Сообщение о меценате савва иванович мамонтов. Мамонтов Савва. Биография. Личная жизнь. Московская частая русская опера

В. А. Серов. Портрет Саввы Мамонтова

Савва Иванович Мамонтов — один из самых известных русских предпринимателей конца XIX века, чей род находится рядом с такими известными купеческими фамилиями, как Морозовы, Рябушинские, Третьяковы, Бахрушины, Демидовы, Алексеевы, Сапожниковы и проч. Его бурная деятельность затрагивала такие далекие друг от друга сферы, как железные дороги и русская опера, скульптура и технические училища, новейшие технологии и развитие крайнего Севера. Был ли Савва Мамонтов явлением типическим для Российской империи рубежа веков или все-таки представлял, как тогда было принято говорить, «исключительный тип»?

Предыстория

Детство Саввы Ивановича представляется вполне узнаваемым – третий сын сибирского винного откупщика и торговца тканями, занявшегося модными и сулящими несметную прибыль железными дорогами и нефтью, Ивана Федоровича Мамонтова. Он плохо учился в гимназии, с трудом поступил в университет на юридический факультет (экзамен по ненавистной латыни за него сдал подставной человек), где почти не посещал профильные предметы, а бегал то на лекции по анатомии, то на репетиции театрального кружка (в числе участников: драматург А.Н. Островский и будущий великий актер А.Ф. Федотов). А то и вовсе на недели уходил в чтение современной литературы и обсуждение с друзьями левых идей, ставших в 1860-е годы невероятно популярными. После постановки «Грозы», что вызвало даже у его прогрессивного отца, дружившего с М.П. Погодиным и уважавшим А.Н. Островского, острый прилив беспокойства за будущее сына, был послан отцом набираться уму-разуму в прикаспийские области – Баку, Персию, Среднюю Азию. Там Савва вроде бы наконец внял отцовским просьбам и взялся за дело.

По возвращении в Москву из своей восточной командировки Савва Иванович сильно заболел и был послан на лечение в Милан, где неожиданно вновь увлекся театром, на сей раз – оперным, и даже спел несколько басовых партий в «Норме» и «Лукреции Борджиа» на сцене «Ла Скала». Здесь же он встретил свою любовь – Елизавету Григорьевну Сапожникову, столь же нежно увлеченную музыкой и искусством, как и сам Савва.

Вся эта история похожа на сюжет одной из вставных новелл в «Будденброках» Томаса Манна, но никак не на реальную биографию сибирского купеческого сына. Однако ничего исключительного в ней все же нет – русское купечество для Европы уже с середины XIX века перестало быть чем-то необычным, целые семьи русских промышленников и заводчиков путешествуют по Италии и Германии, постепенно затмевая собой подразорившееся ко времени Великой реформы дворянство. Вот и Савва с молодой женой и детьми часто будет приезжать в Италию, где у него сложится определенный круг общения и появятся «свои» места. В ходе одной из таких поездок Елизавета Григорьевна познакомится со скульптором М.М. Антокольским, а позже будет помогать ему с организацией выставки в Риме. Это событие станет отправной точкой в истории меценатства семьи Мамонтовых.

Талантлив во всем

Савва Иванович был удивительно «артистическим» человеком, увлекаясь, работал неудержимо и много, но главное – делал все очень недурно, не оставаясь талантливым дилетантом, но совершенствуя свое мастерство. Очень показательна здесь история увлечения Саввы скульптурой – следующей после театра «страсти» неутомимого купца. Познакомившись с М.М. Антокольским, он вдруг начинает много лепить, в следующий свой приезд в Рим берет у скульптора уроки. По отъезду Мамонтова Марк Матвеевич пишет в письме: «Вчера уехал один из новых друзей моих, некто Мамонтов… Приехавши в Рим, он вдруг начал лепить, — успех оказался необыкновенный… Лепка у него оказалась широкой и свободной… Вот Вам и новый скульптор!!! Надо сказать, что если он будет продолжать и займется искусством серьезно хоть годик, то надежды на него очень большие».

Необычайные таланты были у Саввы Ивановича и в драматургии и режиссуре. После покупки Абрамцево семья Мамонтовых чаще всего проводила лето именно там, в кругу родных и друзей, среди которых было много композиторов, художников, скульпторов, архитекторов. Еще с детства самого Саввы Ивановича повелось во время этих летних вакаций устраивать театральные представления. Савва писал целые драмы, дети и все насельники усадьбы разучивали текст и музыку, под руководством Елены Григорьевны рисовались декорации, шились костюмы, эскизы для которых создавали все проживавшие в усадьбе художники. За год таких постановок могло быть больше десятка – и все это со смехом, в свое удовольствие. Когда позже это увлечение Саввы Ивановича перерастет в первую русскую частную оперу, мамонтовский талант увидит вся Россия.

Однако при всей многочисленности и силе дарований Мамонтов имел один изъян – свои затеи он часто не доводил до совершенства. Где-нибудь и в чем-нибудь обязательно, как говорил А. Серов, «прокалывался». Например, представляя публике свою первую постановку, оперу «Алая роза», Мамонтов даже не удосужился дать генеральную репетицию, более того – сам композитор и актеры слышали целиком эту оперу впервые. Похожие проблемы были и во времена второго открытия Русской Частной оперы, когда на Мамонтова будет жаловаться композитор Н.А. Римский-Корсаков, известный своим невероятным вниманием к деталям и потому совершенно не выносивший недоделок. Вот отрывок из его воспоминаний о премьере «Садко» в декабре 1897 года: «В оркестре помимо фальшивых нот не хватало некоторых инструментов; хористы в первой картине пели по нотам, держа их в руках вместо обеденного меню, а в четвертой картине хор вовсе не пел, а играл один оркестр. Все объяснялось спешностью постановки. Но у публики опера имела громадный успех, что и требовалось С.И. Мамонтову. Я был возмущен, но меня вызывали, подносили венки, артисты и Савва Иванович всячески меня чествовали, и я попал как «кур в ощип».

По поводу мамонтовских театральных экзерсисов будет нелестно отзываться и А.П. Чехов, который высмеивал Мамонтова за барскую безалаберность и создание оперного театра только для своего удовольствия. В том же будут обвинять Савву Ивановича и его друзья-художники.

Однако за всеми этими придирками практически все его критики не заметят главного таланта «московского Медичи», о котором очень точно напишет уже после смерти Я.А. Тучендхольд: «Другие коллекционировали искусство, он же его двигал. Можно говорить о целом мамантовском периоде русской литературно-художественной жизни, ибо Мамонтов был ее средоточием в 80-х-90-х гг.» Ему вторит и В.М. Васнецов, который называл Савву Ивановича «творцом художественной среды» России рубежа веков. В этом-то и был главный талант Саввы, ведь С.И. Мамонтов – это в первую очередь гениальный куратор. Быть может, он не был автором гениальных произведений, но он делал все, чтобы создать атмосферу для их появления. Своими подчас совершенно безумными проектами он составлял конкуренцию императорскому академизму, что и стало питательной средой для «русского чуда» начала XX века.

Проекты

За 40 лет (с 1863 по 1903 гг.) своей активной деятельности Савва Иванович поучаствовал в невероятном множестве проектов и как промышленник, и как меценат. Среди них строительство целой сети железных дорог на Русском Севере и к Донецкому угольному бассейну, открытие первой русской частной оперы, адресная поддержка русских художников, актеров и музыкантов, запуск вагоностроительного завода в Мытищах и судоверфи на Неве, создание сети средне-технических учреждений в Костроме, поддержка Московского товарищества художников, создание Художественно-промышленного общества при Строгановском училище, поддержка издания журнала «Мир искусства», проект освоения земель русского Севера.

Железные дороги

Одним из самых заметных проектов С.И. Мамонтов стала деятельность по строительству северных железных дорог. Начав со строительства небольшой ветки Москва – Сергиев Посад (1862 г.), уже к 1870-му мамонтовское товарищество построило в 6 раз больше путей: Сергиев-Ярославль, Иванов-Шуя, Рыбинск-Бологое. Позже на деньги Саввы Ивановича и его компаньонов будут открыты ветки: Ярославль-Рыбинск, Ярославль-Кострома, Ярославль-Вологда-Архангельск, Александро-Киржач, Бельково-Юрьев-Польский, Москва-Савелово, Петербург-Вологда-Вятка. Отдельно следует отметить донецкую каменноугольную железную дорогу, которая дала возможность развивать добычу угля в Донецком бассейне.

Портрет железнодорожного магната и мецената искусств Саввы Ивановича Мамонтова кисти И.Е.Репина, 1880 год; Государственный театральный музей имени Бахрушина, Москва.

Далеко не все эти дороги приносили ощутимый доход, многие строились скорее по идейным соображениям, как это, например, было с дорогой Ярославль-Вологда-Архангельск. Савва Иванович считал русский Север крайне перспективным регионом, главная проблема которого состояла в отсутствии сети коммуникаций. Строительство железнодорожной ветки через тундру виделось ему необходимой частью программы освоения этого богатейшего региона. В своей правоте он сумел убедить не только коллег, но и министра финансов (именно в ведении этого министерства в Российской империи было железнодорожное строительство) С.Ю. Витте, и государя императора Николая II. Для этого на Нижегородской выставке в 1894 году он своими силами откроет целый павильон, посвященный русскому Северу, в оформлении внутреннего убранства которого будут участвовать художники Врубель и Коровин.

Русская частная опера

Савва Иванович всегда был поклонником и оперного пения, и театра, и живописи. Ему хотелось совместить эти три искусства, которые в тот момент были разделены невидимыми стенами академии. Поэтому свою оперу он стал собирать не столько из певцов, сколько из талантливых актеров и художников-декораторов. Конечно, это вызывало нарекания, Мамонтову часто указывали на непрофессионализм его певцов, обвиняли их в дилетантстве. Савва Иванович не сдавался и в итоге действительно сумел создать что-то необычайное. В его опере ставились отвергнутые в казенных театрах произведения Мусоргского, Римского-Корсакова, Рахманинова, а исполнителями главных ролей были Шаляпин, Любатович, Салина. В создании костюмов и декораций участвовали Нестеров, Поленов, Суриков, Коровин, Врубель, Васнецов, Левитан. Одной из главных идей мамонтовского театра стала постановка русских опер с русскими актерами наравне с господствовавшими тогда повсеместно итальянскими произведениями.

Сама частная опера изначально занимала сцену театра купца Солодовникова (Б. Дмитровка, 6 – ныне театр «Оперетты»), но С.И. Мамонтов рассчитывал со временем перевести ее в зал, который специально для нее строил в гостинице «Метрополь», чему, к сожалению, не было суждено случиться из-за разорения Саввы Ивановича. Опера окончательно закрылась в 1904 году, однако многие из певцов продолжили свою карьеру в других театрах и с большой теплотой вспоминали время РЧО.

Абрамцево

Наверное, самым крупным проектом семьи Мамонтовых стало создание и поддержка литературно-художественного кружка вокруг их усадьбы в Абрамцево. Изначально усадьба принадлежала писателю-славянофилу С.Т. Аксакову. Мамонтовы приобрели Абрамцево в 1870 г. и практически тут же «у Саввы и Лизы» появился широкий круг художников, литераторов, скульпторов, музыкантов и архитекторов, либо приезжавших «на вакации», либо живших здесь весь сезон. Среди посещавших усадьбу были И.С. Тургенев, М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, В.И. Суриков, В.А. Серов, В.Д. Поленов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, И.Е. Репин. Душой всей этой компании была Елизавета Григорьевна, которой принадлежит большинство идей по перестройке усадьбы. Именно с ее подачи будет построена лечебница для окрестных крестьян, построен и освящен храм Спаса Нерукотворного, созданы керамическая и резческая мастерские, занимающиеся собиранием и переработкой народных орнаментов и мотивов.

На многие годы Абрамцево станет средоточием художественной жизни для русской творческой интеллигенции и послужит образцом для многих других подобных центров притяжения. Здесь будут написаны многие знаменитые картины – от репинских и поленовских этюдов до знаменитых картин Серова, Врубеля, Нестерова. Символом радостного и теплого Абрамцева станет портрет Веры Мамонтовой авторства В.А. Серова «Девочка с персиками».

Падение

Разорение С.И. Мамонтова стало шоком для всех. Никто не ожидал ничего подобного, его арест воспринимался, как неудачная шутка, а его партнеры и вовсе не сразу поверили в возможность такого сценария. Однако, как нам кажется, крах С.И. Мамонтова начался задолго до финансового скандала 1899 года. Все началось со слухов о связи Саввы Ивановича и актрисы РЧО Татьяны Любатович. Эта история очень тяжело была воспринята и Елизаветой Григорьевной Мамонтовой и младшими Мамонтовыми. С этих пор Елизавета Григорьевна закрывается в Абрамцеве, а Савва все более теряет былую веселость и беззаботность, начинаются конфликты с ближайшими друзьями и соратниками.

За 1890-е годы Мамонтов успел страшно поссориться с Репиным, Коровиным, Шаляпиным и даже незлобливым и тихим Врубелем. Если верить современникам, «Савва становился самодуром».

Возможно, этот душевный разлад и вызвал те промахи, которые Савва Иванович допустил в своих железнодорожных делах. Ввиду убыточности и нехватки средств на строительство железной дороги в Архангельск Мамонтов стал использовать деньги из казны акционерного общества Ярославской дороги для поддержания других своих проектов. На фоне нарастающего мирового кризиса перепроизводства это было очень рискованно. Но Мамонтов надеялся, во-первых, на данную ему концессию для строительства ветки Петербург-Вологда-Вятка, а во-вторых, на казенный кредит, на который он, друг и соратник всесильного министра финансов С.Ю. Витте, как ему казалось, мог рассчитывать. Именно здесь он и просчитался.
Не будучи силен в большой политике, Мамонтов не заметил изменения политико-экономического курса Витте, и когда акционеры потребовали отчета, а кредиторы – выплат, Савва Иванович просто не смог со всеми рассчитаться. Это вызвало целую цепочку обрушений и, наконец, арест самого Мамонтова, его брата и их компаньонов.

На защиту Мамонтова встала вся художественная общественность Москвы, защищать его в суде вызвались лучшие юристы – А.Ф. Кони и Ф.Н. Плевако, которые убедили присяжных в невиновности промышленника. Это, правда, не вернуло Савве Ивановичу потерянного. Все его имущество, включая дом в Москве, коллекцию произведений искусства, все акции, заводы и земли – все это было арестовано и распродано. Только Абрамцево, как собственность жены, к счастью, осталось нетронутым.

Остаток жизни Савва Иванович доживал в доме своей дочери на задворках Бутырского замка, где располагалась московская керамическая мастерская «Абрамцево». Несколько раз Мамонтов будет пытаться вернуться к делам, но в итоге бросит эти попытки. Главное и единственное, что останется у постаревшего Садко — это семья: дочь, сын и внуки, которых он будет нежно любить. С женой он так и не помирится. Умрет Савва Иванович очень тихо в апреле 1918 года после всех позорных миров и революций. Похоронен будет в Абрамцеве. Служащий железной дороги, увидев процессию и узнав о том, кого хоронят, воскликнет: «Эх, буржуи, такого человека похоронить не можете как следует!»

Могилы Саввы Мамонтова, его жены Елизаветы и дочери Веры. Усадьба Абрамцево, Московская область.

Знаменитый российский меценат и предприниматель Савва Иванович Мамонтов (1841-1918) родился в Тобольской губернии. Его мама – Мария Тихоновна Лахтина – была дочерью купца из г. Мосальск Калужской губернии; отец – Иван Федорович Мамонтов – был крупным купцом, занимался винным откупом. Будучи человеком прогрессивным, Иван Федорович оказывал помощь декабристам, которые находились на поселении в Ялуторовске и посещали дом Мамонтовых. Культ декабристов впоследствии Савва Иванович всегда поддерживал в своем доме. В Сибири Иван Федорович заработал большие деньги, и в 1849 семья Мамонтовых оказалась в . Жили Мамонтовы на широкую ногу. Савва был четвертым ребенком в семье; кроме него, было еще семь детей: трое сыновей и четыре дочери.

С 1852 Савва Мамонтов учился во Второй Московской гимназии, с 1854 некоторое время – в в Институте Корпуса горных инженеров, затем вернулся в гимназию. В учебе больших успехов Савва не достиг, так как занятиями особо себя не утруждал. Хорошо успевал он только по тем дисциплинам, к которым имел интерес, но при этом игнорировал остальные. Так, он хорошо освоил немецкий язык, но имел проблемы с латынью. К тому же Савва начал часто и с увлечением посещать театр, что также не способствовало прогрессу в учебе. Все это очень огорчало его отца. В конце концов, в 1860 в седьмом классе Савва Мамонтов провалился на выпускном экзамене по латыни и остался на второй год. Но выход был найден. Он поступил учиться в Петербургский университет (свидетельства об окончании гимназии там не требовали, а латынь за него сдал другой человек), а затем перевелся на юридический факультет Московского университета. Здесь учиться было весело и интересно. Увлечение театром у него не прошло, и в августе 1862 состоялся его дебют на любительской сцене в пьесе «Гроза», в которой играл и сам автор пьесы А. Н. Островский. Среди зрителей присутствовал и отец Саввы – Иван Федорович. Спектакль ему очень понравился, и вскоре Савва был отправлен подальше от такой жизни по делам в Баку. Так началась его предпринимательская карьера.

В 1864, чтобы поправить здоровье и изучить торговлю шелком, С. И. Мамонтов приехал в Италию. Здесь он проникся искусством оперы, учился пению, а также познакомился с дочерью московского купца Елизаветой Григорьевной Сапожниковой (двоюродной сестрой К. С. Алексеева – Станиславского), которая в 1865 стала его женой. В их семье было шестеро детей. Имена старшим из них С. И. Мамонтов творчески подобрал по первым буквам своего имени: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра (младшую дочь назвали Наталия). В 1860-х И. Ф. Мамонтов активно участвовал в строительстве железных дорог и постепенно увлек этим делом и сына. Но в 1869 Иван Федорович умер, и унаследовавший часть его состояния Савва Иванович самостоятельно продолжил семейное дело. Большую поддержку ему в этом оказал компаньон отца – видный предприниматель и общественный деятель, писатель Ф. В. Чижов.

В 1872 С. И. Мамонтов стал директором общества Московско-Ярославской железной дороги. При его участии были построены Донецкая железная дорога (1878), линии – (1887) и – Архангельск (1897). Как предприниматель С. И. Мамонтов обладал неуемной энергией, хорошими организаторскими способностями, прозорливостью и чувством реализма, решительностью и упорством.

На строительстве железных дорог С. И. Мамонтов нажил крупное состояние, что позволило ему оказывать большую поддержку различным видам творческой деятельности. В 1870 он купил неподалеку от Москвы усадьбу Абрамцево, ставшую со временем одним из центров искусства в России. В усадьбе были устроены столярно-резчицкая и керамическая мастерские. Здесь гостили и работали художники: А. М. и В. М. Васнецовы, М. А. Врубель, К. А. Коровин, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, В. Д. и Е. Д. Поленовы, И. Е. Репин, В. А. Серов и др. В любительских спектаклях в Абрамцеве участвовали: К. С. Станиславский, (именно Мамонтов заметил талант Федора Ивановича и помог раскрыться молодому артисту) и др. В 1885 Савва Иванович основал Московскую частную русскую оперу. А. В. Амфитеатров писал о нем: «Миллионер, железнодорожник, и кругом артист. Оперу держит, картины пишет, стихи сочиняет, бюсты ваяет, баритоном поет». По аналогии с главой Флорентийской республики Лоренцо Медичи Великолепным, при котором произошел расцвет культуры и искусства, современники называли Мамонтова «Саввой Великолепным».

В 1890-е С. И. Мамонтов попытался сформировать крупное объединение промышленных и транспортных предприятий. С целью производства подвижного состава для железных дорог он создал, купил и арендовал ряд заводов, для развития которых требовались значительные средства. В это время в стране наступил промышленный кризис. Летом 1899 Мамонтов не сумел расплатиться с кредиторами. В сентябре 1899 по обвинению в злоупотреблениях он был арестован и пять месяцев провел в Таганской тюрьме. Защищал Мамонтова знаменитый адвокат Ф. Н. Плевако. В июле 1900 на суде Савву Ивановича оправдали. Однако состояния он лишился, имущество его было распродано. Последние годы жизни Савва Иванович провел в доме у Бутырской заставы, занимался керамикой. Похоронен С. И. Мамонтов в Абрамцеве. Он оказал большое влияние на развитие русской культуры и в памяти современников остался человеком очень обаятельным, глубоко любящим искусство, умеющим объединять людей и распознавать талант человека.

Сегодня мы можем говорить о многих великих русских именах в живописи и музыке. Это и Валентин Серов, и Михаил Врубель, и Илья Репин, и Виктор Васнецов, Василий Поленов, Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и многие другие. Однако все эти великие люди обязаны своим расцветом именно фамилии Мамонтовы. Несмотря на долгую и совсем непростую историю, род меценатов внес огромный вклад в развитие русской культуры XIX-XX веков. Плоды этого вклада мы можем ощущать и сегодня.

***

Медичи на рубеже XIX-XX веков

Мало кто скажет, что не знает, кто такие Медичи. Одним из самых известных представителей династии Медичей был правитель Флоренции второй половины XV века Лоренцо Великолепный. Именно благодаря ему Флоренция стала центром культуры эпохи Возрождения. Благодаря тому, что Лоренцо был покровителем всех видов искусства и меценатом, впоследствии медичи становится словом нарицательным. Всех меценатов и покровителей, кто вносит особый вклад в развитие культуры в Европе, стали называть медичи. В прямом смысле слова до России это не дошло, однако нужно отметить, что и у нас были деятели, которых без зазрения совести можно назвать медичи. К их числу можно отнести Мамонтовых.

Так, напомню, что для России необычайный подъем культуры связан с концом XIX века. Именно тогда в стране появляются те, кто всячески поддерживали духовное и культурное развитие русского народа. По большей части такими покровителями становились богатые купцы и промышленники, чувствовавшие прогресс в этом направлении. Среди знаменитых имен, связанных с XIX веком и культурой, необходимо назвать основателя Третьяковской галереи Павла Третьякова, промышленника Савву Морозова и, конечно же, основателя первой частной Русской оперы Савву Мамонтова, которого, как и прославленного правителя Флоренции, в народе прозвали Великолепный. Однако отмечу, что меценатство не так легко далось Савве Ивановичу, как видится на первый взгляд.

Из крепостных в меценаты

Практически во всех известных источниках мы привыкли видеть начало династии Мамонтовых с середины XIX века, когда отец Саввы Ивановича Мамонтова, купец первой гильдии Иван Федорович, вместе с братом Николаем приезжают из города Ялуторовска Тюменской области в Москву. Однако согласно исследованию документов Российского Государственного архива древних актов (РГАДА) стало известно, что история фамилии Мамонтовых начинается намного раньше. Так была выявлена связь рода Мамонтовых с рязанскими дворянами Шиловскими, которые после войны с Польшей в 1636 году получили поместье в Мосальском уезде. При этом первое письменное упоминание Мамонтовых относится только к 1716 году. Именно к этому году относится запись в переписной книге Мосальского уезда в селе Берне, где при дворе помещика Семена Емельяновича Шиловского значилась семья приказчика Кондратия Мамонтова. В середине XVIII века правнуки Мамонтова получили освобождение от крепостной зависимости по воле владельца и с тех пор занялись торговой деятельностью, поселившись на Мосальском посаде. Уже к концу XVIII века Мамонтовы стали мещанами и купцами 3-й гильдии города Мосальска. Среди них был и дед Саввы Мамонтова — Федор Иванович.

Как и многие представители купеческого сословия, Мамонтовы происходили из старообрядцев. В торговой среде старообрядцы пользовались большим доверием. Считалось, что сугубая религиозность гарантирует их особую щепетильность и честность в делах. Эти, дескать, не обманут: «Господь не велит».

Прямых доказательств этому найти достаточно тяжело, однако косвенные свидетельства можно увидеть в повседневной жизни рода. Так, например, Савва Иванович Мамонтов и Елизавета Григорьевна Сапожникова венчались в Храме Сергея Радонежского в усадьбе Киреево (г. Химки, на данный момент разрушена). По оставшимся исследованиям и воспоминаниям, церковь являлась старообрядческой. Она относилась к наследию москвинских староверов-федосеевцев. Место, где находился храм, сейчас является территорией подмосковного города Химки. Сам храм, к сожалению, утерян.

К XIX веку Мамонтовы достигли в своей сфере таких успехов, что их фамилия была на слуху во всей России.

Доисторические звери и ошибка писаря

Происхождение фамилии рода Мамонтовых неоднократно вызывало и вызывает споры. В частности, исследователи приводят разные варианты ее этимологии. Одна из версий, которая, по мнению большинства экспертов, является ошибочной, относит звучную фамилию к наименованию доисторических зверей. Отметим, что более правдоподобная версия к первобытному миру не имеет никакого отношения.

Таким образом, фамилия Мамонтовых происходит от имени почитаемого церковью мученика. Правильнее было бы писать Мамантов. Так звали христианского мученика Маманта Кесарийского (Каппадокийского). Он был приговорен к утоплению в море за то, что обратил к Христу своих юных сверстников. Однако по преданию Мамант был чудесным образом спасен и приведен на гору близ Кесарии, где он смог устроить себе келью. Позже он был снова арестован, помещен в темницу, а затем выведен на арену цирка с дикими зверями. Звери отказались нападать на мученика, и он был поражен трезубцем языческого жреца. Святой Мамант Кесарийский является покровителем животных.

Эксперты полагают, что причиной видоизменения букв в фамилии может служить ошибка писаря. Отметим, что эта ошибка никак не отразилась на успешной деятельности рода Мамонтовых и, в частности, самого известного представителя — Саввы Ивановича Мамонтова.

Не так важно, кем ты родился; важно, кем ты хочешь умереть

Савва Иванович Мамонтов родился 3 октября 1841 года в городе Ялуторовске Тюменской области, где его отец, Иван Фёдорович, работал по откупной части. Необходимо отметить, что в этом небольшом городе в то же время жили многие декабристы, среди которых Иван Пущин, лицейский друг Пушкина, Матвей Муравьёв-Апостол и другие. Однако связь семьи Мамонтовых с декабристами была под строгой тайной, хотя есть сведения о помощи купцов «политическим преступникам» в связи с родными и друзьями. Поэтому нельзя однозначно сказать, как такое окружение повлияло на формирование личности Саввы Мамонтова, при этом, безусловно, нельзя такое влияние и отрицать.

В 1850 году Мамонтовы переезжают в Москву. Отец Саввы решил, что пора прекратить домашнее воспитание сыновей (их в семье было четверо), и отдал их в гимназию. Однако пребывание в гимназии длилось всего год, после чего отец определил детей в Горный корпус в Петербурге. В корпусе Савва проучился год, но затем опять вернулся в свою старую гимназию. Нужно сказать, что учился Савва год от года всё хуже, стал чуть ли не самым последним учеником в классе. По существовавшим тогда правилам он должен был сидеть за последней скамьёй, но по настоянию одноклассников, любивших его за независимость и обаяние, сидел всегда за первой, рядом с первым учеником. Способность объединять и вдохновлять окружающих его людей он пронёс через всю свою жизнь. Уже в гимназии в личных интересах будущего мецената первое место занимал театр. На выпускных экзаменах Мамонтов полностью провалился из-за латинского языка. В связи с чем ему посоветовали уйти из гимназии. Однако предприимчивый Савва Мамонтов путём небольшого обмана поступил в Московский университет на юридический факультет. Предполагается, что латынь за него сдавал кто-то другой.

Все было хорошо, пока отец Саввы Ивановича всерьез не забеспокоился театральным увлечением сына. Дело в том, что он готовил из него наследника всех его дел, в частности и крупной железнодорожной компании. К тому же отца уведомили о том, что и в Университете Савва кому-то мешал. Был дан настоятельный совет убрать его оттуда. И отец, несмотря на отчаянные возражения сына, непоколебимо решил отправить его в Баку для обучения торговому делу. Там молодой Савва Иванович был определен на должность в контору, но отчаянно желал поскорее вернуться в Москву, ближе к искусству. Однако отец категорически отверг этот вариант. Только спустя полгода он наконец получает от отца распоряжение отправляться в Москву.

Молодой купец быстро освоился в своем деле и стал преуспевать. Он завел много новых знакомств. Особенно его привлекала семья Сапожниковых, глава которой был, как и отец Саввы, купцом первой гильдии. Точнее, привлекала Савву семнадцатилетняя Лиза Сапожникова. Она была девушкой умной, рассудительной, искренней и глубоко религиозной. Наконец 25 апреля 1865 года двадцатитрехлетний Савва и семнадцатилетняя Лиза поженились в подмосковном имении Киреево. Через два года у них родился сын Сергей, а ещё через два года, в 1869 году, родился второй сын — Андрей. В этом же году скончался Иван Фёдорович, с тех пор Савва Мамонтов стал полным себе хозяином.

Железная дорога к театру мечты

Начальный капитал, который был с умом и удачей использован Саввой Мамонтовым, смог обеспечить его отец. Иван Федорович Мамонтов обратил свое внимание на железные дороги и, занявшись этим бизнесом, построил путь от Москвы до Сергиева Посада. Это была одна из первых железных дорог в России. Таким образом, подросший Савва Иванович смог вложить деньги в торговлю итальянским шелком, потом, уже по семейной традиции, обратил внимание на железные дороги и построил магистраль Ярославль-Кострома, которая принесла ему огромную прибыль.

По описанию современников, Савва Иванович был энергичный молодой человек, стройный, с огромными синими глазами, необыкновенным обаянием и удачей. Он учился в Петербургском горном институте, затем в Московском университете на юридическом факультете. В течение нескольких лет жил в Италии, где изучал живопись и занимался пением.

Тяга к прекрасному всегда была в характере Мамонтова. Он даже поначалу пытался объединить ее с коммерческой деятельностью, правда, это давалось не очень удачно. Так, Савва Иванович захотел украсить казенные здания вокзала картинами выдающихся живописцев и заказал Виктору Васнецову три декоративных панно: «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства», «Битва русских со скифами». Однако одна из картин Васнецова была раскритикована газетой «Молва», и правление железной дороги от покупки картин этого художника отказалось. Тогда Мамонтов сам купил картины. Позже, когда Третьяков забраковал написанный Ильей Репиным по его заказу портрет И. С. Тургенева, Мамонтов купил и его и подарил Румянцевскому музею.

Этими событиями не закончилась любовь Мамонтова к искусству, но, можно сказать, что только началась. Так, в 1870 году меценат купил имение Абрамцево, которое в короткий срок стало практически центром художественной жизни России. В имении Савва Иванович окружил себя друзьями-художниками, которые часто и подолгу гостили у него. Отметим, что среди его гостей были такие сейчас известные имена, как Валентин Серов, Михаил Врубель, Илья Репин, Исаак Левитан, Виктор Васнецов, Василий Поленов.

В поместье Мамонтова создавались картины, ставшие позднее шедеврами русского искусства. Так, в кабинете Саввы Ивановича Врубель создал знаменитого «Демона», Васнецов писал «Трех богатырей», а Серов написал портрет дочери Мамонтова Веры — «Девочка с персиками».

Надо сказать, что увлечение известного мецената искусством не ограничивалось лишь живописью, его всегда тянуло к театру. Потому в поместье был устроен домашний театр. Именно из этого театра позднее вышли такие известные деятели, как Станиславский (тогда известный как Константин Алексеев), певица Большого театра Надежда Салина и многие другие. Однако тогда уже Мамонтов мечтал о большем. Он хотел отрыть собственную оперу. Но его мечта находилась в ожидании своего часа, когда 24 марта 1885 года Александром III была отменена государственная театральная монополия. Таким образом, в этом же году Савва Иванович смог наконец осуществить свою мечту и открыть первую Московскую частную русскую оперу С. И. Мамонтова.

Безусловно, необходимо отметить, что сам Мамонтов был исключительно одарен. Будучи чутким ко всему талантливому, а также обладая интуицией и немалой природной музыкальностью, он поставил своей основной задачей полноценное сценическое воплощение опер русских композиторов. Савва Иванович сам был режиссером этих постановок и представлял себе оперную постановку как единение всех необходимых видов искусства: музыкального, сценического и декоративного с целью раскрытия замысла произведения.

Воплотив мечту о театре, Мамонтов сумел объединить вокруг себя имена, составляющие гордость нашего искусства. Достаточно назвать имена, чтобы представить себе, какими силами располагала его частная опера: дирижеры Сергей Рахманинов и Михаил Ипполитов-Иванов, певцы Федор Шаляпин, Надежда Забела-Врубель, Антон Секар-Рожанский, Николай Шевелев, Елена Цветкова, литературную часть возглавлял критик Семен Кругликов, а художественно-постановочную часть — Василий Поленов. Однако прорыв случился не сразу и, к сожалению, длился не так долго.

И в горе, и в радости

Зрелый период Московской частной оперы с 1896 года связан с постановкой наиболее значительных опер русских композиторов. Именно тогда частная опера смело бросает свой вызов императорским театрам. В этот период в полную силу раскрывается талант Федора Шаляпина. Несмотря на это с середины 1890-х годов окончательно испортились отношения Саввы Мамонтова с его женой — Елизаветой Григорьевной. Нужно сказать, что роль разлучницы в семейной драме сыграла солистка Московской частной оперы Татьяна Спиридоновна Любатович — сестра известных революционерок-народниц Ольги и Веры. Занимателен тот факт, что их четвертой сестре — Клавдии Винтер — Савва Иванович доверил антрепризу своей оперы. Но ее некомпетентность и корыстолюбие отпугнули многих служащих театра, ранее способствовавших его успеху.

Позднее, в 1899 году, Мамонтова арестовывают за историю с финансовой халатностью, по некоторым данным связанную с премьер-министром России Сергеем Юльевичем Витте. Савва Иванович провел пять месяцев в одиночной камере Таганской тюрьмы. Не сойти с ума ему помогли лепка и составление красок для гончарной мастерской. После того как его отпустили, он еще год находился под домашним арестом и только потом был полностью оправдан. Упущенное время оставило Савву Мамонтова в полном разорении. Его имущество было опечатано и распродано. Татьяна Любатович отвернулась от Саввы Ивановича, а ее сестрица Клавдия распродала реквизит и костюмы, а вырученные деньги — несколько десятков тысяч рублей — присвоила.

Попытки Мамонтова встать на ноги после разорения не увенчались успехом. В конце 1900 года Савва Мамонтов поселился у Бутырской заставы при гончарном заводе «Абрамцево», основанном в 1889 году, где и прожил в уединении последние годы жизни. Он занимался художественной керамикой, развивавшей народные традиции.

Кроме разорения Мамонтову пришлось пережить смерти детей детей (в 1899 — любимого сына Андрея, в 1907 — дочери Веры, а в 1915 — старшего сына Сергея), а в 1908 году скончалась и его жена Елизавета Григорьевна, которая оставалась верной ему всегда. Она хлопотала об освобождении мужа из тюрьмы, поддерживала после освобождения. Таким образом, из некогда большой семьи остались только трое: Савва Иванович, сын Всеволод, дочь Александра.

Савва Иванович Мамонтов умер в 1918 году после продолжительной болезни и был похоронен у Спасской церкви в Абрамцево. После его смерти в Абрамцево был создан музей, в котором разместили принадлежавшую Мамонтову коллекцию произведений живописи, скульптуры, керамики. Всего коллекция насчитывала около 2000 экспонатов. Первым директором Абрамцевского музея стал сын Саввы Ивановича Всеволод. Он был последним из Мамонтовых, которые остались верны России.

Предположительно внук Саввы Ивановича Мамонтова уехал из России в 1918 году. Он жил в Европе (в Греции, Югославии, Германии), но своего сына в память о деде назвал Саввой. Правнук тоже занимался предпринимательством, знал пять языков, однако в меценатстве замечен не был.

Известно, что сейчас праправнуки Саввы Мамонтова живут в США (Флорида).

Понравился материал?

Савва Мамонтов – известный русский предприниматель и меценат 19 века. Биография Саввы Мамонтова очень интересна и насыщенна. Современники знали его как прекрасного певца, талантливого скульптора и художника. Именно его поместье в свое время стало центром художественной жизни.

Краткая биография Саввы Мамонтова

Савва Иванович Мамонтов родился в семье купца 15 октября 1841 года. Его отец занимался железнодорожным строительством. Семья жила богато, и в их доме часто устраивались приемы и балы. После завершения учебы на юридическом факультете сын продолжил отцовское дело и сколотил на нем целое состояние. С именем Саввы Мамонтова связаны постройки крупнейших железнодорожных магистралей. Однако широкую известность и память потомков (биография Саввы Мамонтова известна не одному поколению) он приобрел благодаря своему бескорыстному служению искусству. «Московский Медичи», «Савва Великолепный» - именно так отзывались о нем благодарные современники, именно под такими прозвищами вошел он в историю русской культуры.

Образование

В семье Мамонтовых было четверо сыновей. Их образованием занимался специально нанятый для этого гувернер. Он обучал детей европейским манерам и иностранным языкам. Биография Саввы Мамонтова, возможно, была бы совсем другой, но все изменилось после смерти матери в 1852 году. Отцу с детьми пришлось переселиться в более скромное поместье, нежели они занимали раньше. Отец семейства тяжело переживал смерть жены. Именно в это время он решил отказаться от домашнего воспитания и отдать детей в московскую гимназию, а спустя два года перевез их в Петербург и определил в институт гражданских инженеров. Однако Савва не смог учиться здесь и вернулся в Москву, в родную гимназию. Одной из причин возвращения была скарлатина, которой он заболел. Учеба давалась ему нелегко. В учебных заведениях того времени были жесткие правила: ученики, отстающие по учебным предметам, должны были сидеть за последними партами. Но Савва Мамонтов, биография, личная жизнь которого обсуждается не одно столетие, уже тогда был любимчиком окружающих, и по просьбе одноклассников его всегда сажали за первую парту. Это уникальное умение объединять вокруг себя людей он пронес через всю жизнь. Однако признание одноклассников не могло повлиять на успеваемость Саввы, и после провала выпускных экзаменов он был вынужден покинуть гимназию.

Приобщение к искусству

Отец устроил сына в Петербургский университет. Во время вступительных экзаменов Савве Мамонтову пришлось пойти на обман – на экзамен по латыни вместо него отправился другой юноша. Савва был зачислен в университет Петербурга, а вскоре перевелся на юридический факультет в Москве. Однако даже в университете Савва Иванович Мамонтов, биография которого рисует нам высокообразованного человека, не слишком интересовался учебой и все свободное время посвящал занятиям в драмкружке, руководителем которого был известный драматург А. Н. Островский. В 1862 г. он сыграл роль Кудряша в пьесе «Гроза». Это был его дебют, кстати сказать, вполне успешный.

Мамонтов – предприниматель

В эти годы Иван Федорович Мамонтов как раз основал и начинал развивать новое торговое товарищество, которое специализировалось на продаже шелка. Отец решил привлечь младшего сына Савву к семейному бизнесу и отправил его обучаться торговому делу в филиал своей фирмы в Баку. Начав работать простым служащим, Савва Мамонтов показал себя отличным коммерсантом. После командировки в Персию он вернулся опытным бизнесменом. Биография Мамонтова Саввы Ивановича гласит, что жизнь его с этого момента круто меняется. Из прогульщика и лоботряса он превращается в отличного предпринимателя.

Семья Саввы Ивановича Мамонтова

Биография Саввы Мамонтова, его семья интересуют многих людей нынешнего поколения. В 1864 году младший сын отправляется в Италию, чтобы подлечиться и изучить положение на местных рынках. Здесь он знакомится со своей будущей женой – Елизаветой Григорьевной Сапожниковой. 17-летняя девушка не отличалась особенной красотой. Но Савву Мамонтова привлекло в ней совсем не это. Она увлекалась искусством, прекрасно пела, много читала и занималась музыкой. Спустя год состоялась пышная свадьба, после которой молодые поселились в Москве. Именно в это время Мамонтовы отошли от торгового дела и занялись железнодорожным строительством. Занимаясь семейным бизнесом, Савва Мамонтов, краткая биография которого изложена в статье, никогда не переставал служить искусству и вкладывал в него огромные средства.

После смерти отца в 1869 году руководство семейным бизнесом полностью перешло в руки младшего сына. Молодая семья решает приобрести собственный дом. В поместье Абрамцево, владельцем которого с 1870 года стала семья Мамонтовых, постоянно собирались именитые русские художники, литераторы и музыканты. Благодаря содействию Саввы Ивановича в то время начала развиваться опера. Зазвучали и стали знамениты такие имена, как Шаляпин, Мусоргский, Римский-Корсаков. Большое внимание меценат уделял декорациям, которые писали знаменитые художники. Сам Мамонтов Савва Иванович, краткая биография которого, конечно, не может раскрыть всех его талантов, вместе с историками и искусствоведами кропотливо выбирал все декорации, сценические детали и костюмы.

Меценатство

Всю свою жизнь Савва Иванович посвятил поддержке самых разнообразных видов творческой деятельности. Он организовывал вечера, выставки, заводил новые знакомства, поощрял и продвигал талантливых людей. На это свое «увлечение» Мамонтов тратил огромные средства, несмотря на недовольство некоторых членов его семьи. У него был особенный дар видеть и распознавать в человеке талант к тому или иному виду искусства. В доме Мамонтовых постоянно жили и творили молодые художники, а хозяева старались создать для их творчества самые благоприятные условия. Усадьбу Абрамцево, где проживали Мамонтовы, постоянно перестраивали и ремонтировали, чтобы иметь возможность вместить как можно больше людей. После очередного посещения Италии Савва Иванович вместе со своей женой пригласил в свое поместье молодых художников, выпускников Петербургской академии художеств, которые заканчивали обучение за границей. Благодаря Савве Мамонтову миру стали известны такие имена, как В. Д. Поленов, Е. И. Репин, В. М. Васнецов и другие.

В начале 1885 года Савва Иванович открыл Московскую частную оперу, которая положила начало великому преобразованию сцены. Именно здесь раскрылся талант знаменитого теперь на весь мир Ф. И. Шаляпина. Именно здесь выступали известные композиторы и крупнейшие деятели искусства.

Поддержка жены Елизаветы Григорьевны

Жена Саввы Ивановича во всем поддерживала своего мужа. Именно она открыла школу для детей крестьян, а чуть позже и столярную мастерскую. Выпускники этой мастерской получали в награду набор инструментов, что позволяло им и дальше заниматься трудовой деятельностью.

В доме Мамонтовых была прекрасная библиотека. Елизавета Григорьевна всегда оказывала помощь в подборе необходимых исторических сведений и документов, если кто-то из художников брался писать полотно на историческую тематику. Нередко во время работы художников она читала им классическую литературу, развивая чувство прекрасного в молодых дарованиях.

Судебное разбирательство

К сожалению, не всегда в судьбе Саввы Мамонтова все было гладко и безмятежно. В начале 1900 годов состоялось крупное судебное разбирательство, связанное с незаконной растратой денежных средств. Предпринимателю приходит в голову идея объединить крупные промышленные и транспортные предприятия. На осуществление этого грандиозного замысла требовалась большая сумма денег. Савва Иванович продает акции принадлежащей ему Северной дороги. Одновременно он получает ссуду, заложив под залог акции и векселя, которые принадлежали его семье. Поставив на карту все свое состояние, предприниматель рассчитывал его приумножить, однако все пошло не так. Савва Иванович Мамонтов попал под арест. Ему пришлось даже несколько месяцев провести в тюремной камере. К счастью, дело закончилось оправдательным приговором. Во время судебных слушаний выступало немало свидетелей. Ни один из них не сказал в адрес подсудимого ни одного плохого слова. После того как суд зачитал приговор, весь зал аплодировал. Несмотря на благоприятный исход дела, долги нужно было возвращать. Все семейное состояние было пущено с молотка.

Жизнь после суда

С момента окончания долгого судебного разбирательства и оглашения приговора жизнь Саввы Мамонтова круто изменилась. Он стал вести замкнутый образ жизни и редко появлялся в обществе. Однако верные и преданные друзья не забывали своего покровителя. Такие известные люди, как В. А. Серов, В. М. Васнецов, В. И. Суриков, Ф. И. Шаляпин часто навещали его.

Савва Мамонтов: биография, дети

Савва Иванович очень удачно совмещал служение культуре и искусству с предпринимательской деятельностью. И то и другое отнимало немало сил, но для него это было делом всей жизни. Как признавался сам предприниматель, он ни за что не бросит заниматься ни искусством, ни бизнесом. В своей предпринимательской деятельности, кстати, он видел не только денежную прибыль, но и служение людям, служение на благо людей.


Биография Саввы Мамонтова была бы неполной, если не упомянуть о детях, наследниках великого мецената и промышленника. В семье было пятеро детей. Примечательно, что всех своих отпрысков Савва назвал так, что из первых букв их имен складывалась его собственное имя. Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра – САВВА. Один из сыновей, Сергей, в какой-то мере продолжил дело отца. Его имя не стало таким же известным, однако он был и драматургом, и поэтом, достаточно знаменитым в своих кругах.

Жизнь после смерти

Годы революции были тяжелыми для всей тогдашней России. Крутые изменения в стране застали Савву Мамонтова тяжело больным. В начале марта 1918 года он подхватил пневмонию. 24 марта великого предпринимателя и мецената не стало. Последующие десятилетия после его смерти власть в стране принадлежала большевикам, а имя Саввы Мамонтова было оплевано и забыто. Но такие люди не уходят бесследно. И сейчас, спустя почти сотню лет после его смерти, мы помним о неизмеримом вкладе Саввы Ивановича Мамонтова в развитие русской культуры. На сегодняшний день в честь знаменитого мецената и покровителя искусства установлены памятники в Сергиевом Посаде и Ярославле. Недалеко от Москвы, на ярославском направлении, его именем названа платформа.

Ещё в школе мы узнаём о Савве Мамонтовом из сноски внизу страницы в учебнике истории. В лучшем случае там есть приписка, что Савва Мамонтов – меценат, предприниматель, коллекционер. Однако это не вся информация, много интересного было в жизни московского Медичи. Благодаря ему мир узнал об имени Фёдора Шаляпина, его подмосковная усадьба стала местом притяжения для художников. Но обо всём по порядку.

Семья Саввы Мамонтова

Савва Мамонтов родился 14 октября 1841 года в сибирском городе Ялуторовске. Его отец Иван Мамонтов занимался винным откупом: откупщики платили государству налог на алкоголь и получали право продавать его по своим ценам. Затем он перебрался с семьёй в Москву, где начал торговать вином. Он основал Закаспийское торговое товарищество, приобрел акции Московско-Курской железной дороги, участвовал в строительстве Московско-Ярославской железной дороги. Таким образом, сыновья Ивана Мамонтова стали обладателями большого наследства.

Савва обучался в гимназии, а затем в университете, учился, правда, через пень-колоду. Будучи не слишком увлечённым наукой, он имел достаточно времени, чтобы посещать театральную студию и присутствовать на заседаниях политических кружков. Полиция даже заподозрила в нём революционера, поэтому Савве Мамонтову пришлось перебраться на время в Баку и работать в конторе Закаспийского торгового общества. Эта поездка сказалась на здоровье юноши, но подкинула ему шанс в оздоровительных целях посетить Милан – столицу искусства. Там у него появился шанс попробовать себя в качестве оперного певца и по-настоящему влюбился в искусство (и в свою жену, Елизавету Сапожникову).

Культурный центр "Абрамцево"

Молодая чета облюбовала усадьбу Абрамцево, которая раньше принадлежала Сергея Аксакову. Как и при прежнем хозяине, в усадьбе радушно принимали деятелей искусства. Ставили богатые спектакли, устраивали приёмы. Мамонтов ухватился за возможность создать собственный театр, когда в 1882 году упразднили государственную монополию на зрелищные предприятия. В январе 1885 года премьерой «Русалки» Александра Драгомыжского в Москве открылся Театр Кроткова, который вошёл в историю как «Мамонтовская опера». Дебют Частной оперы состоялся в Камергерском переулке, в доме Лианозова, где позже разместится МХТ.

Труппа была очень молодая – самым старшим солистам было 25 лет, поэтому Савва Мамонтов решил «взрастить» собственных актёров, нанять им лучших учителей и прогреметь на всю Россию. На сцене его театра выступали европейские звёзды, но любительский подход к делу всё равно погубил затею. Театр закрылся.

В 1896 году мамонтовская труппа возобновила работу под вывеской Частной оперы Винтер. Там и дебютировал Фёдор Шаляпин, исполнив главные роли в операх

  • «Иван Сусанин»
  • «Фауст»
  • «Русалка»
  • «Псковитянка».

Его учителем стал Сергей Рахманинов, а над декорациями и костюмами работали Врубель, Поленов, Васнецов, Коровин.

Взлёт и падение империи магната

Ты, брат, бизнесмен с душой художника! Как это можно в одно и то же время руководить постановкой домашнего спектакля, писать пьесу, лепить скульптуру и диктовать бумаги по железнодорожным делам?

Так отзывался о Савве Мамонтове Константин Алексеев, позже сменивший фамилию на Станиславский.

Савва Мамонтов сочетал два дела сразу. Находясь на службе у муз, он занимался семейным делом, осознавая груз возложенной на него ответственности. Именно его отец выбрал своим наследником, хотя у Саввы было три брата. Но старший сын Анатолий был, на взгляд Ивана Федоровича, круглым дураком - много кутил, женился на певичке. Второй, Федор, и вовсе страдал нервными припадками. А четвертый, Николай, был еще слишком молод.

Савва Мамонтов работал над расширением империи, хотя его действия многим казались спорными. Его железные дороги признавались нерентабельными. Предприниматель выполнял свой план по созданию сети железных дорог, которая свяжет заводы по всей стране. Его Донецкая железная дорога (достроена в 1882 году) стала самой разветвленной железнодорожной сеткой в мире! В 1890 году её выкупило государство. В качестве ответной услуги Мамонтов взял в аренду у государства Невский судостроительный и механический завод в Петербурге. Эти условия продиктовал министр финансов . На базе питерского производства было организовано «Московское товарищество Невского механического завода». Завод требовал модернизации, а средств на неё не хватало, так как они были вложены в строительство очередной железной дороги до Архангельска. Для осуществления строительства и выполнения договорённостей с министром финансов Савве Мамонтову пришлось прибегнуть к махинациям с ценными бумагами, в результате чего предприниматель оказался под арестом.

Таганка, я твой бессменный арестант...

Есть несколько вариантов, почему столь удачный магнат сыграл по-крупному и проиграл. Прокурор московского окружного суда, Алексей Лопухин, считал, что Сергей Витте своими советами намеренно приближал момент развала мамонтовской империи, чтобы выкупить частную компанию в государственную казну.

Другая версия гласит, что и сам Витте находился не в лучшем положении, ведь новым министром юстиции назначили его давнего врага – Муравьёва. Когда Витте донесли, что Муравьев «раскопал» финансовые манипуляции со строительством Московско-Архангельской дороги, он поспешил подорвать эту мину сам, приказав провести ревизию у Мамонтова, чтоб свалить вину на одного Савву. Не упустив, впрочем, случая еще и изрядно заработать на распродаже мамонтовского имущества.

Скульптуры Антакольского, картины Врубеля, Серова, Репина, Коровьева, Васнецова были проданы на аукционе. Его «любимицы», на которых он переписал свою частную оперу, кинулись распродавать костюмы, декорации.

Но были люди, не изменившие своего отношения к опальному бизнесмену. Одни хлопотали по его делу, другие старались поддержать его в трудное время. Например, Савва Морозов готов был выплатить за своего тезку залог, но полицейские власти подняли его с 700 тысяч до 5 млн рублей - перед такой суммой отступил даже состоятельный текстильный магнат. Станиславский писал узнику в тюрьму:

Есть множество людей, которые думают о Вас ежедневно, любуются Вашей духовной бодростью.

Примечательно, что рабочие и служащие Северной дороги собирали деньги для «выкупа» своего хозяина. Когда Савву Мамонтову признали невиновным и он вышел из тюрьмы, то казался уже стариком.

«Это был удивительный процесс. Человек обвиняется в преступлении с корыстными целями, а на суде если и говорилось, то только о его бескорыстности,» - написал после суда над Саввой Мамонтовым редактор «Русского слова» Влас Дорошевич.