Энциклопедия сказочных героев: "Заяц и еж". Конспект урока литературного чтения Анализ сказки еж и заяц

Сказка Еж о том, как теленок с ежом знакомились. Что из этого получилось? Юмористическую историю дети будут слушать с удовольствием, а понять ее глубокий смысл они смогут с помощью родителей. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Сказка Еж читать

Встретились Теленок и Еж. Испугался Ежик огромного незнакомца, клубком свернулся. Любопытный Теленок, чтобы поближе с ним познакомиться, лизнул колючий клубок. От боли заревел глупыш и побежал жаловаться корове, что Еж его за язык укусил. А Ежику показалось, что это был лев. Он покатился в свою нору и рассказал ежиному семейству о своей победе над царем зверей. Молва о смелости Ежа-богатыря по всему лесу пошла. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Еж

Простая коротенька детская сказка имеет скрытый смысл и философский подтекст. Это превентивная сказка. Обсудите с детьми поведение сказочных персонажей, чтобы предостеречь их от неправильных линий поведения. Чему учит сказка Еж? Сказка учит быть приветливым и дружелюбным, проявлять уважение к окружающим, с незнакомыми людьми и предметами вести себя осмотрительно. Еще сказочная история показывает, как курьезный случай помог Ежику поверить в свои силы и сделал его героем. Этим эпизодом автор убеждает читателей, что из любой жизненной ситуации можно извлечь пользу.

Мораль сказки Еж

Все в жизни складывается по-разному. По воле случая можно прославиться или опозориться. Только нужно всегда проявлять свои лучшие качества, и судьба обязательно будет на твоей стороне. Главная мысль сказки Еж дает пищу для раздумий как детям, так и взрослым.

Эта быль на небылицу похожа, ребятушки, а все же в ней есть и правда; вот почему мой дедушка, от которого я ее слышал, имел обыкновение к рассказу своему добавлять: «Правда в ней все же должна быть, дитятко, потому что иначе зачем было бы ее и рассказывать?»
А дело-то было вот как.
Однажды в воскресенье под конец лета, в самое время цветения гречихи, выдался хороший денек. Яркое солнце взошло на небе, повеяло теплым ветерком по жнивью, песни жаворонков наполняли воздух, пчелки жужжали среди гречихи, а добрые люди в праздничных одеждах шли в церковь, и вся тварь Божия была довольна, и ежик тоже.
Ежик же стоял у своей двери, сложа руки, вдыхая утренний воздух и напевая про себя нехитрую песенку, как умел. И между тем как он вполголоса так напевал, ему вдруг пришло в голову, что он успеет, пока его жена детей моет и одевает, прогуляться в поле и посмотреть на свою брюкву. А брюква-то в поле ближе всего к его дому росла, и он любил ее кушать у себя в семье, а потому и считал ее своею.
Сказано – сделано. Запер за собою дверь и пошел по дороге в поле. Он не особенно далеко и от дома ушел и хотел уже свернуть с дороги, как повстречался с зайцем, который с той же целью вышел в поле на свою капусту взглянуть.
Как увидел ежик зайца, так тотчас же весьма вежливо с ним поздоровался. Заяц же (в своем роде господин знатный и притом весьма заносчивый) и не подумал ответить на поклон ежика, а напротив того, сказал ему, скорчив пренасмешливую рожу: «Что это значит, что ты тут так рано утром рыщешь по полю?» – «Хочу прогуляться», – сказал ежик. «Прогуляться? – засмеялся заяц. – Мне кажется, что ты мог бы найти и другое, лучшее занятие своим ногам». Этот ответ задел ежика за живое, он все способен был перенести, но никому не позволял говорить о своих ногах, так как они от природы были кривыми. «Не воображаешь ли ты, – сказал ежик зайцу, – что ты со своими ногами больше можешь сделать?» – «Конечно», – сказал заяц. «А не хочешь ли испытать? – сказал ежик. – Бьюсь об заклад, что если мы побежим взапуски, то я тебя обгоню». – «Да ты смешишь меня! Ты со своими кривыми ногами – и меня обгонишь! – воскликнул заяц. – А впрочем, я готов, если тебя разбирает такая охота. На что мы будем спорить?» – «На золотой луидор да на бутылку вина», – сказал ежик. «Принимаю, – сказал заяц, – побежим сейчас же!» – «Нет! Куда же нам спешить? – отозвался еж. – Я ничего еще сегодня не ел; сначала я схожу домой и немного позавтракаю; через полчаса я опять буду здесь, на месте».
С тем и ушел ежик с согласия зайца. По пути ежик стал раздумывать: «Заяц надеется на свои длинные ноги, но я с ним справлюсь. Хоть он и знатный господин, но вместе с тем и глупый, и он, конечно, должен будет проиграть заклад».
Придя домой, ежик сказал своей жене: «Жена, одевайся поскорее, тебе придется со мною в поле идти». – «А в чем же дело?» – сказала его жена. «Я с зайцем поспорил на золотой луидор и на бутылку вина, что побегу с ним взапуски, и ты должна при этом быть». – «Ах, Боже мой! – стала кричать ежикова жена на мужа. – Да в своем ли ты уме? Или ты совсем ума рехнулся? Ну как можешь ты бегать с зайцем взапуски?» – «Ну молчи знай, жена! – сказал ежик. – Это мое дело; а ты в наших мужских делах не судья. Марш! Одевайся и пойдем». Ну и что же оставалось делать ежиковой жене? Должна была волей-неволей идти вслед за мужем.
По пути в поле ежик сказал своей жене: «Ну, теперь слушай, что я тебе скажу. Видишь ли, мы побежим вперегонки по этому длинному полю. Заяц побежит по одной борозде, а я по другой, сверху вниз. Тебе только одно и дело: стоять здесь внизу на борозде, и когда заяц добежит до конца своей борозды, ты крикнешь ему: «Я уже здесь!»
Так дошли они до поля; ежик указал жене ее место, а сам пошел вверх по полю. Когда он явился на условленное место, заяц был уже там. «Можно начинать?» – спросил он. «Конечно», – отвечал ежик. И тотчас каждый стал на свою борозду. Заяц сосчитал: «Раз, два, три!» – и помчались они вниз по полю. Но ежик пробежал всего три шага, потом присел в борозде и сидел спокойно.
Когда заяц на всем скаку добежал до конца поля, ежикова жена ему и крикнула: «Я уже здесь!» Заяц приостановился и был немало удивлен: он был уверен в том, что кричит ему сам еж (известно уж, что ежа по виду не отличишь от ежихи). Заяц и подумал: «Тут что-то не ладно!» – и крикнул: «Еще раз побежим – обратно!» И опять помчался вихрем, откинув уши на спину. А ежикова жена преспокойно осталась на месте.
Когда же заяц добежал до верха поля, ежик крикнул ему: «Я уже здесь». Заяц, крайне раздосадованный, крикнул: «Побежим еще раз, обратно!» – «Пожалуй, – отвечал ежик. – По мне, так сколько хочешь!»
Так пробежал заяц семьдесят три раза туда и обратно, и ежик все его обгонял; каждый раз, когда он прибегал к какому-нибудь концу поля, либо ежик, либо жена его кричали ему: «Я уже здесь!» В семьдесят четвертый раз заяц уж и добежать не мог; повалился он среди поля на землю, кровь пошла у него горлом, и он сдвинуться с места не мог. А ежик взял выигранный им золотой луидор и бутылку вина, кликнул жену свою, и оба супруга, очень довольные друг другом, отправились домой.
И коли их доселе смерть не постигла, то они, верно, и теперь еще живы. Вот так-то оно и случилось, что еж зайца обогнал, и с того времени ни один заяц не решался бегать взапуски с ежом.
А назидание из этой бывальщины вот какое: во-первых, никто, как бы ни считал себя знатным, не должен потешаться над тем, кто ниже его, хоть будь он и простой еж. А во-вторых, здесь каждому совет дается такой: коли свататься вздумаешь, так бери себе жену из своего сословия и такую, которая бы во всем тебе была ровня. Значит, кто ежом родился, тот должен и в жены себе брать ежиху. Так-то!

Der Hase und der Igel) - сказка Братьев Гримм о том, что нельзя глумиться над простым человеком, о ценности семейных отношений и взаимовыручке. В сборнике Братьев Гримм находится под номером 187, по системе классификации сказочных сюжетов Аарне-Томпсона 275-А*. Сказка «Заяц и Ёж» вошла в пятое издание сборника сказок Братьев Гримм, который вышел в свет в 1843 году.

Сюжет

Ёж и Заяц жили по соседству, как-то раз Ёж вышел прогуляться вокруг своего поля с брюквой, а Заяц вокруг своего, с капустой. Ёж поздоровался с Зайцем, однако Заяц с насмешкой отнесся к нему и высмеял короткие и кривые ноги Ежа, после чего оскорблённый Ёж заключил с зайцем пари на золотой луидор и бутылку вина, что он обгонит его. Они договорились встретиться через полчаса на краю поля. Ёж вернулся домой и велел своей жене идти вместе с ним и встать по другую сторону поля, а когда та увидит бегущего зайца - кричать: «А я уже здесь!» Сам Ёж дошел до другого края поля и встретился с Зайцем. И стал каждый на свою борозду. Начал заяц считать и помчался, как вихрь, вниз по полю. А ёж пробежал примерно шага три, забрался затем в борозду и уселся себе там преспокойно. Когда Заяц добежал по конца поля, то Ежиха крикнула ему: «А я уже здесь!» Сперва заяц заподозрил что-то неладное и решил еще раз бежать, однако на другом конце поля его уже ждал Ёж. И так Заяц бегал 74 раза, пока не упал насмерть. А Ёж взял свой золотой луидор и бутылку вина и, забрав жену, спокойно пошел домой.

Анализ сказки

Главные персонажи - это животные, которые наделены антропоморфными качествами. Ежи являются довольно распространенным животным в Германии, которые покрывает, в основном, лес. В течение своей жизни ежи образуют устойчивые пары и являются моногамными животными. В данной сказке они олицетворяют «правильную» немецкую семью, в которой хозяин умный, и даже хитрый человек, который может постоять за себя и свою честь, а жена будет его твердой опорой. Противоположное представление сложилось о зайце, для католической Германии это символ Пасхи и связанных с этим празднеств, который собирает яйца, а затем прячет от детей, в сказке его представляют как довольно знатного и поэтому надменного господина. Понятие справедливости у немцев имеет социальный характер, поэтому победа Ёжа в этом споре справедлива, ведь он, простой семьянин, смог поставить на место знатного господина, который был груб с ним.

Экранизации и постановки

  • Заяц и ёж (1963) - вольная мультипликационная экранизация, СССР, Киевнаучфильм.
  • Сказка экранизировалась в мультсериалах «Сказки братьев Гримм » и «Симсала Гримм ».
  • Заяц и ёж - мелодрама для чтеца с оркестром композитора

Братья Гримм сказка "Заяц и еж"

Главные герои сказки "Заяц и еж" и их характеристики

  1. Заяц, надменный и важный, презирал Ежа за маленькие ноги и неказистый вид, чванливый и глупый.
  2. Еж, добродушный, умный и хитрый, веселый и находчивый, горазд на разные выдумки.
  3. Ежиха, очень похожа на мужа, послушная и разумная.
План пересказа сказки "Заяц и еж"
  1. Теплое летнее утро
  2. Прогулка по полю
  3. Спор Зайца и Ежа
  4. Еж ведет Ежиху
  5. Бег по борозде
  6. Выигранный спор.
Кратчайшее содержание сказки "Заяц и еж" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Прекрасным летним утром Еж в хорошем настроении пошел на поле за брюквой
  2. Он встретил Зайца и поссорился с ним.
  3. Они решили на спор бежать взапуски
  4. Еж привел Ежиху и спрятал ее в конце поля
  5. Заяц бегал между ежами и думал, что Еж каждый раз его опережает
  6. Еж выиграл спор.
Главная мысль сказки "Заяц и еж"
С другими людьми следует быть вежливыми и никогда не смеяться над их недостатками.

Чему учит сказка "Заяц и еж"
Эта сказка учит относится друг к другу с уважением, учит брать жену из той же среды, что и муж, учит находчивости и умению принимать неожиданные решения. Учит тому, что от хвастовства и самоуверенности бывает больше вреда, чем пользы.

Отзыв на сказку "Заяц и еж"
Очень красивая сказка, в которой умный Еж проучил самоуверенного нахального Зайца. Мне понравилось, что в этой сказке побеждают не длинные ноги, а смекалка, находчивость. Я с удовольствием прочитала эту сказку и рекомендую ее вам.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Заяц и еж"
В одно теплое летнее утро Еж вышел из дома, запел песенку, и решил прогуляться на поле, проведать как растет его брюква.
В поле он встретил очень важного Зайца, который тоже проверял свою капусту. Еж поздоровался с Зайцем, но тот надменно спросил, что Еж делает в поле.
Потом Заяц заметил, что Еж мог бы лучше использовать свои ноги и тут Еж обиделся. Он предложил бежать с Зайцем на перегонки, уверяя, что обязательно обгонит Зайца.
Заяц согласился и хотел сразу бежать, но Еж сказал, что ему надо позавтракать и пошел домой. Дома он велел одеваться жене и по дороге объяснил той, что Ежиха должна стоять в борозде в конце поля и ждать Зайца.
И вот Еж и Заяц побежали взапуски. Еж сразу отстал и сел в борозде. Заяц добегает до конца борозды, а Ежиха кричит ему: "Я уже тут".
Заяц бежит обратно, а там его ждет Еж. Так бегал Заяц, пока кровь из горла не хлынула. Забрал Еж империал и водку и больше никогда зайцы с ежами взапуски не бегали.

Пословица к сказке "Заяц и еж"
Он по яйцам пройдет, ни одного не раздавит.
От вежливых слов язык не отсохнет.
Где муж, там и жена.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Заяц и еж"

Этой сказке вы, пожалуй, не поверите. Однако мой дедушка, рассказывая её, всегда говорил:

– Не всё в сказке выдумка. Есть в ней и правда. А то зачем бы стали люди её рассказывать?

Начиналась эта сказка так…

Однажды, в ясный солнечный денёк, стоял ёж у дверей своего дома, сложив руки на животе, и напевал песенку.

Пел он свою песенку, пел и вдруг решил:

“Пойду-ка я в поле, на брюкву посмотрю. Пока, – думает, – моя жена-ежиха детей моет да одевает, я успею и в поле побывать, и домой вернуться”.

Пошёл ёж и встретился по дороге с зайцем, который тоже шёл в поле – на свою капусту поглядеть.

Увидел ёж зайца, поклонился ему и говорит приветливо:

– Здравствуйте, уважаемый заяц. Как вы поживаете?

А заяц был очень важный и гордый. Вместо того чтобы вежливо поздороваться с ёжиком, он только головой кивнул и сказал грубо:

– Что это ты, ёж, в такую рань по полю рыщешь?

– Я погулять вышел, – говорит ёж.

– Погулять? – спросил заяц насмешливо. – А по-моему, на таких коротеньких ножках далеко не уйдёшь.

Обиделся ёж на эти слова. Не любил он, когда говорили о его ногах, которые и вправду были коротенькие и кривые.

– Уж не думаешь ли ты, – спросил он зайца, – что твои заячьи ноги бегают быстрее и лучше?

– Разумеется, – говорит заяц.

– А не хочешь ли со мной вперегонки побежать? – спрашивает ёж.

– С тобой вперегонки? – говорит заяц. – Не смеши меня, пожалуйста. Неужели же ты на своих кривых ногах меня обгонишь?

– А вот увидишь, – отвечает ёж. – Увидишь, что обгоню.

– Ну, давай побежим, – говорит заяц.

– Подожди, – говорит ёж. – Сначала я схожу домой, позавтракаю, а через полчаса вернусь на это место, тогда и побежим. Ладно?

– Ладно, – сказал заяц.

Пошёл ёж домой. Идёт и думает: “Заяц, конечно, быстрее меня бегает. Но он глуп, а я умён. Я его перехитрю”.

Пришёл ёж домой и говорит жене:

– Жена, одевайся поскорее, придётся тебе со мной в поле идти.

– А что случилось? – спрашивает ежиха.

– Да вот мы с зайцем поспорили, кто быстрее бегает, я или он. Я должен зайца обогнать, а ты мне в этом деле поможешь.

– Что ты, с ума сошёл? – удивилась ежиха. – Куда же тебе с зайцем тягаться! Он тебя сразу обгонит.

– Не твоё дело, жена, – сказал ёж. – Одевайся да пойдём. Я знаю, что делаю. Оделась жена и пошла с ежом в поле. По дороге ёж говорит жене:

– Мы побежим с зайцем вот по этому длинному полю. Заяц побежит по одной борозде, а я по другой. А ты, жена, стань в конце поля, у моей борозды. Как только подбежит к тебе заяц, ты крикни: “Я уже здесь!” Поняла?

– Поняла, – отвечает жена.

Так они и сделали. Отвёл ёж ежиху на конец своей борозды, а сам вернулся на то место, где оставил зайца.

– Ну что ж, – говорит заяц, – побежим?

– Побежим, – говорит ёж.

Стали они каждый у начала своей борозды.

– Раз, два, три! – крикнул заяц.

И побежали оба со всех ног.

Пробежал ёж шага три-четыре, а потом тихонько вернулся на своё место и сел. Сидит отдыхает. А заяц всё бежит и бежит. Добежал до конца своей борозды, а тут ежиха ему и крикнула:

– Я уже здесь!

А надо сказать, что ёж и ежиха очень похожи друг на друга. Удивился заяц, что ёж его обогнал.

– Бежим теперь обратно, – говорит он ежихе. – Раз, два, три!

И помчался заяц назад быстрее прежнего. А ежиха осталась сидеть на своём месте.

Добежал заяц до начала борозды, а ёж ему кричит:

– Я уже здесь!

Ещё больше удивился заяц.

– Бежим ещё раз, – говорит он ежу.

– Ладно, – отвечает ёж. – Если хочешь, побежим ещё раз.

Побежали ещё и ещё раз. Так семьдесят три раза бегал заяц туда и обратно. А ёж всё его обгонял.

Прибежит заяц к началу борозды, а ёж ему кричит:

– Я уже здесь!

Побежит заяц обратно к концу борозды, а ежиха ему кричит:

– Я уже здесь!

На семьдесят четвёртый раз добежал заяц до середины поля и свалился на землю.

– Устал! – говорит. – Не могу больше бегать.

– Вот видишь теперь, – говорит ему ёж, – у кого ноги быстрее?

Ничего не ответил заяц и ушёл с поля – еле ноги унёс. А ёж с ежихой позвали своих детей и пошли с ними гулять.

Главный герой сказки Л.Н.Толстого «Еж и заяц», обыкновенный лесной еж, однажды повстречался с зайцем. Заяц стал спорить с ежом, что тот его никогда не обгонит. Ежу не понравилось, что заяц над ним насмехается, и он принял вызов. Только сначала еж решил сходить домой.

Дома он рассказал ежихе о споре с зайцем. Та поначалу выразила сомнение в том, что еж может победить, но еж рассказал ей, какой способ он придумал, чтобы перехитрить косого.

Он попросил ежиху спрятаться на одном конце поля, а сам пошел на другой конец. Оттуда они с зайцем и побежали наперегонки. Вот только еж до конца не стал бежать, а вернулся назад. А когда заяц прибежал к финишу, там его ждала ежиха. Заяц не смог отличить ее от ежа и удивился, что еж его обогнал. Тогда заяц потребовал повторить гонку. Он побежал обратно, а ежиха осталась на месте.

Когда заяц прибежал к старту, там его ждал еж. Так заяц и бегал с одного края поля на другой, пока не устал и не признал свое поражение.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Толстого «Еж и заяц» заключается в том, что для победы в поединке не обязательно быть сильнее или быстрее соперника. Гораздо важнее проявить в состязании ум и смекалку. Еж никогда бы не мог обогнать зайца, но он проявил смекалку и вынудил зайца признать поражение в споре.

Сказка Толстого учит не проявлять уныние, не падать духом в заведомо проигрышных ситуациях, и отыскивать способы для победы над соперником.

В сказке «Еж и заяц» мне понравился еж, который не побоялся соперничать с зайцем. Еж придумал оригинальный способ, с помощью которого перехитрил своего соперника.

Какие пословицы подходят к сказке «Еж и заяц»?

Не тот борец, кто поборол, а тот, кто вывернулся.
Где силой взять нельзя, там надобно ухваткой.
Находчивость и ум в друзьях числятся.

Вам также может быть интересно

Ирина Иванова
НОД по речевому развитию «Знакомство со сказкой «Заяц и Ёж»

Разработка программно – методического сопровождения образовательного процесса.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Речевое развитие » .

Раздел «Развитие речи » для детей старшего дошкольного возраста

Тема : знакомство со сказкой «Заяц и Ёж »

Целевые ориентиры :

Учить детей внимательно слушать и понимать смысл сказки ;

Создание условий для развития интереса детей к художественной литературе;

Определение основной мысли сказки .

Задачи :

- знакомство со сказкой Братьев Гримм «Заяц и ёж » ;

Учить детей эмоционально воспринимать литературное произведение, определять характер героев по поступкам;

Учить детей выбирать героя из сказки для анализа художественного произведения;

Формирование умения вести диалог;

- развитие познавательной активности детей;

- развитие творческого воображения;

Воспитание организованности и дисциплинированности;

Воспитание сочувствия героям сказки .

Материалы и оборудование : игрушки зверей (заяц и ёж , стимулирующий компонент (мнемотаблица с опорными картинками по содержанию сказки ).

Предварительная работа : загадывание загадок о диких животных, рассматривание иллюстрации «Заяц и Ёж » и составление описательного рассказа по мнемотаблице , заучивание стихотворения

Этап, его продолжительность Задачи этапа Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности Деятельность педагога Предполагаемая деятельность воспитанников

Психологический настрой,

1 мин Создать эмоциональную поддержку для детей Художественное слово – пословица «Добра желаешь - добро и делай» Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, сообщение пословицы и объяснение её значения Дети стоят на ковре в кругу, приветствие, знакомство с пословицей , участие в объяснение смысла пословицы

Вводно –организационный этап, 1-2 мин Организовать дальнейшую деятельность воспитанников Психологический этюд «Ты мой друг и я твой друг» Организация образовательного

пространства, проведение игры «Ты мой друг и я твой друг» Дети берутся за руки и повторяют слова за воспитателем

Мотивационно – побудительный этап, 1-2 мин Продолжать формировать представление о дальнейшей деятельности Сообщение информации, игра «Заяц , Ёж» Показ игрушек, вопрос «Кто из животных быстрее? Почему? Если бы были состязания, кто занял бы 1 место?» Отвечают на вопросы воспитателя, объясняют свой ответ, вспоминают прочитанную сказку

Актуализация,

3 мин Продолжать учить детей выбирать героя сказки для анализа , развивать познавательную активность и творческое воображение

Игра «превратись в выбранного героя» Задаёт вопросы : «Назови героев сказки ? С кем из них вы бы хотели познакомиться ?» Проведение игры Рассаживаются на места, отвечают на вопросы, играют в игру, выбирают героя – «заяц »

Расширение

имеющихся

представлений 5-8 мин Учить детей эмоционально воспринимать литературное произведение, определять характер героя, формировать умение вести диалог Работа с мнемотаблицей (по опорным картинкам) Работа по алгоритму : Кто? Что хотел? Что мешало? Что делал? Что получилось? Отвечают на вопросы полным предложением, соблюдая последовательность мнемотаблицы

Динамическая

пауза, 1 мин Предупреждать

утомляемость Игровой прием. Проведение физкультминутки игра на внимание «Движение по сигналу» (зайцы – ежи) Участвуют в игре, выполняют физические упражнения

Расширение

имеющихся

представлений,

5-10 мин Воспитывать читателя, способного испытывать сочувствие героям книги.Работа с мнемотаблицей Продолжение работы по алгоритму : копилка мудрости. Какие свойства характера есть у героя? Дают совет выбранному герою, выбирают подходящую пословицу из предложенных воспитателем, называют качества героя

Заключительный этап. Рефлексия, 3 мин Подвести итог

занятия. Формировать элементарные навыки самооценки. Беседа, обсуждение.Проведение беседы : с какой сказкой вы сегодня познакомились ? Назовите главных героев сказки ? Определите основную мысль текста?

Захотелось ли вам познакомиться с другими сказками Братьев Гримм ? Даёт совет – пословица о книге «Книга – друг человека» Отвечают на вопросы педагога полным предложением, выбирают книгу, высказывают своё мнение .

Ожидаемый результат :

Умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, объясняя свой ответ;

Умение составлять предложения, по наводящим вопросам педагога опираясь на опорные картинки мнемотаблицы;

Умение называть основную мысль сказки .

Публикации по теме:

Итоговое занятие проектной деятельности «Знакомство с русской народной сказкой» Путешествие по русским народным сказкам». Задачи: - Формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Знакомство со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Программное содержание:Познакомить детей со сказкой"Сестрица Аленушка и братец Иванушка". Развивать интерес к событиям, изображенным в сказке.

Задачи. Образовательные: 1. закрепить знания о сказках К. И. Чуковского и его сказочных героях; 2. формировать умение чётко, ясно и последовательно.

Конспект НОД по речевому развитию «В порту» Конспект непосредственной образовательной деятельности по Речевому развитию (Художественная литература) с детьми старшей группы. Тема: Стихотворение.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Составление описательных рассказов по картине. Знакомство с антонимами» Конспект открытого занятия в средней группе «Малинка» по речевому развитию Воспитатель Савчук И. В. Тема: 1ч. Составление описательных рассказов.

Братья Гримм сказка "Заяц и еж"

Главные герои сказки "Заяц и еж" и их характеристики

  1. Заяц, надменный и важный, презирал Ежа за маленькие ноги и неказистый вид, чванливый и глупый.
  2. Еж, добродушный, умный и хитрый, веселый и находчивый, горазд на разные выдумки.
  3. Ежиха, очень похожа на мужа, послушная и разумная.
План пересказа сказки "Заяц и еж"
  1. Теплое летнее утро
  2. Прогулка по полю
  3. Спор Зайца и Ежа
  4. Еж ведет Ежиху
  5. Бег по борозде
  6. Выигранный спор.
Кратчайшее содержание сказки "Заяц и еж" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Прекрасным летним утром Еж в хорошем настроении пошел на поле за брюквой
  2. Он встретил Зайца и поссорился с ним.
  3. Они решили на спор бежать взапуски
  4. Еж привел Ежиху и спрятал ее в конце поля
  5. Заяц бегал между ежами и думал, что Еж каждый раз его опережает
  6. Еж выиграл спор.
Главная мысль сказки "Заяц и еж"
С другими людьми следует быть вежливыми и никогда не смеяться над их недостатками.

Чему учит сказка "Заяц и еж"
Эта сказка учит относится друг к другу с уважением, учит брать жену из той же среды, что и муж, учит находчивости и умению принимать неожиданные решения. Учит тому, что от хвастовства и самоуверенности бывает больше вреда, чем пользы.

Отзыв на сказку "Заяц и еж"
Очень красивая сказка, в которой умный Еж проучил самоуверенного нахального Зайца. Мне понравилось, что в этой сказке побеждают не длинные ноги, а смекалка, находчивость. Я с удовольствием прочитала эту сказку и рекомендую ее вам.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Заяц и еж"
В одно теплое летнее утро Еж вышел из дома, запел песенку, и решил прогуляться на поле, проведать как растет его брюква.
В поле он встретил очень важного Зайца, который тоже проверял свою капусту. Еж поздоровался с Зайцем, но тот надменно спросил, что Еж делает в поле.
Потом Заяц заметил, что Еж мог бы лучше использовать свои ноги и тут Еж обиделся. Он предложил бежать с Зайцем на перегонки, уверяя, что обязательно обгонит Зайца.
Заяц согласился и хотел сразу бежать, но Еж сказал, что ему надо позавтракать и пошел домой. Дома он велел одеваться жене и по дороге объяснил той, что Ежиха должна стоять в борозде в конце поля и ждать Зайца.
И вот Еж и Заяц побежали взапуски. Еж сразу отстал и сел в борозде. Заяц добегает до конца борозды, а Ежиха кричит ему: "Я уже тут".
Заяц бежит обратно, а там его ждет Еж. Так бегал Заяц, пока кровь из горла не хлынула. Забрал Еж империал и водку и больше никогда зайцы с ежами взапуски не бегали.

Пословица к сказке "Заяц и еж"
Он по яйцам пройдет, ни одного не раздавит.
От вежливых слов язык не отсохнет.
Где муж, там и жена.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Заяц и еж"

В образе зайца передан русский народ, который предан до последнего своим царским господам – волкам. Волки же, как истинные хищники, издеваются и едят зайцев. Заяц торопится на помолвку к зайчихе и не останавливается перед волком, когда тот просит. За это волк наказывает его сидеть под кустом и ждать участи, в последствии и его свата тоже сажает. В сказке показано как можно больше самодурство царей.

Основная мысль сказки Самоотверженный заяц. Салтыков-Щедрин:

Сказка показывает отношение между рабом-зайцем и царем-волком.

Краткое содержание Салтыков-Щедрин Самоотверженный заяц

Сказка является прямым показателем того, как жил народ во время революции (образ зайца). Холодное и издевательское отношение царской семьи в виде волков, которые играли с ним и наказывали его. Сказка начинается с того, что заяц бежит по лесу, торопится на свадьбу и пробегает мимо волчьего логова. Волк кричит ему, чтобы тот остановился, но заяц еще больше прибавляет ход. Тогда волк догоняет его и хватает. По решению волчицы и волка, заяц должен сидеть под кустом и ждать своей смерти, потому что сейчас волки сыты и кушать не хотят.

Зайца трясет от страха, но убежать он не в силах, так как волк догонит его в пару прыжков. Все это время волк и волчица подшучивают и издеваются над ним, проходя вальяжно мимо него и обсуждая, что они с ним сделают. Однажды ночью к зайке прибегает его кум, который уговаривает сбежать, но заяц же дал слово, что не убежит. Все это слышит волк и хватает обоих. Решает съесть их, но кум поведал о том, что зайца ждет невестка и ему нужно на свадьбу. Волчица уговаривает волка отпустить на пару дней косого, и тот соглашается, оставив в залог кума. Заяц мчится к невесте и по приходу они сразу же празднуют свадьбу. Его умоляют остаться, но заяц отказывается, ведь он дал свое слово вернуться и спасти кума. На обратном пути ему встречается множество преград, которые задерживают его и заставляют сделать большой крюк, чтобы попасть обратно к болоту.

Из последних сил заяц добегает до волчьего логова, где оставил кума и видит как того уже собираются убить. Тогда заяц кричит во все горло, что он пришел. Волк смеется над ними и оставляет их сидеть под кустом обоих. По его словам, мол, посидите тут, а я вас может быть и отпущу потом. Автор хочет рассказать, как сложна жизнь революционера, и что царский режим издевается над простым народом своими решениями и приговорами. В образе волка-царь, а в образе зайца-народ. Несмотря на все страхи, народ честный и своему слову хозяин. Даже будучи под гнетом, рабски предан своему хозяину.

Картинка или рисунок Самоотверженный заяц

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Шекспир Сон в летнюю ночь

    Комедия «Сон в летнюю ночь» была написана У.Шекспиром в 1590 году. Пьеса состоит из пяти актов. Он написал это произведение в честь свадьбы известного аристократа.

  • Краткое содержание Чуковский Серебряный герб

    Бедные, самые обычные люди всегда страдали из-за своего простого и бедного положения в обществе. Как ни странно, но именно бедность всегда наказуема. Все любят и уважают обеспеченных людей, редко кто обратит внимание на бедняка

  • Краткое содержание Свифт Путешествие Гулливера

    Роман Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера» рассказывает о приключениях одноименного героя. Он мореплаватель. Часто его корабль терпит бедствие, и главный герой оказывается в удивительных странах.

  • Краткое содержание басни Осел и соловей Крылова

    Осел, увидел Соловья, сказал птице, что давно наслышан о ее таланте, и попросил спеть. Ослу хотелось самому услышать чудное звучанье, и проверить, действительно ли птица так хороша.

  • Краткое содержание Горячий камень Гайдара

    Одинокий старик со сложной судьбой поймал однажды у себя в саду Ивашку Кудряшкина, мальчишку, который хотел оборвать его яблоню. Оставшись безнаказанным, ушел мальчик куда глаза глядят, пока не очутился на болоте

Д. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаз, короткий хвост"

Главные герои "Сказки про храброго зайца" и их характеристика

  1. Храбрый Заяц. На самом деле просто великий хвастун, который как боялся волка сильнее всего на свете, так и продолжал его бояться.
  2. Волк. Свирепый хищник, которого оказалось так легко напугать.
План пересказа "Сказки про храброго зайца"
  1. Рождение зайчонка
  2. Зайцу надоедает страх
  3. Заяц хвастает на весь лес
  4. Зайцы потешаются
  5. Появление Волка
  6. Отчаянный прыжок
  7. Два беглеца
  8. Храбрый Заяц.
Кратчайшее содержание "Сказки про храброго зайца" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Родился зайчонок и вырос в Зайца
  2. Надоело Зайцу боятся, стал он хвалится, что никого не боится в лесу
  3. Собрались вокруг зайцы, смеются, не верят.
  4. А заяц обещает волка съесть
  5. Тут видит Заяц Волка, с испуга на него прыгает и бежит, Волк тоже пугается и бежит
  6. Находят зайцы храбреца и хвалят, Заяц становится храбрым.
Главная мысль "Сказки про храброго зайца"
Нельзя хвалиться тем, чего не умеешь или не можешь сделать.

Чему учит "Сказка про храброго зайца"
Эта сказка учит нас не хвастать своими мнимыми заслугами, да и реальными тоже лучше не хвалится лишний раз. Также сказка учит тому, что от неожиданности даже храбрец может испугаться. И еще учит не смеяться над другими, даже если те хвастают. Кто знает, может они действительно говорят правду.

Отзыв на "Сказку про храброго зайца"
Сказка это мне очень понравилась тем, что она смешная. Я долго смеялась над "храбрым" Зайцем, и смеялась над Волком, который оказался ничуть не смелее Зайца. Но в этой сказке нашлась и очень интересная мысль: если во что-то поверить всерьез, то это действительно может сбыться.

Пословицы к "Сказке про храброго зайца"
Я не трус, но я боюсь.
Хвались, да назад оглянись.

Краткое содержание, краткий пересказ "Сказки про храброго зайца"
Родился в лесу зайчонок и всего он боялся. Но вот вырос, стал большим Зайцем и надоело ему всех боятся.
Крикнул он громко, что никого не боится. Сбежались тут все зайцы, и молодые и старые. А Заяц храбрится - никого, говорит, не боюсь, ни медведя, ни волка.
Тут всем зайцам смешно стало, расшумелись они, стали играть на полянке, кувыркаться.
А Заяц обещает Волка увидеть и съесть. Пуще прежнего веселятся зайцы, да про волка совсем позабыли.
А Волк был рядом. Услышал он, как заяц хвастает и решил съесть его. Выглянул Волк из-за кустов и смотрит, какой заяц такой смелый.
А Заяц в это время обещает штуку показать. И вдруг видит Волка. Испугался Заяц, подпрыгнул, упал на лоб Волку и скатился с него, а потом стрекача задал.
Но Волк тоже испугался, потому что решил, что в него охотник выстрелил. И тоже бросился наутек, не нужен ему стал сумасшедший заяц.
Увидели это остальные зайцы и пошли храброго Зайца искать. Нашли в ямке, хвалят его за храбрость. Ну Заяц и сам уверовал в то, что он храбрый.

Рисунки и иллюстрации к "Сказке про храброго зайца"

Главные герои сказки Сергея Михалкова «Заяц-обманщик» - добрый Медведь и хитрый Заяц. Однажды Медведь случайно наступил Зайцу на ногу. Заяц стал кричать, что умирает, Медведь его пожалел и принес в свою берлогу. Он перевязал Зайцу ногу и принялся за ним ухаживать.

Заяц обрадовался тому, что Медведь его поит и кормит, поэтому он скрыл от Медведя то, что нога у него совсем не болит. С каждым днем Заяц вел себя все капризнее и капризнее. Однажды он потребовал у Медведя принести ему груш с медом.

Озабоченный Медведь отправился на поиски лакомства и встретил Лису. Пожаловался он ей на свои заботы, а Лиса сказала ему, что Зайцу нужен врач, и что она сама в больнице работает.

Привел Медведь Лису в берлогу, Заяц ее увидел и стал дрожать от страха. Лиса сказала, что у Зайца озноб. Она добавила, что заберет Зайца в больницу, где Волк его вылечит.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Михалкова «Заяц-обманщик» заключается в том, что обманывать нехорошо. Заяц обманывал Медведя, утверждая, что нога у него продолжает болеть, а сам бессовестно пользовался добротой Медведя, видя, что тот считает себя виноватым перед ним. История закончилась тем, что Лиса разгадала хитрость Зайца и забрала его у Медведя.

Сказка Михалкова «Заяц-обманщик» учит не хитрить, всегда быть честным и никогда не жить за чужой счет. Заяц считал, что сможет бесконечно обманывать простодушного Медведя и пользоваться его гостеприимством, но он ошибался, его обман был раскрыт.

Эта сказка мне понравилась тем, что она показывает: нельзя злоупотреблять доверием. Попользовался чьей-то добротой и хватит. Меру надо знать. Перекос в этом вопросе приведет к отрицательным последствиям.

Какие пословицы подходят к сказке Михалкова «Заяц-обманщик»?

Не жалей того, кто скачет, жалей того, кто плачет.
На обмане далеко не уедешь.
Сколько веревочке ни виться, а конец будет.
Послушай, ври, да знай же меру!

Урок литературного чтения в 3 классе
Тема. Д.Н. Мамин­Сибиряк «Сказка про храброго Зайца, длинные
уши, косые глаза, короткий хвост».
Цель: выяснение основной мысли «Сказки про храброго Зайца, длинные уши, косые
глаза, короткий хвост» на основе её анализа.
Задачи:
­ расширить знания учащихся о жизни и творчестве Д.Н. Мамина ­ Сибиряка;
­ сопоставить понятие «храбрость» в произведении Л. Н. Толстого «Акула» и сказке
Д.­Н. Мамина­Сибиряка;
­ развивать навыки выразительного, сознательного чтения, речь учащихся;
­ воспитывать чувство любви и сочувствия к животным.
Формируемые УУД:
Личностные: нравственно­этическое оценивание – личностный моральный выбор на
основе социальных и личностных ценностей, развитие чувства прекрасного и
эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной
художественной культурой;
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно;
Коммуникативные: управление поведением партнёра­контроль, коррекция, оценка
действий партнёра;
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; поиск и выделение
необходимой информации.
Оборудование: портрет, выставка книг, иллюстрация зайца.
1. Орг. момент.
Психологический настрой.
Сценарий урока
­Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают
к приятному общению.
2.Проверка домашнего задания.
(работа в парах­взаимопроверка)
А)Тест:
1. К какому жанру литературы принадлежит произведение «Акула»?
А. Сказка
Б. Быль
В. Рассказ
2. Кто автор этого произведения?
А. А. Толстой
Б. Л. Толстой
В. Ф. Тютчев
3. Что такое рассказ?

А. Небольшое повествовательное произведение
Б. Рассказ фантастического характера с установкой на вымысел
4. Кто главный герой рассказа?
А. Мальчики
Б. Мальчики и артиллерист
В. Артиллерист
5. Кто спас ребят?
А. Артиллерист
Б. Матрос
В. Капитан
Б) Лексическая работа.
­ Ребята, а как вы считаете, можно ли назвать этого человека мужественным?
­ А храбрым?
­ Являются ли слова мужество и храбрость синонимами?
­ А, что такое синонимы? (Слова различные по написанию, но близкие по
значению)
Объясните значение этих слов.
Мужество – это храбрость, присутствие духа в опасности.
Храбрость – мужество, решительность в поступках, отсутствие страха, смелость.
­ Составим синонимический ряд:
храбрый, смелый, удалой, мужественный.
3. Постановка цели и задач урока.
В произведении «Акула» мы увидели поступок храброго артиллериста, который
спас жизнь мальчикам.
­ Найдите в учебнике произведение с которым мы будем работать сегодня.
Верно, мы познакомимся с произведением Д. – Н. Мамина – Сибиряка «Сказка
про храброго Зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
­ Как вы считаете, что может объединять эти произведения?
(мнения учащихся)
Итак, перед нами стоит задача: выяснить кого же из героев можно назвать по­
настоящему храбрым?
4. Первичное усвоение новых знаний
­ Прочитайте ещё раз заглавие сказки. А кто такой заяц?
Дети: (индивидуальная работа)
1 ученик: У зайца много врагов: лиса, и волк, и рысь, да еще хищные птицы: совы и коршуны.
Правда с взрослыми зайцами не всегда легко справиться – он и отбиться может. Да, это трусишка
умеет сражаться за свою жизнь: опрокинется на спину и отбивается мощными лапами с длинными
когтями. Зайчиха защищает своих зайчат не хуже других зверей, а ведь ей для этого нужно,
пожалуй, больше храбрости, чем волчице или львице.
2 ученик: Зайца, конечно ноги спасают, но стоит посмотреть, как он убегает, например, от гончих
собак. Несется, стелется по земле, заложив назад свои длинные уши, а собаки с диким лаем мчатся
за ним. Выиграет заяц расстояние и начинает путать следы: то назад скакнет, то в сторону, а потом
огромными прыжками уйдет и затаится. Сидит и спокойно смотрит, как свирепые псы разгадывают
его лесную загадку.

3 ученик: А глаза у зайца не зря “косые” – он видит ими не только вперед и в стороны, но даже
немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо головою вертеть. Вот сидит
себе заяц спокойно, пока не увидит, что пора удирать. Не очень­то похоже на трусость. Из всех
наших животных, только борзая собака может догнать зайца. Если зайцу грозит опасность, то он
скачет со скоростью 65 км/ч.
­ Послушайте сказку, и, подчеркните те слова, которыми автор называет зайца.
(Читают сильные учащиеся)
5. Первичная проверка понимания.
А) Беседа:
­ Ребята, кому сказка понравилась?
­ Было ли вам страшно? Когда?
­ Что вызвало ваш смех?
­ Было ли вам жалко зайца? В какой момент?
­Каким вам показался заяц?
­ Давайте составим цепочку однокоренных слов (как автор называет зайца):
зайчик – зайцы – зайчата­ зайчихи­ Заяц
Б) Словарная работа: (работа в парах)
Душа в пятки – сильный испуг
Кубарем ­ вертясь, стремительно
Расхрабрившийся ­ набравшийся смелости, осмелевший
Приободрившийся – стал бодрым, полным сил, энергии
Задал стрекоча – стремительно убежал
Отведавшие волчьих зубов – побывавшие в пасти у волка
6. Первичное закрепление.
­ Чтение по цепочке.
­ Жужжащее чтение.
­ Назовите полное имя Зайца? Почему его так странно звали?
(«Тебе что­нибудь напоминает это длинное и торжественное имя? Кого называли:
«Быстрые Ноги», «Орлиный Глаз», «Сильная Рука»)?
­ Это имя было дано Зайцу от рождения или присвоено после его подвигов?
(Только после того, как он вырос, стал большой и во всеуслышание заявил, что он никого не
боится).
­ Проследите по тексту превращение зайчика в Зайца, снова в зайчика и опять в
Зайца.
(Первое превращение зайчика в Зайца связано с его взрослением и вспышкой храбрости.
Обратное превращение Зайца в зайчика произошло, когда он неожиданно столкнулся с
Волком, то есть с реальной опасностью. Автор снова называет его зайчиком: «Долго бежал
несчастный зайчик». Вторичное превращение зайчика в Зайца связано с тем, что все зайцы
свидетели случившегося неправильно истолковали то, что видели: падение Зайца на Волка
показалось им подвигом Храброго Зайца).
­ Каких различных зайцев автор упоминает в начале сказки?
­ Почему в конце он называет их всех одинаково? Как?

(В начале сказки автор различает старых зайцев, зайчих и маленьких зайчиков (найдите это в
тексте), а в конце называет их всех просто зайцами. В начале сказки зайцам ничего не
угрожает. Автор перечисляет все заячье население от мала до велика, которое пришло
посмотреть на одуревшего от приступа храбрости зайца: как в цирк. В конце сказки зайцы
пережили ужасное потрясение, связанное с нападением Волка: перед лицом такого ужаса они
все сбились просто в толпу, внутри которой уже не существенны различия между зайцами и
зайчихами, между старыми и молодыми).
­ Можно догадаться, что эта сказка авторская, а не народная?
­ Для серьезных исследователей литературы недостаточно просто прочитать
фамилию автора до или после текста. А если бы фамилия была утрачена: мы бы
смогли определить, авторская сказка или народная? По каким признакам?
1) язык народной сказки более четкий и лаконичный, отличается устойчивыми оборотами и
простыми конструкциями;
2) язык авторской сказки отличается более разнообразной лексикой и сложным синтаксисом
(сложными и длинными предложениями);
3) язык авторской сказки не всегда можно отличить от языка народной сказки, но
Мамин­Сибиряк блестяще использует четкую конструкцию, характерную для народной
сказки. Послушайте: «Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками,
засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у
лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц!.. Ах, какой смешной! И всем вдруг
сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с
ума сошли». Все эти подробности, детали и уточнения, совершенно не свойственны тексту
народной сказки. И этот неожиданный лиризм: смена настроения от смеха над зайцем до
чувства наслаждения жизнью тоже, конечно, несвойственен народной сказке.
­ Итак, ребята, какой смысл вкладывает автор в слово храбрость, отличается оно от
«храбрости» Л. Н. Толстого?
­ Что это за «баю­баю­баю» говорит автор в конце сказки? Это признак того, что эта
сказка рассказывается на ночь.
Сообщение об авторе:
Д.Н. Мамин – Сибиряк родился и вырос в небольшом заводском посёлке на Урале, в семье
священника. Позже Дмитрий Мамин переезжает в г. Санкт­Петербург, поступает в
университет и зарабатывает на жизнь частными уроками. Жизнь Мамина­ Сибиряка была
нелёгкой. У него умерла жена, а на руках осталась маленькая дочка – Елена. С рождением
дочери Мамин ­ Сибиряк начал писать детские сказки.
У писателя Дмитрия Мамина­Сибиряка есть книга «Алёнушкины сказки», где все
сказки рассказываются девочке на ночь и некоторые из них сопровождаются
колыбельной присказкой «баю­баю­баю».
11. Итог урока
Замечательный художник, глубокий знаток русского языка, Д.Н.
Мамин­Сибиряк всегда был близок народу. «Земле родной есть, за что благодарить
Вас, друг и учитель наш... Ваши книги помогли понять и полюбить
русский народ, русский язык...» ­ так писал ему А.М.Горький. Через олицетворение,
он показывал жизненно важные проблемы.
В начале урока перед нами стояла задача выяснить кого же из героев можно
назвать по­настоящему храбрым?
Кто может ответить на этот вопрос.
12. Рефлексия
­ У меня ещё остались вопросы.