливый отец семейства, настоящий друг. Таким представлен по отношению к дочери и другу детства. Добрые чувства просматриваются и в отношении к некоторым придворным, к секретарю Молчалину.

Гостеприимность. Многие сцены подтверждают такое качество Фамусова: приезд Чацкого, бал, приход Скалозуба. Следует только понимать, что гостеприимство в доме только к богатым. Бедным и не знатным нет места.

Любовь к прошлому. Все старики берегут в памяти прошедшие события. Хозяин дома оберегает минувшее, боится критики. Все, что прошло, - его судьба. Беречь прошлое – задача его поколения.

Отрицательные качества личности

Брюзгливость. Дворянин, хозяин дома, ведет себя по-мещански. Без толку сердится и часто находится в настроении, когда всем недоволен. Торопится, брюзжит и журит придворных. Удивительно, что мужчина сам знает о таком свойстве. Но это доставляет ему только массу удовольствия. Создается впечатление, что брань – это его обычное состояние.

Грубость. В обращении с теми, кто ему служит, хозяин дома не стесняется в выражениях. Такая грубость была присуща всем дворянам консервативной части общества. Грубость и власть в данном случае синонимы. Для Фамусова слуги – ослы, чурбаны, ленивые тетери. Грубость пропадает, когда Фамусов находится в окружении людей его круга или выше статусом. Здесь сама уравновешенность и скромность.

Громкие интонации. Громогласность хозяина пугает жильцов. Его слышно везде. Голос сравнивают с трубами. Барин не пытается говорить тихо. Его позиция: я хозяин и имею право на крик.

Сумасбродство. Отец может творить такие дела, что его называют полоумным. Фамусов – истинный представитель властвующей части. Выбирать выражения, менять поведения не в его правилах.

Льстивость. Павел Афанасьевич льстит и готов угождать тем, от кого возможна выгода. Несколько сцен его разговора с полковником Скалозубом дают наглядный пример такого поведения: меняется в позе, речи и манере говорить.

Ложное предпринимательство. Во времена Фамусова, это качество называлось по-другому, - делец. Любые средства хороши для достижения своих целей. Сделает все, что поможет ему достичь нужного чина и награды.

Образцы жизни и идейные принципы

Фамусов служит управляющим в казенном государственном учреждении, как большинство московских дворян. Устраивает на службу родственников, близких и дальних. Одаряет их наградами, продвигает по карьерной лестнице. Родственные связи для него превыше всего. «Радеет» перед родней, понимая, что от него зависит статус всей фамилии. Богатство и титул объясняют желание Павла Афанасьевича найти для дочери богатого мужа. Желательно, чтобы жених был знатен, имел награды и стремился к повышению.

Фамусов – член клуба, считающегося престижным для элиты московского дворянства. Английский клуб позволял представить себя политически образованным и продвинутым.

Барин волнуется, когда происходят события, которые могут изменить к нему отношения. Боится сплетен, людской молвы и пересудов.


Речевые особенности героя

Павел Афанасьевич говорит на чистом русском языке, подтверждая, что он истинный дворянин. В его речи много просторечных фраз и выражений:
  • «мочи нет»;
  • «уморить»;
  • «прозябли»;
  • «невзначай»;
  • «бить баклуши».

Исконная речь дворянина позволяет верить в то, что Павел Афанасьевич любит и чтит традиции своей страны, русского народа. Речь Фамусова нельзя назвать бедной. Дворянин говорит понятно, грамотно выражая свои мысли. Среди словарного запаса нет научных терминов. Значит, барин все-таки ограничен в образованности. Понятно поэтому его отношение к учености. Ему учеба не потребовалась, другим также не нужна. Ученость – болезнь, сравнимая с чумой, поражающей быстро и безвозвратно. Книги – это зло, которое лучше уничтожить, сжечь, чтобы не осталось и следа. Но отец понимает, что ученость заняла свое место в обществе, поэтому у дочери, как и положено, имеются учителя. Знает Фамусов и иностранные слова, но использует их крайне редко.

Образ одного из персонажей Фамусова, позволило характеризовать целое общество дворян. Их консерватизм, поклонение перед богатством и чинами, вызывает саркастическую усмешку. Задача, поставленная автором, стала достижимой.

Пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» от­носится к жанру общественных комедий. Это означает, что основной конфликт ее — социальный: противоречие между положительным главным героем Чацким, представляющим передовые силы русского общества, и консервативной, пороч­ной средой, которая его окружает.

Ярким выразителем идеологии этой среды является глав­ный антагонист Чацкого Павел Афанасьевич Фамусов.

Фамусов — типичный московский барин начала девят­надцатого века. В его образе сочетаются патриархальность и самодурство. Он привык быть барином и не представляет себя кем-нибудь другим. Его общественные взгляды сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося. Пуще всего на свете он боится каких-либо перемен, потому что они могут внести разлад в привычный и комфортный образ его жизни. Именно по этой причине он боится Чацкого, видит в нем ниспровергателя привычных устоев, бунтовщика. Вершина жизненных устремлений для Фамусова — это выгодная карь­ера, причем неважно, какими способами она достигается. Пусть даже это будут подлость и раболепие. В разговоре с Чацким Фамусов восхищается поступком некого придворно­го сановника времен Екатерины, который, чтобы угодить императрице, не постыдился выставить себя на всеобщее по­смешище. «Упал он больно — встал здорово», — одобритель­но отзывается Павел Афанасьевич об этом низком человеке, и мы понимаем, что и сам он готов подличать и пресмыкать­ся перед сильными мира сего, если от них будет зависеть его благополучие. А в свою служебную деятельность он толком и не вникает. «Подписано, так с плеч долой», — вот суть его отношения к делу.

Подыскивая жениха для дочери, он думает не о ее чувствах, а о том, чтобы брак оказался выгоден. Идеальным женихом для Софьи он считает полковника Скалозуба. Причину его симпа­тии к этому грубому солдафону проницательно называет слу­жанка Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы».

Фамусов и не скрывает своей безнравственности. Более того, он, кажется, даже не понимает, что нравственно, а что безнравственно. Фамилия Фамусов произведена драматургом от латинского слова fama, что значит «молва». Больше всего этого барина беспокоит, что будут думать о нем высокопостав­ленные представители московского общества. Так, когда ему становится известно о скандальной связи дочери Софьи с его секретарем Молчалиным, его волнует, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

В то же время Фамусов это не ходульная фигура, а живой человек с неоднозначным характером. Он обладает здравым смыслом, являющимся результатом богатого житейского опы­та. Язык Фамусова довольно выразителен, а иногда не лишен и некоторого остроумия. Он может быть обаятельным и гос­теприимным. Если бы Фамусов был рядовым человеком, то к нему можно было бы отнестись снисходительно, а то и посо­чувствовать ему. Особенно когда он искренне расстроен рас­крывшимся любовным романом между его дочерью и секрета­рем. Но Фамусов опасен для общества тем, что ему и таким, как он, принадлежит власть. А безнравственность власти при­водит к тому, что она служит не обществу, а самой себе.

В сатирической комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» гости, собранные в доме барина Павла Афанасьевича Фамусова, совершенно не случайно оказались героями с нарицательными характеристиками. Раскрывая тему «Фамусов: цитатная характеристика» и разбирая образ хозяина дома Фамусова, стоит отметить, что практические каждое произнесенное его слово выступает в защиту «века страха и покорности». Он любитель поучать молодежь и хочет, чтобы она брала пример со старшего поколения, которое всегда отдавало предпочтение лести и низкопоклонству. Эти качества, по его словам, всегда помогали продвинуться по карьерной лестнице, а значит, и разбогатеть, а большего и желать не надо было.

Дядя Фамусова

Всегда с большим удовольствием вспоминает своего покойного дядю Максима Петровича Фамусов, цитатная характеристика которого звучит примерно так: «Едал не то на золоте, не то на серебре, но если надо было подслужиться, то сгибался вперегиб». Для Фамусова он ведь в свое время дядя был богатым вельможей, жившим во времена правления Екатерины Великой. Фамусов восторженно рассказывает о том, как Максим Петрович случившийся с ним конфуз на приеме во дворце у императрицы использовал себе во благо, разыграв смешного шута, чем обрел благосклонное внимание Екатерины. После чего стал самым почитаемым и уважаемым при дворе вельможей.

Для Фамусова тот высокий государственный чин, который он занимал, не был чем-то важным, он даже не старался вникнуть в суть дела, подписывал бумаги, не читая, как сам он говорил: «Подписано, так с плеч долой». Дочка Софья отмечает, что отец «брюзглив, неугомонен, скор…».

Дядя Грибоедова

Если изучать глубже тему «Цитатная характеристика: «Горе от ума», Фамусов», то прототипом героя Фамусова для писателя Грибоедова послужил его собственный дядя - Алексей Федорович. В своем отрывке «Характер моего дяди» автор отмечает, что характер дяди буквально господствовал лет 20 тому назад. Эту давность Грибоедов называет временами пороков и любезности, считая, что снаружи в нравах было рыцарство, а в сердцах - полная пустота чувств.

Но тут сходство дяди с Фамусовым выявлено лишь в нескольких чертах - бытовых и психологических. В образе Фамусова много всякого типичного, он отождествляет собой большое количество представителей аристократической московской знати. В то время было много дуэлей, при этом многие имели какую-нибудь страсть, например, обмануть мужчину в карты, женщину в любви, а подчиненные зачастую строили своим начальникам подлости, давая обещания и не исполняя их.

Автор дальше объясняет, что если говорить по-простому, то всякий был бесчестный в душе и лживый на языке. И добавляет: «Кажется, нынче этого нет, а возможно, и есть». Но дядю своего он причисляет именно к той эпохе. Он говорит о нем, что дядя мог драться как лев с турками под командованием Суворова, а потом в передних дворцов Петербурга пресмыкался перед случайными людьми, а в отставке и вовсе жил сплетнями.

Фамусов - типичный представитель своего общества

Но, как было сказано раньше, к службе Фамусов не горит, а больше боится скопления бумаг. Развивая дальше тему «Фамусов: цитатная характеристика», надо отметить, что жизнь этого государственного чиновника заполнена не чем иным, как посещением разных приемов, званых обедов и ужинов, крестин и именин. Да и на службе Фамусов окружает себя родственниками, чтобы помочь им подняться по карьерной лестнице и не столь важно, специалист он в этой области или нет, главное, чтобы потом «порадеть родному человечку» и вовремя представить его к ордену.

Фамусов: цитатная характеристика

Фамусов оценивает людей по их чинам и богатству, а для Софьи он ищет подходящего человека, говоря ей: «Кто беден, тот тебе не пара». По его мнению, жених тот, у кого хоть пару тысяч душ наберется. А служанка Лиза подмечает, что ее отец желал бы зятя с чинами и звездами.

В споре с Чацким Фамусов делает свои выводы, заключающиеся в том, что «ученость - вот чума». Он говорит: «Забрать бы книги бы да сжечь». и просвещенность человека не интересуют Фамусова, ему важна знатность и материальное положение, в то время как его оппонент Чацкий резко критикует устаревшие консервативные взгляды московского общества, которые рано или поздно заведут в тупик.

Пьеса «Горе от ума», выйдя из-под пера Грибоедова, не сразу была поставлена на сцене и не сразу появилась в печати. Ее ожидали нелегкие взаимоотношения с цензурой, т.к. для своего времени эта комедия – очень смелое произведение. В нем затрагиваются острые общественные проблемы, назревшие к началу 19 века. Но основной конфликт пьесы связан с проявившимся расколом в дворянской среде, с противоречием старого и нового взглядов на устройство общества. В комедии «Горе от ума» этот конфликт обозначен как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». Самый главный проповедник и защитник идей «века минувшего» в пьесе «Горе от ума» – Фамусов Павел Афанасьевич.

Взгляды Фамусова на образование и воспитание

Этот герой занимает влиятельный пост в Москве – он управляющий в казенном доме, вдовец, отец семнадцатилетней Софьи. Фамусов принадлежит к числу консервативных дворян, боящихся перемен в обществе. Все действия комедии разворачиваются в доме Фамусова.

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» можно составить с первых же явлений пьесы. В самом начале, застав свою дочь наедине с Молчалиным, своим секретарем, живущим в его доме, Фамусов высказывается на тему образования и воспитание. Следует осознавать, что мнение Фамусова – это мнение дворянского общества того времени в целом.

В «Горе от ума» Фамусов выступает в роли противника просвещения, врага ума и всего нового, т.к. все это несет угрозу его благополучию. Причину распущенного поведения своей дочери он находит в чтении книг: «Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!» Но не только чтение, по мнению Фамусова, способствует зарождению вольных мыслей, но и образование вообще. Отец молодой девушки с сокрушением говорит о том, что иностранные учителя, обучение искусствам – все идет не на пользу дворянским дочерям, образование им ни к чему, ведь оно не пригодится в семейной жизни: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему – и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам».

Наилучший пример для дочери – пример отца, считает Фамусов. О себе отец Софьи говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но он лукавит, ведь за мгновение до того, как начать ругать свою дочь, он откровенно заигрывал со служанкой Лизой.

Зависимость героя от общественного мнения

Самое страшное для Фамусова и его приверженцев – дурная слава в обществе. «Грех не беда, молва не хороша», – говорит Софье Лиза, которая изнутри изучила нравы, царящие в доме. Фамусова заботит только то, какое впечатление он произведет в свете, а не то, каким человеком он является на самом деле. По таким принципам живет все старомосковское дворянство. Об этом свидетельствуют некоторые внесценические образы комедии. Например, Фамусов искренне восхищается Максимом Петровичем, своим дядей, главным достоинством которого было умение «подслужиться».

Эта способность принесла ему богатство и уважение в обществе. Таков и Фамусов в комедии Грибоедова «Горе от ума», а значит, и все консервативные дворяне.

Излишняя любовь к чинам и деньгам лишает представителей «века минувшего» свободы. Недаром Чацкий, их противник, назвал этот период русской истории веком «покорности и страха». Высшей точки абсурдности эта зависимость дворян от общественного мнения достигает в финале комедии, когда Фамусов обеспокоен не состоянием своей дочери, а тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Отношение Фамусова к людям

Характеристику Фамусова в комедии «Горе от ума» в полной мере раскрывается только через отношение героя к окружающим людям. Его уважения удостаиваются только те, кто имеет серьезный вес в обществе, потому что такие, как Фамусов, привыкли извлекать личную выгоду из общения с людьми. Чувства для фамусовского общества не имеют никакого значения. Он говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Любой московский дворянин желал бы видеть своим зятем человека «с звездами и чинами». Доходит до того, что на личные качества человека в фамусовском обществе вообще не обращают внимания: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых – тот и жених».

Личные качества и способности человека не принимаются в расчет и при устройстве человека на службу. Самое главное – нужные связи в обществе: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»

Если к Чацкому Фамусов относится с презрением и жалостью, ведь тот «не служит, то есть в том он пользы не находит…», то по отношению к Скалозубу, который давно полковник, а служит недавно, Фамусов испытывает неподдельное восхищение. Его не смущает даже абсолютная глупость этого человека, ведь он обладает самым главным, что ценится в дворянском обществе – «и золотой мешок, и метит в генералы».

Значение образа Фамусова

Изображая Фамусова и его гостей, Грибоедов стремился не только отразить палитру устаревших взглядов помещиков-крепостников, не только показать их несостоятельность, но и продемонстрировать читателю, насколько крепко их привычки засели в их сознании. В этом и заключается значение роли Фамусова в комедии «Горе от ума». Лагерь «века минувшего» в тот период, который описан в «Горе от ума», еще очень силен и превосходит по численности представителей передового дворянства. Противоречия только назревают среди аристократов. Но в конечном итоге смена старого новым неизбежна.

В статье описан образ героя Фамусова, его характеристика и взгляды на жизнь – эта информация пригодится 9 классам при подготовке сочинения на тему «Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению