Анализ произведения горького фома гордеев. «Сочинение по роману Горького «Фома Гордеев Фома гордеев анализ

Скрытая полемика с христианскими идеями Достоевского (и не только Достоевского) содержится и в истории жизни и гибели Якова Филимонова.

Образ этот также свидетельствует о силе Горького как художника, чуткого к различным идейно-нравственным исканиям народной массы. Яков - возвышенная натура, он привлекает своей одухотворенностью. Но искания его окрашены в христианские тона покорности. Неудивительно, что жизнь сломила Якова. Его трагедия - как бы демонстрация несостоятельности христианской философии и этики.

Горький наблюдал и другой социально-психологический тип - тип человека, идущего «сверху» на «дно», - наблюдал и остро интересовался им. Ибо и этот тип был выражением определенных процессов, происходящих в буржуазном обществе. Иногда такое выпадение из социальной колеи было связано просто с деградацией буржуазной личности, иногда было результатом своеобразного недовольства, бунтарства, мятежа тех, кого Горький впоследствии назовет «блудными детьми» буржуазии.

Таким «блудным сыном» своего класса является Фома Гордеев.

Это один из наиболее колоритных образов, созданных молодым Горьким. Писатель дал герою романа имя апостола, который прославился своим скептически недоверчивым умом. Сознательно ли это сделал Горький - трудно сказать. Как бы то ни было, нежелание ничего принимать на веру - даже от наиболее почитаемых авторитетов, готовность бестрепетно вложить персты в любые язвы образуют главную черту Фомы Гордеева. В его сердце живет дух обличения. И весь роман построен на столкновении этого человека с миром «лавочников».

Правда, Фому трудно считать положительным героем, ибо, резко и гневно нападая на окружающих, он снял с себя нравственную ответственность за устройство собственной жизни. Его анархические дебоши, совершаемые в компании всякого рода авантюристов и представителей богемы, влекут за собой страдания и гибель ни в чем не повинных людей. «Баржу № 9-й разбили. Человеку спину перешибли, - а одного совсем нет, так что, пожалуй, утоп...» - докладывает о подвигах Фомы его крестному отцу Маякину капитан одного из гордеевских пароходов.

Однако есть в этом неприкаянном, лишнем человеке и какое-то здоровое нравственное начало, заставляющее его с презрением отворачиваться от той морали и жизненной программы, которые навязывает ему философ купеческого мира Маякин. В конце романа Фома духовно сломлен, царство маякиных превратило его в юродивого. Но в стихийном мятеже этой личности, сохранившей в себе, при всех своих слабостях, какой-то элемент народного представления об истине и справедливости, было своего рода предупреждение - суровое предупреждение! - господствующим классам.

Новым молодым героем своего времени является пролетарий Павел Грачев («Трое»).

Этот замечательный и до сих пор не вполне оцененный образ, в сущности, гораздо более значителен, нежели образ Нила из пьесы «Мещане». Павел многогранней, одухотворенней, более вдумчив, внимательней к людям; он - талантлив. В этом образе воссозданы весьма существенные, яркие черты молодого рабочего, постепенно, в результате мучительных испытаний, наблюдений и размышлений приходящего к пониманию механики общества, к пониманию необходимости борьбы.

Романы «Фома Гордеев» и «Трое» интересны не только тем, что в них запечатлено разнообразие путей, открывавшихся в конце XIX века перед вступающими в жизнь молодыми людьми, но и широкими картинами социальной действительности, разнообразными типами хозяев. Из этих типов наиболее значителен Маякин, показанный смело, тонко и правдиво, во всем своем «блеске» - Маякин умен, деятелен, красноречив - и во всей своей духовной нищете: весь его «блеск» служит, в конце концов, звериной проповеди пожирания слабых сильными.

Два первых романа Горького с их новаторским, революционным духом, с их глубоко аналитическим подходом к действительности были не только выдающимися образцами критического реализма, но уже содержали в себе отчетливые признаки социалистического реализма.

Источники:

  • Горький М. Избранное/ Предисл. Н. Н. Жегалова; Ил. Б. А. Дехтерева.- М.: Дет. лит., 1985.- 686 с., ил., 9 л. ил.
  • Аннотация : В том вошли избранные произведения М. Горького: повести «Детство» И «В людях», рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Однажды осенью», «Коновалов», «Бывшие люди» и др.

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Билет № 25 «Романы воспитания» горького9Фома Гордеев, Мать, Трое)

Роман воспитания или воспитательный роман (нем. Bildungsroman) — тип романа, получивший распространение в литературе немецкого Просвещения. Его содержанием является психологическое, нравственное и социальное формирование личности главного героя. Прежде всего необходимо строго выделить момент существенного становления человека. Все движение романа, все изображенные в нем события и приключения перемещают героя в пространстве, перемещают его на ступенях лестницы социальной иерархии: из нищего он становится богачом, из безродного бродяги — дворянином; герой то удаляется, то приближается к своей цели — к невесте, к победе, к богатству и т. п. События меняют его судьбу, меняют его положение в жизни и в обществе, но сам он при этом остается неизменным и равным себе самому.

В своих сочинениях Горький по-своему возвращается к классическому первоисточнику — традициям просветительского «романа воспитания». Традиции и воскрешаются, и обновляются. Оптимистический пафос горьковских произведений почерпнут не только в доброй «естественной» сущности человека, но прежде всего в движущейся истории, которой становится постепенно сопричастен герой.

В течение 1899—1901 гг. появляются первые романы Горького — «Фома Гордеев» и «Трое». В них интенсивно развивается тенденция к «расширению границ», наметившаяся в малой прозе 90-х годов. Но освоение крупных жанровых форм не было только художественным сдвигом. В центре обоих произведений снова оказываются анархические бунтари — Фома Гордеев и Илья Лунев (в «Троих»), многим близкие ранним горьковским героям. Однако они значительно глубже вписаны в свое историческое время. Российская действительность впервые у Горького предстает в кругу основных социальных проблем времени. Писатель размышляет над сменой общественных эпох, судьбами буржуазного уклада в России — животрепещущими вопросами, ставшими в ту пору предметом спора между марксистами и народниками, и в своих решениях приближается к первым.

"Фома Гордеев"

Роман "Фома Гордеев" как своеобразный итог творческих исканий Горького 90-х гг

На рубеже веков, в 1899 году, Горький публикует свой роман "Фома Гордеев". Это широкая, содержательная картина современности, в которой повествуется о набирающей силы русской буржуазии.

Писатель широко и выпукло рисует представителей предпринимательского вида. Он знакомит нас с купцами патриархального типа, крупными воротилами, такими, как Ананий Щуров. Когда-то этот "хитрый, старый черт" был фальшивомонетчиком и убийцей, теперь он стал торговцем леса и пароходчиком, скопивший на грабежах и обманах солидные капиталы, и чувствует себя владыкой. Он не принимает ничего нового, распространение машин, ненавидит всяческие свободы. По словам Маякина, он похож на хитрую и коварную лису: "…Возведет очи в небеса, а лапу тебе за пазуху запустит да кошель то и вытащит…"

Рядом с ним умный волевой Игнат Гордеев, в прошлом водолив, а теперь владелец трех пароходов и десятка барж. Он одержим страстью к наживе, отличается огромной жизненной энергией, с которой мечется по торговым делам, улавливая золото, но Игнат знал тяжелый бурлакский труд, он выходец из народа, у него жажда деятельности. Есть у него неудержимая тяга к жизни. А главное - его душа мятежно вскипает и бросает порой в сторону от наживы. И тогда он начинает пить и распутничать, раскидывать свои богатства, будь то пароход, баржа или деньги.

Яркой является фигура Якова Маякина, который считает, что ценность всякого человека определяется наличными капиталами. Маякин считает купцов первой силой в государстве, он очень умен, расчетлив и циничен. Он делит людей на хозяев и на бессловесную массу - простые кирпичи, строительный материал в руках хозяев.

Показано в романе и молодое поколение купечества. К нему принадлежат Тарас и Любовь Маякины и Африкан Смолин. Они должны унаследовать дело и идеи Якова на новом этапе. Но они лишь внешне отличаются от отцов образованностью, европейской культурой. Но Тарас Маякин распрощался с мечтами юности и является владельцем судового производства в Сибири. И от Африкана Смолина, "жулика первой степени", ничего передового ждать нельзя.

Но Горький поставил задачу показать человека, ищущего дело по силам и широкого простора для свободной и честной жизни. Такой личностью является Фома Гордеев. Он унаследовал многое от молчаливой замкнутой матери, которая остро чувствовала фальшь. Буйство и безудержность он перенял от отца. Нянька ввела мальчика в мир чудесных сказок и легенд. Сказалось на нем и общение с матросами. И вот окружающие начинают замечать в Фоме что-то не свое "ведь ты ужасно не похож на купца", - замечает Люба. "Есть в вас что-то особенное", - говорит Софья. Это что-то страшно пугает Игната. Но действительность сделала свое дело. Яков Маякин внушал ему: "…или всех грызи или лежи в грязи". Глядя на Фому, капитан "Прилежного" заметил: "…хорошей породы щенок, с первой же охоты - добрый пес". Но Фома испытывает недовольство собой, склонность к разгулу. Жизнь, построенная на обмане, жадность ввергают его в отчаяние, он не видит выхода из тупика. Уничтожены мысли о чистой любви, когда он разуверился в Софье Медынской. Восторг он переживает только во время подъема затонувшей баржи. "Душно мне, - восклицает Фома.- Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит! И оттого болит, что - не мирится!" Фома становится блудным сыном в своей среде. Оказавшись на пароходе Илья Муромец в окружении именитых купцов, он чувствует безмерность претензий и начинает бунтовать, он бросает слова отвращения: "Не жизнь вы сделали - тюрьму…" он терпит поражение, связи с купечеством прерваны.

Фома связан и объявлен сумасшедшим. Но чувствуется его торжество в словах: " Правду не свяжешь, врешь!" трагедия Фомы Гордеева в том, что он не хотел жить по волчьим законам, он верил в радостный, честный труд. А по убеждению Ежова, "будущее принадлежит людям честного труда".

Фома Гордеев пребывает на протяжении всего сюжета в процессе становления собственной личности. То есть, перед нами типичный, что называется, роман воспитания (непременное его условие, по Бахтину, в том, что образ героя - величина переменная). Фома Гордеев - сын зажиточного купца, который становится наследником огромного состояния и должен теперь продолжать дело своего отца. Начиная с момента рождения и далее он в своей жизни будет взаимодействовать с людьми, которые, так или иначе должны повлиять на становление его личности. С одной стороны, Фому воспитывают отец и крёстный, учащие его, так сказать, премудростям купеческого дела и прагматической философии жизни, смысл которой, если рассматривать очень утрированно, в том, чтобы быть хозяином и преумножать капитал. С другой стороны, перед Фомой постоянно маячит дочка его крёстного Люба, эту самую философию презирающая (накопление капитала она считает делом бессмысленным). К этому двойному влиянию привносится вещь, унаследованная Горьким от европейского натурализма: влияние на героя не только среды, но и наследственности. Так сложилось, что у Фомы, помимо сильного, волевого отца, была совершенно другого характера мать, которая, казалось бы, проявила пассивность и полное безразличие к жизни. Поэтому Фома в общем-то отлично справляется с обязанностями купца, у него достаточно крутой норов, он может дать подзатыльник, прикрикнуть, забыть, что перед ним живой человек. Но есть в нём и нечто другое - то, что подмечает отец, который говорит "нет, есть в тебе что-то не от моей крови". И эта раздвоенность в личности Фомы приводит его, ясное дело, к конфликту - как внешнему (конфликт со средой, с существующим порядком жизни человека), так и внутреннему (вопрос самоопределения: кто я такой, для чего я родился, для чего я пришёл в этот мир?).

Вопрос самоопределения мучает героя постоянно. И именно с ним связаны ключевые темы (проблемы, мотивы) романа. Это и неприятие автором существующего социального строя, порождающего такого вот лишнего человека как Фома - человека, не находящего смысла в жизни, - и критика купеческой среды, купечества как класса якобы лучшего, высшего, господствующего, класса, который поведёт Россию вперёд.

«Трое»1901 г.

Основная проблема повести — выбор жизненного пути. Горький рассказывает о разных путях трех товарищей детства: Якова Филимонова — сына буфетчика, Ильи Лунева, привезенного в город из деревни, и Павла Грачева — сына кузнеца. Подобно Алеше Пешкову, живя в бедности и нищете, окруженные жадными и завистливыми людьми, все трое страстно увлекались чтением книг, рыцарских романов, уносивших их воображение в «страну чудесных вымыслов». Однако возвышавшиеся до небес неприступные замки, сверкающие золотом дворцы и подвиги рыцарей не могли заслонить от юных героев окружающую их бедность, грязь, грубость, пьянство, жадность, зависть. Одних это подавляло, других заставляло сопротивляться, искать выход.

Прослеживая три судьбы, Горький полемизирует с Толстым и Достоевским, с их философией смирения и непротивления. Жертвой смирения становится Яков Филимонов: неспособный к сопротивлению («Чтобы жить в этой жизни, надо иметь бока железные, сердце железное»), он уходит в религию, в бесплодные размышления о боге и дьяволе, о жизни и смерти. Внутренне опустошенный, больной чахоткой, покорившийся отцу, разбогатевшему в результате ограбления умирающего старика, Яков в полном смирении становится за стойку отцовского буфета.

Подобно Фоме Гордееву, Илья Лунев взбунтовался против окружающих его сытых, довольных и процветающих людей, вся жизнь которых — ложь, подлость и преступление. «Вот если бы я мог… уничтожить вас… всех!.. Кабы знал я, какой силой раздавить вас можно! Не знаю!..» Илья действительно не знал, какая сила сможет разрушить отвратительный буржуазно-собственнический мир. В этом была его трагедия. И все же это трагедия возрождения, а не гибели. Здесь важно заметить вот что: если Фома Гордеев, признав свое поражение в схватке с купцами, их силе противопоставил свою слабость («пропал… не от вашей силы… а от своей слабости»), то Илья все же считал себя сильным. Он лишь признает, что сам он оказался оторванным от той большой силы, которую он чувствовал в Павле Грачеве и его товарищах.

Итак, Илья Лунев — крестьянский паренек, ставший купцом. Но его история — это не история созревания купца, а история освобождения от всего купеческого и мещанского. Он сумел разбогатеть, но сумел и разорвать с тем миром, морали которого он было подчинился.

Совсем по-особому складывается жизненный путь третьего товарища — Павла Грачева. Он, как Илья, рано осиротел, с детства начал трудиться, — скачала у сапожника, затем — в типографии, работал слесарем-водопроводчиком. Жизнь была трудной, полуголодной, однако его не прельстила перспектива стать хозяином мастерской, как советовал ему Илья, предлагая деньги на обзаведение. Павел остался рабочим человеком. Познакомившись с социал-демократкой Софьей Медведевой, он связал свою судьбу с революционерами.

Павел Грачев еще не стал настоящим героем своего времени. В нем Горький еще только угадывает тип пролетарского революционера, каким станут Нил («Мещане»), Павел Власов и другие герои романа «Мать» и пьесы «Враги». Однако важно отметить, что путь борьбы за счастье людей труда Горький уже тогда связывал с революционной социал-демократией, с рабочим классом.

Из лекций:

Илья Лунёв совершает убийство, но оно спонтанное. Он убивает старикашку, который покупает ласки женщины, которую он любит. Это убийство-сопротивление порочному устройству мира. В повести есть суд над проституткой, но в отличие от Катюши Масловой(«Воскресение») , она совершила преступление.

«Мать»

«Мать» —повесть, написанная в 1906 году во время путешествия Горького в США.

В повести отразились идеи «богостроительства», литературного евангелизма. Горький использовал библейские образы, сравнивает героев то с ангелами, то с апостолами, первомайская демонстрация названа «крестным ходом», главного героя автор сравнивает с Христом. Однако, заповеди сильно переосмысливаются героями, и в итоге из-за повести против самого Горького было заведено уголовное дело с обвинением в богохульстве.

Из лекции: «Мать» надо рассматривать в духе религиозном. Горький в это время начинает рассуждать над религией для народа, богостроительством. Это система, при которой будут обожествляться силы народа, творческие силы. Горький в новой социалистической теории обретает спасительную силу жизни. Андрей -очень яркий, восторженный человек, сопротивляющийся жестокости.

Процесс коренной ломки общественного мировоззрения, развернувшийся в русском обществе в данный период, небезызвестная борьба между новыми материалистическими и идеалистическими философскими течениями, возникшими на рубеже 19-20 веков, - все это не могло не найти отражения в литературных произведениях той эпохи. Творчество Горького не является здесь исключением. Оно явило собой отклик на события времени, когда менялось само понятие героического, когда протест против существующего строя стал делом каждого здравомыслящего человека. Роман "Мать" обнаруживает совершенно четкую позицию автора по отношению к общественным преобразованиям; произведение проникнуто пафосом борьбы за переустройство жизни, что длительное время давало повод для весьма односторонней оценки его в рамках советской идеологии. За "героической борьбой нового поколения революционеров" не замечали (или не хотели замечать) живых людей с их внутренними противоречиями, страданиями, нравственными исканиями. Горький в произведении затрагивает самые высокие человеческие стремления: к свободе, к познанию сущего. Героические события революционного движения — непременное условие, источник духовного преображения горьковских героев. Однако глубоко ошибочно проводить прямую аналогию между идеями пролетарской освободительной борьбы и ростом сознания действующих лиц романа. “Мать” — художественное произведение: все здесь определено человеческими взаимоотношениями и характерами. Сами герои живут психологически напряженно и многогранно. А понять путь Ниловны можно лишь с учетом ее сложных поисков. Многое в них созвучно и сегодняшнему дню. Уже в первоначальной зарисовке слободки выделена главная черта беспросветного существования рабочих — “застарелое чувство подстерегающей злобы”, перед которой отступали “одинокие искры неумелой, бессильной мысли”. В звероподобном поведении Михаила Власова бессознательная тоска оборачивалась беспредельно разросшейся, “наследственной... болезнью души”. Вполне объяснимой реакцией Пелагеи Ниловны оказались страх, замкнутость. И после смерти мужа для вдовы потекла “странная, молчаливая жизнь, полная смутных дум и опасений, все возрастающих”. Сообщение сына о его политической позиции уничтожило горе и подозрение Ниловны, вызвав привычный для нее отклик: “Опасаться надо людей — ненавидят все друг друга! Живут жадностью, живут завистью. Все рады зло сделать”. Вот исходное душевное состояние Власовой, тем более мучительное, что ей приходится глубоко таить врожденные чувства любви и нежности. Материнское начало оскорблено, попрано жестокими социальными условиями.

Внутреннее действие романа начинается с первых признаков возрождения женщины-матери, а набирает высоту — в расцвете ее природного дара любви. С ним писатель связывает будущее человеческих отношений вообще. Нередко поведение Ниловны объясняется тем, что слепая привязанность ее к сыну сменяется осмыслением революционных идей и устремлений. Но это не совсем так. Для Горького человеческое сознание основано на мыслях человека, его эмоциях.

Мужание Ниловны — борца — это мужание человека, новые убеждения взращены самоотверженным сердцем женщины. Материнская любовь — почва, смысл ее революционной практики. На первый взгляд, развитие сюжета в романе продиктовано появлением в доме Власовых Андрея Находки, Наташи, Николая Весовщикова и других. Но сколько здесь авторской прозорливости в выборе психологической ситуации! Находка и Наташа, по разным причинам лишены родительского тепла. Чуткая Ниловна сразу это понимает, проникаясь к ним участием. Сцена первого знакомства с друзьями Павла по борьбе успокаивает испугавшуюся было Власову, позволяя впервые ощутить необходимость для Находки и Наташи заботы о них. Этот эпизод венчается пробуждением у всех троих подлинной радости дружеских, доверительных отношений. Находка начинает мечтать о встрече с родной, давно бросившей его матерью, прощая ей невольную, быть может, жестокость к себе: “Родить трудно, научить человека добру еще труднее...” Наташа тоже проникается к Ниловне полным доверием.

Изменяется и сама хозяйка дома. Теперь она и видит, и чувствует все по-другому, по-новому. Ее размышления и мечты о жизни становятся сходными с мечтами молодежи. Лишь озлобленный и мрачный Николай Весовщиков воспринимается здесь резким диссонансом. Этого человека Ниловна долго будет чуждаться.

Далее в романе следует развитие отношений Власовой с новыми товарищами сына. Знакомство с другими членами кружка вызывает у Ниловны неоднородные чувства и раздумья, и они, пусть даже разные по характеру люди, одинаково интересуют ее. Некогда одинокая, отчужденная от людей, мать начинает жить эмоционально насыщенно.

Влечение Ниловны к человеку воспринимается как восстановление естественных, здоровых проявлений личности. Встрепенулась душа бедной женщины, открыв для себя добро и красоту. Но тем болезненнее переживает теперь она опасность, угрожающую сыну и его друзьям. Так перед Ниловной встает главный вопрос: с кем быть ей? Но этот вопрос будет не единственным, ведь для героев романа программа борьбы только зарождается, и их ждет еще множество испытаний: это и аресты Павла, суд и снова бесконечные тяготы жизни. Проходя через все это с огромной материнской любовью в сердце, Ниловна находит ответ на вопрос: “Можно ли любить без веры? Нет!” Чистое чувство всегда основано на вере, сопряжено с душевной чистотой, самоотдачей. Только поэтому рождаются небывалые силы человека. Ниловна не разделяет любовь и жалость. Жалость здесь не унизительная забота о слабом, а результат глубокого понимания испытаний, трудностей, выпавших на долю сильных. Гордиться ими и помогать — вечные основы любви, в том числе и материнской.

В этом году я решил описывать впечатления, которые у меня возникают от прочитанных книг. Так сложилось, что сегодня у меня не было возможности нормально поготовиться к экзамену и к контрольной по синтаксису, а также поработать над рецензией на "Анну Каренину, зато была возможность читать (спасибо электронной книге), и я прочитал 3 пьесы из списка по зарубежке. Пьесы следующие: С.Мрожек "Эмигранты", Т.Уильямс "Трамвай "Желание" и Э.Ионеско "Лысая певица". Только вот свои впечатления я начну описывать не с пьес, а с романа Максима Горького, который я прочёл за два дня (3-4 января). Роман короткий (920 стр. в электронной книге, что примерно равно 230 стр в бумажном варианте). Это первый роман Горького, и называется он "Фома Гордеев".

Речь в нём идёт о молодом человеке, пребывающем на протяжении всего сюжета в процессе становления собственной личности. То есть, перед нами типичный, что называется, роман воспитания (непременное его условие, по Бахтину, в том, что образ героя - величина переменная). Фома Гордеев - сын зажиточного купца, который volens nolens становится наследником огромного состояния и должен теперь продолжать дело своего отца. Начиная с момента рождения и далее он в своей жизни будет взаимодействовать с людьми, которые, так или иначе должны повлиять на становление его личности. С одной стороны, Фому воспитывают отец и крёстный, учащие его, так сказать, премудростям купеческого дела и прагматической философии жизни, смысл которой, если рассматривать очень утрированно, в том, чтобы быть хозяином и преумножать капитал. С другой стороны, перед Фомой постоянно маячит дочка его крёстного Люба, эту самую философию презирающая (накопление капитала она считает делом бессмысленным). К этому двойному влиянию привносится вещь, унаследованная Горьким от европейского натурализма: влияние на героя не только среды, но и наследственности. Так сложилось, что у Фомы, помимо сильного, волевого отца, была совершенно другого характера мать, которая, казалось бы, проявила пассивность и полное безразличие к жизни. Поэтому Фома в общем-то отлично справляется с обязанностями купца, у него достаточно крутой норов, он может дать подзатыльник, прикрикнуть, забыть, что перед ним живой человек. Но есть в нём и нечто другое - то, что подмечает отец, который говорит "нет, есть в тебе что-то не от моей крови". И эта раздвоенность в личности Фомы приводит его, ясное дело, к конфликту - как внешнему (конфликт со средой, с существующим порядком жизни человека), так и внутреннему (вопрос самоопределения: кто я такой, для чего я родился, для чего я пришёл в этот мир?).

Вопрос самоопределения мучает героя постоянно. И именно с ним связаны ключевые темы (проблемы, мотивы) романа. Это и неприятие автором существующего социального строя, порождающего такого вот лишнего человека как Фома - человека, не находящего смысла в жизни, - и критика купеческой среды, купечества как класса якобы лучшего, высшего, господствующего, класса, который поведёт Россию вперёд. Горький работает как реалист, он стремится точно отобразить действительность. Смысловой пласт романа достаточно большой, и с этой точки зрения он мне понравился. Произведение действительно достаточно мощное. Горький сполна проехался по купечеству и по современному (для Горького) укладу жизни. Надо сказать, достоинство романа и в том, что Горький не ограничился купечеством, а вывел роман на общечеловеческий уровень. Проблему самоопределения, проблему ненахождения своего места в жизни испытывает также и Ежов - человек, совершенно отличающийся от Фомы. Судьбы их в общем-то схожи, одинаково трагичны, и они - в чём-то братья по мироощущению (это подтверждает, мне кажется, сцена с попойкой у костра, когда Ежов напивается, и Фома единственный, кто не оставляет друга в этом ужасном состоянии, а провожает его до дома).

Но всё же книга оставила у меня двойственные ощущения. Несмотря на хорошо проработанный смысловой план, на достаточно глубокий психологизм, интересные суждения о жизни, есть в этом романе совершенно нелепые вещи, по крайней мере, с точки зрения времени (не забываем, что на дворе начало XX века). Главные герои ведут себя как герои классицистического произведения, а, если говорить человеческим языком, то как пятнадцатилетние подростки. Представьте, как это выглядит, если учесть, что образ Фомы немало унаследовал от романтизма (конфликт он переживает романтического типа). Что Фома, что Ежов - они только и делают, что высказывают напрямую свои мысли и пытаются сражаться с обществом на словах, поскольку по иному не могут, а примирение невозможно. Другие персонажи не отстают и развивают спор, но в общем-то ведут себя более реалистично. Бунт Фомы - бунт ребёнка, наивно уверовавшего, что, изобличив общество, он сможет добиться победы. В этом и заключается причина его поражения, поскольку само устройство жизни (для Горького всё же виноватым остаётся, я думаю, социальный строй) являет невозможность такой победы. Эта постоянная декларация, как мне кажется, есть художественный промах Горького, однако в художественном плане роман всё же неплох. Здесь есть и символический план, выраженный в потрясающим сравнении заблудившегося в жизни человека со слепой совой, которую мальчишки заставили летать днём. Да, Горький в финале - видимо, для особо непонятливых читателей - это сравнение ещё и подчёркивает в речи Фомы, который, вспоминая эпизод из детства сам себя с этой совой сравнивает (хорошая, однако, память, хотя, чёрт возьми, дело не столько в ней, сколько в том, что выглядит несколько притянуто и портит впечатление). Но без этого неуместного подчёркивания символический план сделан очень классно

Вообще, как я уже писал выше, книга оставила двойственные ощущения. Чувствуется, что Горький - мастер. Но, как прозаик, он мне не импонирует. Конечно, все художественные "недостатки", которые я тут упомянул, можно объяснить, скорее, эстетикой Горького, нежели огрехами и местами проявленным непрофессионализмом, но я всё же пишу здесь о своих собственных впечатлениях и ощущениях, пускай они и получаются сделанными в слишком уж филологическом ключе

Засим всё. Глубокая ночь. Вставать достаточно рано. Немало дел ещё предстоит сделать. Так что пора ложиться.

"Фома Гордеев", краткое содержание, анализ и главных героев которого мы представим в этой статье, - повесть, в которой рассказывается о крепнущей буржуазии, описывается то, как она постепенно набирала силы. Маякин, ее идеолог, недаром считает, что жить становится все интереснее. Однако повесть Алексея Максимовича показывает не только рост русской буржуазии. Главная ее мысль - о том, как в этой действительности приходилось биться здоровому, энергичному человеку, который искал себе дело по силам и простор для своей энергии.

Анатолий Щуров и Яков Маякин

В представлена целая галерея образов людей, которых можно назвать "хозяевами жизни". Это, например, крупный торговец лесом Щуров Анатолий Саввич. Этот человек является воротилой купеческого мира. Маякин говорит о нем, что это "хитрый старый черт". Однако в хитрости не уступает никому и сам Яков Маякин. Купцы называют его "мозговым человеком". Яков является идеологом купечества. Он обучает своей "философии" крестника Фому. Яков говорит, что в государстве купец - первая сила, так как с ним миллионы. Именно поэтому, отмечает он, чиновникам и дворянам следует посторониться для того, чтобы дать простор купцам, чтобы они могли вкладывать свои капиталы и употреблять свои силы.

Представителем патриархального купечества, старого и дикого, является Анатолий Щуров. Этот человек выступает против всяческих новшеств, против облегчающих жизнь машин. Он злобно пророчит, что человек гибнет от свободы. Заметим, что Яков Маякин также является представителем старого купечества. Однако он умеет приспособиться к изменившимся условиям.

Тарас и Африкан Смолин

Тарас (сын Якова), а также Африкан Смолин (зять) продолжают дело отцов. Однако они действуют более трезво, более расчетливо, придают своему занятию европейский лоск. Эти люди рвутся к власти. Они стремятся преобразовать на европейский манер отечественную промышленность.

Игнат Гордеев

Тем не менее, уже в старшем поколении, уже в рядах тех, кто основывал состояние, встречаются люди, внутренне протестовавшие против несправедливых порядков этого мира. Однако они не могли изменить экономические отношения, складывавшиеся в то время. Таков, например, Игнат Гордеев. Это умный и одаренный человек из народа. Игнат жаден до жизни, он работает с неукротимой страстью. Когда-то он служил водоливом, а сейчас стал богачом. Игнат Гордеев владеет десятком барж и тремя пароходами. Автор отмечает, что его жизнь не текла по прямому руслу, как у многих, подобных ему. Она, мятежно вскипая, стремилась вон из колеи, пыталась уйти от наживы. А ведь нажива для купцов является главной целью существования, как отмечает Максим Горький.

Фома Гордеев

Краткое содержание, представленное ниже, подробно познакомит вас с событиями в жизни этого героя. Сейчас же мы остановимся на его внутреннем мире. Фома не хочет идти по пути стяжательства и накопительства. Инстинктивно этот герой тянется к красоте, он не умеет и не хочет фальшивить. Для него тюрьмой является мир собственнических отношений. Фома говорит, что ему "душно", что у него душа болит. Это как раз тот самый "здоровый человек", жаждущий свободы в жизни. Ему тесно в рамках этой действительности. Фома упорно пытается уйти из мира хозяев, и автор видит в этом показатель неустойчивости современности, того, что наступит время изменить ее.

Этот герой не может до конца понять устройство жизни. Он не знает методов и путей ее изменения. Как от народа, так и от передовой интеллигенции далек Фома Гордеев. Краткое содержание, представленное ниже, свидетельствует о том, что он не находит общего языка ни с теми, ни с другими, хотя и тянется к ним в душе. Гордеев много размышляет о жизни, однако тяги к книге и знаниям у него нет. Фому отпугивает общество образованных и умных людей. Он не ощущает потребности иметь друзей. Мир собственности, отвергаемый героем, купеческий уклад жизни оставили след в его душе. Фома рано познал то, какую снисходительную жалость к голодному проявляет сытый. Этот герой в конце повести унижен и повержен. Абсолютную победу над бунтарем торжествует маякинский мир.

Однако это победа над запутавшимся и слабым человеком, а не над читателем. Всю неприглядность царства маякиных и щуровых раскрыл перед нами М. Горький ("Фома Гордеев"). Краткое содержание произведения поближе познакомит вас с этим царством. Прочитав повесть, возможно, вы лучше поймете главного героя.

Первая глава

Краткое содержание "Фомы Гордеева" начинается с описания внешности и жизни Игната Гордеева. Это удачливый, неглупый и красивый человек. Он один из тех, кто смог сделать миллионное состояние на Волге. Этот человек уже к 40 годам был собственником десятка барж и трех пароходов. Его считали умным и богатым человеком. Однако ему дали прозвище "Шалый", поскольку жизнь его текла не размеренно, а все время взрывалась потрясениями. Игнат Гордеев мечтает о сыне. И его мечта исполняется - вторая жена наконец рожает ему мальчика. К сожалению, женщина при родах умирает. Игнат, устроив похороны супруги и окрестив своего сына Фомой, отдает его скрепя сердце на воспитание в семью Маякина, крестного отца. Автор отмечает, что смерть жены добавила много седин в его бороду, однако в блеске глаз Игната появилось что-то новое - ласковое и мягкое.

Вторая глава

Переходим ко второй главе, описывая краткое содержание "Фомы Гордеева". В ней рассказывается о доме, в котором живет Яков Маякин. Он очень большой, двухэтажный. Этот дом окружают старые липы. Семейство Маякина состоит из Якова, его дочери и жены, а также пяти родственниц. Кроме того, у него есть сын Тарас, однако Маякин отрекся от него, поскольку тот поступил против его воли, женившись на какой-то девушке в Москве. По роду занятий Яков Маякин - купец. Он владеет канатным заводом, а также держит лавочку у пристани. Шесть лет прожил в семье Якова Фома Гордеев. Очень краткое содержание не позволяет подробно останавливаться на его жизни здесь. Скажем лишь, что это время было, в общем-то, неплохим.

Фома выглядел в свои годы старше, как внутренне, так и внешне. Через некоторое время Игнат забрал своего сына домой. Привязавшийся к нему Яков попросил оставить его. Однако Гордеев возразил, что родил Фому не для него. После возвращения домой за нашим героем начала присматривать Анфиса. Фома с тех пор каждый день засыпал под звуки голоса этой старухи. Мальчику шел восьмой год, когда отец сообщил ему, что пора начинать учиться. После того как он проучится зиму, Игнат пообещал взять его весной в плавание. Отец сдержал обещание, и весной отправился на "Ермаке" вместе со своим сыном. Игнат напомнил мальчику, что они являются хозяевами, а к матросам следует относиться как к слугам. Ребенок услышал недовольные перешептывания членов команды по поводу его отца. Случай с утопленником описан автором в конце этой главы. Матросы толкают мертвеца от бортов, чтобы утопленник не забился в колесо. Мальчик пугается, однако отец объясняет ему, что это необходимо. Мертвому все равно, что будет с его телом, а пароходу не нужны лишние проблемы с властями. Все это фиксирует в своей памяти Фома Гордеев. Краткое содержание по главам продолжается событиями третьей главы.

Третья глава

Фома поступает в училище. Здесь он знакомится со Смолиным, который был сыном богатого заводчика. Кроме того, он дружит с обычным бедным парнем Ежовым. Фома вместе с ними занимается ребячеством - гоняет голубей и ворует яблоки по садам. Когда ему исполняется 19 лет, он выходит в первое самостоятельное плавание. Ефим - капитан ведущего корабля. Это опытный матрос, которого хорошо знает Фома. Этот человек просвещает его "по бабьим делам", а также знакомит с Пелагеей. В это время Игнат начинает со скуки сильно выпивать. Когда его сын возвращается из плавания, он уже плох и через некоторое время умирает.

Четвертая глава

Игната хоронят, в честь него устраивают поминальный обед. Фома встречается на закладке ночлежки с Софьей Медынской, которая приглашает его на обед. Фоме не по душе собравшееся общество. Он разговаривает о жизни с Любой, и кажется, что понимает ее.

Пятая глава

У главного героя складывается двоякое впечатление о Якове. Маякин помогает Фоме в делах, однако юноша считает, что тот хочет женить его на Любе. Яков, узнав, что Фома много времени проводит в обществе Софьи, предостерегает его. Юноша признается Медынской в любви.

Встреча с Щуровым и Ухтищевым

Маякин однажды послал Фому к Щурову Ананию Саввичу по делу. Этот человек - торговец лесом. О нем ходят жуткие слухи. Он будто бы приютил в своей бане каторжника, делавшего для него, а затем убил его и сжег в бане. Кроме того, он изжил двух жен, а затем отбил супругу у собственного сына. Во время встречи Щуров плохо отзывается о Маякине.

Затем Фома направляется в клуб, где встречает Ухтищева. Он узнает от него, что Софья завтра уезжает на все лето за границу. Какой-то человек (как оказалось, зять вице-губернатора) вмешивается в разговор и плохо отзывается о Медынской. Фома хватает его за волосы. Это возбуждает у Ухтищева интерес к нему.

Кутежи Фомы Гордеева

Через 3 дня Фома кутит на лесной пристани. Его дама - Александра. О безобразиях Фомы пишут в газете. Маякин ругает его, но остановить не может. Одна Саша среди сутолоки кутежей ровна и спокойна. Фому привлекает тайна, скрытая в ней. Однако он чувствует, что не любит эту женщину.

Саша предупреждает его о том, что обязательно пропадет Фома Гордеев. Краткое содержание (9 глава на этом завершается) продолжается тем, что главный герой никак не может найти свое место в жизни. Он гуляет с женщинами, смеется над ними, однако не поднимает никогда на них руку.

Вскоре Фома узнает, что Маякин пустил слух, будто он не в своем уме и нуждается в опеке. Наш герой смирился с этим и продолжил кутить. В конце концов произошла сцена на корабле. Фома смотрел на слушателей с ненавистью и говорил, что они сделали тюрьму, а не жизнь, выковали цепи на человека. Гордеев вспомнил о присутствующих купцах все, что знал о них преступного.

Заключительные события

Прошло 3 года, как отмечает Горький ("Фома Гордеев"). Краткое содержание заключительных событий следующее. Маякин умер после мучительной агонии, оставив сыну, дочери и Африкану Смолину, своему зятю, все состояние. Ежова выслали за что-то из города. В городе появился торговый дом, вывеска на котором гласила "Тарас Маякин и Африкан Смолин". О Гордееве не было слышно ничего. Говорили, что Маякин отправил его к родственникам матери за Урал.

Однажды он появляется в городе. Фома, почти всегда пьяный, то мрачный, то улыбается грустной и жалкой улыбкой блаженного. Он живет теперь во флигельке на дворе крестной сестры. Над ним часто смеются горожане и купцы. Фома избегает людей и редко подходит к зовущему.

На этом заканчивается краткое содержание "Фомы Гордеева" (фото автора представлено выше). Отметим, что мы описали лишь основные события. Эта повесть довольно объемна, поэтому краткое содержание "Фомы Гордеева", представленное выше, дает лишь самое общее представление о ней.

Анализ эпизода произведения "Фома Гордеев" - "Смерть Игната"

Игнат Гордеев - одаренный и умный человек из народа, жадный до жизни, “охваченный неукротимой страстью к работе”, в прошлом водолив, а теперь богач - владелец трех пароходов и десятка барж. “Жизнь его не текла ровно, по прямому руслу, как у других людей, ему подобных, а то и дело, мятежно вскипая, бросалась вон из колеи, в стороны от наживы, главной цели существования”.

В образе Игната Гордеева очень ярко показан тип купца-грабителя, которого духовный разврат толкает к физическому, а ощущение своей гнусности заставляет надрывно каяться. "В теле Игната жили три души": нажива, разврат, покаяние.

Он принадлежал к людям, которые внутренне протестовали против порядков этого мира, хотя и не могли противиться складывавшимся экономическим отношениям.

Одни из последних слов Игната Гордеева, его последнее напутствие сыну: «На людей не надейся... многого от них не жди... Мы все для того живем, чтобы взять, а не дать...», ясно иллюстрируют отношение его к жизни. Как всю свою жизнь прожил этот персонаж, так он и умер. Все что он делал, он делал для себя и только для себя. Даже сын его, которого он так ждал, был для него лишь чем-то, что он оставил после себя, чтобы не пропало его добро, не ушло от него самого даже после его смерти.

Отец Фомы – Игнат Гордеев, довольно богатый купец. Он создал свое состояние сам. Выйдя из рабочей среды, Игнат сумел сохранить некоторые духовные ценности, давно потерявшие какое-либо значение для других купцов. Однако жажда к накопительству взяла верх, и Игнат стал тратить все свои силы на создание капитала. "Но, отдавая так много силы этой погоне за рублем, он не был жаден в узком смысле понятия и даже, иногда, обнаруживал искреннее равнодушие к своему имуществу". Иногда – "обыкновенно это случалось весной, когда все на земле становится так обаятельно и красиво и чем-то укоризненно ласковым веет на душу с ясного неба, – Игнат Гордеев как бы чувствовал, что он не хозяин своего тела, а низкий раб его". Тогда Игнат устраивал бесшабашные кутежи. В такие дни "казалось, он бешено рвет те цепи, которые сам на себя сковал и носит, рвет их и бессилен разорвать". Этот протест скоро заканчивался, и жажда денег брала верх. Такие порывы не привносили в душу Игната ничего нового, и в его жизни ничего не менялось.

Безусловно, несмотря на краткость эпизода, сцена смерти Игната является крайне важной и яркой частью произведения.

Смерть отца во многом повлияла на жизнь главного героя, Фомы Гордеева, изменила привычное ее течение, и, помимо этого, именно описание смерти еще раз подчеркнуло характер самого Игната Гордеева, а развивающиеся после нее события показали характер его сына.

Свой бунтарский дух Игнат передает сыну, и в нем он развивается гораздо сильнее. В самом детстве, когда еще тетка Анфиса читает ему сказки, любимыми героями Фомы становятся разбойники, даже отца он в детстве причисляет к ним. Став немного взрослее, Фома, естественно, перестает верить в сказки, зато любимыми его занятиями становятся "разбойничьи набеги" в соседские сады за яблоками, в которые "он вкладывает сердца больше, чем во все другие похождения и игры". Но жизнь постепенно берет свое, и реальность врывается в прекрасный мир детства. А врывается она очень грубо: умирает его отец. После этого жизнь начинает "дергать его со всех сторон, не давая ему сосредоточиться на думах". Он остается один: он никому не верил так, как отцу, даже Маякину, хотя на словах не мог с ним не соглашаться, в душе противился почти всему, что тот говорил. И теперь его просто стало некому направить. Его окружают в большинстве своем люди или слабые, сломленные жизнью, или нечестные, или подлые и трусливые. Среди них нет никого, кто бы смог указать Фоме его "путь", хотя среди них есть такие, судьба которых очень похожа на судьбу Фомы. Это и Любовь Маякина, его крестная сестра, и его школьный товарищ Ежов. Любовь пыталась найти смысл жизни в книгах, но читала их беспорядочно и поверхностно, в итоге, ее собственные понятия размылись, а новых, как таковых, у нее не появилось. У Ежова сложилась несколько другая ситуация: он получил хорошее образование, стал писателем-фельетонистом, но жизнь так сильно потрепала его, что у него не хватает сил двигаться дальше, и его уже почти никто не интересует, кроме себя самого. В итоге, он тоже ничем не может помочь Фоме.

Смерть отца Фомы явилась своеобразным переломом в повествовании, переходом для главного героя к новому этапу в его жизни, именно в этом заключается одна из главных причин важности этой сцены.

По-моему Игнат Гордеев является далеко не самым последним из персонажей произведения. Это характерный герой, через описание жизни которого, отчасти ее противопоставление жизням других купцов, Горький сумел показать нравы и привычки современного ему купечества. Кроме того описание жизни Игната Гордеева помогает в дальнейшем понять характер и чувства самого Фомы.