Сочинение человек чести. Какой поступок можно назвать бесчестным сочинение Как быть человеком чести

Вопрос чести занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя и очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям. Потеря чести - это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание. Безнравственность губит личность человека, целые народы исчезли с лица земли в результате того, что их правители забыли о нравственных нормах. Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в великой русской литературе. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" мы можем проследить, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев в детстве получил хорошее воспитание. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: "Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего... " Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно. Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх. Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но дело еще и в том, что люди помнят добро, - значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье. Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. Дело доходит до поединка. Швабрин во всем противоположен Гриневу. Это человек корыстный и неблагородный. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу. Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как нарушившего присягу офицера. На примере Швабрина Пушкин показывает, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был даже образованнее Гринева, Он хорошо знал французские романы, стихи, был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Поэтому напрашивается вывод, что решающее значение имеют внутренние установки человека, его понятия о добре и зле.

«Береги платье снову, а честь смолоду» – так гласит русская поговорка. Так ли важна и актуальна сейчас честь?

Честь – это не закреплённое никакими документами, но важное, ценное чувство. Честь понятие важное, как и справедливость, принципиальность. Эти качества приветствуются в человеке стандарты осуждаются. Но слишком часто в истории человеческих взаимоотношений честь превращается в пафос. Редко когда принципы подходят для любых ситуаций – чаще всего приходится делать их гибкими. Слишком нестабильна жизнь человеческая, чтобы загонять

Себя в рамки. Но когда твои принципы – органическая часть души, совесть, это другое дело.

Честь рассматривали в своих произведениях многие писатели девятнадцатого века – в те времена понятие чести сформировалось особенно ярко, запечатлелось в истории человечества дуэлями в защиту чести. В повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – Пётр Гринёв воспитывался в высокой нравственной среде. Жизнь поставила его в трудные условия, испытывала его. Но вместо того чтобы уподобится подлому Швабрину, Гринёв сохранил честь, остался верным себе, не заглушил в себе голос совести.

В величайшем творении Пушкина – «Евгений Онегин» рассматривается жизнь 19 века, в том числе и дуэли. Ленский вызвал на дуэль своего друга Онегина из-за необоснованной ревности. Онегин презрительно отнёсся к нежеланной дуэли. Он был искренне огорчен гибелью друга.

В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» главный герой – Печорин убивает на дуэли своего друга Грушницкого. Вступившись за честь дамы, Григорий Печорин вызывает обидчика на поединок. Трусливый Грушницкий тайно договаривается со своими секундантами зарядить только свой пистолет, оставив Печорину холостой выстрел. Безнравственность и малодушие Грушницкого показывают, что чести у этого человека нет.

В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» происходит дуэль Пьера Безухова с Долоховым. Пьер Безухов – человек тихий, склонный к философии, но никак к агрессии или насилию. Он совершенно не умел обращаться с оружием. Но он ранит на дуэли бесстрашного Долохова. В этом несоответствии Толстой показывает, что честность порой важнее умения обращаться с оружием, что справедливость всегда восстанавливается.

Слово «честь» всегда было громким, важным для людей. Но лишь тогда честь действительно важна, когда за этим словом стоит что-то большее, чем просто пафос. Чувство собственного достоинства не должно превращаться в эгоизм. Человек, защищающий честь должен быть во власти не эмоций и затуманенного гневом разума, а холодного ума. Во всём должна быть мера, даже в чувстве собственного достоинства, чтобы это важное чувство не превратилось в гордыню и эгоизм. Но быть честным с собой, как мне кажется, намного важнее, чем беречь честь от посягательств. Ведь если ты не можешь быть честным с самим собой, то как могут быть честным с тобой люди?

Человек чести - это тот, кто в своей жизни ни разу не сделал ничего плохого. Он уверенно следует правилам и морали, чтобы сохранить чистым имя. Таких людей очень любят, ведь им можно поручить любое дело и быть абсолютно спокойным. Человек чести не способен сделать что-то ужасное. Он всегда стремится выполнить поручение, сохранить тайну или стать хорошим советчиком.

Таким людям легко живётся, ведь они всегда находят поддержку в обществе. Многие готовы помочь таким личностям, предложить им что-то интересное. Если бы только можно было всегда выбирать правильные поступки, то людей чести стало бы больше. Но не все готовы к таким жертвам, многие ставят богатство и желания выше имени. Это плохо не только для самого человека, но и для окружающих.

Заработать такую репутацию очень сложно. Для этого нужно постоянно думать и никогда не поступать наобум. Только правильное решение может быть логичным. Только оно ведёт к хорошим отношениям и взаимопомощи. Человек чести способен на многое, но он всегда смотри на своё чистое имя и старается его поддерживать, чтобы никогда не столкнуться с недоверием и презрением.

Ещё сочинения:

Честь. Сколько всего в этом слове! Честь – это проявление таких качеств, как благородство, достоинство, порядочность. Также данное понятие означает сохранение доброго имени, репутации, причём и своих, и чужих. Не зря же несколько веков назад в порядке вещей были дуэли, пусть чаще всего и не одобряемые или даже запрещаемые властью. Дуэлянты защищали как собственную честь, так и достоинство, например, их возлюбленных. Кроме того, честь проявляется наряду с любовью к Родине и народу. Люди уважают тех, кто мужественно и героически защищал своё Отечество. Таким образом, у данного слова есть множество определений. Но вот кого можно назвать человеком чести?

«Береги платье снову, а честь смолоду», - данную пословицу в наставление произносит отец главного героя в романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».

Пётр Гринёв следует этому наказу. Он проигрывает деньги Зурину и отдаёт долг, несмотря на протесты Савельича и его заявления о возможности выкрутиться от выплаты. Позже Гринёв даёт присягу и остаётся верным ей даже в тот момент, когда может лишиться жизни. Герой не пытается обмануть других и спасти себя. Кроме того, Пётр Андреевич идёт на дуэль, чтобы защитить честь Маши Мироновой. А вот Швабрин поступает иначе: он оскорбляет свою «возлюбленную» и всех жителей крепости вообще, уходит на сторону врага, чтобы выжить, пытается оклеветать Гринёва. Таким образом, А.С.Пушкин в своём произведении представил читателям героев, поведение которых является ярким примером либо чести, либо бесчестия.

Вспомним роман Бориса Васильева «В списках не значился». Главный герой прибывает в Брестскую крепость как раз накануне войны. Его ещё не успели занести в списки части. У него была возможность уйти оттуда и воевать где-то за пределами. Но Николай Плужников не сделал этого и, кроме того, стал одним из последних защитников крепости. Он терпел неудачи, терял товарищей, но не сдавался окончательно. Лейтенант убивает своего бывшего товарища, который добровольно сдаётся немцам в плен. Когда выжившие в крепости солдаты хотят сбежать, Плужников не бросает свою возлюбленную, хотя его долго уговаривают, ведь Мирра - калека. В конце романа Николай остаётся вдвоём со старшиной. После того, как тот умирает, к герою переходит полковое знамя, которое он прячет. На десятом месяце войны враги находят лейтенанта. Он сдаётся лишь тогда, когда узнаёт, что фашисты были разбиты под Москвой. Немцы отдают выходящему из катакомб Плужникову высшие воинские почести. Они были поражены его мужеством и патриотизмом. Николай уходит из жизни с достоинством, так как он – настоящий человек чести.

Таким образом, хочу сделать вывод. Быть человеком чести – значит жить по законам совести и справедливости, выполняя свой моральный и народный долг.

Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. Вместо человека чести человек принципов…

Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? Как может устареть понятие чести, которая дается человеку однажды, вместе с именем,

И которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь? Мне вспоминается случай, связанный с именем А. П. Чехова. В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почетные академики. В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признает это.

“Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моем сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, – писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почетного академика”. А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.

Убеждения, конечно, вещь необходимая. Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. Оно не подтверждено никаким документом, справкой. Просто слово. Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. Да мало ли еще что. Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привез. Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово.

Почему-то многие современные эстрадные “звезды” с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе. Кому-то объявляли выговоры за хулиганство, кого-то оставляли на второй год, кто-то доводил педагогов до обморочного состояния своими умопомрачительными прическами… (З)Можно по-разному относиться к подобным откровениям наших “звезд”: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам.

Но больше всего беспокоит реакция подростков. У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции. (б)Они-то все принимают за чистую монету. Они далеко не всегда понимают, что рассказы о “безбашенном” детстве, когда будущая “звезда” поражала всех окружающих своим экзотическим своеобразием, – это всего лишь сценическая легенда, что-то вроде концертного костюма, который отличает артиста от обычного человека. Подросток не просто воспринимает информацию, он ее активным образом преобразовывает. Эта информация становится основой для его жизненной программы, для выработки путей и способов достижения цели. Вот почему человек, который что-то вещает на многомиллионную аудиторию, должен обладать высоким чувством ответственности.

На самом ли деле он выражает свои мысли или бессознательно продолжает сценическую игру и говорит то, чего от него ждут поклонники? Посмотрите: я “свой”, такой же, как все. Отсюда и иронично-снисходительное отношение к образованности, и кокетливое ерничанье: “Ученье – свет, а неученье – приятный полумрак”, и надменное самолюбование. Но вот передача закончилась. Что осталось в душе тех, кто слушал артиста? Какис семена он посеял в доверчивых сердцах? Кого он сделал лучше? Кого он направил на путь творческого созидания? Когда одному известному ди-джею молоденькая журналистка задала эти вопросы, он просто фыркнул: да идите вы, я совсем не для этого… И в этом недоуменном возмущении “поп-звезды” проявляется ее гражданская незрелость, ее человеческая “недообразованность”. А человек, который еще не построил себя как личность, не осознал своей миссии в обществе, становится покорным слугой толпы, ее вкусов и потребностей. Он, может быть, и умеет петь, но не знает, для чего поет.

Если искусство не зовет к свету, если оно, хихикая и лукаво подмигивая, тащит человека в “приятный полумрак”, если оно ядовитой кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности, тогда возникает резонный вопрос: а нужно ли такое “искусство” обществу, достойно ли оно того, чтобы стать частью национальной культуры?

Сочинения по темам:

  1. Проблема чести, долга и человеческого достоинства тра-диционна для произведений русской литературы XIX века. Повесть “Капитанская дочка” – итог долгих размышлений...