Закаливание детей раннего возраста. Практические советы по закаливанию и оздоровлению детей раннего возраста — Здоровье и лечение ребенка Методы закаливания для родителей раннего возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №21 «Буратино»

Закаливание детей раннего возраста

Подготовила:

Ст. воспитатель 1 категории

Сопрунова Е.А.

г. Армавир

2017г.

Описание материала: Ранний возраст в развитии ребёнка очень важен, так как происходит становление всех органов и систем. Предлагаю рекомендации для родителей по закаливанию детей раннего возраста. Данный материал будет полезен для родителей и воспитателей детей раннего дошкольного возраста.
Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья детей раннего возраста.
Задачи: Познакомить родителей с комплексом мероприятий по закаливанию детей раннего возраста.
Поддержать положительное эмоциональное состояние ребёнка путём применения закаливающих процедур.
Воспитывать привычки к здоровому образу жизни у детей раннего возраста.

Закаливание ребёнка раннего возраста

У детей раннего возраста наблюдается стремительное увеличение подвижности, они начинают ползать и перемещаться по комнате, исследуя все, что попадается на пути. Развивается сенсорика – ребенок взаимодействует с предметами: переворачивает, бросает, опрокидывает их, старается все ощупать и попробовать на вкус.
В этом возрасте очень важно дать ребенку ощущение заботы и теплоты.
Особенно важно в этот период следить за состояние здоровья ребёнка, так как в раннем возрасте происходит становление всех функций организма.
Чтобы Ваш ребёнок окреп, чтобы происходило закрепление уравновешенности нервных процессов малыша, следует поддерживать положительное эмоциональное состояние Вашего ребёнка, ведь Вы, наверняка замечали, что ухудшение здоровья малыша отражается на отношении к окружающему: снижается восприимчивость к впечатлениям, речевые и двигательные навыки.
- «Что же делать?» скажете Вы.
Для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды рекомендуется проводить закаливание организма.
Закаливание – испытанное средство укрепления здоровья!
В основе закаливающих процедур лежит постепенное приучение организма к перемене различных температур. При этом у человека постепенно вырабатывается адаптация к внешней среде. В процессе закаливания совершенствуется работа организма: улучшаются физико-химическое состояние клеток, деятельность всех органов и их систем. В результате закаливания увеличивается работоспособность, снижается заболеваемость, особенно простудного характера, улучшается самочувствие.
Распространённый вид закаливания –
хождение босиком.
Особого труда не составит, если Вы со своим малышом походите босиком вместе. Хождение босиком может стать для Вашего малыша интереснейшей игрой, если ходить он будет не просто по ровной поверхности, а по массажным коврикам, которые можно приобрести в детских магазинах. Вам и Вашему малышу будет вдвойне приятней выполнять хождение босиком по коврику, изготовленному своими руками.
Уважаемые, родители, предлагаем Вам примеры, изготовления массажных ковриков.
1.Из плотной материи сшить в виде наволочки мешочек, внутри мешочка пришить в шахматном порядке пластмассовые крышки от бутылок и зашить последнюю сторону. Получается подушечка с «начинкой» из пластмассовых крышек, по которой можно ходить босиком.
2.Из болоньевого материала вырезать коврик произвольной формы, например, форма ягодки или фрукта любого, обметать края. На верхнюю сторону коврика нашить пуговицы разного размера в виде различных узоров.
3.Из плотного материала вырезать коврик, обметать края. Нашить на поверхности, по которой будет ходить Ваш ребёнок, лоскутки материала разной текстуры: фланель, шерстяную ткань, трикотажное полотно и т. д., что найдётся под руками.
Внимание ребёнка будет концентрироваться на таких ковриках, ведь интересно узнать, что же там на коврике нашито.
Ну, а всем известное выражение:
« Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» как никогда актуально при закаливании организма ребёнка раннего возраста.
Закаливание воздушными ваннами следует проводить постоянно. Обязательно проветривайте комнату, где находится Ваш ребёнок. Следует это делать во время отсутствия малыша и не допускать переохлаждение воздуха больше, чем на 1-2 градуса. Закрывать фрамуги следует за 30 мин до прихода ребёнка.
Воздушные ванны Ваш малыш может получить, оставаясь несколько минут в одних трусиках, например, при переодевании. Температура воздуха должна быть 18-19 градусов.
Воздушные ванны хорошо сочетать с физическими упражнениями.
Попросите малыша поднять руки вверх, затем опустить их вниз. Попробуйте сделать массаж живота ребёнку, попросите, чтобы он сам погладил свой животик. Попрыгайте вместе с ребёнком, как зайчики, походите, как мишка косолапый.
И, конечно, ежедневные прогулки с ребёнком следует делать два раза в день: до обеда и вечером перед сном.
Интенсивным методом закаливания являются
водные процедуры : общие обливания и обтирания стоп.
Обливания стоп
Важно знать, что обливание стоп оказывает хороший эффект при профилактике простудных заболеваний.
Обмывание стоп проводят ежедневно перед сном в течение года.
Начинают обливания стоп с воды, температура которой не превышает 28 градусов.
Постепенно температуру воды снижают до 15-14 С (каждые 3-5 дней на 1 градус).
После обмывания стопы надо тщательно растереть полотенцем.
Малыш принимает ванну - наиболее распространенные и любимые всеми процедуры. С целью оздоровления и лечения детей активно используются ванны температуры (34-37 С) и теплые ванны (38-39 С).

Общие пресные ванны индифферентной температуры (34-37 С) и теплые ванны (38-39) оказывают седативный эффект, уменьшают раздражительность, нормализуют сон, оказывают болеутоляющее и сосудорасширяющее действие.
Хвойные ванны благоприятно действуют на здоровье Вашего малыша. Такую ванну для ребёнка можно приготовить путём добавления хвои, которую лучше самим запасти, либо купить в аптеке. Такую ванну ребёнок должен принимать при температуре воды 34-36 градусов. Продолжительность приёма 10-15 минут.
Ромашковые ванны
0,5-1,0 кг цветков ромашки заливают 5 л кипящей воды, дают постоять 30 минут. Замет настой необходимо процедить и добавить в ванну. Такую ванну следует принимать при температуре воды 34-36 градусов так же в течении 10-15 минут.
Наконец,
горчичные ванны , которые применяются при ОРЗ у детей.
Для приготовления горчичной ванны сухую горчицу (из расчета 10-15 г горчицы на 10-15 л пресной воды) предварительно разводят в теплой (38-39 градусов) воде до консистенции жидкой сметаны. Затем полученную порцию горчицы переливают в емкость с нужным объемом воды, производя дальнейшее размешивание. Продолжительность приёма такой ванны также 10-15 минут при температуре воды 39-40 градусов.
Следует помнить, что горчичные ванны противопоказаны при гипертермии (повышении температуры тела) у ребёнка!
К закаливанию также относятся:
соблюдение режима дня и сбалансированное питание.

Маленькие дети склонны к частым заболеваниям, ведь иммунитет у них слабый и неокрепший. Именно после болезней молодые родители начинают задумываться о закаливающих процедурах. Важно грамотно подойти к этому вопросу, а не обливать малыша сразу прохладной водой. Закаливание как для взрослых, так и для детей - это не просто холодный душ по утрам, а образ жизни: четкий режим дня, правильное питание, физическая и мозговая активность.

Закаливание – целый комплекс мер, рассчитанный не на один год. Если малыша с детства приучить к здоровому образу жизни, он и в самостоятельном возрасте будет его поддерживать

Правила закаливания детей

  1. Систематичность . Говорят, что привычка вырабатывается за 21 день. Приучите малыша выполнять то или иное дело ежедневно – например, ложиться спать до 22:00 или ходить в детский сад/школу пешком. Для родителей это будет хорошей утренней зарядкой, а ребенок взбодрится на свежем воздухе после сна и перед учебой.
  2. Учет индивидуальных особенностей . В период болезни не стоит заставлять кроху читать, писать, заниматься спортом или музыкой. Любая умственная и двигательная активность должна быть сведена к минимуму, поскольку при плохом самочувствии лишняя нагрузка только ухудшит положение. Дождитесь выздоровления и хорошего настроения для новых подвигов и экспериментов.
  3. Радость и удовольствие . Закаливание - не принуждение, ребенок не должен испытывать ненависть к процедурам. Например, если с прохладной водой малыш «не дружит», то замените вечерним хождением по паркам и игровым площадкам: гуляйте каждый день в любую погоду. Если ребенок хочет бегать босиком, то устройте ему для этого условия: теплый пол с обогревом или ковер в холодное время года.

Закаливание взрослых или детей раннего возраста - еще не гарант здоровья, а здоровье – не только отсутствие болезней, но и психологическая составляющая.

Дети, особенно часто болеющие, очень нуждаются во внимании со стороны родителей: не стоит откупаться шоколадками, газированной водой и пирожными, даже если у вас много забот дома и на работе. Например, затеяли генеральную уборку - попросите малыша помочь, тем самым вы приучите его к порядку и пообщаетесь, проведете время вместе.

Закален с рождения!

Закаливание детей - тонкая «наука», в которой нужно учитывать возрастные ограничения. Так, новорожденные не нуждаются в специальных процедурах, потому что их иммунитет укреплен природой. В первые несколько месяцев жизни достаточно соблюдать стандартные правила по уходу и не экспериментировать с перепадами температур воды и воздуха. Малыш и так будет подвергаться «природному закаливанию» – например, когда лежит голенький в ожидании новой пеленки, спит на свежем воздухе или купается (с раннего возраста разрешено обтирание мягкой мочалкой или губкой), поэтому доктор Комаровский советует просто следить за развитием адаптационных механизмов.

«Закален с рождения» – хвастаются мамочки в ответ на жалобы подружек о том, что их чадо опять сопит и температурит. На зимние прогулки с семидневным крохой решится не каждый, однако именно закаливание детей раннего возраста помогает в дальнейшем не бегать каждый месяц по врачам. При грамотном подходе малыш всегда будет бодр, весел и здоров.



Грудничку пока еще не нужно экстремальное закаливание – ему будет достаточно регулярного пребывания на свежем воздухе, купания и здравого рассудка родителей, которые стараются приобщить чадо к реальной, а не “тепличной” жизни

Особенности сезонного закаливания

Детское зимнее закаливание отличается от летнего или осеннего, поэтому сезонность - первое, что должно учитываться родителями. Лето - не только самое любимое время года у детей, но и самое полезное. Летнее солнце (а точнее ультрафиолет) - главный источник витамина D, укрепляющий кости и иммунную систему организма в целом, однако не стоит забывать, что кожа малыша очень нежная и чувствительная, получить солнечный ожог можно даже за несколько минут. Возраст до двух лет - самый опасный, а вот к трем годам уже можно приучать к загоранию при температуре не выше 25-30 °С. Желательно устраивать такие мероприятия постепенно, начиная от 2-3 минут нахождения на солнце и заканчивая 25-30 минутами.

Купание и плавание - отдельные методы закаливания детей, их можно проводить в любое время года, например, осенью дома, зимой в сауне или бане, летом в море, на речке и т. д. Домашние процедуры водой можно разделить на два вида:

  1. закаливание детей до года;
  2. закаливание детей от 1 года.

Водные процедуры до года

Молодые родители боятся проводить закаливание новорожденного ребенка, однако Комаровский считает иначе. Стандартное купание длится 5-7 минут при температуре воды 36 °С. Адаптироваться к окружающей среде помогут обливания с еженедельным снижением температуры: первые несколько месяцев 35-32 °С, а спустя полгода можно постепенно доводить до 28 °С. Важно после водных процедур насухо вытирать малыша, как бы немного массируя тельце мягким полотенцем – это поможет разогреть кожу, чтобы не кутать ребенка в несколько слоев.

Закаливание детей от 1 года

К 1-2 годам иммунитет немного окреп и можно аккуратно снижать температуру воды от 28 до 23 °С. С полутора лет рекомендуется принимать обливания душем и ванны для ног. Такое закаливание будет отличной профилактикой для детей против простудных и вирусных заболеваний. Проветривание и влажная уборка снабдит комнату свежим воздухом, так необходимым для правильного дыхания и предотвращения аллергии (например, на пыль) и других заболеваний дыхательных путей.

Не стоит забывать и о физических нагрузках. Плавание удачно сочетает в себе закаливание водой и активность (см. также: ). Приучать ребенка зимой к бассейну, а летом к морю или речке можно с 4-5 лет. Дополнительно принесут пользу занятия термотерапией, так как закаливание высокой температурой и сухим воздухом является для детей стимуляцией терморегулирующих механизмов.

Главное - не переусердствовать и закаливать ребенка сауной постепенно: первый раз нахождение в парилке не должно превышать 5-10 секунд. С каждым разом увеличивайте время в зависимости от самочувствия и состояния организма, тогда это безопасно.

Закаливание дошкольников

Если для грудных детишек некоторые способы закаливания не подходят в силу возраста, то к пяти годам ребенок уже понимает, что ему нужно делать, и зачастую просто повторяет за родителями. Доктор Комаровский рекомендует ежедневные контрастные ножные ванны и душ с чередованием горячей и холодной воды. Важно контролировать процесс, чтобы ребенок не простыл под ледяным «дождиком», так как манипуляции должны проводиться не более 15-20 секунд по 5 раз. Такое закаливание нельзя проводить для детей до года, так как неокрепший организм даст реакцию в виде переохлаждения и серьезных осложнений на здоровье.

Дошкольники активны и любознательны, а значит молодым родителям необходимо следить за их внешним видом: одежда должна быть удобной, легкой, качественной и сухой. В холодную погоду не стоит укутывать ребенка с ног до головы по принципу «чем больше штанов, тем теплее». Если он вспотеет, то как раз может простыть. Иногда родители неосознанно внушают ребенку, что он хилый и болезненный – тогда никакие методы не помогут предотвратить заболевания.

Также используемая методика считается неэффективной, если малыш негативно к ней относится и процедуры доставляют дискомфорт. Необходимо объяснить, для чего это нужно и подобрать интересные системы закаливания для взрослых и детей, чтобы заниматься вместе. Будьте примером для своего ребенка, даже если вы никогда раньше не закаляли свой организм - начать можно в любом возрасте.

Содержимое

Любое физическое воздействие внешних факторов - это часть закаливания. Закаливающим эффектом обладают и ветер, и солнце и хождение босиком. Некоторые скептики утверждают, что закаливание не имеет никакого смысла, мол, «закаливали ребенка долгое время, а толку - ноль!» Зачастую проблема кроется в том, что многие родители не совсем точно понимают смысл закаливающих процедур, поэтому не могут добиться положительной динамики.

Причины детских болезней

Основой любого ОРВИ являются вирусы и бактерии, именно они виноваты во многих детских болезнях. Так называемые «тепличные» дети, круглый год закутанные в теплые комбинезоны, кофты, штанишки и шапочки, передвигающиеся только на машине, и только в детский сад и обратно домой, болеют намного чаще и дольше. Их иммунитет совершенно не приспособлен бороться, потому что не с чем: теплый пол с подогревом, горячая вода в ванной, персидские ковры и пуховые одеяла. При таком положении вещей любой сквозняк принесет простуду, так как тело не умеет защищаться.

По сравнению с городскими неженками, деревенские дети, бегающие босиком чуть ли не до холодов, одевающиеся только при первых заморозках, жующие на ходу - образец здоровья и болеют очень редко. Все это от того, что их организм умеет правильно реагировать на смену температуры, осадки, ветер, солнце и т. д., он привычен к этому.

Если вы хотите видеть своего ребенка здоровым и крепким - начинайте закаливающие процедуры.

Когда нужно начинать закалять ребенка

Самое трудное - это сопоставить их со своим ежедневным графиком, повторять регулярно и не пропускать, откладывая на потом. Закаливание будет эффективно только тогда, когда происходит постоянно. Если процедуры пропускать, достигнутый эффект быстро пропадет.

Ребенок готов к закаливанию с самого рождения. Важно делать это постепенно.

Новорожденный младенец имеет высокие адаптивные свойства, то есть он сможет приспособиться к любым окружающим его условиям. Родители со своей стороны, должны создавать ребенку условия естественные, чтобы врожденные силы организма укреплялись и развивались. Создание «парниковых» условий не приведет ни к чему хорошему. Для ребенка очень важно развитие природных механизмов терморегулирования. Поспособствовать этому могут резкие перепады температуры, солнечные, водные и воздушные ванны, хождение босиком.

Большинство авторов закаливающих методик придерживаются мнения, что воздушные ванны нужно проводить с первых дней жизни. Самым простым вариантом будет устроить такую ванну во время кормления. Пока мама кормит младенца, он должен лежать на руках совсем голеньким. Как только ребенок замерзнет, он начнет напрягать все свои мышцы, чтобы согреться, тогда есть возможность сразу его укрыть. Таким образом, с первых дней жизни, ребенок будет закаляться в комфортных условиях примерно по два часа в день, исключается риск переохлаждения. Постепенно, время закаливания можно увеличивать и оставлять малыша голеньким на некоторое время и после кормления, пока он не заснул. К тому же, без одежды ребенок легче двигается, у него быстрее развиваются навыки движения, он быстрее начнет держать голову, пытаться садиться или ползать,

Солнечные ванны являются еще одной процедурой, которую можно применять с рождения. К тому же, они являются хорошей профилактикой рахита. Однако относиться к солнечным ваннам нужно внимательно. Кожа новорожденного очень нежная и тонкая, выработка меланина намного меньше, чем у взрослого, поэтому высока вероятность солнечного ожога. К тому же, существует риск получить тепловой удар, так как механизмы терморегуляции еще не сформированы до конца. Злоупотреблять солнечными ваннами крайне опасно, так как это может привести к развитию серьезных заболеваний. Достаточно будет обычной прогулки на открытом воздухе в коляске или на руках у мамы. Даже когда ребенок достигнет годовалого возраста, ему не обязательно загорать специально, если он будет довольно много времени проводить за играми на свежем воздухе и солнце, то этого вполне достаточно. Также не следует забывать, что время от времени необходимо перемещаться в тень. Самое «полезное» время для игр на солнце - промежуток до 11 часов утра и вечером после пяти. В зимнее и осеннее время, в солнечный денек выходить на улицу нужно обязательно, так как витамин Д должен вырабатываться в организме круглый год, а солнечные дни достаточно редки в нашем климате.

Водные процедуры

Самым лучшим видом закаливания со всей смелостью можно назвать водные процедуры. Их также можно применять с самого рождения, главное - это постепенность. Начинать можно с обтирания. Младенцев обтирайте мягкой тканью. Для начала вода должна быть теплой. Хорошо повышает тонус кожи и укрепляет сосуды. По мере привыкания, постепенно снижайте температуру воды, доводя ее до комнатной, а затем и до холодной. Детей постарше можно начать обтирать, а затем и обливать. Механизм тот же: начинайте с воды комфортной для ребенка температуры и постепенно снижайте до холодной.

Многие дети очень любят брызгалки. Летом это может стать отличной закаливающей процедурой, принимать которую дети могут часами. Зимой это может быть тазик с теплой водой, в котором плавают игрушки.

Развитие двигательной активности ребенка

Физическое развитие ребенка возможно уже в пренатальный период, когда он находится в утробе матери. В результате физической нагрузки у мамы возникает повышенная потребность в кислороде, она начинает глубже дышать, сердцебиение учащается. Ребенок начинает беспокойно шевелиться внутри, реагируя на снижение питательных веществ в крови матери. При таком активном двигательном процессе, мышцы, сердце и весь организм ребенка в целом, начинают развиваться и укрепляться еще в утробе.

При малоподвижном образе жизни мамы или переедании, ребенок редко шевелится и может родиться, физически не сформированным.

Закаливание в домашних условиях

У ребенка, которого родители не закаляли в детстве, гораздо чаще наблюдаются различные простудные заболевания, так как терморегулирующая функция практически отсутствует.

Чтобы эту функцию развить, можно укладывать ребенка спать легко одетым, в тоненькую пижамку, например, а сверху укрыть тонким одеялом. Температура под ним будет достаточно комфортной для сна. При пробуждении одеяло нужно откинуть, чтобы ребенок находился в комнатной температуре. Таким образом, перепад температур составит несколько градусов. И это обладает хорошим закаливающим эффектом.

Хождение босиком - хорошее закаливание в любое время года. Это самый простой и эффективный метод. Чаще снимайте с ребенка носочки, пусть бегает босиком. Это крайне полезно еще и для того, чтобы у ребенка не развилось плоскостопие. Стопа при хождении босиком станет устойчивее, походка - свободнее. Также улучшаются координация в пространстве и осанка. На стопе находится большое количество биологически активных точек. При хождении босиком, они стимулируются гораздо активнее, благодаря чему развивается функция терморегуляции, ведь именно стопа отвечает за нее. Не волнуйтесь, если стопы малыша будут холодными, это реакция организма на холод. За счет движений ребенка, повышения тонуса мышц, восстанавливается тепловой баланс. Лучше всего ходить босиком по шершавой, неровной поверхности. Дома это может быть массажный коврик, а на улице - свежая трава, песок или неострые камушки.

Летом многие родители отпускают ребенка бегать в одних трусиках или вообще нагишом, а зимой начинают надевать несколько слоев одежды. Это довольно распространенная ошибка. Если вы чувствуете холод, то это совсем не значит, что и ребенку холодно. Ему тепло, так как его обмен веществ быстрее, чем у взрослого, а тепла вырабатывается больше. Тепло укутанный малыш сильно потеет, и возможность заболеть у него больше.

Если вы хотите закалить малыша, должны давать ему возможность бегать нагишом при комнатной температуре. Сначала это должно быть совсем не долго, минут десять. Постепенно продолжительность нахождения голышом нужно увеличивать. Если вы боитесь, что малыш замерзнет, поиграйте с ним в какую-нибудь подвижную игру.

Людмила Белоусова
Консультация для родителей «Закаливание детей раннего возраста»

Неблагоприятные факторы такие, как высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и многие другие требуют определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей как дома , так и детских учреждениях. Так как здоровье людей, особенно подрастающего поколения определяется многочисленными внутренними и внешними факторами.

Основные задачи укрепления здоровья :

Соблюдение режима дня. Продолжительность сна должен быть в соответствии с возрастными потребностями детей ;

Создание условий для оптимального двигательного режима. Смена двигательной активности с высоким и низким уровнем.

Осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий ;

Рациональное и полноценное питание;

Соблюдение личной гигиены;

Создание атмосферы психологического комфорта.

Основные принципы проведения закаливающих процедур

Систематичность проведения в течении всего года,

Постепенность увеличения продолжительности закаливающих процедур ,

Учет индивидуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка,

Осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей (в случае если был перерыв, начинать следует постепенно)

Основные факторы закаливания

Солнцем, воздух и вода – наши лучшие друзья

Закаливание детей – одно из основных направлений в оздоровительной программе детского сада. Мы проводим обширный комплекс закаливающих мероприятий , способствующих закаливанию наших воспитанников . Это :

Соблюдение температурного режима помещений в течение дня.

Правильная организация прогулки и её длительность.

Соблюдение сезонной одежды во время прогулок;

Облегчённая одежда для детей в детском саду .

Бодрящая и дыхательная гимнастика после сна.

Мытьё прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди (индивидуально) .

Полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры.

Комплекс контрастных закаливающих процедур .

Методы оздоровления :

Ходьба по сырому песку (Летом - босоножье, массажные и контрастные коврики (в межсезонье – коврик влажный сменяет сухой или массажный, ребристый) .

Контрастное обливание ног водой (летом) .

Дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года, в том числе по дорожкам препятствий. Проведение подвижных игр, где в основе игры бег.

Переступание из таза с холодной водой в таз с тёплой водой (летом) .

Хождение босиком по массажным дорожкам на спортивной площадке (летом) .

Релаксационные упражнения (слушание музыкальных произведений с сопровождением движений малой подвижности)

Использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» В методике обучения языку приняты две основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием детей в повседневной.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего дошкольного возраста в ДОУ» «Адаптация детей раннего дошкольного возраста в ДОУ»Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для него это, прежде всего, первый опыт.

Консультация для родителей «Игры для детей раннего дошкольного возраста» Цель: - Расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка; - Формирование у родителей адекватного отношения к ребенку и его.

Консультация для родителей «Основные характеристики детей раннего возраста» Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. С первых дней жизни ребёнок сталкивается.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей раннего возраста» Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно в тесной связи со.

Консультация для родителей: «Воспитание детей раннего возраста в играх» Ст. воспитатель МБДОУ «ЦРР-д/с№44»г. Альметьевска Бондарева Светлана Анатольевна «Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от.

Консультация для родителей «Закаливание детей» Закаливание-один из основных способов повышения сопротивляемости, выносливости и приспособляемости организма к разнообразным, порой неблагоприятным.

Элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широка аэрация помещений, правильно ор-ганизованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

Специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зави-симости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом под-готовленности персонала и материальной базы ДОУ, со строгим соблюдением методических рекомендаций.

Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительнос-ти в зависимости от сезона года, температуры воздуха в группо-вых помещениях, эпидемиологической обстановки.

Для проведения закаливающих мероприятий в каждой групповой ячейке необходимо иметь в наличии:

Маркированные легкие полиэтиленовые баки (2 шт.);

Ковш на 0,5. л воды для контрастных обливаний;

Кувшины или лейки на 2 - 2,5 л воды для общих обливаний;

Таз полиэтиленовый, глубокий с двумя ручками для местного закаливания (топтания в тазу);

Индивидуальные маркированные полотенца;

Деревянные мостики;

Махровые рукавички для сухого и влажного обтирания (после каждого обтирания рукавички кипятят, высушивают и хранят в закрытой таре);

Простыни, покрывала - для массажных ковриков.

Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы лечебно-профилактических меропри-ятий.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний пери-од в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на откpытом воздухе, соответствующая возрасту продол-жительность сна и других видов отдыха.

Двигательная активность в организованных формах де-ятельности должна составлять не менее 50% всего объема суточ-ной двигательной активности, а во время прогулок за террито-рию ДОУ - 35 -40%.

Для достижения достаточного объема двигательной ак-тивности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включе-нием подвижных игр, спортивных упражнений с элементами со-ревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).

Повышение устойчивости человека к различным небла-гоприятным факторам окружающей среды - основная задача современной медицины, в этом именно и заключается ее про-филактическая направленность. Высокий уровень неспецифи-ческой профилактики немыслим без правильного режима дня, физического воспитания, рационального вскармливания ребен-ка, выполнения требований санитарно-гигиенического режима, правильной воспитательной работы.

Закаливание организма - это формирование и совершенс-твование функциональных систем, направленных на повыше-ние резистентности организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат - снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и сущест-венное экономическое значение. Особенно актуальной остается проблема повышения уровня здоровья детей, проживающих на Севере и приравненных к нему местностей.

Основные принципы адаптирующих закаливающих ме-роприятий.

  1. Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье.
  2. Необходимо постепенное нарастание интенсивности закали-вающих мероприятий.
  3. Занятия должны осуществляться систематически.
  4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности орга-низма ребенка и его возраст.
  5. Начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время (в холодное время года степень воздействия средовыми факторами в начале за-каливания уменьшается, и необходимо более постепенное их нарастание, чем в теплое время года).
  6. Мероприятия проводятся. только при положительных эмоциях ребенка.
  7. Возобновление занятий после перерыва с разрешения врача следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур. Нарастание воздействий npоисходит быстрее, чем при начальном периоде закаливания.
  8. Воздействие закаливающих агентов следует адресовать к раз-личным участкам тела.
  9. Закаливающие воздействия не должны быть монотонными, их следует варьировать по силе, продолжительности, ис-пользовать в сочетании с физическими упражнениями или без них.
  10. При проведении закаливания используется компенсаторное воздействие природных факторов.

При проведении закаливающих мероприятий целесообразно вы-делять 3 группы детей:

1 - здоровые, ранее закаливаемые дети;

2 - здоровые, но ранее не закаливаемые дети или дети с функциональными отклонениями (из «группы риска»);

3 - ослабленные дети (часто болеющие, с хр. очагами ин-фекции, реконвалесценты заболеваний).

При назначении закаливающих процедур детям 2 и 3 групп начальная и конечная температура воздействующих факторов должны быть на 2-4 о С выше, чем для детей 1 группы, а темп ее снижения более медленным.

Выделяют 3 режима закаливания:

Начальный - тренирует только физические механизмы терморегуляции (короткие процедуры, обязательна закаливаю-щие теплом);

Оптимальный - стандартная методика;

Специальный - интенсивное закаливание с участием химических процессов терморегуляции.

Детям 1 группы возможно сразу назначение оптимального режима с переходом в последующем на специальный.

Детям 2 группы закаливание проводят с начального peжима, затем переходят на оптимальный. Вопрос о специальном режиме решается индивидуально.

Детям 3 группы длительное (не менее 1,5 мес.) закаливание ведется по начальному режиму с постепенным переходом на оптимальный. Специальный режим не используется.

Постоянных противопоказаний для проведения закалива-ния нет. Могут применяться лишь ограничения в дозе и длитель-ности воздействующих факторов с учетом состояния здоровья.

Временными противопоказаниями являются: острый пери-од заболевания, обширные поражение кажи, тяжелые травмы.

После острого периода заболевания длительностью до 10 дней величина холодового воздействия ослабляется на 2-3 о с па сравнению с температурой последних процедур. При прекраще-нии закаливания на 10 дней и более рекомендуется возвращаться к начальной методике закаливания.

Температурный режим помещения

Для детей старше года температурный режим закрытого помещения составляет, как и для взрослых, от + 17° до + 19°С.

В осенне-зимнее время проветривание помещения необходима проводить 4-5 раз не менее, чем па 10 - 15 минут. С этой целью в окне должны быть форточки или фрамуги. При откры-вании форточки или фрамуги воздух направляется к потолку; да-лее, несколько согреваясь, опускается вниз, поднимается вверх и выходит из помещения. Наилучший способ освежения воздуха - сквозное проветривание. При этом воздухообмен осуществля-ется в 7 раз быстрее, чем при открытой форточке. Критерием прекращения проветривания помещения является температура воздуха, которая снижается на 2 - 3° С. В теплое время года окно или форточку можно держать открытыми на протяжении всего дня, на ночь необходимо закрывать окна, поскольку ночью тем-пературу в комнате проконтролировать труднее.

Прогулки на свежем воздухе

Прогулки, сон на свежем воздухе могут быть назначены детям в летний период, спустя 2 недели после выписки ребенка из родильного дома. Начинать гулять с ребенком необходимо в сухой и теплый, недождливый день; в холодное время года - при температуре воздуха не ниже 5°С.

Детям старше 1,5 лет необходимо гулять на воздухе не менее 2 раз в день па. 2,5 - 3 часа. В холодное время гада прогулки при температуре не ниже - 15 - 16°С. В условиях Крайнего Се-вера, для детей в возрасте 1 года прогулки осуществляются при температуре воздуха не ниже - 15°С, для детей 3-4 лет - не ниже 30 0 С при силе ветра, не превышающем 5 м/с. При возрастании силы ветра до 10 м/с допустимая температура воздуха - 25° С. Дети 5 - 7 лет могут гулять и при температуре - 35°С (при силе ветра 5 м/с). Продолжительность прогулок составляет 15 - 30 минут.

Зимняя прогулка составляет 1,5 - 2 часа, причем прогулка организуется так, что первая ее часть составляет спокойную деятельность детей в течение 15 - 20 минут, далее - подвижные игры 25 - 30 минут, сменяющиеся спокойными играми. В конце дети играют 20 - 25 мин. спокойно.

Неспецифические водные процедуры

Гигиенические ванны для детей раннего возраста стали применяться с середины XIX века. Применение гигиенических ванн мажет быть использована и как закаливающая процедура. Температура помещения, где проводится гигиеническая ванна, должна быть в пределах 20 - 21 О С. Температура воды в ванне для детей первых 3-х мес. жизни составляет 36,5 - 36°С, для детей второго полугодия жизни температура воды поднимается до 34 - 330 О С. Продолжительность гигиенической ванны 4-5 минут. В конце процедуры ребенка обливают водой, температура которой на 1-2°С меньше, чем вода в ванне. Для этого ребенка вынимают из ванны, поворачивают лицам вниз и сверху поливают на него воду из кувшина. Начинают обливать ребенка водой более низкой температуры с 4 мес.

В первые месяцы жизни лица ребенка умывают теплой во-дой, температура которой 32 - 33 о С. Затем постепенно снижают температуру воды. Начиная со второго полугодия жизни, моют не только лицо и руки, но и шею, и верхнюю часть груди. Сразу после умывания ребенка обтирают насухо полотенцем до неболь-шого покраснения кожи. Начиная с 2-3 лет, детей умывают водой комнатной температуры, постепенно снижая ее до 18 - 190°С.

Важно приучать детей ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Сначала можно ходить в легкой обуви, открытой сверху, затем в носках (сначала толстых, потом тонких) и далее босиком (желательно в летнее время).

Рациональная одежда

Одежда имеет существенное значение в адаптации к средовым факторам и закаливанию ребенка, она предотвращает пере-охлаждение и, что не менее важно, перегревание детей.

При температуре воздуха + 21 + 22°С ребенка первых меся-цев жизни во время бодрствования необходимо одевать в легкую распашонку и байковую кофточку.

При температуре воздуха в комнате + 21 + 22°С ситцевую или байковую шапочку носят только до 2-х-недельното возраста.

Детям 4-6 лет в помещении необходимо надевать одежду в 3 слоя: нижняя рубашка и кофточка или костюм, на ноги колготки.

Летом в теплую и жаркую погоду ребенку надевают только трусы или шорты, майку, на голову - панамку, на ноги - сандалии без носков.

Ниже приведена схема одевания детей раннего возраста при различной температуре воздуха в безветренную погоду.

Рациональная одежда детей в зависимости от температуры помещения

Температура помещения

Одежда

2ЗС и выше

1-2-слойная одежда: тонкое хлопчатобумажное белье, легкое х/б платье (рубашка) с короткими рукавами, носки, босоножки

2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, колготки или гольфы, тyфлн

2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, колготки или гольфы, тyфли

З - слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, трикотажная кофта, колготки, тyфли или теплые тапочки

Рациональная одежда детей во время прогулки: в зависимос-ти от температуры воздуха

Рациональная одежда детей при занятиях физкультурой на улице в разные сезоны года

После прогулки ноги и руки должны оставаться теплыми.

Если ноги становятся холодными необходимо одевать ребенка теплее, особенно в холодное время: поверх ватного одеяла пок-рывают еще одним одеялом.

Таким образом, рациональное проведение неспецифи-ческих закаливающих мероприятий с самого раннего возраста может способствовать укреплению здоровья детей, подготовке организма ребенка к проведению дальнейших - уже специаль-ных закаливающих мероприятий.

Специальные закаливающие воздействия

Специальные закаливающие процедуры требуют не только полного здоровья, но и, в. отличие от неспецифических закали-вающих процедур, большей исходной устойчивости, резистент-ности организма к средовым факторам. В этой связи специаль-ные закаливающие процедуры не проводятся с недоношенными детьми в первые 2 мес. жизни.

В процессе роста и развития ребенку можно проводить различные закаливающие процедуры. Первой закаливающей процедурой являются воздушные ванны. Они начинаются с 2-х мес. возраста. Через 1-2 недели после проведения воздушных ванн начинаются мероприятия закаливания водой. Влажные об-тирания начинают не ранее, чем в 2-3 мес., обливания - с 3-4 мес. Гимнастику и массаж детям вводят с 1,5 мес. возраста.

Воздушные ванны

Первая в жизни ребенка специальная закаливающая проце-дура - воздушная ванна. Фактически она начинается еще в ро-дильном доме, когда в процессе смены пеленок новорожденный на короткое время остается без одежды и его тело подвергается воздействию комнатного воздуха.

Помимо сугубо температурного воздействия на организм, воздух диффундирует через кожу, и тем самым увеличивается насыщение крови кислородом. При проведении воздушных ванн у детей повышается потребление кислорода, улучшаются показа-тели деятельности нервной системы, улучшаются сон, аппетит.

Воздушные ванны являются фактором наименьшего воз-действия на организм по сравнению с водными процедурами - обливанием, обтиранием, плаванием. Это связано с тем, что теплопроводность воздуха в 30 раз меньше, а теплоемкость его - в 4 раза меньше, чем воды.

Начинают про ведение воздушных ванн при температуре помещения 20 - 22°С, в дальнейшем температура может быть снижена постепенным уменьшением до 19°С для детей в воз-расте 1-2 лет. Длительность первых процедур - 1 минута. Через каждые 5 дней длительность воздушных ванн увеличивают на 2 минуты. Дети до полугодовалого возраста могут принимать воз-душные ванны до 15 минут, после полугодовалого возраста - до 30 минут 2 -3 раза в день.

Проведение воздушных ванн, как и прочих специальных закаливающих процедур; целесообразно осуществлять утром, либо в вечернее время (в 17 - 18 час.), спустя 30 - 40 мин. после кормления, когда у ребенка определяются высокий исходные энергетические траты, высокий уровень метаболизма и способ-ность мобилизовать энергетические и пластические ресурсы для осуществления адаптивных реакций.

Дети старше 1,5 лет обычно принимают воздушные ванны во время утренней гимнастики. При этом температура воздуха может быть понижена после предварительной адаптации до 16°С. Следует отметить, что длительность проведения" воздуш-ных ванн для детей дошкольного возраста необходимо увеличи-вать постепенно, начиная с обычной комнатной температуры.

Детям, плохо переносящим снижение температуры среды, плохо адаптирующимся к закаливающим мероприятиям, необ-ходимо постепенно снижать температуру воздуха в помещении и постепенно обнажать тело. При этом в начале обнажают руки, затем ноги, далее обнажают тело до пояса, и лишь затем ребенка можно оставить в трусах.

Г.Н. Сперанский и Е.Д. Заблудовская (1963) рекомендуют в младших группах детского сада первые сеансы воздушных ванн про водить 5 минут, в средних - 10 минут, в старших - 10-15 минут. Максимальное время проведения воздушной ванны со-ставляет 30 - 40 минут в младшей группе, 45 минут - в средней группе и 1 час - в старшей группе.

Закаливание и адаптация к водной среде

Использование воды для увеличения адаптационных. воз-можностей развивающегося организма весьма целесообразно начинать с самого раннего возраста.

Основными факторами воздействия воды на организм яв-ляются температура, гидроневесомость (в условиях плавания, купания), химические вещества (соленые, хвойные и др. ванны). Вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью, в связи с чем она удобна и для проведения закаливающих проце-дур, поскольку можно легко дозировать и равномерно распределять температурное воздействие на тело ребенка.

Водные процедуры делят на влажные обтирания, обливания, купание, плавание.

Обтирание и обливание могут быть местными и общими.

Методика проведения водных процедур (обтирание и обливание)

Проведению водных процедур предшествует закаливание воздухом- воздушные ванны и обтирание ребенка сухой рукавицей, сухим полотенцем.

Основной методический принцип обтирания сводится к тому, что вначале обтирают дистальные отделы конечностей, затем проксимальные. Далее переходят к обтиранию туловища. Обтирание сухой рукавицей следует проводить до появления на коже легкой красноты. С месячного возраста можно перейти к водным процедурам для закаливания ребенка.

Влажные обтирания проводят смоченной в воде и отжатой тканью рукавицей, куском чистой фланели. Сначала обтирают верхние конечности - от пальцев к плечу, затем ноги - от стопы к бедру, далее грудь, живот, и в последнюю очередь, спину. Важ-но помнить, что каждую часть тела после обтирания необходимо вытереть насухо до легкого покраснения - точно так же, как и при сухом обтирании. Длительность сухой процедуры 1 - 2 минуты.

Начальная температура воды для обтирания детей 3-4 лет +32 о С, для детей 5-6 лет +30°С, для детей 6-7 лет + 28 о C. Через каждые 2-3 дня ее снижают на 1 о С и доводят до +22 о С летом и до + 25 о С зимой для детей 3 -4 лет, до +20 о С и +24 о С - для детей 5-6 лет до +18°С и 22 0 С - для детей 6 -7 лет.

По окончании обтирания ребенок должен быть тепло одет. После перерыва водных процедур их возобновляют так же, как и начинали: вначале проводят сухие обтирания и лишь затем влаж-ные. Температура воды при влажных обтираниях после возоб-новления процедур соответствует начальной, и затем ее снижают более быстро, чем при начальном воздействии воды. В случае, если начало водных процедур приходиться на возраст 1-3 года, температура воды составляет 33 о С - 34 о С. Снижение темпера-туры должно осуществляться через неделю на 1 о С и доводится до +25 - 26 о С. Спустя 2 недели от начала влажных обтираниий можно назначать местные ножные ванны.

Методика проведения ножных ванн

Обливание ступней и голеней начинают с температуры воды + 28 о С далее охлаждают ее из расчета 1 о С в неделю. Ниж-ние пределы температуры воды +20 о С. для детей 3 лет ее снижа-ют до +18°С. Продолжительность процедуры для детей раннего возраста 15 - 20 минут.

Обливания осуществляют следующим образом: на дно ванны кладут решетку из дерева или пластмассы; время процедуры 20-30 сек; подбирают температуру воды путем ее смешивания; по окончании обливания ноги ребенка насухо обтирают, а растирают до легкого покраснения кожи. При отсутствии ванны обливание можно осуществлять в тазу, ведре, любом резервуаре. Воду набирают и смешивают в кувшине.

Закаливающие процедуры бывают местные и общие. К общим закаливающим процедурам относят общие обливания, плавание.

После адаптации ребенка к процедуре обливания ног необходимо перейти к общему обливанию.

Методика проведения общих обливаний водой

Общие обливания - процедура, требующая от ребенка достаточной устойчивости к снижению температуры среды. В методике обливаний важно знать, что во время процедуры голову не обливают. При обливании ребенок может стоять или сидеть. Ручку гибкого шланга в ванне или в душе необходимо держать близко от тела ребенка (20 - 30 см). Струя воды должна быть сильной. В первую очередь обливают спину, далее - грудь и живот, в последнюю очередь - левое и правое плечо. После процедуры ребенка вытирают насyxo. Температура воды при первых сеансах обливания для детей до 1 года равна + 36 о С. Каждую неделю снижение температуры на 1 о С и доводят до 28 о С.

Детям от 1 до 3 лет обливания проводят водой с температурой 34 о С, постепенно снижают ее на 1 о С в неделю и доводят до 28 о С зимой и 24 - 25 о С летом. Для детей дошкольного возраста начальные температуры воды при обливании 33 о С, постепенно снижают ее на 1 о С в неделю и доводят до 22 - 24 о С. В холодное время года температура воды должна быть не ниже 24 о С, длительность обливания 30 с - 15 мин.

Если ребенок ранее не закаливался, то более эффективные процедуры, в частности водные, следует принимать с температуры воды более высокой, нежели указано выше.

В любом возрасте необходимо пройти весь путь закаливания, начиная, от неспецифических закаливающих мероприятий и переходя к специальным: воздушным ваннам местным обливаниям, общим обливаниям, душу, плаванию.



Возраст 1 - 3 года:

  1. Сон на воздухе при температуре от - 15 до + 30 о С.
  2. Воздушная ванна при смене белья после ночного и дневного сна, во время утренней гигиенической гимнастики, умывания.
  3. Прогулка 2 раза в день при температуре воздуха от - 15 до + 30°С.
  4. Умывание при температуре воды в начале закаливания +20 о С с дальнейшим снижением до +16 -18 о С. Детям старше 2 лет моют лицо, верхнюю часть груди и руки до локтя.
  5. Общее обливание после прогулки с начальной температурой воды 34-35 о С и дальнейшим снижением до +18 о С.
  6. Общая ванна (2 раза в неделю перед ночным сном) при температуре воды 36 о С, продолжительностью 5-6 минут, с пос-ледующим обливанием водой 34 о С.
  7. Летом 2-3 раза в день пребывание под лучами солнца, начиная с 5 -6 минут, доводя до 8 -10 минут.

Дошкольный возраст:

  1. Температура воздуха в помещении 19 - 17 о С.
  2. Воздушная ванна. продолжительностью 10 - 15 минут при смене белья после ночного и дневного сна, во время утрен-ней гигиенической гимнастики, умывания.
  3. Прогулка 2 раза в день при температуре воздуха от - 15 до + 30 О С.
  4. Дневной сон на открытом воздухе на веранде при открытых окнах круглый год.
  5. Умывание водой при температуре +14 -16 о С. Моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Дети старшего возраста обтираются до пояса.
  6. Общее обливание или душ после прогулки с начальной температурой воды 34-35 0 С и дальнейшим снижением до + 24 0 С.
  7. Обмывание ног водой перед дневным сном с начальной температурой воды +28 о С и постепенным ее снижением до 16°С.
  8. Общая ванна (2 раза в неделю перед ночным сном) при температуре воды 35 0 С.