Адам (библ. «красная глина»). Адам: человек, сотворенный из глины Адам из глины

Вы знали, что первый человек на земле был сотворен из глины?

Более того, всё сущее в этом мире взаимосвязано. Как известно, человек является частью сотворённой Всевышним Аллахом природы, поскольку он был сотворён из глины.

Это подтверждают и исследования учёных, которые заявляют, что вся жизнь на Земле возникла из глины – так же, как это и утверждал в течение тысячелетий , Библия и другие писания.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ

«Поистине, Мы создали человека [Адама] из квинтэссенции глины [из глины, взятой от всех земель] » (сура Аль-Муминун : 12).

Этот аят подтверждает, что люди были созданы из глины, потому что (мир ему) был первым человеком и отцом человечества, и утверждается, что он был создан именно из глины, а не произошёл от обезьяны, как утверждают некоторые псевдоучёные.

Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

الناس كلهم بنو آدم وآدم خلق من تراب

«Все люди – дети Адама, а Адам был сотворён из глины » (Абу Давуд , Тирмизи ).

Что касается мнения учёных, то теория, основанная на последних исследованиях, гласит, что глина по своей сути является комбинацией минералов в земле. Поэтому она является благоприятной средой для реакции молекул и химических веществ.

«В течение этого процесса химические вещества вступают в реакцию друг с другом и образуют белки, ДНК и, в конце концов, живые клетки », – сообщают учёные.

Биоинженеры факультета нанонаук Корнеллского университета в штате Нью-Йорк считают, что «глина, возможно, стала источником жизни на Земле ». Эта теория уже на протяжении тысячелетий существовала во многих культурах, хотя не была обоснована научными доводами.

Как сообщается в религиозных текстах, Бог создал первого человека из глины, а затем вдохнул в него жизнь. Даже Книга бытия гласит, что человек рождается из пыли (праха) и становится прахом, когда умирает. Учёные переводят слово «прах» с древнееврейского как «глина» или «земля».

В морской воде глина образует гидрогель – массу компонентов, один из которых выступает в роли каркаса, пустоты в котором заполнены низкомолекулярным растворителем.

Профессор Дэн Ло Корнелл сказал: «В начале геологической истории гидрогель глины способствовал условиям возникновения функции удержания биомолекул и биохимической реакции ».

«За миллиарды лет химикаты, заключенные в этих пространствах, возможно, вступали в сложные реакции, которые привели к формированию белков, ДНК и в конечном итоге всего, что делает возможной функционирование живой клетки ».

Выводы основаны на экспериментах исследователей, использующих синтетические гидрогели, ДНК, аминокислоты, ферменты и имитированное производство белка.

Эти исследования учёных и сделанные на их основе выводы ещё раз доказывают подлинность , который не претерпел искажений и рассматривается как источник достоверной информации.

Это также подтверждает, что Пророк Мухаммад ﷺ является истинным Посланником Аллаха, который был послан к народам, чтобы призывать их к истинной религии.

Абдула Абдулхамидов

Адам – первый человек на Земле, основатель рода человеческого. Бессмертное творение Бога посмело ослушаться создателя, за что ему пришлось обрести самостоятельность и окунуться в жестокую реальность жизни с ее болезнями, нелегким добыванием пропитания и смертью.

История появления

Адам есть и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе. В Ветхом Завете сотворение первого человека представлено в двух вариантах. Прародитель человеческого рода явился на свет по воле Бога, который создал его из земного праха, вдохнув «дыхание жизни» в ноздри. Другая интерпретация такого значимого события – Бог создал Адама и по своему образу и подобию для того, чтобы пара управляла всем живым на земле.

На долю героя выпали долгие годы жизни: судя по библейской хронологии, Адам увидел белый свет в 3760 году до нашей эры и прожил 930 лет. Возраст первого мужчины стал предметом споров у исследователей. Одни утверждают, что в те времена человеческое бытие тянулось столетиями. Другие уверены – возраст стоит считать в лунных месяцах. Тогда, если 10 лет принимать за один год, то Адам прожил всего 75 лет.

В Коране библейский сюжет повторяется, но с некоторыми изменениями. Мужчину Аллах сделал из глины, чтобы поставить своим наместником на земле. Информация о продолжительности жизни первого человека в исламе не указана.


В славянских апокрифах исследователи встречают другую историю сотворения первого мужчины. Бог «собирает» Адама из того, что оказалось под рукой. В ход идет горсть земли для создания тела, из моря образуется кровь, из солнца глаза, облака – это мысли, а ветер и огонь подарили дыхание и телесную теплоту.

Жизнь в Эдеме

И Бог, и Аллах поселили Адама в райский сад Эдем, утопающий в зелени фруктовых деревьев. Мужчине, назначенному хранителем и «садовником» чудесного места, разрешалось употреблять плоды любых растений, кроме одного – создатель строго настрого запретил прикасаться к фруктам Древа познания Добра и Зла. Адам знал, что ждет его страшная кара в виде смерти, если он ослушается отца.


Первый человек наслаждался благодатной жизнью в Эдеме, нежился под теплым солнцем и горя не знал. Однажды Бог привел к мужчине только что созданных животных, чтобы Адам смог дать им имена и выбрать равного помощника. Однако среди живности не оказалось существа, подобного человеку. Тогда Бог вынул у Адама ребро и сотворил Еву, которая отныне стала его женой. Супруги щеголяли по райскому саду абсолютно нагими, но в душе еще не ведали такого чувства как стыд.

Изгнание

Бок о бок с парочкой первых людей жил хитрый змей-искуситель, который долго убеждал Еву попробовать плод запретного дерева. Гад уверял, что смерть не грозит, наоборот, люди станут равными Богу и, наконец, познают добро и зло. В конце концов, женщина сдалась, а вслед за ней и Адам вкусил плод. Волшебство не заставило себя ждать – герои вдруг почувствовали стыд от наготы и поспешили спрятаться от взора отца.


Разгневавшийся Бог проклял змея, обрекая того навеки ползать и питаться прахом. Адам же вместе с супругой был изгнан из рая. В нагрузку к этому персонажи получили россыпь неприятных последствий: отныне женщина обречена рожать в муках, а мужчина ради пропитания должен ежедневно трудиться до семи потов.

Отобрал создатель у детей и еще один бонус – бессмертие. С тех пор людей преследовали старость и непременная гибель, которая возвращает прахом в землю, откуда и появился когда-то Адам. Но, отправляя в изгнание жителей Эдема, Бог хотя бы даровал им «кожаные одежды».


В исламской традиции в роли искусителя выступил джинн Иблис. И если в христианстве в ослушании Бога обвиняют женщину, то в Коране вина за содеянное ложится на плечи Адама. Кстати, в исламе отсутствует понятие первородного греха, а поступок мужчины – его личный выбор, последствия которого не затрагивают потомков.

Новая жизнь Адама наполнилась страданиями от болезней и тяжкого труда. Герой стал отцом , и Сифа. Последний отпрыск удостоился чести стать родоначальником современного человечества, потому как потомство старших братьев исчезло в эпоху Всемирного потопа.

В культуре

Литераторы и художники славятся любовью к этому персонажу и сюжету в целом, который подарил сразу несколько ярких символов, открывающих широкое поле для фантазии. Писатели и поэты с удовольствием используют в прямом и иносказательном смысле Эдем, запретный плод, Древо Жизни, змея-искусителя.

Запечатлеть на бумаге образ и интерпретировать судьбу Адама брались в «Божественной комедии», немецкий драматург Ганс Сакс в «Трагедии о сотворении Адама и изгнании его из рая» и германский поэт Фридрих Клопшток, заставивший первого земного человека в трагедии «Смерть Адама» покаяться в грехах перед Богом.


В 16 веке поэт и драматург из Нидерландов Йост Вондел удивил литературный мир необычным взглядом на грехопадение Адама: в драме «Адам в изгнании» ангел утешает эдемских изгоев, что теперь те обретут «рай внутренний», который таится в глубине души. А, пожалуй, самое знаменитое творение принадлежит перу Джона Мильтона – автор прославился поэмой «Потерянный Рай».

В русской литературе особняком стоит произведение «Моление», в котором писатель Даниил Заточник в тяжелой судьбе Адама винит Еву.

Над библейским сюжетом, где фигурирует Адам, представители художественных и литературных кругов вволю поглумились, создав антирелигиозные произведения с юмористическим оттенком. Позволить себе богохульство смог Жан Эффель, представив публике забавный сборник рисунков «Адам познает мир». Жанр сатиры выбрал и для создания рассказов под общим названием «Дневники Адама».

Изобразительное искусство тоже гордится копилкой полотен на тему Адамовых страданий и жизни в Эдеме. Художники в основном выбирают четыре иконографические сцены – это сотворение Адама и Евы по отдельности, грехопадение персонажей и изгнание из рая.


Любопытными картинами считаются работы итальянского живописца Мазаччо и немецкого графика . А самым известным полотном стала фреска великого «Сотворение Адама», которая украшает потолок Сикстинской капеллы. На картине изображен лежащий на изумрудной скале прародитель человеческого рода, в котором постепенно пробуждается жизнь.

Восхищает ценителей искусства богатое скульптурное наследие. Фонтан «Адам» входит в дворцово-парковый ансамбль Петергофа. Датчанин Карл Боннесен подарил миру композицию «Адам и Ева оплакивают смерть Авеля». Широко известен и шедевр с библейскими героями в исполнении немца Иоганна Готфрида Шадова.


Современные художники тоже не остаются в стороне. В 2013 году около ЗАГСа города Краматорск (Донецкая область) выросла скульптура, посвященная Адаму и Еве. Автор стального памятника - художник Вячеслав Гутыря. Изваяние прародителей человечества весом 700 кг появилось накануне Дня семьи.

Экранизации

Адам также попал в круг интересов зубров киноиндустрии. На счету персонажа – пара нашумевших экранизаций:

«Библия» (1966)

Режиссер Джон Хьюстон позаимствовал для фильма сюжеты из Книги Бытия. За основу взяты события жизни первых людей на Земле, вехи судьбы Авраама и рассказы о Ноевом ковчеге.

В ленту включены «короткометражки» о Содоме и Гоморре и Вавилонской башне. Адама играет Майкл Паркс, а его отпрысков (Каин) и Франко Неро (Авель).

«Ной» (2014)

Эпическая кинолента, созданная с в главной роли (актер играет ), повествует о важном для планеты событии – Всемирном потопе. В картине нашлось место и для Адама, в образ которого перевоплотился Адам М. Гриффит.


Фильм вызвал гнев у исламского сообщества за неправдивость изложения религиозных учений, поэтому его запретили в Малайзии, Индонезии, Пакистане и даже Китае. Зато в России постановка вызвала зрительский восторг – в первые выходные киноманы отдали за просмотр на большом экране 600 млн. рублей.

  • В различных учениях представлены собственные варианты сотворения Адама. Некоторые очень любопытны, например, в религии мандеев сначала появилось безжизненное тело человека и только потом из мира Света принесли душу. В гностическом представлении Адама-андрогина разделили на две половинки – мужскую и женскую.
  • В исламе Адам – не просто первый человек. Мужчина возглавляет плеяду пророков Аллаха.
  • По поводу происхождения имени ходят легенды. Так, считается, что слово Адам представляет собой аббревиатуру четырех сторон света. Получается, что мужчина – настоящий космополит.
  • По преданию, тело Адама похоронено на горе Голгофа, где позднее распяли .

Когда Всевышний пожелал сделать Адама (мир ему) отцом народов, Он ниспослал Земле откровение (вахью): "О земля, Я создам из тебя людей. Одни из них будут покорными Мне, а другие заблудшими. Те, кто восстанет против Меня, пойдут в Ад, а покорные Мне - в Рай ".

После чего Творец отправил архангела Джабраила (Гавриила) (мир ему) за глиной. Однако земля, увидев Джабраила (мир ему), взмолилась: "Прошу защиты, ради Величия Того, Кто послал тебя, не забирай даже малую толику меня" . Жалостливый Джабраил (мир ему) пожалел землю и по воле Всевышнего вернулся назад. "Когда в страхе перед Тобой земля стала просить именем Твоим спасение от огня, я не смог ничего сделать из жалости к ней", - с такими словами предстал архангел перед Всевышним. Тогда Творец отправил Микаила (мир ему). Но и он вернулся таким же образом. В третий раз был послан Азраил (мир ему). По поручению Всевышнего он спустился на землю и, когда услышал ее стоны и мольбы, так же сжалился над ней, но не посмел ослушаться Аллаха.

"Я прошу защиты у Того, Кто отправил меня к тебе, от того, чтобы я стал восставшим против Него". Сказав так, Азраил взял глину и вернулся. Он предстал перед Всевышним с глиной разных пород, собранной им с гор и с долин: грубой и нежной, черной и красной. Затем, по велению Господа, Азраил замесил глину разными водами: солеными и сладкими. Так, в зависимости от цвета глины и места ее происхождения были созданы люди различных наций, красивые и не очень, хорошие и плохие, черные и белые.

После Всевышний сотворил из замешанной глины тело Адама (мир ему) без души и повелел положить его возле ворот Рая. Тело лежало на дороге, по которой ходили ангелы. Они заметили его и удивленно взирали на невиданное доселе большое красивое тело, созданное по желанию Господа. Непоседливый сатана (иблис) проникся к Адаму (мир ему) чувством зависти и, подгоняемый любопытством, подошел к бездыханному телу. Затем он стал задавать вопросы стоящим рядом ангелам, чтобы испытать их. "Как вы поступите, если Всевышний возвеличит его над всеми вами?" - спросил он. "Мы покоримся воле Аллаха", - ответили ангелы. Отчаявшись и ненавидя Адама (мир ему), сатана сказал своему нафсу: "Если Всевышний сделает его почитаемее меня, то я никогда Ему не покорюсь. И даже если Господь сделает меня более почитаемым, я все равно уничтожу его". Так сатана дал клятву себе, тем самым гордо выбрав путь непокорности Создателю.

О люди! Какое в этом нравоучение для нас! Говорят, ни на земле, ни на небесах не было места, на котором сатана не поклонялся бы Всевышнему. Однако, несмотря на строгий запрет своего Создателя, подталкиваемый завистью, сатана стал спорить с бездыханным телом, зная, что ему Всевышний дал больше знаний и лучший нрав. Он возгордился признать Адама (мир ему), которого Творец создал любя. Разве можем мы после этого быть уверенными в том, что наши знания, служение не подведут нас? Насколько ничтожна и запретна зависть, однако сатана затаил ее в себе.

Когда Всевышний пожелал оживить Адама (мир ему), Он повелел руху (душе) войти через мозг в его тело. Рух нехотя вошел в него, и тогда Всевышний сказал, что выходить из тела человека он будет таким же образом. Через тысячу лет рух пустился к глазам. Глаза открылись, и Адам (мир ему) увидел, что он сделан из замешанной глины. Когда рух опустился к ушам, он услышал тасбихи ангелов. Затем рух перешел к носу, и человек чихнул. Когда же рух дошел до языка, Адам (мир ему), сказав "Алхамдулиллах", восхвалил Всевышнего. Сам Господь ответил ему: "Ярхамука раббука я Адам". Далее рух наполнил грудь, и Адам (мир ему) захотел встать, но не смог. А когда рух добрался до желудка, Адаму (мир ему) захотелось есть.

Таким образом, рух одушевил все органы, и Всевышний, соединив вместе его кости, мясо и кровеносные сосуды, оживил Адама (мир ему) в красивом человеческом облике.

Одев его, словно жениха, в нарядные, красивые одежды, Господь ввел его в Рай. В спину Адама (мир ему) был вложен Всевышним Нур (сияние) Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Заметив, что ангелы постоянно собираются за его спиной, Адам (мир ему) стал молить Господа найти для этого сияния другое место, чтобы и он мог его видеть. Тогда по воле Всевышнего сияние оказалось под ногтями больших пальцев рук Адама (мир ему). Обрадовавшись, Адам (мир ему) сказал "мархаба Хабиби" и, поцеловав эти ногти, провел ими по глазам...

Из книги досточтимого шейха Саида-афанди (да возвеличит его Аллах) «Истории пророков »

Адам: человек, сотворенный из глины

Имя Адам является словом не шумерского происхождения; оно восходит к западносемитской семье языков, где, как мы уже отмечали, оно означает «красный» или «земля». Однако оно фигурирует в Словаре шумерского языка в качестве слова, «заимствованного из семитского», где имеет значение «люди/человечество». Интересно, что «Адам» встречается в ханаанском тексте, найденном на развалинах древнего города Угарит в Сирии, где оно ассоциируется с богом Элем, главой угаритского пантеона. А Эль, как мы знаем, одно из ранних имен Бога в Книге Бытия. Такие открытия помогают поместить библейский рассказ в реальный исторический контекст и свидетельствуют о том, что первая Книга Библии имеет весьма и весьма древние корни. Так, например, когда мы читаем на маленькой глиняной табличке, что эпитетом-титулом великого бога хананеян, Эля, было выражение Аб-Адам - «Отец Человека», это является неоспоримым аргументом в пользу нашей гипотезы о том, что история Эдема выходит за рамки библейского предания.

В 1969 г. Уильям Ламберт и Алан Миллард в своем исследовании эпоса об Атрахасисе проводят четкую параллель между этим детально проработанным мифом и библейской идеей о том, что человек был сотворен из праха земного.

«Автор (эпоса об Атрахасисе) был убежден, что общепринятая [в шумерской мифологии] точка зрения сводилась к тому… что человек был создан из глины, смешанной с кровью убитого бога… «Глина» в этом контексте представляет собой материальную субстанцию человеческого тела. Это следует из целого ряда фрагментов, говорящих о смерти как о «возвращении в глину [прах]». Точно такая же концепция выражена и в древнееврейском рассказе о сотворении мира… (Книга Бытия 3:19).

Хотя в месопотамском предании присутствует дополнительный элемент - кровь убитого бога, для нас куда интереснее параллель с образом бога-творца, создавшего человека из глины подобно тому, как мастер-гончар вылепливает свои горшки или глиняные фигурки.

«И создал Господь Бог человека (евр. Adam) из праха земного (евр. aphar), и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».

[Бытие 2:7]

«…доколе не возвратишься в землю (евр. aphar ), из которой ты взят, ибо прах (евр. aphar ) ты и в прах (евр. aphar ) возвратишься».

[Бытие 3:19]

Здесь слово aphar переводится как прах прежде всего по поэтическо-стилистическим мотивам, но основным его значением все-таки является «глина». Итак, в обеих версиях рассказа о сотворении мира - древнееврейской и месопотамской - сказано, что Первочеловек сотворен из глины.

Возвращаясь к эпосу об Атрахасисе, мы находим другую параллель. Намму, богиня первозданного океана и мать Энки, просит своего сына сотворить людей с тем, чтобы они могли стать слугами богов.

«О сын мой [Энки], восстань с ложа своего… [и] яви мудрость свою. Сотвори богам слуг по подобию их».

Энки созвал всех «богов и искусных мастеров» и отвечал:

«О матерь моя, я сотворю существ, о которых ты упоминала. (Далее следуют наставления гончарам.) Придайте им образ и подобие богов. Замесите ком глины, взятый из самой бездны. [Вы же] боги и мастера, начинайте лепить из глины. Вы должны сотворить члены тел их, а надзирать за вами я поставлю Нинмаха (другое имя - Нинхурсаг). Богиня (рождения)… встанет подле вас, когда вы будете лепить (свои творения). О матерь моя, предначертай их (новосотворенных тварей) судьбу. Нинмах создаст их по образу богов - (ибо) это будут Люди».

Здесь мы вновь видим Человека, сотворенного из глины, а также встречаем указание на то, что род человеческий был создан по образу и подобию богов. Параллели с Библией совершенно очевидны.

«И сказал Бог: сотворим Человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

И сотворил Бог Человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».

[Бытие 1:26–27]

Обратите внимание на использование множественного числа в словах Бога: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». В самом деле, одним из имен-определений Бога в тексте Книги Бытия является Elohim (Элохим), представляющее собой множественное число (от единственного числа - Е1 (Эль)). Бог-Творец первых глав Бытия имеет множество аспектов, проявляющихся, за рамками библейской традиции, в форме бесчисленных божеств, каждое из которых обладает своими собственным атрибутами: бог неба, бог земли, бог воды и пр. Достаточно представить себе бога Энки, беседующего с другими богами (то есть другими аспектами своей собственной божественной сущности), наставляя их, как им подобает создать себе людей-слуг «по образу своему», чтобы те исполняли их повеления. Бог Книги Бытия точно так же создает Еву в качестве «помощника» Адама.

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».

[Бытие 23:18]

Сам Адам также является слугой Бога. Ему предписано «возделывать землю» [Бытие 2:6] и «возделывать и хранить» Эдемский сад [Бытие 2:15]. Таким образом, род человеческий не только несет на себе образ Божий, но и призван служить своему Творцу (Творцам). Параллели между сотворением Адама и Евы в Книге Бытия и созданием человека в древнешумерском креационистском эпосе слишком близки и очевидны, чтобы можно было отрицать, что они восходят к одному источнику.

Поскольку Адам не был рождён от женщины, а сотворён, то не ясно, имел ли Адам пупок. Этот вопрос веками обсуждался христианскими богословами, волнуя художников. На французской миниатюре 11 века изображено, как Бог перстом делает углубление на животе глиняного Адама.



Сотворение Евы из ребра Адама - тёмное место Библии. Возможно, что на этот мотив Библии повлияла шумерская мифология. Согласно одному из шумерских мифов, для исцеления больного ребра (на шумерском языке - "ти") бога Энки была создана богиня-исцелительница ребра, предположительно, по имени Нин-ти. Но шумерское слово "ти" означало не только "ребро", но и "давать жизнь". Благодаря этому литературному каламбуру и могла возникнуть библейская версия о Еве не только как о "дающей жизнь", но и как "женщине от ребра".

Согласно иудейскому преданию, до появления Евы первой женой Адама была Лилит. Бог, сотворив Адама из глины, сделал ему также из глины жену и назвал её Лилит. У Адама с Лилит сразу же возник спор. Лилит утверждала, что они равны, так как оба сделаны из глины; не сумев убедить Адама, она улетела. После расставания с Адамом Лилит стала демоницей, убивающей детей.

В Раю Бог позволил Адаму есть от всякого дерева, кроме древа познания добра и зла, "ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Бытие, 2:17). "Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания" (Бытие, 3: 1-7).

В иудаизме змей - это падший ангел смерти Самаэль, который не хотел подчиниться человеку, завидуя ему. В христианской традиции прочно утвердилось отождествление змея с дьяволом, сатаной, принявшим лишь обличье змея. Согласно одной из легенд, сатана не мог дать имена всем животным в Эдемском саду, а Адам смог. Этим Бог доказал превосходство человека над ангелами. Потому сатана и стал врагом человека. Иудаистские толкователи сюжета соблазнения Евы змеем пытаются психологически объяснить поведение персонажей повествования: змей дотронулся до запретного дерева, но остался жить, чем продемонстрировал несостоятельность опасений Евы; он толкнул Еву так, что она сама коснулась дерева и сказала себе: если я умру, Бог создаст другую жену Адаму, поэтому я дам ему тоже отведать от плода - или умрём вместе, или останемся живы.




Бог, узнав о случившемся, проклял змея, а Еве сказал: "умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" (Бытие, 3: 16). Адаму же сказал: "за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Бытие, 3: 17-19). После этого Адам и Ева были изгнаны из Рая.



Согласно Библии, Адам прожил 930 лет, оставив немало сыновей и дочерей, среди которого были Каин и Авель.






В апокрифическом "Житии Адама и Евы" Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать своим детям высечь на камне житие первых людей. Адаму и Еве дано заверение в том, что грядущий "сын божий" (Иисус Христос) их спасет.

В христианстве считается, что грехопадение (иначе называемое "первородный грех") т.е. нарушение Адамом и Евой воли Бога, привело к искажению исконной природы человека, созданного сначала невинным и безгрешным. Спасение от последствий грехопадения видят в акте крещения, устанавливающем причастность крещеного к Иисусу Христу (новому Адаму), искупившему своей смертью "первородный грех" первого Адама.

см. также: