Тенор, изменивший мир. Истории из жизни легендарного Энрико Карузо. Энрико карузо биография Энрико Карузо: биография, интересные факты из жизни

Энрико Карузо до сих пор считается одним из самых талантливых и популярных оперных певцов, которых когда-либо знал музыкальный мир. Родившись в трущобах Неаполя в семье, где кроме него было еще 20 детей, Энрико сам сумел выбраться из нищеты лишь потому, что еще в детстве осознал, что у него поистине золотой голос. Он пел в это время в церковном хоре, и богатые прихожане часто платили ему за то, что он распевал серенады их возлюбленным. Воспитанный великими итальянскими певцами, Карузо добился огромного успеха, как в Европе, так и в Америке. Он наслаждался богатством и потратил целое состояние на то, чтобы окружить себя и всех, кого он любил, великолепной роскошью. Карузо никогда ни в чем себе не отказывал. Он, например, был заядлым курильщиком и выкуривал по 2 пачки египетских сигарет в день, рискуя при этом потерять свой уникальный голос. В конце жизни он очень страдал от всевозможных физических недугов. Карузо умер 2 августа 1921 года от плеврита.

Арбуз - превосходная пища: сразу и ешь, и пьешь, и умываешься.

Карузо Энрико

Невысокий, коренастый, с широкой грудью и смешными усами, Карузо производил неотразимое впечатление на женщин чарующей магией своего голоса. В начале своей карьеры Карузо был помолвлен с дочерью директора оперного театра, где он пел. В последний момент он ухитрился сорвать обручение и сбежать с балериной этого же театра.

Карузо часто привлекали женщины старше его. Он влюбился в Аду Гиачетти, оперную певицу старше его на 10 лет. Отвечая на страсть своего молодого любовника взаимностью, Ада отказалась от собственной карьеры оперной певицы. В свою очередь, Карузо начал отказываться от любовных предложений близкого знакомства, поступающих к нему от неисчислимого количества поклонниц, хотя его постоянный флирт часто выводил Аду из себя. Их совместная жизнь, отмеченная многочисленными скандалами и взаимными обвинениями в супружеских изменах и неверности, продолжалась 11 лет. У них родилось два сына. Припадки ревности Карузо были в конце концов оправданы, когда Ада сбежала с молодым шофером их машины. Карузо был в шоке и перенес нервное заболевание, которое чуть было не погубило его музыкальную карьеру. Затем, пытаясь отомстить Аде, которую, кстати, он продолжал любить, Карузо завел непродолжительный, но бурный роман с младшей сестрой Ады. Когда такая тактика не заставила Аду вернуться в семью, Карузо окружил себя целой толпой восторженных почитательниц его таланта, многие из которых стали его любовницами. Ада, в свою очередь, подала на него в суд, требуя, чтобы он вернул ей драгоценности, которые "похитил". До суда дело, впрочем, не дошло, поскольку Карузо предложил Аде выплачивать ей определенную суму денег ежемесячно, и она благосклонно приняла его предложение.

Известный ирландский тенор Джон Маккормак при встрече с Карузо воскликнул: «Приветствую величайшего тенора в мире!» - «Здравствуйте, Джонни, - ответил Карузо. - А что, разве вы теперь поете баритоном?».

Карузо Энрико

В возрасте 45 лет Карузо в очередной раз удивил весь музыкальный мир, женившись на Дороти Бенджамин, спокойной и даже несколько чопорной женщине моложе его на 20 лет. Дороти не была любительницей музыки. Ее отец был против этого брака и лишил ее наследства после того, как свадьба все же состоялась. Вскоре у Дороти родилась дочь. До конца своих дней Карузо очень любил Дороти. Он по-прежнему был очень ревнив и часто упрашивал жену, чтобы она стала "очень-очень толстой, чтобы ни один мужчина никогда бы на нее даже не посмотрел".

В 1906 году Карузо произвел сенсацию, когда его арестовали в Нью-Йорке после того, как он ущипнул незнакомую женщину пониже спины во время прогулки по зоопарку в Центральном парке города. Пресса обрушилась на Карузо, называя его "итальянским извращенцем", приехавшим в США лишь для того, чтобы совращать невинных американок. Во время слушания дела в суде перед присяжными выступила незнакомка, чье лицо скрывала вуаль. Она утверждала, что Карузо приставал к ней прямо в театре "Метрополитен Опера". Представитель полицейского управления заявил, что у него заведено целое дело на Карузо, поскольку тот, по утверждениям потерпевших, часто пристает к женщинам. Карузо был признан виновным и оштрафован, несмотря на то, что полицейский, арестовавший его в зоопарке, был известен как специалист, который умел сфабриковать любое обвинение против кого бы то ни было. Кроме этого, этот же полицейский был свидетелем на свадьбе "потерпевшей", 30-летней Ханны Грэм из Бронкса. До конца своей жизни Карузо так и не признал это обвинение и всегда утверждал, что все дело было подстроено его конкурентами и недоброжелателями в музыкальном мире для того, чтобы с помощью этого скандала уничтожить его популярность в Америке. Друзья Карузо указали также на то, что он перед этим только что вернулся из Латинской Америки, где такое было в порядке вещей и, где на это никто не обратил бы ни малейшего внимания. Возможно, говорили они, Карузо просто забыл, где он находится.

Карузо Энрико

Карузо был весьма обеспокоен тем, что этот скандал полностью разрушил его репутацию. Довольно долго он не выступал и прятался от прессы. В конце концов он вернулся на сцену и триумфально выступил в Нью-Йорке, встреченный бурей аплодисментов истинных любителей музыки, которые восторженно относились к его таланту и не обращали внимания на его выходки вне сцены оперных театров.

Энрико Карузо до сих пор считается одним из самых талантливых и популярных оперных певцов, которых когда-либо знал музыкальный мир.

Энрико Карузо при жизни испытал неслыханную славу, она была исключительной. Он считался самым высокооплачиваемым в мире оперным певцом, его гонорары выросли от 15 итальянских лир в начале карьеры, когда он пел в итальянских провинциальных театрах, до 2,5 тысячи долларов за каждый спектакль в "Метрополитен-опера".

Но ни богатство, ни ордена и награды (Карузо был обладателем орденов и почетных титулов многих европейских государств), ни восхищение сильных мира сего, ни искренняя любовь коллег и публики не изменили его натуры.

Что необходимо певцу? Широкая грудь, широкая глотка, девяносто процентов памяти, десять процентов ума, много тяжелой работы и кое-что в сердце.

Карузо Энрико

Энрико Карузо творчество:

Questa o quella (Верди "Риголетто")

Pour moi jour est tout mystere (Чайковский "Евгений Онегин")

La donna e mobile (Верди "Риголетто")

Libiamo, libiamo (Верди "Травиата")

Una fortuna lagrima (Доницетти "Любовный напиток")

Di quella pira (Верди "Травиата")

Che gelida manina (Пуччини "Богема")

Di`tu se fedele (Верди "Бал-маскарад")

Recitar!.. Vesti la giubba (Леонкавалло "Паяцы")

Bella figlia dell`amore (Верди "Риголетто")

La fleur que tu m`avais jetee (Бизе "Кармен")

Ah si, ben mio (Верди "Трубадур")

O soave fanciulla (Пуччини "Богема")

Celeste Aida (Верди "Аида")

Elucevan le stella (Пуччини "Тоска")

Spirito gentil, neёsogni miei (Доницетти "Фаворитка")

Chi mi frena in tal momento? (Доницетти "Лючия ди Ламммермур")

O figli, o figli miei... (Верди "Макбет")

A cette voix quel trouble... (Бизе "Искатели жемчуга")

Chi mi frena in tal momento... (Доницетти "Лючия да Ламмурмур")

Amor ti vieta (Джоржано "Федора")

Энрико Карузо - цитаты

Арбуз - превосходная пища: сразу и ешь, и пьешь, и умываешься.

Известный ирландский тенор Джон Маккормак при встрече с Карузо воскликнул: «Приветствую величайшего тенора в мире!» - «Здравствуйте, Джонни, - ответил Карузо. - А что, разве вы теперь поете баритоном?».

Тенор должен страдать. Тогда его больше любят.

Энрико Карузо – это великий певец, имя которого, без сомнений, известно во всех уголках нашей необъятной планеты. Его песни и чарующий вокал являют собой образец высшего музыкального искусства. Именно поэтому его композиции легко перешагнули границы стран и континентов, прославив имя великого итальянца на много десятков лет.

Но что же такого уникального было в творчестве этого выдающегося тенора? Как развивалась его судьба, и насколько долгим был его путь к вершинам музыкального искусства? Раскрыть некоторые тайны, связанные с жизнью и творчеством великого маэстро мы попытаемся сегодня. В нашем биографическом обзоре вы найдете все самые интересные факты из жизни неподражаемого итальянского классика.

Ранние годы, детство и семья Энрико Карузо

Энрико Карузо появился на свет двадцать пятого февраля 1873-го года в семье самого обычного автомеханика. Родители будущего певца - Анна Мария и Марчелло Карузо – жили достаточно бедно, однако наш сегодняшний герой всегда называл их очень добрыми, щедрыми и открытыми людьми.

Своему любимому сыну они всегда желали самого лучшего, а потому полностью поддержали его в тот момент, когда он заявил, что хотел бы учиться музыке.

С самых ранних лет Энрико Карузо пел в церковном хоре. Данное увлечение стало для мальчика подлинным наваждением в тот период, когда его мама начала часто болеть и вскоре умерла. Как впоследствии вспоминал сам великий тенор, долгое время он искренне считал, что только в церкви его почившая мать сможет услышать его пение.

Однако некоторое время спустя из-за бедственного положения своей семьи певец начал исполнять церковные композиции прямо на центральных улицах Неаполя. Таким образом, он долгое время зарабатывал деньги.

Во время одного из подобных «уличных концертов» нашего сегодняшнего героя заметил один из педагогов вокальной школы Гульельмо Верджине. Молодого певца пригласили на прослушивание, и уже очень скоро Энрико Карузо стал заниматься музыкой с известным дирижером и педагогом Винченцо Ломбарди. Именно он организовал первые концерты молодого исполнителя в барах и ресторанах курортных районов Неаполя.

Некоторое время спустя Энрико впервые почувствовал себя популярным. На его концерты всегда приходило много людей. Вскоре после выступлений к нему стали часто подходить известные представители итальянской музыкальной индустрии, которые предлагали талантливому исполнителю те или иные контракты. Таким образом, наш сегодняшний герой впервые оказался в Палермо.

Энрико Карузо - O Sole Mio

По мнению многих исследователей, именно после легендарного исполнения партии Энцо из оперы «Джоконда» о двадцатичетырехлетнем Карузо заговорили как о сложившейся звезде итальянской сцены.

Звездный путь Энрико Карузо

После этого триумфального успеха Энрико отправился в первое в своей жизни зарубежное турне. Как это ни странно, маршрут музыканта лежал в далекую и холодную Россию. Следом за этим последовали выступления в других странах и городах. А уже в 1900-м году в качестве полноправной знаменитости Карузо впервые выступил на сцене легендарного миланского театра «Ла Скала».

После этого наш сегодняшний герой вновь отправился на гастроли. В этот период великий итальянец выступил в лондонском Ковент-Гарден, а также дал концерты в Гамбурге, Берлине и некоторых других городах. Выступления певца проходили с неизменным успехом, однако по-настоящему волшебными и неподражаемыми стали концерты итальянского исполнителя на нью-йоркской сцене Метрополитен-опера. Выступив здесь впервые в 1903-м году, впоследствии наш сегодняшний герой почти на двадцать лет стал ведущим солистом этого театра.

посвящённая Энрико Карузо

Репертуар Карузо включал в себя партии как лирического, так и драматического плана. Однако с любыми оперными произведениями наш сегодняшний герой всегда справлялся одинаково виртуозно. Кроме того, стоит отметить также и тот факт, что на протяжении всей карьеры Карузо всегда включал в свой репертуар традиционные неаполитанские песни. Возможно, именно поэтому в настоящие дни Энрико остается одним из самых известных уроженцев Неаполя и всей Италии.

Весьма примечательным представляется и тот факт, что именно Энрико Карузо стал одним из первых оперных исполнителей на мировой сцене, решившихся фиксировать свой репертуар на граммофонных пластинках. В значительной мере именно это обстоятельство предопределило мировую популярность тенора, и сделало его творчество доступным для широких масс.

Уже при жизни Энрико Карузо называли легендой вокального искусства. Образцом для подражания этот выдающийся тенор остается также и для многих современных исполнителей.

Кончина Карузо, причина смерти

Энрико Карузо много выступал и гастролировал. А потому известие о его смерти стало во многом неожиданным для его поклонников в разных странах мира.

В возрасте 48-ми лет великий тенор скончался в родном Неаполе в результате гнойного плеврита. После его смерти в память о выдающемся оперном исполнителе был изготовлена специальная восковая свеча, огромных размеров. Было обещано, что каждый год эта свеча будет зажигаться перед ликом святой Мадонны. По некоторым подсчетам, лишь только спустя 500 лет исполинская свеча должна догореть.

Личная жизнь Энрико Карузо

Доподлинно известно о том, что еще в молодости Энрико долгое время был влюблен в оперную певицу Аду Джакетти, которая долгое время являлась фактически его гражданской женой. Несмотря на пылкий роман в один прекрасный день, девушка просто сбежала от певца с молодым шофером.

После этого наш сегодняшний герой сочетался браком с девушкой по имени Дороти, которая до конца своих дней носила его фамилию и всегда оставалась подле Карузо. После смерти легендарного тенора супруга исполнителя написала несколько публикаций о его жизни.

Основная информация Имя при рождении

Эррико Карузо (на неаполитанский манер)

Дата рождения Дата смерти Страна

Королевство Италия

Профессии Певческий голос Коллективы

Биография

Дебютировал в Неаполе 15 марта 1895 года . Известность пришла к Карузо в 1897 году , когда он исполнил в Палермо партию Энцо («Джоконда» Понкьелли). В 1900 году он впервые выступил на сцене миланского театра Ла Скала (Неморино в «Любовном напитке» Доницетти); в 1902 году дебютировал в лондонском театре Ковент-Гарден (Герцог в «Риголетто» Верди). Самая большая слава певца связана с нью-йоркским театром Метрополитен-опера , ведущим солистом которого он был с по гг.

Карузо много записывался - одним из первых среди оперных певцов зафиксировал основную часть своего репертуара на граммофонных пластинках. Обладал голосом неповторимого тембра, в котором естественное баритональное, бархатистое звучание нижнего и среднего регистров сочеталось с блестящими теноровыми верхами. Благодаря исключительному владению дыханием, безупречной интонации и, главное, высокой исполнительской культуре стал легендой вокального искусства XX века, образцом для будущих поколений оперных теноров.

Карузо с равным успехом исполнял партии лирического и драматического плана, преимущественно в операх Верди (Герцог, Манрико в «Трубадуре», Ричард в «Бале-маскараде», Радамес в «Аиде») и композиторов-веристов (Канио в «Паяцах » Леонкавалло и др.). Был первым исполнителем ролей Федерико («Арлезианка» Чилеа, 1897), Лориса («Федора» Джордано, 1898), Джонсона («Девушка с Запада» Пуччини , 1910). В концертном репертуаре Карузо основное место занимали неаполитанские песни.

Энрико Карузо скончался утром 3 августа 1921 года в Неаполе в возрасте 48 лет от гнойного плеврита . После его смерти в его честь была изготовлена гигантская восковая свеча, на средства благодарных ему людей. Эта свеча должна зажигаться раз в году перед лицом Мадонны. По расчётам, эта свеча должна зажигаться на протяжении 500 лет.

Пример голоса

  • Помощь по воспроизведению

Примечания

Литература

На русском языке
  • Булыгин А. К. Карузо М.: Молодая гвардия, 2010. 438 с. (Жизнь замечательных людей : сер. биогр.; вып. 1264).
  • Ильин Ю., Михеев С. Великий Карузо. СПб.: Глаголъ, 1995. 264 с.
  • Торторелли В. Энрико Карузо / Пер. с итал. Н. В. Вишневской; Общая редакция И. И. Мартынова. - М .: Музыка, 1965. - 176, с. - 75 000 экз.
  • Фучито С., Бейер Б. Дж. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо / Пер. с нем. СПб.: Композитор, 2004. 56 с.
  • Энрико Карузо на сцене и в жизни / Пер. с англ. М.: Аграф, 2002. 480 с. (Серия «Волшебная флейта»).
На иностранных языках
  • Bolig, J. R. Caruso records: a history and discography. Mainspring Press, 2002. 216 p.
  • Caruso, Dorothy. Enrico Caruso: His Life and Death, with discography by Jack Caidin. Grant Press, 2007. 316 p.
  • Caruso D., Goddard, T. Wings Of Song. New York, 1928. 220 p.
  • Caruso, Enrico, Jr. Caruso"s Caricatures. Dover Publications, 1993. 214 p.
  • Caruso, Enrico, Jr. My Father and My Family (Opera Biography Series, № 2). Amadeus Press, 2003. 488 p.
  • Fucito, Salvatore. Caruso and the Art of Singing. Dover Publications, 1995. 224 p.
  • Gara, Eugenio, Caruso: Storia di un emigrante. Milan: Rizzoli, 1947. 281 p.
  • Gargano, Pietro & Cesarini, Gianni. Caruso, Vita e arte di un grande cantante. Longanesi, 1990. 336 p.
  • Gargano, Pietro. Una vita una leggenda. Editoriale Giorgio Mondadori, 1997. 159 p.
  • Greenfield, Howard S. Caruso: An Illustrated Life. Trafalgar Square Publishing, 1991. 192 p.
  • Jackson, Stanley. Caruso. Stein And Day Publishers. New York, 1972. 302 p.
  • Key P. V. R., Zirato В., Enrico Caruso: A Biography. Boston: Little, Brown, and Co, 1922. 459 p.
  • Michele, Mary di. Tenor of Love: A Novel. Penguin Canada, 2004. 336 p.
  • Mouchon, Jean-Pierre. Enrico Caruso: His Life and Voice. Gap, France: Editions Ophrys, 1974. 74 p.
  • Robinson, Francis. Caruso His Life in Pictures. With discography by John Secrist. N. York and London Studio Publications, inc., 1957. 159 p.
  • Scott, Michael. The Great Caruso. Northeastern University Press, 1989. 322 p.
  • Vaccaro, Riccardo. Caruso. Edizioni Scientifiche Italiane, 1995. 466 p.
  • Ybarra, T. E. Caruso: the Man of Naples and the Voice of Gold. New-York: Harcourt, Brace and Company, 1953. 315 p.

Ссылки

См. также

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 25 февраля
  • Родившиеся в 1873 году
  • Родившиеся в Неаполе
  • Умершие 2 августа
  • Умершие в 1921 году
  • Умершие в Неаполе
  • Певцы и певицы по алфавиту
  • Оперные певцы и певицы Италии
  • Академические музыканты Италии
  • Теноры
  • Филателисты Италии

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Паколь
  • Intranet Chat

Смотреть что такое "Карузо, Энрико" в других словарях:

    Карузо, Энрико - Энрико Карузо. КАРУЗО (Caruso) Энрико (1873 1921), итальянский певец (тенор). В 1894 1920 на оперной сцене. Обладая обворожительным по красоте и ровности тембра голосом, выступал в разнохарактерных партиях (около 80), из которых около 30… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    КАРУЗО Энрико - (Caruso, Enrico) ЭНРИКО КАРУЗО (1873 1921), итальянский драматический тенор, один из самых известных оперных певцов за всю историю музыкального театра. Родился 25 февраля 1873 в Неаполе. Несмотря на запрет родителей, которые хотели видеть сына… … Энциклопедия Кольера

    Карузо Энрико - (Caruso) (1873 1921), итальянский певец (тенор). Крупнейший мастер бельканто. Выступал во многих театрах мира. Прославился исполнением лирических партий (в операх Дж. Верди, Дж. Пуччини и др.), неаполитанских песен. * * * КАРУЗО Энрико КАРУЗО… … Энциклопедический словарь

    Карузо Энрико - Энрико Карузо Энрико Карузо в 1910 Дата рождения 27 февраля 1873 Место рождения Неаполь, Италия Дата смерти 2 августа … Википедия

    Карузо Энрико - Карузо (Caruso) Энрико , итальянский певец (тенор). В детстве пел в церковном хоре. С 1891 занимался в школе пения у Г. Верджине. В 1894 дебютировал в Неаполе (театр «Нуово»). В… … Большая советская энциклопедия

    Энрико Карузо - в 1910 Дата рождения 27 февраля 1873 Место рождения Неаполь, Италия Дата смерти 2 августа … Википедия

Сперва о том, что сомнений не вызывает. Это был гениальный артист. Выступая на сцене 26 лет, последние 15 он с гордостью носил титул «короля теноров», и за десять лет до смерти был признан величайшим певцом своей эпохи, которую, если говорят об оперном исполнительстве, таки называют: «карузовская».

БИОГРАФИЯ МЭТРА

Энрико Карузо родился 25 февраля 1873-го года в семье самого обычного автомеханика. Родители будущего певца - Анна Мария и Марчелло Карузо – жили очень бедно, однако наш сегодняшний герой всегда называл их очень добрыми и открытыми людьми. Интересны описания детства Карузо. Немало интересного можно узнать о выдающемся теноре из книги Алексея Булыгина «Карузо» из серии «Жизнь замечательных людей». Только послушайте:

«Из семи детей в семье Карузо вживых осталось только трое – Эррико (Энрико на неаполитанский манер), Джованни и Ассунта. Каково же была причина столь высокой детской смертности в Неаполе? Об этом размышляет сын тенора, Энрико Карузо-младший:

Считалось, что люди умирали от «неаполитанской лихорадки» (так в просторечии именовали брюшной тиф и холеру). В то время в Неаполе всюду царила грязь. Очистных сооружений не существовало. Бедняки жили в так называемых басси – комнатах на первых этажах зданий, спроектированных как склады – без окон, проточной воды и туалетов. Двери, открывавшиеся прямо на улицу, служили единственным источником вентиляции и на ночь закрывались. Множество семей жило в одном помещении с курами и козами, потому что ночью домашний скот на улице могли просто украсть.

Утром хозяйки выносили экскременты животных и опорожняли ночные горшки, выливая их содержимое в сточную канаву. Мусор, который кидали прямо тна улицу, смывался неспешными водами городских фонтанов или собирался уличными мусорщиками, которые в конце рабочего дня сбрасывали его в залив.

… Пищу готовили на углях прямо на тротуаре. Из открытых грязных котлов несло гниющими объедками.

По городским улицам ходил продавец спагетти, толкая перед собой телегу, на которой были уже сваренные макароны, контейнер с соусом и горелка с углем. Он заново разогревал в кипящей воде порцию, подавал её на кусочке желтого картона, попутно интересуясь, нужен ли соус. Если да, то он брал полную ложку соуса и полным выдохом распределял его по всей порции спагетти…»

Антисанитария царила в Неаполе повсюду. Живописные зарисовки рисуют нам быт бедняков, которые в те годы просто не могли позволить себе лучших условий.

Однако, биография Карузо полна самых разных мифов, резко контрастирующих с его реальными фактами из жизни.

ДВОРЯНСКОЕ МОЛОКО

Существует версия, что, несмотря на происхождение из бедной семьи, Карузо был вскормлен «молоком графини». «Неаполитанская лихорадка» в год рождения Энрико, дом Карузо обошла, но у молодой матери Анны Карузо пропало молоко, поэтому выкармливать младенца ей помогала знакомая графиня, у которой в это время умер ребенок. По семейному преданию, знатная дама опекала мальчика, учила его читать и писать, а когда Анна болела, посылала ей корзины с фруктами.

В 1884 году в Неаполе вспыхнула очередная эпидемия холеры, унесшая жизнь тысячи человек. Эррико видел как в жутких муках умирали его знакомые и друзья, как трупы сбрасывали в вырытую неподалеку от города огромную яму, как по улицам носились полчища огромных крыс, изгнанные из подвалов антисептическими химикатами.

От холеры нельзя было укрыться ни дома, ни в церкви. На улице, где жила семья Карузо, в один день болезнь унесла жизни более 40 семей. Анна Карузо без устали молилась, чтобы беда миновала её дом, она верила, что её семью холера не затронула потому, что её любимый Эррико пел в церковном хоре.

Со временем с юношей стали заниматься профессиональные певцы и музыканты.

Вскоре из-за болезни умерла мать Карузо. Некоторое время спустя из-за бедственного положения своей семьи певец начал исполнять церковные композиции прямо на центральных улицах Неаполя. Таким образом, он долгое время зарабатывал деньги. Во время одного из подобных «уличных концертов» Карузо заметил один из педагогов вокальной школы Гульельмо Верджине.

Молодого певца пригласили на прослушивание, и уже очень скоро Энрике Карузо стал
заниматься музыкой с известным дирижером и педагогом Винченцо Ломбарди. Именно он организовал первые концерты молодого исполнителя в барах и ресторанах курортных районов Неаполя. Некоторое время спустя Энрико впервые почувствовал себя популярным. На его концерты всегда приходило много людей. Вскоре после выступлений к нему стали часто подходить известные представители итальянской музыкальной индустрии, которые предлагали талантливому исполнителю те или иные контракты. Таким образом, наш сегодняшний герой впервые оказался в Палермо.

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС

По мнению многих исследователей, именно после легендарного исполнения партии Энцо из оперы «Джоконда» о двадцатичетырехлетнем Карузо заговорили как о сложившейся звезде итальянской сцены. Звездный путь Энрико Карузо После этого триумфального успеха Энрико отправился в первое в своей жизни зарубежное турне. Как это ни странно, маршрут музыканта лежал в далекую и холодную Россию. Следом за этим последовали выступления в других странах и городах.

А уже в 1900-м году в качестве полноправной знаменитости Карузо впервые выступил на сцене легендарного миланского театра «Ла Скала». После этого наш сегодняшний герой вновь отправился на гастроли. В этот период великий итальянец выступил в лондонском Ковент-Гарден, а также дал концерты в Гамбурге, Берлине и некоторых других городах. Выступления певца проходили с неизменным успехом, однако по-настоящему волшебными и неподражаемыми стали концерты итальянского исполнителя на нью-йоркской сцене Метрополитен-опера. Выступив здесь впервые в 1903-м году, впоследствии наш сегодняшний герой почти на двадцать лет стал ведущим солистом этого театра.


Репертуар Карузо включал в себя партии как лирического, так и драматического плана. Однако с любыми оперными произведениями наш сегодняшний герой всегда справлялся одинаково виртуозно. Кроме того, стоит отметить также и тот факт, что на протяжении всей карьеры Карузо всегда включал в свой репертуар традиционные неаполитанские песни. Возможно, именно поэтому в настоящие дни Энрико остается одним из самых известных уроженцев Неаполя и всей Италии. Весьма примечательным представляется и тот факт, что именно Энрико Карузо стал одним из первых оперных исполнителей на мировой сцене, решившихся фиксировать свой репертуар на граммофонных пластинках. В значительной мере именно это обстоятельство предопределило мировую популярность тенора, и сделало его творчество доступным для широких масс. Уже при жизни Энрико Карузо называли легендой вокального искусства. Образцом для подражания этот выдающийся тенор остается также и для многих современных исполнителей.

КОНЧИНА КАРУЗО, ПРИЧИНА СМЕРТИ

Энрико Карузо много выступал и гастролировал. А потому известие о его смерти стало во многом неожиданным для его поклонников в разных странах мира.

А потому известие о его смерти стало во многом неожиданным для его поклонников в разных странах мира. Энрико Карузо умер от гнойного плеврита В возрасте 48-ми лет великий тенор скончался в родном Неаполе в результате гнойного плеврита. После его смерти в память о выдающемся оперном исполнителе был изготовлена специальная восковая свеча, огромных размеров. Было обещано, что каждый год эта свеча будет зажигаться перед ликом святой Мадонны. По некоторым подсчетам, лишь только спустя 500 лет исполинская свеча должна догореть.

В книге Алексея Булыгина «Карузо» можно найти воспоминания коллег и поклонников великого тенора:

В одно из интервью наш современник, тенор Никола Мартинуччии на вопрос, кого из его певцов он больше всего любит слушать, ответил:

- Конечно Карузо. Когда я его слушаю, то хочется в отчаянии биться головой о стену – ну как после этого вообще можно петь?!

По мере развития средств звукозаписи в Европе и Америке велась работа по сохранению и реставрации пластинок «короля теноров». С помощью монтажа на записи голоса Карузо накладывалось оркестровое сопровождение, придававшее номерам менее архаичное звучание. В таком обновленном виде пластинки Карузо выпускались (по-прежнему огромными тиражами) на протяжении 1950-1980-х годов.

Еще при жизни имя Карузо стало нарицательным, олицетворяя высшую форму одаренности в вокальной сфере. Лучший комплимент тенору – поставить его имя рядом с Карузо. Так, варшавского кантора Гершона Сироту называют «еврейским Карузо», Юсси Бьерлинга – шведским, Лео Слезака – австрийским, Марио Ланца – американским.

ПАМЯТЬ О КАРУЗО

В 1951 году, спустя 30 лет после смерти певца, на экраны вышли два фильма – В Америке – «Великий Карузо», в Италии – «Энрико Карузо: легенда одного голоса».

В титрах первого из них значится, что в основе событий фильмов – книга, написанная Дороти Карузо, вдовой артиста.

Успех «Великого Кароузо» был официально закреплен «Оскаром», следующие годы фильм утвердил в сознании зрителей … абсолютно искаженный образ Карузо.

"У него был орден Почетного легиона и английский Викторианский орден, немецкий орден Красного орла и золотая медаль на ленте Фридриха Великого, орден офицера Итальянской Короны, ордена бельгийский и испанский, даже солдатский образок в серебряном окладе, который называли русским «орденом Святого Николы», бриллиантовые запонки - дар Императора Всероссийского, золотая шкатулка от герцога Вандомского, рубины и алмазы от английского короля… - пишет А. Филиппов. - О его проделках рассказывают до сих пор. Одна из певиц прямо во время арии потеряла кружевные панталоны, но успела запихнуть их ногой под кровать. Радовалась она недолго. Карузо поднял штанишки, расправил их и с церемонным поклоном поднес даме… Зрительный зал взорвался от хохота. На обед к испанскому королю он пожаловал со своими макаронами, уверяя, что они намного вкуснее, и предложил гостям отпробовать. Во время правительственного приема он поздравил президента Соединенных Штатов словами: «Я рад за вас, ваше превосходительство, вы почти так же знамениты, как я». По-английски он знал лишь несколько слов, о чем было известно очень немногим: благодаря артистизму и хорошему произношению он всегда легко выходил из затруднительного положения. Лишь однажды незнание языка привело к курьезу: певцу сообщили о скоропостижной кончине одного из его знакомых, на что Карузо просиял улыбкой и радостно воскликнул: «Прекрасно, когда увидитесь с ним, передайте от меня привет!»

Он оставил после себя порядка семи миллионов (для начала века это безумные деньги), поместья в Италии и Америке, несколько домов в Соединенных Штатах и Европе, коллекции редчайших монет и антиквариата, сотни дорогих костюмов (к каждому прилагалась пара лакированных штиблет)".

А вот что пишет польская певица Я. Вайда-Королевич, выступавшая с гениальным певцом: «Энрико Карузо, итальянец, родившийся и выросший в волшебном Неаполе, в окружении дивной природы, итальянского неба и палящего солнца, был очень впечатлителен, импульсивен и вспыльчив. Силу его таланта составляли три основные черты: первая - это чарующий горячий, страстный голос, который невозможно сравнить ни с каким другим. Красота его тембра заключалась не в ровности звучания, а, наоборот, в богатстве и разнообразии красок. Карузо своим голосом выражал все чувства и переживания - временами казалось, что игра и сценическое действие для него излишни. Вторая черта таланта Карузо - безграничная в своем богатстве палитра чувств, эмоций, психологических нюансов в пении; наконец, третья черта - его огромный, стихийный и подсознательный драматический талант. Я пишу „подсознательный“ потому, что его сценические образы не были плодом тщательной, кропотливой работы, не были рафинированы и отделаны до мельчайших деталей, а словно тут же рождались его горячим южным сердцем».

Энрико Карузо родился 24 февраля 1873 года на окраине Неаполя, в районе Сан-Джованьелло, в семье рабочего. «С девяти лет он начал петь, своим звучным, красивым контральто сразу же обратил на себя внимание», - вспоминал позднее Карузо. Его первые выступления состоялись недалеко от дома в небольшой церкви Сан-Джованьелло. Окончил Энрико лишь начальную школу. Что касается музыкальной подготовки, он получил минимально необходимые знания в области музыки и пения, приобретенные у местных преподавателей.

Уже подростком Энрико поступил на фабрику, где работал его отец. Но он продолжал петь, что для Италии, впрочем, неудивительно. Карузо даже принял участие в театральной постановке - музыкальном фарсе «Разбойники в саду дона Раффаэле».

Дальнейший путь Карузо описывает А. Филиппов:

"В Италии того времени было зарегистрировано 360 теноров первого класса, 44 из которых считались знаменитыми. В затылок им дышали несколько сотен певцов рангом пониже. При такой конкуренции у Карузо было мало перспектив: вполне возможно, что его уделом осталась бы жизнь в трущобах с кучей полуголодных детей и карьера уличного солиста, со шляпой в руке обходящего слушателей. Но тут на помощь, как это обычно и бывает в романах, пришел Его Величество Случай.

В опере «Друг Франческо», поставленной меломаном Морелли за свой счет, Карузо довелось сыграть престарелого отца (партию сына пел шестидесятилетний тенор). И все услышали, что голос у «папы» гораздо красивее, чем у «сынишки». Энрико тут же пригласили в итальянскую труппу, собирающуюся на гастроли в Каир. Там Карузо прошел жесткое «боевое крещение» (ему случалось петь не зная роли, прикрепив лист с текстом на спину партнерши) и впервые заработал приличные деньги, на славу прогуляв их с танцовщицами местного варьете. В гостиницу Карузо вернулся под утро верхом на осле, весь облепленный тиной: спьяну он упал в Нил и чудом спасся от крокодила. Развеселая пирушка была лишь началом «большого пути», - гастролируя на Сицилии, он вышел на сцену полупьяным, вместо «судьба» пропел «гульба» (по-итальянски они тоже созвучны), и это едва не стоило ему карьеры.

В Ливорно он поет «Паяцев» Леонкавалло - первый успех, затем приглашение в Милан и роль русского графа со звучным славянским именем Борис Иванов в опере Джордано «Федора»…"

Восхищение критиков не знало предела: «Один из самых прекраснейших теноров, которых мы когда-либо слышали!» Милан приветствовал певца, какого еще не знали в оперной столице Италии.

15 января 1899 года уже Петербург впервые услышал Карузо в «Травиате». Карузо, смущенный и тронутый теплым приемом, отвечая на многочисленные похвалы русских слушателей, говорил: «О, не благодарите меня - благодарите Верди!» «Прекрасным Радамесом был Карузо, возбудивший всеобщее внимание своим красивым голосом, благодаря которому можно предполагать, что в скором времени этот артист станет в первый ряд выдающихся современных теноров», - писал в своей рецензии критик Н.Ф. Соловьев.

Из России Карузо отправился за океан, в Буэнос-Айрес; затем поет в Риме и Милане. После ошеломляющего успеха в «Ла Скала», где Карузо пел в «Любовном напитке» Доницетти, даже дирижировавший оперой Артуро Тосканини, весьма скупой на похвалы, не выдержал и, обняв Карузо, сказал. «Мой бог! Если этот неаполитанец будет продолжать так петь, он заставит весь мир заговорить о себе!»

Вечером 23 ноября 1903 года состоялся дебют Карузо в Нью-Йорке, в театре «Метрополитен». Он пел в «Риголетто». Знаменитый певец сразу и навсегда завоевывает американскую публику. Директором театра был тогда Энри Эбей, который сразу же подписал контракт с Карузо на целый год.

Когда позже директором театра «Метрополитен» стал феррарец Джулио Гатти-Казацца, гонорар Карузо принялся неуклонно расти с каждым годом. В итоге он получал столь много, что другие театры мира уже не могли соперничать с ньюйоркцами.

Пятнадцать лет руководил командор Джулио Гатти-Казацца театром «Метрополитен». Он был хитер и расчетлив. И если иногда раздавались возгласы, что гонорар сорок, пятьдесят тысяч лир за одно выступление чрезмерен, что ни один артист в мире не получал подобной платы, то директор только посмеивался.

«Карузо, - говорил он, - стоит импресарио меньше всех, поэтому никакой гонорар не может быть для него чрезмерным».

И он был прав. Когда Карузо участвовал в спектакле, дирекция повышала цены на билеты по своему усмотрению. Появились барышники, скупавшие билеты по любой цене, а потом перепродававшие их в три, четыре и даже в десять раз дороже!

«В Америке Карузо с самого начала сопутствовал неизменный успех, - пишет В. Торторелли. - Влияние его на публику росло день ото дня. Летопись театра „Метрополитен“ констатирует, что подобного успеха здесь не имел ни один другой артист. Появление имени Карузо на афишах было каждый раз большим событием в городе. У дирекции театра оно вызывало осложнения: большой зал театра не мог вместить всех желающих. Приходилось открывать театр за два, три, а то и за четыре часа до начала спектакля, чтобы темпераментная публика галерки спокойно заняла свои места. Кончилось это тем, что театр на вечерние спектакли с участием Карузо стали открывать в десять часов утра. Зрители с сумочками и корзинками, заполненными провизией, занимали наиболее удобные места. Почти за двенадцать часов приходили люди, чтобы услышать волшебный, чарующий голос певца (спектакли начинались тогда в девять часов вечера)».

Карузо был занят в «Метрополитен» только во время сезона; по окончании его он выезжал в другие многочисленные оперные театры, осаждавшие его приглашениями. Где только певец не выступал: на Кубе, в Мехико, в Рио-де-Жанейро и Буффало.

Скажем, с октября 1912 года Карузо совершил грандиозное турне по городам Европы: он пел в Венгрии, Испании, Франции, Англии и Голландии. В этих странах, как в Северной и Южной Америке, его ждал восторженный прием радостных и трепетных слушателей.

Как-то Карузо пел в опере «Кармен» на сцене театра «Колон» в Буэнос-Айресе. В конце ариозо Хозе в оркестре прозвучали фальшивые ноты. Они остались не замеченными публикой, но не ускользнули от дирижера. Сойдя с пульта, он, вне себя от ярости, направился к оркестрантам с намерением сделать выговор. Однако дирижер заметил, что многие солисты оркестра плакали, и не посмел сказать ни слова. Смущенный, возвратился он на свое место. А вот впечатления импресарио об этом спектакле, напечатанные в нью-йоркском еженедельнике «Фоллиа»:

«До сих пор я считал, что ставка 35 тысяч лир, которую запрашивал Карузо за один вечерний спектакль, была чрезмерной, а сейчас убежден, что для такого совершенно недосягаемого артиста никакая компенсация не будет чрезмерной. Вызвать слезы у оркестрантов! Задумайтесь над этим! Ведь это Орфей!»

Успех приходил к Карузо не только благодаря волшебному голосу. Он хорошо знал партии и своих партнеров по спектаклю. Это позволяло ему лучше понять произведение и намерения композитора и органично жить на сцене. «В театре я просто певец и актер, - говорил Карузо, - но для того, чтобы показать публике, что я не тот и не другой, а настоящий характер, задуманный композитором, мне приходится мыслить и чувствовать именно как человеку, которого имел в виду композитор».

24 декабря 1920 года Карузо выступил в шестьсот седьмом, и своем последнем, оперном спектакле в «Метрополитен». Певец чувствовал себя очень плохо: в течение всего спектакля он испытывал мучительную, пронизывающую боль в боку, его сильно лихорадило. Призвав на помощь всю свою волю, он пропел пять актов «Дочери кардинала». Несмотря на жестокую болезнь, великий артист держался на сцене твердо и уверенно. Сидящие в зале американцы, не зная о его трагедии, неистово аплодировали, кричали «бис», не подозревая, что слышали последнюю песню покорителя сердец.

Карузо уехал в Италию и мужественно боролся с болезнью, но 2 августа 1921 года певца не стало.