Сочинение: Рецензия на произведение «Воробей» (Литература). Стихотворения в прозе: анализ "Воробья" Тургенева И.С Отзыв о рассказе воробей тургенева

Тургенев был лириком в душе, поэтому даже его миниатюры в прозе - необычайно лиричны. Также высказывания автора содержат глубокую жизненную философию. Они учат людей быть добрее.

Одной из главных тем миниатюр является любовь. Но это не чувственное, интимное чувство, а всепобеждающая сила, способность жертвовать собой ради жизни и счастья близкого.

Очень трогательный пример такой любви мы находим в произведении Тургенева «Воробей». Сюжет довольно прост: главный герой, возвращаясь с охоты, шел по аллее и увидел выпавшего из гнезда еще слабо оперившегося птенчика. Его собака учуяла дичь и хотела наброситься на нее. Но вдруг с ветки сорвался взрослый воробей и стал самоотверженно защищать свое дитя.

Автор очень точно и трогательно описывает состояние птицы, которая готова пожертвовать собой ради спасения другого. Взъерошенный воробей атакует большого пса, отчаянно и жалко пища. К удивлению человека, его пес смущенно отступает.

Казалось бы, что может сделать маленькая птичка большой собаке? Но дело видимо не в физической, а моральной силе. Пес ощутил, насколько велико и жертвенно чувство птицы, и что она будет бороться до конца, защищая своего птенца. Главный герой отзывает свою собаку и уходит с восторженным настроением. Он еще раз убедился во всепобеждающей силе любви.

В стихотворении действуют четыре персонажа: человек, собака, маленький и взрослый воробей. Каждый из этих образов имеет свою ценность.

Что мы знаем о человеке? Он охотник, то есть, по сути, способен убивать животных, птиц ради еды. Но наблюдая картину, как воробей защищает воробушка, - благоговеет. Он не огорчен тем, что его собака проявила слабость и отошла от птицы, наоборот, герой восхищен силой любви.

Собака здесь не просто большая угроза, а олицетворение рока. Но как видим, любовь способна изменить даже судьбу. Смущенный пес удаляется от смелой маленькой птицы.

Маленький воробушек – олицетворение беспомощного существа, нуждающегося в опеке. Он сидел неподвижно и не мог противостоять угрозе в виде собаки.

Взрослый воробей – это сама сила всепобеждающей жертвенной любви. Он видит, что угроза велика, но все равно бросается «камнем» перед псом и защищает воробушка.

Иван Сергеевич Тургенев мастерски владел словом, умел так точно зацепить тончайшие струны человеческой души, пробудить лучшие устремления и желание творить добро и дарить только настоящую любовь.

Автор повестей «Первая любовь», «Вешние воды», романов «Дворянское гнездо», «Накануне» - прежде всего певец любви и почитатель природы, ассоциирующейся у него с мирозданием. В жизни как самого Тургенева, так и центральных его пламенные чувства занимают не только приоритетное, но и воистину основополагающее место. Это покажет маленькое произведение и его анализ — «Воробей». Тургенев изобразил в нём один из ликов любви.

Завязка стихотворения «Воробей»

Мужчина возвращается с охоты домой. Он уже идёт по аллее сада. Собака, как и положено легавой, бежит впереди - она всегда и везде высматривает добычу. Вдруг (благодаря этому наречию читатель обращает внимание, что сейчас что-то начнётся) она изменила темп и начала медленно к чему-то подкрадываться. Оказывается, недалеко от аллеи неподвижно сидел желтоклювый птенчик.

Он был совершенно беспомощен, только топорщил чуть прораставшие крылышки. Сочувствие к воробушку парализует охотника — именно это показывает читателям произведение и его анализ («Воробей»). Тургенев хотел продемонстрировать, что человек значительно медленнее, чем животные, реагирует на происходящее. Мужчина только смотрит и ничего не делает.

Кульминация

А собака, потихоньку переставляя лапы, приближается к несчастному. Вдруг (это наречие повторно резко меняет всю обстановку) с дерева перед самой мордой собаки с огромной зубастой оскаленной пастью отважно падает растопыривший все пёрышки воробушек.

Писатель использует при этом деепричастный оборот, как бы ускоряя действия защитника. Воробей жалок, беспомощен, хрипло пищит, но прыгает в сторону собаки, защищая птенца, закрывая его собой. В этой части произведения автор использует антонимы, противопоставляя громадность собаки по сравнению с маленьким тельцем птички.

Пернатое создание решило стать жертвой этого зверя, хотя ему ужасно страшно. Все использованные при этом глаголы точно и красочно передают те действий, которые помогли в этой отчаянной ситуации. Собака оторопела, остановилась и даже двинулась назад. Никогда нельзя терять надежду на спасение - такой вывод делают читатели, разобрав произведение по частям, сделав его анализ («Воробей»). Тургенев показал, как могуч природный инстинкт защиты своего детёныша.

Развязка

Охотник отозвал собаку, которая опешила, а сам с благоговением перед поведением старого воробья ушёл. Он брёл между деревьев, думал о произошедшем и невольно делал анализ. Воробей... Тургенев возвеличил маленькую птичку, а охотника оставил озадаченным. И главный персонаж этой истории, и автор, и читатели — все посмотрели на птичку, как на героя, преклоняясь перед её самоотверженной любовью.

Художественный стиль

Это лирическое повествование в прозе, в котором последовательно описывается вся цепь событий. В нём широко используются эпитеты при описании и старого, и молодого воробья. Именно они передают весь ужас происходящего действия. Ярко нарисована собака, которую тоже ведёт инстинкт. Она полностью подчинена охотничьему азарту. Это выше её сил - не следовать ему. Животное может остановить только хозяин, но никак не дичь.

А тут на её пути встал маленький воробей, весь трепещущий от страха, но готовый защищать птенчика. отвага остановили пса, который немало повидал. Эмоциональность и образность Тургенева нам во всех деталях показывают, казалось бы, незначительное событие. Автор поднялся до самых высоких обобщений в произведении «Воробей». Тургенев, тема у которого в стихотворении связана с любовью и жертвенностью, в других местах назовёт её священным пламенем и чувством, являющимся отблеском самой вечности.

Стихотворение в прозе

Это написал в апреле 1878 года. В это время автору исполнилось 60 лет и его всюду преследовал призрак близящейся кончины. Чтобы отвлечься от чёрных мыслей, убедить себя в вечной победе добра над злом, он создаст это стихотворение в прозе. Оно пронизано проникновенными строками о любви, на которой всё держится и движется. Именно на этой позитивной ноте заканчивает Тургенев «Воробей», краткое содержание которого было изложено.

Конспект урока литературы в 5 классе

по теме «Стихотворение в прозе «Воробей» И.С.Тургенева». Введение в лингвистический анализ текста»

Цель:

Знакомство с литературным жанром «стихотворение в прозе»; обучение учащихся элементам лингвистического анализа стихотворения, умению определять чувства и переживания лирического героя.

Задачи:

    Воспитательные

Воспитывать любовь к русской классической литературе;

Воспитывать нравственные качества личности: умение сопереживать, уважительно относиться к «братьям нашим меньшим», доброту и любовь к природе.

2. Развивающие

Развитие коммуникативных компетенций учащихся, аналитических умений и

и навыков, творческих способностей.

3. Обучающие

Формирование у учащихся представления об особенностях стихотворений в

прозе, навыков аналитической работы с текстом.

Тип урока: сообщение новых знаний

Планируемые образовательные результаты:

    Предметные

    Умение определять жанровые особенности произведения, определять образ лирического героя, характеризовать художественный мир произведения и писателя.

    Формирование поисково-исследовательских навыков, навыков работы с книгой, лексической работы.

Умение самостоятельно определять задачи и проблемы урока,

структурировать материал, давать самооценку деятельности, выражать

(высказывать) свою позицию, подбирать аргументы.

    Личностные

Воспитание уважительного отношения к слову, к русской литературе;

воспитание на примере художественного произведения нравственных качеств личности.

Решаемые учебные проблемы:

    Выявление художественной идеи стихотворения в прозе «Воробей».

    Определение роли образно-выразительных средств в стихотворении.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

    Стихотворение в прозе

    Художественная идея

    Образно-выразительные средства языка художественного произведения

    Смысловой центр повествования

Методы работы с учащимися:

    ИКТ (презентация – визуализация информации)

    Выразительное чтение художественного произведения

    Работа с учебной информацией (работа в парах)

    Исследовательская работа с текстом стихотворения в прозе «Воробей» (работа в группах)

    Лингвистическая работа по определению лексического значения слова «благоговеть»

Ход урока

    Этап. Вхождение в тему урока, создание условий для осознанного восприятия нового материала

    Видеоряд о животном мире в сопровождении «Вальса ля минор» Шопена

(слайды 1-23)

    Беседа с учащимися:

Ребята, какие чувства возникли у вас при просмотре слайдов?

(Чувство умиления, доброты)

Что объединяет картинки в этом видеоряду?

(Забота старших о младших, нежность, родительская

защита и опека своих детенышей)

Кому были посвящены последние фото презентации?

(Воробью)

Обратите внимание на последний слайд. Каким вы увидели воробышка?

(Жалким, взъерошенным, одиноким; наверное, ему

грозит какая-то опасность)

Как вы думаете, кто сегодня будет «героем» нашего урока?

(Правильно, воробей) (Слайд № 23)

II .Этап. Изучение нового материала. Анализ стихотворения в прозе «Воробей»

И.С.Тургенева

(Запись темы урока в тетрадь)

1. Выразительное чтение учителем стихотворения в прозе «Воробей». (Слайд №24)

Какие чувства вызвало у вас это произведение?

(Восхищение поступком старого воробья, жалость

к воробышку)

И.С.Тургенев любил природу, тонко её чувствовал, умел подмечать в ней

важные и удивительные моменты. Создал замечательный цикл «Стихотворения

в прозе».

(Сообщение ученика о работе И.С.Тургенева над стихотворениями в прозе)

2.Работа над жанром произведения.

Ребята, а вас ничего не удивляет в названии – «стихотворение в прозе»?

(Стихотворение и проза)

Действительно, существует такой жанр в литературе. Откройте стр.261

учебника. Запишите в тетради определение:

Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме.

(Работа в парах)

Прочитайте статью учебника заполните таблицу:

(на работу отводится 3-4 минуты)

В чем сходство и в чем различие стихотворной и прозаической речи?

(ответы учащихся)

Сравните свои записи с записью в таблице. (Слайд № 25)

Стихотворная речь

Прозаическая речь

    Ритм. Рифма.

    Деление текста на строфы.

Деление текста на абзацы.

Обращение к чувствам, переживаниям лирического персонажа.

    В большей мере выражается личное переживание или впечатление.

В меньшей мере выражается личное переживание или впечатление.

Итак, «Воробей» - стихотворение в прозе.

И.С.Тургенев обращался к своим читателям: (слайд №26)

«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно,

скучно станет – книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня

одно, завтра другое, - и какое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-

Нибудь в душу».

    Анализ стихотворения в прозе «Воробей».

Назовите персонажей произведения.

(Собака Трезор, молодой воробей, старый

черногрудый воробей, рассказчик)

    Исследовательская работа с текстом (работа в группах, учащиеся делятся на 3 группы, заполняют таблицы)

Задание: Выпишите ключевые слова, характеризующие каждый из этих образов:

1 группа – собака,

2 группа – молодой воробей,

3 группа – старый черногрудый воробей.

(на работу отводится 4-5 минут)

Проверим выполнение задания. Выберите в группе того, кто будет характеризовать поведение персонажей, остальные записывают в тетради недостающие сведения.

(слайды № 28,29,30)

    Средства выразительности, используемые автором для создания образов.

А сейчас, ребята, мы с вами рассмотрим языковые средства выразительности, при помощи которых автор создаёт образы героев данного произведения. (Продолжение работы в группах, заполнение таблицы)

Обсуждение полученных результатов, проверка по сводной таблице. (Слайды № 31-33)

Образы произведения

Средства выразительности

С какой целью используются

Молодой воробей

Деталь:

С желтизной около клюва и пухом на голове

Оценочная лексика:

Сидел неподвижно, беспомощно, растопырив едва прораставшие крылышки

Словообразующие суффиксы:

Крыл ышк и, дет ищ е

Для привлечения внимания читателя – перед нами птенец, он только появился на свет.

Оценочные слова усиливают восприятие читателя – беззащитность, беспомощность маленького существа вызывают чувство сострадания, жалости.

Суффиксы –ышк- (умен.-ласкат.) передают отношение лирического героя к персонажу. Суффиксом –ищ- рассказчик показывает, что старому воробью птенец дорог так же, как человеку его дитя.

Старый воробей

Сравнение:

Камнем упал

Эпитеты:

Взъерошенный, искаженный,

с отчаянным и жалким писком

Уменьшительно-ласкательный суффикс :

Мал еньк ое тело

Глаголы:

Камнем упал, прыгнул два раза, ринулся спасать, заслонил собой;

Тело трепетало, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собой

Эпитет:

Героическая птичка

Для усиления образности: движения воробья решительны и отчаянны: он чувствует смертельную опасность, но сила сильнее смерти заставляет его, превозмогая ужас, броситься навстречу «чудовищу»

Эпитет героическая птичка выражает авторскую оценку поступку старого воробья

Собака

Трезор

Глаголы:

Бежала впереди – уменьшила шаги – начала красться – медленно приближалась – остановился – попятился – признал силу

Эпитеты:

зубастая раскрытая пасть

смущенный пес

Собака осторожна(ведь она охотничья, а воробышек для нее – добыча), движения медленны. И вдруг – воробей, камнем упавший (эффект неожиданности), Трезор чувствует необыкновенную силу в этом маленьком существе, ведь воробей защищает свое детище, - и остановился, попятился.

3. Образ рассказчика

А теперь, ребята, посмотрим на образ рассказчика в стихотворении. Найдите в тексте слова, которые передают чувства рассказчика.

(«Я поспешил отозвать смущенного пса –

И удалился благоговея… Я благоговел перед той

маленькой героической птичкой, перед любовным

её порывом»)

Что обозначает слово благоговеть?

Лексическая работа

благоговеть, -ею, -еешь ; несов .. перед кем-чем (высок.). Относиться с благоговением к кому-чему-н.

благоговение, -я, ср. (высок.). Глубочайшее почтение.

(С.И.Ожегов. Словарь русского языка)

Какие качествами личности наделен рассказчик в стихотворении?

(Рассказчик наделен высокими нравственными

качествами: уважением ко всему живому, умением

чувствовать происходящее, добротой и

милосердием)

    Идея стихотворения в прозе «Воробей»

Найдите в тексте предложения, в которых заключается основная мысль, идея произведения, предложение, которое является смысловым центром повествования.

(слайд №34)

«Любовь, думал я, сильнее смерти. Только ею,

Только любовью держится и движется жизнь».

Сколько раз в этих предложениях употребляется слово любовь? И чему противопоставляется?

(Слово любовь употребляется дважды, т.е. это повтор.

Противопоставляется слову смерть)

Что такое повтор, для чего употребляется в художественном тексте?

Повтор – двукратное или многократное использование одних и тех же

речевых элементов, придает тексту связность, усиливает его

эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли.

О какой любви говорит писатель?

(О любви как наивысшей форме проявления доброты,

граничащей с самопожертвованием. О любви,

которая сильнее смерти. Именно это

хотел донести до нас писатель своим стихотворением

в прозе «Воробей»)

Встречались ли в вашей жизни случаи, похожие на ту, которую описал И.С.Тургенев? (Возможно, да. Учащиеся делятся своими историями)

III этап.

Ребята, в жизни очень много примеров безграничной любви в мире животных, заботы о тех, кто попал в беду. Сейчас мы с вами посмотрим презентацию о дружбе в мире животных.

(презентация)

IV этап. Рефлексия.

    Ваше впечатление от урока.

    Что нового вы узнали?

    Продолжите предложение: «Иван Сергеевич Тургенев – человек, любящий и глубоко чувствующий …»

V этап. Домашнее задание.

    Рисунки к стихотворению в прозе «Воробей»

    Продолжить знакомство со стихотворениями в прозе И.С.Тургенева. Выучить наизусть и выразительно рассказать стихотворение «Русский язык».

И.С Тургенев — известный русский писатель-реалист, драматург и лирик. Он известен не только своим бессмертным романом «Отцы и дети», но и сборником «Стихотворения в прозе» (1877-1882гг), который так же затрагивает общественно-политические и нравственные проблемы. Одной из составляющих сборника является лирическая миниатюра «Воробей» (1878г).

«Воробей» был написан в 1878 году, став одним из заключительных произведений знаменитого русского писателя. Стоит упомянуть, что подобные «стихотворения» Тургенев писал тогда, когда к нему приходило вдохновение: писать приходилось на клочках бумаги и собирать отдельные материалы для сбора общего сюжета.

Михаил Матвеевич Стасюлевич — редактор журнала «Вестник Европы», где впоследствии в 1882 году было напечатано произведение — стал первым слушателем «Воробья», напророчив ему дорогу к всеобщему признанию и любви читателей. Мы же вместе с командой «Литерагуру» поспособствуем пониманию глубины смысла, заключённого в строках позднего литературного творения Тургенева.

Жанр, направление

«Воробей» относится к лирическому роду литературы, в который, помимо стихотворения, входят ода, элегия, эпитафия, послание и эпиграмма. В лирике с помощью средств выразительности описываются чувства и эмоциональное состояние главных героев, показывая внутренний мир персонажей произведения. Направление, в рамках которого оценивается «Воробей» — реализм.

И.С. Тургенев для наибольшей передачи лирических переживаний использует такой жанр в литературе, как стихотворение в прозе. Это особая литературная форма, с помощью которой писатель в краткой форме описывает особый смысл и повышенную эмоциональность, не прибегая к рифме и ритмической организации текста. Складный текст без рифмы помогает читателю понять не только идею произведения, но и проникнуть в «тайны», заключенные в творении писателя.

Главные герои и их характеристики

  • Особенностью «Воробья» является наличие в произведении главных героев в роли животных, которые попали в большую жизненную драму. Пёс Трезор , который пытается завладеть дичью в лице маленького беззащитного птенца, олицетворяет не столько само зло, сколько превратность судьбы и трудности жизни. Ведь именно тот факт, что он уступает отважному воробью свою «добычу», говорит о том, что Трезор всего лишь следует «зову животного мира», а не личным побуждениям, что нельзя сказать о главном герое…
  • Взрослый воробей самоотвержен и отважен перед лицом опасности, но именно любовь к своему «птенцу» заставляет его рисковать собственной жизнью. Тургенев пишет о такой «любви», которая свойственна каждому живому существу, она жертвенна и бескорыстна, что и отличает её от обыкновенного природного инстинкта. И если маленький воробушек нуждается в опеке и боится противостоять надвигающейся угрозе, то взрослый воробей не думает о последствиях смерти, для него важна участь его «чада».
  • Сам охотник, лирический герой , предстает перед нами честным и принципиальным человеком, лишенным жестокости и агрессии. Он охотится, но в то же время играет по правилам: берет лишь то, чего смог добиться на равных условиях. Зверь, лишенный возможности сопротивляться и обыграть людей, ему не нужен. Он старается бережно относиться к природе и экономно расходовать ее ресурсы. Его сердце доброе, поэтому охотник оставляет воробьиное семейство в покое, восхищаясь храбростью отважной птицы.
  • Темы

  1. Основная тема – материнская любовь — чувство, присущее каждому живому существу, отличающее его от бесчувственного камня или металла. Именно тягу к своему чаду и заботу о нем продемонстрировал воробей, пренебрегая жизнью ради спасения птенца. Здесь следует сказать, что Тургенев в сжатой литературной форме смог донести до читателя всю остроту этого чувства, которое ощущают все обитатели нашей планеты. Поэтому человек не должен зазнаваться и считать себе выше братьев меньших, ведь все мы живем одними ценностями, за которые можем и умереть.
  2. Ещё одной темой произведения является понятие «ответственности» . Ответственность за собственное «чадо», за сохранение его безопасности и за его укрытие от всяческих жизненных трудностей и проблем в понимании Тургенева отличает «настоящее», можно сказать, «человеческое чувство», произошедшее от животного инстинкта.
  3. Также автор поднимает тему бережного отношения к природе . Своим поведением он показывает, что человек должен быть скромным и экономным хозяином. Свои возможности нужно ограничивать соображениями этики, морали и бережливости, ведь нам дана одна земля, и мы не вправе ее бездумно расхищать, убивая легкую добычу — животных, которые даже не могут постоять за себя.
  4. Проблемы

  • И.С. Тургенев, описывая вышеуказанные темы, добавляет в своё произведение ещё одну, немало важную, проблему — признания любви. Ведь именно это чувство заставляет смущённого охотничьего пса Трезора отступить от намеченной цели: поимки добычи. Сам автор тоже отзывает пса, дабы окончательно избавить птицу от страха. Он, как и его питомец, признает то, что сила любви родителя к ребенку должна лишь вызывать благоговение, а не провоцировать на агрессию. Увы, люди не всегда считаются с чувствами животных, ошибочно полагая, что зверь не способен любить свою семью.
  • Также читатель может разглядеть проблему нравственного выбора , которая решается у воробья очень просто, благодаря инстинкту и гармонии естественного мира, где он обитает. К сожалению, люди не всегда могут последовать его примеру, ведь их мир наполнен сложностями, противоречиями и фальшью, которые искажают естественную натуру человека. Именно поэтому автор обращает внимание читателя на этот случай на охоте: он учит нас бескомпромиссно защищать то главное, что у нас есть.
  • Смысл

    Автор произведения показывает настоящую силу любви, которая сильнее страха смерти и самой смерти. Такова его основная идея. В понимании Тургенева каждому живому существу присущи такого рода качества, и только глупец не сможет понять, что в одном даже самом маленьком «божьем создании» заключено больше любви и материнской заботы, чем в некоторых людях. Данное произведение – своеобразная притча о том, как надо любить.

    Также писатель учит нас с уважением относиться к любви, где бы мы ее не встретили. Над ней не надо смеяться, даже если ее проявления временами кажутся нам нелепыми. Над нею надо благоговеть, ибо данное качество – великая ценность всех живых существ.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

К числу вершин поэтического мастерства, несомненно, относится цикл стихотворений в прозе И. С. Тургенева - миниатюр, затрагивающих различные стороны человеческой жизни. Доказательством этому может служить краткий анализ «Воробья».

Тургенев в этом небольшом по объему стихотворении прибегает к описанию сцены из жизни природы, но наполняет происходящее особым философским смыслом, что позволяет перенести все происходящее в сферу человеческих отношений.

Сюжет произведения

Он прост и незатейлив. Герой шел по саду вместе со своей собакой. Вдруг внимание Трезора привлек маленький, беззащитный воробушек - желторотый птенец выпал из гнезда и беспомощно лежал на земле. Повинуясь инстинкту, пес стал приближаться к птице. И тут произошло нечто необыкновенное: старый воробей, желающий защитить собственное дитя, упал перед оскаленной пастью собаки. Трезор, к удивлению автора, остановился, а затем попятился. Поведение собаки объясняет описание и поведение - это важно для анализа - воробья. Тургенев подчеркивает, что голос птицы охрип, она трепетала от ужаса, но все же не смогла усидеть на безопасной ветке. Неведомая сила, вызывающая удивление и восторг, заставила воробьиху забыть о собственной жизни и «упасть камнем» перед пастью собаки.

Довольно проста развязка рассказа о воробье. Тургенев - анализ поведения птицы уже подвел к этому - отмечает, что герой отозвал смущенного пса и отправился дальше.

Художественные приемы

Описанная сцена вызвала живой отклик в душе писателя. Понять волнение автора и его восхищение поведением воробья помогают средства выразительности. Прежде всего, это ряд прилагательных и глаголов, точно передающих состояние всех героев миниатюры. Отчаянный, взъерошенный, искаженный воробей трепещет и замирает перед громадной собакой-чудовищем. Но он не может поступить по-другому: ведь жизнь ребенка ему дороже его собственной.

Очень важны детали, помогающие представить контраст между псом и птицами и, следовательно, трагизм происходящего: большая, с зубастой раскрытой пастью собака, беспомощный, с желтым пухом на голове птенец и маленькая, но «героическая» воробьиха.

Накал чувств передает и сбивчивость повествования, речь рассказчика - повествование ведется от первого лица - характеризуется обилием многоточий и прерывистых фраз. Их анализ - «Воробей» Тургенева в этом смысле можно считать совершенством всех творений писателя - помогает понять состояние человека, наблюдающего за происходящим. Он благоговеет перед маленькой птицей, в которой воплотилась великая сила материнской любви, и делится своими раздумьями с читателем, способным, по его убеждению, понять все произошедшее так же, как понимает он сам - отсюда прямое обращение «не смейтесь» и указание на сокровенность мыслей («думал я»).

Идейный смысл стихотворения

Какой же вывод можно сделать из прочитанного и почему увиденная сцена так взволновала писателя?

Трезор в произведении, который лишь повинуется инстинкту, олицетворяет не столько злую силу, сколько злой рок, судьбу. Подобная аллегория помогает понять суть происходящего. Как показывает анализ, воробей Тургенева - это символ самоотверженной любви и готовности жертвовать собой ради того, кто по-настоящему дорог.

А на это способен далеко не каждый. Задача автора - привлечь внимание читателя к тому, что настоящая любовь способна стать поистине всепобеждающей силой.

В чем бессмертие произведения?

Заканчивая анализ «Воробья» Тургенева И. С., нужно отметить, что, в отличие от других стихотворений в прозе, это произведение оптимистично и вызывает веру в великую силу любви, не обязательно материнской. Это и является причиной того, что стихотворение «Воробей» вот уже более века входит в школьную программу - на нем маленькие читатели учатся человечности и доброте, без которых невозможно продолжение жизни на земле.