«Развитие речи. Подготовка к сочинению – описанию по картине Б. Кустодиева «Сирень» план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему. Презентация подготовки к сочинению-описанию по картине Б. М. Кустодиева «Сирень» презентация к уроку по русскому

Тема. Развитие речи № 9. Сочинение-описание картины Б. Кустодиева «Сирень».

Цели: развивать навыки устной и письменной речи, совершенствовать навыки описания произведений живописи; развивать воображение учеников,обогащать активный словарь учеников описательной лексикой, совершенствовать орфографические навыки, воспитывать положительно-направленные нравственные качества личности – упорство, трудолюбие, идентичность с российской культурой.

Методические приемы, основные виды деятельности : поиск, анализ, преобразование информации, извлечённой из различных источников, беседа по вопросам, работа с текстом, устное описание картины, анализ языкового материала, сочинение по картине.

Опережающее задание: подготовить информацию и презентацию о Б. Кустодиеве.

Планируемый результат : умение отбирать и систематизировать материал на определенную тему; представлять и передавать материал с учётом заданных условий общения.

Вид контроля : текст сочинения-описания картины.

Оборудование : Портрет Б.Кустодиева, репродукции картин, Песня Ерёмки «Широкая масленица» в исполнении Шаляпина, раздаточный материал: репродукция картины «Сирень», тексты для работы, презентация, проектор.

Ход урока

    Организационный момент: интрига (1 слайд)

Буквы мы складываем в слова, слова – в предложения, из предложений мы создаём тексты. Кто из вас предположит, чем мы свами будем заниматься на уроке? (Развитием речи)

1. Приём «Ожидание».

Учитель: Продолжите мою мысль «СЕГОДНЯШНИЙ УРОК НАУЧИТ МЕНЯ…»

(аргументировать, высказывать собственные суждения по теме урока; рассказывать о содержании картины…)

2. Запись в тетрадях: Десятое декабря. Классная работа. Урок развития речи (2 слайд)

- Я приглашаю вас войти в зал, подняться по сверкающей лестнице и посетить картинную галерею (3 слайд)

(Репродукции – на доске: «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Масленица» (1919), «Зима. Крещенское водосвятие», «Масленица» (1916), «Ф.Шаляпин» «школа в московской Руси», общее знакомство с ними)

II. Подготовка к сочинению по картине

Слово учителя. Перед нами мир кустодиевской Руси.

Живопись Кустодиева имеет много общего с народным искусством - с росписью Городецких узоров, которыми так богата была провинция. Так же, как в народном искусстве, в работах художника весело и звонко сочетаются зеленый, желтый, красный тона, в условно-плоскостной манере изображаются лица и фигуры, деревья, купола церквей и колоколен. Но главное, что роднит манеру Кустодиева с русским народным искусством,- это приподнятый, праздничный настрой, та веселость, которая неизбежно сопровождает каждое народное гулянье, каждый праздник.

Сытые купчихи, чаепития с самоваром, масленичные гулянья, привычные, застывшие формы провинциальной жизни - этот мир уходил в прошлое, разрушался, и Кустодиев не мог этого не видеть и не понимать. Не формы этой жизни были ему милы, а то, что стояло за ними,- стихия народная, разудалая, буйная, широта души русского человека, ощущение им полнокровности бытия. Вот почему о картинах его говорили, что есть в них «великая правда о России».

В 1019 году Кустодиев пишет «Масленицу» (хранится в музее-квартире И. И. Бродского в Ленинграде). Этот сюжет - один из самых его любимых. Первую «Масленицу» художник написал в 1916 году, потом неоднократно создавал варианты. Почему так притягивал его этот сюжет? Потому ли, что нравилась ему русская зима или сам праздник прощания с ней давал возможность собрать вместе и показать всех персонажей любимой им фантастической страны, показать и этот город, в котором каждый из зрителей узнавал свою родину? Об этом рассказывал сын Бориса Михайловича. Приходили в мастерскую люди и, посмотрев на полотно, угадывали: кто - Кострому, кто - Москву, кто - Ярославль. Даже улицы подчас называли, спорили. А художник только улыбался, ему по душе были эти споры. Он к тому же и стремился, чтобы каждый узнавал свое, родное.

На фоне народного гулянья на масленицу написал Кустодиев один из лучших своих портретов - портрет Ф.Шаляпина. Написал так, что понимаешь глубинные основы мастерства великого артиста, как бы слышишь его голос. Вспоминая сеансы в мастерской Кустодиева, Шаляпин писал: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве...» И еще: «Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такой аппетитной сочностью краски».

(Возможно прослушивание песни Ерёмки «Широкая масленица в исполнении Шаляпина).

Рассказ ученика о художнике. Художник Кустодиев Борис Михайлович родом из Астрахани, родился в 1878 году 23 февраля. Детство его проходило на берегах великой Волги, где он провел свои детские и отроческие годы. Отец умер от чахотки, когда мальчик еще только делал свои первые шаги. Его мать в 25 лет осталась вдовой с четырьмя малышами.

Мальчик впервые начинает рисовать в пять лет и тогда же испытывает первое потрясение, прослушав оперу "Иван Сусанин". В 9 лет Боря уже полон мечтаний стать настоящим художником. Он учится в церковно-приходской школе, а потом поступает в гимназию. (6 слайд)

Увлекаясь рисованием, подросток начинает изучать искусство живописи в родном городе у единственного художника-профессионала Павла Алексеевича Власова. Освоив первоначальные уроки мастерства, Кустодиев в 18 лет уезжает из Астрахани в Петербург, где поступает на учебу в Академию Художеств. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Усердие и талант молодого человека замечены, и Илья Репин берет его помощником, для выполнения большого и очень ответственного заказа, написать большое полотно "Заседание Государственного совета". (7 слайд)

Он много и упорно работает, самоотверженно, по 12 часов и более в сутки, по 5 часов выстаивает у картины и бесконечно счастлив. Картина для него была живым существом, из-под его кисти выходит полотно за полотном. Он очень торопится, будто не успеет написать всё то, что задумал. Он очень счастлив, потому что любит и любим. В его жизни особое место занимает Юлия Прошинская – воспитанница в небогатой помещичьей семье. Как и Кустодиев, поклоняется театру, рисует, любит живопись. Два художника рисуют её портрет… «Позировать довольно утомительно, но я терпелива…» вспоминает она. Ей больше нравится рисунок Кустодиева – значитхудожник угадал Юлию, понял её. И она,почувствовав, что мила ему, стала внимательно приглядываться к молодому человеку… «Моя Юлик», Милый Юлик» - так нежно он обращается к ней. А потом пишет портрет молодой жены: удлинённое благородное лицо, глаза преданные, доверяющие, нежные. В саду своих друзей Поленовых Кустодиев нарисовал ещё одну картину «Сирень». Давайте рассмотрим её.

Высказывания учеников

Беседа по картине. Детализация восприятия

Работа над языковыми средствами. Заполнение таблицы. Работа с текстом

Приведите аргументы.

Он любит свою жену и дочку. Краски яркие, светлые, излучают солнечный свет

На фоне высокого куста пышно расцветшей благоухающейсирени

Что символизирует сирень?

Опишите её

Сирень – символ зарождения жизни Она изумительная, дивная, великолепная, роскошная.

Справа бревенчатый крашенный жёлтой краской дом со светлыми окнами

Что он символизирует?

Достаток, уют, райский уголок, где семье живётся счастливо.

Радость, восторг, восхищение, щемящую нежность

Молодая мать красива, любима, счастлива

Восхищаться, любоваться.


Задание:

Физкультминутка.

Составление устного рассказа при помощи плана и опорных слов. (2- 3 ученика 1 уровня обученности).

План работы над сочинением

1. Вступление. Что за картина передо мной? Кто автор? Почему автор обратился к этой теме?

2. Главная часть. Описание самой картины. Какова композиция (построение) картины. Что изображено на переднем плане, что на заднем плане. На чем и каким образом автор акцентирует внимание зрителя, почему его внимание привлекают именно эти детали. Какие краски преобладают.

3. Заключение. Что хотел сказать автор своим произведением (к чему призывал, чем восхищался...). Своё впечатление от картины.

Изображены Юлия Евстафьевна Кустодиева, жена художника, с дочерью Ириной (1905-1981). Картина написана в 1906 г. Холст, масло. Размеры: 183 x 136 см. Место хранения - Государственный Русский музей. Весенняя картина, написанная счастливым художником. Он изобразил на фоне цветущей белой сирени свою жену в белом платье, создав в картине равновесие и соответствие женщины и цветов. На руках жены – маленькая дочь в длинном, скрывающем ножки платьице в сиреневую полоску. Картина солнечная, теплая, наполненная душевным равновесием и радостью. На заднем плане – бревенчатый, крашенный желтой краской дом, темно-зеленые листья кустарника, растущего у забора, светлая зелень листьев сирени - делают картину еще более душевной.

Домашнее задание: дописать сочинение

Во что одеты они?

Какие чувства испытывает художник?

Приведите аргументы.

На фоне чего изобразил их художник?

Что символизирует сирень?

Опишите её

Что ещё изображено на заднем плане?

Что он символизирует?

Что мы испытываем, глядя на полотно?

Какие чувства и мысли у нас при этом возникают?

Что нам хочется делать, глядя на картину?

В п..лисаднике около дома на фон.. яркой летн..й зелени и пышно расцветш..й сирени – стройная фигура м..лодой ж..ны художника с крошеч..ной дочкой на руках.
Солнечный свет становит..ся таким же полноправным «героем» к..ртины, как пейзаж и м..лодая мать с р..бенком на руках.

Задание: вставить пропущенные буквы, найти причастие, сделать морфологический разбор

Во что одеты они?

Какие чувства испытывает художник?

Приведите аргументы.

На фоне чего изобразил их художник?

Что символизирует сирень?

Опишите её

Что ещё изображено на заднем плане?

Что он символизирует?

Что мы испытываем, глядя на полотно?

Какие чувства и мысли у нас при этом возникают?

Что нам хочется делать, глядя на картину?

В п..лисаднике около дома на фон.. яркой летн..й зелени и пышно расцветш..й сирени – стройная фигура м..лодой ж..ны художника с крошеч..ной дочкой на руках.
Солнечный свет становит..ся таким же полноправным «героем» к..ртины, как пейзаж и м..лодая мать с р..бенком на руках.

Задание: вставить пропущенные буквы, найти причастие, сделать морфологический разбор

План работы над сочинением

1.

План работы над сочинением

1. Вступление. Время написания картины. Почему автор обратился к этой теме.

2. Главная часть. Тема картины (о чем она). Какова композиция (построение) картины. Что изображено на переднем плане, что на заднем плане. На чём и каким образом автор акцентирует внимание зрителя, почему его внимание привлекают именно эти детали. Какие краски преобладают.

3. Заключение. Что хотел сказать автор своим произведением (к чему призывал, чем восхищался...). И свое мнение

План работы над сочинением

1. Вступление. Время написания картины. Почему автор обратился к этой теме.

2. Главная часть. Тема картины (о чем она). Какова композиция (построение) картины. Что изображено на переднем плане, что на заднем плане. На чём и каким образом автор акцентирует внимание зрителя, почему его внимание привлекают именно эти детали. Какие краски преобладают.

3. Заключение. Что хотел сказать автор своим произведением (к чему призывал, чем восхищался...). И свое мнение

План работы над сочинением

1. Вступление. Время написания картины. Почему автор обратился к этой теме.

2. Главная часть. Тема картины (о чем она). Какова композиция (построение) картины. Что изображено на переднем плане, что на заднем плане. На чём и каким образом автор акцентирует внимание зрителя, почему его внимание привлекают именно эти детали. Какие краски преобладают.

3. Заключение. Что хотел сказать автор своим произведением (к чему призывал, чем восхищался...). И свое мнение

План работы над сочинением

1. Вступление. Время написания картины. Почему автор обратился к этой теме.

2. Главная часть. Тема картины (о чем она). Какова композиция (построение) картины. Что изображено на переднем плане, что на заднем плане. На чём и каким образом автор акцентирует внимание зрителя, почему его внимание привлекают именно эти детали. Какие краски преобладают.

3. Заключение. Что хотел сказать автор своим произведением (к чему призывал, чем восхищался...). И свое мнение

Даже те, кто не слишком близко знаком с историей русской живописи, хотя бы раз слышал про Бориса Кустодиева. Великий художник известен не только на родине, но и во всем мире, его полотна продаются с аукционов и представлены в лучших музеях планеты. Какова была его жизнь, и какие работы заслуживают внимания в первую очередь?

Биография мастера

Появился на свет 7 марта 1878 года в Астрахани, в семье преподавателя духовной семинарии. Через год после появления сына отец скончался и мать, Екатерина Прохоровна, воспитывала детей одна. С детства мальчик увлекался рисованием, а в 1887 году посетил выставку художников-передвижников, где так впечатлился увиденным, что это определило всю его дальнейшую жизнь. Борис брал уроки у местного живописца Власова, а в 1896 поступил в Петербург в Академию художеств. Там он оказался в мастерской Репина и обратился к портретному жанру. Одна из самых первых работ - картина Кустодиева «Портрет Я. Билибина» - была признана на выставке в Мюнхене (в 1901 году) одной из лучших работ в данном направлении. Так жанр стал определяющим в творчестве живописца. Академия была закончена с золотой медалью, дальше предстояло путешествие по Европе и знакомство с великими художниками, в число которых вскоре войдет и сам Кустодиев. которых чаще всего связано с мещанским и купеческим бытом, станут настоящим кладом для того, кто интересуется русской культурой тех времен. В 1909 Борис заболел туберкулезом позвоночника и провел последние пятнадцать лет жизни в инвалидном кресле. Несмотря на это, он сохранял жизнерадостность и продолжал работу до 1927 года. В мае 1927 художник умер в Ленинграде.

Описание картины «Масленица»

Самые известные полотна художника связаны с сюжетами из русской жизни и быта. Именно к таким относится и знаменитая картина «Масленица». Кустодиев изобразил на ней главную площадь небольшого городка во время народных гуляний. Передний план изображает расписные санки, на которых катаются люди, по бокам изображены прогуливающиеся румяные горожане и играющие в снежки дети, идет ярмарочная торговля. Художнику удалось великолепно передать для его создания использована потрясающая палитра с голубыми, красными и золотыми тонами, дополненными бирюзовым и изумрудным. Изображена на картине и церковь, окруженная деревьями. Использованные цвета подчеркивают добрые эмоции и чистоту мыслей, связанных с верой, которыми пропитана яркая, праздничная картина «Масленица». Кустодиев создал возможность для каждого, кто смотрит на полотно, почувствовать себя частью гуляний. Это невероятно оптимистичная работа, которая позволяет близко познакомиться с образом жизни людей конца девятнадцатого века.

Описание картины «Сирень»

Весеннее и светлое полотно живописец создал в 1906 году. Картина Кустодиева «Сирень» наполнена радостью и воодушевлением, на ней художник изобразил свою любимую семью. Молодая жена и маленькая дочка нарисованы на фоне пышных сиреневых кустов, что росли в Юлия Кустодиева одета по моде тех времен - в пышное белое платье, которое подчеркивает стройный силуэт. Она держит на руках дочь в белом платье с синими полосами. Картина Кустодиева не только отлично передает его привязанность к семье, но и воплощает саму погоду этого дня - цветение сирени в солнечных лучах изображено с потрясающей точностью и гармонией.

Описание картины «Купчиха за чаем»

Полотно, изображающее русскую женщину с дородной фигурой и доброй улыбкой, можно назвать ключевым в жизни мастера. Эта картина Кустодиева знакома даже тем, кто не слышал о его творчестве. На полотне изображено чаепитие, на столе стоит большой самовар и выставлены блюда с фруктами, пирожками, вареньем, белым хлебом. Сзади видны сцены Москвы: торговые ряды, монастыри, белокаменная церковь. В картине можно отметить и легкую иронию - пышная и добродушная купчиха со своим застольем вызывает у зрителя улыбку. Кроме того, есть в работе и глубокий символизм - она написана в 1918 году, в переломный момент, когда многим казалось, что Россия никогда не будет прежней, и ее национальные черты исчезли. Купчиха в таком контексте становится образом традиционного быта, который никогда не исчезнет.

Описание полотна «Купец, считающий деньги»

Как и другие, эта картина Кустодиева посвящена русским людям и сценам из жизни. На полотне изображен купец, выразительность лица которого впечатляет. У него твердый и уверенный взгляд, он умеет работать и весьма прижимист, если не сказать жаден. Жест его руки, придерживающей деньги, подчеркивает впечатление. Но в портрете нет никакого негатива. Именно купеческое сословие развивало экономику России тех времен. Страна оказалась на первом месте в мире в 1913 году, и без таких людей, как старик, изображенный на портрете, такое было бы просто невозможно. Жанровая сценка с чертами портретного жанра удается Кустодиеву прекрасно - как и «Купчиха за чаем», эта работа ярко отражает творчество живописца.

Слайд 1

Урок развития речи в 7 классе
Сочинение – описание картины Б.Кустодиева «Сирень» Учитель русского языка и литературы МБОУ «Червонновская средняя школа» Аметова Э.Р.

Слайд 2

Сочинение –описание картины Б. Кустодиева «Сирень»
Цель урока: Обучить словесному описанию картины. Развивать связную речь учащихся. Учить умению высказывать мысли. Прививать любовь к русскому искусству.
ЗАДАЧА УРОКА: Познакомиться с картиной Б.М. Кустодиева «Сирень» и научиться её описанию. Отрабатывать навыки при отборе материала. Осуществлять поиск информации и анализировать её.

Слайд 3

Кустодиев Борис Михайлович
Выдающийся русский художник-жанрист, пейзажист, портретист, театральный декоратор, график.

Слайд 4

Творчество Б.Кустодиева
В творчестве Бориса Михайловича Кустодиева встречаются абсолютно лиричные, тонкие произведения. В своих работах художник воплотил себя как автор, чувствующий жизнь, её сложные, но вместе с тем прекрасные образы.

Слайд 5

Свой жанр
В самом начале ХХ века Кустодиев приступает к разработке своего жанра «портрета-картины», где главный герой и пейзаж неразрывно связаны. Это обобщенный образ модели и его индивидуальные черты, которые раскрываются через окружающее пространство.

Слайд 6

«Сирень»
Весенняя картина, написанная счастливым художником. Он изобразил на фоне цветущей белой сирени свою жену в белом платье, создав в картине равновесие и соответствие женщины и цветов. На руках жены – маленькая дочь в длинном, скрывающем ножки платьице в сиреневую полоску. Картина солнечная, теплая, наполненная душевным равновесием и радостью. А задний план – бревенчатый, крашенный желтой краской дом, темно-зеленые листья кустарника, растущего у забора, светлая зелень листьев сирени - делают картину еще более душевной.

Слайд 7

Сочинение – описание картины Б.Кустодиева «Сирень»
План работы над сочинением 1.Вступление. Тема. Общее впечатление от картины. Какие краски преобладают? 2. Главная часть. А)Что изображено на переднем плане картины? Б)Что на заднем плане? В)На каких деталях автор акцентирует внимание зрителя? Для чего? Г) Какое отношение к миру показал художник своей картиной? 3. Заключение. Какие эмоции и желания она вызывает у вас?

Центральное место в этой картине занимает роскошный куст цветущей сирени, из-за которого виден деревянный дом, и молодая женщина с ребенком на руках.

День, запечатленный художником, - теплый и ясный. Отблески солнечного света видны на соцветиях сирени, особенно на верхних – они просто озарены им. И, из-за этого они выглядят особенно красиво. Сам куст раскидист и высок. Солнце озаряет и дом, проглядывающий из-за сирени. Небольшой кусочек чистого голубого неба, изображенного на второстепенном плане, еще раз говорит о прекрасной погоде.

Время года, запечатленное на картине – поздняя весна. То время, когда лето уже практически полностью вошло в свои права. И, пышно цветут уже деревья и кустарники, трава уже напитана солнечным светом. Цвет ее на картине сочно-зеленый. Видны и несколько розовых цветов, расположенных уже за забором, которым ограждена сирень.

Забор – деревянный, резной. Калитка его приоткрыта. Видимо, из нее и вышла женщина, изображенная на фоне всего этого весеннего великолепия. Фигура ее изящна и грациозна. Все это подчеркивает ее наряд. Она одета в красивое белое платье, которое под впечатлением, которое создает вся картина, кажется, приобретает нежный небесно-белоснежный оттенок. Волосы ее собраны в аккуратный и строгий пучок. Женщина, так же, озарена солнечными лучами. Они придают ее платью неповторимое сияние, которым украсить могут только они.

На руках молодая женщина держит маленькую девочку. Создается впечатление, проскальзывающее во всем характере изображения, бесконечной нежности и заботы, с которой смотрит мать на девчушку. На малышке тоже одето пышное белое платьице. Только, дополняют его еще синие волны, идущие по его верхней части и юбке. Голову девочки прикрывает чепчик. Видать, погода стоит жаркая. А девочке, по всей видимости, от роду не больше года.

На самом дальнем плане картины, из-за сиреневого куста и дома, виднеется золотящееся от солнечных лучей поле, которое сливается с лазурным небесным простором. Все залито светом. В каждой детали картины дышит тепло этого солнечного дня, так искусстно запечатленного художником. Есть отблески светила и в пышных цветах, которые, кажется, благоухают, и в силуэте молодой матери. Вся картина озарена им, этим светом, и дышит весенним теплом и великолепием.

Сочинение по картине Сирень Кустодиева

Какой же красивый кустарник - сирень! Посмотрев на нее в солнечный весенний день можно увидеть сотни, если не тысячи оттенков фиолетового! А как же эти маленькие цветочки красиво гармонирует с зеленой листвой! В детстве, бывало, подойдешь к кусту сирени, и будешь целый час искать пятилистник, чтобы впоследствии съесть его и загадать самое заветное желание! Совсем недавно у меня проснулось такое желание, когда я в первый раз посмотрел на картину Кустодиева "Сирень".

На переднем плане в первую очередь бросается женщина, которая держит на руках маленького ребенка. Во многих источниках написано, что это не просто обычная женщина, а жена художника, а держит она его дочь. Обе представительницы женского пола одеты в белые одеяния. На женщине платье в пол, которое при этом закрывает горло. Однако, приглядевшись, можно заметить, что одеяние необычное: выполнено оно с многочисленными складками. Красивыми выглядят и рукава, которые выполнены из немного прозрачной белой ткани. Волосы у дамы прибраны в пучок, который при этом закреплен какой-то черной заколкой с бантом. Лицо нежное и заботливое, и если посмотреть повнимательнее, ее цвет кожи отличается от кожи ребенка. У женщина она желтая, на лице видны морщины, у ребенка же наоборот, лицо нежное и гладкое, и цвет не желтый, а нежно-розовый.

Сама девочка тоже в платье, которое ей явно не подходит по длине. Зато украшения на платье очень красивые: синие волны. Лично мне оно напоминает морскую тематику, и было бы гораздо лучше, если бы женщина была с ребенком на фоне какой-нибудь набережной, где сзади видно море. Хотя, тут они тоже смотрятся достаточно неплохо.

На заднем фоне можно увидеть в первую очередь забор. Хочу заметить, что он довольно обычный, хотя, по одеяниям жены Кустодиева, можно понять, что живут они неплохо. Позади забора располагается наша героиня картины - сирень. Можно заметить, как много художник использовал оттенков в кроне кустарника! Тут есть и темно-зеленый, и светло-зеленый, и салатовый, а также многие другие цвета. Несмотря на то, что цветы сирени плохо прорисованы, оттенков тут тоже предостаточно: голубой, синий, белый, фиолетовый, розовый.

В углу картины можно заметить желтый покрашенный бревенчатый дом. Видно окошко, а также сливная труба. Окно выглядит достаточно красиво. Хочу также указать на рамы: они не самые обычные, а также выполнены волной.

Картина очень красивая, светлая и яркая. В ней чувствуется семейная теплота и любовь, она девственно нежна и полна светлых и положительных эмоций.

Несколько интересных сочинений

  • Образы крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение

    Писатель создает групповой портрет семерых крестьян, которые путешествуют по Руси и ищут счастливых людей, среди которых, они уверенны, нет крестьян, солдат и прочих более низких классов

    Повесть «Белые ночи» была написана Ф. М. Достоевским в 1848 году. Произведение принадлежит к раннему творчеству писателя. Интересно, что Достоевский отнес «Белые ночи» к жанру «сентиментальный роман»