Высказывание историка ключевского умение первое правило вежливости. Афоризмы и цитаты про вежливость. Чтобы согреть Россию, некоторые готовы ее сжечь. Василий ключевский - афоризмы и мысли об истории В России центр на периферии

Пояснительная записка к интеллектуальной игре, посвященной 175-летию со дня рождения В.О.Ключевского.

Цели:


    Развитие познавательной активности учащихся.


    Расширение кругозора учащихся.


    Развитие умения принимать решения самостоятельно и группой.

Оборудование: мультипроектор, маршрутные листы, карточки с заданиями.

Участники игры: команды детей, участников летней смены в пришкольном лагере "Академия. Лицеист" МБОУ ЛСТУ № 2 г.Пензы

Ход игры

1. Перед началом игры ребята знакомятся с биографией В.О.Ключевского, выступают с докладами о творчестве выдающегося историка, посещают музей В.О.Ключевского.

2. В игре участвуют 4 команды, в которые объединяются дети разного возраста (от 12 до 15 лет) из числа обучающихся в лицее.

3. Перед началом игры команде выдается маршрутный лист, в котором место работы станции обозначены цифрами. Чтобы определить нахождение каждой станции, команды должны разгадать, какие кабинет или рекреация скрываются за цифрами. Указание на это содержится в подсказке 1а, 2а, 3а, 4а.

4. Если команда не справляется с первой подсказкой, она вправе попросить вторую (1б,2б,3б,4б).

5. После того как кабинеты и рекреации "расшифрованы", команды отправляются по маршруту.

6. Время прохождения каждой станции 10 минут.

7. Задания на станциях:

"Биография" - 20 вопросов, касающихся жизни и творчества В.О.Ключевского. Требуется дать ответ: верно или неверно представленное суждение.

"Фотозагадки" - 18 фотоснимков, среди которых учащиеся должны определить те, что относятся к экспозициям музея В.О.Ключевского, и дать им названия.

"Афоризм" - 15 афоризмов Ключевского, которые нужно продолжить, основываясь на представлении о мировоззрении историка, его отношении к жизни и людям.

"Викторина" - 10 вопросов, касающихся суждений Ключевского, высказанных по разным поводам (материал взят из сети интернет "Мысли и афоризмы В.О.Ключевского" - http://1001viktorina.ru/cat/p671_myisli_i_aforizmyi_v.o.klyuchevskogo)

8. Количество баллов:

"Биография" - 20 вопросов - 3 балла; 15 вопросов - 2 балла; 10 вопросов - 1 балл.

"Фотозагадки" - из 18 фотоснимков нужно отобрать 12. относящихся к музею В.О.Ключевского. 12-11 снимков - 2 балла; 10 - 6 - 1 балл.

"Афоризм" - 15 афоризмов - 3 балла; 10 - 2 балла; 5 - 1 балл.

"Викторина" - 10 - 9 вопросов - 3 балла; 8-7 - 2 балла; 6-5 - 1 балл.

9. Команды возвращаются на исходную точку. В маршрутных листах указано количество баллов, присвоенных за выполнение заданий на каждой станции. Баллы суммируются. Принимается во внимание оценка действий каждой команды, данная консультантами (консультанты, работающие на станции, могут добавить от себя по одному баллу за четкость, слаженность командных действий).

10. Награждение победителей.

  1. Бездарные люди - обыкновенно самые требовательные критики: не будучи в состоянии сделать простейшее из возможного и не зная, что и как делать, они требуют от других совсем невозможного.
  2. Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности - глупость; не быть благодарным - подлость.
  3. Благотворительность - больше родит потребностей, чем устраняет нужд.
  4. Блаженны нувориши, так как самое большое удовольствие они получают от одного только сознания, что они чем-то владеют.
  5. Быть соседями не значит быть близкими.
  6. Быть счастливым значит не желать того, чего нельзя получить.
  7. В восемнадцать лет мужчина обожает, в двадцать любит, в тридцать желает обладать, в сорок размышляет.
  8. В древнерусском браке не пары подбирались по готовым чувствам и характерам, а характеры и чувства вырабатывались по подобранным парам.
  9. В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их.
  10. В России центр на периферии.
  11. В чем не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности.
  12. Великоросс часто думает надвое, и это кажется двоедушием. Он всегда идет к прямой цели, но идет, оглядываясь по сторонам, и потому походка его кажется уклончивой и колеблющейся. Ведь лбом стены не прошибешь, и только вороны прямо летают.
  13. Великорус - историк от природы: он лучше понимает свое прошедшее, чем будущее; он не всегда догадается, что нужно предусмотреть, но всегда поймет, что он не догадался. Он умнее, когда обсуждает, что сделал, чем когда соображает, что нужно сделать. В нем больше оглядки, чем предусмотрительности, больше смирения, чем нахальства.
  14. Верует ли духовенство в Бога? Оно не понимает этого вопроса, потому что оно служит Богу.
  15. Время от времени бедные собираются вместе, конфискуют имущество богатых и начинают драться за раздел добычи, чтобы разбогатеть самим.
  16. Вся житейская наука женщины состоит из трех незнаний: сначала она не знает, как добыть жениха, потом - как быть с мужем, наконец - как сбыть детей.
  17. Выбирая себе жену, надо помнить, что выбираешь мать своим детям, и как опекун своих детей должен позаботиться, чтобы жена по вкусу мужа была матерью по сердцу детям; чрез отца дети должны участвовать в выборе матери.
  18. Давно замечено - победители подражают побежденному врагу.
  19. Делай, что я говорю, но не говори, что я делаю, - исправленное иезуитство.
  20. Дело несделанное лучше дела испорченного, потому что первое можно сделать, а второго нельзя поправить.
  21. Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.
  22. Дружба может обойтись без любви; любовь без дружбы - нет.
  23. Есть люди, вся заслуга которых та, что они ничего не делают.
  24. Есть люди, которые становятся скотами, как только начинают обращаться с ними, как с людьми.
  25. Женщины все прощают, кроме одного - неприятного обращения с собою.
  26. Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь.
  27. Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает.
  28. Жить своим умом не значит игнорировать чужой ум, а уметь и им пользоваться для понимания вещей.
  29. Здравый и здоровый человек лепит Венеру Милосскую из своей Акулины и не видит в Венере Милосской ничего более своей Акулины.
  30. Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности.
  31. Интересней всего бывает узнать не то, о чем люди говорят, а то, о чем они умалчивают.
  32. Искусство - суррогат жизни, потому искусство любят те, кому не удалась жизнь.
  33. Историк задним умом крепок. Он знает настоящее с тыла, а не с лица. У историка пропасть воспоминаний и примеров, но нет ни чутья, ни предчувствий.
  34. История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.
  35. Когда люди, желая ссоры, не ждут её, она и не последует; когда же они ждут её, не желая, она случится непременно.
  36. Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то - хорошо.» Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то - плохо».
  37. Крупные писатели - фонари, которые в мирное время освещают путь толковым прохожим, которые разбивают негодяи и на которых в революции вешают бестолковых.
  38. Кто живет чужим трудом, тот неизбежно кончит тем, что начнет жить чужим умом, ибо свой ум вырабатывается только с помощью собственного труда.
  39. Кто не любит просить, тот не любит обязываться, то есть боится быть благодарным.
  40. Кто неспособен работать по 16 часов в сутки, тот не имел права родиться и должен быть устранен из жизни как узурпатор бытия.
  41. Кто очень любит себя, того не любят другие, потому что из деликатности не хотят быть его соперниками.
  42. Кто смеется, тот не злится, потому что смеяться - значит прощать.
  43. Любуясь, как реформа преображала русскую старину, не доглядели, как русская старина преображала реформу.
  44. Люди самолюбивые любят власть, люди честолюбивые - влияние, люди надменные ищут того и другого, люди размышляющие презирают и то и другое.
  45. Люди, которые легко говорят, обыкновенно трудно понимают.
  46. Люди, которые, не имея своего ума, умеют ценить чужой, часто поступают умнее умных, лишенных этого умения.
  47. Множество мелких успехов не являются гарантией большой победы.
  48. Молодежь что бабочки: летят на свет и попадают на огонь.
  49. И москаль, и хохол хитрые люди, и хитрость обоих выражается в притворстве. Но тот и другой притворяются по своему: первый любит притворяться дураком, а второй умным.
  50. Мужчина любит женщину чаще всего за то, что она его любит; женщина любит мужчину чаще всего за то, что он ею любуется.
  51. Мысль без морали - недомыслие, мораль без мысли - фанатизм.
  52. На Западе церковь без Бога, в России Бог без церкви.
  53. Надобно не жаловаться на то, что мало умных людей, а благодарить бога за то, что они есть.
  54. Найти причину зла - почти то же, что найти против него лекарство.
  55. Науку часто смешивают с знанием. Это глубокое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием.
  56. Наше сочувствие религиозной старине не нравственное, а только художественное: мы только любуемся ее чувствами, не разделяя их, как сладострастные старики любуются молоденькими девицами, не будучи в состоянии любить их.
  57. Не начинайте дела, конец которого не в ваших руках.
  58. Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была.
  59. Нельзя и стыдно перенимать чужой образ жизни, строй чувства и порядок отношений. Каждый порядочный народ все это должен иметь свое, как у каждого порядочного человека должна быть своя голова и своя жена.
  60. Нет ничего враждебнее культуре, чем цивилизация.
  61. Он слишком умен, чтобы быть счастливым, и слишком несчастлив, чтобы быть злым.
  62. Откровенность - вовсе не доверчивость, а только дурная привычка размышлять вслух.
  63. Под здравым смыслом всякий разумеет только свой собственный.
  64. Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести.
  65. Под старость глаза перемещаются со лба на затылок: начинаешь смотреть назад и ничего не видеть впереди, то есть живешь воспоминаниями, а не надеждами
  66. Посеешь заботу - пожнешь инициативу.
  67. Постоянный успех делает из разбойников хороших бизнесменов.
  68. Почему от священнослужителя требуют благочестия, когда врачу не вменяется в обязанность, леча других, самому быть здоровым?
  69. Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей.
  70. Простейший способ не нуждаться в деньгах - не получать больше, чем нужно, а проживать меньше, чем можно.
  71. Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не осознавая опасности.
  72. Русская интеллигенция скоро почувствует себя в положении продавщицы конфет голодным людям.
  73. Самый веселый смех - это смеяться над теми, кто смеется над тобой.
  74. Самый дорогой дар природы - веселый, насмешливый и добрый ум.
  75. Самый непобедимый человек - это тот, кому не страшно быть глупым.
  76. Семейные ссоры - штатный ремонт ветшающей семейной любви.
  77. Серьезная политическая партия осуждает всякую подлость, если она не включена в программу партии.
  78. Славянофилы поклонялись русскому народу не потому, чтоб он действительно был воплощением христианского идеала, а напротив, они старались представить его себе и другим в таком идеальном свете потому, что уже поклонялись ему, каков бы он ни оказался: он был для них не по хорошему мил, а по милу хорош.
  79. Слово - великое оружие жизни.
  80. Смотря на них, как они веруют в Бога, так и хочется уверовать в черта.
  81. Справедливость - доблесть избранных натур, правдивость - долг каждого порядочного человека.
  82. Счастлив тот, кто может жену любить, как любовницу, и несчастлив, кто любовнице позволяет любить себя, как мужа.
  83. Талант - искра божия, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим.
  84. Творчество - высокий подвиг, а подвиг требует жертв.
  85. Театральные слезы отучают от житейских.
  86. Тот, кто не любит брать в долг, то не умеет обязываться.
  87. Труд ценится дорого, когда дешевеет капитал. Ум ценится дорого, когда дешевеет сила.
  88. У всякого возраста свои привилегии и свои неудобства.
  89. У хорошего доктора лекарство не в аптеке, а в его собственной голове.
  90. Узнать, вежливы ли вы, очень просто: для этого убедитесь, насколько разборчив ваш почерк.
  91. Ум гибнет от противоречий, а сердце ими питается.
  92. Уметь разборчиво писать - первое правило вежливости.
  93. Характер - власть над самим собой, талант - власть над другими.
  94. Хорошая женщина, выходя замуж, обещает счастье, дурная - ждет его.
  95. Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
  96. Чтобы быть ясным, оратор должен быть откровенным.
  97. Чтобы защитить отечество от врагов, Петр I опустошил его больше всякого врага.
  98. Чтобы согреть Россию, некоторые готовы ее сжечь.
  99. Чужой западноевропейский ум призван был нами, чтобы научить нас жить своим умом, но мы попытались заменить им свой ум.
  100. Это немцы учили нас исключительности. Наши же цели - вселенские.

1. Высшая степень искусства говорить - уменье молчать

2. Слово - великое оружие жизни

3. У них мысль не ведет за собой слов, а с трудом догоняет их

4. Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности

5. Человек - это величайшая скотина в мире

6. Мы низшие организмы в международной зоологии: продолжаем двигаться и после того, как потеряем голову

7. Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу

8. Мужчина любит женщину чаще всего за то, что она его любит; женщина любит мужчину чаще всего за то, что он ею любуется

9. Семейные ссоры - штатный ремонт ветшающей семейной любви

10. Только в математике две половины составляют одно целое. В жизни совсем не так: например, полоумный муж и полоумная жена - несомненно две половины, но в сложности они дают двух сумасшедших и никогда не составят одного полного умного

11. Любовь женщины дает мужчине минутные наслаждения и кладет на него вечные обязательства, по крайней мере пожизненные неприятности

12. Есть женщины, в которых никто не влюбляется, но которых все любят. Есть женщины, в которых все влюбляются, но которых никто не любит. Счастлива только та женщина, которую все любят, но в которую влюблен лишь один

13. Женщины все прощают, кроме одного - неприятного обращения с собою

14. Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий

15. Мужчина любит женщину, сколько может любить; женщина любит мужчину, сколько желает любить. Потому мужчина обыкновенно любит одну женщину больше, чем она того стоит, а женщина хочет любить больше мужчин, чем сколько в состоянии любить

16. Мужчина любит обыкновенно женщин, которых уважает; женщина обыкновенно уважает только мужчин, которых любит. Потому мужчина часто любит женщин, которых не стоит любить, а женщина часто уважает мужчин, которых не стоит уважать

17. Хорошая женщина, выходя замуж, обещает счастье, дурная - ждет его

18. Мужчина падает на колени перед женщиной только для того, чтобы помочь ее падению

19. Есть два рода болтунов: одни говорят слишком много, чтобы ничего не сказать, другие тоже говорят слишком много, но потому, что не знают, что сказать. Одни говорят, чтобы скрыть, что они думают, другие - чтобы скрыть, что они ничего не думают

20. Есть два рода дураков: одни не понимают того, что обязаны понимать все; другие понимают то, чего не должен понимать никто

21. Самое умное в жизни - все-таки смерть, ибо только она исправляет все ошибки и глупости жизни

22. Самолюбивый человек тот, кто мнением других о себе дорожит больше, чем своим собственным. Итак, быть самолюбивым значит любить себя больше, чем других, и уважать других больше, чем себя

23. Самый верный и едва ли не единственный способ стать счастливым - это вообразить себя таким

24. Крепкие слова не могут быть сильными доказательствами

25. Уметь разборчиво писать - первое правило вежливости

26. Мужчина слушает ушами, женщина - глазами, первый - чтобы понять, что ему говорят, вторая - чтобы понравиться тому, кто с ней говорит

27. Труд ценится дорого, когда дешевеет капитал. Ум ценится дорого, когда дешевеет сила

28. Иногда необходимо нарушать правило, чтобы спасти его силу

29. Люди самолюбивые любят власть, люди честолюбивые - влияние, люди надменные ищут того и другого, люди размышляющие презирают и то и другое

30. Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь

31. Искусство - суррогат жизни, потому искусство любят те, кому не удалась жизнь

32. Всего хуже сознавать себя дополнением собственной мебели

33. Детальное изучение отдельных органов отучает понимать жизнь всего организма

34. Сладострастие есть не что иное, как властолюбивое самолюбие, разыгранное на женских прелестях

35. Смерть - величайший математик, ибо безошибочно решает все задачи

36. Когда люди, желая ссоры, не ждут ее, она и не последует; когда они ждут ее, не желая, она случится непременно

37. Дружба может обойтись без любви; любовь без дружбы - нет

38. Жить значит быть любимым. Он жил или она жила - это значит только одно: его или ее много любили

39. Музыка - акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит к еде

40. Счастье не в том, чтобы прожить благополучно, а в том, чтобы понять и почувствовать, в чем может оно состоять

41. В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений

42. В мужчину, которого любят все женщины, не влюбится ни одна из них

43. Мужчина видит в любой женщине то, что хочет из нее сделать, и обыкновенно делает из нее то, чем она не хочет быть

44. Люди живут идолопоклонством перед идеалами, и, когда недостает идеалов, они идеализируют идолов

45. В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много

46. Характер - власть над самим собой, талант - власть над другими

47. Почему от священнослужителя требуют благочестия, когда врачу не вменяется в обязанность, леча других, самому быть здоровым?

48. Здравый и здоровый человек лепит Венеру Милосскую из своей Акулины и не видит в Венере Милосской ничего более своей Акулины

49. Счастлив, кто может жену любить как любовницу, и несчастлив, кто любовнице позволяет любить себя как мужа

50. Некоторые женщины умнее других дур только тем, что сознают свою глупость. Разница между теми и другими только в том, что одни считают себя умными, оставаясь глупыми; другие признают себя глупыми, не становясь оттого умными

51. Дамы только тем и обнаруживают в себе присутствие ума, что часто сходят с него

52. Дружба обыкновенно служит переходом от простого знакомства к вражде

53. Было бы сердце, а печали найдутся

54. Размышляющий человек должен бояться только самого себя, потому что должен быть единственным и беспощадным судьей самого себя

55. Кто смеется, тот не злится, потому что смеяться значит прощать

56. Кто имеет друзей, которые ненавидят друг друга, тот заслуживает их общей ненависти

57. Ум гибнет от противоречий, а сердце ими питается

58. Хотеть быть чем-то другим, а не самим собой значит хотеть стать ничем

59. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинство

60. Кто не любит просить, тот не любит обязываться, то есть боится быть благодарным

61. Некоторые думают, что стоит только обозвать всех дураками, чтобы прослыть умным

62. Гигиена учит, как быть цепной собакой собственного здоровья

63. Смотря на них, как они веруют в Бога, так и хочется уверовать в черта

64. Есть два рода дураков: одни не понимают того, что обязаны понимать все; другие понимают то, чего не должен понимать никто

65. Под здравым смыслом всякий разумеет только свой собственный

66. Прямой путь - кратчайшее расстояние между двумя неприятностями

67. Я слишком стар, чтобы стареть: стареют только молодые

68. Старики не родятся, а только умирают и, однако, все не переводятся

69. Красивые женщины в старости бывают очень глупы только потому, что в молодости были очень красивы

70. Как ей не быть умной, возясь всю жизнь с такими дураками

71. Он глуп оттого, что так красив, и не был бы так красив, если бы был менее глуп

72. Женятся на надеждах, выходят замуж за обещания

73. В 50 лет необходимо иметь шляпу и два галстука, белый и черный: часто придется венчать и хоронить

74. История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков

75. Часто бранят сочинение писателя только потому, что сами не умеют написать так

76. Чтобы быть полезным людям, нужно ничем не пользоваться от них

77. Чтобы иметь влияние на людей, надо думать только о них, забывая о себе, а не вспоминать о них, когда понадобиться напомнить о себе

78. Чтобы иметь право жить, надо приобрести готовность умереть

79. Чтобы уметь быть злым, надо выучиться быть добрым: иначе будешь просто гадким

80. Эгоисты всех больше жалуются на эгоизм других, потому что всего больше от него страдают

81. Под старость глаза перемещаются со лба на затылок: начинаешь смотреть назад и ничего не видеть впереди, то есть живешь воспоминаниями, а не надеждами

82. Прежде чем требовать, чтобы другие были достойны нашей любви, надобно заслужить их любовь

83. Простейший способ не нуждаться в деньгах - не получать больше, чем нужно, а проживать меньше, чем можно

84. Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не осознавая опасности

85. Скучен театр, когда на сцене видишь не людей, а актеров

86. Справедливость - доблесть избранных натур, правдивость - долг каждого порядочного человека

87. Старость для человека, что пыль для платья - выводит наружу все пятна характера

88. Одни вечно больны только потому, что очень заботятся быть здоровыми, а другие здоровы только потому, что не боятся быть больными

89. Вера в жизнь посмертную - тяжелый налог на людей, которые не умеют дожить и до смерти, перестают жить прежде, чем успеют умереть

90. В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их

91. Воображение - на то и воображение, чтобы восполнять действительность

92. В правду верят только мошенники, потому что верить можно в то, чего не понимаешь

93. Гораздо легче стать отцом, чем оставаться им

94. Есть люди, в которых самые пороки милее и безвреднее, чем у иных добродетели

95. Есть люди, вся заслуга которых та, что они ничего не делают

96. Он слишком умен, чтобы быть счастливым, и слишком несчастлив, чтобы быть злым

97. Когда кошка хочет поймать мышку, она притворяется мышкой

98. Кто живет чужим трудом, тот неизбежно кончит тем, что начнет жить чужим умом, ибо свой ум вырабатывается только с помощью собственного труда

99. Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла

100. Худая посадка между двух стульев - очутиться между своими притязаниями и способностями, казаться слишком великим для малых целей и оказаться слишком малым для великих

101. Каждый новый русский царь начинал с того, что отвергал предшественника

102. Бесцельным надо признать не только то, что не достигает цели, но и то, что хватает через цель

103. Вера в жизнь посмертную - тяжелый налог на людей, которые не умеют дожить и до смерти, перестают жить прежде, чем успеют умереть

104. В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их

105. Есть люди, в которых самые пороки милее и безвреднее, чем у иных добродетели

106. Кто живет чужим трудом, тот неизбежно кончит тем, что начнет жить чужим умом, ибо свой ум вырабатывается только с помощью собственного труда

107. Когда не поймешь, добрый ли человек или злой, можно смело сказать, что он – несчастный

108. Кто очень любит себя, того не любят другие, потому что из деликатности не хотят быть его соперником

109. Мудрено пишут только о том, чего не понимают

110. Гораздо легче стать умным, чем перестать быть дураком

111. Фанатизм во имя порядка готов внести анархию

112. Сколько времени нужно людям, чтобы понять прожитое ими столетие? Три столетия. Когда человечество поймет смысл своей жизни? Через 3 тысячи лет после своей смерти

113. В жизни ученого и писателя главные биографические факты - книги, важнейшие события – мысли

114. Обряд - религиозный пепел: он охраняет остаток религиозного жара от внешнего холода жизни

115. Жалоба, что нас не понимают, чаще всего происходит от того, что мы не понимаем людей

116. Прежде их соединял хотя бы пол, а теперь только потолок

117. Человек работал умно, работал и вдруг почувствовал, что стал глупее своей работы

118. Мужчина занимается женщиной, как химик своей лабораторией: он наблюдает в ней непонятные ему процессы, которые сам же и производит

119. Кто из людей презирает людей, должен презирать и самого себя, потому презирать людей вправе только животные

120. Не начинайте дела, конец которого не в ваших руках

121. Науку часто смешивают с знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует

122. Чтобы защитить отечество от врагов, Петр опустошил его больше всякого врага

123. Театральные слезы отучают от житейских

124. У артистов от постоянного прикосновения к искусству притупляется эстетическое чувство, заменяясь эстетическим глазомером

125. Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести

126. Не будем смешивать театр с церковью, ибо труднее балаган сделать церковью, чем церковь превратить в балаган

127. В России центр на периферии

128. Наша история идет по нашему календарю: в каждый век отстаем от мира на сутки

129. Спорт становится любимым предметом размышления и скоро станет единственным методом мышления

130. Статистика есть наука о том, как, не умея мыслить и понимать, заставить делать это цифры

131. Счастье не действительность, а только воспоминание: счастливыми кажутся нам наши минувшие годы, когда мы могли жить лучше, чем жилось, и жилось лучше, чем живется в минуту воспоминаний

132. Любуясь, как реформа преображала русскую старину, не доглядели, как русская старина преображала реформу

133. Наше сочувствие религиозной старине не нравственное, а только художественное: мы только любуемся ее чувствами, не разделяя их, как сладострастные старики любуются молоденькими девицами, не будучи в состоянии любить их

134. Робкий, но не трусливый

135. Прежде дорожили лицом и скрывали тело, ныне ценят тело и равнодушны к лицу. Прежде инстинкт, как холоп, грубил и бунтовал, но и подвергался бичу, ныне он эмансипировался и пользуется уважением, как природный государь жизни

136. Можно благоговеть перед людьми, веровавшими в Россию, но не перед предметом их верования

137. Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее

138. Ее отказ приятнее иного согласия

139. Популярное искусство ценно не по пользе, которую оно приносит, а по вреду, от которого спасает доставляя менее грубое развлечение

140. Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей

141. Повесе, чтобы соблазнить женщину, нужно больше тонкого понимания людей, чем Бисмарку, чтобы одурачить Европу

142. Дружба обыкновенно служит переходом от простого знакомства к вражде

143. Ученые диссертации, имеющие двух оппонентов и ни одного читателя

144. Надобно найти смысл и в бессмыслице: в этом неприятная обязанность историка, в умном деле найти смысл сумеет всякий философ

145. Русское духовенство всегда учило паству свою не познавать и любить Бога, а только бояться чертей, которых оно же и расплодило со своими попадьями

146. Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости, как от всего можно одуреть, даже от собственного ума

147. Верует ли духовенство в Бога? Оно не понимает этого вопроса, потому что оно служит Богу

148. Искусство любят те, кому не удалась жизнь

149. Откровенность - вовсе не доверчивость, а только дурная привычка размышлять вслух

150. Нет ничего бесцельнее, как судить или лечить трупы: их велено только закапывать

151. Когда актер не понимает, кого он играет, он поневоле играет самого себя

152. Истинная цель дела благотворительности не в том, чтобы благотворить, а в том, чтобы некому было благотворить

153. Пролог XX века - пороховой завод. Эпилог - барак Красного Креста

154. Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает

155. Самый непобедимый человек - это тот, кому не страшно быть глупым

156. Разница между духовенством и другими русскими сословиями: здесь много пьяниц, там мало трезвых

157. Ум гибнет от противоречий, а сердце ими питается. Можно ненавидеть человека, как подлеца, а можно умереть за него, как за ближнего

158. Чужой западноевропейский ум призван был нами, чтобы научить нас жить своим умом, но мы попытались заменить им свой ум

159. Славянофильство - история двух-трех гостиных в Москве и двух-трех дел в московской полиции

160. Русская интеллигенция скоро почувствует себя в положении продавщицы конфет голодным людям

161. Народники так умно рассуждают об основах своей жизни, что кажется, то, на чем они сидят, умнее того, чем они рассуждают о том

Атеисты всемилостивейше пожалованы в действительные статские христиане.

Большинство людей умирает спокойно потому, что так же мало понимают, что с ними делается в эту минуту, как мало понимали, что они делали до этой минуты.

Было бы сердце, а печали найдутся.

Быть соседями не значит быть близкими.

Римские императоры обезумели от самодержавия; отчего императору Павлу от него не одуреть?

Романист, изображая чужие души, рисует свою; психолог, наблюдая свою душу, думает, что он изучает чужие.

Робкий, но не трусливый.

Русская интеллигенция скоро почувствует себя в положении продавщицы конфет голодным людям.

Русский простолюдин - православный - отбывает свою веру как церковную повинность, наложенную на него для спасения чьей-то души, только не его собственной, которую спасать он не научился, да и не желает. Как ни молись, а все чертям достанется. Это все его богословие.

Русский ум ярче всего сказывается в глупостях.

Русское духовенство всегда учило паству свою не познавать и любить Бога, а только бояться чертей, которых оно же и расплодило со своими попадьями.

Самое умное в жизни - все-таки смерть, ибо только она исправляет все ошибки и глупости жизни.

Самолюбивый человек тот, кто мнением других о себе дорожит больше, чем своим собственным. Итак, быть самолюбивым - значит любить себя больше, чем других, и уважать других больше, чем себя.

Самый верный и едва ли не единственный способ стать счастливым - это вообразить себя таким.

Самый злой насмешник - кто осмеивает собственные увлечения.

Самый непобедимый человек - это тот, кому не страшно быть глупым.

Семейные ссоры - штатный ремонт ветшающей семейной любви.

Сидят на штыках, покрыв их газетой.

Сколько времени нужно людям, чтобы понять прожитое ими столетие? Три столетия. Когда человечество поймет смысл своей жизни? Через 3 тысячи лет после своей смерти.

Славянофильство - история двух-трех гостиных в Москве и двух-трех дел в московской полиции.

Сладострастие есть не что иное, как властолюбивое самолюбие, разыгранное на женских прелестях.

Смерть - величайший математик, ибо безошибочно решает все задачи.

Смотря на них, как они веруют в Бога, так и хочется уверовать в черта.

Спорт становится любимым предметом размышления и скоро станет единственным методом мышления.

Среднему статистическому пошлому человеку не нужна, даже тяжела религия. Она нужна только очень маленьким и очень большим людям: первых она поднимает, а вторых поддерживает на высоте. Средние пошлые люди не нуждаются ни в подъеме, потому что им лень подниматься, ни в опоре, потому что им некуда падать.

Старики не родятся, а только умирают и, однако, все не переводятся.

Статистика есть наука о том, как, не умея мыслить и понимать, заставить делать это цифры.

Схоластика - точильный камень научного мышления: на нем камни не режут, но об камень вострят.

Счастлив, кто может жену любить как любовницу, и несчастлив, кто любовнице позволяет любить себя как мужа.

Счастье не в том, чтобы прожить благополучно, а в том, чтобы понять и почувствовать, в чем может оно состоять.

Счастье не действительность, а только воспоминание:
счастливыми кажутся нам наши минувшие годы, когда мы могли жить лучше, чем жилось, и жилось лучше, чем живется в минуту воспоминаний.

Тайна искусства писать - уметь быть первым читателем своего сочинения.

Театральные слезы отучают от житейских.

Только в математике две половины составляют одно целое.

В жизни совсем не так: например, полоумный муж и полоумная жена - несомненно две половины, но в сложности они дают двух сумасшедших и никогда не составят одного полного умного.

Торжество исторической критики - из того, что говорят люди известного времени, подслушать то, о чем они умалчивали.

Труд ценится дорого, когда дешевеет капитал. Ум ценится дорого, когда дешевеет сила.

У артистов от постоянного прикосновения к искусству притупляется эстетическое чувство, заменяясь эстетическим глазомером.

У них мысль не ведет за собой слов, а с трудом догоняет их.

Ум гибнет от противоречий, а сердце ими питается. Можно ненавидеть человека, как подлеца, а можно умереть за него, как за ближнего.

Уметь разборчиво писать - первое правило вежливости.

Ученые диссертации, имеющие двух оппонентов и ни одного читателя.

Ученые издатели - половые науки, которые не варят и не кушают, а только подают кушанье.

Фанатизм во имя порядка готов внести анархию.

Характер - власть над самим собой, талант - власть над другими.

Кто смеется, тот не злится, потому что смеяться - значит прощать.

Любовь женщины дает мужчине минутные наслаждения и кладет на него вечные обязательства, по крайней мере пожизненные неприятности.

Любуясь, как реформа преображала русскую старину, не доглядели, как русская старина преображала реформу.

Люди живут идолопоклонством перед идеалами, и, когда недостает идеалов, они идеализируют идолов.

Люди самолюбивые любят власть, люди честолюбивые - влияние, люди надменные ищут того и другого, люди размышляющие презирают и то и другое.

Можно благоговеть перед людьми, веровавшими в Россию, но не перед предметом их верования.
Мужчина видит в любой женщине то, что хочет из нее сделать, и обыкновенно делает из нее то, чем она не хочет быть.

Мужчина занимается женщиной, как химик своей лабораторией: он наблюдает в ней непонятные ему процессы, которые сам же и производит.

Мужчина любит женщину чаще всего за то, что она его любит; женщина любит мужчину чаще всего за то, что он ею любуется.

Мужчина любит женщину, сколько может любить; женщина любит мужчину, сколько желает любить. Потому мужчина обыкновенно любит одну женщину больше, чем она того стоит, а женщина хочет любить больше мужчин, чем сколько в состоянии любить.

Мужчина любит обыкновенно женщин, которых уважает; женщина обыкновенно уважает только мужчин, которых любит. Потому мужчина часто любит женщин, которых не стоит любить, а женщина часто уважает мужчин, которых не стоит уважать.

Мужчина падает на колени перед женщиной только для того, чтобы помочь ее падению.

Мужчина слушает ушами, женщина - глазами, первый - чтобы понять, что ему говорят, вторая - чтобы понравиться тому, кто с ней говорит.

Музыка - акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит
к еде.

Мы низшие организмы в международной зоологии: продолжаем двигаться и после того, как потеряем голову.

Надобно найти смысл и в бессмыслице: в этом неприятная обязанность историка, в умном деле найти смысл сумеет всякий философ.

Народники так умно рассуждают об основах своей жизни, что кажется, то, на чем они сидят, умнее того, чем они рассуждают о том.

Науку часто смешивают с знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. уменье пользоваться знанием как следует.

Наша история идет по нашему календарю: в каждый век отстаем от мира на сутки.

Наше сочувствие религиозной старине не нравственное, а только художественное: мы только любуемся ее чувствами, не разделяя их, как сладострастные старики любуются молоденькими девицами, не будучи в состоянии любить их.

Не будем смешивать театр с церковию, ибо труднее балаган сделать церковию, чем церковь превратить в балаган.

Не начинайте дела, конец которого не в ваших руках.

Некоторые женщины умнее других дур только тем, что сознают свою глупость. Разница между теми и другими только в том, что одни считают себя умными, оставаясь глупыми; другие признают себя глупыми, не становясь оттого умными.

Нет ничего бесцельнее, как судить или лечить трупы: их велено только закапывать.

Обряд - религиозный пепел: он охраняет остаток религиозного жара от внешнего холода жизни.

Обряды - ячейки сота, которые каждый облеплял своими чувствами.

Он глуп оттого, что так красив, и не был бы так красив, если бы был менее глуп.

Она в каждом мужчине ищет мужа, потому что в муже не нашла мужчины.

Откровенность - вовсе не доверчивость, а только дурная привычка размышлять вслух.

Петр I готов был для предупреждения беспорядка расстроить всякий порядок.

Писатели, как родители, любят наделять свои детища свойствами, которых лишены сами. Оттого герои у Мопассана всегда глупы, а у Толстого - умны.

Повесе, чтобы соблазнить женщину, нужно больше тонкого понимания людей, чем Бисмарку, чтобы одурачить Европу.

Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести.

Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля.

Популярное искусство ценно не по пользе, которую оно приносит, а по вреду, от которого спасает, доставляя менее грубое развлечение.

Почему от священнослужителя требуют благочестия, когда врачу не вменяется в обязанность, леча других, самому быть здоровым?

Прежде в женщине видели живой источник счастья, для которого забывали физическое наслаждение, ныне видят в ней физиологический прибор для физического наслаждения, ради которого пренебрегают счастьем.

Прежде дорожили лицом и скрывали тело, ныне ценят тело и равнодушны к лицу. Прежде инстинкт, как холоп, грубил и бунтовал, но и подвергался бичу, ныне он эмансипировался и пользуется уважением, как природный государь жизни.

Прежде их соединял хотя бы пол, а теперь только потолок.

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую.

Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей.

Пролог XX века - пороховой завод. Эпилог - барак Красного Креста.

Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий.

Прямой путь - кратчайшее расстояние между двумя неприятностями.

Размышляющий человек должен бояться только самого себя, потому что должен быть единственным и беспощадным судьей самого себя.

Разница между духовенством и другими русскими сословиями: здесь много пьяниц, там мало трезвых.

Хорошая женщина, выходя замуж, обещает счастье, дурная - ждет его.

Хотеть быть чем-то другим, а не самим собой - значит хотеть стать ничем.

Христы редко являются, как кометы, но Иуды не переводятся, как комары.

Цари - те же актеры с тем отличием, что в театре мещане и разночинцы играют царей, а во дворцах цари - мещан и разночинцев.

Цыгане известности - они известны только за границей, потому что у них нет отечества.

Человек - это величайшая скотина в мире.

Человек работал умно, работал и вдруг почувствовал, что стал глупее своей работы.

Человек, пользуясь разумом, умеет поступать неразумно вопреки инстинкту.

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

Чтобы быть ясным, оратор должен быть откровенным.

Чтобы защитить отечество от врагов, Петр опустошил его больше всякого врага.

Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее.

Чтобы уметь быть злым, надобно выучиться быть добрым; иначе будешь просто гадким.

Чужой западноевропейский ум призван был нами, чтобы научить нас жить своим умом, но мы попытались заменить им свой ум.

Эгоисты всех больше жалуются на эгоизм других, потому что всего больше от него страдают.

Я слишком стар, чтобы стареть: стареют только молодые.

В 50 лет необходимо иметь шляпу и два галстука, белый и черный: часто придется венчать и хоронить.

В жизни ученого и писателя главные биографические факты - книги, важнейшие события - мысли.

В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений.

В мужчину, которого любят все женщины, не влюбится ни одна из них.

В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много.

В России центр на периферии.

Верует ли духовенство в Бога? Оно не понимает этого вопроса, потому что оно служит Богу.

Всего хуже сознавать себя дополнением собственной мебели.

Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости, как от всего можно одуреть, даже от собственного ума.

Высшая степень искусства говорить - уменье молчать.

Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает.

Гигиена учит, как быть цепной собакой собственного здоровья.

Глаза - не зеркало души, а ее зеркальные окна: сквозь них она видит улицу, но улица видит душу.

Глупость - самая дорогая роскошь, которую могут позволять себе только богатые люди.

Гораздо легче стать умным, чем перестать быть дураком.

Грубость стародумовского общества измеряется необходимостью доказывать материальную пользу добродетели.

Дамы только тем и обнаруживают в себе присутствие ума, что часто сходят с него.

Делай, что я говорю, но не говори, что я делаю, - исправленное иезуитство.

Детальное изучение отдельных органов отучает понимать жизнь всего организма.

Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу.

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.

Дружба может обойтись без любви; любовь без дружбы - нет.

Дружба обыкновенно служит переходом от простого знакомства к вражде.

Ее отказ приятнее иного согласия.

Есть два рода болтунов: одни говорят слишком много, чтобы ничего не сказать, другие тоже говорят слишком много, но потому, что не знают, что сказать. Одни говорят, чтобы скрыть, что они думают, другие - чтобы скрыть, что они ничего не думают.

Есть два рода дураков: одни не понимают того, что обязаны понимать все; другие понимают то, чего не должен понимать никто.

Есть женщины, в которых никто не влюбляется, но которых все любят. Есть женщины, в которых все влюбляются, но которых никто не любит. Счастлива только та женщина, которую все любят, но в которую влюблен лишь один.

Жалоба, что нас не понимают, чаще всего происходит от того, что мы не понимаем людей.

Женщины все прощают, кроме одного - неприятного обращения с собою.

Женятся на надеждах, выходят замуж за обещания.

Жить - значит быть любимым. Он жил или она жила - это значит только одно: его или ее много любили.

Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности.

Здравый и здоровый человек лепит Венеру Милосскую из своей Акулины и не видит в Венере Милосской ничего более своей Акулины.

И москаль, и хохол - хитрые люди, и хитрость обоих выражается в притворстве. Но тот и другой притворяются по-своему: первый любит притворяться дураком, а второй умным.

Из 100 остроумных один умный.

Иногда необходимо нарушать правило, чтобы спасти его силу.

Искусство - суррогат жизни, потому искусство любят те, кому не удалась жизнь.

Истинная цель дела благотворительности не в том, чтобы благотворить, а в том, чтобы некому было благотворить.

Историк задним умом крепок. Он знает настоящее с тыла, а не с лица. У историка пропасть воспоминаний и примеров, но нет ни чутья, ни предчувствий.

История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

Как ей не быть умной, возясь всю жизнь с такими дураками.

Когда актер не понимает, кого он играет, он поневоле играет самого себя.

Когда люди, желая ссоры, не ждут ее, она и не последует; когда они ждут ее, не желая, она случится непременно.

Красивые женщины в старости бывают очень глупы только потому, что в молодости были очень красивы.

Крепкие слова не могут быть сильными доказательствами.

Крупный успех составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочей.

Кто из людей презирает людей, должен презирать и самого себя, потому презирать людей вправе только животные.

Кто имеет друзей, которые ненавидят друг друга, тот заслуживает их общей ненависти.

Текущая страница: 1 (всего у книги 28 страниц)

Шрифт:

100% +

Василий Ключевский
Афоризмы и мысли об истории

Афоризмы и мысли об истории

Тетрадь с афоризмами

Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности.


Если тень человека идет впереди его, это не значит еще, что человек идет за своею тенью.


Если под характером разумеется решительность действия в одном направлении, то характер есть не что иное, как недостаток размышления, не умеющего указать воле других направлений.


Так называемые типы времени – это лица, на которых застыли наиболее употребительные или модные гримасы, вызванные патологическим состоянием людей известного времени.


Человек – это величайшая скотина в мире.


Наша государственная машина приспособлена к обороне, а не к нападению. Она дает нам столько же устойчивости, сколько отнимает подвижности. Когда мы пассивно отбиваемся, мы сильнее себя, ибо к нашим оборонительным силам присоединяется еще наше неумение скоро понять свое бессилие, т. е. наша храбрость увеличивается тем, что, испугавшись, мы не скоро собираемся бежать. Напротив, нападая, мы действуем только 10 % своих сил, остальное тратится на то, чтобы привести в движение эти 10 %. Мы точно тяжеловооруженный рыцарь средних веков. Нас победит не тот, кто рыцарски правильно атакует нас с фронта, а кто из-под брюха лошади схватит нас за ногу и перекувырнет: как таракан, опрокинувшийся на спину, мы, не теряя штатного количества наших сил, будем бессильно шевелить ногами, ища точки опоры. Сила есть акт, а не потенция; не соединенная с дисциплиной, она сама себя убивает. Мы низшие организмы в международной зоологии: продолжаем двигаться и после того, как потеряем голову.


Можно иметь большой ум и не быть умным, как можно иметь большой нос и быть лишену обоняния.


Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу.


Мужчина любит женщину чаще всего за то, что она его любит; женщина любит мужчину чаще всего за то, что он ею любуется.


Семейные ссоры – штатный ремонт ветшающей семейной любви.


Красавица смотрит на свою любовь, как на жертву Молоху; некрасивая считает ее ненужным подарком, который ей позволили принести; женщина ни то ни сё видит в ней просто половую повинность.


Страсти становятся пороками, когда превращаются в привычки, или добродетелями, когда противодействуют привычкам.


Когда дурак начинает считать себя остроумным, количество остроумных людей не увеличивается; когда умный человек признает себя остроумным, всегда становится одним умным меньше и иногда одним остроумным больше; когда остроумный начинает считать себя умным, всегда одним остроумным становится меньше и никогда не бывает одним умным больше.


Умный спросил глупого: «Когда Вы скажете что-нибудь умное?» – «Тотчас после Вашей первой глупости», – отвечал глупый. – «Ну, в таком случае нам обоим придется ждать долго», – продолжал умный. – «Не знаю, как Вы, а я уже своего дождался», – закончил глупый.


Только в математике две половины составляют одно целое. В жизни совсем не так: например, полоумный муж и полоумная жена – несомненно две половины, но в сложности они дают двух сумасшедших и никогда не составят одного полного умного.


Любовь женщины дает мужчине минутные наслаждения и кладет на него вечные обязательства, по крайней мере пожизненные неприятности.


Есть женщины, в которых никто не влюбляется, но которых все любят. Есть женщины, в которых все влюбляются, но которых никто не любит. Счастлива только та женщина, которую все любят, но в которую влюблен лишь один.


Женщины, не любившие в молодости, под старость бросаются в благотворительность. Мужчины, начавшие поздно размышлять, обыкновенно пускаются в философию. Последним философия так же плохо заменяет понимание, как первым благотворительность – любовь.


Женщина плачет, потеряв то, чем долго наслаждалась; мужчина плачет, не достигнув того, чего долго добивался. Для первой слезы – вознаграждение за потерю, для второго – награда за неудачные усилия и для обоих – утешение в несчастии.


Счастье – кусок мяса, который увидела в воде собака, плывшая через реку с куском мяса во рту. Добиваясь счастья, мы теряем довольство; теряем, что имеем, и не достигаем того, чего желаем.


Исключения обыкновенно правильнее самого правила; но они потому не составляют правила, что их меньше, чем неправильных явлений.


Кто из людей презирает людей, должен презирать и самого себя, потому презирать людей вправе только животное.


Он грязно обращался с женщинами, и потому женщины его не любили, потому что женщины все прощают, кроме одного – неприятного обращения с собою.


Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий.


25. Мужчина любит женщину, сколько может любить; женщина любит мужчину, сколько желает люб[ить]. Потому мужчина обыкновенно любит одну женщину больше, чем она того стоит, а женщина хочет любить больше мужчин, чем сколько в состоянии любить.


Мужчина любит обыкновенно женщин, которых уважает; женщина обыкновенно уважает только мужчин, которых любит. Потому мужчина часто любит женщин, которых не стоит любить, а женщина часто уважает мужчин, которых не стоит уважать.


Хорошая женщина, выходя замуж, обещает счастье, дурная – ждет его.


Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей. Теперь она не более как отрицание истории и не менее как ее искажение.


Образ правления в государстве – то же, что темперамент в человеке. Что такое темперамент? Это способ распоряжения своими мыслями и поступками, насколько он зависит от установленного всей конструкцией человека соотношения его духовных и физических сил. Что такое образ правления? Это способ направления народных стремлений и действий, насколько он зависит от установившего исторически соотношения его нравственных и материальных средств. История, прошедшее для народа – то же, что для отдельного человека его природа, ибо природа каждого из нас есть не что иное, как сумма наследственных особенностей. Значит, как темперамент есть совокупность бессознательных, но из самого человека исходящих условий, давящих на личную волю, так образ правления определяется суммой не зависимых от общественного мнения, но из самого народа исходящих условий, которые ограничивают общественную свободу. Общественное мнение в народе – то же, что личное сознание в отдельном человеке. Следовательно, как темперамент не зависит от сознания, так образ правления не зависит от общественного мнения. Первый может измениться от воспитания; второй изменяется народным образованием.


Творцы общественного порядка обыкновенно становятся его орудиями или жертвами, первыми – как скоро перестают творить его, вторыми – как скоро начнут его переделывать.


Порядочная женщина до замужества может любить только жениха, а после замужества только мужа. Но жениха она не любит вполне, потому что он еще не муж, а мужа – потому что он уже перестал быть женихом, так что порядочная женщина никогда не любит ни одного мужчины так, как женщина должна любить мужчину, т. е. вполне.


Республиканцы в монархиях – обыкновенно люди, не имеющие царя в собств[енной] голове; монархисты в республиках – люди, замечающие, что другие его теряют.


Вся разница между умным и глупым в одном: первый всегда подумает и редко скажет, второй всегда скажет и никогда не подумает. У первого язык всегда в сфере мысли; у второго мысль вне сферы языка. У первого язык секретарь мысли, у второго ее сплетник или доносчик.


Влюбленный мужчина всегда глуп, потому что добивается только любви женщины, не желая знать, какою любовью любит его женщина, а это главное, потому что женщина любит только свою любовь и любит мужчину лишь насколько мужчина любит любимую ею любовь.


Мужчина падает на колени перед женщиной только для того, чтобы помочь ее падению.


«Я ваша игрушка», – говорит женщина, отдаваясь мужчине. – «Но, становясь моей игрушкой, ты остаешься ли моим другом?» – спрашивает мужчина. – «О, конечно», – отвечает женщина. – «В таком случае я имею право подарить моему другу мою лучшую игрушку», – продолжает мужчина.


«Я вся твоя», – говорит женщина. – «Все мое – твое», – возражает ей мужчина, но никогда не говорит при этом: «Я весь твой», – потому что обыкновенно бывает тогда сам не свой.


Смутные времена только тем отличаются от спокойных, что в последние говорят ложь, надеясь, что она сойдет за правду, а в первые говорят правду, надеясь, что ее примут за ложь: разница только в объекте вменяемости.


Каждый женский возраст приносит свою жертву любви: у девочки это губы, у девушки еще и сердце, у молодой женщины еще и тело, у пожилой еще и здравый рассудок, так что жизнь женщины есть геометрическая прогрессия самопожертвования на алтарь любви; перед смертью у ней не остается ничего.


Есть два рода болтунов: одни говорят слишком много, чтобы ничего не сказать, другие тоже говорят слишком много, но потому, что не знают, что сказать. Одни говорят, чтобы скрыть, что они думают, другие – чтобы скрыть, что они ничего не думают.


У женщин развито эстетическое самолюбие, которое часто бывает источником любви: они неравнодушны к тому, кому доставляют наслаждение, если это замечают. На этом [основана] пословица: стерпится – слюбится.


Есть два рода дураков: одни не понимают того, что обязаны понимать все; другие понимают то, чего не должен понимать никто.


Говорят, что мужчины родятся красивыми. Это предрассудок: красивыми мужчины делаются и делают их такими женщины.


Метафора или поясняет мысль, или заменяет ее. В первом случае метафора – поэзия, во втором – риторика или красноречие: красноречие есть подделка и мысли и поэзии.


Лицо должно отражать личность. Это отражение называется физиогномией. Есть люди, у которых лицо ничего не выражает, и есть люди с сильным выражением, хотя на них «лица нет». Потому можно сказать, что есть лица без физиогномий и есть физиогномии без лиц.


Мужчина, идя на доброе дело, всегда сделает его хорошим, если, провожая, его поцелует любимая женщина.


Женщина, влюбившаяся в мужчину, которому она не может принадлежать, должна сказать ему: «Для Вас я готова на преступление, но Вас я так люблю, что Вас не допущу до него». Мужчина в подобном случае должен говорить иначе:

«Для Вас я готов на все, потому что люблю Вас, и был бы готов на преступление, если бы меньше любил Вас».


48. Красивыми мужчинами женщины любуются, умных обожают, в добрых влюбляются, смелых боятся, но выходят замуж охотно только за сильных.


Самое умное в жизни – все-таки смерть, ибо только она исправляет все ошибки и глупости жизни.


Высшая степень искусства говорить – уменье молчать.


У кого есть сердце, тот может сделать с женщиной все, что захочет, и дурное и хорошее. Беда только в том, что тот, у кого есть сердце, не захочет сделать с женщиной всего, что может, именно дурного.


Люди думают умнее животных; но они были бы больше людьми, если бы жили так же глупо, как живут животные.


Молодой человек любит женщину, мечтая, что она будет его женой. Старый человек любит свою жену, вспоминая, что она была женщиной.


Самолюбивый человек тот, кто мнением других о себе дорожит больше, чем своим собственным. Итак, быть самолюбивым значит любить себя больше, чем других, и уважать других больше, чем себя.



Самый верный и едва ли не единственный способ стать счастливым – это вообразить себя таким.


Чтобы сделать Петра великим, его делают небывалым и невероятным. Между тем надобно изобразить его самим собою, чтобы он сам собой стал велик.


Крепкие слова не могут быть сильными доказательствами.


Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости.


Бедные люди могут иметь нравственные правила, но не должны иметь воли: первое спасает их от преступлений, второе – от несчастий.


Мужчина слушает ушами, женщина – глазами, первый – чтобы понять, что ему говорят, вторая – чтобы понравиться тому, кто с ней говорит.


Есть люди, вся заслуга которых та, что они ничего не делают.


Мужчины всего более дорожат в женщинах их наклонностью дешево продаваться.


Труд ценится дорого, когда дешевеет капитал. Ум ценится дорого, когда дешевеет сила.


Остряк – не разбойник и разбойник – не остряк: первый острит, но не режет, последний только режет и редко острит.


Есть люди, быть другом которых значит быть их жертвой, они возможны только потому, что есть люди, которые в дружбе видят только обязанность приносить жертвы друзьям.



Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не сознавая опасности.


Лучший воспитатель – голод: он быстро распознает то, с чего надо начинать воспитание – стоит ли воспитывать питомца.


У нас сословное разделение труда действовало и в развитии искусства: поэзия развивалась дворянством, театр – купцами, красноречие – духовенством, живопись – крепостными художниками и палеховскими икономазами.


Смотря на вещи свысока, с высших точек зрения, мы видим только геометрические очертания вещей и не замечаем самих вещей.


Поэзия разлита в обществе, как кислород в воздухе, и мы не чувствуем ее только потому, что ежеминутно ею живем, как не ощущаем кислорода потому, что ежеминутно им дышим.


Вернейшее средство исправить женщину – показать ей идеал и сказать, что это ее портрет. Из ревности ей захочется стать его оригиналом и непременно удастся сделаться его сносной копией.


Очень ясно излагают свои мысли о сущности вещей, но в этом изложении ясны только мысли, а не сущность вещей. Понимать свои мысли о предмете не значит понимать предмет.


Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.


Играя других, актеры отвыкают быть самими собой.


Иногда необходимо нарушать правило, чтобы спасти его силу.


Люди самолюбивые любят власть, люди честолюбивые – влияние, люди надменные ищут того и другого, люди размышляющие презирают и то и другое.


Одиночество развило в нем привычку размышлять о самом себе, а это размышление вывело его из одиночества.

Размышляя о себе самом, он незаметно для себя стал разговаривать с самим собой и таким образом приобрел себе собеседника в самом себе. Он встретился с собой как с любопытным и приятным незнакомцем.


При них был порядок не потому, что они его умели установить, а потому, что не сумели его разрушить.


Повесе, чтобы соблазнить женщину, нужно больше тонкого понимания людей, чем Бисмарку, чтобы одурачить Европу.


Большая разница между профессором и администратором, хотя она выражается только двумя буквами: задача первого – заставить себя слушать, задача второго – заставить себя слушаться.


Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.


С честолюбием дельца, но со средствами одного самолюбия – выходит интриган.


Искусство – суррогат жизни, потому искусство любят те, кому не удалась жизнь.


Поставщики знания и потребители искусства и обратно – таково устройство нашего культурного хозяйства (оборота).


Незамужние жены из запретного плода превращаются в контрабанду с фальшивой пломбой: их уже не скрывают, но говорят, что приобрели их согласно с действующим нравственным тарифом.


Всего хуже сознавать себя дополнением собственной мебели.


Чужой западноевропейский ум призван был нами, чтобы научить нас жить своим умом, но мы попытались заменить им свой ум.


Религиозное чувство ставит руководителем жизни разумное Провидение. Рассудок – выраженный в цифрах слепой закон необходимости. Торжество рассудка заменит религию статистикой, верование – научной гипотезой.


Детальное изучение отдельных органов отучает понимать жизнь всего организма.


Истинную цену жизни знает лишь тот, кому приходилось умирать и удалось не умереть. Истинную цену счастья знает лишь тот, кто мечтал о счастье и испытал.


Сладострастие есть не что иное, как властолюбивое самолюбие, разыгранное на женских прелестях.


Счастлив тот, кому из всех женщин, которых он любил, наиболее зла наделала та, которая наименее этого хотела.


Спорт становится любимым предметом размышления и скоро станет единственным методом мышления.


Самолюбивая женщина из запачканных пеленок своего ребенка делает себе ризу Богородицы.


Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности – глупость; не быть благодарным – подлость.


Желание нравиться – женская форма властолюбия, как желание удивлять, т. е. пугать, есть мужская форма той же страсти. Женщина отдается в плен тому, кем хочет повелевать; мужчина завоевывает ту, которая хочет холопствовать.


Смерть – величайший математик, ибо безошибочно решает все задачи.


П. – это каноническая скотина, которую ап[остолом] Павлом разрешено есть всем православным христианам.


«So lernt der Mensch erwerben
Nur in der Liebe Zucht die Kunst zu sterben»1
«Лишь в школе любви завоевывает человек искусство умирать» (нем .).

Когда люди, желая ссоры, не ждут ее, она и не последует; когда они ждут ее, не желая, она случится непременно. 26 сент[ября 18]91 г.


Дружба может обойтись без любви; любовь без дружбы – нет.


Наше общество – случайное сборище сладеньких людей, живущих суточными новостями и минутными эстетическими впечатлениями.


Жить значит быть любимым. Он жил или она жила – это значит только одно: его или ее много любили.


Музыка – акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит к еде.


Счастье не в том, чтобы прожить благополучно, а в том, чтобы понять и почувствовать, в чем может оно состоять.


Светские люди – это класс общественных трутней, откармливаемый рабочим людом сначала для потехи, а потом на убой.


В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений.


В мужчину, которого любят все женщины, не влюбится ни одна из них.


Кто не любит просить, тот не любит обязываться, т. е. боится быть благодарным.


Мужчина видит в любой женщине то, что хочет из нее сделать, и обыкновенно делает из нее то, чем она не хочет быть.


Люди живут идолопоклонством перед идеалами, и, когда недостает идеалов, они идеализируют идолов.


В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много.


Характер – власть над самим собой, талант – власть над другими. Бесхарактерные таланты и бездарные характеры.


Почему от священнослужителя требуют благочестия, когда врачу не вменяется в обязанность, леча других, самому быть здоровым?


Здравый и здоровый человек лепит Венеру Милосскую из своей Акулины и не видит в Венере Милосской ничего более своей Акулины.


Счастлив, кто может жену любить как любовницу, и несчастлив, кто любовнице позволяет любить себя как мужа.


О добродетелях людей, особенно женщин, большей частью можно судить только по совокупности их пороков, потому что добродетелью обыкновенно считают люди, особенно женщины, только отсутствие соответствующего порока.


Существующий порядок, пока он существует, не есть лучший из многих возможных, а единственно возможный из многих лучших. Не то, что он лучший из мыслимых, сделало его возможным, а то, что он оказался возможным, делает его лучшим из мыслимых.


Некоторые женщины умнее других дур только тем, что сознают свою глупость. Разница между теми и другими только в том, что одни считают себя умными, оставаясь глупыми; другие признают себя глупыми, не становясь оттого умными.


Дамы только тем и обнаруживают в себе присутствие ума, что часто сходят с него.


Дружба обыкновенно служит переходом от простого знакомства к вражде.


У артистов от постоянного прикосновения к искусству притупляется и вытирается эстетическое чувство, заменяясь эстетическим глазомером, как у виноторговца-эксперта аппетит к вину заменяется вкусом в вине.


Есть два рода нерешительных людей: одни нерешительны, потому что не могут сообразить никакого решения, другие – потому, что зараз соображают несколько решений. Первые нерешительны, потому что глупы, вторые кажутся глупыми, потому что нерешительны.


Есть два рода любви к ближнему. Если мы любим самое наше чувство любви к другому, это – любовь. Если мы любим любовь другого к нам, это – дружба. Любовь разрушается взаимностью, а дружба ею питается.


Наше сочувствие религиозной старине не нравственное, а только художественное: мы только любуемся ее чувствами, не разделяя их, как сладострастные старики любуются молоденькими девицами, не будучи в состоянии любить их.


Было бы сердце, а печали найдутся.


Размышляющий человек должен бояться только самого себя, потому что должен быть единственным и беспощадным судьей самого себя.


Кто смеется, тот не злится, потому что смеяться значит прощать.


Кто имеет друзей, которые ненавидят друг друга, тот заслуживает их общей ненависти.


Ум гибнет от противоречий, а сердце ими питается. Под холодной веселостью часто скрывается теплая грусть, как альпийский лед прикрывает нежный подснежник. Можно ненавидеть человека, как подлеца, а можно умереть за него, как за ближнего.


Молодая девица, желающая выйти замуж за пожилого мужчину, должна написать ему следующее письмо со вложением дружбы: «Я не могу быть ни Вашей любовницей, ни Вашей женой; любовницей – потому что я Вас слишком люблю, женой – потому что недостойна Вашей любви».


Какая разница между женой и любовницей? Любовниц мы любим по инстинкту, жены нас любят по апостолу. Следовательно, для гармонии жизни надобно иметь и жену и любовницу: незаслуженной любовью нелюбимых жен мы мстим коварным любовницам, а самоотверженной любовью к нелюбящим любовницам мы подаем добрый пример нашим обманываемым женам.


Чувствительность есть подделка чувства, как диалектика есть подделка логики.


Хотеть быть чем-то другим, а не самим собой значит хотеть стать ничем.