Тургенев вывод рассказа воробей. Воробей тургенев

В «Воробье» есть два главных героя, которые играют очень важную роль в раскрытии смысла произведения.
Главное действующее лицо – это охотничья собака Трезор.
Трезор сначала кажется беспощадным, не знающим жалости псом.
А оказалось, что он очень глубоко чувствует материнскую любовь.
Он ошеломлён тем, что такая маленькая птица такая смелая и гордая.
Второе действующее лицо – это мать птенчика, которая не испугалась этой огромной собаки и ринулась на помощь, рискуя своей жизнью ради своего птенчика. Она сразу, не задумываясь, бросилась защищать своего детёныша.
Этот поступок показывает, что она очень сильно любит своего птенчика.
Действие автор передаёт очень ясно и понятно, что на земле нет ничего сильнее, чем материнская любовь.
Мы видим, что в душе собаки борются два чувства: первое – это чувство гончей, увидевшей добычу, второе – признание силы материнской любви. И Трезор уходит смущённым.
Автор в этом произведении приписывает собаке человеческие качества: Трезор останавливается, пятится, смущается, признавая силу любви.
Идея стихотворения в том, что любовь сильнее смерти и страха смерти, что только её, любовью, держится и движется наша жизнь. Это чувство присуща не только людям, но и животным. Автор этим хотел сказать, что надо беречь друг друга, жалеть других и ценить любую жизнь.
Видно, что автор очень любит жизнь, природу, животных. Ведь животные – наши соседи на Земле.
Этот жанр хорош тем, что основные жизненные принципы, вопросы, проблемы даются и решаются в поучительной, лёгкой и доступной форме. Когда читаешь стихотворение в прозе, то кажется, что надо разгадать какую-то загадку.
И читателю хочется разгадать её, понять, что хотел сказать и донести до нас автор.

Сейчас смотрят:

У кожної людини в житті є люди і речі, які він ніколи не забуде, де б не був. Звичайно ж, це батьки і близькі всім люди, поцілунки і визнання в любові, народження дитини і його перші кроки і те місце, де народилися ви. Куди б вас не занесла життя, але рідні місця ніхто ніколи не забуде. Своя родина, свій край – це інша мати, яка дала нам непросто дах над головою, а цілі простори для мрій і вдосконалень.За що ж можна любити свій край? У

Когда я вошла в экваториальный лес, перед моими глазами открылась невероятно красивая картина: я увидела древовидные папоротники и лианы, которые, свисая гирляндами с деревьев, делают лесную чащу местами непроходимой. Все это - растительность нижних ярусов. Верхние ярусы образуют фикусы и пальмы. Идя по зарослям папоротника, перемешенного с какой-то пожухлой травой, я случайно наткнулась на масличную пальму. Я никогда не видела пальм эт

Капитанская дочка положила начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин привнес вклад огромной ценности в русскую литературу. В своих исторических произведениях он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни России от глубокой древности до 1812 года. Особенно привлекают поэта эпохи переворотов и кризисов начала XVII и XVIII веков. Роман "Капитанская дочка" повествует о драматических событиях

Варвара Семёновна - обычная женщина, старушка из соседнего подъезда. Но судьба её интересна, хотя и вполне традиционна для на­шей страны. Родилась Варвара Семёновна в 1913 году и на протяжении своей долгой жизни испытала на себе все катаклизмы и потрясения в нашей истории. В тридцатых годах её отца, зажиточ­ного, крепкого крестьянина, «раскулачили» за то, что у него, отца восьмерых детей, было две лошади. Прожив в ссылке за Уралом боле

Главный герой романа Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд» в юности последовательно оказывается в двух учебных заведениях, разительно отличающихся друг от друга. Рассказывая о становлении личности мальчика, Диккенс показывает нам, какой должна и какой не должна быть школа. После смерти мужа мать Дэвида вышла второй раз замуж за мистера Мэрдстона, который сразу невзлюбил мальчика за прямой и открытый нрав. При нем ребенок цепенел от страха и п

На картине Д. Шмаринова мы видим олицетворение суровой русской зимы и тяжелого детского труда крестьян. Вдали героя картины стоят одинокие елки, на земле сугробы снега, и кажется, на улице холодно. Создается впечатление грусти природы. Главный герой картины-маленький Влас. Из одежды на нем шапка и старые лохмотья, которые навряд ли согревают мальчишку. Мальчик ведет лошадь с санями. Конь склонил голову, тем самым выражая свою усталость.

В центpе pомана Ф.Д.Достоевского "Пpестyпление и наказание" хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночица, бедного стyдента Родиона Раскольникова. Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем траги­ческим. В чем же

Как я понимаю фразу, вынесенную в заго­ловок моего сочинения?Будущее - это мы, молодые. Именно нам предстоит через несколько лет или деся­тилетий принять на себя управление страной. И оттого, насколько мы будем готовы к этому, зависит будущее страны.Знаю, что многие ребята не будут соглас­ны со мной, но всё же считаю необходимым высказать такую мысль: наше будущее пред­ставляется мне очень и очень туманным, ес­ли не сказать мрачным. Поч

Михаила Юрьевича Лермонтова можно по праву назвать великой личностью, гениальным поэтом и прозаиком. Несмотря на раннюю смерть, он оставил потомкам огромное литературное наследие. Роман Лермонтова «Герой нашего времени» называют новаторским. В описании характера своего главного героя, Печорина, автор использовал глубокий психологизм. Это было большим новшеством. Взяв за основу тему пушкинского романа в стихах, Лермонтов создал

В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое.С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка, на вечернюю зарю, услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, переливы жаворонка, он стал богаче душой.Умей и ты увидеть эту красоту природы!Знойным летним днём ты идёшь по затерявшейся в поле дороге.Кругом стоит такая тишина, что кажется, вокруг нет никаких

Это белый стих Тургенева о большой отваге маленького воробья.

Вот появляется что-то неожиданное, и собака реагирует, убыстряя шаги. Оказывается, что она почуяла (и услышала) маленького воробья. Птенец, действительно, выпал из гнезда, а собака приняла его за дичь. Собака неумолимо приближалась к незадачливому птенцу. И вдруг ещё одна неожиданность – на неё (прямо перед мордой) камнем, будто ястреб, упал старый воробей. Он защищал своего птенца. Он не испугался собаки, которая намного больше его, у которой когти и зубы. Автор замечает, что собака должна была казаться воробью настоящим чудовищем, но всё же он не испугался. Хоть автор и называет его «искаженным», со взъерошенным видом и жалким писком, но человек не может не восхищаться отвагой маленькой птицы. Жалкий (особенно по сравнению с собакой) воробей ещё и дважды даже бросился на её морду – на оскаленные клыки.

Тургенев подчеркивает, что Воробей героически защищает своё дитя. Действительно, он дрожит от ужаса, он одурел и охрип, но не бежит. Воробей жертвует собой.

Иван Сергеевич представляет, что Воробей мог бы спокойно (или с волнением) сидеть на своей ветке – безопасной. Но он бросился в бой! Какая-то сила, которая больше, чем он сам, его вдохновила. Птицу заботила не только она сама, а потомки её. И мало сказать, что в ней говорил лишь инстинкт.

И вот Трезор (та самая собака) остановилась… И она попятилась! Она тоже ощутила эту Силу, хотя и почувствовал себя смущенным.

Хозяин отзывает пса, уходит. И в его сердце благоговение. Именно это слово характеризует отношение к героическому воробью.

В финале автор обращается к читателю с просьбой не смеяться над ним. И делается вывод, в котором силе этой даётся имя – любовь. И эта мысль развивается Тургеневым. Он завершает стихотворение тем, что именно любовь движет миром.

Стихотворение выстроено очень логично и лаконично. Нет в нём никаких лишних деталей – даже погода не описана. Оно строится на контрасте жалкого воробушка и его поступка героического. Лексика используется нейтральная, а когда речь идёт об этом маленьком подвиге, то и торжественная. Рассказчик выступает свидетелем сцены и она толкает его на философские мысли.

Анализ 2

Произведение И. С. Тургенева с незамысловатым названием «Воробей», относящееся к стихотворению в прозе - это гимн любви в любом из своих проявлений. В нем сосредоточился сгусток переживаний, эмоций и других чувств, которые связаны с удивлением, восхищением от увиденного поступка. Автор доказал, что не только человек, но и любое живое существо на земле способно по-настоящему проявлять любовь, совершая безумные поступки ради того, кто тебе дорог. Это остается непостижимой загадкой для многих. Но ситуация понятна только любящему существу или человеку, готовому приносить себя в жертву ради другого.

Лирический герой становится свидетелем бесстрашных действий «героической птицы» в отношении своего «детища», оказавшегося на земле. Взрослая птица, с огромной скоростью слетевшая вниз, в свою очередь, оказывается лицом к лицу со смертельной опасностью – напротив охотничьей собаки. Животное выглядело во много раз сильнее ее, но птица не задумывалась о своей безопасности. Трезор, который мог съесть птенца, «попятился».

Авторское отношение к ситуации положительное. Он остался восхищен мужеством беззащитной птицы. Но главное, что хотел подчеркнуть свидетель произошедшего, что на подобный риск птица решилась из самозабвенной любви к своему птенцу. Жертвуя своей жизнью, она действует по зову инстинкта, сердца.

Образы защитника и птенца помогают создать выразительные эпитеты, определения: «едва прораставшие крылышки», «старый…воробей», «маленькое тело», «с отчаянным писком». Они еще раз подчеркивают физическое бессилие перед тем, кто сильнее по законам природы.

Однако автор на данном примере показал, что непокорность страху из жертвенной любви к своим детям превыше всего. Это касается всех живых существ, в том числе и человека. Автор с одобрением наблюдает за происходящим, так как храбрость птицы, оградившей своего птенца, не может оставить равнодушным никого. После этого эпизода ему кажется, что жизнь прекрасна, так как в ней имеют место безграничная любовь, героизм. Особое место в произведении уделяется описанию силы, которая напоминает волшебство. Ведь именно такой вывод напрашивается в тот, момент, когда птица осознанно идет на гибель.

В стихотворении автор противопоставляет два понятия - силу и слабость, которую демонстрируют животные. Своими поступками они заставляют задуматься о том, в каких ситуациях может оказаться каждый человек и каким образом нужно поступать, чтобы уберечь близких от беды. При этом Тургенев наделяет животных качествами, свойственными людям.

Анализ стихотворения Воробей по плану

Это не очень большое стихотворение состоит из пяти строф по четыре строки. Здесь автор обращается к тому самому псевдопоэту. Монолог этот довольно эмоционален, строг, обличителен

  • Анализ стихотворения Русь Блока

    Образ России неоднократно воспевался в творчестве русских поэтов и писателей, не стал исключением и Александр Александрович Блок. В своем стихотворении Русь, Блок создал образ своей родины, который приходит ему в дремоте

  • УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

    Урок разработан по тексту из учебника Н.А.Чураковой «Литературное чтение» (развивающая программа Л.В.Занкова).

    Урок проведён в 3 классе

    Тема: «ТЕМА САМООТВЕРЖЕННОСТИ И ЛЮБВИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ И.ТУРГЕНЕВА «ВОРОБЕЙ»

    Цели: 1. Познакомить с особенностями жанра стихотворения в прозе.

    2. Способствовать формированию умения видеть главную мысль автора в произведении.

    3. Способствовать развитию навыка словесного рисования, умения подбирать к рисунку точные образы, выражающие идею произведения.

    Ход урока

    1. Целеполагание.

    (На доске – рисунки детей по произведению И.Тургенева «Воробей»)

    Что было задано на дом?

    (Самостоятельно познакомиться с произведением И.Тургенева «Воробей» и проиллюстрировать это произведение.)

    Что изобразили на своих рисунках?

    (Краткое словесное рисование детей.)

    Кого из вас тронуло это произведение? Чем?

    (Воробей не побоялся собаки. Храбрость воробья тронула душу.)

    О том, храбрость это или что-то другое двигало воробьём, мы поговорим позже.

    Итак, тема урока?

    («Иван Тургенев «Воробей»)

    (Рассказ)

    Докажите.

    (Небольшое прозаическое произведение. В нём описывается одно событие с малым количеством действующих лиц.)

    Верно доказали, но это произведение по жанру не рассказ. Есть в литературе небольшие по объёму произведения. Эти произведения, как и рассказ, написаны в прозе, но в них прослеживается повышенная эмоциональность, обилие восклицательных и вопросительных предложений, пауз, как в лирическом стихотворении. Главное, что изображает автор в таком произведении, - это не события, а проявление какого-то характера. Такие произведения относятся к жанру стихотворения в прозе.

    Итак, что нового на уроке узнаете?

    (Признаки жанра стихотворения в прозе. – на доске запись )

    Чему будете учиться?

    (Доказывать, что произведение «Воробей» является стихотворением в прозе. - на доске запись )

    1. Анализ произведения «вслед за автором».

    На доске:

    Стихотворение в прозе

    1. Лирическое произведение.
    2. Небольшое по объёму.
    3. Повышенная эмоциональность.
    4. Обилие пауз.
    5. Восклицательные и вопросительные предложения.
    6. Изображение характера.

    Что такое лирика?

    (Изображение переживаний человека, его душевного состояния, чувств.)

    Можно ли назвать данное произведение лирическим?

    (В этом тексте описываются переживания, но не человека.)

    А какие и чьи переживания описаны в тексте?

    (Переживания воробья за жизнь воробышка.)

    Разве в этом воробышке мы не можем увидеть человека, переживающего за жизнь своего ребёнка, когда тому угрожает опасность?

    Описываются ли в этом тексте чувства? Прочитайте еще раз, чтобы ответить на этот вопрос.

    (Чувство страха за жизнь своего детёныша, любовь к нему – у воробья; у пса – смущение; у автора – благоговение.)

    Как у пса проявилось чувство смущения?

    (…остановился, попятился…)

    Что смутило пса?

    (Сила этой маленькой птички.)

    В чём сила этой птички?

    (В её любви к детёнышу)

    Как понимаете значение слова благоговение ? Обратитесь к толковому словарю учебника на с.131.

    (Благоговение – чувство глубокого восхищения и преклонения.)

    (…благоговел перед…маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.)

    (Это произведение лирическое, т.к. в нём описаны чувства и переживания.)

    Можно ли сказать, что это произведение по объёму маленькое?

    (Это небольшое по объёму произведение.)

    Чувствуется ли в нём повышенная эмоциональность? Прочитайте ещё раз и проследите, какие эмоции описаны в тексте.

    (Воробей ещё не умеет летать. Он выпал из гнезда – его может съесть собака.)

    (…сидел…беспомощно растопырив…крылышки. В слове крылышки – уменьш.-ласкат. суффикс –ышк-.)

    (4 абзац – отчаяние, страх воробья.)

    Опишите внешний вид взрослого воробья.

    (Взъерошенный, искажённый.)

    Почему так выглядел воробей?

    (Переживал за своего воробушка.)

    Как вёл себя взрослый воробей?

    (…с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.)

    Неужели воробей хотел напугать пса?

    (Сработал инстинкт защиты своего ребёнка. Воробей, защищая своё дитя, не думал о собственной жизни, о том, что ей тоже грозит опасность.)

    Какой писк издал взрослый воробей? Почему?

    (Отчаянный и жалкий писк: воробей чувствовал, что смерть рядом.)

    Итак, за чью жизнь опасался взрослый воробей?

    (За жизнь птенца.)

    Объясните значение данных слов.

    На доске:

    самооборона

    самоотверженность

    самолюбие

    (Самооборона - оборона самого себя собственными силами. Самоотверженность – жертвование своими интересами, своей жизнью ради спасения других. Самолюбие – чувство самоуважения.)

    Каким словом можно назвать такой поступок воробья? Выберите.

    (Самоотверженность, т.к. взрослый воробей не думал о своей жизни, спасая своего детёныша.)

    В каких местах ещё чувствуется повышенная эмоциональность?

    (5 абзац – ужас, который испытывал воробей перед собакой; 7 абзац – смущение на морде пса.)

    Почему пёс смутился?

    (Он не ожидал такого поведения от маленькой птички.)

    Как повёл себя пёс? Почему?

    (…остановился, попятил: признал эту силу.)

    О какой силе идёт речь?

    (О силе любви к своему ребёнку.)

    В каких местах ещё чувствуется повышенная эмоциональность?

    Итак, что мы с вами доказали?

    (В этом произведении чувствуется повышенная эмоциональность.)

    Есть ли паузы в тексте? Как они обозначены?

    (В 5, 6, 7 абзацах - паузы. Обозначены многоточием.)

    Какой смысл несёт пауза в 5 абзаце?

    (Чтобы читатель ярче смог увидеть картину, как эта маленькая взъерошенная птичка заслонила собою своё детище.)

    Какой смысл несёт пауза в 6 абзаце?

    (Чтобы мы поняли, насколько сильно этот воробей-родитель любит своё детище, что не смог усидеть на ветке, где был в безопасности.)

    Какой смысл несёт пауза в 7 абзаце?

    (Чтобы читатель смог разглядеть смущение на морде собаки.)

    Итак, что мы с вами доказали?

    Встречаются ли в тексте восклицательные и вопросительные предложения?

    (В 5 и 6 абзацах – восклицательные предложения.)

    Итак, что мы с вами доказали?

    (В тексте есть восклицания – для более точного, яркого описания чувств.)

    Можно ли сказать, что в этом произведении автор изображает проявление характера? Какого?

    Итак, мы доказали, что данное произведение относится к жанру…?

    (…стихотворения в прозе.)

    Перечислите признаки этого жанра.

    III. Формулировка идеи произведения.

    Какова главная мысль этого произведения? Что хотел донести до нас писатель на примере этого воробья?

    (Главная сила не в физических показателях. Наша сила – в нашей любви к ближним, в самоотверженности. С любовью можно преодолеть многие трудности.)

    Если бы Иван Тургенев не дал своему произведению названия, как бы по-другому можно было бы его озаглавить? Какие строчки в тексте выражают главную мысль автора и хорошо подходят для заголовка?

    (Маленькая героическая птица.)

    IV. Словесное рисование.

    Вернёмся к вашим рисункам. Кто изменил бы свой рисунок?

    Что, на ваш взгляд, нужно изобразить на рисунке, чтобы передать главную мысль произведения?

    (Маленький, взъерошенный, испуганный воробей, с раскрытыми крыльями, а напротив – огромная, ужасная собака.)

    На самом ли деле собака была ужасной?

    (Такой её видела птичка.)

    Итак, какую мысль произведения вы передадите своим рисунком?

    (Любовь – это огромная сила, даже если она у такого крошечного создания, как воробей.)

    V. Домашнее задание.

    Дома проиллюстрировать произведение Ивана Тургенева «Воробей».

    VI. Выразительное чтение.

    (Чтение 3-4 учеников. Чтение детей оценивают одноклассники, анализируя свою оценку.)

    VII. Итог урока.

    С каким произведением познакомились?

    К какому жанру относится это произведение?

    (Стихотворение в прозе.)

    Докажите, что произведение «Воробей» - стихотворение в прозе.

    (Лирическое произведение. Небольшое по объёму. Повышенная эмоциональность. Обилие пауз. Восклицательные и вопросительные предложения. Изображение характера.)

    (Иван Тургенев.)

    Иван Сергеевич Тургенев (показываю портрет автора) родился в 1818 году, умер в 1883 году. Этого писателя называют мастером языка: он писал и стихи, и повести, и романы, и мемуары. А в 59 лет стал писать стихотворения в прозе.

    Как вы думаете, почему в конце своей жизни Тургенев обратился к этому жанру?

    (Это сложный жанр в литературе. Только имея за плечами жизненный опыт, можно писать такие стихи.)

    Да, только имея жизненную мудрость, можно создавать такие произведения, в которых – философские рассуждения о разных проявлениях жизни: о любви, дружбе, предательстве, взаимовыручке… Только человек, проживший полную жизнь, может в таких небольших по объёму произведениях так ярко раскрыть разные характеры жизни.

    Иван Тургенев

    ВОРОБЕЙ

    Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

    Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

    Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

    Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

    Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

    Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

    Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

    Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея. Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.


    Знакомство с содержанием рассказа «Воробей» (прием «Чтение с остановками» и заполнение «Дерева предсказаний», групповая работа- 4 группы) (Приложение 2)

    Что может произойти в тексте с таким названием? Запишите ваши предположения на листочках

    Чтение 1 части текста.

    «Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

    Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг,...

    Первая остановка

    Чтение 2 части текста

    «..сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой - и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

    Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

    Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда...»

    Вторая остановка.

    Как вы думаете, чем все закончится? Запишите ваши предположения

    Чтение 3 части текста.

    Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.

    Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея.

    Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

    Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

    Первичное восприятие.

    – Ожидали ли такую развязку?

    – Что чувствовали, когда слушали?

    – Давайте ещё раз посмотрим, казалось бы на маленький образ, с большими поступками.

    – Какой он наш герой?

    – Что мы узнали из текста о воробье?

    Назовите других героев произведения.

    Исследовательская работа с текстом "Воробей"

    Формирование собственной позиции

    - Проанализируйте поведение каждого из героев: собаки, птенца, старого воробья, автора (по группам). Выпишите ключевые слова, сочетания слов, характеризующие каждый из этих образов. Какие слова помогают представить каждого героя, какие чувства испытывают герои?

    Составление «КЛАСТЕРА». Что такое кластер (на экране) 3 мин.

    1 группа Собака

    Бежала впереди, уменьшила шаги, начала красться, медленно приближалась.

    Зубастая раскрытая пасть. Остановился, попятился, признал эту силу. Смущенный пес.

    2 группа Молодой воробей

    С желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда, сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прорастающие крылышки.

    3 группа Старый черногрудый воробей

    Сорвавшись с близкого дерева, камнем упал, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Ринулся спасать, заслонил собой свое детище. Его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

    Охотник, любит природу, уважает всё живое, умет тонко чувствовать, сочувствует, переживает

    Озвучивание кластеров

    Как вы понимаете предложение: «....он жертвовал собою»?

    Что заставило воробья жертвовать собой?

    О чем рассказ Ивана Тургенева?

    Действительно ли любовь – это сила? Как говорит об этом автор?

    О какой любви здесь идет речь?

    Так какова же главная идея (мысль)этого стихотворения?

    Найдите предложение, в котором содержится главная мысль этого стихотворения.

    Как вы думаете, что главнее в этом произведении, чувства или действие?

    К какому жанру относятся произведения, где говорится о чувствах и переживаниях героя?

    - Значит, это …

    Комплексный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств, особое внимание уделяется антитезе на всех уровнях языка.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока.

    8 класс. Русский язык. Учебник «Русский язык. 8 класс» М.М. Разумовская. Изд. Москва. Дрофа. 2008

    г.Нижний Новгород

    МБОУ СОШ №45,

    Н.М.Подковырина

    учитель высшей категории

    Тема

    Комплексный анализ текста (И.С. Тургенев «Воробей»).

    Цель:

    Закрепление темы «Типы сказуемых».

    Повторение основных речеведческих понятий (основная мысль, стиль, тип речи, структура текста).

    Проведение комплексного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств (особое внимание уделить АНТИТЕЗЕ).

    Работа над нравственными понятиями: любовь, долг, уважение, героизм.

    Развитие творческих способностей в построении собственного текста.

    Умение самостоятельно находить материал по предложенной теме.

    Ход урока.

    1. Работа с текстом упражнения № 59
    2. Выразительное чтение текста. Фонохрестоматия.
    3. Слово учителя.

    Итак, перед нами стихотворение в прозе «Воробей». Эта лирическая миниатюра, замечательный» этюд с натуры» является составной частью маленьких поэм, входящих в цикл «Стихотворений в прозе» замечательного русского писателя И.С. Тургенева.

    Радостные и грустные воспоминания о прошлом, размышления о жизни и смерти, любви и правде, доброте, чести и честности, совести и вере сливаются здесь у писателя в многоголосье искренних человеческих чувств, вселяют глубокую надежду на лучшее своей родины.

    1. Работа с классом.

    Что такое стихотворение в прозе?

    (Небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представленное как проза. Ощутимы повторения ритмически подобных синтаксических конструкций, звуковые переклички (т.е. те средства выразительности, которые используются в стихотворной речи).

    Орфографическая работа. Объяснить орфограммы в словах:

    По аллее, вдоль аллеи, сбросил, неподвижно, беспомощно, медленно, растопырив, прораставшие, все-таки, как бы, взъерошенный, искаженный, отчаянный, смущенный, близкого, желтизна.

    Пунктуационная работа. Найти предложения с деепричастными оборотами. Сделать синтаксический разбор одного из них.

    Выписать грамматические основы всех предложений. Определить типы сказуемых.

    5. Анализ текста:

    - К какому стилю речи принадлежит данный текст?

    (Это художественный стиль, основная задача которого нарисовать, изобразить событие, передать свое восприятие. Очевидны такие стилевые черты, как конкретность, образность, эмоциональность, выразительность.)

    Определить тип речи.

    (Это повествование с элементами описания. В центре изображения – картина последовательно сменяющих друг друга действий. Описывается молодой воробей, старый воробей).

    Определите основную мысль текста.

    Выпишите наречия и определите их роль в тексте.

    6. Давайте понаблюдаем за тем, как описаны действия в этом тексте:

    Возвращался и шел – однородные сказуемые. Глаголы несовершенного вида прошедшего времени, соединенные союзом И , указывают на действие неторопливое, причем это синонимы, обозначающие одно и то же действие.

    Наречие вдруг как бы сигнал к резкому повороту событий, к началу действия. Обратим внимание на взрывную звуковую сторону этого слова: 4 звонких согласных и 1 гласный звук. Отсутствие гармонии, благозвучия.

    - уменьшила и начала красться, как бы зачуяв … - вот она завязка действия. Резко уменьшила и медленно начала красться (замедленность показана на лексическом и морфологическом уровне);

    Глянул и увидал … мгновенность действия показана суффиксом НУ . Итак, действие и его результат.

    - упал и сидел, растопырив … последовательность действий. Добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, помогает создать образ маленького воробья.

    Как показана беспомощность маленького воробья?

    (На лексическом и на морфемном уровнях. Наречия НЕПОДВИЖНО , БЕСПОМОЩНО , деепричастный оборот ЕДВА РАСТОПЫРИВ КРЫЛЫШКИ ; суффикс – ЫШК - уменьшительно-ласкательный. Крылышки не просто маленькие, они ЕДВА прорастали.

    Почему так много однородных сказуемых?

    (Конкретизация, дробление действия помогает нарисовать образную картину).

    Опять события развиваются плавно, неторопливо – на это указывает наречие МЕДЛЕННО

    И вновь наречие ВДРУГ резко меняет обстановку.

    СОРВАВШИСЬ С БЛИЗКОГО ДЕРЕВА …

    Давайте попробуем заменить деепричастие глаголом. Что изменится?

    (Как вдруг сорвался с близкого дерева старый черногрудый воробей и камнем упал перед самой ее мордой). Теряется динамика, действие замедляется. С деепричастным оборотом действия совершаются одновременно, молниеносно

    Вернемся к описанию.

    Как описан молодой воробей? А старый воробей?

    А описана ли собака?

    (есть только признаки предмета, о действиях которого повествуется… ЗУБАСТАЯ РАСКРЫТАЯ ПАСТЬ, ГРОМАДНОЕ ЧУДОВИЩЕ ).

    Что положено в основу описания?

    (Антитеза).

    На каком языковом уровне дано противопоставление?

    (Прежде всего на лексическом).

    Кто кому противопоставлен?

    (Молодой воробей с желтизной около клюва – старый черногрудый воробей.)

    Антонимы: молодой – старый. Цвета: желтизна – черный. Грудь – около клюва (маленькая грудка)

    - МАЛЕНЬКОЕ ТЕЛО – ГРОМАДНОЕ ЧУДОВИЩЕ (разница слишком очевидна. Не просто маленький – большой, а маленький – громадный, т.е. полярные точки). – Выделите суффиксы, определите их значение.

    ЕНЬК - уменьшительно-ласкательный.

    ИЩ- увеличительно-пренебрежительный (но здесь отсутствует оттенок пренебрежительности). Значит, противопоставление дано не только на лексическом, но и на морфемном уровне.

    Итак, сзади ДЕТИЩЕ , а впереди ЧУДОВИЩЕ . Почему чудовище – понятно, а почему детище? (В равной степени воробью дорого свое детище и страшно чудовище)

    Есть ли еще в тексте антитеза? (Морда, зубастая раскрытая пасть – отчаянный жалкий писк).

    МОРДА и ПАСТЬ . Какова стилистическая окраска этих слов? (Разговорная, грубоватая. Но в данном тексте она уместна).

    КАМНЕМ УПАЛ . Какую картину помогает нарисовать эта метафора?

    (В основе метафоры лежит сравнение, помогающее нарисовать картину стремительного падения).

    Найдите в тексте слова, ярко описывающие поведение «маленькой героической птицы». Автор использует эмоционально-экспрессивную лексику (…весь взъерошенный, искаженный, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два). Воробей не просто защищает, но и нападает.

    Как показано, что старый воробей жертвовал собой? (ОН РИНУЛСЯ СПАСАТЬ, ОН ЗАСЛОНИЛ СОБОЮ СВОЕ ДЕТИЩЕ … НО ВСЕ ЕГО МАЛЕНЬКОЕ ТЕЛО ТРЕПЕТАЛО ОТ УЖАСА, ГОЛОСОК ОДИЧАЛ И ОХРИП, ОН ЗАМИРАЛ, ОН ЖЕРТВОВАЛ СОБОЮ!) Особенно выразительна здесь роль глаголов. Они передают точно и образно все мельчайшие оттенки действия. Средством выразительности здесь выступает и синтаксис. (Повтор ритмически подобных синтаксических конструкций).

    Какое это предложение по интонации? (Восклицательное).

    Какова здесь функция многоточия? (Фигура умолчания дает возможность дорисовать картину, представить весь тот невыразимый ужас, который испытывала «героическая птица».)

    Какова роль противительного союза НО? (Несмотря на весь героизм, жертвенность очевидна, силы были слишком неравными. Показывает безнадежность, отчаяние, страх маленькой птички перед громадным чудовищем).

    «КАКИМ ГРОМАДНЫМ ЧУДОВИЩЕМ ДОЛЖНА БЫЛА ЕМУ КАЗАТЬСЯ СОБАКА!».

    Каким является предложение по интонации? Обратите внимание на порядок слов в предложении. (Здесь выразительным средством является инверсия).

    Почему же воробей не смог усидеть на высокой, безопасной ветке? (Он не сам упал, а какая-то сила сбросила его оттуда).

    Что же это за сила? (ЛЮБОВЬ, КОТОРАЯ СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ ).

    Что значит благоговеть?

    В каком времени ведется повествование? Обратите внимание на глаголы.

    (Это глаголы прошедшего времени совершенного вида).

    А вывод? (ТОЛЬКО ЕЮ, ТОЛЬКО ЛЮБОВЬЮ ДЕРЖИТСЯ И ДВИЖЕТСЯ ЖИЗНЬ).

    Основная мысль, которая стала афоризмом, несущим философское жизнеутверждающее звучание, вселяющая надежду выражена глаголами настоящего времени несовершенного вида. Т.е. это вечно, есть всегда, в каждый момент и никогда не исчерпает себя.

    В каких еще произведениях мы встречались с похожей ситуацией?

    (Л.Толстой «Орел», Ушинский «Орел и кошка», Носов «Белый гусь»).

    Почему Тургенев назвал воробья «героической птицей»? Как вы думаете какой поступок можно назвать героическим?

    (ГЕРОИЗМ - это поступок, сопряженный с риском для жизни. Когда тебе страшно, ты боишься, но все-таки жертвуешь собой, т.к. то, ради чего ты жертвуешь, вмещает в себя гораздо больше, чем твоя жизнь. В этом и заключается гармония жизни, природы.)

    А всякий ли поступок, связанный с риском для жизни, мы назовем героическим?

    Домашнее задание:

    Написать сочинение-рассуждение «Героизм…что это?..» - 1 вариант, «Любовь сильнее смерти – 2 вариант. (Привести примеры из художественной литературы).