Что делать, если боишься летать на самолете. Что делать, если боишься летать

Если вы испытываете беспорядочное чувство страха, когда садитесь в самолет, знайте, вы не одиноки. «Это страх, который особенно трудно преодолеть, потому что для этого нужны постоянные тренировки», – говорит Рейд Уилсон, доктор философии, психолог из города Chapel Hill. Он работал с American Airlines, чтобы разработать программу для тех, кто боится летать.

По его мнению, тренировки наиболее ценны перед самим полетом, так как большинство людей летают не достаточно часто. Вот почему врачи часто работают с пациентами, чтобы понять, чего именно они боятся, будь то страх высоты или замкнутых пространств, а потом нацеливать их внимание конкретно на эти проблемы.

Но что делать, если вы еще не избавились от этих проблем, а вас ждет перелет уже на следующей неделе? Мы попросили доктора Уилсона и других экспертов дать несколько советов.

В соответствии с данными Национального совета безопасности США, шансы умереть в автокатастрофе составляют 1 к 112. Шансы умереть от «воздушных и космических транспортных происшествий», которые включают полет на самолете, составляют 1 к 8 357.
Проблема этой статистики, конечно, состоит в том, что она содержит цифру «один», говорит Том Банн, бывший пилот Pan Am, который сейчас является лицензированным терапевтом. Так что знание, как работает самолет и насколько он надежен, имеет огромную пользу.

Большинство самолетов выдерживают показатель турбулентности до 5G, и абсолютно все прекрасно себя чувствуют до нагрузок в 2,5G. При легкой турбулентности G-силы изменяются, как и в движущемся лифте, от 0,8 до 1,2G. Умеренная степень турбулентности - от 0,6 до 1,4G; тяжелая - от 0,4 до 1,6G.

Если вы хотите проверить силу турбулентности во время полета, загрузите приложение SOAR. Среди других инструментов оно имеет G-Force метр. В следующий раз, попав в зону турбулентности, вы можете воспользоваться G-Force метром, посмотреть сколько G она составляет и убедиться, что причин для беспокойства нет.

Миндалевидное тело - эмоциональная часть мозга, реагирующая на стрессовые ситуации. Попробуйте сделать следующее упражнение, перед тем как лететь: попросите друга вместе с вами подняться на первую ступень лестницы; повернуться так, что оба видели пол, и обнимите друг друга руками. Теперь прыгайте вместе вниз на пол. Вы только что испытали ощущение свободного падения, именно то, чего вы боитесь, летя в самолете. В идеале, ваш мозг будет ассоциировать полет, хотя и в меньшей мере, с положительным опытом прыжка.

Путешествия - это не просто нахождение в самолете в течении трех часов. Это предвкушение знакомства с новой культурой или встречи с любимым человеком. Поставьте фотографию места вашего назначения или любимого человека на экран смартфона. Обратите внимание на детали, в том числе лица, форму, свет, цвета и другие яркие особенности. Вспомните, как эти детали побудили вас совершить эту поездку и напоминайте себе о чем поездка.

«Фокусирование на основной цели вашей поездки ставит страх на задний план», – говорит Джонатан Брикер, доктор философии, член ассоциации, профессор психологии в Университете Вашингтона в Сиэтле.

«Чем больше вы стараетесь не испытывать чувство беспокойства, тем больше шансов, что оно вернется», – говорит Брикер.
Таким образом, будьте открытым. Обратите внимание на ощущения в желудке и других частях тела. Пусть они приходят и уходят. Не судите своей беспокойство. Просто наблюдайте за ним.

«Теперь мысленно упакуйте его в воображаемую ручную кладь, которую можно хранить выше или ниже себя - идея в том, что «тревога со мной, но я ношу ее с собой и путешествую куда хочу», – говорит Брикер, который использует эту концепцию в рамках приема обязательной терапии, программы, целью которой является справиться с тревогой, а не бороться с ней.

Уилсон предлагает это дыхательное упражнение: наполните нижнюю часть своей дыхательной системы, затем верхнюю часть легких воздухом; расслабьте мышцы вашего лица, челюсти, плеч и живота и затем медленно выдохните. Обращайте внимание на звук вашего дыхания; Если волнение прерывает ваше внимание, наблюдайте как оно приходит и уходит, а затем вернитесь обратно к сосредоточению на дыхании.

Уилсон также предлагает «10-секундное сжатие»: сожмите подлокотники, в это время сокращайте свои верхние и нижние мышцы, желудок и ноги. Задержитесь на 10 секунд, а затем отпустите, как при нормальном дыхании и выдохните. Повторите. «Если вы сможете расслабить мышцы вашего тела, то беспокойство уменьшиться автоматически», – говорит Уилсон.

Что может быть хуже, чем чувство тревоги? Чувство обезвоживания, чувства тошноты, опьянения и тревоги. Кроме того, алкоголь является опорой вашему беспокойству, а не берет его под контроль. Если вам действительно необходимо химическое вмешательство, поговорите с врачом о получении соответствующего рецепта на лекарство, которое вы будете использовать перед посадкой или во время полета.

Хотя нет никакого научного доказательства того, что природные средства смогут помочь, не мешало бы попробовать успокаивающий травяной чай, а не кофе (который может усугубить нервозность).

Окситоцин - это гормон, вырабатываемый во время грудного вскармливания, когда вы видите ребенка, животное или испытываете романтическое возбуждение. Банн отмечает, что когда ваше тело секретирует этот «гормон любви», с секрецией гормона стресса возникают проблемы. Так что попробуйте это в следующий раз, когда почувствуете беспокойство на борту: представляйте себе кормление ребенка, котенка на руках, или объятия с вашим партнером, в то время, как салон самолета это сцена. Поступая таким образом, вы стимулируете приток окситоцина в кровь, как противостояние кортизону. Такая практика перед полетом будет медленно подталкивать ваш мозг связывать теплые чувства и авиаперелеты.

Когда пилот объявит время полета, запишите его. Найдите карту в вашем журнале и нарисуйте линию между городом вылета и город прилета. Затем разделите линию на то количество отрезков, сколько часов составляет ваш полет. Настройте в телефоне напоминание, чтобы отмечать каждый час. Банн говорит: «В обществе анонимных алкоголиков, вам говорят взять один день за один час. Здесь вы можете взять один час за один день.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Если вы читаете сейчас эти строки, то, скорее всего, относитесь к 1/4 населения планеты, у которых учащается сердцебиение и потеют ладони при одной мысли об очередном перелете. Стоит отдать должное, аэрофобия - один из самых распространенных страхов на планете, однако, это совеем не означает, что на это есть резонные основания. К слову, чаще всего от этой проблемы страдают творческие люди (у них чересчур богатое воображение) и успешные персоны на высоких должностях (большая степень ответственности). Спокойствие, только спокойствие! Три кита борьбы с аэрофобией: быть максимально информированным, научиться контролировать свое тело (читай - нервы) и правильно планировать поездку . Обо всем по порядку.

Адекватно оцените риск

Оптимистичное начало: ваши шансы пострадать в авиакатастрофе составляют примерно 1 на 11 млн или 0,00001%. Для сравнения: погибнуть в автомобильной аварии можно с вероятностью 1 на 5000. Это означает, что наиболее опасная часть всего вашего маршрута - поездка на машине до аэропорта. Люди гораздо чаще умирают от пищевого отравления, укуса змеи, удара молнии и падения во время прогулки по парку, чем от перелета, однако, изо дня в день с улыбкой едят и выходят из дома, но впадают в панику, покупая билет на самолет.

Проявите любопытство

Большая часть страхов рождается из-за простого незнания о том, что будет дальше. Почему самолет так быстро летит? Почему крыло двигается? Почему стюардесса просила пристегнуть ремни? Когда мы попадаем в необычные обстоятельства, наш первый инстинкт - предположить самое худшее . Исследования показывают: 73% людей, страдающих аэрофобией, боятся технических неполадок во время полета. Чтобы минимизировать эти страхи, постарайтесь узнать как можно больше об устройстве самолета и его работе. Например, самое элементарное - почему он вообще умеет летать? Делает он это под действием четырех сил: гравитации, аэродинамического сопротивления, подъема и тяги. Как говорят пилоты: «Самолет счастливее в воздухе». Или такой факт: на высоте 9000 метров на дверь давит порядка 9000 кг, так что закрыта она более чем надежно и внезапно распахнуться никак не может.

«Подружитесь» с турбулентностью

Согласны, когда в небе начинается «болтанка» - это неприятно. Но это совсем не означает, что вашей жизни в этот момент что-то угрожает. Турбулентность возникает из-за того, что восходящие и нисходящие потоки воздуха имеют разное давление. Когда самолет попадает в такие зоны, его начинает трясти. Чаще всего это случается во время полета над горами, океаном или морем. Для самолета турбулентность абсолютно безопасна - вреда самолету она причинить не может. Пострадать можно, если по каким-то причинам вы не пристегнули ремни или на вас упал багаж .

Каждый самолет проходит тщательную проверку

«А вдруг недоглядели?» «А что это за заплатка на крыле?» Знакомые вопросы? Самолеты регулярно проходят массу процедур технического обслуживания и ремонта. Примерное соотношение: 11 часов проверок на один час пути. Это означает, что если ваш полет занимает четыре часа, самолет осматривали 44 часа, чтобы убедиться, что все исправно.

Научитесь контролировать чувство тревоги

Во-первых, то, что вы чувствуете себя тревожно, совсем не означает, что в этот момент вы находитесь в опасности. Другими словами - можно трястись как осиновый лист и оставаться при этом в целости и сохранности. Во-вторых, люди с аэрофобией часто ссылаются на то, что «привыкли все контролировать». Но что-то подсказывает нам, что профессиональный пилот держит ситуацию в небе под контролем гораздо лучше паникующего пассажира. В-третьих, каждый человек в состоянии научиться регулировать выброс адреналина нехитрыми упражнениями. Попробуйте для начала определить - какую часть тела сковывает страх. Лицо? Ноги? Рук? Например, чувство нервного напряжения чаще всего блокирует наши плечи - мышцы становятся жесткими. Сделайте глубокий вдох, положите руку на живот и медленно опустите плечи. Повторите 5-10 раз. Чтобы упражнение «подействовало» в небе, практикуйте его и на земле несколько месяцев. Таким образом к полету вы уже обзаведетесь серьезным «успокоительным». Еще один экспресс-вариант: в моменты особого волнения с силой сжать левое запястье - несильная боль поможет вам вернуться к реальности.

Пустите в ход воображение

Богатое воображение - «дразнилка» для аэрофобов. Яркие картинки и возможные сценарии развития событий лишь усиливают страхи. Приручите свою фантазию и используйте ее себе на благо или, просто-напросто, займите голову посторонними мыслями. Подумайте о месте, в котором вы чувствуете себя счастливой. Где вам всегда спокойно? Уютно? Комфортно? Закройте глаза и мысленно перенеситесь туда. Сосредоточте внимание на каждой детали. Другой очевидный вариант - отвлечься с помощью книжки, игрового приложения или праздных мыслей о том, «что хотите попробовать на завтрак» или «какой сувенир привезете из поездки». Еще одна форма «побега» от страхов - беспечный разговор с соседом-попутчиком.

Выбирайте правильный рейс и место в самолете

Есть несколько вещей, которые вы можете сделать заранее, чтобы облегчить ваши мучения во время перелета. Например, старайтесь летать прямыми рейсами в пункт назначения - чем меньше времени вы проведете в воздухе, тем лучше. Комфортнее всего бронировать место в районе крыла - эта область самолета самая стабильная и меньше всего подвержена тряске. В числе других приоритетов - сидение в проходе или у аварийного выхода, но никак не у окна (соблазн каждые 5 минут проверять «на месте ли крылья» слишком велик). У некоторых пассажиров чувство тревоги усиливается в темноте, поэтому дневные рейсы для аэрофобов все-таки предпочтительнее.

Расположитесь с комфортом

Комфорт в полете является очень важным фактором. Выбирайте в путешествие удобную и практичную одежду, которая не будет сковывать движения или препятствовать циркуляции крови. Любимая музыка генерирует положительные эмоции взамен негативных.

Избегайте новостей про авиакатастрофы

Многие аэрофобы становятся одержимы темой воздушных происшествий, которые муссируют в прессе. Не нужно быть психологом, чтобы понять, как эти новости отражаются на нервной системе и культивируют переживания. Избегайте соблазна регулярно «подпитывать» собственные страхи. Кстати, это правило касается и фильмов, и книг о «страшных рейсах». На контрасте работают любимые сериалы, глянцевые и развлекательные издания, с новостями о новых подробностях развода семьи Джоли-Питт

Говорят, некий бизнесмен так боялся летать на самолетах из-за угрозы взрывов, что придумал оригинальный метод борьбы с терроризмом: в любую поездку он брал с собой муляж бомбы, уверенный в том, что на борту уж точно не окажется второго человека с таким же багажом.

Если вы перед поездкой фантазируете на тему винной карты в аэропорту, а выбирая авиакомпанию, руководствуетесь мнением Яндекса на тему «авиакатастрофы Як-40 по маршруту — за последние 15 лет», сочувствуем — у вас аэрофобия.

Зачастую больные этой неприятной болезнью считают ее чем-то вроде обострения здравого смысла: «Да вот же, самолет упал буквально вчера — я так и знал, больше никогда не сяду в эту капсулу смерти!» А потом, когда все-таки приходится лететь, стюардессы наблюдают нервных, обливающихся потом пассажиров, которые, едва войдя в салон, туго пристегиваются, хватаются за подлокотники и с безумным взглядом начинают ждать смерти. Если вы из числа этих несчастных, то запомните: аэрофобия — это диагноз.

Ужас, летящий на крыльях

Представьте себе карту мира. Конечно, центр мироздания — именно вы, но все же — сколько на этой планете крупных городов. А в них есть аэропорты. И каждый час эти аэропорты посещает самолетов 20. А всего в мире ежедневно благополучно долетает до пункта назначения 138 000 самолетов — и это только коммерческие рейсы. Если бы шанс ежедневной катастрофы был всего 0,01%, это означало бы, что в день должно разбиваться минимум 13 самолетов!

Выходит, что в год в мире совершается около 50 миллионов авиарейсов. Неудачных из них — всего несколько. Ну, положим, шесть. Это человек 500. Тех же, кто приземлился удачно — около 5 миллиардов. И потому шанс помереть в очередном рейде — 1 на 10 миллионов. Да, конечно, он есть — а где его нет? Вы идете по обледенелой улице в феврале, едите костлявую рыбу, плаваете пьяным, поливаете цветы на Гаити, ездите в московском метро… И окружающим нет дела до вашей жизни. В самолете же именно о вас заботится многомиллионная индустрия, отточенная до самых ничтожных винтиков: именно потому, что изначально летать опасно, человечество максимально обезопасило это действо.

Как успокоиться

Впрочем, все эти факты убеждают настоящего аэрофоба только отчасти. «А если крыло отвалится?», «А вдруг будет гроза?», «Ну, могут же двигатели отключиться?» — на самом деле, вопросам нет числа. Всегда будет дополнительный, тот самый, ответ на который раз и навсегда должен разоблачить всемирный заговор авиаторов против вашей жизни.

Лучше себя не мучить. А просто сделать следующее:

Изучить физику, хотя бы ее основы. Они скажут очень многое. Например, многие боятся просто упасть вниз с высоты 10 км. Так вот, этого просто не может быть из-за сильного давления под крыльями самолета. Он держится на воздухе не хуже, чем машина на шоссе. Его можно поставить на хвост, повернуть вокруг своей оси на 100 градусов, направить вниз — и если отпустить штурвал, то самолет просто будет покачиваться в воздухе, как лодка на волнах.

В Москве можно посетить уникальный тренажер-симулятор кабины лайнера Boeing-737. Он принадлежит частной компании TFT. Это именно тот тренажер, на котором самые настоящие пилоты репетируют различные нештатные ситуации — пресловутые отказы двигателей и шасси, полеты в грозу, снегопад и туман. Внутри это настоящая кабина Боинга, в которой все эффекты абсолютно «без дураков». Полетать на нем вместе с пилотом-инструктором может любой желающий, можно также попросить смоделировать любые ситуации и объяснить, как при этом ведет себя самолет.

Совсем правильным решением было бы обратиться к врачу. Ведь аэрофобия — это болезнь, и ее нужно лечить. Пока в России всего одна клиника занимается этим вопросом — называется она «Летаем без страха » и находится в Москве. Курс лечения обычно укладывается дня в два и в несколько тысяч рублей. Для тех, кто приехать не может, существуют онлайн-курсы, которые можно оплатить через Интернет.

Можно ли доверять российским авиалиниям

Если вы решили лететь без всех этих ухищрений, то, прежде всего, запомните: отчаянно выбирая авиакомпанию, вы просто тратите свое время. Они все одинаково безопасны — что «Люфтганза», что «Аэрофлот», что «Ижевские авиалинии».

«Никто никогда не слышал о том, чтобы разбивались самолеты «Таджик-авиа» или «Уральские авиалинии», — говорит директор клиники «Летаем без страха» пилот Алексей Герваш . — Авиакомпании, так же, как и турбулентность, — это просто вопрос комфорта, не безопасности. Авиация — огромная структура со строгой иерархией, там тысячи требований, и если какая-то компания ставит свой самолет в аэропорту, это значит, что она соответствует им всем. И уж совсем неверно считать, что российские авиалинии хуже других: с авиакатастрофы в Перми до катастрофы под Смоленском прошло 1,5 года, и за это время в России «в небе» не погиб ни один человек».

Слухи о том, что в России пилоты пьют, разбавляют бензин, авиакомпании покупают списанные в Корее самолеты и ремонтируют их в сарае кувалдой, — тоже результат массовой аэрофобии. Россия входит в мировое авиационное сообщество. Если верить страхам, миллионы беспечных людей допускают, чтобы русские пьяные пилоты на развалюхах с разбавленным бензином ежечасно летали над электростанциями, школами, памятниками ЮНЕСКО и Большим адронным коллайдером. Самоубийцы, не меньше. Или это все же не так?..

Кстати, пилоты и стюардессы не получают денежных надбавок «за риск». Потому что самолет летает не вопреки здравому смыслу и законам природы, а благодаря им.

Сейчас сложно представить заграничные путешествия без авиаперелетов. Этот способ перемещения позволяет сэкономить массу времени и попасть к месту назначения с максимальным комфортом. Да и по стоимости билет на самолет часто обходится дешевле, чем наземная поездка, с многочисленными остановками, пересадками и другими неудобствами. Вот только не все чувствуют себя безопасно в воздухе, и этот страх заставляет людей переживать не самые приятные моменты во время полета, а то и вовсе отказываться от путешествия. Что делать в таких случаях, как преодолеть страх полета на самолете и навсегда избавиться от дискомфорта?

Фобия или простое беспокойство?

Страх полета может возникнуть у любого, даже у того, кто не раз совершал авиаперелеты. Этому способствует множество различных факторов: погодные условия, неосведомленность о работе воздушного судна, эмоциональные переживания, бездействие в полете, болезни сердца или нервной системы. Ощущения, которые вызывает боязнь полетов, тоже имеют разную степень выраженности. У одних это легкое беспокойство, у других – тревожные мысли, нервное напряжение и гнетущее чувство до конца полета, третьи ощущают настоящую панику вплоть до потери контроля над собой.

По данным статистики, боязнью полетов, или аэрофобией, страдает около 25% населения Земли. Но не стоит любое проявление страха считать болезнью: у фобии есть вполне определенные признаки, отличающиеся от обычного беспокойства и волнения, которое склонны испытывать большинство авиапассажиров. Если человек в состоянии контролировать негативные мысли и эмоции, не позволяет себе паниковать и может хоть немного чем-нибудь отвлечься, то это не болезнь. Дискомфорт, который появляется у многих людей в самолете, вполне обычное явление, и справиться с ним не так и сложно.

Другое дело, если страх перед полетом настолько силен, что человек с трудом заставляет себя подняться на борт самолета, а в воздухе ощущает панику и утрачивает способность к самоконтролю. Обычно такие люди любыми способами избегают авиаперелетов и выбирают поездки на автотранспорте или поездах. И все же, преодолеть аэрофобию можно, главное – иметь желание и немного терпения.

Читайте также полезную информацию с подробной инструкцией, в новой статье на нашем портале.

Видео — Аэрофобия — как перестать бояться летать на самолете

Как бороться со страхом

Чтобы эффективно справиться с проблемой, сначала нужно выяснить, что именно вас пугает больше всего. Многие боятся поломки самолета в воздухе, отказа двигателей, и даже воздушных ям, из-за которых в салоне ощущаются периодические встряски и вибрации. На самом деле поломки случаются очень редко, ведь каждый самолет проходит регулярные проверки перед полетами. Обслуживают их опытные специалисты, так что риск поломки минимален.

Еще одной распространенной причиной страха является опасение доверить свою жизнь пилотам, пусть даже самым опытным. Невозможность контролировать ситуацию в случае аварии или хоть как-то влиять на ее исход, заставляет многих пассажиров нервничать и волноваться. Но и здесь опасность преувеличена, ведь и экипаж, и диспетчеры отлично знают свое дело и ответственно относятся к работе.

Вообще, самолеты не зря считаются одним из самых безопасных видов транспорта. Согласно многолетней статистике, из 8 миллионов человек, совершающих авиаперелеты, погибает только один пассажир. В то же время, в одной только Москве в автомобильных авариях ежегодно гибнет около 30 тысяч человек. Немало аварий приходится на железную дорогу и морской транспорт.

Итак, для начала необходимо определить причину боязни, а затем попробовать ее проанализировать. Важно помнить, что авиаперевозчики несут ответственность за пассажиров, да и самому экипажу своя жизнь дорога, а значит, они максимально заинтересованы в благополучном полете. Если страх очень сильный, лучше всего будет обратиться к психологу: сейчас в России несложно найти квалифицированного специалиста, оказывающего услуги такого рода. Профессиональные психологи за несколько сеансов помогают людям научиться контролировать эмоции и преодолевать страхи, вплоть до полного избавления от фобии.

Наиболее действенным методом являются компьютерные программы виртуальных полетов. Благодаря использованию специального оборудования, человек может попробовать ощутить себя в качестве пилота авиалайнера и контролировать взлеты и посадки. Все ощущения очень реалистичны, и поначалу может вновь появиться страх, но постепенно мозг привыкает к тому, что все это лишь иллюзия и опасности для жизни нет ни малейшей. Это способствует выработке рефлекса, и полет уже будет ассоциироваться с приятными эмоциями, а не с паникой.

Большим недостатком подобной терапии является ее высокая стоимость, которая не каждому по карману. Если страх перед полетами у вас не настолько силен, чтобы вызывать потерю самоконтроля, можно справиться с проблемой и менее затратным способом, с помощью нескольких простых приемов.

Безопасные места в самолёте:

Безопасные места Расположение Процент на выживание
Передняя секция салона 48% на выживание
Эконом класс перед крылом 56% на выживание
Эконом класс над крылом 56% на выживание
Хвостовая секция салона 69% на выживание

Методы борьбы со страхом полетов

Существует целый ряд различных приемов, которые позволяют снизить нервное напряжение и легче перенести полет на самолете. Эти методы могут отличаться по эффективности, и то, что хорошо помогает одним, может не действовать на других, поэтому оптимальный вариант каждый должен подбирать сам.

Способ борьбы со страхом Описание

Если сосредоточиться только на приятных моментах, например, предвкушении от заграничного отпуска или встречи с родными (друзьями), сила боязни значительно ослабнет. Нужно начать еще до начала поездки: настраивайте себя на позитив, приведите мысли в порядок, постоянно повторяйте, что полет пройдет хорошо. В самолете мысленно представляйте себя уже в конечной точке полета, составляйте планы на ближайшие дни.

Многие люди знакомятся в полете с попутчиками и общаются с ними большую часть времени. Интересная беседа поможет отвлечься от негативных мыслей и переживаний, время пролетит быстрее. Но даже если ваш собеседник вам не очень нравится, все равно лучше поддержать разговор, чем зацикливаться на своих страхах.

Если общаться в пути вы не любите, возьмите с собой книгу. Чем увлекательнее сюжет, тем меньшее вы будете обращать внимание на происходящее вокруг. Также можно использовать планшет или ноутбук и прогуляться по просторам интернета, ведь сейчас на борту каждого самолете есть Wi-Fi.

Тоже отличный способ отвлечься – слушать в полете любимую музыку. Разумеется, делать это нужно только в наушниках, чтобы не мешать остальным. Музыку желательно включить погромче – так вы заглушите шумы и гул в салоне, которые могут вызвать неприятные ассоциации.

Если вы верите в силу оберегов, талисманов, счастливых чисел, то обязательно возьмите с собой в дорогу какой-нибудь предмет на удачу. Некоторые специально бронируют места в салоне под определенным номером или заказывают билеты на такое же число. Это позволяет психологически настроится на благополучный полет и снизить эмоциональное напряжение

Сладкие продукты действуют успокаивающее на нервную систему, поэтому стоит взять с собой то, что вам нравится больше всего, например, шоколад, конфеты, засахаренные фрукты. Есть их нужно понемногу, растягивая удовольствие и наслаждаясь вкусом.

Если вы сильно нервничаете, можно принять перед полетом успокоительное средство, но не превышая допустимую дозу. В случае длительного перелета подойдет и легкое снотворное, главное – не переусердствовать и не смешивать снотворное с успокоительным.

Психологи рекомендуют людям с боязнью полетов приезжать в заранее, чтобы избежать волнений, связанных с регистрацией и посадкой. Прибыв заблаговременно, вы сможете спокойно пройти все процедуры и психологически настроиться на перелет, а заодно познакомиться с другими пассажирами.

Видео — 10 приемов, как побороть страх перед полётом

Чего не стоит делать

Большое количество из тех, кто боится летать на самолетах, сами усугубляют свое состояние определенными действиями. Чтобы этого избежать, нужно заранее узнать, чего в полетах делать не стоит:


Читайте, также подробную и интересную информацию для путешественников, в новой статье —

Видео — Как преодолеть страх полета на самолете

По данным социологических исследований почти 20% людей страдают аэрофобией – страхом полетов. Аэрофобия – явление достаточно молодое, ведь вся история авиации насчитывает чуть больше 100 лет. Но в основе этого страха лежат другие страхи, гораздо более древние - скажем так, проверенные временем.

Во-первых, это клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства. Во-вторых, боязнь высоты. А если копнуть совсем глубоко, то бояться летать на самолете человека заставляет главный страх – страх смерти, ведь по статистике выживших в авиакатастрофах почти не бывает. Кстати, эксперимент с аварийной посадкой имел место в истории.

Как преодолеть боязнь и что делать, если летать на самолете страшно, но хочется или приходится, мы и поговорим.

Недавно на глаза попалась забавная статья на тему безопасности полетов: автор на полном серьезе давал пассажирам советы на случай экстремальной ситуации. Некоторые из них были еще туда-сюда, а некоторые можно смело отнести к разряду шедевров. Предлагаем небольшую подборку рекомендаций этого, к сожалению, неизвестного широкому читателю, автора.

При аварийной посадке безопаснее всего находиться в середине салона: постарайтесь попасть туда заранее, - ну, это вполне выполнимо, при онлайн регистрации на рейс вы можете выбрать себе любые места, но автор на этом не остановился, а решил пояснить свою мысль. - Когда объявят аварийную ситуацию, и все бросятся в центр салона, вам может не хватить места. То есть вместо того, чтобы пристегнуться, привести спинки кресел и т.д. все пассажиры, игнорируя команды экипажа, ломанутся в середину салона. Если они читали нашего автора – однозначно ломанутся.

Постарайтесь не отстегивать ремень безопасности в течение всего полета, - вполне нормальная и хорошо всем знакомая рекомендация. Читаем дальше. – Ведь при резком маневре самолета вы можете оказаться на потолке. Это ж какие должны быть маневры у самолета, чтобы пассажиры на потолоке оказались? Но, видимо, автор считает это вполне банальной ситуацией и продолжает: Обязательно пристегните соседа, иначе он может с потолка упасть прямо на вас.

Во время взлета и посадки обязательно наденьте кожаное или шерстяное пальто , - поняли? Пальто нужно брать с собой, даже если на дворе август и вы летите на море, потому что - Кожа плохо горит, а шерсть смягчит удар . - В таком случае надо иметь при себе 2 пальто – одно на случай пожара, а второе – если самолет будет падать. И оба обязательно надеть при взлете!

Одевайтесь в яркое, вас быстрее заметят в воде , - о"кей, два ярких пальто.

Паника – худший враг пассажиров, попавших в аварийную ситуацию , – Да, согласны. – Помогите экипажу навести порядок, для этого громко заявите: «Кто будет орать, тому голову расшибу!» - Ага, а после этого бегом в середину салона.

Если неожиданно открылся аварийный люк с кислородными масками, немедленно надевайте маску , - дельный совет. Маску действительно надо надевать немедленно, не задавая никаких вопросов, поскольку этот люк срабатывает при разгерметизации салона. Но наш автор видит причину в другом, - вы не сможете определить поступает кислород или нет, так как он не имеет запаха , - чё? В общем, не принюхивайтесь, а надевайте маски. Причем, без вопросов, потому что: стюардесса вам не поможет, она будет занята другими . – Вот так-то!

На всякий случай (и вопреки правилам провоза ручной клади) автор настоятельно рекомендует иметь при себе «нож некриминального размера». Он вам может пригодиться, поскольку на спасение из горящего самолета вам будет отведено судьбой всего 5 минут до взрыва топлива. Ползите к выходу на четвереньках, внизу задымление ниже . – Нож, видимо, нужен для того, чтобы прокладывать себе дорогу в середину салона или к выходу в толпе паникующих пассажиров в то время, пока стюардесса будет занята другими.

Ну и наконец, если вы за 5 минут с ножом наперевес, на четвереньках и в двух пальто благополучно выбрались из горящего самолета, то не считайте себя спасенным – вы должны успеть быстро отойти минимум на 1,5 километра, иначе вас накроет взрывной волной .

Перед полетом: суеверия и приметы

Те, кто верит в приметы, наверняка знают, что нужно «присесть на дорожку» и обязательно посмотреться в зеркало, если пришлось вернуться за чем-нибудь забытым – иначе «дороги не будет». Вот, пожалуй, и все, что известно на тему примет для путешественников обывателю.

Совсем другая картина наблюдается в среде профессионалов: пилоты – одни из самых суеверных людей. У них есть множество «предполетных» примет, которые большинством летчиков выполняются неукоснительно. Некоторые приметы и ритуалы очень специфические, а некоторые, возможно, вам понравятся, и вы возьмете их на заметку. Ведь если ими пользуются пилоты с многолетним стажем, то они наверняка работают, а значит и с вами в полете будет все хорошо.

  • Надевайте в полет вещь, которая однажды уже летала.
  • Никогда не говорите «последний».
  • Перед полетом нельзя бриться и стричь ногти.
  • Не тыкайте пальцем в небо – погода будет не летная.
  • Перед полетом нужно выкурить полсигареты и затушить, а докурить после посадки. Некурящим разрешается проделать аналогичную процедуру с чем-нибудь вкусным: съесть пол-яблока, а вторую половину – когда самолет сел.
  • Не свистеть в самолете.
  • Не говорить про самолет гадости – сломается.
  • Нельзя фотографироваться перед взлетом на фоне самолета (эта примета точно работает: фотографироваться на фоне самолета – к проблемам со службой безопасности аэропорта).
  • Не заниматься перед вылетом шитьем.
  • Если самолет сильно трясет, надо позвенеть перевернутыми стаканами.

Верую. Молитва для путешествующих

Прекращаем веселиться и переходим к вещам более серьезным.

Большинство православных верующих - фаталисты. Чтобы ни случилось – на то воля Божья. Они воспринимают любые неприятности и беды, как ниспосланное им испытание, испытание веры. Но в ситуации с полетами на самолетах создается четкое ощущение, что божественные силы к этому не имеют никакого отношения, и если вдруг началась сильная болтанка, то к Богу обращаются с просьбами спасти и сохранить. Кстати, в такие моменты о Боге вспоминают даже атеисты.

Мы не будем сейчас рассуждать на религиозные темы, а посмотрим на эти вещи с практической точки зрения. Вера – означает уверенность. Уверенность в том, что все будет хорошо. Если вы обладаете достаточно сильным характером и умеете заниматься самовнушением, то можно просто попытаться себя убедить в благополучном исходе вашего путешествия. Если же эзотерика вам ближе, чем психология, то есть простой, проверенный веками способ – молитва.

Существуют специальные молитвы для путешествующих, более того – есть молитвы для путешествующих на самолете. Самая известная из них – молитва Николаю Угоднику, этот святой вообще считается покровителем странников, так что если вы имеете хотя бы условное отношение к православной церкви, то перед взлетом можете прочитать молитву. Это поможет вам успокоиться и поверить в то, что именно этот самолет с божьей помощью благополучно долетит до места назначения. Текст молитвы:

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Поскольку людей, страдающих аэрофобией, достаточное количество, психологи не могли не обратить на них внимание. В некоторых авиакомпаниях даже проводятся специальные тренинги для людей с боязнью полетов: им предлагают пройти все предполетные процедуры, затем сажают в стоящий на земле самолет и имитируют полет. Когда для человека все эти действия переходят из разряда необычных и стрессовых в категорию обыденных и привычных, то терапию считают состоявшейся.

Для тех же, кому не посчастливилось попасть на подобный тренинг, психологи предлагают несколько стандартных рекомендаций.

  • Выбирайте место в салоне в зависимости от того, чего вы боитесь. Если вы боитесь высоты, не садитесь возле иллюминатора. Если вы страдаете клаустрофобией, то постарайтесь выбрать место возле аварийного выхода или хотя бы у прохода. Если вас пугает тряска при турбулентности, садитесь ближе к началу салона.
  • Перед началом полета вызовите бортпроводника и честно скажите: я боюсь летать. Их инструктируют на этот случай и для вас обязательно найдутся правильные слова.
  • Продумайте свой гардероб на время полета. Одежда должна быть максимально удобной – если вам будет комфортно физически, то контролировать психологическое состояние вам будет проще. Возьмите с собой тапочки (в некоторых авиакомпаниях тапочки выдают), попросите плед и постарайтесь воспринимать эти несколько часов как отдых.
  • Попробуйте отвлечься. Займитесь чем-нибудь: книга, фильм, музыка, кроссворд – любое занятие поможет вам отвлечься от пугающих мыслей. Многим помогает общение – если рядом с вами оказался доброжелательный попутчик, поговорите с ним.
  • Очень простой, но действенный совет: сосите леденцы, жуйте жевательную резинку. Во-первых, это помогает адаптироваться к перепадам давления, а во-вторых, психологи считают, что в стрессовой ситуации человек непроизвольно хочет вернуться в детство – в то счастливое время, когда рядом были взрослые, способные защитить от всех бед. Ваше подсознание поможет разуму.
  • Из этой же серии: возьмите с собой что-нибудь, что вам приятно держать в руках – тактильные ощущения тоже помогают справиться с нервозностью.

И последнее: психологи рекомендуют сочинить маленькую историю на тему пугающей вас ситуации. Сначала вы представляете то, чего боитесь, а потом придумываете для этой ситуации забавный и смешной финал. И вот тут вам точно пригодятся «вредные советы» из первой части нашей статьи.

Автор статьи : Катя Ким

Путешествую и пишу о путешествиях. Не пользуюсь услугами турагенcтв, не люблю достопримечательности, которые все «обязаны посетить», не рассказываю про «курорты с развитой инфраструктурой». Делюсь опытом, как путешествовать самостоятельно.