Чуковский «Федорино горе» (2 класс). Технологическая карта по литературному чтению на тему К.И. Чуковский «Федорино горе» (2 класс) Какая же сказка самая известная

Разделы: Начальная школа

Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И. Чуковского.

  • учить понимать литературное произведение и анализировать его, создать положительную атмосферу, которая бы вызывала интерес к писателю и его произведениям;
  • развивать внимание к слову, умение подтверждать свое мнение выдержками из текста;
  • воспитывать любовь к чтению.

Оборудование:

  • Л.Ф. Климанова и др. "Литературное чтение. Родная речь. Учебник для 2 класса", книга К.И. Чуковского "25 загадок, 25 отгадок",
  • компьютер,
  • мультимедиапроектор,
  • выставка книг К.И. Чуковского.

Ход урока

Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "пять".

Проверка домашнего задания

Дети читают наизусть отрывки из сказки К. И. Чуковского "Путаница".

Постановка цели урока

Ребята, скажите из каких сказок эти слова?

Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд. ("Тараканище".)

А потом позвонил Крокодил и со слезами просил:
Мой милый, хороший, пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше. ("Телефон")

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой: ("Мойдодыр"), (слайд 2)

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством К.И. Чуковского, прочитаем сказку "Федорино горе".

Изучение нового материала

Рассказ учителя.

Знаете ли вы, что Чуковский Корней Иванович был критиком, литераторам, а сказочником стал совершенно случайно? Случилось это так.

Его маленькая дочка Мурочка капризничала, не хотела умываться, её отец Корней Иванович вышел из кабинета и сказал:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!

Так появилась сказка "Мойдодыр".

А когда надо было уложить дочку спать, Корней Иванович рассказывал ей весёлые сказки, которые сочинял тут же.

Например:

Маленькие дети,
Ни за что на свете,
Не ходите в Африку гулять:
Появилась сказка "Бармалей", (слайд 3)

Позднее все придуманные сказки он записал. С тех пор и мы можем их прочитать.

Ни одно поколение выросло на этих прекрасных произведениях. Книги Дедушки Корнея будут жить очень долго. Если бы он был жив, то в 2009 году ему исполнилось бы 127 лет.

Посмотрите на книгу ("25 загадок. 25 отгадок"), (слайд 4)

В этой книге собраны загадки для детей, написанные в стихотворной форме К.И. Чуковским. Чтение и разгадывание загадок детьми.

Физкультминутка (слайд 5)

Жил на свете человек -
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век (дети маршируют на внешних сторонах ступней)
По скрюченной дорожке.

А за скрюченной рекой,
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой (приставляют руки к голове наподобие ушей, одновременно делают движения "хвостики")
Скрюченные мышки.

И стояли у ворот
Скрюченные ёлки, (вытягивают руки вверх, раскачиваясь)
Там гуляли без забот
Скрюченные волки. (делают руками движения, имитирующие ходьбу лапами)

И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мяукала она, (показывают, как кошка умывается - сначала одной лапой, потом другой)
Сидя у окошка.

Продолжение работы над новым материалом

Сегодня познакомимся со сказкой "Федорино горе", (слайд 6)

Откройте учебники на с.13

1. Чтение сказки (сначала учителем, затем детьми).

2. Проверка понимания содержания сказки.

  • Понравилась ли вам сказка? Что в ней понравилось?
  • Что запомнилось? Что было смешно?
  • А что грустно?
  • Жалко ли вам Федору? Почему?
  • Найдите и прочитайте строки, в которых содержится ответ на вопрос: почему Федору постигло горе?
  • Обратите внимание, как разворачиваются события в сказке, с какого эпизода они начинаются. Почему?
  • С какими героями познакомились в этой сказке?
  • Назовите их?
  • Какое отчество у Фёдоры?
  • Подумайте, зачем сказочник превращает стаканы, чайники и т.д. в живые существа?
  • Какая была Федора, в начале сказки? (слайд 7)
  • В конце сказки, какой стала? (слайд 8)
  • Как автор относится к Федоре? (слайд 9)
  • Прочитайте пословицы, (слайд 10)
  • Какая пословица подходит к этой сказке?
  • Почему ты думаешь, что эта пословица подходит к этой сказке?

Ирина Мирошниченко
Конспект занятия «Федорино горе»

Ход занятия.

Воспитатель. Я приглашаю всех в гости в сказку. Посмотрите, какие красивые, красочные, чудесные сказки. Некоторые мы прочитали, остальные предлагаю посмотреть, прочитать.

Сказки придумали очень давно. Их любят все, особенно дети. Сказки учат нас быть добрыми, справедливыми, трудолюбивыми, мудрыми.

К нам пришли в гости сказочные герои. Каких героев вы знаете?

Из каких они сказок?

Вводная часть.

Уважаемые гости, дорогие дети, сегодня мы здесь собрались для того, чтобы выяснить, увидеть, услышать о том, как наши дети научились быть добрыми, воспитанными, аккуратными. Какими навыками они владеют, что они умеют, знают.

Тема нашего занятия по сказке «Федорино горе » Корнея Чуковского.

Много сказок вы уже знаете, сейчас проверим, знаете ли вы эти сказки?

На столе стоит волшебный сундучок. Я буду доставать и читать вам задание. Если вы будете отвечать правильно, то будет звучать музыка, если нет, то музыки не будет. Нужно назвать героев сказки.

1. Возле леса, на опушке, трое их живут в избушке. Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три медведя)

2. Скачет лошадь не простая, чудо-грива золотая. По горам парнишку носит, да никак его не сбросит. Есть у лошади сынок – удивительный конёк, по прозванью… (Горбунок)

3. Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше! (Карлсон)

4. Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей, сквозь очки свои гляди добрый доктор… (Айболит)

5. Появилась девочка в чашечке цветка,

А была та девочки чуть больше ноготка,

В ореховой скорлупке девочка спала,

Вот какая девочка, как она мила! (Дюймовочка)

Инсценировка из сказки «Федорино горе » .

Стук в дверь.

Федора (плачет) . Ребята, у меня большая беда : все вещи, вся посуда убежала от меня и мне больше негде варить есть, негде сидеть, и вообще…

Ребята, кто это? Гостья из какой сказки? Как сказки называется? Вы читали эту сказку? Ребята, что же нам делать? Как нам помочь Федоре ? Кто хочет помочь? Давайте Федору сделаем хорошей .

1. Пришить пуговицу. (Техника безопасности с иголкой.)

2. Умыть Федору .

3. Расчесать.

4. Помыть обувь.

Тритесь губкой и мочалкой,

Потерпите – не беда!

И чернику, и варенье

Смоют мыло и вода.

Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу :

Мойтесь чаще, мойтесь чище,

Я грязнуль не выношу.

Федора , побудь у нас в гостях, мы что-нибудь придумаем.

Рассмотрите две картинки.

Что здесь изображено? Из какого они произведения? В чем здесь отличие?

1. Найдите 8 предметов, которые встречаются на 1 и 2 картинках.

2. Найдите предметы, которые есть на 1, но нет на 2, и наоборот.

Посмотрите на Федору , на её дом. Дайте характеристику внешнему виду, поступкам Федоры . Какая она?

Плохая хорошая

Ленивая добрая

Страшная чистая

Злая красивая

Неряшливая аккуратная

Грязная трудолюбивая

1. Правда всего дороже.

2. Сам себя губит, кто других не любит.

3. Каков мастер, такова и работа.

4. Труд кормит, а лень портит.

5. Не учись разрушать, а учись строить.

Ребята, мы не знаем, куда убежала посуда от Федоры . Но чтобы как-нибудь её утешить, давайте сделаем для неё подарки.

Основная часть.

Сейчас мы с вами сделаем аппликацию из бумаги. Вам нужно выполнить узор из цветных бумажных фигурок на муляжах-тарелках.

Самостоятельная работа.

Техника безопасности работы с клеем. Дети самостоятельно выполняют работу. Некоторым детям предлагается помощь.

Выставка работ.

Чья работа лучше? Почему?

Заключительная часть.

Ребята, посмотрите на Федору ! Какая она стала чистая, красивая, веселая. Давайте дадим ей напутственные слова, пожелания. Что ей надо делать? Какой она должна быть, что ей пригодится в жизни?

Дети дарят Федоре тарелки . Федора приглашает всех гостей к столу на угощение.

Федора . Дорогие ребята, гости! Приглашаю всех к столу отведать чаю.

Итог занятия .

Сказки нас учат быть добрыми, добро побеждает зло; быть трудолюбивыми, труд кормит и облагораживает человека; любить всё вокруг нас, во всём. Как ходите, чтобы люди поступали в вами, так поступайте и вы с ними.

Читайте побольше сказок. Всего вам хорошего.

Публикации по теме:

Интегрированная ОД «Увлекательное путешествие по сказке «Федорино горе» Елфимова О. А. воспитатель высшей категории. Вид НОД: занятие-путешествие, закрепляющее. Интеграция образовательных областей: познавательное,.

Игра-инсценировка сказки «Федорино горе» Игра – инсценировка сказки «Федорино Горе» для детей среднего дошкольного возраста. Предварительная работа: Чтение сказки К. Чуковского.

Пластилин является одним из лучших материалов для развития ребенка. Из этого материала он может создать и объемные фигуры, и аппликации.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда».

Конспект логоритмического занятия по лексической теме «Федорино горе» для логопедов и музыкальных руководителей Конспект логоритмического занятия «Федорино горе» для детей старшей группы (по лексической теме «Посуда») Составители конспекта: Логопед.

1 часть

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».

2 часть

Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.
И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы - дзынь!- натыкаются,
И стаканы - дзынь!- разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл...
А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»
И в железную трубу:
«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»

3 часть

А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»
Но ответило корыто:
«На Федору я сердито!»
И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!»
А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
«Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!»
Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть.
Чтоб посуду воротить:
«Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!»
Но тарелки вьются-вьются,
А Федоре не даются:
«Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!»

4 часть

Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!»
И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!»
«Да, промолвил медный таз,
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.
Загляни-ка ты в кадушку -
И увидишь там лягушку.
Загляни-ка ты в ушат -
Тараканы там кишат,
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе - замарахе
Не воротимся!»

5 часть

И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю, поди, поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре,
Горе!

6 часть

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник шепнул утюгу:
«Я дальше идти не могу».
И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?»
И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!»
Но блюдо сказало: «Гляди,
Кто это там позади?»
И видят: за ними из тёмного бора
Идёт-ковыляет Федора.
Но чудо случилося с ней:
Стала Федора добрей.
Тихо за ними идёт
И тихую песню поёт:
«Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!»
И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».
И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка!»
И сказали блюдца:
«Надо бы вернуться!»
И сказали утюги:
«Мы Федоре не враги!»

7 часть

Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала.
Полоскала их она.
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»
Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»
Полетели,
Зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь,-
Будут, будут у Федоры и блины и пироги!
А метла-то, а метла - весела -
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.
И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

Главная героиня сказки «Федорино горе» — бабушка Федора Егоровна. У нее случилось горе – все ее вещи решили срочно от нее убежать. По улице понеслись разнообразные предметы: метла, лопата, кочерга, топоры. По лугам поскакали сито и корыто. Следом торопились предметы кухонной утвари: ножи, кастрюли, чайник с кофейником. Из окна Федориного дома выскочил стол, на котором восседал самовар и тоже побежал.

Испуганная курица стала спрашивать, откуда и куда все бегут. Ей рассказали, что бабушка Федора очень плохо относилась к своей утвари, не мыла ее, не чистила, и все они решили от нее уйти. Следом за сбежавшими предметами устремилась сама Федора со своими котами. Она призывала непослушные предметы вернуться, но ее никто не слушал.

Вскоре бежавшие оказались в незнакомых местах. Они шли уже долго, и некоторые из них стали жаловаться на усталость. Тут блюдо заметило, что их кто-то догоняет. Это была Федора. Она осознала, что вела себя неправильно и всячески уговаривала беглецов вернуться домой, обещая, что будет относиться к ним бережно и содержать в чистоте и порядке.

Сбежавшие предметы пожалели свою хозяйку и вернулись домой. Федора их привела в порядок, и у всех поднялось настроение. Кастрюли отправились в печь и стали готовить еду, а метла вымела из дома всю пыль. Ну а самовар угостил бабушку Федору чаем. Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Федорино горе» заключается в том, что необходимо всегда поддерживать в доме чистоту и порядок. Следует бережно относиться к предметам домашнего обихода, и тогда они будут служить верой и правдой долгие годы. Сказка учит быть аккуратным в быту, чтобы не случилось того, что произошло с Федорой.

В сказке мне понравилась главная героиня, бабушка Федора Егоровна. Она сумела побороть в себе лень и неряшливость и уговорила вернуться все предметы, сбежавшие из ее дома. Она полностью исправилась и в дальнейшем относилась к домашней утвари с любовью и уважением.

Какие пословицы подходят к сказке «Федорино горе»?

Горе тому, кто порядка не наводит в дому.
Порядок в доме есть - хозяину честь.
Чистота – залог здоровья.

(Никульникова Людмила Вячеславовна)

Наш девиз:

Мы веселая команда,

Наш девиз: идти к победе!

Никогда не унывать!

Мы с Чуковским подружились

И надеемся на то,

Что удача улыбнется

Непоседам на все 100!!!

Идея создания эмблемы: Павел С.

Проводим опрос

Мы с детьми провели опрос, в котором принимало участие 50 человек - 25 взрослых и 25 детей из разных классов.

Все - и взрослые, и дети - знакомы со сказками К. И. Чуковского.

На вопрос №2 мы получили следующие ответы :

Дети:

Первое почетное место занимает сказка "Муха-Цокотуха", любимая детям с раннего детства - ее назвал 21 человек. Также самыми популярными сказками стали: "Телефон", "Мойдодыр", "Доктор Айболит" - они набрали по 20 баллов. Дети называли и другие сказки К. И. Чуковского: "Краденое солнце" (12), "Федорино горе" (11), "Тараканище" (11), "Чудо-дерево" (6) и "Бармалей" (3).

Взрослые:

У взрослых на первом месте сказка "Мойдодыр" - 22 человека. Второе место занимает сказка "Доктор Айболит" - 19 человек. Всего на один балл "отстает" сказка "Муха-Цокотуха" - 18 человек и "Федорино горе" - 17 человек. Также родители называли сказки : "Тараканище" (13), "Телефон" (10), "Краденое солнце" (8) и другие.

Какая же сказка самая известная?

У детей "победил" ДОКТОР АЙБОЛИТ

А у взрослых - МОЙДОДЫР


Ну и остался последний вопрос - какие слова харктеризуют сказки К. И. Чуковского?

Слово подобно живому существу. Оно подобно человеку - может радоваться, грустить, обижаться. Слово может быть добрым или злым. Представим слово в роли магнита. Какие же слова притягиваются к сказкам К. И. Чуковского?

Ответы детей:


Ответы взрослых:

Результаты проведенного опроса все желающие смогут обсудить на .

Кто есть кто?

1.Облако слов.

Мы с детьми составляли облако слов. Главный герой нашей сказки - Федора. Вот какая она у нас получилась:

2.Синквейн. Характеристика Федоры и ее портрет.

Бабушка Федора

Грязная, неопрятная

Не любила, не мыла, била

Просит посуду вернуться домой

Умница!

Павел С.

Федора

Ленивая, жалостливая

Загрязнила, побила, не ухаживала

Не хочет быть неряхой

Хозяюшка!

Лиза З.

Рисунок: Владислав Ш.

Горе - Федора

Несчастная, грустная

Раскидала, разбросала, потеряла

Решила посуду вернуть назад

Чистюля

Евгения З.

Наши Федоры:

Станислава Ш. Анастасия Т.

Таз из меди

Поломанный, побитый

Обидели, облили, не мыли

От Федоры решил убежать

Сиротинушка

Александр Ш.

Самовар

Медный, грозный

Пыхтит, стоит, поглядывает

Будут у Федоры пироги!

Великан!

Владислав Ш.


Метла

Веселая, озорная

Заплясала, заиграла, замела

Ни пылинки не оставила!

Помощница

Анастасия Т.

Корыто

Разбитое, несчастное

Сердится, ругается, рыдает

Не хочет домой возвращаться

Плакса

Станислава Ш.

Нам так понравилось составлять синквейны,

делать иллюстрации к произведнию,

что мы решили создать облако слов,

потому что нашу радость от творчества

нельзя передать простыми словами!

3. Карта знаний.

Над картой знаний пришлось потрудиться. Получилось не сразу! У ребят были разные идеи. Мы решили включить три основные вопроса: тему сказки, героев и подобрали пословицы и поговорки, подходящие к сказке. Вот что у нас получилось:


В гостях у сказки

Ну вот и подошла последняя неделя участия в проекте "По дорогам добрых скаок". Впереди самое интересное - создание диафильма по сказке К. И. Чуковского "Федорино горе".

Сегодня (15 апреля) мы с детьми на уроке литературного чтения перечитали сказку еще раз и наметили, какие сюжеты возьмем для создания диафильма.

А на уроке изобразительного искусства (нам повезло, что урок стоит в расписании в понедельник!) приступили к работе над диафильмиом. У ребят возникли самые разные идеи! Очень интересно создавать литературные образы, да еще и оживлять их! Ведь в сказке посуда убегает, разговаривает, да еще и ругается на неряху - Федору! У каждого - свои тарелки, блюдца, метла.

На бумаге, конечно, рисовать проще. Мы попробовали рисовать на компьютере в пограмме Paint. Дети сразу отметили, что в компьютере рисовать сложнее, но зато рисунки получаются ярче и красочнее, чем в альбомах. Поэтому мы и решили продолжить эту работу. Получалось не сразу, но затем дети уже знали, какой инструмент выбрать - "кисть" или "карандаш", как сделать "заливку" фигур, какие клавиши нажать, чтобы "отменить" последнее действие. Работали по два-три человека, чтобы было удобно рисовать. В день выходило не больше одного-двух рисунков. Но за неделю все-таки успели!

Наш диафильм: