Методическая разработка "базовые кафедры". Мальцева: в создании базовых кафедр заинтересованы и вузы, и бизнес

Базовой кафедрой в МФТИ называется выпускающая кафедра, то есть кафедра, отвечающая не только за обучение студентов (за профессиональную часть их обучения в рамках «базового учебного цикла»), но и за написание ими дипломов и других научных работ (в том числе, в аспирантуре), а также за трудоустройство выпускников кафедры для работы по специальности. В соответствие с «системой Физтеха», базовая кафедра существует при одной или нескольких "базовых организациях" – при институтах РАН, НИИ, коммерческих или государственных предприятиях, расположенных в Москве или Подмосковье.

Часто базовая организация являются основным местом работы для сотрудников базовой кафедры, там же происходит учебный процесс и исследовательская работа студентов, их "погружение" в реальные задачи организации. Однако в современной ситуации наиболее полезным для студентов является несколько другое взаимодействие базовой организации и кафедры. А именно, кафедра учит студентов в одной организации (где есть много высококлассных ученых и педагогов), но начиная со старших курсов кафедра трудоустраивает их в другую - базовую - организацию (которая так или иначе оплачивает их профессиональное обучение и предлагает лучшие карьерные возможности).

Уникальной особенностью кафедры вычислительной математики МФТИ является то, что она связывает достаточно много базовых организаций со студентами своих специализаций: специализации «Компьютерное моделирование в механике, биомеханике и физиологии » Факультета и специализации «Прикладные вычислительные модели и программные комплексы » Факультета . Разнообразие базовых организаций дает студентам максимальные возможности для выбора направления работы, причем не только на этапе приема на кафедру, но и намного позже, после осознания своих интересов и вариантов практической работы.

Следует заметить, что сам МФТИ также является одной из базовых организаций кафедры вычислительной математики. Вуз, конечно, не обеспечивает полноценную карьеру во многих из тех областей, которые изучаются на кафедре. Однако "карьера" - это всегда проторенный путь; а у тех выпускников кафедры, кто ежегодно остается работать в самом МФТИ, имеется на порядок больше возможностей выбора (выбора интересной и творческой работы, выбора способа зарабатывания денег) - по сравнению с теми, кто делает "стандартную карьеру". Такими возможностями обычно пользуются лучшие выпускники кафедры, кто имеет наиболее самостоятельное мышление, а также любит преподавать или делать науку.

Любая базовая кафедра МФТИ (за исключением некоторых платных специальностей) обеспечивает обучение по одной или нескольким магистерским программам, описанным в государственном стандарте высшего образования по направлению 511600. Основными магистерскими программами для кафедры вычислительной математики являются "Математические и информационные технологии " (ФУПМ) и "Математическое и экспериментальное моделирование процессов в механике, гидродинамике и биомеханике " (ФАКИ). Выпускники кафедры поступают в аспирантуру и, как правило, защищают кандидатскую диссертацию по специальности 05.13.18 "

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина

ПОЛОЖЕНИЕ О БАЗОВОЙ КАФЕДРЕ

СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЫНКОВ

РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Кафедра «Системные исследования энергетических рынков» (далее «Кафедра») является структурным подразделением факультета экономики и управления (далее «Факультет») Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина (далее «Университет»), осуществляющим свою деятельность в целях, указанных в настоящем положении (далее «Положение»).

1.2. Кафедра не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства Российской Федерации, Устава Университета и Положения

1.3. Кафедра создана Университетом в соответствии с его Уставом на основании Договора о создании Кафедры № ОБ/1 от 15 июня 2011 года, заключенного между Университетом и Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Институт энергетических исследований Российской академии наук (далее «ИНЭИ РАН»). Кафедра создана в порядке, утвержденном в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 февраля 2009 года № 66 «Об утверждении порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования на базе научных организации кафедр, осуществляющих образовательный процесс».

1.4. Кафедра располагается на территории ИНЭИ РАН по адресу: г. Москва, ул. Вавилова, 44, корп. 2, ком. 408,410.

1.5. Переименование и ликвидация (прекращение деятельности) Кафедры осуществляется на основаниях и в порядке, предусмотренных в Уставе Университета и в законодательстве Российской Федерации.

РАЗДЕЛ II

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КАФЕДРЫ

2.1. Целью деятельности Кафедры является совершенствование качества образования путем использования результатов научно-исследовательских работ в образовательном процессе, новых знаний и достижений науки и техники, расширения исследовательского принципа обучения и научной составляющей образовательного процесса, кадровое обеспечение научных исследований в области экономики энергетики, а также осуществление научной, учебной и методической работы в этой области.

2.2. Кафедра создается для:

Интеграции образования, науки и производства как важнейшего условия повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием, а также обеспечения непосредственного участия ИНЭИ РАН в учебном процессе путем привлечения для его осуществления интеллектуальных и иных ресурсов ИНЭИ РАН.

Обеспечения прямого участия ИНЭИ РАН в образовательной деятельности Университета путем вовлечения и эффективного использования в учебном процессе интеллектуальных и материально-технических ресурсов ИНЭИ РАН.

Реализации на этой основе принципов опережающего образования.

Осуществления целевой подготовки молодых специалистов в Университете для РАН, эффективного решения проблем обеспечения Института и организаций РАН специалистами высшей квалификации.

2.2. Для достижения целей, указанных в пункте 2.1. Положения, Кафедра решает следующие задачи:

Реализация основных образовательных программ высшего профессионального образования по следующим специальностям и направлению 38.04.01 «Экономика», включая обучение в магистратуре;

Реализация программ профессиональной переподготовки и иных дополнительных образовательных программ профессионального образования по профилю образовательной деятельности Кафедры;

Реализация послевузовского профессионального образования по специальностям, отвечающим профилю образовательной деятельности Кафедры;

Участие в работе диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций по указанным выше специальностям;

Содействие проведению научных стажировок по специальностям и направлениям подготовки в сфере высшего профессионального образования, отвечающим профилю деятельности Кафедры;

Обеспечение выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по профилю научной деятельности Кафедры;

Содействие созданию инновационных структур в рамках Кафедры и участию в их работе;

Подготовка учебно-методической литературы, подготовка тематических научных сборников, научных трудов, монографий, материалов конференций и организация создания других результатов интеллектуальной деятельности;

Организация и проведение научных конференций, семинаров, симпозиумов;

Иная деятельность, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Университета и Положением.

Руководство Кафедры планирует учебную и научную работу, проводимую на Кафедре, организует и контролирует ее выполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Университета, Правилами внутреннего распорядка Университета, приказами ректора Университета и иными локальными актами Университета.

На Кафедре обеспечивается реализация очной формы обучения, по срокам и ступеням подготовки магистров, программ послевузовского профессионального образования (аспирантура, соискательство, докторантура), а также иных образовательных программ в соответствии с профилем деятельности Кафедры.

Учебный процесс осуществляется по учебным планам, разработанным в установленном порядке на основе государственных образовательных стандартов, а также нормативных правовых актов Российской Федерации. Учебный процесс регламентируется законодательством Российской Федерации, Уставом Университета, Правилами внутреннего распорядка Университета, приказами ректора Университета и иными локальными актами Университета.

Проведение учебных занятий и консультаций, прием экзаменов и зачетов по ряду специальных дисциплин и курсов, в том числе элективных, предусмотренных учебными планами направлений и специальностей подготовки дипломированных специалистов, а также магистерскими программами;

Руководство дипломным проектированием, подготовкой магистерских и кандидатских диссертаций;

Организация и руководство учебной и научно-исследовательской работой магистрантов и аспирантов;

Участие преподавателей в работе государственной аттестационной комиссии;

Организация и руководство стажировкой преподавателей Университета, направляемых в соответствии с планом и программой повышения их квалификации.

Методическая работа Кафедры включает:

Участие в разработке нормативной документации, предусмотренной государственными образовательными стандартами по направлениям и специальностям, по которым ведется подготовка специалистов с высшим образованием в Университете;

Разработку рабочих программ дисциплин, преподаваемых на Кафедре, программ стажировок преподавателей Университета на Кафедре;

Подготовку и издание учебников, учебных пособий, конспектов лекций по дисциплинам Кафедры, методических руководств по УНИРС, курсовому и дипломному проектированию, других видов учебно-методической литературы, необходимой для качественного освоения студентами учебной программы и эффективного использования в учебном процессе новых методов и форм обучения;

Разработку тематики домашних заданий, курсовых проектов, магистерских диссертаций, программ рубежного контроля самостоятельной работы учащихся;

Отработку и внедрение в учебный процесс новых методов и форм обучения, в том числе современных информационных технологий обучения.

Учебный процесс на Кафедре осуществляется в соответствии с рабочими учебными и семестровыми планами, согласованными с руководством ИНЭИ РАН и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кафедра заблаговременно представляет в Учебно-методическое управление Университета предложения по составлению расписания учебных занятий и консультаций по дисциплинам Кафедры, календарных планов-графиков научно-исследовательской работы студентов и аспирантов.

На Кафедре в установленном порядке ведутся делопроизводство и отчетность, Кафедра обязана представлять в установленные в локальных актах Университета сроки планы работы

Кафедры, индивидуальные планы работы преподавателей, магистрантов и аспирантов. Регулярно (не реже 1 раза в 2 месяца) должны проводиться заседания Кафедры, методические и научные семинары.

Научно-исследовательская работа, выполняемая учащимися на Кафедре, проводится по тематике, разрабатываемой ИНЭИ РАН и согласованной с проректором Университета по научной работе.

Научная деятельность на Кафедре осуществляется, в том числе в форме участия в научно-исследовательских государственных, региональных и международных проектах и программах, конкурсах грантов, в форме выполнения различных видов научно- исследовательских, опытно-конструкторских, научно-организационных, прикладных работ, оказании научно-технических и научно-консультационных услуг посредством заключения Университетом соответствующих договоров.

Научно-исследовательская работа на Кафедре может организовываться в составе научно-исследовательских подразделений ИНЭИ РАН и осуществляться по следующим основным направлениям:

Тенденции и закономерности развития энергетики в ее взаимодействии с потребностями общества, научно-техническим прогрессом и окружающей средой;

Обоснование структурной и научно-технической политики в российской и мировой энергетике;

Исследование и разработка эффективных стратегий развития ТЭК страны;

РАЗДЕЛ III

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФУНКЦИИ КАФЕДРЫ

3.1. Кафедра осуществляет функции по ведению образовательной, научной и иной, незапрещенной в российском законодательстве, деятельности по направлениям, необходимым для достижения целей и решения задач, предусмотренных в Положении.

3.2. Функции Кафедры реализуются заведующим Кафедрой, его заместителями и другими работниками Кафедры в соответствии с их полномочиями, которые определяются в соответствующих должностных инструкциях.

3.3. Педагогический коллектив Базовой кафедры, включая должность заведующего кафедрой, составляют штатные работники ИНЭИ РАН, работающие в Университете на условиях совместительства на должностях профессорско-преподавательского состава.

3.4. ИНЭИ РАН для освоения студентами и аспирантами преподаваемых дисциплин предоставляет Базовой кафедре учебные классы, оборудование, необходимую нормативнометодическую документацию.

3.5. Имущество Кафедры может формироваться любым законным способом, в том числе за счет средств, получаемых Университетом на основании договоров, исполнение которых осуществляется Кафедрой.

3.6. Финансирование деятельности Кафедры осуществляется на любых законных основаниях, в том числе на основании договоров, заключаемых Университетом с третьими лицами.

3.7. Обеспечение деятельности Кафедры осуществляется соответствующими службами Университета. Учет хозяйственной деятельности Кафедры ведется бухгалтерией Университета согласно законодательству Российской Федерации и учетной политике Университета.

РАЗДЕЛ IV

УПРАВЛЕНИЕ КАФЕДРОЙ

4.1. Кафедра подчиняется непосредственно декану Факультета. Управление Кафедрой осуществляет заведующий Кафедрой. Заведующий Кафедрой осуществляет функции и полномочия, предусмотренные в его должностной инструкции. Квалификационные и иные требования к должности заведующего Кафедрой, иным должностям, предусмотренным в штатном расписании Кафедры, и порядок их замещения устанавливаются в законодательстве Российской Федерации и Уставе Университета.

4.2. Педагогический коллектив Кафедры, включая должность заведующего кафедрой, составляют штатные сотрудники ИНЭИ РАН, работающие в Университете на условиях совместительства на должностях профессорско-преподавательского состава.

4.3. Штатное расписание Кафедры утверждается ректором Университета по представлению заведующего Кафедрой и декана Факультета.

4.4. Преподаватели Кафедры имеют право участвовать в мероприятиях, проводимых на факультете и в университете, в том числе собраниях научно-педагогического коллектива, пользоваться информационными ресурсами Университета: библиотекой, фондами методических кабинетов и т.п. Они могут избираться в состав Ученых Советов Университета и факультета экономики и управления.

4.5. Кафедра организует согласование и подготовку соглашений о сотрудничестве и договоров, заключаемых Университетом с ИНЭИ РАН.

РАЗДЕЛ V

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ КАФЕДРЫ

5.1. Ответственность, права и обязанности работников Кафедры определяются в законодательстве Российской Федерации, Уставе Университета, Положении, трудовых договорах, заключенных Университетом с ними, должностных инструкциях этих работников, а также в иных документах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

РАЗДЕЛ VI

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАФЕДРЫ

С ДРУГИМИ СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ УНИВЕРСИТЕТА

6.1. Кафедра при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими структурными подразделениями Университета в той степени, в которой это необходимо для достижения целей и выполнения задач, предусмотренных в Положении.

6.2. Заведующий Кафедрой организует взаимодействие его работников с работниками других структурных подразделений Университета и отвечает за результаты такого взаимодействия.

РАЗДЕЛ VII

ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ

7.1. Внесение изменений и дополнений в Положение осуществляется на основаниях, предусмотренных в законодательстве Российской Федерации, в Уставе Университета, и в соответствии с СТВ-909-01 «Управление документацией и записями».

Одной из приоритетных форм взаимодействия российских вузов и предприятий должны стать , считают в Минобрнауки. О том, как эта идея может быть реализована, в интервью «РИА Новости» рассказала и.о. декана факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ Светлана Мальцева .

- Светлана Валентиновна, откуда взялась идея базовых кафедр? Это российское или зарубежное изобретение?

Идея создания базовых кафедр появилась в нашей стране достаточно давно. Одни из первых базовых кафедр были созданы в Московском физико-техническом институте. Зарубежными аналогами базовых кафедр можно считать так называемые индустриальные департаменты университетов. В большинстве случаев они работают сразу со многими компаниями в определенной отрасли. Индустриальные департаменты организуют обучение и стажировки студентов в компаниях, привлекают преподавателей из бизнеса, помогают компаниям подобрать студентов для участия в проектах. В отличие от индустриальных департаментов базовая кафедра - это площадка, иногда находящаяся не в вузе, а на предприятии, для сотрудничества вуза с одной конкретной компанией или научным институтом, причем рамки сотрудничества в каждом случае формируются индивидуально.

- Какова, на ваш взгляд, идеальная отдача от базовых кафедр для бизнеса и для вузов?

Для вузов главная отдача заключается в совершенствовании учебного процесса, включении в него лучших практик ведущих компаний, а в конечном счете - в том, чтобы образование лучше соответствовало потребностям экономики и общества. Бизнес и научные организации тоже в них заинтересованы: благодаря работе базовых кафедр они получают выпускников вузов с теми компетенциями, которые им сейчас нужны. Чем теснее сотрудничество, тем выше отдача.

Как должно быть организовано сотрудничество? Ведь бывают случаи, когда базовая кафедра - это всего лишь вывеска.

Я могу говорить об опыте факультета бизнес-информатики ВШЭ, где с 2002 года создано 11 базовых кафедр. Для нас главный показатель их эффективности - студенческие работы и проекты, реализованные под руководством сотрудников базовых кафедр. Например, под руководством преподавателей базовой кафедры компании «ФОРС» студенты факультета недавно приняли участие в проекте компании, связанном с информационной поддержкой бизнес-процессов спортивной отрасли, сделали доклады по тематике работ на международной конференции. Другой пример: обучение по курсам базовой кафедры компании SAP позволило команде студентов нашего факультета под руководством Николая Шуйского занять первое место на конкурсе «SAP CodeJam Moscow» и второе место на конкурсе «InnoJam @CeBIT 2013».

Наш опыт показывает, что базовые кафедры работают успешно, если у вуза и компании есть взаимная заинтересованность и совпадение интересов. В НИУ ВШЭ разработано положение о базовой кафедре, которое определяет основные направления такого сотрудничества. Прежде всего, базовая кафедра участвует в учебном процессе: сотрудники компании ведут лекционные и семинарские занятия, мастер-классы, руководят дипломными и курсовыми работами, практиками и стажировками, привлекают студентов к выполнению проектов и исследований. А дальше возможны разные формы: организация студенческих конференций, конкурсов, встреч с ведущими экспертами.

- Есть ли разница в работе базовых кафедр научных институтов и коммерческих структур?

Организационно работа выстраивается сходным образом, а вот содержательно базовые кафедры научных институтов ориентированы прежде всего на развитие научных компетенций, ведь университет готовит кадры для научной деятельности, так же как и для практической. Кроме того научные компетенции сегодня высоко востребованы ведущими компаниями.

- Как вы оцениваете инициативу Минобрнауки по развитию базовых кафедр в вузах?

Инициатива верная, но нужно учесть один важный нюанс. Компании для сотрудничества с вузами нужно отбирать очень тщательно. Это не должны быть просто предприятия, которые хотят, чтобы выпускники вуза шли к ним работать. Они должны представлять перспективные отрасли экономики, быть лидерами, а сотрудники соответствующих базовых кафедр должны быть высококвалифицированными экспертами.

Для более активного взаимодействия вузы и компании могли бы создавать совместные сервисы - например, банки идей, проектов, которые появляются в академическом и студенческом сообществе, могли бы заинтересовать предприятия. Или же такой сервис, как поиск студентами предприятий для реализации своих идей, и наоборот - поиск предприятиями студентов для своих проектов. Например, на нашем факультете мы собираемся создать общую базу студентов, выполнявших проекты в области информационных технологий, с данными об их компетенциях и результатах работы, и она наверняка будет представлять интерес для компаний.

Екатерина Рылько, специально для «РИА Новости»

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, по каждому филиалу вуза должно быть оформлено отдельное приложение к лицензии на право ведения образовательной деятельности с указанием наименования и места нахождения такого филиала (ч. 4 ст. 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ " ").

Представитель Минобрнауки России подчеркнул, что в случае одобрения законопроекта вузы и ссузы смогут создавать не филиалы, а базовые подразделения при других организациях, в том числе при предприятиях, даже если последние располагаются не в том же муниципальном образовании, в котором находится вуз или ссуз.

Более того, Александр Соболев указал, что в соответствии с разработанным документом специальные лицензии на образовательную деятельность для базовых подразделений вузов не потребуются, поскольку последние будут учитываться в лицензии на образовательную программу в целом. При этом, по его словам, после принятия поправок вузам не придется собирать значительное количество документов и даже вписывать адрес базового подразделения в лицензию.

Эксперт также подчеркнул важность другого положения проекта закона, которое позволит назначать руководителями базовых подразделений генеральных конструкторов, крупных производственников и ученых, то есть представителей предприятий, при которых кафедры будут созданы. Документ допускает исполнение одновременно обязанностей и сотрудника предприятия, и руководителя базового подразделения вуза по совместительству. Сегодня, напомним, должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации или филиала государственной или муниципальной образовательной организации запрещено исполнять по совместительству ().

Также он обратил внимание на то, что сегодня форма сотрудничества между вузами и предприятиями прямо не установлена законом, поэтому они не выстраивают взаимодействие друг с другом через специально создаваемые подразделения. Чаще всего они заключают договоры о сотрудничестве, в рамках которого предприятие обязуется взять на практику или стажировку студентов и выпускников вуза.

В связи с этим, как предполагается, все детали отношений между вузом и предприятием по практической подготовке студентов на базовых кафедрах должны быть урегулированы в типовом договоре. Эксперт сообщил, что форму такого договора Минобрнауки России уже разработало, причем особое внимание уделено его существенным условиям.

Отметим, что сегодня вузы взаимодействуют с предприятиями в том числе в рамках организации практики студентов. Учебные заведения заключают договоры на прохождение учебной или производственной практики с организациями, где студенты будут проходить практику (). Но форма такого договора не установлена каким-либо органом, так как ее определяет вуз.

По оценке спикера, в представленной модели взаимодействия нет рисков и сложностей, а нововведение важно как для вузов, так и для предприятий: первые получат доступ к современным технологиям для обучения студентов, а вторые смогут использовать интеллектуальный потенциал вузов для развития производства. Подчеркивалось, что внедрить подобную концепцию базовых предприятий на уровне подзаконных актов невозможно, в связи с чем потребуется внести системные изменения в закон об образовании.

В целом, по мнению разработчиков инициативы, работа базовых подразделений повысит качество образовательного процесса и будет способствовать интеграции образовательной и практической деятельности, в частности, в сферах инженерии, медицины и транспорта. Аналогичной позиции придерживаются и представители вузов.

В каких изданиях студенты вправе публиковать свои работы на бесплатной основе? Узнайте из материала "Права студентов" в "Домашней правовой энциклопедии" . Получите полный бесплатный доступ на 3 дня!

Так, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Юрий Зинченко подчеркнул, что необходимость базовых кафедр существует, и данный вопрос не является предметом дискуссии. Он также обратил внимание на то, что такие кафедры могут стать основой для будущего трудоустройства студентов. Вместе с тем, по его мнению, нужно определить минимальные требования к предприятиям, при которых будут создаваться базовые подразделения, чтобы избежать рисков недобросовестности при их взаимодействии с вузами.

А проректор по организационно-правовым и экономическим спорам Московского городского педагогического университета Артемий Рожков указал, что принятие законопроекта важно в том числе и для сферы педагогического образования, поскольку оно во многом ориентируется на практическую подготовку студентов.

Вместе с тем, в ходе мероприятия были названы и недостатки законопроекта. В числе прочего, участники обсуждения указывали на сложность формулировок документа. Александр Соболев заявил, что Минобрнауки России планирует сделать документ более понятным для граждан.

На необходимость доработки проекта закона указала и заместитель председателя Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина , в то же время отметив, что потребность в предлагаемых нововведениях колоссальна.

Она подчеркнула, что подавляющее большинство предполагаемых поправок к законопроекту касается не области образования, а юридических аспектов, в связи с чем необходимо внести изменения в другие нормативные акты, а не только в закон об образовании. Так, она допустила, что будет изменен , поскольку у предприятий в результате взаимодействия с вузами появятся прибыль и соответствующие налоговые обязанности. Кроме того, закрепить возможность совместительства работы на базовом подразделении и на предприятии она предложила отразить еще и в .

Наряду с этим Любовь Духанина заявила, что законопроект будет проходить сложно в связи с предлагаемым вариантом, по которому базовое подразделение не будет отдельно лицензироваться. "Если мы какие-то блоки начинаем убирать вообще из системы лицензирования, то с позиции прав потребителя это непонятно. Можно говорить о каком-то другом механизме, о других требованиях к этой части образовательной программы [к деятельности базовых подразделений. – Ред. ], но предлагаемый механизм полностью не соответствует всем нормам о лицензировании и аккредитации образовательных учреждений", – заявила представитель Госдумы.

На заседании правительства 21 августа министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов назвал одной из приоритетных форм развития взаимодействий вузов и предприятий — создание базовых кафедр. У ведущих российских университетов уже есть опыт такого сотрудничества. О его особенностях в интервью РИА Новости рассказала и.о. декана факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ Светлана Мальцева.

Ливанов: вузы выпускают не тех специалистов, которые нужны рынку труда Возможности отечественных вузов не соответствуют потребностям экономики, признал министр образования и науки Дмитрий Ливанов. Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что вузы, выпускники которых не могу устроиться на работу, должны быть закрыты.

— Светлана Валентиновна, откуда взялась идея базовых кафедр? Это российское или зарубежное изобретение?
— Идея создания базовых кафедр появилась в нашей стране достаточно давно. Одни из первых базовых кафедр были созданы в Московском физико-техническом институте.
Зарубежными аналогами базовых кафедр можно считать так называемые индустриальные департаменты университетов. В большинстве случаев они работают сразу со многими компаниями в определенной отрасли. Индустриальные департаменты организуют обучение и стажировки студентов в компаниях, привлекают преподавателей из бизнеса, помогают компаниям подобрать студентов для участия в проектах.
В отличие от индустриальных департаментов базовая кафедра - это площадка, иногда находящаяся не в вузе, а на предприятии, для сотрудничества вуза с одной конкретной компанией или научным институтом, причем рамки сотрудничества в каждом случае формируются индивидуально.

— Какова, на ваш взгляд, идеальная отдача от базовых кафедр для бизнеса и для вузов?
— Для вузов главная отдача заключается в совершенствовании учебного процесса, включении в него лучших практик ведущих компаний, а в конечном счете - в том, чтобы образование лучше соответствовало потребностям экономики и общества.
Бизнес и научные организации тоже в них заинтересованы: благодаря работе базовых кафедр они получают выпускников вузов с теми компетенциями, которые им сейчас нужны. Чем теснее сотрудничество, тем выше отдача.

— Как должно быть организовано сотрудничество? Ведь бывают случаи, когда базовая кафедра - это всего лишь вывеска.
— Я могу говорить об опыте факультета бизнес-информатики ВШЭ, где с 2002 года создано 11 базовых кафедр. Для нас главный показатель их эффективности - студенческие работы и проекты, реализованные под руководством сотрудников базовых кафедр.
Например, под руководством преподавателей базовой кафедры компании "ФОРС" студенты факультета недавно приняли участие в проекте компании, связанном с информационной поддержкой бизнес-процессов спортивной отрасли, сделали доклады по тематике работ на международной конференции.
Другой пример: обучение по курсам базовой кафедры компании SAP позволило команде студентов нашего факультета под руководством Николая Шуйского занять первое место на конкурсе "SAP CodeJam Moscow" и второе место на конкурсе "InnoJam @CeBIT 2013".
Наш опыт показывает, что базовые кафедры работают успешно, если у вуза и компании есть взаимная заинтересованность и совпадение интересов. В НИУ ВШЭ разработано положение о базовой кафедре, которое определяет основные направления такого сотрудничества. Прежде всего, базовая кафедра участвует в учебном процессе: сотрудники компании ведут лекционные и семинарские занятия, мастер-классы, руководят дипломными и курсовыми работами, практиками и стажировками, привлекают студентов к выполнению проектов и исследований. А дальше возможны разные формы: организация студенческих конференций, конкурсов, встреч с ведущими экспертами.

— Есть ли разница в работе базовых кафедр научных институтов и коммерческих структур?
— Организационно работа выстраивается сходным образом, а вот содержательно базовые кафедры научных институтов ориентированы, прежде всего, на развитие научных компетенций, ведь университет готовит кадры для научной деятельности, так же как и для практической. Кроме того, научные компетенции сегодня также высоко востребованы ведущими компаниями.

— Как вы оцениваете инициативу Минобрнауки по развитию базовых кафедр в вузах?
— Инициатива верная, но нужно учесть один важный нюанс. Компании для сотрудничества с вузами нужно отбирать очень тщательно. Это не должны быть просто предприятия, которые хотят, чтобы выпускники вуза шли к ним работать. Они должны представлять перспективные отрасли экономики, быть лидерами, а сотрудники соответствующих базовых кафедр должны быть высококвалифицированными экспертами.
Для более активного взаимодействия вузы и компании могли бы создавать совместные сервисы - например, банки идей, проектов, которые появляются в академическом и студенческом сообществе, могли бы заинтересовать предприятия. Или же такой сервис, как поиск студентами предприятий для реализации своих идей, и наоборот - поиск предприятиями студентов для своих проектов. Например, на нашем факультете мы собираемся создать общую базу студентов, выполнявших проекты в области информационных технологий, с данными об их компетенциях и результатах работы, и она наверняка будет представлять интерес для компаний.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ).