Звездные войны нестыковки. Стыдные вопросы о "Звездных войнах": все, что нужно знать о вселенной Лукаса в канун премьеры. Он неумело пользуется старым каноном

С момента своего запуска в 1977 году, "Звездные войны" стали культовым фильмом и одной из самых прибыльных франшиз в истории кино. Вместе эпизоды собрали в прокате более $ 30 миллиардов, и их съемки, несомненно, стоили немало. Однако это не спасает от ляпов, которые, впрочем заметны только настоящим фанатам.

15. Застывшее отражение на заднем плане

В начале "Эпизода IV: Новая надежда", Люк купил двух дроидов на рынке на своей родной планете Татуин. Он привез их туда, где жил со своей тетей и дядей Ларсом. На следующее утро он проснулся, и ушел искать R2D2, который должен был найти в песках пустыни Татуина Оби-Ван Кеноби и доставить важное сообщение принцессе Лее. Люк покинул поселение рано утром, в надежде избежать споров с дядей. Когда его дядя проснулся, он начал искать и звать Люка.

"Установочный кадр" - определяющий для сцены или для всего фильма, в нем, как правило, каждый компонент находится на своем месте и имеет значение. Возможно, этот кадр не был установочным. Но нельзя не заметить, что кадр, где дядя ищет Люка, в первоначальной версии неподвижен, а призрачное отражение Люка виднеется в окне в дальнем правом углу. Это выглядит как фотография, с которой изображение Марка Хэмилла удалено не полностью.

14. Фантом - член команды

Мос Эйнсли, космодром на Татуине (межзвездный эквивалент стоянки грузовиков) - там Люк впервые появляется в Эпизоде IV. После того, как они поболтались в столовой, слушая Figrin, попали в неприятности с местными жителями, Люк, Хан Соло, Оби-Ван и Чубакка направились в ангар, где стоял "Фалькон". Штурмовики кинулись их ловить, но героям удалось бежать. После того, как Люк, Оби-Ван и дроиды разместились внутри корабля, Чубакка и Хан заняли свои места для управления полетом.

Там есть крупный план Хана Соло: если вы посмотрите за его плечо, то увидите фигуру в светло-зеленом, которая маячит позади него в коридоре космического корабля. Был ли это дополнительный член экипажа или обычный безбилетный заяц?

13. Рука помощи

Многие поклонники считают "Эпизод V: Империя наносит ответный удар" лучшим из семи фильмов Star Wars, но это вовсе не означает, что в нем нет ошибок. Например, когда на Люка нападает чудовище в снежной пустыне, оно сшибает его лапой на снег. При этом в один из моментов хорошо видно, что эта лапа существует как бы по отдельности от монстра, и за ее краем виднеется нечто... сиреневое.

Более того, после того как Люк кидает в чудовище гранату, то если присмотреться, то заметно, как кто-то протянул руку помощи и палкой подталкивает ногу чудовища, помогая ей "взорваться". Так себе спецэффект, явно выполнен самым младшим рабочим сцены.

12. Сбой в гардеробе Хана Соло

В конце "Эпизода V: Империя наносит ответный удар", Хан Соло был заморожен в карбоните. Непосредственно перед тем, что его опускают в камеру, Лея, наконец, сказала ему о своей любви (в тот момент Хан одет в белую рубашку). Камера переходит на ее лицо, и, когда в кадр снова попадает Хан, он уже одет в куртку. Затем, в следующем кадре, когда его уже опустили в камеру, он снова в белой рубашке и в портупее!
"Эпизод VI: Возвращение джедая" вышел три года спустя, в 1983 году. «Трофей» был направлен Джаббе Хатту в его дворец на Татуине. В резиденции Джаббы замороженное тело Хана стало одним из украшений дворца хатта. Лишь спустя год друзья контрабандиста сумели его освободить.Да, Хана освободили из его углеродной тюрьмы, но куда делась портупея? Возможно, карбонитная заморозка именно так, выборочно разрушает материалы...но почему именно этот предмет из гардероба?

11. Лэндо Калриссиан и мистическое исчезновение черных перчаток

Первая часть "Эпизода VI: Возвращение джедая" об эпическом падении Джаббы Хатта. Лэндо Калриссиан парил над краем ямы...когда снимали сцену борьбы, в кадр попадает то актер, который играет Лэндо (Билли Ди Уильямс), то его дублер. Проблема заключалась в том, что дублер был одет в черные перчатки, и Билли Ди Уильямс - нет. Вы увидите, в кадре он с голыми руками на одних планах, и в черных перчатках - на других.

10. Главный ляп "Звездных войн": штурмовик, не вписавшийся в двери

В "Эпизоде IV: Новая надежда", герои были на Звезде Смерти, и Люк и Хан Соло одолели двух штурмовиков и надели их форму. Переодевшись, они пошли спасать принцессу Лею. R2-D2 и C3PO спрятались в офисе над ангаром 327, куда был направлен отряд штурмовиков, чтобы проверить запертую дверь. По мере того как штурмовики бегут через дверной проем, один из них нечаянно ударяется головой.

Это один из самых знаменитых фейлов франшизы – вот этот эпизод, когда один из штурмовиков (на заднем плане) бьется шлемом о дверь. Очень громко и с характерным звуком. Джордж Лукас, кстати, об этой проблеме прекрасно знал, но не вырезал кадр на монтаже, а, наоборот, добавил в сцену звук удара. И Лукас еще раз отдал должное этому прикольному битью головой в фильме 2002 года "Эпизод II: Атака клонов" - там Джанго Фетт стукнулся головой о дверной проем космического аппарата, точно с тамим же звуком.

9. Форма Лэндо немного сбоит

В «Эпизоде VI: Возвращение джедая», Лэндо Калриссиан встречает корабль «Фалькон Миллениум» ("Сокол Тысячелетия") в составе флота, ожидавшего Люка, Лею, Хана и Чуи, чтобы взорвать заставу, поддерживавшую силовое поле Звезды Смерти. Перед тем как он сел на корабль, Лэндо и Хан говорят о любимом, хоть и старом космическом корабле. Пока они говорят, фокус настоен где-то между Ханом и Лэндо, а затем камера фокусируется на Лэндо, который грузится на «Фалькон» со своей командой.
Если внимательно последить за правым планом, где Лэндо говорит: "Что ты хочешь получить, ты, пират?", то можно заметить, как кобура перескакивает с его правого плеча на левое бедро - по диагонали. Точно так же перемещаются знаки отличия с левой на правую сторону груди. Но они возвращаются обратно, когда Лэндо садится за пульт управления кораблем.

8. Меняющийся цвет R2D2

Во время кульминационной сцены битвы в конце "Пятого эпизода: Новая надежда", мы видим, как R2D2 опускается на X-крыло истребителя Люка, его сине-полосатая поверхность немного потрепана. Но, как Люк уверяет санитаров, помогая ему, он не выбрал бы другой дроид, чтобы помочь. Следует помнить, что в оригинальных "Звездных войнах" спецэффекты и трюки были придуманы командой по мере съемок, в значительной степени они все придумывали на ходу. Вся сцена была снята на фоне голубого экрана. Сегодня для нас очевидно, что в таком случае все синие детали окажутся затемненными. Конечно же, когда мы видим, R2 во время боя - его синие полосы становятся черными. В наши дни для таких сцен берут зеленый экран, чтобы избежать проблем с синими оттенками.

7. Световой меч

“Я ждал тебя, Оби-Ван. Вот мы и встретились”. Кто же Учитель и кто Ученик, если учесть, что Кеноби и Дарт Вейдер снова встречаются через множество лет после того, как Оби-Ван оставит Энакин на планете Мустафар? Люк и Хан Соло спасут принцессу Лею, Оби-Ван должен выполнить задание, чтобы Миллениум Фалькон мог взлететь. Однако вот он приходит за Дартом Вейдером для битвы, которая станет решающей…

Камера показывает нам, как Дарт Вейдер смотрит на Оби-Вана, который держит световой меч, а от него в рукав идет белый проводок, который весьма и весьма заметен! Сцена происходит в "Эпизоде IV: Новая надежда", первом фильме франшизы, который вышел в 1977 году. Тогда Джордж Лукас еще даже представить себе не мог, какой же феномен он создает…

Несмотря на то, что по легенде борьба на световых мечах была древним искусством, для Лукаса и товарищей это было совершенно новое слово в кино-фехтовании. Были и другие оплошности со световым мечом в оригинальной версии: например, меняющийся цвет мечей Оби-Вана и Вейдера, а также облако пыли, которое вздымается, когда соприкасаются два меча.

6. Люк-чревовещатель

В “Пятом эпизоде: Империя наносит ответный удар”, призрак Оби-Ван Кеноби направляет Люка Скайуокера на планету Дагоба, где он сможет найти Йоду для последнего, завершающего цикла тренировок джедая.
Люк терпит крушение во время приземления космического корабля. И оставляет его в болоте вместе с R2D2, который должен сам о себе позаботиться. После этого Люк разбивает лагерь и исследует район. В разговоре с Люком R2 ставит под сомнение мудрость решения направиться на болото, особенно после схватки с болотными существами:

“Теперь все, что мне нужно - найти этого Йоду, если он вообще существует."

Единственная проблема в том, если вы посмотрите на лицо Люка, его губы шевелятся только в первой части фразы. А слова "если он еще существует" были добавлены позже и их произносит совершенно другой актер.
Редакторы пытались замаскировать это затемнением лица Люка, но все же ясно видно, что он ничего не говорит, когда мы слышим эти слова.

5. Хан Соло помог Лее с текстом

Хан Соло и Принцесса Лея неплохо потрудились, притворяясь врагами почти на протяжении всей оригинальной трилогии Звездных войн. Однако несмотря на их непримиримую вражду, между ними есть непреодолимое влечение. К “Пятому Эпизоду: Империя наносит ответный удар” перед нами тлеющие остатки былой ненависти. Они были на "Фальконе", когда Лея называет Хана “неряшливым пастухом”, но тут вдруг возникает турбулентность на корабле, и Лея падает в объятия Хана.
"Отпусти," говорит Лея и затем повторяет это снова. "Не горячись," отвечает ей Хан.

Теперь мы вряд ли скажем, сколько же дублей потребовалось для того, чтобы снять эту сцену - но уж точно больше двух. К тому времени, когда она выдает свой едкий ответ: "Капитан, ваших объятий не вполне достаточно, чтобы разгорячить меня” - вы можете увидеть губы Харрисона Форда, который беззвучно произносит эти слова вместе с Кэрри Фишер...

4. Ускользающие скалы

В “Четвертом эпизоде: Новая надежда” R2D2 идет на поиски Оби-Вана в татуинскую пустыню, а Люк идет на поиски дроида. Это, в свою очередь, ведет к неприятной встрече между Люком и Таскеном Рейдером.

Когда Люк сцепился с ним (в конце концов, его спас никто иной, как сам Оби-Ван), R2 скрывался в небольшом скалистом алькове. К тому времени, когда оригинальная трилогия была переиздана в 1997 году, Джордж Лукас решил, что тайник маленького дроида выглядел не очень реалистичным. Вы можете ясно видеть, что он скрывается под скалой.

Так, Лукас думал дорисовать сцену и сделать тайник R2 немного более правдоподобным. Проблема заключалась в том, после того, как драка закончилась, и Оби-Ван уговорил R2 вернуться из своего убежища, пририсованные лишние камни исчезли снова.

Иными словами, Лукас создал повторяющуюся ошибку: отредактировав старое, добавил новую...

3. Штурмовики-невидимки

На космодроме "Мос Эйсли" Оби-Ван говорит Люку, в то время как герои смотрят вниз на поселение соседней скалы, " ты никогда не найдешь более жалкое сборище нечисти и подлости. Мы должны быть осторожными"

По мере того, как пара героев въезжает в космопорт с R2D2 и C3PO в “Эпизоде IV”, их ховеркрафт окружают штурмовики. В этой сцене впервые звучит одна из наиболее известных цитат фильма и Люк впервые получает возможность увидеть Силу в действии.

По мере того как штурмовики допрашивают их, Оби-Ван использует Силу, чтобы заставить войска сказать “Это не дроиды, которых мы ищем”.

Сцена отличная, но с одной маленькой ошибкой. В первых кадрах штурмовики окружают судно сзади... Когда допрос окончен и десант отпускает Люка и Оби-Вана, камера отъезжает, и теперь видны только три штурмовика, но тех, кто сопровождал судно Скайуокера сзади на воздушной подушке - просто нет.

2. Исчезающий пиджак

Люк впервые встретился с Оби-Ван Кеноби в “Эпизоде IV” после того, как легендарный мастер-джедай спас его и дроида от разбойников. Они вошли в дом Оби-Вана, чтобы избежать дальнейших столкновений с людьми пустыни, и Оби-Ван потчевал Люка рассказами о его отце, бывшем джедае, и даже дал пошалить со старым световым мечом Энакина Скайуокера.

По ходу разговора нам показывают пару героев с различных точек. Хотя разговор идет без перерыва, кадры были явно сняты в разное время и склеены вместе. В некоторых дублях на стене за Люком висит темный пиджак или ткань. В съемках с других сторон она полностью исчезает. И на самом деле не существует даже крючка на стене, где эта куртка может повиснуть.

Это не та ошибка, которую сразу же заметна - она явно найдена преданным поклонником фильма, который видел его слишком много раз!

1. Удаленные разговоры

Когда Лукас начал снимать первую часть своей франшизы в 1977 году, он еще не до конца представлял себе, как все ходы сюжета будут состыковываться. Вот почему в первую встречу Люка и Оби-Вана Скайуокер слышит весьма туманный рассказ о своем отце - откуда Оби-Ван его знает, какую роль Дарт Вейдер играет в истории и т.д. Долго ли, коротко ли, история приобрела более четкие очертания. Но это потом, позже. В конце четвертого эпизода Люк встречает друга детства с Татуина на станции повстанцев.

В оригинальном сценарии командор повстанцев отпускает замечания по поводу отца Люка. К моменту пост-монтажа Лукас уже понимал, что историю Дарта Вейдера и Энакина он хочет выделить в отдельную ветку сюжета. И начал вырезать из фильма все фразы, которые так или иначе касались этой линии.
А монтировал он эти моменты очень просто: когда в сцене говорилось что-то лишнее, Лукас “помещал” перед камерой кого-нибудь, кто “проходил” перед говорящими и позволял вырезать дубль.
В сцене с командором монтаж очевиден, но по другой причине: на заднем фоне C2PO наблюдает за тем, как второй робот поднимается на крыло звездолета Люка. Легко заметить, что в месте монтажа маленький робот подпрыгивает.

5. Прошлое героев «Изгой-Один»

Хитрый план с «белыми пятнами» в прошлом главных героев только издали выглядит «хитрым», на деле это ловушка, в которую извечно попадал сначала сам Лукас, а теперь и его последователи. Вспомните, сколько таинственности было в личности Дарта Вейдера. Кто он? Откуда? Что с его лицом и голосом? Тысячи вопросов, оставленных без ответа классической трилогией. Удовлетворили вас ответы приквелов? В какой-то мере, но и здоровую долю особенной «звездновойновой» магии эти ответы убили - именно потому, что ответы на эти вопросы подгонялись под известные условия. Но и этими ответами тема до конца не раскрыта - кто является отцом самого «отца Люка», так и осталось неизвестным. Потомки разберутся! Вот потомки и разбираются, но ровно так же, как Лукас. Эдвардс вместе с большой компанией сценаристов вводит сразу несколько персонажей, которые так же, как их предшественники, возникают из ниоткуда с пустыми «личными делами». А ведь для понимания их характеров и мотивов действовать прошлое очень важно. Что послужило причиной раздора между Галеном Эрсо и директором Кренником, да такого, что последний запросто расправляется с семьей своего старого знакомца? В каком бою столь жуткие раны получил Со Геррера и после каких событий его пути с Альянсом разошлись? Какие скелеты скрываются в шкафах Касиана Андора и при каких обстоятельствах в его руки попал К-2S0? Проще всего отмахнуться от всех этих вопросов, сославшись на то, что все погибли же, с мертвых какой спрос. Но тогда смысл всего фильма растворяется в той самой строчке, которая была известна поклонникам саги еще в 1977 году: «Группа повстанцев похитила чертежи “Звезды Смерти” и передала их Альянсу». Или авторы саги в дальнейшем хотят вернуться к персонажам «Изгоя» и снять приквел приквела? Не сложновато ли нагромождение? Не могу не указать и на еще одну важную загадку, которую «Изгой-Один» порождает, но сам же и хоронит, - кристалл Джин. Эдвардс как минимум трижды делает на подарке Лиры Эрсо явный акцент, зрители понимают, что это сосредоточение Силы, это тот камень, который должен стать «сердцем» джедайского меча, но… Но фильм ничего не говорит ни о происхождении драгоценного артефакта, ни о его подлинном значении в жизни Джин, ни о том, каким образом в будущем он мог бы стать частью саги - а есть намеки на то, что кристалл достанется Рэй. Как бы то ни было, в сюжет общей хронологии снова вкралось множество дыр.

4. Звезда Смерти

Сегодня можно совершенно точно сказать, что по большому счету «Изгой-Один» снят для того, чтобы прикрыть одну громадную логическую дыру, на которую не могли не обратить внимания зрители еще самых первых фильмов саги - какого лешего в самой грандиозной галактической постройке, в безжалостной «Звезде Смерти» скрыт такой простой способ ее уничтожения. Творение лучших имперских сил разрушается буквально одним выстрелом - ну куда такое годно. ОК, ответ устроил большинство поклонников вселенной. «Звезда Смерти» проектировалась человеком, который работал против своей воли, не разделял взглядов Империи и намеренно оставлял «черный ход» для того, чтобы его великое оружие можно было нейтрализовать простейшим образом. В какой-то мере это все то же упрощение, которое нацелено лишь на то, чтобы заполнить пустоту, но допустим, что оно логично и всех устраивает. Но ведь это не единственная проблема существования «Звезды Смерти» в саге, больше того, «Изгой» лишь добавил неразрешенных вопросов, связанных с этой конструкцией. Например, как получилось такое, что Альянс ничего ее знал о «Звезде» до самого конце ее постройки? Как грандиозное строительство, требующее не только привлечения глобальных масс в качестве рабочей силы, но и сбора огромных запасов материалов, осталось за пределами интересов Повстанцев? И это при всей разветвленности сети недовольных, при активном сотрудничестве с пиратами, торговцами, мошенниками всех мастей. «Звезда Смерти» строилась двадцать лет, но заметили ее только в момент испытаний - непростительная безалаберность. Дальше больше - оказывается, «Звезда Смерти» была испытана впервые не на Альдераана, как мы раньше думали, она сделала два выстрела намного раньше. Вам не кажется странным, что уничтожение двух более чем значимых точек на карте Галактики ранее оставалось за скобками? А ответ опять же прост: одна разгадка тянет за собой десяток вопросов без ответа, которые разъедают Ссагу изнутри.

3. Империя

Кадр из фильма "Изгой-один: Звёздные Войны. Истории"


О том, что мы узнали и что по-прежнему осталось скрытым во внутренней жизни империи, кстати, стоит поговорить отдельно. Я уже отмечал, что «Изгой-Один» скрывает от нас важный аспект отношений между Орсоном Кренником и Галеном Эрсо, но это лишь вершина айсберга - Кренник и без этого выглядит фигурой крайне противоречивой, но любопытной. Герой Бена Мендельсона не является выдающимся полководцем, как руководитель строительного объекта он тоже, мягко говоря, не блещет. Однако Кренник метит в ближайшее окружение Лорда Вейдера и надеется на снисхождение самого Императора! Что это означает? Нам снова показывают, что Империя прогнила изнутри? Что построенная Палпатином конструкция не способна генерировать идеи и выдвигать из своих рядов лучших? К чему эта нарочитая демонстрация глупости всей вертикали Империи от Гранд-моффа Таркина до самого затрапезного штурмовика и дроида? Разве с таким врагом должен биться Альянс? Создается впечатление, что Гарету Эдвардсу просто не позволили показать Империю такой, какой она должна быть - страшной, угрожающей, неотвратимо несущей смерть. Об этом, между прочим, говорят и обильные пересъемки и досъемки «Изгоя». Сравните трейлеры с итоговым результатом - мы лишились как минимум сцен с патрулирующими затуманенный берег штурмовиками, с дуэлью Джин и имперского истребителя на вершине башни-передатчика. Обидно, но, отказывая Повстанцам в достойном противнике, авторы саги неизбежно умаляют достоинства и самого Сопротивления - побеждать дурачков много отваги не нужно. Но Империя - далеко не дураки, так зачем же ваньку валять?

Кадр из фильма "Изгой-один: Звёздные Войны. Истории"


2. Повстанцы

Если вы думаете, что к Альянсу меньше вопросов, чем к Империи, то спешу вас огорчить - тут все еще грустнее. Нет, есть, разумеется, светлые стороны. «Изгой» показал нам несколько иное Сопротивление: вероломное, не гнушающееся предательствами и подлостью, откровенно трусящее перед смертельной угрозой и неспособное договориться в ответственный момент. Наконец, в полной мере продемонстрированы разброд и шатания среди пилотов и воинов Альянса, их наплевательское отношение к приказам и жизням соратников. Удивительно, но эти вкрапления черного и серого делают повстанцев ярче и живее. Но несколько новых штрихов, как и положено, влекут дополнительные вопросы и проблемы. Одна из самых главных - присутствие на флагманском корабле Альянса в самом эпицентре битвы над Скарифом Леи Органы. Это только в мультиках и мифах бесстрашные предводители армий, короли и принцессы идут в атаку во главе своей армии. На деле глава войска всегда находится в безопасном месте. Лея - не глава Альянса, но персона как минимум важная, объединяющая и значимая для продолжения сопротивления, и вдруг она оказывается там, где исход битвы в пользу повстанцев совсем не определен. В чем смысл ее нахождения на флагмане Альянса? Она лучше всех разбирается в вопросе преодоления силовых полей? Ей доступны средства приема-передачи чертежей, неизвестные остальным? Она незаменимый пилот икс-винга? Нет, нет и нет. Роль Леи в бою над Скарифом сугубо декоративная, ее «притянули за уши», чтобы показать в финальном кадре и пробросить мостик в «Новую надежду». Вот так очередная «заплата» оказалась еще более дыроватой, чем бывшая до этого прореха. Причем заплата эта была необязательной, но влекущей множество вопросов. Так же, как вопрос о том, откуда C3PO и R2 взялись на Тантиве IV с Леей, ведь Эдвардс явно показывает, что на Скариф их не взяли. Реверанс в сторону классики выполнил, но тут же попался на ее незнании. Вот на таких мелочах обычно ловят преступников - маленькая ложь порождает большую, и со временем все это просто вываливается наружу.

Кадр из фильма "Изгой-один: Звёздные Войны. Истории"


1. Дарт Вейдер

Однако самую большую волну вопросов и проблем вызвало наиболее ожидаемое фанатами появление Лорда Вейдера. Казалось бы, ничего особенно значимого Лорд ситхов в «Изгое» не делает, ну, за исключением энергичного «развешивания люлей» персоналу флагмана повстанцев в самом финале. Но даже несколько кадров с его участием оставляют столько вопросов, что впору задуматься, а стоило ли вообще его привлекать - он только всех запутал. Вернемся к финалу: Вейдер отлично видит, как перед самым его носом планы «Звезды Смерти» из рук в руки сначала уходят на флагманский корабль Альянса, затем оказываются у Леи и в итоге ускользают на Тантиве IV. А чем начинается «Новая надежда», помните? Захватом Тантива и милой беседой, из которой вовсе не очевидно, что ситх в курсе, что находится на корабле. Крайне неловкая стыковка «Изгоя-Один» и классической трилогии, очень плохая, корявая. Но заглянем чуть глубже, в середину нового фильма - там вопросов еще больше. Куда летит Кренник на встречу с Лордом Вейдером? На Мустафар, скромный планетоид, место смерти Энакина Скайуокера и появления Дарта Вейдера. Почему Темный Лорд предпочитает жить в том месте, где погибла часть его души, где он был оставлен умирать человеком, которого считал своим лучшим другом, где была задушена Падме? Что за странный выбор - жизнь на собственном кладбище? Впрочем, оставим эти вопросы на откуп желанию очернить и без того мрачного Вейдера, но зачем ситх принимает целебные ванны в бакта-камере? Он лечит свои ожоги, полученные в дуэли с Оби-Ваном? Но тогда почему мы никогда больше не видели и намеков на процедуры в 4-6-й частях саги? Или Вейдер приходит в себя после какой-то не показанной нам битвы, случившейся накануне визита Кренника? Но тогда что это была за схватка, с кем, кто мог нанести самому могущественному воину Галактики ранения? Снова вопросы, вопросы, вопросы… Причем необязательные, вытекающие только из невнимательности авторов, их желания потворствовать фанбазе, демонстрировать свое знание канонов, впрочем, весьма слабое, как мы видим.

«Изгой-Один», безусловно, важный кирпичик в строении саги. Он отличается от всего сделанного ранее, у него своя атмосфера и особое настроение, связанное с тем прежде всего, что его герои не выжили в решающей схватке. Но и закрывать глаза на море сюжетных дыр, неудачных обращений к канонам и легендам, нелепое использование известных ситуаций и персонажей нельзя. «Изгой» оставляет больше вопросов, чем было до него. Такими ли должны быть вспомогательные фильмы саги? Такими ли хотят их видеть зрители? Нет, но Сила, похоже, не на нашей стороне…

14 декабря стартует прокат восьмого эпизода «Звездных войн», где мы узнаем, какую судьбу приготовили сценаристы Люку Скайуокеру.

А пока мы прошлись по старым фильмам и собрали несколько интересных деталей и пасхалок, которые не каждый может заметить при просмотре.

Космический аппарат из «Космической одиссеи » Стэнли Кубрика можно заметить на свалке запчастей Ватто в эпизоде I «Скрытая угроза » Номер штурмовика Финна из «Пробуждения силы », FN-2187, такой же, как номер камеры, где держали принцессу Лею в эпизоде IV «Новая надежда » В эпизоде I «Скрытая угроза » можно заметить представителей инопланетной расы под названием асогиане

Они — в числе сенаторов, которые выслушивают призыв Амидалы вынести вотум недоверия канцлеру Велоруму. Несомненно, вы сразу узнали в них сородичей трогательного пришельца из фильма Спилберга «Инопланетянин », вышедшего за 17 лет до этой части «Звездных войн»

Забавно, что Дарт Вейдер никогда не говорил: «Люк, я твой отец»

Несмотря на то, что эта фраза отлично обыгрывается в разных комиксах и мемах, на самом деле Темный лорд сказал: «Нет, я твой отец».

Легенда гласит, что Джанго Фетт, когда убегал от джедаев в эпизоде II «Атака клонов », стукнулся головой не случайно

Это дань старому ляпу из эпизода IV «Новая надежда », где штурмовик приложился головой о дверной проем, а при монтаже никто этого не заметил.


Одного из учеников в школе джедаев сыграл сын Джорджа Лукаса Джетт

Роль была малюсенькая, зато со словами и в двух фильмах — «Атака клонов » и «Месть Ситхов ».

Фразу «У меня плохое предчувствие» произносят многие герои «Звездных войн» — Энакин Скайуокер, Оби-Ван Кеноби, Хан Соло и принцесса Лея

Попытался сказать ее и ворчливый робот K-2SО в фильме «Изгой-один », но его невежливо заткнули.

Во второй трилогии «Звездных войн» довольно часто попадаются цифры 1138. Это намек на дебютный фильм Лукаса «THX 1138» Если вы не упертый фанат, который знает всю историю «Звездных войн» назубок, то вы вряд ли заметили одну вещь, которая появляется в каждой трилогии саги

Голубое молоко, произведенное бантами, пьет Люк Скайуокер в доме своего дяди, оно входит в рацион Падме Амидалы и его мы видим в доме Джин Эрсо в начале фильма «Изгой-один ».

В эпизоде III «Месть Ситхов » есть еще один любопытный момент

На планету приземляется корабль, который в будущем будут звать «Тысячелетним соколом». В этот момент он назывался «Звездный посланник» и пилотировался Тоббом Джадаком. Как раз тогда, когда Энакин Скайуокер, Оби-Ван Кеноби и Канцлер Палпатин аварийно садятся на то же здание, «Посланник» со своей миссией прилетает на правительственную площадку Сената. А вот Хан Соло, которому впоследствии будет принадлежать корабль, в тот год только-только родился.

12 декабря 2017

Серия фильмов «Звездные войны» легендарна. Многие люди вдохновляются этой историей, видя в ней призыв к борьбе со Злом и несправедливостью, хотят подражать мудрым и сильным джедаям. Считается, что этот фильм подает хороший пример и учит различать, что есть хорошо, а что плохо. Но так ли это на самом деле? Видя эпичные сражения и лихие приключения героев, мы не думаем, для чего все это и к чему в итоге ведёт. Давайте абстрагируемся от зрелищных спецэффектов и захватывающих сюжетов и заглянем глубже, в область смыслов. Для этого проанализируем один из последних (на данный момент) фильмов серии - «Звёздные войны. Последние джедаи» .

Образ семьи

Начнем, собственно, с семейных ценностей и образа семьи . Что мы видим? Ни одной семьи в фильме нет. Да, есть отдельные персонажи, связанные кровными узами, но целостных семей нет. Почти все герои без роду и племени: мы не знаем, кто их родители, есть ли у них семьи, дети - по сюжету это вроде как не важно. Все, кого мы видим, - гордые одиночки, связанные «одной цепью и скованные одной целью». Было бы понятнее, если бы эти люди сражались, защищая свои семьи и близких, все то, что им дорого. Но этого нет. Борьба ради борьбы и абстрактных ценностей. Война дает смысл их пустой одинокой жизни: если борьба закончится, им некуда возвращаться, их никто не ждет. Семья, показанная в фильме, крайне неблагополучная. Лея Органа - лидер Сопротивления повстанцев, ведет борьбу против Первого Ордена, где ее сын Бен Соло занимает одну из ключевых должностей. Бен отрекся от своего рода и сменил имя на Кайло Рен, а также убил отца в предыдущем фильме. И теперь Лея вдова. У нее есть легендарный брат Люк, который ведет уединенную жизнь на далекой планете, отклоняя все просьбы о помощи. Теме семьи уделяется внимание еще в таком аспекте: Рей очень хочет узнать, кем были ее родители, и в итоге приходит к выводу, что это были рабы, которые продали ее ради денег.

Посыл: Друзья и соратники лучше семьи: они более надежные и верные, не предадут и всегда готовы прийти на помощь (в отличие от сомнительных родственников). Если же решаете связать свою жизнь с мужчиной, то детей лучше не рожать: непонятно, кем они вырастут и сколько зла могут принести. Детям же внушается, что им не нужны родители, ведь Рей прекрасно справлялась и без них, а Кайло Рен отрекся от своего рода (эти персонажи наделены Силой и очень привлекательны для подростков, хоть и представляют две разные противоборствующие стороны).

Формирование искаженных женских образов

Во Вселенной звездных войн не осталось женщин. Нет жен, матерей, хранительниц очага, прекрасных муз, зато есть воины, полководцы, механики. По сути, они не отличаются от мужчин. Только тела женские. Кто знает, может, если бы Лея справилась со своими женскими задачами, то ее сын не попал бы под влияние космического злодея Сноука. Тут, конечно, и отец должен был показывать пример, формировать правильные ценности. Но в фильме мы видим сильных воинственных женщин: возглавляет Сопротивление уже пожилая женщина Лея Органа, которой бы внуков нянчить; командир отряда штурмовиков - это женщина Фазма; новый молодой джедай, наделенный Силой - молодая яростная девушка Рей; при травме Леи капитаном становится женщина Эмилин Холдо; развернута сюжетная линия девушки-механика Роуз. Им всем некогда заниматься детьми, у многих женщин их еще нет, и, вероятно, никогда не будет. Им некогда строить отношения с мужчинами (если только это не заклятый враг).

Посыл: самое подходящее и достойное занятие для женщины - это борьба и война. Не стоит тратить свои силы на рождение и воспитание детей, ведь они все равно вырастают неблагодарными. Лучше быть напарником, боевой подругой, чем женой (а то останешься вдовой). Типично женские качества и умения уже устарели.

Отношение к старшим

Отсутствие уважения к старшим не только по возрасту, но и по статусу: учителям, командирам. И это выглядит как норма. Конфликт между Люком Скайуокером и Беном Соло подрывает доверие к учителям. Ближе к концу фильма Люк с призраком Мастера Йоды сжигают библиотеку джедаев как символ отказа от наследия предков и призыв двигаться вперед. Да, в конце фильма показано, что часть этих книг удалось вывезти на корабле, но ведь теперь это богатство больше не принадлежит храму джедаев. Это напоминает реальные исторические моменты с расхищением и поджогами великих библиотек. По Дэмерон постоянно нарушает приказы генерала Леи Органы, действует самовольно, отказывается подчиняться вице-адмиралу Эмилин Холдо, обвиняя ее в измене (хотя измены с ее стороны не было), разворачивает за ее спиной свою кампанию, в результате подставив остатки Сопротивления под удар. Так ведет себя «хороший» герой, которому мы сопереживаем.

В Первом Ордене мы видим воинскую иерархию и подчинение старшим, но об уважении речь не идет: просто подчинение более сильному и дальновидному. А при возможности Кайло Рен убивает лидера Сноука и занимает его место. Но Кайло - неоднозначный персонаж, и зрители тоже ему сопереживают. Таким образом, дисциплина и следование традициям в фильме показаны как что-то отжившее и негативное, ведь эти качества представляют неприятные персонажи Первого Ордена: генерал Хакс и армия штурмовиков. Рей, находясь в храме джедаев, все время так или иначе разрушает постройки. Не специально, но все-таки она это делает.

Посыл: опыт и знания предков уже устарели. Важно уметь действовать самостоятельно, импульсивно, даже если в результате таких решений могут пострадать другие. Две крайности: либо бездумно выполняешь приказы, как безликий штурмовик, либо яркая индивидуальность, которая никому не подчиняется. Говорится об ошибках предыдущего поколения джедаев, их недальновидности, к чему это привело.

Усиление противоречий между мужчинами и женщинами

Все основные противостояния в фильме - между мужчинами и женщинами. 1) Первый Орден, представленный в лице Сноука, Кайло Рена и генерала Хакса - Отряд Повстанцев под предводительством Леи Органы. 2) Те, кто наделен Силой: Кайло Рен и Рей, их взаимодействие, где находится место и борьбе, и сотрудничеству. Люк Скайуокер так и не покинул своего острова: сражаться с Реном он прибыл в астральном теле. 3) Финн, когда он пытается покинуть корабль, - Роуз, желающая предотвратить дезертирство. 4) Финн - Фазма. 5) Эмилин Холдо - По Дэмерон, отказывающийся подчиняться. Женщины в фильме показаны более смелыми, сильными, честными. Повстанцев возглавляет женщина и новый джедай тоже девушка. А на стороне Первого Ордена непонятное существо мужского пола и Кайло Рен, перешедший ко тьме.

Женские персонажи отдают жизни, чтобы спасти союзников (мужчины тоже, но акцент именно на женщинах: сестра Роуз и Эмилин Холдо), механик-женщина более надежная и верная. Мужские персонажи, даже положительные, в фильме выглядят менее надежными: По Дэмерон нарушает приказы, Финн не отличается верностью (испытывает чувства и симпатии к Рей, но в ее отсутствие увлекается Роуз). Предателем в фильме оказывается мужчина (мастер-взломщик). Когда Рей доверяется Кайло Рену, чтобы ему помочь, она в итоге попадает в ловушку.

Посыл: нельзя доверять мужчинам, женщине стоит быть сильной и самодостаточной, уметь самой за себя постоять.

Усиление противоречий между нациями и классами

Ярко показана ненависть обычных солдат к тем, кто разбогател на поставках оружия и живет в роскоши, богатстве. Хорошо известный прием: натравить народные массы на правящую элиту. И решение предлагается простое - все разрушить. «Как бы я хотела камня на камне не оставить от этого гадкого шикарного города», - говорит Роуз (по фильму это как бы благородный персонаж). Нас заставляют сопереживать повстанцам, бедным, рабам. Но все они вдохновлены очень примитивной идеей - разрушить то, что создано не ими. Как они собираются жить после этого, умалчивается. Прослеживается и заметное деление по нациям. Почти все положительные герои явной европейской внешности. Также есть афроамериканец Финн и китаянка Роуз, приключениям которых отведено значительное место в фильме (при просмотре эпизода с поцелуем этих двух персонажей возникает стойкое ощущение, что с политкорректностью в Голливуде явный перебор). Среди «злодеев»: инопланетный Сноук, генерал Хакс, напоминающий немецкого фюрера, а в отталкивающем персонаже предателя-взломщика зрители легко могут разглядеть представителя русской нации. В английской версии фильма он даже бросает слово «каторга» на «чистом» русском языке.

Посыл: существующий порядок плохой и его надо разрушить, нужно дать свободу угнетенным; дискредитация образа представителя русской цивилизации.

Стирание границ между тем, что хорошо, а что плохо

Не всегда в жизни можно однозначно отделить одно от другого, но все же есть ценности и нравственные ориентиры, к которым следует стремиться. Да, в фильме есть вдохновляющие примеры доброты, взаимопомощи, стремления к положительным идеалам. Но есть много моментов, когда положительные герои пользуются нечестными приемами. A la guerre comme a la guerre (на войне как на войне). В сражении Кайло Рена и Рей видно, что они могут свободно пользоваться световыми мечами друг друга. Оба персонажа привлекательны для молодой аудитории, таким образом, показывается, что нет большой разницы между «Светом» и «Тьмой». Да и зовут их очень похоже (девушка-джедай Рей и новый лидер Первого Ордена Рен), что вряд ли является простым совпадением. Эту же мысль подтверждает мастер-взломщик, указывая, что торговцы оружием вооружают не только Первый Орден, но и Повстанцев. Получается, все относительно. И в фильме нет выбора как такового между созиданием и разрушением. Выбор уже сделан за вас и сделан в пользу борьбы. Можно лишь решить, какую сторону принять в этой борьбе. Но в результате такого противостояния конфликт не только не решается, но и усиливается.

Посыл: выбор сводится к тому, на какой стороне сражаться и ради чего умирать. Нужно разрушить существующий несправедливый порядок (каким будет новый порядок, думать не нужно). Вместо созидания нового предлагается путь борьбы и разрушения. Один выход - революция. Либо полностью подчиниться существующему несправедливому порядку. Еще зрителям предлагают сопереживать злодею, показывая, что обстоятельства толкнули его на этот путь. И если в прежних частях злые ситхи и Дарт Вейдер были весьма страшными, то сейчас злодеи очень даже ничего выглядят: весьма привлекательно (кроме погибшего Сноука: он был отталкивающим).

Итого:

Под соусом возвышенных и благородных идей продвигаются и разрушительные ценности. Да, есть в фильме прекрасные идеи, которые вдохновляют. Но они служат привлекательным фоном и вкусным блюдом, в котором есть яд, и он перекрывает положительные моменты. Как ложка дегтя.

  • разрушение идеи семьи, женственности и материнства, искажение семейных ценностей;
  • смешение мужских и женских ролей, стирание различий между полами, идеи феминизма;
  • привлекательное изображение отрицательных персонажей, оправдание их поступков;
  • смешение представлений о том, что хорошо, а что плохо, сомнительные примеры для подражания;
  • направление положительных качеств людей на ложный путь: вместо созидания, распространения положительных ценностей людей призывают к безальтернативной борьбе, сопротивлению существующему порядку. А мы знаем, что в итоге это приводит лишь к усилению самой борьбы. Неважно, будут ваши симпатии на стороне Первого Ордена или же на стороне Повстанцев - это две стороны одной медали. Война, которая не заканчивается. Все новые и новые люди идут в топку этой борьбы. Будут новые джедаи, будет новый «Дарт Вейдер». Но в итоге все то же самое. Так, может, выход где-то в другой стороне?