Балакирев – краткая биография. Значение балакирев милий алексеевич в краткой биографической энциклопедии Балакирев и "Могучая кучка"

Есть люди, которые олицетворяли целую эпоху. Такой личностью являлся Милий Алексеевич Балакирев, который был одной из ключевых и влиятельных фигур в развитии русской классической музыки. Человек, без которого бы все знания о музыке выглядели и звучали совершенно иначе. Краткая биография Балакирева Милия Алексеевича будет представлена вашему вниманию далее.

Детские годы

В метрических книгах Вознесенской церкви Нижнего Новгорода за 1836 год имеется запись о рождении сына в семье титулярного советника Балакирева Алексея Константиновича. Через несколько дней Балакирев, вместе со своей супругой Елизаветой Ивановной, в этой же церкви крестят мальчика и называют его Милием.

Мальчик получает классическое воспитание, присущее тому времени. В воскресное утро, а также праздничные дни в обязательном порядке вся семья посещала церковь. Мама Милия, Елизавета Ивановна, в комнате сына организовала уголок, в котором находились иконы. Мальчик очень гордился этой частью своей комнаты и проводил там много времени. Часто ребенок просто сидел в тишине и разглядывал образки.

Милий рос очень активным и любознательным ребенком. Ему не было и 6 лет, когда он начал интересоваться музыкой. Первым музыкальным инструментом, на котором он захотел научиться играть, стало фортепиано.

Елизавета Ивановна, увидев интерес сына к музыке, решается проверить его слух. Убедившись, что мальчик обладает абсолютным музыкальным слухом, она все свои силы направляет на развитие его музыкального таланта.

Первые годы обучения

Милий вместе с мамой отправляются в Москву на обучение. Удача им улыбается, ведь учит осваивать фортепиано мальчика сам Александр Дюбюка, один из известнейших педагогов и музыкантов того времени. Именно благодаря своему учителю, Милию удается очень быстро и виртуозно отполировать свою технику игры на музыкальном инструменте.

Через некоторое время мальчик возвращается домой в Нижний Новгород, но учебу не прекращает. Его наставником становится Карл Эйзерих, талантливый музыкант и дирижер. Под его началом проходят ежедневные уроки Милия.

В эти годы жизнь часто преподносит мальчику судьбоносные подарки. Один из них - знакомство с Александром Дмитриевичем Улыбышевым, истинным любителем и настоящим ценителем музыки. Новый знакомый по достоинству оценил талант Балакирева. Милий становится частым гостем в доме Улыбышева, где собирается музыкальная элита города. Именно под влиянием этих кружков формируется внутренний мир и идейные взгляды юноши.

В конце 40 годов XX века, когда Милию было всего 13 лет, он поступает в Нижегородский дворянский институт. Обучение длится 4 года, а после окончания института юноша переезжает в Казань. В течение двух лет Милий слушает лекции в Казанском университете на математическом факультете. Именно тогда появляются ранние труды талантливого юноши, романс «Ты пленительной неги полна» и концертное Allegro.

К этому времени мать юноши, которая всегда была его главной поддержкой и опорой, несколько лет как скончалась. Отец же, вступив в новый брак, в котором родились новые дети, еле сводил концы с концами. Для того чтобы хоть как-то держаться на плаву, Милий давал музыкальные уроки.

Знакомство с М. И. Глинкой

Все это время Милий Балакирев продолжает поддерживать тесные отношения с Улыбышевым. Надо отметить, что последний в жизни нашего героя сыграл очень важную роль. В своем поместье меценат содержал личный оркестр, на котором Балакирев впервые пробовал свою руку как музыкант. Он не только дирижировал бетховенскими симфониями, но и разбирался, как устроен оркестр и как руководить людьми. А на инструменте помещика Милий имел неограниченную возможность много заниматься и оттачивать свою технику. Позже состоятельный помещик привез Балакирева в Петербург и познакомил с Михаилом Ивановичем Глинкой.

Последний считается первым классиком русской музыки. Глинка тогда собирался уезжать из Петербурга насовсем. Однако встреча двух музыкантов все же состоялась, хотя и была очень короткой. Михаил Иванович похвалил Балакирева, пообещал великое будущее, а также сказал, что его ждет слава "второго Глинки".

С этого момента в музыкальных кругах пошла легенда о Балакиреве. О молодом, талантливом и пылком музыканте, который все умеет и многое знает, заговорил весь Петербург. Перед музыкантом открылись врата великих возможностей. В 19 лет Балакирев дал свой первый большой концерт перед избалованными петербургскими зрителями. Публика с восхищением приняла пианиста-виртуоза. Творчеством Милия Балакирева заинтересовались многие истинные ценители музыкального искусства.

Музыкальная школа Балакирева

В жизни композитора Милия Балакирева была еще одна страсть. Это страсть к учительству, желание передать свои умения кому-то другому, научить играть классическую музыку и писать свои произведения. Под влиянием этого желания и при поддержке императора Милий Алексеевич вместе со своим товарищем Гавриилом Якимовичем Ломакиным основывают музыкальную школу.

Однако в 1866 году Михаил Иванович Глинка приглашает Балакирева к совместной работе и сотрудничеству. Молодой гений переезжает в Прагу, где работает над операми "Руслан и Людмила" и "Жизнь за царя". Публика с восторгом принимает работу двух именитых музыкантов.

Судьбой же школы все это время занимался Ломакин. Однако в 1868 году он перекладывает все обязанности с себя на Милия Алексеевича, который на протяжении 6 лет оставался ее директором.

Балакирев и его ученики

Балакирев очень ответственно подошел к должности учителя в своей школе. Он мечтал о том, чтобы из стен его учреждения вышли десятки талантливых музыкантов, которые бы прославили его имя. Однако его учительство и наставничество носило крайне жесткий и авторитарный характер.

Первым из учеников, в котором Милий Алексеевич пытался воплотить свои амбиции, стал студент-химик Аполлон Гуссаковский. Юноша подавал большие надежды и готов был часы напролет заниматься музыкой. Балакирев многому обучил своего ученика, вложив в него много физических и моральных сил. Гуссаковский же после окончания института попрощался со своим наставником и уехал за границу. Больше они никогда не встречались.

Однако школа Балакирева получила популярность к тому времени. И молодые юноши толпами приходили на обучение. Среди учеников оказался офицер с Преображенского полка Модест Мусоргский. Знакомство с ним носило судьбоносное значение для Балакирева.

"Могучая кучка"

Офицер Мусоргский приводит с собой Александра Порфирьевича Бородина, врача из госпиталя, в котором он когда-то дежурил, тоже страстного любителя классической музыки. А чуть позже к ним примыкают инженерный офицер Цезарь Кюи, библиотекарь Владимир Васильевич Стасов и совсем молоденький подросток, будущий гардемарин Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Балакирев был в восторге от своих новых учеников. Для каждого из них он стал наставником. Однако в процессе работы и творчества мужчины стали единомышленниками. И Балакирев понимал, что в стенах школы дальше продолжать свою идеологию будет трудно.

Поэтому Милий Алексеевич, который жил в съемных квартирах, устраивает в них кружки и посиделки для своих новых друзей. Группировка музыкантов очень скоро стала известной и получила название "Могучая кучка". По сути, они представляли собой любительскую филармонию, стали народным проектом художественной самодеятельности.

Однако их суждения не всегда носили приемлемый характер. Целью "Могучей кучки" было выработать свой характерный стиль в музыке, который бы противостоял официальным музыкальным организациям, Императорскому русскому музыкальному обществу и консерватории.

Все члены группировки были музыкантами-самоучками. Они сочиняли музыкальные произведения, а Балакирев был главным критиком. Он вносил изменения, одобрял и поддерживал своих единомышленников. Часто, пользуясь своим авторитетом среди товарищей, Милий Алексеевич в резкой форме и достаточно агрессивно мог перечеркнуть все музыкальное сочинение.

Это и сказалось на дальнейшей судьбе "балакиревской группировки". Споры и недовольства внутри единомышленников возрастали. В результате в конце 60-х годов XIX века все члены "Могучей кучки" окончательно переругались. Группировка распалась, но все же оставила значительный след в русской музыке.

Музыкальная карьера Милия Алексеевича

После распада "Могучей кучки" Милий Алексеевич работал в ненавистном ему Императорском русском музыкальном обществе. Музыкант находится на вершине своей карьеры. Послушать именитого пианиста и дирижера приходит весь свет и элита Петербурга.

Однако радикальные взгляды на консерватизм в классической музыке, которую ему приходилось играть на концертах в этом заведении, поставили крест на его работе. Милий Алексеевич позволял себе в резкой форме высказываться в адрес руководства Императорского русского музыкального общества. Терпеть хамство дирижера никто не стал. После двух лет работы он был со скандалом уволен.

Балакирев остается один на один со своей музыкой. Дирижер возвращается к себе в Нижний Новгород и дает там концерт, на который приходит очень мало зрителей. Однако в это время он наконец-то заканчивает свою восточную фантазию "Исламей" на фортепиано. На тот момент только это произведение и несколько его увертюр были известны широкой публике.

Душевный кризис

Как свидетельствует биография Милия Балакирева, к 33 годам он изжил себя как музыкант. Он переживает тяжкий душевный кризис и пропадает из музыкального сообщества. Никто не знал, где он находится. Балакирев не поддерживал отношения ни с кем из друзей. Однако в узких кругах было известно, что музыкант поступил на государственную службу.

Он каждый день ходил на работу на товарную станцию Варшавской железной дороги. Его должность называлась чиновник магазинного управления. Он руководил складскими делами и грузовыми перевозками. На этой службе Балакирев, который в молодости был студентом математического факультета, быстро продвигается по службе.

Милий Алексеевич Балакирев, биография которого представлена вашему вниманию в статье, знакомится с кадровиком Варшавской железной дороги Тертием Ивановичем Филипповым, который являлся человеком известным в высших кругах. Балакирева и Филиппова объединяют и сближают религиозные взгляды и вера. В это время музыкант, который переживает душевный кризис, даже думает об уходе в церковь.

Тертий Иванович, когда встал вопрос об укреплении придворной певческой капеллы, предлагает кандидатуру Милия Алексеевича. Благодаря его авторитету среди верховных чиновников, Балакирева приглашают на новую должность.

Работа в придворной певческой капелле

Как только Милий Алексеевич занял должность руководителя придворной певческой капеллы, своим помощником он назначил Николая Андреевича Римского-Корсакова, который был человеком дельным и настоящим профессионалом. На него Балакирев возложил все музыкальные дела, сам же поначалу занимался исключительно административными вопросами.

Существующее на сегодняшний день в Петербурге здание академической капеллы по адресу Мойка, 20 было построено благодаря стараниям Милия Алексеевича. Он показал себя как ответственный чиновник.

Балакирев сделал очень многое для придворной капеллы. Он добился того, что при ней создали школу, в которой ученики получали качественное певческое образование. Были созданы музыкальные классы, в которых обучали игре на инструментах. Это давало возможность ученикам после окончания школы остаться работать здесь же, в оркестре.

Римский-Корсаков, который занимался отбором талантливых музыкантов в оркестр, создал отличную команду талантливых профессионалов. Балакирев же не преподавал в капелле, а только управлял этим сложным механизмом. Он держал под контролем все: от кухни заведения до организации учебно-образовательного процесса. В таком режиме он проработал в течение 11 лет, выйдя в 1884 году в отставку в чине статского советника.

Музыкальное наследие Балакирева

Уйдя на пенсию, Балакирев больше не думал о финансовых проблемах. Он посвятил всего себя сочинению музыкальных произведений. Через 4 года после отставки Милий Алексеевич заканчивает Первую симфонию, которая обсуждалась и игралась довольно продолжительное время.

Балакирев умер в 1910 году, оставив небольшое музыкальное наследие. Среди основных шедевральных произведений Балакирева Милия Алексеевича можно отметить:

  • симфоническую поэму "Тамара";
  • фортепианную фантазию "Исламей";
  • музыку к трагедии "Король Лир"
  • фантазию на тему оперы "Иван Сусанин";
  • первую симфонию C-dur;
  • а также множество романсов и песен.

Незаконченные же произведения Милия Алексеевича после его смерти дорабатывали и дописывали его единомышленники и ученики.

Милий Алексеевич Балакирев вошел в историю как один из первых критиков русской музыки. Его жизнь была чередой побед и неудач. Музыкант так и не создал семью, посвятив всего себя музыке. Помимо музыкальных достижений, Балакирев оставил свой след и как талантливейший чиновник и руководитель.

(1910-05-29 ) (73 года) Место смерти Страна

Российская империя

Профессии Инструменты Коллективы

Могучая кучка

Милий Алексеевич Балакирев

Ми́лий Алексе́евич Бала́кирев (21 декабря 1836 [2 января ], Нижний Новгород - 16 мая , Санкт-Петербург) - русский композитор , пианист , дирижёр , глава «Могучей кучки ».

Мемориальная доска на доме 7 по ул.Коломенской, Санкт-Петербург.

Биография

Милий Балакирев родился в семье Алексея Константиновича Балакирева (1809-1869).

В детском возрасте брал уроки игры на фортепиано у Александра Дюбюка . Состоял вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета в 1853-1855. Большое участие в его судьбе принял А. Д. Улыбышев , просвещённый дилетант, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте .

Музыка

Композиторская деятельность Балакирева, хотя не обширна, но весьма почтенна. Он написал несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых особенно выделяются следующие: оркестровая музыка к королю Лиру (1860 год), состоящая из увертюры и антрактов; увертюра на чешские темы (); две увертюры на русские темы, из которых первая сочинена в 1857 году , а вторая, под названием «Русь», написана в 1862 году на открытие памятника тысячелетия России в Новгороде ; увертюра на испанскую тему; симфоническая поэма «Тамара» (на текст Лермонтова), исполненная в 1-й раз в концерте Бесплатной музыкальной школы, в 1882 году . Из фортепианных сочинений, Балакирева известны: две мазурки (As-dur и h-moll), скерцо , фантазия «Исламей» на восточные темы (1869); им же переложены для фортепиано в две руки: «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», «Песня жаворонка» Глинки, увертюра (вступление) ко второй части «La Fuite en Egypte» сочинения Берлиоза, каватина из квартета Бетховена (ор. 130), «Арагонская хота» Глинки. В четыре руки: «Князь Холмский», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» Глинки.

Из вокальных сочинений Балакирева большой популярностью пользуются романсы и песни («Золотая рыбка», «Приди ко мне», «Введи меня, о ночь, тайком», «Наступление», «Взошёл на небо месяц ясный», «Слышу ли голос твой», «Еврейская мелодия», «Грузинская песня» и проч.) - числом 20 (по другим данным 43. Видимо, основная часть текста - прижизненная, составленная в промежутке между и 1895 годами .)

Cреди других неупомянутых произведений - 2 симфонии ( ; ), Сюита для оркестра ( - закончена С. Ляпуновым), 2 фортепианных концерта ( ; - закончен С. Ляпуновым, большое количество фортепианных произведений: соната, мазурки, ноктюрны, вальсы и т. д. Весьма ценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является «Сборник русских народных песен», изданный Балакиревым в 1866 году (всех песен 40).

Дарование М. А. Балакирева особенно выказалось в первых его произведениях и в тонком понимании оркестровки; музыка Балакирева своеобразна, богата в мелодическом отношении (музыка к королю Лиру, романсы) и весьма интересна и красива в гармоническом. Систематического курса Балакирев никогда не проходил. Значительнейшими музыкальными впечатлениями Балакирева за все это время были фортепианный концерт (e-moll) Шопена , слышанный им от одной любительницы еще в детстве, позже - трио «Не томи родимый» из «Жизни за Царя» Глинки. Этим композиторам он остался верен всю жизнь. Большое впечатление произвел на него И. Ф. Ласковский, как пианист и композитор. Участие в музыкальных ансамблях и особенно изучение партитур и дирижирование оркестром в доме Улыбышева сильно подвинуло его музыкальное развитие. К этому времени относятся и первые попытки к сочинению: септет для фортепиано, смычковых инструментов, флейты и кларнета, остановившийся на первой части, написанной в духе очень нравившегося ему фортепианного концерта Гензельта, и фантазия на русские темы для фортепиано с оркестром, тоже оставшаяся незаконченной. Рукописный эскиз ее () хранится в публичной библиотеке в Санкт-Петербурге .

В Казанском университете, на математическом факультете, Балакирев пробыл менее двух лет, живя, главным образом, на скудные средства от уроков музыки. В Казани Балакиревым написаны: фортепианная фантазия на мотивы из «Жизни за Царя», первый романс: «Ты пленительной неги полна» () и концертное Allegro. В 1855 году он приехал в Санкт-Петербург вместе с Улыбышевым, который ввел его в музыкальные кружки столицы.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1861 год - доходный дом - Офицерская улица , 17;
  • 1865-1873 годы - дворовый флигель особняка Д. Е. Бенардаки - Невский проспект , 86, кв. 64;
  • 1882 - 16.05.1910 - доходный дом - Коломенская улица , 7, кв. 7.

Память

Примечания

Ссылки

  • Милий Алексеевич Балакирев: ноты произведений на International Music Score Library Project

Милий Алексеевич Балакирев. БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836/37 1910), композитор, пианист, дирижер, музыкально общественный деятель. Глава Могучей кучки, один из основателей (1862) и руководителей (1868 73 и 1881 1908) Бесплатной музыкальной… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Русский композитор, пианист, дирижёр, музыкально общественный деятель. Родился в семье чиновника из дворян. Брал уроки у пианиста А. Дюбюка и дирижёра К. Эйзриха (Н. Новгород).… … Большая советская энциклопедия

Балакирев Милий Алексеевич - (1836—1910), композитор, пианист, дирижёр, музыкально общественный деятель. С 1855 жил в Петербурге. В 1856 дебютировал как пианист и композитор (исполнил на музыку утреннике Петербургского университета первую часть своего концерта для… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

- (1836/37 1910) композитор, пианист, дирижер, музыкально общественный деятель. Глава Могучей кучки, один из основателей (1862) и руководитель (1868 73 и 1881 1908) Бесплатной музыкальной школы. Дирижер Русского музыкального общества (1867 69),… … Большой Энциклопедический словарь

Балакирев, Милий Алексеевич, знаменитый русский музыкант, создатель новой русской музыкальной школы. Родился 21 декабря 1836 года в Нижнем Новгороде, умер 16 мая 1910 года в С. Петербурге. Учился в нижегородской гимназии, нижегородском… … Биографический словарь

- (1836 1910), композитор, пианист, дирижёр, музыкально общественный деятель. С 1855 жил в Петербурге. В 1856 дебютировал как пианист и композитор (исполнил на музыку утреннике Петербургского университета первую часть своего концерта для… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

- (1836/1837 1910), композитор, пианист, дирижёр. Глава «Могучей кучки», один из основателей (1862, совместно с Г. Я. Ломакиным) и руководитель (1868 73 и 1881 1908) Бесплатной музыкальной школы (Санкт Петербург). Дирижёр Императорского Русского… … Энциклопедический словарь

БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич - Милий Алексеевич (21.12.1836, Н. Новгород 16.05. 1910, С. Петербург), рус. композитор, глава Новой русской школы («Могучей кучки»), педагог, музыкально общественный деятель, дирижер, пианист, редактор. Потомственный дворянин (род Балакиревых… … Православная энциклопедия


Г. в Нижнем Новгороде . Воспитывался в Казанском университете . Музыкальным образованием Балкирев обязан самому себе. В г. он впервые выступил перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста. 18 марта г. он вместе с Г. А. Ломакиным основал «Бесплатную музыкальную школу», состоящую под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством; школа эта на первых же порах своего существования обнаружила оживленную деятельность. В концертах, устраиваемых этой школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин , а оркестровыми - М. А. Балакирев. 28 января г. после отказа Ломакина от управления школой, М. А. Балакирев, как один из ее учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени г. В г. М. А. был приглашен в Прагу - заведовать постановкой опер «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила» Глинки , которые были даны под управлением Балакирева и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности опера «Руслан и Людмила».

Гл. сочинения: 2 симфонии, поэма «Тамара», сочинения для фортепиано (концерт, фантазия «Исламей», соната, мелкие пьесы), много романсов , сборник народных песен.

Лит.: Стрельников Н., Балакирев, Петроград, 1922.

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии .

М. А. Балакирев.

Балакирев Милий Алексеевич , русский композитор, пианист, дирижёр, музыкально- общественный деятель. Родился в семье чиновника из дворян. Брал уроки у пианиста А. Дюбюка и дирижёра К. Эйзриха (Н. Новгород). Музыкальному развитию Б. способствовало его сближение с писателем и музыкальным критиком А. Д. Улыбышевым. В 1853-55 состоял вольнослушателем математического факультета Казанского университета. В 1856 дебютировал в Петербурге как пианист и дирижёр. Большое влияние на формирование идейно-эстетических позиций Балакирева оказала его дружба с критиком В. В. Стасовым. В начале 60-х гг. под руководством Б. складывается музыкальный кружок, известный как «Новая русская музыкальная школа», «Балакиревский кружок», «Могучая кучка» . В 1862 Б. совместно с хоровым дирижёром Г. Я. Ломакиным организует в Петербурге Бесплатную музыкальную школу, ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки. В 1867-69 был главным дирижёром Русского музыкального общества.

Балакирев способствовал популяризации опер М. И. Глинки: в 1866 дирижировал в Праге оперой «Иван Сусанин», в 1867 руководил пражской постановкой оперы «Руслан и Людмила».

Конец 1850-х - 60-е гг. были периодом интенсивной творческой деятельности Б. Сочинения этих лет - «Увертюра на три русские темы» (1858; 2-я ред. 1881), вторая увертюра на три русские темы «1000 лет» (1862, в поздней ред. - симфоническая поэма «Русь», 1887, 1907), чешская увертюра (1867, во 2-й ред. - симфоническая поэма «В Чехии», 1906) и др. - развивают традиции Глинки, в них ярко проявились характерные черты и стиль «Новой русской школы» (в частности, опора на подлинную народную песню). В 1866 был опубликован его сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепьяно», явившийся первым классическим образцом обработки народных песен.

В 70-е гг. Б. уходит из Бесплатной музыкальной школы, перестаёт писать, концертировать, порывает с членами кружка. В начале 80-х гг. он вернулся к музыкальной деятельности, но она утратила боевой «шестидесятнический» характер. В 1881-1908 Б. вновь возглавлял Бесплатную музыкальную школу и одновременно (1883-94) состоял директором Придворной певческой капеллы.

Центральная тема творчества Балакирева - тема народа. Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Для Б. характерен также интерес к теме Востока (Кавказа) и музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской).

Основная сфера творчества Балакирева - инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка. Б. работал преимущественно в области программного симфонизма . Лучший образец симфонической поэмы Балакирева - «Тамара» (около , по одноименному стихотворению Лермонтова), построенная на оригинальном музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера. С именем Б. связано рождение жанра русской эпической симфонии. К 60-м гг. относится замысел 1-й симфонии (наброски появились в 1862, первая часть - в 1864, окончена симфония в 1898). В 1908 написана 2-я симфония.

Балакирев - один из создателей оригинального русского фортепианного стиля. Лучшее из фортепианных произведений Балакирева - восточная фантазия «Исламей» (1869), сочетающая яркую картинность, своеобразие народно-жанрового колорита с виртуозным блеском.

Видное место в рус. камерно-вокальной музыке занимают романсы и песни Балакирева.

Литература:

  • Переписка М. А. Балакирева с В. В. Стасовым, М., 1935;
  • Переписка Н. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым, в кн.: Римский-Корсаков Н., Литературные произведения и переписка, т. 5, М., 1963;
  • Письма М. А. Балакирева к М. П. Мусоргскому, в кн.: Мусоргский М. П., Письма и документы, М.- Л., 1932;
  • Переписка М. А. Балакирева с П. И. Чайковским, СПБ. 1912;
  • Киселев Г., М. А. Балакирев, М.-Л., 1938;
  • Кандинский А., Симфонические произведения М. А. Балакирева, М., 1960;
  • М. А. Балакирев. Исследования и статьи, Л., 1961;
  • М. А. Балакирев. Воспоминания и письма, Л., 1962;
  • Балакирев. Летопись жизни и творчества. Сост. А. С. Ляпунова и Э. Э. Язовицкая, Л., 1967.
Эта статья или раздел использует текст Большой советской энциклопедии .

См. также

Ссылки

  • Балакирев Милий Сайт о жизни и творчестве композитора.

Милий Алексеевич Балакирев (2 января 1837 г. - 29 мая 1910 г.), русский композитор, пианист, дирижёр, глава «Могучей кучки».

Общеизвестна огромная роль М. А. Балакирева в истории русской культуры, и все же его значение остаётся оценённым не до конца. Возможно, это связано с тем, что он вызывал сложное и неоднозначное отношение к себе современников - как своим творчеством, так и общественной деятельностью.

«В Балакиреве я всегда чувствовал два человека: один - очаровательный и весёлый собеседник, готовый рассказать и не совсем приличный анекдот; другой же - какой-то раскольничий настоятель, деспотически требовательный, даже жестокий, способный совершенно неожиданно обидеть человека, дружески к нему расположенного», - вспоминал М. М. Ипполитов-Иванов.

Находясь в центре внимания культурной жизни или уходя в тень, он никогда не шёл на компромиссы с мнением общества - даже в противоречии с ним. В тишине и одиночестве он продолжал делать то же, что и на вершине славы, - служить искусству, принося в жертву все остальное: здоровье, личную жизнь, дружбу близких людей, доброе мнение коллег-музыкантов. Балакирев - одна из самых трагических фигур истории русской музыкальной культуры XIX века.

Его жизнь была долгой и охватила несколько периодов истории русской музыкальной культуры. Ещё юношей (в 19 лет) А. Д. Улыбышев привёл Балакирева на ёлку к Михаилу Ивановичу Глинке , который сразу предсказал ему «блестящую музыкальную будущность». В дальнейшем он даже передал ему тему испанского марша, на который тот сочинил Увертюру. А в конце жизни судьба столкнула его с Сергеем Васильевичем Рахманиновым , который в 1905 году дирижировал симфонической поэмой «Тамара». На протяжении более полувека он общался с различными выдающимися музыкантами России и Европы, всячески способствуя процветанию истинного искусства.

Он родился в Нижнем Новгороде 21 декабря 1836 года в семье чиновника. Начальные музыкальные сведения получил от матери, в дальнейшем занимался с К. К. Эйзрихом и брал отдельные уроки у различных музыкантов, в том числе А. Дюбюком, однако своим музыкальным образованием в основном он был обязан самому себе. Эйзрих ввёл его в дом А. Д. Улыбышева - любителя и знатока музыки, написавшего монографию о Моцарте . У него Балакирев участвовал в музыкальных вечерах и изучал нотную литературу.

В 1853 году он переехал в Казань и зачислился вольнослушателем Университета на физико-математический факультет, однако уже через два года уехал оттуда в Петербург. В северной столице Балакирев быстро сблизился с кругом музыкантов - М. И. Глинкой , А. С. Даргомыжским , А. Н. Серовым, В. В. Стасовым, а также С. Монюшко. В конце 1850-х - начале 1860-х вокруг него сложился кружок, который позднее был назван «Могучей кучкой».

Это название впервые появилось в 1867 году в статье Стасова «Славянский концерт г. Балакирева», где есть следующие строки: «Дай Бог, чтобы наши славянские гости навсегда сохранили воспоминание о том, сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Сам кружок называл себя «Новой русской школой».

После активной творческой жизни 1860-х годах наступил жестокий кризис, который длился почти все десятилетие. В эти годы Балакирев почти полностью отказался от общения со своими прежними друзьями и от занятий творчеством, на короткий срок он даже поступил чиновником в Магазинное управление Варшавской железной дороги. Второй период творческой активности композитора наступил в 1880-1900-е годы. До последних лет жизни он активно занимается творческой, общественной и исполнительской деятельностью.

Это наиболее крупные вехи его биографии. Но как описать, сколько душевных сил и внутреннего огня вложил Балакирев в свои труды? Всю жизнь он пламенел ярким огнём, пробуждая кипучую творческую энергию в других. Его эпохой - временем, когда он полностью и счастливо раскрывал потенциал своего творческого дарования, - были 1860-е годы. В это время, после ухода Николая I с престола, искусство воспринималось как средство для улучшения жизни общества. Впоследствии эти идеи отошли на второй план, но для Балакирева они всегда оставались значимыми.

Большую часть своей жизни он посвятил активной музыкально-общественной деятельности, которая не всегда находила соответствующий отклик современников. Самым главным и трудным его начинанием стало создание в 1862 году совместно с Г. Я. Ломакиным Бесплатной музыкальной школы (БМШ), цели для которой были те же, что и для Русского музыкального общества (РМО) - обучение русских музыкантов и доступность соответствующего образования для всех.

Кроме Балакирева в период с 1873 по 1882 год БМШ руководил Н. А. Римский-Корсаков, а с 1908 года - С. М. Ляпунов. После Октябрьской революции она прекратила своё существование.

Однако открытие А. Г. Рубинштейном в том же году на основе РМО Петербургской консерватории отвлекло внимание общественности от благородного начинания Балакирева и способствовало появлению в ней двух партий – приверженцев идей Балакирева и Рубинштейна. Сам Балакирев весьма неоднозначно относился к начинанию Рубинштейна. Главным возражением против консерватории стало то, что типизированное музыкальное образование должно было, по его мнению, убить индивидуальность учащихся. С друзьями он иронизировал над Рубинштейном, называя его Дубинштейном, Тупинштейном и даже Грубинштейном. Впрочем, возможно здесь сказалась и личная обида за своё собственное начинание - БМШ, которое, будучи направлено на те же цели, не привлекло к себе такого внимания ни меценатов, ни общественности.

Трудности в делах БМШ во многом стали причиной постигшего Балакирева в 1870-е годы кризиса. Вместе с тем, со временем негативное отношение к РМО сглаживалось. В 1871 году он одобрил решение Римского-Корсакова работать в Петербургской консерватории. Хотя Римский-Корсаков считал, что Балакирев имел корыстное намерение «провести своего во враждебную ему консерваторию». Тем не менее, Балакирев уважал его знание гармонии и контрапункта и пересылал к нему тех своих учеников, которые нуждались в последовательном изучении этих предметов. Так к Римскому-Корсакову в 1879 году попал юный А. К. Глазунов. А в 1878 году Московское отделение РМО даже предложило Балакиреву занять место П. И. Чайковского , покинувшего к тому времени Консерваторию. Он не принял предложения, но был им тронут.

Кроме БМШ, в 1870-е годы Балакирев активно занимался преподавательской и инспекторской деятельностью в женских институтах. С 1873 года он был инспектором музыкальных классов в женском Мариинском институте, а с 1875 - в училище св. Елены. Наконец, с 1883 до 1894 год он был управляющим Придворной певческой капеллы, выйдя после этого на пенсию.

Педагогическая деятельность сопровождала Балакирева всю жизнь. Он воспитал плеяду композиторов, составивших целую эпоху русской музыки. Именно вокруг него в «Новой русской школе» объединились талантливейшие композиторы своего времени - Цезарь Антонович Кюи (знакомый с Балакиревым с 1856), Модест Петрович Мусоргский (с 1857), Николай Андреевич Римский-Корсаков (с 1861), Александр Порфирьевич Бородин (с 1862), а также А. С. Гуссаковский (с 1857, после 1862 отошёл от дел кружка) и Н. Н. Лодыженский (с 1866).

К кружку примыкали также музыкальные критики и общественные деятели А. Н. Серов и В. В. Стасов (оба с 1856 года, впрочем, уже к 1859 году отношения Балакирева и Кюи с Серовым были безнадёжно испорчены). Однако Балакирев не был преподавателем в обычном смысле слова. «Новая русская школа» представляла собой дружеский кружок, где Балакирев воспринимался как старший и более образованный товарищ. Не без юмора он писал о собраниях кружка, например, следующее: «Вся наша компания живёт, как и прежде. Мусоргский теперь имеет весёлый и гордый вид, они написали Allegro - и думает, что уже очень много им сделано для искусства вообще и русского в особенности. У меня теперь каждую среду бывает собрание всех русских композиторов, играются наши новые (буде кто сочинит) произведения и вообще хорошие вещи Бетховена , Глинки , Шумана, Шуберта и проч.» (письмо к А. П. Захарьиной от 31 декабря 1860 года, цит. по: М. А. Балакирев. Летопись жизни и творчества).

Проигрывание произведений (как своих, так и чужих) сопровождалось их детальным анализом. Стасов вспоминал, что на собраниях кружка «все толпой собирались около фортепиано, где аккомпанировал либо М. А. Балакирев, либо Мусоргский как самые сильные фортепианисты кружка и тут шла тотчас же проба, критика, взвешивание достоинств и недостатков, нападение и защита».

Каждый вновь приходящий в кружок молодой человек чувствовал на себе непреодолимое обаяние личности Балакирева и его удивительную способность возжигать в людях огонь вдохновения. Римский-Корсаков вспоминал, что «С первой встречи Балакирев произвёл на меня громадное впечатление. Он требовал, чтобы я принялся за сочинение симфонии. Я был в восторге». Мусоргский писал Балакиреву: «Вы меня славно умели толкать во время дремоты». А Е. С. Бородина говорила, что «Плоды только что сложившегося знакомства (Бородина) с Балакиревым сказались баснословным по силе и скорости образом. Уже в декабре он играл мне почти целиком первое Allegro своей симфонии Es-dur».

Но не все было безоблачно. Уже очень скоро члены кружка осознали деспотизм своего старшего друга, его непреклонное убеждение в своей безусловной правоте и его стремление активно участвовать во всех деталях их творческого процесса. Он говорил Римскому-Корсакову: «Вы можете верить в мою критическую способность и в способность музыкального понимания, но пусть мои мнения не будут для Вас непреложны».

Однако вмешательство Балакирева буквально в каждый такт, в каждую ноту едва рождающихся сочинений молодых композиторов постепенно становилось для них тягостным. В 1861 году Мусоргский писал Балакиреву: «Насчёт того, что я вязну, и меня приходится вытаскивать, скажу одно - если талант есть - не увязну. Пора перестать видеть во мне ребёнка, которого надо водить, чтобы он не упал».

К концу 1860-х годов кружок постепенно начал распадаться - птенцы оперились и постепенно все дальше вылетали из гнезда. Балакирев становился одиноким, наступал творческий кризис. Впоследствии у него были и другие ученики, но лишь спустя долгие годы, в 1884 году, состоялось его знакомство с Сергеем Михайловичем Ляпуновым, который стал единственным до конца преданным и верным ему учеником, продолжившим в своём творчестве традиции музыки Балакирева.

Огромное значение в жизни Балакирева имела его исполнительская деятельность, которой он занимался с юности до последних лет своей жизни. Познакомившись с четырёхлетнего возраста с возможностями фортепиано, к восемнадцатилетнему возрасту он был уже сложившимся пианистом-виртуозом, «пианисты, какие наезжали в Казань - Сеймур Шиф и Антон Контский, - обходились с ним как с коллегой».

В письме к Ростиславу, опубликованному в «Северной пчеле» (№ 290), А. Д. Улыбышев рекомендовал Балакирева как виртуоза: «Ему стоит прослушать один раз большую пьесу, исполненную оркестром, чтоб передать ее без нот во всей точности на фортепиано. Читает он всякую музыку и, аккомпанируя пению, переводит тотчас арию или дуэт в другой тон, какой угодно».

Во второй половине жизни Балакирев был признан как пианист не только в России, но и за рубежом, в частности, в Польше. В 1894 году там состоялся его последний публичный концерт, посвящённый горячо любимому им композитору - Шопену, в связи с открытием памятника ему. Это было время, когда политические отношения России и Польши были обострены, и друзья отговаривали Балакирева от поездки туда. Его «пугали и тем, что зал будет пуст, и тем, что ему могут устроить демонстрацию как русскому, патриоту. Но Балакирев не испугался, поехал, и концерт состоялся. Вся польская Варшава была в Желязовой Воле. Балакирев никогда без волнения не может говорить об этом. Это был его последний выход перед публикой, больше он уже никогда не играл».

Дирижёрскую палочку Балакирев взял в руки также с юного возраста. Уже в 15 лет он дебютировал с Восьмой симфонией Бетховена в концерте в Нижнем Новгороде, заменяя своего уехавшего учителя Карла Эйзриха. Впрочем, как он вспоминал впоследствии, в то время «Он не знал даже, в каком направлении указываются палочкой доли такта».

В дальнейшем он стал крупным, признанным дирижёром. После основания в 1862 году Бесплатной музыкальной школы (БМШ) он дирижировал концертами её и в её пользу (с 1863 года). В 1866-1867 годах Балакирев был приглашён в Прагу для постановки опер Глинки. Дело не обходилось без недоразумений, в письме к Л. И. Шестаковой он возмущённо писал, что «Здешние мерзкие дирижёришки вздумали куда-то было затерять клавир «Руслана», хорошо, что я, к удивлению всех, на память аккомпанировал всю оперу».

В 1868 году дирекция Русского музыкального общества поручила ему управление своими концертами (всего 10концертов). Со следующего сезона Балакирев увеличил число концертов Бесплатной музыкальной школы, но долго конкурировать с Русским музыкальным обществом не смог. Через год его заменили Э. Ф. Направником, и это вызвало большой резонанс в печати, в частности, была опубликована статья П. И. Чайковского «Голос из московского музыкального мира» с выражением протеста по этому поводу. Это событие стало одной из причин жестокого кризиса, постигшего композитора в 1870-е годы.

В 1872 году последний из объявленных концертов РМО уже не мог состояться. Огорчённый Балакирев в 1874 году оставил и Бесплатную музыкальную школу. Директором её был избран Римский-Корсаков. Неудачи завершились не имевшим успеха концертом в Нижнем Новгороде. Удручённый Балакирев был близок к самоубийству. Нуждаясь в средствах не только для себя, но и для своих сестёр, оставшихся после смерти отца на его попечении, он поступил на службу в Магазинное Управление Варшавской железной дороги и стал снова давать уроки музыки. Он отдалился от своих музыкальных друзей, избегал общества, сделался нелюдимым, стал очень религиозным, принялся исполнять обряды, ранее им отрицаемые.

Позднее он вернулся к активной дирижёрской деятельности, в том числе за рубежом. В 1899 году Балакирев был приглашён в Берлин управлять симфоническим концертом из произведений Глинки в честь открытия мемориальной доски на доме, где тот умер. В дальнейшем по состоянию здоровья Балакирев отошёл от дирижёрской деятельности.

За жизнь Балакирев написал не так уж много произведений. Творческая неактивность композитора нередко вызывала удивление современников - ведь именно он стимулировал творческую энергию своих друзей, порицал их за леность, а сам создавал так мало. Однако причиной этому была вовсе не леность, а нечто другое. Балакирев был человеком, обладавшим требовательным и безупречным вкусом. В любой музыке он сразу ощущал находку или банальность, новизну или повторение старых штампов. От себя, равно как и от своих друзей, он требовал только нового, оригинального, индивидуального. В этом кроется секрет его чрезмерно детального вмешательства в творческий процесс своих соратников. Но к себе он был ничуть не менее требователен. Каждая написанная нота подвергалась жесточайшей критике авторского внутреннего слуха - и не всегда её проходила. В результате произведения могли создаваться десятилетиями. Наиболее яркий пример - Первая симфония. Ещё в 1860-е годы всех своих друзей он побуждал к созданию симфонии, считая её вершиной жанровой системы. Свою же собственную симфонию он начал в 1864 году, а закончил - в 1897 году.

Когда Глинка в конце своей жизни дал Балакиреву тему испанского марша для его будущей увертюры, тем самым он как бы назначил его своим преемником. Действительно, Балакирев унаследовал от своего старшего современника многое, и в частности колоссальную широту интересов и творческих замыслов, но его собственный путь был вполне самобытным. Одним из важнейших принципов творчества Балакирева было не повторение - ни музыки других композиторов, ни себя самого. Каждое его сочинение было уникальным.

Балакирев был единственным композитором «Могучей кучки», так и не написавшим оперы. Замысел оперного произведения под названием «Жар-птица» так и не был осуществлён. Единственное произведение Балакирева для театра – музыка к трагедии Шекспира «Король Лир», которая включает в себя увертюру, симфонические антракты и другие номера для оркестра. В целом, наиболее крупными созданиями Балакирева стали произведения для симфонического оркестра. Кроме двух симфоний, сюда входят различные увертюры: на тему испанского марша, данного автору Глинкой (1857 г., 2-я редакция 1886 г.), на темы трёх русских песен (1858 г., 2-я редакция 1881 г.), Чешская увертюра (написанная под впечатлением от поездки в Прагу, 1867 г., 2-я редакция 1905 г.). Здесь же находятся симфонические поэмы «Русь» (первоначально музыкальная картина «1000 лет», 1864 г., 2-я редакция 1887 г., 1907 г.), «Тамара» (1882) и Сюита в трёх частях (1901-1909 гг., завершена С. М. Ляпуновым).

Как концертирующий пианист он сочинял много произведений с участием фортепиано. Из них два фортепианных концерта (1-й 1855 г., 2-й 1862-1910 гг., окончен С. М. Ляпуновым), Октет (1856), а также просто фортепианных – среди них фантазия «Исламей» (как и «Тамара», связанный с впечатлениями от поездок в 1860-е годы на Кавказ, 1869 г.), соната (1905), множество фортепианных миниатюр, транскрипций и переложений вокальной и симфонической музыки и т.д.

С работой Балакирева в Придворной певческой капелле было связано создание хоровой музыки - переложений для хора а capella романсов Глинки и мазурки Шопена. Кроме того, на протяжении жизни Балакирев создал немало романсов для голоса с фортепиано или с оркестром («Грузинская песня», 1863).

Большой вклад Балакирев сделал в историю собирания и записи народных песен. После поездки по Волге, специально предпринятой для записи народных песен, Балакирев опубликовал сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепиано» (1866), имевший большой общественный резонанс. Позднее композитору предложили участвовать в составе комиссии по составлению и изданию русских народных песен, собранных экспедициями Русского географического общества. Результатом этой работы стало издание сборника «30 русских народных песен для фортепиано в 4 руки» (1898). В своём творчестве Балакирев часто обращался к подлинным русским напевам, и этим он продолжал в музыке традиции, заложенные «Камаринской» Глинки.

Особое значение в творческой деятельности Балакирева имела его редакторская работа. Начиная с 1860-х годов, она сопровождала Балакирева на протяжении всего творческого пути. Вероятно, если сравнить количество редакторских и авторских работ композитора, то первых будет едва ли не больше. Здесь и работа с только нарождающейся музыкой близких друзей-учеников (Кюи, Ляпунов и т.д.), и редакции произведений композиторов, уже ушедших из жизни (как, например, Берлиоз и Шопен). Сюда входят и простые переложения симфонических произведений для фортепиано (в 2 или 4 руки), и творческие переосмысления уже существующих произведений других авторов (сюда входят различные фортепианные транскрипции, концертные обработки и прочие).

Ещё в 1877 году сестра М. И. Глинки Л. И. Шестакова просила Балакирева заняться редактированием и изданием на её средства оперных партитур Глинки. К концу 1878 года вышла партитура оперы «Руслан и Людмила», а в 1881 году - «Жизнь за царя» под редакцией М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова . Одновременно он занимался редакциями и корректурами других сочинений Глинки, выходивших в различных издательствах. Своё логическое завершение работа с музыкой Глинки получила в конце жизни Балакирева - с 1902 года он активно участвовал в редакции и издании Полного собрания сочинений Глинки. Что же касается Шопена, то работа с его музыкой осталась в тени, однако она ничуть не менее важна.

Малоизвестно, что именно Балакирев стал редактором первого в мире Собрания сочинений Шопена, вышедшего в России в издании Стелловского в 1861-1864 годы. В дальнейшем он также работал над редакциями различных сочинений Шопена и увенчал свою творческую биографию двумя масштабными работами, связанными с творчеством Шопена - переинструментовкой Первого фортепианного концерта в 1909, и оркестровой Сюитой из его же произведений в 1910 году.

Последний период Балакирев был окружён музыкальной молодёжью, но самым дорогим для него человеком в эти годы стал С. Ляпунов. Согласно его воле Ляпунов завершил ряд не законченных композитором произведений, в том числе концерт ми-бемоль мажор. Умер Балакирев 16 мая 1910 года.

Похоронен Балакирев на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Балакирев М. А.

Милий Алексеевич (21 XII 1836 (2 I 1837), Нижний Новгород, ныне Горький - 16 (29) V 1910, Петербург) - рус. композитор, пианист, дирижёр, муз.-обществ. деятель. Игре на фп. обучался под рук. матери, неск. уроков взял у А. И. Дюбюка и К. К. Эйзриха. Муз. развитию Б. способствовало сближение с А. Д. Улыбышевым, в доме к-рого Б. знакомился с муз. лит-рой, в том числе с сочинениями М. И. Глинки, Ф. Шопена. На муз. вечерах, устраивавшихся Улыбышевым, начались выступления Б. как пианиста и дирижёра. В 1853-55 жил в Казани, состоял вольнослушателем математич. ф-та Казанского ун-та, продолжал концертировать, давал фп. уроки.

Важное событие в жизни Б. - переезд в Петербург (кон. 1855) и встреча с М. И. Глинкой, последователем к-рого он становится. В 1856 Б. дебютировал в Петербурге как пианист и композитор (исполнил концерт для фп. с оркестром). В 1856-62 завязывается дружба Б. с Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым, А. П. Бородиным и критиком В. В. Стасовым, оказавшим заметное влияние на формирование идейно-эстетич. позиций В., познакомившим его с революционно-демократич. лит-рой. В нач. 60-х гг. 19 в. под рук. Б. сформировался муз. кружок, известный под назв. "Новая рус. муз. школа", Балакиревский кружок, "Могучая кучка". Благодаря целеустремленности и художеств. инициативе, творч. и исполнительскому опыту, Б. пользовался большим авторитетом у членов кружка.
В 50-60-е гг. Б. созданы "Увертюра на тему испанского марша" (1857), "Увертюра на темы трёх русских песен" (1858), музыка к трагедии У. Шекспира "Король Лир" (1858-61), увертюра "1000 лет" (1864), романсы, фп. пьесы. Эти произв. развивают традиции Глинки, особенно его симф. музыки. В 1862 Б. совм. с Г. Я. Ломакиным организовал Бесплатную музыкальную школу (БМШ), ставшую очагом массового муз. образования и просвещения. Б. учредил постоянные концерта БМШ, в к-рых пропагандировал сочинения рус. (особенно молодых) композиторов глинкинского направления и зарубежных композиторов-романтиков (Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Шумана). Во 2-й пол. 60-х гг. Б. по приглашению чеш. музыкантов посетил Прагу, руководил постановкой оперы "Руслан и Людмила", дирижировал оперой "Жизнь за царя" (1867). В 1867-69 был гл. дирижёром РМО, изменив прежний консервативный характер его конц. программ.
Расцвет муз. деятельности Б. связан с 60-ми гг. В 70-е гг. он пережил длительный душевный кризис, вызванный рядом неудач в его муз.-обществ. деятельности и в личной жизни. Б. отходит от БМШ, перестаёт сочинять, выступать как исполнитель, порывает дружеские связи с членами кружка. Одновременно сближается с церковными кругами Петербурга, проявляет несвойственную ему ранее религиозность.
В нач. 80-х гг. Б. возвращается к муз. деятельности, к-рая, однако, утратила прежний размах и боевой "шестидесятнический" характер. В 1881-1908 он вновь возглавлял БМШ, одновременно (1883-94) состоял директором Придв. певч. капеллы. Принимал участие в муз.-обществ. жизни: содействовал увековечению памяти Глинки (открытие памятника в Смоленске, 1885) и Шопена (открытие памятника в Желязова-Воле, 1894). Выступления Б.-пианиста приобрели камерный характер (играл лишь на частных муз. вечерах). Ближайшим другом и последователем Б. стал С. М. Ляпунов. В 1880-1900 Б. создал симф. поэму "Тамара" (ок. 1882, начата в 60-е гг.), 2 симфонии (1-я - 1897, начата в 60-е гг.; 2-я - 1908), мн. романсов, фп. произв., "Кантату памяти Глинки" (1904, исп. в 1906, написана к открытию памятника Глинке в Петербурге). В эти годы он занимался переработкой и редактированием большинства своих крупных сочинений раннего периода. Его новые произв. свидетельствовали о росте композиторского мастерства, но в то же время и о нек-ром угасании таланта.
Важнейшая черта творчества Б. - яркая нац. характерность. Нар. образы (бытовые или эпические), картины рус. жизни, природы проходят через большинство его произв. Композитора отличает также традиционный для рус. музыки интерес к теме Востока (точнее Кавказа) и нар. муз. культурам др. стран (польской, чешской, испанской). Б. постоянно изучал муз. фольклор, особенно русский. Богатый материал дала Б. поездка по Волге, предпринятая в 1860 с целью записи нар. песен, результатом её явился сб. "40 русских народных песен для голоса с фп." (напечатан в 1866) - первый классич. образец этого рода в истории рус. муз. фольклористики. 2-й сб. - "30 русских народных песен для фп. в 4 руки" (1898) создан на материале, собранном песенными экспедициями Рус. географич. об-ва. С увлечённостью фольклором связано обилие в произв. Б. подлинных нар. мелодий и близких к ним авторских тем жанрово-песенного или танц. характера. Напр., увертюры на рус. нар. темы, симфонии (особенно 1-я), вок. сочинения. Поездки на Кавказ, знакомство с его фольклором вызвали к жизни красочные вост. муз. образы (поэма "Тамара", фп. фантазия "Исламей", "Грузинская песня" и др.). И в этом Б. продолжил творч. принципы Глинки.
Б.-лирику свойственно воплощение контрастных эмоций: пылкая страстность, горячность сменяются ленивой истомой, спокойной мечтательностью. В поздних сочинениях преобладают сдержанно-лирич. созерцательные настроения, связанные с философским восприятием природы или с воспоминаниями о прошлом.
Осн. сфера творчества Б. - инстр. музыка (симфоническая и фп.). Развивая вслед за Глинкой жанрово-нар. симфонизм (первое крупное сочинение этого рода - "Увертюра на темы трёх русских песен"), Б. стремился к обогащению жанра увертюры эпич. элементами (использование былинных напевов, мелодики древнего характера, окаймление центр., подвижных по темпу жанрово-бытовых разделов медленными эпизодами эпич. склада). Он обращался преим. к историческим сюжетам, стремясь воссоздать величавый образ народа. Такова его вторая рус. увертюра - "1000 лет" (написана к открытию в Новгороде памятника "Тысячелетие России"; во 2-й ред. - симф. поэма "Русь"), в лит. программе к-рой автор писал о своём намерении запечатлеть в музыке поэмы нек-рые моменты рус. истории (Русь языческая, московская, казацкая).
С именем Б. связано рождение жанра рус. эпич. симфонии. В 60-х гг. Б. начал работать над 1-й симфонией. Одновременно он принимал участие в создании симфоний Бородина и Римского-Корсакова. Принципы рус. эпич. симфонии вырабатывались в совм. творч. исканиях этих композиторов.
Б. работал преим. в области программного симфонизма. Лучший образец симф. поэмы Б. - "Тамара" (по одноим. стихотворению М. Ю. Лермонтова, посв. Ф. Листу). Построенная на оригинальном муз. материале изобразит.-пейзажного и нар.-танц. характера, "Тамара" стилистически родственна программным симф, поэмам Ф. Листа - создателя этого жанра. В то же время она связана с творчеством Глинки ("Восточные танцы" из оперы "Руслан и Людмила"). В "Тамаре" отчётливо проявились индивидуальные черты симф. стиля Б.: яркость звукописного и нац.-характерного (кавказского) колорита, свободное сопоставление разнохарактерных и красочных муз. картин (ночное Дарьяльское ущелье, празднество в замке Тамары, утренний горный пейзаж). Др. тип программного симфонизма Б. - музыка к трагедии Шекспира "Король Лир". (Первым классич. произв. этого рода в рус. музыке был "Князь Холмский" Глинки.) Это сочинение Б. открыло шекспировскую тему в творчестве рус. композиторов (произв. П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева на сюжеты Шекспира).
Б. - один из первых рус. композиторов, широко использовавший в фп. музыке крупные концертно-виртуозные формы. Среди его фп. произв. выделяется вост. фантазия "Исламей" (1869), отличающаяся оригинальным тематич. материалом (подлинные вост. темы), широтой и симфоничностыо замысла, сочетанием европ. конц. стиля со специфич. чертами вост. инстр. колорита. Эта виртуозная блестящая пьеса - важнейшая веха в развитии рус. пианизма. Характерно также обращение Б. к жанрам рвмантич. фп. музыки (мазурки, вальсы, ноктюрны, скерцо), свидетельствующее о близости к Ф. Шопену. значит. часть фп. наследия Б. составляют транскрипции и переложения (для фп. в 2 и 4 руки) произв. др. композиторов (М. И. Глинки, В. Ф. Одоевского, Л. Бетховена, Г. Берлиоза).
Камерно-вок. сочинения Б. - своего рода связующее звено между рус. романсом Глинки, Даргомыжского и рус. вок. лирикой 2-й пол. 19 в. Свежестью и новизной отличаются романсы раннего периода. Нек-рые из них - фантастико-пейзажная "Песня золотой рыбки", лирические "Исступление", "Приди ко мне", "восточные" романсы ("Песня Селима", "Грузинская песня") - являются первыми образцами этого типа в вок. музыке композиторов Балакиревского кружка. Лучшие романсы Б. написаны на тексты М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, А. А. Фета, А. К. Толстого, А. М. Жемчужникова.
Произв. Б. нередко содержат стилистич. противоречия: оригинальность муз.-поэтич. замысла и богатство муз. фантазии сочетаются в них с рыхлостью и недостаточной цельностью формы (преим. крупной). В этом проявились как индивидуальные свойства дарования композитора, так и особенности его творч. процесса - длит. перерывы в работе, вследствие чего Б. приходилось заново "вживаться" в произв. С этим связана также двойственность историч. судьбы его творчества: Б. вначале шёл впереди своих товарищей по кружку, уверенно намечал пути развития рус. музыки после Глинки, но по сравнению с другими представителями "Могучей кучки" достижения Б. оказались более скромными, тем более, что его капитальные произведения появились после симфоний Бородина и программных симф. сочинений Римского-Корсакова. Однако это не умаляет значения Б. как вождя "Новой рус. муз. школы", как автора произв., вошедших в рус. муз. классику 19 в.
Основные даты жизни и деятельности
1836. - 21 XII. В семье служащего нижегор. Соляного правления А. К. Балакирева родился сын Милий. 1844. - Занятия с матерью Елизаветой Ивановной (фп.).
1846. - Поездка с матерью в Москву, 10 уроков у А. И. Дюбюка, "от к-рого впервые усвоил себе правильные приёмы фп. игры" (Автобиография). - Поступление в Нижегор. губернскую гимназию.
1851. - Продолжение ранее начатых занятий с К. К. Эйзрихом. - Знакомство с произв. Ф. Шопена. - Первая встреча с комп. и пианистом И. Ф. Ласковским. - Начало выступлений на муз. вечерах А. Д. Улыбышева (в качестве пианиста, потом и дирижёра).
1852. - Первые композиторские опыты.
1853. - Окончание Александровского дворянского ин-та. - Переезд в Казань, зачисление вольнослушателем Казанского ун-та на физ.-математич. ф-т. - Продолжение композиторской и исполнительской деятельности.
1855. - XII. Приезд в Петербург. - Знакомство с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, позднее - с А. Н. Серовым. Отзыв Глинки: "Балакирев очень дельный музыкант".
1856. - Знакомство с Ц. А. Кюи, В. В. Стасовым, а также с С. Монюшко. - 12 II. Первое выступление в Петербурге (исп. 1-ю часть своего концерта для фп. с орк. на муз. утреннике Петерб. ун-та, дирижёр К. Б. Шуберт).
1857. - Знакомство с М. П. Мусоргским.
1858. - Появление в печати сочинений Б. (романсов), а также фп. произв. И. Ф. Ласковского в ред. Б. - Поездка в Москву, замысел "Симфонии в честь Кремля". - 21 XII.
Исп. "Увертюры на темы трёх русских песен".
1859. - Знакомство с Т. Г. Шевченко, H. P. Щербиной. - 15 XI. Исп. увертюры "Король Лир" на концерте Петерб. ун-та.
1860. - Знакомство с Л. А. Меем, И. С. Тургеневым. - VI-VII. Поездка вместе с Н. Ф. Щербиной и Н. А. Новосельским по Волге (от Н. Новгорода до Астрахани), запись нар. песен.
1861. - Замыслы (неосуществл.) крупных сочинений (Реквием, 2-я симфония "Мцыри", "Русская симфония"). - Знакомство с H. A. Римским-Корсаковым.
1862. - Организация и открытие (при участии Б.) Бесплатной муз. школы (БМШ). - VI-VIII. Поездка на Кавказ. - XI. Знакомство с А. П. Бородиным. - Окончательное сформирование Балакиревского кружка.
1863. - Выступление Б. как дирижёра в первом концерте БМШ. - VI-IX. Вторая поездка на Кавказ, запись нар. музыки.
1864. - Замысел (неосуществл.) оперы "Жар-птица".
1866. - Поездка в Прагу. Встречи с представителями чеш. интеллигенции (Б. Сметана и др.). Знакомство с нар. музыкой.
1867. - Второе посещение Праги. - 4 II. Исп. в Пражском т-ре под упр. Б. оперы Глинки "Руслан и Людмила". - 29 I. Б. дирижировал оперой Глинки "Жизнь за царя". - X. Начало дирижёрской деятельности в РМО. - XI. Знакомство с Г. Берлиозом.
1868 - Знакомство с П. И. Чайковским, Н. Г. Рубинштейном. - VI-XI. Третья поездка на Кавказ.
1869 - IV. Б. отстранён от руководства концертами РМО. - XI. Исп. Н. Г. Рубинштейном фантазии "Исламей" в концерте БМШ.
1870. - Знакомство с Т. И. Филипповым, поэтами А. М. и В. М. Жемчужниковыми.
1872. - Прекращение концертов БМШ. - Поступление на службу в Магазинное управление Варшавской ж. д.
1873. - I. Зачисление на должность инспектора музыки в жен. Мариинский ин-т. - XII. Уход из БМШ (преемником Б. стал Н. А. Римский-Корсаков).
1875. - Уход из Мариинского ин-та, зачисление на должность инспектора муз. классов жен. уч-ща св. Елены.
1876. - Постепенное возвращение к муз. деятельности.
1877. - Редактирование оперных партитур Глинки (совм. с Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Лядовым).
1881. - Возвращение в БМШ. - Начало работы по редактированию своих ранее написанных сочинений.
1882. - Возобновление концертов БМШ под упр. Б. (17 III впервые исп. 1-я симфония Глазунова). - XII. Выступление в концерте из произв. Глинки в пользу сооружения памятника ему в Смоленске.
1883. - 3 II. Уход с должности инспектора муз. классов при жен. уч-ще св. Елены. - Назначение Б. управляющим Придв. певч. капеллой. - III. Исп. под. упр. Б. симф. поэмы "Тамара" (в концерте БМШ). - IX. Участие в торжествах, связанных с закладкой памятника Глинке в Смоленске.
1884. - Знакомство с С. М. Ляпуновым. - Переписка Б. и Ф. Листа в связи с посвящением Листу поэмы "Тамара". - II. Присуждение Б. Глинкинской пр. за "Увертюру на темы трёх русских песен".
1885. - V. Концерт под упр. Б. в Смоленске в честь открытия памятника Глинке.
1887. - Муз. вечера у Б. с новым составом посетителей (Ляпунов, ученики Придв. певч. капеллы и др.). - Начало постоянных выступлений Б. на муз. вечерах в доме А. Н. Пыпина. - III. Юбилейный концерт БМШ. - Назначение Б. пожизненной пенсии (в день 25-летия БМШ).
1889. - IX. Первое исп. произв. Б. за рубежом ("Увертюра на темы трёх русских песен", дирижёр. H. A. Римский-Корсаков, Париж).
1890. - Начало переписки с франц. муз. критиком и комп. Л. А. Бурго-Дюкудре, получившим от Б. нар. темы, записанные на Кавказе.
1891. - IX. Поездка в Польшу. Посещение Желязова-Воли.
1894. - Участие в торжествах в Желязова-Воле, посв. открытию памятника Шопену (по инициативе Б.). - X. Выступление в концерте (Варшава). - 20 XII. Увольнение со службы в Придв. певч. капелле, выход на пенсию. - Первое исп. в Париже симф. поэмы "Тамара" (дирижёр Ш. Ламурё).
1897. - Выход из печати книги Б. Каленского "Бедржих Сметана и Милий Балакирев, их значение для развития славянской музыки, их личные и художественные связи" (Прага, 1897).
1898. - Чествование Б. в связи с 30-летием БМШ. - III. Б. вошёл в состав комиссии по составлению и изданию рус. нар. песен, собранных экспедициями Рус. географич. об-ва. - 11 IV. Исп. в концерте БМШ под упр. Б. его 1-й симфонии.
1899. - Концерт под упр. Б. в Берлине по случаю открытия мемориальной доски на доме, в к-ром умер Глинка.
1900. - Редактирование партитуры "Те Deum" Берлиоза.
1902. - Начало редактирования собр. соч. Глинки (совм. с С. М. Ляпуновым).
1904. - Прекращение публичных выступлений.
1906. - Исп. кантаты Б. на торжествах, посв. открытию памятника Глинке в Петербурге.
1908. - Отказ от руководства БМШ (преемником Б. стал С. М. Ляпунов). - Редактирование сочинений Ф. Шопена.
1910. - 16 V. Смерть Б. в Петербурге.
Сочинения : для хора с орк. - Кантата памяти Глинки (1904); для орк. - 2 симфонии (C-dur, 1864-97; d-moll, 1907-08), Увертюра на тему испанского марша (d-moll, 1857, 2-я ред. - Испанская увертюра, 1886), Увертюра на темы трёх русских песен (h-moll, 1858, 2-я ред. - 1881), муз. картина 1000 лет (вторая увертюра на рус. темы, Des-dur, 1863-64, 2-я ред. - симф. поэма Русь, 1887, ред. 1907), Чешская увертюра (Fis-dur, 1867, 2-я ред. - симф. поэма В Чехии, 1905), симф. поэма Тамара (1882), Сюита в 3-х частях (h-moll, Prйambule, Quasi Valse, Тарантелла, 1901-09, окончена С. M. Ляпуновым), музыка к трагедии Шекспира "Король Лир" (увертюра, Шествие, антракты, 1858-61, 2-я ред. - полная партитура, включающая 2 варианта Шествия, Сон Кента, интерлюдию, воен. музыку, симф. картину битвы, мелодраму, трубные и барабанные сигналы, 1905); для фп. с орк. - концерт No 1 (fis-moll, I ч., 1855, партитура изд. M., 1952), концерт No 2 (Es-dur, 1861-62, 1909-10, окончен С. М. Ляпуновым), Большая фантазия на русские национальные напевы, op. 4 (Des-dur, 1852, изд., М., 1954); камерные ансамбли - октет для флейты, гобоя, валторны, скр., альта, влч., к-баса, фп., ор. 3 (c-moll, 1850-56, партитура изд. М., 1959); для фп. в 2 руки - фантазия Исламей (1869), 1-я соната (b-moll, 1856-57), соната (b-moll, 1905), сонатина (C-dur, 1909), 3 скерцо, 7 мазурок, 3 ноктюрна, 7 вальсов, разные пьесы (в т. ч. Полька, В саду, Думка и др.), М. А. Балакирев, Полн. собр. соч. для фп. в 3 тт. под ред. К. С. Сорокина, М., 1952; для фп. в 4 руки - 30 русских народных песен (обр. 30 песен русского народа для одного голоса с сопровождением фп. из собранных в 1886 г. Г. О. Дютшем и P. М. Истоминым, гармонизовал Милий Балакирев, 1898), Сюита в 3 ч. (Полонез, Песенка без слов, Скерцо, 1909), На Волге (1868, изд., М., 1948); соч. на темы др. композиторов - Воспоминание об опере "Жизнь за царя" М. Глинки. Фантазия, 1899 (1-я ред. - Фантазия для фп. на мотивы из оперы "Жизнь за царя" М. Глинки, 1854-56), экспромт на темы 2-х прелюдий Шопена (es-moll и h-moll), Испанская серенада на темы, записанные Глинкой (1856); транскрипции и перелож. для фп. в 2 руки - Глинка (Жаворонок, Арагонская хота, Камаринская, Не говори), П. Запольский (Грёзы), А. С. Танеев (2 вальса-каприса), Г. Берлиоз (увертюра "Бегство в Египет": 2-я ч. оратории "Детство Христа"), Л. Бетховен (каватина из струн. квартета, B-dur, op. 130; Аллегретто из струн. квартета, ор. 59 No 2), Ф. Шопен (Романс из 1-го концерта, ор. 11); в 4 руки - Г. Берлиоз (Гарольд в Италии), А. Ф. Львов (увертюра к опере "Ундина"); для 2 фп. в 4 руки - Глинка (Князь Холмский, Ночь в Мадриде), Л. Бетховен (квартет f-moll, op. 95); для голоса с фп. - 20 романсов (1857-65), 10 романсов (1895-96), романсы (1903-04), 3 забытых романса (Ты пленительной неги полна, Звено, Испанская песня, 1855, изд. 1908), Два посмертных романса (Заря, Утёс; 1909); М. Балакирев. Романсы и песни. Ред. и вступ. ст. Г. Л. Киселёва, М., 1937; Сборник русских песен (40) (1865, изд. 1866); перелож. для голоса с орк. - Даргомыжский (Паладин, О, дева-роза), Глинка (Ночной смотр, О, дева чудная моя), собств. произв. (Грузинская песня, Запевка, Сон); для хора a cappella - Гимн в честь св. вел. кн. Владимирского Георгия Всеволодовича, основателя Н. Новгорода, сочинённый по случаю празднования нижегородцами семисотлетия годовщины его рождения (1189-1889), духовно-муз. перелож. и соч. (М., 1900) и др.; перелож. для хора a cappella - Глинка (Венецианская ночь, Колыбельная песня), Шопен (мазурки, ор. 6, No 4; op. 41, No 4); инструментовка соч. др. композиторов - Н. В. Щербачёв (две пьесы для фп.: Две идиллии...(имя Б. в изд. не указано)), А. Львов (увертюра к опере "Ундина"), Глинка (Первоначальная полька), Шопен (концерт e-moll, Сюита из соч. Шопена); редакции соч. др. авторов, в т. ч. опер и симф. произв. М. И. Глинки, фп. соч. И. Ф. Ласковского, сонат Ф. Шопена, нек-рых оригин. произв. и транскрипций Ф. Листа, Те Deum Г. Берлиоза, произв. К. Таузига. Литературные сочинения : Автобиографическая заметка М. А. Балакирева (из его писем к Н. Финдейзену 1903 и 1907 гг.), "РМГ", 1910, No 41; Юбилей Гензельта (за подписью - Валериан Горшков), "Новое время", 1888, 12 марта, No 4323. Письма: Письма M. А. Балакирева к А. П. Арсеньеву (1858-1862 гг.), "РМГ", 1910, No 41, 42; Переписка М. А. Балакирева с П. И. Чайковским, СПБ, (1912); Письма М. А. Балакирева к И. А. Покровскому, "РМГ", 1916, No 40, 44, 46, 49-52; Письма М. П. Мусоргского к М. А. Балакиреву, в кн.; Мусоргский М. П., Письма и документы, М.-Л., 1932; Письма М. А. Балакирева к Ц. А. Кюи, в кн.: Кюи Ц., Избр. письма, Л., 1955; Письма М. А. Балакирева к Б. Каленскому, в кн.: Из истории русско-чешских связей, М., 1955; Балакирев) М. A., Переписка с Н. Г. Рубинштейном и с М. П. Беляевым, М., 1956; Балакирев М. А., Переписка с нотоиздателем П. Юргенсоном, М., 1958; Письма М. А. Балакирева к А. П. Бородину, в кн.: Дианин С. A., Бородин. Жизнеописание, материалы и документы, М., 1960; Балакирев М. A., Воспоминания и письма, Л., 1962; Переписка. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым, в кн.: Римский-Корсаков Н., Лит. произведения и переписка, т. 5, М., 1963; Балакирев М. А. и Стасов В. В., Переписка, т. 1-2, М., 1970-71. Литература : Г. Т. (Тимофеев Г.), Очерк развития русского романса, М. А. Балакирев, "РМГ", 1895, No 4; его же, Балакирев в Праге. Из его переписки, "Современный мир", 1911, No 6; его же, М. А. Балакирев, "Русская мысль", 1912, No 6, 7; Финдейзен Н., Милий Алексеевич Балакирев, "РМГ", 1895, No 1; его же (Ник. Ф.), Забытый юбилей М. А. Балакирева (к 50-летию его артистич. деятельности, 1856-1906), "РМГ", 1906, No 17; Боборыкин П. Д., Русский музыкант (Памяти товарища), "Биржевые ведомости", веч. вып., 1910, 29 мая, No 11737; Ляпунов С., Милий Алексеевич Балакирев, "ЕИТ", 1910, вып. 7, 8; Шестакова Л. И., Из неизданных воспоминаний. Мои вечера, "РМГ", 1910, No 41; её же, Из неизданных воспоминаний о Новой русской школе, "РМГ", 1913, No 51-52; Чернов К., Милий Алексеевич Балакирев (по воспоминаниям и письмам), Музыкальная летопись. Статьи и материалы под ред. А. Н. Римского-Корсакова, сб. 3, Л.-М., 1925; Глебов И., (Асафьев Б. В.), Русская музыка от начала XIX столетия, М., 1930; его же. Их было трое...(Из эпохи общественного подъёма русской музыки 50-60-х годов прошлого столетия), в кн.: Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 3, М., 1954; его же, Русская музыка XIX и начала XX века, Л., 1968; Киселёв Г., М. А. Балакирев, М.-Л., 1938; Гозенпуд A., М. А. Балакирев (к сорокалетию со дня смерти), "СМ", 1950, No 6; Серов А. Н., Новоизданные музыкальные сочинения - Песни и романсы Балакирева, в кн.: Серов А. Н., Избр. статьи, т. 1, М.-Л., 1950; его же, Музыкальное утро в зале СПб. ун-та, там же, т. 2, М.-Л., 1957; Стасов В. В., Двадцать пять лет русского искусства. Наша музыка, в кн.: Стасов В. В., Избр. соч., т. 2, М., 1952; его же, Искусство XIX века, там же, т. 3, М., 1952; Чайковский П. И., Полн. собр. соч. - Литературные произведения и переписка, т. 2, М., 1953; Римский-Корсаков Н., Полн. собр. соч. - Литературные произведения и переписка, т. 1, М., 1955; Гиппиус Е. В., Сборники русских народных песен М. А. Балакирева, в изд.: Балакирев М., Русские народные песни, М., 1957; Кандинский A., Симфонические произведения Балакирева, М., 1960; М. А. Балакирев. Исследования. Статьи, Л., 1961; Алексеев А. Д., Русская фортепианная музыка. От истоков до вершин творчества, М., 1963; М. А. Балакирев. Летопись жизни и творчества (составители: А. С. Ляпунова и Э. Э. Язовицкая), Л., 1967; Kalienski В., Bedaick Smetana a Mily Balakirew, jich vyznam pro vevoi hudbi slovanske, jich osobni a umilacki stuky, Praha, 1897, его же, V Cechach. Symfonicka besen Milie Aleksejevice Balakirewa, "Samostatnost", (1906), No 53; Reiss Е., Lieder von Mili Balakirew, "Die redenden Kьnste", Jahrg. IV, 1897/98; Newmarch P., Mily Balakireff, "Sцmmelbцnde der internationalen Musikgesellschaft", Jahrg. IV, H. 1, 1902, Oktober - Dezember, S. 157-63; Calvocoressi M. D., Mili Balakirew, в кн.: Masters of Russian music, L., 1936; Garden E., Balakirew. A critical study of his life and music, N. Y., 1967. А. И. Кандинский.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .