Бедржих сметана краткая биография. Бедржих Сметана – основоположник чешской музыкальной классики. Вокальные и хоровые сочинения

Бедржих Сметана

Бедржих Сметана – первый признанный классик чешской музыки, основатель чешской композиторской школы, внесший значительный вклад в развитие всех жанров чешского музыкального классического искусства – оперы, симфонической, инструментальной и хоровой музыки. В творчестве этого композитора нашли отражение передовые устремления чешского народа, стремившегося обрести национальную независимость.

Родился Бедржих Сметана 2 марта 1824 года в небольшом городке Литомишле, в семье пивовара Франтишека Сметаны, состоявшего на службе у местного помещика. Будучи патриотом своего народа, отец старался привить это чувство и своим детям. Несмотря на строжайший запрет властей, в семье Сметаны говорили на родном языке, мальчик был обучен чешской грамоте. Кроме того, на юного Бедржиха оказывали большое влияние рассказы друга отца, художника Антонина Мачека, о героическом прошлом чешского народа, его борьбе против угнетателей.

Идейному формированию юного композитора во многом способствовала дружба в гимназические годы с Карлом Гавличеком, ставшим в дальнейшем выдающимся писателем и общественным деятелем Чехии, и уроки Вацлава Дивока, стремившегося привить ученикам любовь к чешской национальной культуре. В сознании Бедржиха все более укреплялась идея служения своему народу.

Выдающиеся музыкальные способности Сметаны проявились довольно рано. Отец композитора, страстный любитель музыки, часто играл вместе с друзьями в домашних концертах, таким образом, мальчик с раннего детства был знаком с произведениями лучших мировых классиков и чешским народным фольклором. В четыре года Бедржих самостоятельно научился играть сначала на скрипке, а затем на фортепиано. Его первый дебют состоялся в 1830 году: шестилетний мальчик выступил в концерте, исполнив на фортепиано увертюру к опере «Немая из Портичи».

В восьмилетнем возрасте Сметана написал свое первое музыкальное произведение. За годы учебы в гимназии им было создано большое количество фортепианных пьес, темами для которых становились различные впечатления юного композитора, обычно воплощавшиеся в веселых польках («Луизина полька», «Воспоминания о новом месте» и др.).

В 1840 году Бедржих переехал в Пльзень, где продолжил учебу. Три года, проведенные в семье дяди, профессора Йозефа Сметаны, оказались для юноши не только познавательными (он многое узнал о гуситском движении и его героях), рассказы дяди способствовали росту патриотического сознания.

Пльзеньский период жизни стал для Сметаны временем формирования художественных взглядов. Не оставив без внимания таких явлений виртуозного пианизма, как Мошелес, Гуммель и Тальберг, Бедржих все свои силы посвятил изучению творчества Бетховена, Берлиоза, Шумана и Шопена, оказавших значительное воздействие на становление таланта молодого композитора.

Первые серьезные произведения Бедржиха Сметаны, особенно его фортепианная музыка, создавались под влиянием творчества Шумана и Шопена, поздние сочинения – под воздействием демократического духа музыки Бетховена, а обращение к программности есть не что иное, как следование творческим принципам Берлиоза.

Наиболее близкой шумановскому творчеству по духу и истории создания является серия пьес, написанная в 1844 году и вышедшая под названием «Багатели и экспромты». В это время в жизнь Бедржиха вошла любовь в лице давней подруги Катержины Колар, которая спустя пять лет, в 1849 году, стала женой молодого композитора. Даже в названиях пьес Сметаны («Любовь», «Желание» и др.) проскальзывает что-то шумановское. Причиной такого увлечения творчеством выдающегося композитора многие называют общее эмоциональное состояние (влюбленность); действительно, в музыке Шумана Сметана ощущал переживания, близкие ему самому.

Не менее привлекательной для молодого патриота была и национально-самобытная музыка Шопена. Вслед за этим гениальным композитором Бедржих пытался найти особые художественные средства отражения жизни своего народа. Для Шопена такой национально-самобытной формой в музыке стали полонезы и мазурки, для Сметаны – польки.

Большое значение на становление Сметаны как композитора и исполнителя оказало знакомство в 1846 году и дружба с прославленным венгром Ференцем Листом, глубоко национальное творчество которого вдохновляло молодого музыканта на написание произведений о любимой Чехии.

В 1843 году, окончив пльзеньскую гимназию, Бедржих отправился в Прагу для поступления в консерваторию. Успешно выдержав все испытания, молодой человек начал учебу в классе талантливого музыкального педагога Йозефа Прокша. Последний сумел увлечь своего талантливого ученика собиранием и изучением чешской народной музыки, которая в дальнейшем нашла выражение в его творчестве.

Тяжелое материальное положение вынудило Сметану стать учителем музыки в семье графа Тун. Молодой человек использовал те небольшие преимущества, которые давала ему работа: так, путешествуя с графским семейством по стране в летние месяцы, Бедржих сумел накопить богатый материал для дальнейшей творческой деятельности.

В то же время он пытался реализовать свою идею создания в Праге музыкального учебного заведения, в котором преподавание велось бы не на популярном в то время немецком языке, а на родном чешском. Начинания молодого дарования были поддержаны Ф. Листом: он помог выпустить за границей «Шесть характерных пьес» Сметаны, средства от издания которых были перечислены в фонд пражской музыкальной школы.

Чешские исследователи часто называют 1840-е годы эпохой чешского возрождения. В те годы художественная среда Праги, представленная такими передовыми деятелями, как историк Франтишек Палацкий, поэт Ян Коллар, историк и филолог Павел Йозеф Шафарик, была довольно благодатной для молодого талантливого композитора.

Кроме того, интенсивной творческой деятельности способствовали яркие впечатления тех лет (пражское восстание 1848 года, в котором Сметана принимал непосредственное участие, и преследования повстанцев). В этот период Бедржихом были написаны революционные песни и марши («Песня свободы» на стихи Коллара, «Марш Национальной гвардии», «Ликующая увертюра» и др.).

Ни жестокая политическая реакция, последовавшая после поражения пражского восстания, ни постоянные гонения, которым подвергались передовые общественные деятели, не могли поколебать демократических убеждений композитора-патриота, с детских лет мечтавшего о национальной независимости Чехии. Эти настроения нашли выражение в серии фортепианных пьес, представленных главным образом в виде народных танцев («Свадебные сцены» (1843), «Три поэтические польки», «Три салонные польки» (обе – 1851), и в концертной деятельности (некоторые афиши, оповещавшие о концертах Сметаны, были написаны на чешском языке).

Напряженная политическая обстановка создавала определенные трудности для творческой деятельности. В 1856 году Сметана был вынужден уехать в Швецию, где прожил до 1861 года. Поселившись с семьей в городе Гетеборге, Бедржих с упоением взялся за работу, однако ему пришлось заниматься не только сочинительством, но и исполнительской и педагогической деятельностью.

Продолжая поддерживать дружеские отношения с Листом, молодой чешский композитор неоднократно посещал его дом в Веймаре. Увлечение творчеством Листа, особенно идеей программного симфонизма, нашло отражение в музыке Сметаны: в годы шведского изгнания им были написаны три героико-драматические симфонические поэмы: «Ричард III» (по трагедии Шекспира), «Лагерь Валленштейна» (по Шиллеру) и «Гакон Ярл» (по произведению датчанина Эленшлегера), а также фортепианные пьесы «Воспоминания о Чехии в форме полек» (1859 – 1860).

Особого внимания заслуживает сочинение «Лагерь Валленштейна», написанное по предложению чешского трагика Коллара как вступление к драме Шиллера «Валленштейн». Сметана сумел связать содержание драмы с национально-освободительной борьбой в Чехии. В этой симфонической поэме звучат не только торжественные маршевые напевы, но и мелодии чешских народных танцев. Таким образом, «Лагерь Валленштейна» является в большей степени картиной жизни чешского народа, нежели воспроизведением шиллеровского сюжета.

К началу 1860-х годов в личной жизни Сметаны произошли трагические перемены: его дочь и жена скончались на чужбине, в Праге умер близкий друг юности Гавличек, принимавший активное участие в освободительной борьбе чешского народа. Ощущения тоски и одиночества заставляли композитора все чаще задумываться о возвращении на родину.

В это время в Чехии произошли значительные общественно-политические перемены: поражение правительства ненавистного австрийского наместника позволило многим выдающимся представителям чешского народа, в том числе и Сметане, вернуться на родину и начать активную деятельность.

Бедржих Сметана старался охватить все области чешской музыкальной культуры: он выступал в роли педагога, дирижера, пианиста, музыкально-общественного деятеля, ведущего борьбу за возрождение и процветание чешского национального искусства. В конце 1861 года осуществилась давняя мечта композитора: в Праге была открыта первая чешская музыкальная школа.

К тому времени на территории Чехии существовало около 200 хоровых обществ, и руководителем одного из них, «Глагола Пражского», на протяжении нескольких лет являлся талантливейший сын чешского народа – Бедржих Сметана. В его хоровых произведениях (драматическая поэма о Яне Гусе «Три всадника», «Чешская песня», являющаяся своеобразным патриотическим гимном, и др.) нашли отражение жизнь и устремления соотечественников.

В 1863 году Сметана стал руководителем музыкальной секции нового художественного товарищества «Умелецка беседа». Многочисленные концерты, проходившие под руководством и при непосредственном участии этого талантливого музыканта, положили начало широкой концертной жизни Чехии.

Борьба композитора за создание чешского национального театра вылилась в поистине всенародное движение. В те годы все пражские театры находились под гнетом австрийской цензуры, постановки спектаклей на чешском языке были запрещены, однако Бедржиху удалось сломить сопротивление австрийских властей, и в 1862 году был открыт Временный театр, на сцене которого осуществились постановки первых опер композитора.

Сметана не только руководил новым театром, но и являлся его бессменным дирижером на протяжении восьми лет. По его инициативе начался сбор средств для строительства здания Национального театра. Примечательно, что в день закладки этого здания, 16 мая 1868 года, звучали сметановские произведения «Торжественная увертюра» и хор «Рольницке» («Земледельческая песня»), которыми композитор хотел подчеркнуть народно-демократический характер происходящего.

1860 – е годы стали для Бедржиха Сметаны периодом творческого расцвета. В 1863 году была написана первая опера «Бранденбуржцы в Чехии», за ней последовали «Проданная невеста» и «Далибор» (1867).

«Бранденбуржцы в Чехии» стала первой чешской классической оперой историко-героического содержания. В событиях XIII века (времена правления Рудольфа Габсбурга, чьи потомки угнетали чехов вплоть до XIX столетия) гениальный композитор сумел отразить все наиболее злободневные темы современности. C особой выразительностью раскрыта в музыкальном произведении тема борьбы чешского народа против деспотической власти габсбургской монархии.

Любовно-драматическая линия оперы, кажущееся основной, фактически не является таковой, поскольку композитор ставит в центр внимания массовые народные сцены, построенные на мелодических оборотах чешских национальных гимнов и народных песен. Мужественная, несколько суровая музыка сообщает всей опере героическое звучание, которое с особой силой проявляется в заключительной сцене изгнания бранденбуржцев из Праги: песня хора «Настанет день после долгой ночи» звучит призывом к борьбе.

Первая постановка оперы «Бранденбуржцы в Праге», состоявшаяся в 1866 году, стала настоящим событием в чешском национальном искусстве, ознаменовавшим собой начало чешской оперной классики.

Вскоре на сцене Временного театра была поставлена комическая опера «Проданная невеста», принесшая композитору мировую славу. В основу сюжета, заимствованного из жизни чешской деревни, положена история женитьбы батрака Еника на девушке Маженке.

Опера состоит из трех действий: в первом из них происходит знакомство с главными действующими лицами – Еником, сыном богатого крестьянина Михи, ушедшего из родного дома от злой мачехи и поступившего в батраки, и Маженкой, дочерью простых крестьян. Молодые люди любят друг друга, но родители девушки – Гата и Крушина – противятся их браку. В дело вмешивается корыстолюбивый деревенский сват Кецал, который обещает найти Маженке богатого жениха.

Второе действие начинается с появления на празднике сводного брата Еника, Вашека, которого сват прочит в женихи Маженке. Пользуясь тем, что молодой человек еще не знает своей невесты, девушка рассказывает ему о злой и сварливой Маженке и убеждает отказаться от такой невесты.

В то же время Кецал, уговаривая Еника забыть Маженку, расписывает все преимущества женитьбы на богатой девушке и обещает найти Енику такую. Молодой человек заключает со сватом договор о продаже невесты, согласно которому последний обязуется заплатить Енику 300 дукатов в случае женитьбы Маженки и сына Михи. Присутствующие в кабачке крестьяне с изумлением наблюдают за происходящим.

В начале третьего действия доверчивый, немного глуповатый Вашек горюет о женитьбе на злой и сварливой женщине, но появление бродячей цирковой труппы поднимает его настроение. Импровизированное представление, вернее, принимающая в нем участие молодая артистка по имени Эсмеральда производит на незадачливого жениха большое впечатление. Девушка уговаривает Вашека принять участие в вечернем представлении, выступить в роли медведя.

Дебют в качестве актера заканчивается провалом: Вашек открывается родителям, находящимся в толпе зрителей, а родители Маженки отказываются от такого жениха. В это время появляется Еник, которого с радостью встречает отец Миха. Гата и Крушина соглашаются на брак Маженки и Еника. Все довольны, только одураченному свату Кецалу приходится заплатить Енику 300 дукатов, согласно договору.

Отдельные арии, дуэты, ансамбли, хоры и танцы сообщают опере светлый жизнерадостный тон, непрерывность и стремительность действия, придают ей значительность. Динамичность развития определяется еще в увертюре, тематически связанной с оперой и подготавливающей слушателей к восприятию действия. Композиционной особенностью «Проданной невесты» является наличие двух органично дополняющих друг друга драматургических линий – лирической и комедийной.

Несмотря на то что Сметана почти не использует подлинных народных песен и танцев (исключением является фуриант во втором действии), в его простых, искренних, выразительных мелодиях явственно прослеживаются характерные особенности чешского музыкального фольклора: интонации и своеобразный ладовый строй чешских народных песен, танцевальные ритмы.

Для придания произведению яркого национального колорита композитор использовал ритмы польки, плавной, комически важной соуседски (медленного вальса) и бойкой скочны (чешского галопа), благодаря которым давались меткие музыкальные характеристики персонажам и раскрывались различные драматические ситуации. Опера «Проданная невеста» по праву считается одной из лучших чешских классических опер.

В мае 1868 года, в день закладки фундамента Национального театра, состоялась премьера героико-трагической оперы «Далибор» – так в чешском оперном искусстве появился новый жанр. Либретто этого произведения было написано на текст выдающегося пражского драматурга и общественного деятеля Йозефа Венцига, возглавлявшего в то время товарищество прогрессивных чехов «Умелецка беседа».

Положенная в основу сюжета народная легенда о рыцаре Далиборе рассказывала об отважном человеке, который за сочувствие и покровительство восставшим крестьянам был заточен в крепость. Образ Дали-бора стал для Сметаны олицетворением народного героя, думы и чаяния которого неотделимы от судьбы народа, борющегося за свою свободу. Лейтмотив Далибора, присутствующий на протяжении всей пьесы, напоминает по складу народные героические песни-марши.

Особого внимания заслуживает образ возлюбленной отважного рыцаря, самоотверженной девушки Милады, пожертвовавшей своей жизнью ради спасения любимого. Стараясь дать более глубокую характеристику героине, Сметана использует лейтмотив. Таким образом, принцип лейтмотива, наряду с вокальным началом, приобретает ведущее значение в творчестве талантливого композитора.

Несмотря на негативное отношение властей, Сметана продолжал активно работать: по его инициативе были открыты чешская вокальная школа и Филармоническое общество, он продолжал выступать как пианист, исполняя в концертах не только собственные сочинения, но и классические произведения, а также сочинения молодых чешских композиторов (Дворжака, Томашека и др.).

Расцвет композиторского творчества Сметаны пришелся на 1870-е годы. Однако, работая в различных музыкальных жанрах, он все же оставался верен опере. Еще в конце 60-х годов XIX столетия Бедржих задумал написать оперу «Либуше», посвященную легендарной основательнице Праги, мудрой и справедливой правительнице Либуше, предсказавшей своему народу долгий, полный страданий и мук путь, увенчанный победой. Как и в других героических сочинениях, здесь композитор постарался приблизить содержание древних сказаний к злободневной проблеме борьбы народа против тиранической власти угнетателей.

Сметана определил жанр этого произведения как «торжественную картину в трех частях». Музыкально-драматическое действие оперы, в основу которой положены впечатляющие хоровые сцены, несколько статично. Именно этого и добивался композитор, создавая не столько оперу, сколько величавое повествование о чешском народе и родине. В первых двух частях оперы – «Суд Либуше» и «Свадьба Либуше» – перед зрителем предстают картины чешской старины, третья, заключительная часть оперы – «Пророчество Либуше», сопровождающаяся эпилогом, является кульминацией всего произведения.

Боевая гуситская песня «Кто же вы, Божьи воины», получившая в опере широкое симфоническое развитие, является наиболее впечатляющим фрагментом произведения. Продолжаясь вплоть до окончания оперы, эта песня завершает эпилог – своеобразный апофеоз торжества и бессмертия народа.

Опера «Либуше» была готова уже в 1872 году, но, поскольку писалась она для открытия Национального театра, премьерная постановка состоялась лишь 11 июня 1881 года на сцене отстроенного после пожара здания Национального оперного театра.

Сразу же после завершения оперного произведения Сметана приступил к работе над циклом симфонических поэм «Моя родина», объединенных общей идеей. После написания «Вышеграда» и «Влтавы» композитор сочинил еще четыре симфонические поэмы, которые были закончены к 1879 году. Однако исполнение всего шестипоэмного цикла состоялось лишь в 1881 году.

Годы, в течение которых создавалось это произведение, оказались наиболее тяжелыми для композитора. В 1874 году в результате неожиданно развившегося нервного заболевания Сметана потерял слух, что вынудило его оставить театр и дирижерскую деятельность.

Но даже эти события не могли сломить его творческой энергии, композитор продолжал сочинять. Наряду с циклом «Моя родина», было написано несколько комедийно-бытовых опер. Последней оперой, которой Сметана дирижировал сам, стали «Две вдовы» на сюжет из жизни мелкопоместного дворянства. Публика с восторгом встретила постановку этого произведения: в знак признания композитору были преподнесены серебряная дирижерская палочка и цветы.

Две последующие оперы, «Поцелуй» (1876) и «Тайна» (1878), были написаны на либретто чешской писательницы Элишки Красногорской. Сюжет первой из них был заимствован из жизни деревенских жителей, вторая рассказывала о чешских провинциалах; наивные фантастические сюжеты здесь перемежались с сочными, полными яркого народного юмора жанровыми сценками.

В то же время Бедржих Сметана, живший вдали от Праги, работал над камерным произведением – квартетом «Из моей жизни», в котором нашли выражение идейно-художественные устремления композитора. В лирически-приподнятой музыке квартета, наполненной светлой радостью и мятежным духом, Сметана довольно поэтично раскрывает программное содержание произведения. В выразительных мелодиях, польках скерцо и финалах композитор воплощает картины народной жизни и быта, кроме того, в музыке квартета находят выражение огромное жизнелюбие Бедржиха, его вера в свой народ.

В конце 1870-х годов под впечатлением жизни в деревне было написано небольшое фортепианное произведение, получившее название «Чешские танцы». Используя подлинно народные песенные и танцевальные мелодии («Луковка», «Медведь», «Улан» и др.), Сметана создал задорное, жизнерадостное и жизнеутверждающее произведение.

В 80-е годы XIX столетия, несмотря на усиливающуюся болезнь, Сметана продолжал творческую работу, однако произведения этих лет далеко неравнозначны: наряду с такими яркими музыкальными шедеврами, как «Вечерние песни», скрипичные дуэты из «Моей родины», оркестровая полька «Венкованка», появились неудачные – второй квартет и опера «Чертова стена», которые характеризуются некоторой разорванностью формы и сложностью ладогармонического звучания.

Равнодушие, с которым слушатели встретили второй квартет и «Чертову стену», не испугало Бедржиха, он продолжал сочинять музыку. Так, в 1883 году была написана симфоническая сюита «Пражский карнавал», после чего композитор приступил к работе над оперой «Виола» на сюжет шекспировской комедии «Двенадцатая ночь», но болезнь давала о себе знать.

В ноябре 1883 года Сметана последний раз побывал в Праге, где присутствовал на открытии Национального театра, восстановленного после предательского пожара. Это было своеобразное прощание прославленного композитора с музыкой, театром и любимым городом. 12 мая 1884 года Бедржих Сметана, славный сын чешского народа, оставивший заметный след в его культуре, скончался в пражской больнице для нервнобольных.

Из книги Я познаю мир. Драгоценные камни автора Орлова Н.

сметана бензин По терминологии, которая была принята среди советских военнослужащих в Афганистане… «сметана» - бензин…

Бедржих Сметана (чеш. Bedřich Smetana) родился в многодетной семье пивовара Франтишека Сметаны , 2 марта 1824 г., в Литомышле . Семья часто переезжала. Дети учились в Йиглаве, потом в гимназии города Немецкий Брод. В доме всегда любили музицировать, и маленький Бедржих тоже играл на скрипке и фортепиано.

Заканчивал образование Бедржих в Пльзени. Он жил в доме дяди – профессора Йозефа Сметаны . Там юноша познакомился с произведениями великих композиторов и писателей, увлекся передовыми идеями.

В 1843 году Бедржих уехал в Прагу и поступил в школу пианиста Йозефа Прокша . Сметана увлекался творчеством Листа, слушал концерты Мошелеса и Тальберга. Юноша уже пробовал сочинять музыку сам – он писал фортепианные произведения. Обучение в музыкальной школе Прокша он закончил в 1846 году.

С 1848 года Сметана увлёкся политикой. Он не мог принять участия в уличных боях на пражских улицах, но отразил их в своём творчестве. Под впечатлением событий он написал «Песнь свободы». Летом 1848 года молодой композитор вернулся в Прагу и открыл собственную музыкальную школу. Через год Бедржих женился на Катержине Коларжовой . В те годы молодой композитор создавал свои знаменитые польки.

У супругов родились дети – четыре дочери. Старшая дочка, Бедржишка, унаследовала талант отца – он прочил ей большое музыкальное будущее. В середине 1850-х три дочери Сметаны умерли – все, кроме младшей – Софьи. Горе композитора вылилось в ряд элегических произведений. Фортепианное трио «соль-минор» он посвятил любимой Бедржишке.

Осенью 1856 г. композитор вместе с супругой и дочерью уехал в шведский Гётеборг. Там он работал дирижером симфонических концертов, педагогом и музыкантом камерного ансамбля. В Гётеборге он написал три симфонические поэмы; самой значительной из них считается вторая – «Лагерь Валленштейна». В 1859 году Сметану постигла новая утрата – от туберкулёза умерла жена – Катержина. В горе композитора поддержал его новый друг – Ференц Лист .

Летом 1860 года Сметана женился на Беттине Фердинандовой . В этом браке у него было две дочери. Находясь за рубежом, композитор следил за политическими событиями в Чехии. В 1863 г. Сметана вернулся на родину. Начало его концертной деятельности не было успешным, и он вновь открыл музыкальную школу.

Всё это время Сметана продолжал писать музыку. Первой успешной оперой стали «Бранденбуржцы в Чехии». Композитор создавал основы национальной чешской оперы в произведениях «Проданная невеста», «Далибор».

Представители реакционных кругов не приняли «Далибора», подвергнув его жёсткой критике. Это было большим разочарованием, но Сметана уже работал над новой оперой – «Либуше».

Премьера «Либуше» состоялась в 1881 году. Успех был оглушительным, но сам композитор к тому времени был почти полностью глух. Глухота развивалась с 1874 года. Сметана удалился от людей и жил в лесной сторожке, принадлежавшей его тестю-егерю. Там он сочинил ещё несколько значительных произведений, но депрессия прогрессировала. В 1883 году Сметана оказался в психиатрической клинике Праги. Там он и скончался 12 мая 1884 г. Бедржиха Сметану похоронили на Вышеградском кладбище.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Как человек далекий от темы чешской академической музыки, я впервые услышала имя композитора Бедржиха Сметаны, когда посетила Прагу. О нем мне тогда рассказал мой муж музыкант. Я послушала «Влтаву» Сметаны, которая на меня произвела неизгладимое впечатление и сделал для себя вывод, что нужно изучить эту тему чуть подробнее.

Великий чешский композитор эпохи чешского романтизма Бедржих Сметана (1824 – 1884) родился в семье пивовара, в городке Литомышль, к востоку от Праги. Кстати, его настоящее имя Фридрих. Позже он его сменит на Бедржих, увлекшись традициями национализма и возрождением славянской культуры Чехии, которую в том числе активно культивировал его отец Франтишек Сметана.

Отец был настроен патриотически к своей стране и заботился о том, чтобы у детей пробудился интерес к чешскому песенному фольклору. После окончания лицея в городе Плзень, он уезжает в Прагу продолжать заниматься музыкой и совершенствовать свою игру на фортепиано. Его встреча с Ференцом Листом стала судьбоносной. Именно Лист поддержал начинания молодого дарования Бедржиха Сметаны и всячески помогал ему в его жизни и творчестве.

В 1848 году он становится преподавателем по классу фортепиано в музыкальной школе. В 1856 году Сметана получил приглашение на пост дирижёра симфонических концертов в Гётеборге (Германия), а в 1866 году занимает место главного дирижёра Национального оперного театра Чехии. Кстати, Сметана был одним из инициаторов постройки этого театра в Праге, который строился на деньги, собранные по всей стране. Лозунг театра – «Народ себе!».

Карьера Бедржиха Сметаны и творческий потенциал процветали. Но в один прекрасный момент все закончилось — Сметана тяжело заболел. Из-за почти полной потери слуха он был вынужден оставить свой пост дирижера в Национальном театре, где впервые были поставлены многие из его произведений, и уехать из Праги, но музыку он писать продолжал. Из последних сочиненй Сметаны наибольший успех выпал на долю симфонического цикла «Моя родина» (1874-79), из которого он не слышал уже ни одного звука. Цикл «Моя родина», состоящий из шести поэм — «Вишеград», «Влтава», «Шарка», «Из чешских лесов и полей», «Табор», «Бланик», — является одним из лучших произведений чешской симфонической классики. Сметана умер 12 мая 1884 года и похоронен на Вышеградском кладбище возле собора св. Петра и Павла.

Его творчество было направлено в сторону национального возрождения и свободы его родной страны. Свою любовь к Чехии он выразил в своих произведениях: «Песнь свободы», «Лагерь Валленштейна» (по Шиллеру, 1859), «Проданная невеста» (1866, Прага), «Далибор» (1868), «Либуше» (1872), первая в истории опера, целиком написанная на чешском языке — «Бранденбуржцы в Чехии».

В Праге есть музей Бедржиха Сметаны, в котором хранятся личные вещи композитора, партитуры, дирижерские палочки, рояль, на котором он сочинял свои произведения, письма и другие личные вещи. Музей находится на Набережной Сметаны, напротив его памятника. Окнами музей выходит на Карлов мост.

Слушать музыку Бедржиха Сметаны лучше всего на Вышеградской стене, глядя на Влтаву и Пражский град вдали. И наверно золотая осень – это именно то время, когда музыка этого чешского композитора наиболее глубоко проникает в сердце.

Как поехать в Прагу дешевле? Делимся секретами.



Туры по Европе на минибусах с опытнейшим гидом-водителем .
Группы по 6-8 человек. Без предоплаты и доп. платежей.

Бедржих Сметана (Bedrich Smetana) (2.03.1824, Литомишль - 12.05.1884, Прага) - чешский композитор, пианист, дирижер и общественный деятель. Сын пивовара, любителя-музыканта. Сметана рано проявил выдающиеся музыкальные способности: уже в 4 года он играл на скрипке, в 5-летнем возрасте участвовал в исполнении квартетов Гайдна . С 8 лет Сметана пробовал писать музыку. Первым его педагогом был Ян Хмелик, позднее обучался музыке у кантора Ф. Икавеца. Юношеские годы Сметана провел в Пльзене, где учился в гимназии. Культурная атмосфера города, бывшего в то время одним из центров просветительного патриотического "будительского" движения, способствовала развитию прогрессивных взглядов молодого композитора. Уже в ранних фортепианных сочинениях композитора ощутима его связь с народным творчеством, чувствуется стремление опоэтизировать народные чешские танцы, вывести их из жанра бытовой музыки. Образцом для него служили мазурки Шопена .

Музыкальное образование Бедржиха Сметана продолжал в Праге, где занимался игрой на фортепиано и теорией музыки у ученика Ф. Кожелуха - Й. Прокша, известного в то время педагога и композитора. Кроме того, Сметана занимался у Ференца Листа , который помог ему впоследствии организовать собственную музыкальную школу, где Cметана до 1856 года давал уроки игры на фортепиано. В Праге композитор был связан с революционно настроенной молодежью и состоял членом прогрессивного общества "Согласие". Во время революционных событий 1848-1849 годов Сметана написал "Марш студенческого легиона Пражского университета", "Марш национальной гвардии", "Песню свободы" и др. В 1849 году Сметана закончил первое крупное оркестровое произведение "Торжественная увертюра".

В 1848 году Бедржих Сметана женился на Катержине Коларж, ставшей его верным другом и помощником. В 1856 году Сметана переехал в Гётеборг (Швеция), где давал уроки игры на фортепиано, был дирижером филармонического общества, выступал как пианист. Живя вдали от родины, Сметана продолжал интересоваться чешской культурой. Он создает симфонические поэмы "Ричард III" (по Шекспиру , 1858), "Лагерь Валленштейна" (по Шиллеру , 1859), "Ярл Гакон" (по А. Эленшлегеру, 1861). Интерес, который "будители" проявляли к Шекспиру, не мог не отразиться на творчестве молодого композитора; драма Шиллера была для него одновременно и эпизодом из чешской истории; произведение датчанина А. Эленшлегера привлекло его внимание тираноборческими мотивами. Эти симфонические поэмы еще не обнаруживают индивидуального стиля Сметаны-симфониста, но их объединяет высокое идейное содержание. Годы, проведенные вдали от родины, были для Сметаны очень тяжелыми: перед отъездом в Гётеборг он потерял маленькую дочь (его переживания отразились в фортепиано трио соль минор), а в 1859 году на пути в Прагу, в Дрездене, умерла его жена. В 1861 году Сметана возвратился в Чехию.

Бедржих Сметана решил обратиться к оперному жанру в то время, когда оперы Ф. Шкроупа , Й. Мацоурка и 3. Скугерского, ставившиеся на сцене Временного театра в Праге, уже не удовлетворяли чешскую публику. Первое оперное произведение Сметаны "Бранденбуржцы в Чехии" (пост. 1866), написанное по мотивам одноименного рассказа Й. К. Тыла и его же "Истории города Праги", стало событием в чешском театральном искусстве. Сюжет из национальной истории, высокий патриотизм, народные песенные традиции были по достоинству оценены современниками. "Сметана призван трудами своими заложить фундамент здания, которое со временем будет называться "чешской оперой", - писал Ф. Пивода, критик и общественный деятель.

В 1866 году Сметана закончил партитуру "Проданной невесты" (пост. 1866, Прага), в которой еще более ощутим чешский колорит. Эта опера утвердила национальные оперные традиции, она стала одной из самых известных чешских опер и обошла все сцены мира. Следующая опера Сметаны - "Далибор" (пост. 1868) была первой чешской музыкальной трагедией; оперой "Либуше" (1872, пост. 1881) начался эпический жанр чешской оперной классики.

Бедржих Сметана не оставлял концертной деятельности. В 1861 году он совершил поездку в Германию и Нидерланды, исполняя произведения Шопена, Шумана , Листа и свои собственные. Сметана продолжал и музыкально-общественную деятельность. В 1863 году он возглавил знаменитый мужской хор "Глагол Пражский". Композитор принимал участие в деятельности "Умелецкой беседы" - общества, объединявшего чешских музыкантов, художников и писателей, и был председателем его музыкальной секции. Не меньшее внимание он уделял музыкально-критической деятельности, выступая со статьями в пражской прессе. В 1866-1874 годах Сметана состоял главным дирижером Временного театра. Этот период был началом подъема музыкального театра Чехии. Сметана пропагандировал русскую музыку в Чехии: он исполнял произведения Глинки и Даргомыжского , посвящая их творчеству музыкально-критические статьи.

В начале 1870-х годов у Сметаны появились первые симптомы болезни, которые в октябре 1874 года привели к полной глухоте. Сметана не мог больше работать в театре, оставил Прагу и поселился в деревне Ябкице. Здесь он, несмотря на глухоту, снова вернулся к любимому оперному жанру. Из последних произведений Сметаны наибольший успех выпал па долю оперы "Поцелуй" (пост. 1876) и симфонического цикла "Моя родина" (1874-79), из которого Сметана не слышал уже ни одного звука. Цикл "Моя родина", состоящий из шести поэм - "Вишеград", "Влтава", "Шарка", "Из чешских лесов и полей", "Табор", "Бланик", - является одним из лучших произведений чешской симфонической классики.

Бедржих Сметана был первым чешским композитором, в творчестве которого в полной мере проявились демократические традиции национального чешского искусства. С его именем связано создание чешской оперной классики. Его оперы, особенно "Проданная невеста", идут во многих странах. Сметана очень популярен и в нашей стране, где исполняются его оперы, инструментальные и вокальные произведения.


М. Ю. Миркин.