Писатель крестовский биография. Сергей Кристовский. Ранние годы, детство и семья Владимира Кристовского

Кресто́вский, Все́волод Влади́мирович - русский поэт и прозаик, литературный критик; отец писательницы М. В. Крестовской (в замужестве Картавцева).
Биография
Сын уланского офицера. Учился в 1-й петербургской гимназии (1850-1857); под влиянием учителя словесности, переводчика и писателя В. И. Водовозова начал писать стихи и делать переводы. Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (1857-1861). В 1857 опубликовал первые произведения. Отличался общительностью, был одарённым рассказчиком и декламатором, музицировал и рисовал; стал завсегдатаем литературных кружков, познакомился с Д. И. Писаревым, А. А. Григорьевым, Ф. М. Достоевским, М. М. Достоевским и многими другими писателями. Участвовал в различных периодических изданиях. Женился на актрисе В. Д. Гринёвой (1861). В 1865-1866 был членом-литератором комиссии по исследованию подземелий Варшавы, путешествовал по Волге (1867).
В 1868 вступил унтер-офицером в 14-й уланский Ямбургский полк, расквартированный в Гродно. Выпустил «Историю 14-го уланского Ямбургского полка» (1873) и был переведён в гвардию (1874). По предложению Александра II составил «Историю л.-гв. Уланского Его Величества полка» (1876). В качестве журналиста, прикомандированного правительством к штабу действующей армии, принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878. В 1880-1881 секретарь при начальнике Тихоокеанской эскадры, с 1882 чиновник особых поручений при туркестанском генерал-губернаторе М. Г. Черняеве, в 1884 был причислен к Министерству внутренних дел. С 1892 до конца жизни был редактором газеты «Варшавский дневник».
Умер в Варшаве, был похоронен в Александро-Невской лавре, затем перезахоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Санкт-Петербурге.
Литературная деятельность
В 1857 в журнале «Общезанимательный вестник» опубликовал перевод оды Горация, рассказ в стихах «Офицерша», рассказ «Переписка двух уездных барышень». Очерк «Сплошь да рядом» и стихи поместил в журнале «Искра» (1859, 1861). Стихи, повести и рассказы, критические статьи печатал в журналах «Время» (1861), «Светоч» (1861), «Русское слово» (1861-1862). Писал фельетоны для журнала «Модный магазин» (1862-1864) и газеты «Петербургский листок» (1864-1865), участвовал в журналах «Заноза» и «Оса» (1863), позднее очерки военного быта помещал в журналах «Заря», «Русский мир», «Нива», «Кругозор», «Всемирная иллюстрация». Во время русско-турецкой войны 1877-1878 редактировал газету «Военно-летучий листок», писал корреспонденции для газеты «Правительственный вестник» и очерки для журнала «Русский вестник». Позднее очерки о Дальнем Востоке, Японии, Китае, Туркестане печатал в «Русском вестнике», выступал также в «Историческом вестнике», писал передовые статьи в газете «Свет» (1885-1892).
Выпустил сборник стихов «Стихи» (т. 1-2, Санкт-Петербург, 1862), принятый критикой неодобрительно. Некоторые стихотворения Крестовского стали популярными городскими романсами («Под душистою ветвью сирени», «Прости, на вечную разлуку»), баллада «Ванька-ключник» - известной народной песней. Переводил стихотворные произведения Анакреона, Алкея, Горация, Сапфо, римские элегии И. В. Гёте, стихи Г. Гейне, Т. Г. Шевченко. Кроме того, стихотворения Крестовского «Владимирка» и «Полоса», часто приписываемые Н.А.Некрасову, - получили в народе статус революционных песен. (См. Стихи В.В. Крестовского, в т.ч. «Владимирка» и «Полоса»)
Автор либретто оперы Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка» по одноимённой драме Л. А. Мея и оперы «Наташа, или Волжские разбойники» с музыкой К. П. Вильбоа.
Прозаические произведения в жанре физиологического очерка издал в трёх книгах «Петербургские типы», «Петербургские золотопромышленники», «Фотографические карточки петербургской жизни» (1865). Очерки военного быта издал в сборнике «Очерки кавалерийской жизни» (Санкт-Петербург, 1892). Собранный при подготовке «Истории л.-гв. Уланского Его Величества полка» (1876) материал использовал в исторической повести «Деды» (отдельные издания 1875, 1885, 1891). Очерки о русско-турецкой войне, публиковавшиеся в журнале «Русский вестник», вошли в книгу «Двадцать месяцев в действующей армии (1877-1878)» (т. 1-2, Санкт-Петербург, 1879).
Наиболее значительным произведением считается роман «Петербургские трущобы», написанный под влиянием и при поддержке Н. Г. Помяловского. Роман публиковался в журнале «Отечественные записки» (1864-1866), отрывки также в журнале «Эпоха» (1864), отдельным изданием вышел в 4 томах (1867) и выдержал несколько переизданий. Роман «Петербургские трущобы» Н.С.Лесков считал «самым социалистическим романом на русском языке». Этот роман о внешней изысканной жизни Петербурга и о его невидимой, но истинной, укрытой от посторонних глаз жизни создаёт социальный портрет всего российского общества. Современники зачитывались романом, находя в нем знакомые места и образы. Авантюрный сюжет, образы персонажей, типичные зарисовки жизни разных слоев общества – всё это вызывало читательский интерес и повсеместное обсуждение. Роман считался одним из самых популярных в России в XIX веке. Но постепенно стал незаслуженно забываться. Однако в конце 80-х годов XX столетия он снова был переиздан и снова стал пользоваться читательским интересом. В начале 90-х годов XX века по его мотивам снимался телесериал «Петербургские тайны, на экраны вышел в 1994 году. Однако авторы фильма, привлеченные авантюрным действием и начавшие снимать фильм по сюжету произведения, очень скоро сами оказались покоренными приключенческой канвой, а отнюдь не социальной стороной романа. Сценаристы и режиссеры отошли от трагического сюжета романа, придав телесериалу хэппи-энд и социальную легковесность, полностью изменив многие характеры и поступки персонажей.
Антинигилистические романы «Панургово стадо» (опубликован в «Русском вестнике», 1869; отдельное издание Лейпциг, 1870) и «Две силы» (опубликован в «Русском вестнике», 1874) составили дилогию «Кровавый пуф. Хроника о новом Смутном времени Государства Российского» (т. 1-4, Санкт-Петербург, 1875). Романы «Тьма египетская» («Русский вестник», 1888; отдельное издание 1889), «Тамара Бендавида» («Русский вестник», 1889-1890; отдельное издание 1890), «Торжество Ваала» (не закончен; «Русский вестник», 1891) изображают рост влияния еврейства.

Творчество Всеволода Владимировича Крестовского - уникальное явление в русской литературе. Всеволод Крестовский - талантливый писатель , интересный человек. Так, вышло, что своим творчеством и своими мыслями, рубив правду матку, Крестовский много кому перешел дорогу. Всеволода не любили поляки и евреи. Не жаловали писателя и представители прогрессивной общественности, ненавидели либералы и не любили консерваторы. Чем же знаменит Всеволод Владимирович Крестовский? - Прежде всего, своим романом «Петербургские трущобы». Роман Крестовского стал, чуть ли не самой популярной книгой в 19 веке… Большое достижение, не правда ли?

Всеволод Владимирович Крестовский родился в феврале 1840 года, в селе Малая Березянка, которая была частью Тарощанского уезда, уезд же в свою очередь был частью Киевской губернии. Отец Крестовского был офицером русской армии. Большую часть детства Крестовский провел у бабашки, в ее имении. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он стал учеником Петербургской гимназии, которая была предназначена для дворянских детей. Именно здесь Всеволод получил первые знания для своей будущей литературной деятельности. Тяга к литературе была характерна для мальчика. Уже в четвертом классе, он писал стихи. Разразился Крестовский и рассказиком «Вдовушка». Произведение вышло весьма пикантным, и инспектор гимназии, предал рукопись к сожжению.

В 1857 году, в журнале «Общезанимательный вестник» публикуется рассказ Крестовского в стихах - «Офицерша» и рассказ «Переписка двух уездных барышень». Когда гимназия была окончена, Крестовский решает продолжить обучения. Всеволод Владимирович поступает в Петербургский университет на юридический факультет. Во время учебы в университете, Крестовский знакомится с известными литераторами своего времени: Достоевским , Курочкиным, Писаревым. Всеволод Крестовский был одаренным человеком, творческим, начитанным, умным. Он легко стал своим в кругу известных литераторов, входивших в кружок Л. Мея. Любовную лирику Крестовского ценили самые разные слои русского общества. Так его баллада «Ванька-ключник» стала народной песней. Стихи Всеволода Владимировича «Прости на вечную разлуку» и «Под душистую ветвью сирени» - стали романсами.

Крестовский активно занимался литературой. Писал в нескольких журналах, сочинял стихи и рассказы. Так же Всеволод занимался переводами произведений античных поэтов, сотрудничал с русским композитором Римским-Корсаковым . В 1863 году Крестовский забыл друзей юности, и стал антинигилистом. После того как Всеволод публично высмеял роман Чернышевского, «Что делать?», «друзья» сразу же назвали Крестовского писателем второсортным. Писарев, со страниц журналов обзывал Всеволода «продажным стиходеятелем».

В 1865 году Всеволод Крестовский отправляется в Польшу. В командировку Крестовский едет, как член комиссии по исследованию подземелий Варшавы. Эти подземелья использовались польские восставшие, когда прятались от русской армии. Пребывание в Польше нашло отражение на листе бумаги, так вышла дилогия «Кровавый пуф: Хроника о новом смутном времени Государства Российского». Дилогия состояла из двух романов Крестовского «Две силы» и «Панургово стадо». Произведение имело антипольскую сущность, патриотическую идею и отрицание нигилизма. В революционной среде на писателя обрушился шквал критики. Конечно, им, революционерам по нраву были все те, кто разрушал государство русское, топтал русские устои и традиции, стрелял в русского солдата. Крестовский же таким идеям явно не сочувствовал. В 1867 году Крестовский путешествовал по Волге. В городах он устраивал литературно-музыкальные вечера. Путешествие его нашло отражение в публикации серии очерков о провинциальных нравах, о Нижнем Новгороде и о злоупотреблениях на соляных промыслах. Крестовский был обвинен в клевете. На суде писатель отказался от адвоката, и защищал себя сам. Справился с блеском, обвинение было бессильно, и суд оправдал Крестовского. В 1868 году Крестовский поступил в 140ый Уланский полк Ямбургский полк, который стоял в Гродненской губернии. Пройдет два года, и Крестовского командируют в Главный штаб русской армии в столице российской Империи. Сам император Александр II , поручил Всеволоду написать историю лейб-гвардии Уланского полка.

Крестовский получил доступ к архивам, и благодаря этому написал историческую повесть о царствовании Павла I - «Деды». Когда началась очередная Русско-турецкая война (1877-1878 годы), Всеволод Крестовский был в действующей русской армии, работал корреспондентом «Правительственного вестника». Очерки писателя вошли в два больших тома - «Двадцать месяцев в действующей армии». На войне Крестовский участвовал и в боях. Так писатель, был награжден орденами Российской Империи - орденом Святой Анны и Святого Владимира , сербским орденом Такова, черногорским - орденом князя Даниила. Корреспондента Крестовского, его сводки с фронта, читал сам император. В 1880 году Всеволод Крестовский участвовал в кругосветном путешествии. Чуть позже, более полугода пробыл в Японском порту Нагасаки, где исполнял дипломатическую миссию. В 1882 году Всеволод побывал в Бухару и Хиву. После работал в МВД, был чиновником по особым поручениям.

Много Крестовский ездил по Российской Империи, а свои впечатления переносил на бумагу. Крестовский написал трилогию о мошеннике и крестившийся еврейке. В трилогию вошли книги «Тьма Египетская», «Тамара Бендавид», «Торжество Ваала». Сюжет романа разворачивается на фоне Балканской войны. В трилогии, Крестовский, по мнению критиков, выдал самое яркое и правдивое описание событий Балканской войны. Героизм русских солдат и офицеров, преступления «Товарищества Грегор, Горвиц и Коган», которые занимались интендантскими поставками в русскую армию. 18 января 1895 года Всеволода Владимировича Крестовского не стало. Писатель скончался от болезни почек, которая осложнилась на фоне простуды. Крестовский был похоронен в Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге. Всеволод Владимирович Крестовский замечательный русский писатель, автор многих очерков и романов, исследований. Писатель с боевым прошлым, генерал-майор, рубивший правду матку, служивший на благо Отечества. Жаль, что его имя практически забыто, и мало кто из наших сегодняшних современников знает об этом замечательном русском писателе.

Ярослав Игоревич Крестовский «Екатерининский парк»

Что мы сегодня помним о писателе Всеволоде Владимировиче Крестовском и какие книги этого автора, помимо нашумевших «Петербургских трущоб», можем назвать? Что известно нам о его семье и жизни вне поля литературы? Кем стали его наследники? Как сложились их судьбы? И главное: почему все эти вопросы достойны нашего сегодняшнего внимания? Дело в том, что Крестовские без преувеличения оставили заметный след в истории и культуре как нашей страны, так и зарубежья.

Всеволод Владимирович Крестовский появился на свет 11 февраля 1840 года в селе Малая Березянка Таращенского уезда Киевской губернии в дворянской семье. Всеволод был не единственным ребенком. У Владимира Васильевича Крестовского, уланского офицера, и его супруги Марфы (Марии) Осиповны Крестовской, в девичестве Товбич, родилось ещё двое детей: Леонид и Клеопатра.

«Один из самых ругаемых и самых читаемых при жизни русских писателей» был женат дважды и стал отцом пятерых детей. В первый супружеский союз он вступил в 21 год. В этом браке родился один ребенок. Но отношения пары долго не продлились. Более 20 лет спустя у Крестовского, женившегося во второй раз, появилось ещё четыре наследника.

Мария

В 1862 году у Всеволода Владимировича Крестовского и его супруги актрисы Варвары Дмитриевны, в девичестве Гринёвой, рождается дочь Маша. Мария Всеволодовна прожила не слишком долгую (всего 48 лет), но яркую, по-своему непростую и наполненную творчеством жизнь. Судьбу этой женщины склонны романтизировать все, кто о ней слышал. Биография Марии Крестовской давно превратилась в печально-прекрасную сказку.

Атмосферой легенды мягко окутана история виллы Мариоки, выстроенной в 1890-е годы на территории поселка Метсякюля (фин. «Лесная деревня» ) бывшего Великого княжества Финляндского, а ныне — посёлка Молодёжное Курортного района Санкт-Петербурга. С усадьбой Мариоки, названной так в честь Марии Всеволодовны её супругом Евгением Эпафродитовичем Картавцевым, связана значимая глава из жизни писательницы. Здесь она мечтала, творила, любила и боролась тяжёлой с болезнью; здесь в условиях волшебной, но суровой северной природы ей удалось создать чудесный пышный сад и парк; здесь они с супругом принимали удивительных гостей. Среди них можно было увидеть, к примеру, Илью Ефимовича Репина, написавшего портрет Крестовской «Грезы», её подругу Татьяну Львовну Щепкину-Куперник, Анатолия Федоровича Кони и многих других. Этот дом привлекал своей красотой и никого не стесняющим гостеприимством: в правила хозяев дома входило следующее — дать пищу, кров и не надоедать, все пребывающие были вольны сами выбирать себе компанию и имели право проводить отдых по своему усмотрению.

Несмотря на то что Мария в связи с разводом родителей в раннем возрасте воспитывалась бабушкой, от них она унаследовала артистическую натуру, от отца — писательское дарование. На литературной арене Крестовская появилась в 23 года и сразу довольно серьёзно заявила о себе. Но надо отметить, что перед тем, как окончательно и всерьёз посвятить себя литературной деятельности, Мария Всеволодовна начала свой путь как актриса. И небезуспешно. После окончания Смольного института она, по-настоящему увлекаясь театром, участвовала в постановках Киевского драматического общества, театра Ф.А. Корша. Играла на одной сцене с Ермоловой, Стрепетовой, Ленским… Ходили слухи, что по выходе её романа «Артистка» многие гадали, кого именно она вывела в образе главной героини: себя или некую известную особу из театрального круга?

С тем же «сценическим» периодом связан первый и, увы, несчастный роман Крестовской, который окончился тем, что она осталась одна с маленьким ребёнком на руках. Совсем юная, но решительно настроенная самостоятельно воспитать сына Всеволода несмотря на трудности и нужду, Мария прекращает свои театральные занятия и начинает публиковать первые произведения, печатается в «Русском вестнике», редактором которого был один из её знакомых Клюшников, разглядевший в молодой писательнице талант. Кроме того, она печаталась в «Вестнике Европы» и в «Северном вестнике». Выходили и отдельные издания её текстов, в том числе прижизненное четырёхтомное собрание сочинений. По воспоминаниям Щепкиной-Куперник: «Теперь мало кто знает и помнит ее. Но тогда — в последние годы XIX столетия — это имя было известно всем и любимо многими. Она имела “свой час”». Среди её работ, доступных и сегодня к прочтению: «Ранние грозы», «Вопль», «Сон в летнюю ночь», «Семейные неприятности», «Именинница», «Артистка», «Исповедь Мытищева» и другие произведения. Лёгкость, живость языка Крестовской без «излишне женских интонаций» в разговорах на «женские темы» завоевала в своё время положительные критические отклики.

Когда сыну Марии Всеволодовны было 8 лет, она встретила Евгения Картавцева, своего будущего мужа. Будучи банкиром и промышленником, он также являлся казначеем Литературного фонда, в котором состояла и Крестовская. Это был богатый и статусный человек. Отношения с особой, вне брака «прижившей» и воспитывающей ребенка, по тем временам, конечно, казались предосудительными. Однако искреннее большое чувство победило колебания, порождённые предрассудками общества. Евгений Эпафродитович женился на Марии и усыновил Всеволода, что в дальнейшем позволило мальчику получить хорошее образование. Отношения Картавцева и Крестовской нельзя назвать безоблачными, но очевидно одно: это были сильные чувства, настоящая крепкая связь, важная для обоих. После смерти жены Евгений оставил такие трогательные слова на надгробном камне: «При жизни недостаточно ценил и лелеял я тебя, дорогая Марьюшка, зато по смерти свято исполняю волю, заветы и желания твои. Твой всей душой Евгений».

Владимир

Владимир Всеволодович — старший сын Крестовского и первый ребенок, родившийся во втором браке писателя с Евдокией Степановной Петровой в 1888 году. Будучи студентом-медиком, принимал участие в Первой мировой войне, во время которой смог продолжить обучение, а получив ранение и вместе с тем — эвакуацию в Москву, сдать государственные экзамены, став «лекарем с отличием». Гражданская война также не обошла его стороной. В 1918 году он был призван в ряды Красной армии и отправлен на Восточный фронт. Демобилизован в 1920 году, до 1942 года работал хирургом и занимал главные должности в больницах разных городов России: Самары, Бузулука, Рязани, Ленинграда и Гатчины. После Великой Отечественной войны Владимир Всеволодович вновь вернулся в Ленинград, проведя до этого несколько лет в эвакуации в Уфе. С 1950 года его назначили на должность главного хирурга Псковской области, где он служил до пенсии. Оставив врачебную практику, продолжал консультационную деятельность. Владимир Всеволодович — заслуженный врач РСФСР (звание получил в 1953 году), основоположник сосудистой хирургии в России: он первым в нашей стране провёл операцию на сосудах.
Он единственный из пятерых детей, кто нашёл и реализовал себя в профессии, далёкой от артистической стези. Его заслуги на врачебном поприще неоценимы. Однако он не первый медик в роду Крестовских: Владимир Всеволодович стал достойным продолжателем дела своего прадеда — Василия Матвеевича Крестовского (1776—1850) — дедушки писателя Всеволода Владимировича. Василий Матвеевич был выпускником Первого кадетского корпуса и Военно-медицинской академии, участвовал в качестве врача в Аустерлицком сражении. А позднее стал главным медиком при Дворе Его Императорского Величества. Так что, можно сказать, правнук пошёл по его стопам.

Василий

Василий Всеволодович родился в 1889 — спустя год после появления на свет Владимира. У Василия интересная, хотя и довольно непростая судьба, приведшая его в начале 1900-х к эмиграции во Францию, где он, сражаясь в рядах французской армии во время Первой мировой, погиб в 1914 году. Доступных материалов, рассказывающих историю его жизни, совсем немного. И общую картину судьбы среднего сына Крестовских можно сложить, собрав воедино лишь небольшие эпизоды. Так, известно, что Василий состоял в партии эсеров и участвовал в покушении на генерал-губернатора. После чего был судим и отправлен в ссылку в Сибирь. Оттуда ему помог бежать старший брат Владимир, однако неясно, каким образом последнему удалось это устроить. Далее Василий эмигрирует во Францию и оказывается в Париже.

Впрочем, есть один наиболее надёжный, подробный и прямой источник информации о нашем герое, пока, однако, отсутствующий в свободном доступе для российского читателя. Речь идёт о книге жены Василия Всеволодовича, филолога и писательницы Лидии Крестовской, в девичестве — Ратнер. В 1923 году в Париже на французском языке она выпустила монографию «Василий Крестовский. Жизнь художника», снабжённую иллюстративным материалом, включающим и картины её супруга. Жизненные перипетии не помешали Крестовскому раскрыть свой художественный талант и стать известным мастером, несмотря на столь короткий, прерванный войной путь. Помимо прочего, Лидия Александровна (Альбертовна), чья интересная и непростая судьба заслуживает отдельного разговора, является автором очерков «Из истории русского волонтерского движения во Франции» (1924), где она рассказывает о судьбах добровольцев из России, вступивших в ряды Иностранного легиона. Книга, посвящённая «памяти тех, кто никогда больше не вернется», — это свидетельство эпохи через призму личных впечатлений. И ещё один источник, способный живо передать атмосферу, в которой пребывала Европа и, в частности, семья Василия Крестовского в начале XX века.

Ольга

Вторая дочь Крестовского Ольга родилась в Санкт-Петербурге в 1891 году. Она получила отличное образование: за её плечами — Смольный институт и Женское училище принцессы Терезии Ольденбургской, основанное в 1841 году. Ольга Всеволодовна (в первом замужестве — Петровская, во втором — Юркевич) известна как актриса и писательница. Некоторое время она играла на сцене московского театра Ф.А. Корша. К литературной же деятельности обратилась позже — уже за границей, где она печаталась под псевдонимом Ольга Йорк. К писательскому наследию Юркевич относятся: посвящённый её супругу роман в четырёх частях «Река времен» (1967) с вышедшим позднее продолжением «Всесокрушающий поток» (1973), в котором речь идёт о судьбах русской интеллигенции в период революции 1905 года и Первой мировой войны, её перу принадлежат также рассказы и мемуары о жизни в эмиграции.

Большую часть жизни Ольга Всеволодовна провела за границей. Впервые за рубежом она оказалась в годы Первой мировой. Принимая участие в движении Красного Креста, в 1916 году Ольга отправилась в качестве медсестры во Францию. Получив ряд почётных наград, среди которых Георгиевский крест, а также французские и сербские ордена, она вернулась на родину. Окончательно эмигрировала уже в 1920 году. Югославия, Франция и, наконец, США, где и закончилась её жизнь в 1976 году, — такова «география жизни» младшей дочери Крестовского. В Париже в 1927 году она выходит замуж за инженера-кораблестроителя, дворянина по происхождению Владимира Ивановича Юркевича, создателя знаменитого трансатлантического лайнера «Нормандия».

Писательница и мемуаристка Ольга, кроме того, стала биографом собственного мужа и хранителем его архивов, которые, исполняя волю супруга, после его смерти передала в 1965 году в Россию, тем самым ответив отказом на просьбы Колумбийского университета, желавшего получить коллекцию документов известного кораблестроителя.

Игорь

Игорь Всеволодович — младший ребенок в семье Крестовских, появившийся на свет в 1893 году, — также связал свою жизнь с искусством. В 1916 году он поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств (позднее — Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина), одно из старейших учебных заведений России, история которого ведётся с 1757 года. Жизнь Игоря Всеволодовича была тесно связана с этим местом и после окончания обучения в 1924 году. Более 30 лет он посвятил преподавательской деятельности в стенах Института. Но прежде чем вернуться туда в качестве педагога, художник с 1926 по 1934 год работал в Русском музее под руководством Григория Макаровича Преснова — крупного специалиста по скульптуре. За это время Игорь Всеволодович восстановил большое количество экспонатов из различных материалов: мрамор, бронза, воск и др. Все они — произведения известных мастеров: Растрелли, Мартоса, Козловского, Антокольского, Голубкиной…

Любопытный эпизод его творческой биографии, о котором стоит упомянуть особо, связан с одним непредвиденным случаем, произошедшим в декабре 1928 года на выставке в Русском музее. Некий психически неуравновешенный посетитель экспозиции, где была выставлена полихромная гипсовая скульптура Михаила Врубеля «Голова Демона», вдребезги разбил последнюю. За реставрацию этого произведения взялся Игорь Всеволодович. Из сотен фрагментов ему удалось восстановить, казалось бы, уничтоженное произведение. Крестовским была разработана уникальная реставрационная методика: он создал и применил топографическую картограмму для поиска и склейки осколков.
В годы Великой Отечественной войны Крестовский руководил деятельностью по защите памятников скульптуры Ленинграда. А после — участвовал в работе по восстановлению Петергофа.

Известный скульптор, реставратор и педагог внёс существенный вклад в отечественную культуру. Среди наиболее известных работ художника: памятник русскому учёному, геологу и почвоведу Василию Васильевичу Докучаеву (1962), бюст великому хирургу, анатому, учёному и основоположнику военно-полевой хирургии в России Николаю Ивановичу Пирогову (1932) — оба установлены в Санкт-Петербурге. Но есть и те работы Крестовского, о которых сегодня, возможно, современная публика и не подозревает, а между тем, прогуливаясь по Петербургу, с ними можно ознакомиться. Так, в 1932 году Игорь Всеволодович восстановил статуи древнегреческих муз в нишах на главном и заднем фасадах Александринского театра: благодаря его трудам Терпсихора, Мельпомена, Клио и Талия во всём блеске смотрят на посетителей одного из главных русских театров и сегодня. Чугунная решётка на Дворцовом мосту, установленная в 1939 году, — итог его совместной работы с архитектором Л.А. Носковым.

Его сын, Ярослав Игоревич Крестовский (1925—2004), пошёл по стопам отца, став крупных художником, чьи работы можно увидеть в Государственном Русском музее и в Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях целого ряда стран.

История Крестовских представляет собой пример семьи, где каждый следовал своим уникальным путём, где дети не потерялись в тени незаурядной личности их знаменитого отца и стали яркими продолжателями рода.

Сергей Кристовский – российский певец и рок-музыкант, один из основателей популярной группы «Uma2rmaH».

Сергей родился и вырос в городе Нижний Новгород. Родителями мальчика были инженер Ольга Владимировна и профессиональный спортсмен Евгений Висвальдович, который играл в хоккей за команду «Динамо-Горький». В семье воспитывались также младший брат , будущий коллега по рок-группе, и маленькая сестричка Надежда. Девушка тоже хотела пойти по стопам братьев, но в итоге стала дизайнером.

Чета Кристовских, несмотря на основные профессии, была творческой. Мама с молодости увлекалась написанием собственных стихотворений, а отец был музыкантом-любителем. Сережа еще крошечным влюбился в спорт. Мальчику не было и двух лет, когда он впервые взял в руки клюшку. А в шесть Кристовского уже приняли в детскую хоккейную секцию.

Кроме того, Сергей играл в футбол и ходил в бассейн. Еще одним увлечением подростка было байкерство. На 10-летие родители подарили сыну первый мопед, а позднее мальчик уже самостоятельно собирал мотоциклы, от простенького «Восхода» до престижной по советским меркам «Явы».

Тем не менее, мысли парня были связаны с хоккейной площадкой. Сергей был уверен, что станет профессиональным игроком, но в 19 лет Кристовский получил серьезную травму, поставившую крест на надеждах о большом спорте. Спортивной биографии Сергея не суждено было состояться.


Вот тогда-то, чтобы не впасть в депрессию, Сергей впервые и взял в руки гитару. Первые аккорды юноше показал отец, всегда готовый помочь детям в их начинаниях. Братья Кристовские до сих пор говорят, что родители всегда были лучшими друзьями. Постепенно молодой человек научился играть и даже стал сочинять собственные песни.

После школы Сергей не стал поступать в институт. Сергей сменил множество профессий: был токарем на заводе, почтальоном, грузчиком, разнорабочим на стройке и даже нянькой в детском саду. В конце концов, устроился ди-джеем в ночной клуб и впервые стал петь на публике. Мини-выступления молодого музыканта отлично принимали, поэтому Кристовскому пришла в голову мысль создать собственный музыкальный коллектив.

Музыка

Первую команду Сергей Кристовский назвал «Бродвей». Ребята составляли репертуар по принципу кавер-версий известных хитов, чаще всего западных. Тексты Сергей переводил на русский язык и с помощью поэтического таланта адаптировал под прежнюю музыку. «Бродвей» записали студийный альбом, съездили на гастроли, а потом распались.


Сам Кристовский вошел в состав рок-группы «Кантри-Салун», в которой стал бас-гитаристом. И тут авторские песни Сергея впервые вышли в народ. В 1995 году музыкант вновь создает собственный коллектив, который называет «Шервуд». В рамках Нижнего Новгорода ребята обретают популярность, тем более что теперь Сергей предлагал публике совершенно новые песни, а не каверы, как раньше.

Этот коллектив жив и сейчас, несмотря на то, что создатель чаще выступает в новом проекте. Но по возможности Сергей Кристовский возвращается к родному детищу и записывает с музыкантами пластинки. Выходили такие альбомы, как «Двенадцать ноль-ноль», «Шаг за тобой» и «Посмотри в глаза». Песни для них были созданы в разное время, но на компакт-дисках все три записи появились в 2002 году.

Самым востребованным проектом Сергея Кристовского остается организованный совместно с братом дуэт «Uma2rmaH». Этот коллектив образовался спонтанно. Владимир Кристовский показал Сергею собственные песни, братья начали обсуждать музыку, и в итоге каждый трек был переработан и отточен, причем оба молодых человека приложили одинаковое количество сил и эмоций. В 2003 году на нижегородской студии были записаны 15 треков для демо-альбома, отправленного в московские продюсерские центры.

Первое одобрение получила песня «Прасковья», причем от самой . Певица пригласила нижегородцев на сольный концерт в московский клуб «16 тонн», где вместе с Кристовскими исполнила хит. Весной следующего года на песню был записан первый клип. Затем популярность пришла к композициям «Проститься» и «Ума Турман», а первый альбом «В городе N» и вовсе имел колоссальный успех. Диск получил статус платинового, после того как разошелся по стране миллионным тиражом.

Творчеством Сергея и Владимира заинтересовался продюсер , который на тот момент снимал блокбастер «Ночной дозор». Кристовских пригласили для написания саундтрека. Популярность фильма и песни, которая несколько недель держалась на вершинах российских хит-парадов, повлияла на рейтинг группы.

В 2005 году на вручении премии МУЗ-ТВ «Ума Турман» получила призы в номинациях «Прорыв года» и «Лучшая песня» за музыкальную композицию «Проститься». В этом же году братья порадовали поклонников вторым диском «А может, это сон?...», куда вошли песни «Эй, толстый», «Река», «Птица счастья». В поддержку альбома Сергей и Владимир Кристовские дали концерт в СК «Олимпийский», где собрали полный зал.

«Ума Турман» становится участником, а затем и хэдлайнером музыкального фестиваля «Нашествие». В 2007 году, продолжая сотрудничество с кинематографистами, Кристовские создают саундтрек к популярному сериалу . Третий альбом - «Куда приводят мечты» - появился в 2008 году. При создании песен «Не позвонишь», «Париж» братья сотрудничали с , в песне «Любовь на сноуборде» прозвучал вокал . К этому же времени появляются клипы «Дайте сигарету!», «Калифорния», «Романс».

Параллельно с творчеством в коллективе «Ума Турман» Сергей Кристовский начинает сольную карьеру с создания альбома «Через города», в который вошли музыкальные композиции музыканта, записанные в течение нескольких лет.

В 2011 году на прилавки музыкальных магазинов поступил четвертый альбом «Uma2rmaH» – «В этом городе все сумасшедшие», который вошел в рейтинг 25 лучших российских альбомов года. Через два года Сергей повторил сольный опыт, выпустив альбом «Завтра».

Самыми знаменитыми хитами группы «Uma2rmaH» считаются, помимо уже перечисленных, «Ты далеко», «Не позвонишь», «Оля из Сети».

Из сольных песен Сергея Кристовского необходимо отметить «Снегопад», «Через города» и дуэтные композиции «Падали» с и «Ты и я» с . В создании сольных проектов Сергею Кристовскому помогали музыканты «Шервуда».

Личная жизнь

Сергей Кристовский уже в старших классах пользовался популярностью у противоположного пола. Высокому и широкоплечему спортсмену юные поклонницы не давали в школе прохода. Но первое чувство молодой человек испытал к однокласснице Любе. Некоторое время влюбленные даже жили вместе и собирались пожениться.


Но в 20-летнем возрасте девушка покинула Сергея. Тяжело пережив расставание, Кристовский женился на девушке по имени Анна, но брак просуществовал недолго. Видя, что сын не может наладить личную жизнь, мама познакомила Сергея с дочерью коллеги. Наталья была интеллигентной и спокойной девушкой. Вскоре состоялась свадьба.

С супругой Натальей Сергей Кристовский прожил много лет. В этом браке у музыканта родилось трое сыновей - Владислав, Евгений и Илья, а также дочка Алиса. Дети оказались музыкально одаренными и уже играют на инструментах и поют. А маленькая дочь стала горячей поклонницей песен отца. Тем не менее, несмотря на кажущуюся идиллию, этот союз тоже дал трещину.


В 2014 году музыкант, находясь на гастролях в Минске, познакомился с молодой актрисой , звездой телесериала . Сергей и Наталья встречались без планов на будущее. Оба были уверены, что роман вскоре закончится. Сергей несколько раз порывал с молодой актрисой, но возвращался снова. Вскоре Земцова забеременела и родила сына Ивана, при этом влюбленные скрывали имя отца малыша. Кристовский старался утаить от общественности разрыв с семьей.

Но весной 2016 года Сергей и Наталья стали появляться на светских праздниках вместе, а затем объявили о свадьбе. прошло в испанском курортном городе Марбелья, куда приехали родственники и близкие друзья жениха и невесты.


Стоит добавить, что певец и музыкант так и не забыл детскую мечту стать профессиональным спортсменом. Артист периодически выступает за футбольный клуб звезд российской эстрады «СтарКо», а также за хоккейную команду «КомАр».

Сергей Кристовский сейчас

Сергей Кристовский по-прежнему много гастролирует с группой «Ума Турман», а также дает сольные концерты. В 2016 году братья записали пятую пластинку под названием «Пой, весна!», куда вошли треки «Токсины», «Один на один», «Хэппи». В этом же году появилась композиция «Жюль Верн». Сергей и Владимир посвятили песню памятнику французскому писателю, который находится в Нижнем Новгороде. Кристовский порадовал поклонников и новыми клипами на песни «Бестия» и «Зависть».

В 2017 году Кристовские возобновили сотрудничество с телевидением, записав музыкальную композицию «Ванюша», использованную в фильме . Двумя последними видео на хиты «Uma2rmaH» стали ролики под названием «Камон» и «В одну сторону».

Дискография

  • 2002 - «Двенадцать ноль-ноль»
  • 2002 - «Шаг за тобой»
  • 2002 - «Посмотри в глаза»
  • 2004 - «В городе N»
  • 2005 - «А может, это сон?..»
  • 2008 - «Куда приводят мечты»
  • 2008 - «Через города»
  • 2011 - «В этом городе все сумасшедшие»
  • 2013 - «Завтра»
  • 2016 - «Пой, весна!»

Крестовский Всеволод Владимирович - известный писатель. Был студентом историко-филологического факультета в Петербургском университете, но курса не кончил. Литературную деятельность начал стихотворениями (отдельное издание, СПб., 1862). Широкую известность ему доставил написанный в сенсационной манере большой роман "Петербургские трущобы", печатавшийся в "Отечественных Записках" с 1864 по 1867 г. (отдельно 5 изданий). Следующие произведения Крестовского посвящены одностороннему обличению движения шестидесятых годов, связываемого автором с польским повстанием.


Родился Крестовский 11 февраля 1840 года в Киевской губернии. Происходил из старинного дворянского рода. Отец Всеволода Владимировича, Владимир Васильевич, в Крымскую компанию воевал под Севастополем офицером уланского полка, затем вышел в отставку и переехал к семье в Санкт-Петербург. К тому времени (1850-1856 годы) Всеволод прошел курс наук в 1-й гимназии и поступил в 1857 году на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского императорского университета. К этому же времени относятся первые писательские опыты Всеволода Крестовский в жанрах психологического рассказа и очерка нравов.

К 1859 году семья Всеволода Крестовского разорилась. Он был вынужден уйти из университета и зарабатывал на жизнь литературной поденщиной в журнале "Русское Слово" у Аполлона Григорьева, попутно давая уроки за курс гимназии чиновникам, желавшим сдать экзамены на первый чин коллежского регистратора (14 класс).

Одним из первых учеников Крестовского стал 19-летний помощник полицейского надзирателя Сенного рынка Иван Дмитриевич Путилин. В благодарность за учение Путилин по просьбе Всеволода Крестовский начал знакомить его с криминальным миром Санкт-Петербурга. Благодаря Путилину и его начальнику следственному приставу К.К.Галахову, Крестовский получил уникальную возможность участвовать в полицейских облавах и ловле преступников методом личного сыска, допросах подозреваемых, работы в столичных судебно-полицейских архивах и т.п.

В 1860 году Крестовский женился по любви на 20-летней барышне Варваре Дмитриевне Гриневой - и, ввиду неизбывной бедности, - поселился с молодой женой в пустующей даче на Петровском острове. Несмотря на крайнюю скудность обстановки (кровати жильцам заменяли копны сена), эта дача стала излюбленным местом сборищ талантливой питерской молодежи той эпохи.

Частыми гостями молодой четы были братья-художники Маковские, скульптор Михаил Микешин, литератор Николай Лесков. Двух последних Крестовский водил "на натуру" в самые "знаменитые" питерские притоны той эпохи - "Вяземскую лавру", "Малинник", трактир "Ерши" у Аничкова моста и т.п. Безопасности ради, Крестовский всякий раз наряжал себя и спутников в нищенские лохмотья либо одеяния рабочих-поденщиков, но несколько раз им приходилось отбиваться в рукопашных драках от заподозривших неладное "блатных".

В 1863 году Крестовский расстался с супругой. Вероятно, тогда же он, став к тому времени знатоком скрытых подземных убежищ криминалитета, обратил на себя внимание Третьего отделения Канцелярии Е.И.В. - и в том же 1863 году отбыл с особым поручением в Царство Польское в составе официальной комиссии по исследованию подземелий Варшавы, использовавшихся участниками польского восстания 1863 года. Там же Крестовский начал работу над рукописью своего первого романа "Петербургские трущобы", опубликованного в журнале "Отечественные записки" в 1864-1866 годах.

Выход этой книги в одночасье сделал Крестовского одним из самых известных и модных писателей России.

Летом 1867 года он отправился в пароходное турне по Волге для участия в цикле литературных вечеров. Попав в Нижний Новгород, Всеволод Крестовский стал свидетелем вопиющих злоупотреблений местного обер-полицмейстера Лаппо-Старженецкого и начал газетную кaмпанию против последнего. Противник Крестовского пытался привлечь его к суду за клевету, но в итоге разбирательства автор был полностью оправдан, а его оппонент с позором изгнан с должности.

В июле 1868 года Крестовский добровольно поступил на службу в 14-й уланский Ямбургский полк в Гродненской губернии, совмещая службу строевого офицера-кавалериста с творческой деятельностью. В 1870 году писатель в чине поручика был прикомандирован к Главному Штабу русской армии в Санкт-Петербурге с официальным поручением написать историю полка. В то же время он исполнял некоторые иные особые поручения, в результате которых в 1872 году был переведен тем же чином в лейб-гвардии Уланский полк. В декабре 1876 года штаб-ротмистр Крестовский получил отпуск по службе и отправился на воюющие Балканы в качестве официального корреспондента столичной газеты "Правительственный вестник" при добровольческом отряде генерала М.Г.Чернява.

С начала русско-турецкой войны Крестовский попал в штаб действующей Дунайской армии уже как редактор армейской газеты "Военно-летучий листок". К этому времени относится знакомство писателя с генералом М.Д.Скобелевым, а также с аккредитованными при штабе иностранными корреспондентами. В отличие от штатских коллег, ВВК имел право беспрепятственного въезда в ближние армейские тылы, и не раз добровольно участвовал в боевых действиях передовых частей русских войск. В том числе в штурме Траянова перевала на Шипке, боях за Деда-апач и рейде кавалерийского отряда Струкова до Адрианополя в феврале 1878 года. За боевые заслуги и храбрость военный журналист был удостоен чина штаб-ротмистра и орденов Св.Анны 3 ст.. Св. Станислава 2 ст. с мечами. Св. Владимира 4 ст. с мечами, сербского Таковского креста, орденов Румынии и Черногории.

Вскоре после завершения военных действий (в феврале 1880 года) ВВК был командирован в качестве "секретаря для военно-сухопутных сношений" в эскадру Тихоокеанского флота под командованием адмирала С.С.Лесовского. До базы эскадры во Владивостоке ВВК добирался на пассажирском пароходе из Неаполя через Суэцкий канал, Красное море и Индийский океан. В ноябре 1881 года ВВК вместе с эскадрой Лесовского прибыл в японский порт Нагасаки и еще полгода оставался там с военно-дипломатической миссией.

Вернувшись в Россию в 1882 году, ВВК в чине подполковника был вскоре переведен из столицы в распоряжение генерал-губернатора Туркестана М.Г.Черняева. Участвовал в посольствах в Бухару и Хиву, раскапывал курганы в Самарканде - и вторично женился на юной 20-летней вдове чиновника по особым поручениям Евдокии Лагоде.

С 1884 по 1887 гг. ВВК вновь служил в столицах, инспектировал земские учреждения в Центральной России, занимался журналистикой в газетах "Гражданин" и "Свет". В апреле 1887 года был назначен штаб-офицером Корпуса погранстражи при Департаменте таможенных сборов Министерства финансов, получив чин полковника.

Следующие 5 лет жизни В.В.Крестовский прошли в постоянных разъездах с ревизиями по границам в Закавказье и Царстве Польском. Летом 1892 года В.В.Крестовский уже в чине генерал-майора переехал в Варшаву, став редактором газеты "Варшавский вестник" при генерал-губернаторе Царства Польского И.В.Гурко.

В последний период жизни Крестовский всерьез занимался "польским" и "еврейским вопросами" и проблемой взаимоотношения национальных культур в условиях развития капитализма в России. Чтобы лучше освоить этот вопрос. В.В.Крестовский на склоне лет вместе с еврейскими священнослужителями штудировал Талмуд и Тору и даже выучил иврит (помимо коего свободно говорил на французском и немецком языках, мог объясняться на английском и польском, знал основы японского - и. разумеется, в совершенстве владел "уголовным языком", будучи автором первого словаря уголовного жаргона России). 18 января 1895 года Всеволод Владимирович Крестовский скончался от хронической болезни почек в Варшаве, оставив вдову и шестерых детей от двух браков. Потомки его до сих пор живут в России.

К сожалению, после 1917 года их предок считался "апологетом консервативно-охранительного направления российской словесности". К тому же при жизни он не скрывал своей нелюбви к "либеральной интеллигенции" и "национально-освободительным движениям" Российской Империи. Поэтому переиздания произведений Крестовского, а также экранизация его самого известного романа "Петербургские трущобы" стали возможны с конца 1980-х гг. а его биография так до сих пор никем не написана.