Тургенев был лириком в душе, поэтому даже его миниатюры в прозе - необычайно лиричны. Также высказывания автора содержат глубокую жизненную философию. Они учат людей быть добрее.
Одной из главных тем миниатюр является любовь. Но это не чувственное, интимное чувство, а всепобеждающая сила, способность жертвовать собой ради жизни и счастья близкого.
Очень трогательный пример такой любви мы находим в произведении Тургенева «Воробей». Сюжет довольно прост: главный герой, возвращаясь с охоты, шел по аллее и увидел выпавшего из гнезда еще слабо оперившегося птенчика. Его собака учуяла дичь и хотела наброситься на нее. Но вдруг с ветки сорвался взрослый воробей и стал самоотверженно защищать свое дитя.
Автор очень точно и трогательно описывает состояние птицы, которая готова пожертвовать собой ради спасения другого. Взъерошенный воробей атакует большого пса, отчаянно и жалко пища. К удивлению человека, его пес смущенно отступает.
Казалось бы, что может сделать маленькая птичка большой собаке? Но дело видимо не в физической, а моральной силе. Пес ощутил, насколько велико и жертвенно чувство птицы, и что она будет бороться до конца, защищая своего птенца. Главный герой отзывает свою собаку и уходит с восторженным настроением. Он еще раз убедился во всепобеждающей силе любви.
В стихотворении действуют четыре персонажа: человек, собака, маленький и взрослый воробей. Каждый из этих образов имеет свою ценность.
Что мы знаем о человеке? Он охотник, то есть, по сути, способен убивать животных, птиц ради еды. Но наблюдая картину, как воробей защищает воробушка, - благоговеет. Он не огорчен тем, что его собака проявила слабость и отошла от птицы, наоборот, герой восхищен силой любви.
Собака здесь не просто большая угроза, а олицетворение рока. Но как видим, любовь способна изменить даже судьбу. Смущенный пес удаляется от смелой маленькой птицы.
Маленький воробушек – олицетворение беспомощного существа, нуждающегося в опеке. Он сидел неподвижно и не мог противостоять угрозе в виде собаки.
Взрослый воробей – это сама сила всепобеждающей жертвенной любви. Он видит, что угроза велика, но все равно бросается «камнем» перед псом и защищает воробушка.
Иван Сергеевич Тургенев мастерски владел словом, умел так точно зацепить тончайшие струны человеческой души, пробудить лучшие устремления и желание творить добро и дарить только настоящую любовь.
Автор повестей «Первая любовь», «Вешние воды», романов «Дворянское гнездо», «Накануне» - прежде всего певец любви и почитатель природы, ассоциирующейся у него с мирозданием. В жизни как самого Тургенева, так и центральных его пламенные чувства занимают не только приоритетное, но и воистину основополагающее место. Это покажет маленькое произведение и его анализ — «Воробей». Тургенев изобразил в нём один из ликов любви.
Завязка стихотворения «Воробей»
Мужчина возвращается с охоты домой. Он уже идёт по аллее сада. Собака, как и положено легавой, бежит впереди - она всегда и везде высматривает добычу. Вдруг (благодаря этому наречию читатель обращает внимание, что сейчас что-то начнётся) она изменила темп и начала медленно к чему-то подкрадываться. Оказывается, недалеко от аллеи неподвижно сидел желтоклювый птенчик.
Он был совершенно беспомощен, только топорщил чуть прораставшие крылышки. Сочувствие к воробушку парализует охотника — именно это показывает читателям произведение и его анализ («Воробей»). Тургенев хотел продемонстрировать, что человек значительно медленнее, чем животные, реагирует на происходящее. Мужчина только смотрит и ничего не делает.
Кульминация
А собака, потихоньку переставляя лапы, приближается к несчастному. Вдруг (это наречие повторно резко меняет всю обстановку) с дерева перед самой мордой собаки с огромной зубастой оскаленной пастью отважно падает растопыривший все пёрышки воробушек.
Писатель использует при этом деепричастный оборот, как бы ускоряя действия защитника. Воробей жалок, беспомощен, хрипло пищит, но прыгает в сторону собаки, защищая птенца, закрывая его собой. В этой части произведения автор использует антонимы, противопоставляя громадность собаки по сравнению с маленьким тельцем птички.
Пернатое создание решило стать жертвой этого зверя, хотя ему ужасно страшно. Все использованные при этом глаголы точно и красочно передают те действий, которые помогли в этой отчаянной ситуации. Собака оторопела, остановилась и даже двинулась назад. Никогда нельзя терять надежду на спасение - такой вывод делают читатели, разобрав произведение по частям, сделав его анализ («Воробей»). Тургенев показал, как могуч природный инстинкт защиты своего детёныша.
Развязка
Охотник отозвал собаку, которая опешила, а сам с благоговением перед поведением старого воробья ушёл. Он брёл между деревьев, думал о произошедшем и невольно делал анализ. Воробей... Тургенев возвеличил маленькую птичку, а охотника оставил озадаченным. И главный персонаж этой истории, и автор, и читатели — все посмотрели на птичку, как на героя, преклоняясь перед её самоотверженной любовью.
Художественный стиль
Это лирическое повествование в прозе, в котором последовательно описывается вся цепь событий. В нём широко используются эпитеты при описании и старого, и молодого воробья. Именно они передают весь ужас происходящего действия. Ярко нарисована собака, которую тоже ведёт инстинкт. Она полностью подчинена охотничьему азарту. Это выше её сил - не следовать ему. Животное может остановить только хозяин, но никак не дичь.
А тут на её пути встал маленький воробей, весь трепещущий от страха, но готовый защищать птенчика. отвага остановили пса, который немало повидал. Эмоциональность и образность Тургенева нам во всех деталях показывают, казалось бы, незначительное событие. Автор поднялся до самых высоких обобщений в произведении «Воробей». Тургенев, тема у которого в стихотворении связана с любовью и жертвенностью, в других местах назовёт её священным пламенем и чувством, являющимся отблеском самой вечности.
Стихотворение в прозе
Это написал в апреле 1878 года. В это время автору исполнилось 60 лет и его всюду преследовал призрак близящейся кончины. Чтобы отвлечься от чёрных мыслей, убедить себя в вечной победе добра над злом, он создаст это стихотворение в прозе. Оно пронизано проникновенными строками о любви, на которой всё держится и движется. Именно на этой позитивной ноте заканчивает Тургенев «Воробей», краткое содержание которого было изложено.
Конспект урока литературы в 5 классепо теме «Стихотворение в прозе «Воробей» И.С.Тургенева». Введение в лингвистический анализ текста»
Цель:
Знакомство с литературным жанром «стихотворение в прозе»; обучение учащихся элементам лингвистического анализа стихотворения, умению определять чувства и переживания лирического героя.
Задачи:
Воспитательные
Воспитывать любовь к русской классической литературе;
Воспитывать нравственные качества личности: умение сопереживать, уважительно относиться к «братьям нашим меньшим», доброту и любовь к природе.
2. Развивающие
Развитие коммуникативных компетенций учащихся, аналитических умений и
и навыков, творческих способностей.
3. Обучающие
Формирование у учащихся представления об особенностях стихотворений в
прозе, навыков аналитической работы с текстом.
Тип урока: сообщение новых знаний
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
Умение определять жанровые особенности произведения, определять образ лирического героя, характеризовать художественный мир произведения и писателя.
Формирование поисково-исследовательских навыков, навыков работы с книгой, лексической работы.
Умение самостоятельно определять задачи и проблемы урока,
структурировать материал, давать самооценку деятельности, выражать
(высказывать) свою позицию, подбирать аргументы.
Личностные
Воспитание уважительного отношения к слову, к русской литературе;
воспитание на примере художественного произведения нравственных качеств личности.
Решаемые учебные проблемы:
Выявление художественной идеи стихотворения в прозе «Воробей».
Определение роли образно-выразительных средств в стихотворении.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Стихотворение в прозе
Художественная идея
Образно-выразительные средства языка художественного произведения
Смысловой центр повествования
Методы работы с учащимися:
ИКТ (презентация – визуализация информации)
Выразительное чтение художественного произведения
Работа с учебной информацией (работа в парах)
Исследовательская работа с текстом стихотворения в прозе «Воробей» (работа в группах)
Лингвистическая работа по определению лексического значения слова «благоговеть»
Ход урока
Этап. Вхождение в тему урока, создание условий для осознанного восприятия нового материала
Видеоряд о животном мире в сопровождении «Вальса ля минор» Шопена
(слайды 1-23)
Беседа с учащимися:
Ребята, какие чувства возникли у вас при просмотре слайдов?
(Чувство умиления, доброты)
Что объединяет картинки в этом видеоряду?
(Забота старших о младших, нежность, родительская
защита и опека своих детенышей)
Кому были посвящены последние фото презентации?
(Воробью)
Обратите внимание на последний слайд. Каким вы увидели воробышка?
(Жалким, взъерошенным, одиноким; наверное, ему
грозит какая-то опасность)
Как вы думаете, кто сегодня будет «героем» нашего урока?
(Правильно, воробей) (Слайд № 23)
II .Этап. Изучение нового материала. Анализ стихотворения в прозе «Воробей»
И.С.Тургенева
(Запись темы урока в тетрадь)
1. Выразительное чтение учителем стихотворения в прозе «Воробей». (Слайд №24)
Какие чувства вызвало у вас это произведение?
(Восхищение поступком старого воробья, жалость
к воробышку)
И.С.Тургенев любил природу, тонко её чувствовал, умел подмечать в ней
важные и удивительные моменты. Создал замечательный цикл «Стихотворения
в прозе».
(Сообщение ученика о работе И.С.Тургенева над стихотворениями в прозе)
2.Работа над жанром произведения.
Ребята, а вас ничего не удивляет в названии – «стихотворение в прозе»?
(Стихотворение и проза)
Действительно, существует такой жанр в литературе. Откройте стр.261
учебника. Запишите в тетради определение:
Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме.
(Работа в парах)
Прочитайте статью учебника заполните таблицу:
(на работу отводится 3-4 минуты)
В чем сходство и в чем различие стихотворной и прозаической речи?
(ответы учащихся)
Сравните свои записи с записью в таблице. (Слайд № 25)
Стихотворная речь
Прозаическая речь
Ритм. Рифма.
Деление текста на строфы.
Деление текста на абзацы.
Обращение к чувствам, переживаниям лирического персонажа.
В большей мере выражается личное переживание или впечатление.
В меньшей мере выражается личное переживание или впечатление.
Итак, «Воробей» - стихотворение в прозе.
И.С.Тургенев обращался к своим читателям: (слайд №26)
«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно,
скучно станет – книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня
одно, завтра другое, - и какое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-
Нибудь в душу».
Анализ стихотворения в прозе «Воробей».
Назовите персонажей произведения.
(Собака Трезор, молодой воробей, старый
черногрудый воробей, рассказчик)
Исследовательская работа с текстом (работа в группах, учащиеся делятся на 3 группы, заполняют таблицы)
Задание: Выпишите ключевые слова, характеризующие каждый из этих образов:
1 группа – собака,
2 группа – молодой воробей,
3 группа – старый черногрудый воробей.
(на работу отводится 4-5 минут)
Проверим выполнение задания. Выберите в группе того, кто будет характеризовать поведение персонажей, остальные записывают в тетради недостающие сведения.
(слайды № 28,29,30)
Средства выразительности, используемые автором для создания образов.
А сейчас, ребята, мы с вами рассмотрим языковые средства выразительности, при помощи которых автор создаёт образы героев данного произведения. (Продолжение работы в группах, заполнение таблицы)
Обсуждение полученных результатов, проверка по сводной таблице. (Слайды № 31-33)
Образы произведения
Средства выразительности
С какой целью используются
Молодой воробей
Деталь:
С желтизной около клюва и пухом на голове
Оценочная лексика:
Сидел неподвижно, беспомощно, растопырив едва прораставшие крылышки
Словообразующие суффиксы:
Крыл ышк и, дет ищ е
Для привлечения внимания читателя – перед нами птенец, он только появился на свет.
Оценочные слова усиливают восприятие читателя – беззащитность, беспомощность маленького существа вызывают чувство сострадания, жалости.
Суффиксы –ышк- (умен.-ласкат.) передают отношение лирического героя к персонажу. Суффиксом –ищ- рассказчик показывает, что старому воробью птенец дорог так же, как человеку его дитя.
Старый воробей
Сравнение:
Камнем упал
Эпитеты:
Взъерошенный, искаженный,
с отчаянным и жалким писком
Уменьшительно-ласкательный суффикс :
Мал еньк ое тело
Глаголы:
Камнем упал, прыгнул два раза, ринулся спасать, заслонил собой;
Тело трепетало, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собой
Эпитет:
Героическая птичка
Для усиления образности: движения воробья решительны и отчаянны: он чувствует смертельную опасность, но сила сильнее смерти заставляет его, превозмогая ужас, броситься навстречу «чудовищу»
Эпитет героическая птичка выражает авторскую оценку поступку старого воробья
Собака
Трезор
Глаголы:
Бежала впереди – уменьшила шаги – начала красться – медленно приближалась – остановился – попятился – признал силу
Эпитеты:
зубастая раскрытая пасть
смущенный пес
Собака осторожна(ведь она охотничья, а воробышек для нее – добыча), движения медленны. И вдруг – воробей, камнем упавший (эффект неожиданности), Трезор чувствует необыкновенную силу в этом маленьком существе, ведь воробей защищает свое детище, - и остановился, попятился.
3. Образ рассказчика
А теперь, ребята, посмотрим на образ рассказчика в стихотворении. Найдите в тексте слова, которые передают чувства рассказчика.
(«Я поспешил отозвать смущенного пса –
И удалился благоговея… Я благоговел перед той
маленькой героической птичкой, перед любовным
её порывом»)
Что обозначает слово благоговеть?
Лексическая работа
благоговеть, -ею, -еешь ; несов .. перед кем-чем (высок.). Относиться с благоговением к кому-чему-н.
благоговение, -я, ср. (высок.). Глубочайшее почтение.
(С.И.Ожегов. Словарь русского языка)
Какие качествами личности наделен рассказчик в стихотворении?
(Рассказчик наделен высокими нравственными
качествами: уважением ко всему живому, умением
чувствовать происходящее, добротой и
милосердием)
Идея стихотворения в прозе «Воробей»
Найдите в тексте предложения, в которых заключается основная мысль, идея произведения, предложение, которое является смысловым центром повествования.
(слайд №34)
«Любовь, думал я, сильнее смерти. Только ею,
Только любовью держится и движется жизнь».
Сколько раз в этих предложениях употребляется слово любовь? И чему противопоставляется?
(Слово любовь употребляется дважды, т.е. это повтор.
Противопоставляется слову смерть)
Что такое повтор, для чего употребляется в художественном тексте?
Повтор – двукратное или многократное использование одних и тех же
речевых элементов, придает тексту связность, усиливает его
эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли.
О какой любви говорит писатель?
(О любви как наивысшей форме проявления доброты,
граничащей с самопожертвованием. О любви,
которая сильнее смерти. Именно это
хотел донести до нас писатель своим стихотворением
в прозе «Воробей»)
Встречались ли в вашей жизни случаи, похожие на ту, которую описал И.С.Тургенев? (Возможно, да. Учащиеся делятся своими историями)
III этап.
Ребята, в жизни очень много примеров безграничной любви в мире животных, заботы о тех, кто попал в беду. Сейчас мы с вами посмотрим презентацию о дружбе в мире животных.
(презентация)
IV этап. Рефлексия.
Ваше впечатление от урока.
Что нового вы узнали?
Продолжите предложение: «Иван Сергеевич Тургенев – человек, любящий и глубоко чувствующий …»
V этап. Домашнее задание.
Рисунки к стихотворению в прозе «Воробей»
Продолжить знакомство со стихотворениями в прозе И.С.Тургенева. Выучить наизусть и выразительно рассказать стихотворение «Русский язык».
И.С Тургенев — известный русский писатель-реалист, драматург и лирик. Он известен не только своим бессмертным романом «Отцы и дети», но и сборником «Стихотворения в прозе» (1877-1882гг), который так же затрагивает общественно-политические и нравственные проблемы. Одной из составляющих сборника является лирическая миниатюра «Воробей» (1878г).
«Воробей» был написан в 1878 году, став одним из заключительных произведений знаменитого русского писателя. Стоит упомянуть, что подобные «стихотворения» Тургенев писал тогда, когда к нему приходило вдохновение: писать приходилось на клочках бумаги и собирать отдельные материалы для сбора общего сюжета.
Михаил Матвеевич Стасюлевич — редактор журнала «Вестник Европы», где впоследствии в 1882 году было напечатано произведение — стал первым слушателем «Воробья», напророчив ему дорогу к всеобщему признанию и любви читателей. Мы же вместе с командой «Литерагуру» поспособствуем пониманию глубины смысла, заключённого в строках позднего литературного творения Тургенева.
Жанр, направление
«Воробей» относится к лирическому роду литературы, в который, помимо стихотворения, входят ода, элегия, эпитафия, послание и эпиграмма. В лирике с помощью средств выразительности описываются чувства и эмоциональное состояние главных героев, показывая внутренний мир персонажей произведения. Направление, в рамках которого оценивается «Воробей» — реализм.
И.С. Тургенев для наибольшей передачи лирических переживаний использует такой жанр в литературе, как стихотворение в прозе. Это особая литературная форма, с помощью которой писатель в краткой форме описывает особый смысл и повышенную эмоциональность, не прибегая к рифме и ритмической организации текста. Складный текст без рифмы помогает читателю понять не только идею произведения, но и проникнуть в «тайны», заключенные в творении писателя.
Главные герои и их характеристики
- Особенностью «Воробья» является наличие в произведении главных героев в роли животных, которые попали в большую жизненную драму. Пёс Трезор , который пытается завладеть дичью в лице маленького беззащитного птенца, олицетворяет не столько само зло, сколько превратность судьбы и трудности жизни. Ведь именно тот факт, что он уступает отважному воробью свою «добычу», говорит о том, что Трезор всего лишь следует «зову животного мира», а не личным побуждениям, что нельзя сказать о главном герое…
- Взрослый воробей самоотвержен и отважен перед лицом опасности, но именно любовь к своему «птенцу» заставляет его рисковать собственной жизнью. Тургенев пишет о такой «любви», которая свойственна каждому живому существу, она жертвенна и бескорыстна, что и отличает её от обыкновенного природного инстинкта. И если маленький воробушек нуждается в опеке и боится противостоять надвигающейся угрозе, то взрослый воробей не думает о последствиях смерти, для него важна участь его «чада».
- Сам охотник, лирический герой , предстает перед нами честным и принципиальным человеком, лишенным жестокости и агрессии. Он охотится, но в то же время играет по правилам: берет лишь то, чего смог добиться на равных условиях. Зверь, лишенный возможности сопротивляться и обыграть людей, ему не нужен. Он старается бережно относиться к природе и экономно расходовать ее ресурсы. Его сердце доброе, поэтому охотник оставляет воробьиное семейство в покое, восхищаясь храбростью отважной птицы.
Темы
- Основная тема – материнская любовь — чувство, присущее каждому живому существу, отличающее его от бесчувственного камня или металла. Именно тягу к своему чаду и заботу о нем продемонстрировал воробей, пренебрегая жизнью ради спасения птенца. Здесь следует сказать, что Тургенев в сжатой литературной форме смог донести до читателя всю остроту этого чувства, которое ощущают все обитатели нашей планеты. Поэтому человек не должен зазнаваться и считать себе выше братьев меньших, ведь все мы живем одними ценностями, за которые можем и умереть.
- Ещё одной темой произведения является понятие «ответственности» . Ответственность за собственное «чадо», за сохранение его безопасности и за его укрытие от всяческих жизненных трудностей и проблем в понимании Тургенева отличает «настоящее», можно сказать, «человеческое чувство», произошедшее от животного инстинкта.
- Также автор поднимает тему бережного отношения к природе . Своим поведением он показывает, что человек должен быть скромным и экономным хозяином. Свои возможности нужно ограничивать соображениями этики, морали и бережливости, ведь нам дана одна земля, и мы не вправе ее бездумно расхищать, убивая легкую добычу — животных, которые даже не могут постоять за себя.
Проблемы
- И.С. Тургенев, описывая вышеуказанные темы, добавляет в своё произведение ещё одну, немало важную, проблему — признания любви. Ведь именно это чувство заставляет смущённого охотничьего пса Трезора отступить от намеченной цели: поимки добычи. Сам автор тоже отзывает пса, дабы окончательно избавить птицу от страха. Он, как и его питомец, признает то, что сила любви родителя к ребенку должна лишь вызывать благоговение, а не провоцировать на агрессию. Увы, люди не всегда считаются с чувствами животных, ошибочно полагая, что зверь не способен любить свою семью.
- Также читатель может разглядеть проблему нравственного выбора , которая решается у воробья очень просто, благодаря инстинкту и гармонии естественного мира, где он обитает. К сожалению, люди не всегда могут последовать его примеру, ведь их мир наполнен сложностями, противоречиями и фальшью, которые искажают естественную натуру человека. Именно поэтому автор обращает внимание читателя на этот случай на охоте: он учит нас бескомпромиссно защищать то главное, что у нас есть.
Смысл
Автор произведения показывает настоящую силу любви, которая сильнее страха смерти и самой смерти. Такова его основная идея. В понимании Тургенева каждому живому существу присущи такого рода качества, и только глупец не сможет понять, что в одном даже самом маленьком «божьем создании» заключено больше любви и материнской заботы, чем в некоторых людях. Данное произведение – своеобразная притча о том, как надо любить.
Также писатель учит нас с уважением относиться к любви, где бы мы ее не встретили. Над ней не надо смеяться, даже если ее проявления временами кажутся нам нелепыми. Над нею надо благоговеть, ибо данное качество – великая ценность всех живых существ.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!К числу вершин поэтического мастерства, несомненно, относится цикл стихотворений в прозе И. С. Тургенева - миниатюр, затрагивающих различные стороны человеческой жизни. Доказательством этому может служить краткий анализ «Воробья».
Тургенев в этом небольшом по объему стихотворении прибегает к описанию сцены из жизни природы, но наполняет происходящее особым философским смыслом, что позволяет перенести все происходящее в сферу человеческих отношений.
Сюжет произведения
Он прост и незатейлив. Герой шел по саду вместе со своей собакой. Вдруг внимание Трезора привлек маленький, беззащитный воробушек - желторотый птенец выпал из гнезда и беспомощно лежал на земле. Повинуясь инстинкту, пес стал приближаться к птице. И тут произошло нечто необыкновенное: старый воробей, желающий защитить собственное дитя, упал перед оскаленной пастью собаки. Трезор, к удивлению автора, остановился, а затем попятился. Поведение собаки объясняет описание и поведение - это важно для анализа - воробья. Тургенев подчеркивает, что голос птицы охрип, она трепетала от ужаса, но все же не смогла усидеть на безопасной ветке. Неведомая сила, вызывающая удивление и восторг, заставила воробьиху забыть о собственной жизни и «упасть камнем» перед пастью собаки.
Довольно проста развязка рассказа о воробье. Тургенев - анализ поведения птицы уже подвел к этому - отмечает, что герой отозвал смущенного пса и отправился дальше.
Художественные приемы
Описанная сцена вызвала живой отклик в душе писателя. Понять волнение автора и его восхищение поведением воробья помогают средства выразительности. Прежде всего, это ряд прилагательных и глаголов, точно передающих состояние всех героев миниатюры. Отчаянный, взъерошенный, искаженный воробей трепещет и замирает перед громадной собакой-чудовищем. Но он не может поступить по-другому: ведь жизнь ребенка ему дороже его собственной.
Очень важны детали, помогающие представить контраст между псом и птицами и, следовательно, трагизм происходящего: большая, с зубастой раскрытой пастью собака, беспомощный, с желтым пухом на голове птенец и маленькая, но «героическая» воробьиха.
Накал чувств передает и сбивчивость повествования, речь рассказчика - повествование ведется от первого лица - характеризуется обилием многоточий и прерывистых фраз. Их анализ - «Воробей» Тургенева в этом смысле можно считать совершенством всех творений писателя - помогает понять состояние человека, наблюдающего за происходящим. Он благоговеет перед маленькой птицей, в которой воплотилась великая сила материнской любви, и делится своими раздумьями с читателем, способным, по его убеждению, понять все произошедшее так же, как понимает он сам - отсюда прямое обращение «не смейтесь» и указание на сокровенность мыслей («думал я»).
Идейный смысл стихотворения
Какой же вывод можно сделать из прочитанного и почему увиденная сцена так взволновала писателя?
Трезор в произведении, который лишь повинуется инстинкту, олицетворяет не столько злую силу, сколько злой рок, судьбу. Подобная аллегория помогает понять суть происходящего. Как показывает анализ, воробей Тургенева - это символ самоотверженной любви и готовности жертвовать собой ради того, кто по-настоящему дорог.
А на это способен далеко не каждый. Задача автора - привлечь внимание читателя к тому, что настоящая любовь способна стать поистине всепобеждающей силой.
В чем бессмертие произведения?
Заканчивая анализ «Воробья» Тургенева И. С., нужно отметить, что, в отличие от других стихотворений в прозе, это произведение оптимистично и вызывает веру в великую силу любви, не обязательно материнской. Это и является причиной того, что стихотворение «Воробей» вот уже более века входит в школьную программу - на нем маленькие читатели учатся человечности и доброте, без которых невозможно продолжение жизни на земле.