План на тему опять двойка. Сочинение по картине «Опять двойка» Решетникова Ф. П. Анализ и особенности. Сообщение учащегося о художнике

Замечательный художник Решетников Федор Павлович с детства увлекался рисованием. Совсем молодым он участвовал в легендарном походе на судне «Челюскин» и сделал много интересных рисунков заснеженных просторов Арктики.
Во время войны 1941 – 1945 годов Решетников принимал участие в защите Севастополя и освобождении Крыма. После войны он рисовал детей, особенно подростков. Например, «Прибыл на каникулы», «За мир», и конечно произведение «Опять двойка!». На международной арт выставке в городе Брюсселе картины были удостоены бронзовой медали.

Картина Решетникова Опять двойка по своему сюжету очень близка к реальной жизни учеников и поэтому ее репродукции были размещены в советских учебниках, как образец советской бытовой живописи.

Художник в 1952 году изобразил в картине мать и троих детей, один из которых недавно вернулся из школы. На стене, виден отрывной календарь, который укреплен на репродукции еще одного полотна Решетникова - «Прибыл на каникулы». С другой стороны от двери – часы-ходики. Полотно рассказывает о быте обычной семьи. Обстановка также типична для многих семей 50-х годов ХХ века.

Главный герой картины Опять двойка - мальчик подросток лет десяти. Его внешний вид ярко демонстрирует, что после уроков школьник не спешил домой, а еще долгое время проводил на улице, катаясь на коньках. На мальчике зимнее пальто, но вероятно оторвалась пуговица и оно расстегнуто. В руке перевязанный потрепанный портфель, возможно не однажды служивший ему вместо мяча или санок. Из портфеля виднеются коньки. Растрепанные волосы, покрасневшие уши, зарумянившиеся от мороза щеки – свидетельство того, что мальчик не один час провел на улице.

Он делает огорченный вид, опустив голову и потупив глаза, изображает переживание по поводу очередной полученной двойки. Но такая ситуация для него возникает не в первый раз и мальчик уже знает, что нужно делать и как себя вести. Он уже неоднократно давал матери обещание всегда выполнять домашние задания, но кроме уроков в его мире столько интересного… А в этом возрасте так легко можно позабыть про уроки.

Возможно, именно поэтому он и пришел из школы поздно, поскольку боялся заслуженного нагоняя от матери за двойку. А вместо этого с удовольствием поиграл с ребятишками во дворе в снежки. Но зимой дни короткие, стало темнеть, и нужно было идти домой.

Мальчика радостно встречает белого окраса с рыжеватыми пятнами пес, видно, собачка очень привязана к своему молодому хозяину и своей обычной манерой показывает как рад его приходу домой в надежде вместе поиграть. Передними лапками он уперся на грудь, и весело по скуливая виляя хвостом, и пытается лизнуть своего друга.

У обеденного стола, покрытого светлой полосатой скатертью, устало, сложив руки на своих коленях, сидит мать. Можно догадаться, что она только на минутку оставила свои бесконечные домашние дела. Увидев сына с заметно грустным внешностью, она осознает, что сынок двоешник вдоволь наигрался, и не думает об уроках и не переживает о плохой оценке, которую не давно схлопотал. Но в присутствии матери и старшей сестры делает удрученный вид. У женщины, кажется уже нет сил, чтобы повлиять на сына в надежде заставить его быть внимательным и конечно хорошо учиться в школе. Мама с грустью и тоской взирает на подростка.

В комнате под грозным вниманием мамы на некоторое время все затихли, слышатся лишь тихие вздохи мамы, сопение мальчика и тиканье маятника стареньких ходиков.

Старшая сестренка вытаскивает из своего школьного портфеля учебники и прилежно складывая их на стол, готовясь к выполнению домашних заданий. Она с укором поглядывает на братишку, в ее глазах также как и у мамы отсутствует какое либо сочувствие. Возможно, сестра учится хорошо и считает, что братик просто разгильдяй, и двойку заслужил: уроки почти не учит, на занятиях вертится, да еще и постоянно огорчает маму.

Неподалеку с женщиной на детском велосипеде ее младший сын-дошкольник, который даже немного ряд, что не только его одного ругают за баловство и детские проказы.

Сегодня Картина Решетникова Опять двойка, находится в Третьяковской галерее в Москве.

Елена Пислегина
Беседа по картине «Опять двойка»

Здравствуйте, ребята. На наше занятие пришли гости, они хотят увидеть : чему вы научились, как умеете отвечать.

Сегодня мы с вами на занятии вновь работаем по картине и знакомимся с новым художником Федором Павловичем Решетниковым. А картина , по которой мы будем работать, очень интересна тем, что на месте ее главного героя может оказаться любой из вас. Посмотрите внимательно на репродукции картин известного русского художника Федора Решетникова. Прочитайте названия : «Достали языка» , «Прибыл на каникулы» , «Мальчишки» , «Опять двойка » .

Кто герои этих картин ?

(Герои этих картин дети )

Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего занятия?

(Мы будем описывать картину )

Верно, мы будем учиться беседовать по картине . Чтобы узнать, по какой именно картине мы будем с вами работать, необходимо расставить буквы по порядку. (игровой момент)

Давайте вспомним какие словарные слова, по данной теме, вы уже знаете.

Картина (от русского «карта » ) – произведение живописи в красках.

Репродукция (лат.) – воспроизведенный посредством печати рисунок или картина .

-«Опять двойка » , правильно! Эту картину написал Ф . П. Решетников, к этому занятию Демченко Дима Подготовил историческую справку.

Родился Федор Павлович в 1906 году в селе Сурско-Литовском Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи рано появился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему : растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал сам.

Четырнадцатилетним мальчиком Решетников приезжает в Москву и поступает сначала на рабфак искусств, а затем в Московский художественный институт. Будучи студентом, он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. Суровая и необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей – все это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными летчиками и, возвратившись, написал несколько картин , посвященных Арктике.

В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым.

Во время войны он неожиданно открыл для себя детскую тему. Приехав из Севастополя в Москву, где он работал в качестве военного корреспондента фронтовой газеты «Красный Черномерец» , однажды на улице он остановился посмотреть, как дети играют в войну. На роль «фашиста» , естественно, идти никто не хотел. На это удочку попадались только малыши, которые плохо разбирались в политике. Им здорово попадало, потому что ребята входили в роль и крепко поколачивали «фрицев» . Художника этот сюжет заинтересовал.

Ребятишки мечтали о том же, о чем и все вокруг : о победе. Решетников словно увидел готовую композицию будущего полотна. С большим подъемом он взялся за работу и написал «Достали» «языка» ».

Федор Решетников темы многих своих картин брал из повседневной жизни. После войны он довольно часто видел около метро, как суворовцев встречают родные. Все вместе шли домой, и ребята так бодро шагали – просто красота! Художник представлял, как один из них приходит домой и докладывает деду, кадровому военному, по всей форме : «Прибыл на каникулы!» . Паренек – уже маленький солдат, видно, как он этим гордится. Дедушка, принимая рапорт, тоже стоит навытяжку. Соотнесение двух фигур – старого и малого – раздвинуло рамки прошлого и будущего, придало сцене полушутливый характер. Вместе с тем картина серьезна . В суворовские училища брали тогда мальчишек, чьи родители погибли на фронте.

История создания картины «Опять двойка »

Картина «Опять двойка » была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой , как горько опять будет родным . Художник хотел показать, почему не пятерки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.

Сейчас картина «Опять двойка выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки . Но равнодушных перед этим полотном не бывает.

А вот что о работе над картиной говорил сам Решетников : «Для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказывали о своих успехах. Недавно я встретил четвертого «двоечника» и с трудом узнал его : он вырос, окреп, окончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе».

Чтение письма.

Ребята, смотрите, нам пришло письмо. Давайте прочитаем его.

Дорогие ребята!

Мне известно, что на одной из ваших занятий вы будете обсуждать содержание картины «Опять двойка » .

Мне очень приятно, что мой творческий труд заслуживает вашего внимания, и поэтому хочется для вас еще многое сделать (в меру своих сил и возможностей, конечно) .

Вообще обсуждение художественных произведений принесет вам большую пользу для развития вашего кругозора. Вы будете в дальнейшем лучше и свободней разбираться в искусстве. Да и нам, художника, интереснее создавать произведения для тех, кто в них заинтересован, кто правильно понимает. Поэтому я желал бы, чтобы вы провели обсуждение «Опять двойки » - на пятерку! Желаю вам здоровья и больших успехов в учебе!

Ф. Решетников

Давайте внимательно посмотрим на картину Федора Павловича Решетникова «Опять двойка » (молчаливое рассматривание)

Расскажите, что изображено на картине ?

(Мальчик с портфелем, из которого предательски выглядывают коньки; верный пес, ласково бросившийся к хозяину; сидит у стола мама, братишка на велосипеде; сестренка, часы на стене, дверь, большая комната, окно)

Беседа по вопросам . Анализ картины .

Что изображено на переднем плане картины ?

(На переднем плане одетый мальчик с виноватым видом, к нему ластится собака, которая очень радуется его приходу домой)

Опишите внешний вид мальчика, его позу, выражение лица.

(Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных, чувствует себя виноватым, в руках держит портфель, из которого выглядывают коньки)

О чем говорит его «бывалый» портфель? Как вы понимаете значения слова «бывалый» (словарное слово, работа со словарем?

(В руках мальчик держит потертый, рваный портфель, скорее всего зимой он служит ему вместо санок, а летом – футбольным мячом, замок на портфеле давно сломан, поэтому портфель перевязан длинной бечевкой, из портфеля предательски торчат коньки)

Каков приблизительно возраст ученика?

(Мальчику примерно 10-11 лет)

Если учесть, что картина была написана в 1952 году, то в каком приблизительно году родился мальчик?

(в 1941-1942 годах)

Говорят ли вам о чем-нибудь эти годы?

(период Великой Отечественной войны)

Что вы знаете о войне?

Великая Отечественная война коснулась каждой семьи в стране. Голод, холод, ежедневные бомбежки, отсутствие воды и канализации, тепла и электричества – вот те испытания, которые выпали на семьи в этот период.

ВОВ принесла очень много жертв. Ушли на фронт и не вернулись многие отцы, матери и сыновья, а сколько человек погибло в тылу!

Детей, живших в этот период, поглотила война и послевоенная разруха и голод. Во время этого ужасного голода норма была такой : завтрак и ужин – по 100 граммов хлеба, обед – 200. В это время никто не сидел, сложа руки. В старшие горестные годы ВОВ дети взрослели быстро. В тяжкое для страны время они уже понимали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа, стараясь ни в чем не уступать взрослым, порою даже рискуя жизнью. Дети, которые еще совсем недавно были беспечны, простодушны, оказывались втянутыми по горло в войну. Именно эти дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на станках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.

Легко ли было жить детям в военный и послевоенный период?

(Им было очень тяжело)

Почему же мальчик чувствует себя виноватым?

(школьник получил двойку )

Первый ли раз такое произошло?

(название картины говорит о том , что такое происходит часто)

Как вы думаете, почему это происходит?

Почему собака радуется приходу домой своего хозяина?

(Собака очень любит его, для нее возвращение хозяина домой – всегда радостное событие, так как ожидается прогулка, собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам)

Что изложено на заднем плане?

(мама, старшая сестра, младший брат, интерьер дома)

Что такое интерьер (словарное слово?

(зачитывание определение учащимся, который работал дома со словарем)

Чем отличается девочка-школьница от современных учениц?

(галстук, школьная форма, портфель)

А какие школьники носили красные галстуки?

(пионеры)

А кто такие пионеры нам расскажет Степанов Алексей.

Пионер – это первый в чем-то, первопроходец. В послевоенные годы появились образы Пионеров-героев-школьников, которые отважно сражались с фашистами. Образы пионеров-героев активно использовались как примеры высокой морали и нравственности.

Каких пионеров-героев вы знаете?

(Зина Портная, Володя Дубинин, Марат Казей)

Каждый пионер послевоенного времени хотел стать настоящим пионером, полезным своей Родине. «Пионер всем пример!» - главный девиз каждого школьника. И герой нашей картины тоже пионер .

Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой ?

(Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упреком смотрит на сына, столько проблем у матери, да еще и сын ее подводит)

Каково отношение к мальчику младшего братишки?

(Он катается на велосипеде, да посмеивается над двоечником, думает, что когда вырастет, то обязательно домой будет приносить только пятерки)

Как вы думаете, в послевоенное время легко ли было купить ребенку велосипед?

(нет, период был тяжелый, несмотря на то, что после войны уже прошло около 7 лет)

А как ты узнал, что прошло 7 лет?

(Я от 1952 года, когда была написана картина , вычел 1945 год, окончание войны, и у меня получилось 7)

О чем говорит наличие велосипеда в семье?

(Мама очень старается для своих детей, старается сделать все возможное, чтобы дети ни в чем не нуждались)

А теперь внимательно посмотрите на сестру. Что выражает взгляд и поза сестра? Как вы думаете, как она учится?

(Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной, чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично, сейчас она повторяет уроки, собирается в школу, ее портфель новый, не потрепанный, как у мальчика)

Почему сестра с таким упреком смотрит на брата?

(Стесняется его, ведь он совсем не соответствует образу пионера, к которому стремиться в это время каждый школьник)

Есть ли у мальчика возможность учиться?

(Условия есть : в комнате мы видим стол, левее – письменный стол с настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта , сестра уйдет во вторую смену учиться, мама занята домашними делами, скорее всего, сделает все возможное, для того, чтобы мальчику во время подготовки домашнего задания ни кто не мешал)

А у вас, дети, сейчас есть условия для хорошей жизни и учебы?

(У нас светлые классы, где мы узнаем много нового)

(Игровая для провождения досуга, в игровой у нас есть телевизор, компьютер, настольные игры)

(Большая уютная и теплая спальня)

А кому мы обязаны всем этим?

(Губернатору Краснодарского края Александру Николаевичу Ткачеву и министерству социального развития)

Александр Николаевич большой вклад внес в развитие нашего края. Он любит и заботится о всех детях Кубани.

Вернемся к картине . Какова основная мысль картины ?

(Очень стыдно приносить домой двойки )

Раскрытию замысла художника помогают и краски. Какое соотношение цветов на картине ?

(Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушенные, ведь он раскрывает не о праздничном событии, а говорит об обычном будничном дне в одной семье, это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета)

Давайте составим небольшой рассказ по этой картине , возьмете конверты со словами. Постройте предложения, расставив слова в правильном порядке.

Держит, руках, портфель, в, потертый, мальчик, рваный.

Него, сестра, осуждением, на, смотрит, с.

Велосипед, на, смеется, братишка, маленький.

С, смотрит, осуждением, мама, переживает, очень, сына, за.

Речь, хорошую, слушать, и, хорошо.

Давайте подумаем, в какой последовательности мы расставим эти предложения?

Найдите лишнее предложение, объясните, почему исключаете?

(Пословица «Хорошую речь хорошо и слушать» - не относится к нашей теме)

Назовите пословицы, которые знаете, и которые подойдут к данному произведению.

Сделал дело – гуляй смело.

С умным разговориться, что меду напиться.

Хороша книга, да чтец плох.

Без труда не вытянешь и рыбку из труда.

Не учась, и лаптя не сплетешь.

Делу время, потехи час.

Вот и подошло к концу наше занятие. А сейчас скажите мне, чем мы с вами занимались на занятии?

(Мы беседовали по картине , знакомились с живопись)

Какую картину мы сегодня рассматривали?

(Картину «Опять двойка » )

Кто ее написал?

(Ее написал Федор Павлович Решетников)

Когда он родился?

(Он родился в 1906 году)

Когда он умер?

(Он умер в 1988 году)

Сколько он прожил?

(Он прожил 82 года)

Что нового вы узнали? С какими словами познакомились?

(Мы узнали о жизни великого художника Ф. П. Решетникова, познакомились с его картинами , вспомнили о жизни детей в годы ВОВ, вспомнили о пионерах; бывалый, интерьер)

Какие у вас чувства вызывает картина «Опять двойка » ?

(Сожаление и обиду за маму, которая заботится о благополучии своих детей, воспитывая их одна, а сын в очередной раз огорчает ее получив еще одну двойку )

Сейчас ребята вы живете в другое время. Вы не знаете нужды. Обуты и одеты по сезону, спите в теплых спальнях.

Здесь заменяют вам мать люди, которые о вас заботятся. И поэтому вы должны быть благодарны тем людям, которые в 5 утра приходят, чтобы накормить вас, людей, которые вас утром поднимают, учат вас только хорошему. Одним словом всем, кто о вас заботится и оберегает.

Картина «Опять двойка», на которой мальчик стоит с поникшей головой, а на него с укором смотрят домашние, наверняка известна не только советским, но и современным школьникам. Родители частенько упрекали своих детей, сравнивая с ребенком на полотне, когда те приносили неуды. А в школе обязательно нужно было написать сочинение по картине. Казалось бы, сюжет прост и понятен, однако создавалась картина при любопытных обстоятельствах.



Федор Решетников написал картину «Опять двойка» в 1952 году. Она является одним из трех полотен, связанных между собой общей тематикой. Если следовать хронологии, то первой написанной картиной стала «Прибыл на каникулы». Художник изобразил юного суворовца, который приехал на каникулы к своим родным. Видно, что мальчик гордится своим положением, да и дед встречает его, как подобает солдату, по стойке смирно.


В следующей своей работе Федор Павлович решил делать главным героем отличника. Для этого он отправился в школу и попросил учителя присутствовать на уроке, чтобы понаблюдать за детьми. К доске вызвали отличника и задали ему простенькую задачу, но к всеобщему удивлению, мальчик не справился и стоял с поникшей головой. Он очень растерялся, полагая, что художник на задней парте, это проверяющий.

Тогда Решетникову пришел в голову другой замысел – написать картину о двоечнике. Сначала художник задумывал изобразить мальчика в классе возле доски, но потом перенес действие в дом.


На роль главного героя прекрасно подошел взъерошенный юный вратарь из соседнего двора. Федор Павлович на всякий случай не стал ему говорить, что мальчик играет роль двоечника.


Сложнее всего было с собакой – она отказывалась стоять на двух лапах. Тогда пришлось купить колбасы. Хозяин манил пса кусочком колбасы, и она принимала нужную позу. Так продолжалось до тех пор, пока лакомство не закончилось. Кстати, на заднем плане стене виднеется картина предыдущая картина художника «Прибыл на каникулы».


Завершающей картиной этой «трилогии» стала «Переэкзаменовка». На этот раз действие происходит в деревне. Мальчику необходимо подготовиться к переэкзаменовке, и он абсолютно несчастлив, т. к. друзья зовут его гулять на улицу. И снова на стене видна предыдущая картина Решетникова, подчеркивая преемственность тематики.

Картины Федора Решетникова в полной мере передали настроение советской эпохи середины ХХ века. Эти - лишнее тому подтверждение.

Урок развития речи в 7 классе

Тема «Сочинение с элементами описания внутреннего состояния героя по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!»

Цели урока:

Научить писать сочинение – описание с элементами внутреннего состояния героев по картине;

Способствовать выработке навыка использования изученных грамматических конструкций(причастных оборотов, наречий, предлогов) в речи и правильного их написания;

Активизировать искусствоведческую и культуроведческую лексику, помогающую понять картину;

Формировать внимательное отношение к выбору слов для описания картины;

Способствовать формированию внимательного отношения к чувствам окружающих людей.

Ход урока.

1. Организационный момент. Слайд 1

Определите тему сегодняшнего урока. Сочинение по картине. Слайд 2.

Чтение записи из письма Ф. Решетникова детям. Слайд 3

Вообще обсуждение художественных произведений принесёт вам большую пользу для развития вашего кругозора. Вы будете в дальнейшем лучше и свободней разбираться в искусстве. Да и нам, художникам, интереснее создавать произведения для тех, кто в них заинтересован, кто правильно понимает. Ф. Решетников.

2. Объяснительный диктант . Слайд 4.

Найти что-то вечное,

Какие-то непреходящие истины,

Мать, измотана жизнью, сочувствует,

Школьник стоит, опустив плечи,

Искренняя горечь в глазах,

Огорченные лица героев картины,

Навалившиеся неприятности и проблемы,

Хоть какое-то утешение,

Грусть и недоумение,

Портфель собран небрежно,

Мальчик о чем-то задумался,

Взаимосвязь действующих лиц.

3. Вступительная беседа . Рассказ о художнике. Слайд 5

Сообщение учащегося о художнике.

Родился Фёдор Павлович Решетников в 1906 году в селе Сурско-Литовском Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам.

Четырнадцатилетним мальчиком Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.

В 1926г. Решетников приезжает в Москву и поступает сначала на Рабфак искусств, а затем в Московский художественный институт. Будучи студентом, он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. Суровая и необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей - всё это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными лётчиками и, возвратившись, написал несколько картин, посвящённых Арктике.

В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Его известные картины: «Нарушитель», «За мир», «За уроками», «Прибыл на каникулы», «Переэкзаменовка», «Достали языка», «Опять двойка!».

Ещё в юности, бывая в Третьяковской галерее, художник задерживался у картины В.Е. Маковского «Свидание с сыном» (на доске репродукция этой картины). Он не мог без волнения смотреть на голодного, оборванного мальчика, с жадностью жующего калач, принесённый матерью. Наверное, именно в эти минуты и зародилась тема детства в творчестве Решетникова. Полотна создаются для детей, они же становятся главными героями картин. Слайды 6-7. (картины, главными героями которых стали дети: «Прибыл на каникулы»(1948г.), «Опять двойка» (1952г.), « Достали языка»(1943г.), «За мир»(1950г.).

Сообщение учащегося об истории создания картины «Опять двойка!». Слайд 8. картина

Картина «Опять двойка!» была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математике в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.

Сейчас картина «Опять двойка!» выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.

А вот что о работе над картиной говорил сам Решетников: «Для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказали о своих успехах. Недавно я встретил четвёртого «двоечника» и с трудом узнал его: он вырос, окреп, закончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе».

4. Беседа по картине . Собирание рабочих материалов. Слайд 8 картина

Всмотритесь в картину внимательно. Какое настроение она у вас вызывает? Грустное, печальное.

Когда автор создает картину, он всегда старается передать своим зрителям чувства и мысли. Как вы думаете, о чем думал автор, когда создавал эту картину? Вспоминал свое детство, случаи из школьной жизни друзей.

Что в картине помогло вам почувствовать настроение автора? Настроение создается с помощью красок, которые использует художник.

Какие краски он использовал? Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушённые, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а говорит об обычном будничном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета и т.д. Представим эту картину без красок. Мы бы, конечно, поняли, что происходит в комнате, но характеристики действующих лиц побледнели бы, исчезло бы настроение напряженности – картина потеряла бы свою выразительность.

- Какова основная мысль картины? Невесело приносить домой двойки.

Какими художественными средствами автор её выразил? Средствами живописи. Композицией картины. Он расположил героев так, что каждый, находясь на своём месте, хорошо виден. Все действующие лица связаны общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц.

- Как вы определили, что главный герой картины - ученик? Мальчик композиционно расположен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика, собаки) устремлены на него.

Давайте рассмотрим главного героя картины. Слайд 9. Что бросается в глаза при первом взгляде на ребенка? Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? Сразу обращаешь внимание на одежду и позу ученика. Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных. Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины говорит, что это его не первая двойка. В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Зимой он служит ему вместо санок, а летом - футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, перевязан длинной бечёвкой. Из портфеля вместо учебников торчат коньки.

Обратите внимание на выражение лиц героев. Художник умеет точно передать мысли и чувства, переживания и настроение героев. Описание героев картины.

Слайд 9. Лицо: грустное, глаза опущены вниз, волосы светлые, уши оттопыренные, курносый нос, губы сомкнуты. Отвернулся от матери и сестры – стыдно.

Слайд 10. Сестра: собралась делать уроки, опрятная и аккуратная, бережно относится к школьным вещам. Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, не потрёпанный, как у мальчика .

Слайд 11. Мама: присела на стул, с укором смотрит на сына, лицо расстроенное. Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына. Сколько проблем у матери да ещё сын её подводит. Вот как он отплатил ей за добро.

Слайд 11. Младший брат: сидит на велосипеде, смотрит радостно – не его ругают.

Слайд 12. Четвероногий друг: Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Для неё возвращение хозяина домой - всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам.

5. Работа с текстом – образцами детских сочинений. Редактирование и доработка в группах. Слайд 13.

Вариант 1 . Известный русский художник Решетников очень любил рисовать детей. Однажды художник посетил одну из московских школ, сел за последнюю парту и стал наблюдать. На уроке математики к доске вызвали мальчика, чтобы тот решил задачу. Так как вчера он весь вечер пробегал на улице, то справиться с решением он не смог и получил двойку. Решетникову захотелось нарисовать этого мальчика у доски, крошащим мел, но он представил, как этого двоечника встретят дома, какими будут лица родных. Так появилась картина «Опятьдвойка».

Главный герой картины – мальчик, он изображён на переднем плане. Он даже не смотрит на своих родных, потому что ему стыдно за полученную двойку. Опустил нерадивый ученик голову и не смеет поднять грустные глаза. Одет мальчик в коричневое пальто с меховым воротником, под пальто – школьная форма. На ногах у него новые блестящие галоши. В руках главный герой картины держит потёртый, старый портфель. Замок на нём давно сломан, поэтому перевязан был портфель длинной бечёвкой. Он стал таким потрёпанным, потому что мальчик осенью и весной использует его в качестве мяча, а зимой ездит на нём с горок. Выглядывают из портфеля не учебники, а коньки.

Мальчик пришёл домой грустный, и все поняли, что он получил плохую оценку. Мама с осуждением смотрит на сына. Сжала до боли руки, сложила их колени. Ей обидно, ведь она старается для семьи: готовит, прибирается в квартире, покупает сыну новые вещи, а он лишь огорчает её.

Старшая сестра тоже смотрит на мальчика с укоризной. Ей жалко маму, так как сын вновь расстроил её. Сама она очень аккуратная, все её вещи в порядке, портфель выглядит как новый. Девочка учится на отлично и не может понять, как можно постоянно получать двойки.

Подсмеивается над нерадивым учеником его младший братишка, который в школу ещё не ходит и не может понять, что произошло. С усмешкой на лице катается он на велосипеде.

И только собака радостно встретила мальчика. Она бросилась к хозяину, сложила лапы ему на грудь. Собака уверена, что они сейчас пойдут гулять. Наверное, и вчера, пробегав весь вечер с собакой по улицам, не сделал мальчик уроки, поэтому и получил двойку.

Мальчик плохо учится в школе, но ведь у него есть возможность учиться хорошо. Есть у мальчика свой письменный стол, настольная лампа, на стене висит географическая карта. Я считаю, что главный герой этой картины – просто лентяй. Своей картиной художник хотел показать, что плохо приносить домой двойки, потому что все родные расстраиваются, да и самому тоже стыдно.

Вариант 2. Перед нами картина Решетникова "Опять двойка". На ней изображено отношение к двоечнику в семье.

На картине мы видим семью, которая встречает мальчика, пришедшего из школы с двойкой. Мальчик - двоечник одет в пальто, брюки, чёрные ботинки. В правой руке он держит перевязанный рюкзак, в котором лежат коньки. У мальчика грустное лицо с оттопыренными ушами, светлые волосы. У него грустное настроение. Рядом с мальчиком прыгает его собака. Она будто просит: "Поиграй со мной". В стороне сидит мама. Поза мамы расстроенная, растерянная. У неё опустились руки от горя. Рядом с мамой младший брат на велосипеде. Он ждёт, когда можно будет поиграть со старшим братом. За кухонным столом сидит и учит уроки сестра. Её отношение к брату-двоечнику строгое. Ей больше жаль маму, чем брата.

Моё отношение к главному герою легкомысленное, но строгое. Отношение к картине безразличное. Всё как обычно.

Вариант 3.

Получать двойки всегда обидно. Обидно осознавать тот факт, что ты мог написать хорошо, но нет – судьба сложилась так, что у тебя в тетради теперь «красуется» красная двойка. Но еще обиднее, возвращаясь домой после школы, представлять себе огорченные лица родителей. В этот момент ты готов возненавидеть весь свет – и за то, что какой же ты глупец, и за то, что придется огорчить родителей, которых ты, несмотря на все неприятности и проблемы, все же очень крепко любишь. Но тем не менее хоть какое-то утешение есть – хотя бы то, что ты не одинок, есть на свете люди, которые тебя понимают и которые тоже получают плохие оценки. Ну, например, мальчик в картине Ф. Решетникова «Опять двойка».

По-моему, на картине показана грусть и недоумение. Мальчик, пришедший, видимо, из школы, очень грустный, скорее всего, он получил плохую оценку, потому что его портфель собран небрежно. Но когда я заметил, что в портфеле у мальчика коньки, я понял: он, вместо того чтобы делать уроки, пошел кататься на коньках. Ученик не только грустный, но ему еще и стыдно, он сам виноват в том, что получил плохую оценку. Он ни с кем не говорит, этим он сам себе делает наказание. Его мучает совесть, очень-очень сильно. Видимо, это первый раз, когда он прогулял. За спиной у мальчика темнота, это та аура, с которой он пришел домой. Сам он не застегнут, а поскольку он в шубе, значит, на улице зима. Он может замерзнуть, пока шел, но ему до этого не было дела, видно, что ученик о чем-то задумался. Собака, как всегда, радостно встречает мальчика, но не получает ответной ласки: почесывания за ухом, поглаживания по спине. Мы сможем предположить, что собака радостно встречает только того человека, который ее любит и к которому собака привыкла. Дошкольник на велосипеде – видимо, брат школьника с портфелем. Дошкольник радуется приходу брата, не понимая, что брату очень грустно. Дошкольник, наверное, сейчас думает: «Мой брат поест, сделает уроки и будет играть со мной». Мать школьника понимает горе своего сына и сочувствует ему. По ее огорченному лицу нам видно, что в ней нету борьбы: то ли поругать его, то ли пожалеть. Сразу понятно, она его пожалеет. Даже если он виноват. Сестра смотрит на своего брата с укором и с жалостью, в ней идет борьба: то ли пожалеть брата, то ли поругать.

Мне понравилась картина. На нее приятно глядеть, когда получил хорошую оценку, понимая, что ты имеешь явное превосходство над ним. И эта картина еще показывает: вы будете такие же, если получите двойку, прогуляв урок. Художник очень четко показывает нам отношение (взаимосвязь) между собой действующих лиц позами, мимикой и жестами. Такая картина должна висеть у каждого школьника!

6. Обсуждение результатов работы в группах. На листочках сделаны пометки о найденных и исправленных ошибках, устно обсуждаем находки и удачные предложения, подходящие к работе записываем в кейсы.

7. Составляем примерный план сочинения. Слайд 14. Обсуждение представленного плана, корректировка с учетом личных замечаний.

8. Написание сочинения. Слайд 15.

9. Домашнее задание. Подготовить словарный диктант по теме «Правописание Н и НН в разных частях речи» по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!»

Ф. П. Решетников - чрезвычайно талантливый художник. Его картины очень яркие и реалистичные. Они проникнуты особой теплотой и искренностью. Детская тема в творчестве художника занимает значительное место. Это: "Достали языка", "На побывку", "За мир", "Прибыл на каникулы". Особо выделяется картина "Опять двойка". Решетников создал запоминающееся и интересное произведение.

Решетников Федор - художник яркий и самобытный, необычайно даровитый. Он относится к представителям социалистического реализма. Родился Федор 15 (28) июля 1906 года в с. Сурско-Литовском (Украина). Его отец был иконописцем, поэтому тяготение к искусству живописи было заложено в нем с самого рождения. В три года мальчик остался сиротой. Его воспитанием занимался старший брат Василий, который бросил Киевское художественное училище ради семьи. Во второй половине 20-х годов Решетников Федор Павлович поступил на Московский художественный факультет рабфака. В период 1929-1934 годов он учился в высшем художественно-техническом институте. В студенческую пору большое влияние на его творчество оказали Кукрыниксы. Уже в это время Решетников был известен как мастер графического шаржа. Он был активным пропагандистом системы социалистического реализма. Иные художественные направления не принимал, вел с ними борьбу. Федор Павлович скончался 13 декабря 1988 года. Его могила расположена в Москве на Ваганьковском кладбище.

Многогранный талант художника

Благодаря своему таланту он отправился в полярные экспедиции на ледоколах "Сибиряков" (1932) и "Челюскин" (1933-1934) в качестве художника-репортера. Большой успех имели его работы с этих мест. Он обладал особым даром в области сатиры. Являясь превосходным карикатуристом, Решетников Федор Павлович сотворил значительное количество талантливых скульптурных шаржей. Часть его работ располагается в Третьяковской галерее. Известен он также и как создатель композиций академического бытового жанра в области В этом плане наблюдается тесная связь работ Федора Павловича с творениями художников-передвижников. Решетников создал удивительные картины в "пленэрном" пейзаже. Однако эти произведения остались неизвестными для широкой публики.

Педагогическая деятельность. Звания, премии, награды

Федор Павлович занимался С 1953 по 1957 он преподавал в МГХИ имени В. И. Сурикова. С 1956 по 1962 годы работал в педагогическом институте имени В. И. Ленина в Москве. За свою плодотворную творческую деятельность Решетников был удостоен высоких званий и премий. В 1949 году за картины "Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин" и "Прибыл на каникулы" он получает звание лауреата Сталинской премии 2-й степени. В 1951 году за картину "За мир!" был награжден 3-й степени. В 1974 году он получает высокое звание Народного художника СССР.

Секрет успеха творчества Решетникова

Яркие произведения художника очень запомнились советскому зрителю. Смотря на картины Федора Решетникова сейчас, мы словно переносимся в прошлое, сквозь них чувствуется дух того времени. Совершенно не удивительно, почему его картины завоевали широкую популярность. Они проникнуты особой теплотой и искренностью. Художник много внимания уделяет деталям в изображении людей. Перед тем того или иного человека, он пристально его рассматривает, отмечает для себя индивидуальные и ярко выразительные черты каждого из них. Поэтому его портретный жанр невероятно успешен. Картины Федора Решетникова воплощают цельность мировоззрения художника-реалиста. В его пейзажах и портретах чувствуется большая любовь к родине, верность собственным принципам и убеждениям. Одновременно с этим мастеру присуща необыкновенная острота взгляда, замечательное чувство наблюдательности и юмора. В связи с этим раскрылась еще одна сторона его творческого дарования. Решетников, помимо успешной деятельности в области живописи и графики, преуспел в создании превосходных скульптурных композиций сатирически-юмористического характера.

Детская тема в творчестве художника

В период Великой Отечественной войны им была создана "Достали языка" (1943). Поводом к ее написанию послужил один случай. Как-то раз он прибыл из Севастополя в Москву и увидел, как дети на улице играют в войну. Его это заинтересовало, и он остановился посмотреть на ребятишек. Никто из них не соглашался быть в роли "фашиста". На эту удочку попадались только малыши, которые ничего не понимали в политике. "Фрицев" хорошенько колотили ребята, быстро вошедшие в роль. Решетникова заинтересовал этот сюжет, и он написал картину "Достали языка". Она открыла детскую тематику в его творчестве, ставшую одной из главных в послевоенный период. Также им были созданы такие произведения: "На побывку" (1947), "За мир" (1950) и, возможно, самая популярная картина - "Опять двойка". Решетников ее написал в 1952 году.

Сюжет еще одной картины - "Прибыл на каникулы" (1948) - также взят из повседневной жизни.

После окончания Великой Отечественной войны Федор Павлович часто видел, как суворовцев встречают родственники. Все счастливые и довольные шли домой, а мальчишки бодро шагали. Решетников представлял, как один из них возвращается в родной уголок и докладывает по всей форме деду (кадровому военному): "Прибыл на каникулы!" Парень очень гордится тем, что он уже маленький солдат. Дед весь стоит "навытяжку", принимая рапорт от любимого внука. Сценка имеет несколько шутливый и одновременно серьезный характер.

Ф. Решетников, "Опять двойка". История создания

Изначально художник хотел написать картину про круглого отличника, который сообщает маме об очередной пятерке. В поисках такого ученика Федор Павлович отправился в школу. Учителя посадили художника на "галерку", откуда он внимательно за всеми наблюдал и потихоньку зарисовывал. Дети явно смущались и немного волновались, так как подумали, что этот мужчина пришел из гороно с проверкой. Учитель вызвал к доске одного отличника и дал решить ему абсолютно несложную задачу. Но мальчик очень растерялся, не мог сосредоточиться и решить заданный пример. Из класса учащиеся ему шептали подсказки, но из-за испуга он их совершенно не понимал. Он опустил голову и молча стоял с мелом в руках. И тогда родилась у художника новая тема, и появилась картина "Опять двойка". Решетников сделал главным героем парнишку неглупого и живого.

Как создавалась картина?

Сначала мастер решил нарисовать учителя мужского пола. Но так как в школе работают практически одни женщины, то нарисовал учительницу. Но первоначальный набросок художнику не понравился. Ему он показался неинтересным и скучным. Потом у него возникла идея перенести место действия: из школьного класса - в дом. Ведь плохая отметка - это неприятное событие для всей семьи. Прежде чем появилась картина "Опять двойка", Решетников создал немалое количество подготовительных рисунков. Федор Павлович тщательно подбирал натурщиков для своей композиции. Главным героем стал мальчик-вратарь, которого он встретил во дворе. Еще одним важным персонажем стал пес. Чтобы он стоял на задних лапах, художник купил ему колбасы, а хозяин кормил его, пока тот рисовал. В заключительных эскизах появилась мать, старшая сестра и младший братик.

Ф. П. Решетников, "Опять двойка" (описание)

На переднем плане картины изображен мальчик с и опущенной головой. Его опечаленый вид связан с полученной в школе двойкой. Он знает, что его сейчас будут ругать, поэтому он очень расстроен. Из его портфеля предательски выглядывает причина плохой отметки - это коньки, которыми школьник увлекся. Его верный дружок чувствует, что маленький хозяин чем-то огорчен. Виляя хвостиком, он бросился к парнишке, всем своим видом показывая, что жалеет его. Чуть поодаль сидит разочарованная мать, которой очень неприятно, что ее сын получил очередную плохую отметку. Рядом с ней изображен маленький братишка на велосипеде. Он не совсем понимает, что происходит. Он просто доволен, что старший брат вернулся из школы и сейчас с ним поиграет. На заднем плане изображена сестра. Ее строгий и осуждающий взгляд невозможно не заметить. Ей непонятно, почему мальчишки так безответственно относятся к учебе. Нарисованы настенные часы, окно и дверь в комнату. Вот и вся картина "Опять двойка". Решетников не только в этой композиции, но и в других произведениях изображал мальчишек увлеченными непоседами, из которых непременно вырастут настоящие мужчины.

Таким образом, Федор Павлович Решетников - личность яркая, самобытная и необычайно даровитая. Это был превосходный художник, карикатурист и скульптор. Из существующих направлений его волновал Значительное место занимает детская тема в его творчестве. Это картины "Достали языка", "На побывку", "За мир", "Опять двойка" и многие другие.