Почему поединок куприна так называется. Метафоричность названия повести А.И. Куприна «Поединок. Другие сочинения по этому произведению

>Сочинения по произведению Поединок

Смысл названия

Повесть «Поединок» была написана А. И Куприным в конце 19 - начале 20 столетия. Этот период характеризовался русско-японской войной и революционными настроениями в стране. Поэтому повесть и разоблачение армейской жизни в ней вызвали бурю негодования и общественный резонанс. Автор показал не только неприглядные стороны русской армии, с порядками которой сам был хорошо знаком, но и выставил их напоказ. Это был настоящий удар по армейским нравам, поэтому повесть не могла пройти незамеченной.

Главный герой произведения - молодой подпоручик Георгий Ромашов . По сравнению с другими офицерами он был более тонким, глубоким и чувствительным человеком. Считается, что автор в Ромашове изобразил много автобиографичных черт и даже считал его своим двойником. Романтичные устремления героя не подходили для казарменной жизни. Ромашов время от времени писал рассказы, но, будучи человеком застенчивым, никому их не показывал. Армейскую жизнь он считал пошловатой и бесчеловечной. Он видел, как нелегко приходилось солдатам, как часто над ними издевались, унижали их и это его расстраивало.

Как и любая романтичная натура, Ромашов умел любить. Выбор в гарнизоне был невелик, так как большинство женщин были женами офицеров и отличались пошловатыми манерами. Грубое, жеманное поведение и излишнее кокетство отталкивало Ромашова. Поэтому предметом своего восхищения он выбрал Александру Петровну - жену поручика Николаева . Она разительно отличалась на фоне этих глупых обольстительниц. Шурочка была умна, талантлива, красива и обольстительна. Однако были в ней и другие, скрытые черты, например, хладнокровие, амбициозность, коварство, расчетливость. Этих качеств Ромашов не разглядел в ней и потому проиграл свой самый главный «поединок» - поединок с жизнью.

Название повести всецело передает смысл разыгравшейся в ней драмы. С одной стороны, поединок - это логическое завершение конфликта между Николаевым и Ромашовым, с другой стороны, поединок - это личная борьба Ромашова с печальной реальностью и армейским беспределом. Трагедия этого героя заключается в том, что, даже осознавая всю пошлость и бездуховность армейской жизни, он не имеет достаточно силы противостоять ей. Поэтому в сложившейся ситуации есть только один выход - смерть, что и происходит в финале произведения. Согласно официальному рапорту полкового командира, подпоручик Ромашов был убит поручиком Николаевым во время дуэли.

Конспект урока по литературе в 11 классе

ТЕМА №2 : Метафоричность названия повести А.И. Куприна «Поединок».

ЦЕЛИ: знать содержание повести, показать различные формы и приёмы работы по анализу идейно-художественного своеобразия повести;

Задачи:

    развивать эмоциональное восприятие художественного текста;

    формировать гуманистическое мировоззрение, чувство патриотизма.

    воспитывать любовь к художественному слову

ОБОРУДОВАНИЕ: тексты, тетради, портрет Куприна, учебники, ПК, экран, проектор.

Ход урока:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин.)1 слайд

II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ (6 мин.)2 слайд

Великолепная повесть. Я полагаю, на всех честных,
думающих офицеров она должна произвести неотразимое впечатление.

М. Горький

Я тоже надеюсь, что сегодняшний разговор по этому произведению А.И. Куприна поможет вам создать свой идеал командира, заставит серьёзно задуматься над положением современной армии и сравнить его с царской армией начала XX века, увидеть социальные и нравственные проблемы. “Реалист по самой сущности своего таланта, Куприн чувствовал себя уверенно как художник только тогда, когда прочно стоял на почве реальной действительности и отлично знал то, что изображал”. (Литературовед Ф. И. Кулешов.)

Повесть вышла в 1905 году в мае в дни разгрома русского флота при Цусиме. Изображение отсталой, небоеспособной армии разложившихся офицеров, забитых солдат имело важный общественно-политический смысл: – политический смысл: это был ответ на вопрос о причинах дальневосточной катастрофы.(6 мин)

III. БЕСЕДА (25 мин.) 3 слайд, 4 слайд

    Какова основная тема повести? (Кризис России, всех сфер русской жизни.)

    Какие три основные тематические линии вы увидели в повести? (Жизнь офицеров, солдат, отношения между людьми.)

Вывод. Жестокими штрихами, Куприн рисует армейскую среду. Из многолетнего опыта созданы образы офицеров. Приведите свои примеры. Почти все карьеристы, пьяницы, тупые и невежественные. Служба для них скучная, тягостная обязанность. Интеллектуальных интересов нет никаких, ни читать, ни думать они не умеют, да и не хотят.

    С глубоким сочувствием рисует Куприн казарменный каторжный быт солдат.

    Анализ 3–4 эпизодов.

Вывод. Люди превращены в безропотные механические величины, называемые ротой, батальоном, полком.

    Какова философия жизни Назанского?5 слайд

Вывод . Начитавшись Ницше, Назанский проповедует индивидуализм, преклоняется перед своим “я”, ставит себя выше других людей, презирает их.

IV. СЛОВО УЧИТЕЛЯ (2 мин.)6 слайд

Поручик Ромашов дан в непрерывном движении, в процессе его внутреннего изменения и духовного роста. Он отличается коренным образом от всех офицеров в повести.

V. СООБЩЕНИЯ ПО ТЕКСТУ (5 мин.)

    Каким вы представили себе Ромашова?

VI. СЛОВО УЧИТЕЛЯ (3 мин.)7 слайд

Литературовед И. А. Питляр утверждал, что повесть “Поединок” – явление большого реалистического искусства, в котором беспощадно правдивое изображение “ужаса и сказки военной жизни” сочеталось с большой достоверностью в раскрытии психологии человека, переживающего серьёзный нравственный перелом, в изображении ломки сознания, высвобождающегося из пут уродливых “кастовых предрассудков”.

    Ребята, как вы думаете, почему я очень просила прочитать вас эту повесть внимательно? Это была моя прихоть, учительский принцип?

    Ответить на все вопросы, поставленные Куприным в повести, за один урок невозможно? О чём мы не успели поговорить? (Об отношениях с женщинами и о названии повести “Поединок”.)

    Это и будет предметом нашего разговора на следующем уроке.

VII. Домашняя работа (1 мин.)8 слайд

1. Подготовить рассказ по тексту: 1 в. Ромашов и Шурочка Николаева. 2 в. Ромашов и Раиса Петерсон.
2. Анализ эпизода “Последняя встреча Ромашова с Шурочкой Николаевой”. (Индивидуально.)

VIII. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК (1 мин.)

Название повести А. И. Куприна верно передает смысл разыгравшейся в ней драмы, сразу определяет внутренний конфликт, еще не известный читателю. То есть под поединком подразумевается не только описанная в конце повести дуэль, но и все события, происходящие с главными героями. Действие книги происходит в то время, когда только что официально разрешили поединки между офицерами. Естественно, в гарнизоне эта тема живо обсуждается. Впервые

Она всерьез затрагивается в разговоре Шурочки Николаевой и Ромашова. Шурочка, красивая, обаятельная, умная, образованная женщина, говорит о дуэлях как о каком-то необходимом явлении. Офицер, утверждает она, обязан рисковать собой. Оскорбление может быть смыто только кровью. Ведь офицеры, говорит Шурочка, созданы для войны. Их неотъемлемыми качествами должны быть смелость, гордость, уменье не сморгнуть перед смертью. Такие качества в мирное время могут проявиться только в дуэлях. Не только Шурочка, жена офицера, рассуждает о поединках с подобной горячностью. Это мнение большинства мужчин в гарнизоне. Ромашов же с недоумением и изумлением выслушивает подобные речи из уст очаровательной женщины.

Многих офицеров влекут поединки, война, кровопролитие. Они с сожалением говорят о старых войнах, в которых никогда не участвовали. Они с восторгом описывают пожары, убийства, резню, плач детей, крики женщин и даже смакуют эти подробности.

Жизнь Ромашова в полку вечный поединок с собой и с офицерскими предрассудками. Он не такой, как его товарищи, у него другие жизненные устремления.

Придя в полк, Ромашов мечтал о доблести, о подвигах, о славе. Он идеализировал офицерство, считая, что эти люди благородны, великодушны, честны. И что же он застал в гарнизонеОфицеры ведут серое, беспросветное существование. Их однообразная служба не приносит им никакого удовлетворения. Они отыгрываются на солдатах, которых не считают за людей, бьют их до крови, до того, что вылетают зубы. Рядовые же не смеют поднять головы, поскольку не имеют права спорить с начальством. Поэтому в армии царит произвол: рядовые все больше обезличиваются, вышестоящие все больше свирепствуют.

Так изо дня в день протекает служба. Вечерами, не зная, чем заняться, офицеры собираются, играют в карты и устраивают бессмысленные кутежи. От нечего делать заводятся романы, кипят надуманные страсти.

Офицерские жены ничуть не отличаются от своих мужей. Те же серость, необразованность, нежелание ничего видеть вокруг себя, игра в светскость. На этом фоне Шурочка, конечно же, выделяется своей привлекательностью, свежестью, непосредственностью, горячностью, желанием вырваться куда-то в иной мир. Другие же не стремятся изменить свое существование, все привыкли к нему и вряд ли представляют что-то иное. Безусловно, есть и исключения. Эти люди понимают, в какой грязи живут, но ничего поделать не могут. Тот же Назанский интересный, мыслящий человек спился и загубил себя, не видя иного пути.

Куприн своей книгой выразил протест против порядков, существующих в армии, о которых он знал не понаслышке. Ромашов втягивается в эту атмосферу (да и что остается делать), начинает вести тот же образ жизни, что и все остальные. Однако он гораздо тоньше чувствует и увереннее размышляет. Его все больше и больше ужасают дикое, беспросветное существование в гарнизоне, несправедливое, зверское обращение с солдатами, беспробудное пьянство, сплетни, мелкие интриги. Он мечтает сбежать от этого, заняться чем-либо другим. Он не дает себе втянуться в трясину распущенности и бездумности, борется со всем дурным в себе. Это ему удается, поскольку он способен на глубокие, искренние чувства. Он проникается сочувствием, более того уважением к солдатам. Он всем сердцем любит Шурочку, не позволяя себе усомниться в том, что она лучшая из женщин. Его тяготит общество других офицеров.

Вся книга это череда мелких столкновений Ромашова с окружающими его людьми. Подобные столкновения неизбежны, поскольку отличие подпоручика Ромашова от других бросается в глаза. Он постоянно вступает с кем-то в конфликты, будучи по природе человеком не конфликтным, а добродушным, всегда готовым выслушать мнение другого. Все эти малозначительные стычки ведут к одной главной дуэли между Ромашовым и Николаевым.

В общем-то дуэль была предопределена с самого начала. Ромашов любил жену Николаева, кроме того, и она отвечала ему пусть не любовью, но хотя бы симпатией, привязанностью. Николаев с самого начала не приемлет Ромашова. Возможно, кроме личных причин тут играет роль то, что Ромашов, принимая участие в жизни полка, стоит как бы на отшибе, чуть выше остальных. Следовательно, рано или поздно поединок должен был состояться.

Слово поединок по отношению к произошедшему событию, возможно, не совсем уместно, поскольку это не было честным сражением двух офицеров. Шурочка, так горячо любимая Ромашовым, уверила его, что все оговорено заранее и никто не будет ранен. При этом она оговорилась, что прощается с ним навсегда, но он, как все влюбленные, был слеп. Разве мог доверчивый, романтичный подпоручик предположить, что любимая женщина так холодна, расчетлива и вероломнаИ он погиб, не познав счастливой любви, не осуществив заветную мечту о том, чтобы бросить службу и посвятить себя более достойному занятию. Поединок между Ромашовым и окружающим миром оказался не в пользу мечтательного подпоручика.

Повесть Поединок уходит корнями в тот период жизни Куприна, когда он приобретал опыт военного человека. Желание служить в армии было в юности страстным и романтическим. Куприн закончил кадетский корпус и Московское Александровское военное училище. Со временем служба и показная, нарядная сторона офицерского бытия обернулась своей изнанкой: утомительно однообразными занятиями словесностью и отработкой ружейных приемов с отупевшими от муштры солдатами, попойками в клубе да пошлыми интрижками с полковыми распутницами. Однако именно эти годы дали возможность Куприну всесторонне изучить провинциальный военный быт, а также познакомиться с нищей жизнью белорусской окраины, еврейского местечка, с нравами заштатной интеллигенции.

Впечатления этих лет явились как бы запасом на много лет вперед (материал для ряда рассказов и в первую очередь повести Поединок Куприн почерпнул именно в пору своей офицерской службы). Работа над повестью Поединок в 1902 1905 годах была продиктована желанием осуществить давно задуманный замысел хватить по царской армии, этому сосредоточению тупости, невежества, бесчеловечности. Все события повести происходят на фоне армейской жизни, ни разу не выходя за ее рамки. Возможно, это сделано для того, чтобы подчеркнуть важность и реальную необходимость хотя бы задуматься над теми проблемами, которые показаны в повести. Ведь армия это оплот самодержавия, и если в ней есть недостатки, то их надо стремиться устранять. Иначе вся важность и образцовость существующего строя это блеф, пустой звук, и нет никакой Великой державы. Осознать весь ужас армейской действительности предстоит главному герою подпоручику Ромашову. Выбор автора не случаен: ведь Ромашов во многом очень близок Куприну: оба они окончили военное училище, поступили на службу в армию. С самого начала повести автор резко погружает нас в атмосферу армейского быта, рисуя картину ротных учений: отработка несения службы на посту, непонимание того, что от них требуется, некоторыми солдатами (Хлебников, исполняющий приказания арестованного; Мухамеджинов, татарин, слабо понимающий по-русски и, как следствие, неверно исполняющий приказания).

Осознать причины этого непонимания несложно. Хлебников, русский солдат, просто не имеет хоть кого-либо образования, и потому для него все произнесенное ефрейтором Шаповаленко это не более чем пустой звук. Кроме того, причиной такого непонимания служит резкая смена обстановки: подобно тому, как резко нас погружает автор в такого рода обстановку, так и многие новобранцы не имели до этого никакого представления о военном деле, не общались с военными людьми, для них все ново: они еще не умели отделить шутки, примера от настоящих требований службы и впадали то в одну, то в другую крайность. Мухамеджинов же ничего не понимает в силу своей национальности, и это тоже большая проблема для русской армии всех пытаются подвести под одну гребенку, не учитывая особенности каждого народа. Ведь эти особенности, врожденные и не могут быть устранены никакой выучкой, тем более криком, физическими наказаниями. Вообще проблема рукоприкладства очень отчетливо фигурирует в данной повести. Это апофеоз социального неравенства. Конечно же, не надо забывать, что телесные наказания для солдат были отменены только в 1905 г. Но в данном случае речь уже идет не о наказании, а об издевательстве: Унтер-офицеры жестоко били своих подчиненных за ничтожную ошибку в словесности, за потерянную ногу при маршировке, били в кровь, выбивали зубы, разбивали ударами по уху барабанные перепонки, валили кулаками на землю. Разве станет так себя вести человек с нормальной психикой. Моральный мир каждого, кто попадает в армию, коренным образом меняется и, как замечает Ромашов, далеко не в лучшую сторону. Так даже капитан Стельковский, командующий пятой ротой, лучшей ротой в полку, офицер, который всегда обладал терпеливой, хладнокровной и уверенной настойчивостью, как оказалось, тоже бил солдат (в пример Ромашов приводит то, как Стельковский выбивает вместе с рожком зубы солдату, неверно подавшему сигнал в этот самый рожок).

Окт 30 2015

Повесть А. И. Куприна «Поединок» написана в 1905 году на фактическом материале - впечатлениях от армейской службы самого автора. Кризис русской армии конца XIX - начала XX века, процветавшие в ней порядки, муштра, мордобой - все это объясняет поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. как закономерный итог сложившейся ситуации. Название повести - «Поединок» - также не случайно, оно имеет и буквальное, и переносное значение. На первый , разумеется, выходит фактическое значение названия - тема дуэли, поединка. Офицерские дуэли были разрешены незадолго до начала описываемых событий, и делалось это, видимо, с целью развить и укрепить в офицерах чувство воинской чести. Но, как это часто бывает, благие намерения перешли в фарс, показуху.

Дуэли происходят зачастую без действительного повода, а офицеры восприняли их как поощрение своей деятельности, чаще всего ставшей результатом пьяного скандала. Казенный патриотизм, пышные фразы становятся важнее сути происходящего. Так, герои рассказывают о прапорщике Краузе, расстрелявшем в пьяном скандале двух безоружных людей, но картинно прострелившем себе руку под знаменем полка и оправданном трибуналом. Отношение офицеров к поединку разное,’ но большинство как раз разделяют такие высокопарные мнения о «чести мундира» и о том, что «только кровь может смыть пятно обиды». Если дуэль отрицается, то, скорее всего, из практических, чисто бытовых соображений, как об этом говорит поручик Арчаковский, называя дуэль «чепухой», пригодной лишь в гвардии, «для разных там лоботрясов».

И голоса юного подпоручика Михина, считающего, что иногда «высшая честь» заключается в прощении, или главного повести Ромашова, не считающего возможным нападать с шашкой на штатского человека, вызывают у всех присутствующих насмешки и осуждение. Формализм и лицемерие особенно проявляются в конце повести, когда Ромашову предстоит суд офицерской чести, который должен рассмотреть его ссору с поручиком Николаевым, мужем Шурочки. Офицеры, члены суда, исполнены важности в роли ревнителей офицерской чести.

Они лицемерно расспрашивают Ромашова о том, где он был и был ли он пьян, словно не присутствовали сами при том скандале и не были так же пьяны. Решение о необходимости дуэли, принятое ими, наглядно демонстрирует показуху и формализм в вопросах воинской чести, но игнорирует при этом нравственные проблемы конфликта. Рапортом о дуэли, о ее трагическом исходе заканчивается , излагая события сухим канцелярским языком.

Таково буквальное значение названия. Но у этого названия есть и второй план, более глубокий и значимый. Речь идет о поединке, происходящем в душе героя, поединке офицера и человека, приводящем Ромашова к решению уйти из армии, но неосуществленному. Герой - подпоручик Ромашов - такой же офицер, как и многие в полку, недавно вышедший из училища и начавший службу. Отличается он от своих соратников более мягким характером, гуманистическими настроениями.

Он, как уже было сказано выше, не одобряет вооруженных расправ со штатскими людьми, считая их равными себе и отрицая тем самым кастовость, избранность армии. Он иначе относится к солдатам, отрицая насилие и не позволяя бить их. У него необычные дружеские отношения со своим денщиком, и тот за такое взаимопонимание платит ему искренней благодарностью. У старших офицеров это вызывает насмешки: «Видали мы таких миндальников, не беспокойтесь. Сами через год, если только вас не выпрут из полка, будете по мордасам щелкать».

Но Ромашов не может один противостоять этой среде. Выйдя из училища, он мечтал о подготовке к Академии, намечая себе строгую программу жизни: учеба, чтение, занятие музыкой и языками. Но теперь купленные книги пылятся на полке, непрочитанные газеты валяются под столом, поручик пьет водку в собрании, играет в карты, имеет «длинную, грязную и скучную связь с полковой дамой».

Уйти от реальности он пытается в своих мечтах, думая о себе в третьем лице, представляя себя то героем-разведчиком, то блестящим военным стратегом, спасшим проигранный было уже бой, утешая себя за придирки начальства. Эта рефлексия, вымышленный мир фантазий обиженного самолюбия спасают его ненадолго. Когда Ромашов осмелился возразить полковнику, заступившись за солдата, его посадили под домашний арест, и здесь, наедине с грустными размышлениями о жизни, мы видим начало душевного кризиса героя. Серый цвет доминирует в этих ощущениях: «его мысли были серы, как солдатское сукно».

И он воспринимает так же: «Что-то тесное, серое и грязное…» Размышляя о собственном «я» и «я» других солдат, герой приходит к осознанию индивидуальности своей и других людей, к мыслям об отрицании насилия, к отрицанию необходимости армии. И когда его вызывают к полковнику, Ромашов внезапно чувствует в себе такое достоинство, такую непримиримость к угодничеству и трусости, что полковник Шульгович тоже ощутил это и не посмел унизить Ромашова.

Следующим этапом душевного перелома для героя стал провал полка на смотру, в котором Ромашов был также повинен. Позор и насмешки сослуживцев приводят героя к мыслям о самоубийстве, но забыть о своих бедах его впервые заставляет чужое горе - горе забитого солдата Хлебникова. Ромашов испытывает какую-то странную родственную близость к этому человеку. Он впервые говорит Хлебникову: «Брат мой!», понимая его душевное состояние и чувствуя «виноватую жалость» в своем сердце, когда «свое личное горе» кажется «маленьким и пустячным». После этого «глубокого душевного надлома» Ромашов перестал ходить в офицерское собрание, пить, стал больше уединяться, размышлять о жизни, о своем отношении к армии и солдатам.

Как изменить жизнь? Как найти в ней свое место, уйдя из армии? Большую роль в этих душевных поисках героя сыграл его сослуживец Назанский, талантливый , гуманистически понимающий жизнь, но, не будучи в силах ей противиться, ставший жертвой запоев. Думая о «трех гордых призваниях человека», какими считает герой науку, искусство и свободный физический труд, он все больше укрепляется в мечтах о литературной работе. Огромную значимость придает любви в жизни человека: без нее Ромашов ощущает в душе скуку, одиночество и «мертвую пустоту».

Беседуя с Назанским, он еще больше понимает важность свободы человеческого духа, отрицает насилие над личностью. Идеи Назанского, потрясшие Ромашова, - это идеи индивидуализма: человек - «царь мира, его гордость и украшение», он может все. Но это не буржуазный индивидуализм, основанный на презрении к людям и превосходстве сильной личности, - это призыв к единению равных по духу, это оптимистическая вера в возможности человека и его будущее. Эти мысли укрепляют Ромашова в решении уйти из армии, в выборе внутренней свободы. Но осуществить это решение не так просто, нельзя так легко преодолеть влияние среды, косной и ограниченной.

Ссора Ромашова с офицерами и Николаевым всего лишь внешняя реакция на душевные переживания, но именно из-за нее события развиваются независимо от воли героя. И еще одно обстоятельство, не позволившее Ромашову отказаться от предрассудков офицерского общества, - Шурочка, его любовь к ней. Шурочка, очаровательная, эгоистичная, незаурядная натура, - хищница по своей сути. Она требует от Ромашова согласиться с общепринятыми условностями ради своих целей - вырваться из этой среды.

Связав его моральными обязательствами, она вынуждает Ромашова выйти на поединок и фактически пойти на жертву. И Ромашов приносит ей эту жертву ради своей любви, ради предрассудков общественной морали, которые разделяет любимая женщина. Поединок в душе героя решен в пользу человека, свободного в выборе места в жизни, но в реальной жизни общества, среда побеждают над «я» Ромашова. Цена жертвы, принесенной героем, безмерна - это его жизнь, отданная на поединке в угоду выполнения условий офицерского суда.

Так решается второй, более важный для все права защищены 2001-2005 писателя, смысловой аспект названия повести.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» . Литературные сочинения!

Сочинения по литературе: Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» Название повести А. И. Куприна верно передает смысл разыгравшейся в ней драмы, сразу определяет внутренний конфликт, еще не известный читателю. То есть под поединком подразумевается не только описанная в конце повести дуэль, но и все события, происходящие с главными героями. Действие книги происходит в то время, когда только что официально разрешили поединки между офицерами. Естественно, в гарнизоне эта тема живо обсуждается. Впервые Она всерьез затрагивается в разговоре Шурочки Николаевой и Ромашова. Шурочка, красивая, обаятельная, умная, образованная женщина, говорит о дуэлях как о каком-то необходимом явлении. Офицер, утверждает она, обязан рисковать собой. Оскорбление может быть смыто только кровью.

Ведь офицеры, говорит Шурочка, созданы для войны. Их неотъемлемыми качествами должны быть "смелость, гордость, уменье не сморгнуть перед смертью". Такие качества в мирное время могут проявиться только в дуэлях. Не только Шурочка, жена офицера, рассуждает о поединках с подобной горячностью. Это мнение большинства мужчин в гарнизоне.

Ромашов же с недоумением и изумлением выслушивает подобные речи из уст очаровательной женщины. Многих офицеров влекут поединки, война, кровопролитие. Они с сожалением говорят о старых войнах, в которых никогда не участвовали. Они с восторгом описывают пожары, убийства, резню, плач детей, крики женщин и даже смакуют эти подробности. Жизнь Ромашова в полку - вечный поединок с собой и с офицерскими предрассудками. Он не такой, как его товарищи, у него другие жизненные устремления. Придя в полк, Ромашов мечтал "о доблести, о подвигах, о славе".

Он идеализировал офицерство, считая, что эти люди благородны, великодушны, честны. И что же он застал в гарнизоне? Офицеры ведут серое, беспросветное существование. Их однообразная служба не приносит им никакого удовлетворения. Они отыгрываются на солдатах, которых не считают за людей, бьют их до крови, до того, что вылетают зубы.

Рядовые же не смеют поднять головы, поскольку не имеют права спорить с начальством. Поэтому в армии царит произвол: рядовые все больше обезличиваются, вышестоящие все больше свирепствуют. Так изо дня в день протекает служба. Вечерами, не зная, чем заняться, офицеры собираются, играют в карты и устраивают бессмысленные кутежи. "От нечего делать" заводятся романы, кипят надуманные страсти. Офицерские жены ничуть не отличаются от своих мужей. Те же серость, необразованность, нежелание ничего видеть вокруг себя, игра в светскость. На этом фоне Шурочка, конечно же, выделяется своей привлекательностью, свежестью, непосредственностью, горячностью, желанием вырваться куда-то в иной мир.

Другие же не стремятся изменить свое существование, все привыкли к нему и вряд ли представляют что-то иное. Безусловно, есть и исключения. Эти люди понимают, в какой грязи живут, но ничего поделать не могут. Тот же Назанский - интересный, мыслящий человек - спился и загубил себя, не видя иного пути. Куприн своей книгой выразил протест против порядков, существующих в армии, о которых он знал не понаслышке. Ромашов втягивается в эту атмосферу (да и что остается делать?), начинает вести тот же образ жизни, что и все остальные.

Однако он гораздо тоньше чувствует и увереннее размышляет. Его все больше и больше ужасают дикое, беспросветное существование в гарнизоне, несправедливое, зверское обращение с солдатами, беспробудное пьянство, сплетни, мелкие интриги. Он мечтает сбежать от этого, заняться чем-либо другим. Он не дает себе втянуться в трясину распущенности и бездумности, борется со всем дурным в себе. Это ему удается, поскольку он способен на глубокие, искренние чувства. Он проникается сочувствием, более того - уважением - к солдатам. Он всем сердцем любит Шурочку, не позволяя себе усомниться в том, что она - лучшая из женщин. Его тяготит общество других офицеров.

Вся книга - это череда мелких столкновений Ромашова с окружающими его людьми. Подобные столкновения неизбежны, поскольку отличие подпоручика Ромашова от других бросается в глаза. Он постоянно вступает с кем-то в конфликты, будучи по природе человеком не конфликтным, а добродушным, всегда готовым выслушать мнение другого. Все эти малозначительные стычки ведут к одной главной - дуэли между Ромашовым и Николаевым. В общем-то дуэль была предопределена с самого начала. Ромашов любил жену Николаева, кроме того, и она отвечала ему пусть не любовью, но хотя бы симпатией, привязанностью. Николаев с самого начала не приемлет Ромашова. Возможно, кроме личных причин тут играет роль то, что Ромашов, принимая участие в жизни полка, стоит как бы на отшибе, чуть выше остальных.

Следовательно, рано или поздно поединок должен был состояться. Слово "поединок" по отношению к произошедшему событию, возможно, не совсем уместно, поскольку это не было честным сражением двух офицеров. Шурочка, так горячо любимая Ромашовым, уверила его, что все оговорено заранее и никто не будет ранен. При этом она оговорилась, что прощается с ним навсегда, но он, как все влюбленные, был слеп. Разве мог доверчивый, романтичный подпоручик предположить, что любимая женщина так холодна, расчетлива и вероломна? И он погиб, не познав счастливой любви, не осуществив заветную мечту о том, чтобы бросить службу и посвятить себя более достойному занятию.

Поединок между Ромашовым и окружающим миром оказался не в пользу мечтательного подпоручика. Повесть "Поединок", созданная Куприным в период русско-японской войны и в атмосфере подъема русского революционного движения, вызвала огромный общественный резонанс, поскольку именно в этом сравнительно небольшом по объему произведении писатель сумел разоблачить и выставить напоказ все те негативные стороны жизни неприкосновенной и глубоко почитаемой военной касты, которая всегда считалась передовой частью самодержавного российского государства. Таким образом, своим "Поединком" Куприн нанес ошеломляющий удар не только по диким армейским нравам, но и по всем порядкам царской России. Кстати, за чтение повести в Севастополе Куприна посадили в тюрьму, а потом выслали из Крыма.

Но проблематика произведения выходит далеко за рамки традиционной военной повести. В "Поединке" автор затрагивает актуальные вопросы того времени о причинах неравенства людей в обществе, выдвигая на первый план проблему взаимоотношений отдельной личности и общества, интеллигенции и народа и отыскивая пути освобождения человека от духовного гнета, указывая на ничтожность и большой вред общественного влияния на формирование личности. В центре повествования - судьба честного и благородного русского офицера Ромашова (в фигуре которого выразились многие черты самого автора), который попадает в условия армейской казарменной жизни, где и проходит суровую школу, ощущая на себе всю неправильность человеческих взаимоотношений. В качестве причины трагизма судьбы главного героя мы видим духовное бездорожье интеллигенции, оторвавшейся от народа.

Разве несчастная любовь к Шурочке является причиной духовной и физической гибели нравственно чистых Ромашова и Назанского? Конечно, нет. Личная трагедия в жизни этих героев лишь ускоряет печальный финал. Непосредственно казарменной жизни в повести отведено не более пятидесяти страниц. Это две сцены, рисующие будни полка, большая сцена смотра корпусным командиром. Но с ними тесно связаны эпизоды, показывающие отношения Ромашова и его денщика Гайнана, эпизоды бесед с солдатом Хлебниковым, сочувствие к татарину, не понимающему русского языка Именно здесь ставится вопрос об отношении интеллигенции к народу. Автор показывает затхлый мир армейской провинциальной жизни. Вспомним, как в самом начале повести командир Шульгович подвергает Ромашова домашнему аресту за "непонимание войсковой дисциплины". Герой чувствует себя униженным, и его юношеское самолюбие рисует в воображении сладкие картины мести: вот он заканчивает академию, становится блестящим офицером, а перед ним заискивает Шульгович, которого он учит, как надо вести маневры.