«Быть, существовать в этом мире уже означает иметь с ним отношения. И так же, как мы относимся к миру вообще, мы относимся ко всему, что нас окружает. Ведь и родители, и люди знакомые и незнакомые, и все предметы, и животные – часть мира. Но просто существованием в заданных обстоятельствах дело не ограничивается. Отношения с миром – это в первую очередь постижение правил игры, которая называется жизнь.
Удивительно, но в философии эту тему разработал лишь Мартин Хайдеггер – в начале ХХ века*. Он описал такие правила, назвав их «экзистенциалами». Это условия, на которых мы существуем в мире, «данности нашего существования». Ведь мы приходим в ситуацию, которую не выбираем. Пол и эпоха, родители и национальность, социальный слой и даже, например, город, в котором мы живем, – ничто из этого мы не выбираем. Следовательно, наша задача – эти данности принять. И пусть мы планируем переехать в другой город или хотим пробиться в другой социальный слой или даже сменить пол – для начала мы должны принять, что сейчас живем именно в этом городе, родились мужчиной или женщиной... Дальше можно понять, что это нам не подходит, и пытаться изменить, но все начинается с принятия. Хайдеггер видел суть принятия в том, чтобы перестать бояться своих обстоятельств, научиться смотреть на них спокойно.
Наши отношения с миром формируются в первые семь лет жизни. Второе семилетие посвящено нашим отношениям с другими людьми. В третьем мы строим отношения с собой. Сначала ребенок открывает мир и учится с ним взаимодействовать. Образцом для такого взаимодействия становятся его отношения с матерью: для младенца мать и есть мир. После полутора лет включаются и другие факторы: доверие к миру возникает не только благодаря родителям. В конце концов, отношения с ним – личное решение каждого из нас. У нас есть свобода довериться миру.
Слово «доверие» здесь не случайно. Вспомните, как познает действительность маленький ребенок. Он то прижимается к маме, то, убедившись, что он в безопасности, отправляется исследовать мир. И расстояние этих «челночных экспедиций» с каждым разом все увеличивается. Ребенок узнает, что земля твердая и по ней можно ходить, что соседская собака – добрая и не укусит, что качели во дворе – крепкие и не оборвутся. Он учится доверять: матери, природе, людям и своим силам.
Как переживается фундаментальное доверие? Вот как: я возложил часть своих проблем на что-то или на кого-то, на некую опору – и опора выдержала! Причем тут нет обязательной любви и радости, есть лишь опыт отношений с людьми, которые меня принимали. Значит, я могу быть и мне дают быть!
Вся наша жизнь, наши отношения с миром – это поиск и создание опор, на которые можно возложить часть груза своей жизни. Мы находим друзей, осваиваем профессию, создаем семью. Опорой может быть и структура, в которой мы работаем, и отношения с коллегами, и наши способности и интересы, люди и группы людей… Одна из важнейших опор – наше собственное тело. Мы чувствуем себя хорошо укорененными, когда у нас много опор.
Решение о доверии также связано с реалистичностью нашего восприятия. Чем ближе к реальности наша оценка той или иной опоры, тем меньше разочарований и больше доверия к людям и самому себе. Подводят опоры обычно того, кто не соглашается принять реальность, кто хочет переделать ее по своему усмотрению и не воспринимает то, что не соответствует его ожиданиям. Мир вообще не укладывается в схемы и теории. (Единственное надежное утверждение о нем – он ничего не гарантирует никому из нас.) Спасти может только открытая позиция доверяющей любознательности.
Кстати, истории про обиды, которые могут быть изжиты, преодолены прощением – это всегда истории про опору, не оправдавшую ожиданий. И одна из практик прощения как раз заключается в том, чтобы помочь человеку понять: мог ли тот, кто оказалася ненадежной опорой, выдержать возложенный на него груз? Благодарность же, напротив, – переживание, связанное с тем, что моя опора меня не подвела.С любым из нас в любой момент может случиться все что угодно – это одно из главных правил игры. И это – самая большая проверка наших отношений с миром. Когда все опоры рухнут, останется ли что-то? Как я тогда смогу быть в мире? И смогу ли быть? Или провалюсь в эту бездну ужаса и отчаяния, потому что опор больше нет?
В экзистенциальном анализе есть понятие «основы бытия». Речь о переживании, укорененном, как правило, в предыдущем опыте. Переживании того, что даже если все опоры рухнут, что-то все равно останется. Эта очень сложная философская конструкция тем не менее интуитивно понятна каждому, кто довольствуется фразой: «Никогда так не было, чтобы никак не было». Это и есть основа нашего бытия.
Мне очень нравится образ мира как натянутого над пропастью батута. Можно в ужасе смотреть сквозь сетку в пропасть. А можно сфокусировать взгляд на переплетениях самой этой сетки, понимая, что она не раз уже нас выдерживала. Да, подбрасывала – так, что мы неуклюже падали на нее. Но она выдерживала. И выдержит снова. Человек с таким фокусом зрения, с таким отношением к миру хорошо устроен в жизни – вне зависимости от всего остального. Это предельное переживание доверия люди часто называют Богом. Но это не вопрос веры в конкретных богов. Это вопрос наших отношений с миром».
* М. Хайдеггер «Бытие и время» (Академический проект, 2013).
Уважаемые форумчане, доброго времени суток!
Хотелось бы с помощью форума разобраться в некоторых моментах, которые меня периодически беспокоят. Буду благодарна за помощь в поиске ответов. Это далеко не первая моя тема, в своем эмоциональном состоянии и жизни в целом я вижу огромный прогресс, но есть некоторые моменты, которые всё ещё вызывают дискомфорт.
Мои запросы к форуму:
1. Как понять какая я (свой характер) и чего я хочу? Может быть, прозвучит странно, но очень часто не могу определить чего же я хочу, какое у меня мнение на тот или иной счёт (от этого накапливается злость на себя).
2. Из первого вопроса вытекает второй: что делать с чувством, что ты не такой как все? (в плохом смысле), то есть чувство как будто со мной что-то не так. Довольно тяжелое чувство, похожее на страх быть отвергнутой, возможно. То есть ощущение, что все в теме, а ты – нет. Часто не понимаю, о чем говорят люди, от этого медленно реагирую, в общем, довольно сложно описать, но это бывает заметно со стороны и хорошо ощущается мной.
3. Можно ли усилием воли стать более спокойным/умиротворенным человеком? Наверное, вопрос опять связан с первым, так как мне хотелось бы понять свой характер. А я порой могу вести (и чувствовать) себя диаметрально противоположно и не знаю, насколько это нормально. Обычно, глядя на людей, хорошо можно описать и предсказать поведение, реакцию, характер. А для себя я почему-то остаюсь непонятной. Например, мне очень легко вживаться в роль. Тут мнение окружающих, не мое (это мнение очень большого количества людей, озвучиваю их слова, не моё мнение) - многие говорят, что есть актерский талант, часто спрашивают, почему не пошла в театралку. Перевоплощение, игра даются очень легко. Многие окружающие удивляются, видя меня на сцене, говорят, что не знали, что я могу быть такой. Так было всегда - с детства слышала это ото всех. Наверное, я очень много в себе всегда сдерживаю. Но это еще сильнее меня путает в себе.
Хотелось бы больше себя ценить и принимать, хотя это желание, наверное, звучит довольно абстрактно.
Наверное, основное, это как услышать свои желания, потребности и пребывать в уверенности, что я – ОК, а не в постоянном страхе получения негативной реакции извне. Потому что реакция извне, сообщающая о том, что я не совсем ОК, топит меня на некоторое (иногда длительное) время (сильное чувство отверженности, хочется спрятаться ото всех, что я как будто заразная и не приемлемая, сжирает впустую ресурс и время).
Излишне себя накручиваю порой, когда ситуация этого не стоит, слишком много рефлексирую и не знаю, как от этого избавиться. Сравниваю себя с другими и сравнение чаще всего не в мою пользу, пытаюсь перенимать у тех, кто симпатичен, какие-то манеры общения, поведения, но почему-то они не приживаются. А без них – как будто голая, не защищённая.
Из-за такого неуверенного состояния страх рожать детей, то есть чувство, словно нет точки опоры, на которую в себе можно было бы опереться и чувствовать ее постоянно.
Когда смотрю/слышу рассказы о детях - какие они вредные, самоуверенные, не дружелюбные - и мне страшно, что мой ребенок-то вряд ли будет таким сильным и волевым, самовлюбленным, наглым, уверенным. И вот этот страх, что его могут обидеть и ему будет морально плохо, одиноко, ущербно - просто отбивает желание иметь детей. Наверное, это что-то моё, но очень мощное.
Точки опоры — это то, что позволяет нам чувствовать себя уверенно и спокойно.
Внешние точки опоры — это то, что может вызвать зависимость, потому что оно находится во внешнем мире: одобрение других людей, их мнение, их подсказки и советы, комплименты, поддержка, помощь, защита, любовь. Это всегда зыбкие и временные вещи, которые мы боимся потерять.
Внутренние точки опоры — это то, что мы можем найти внутри себя и не можем никак потерять, потому что оно всегда с нами. Это наш внутренний ресурс, наш внутренний покой, поддержка нашего рода, связь с Богом, наша собственная интуиция и мудрость, наши навыки, наше умение выстраивать отношения с людьми и наша способность приносить реальную пользу для других людей.
Важнейшим элементом духовного развития является переход от внешних точек опоры — к внутренним. Мы перестаём опираться на внешнее, временное и вместо этого опираемся на внутреннее, вечное.
Например, развиваем свою собственную интуицию и мудрость, понимаем, что она гораздо адекватнее, чем мнение и советы других людей, и начинаем доверять именно ей.
Например, познаем, что такое любовь Бога, что такое поддержка нашего рода, и эти ощущения позволяют нам перестать остро нуждаться в "любви" родителей и других людей в виде их одобрения и хорошего отношения к нам. Мы нашли любовь внутри себя, и она становится точкой опоры.
Внутренние точки опоры не дают абсолютной независимости. Мы всегда зависим от других людей, в этом нет ничего плохого. Мы социальные существа, мы живём за счёт друг друга, помогая друг другу, взаимодействуя, обмениваясь ценностями.
Какую независимость дают внутренние точки опоры?
Например: вы не умеете создавать ценность для других людей, в этом случае вы зависите от того человека, который согласится платить вам деньги хоть за что-то. Вы будете бояться расстроить этого человека, потому что боитесь, что он вас выгонит. И тогда вы можете не найти того, кто будет вам платить хотя бы такую же сумму. Вы не знаете, что в вас есть такого, благодаря чему вы можете быть обеспеченной. Поэтому вашей точкой опоры становится другой человек, который вам в данный момент платит деньги. И это страшно.
Но если вы умеете делать что-то очень полезное, что умеют делать немногие, и осознаёте эту свою ценность, тогда у вас нет страха и беспокойства. Вы чувствуете уверенность, вы не боитесь, что вас уволят или выгонят, потому что, во-первых, это маловероятно, ведь вы знаете, какую ценность даёте, во-вторых, вы мгновенно найдёте других людей, которые уже готовы вам платить не меньше. Заметьте: вы вроде бы по-прежнему зависите от других людей. Но при этом вы находитесь в покое и уверенности. Потому что ваша точка опоры — это не другие люди, а ваша способность приносить пользу людям, с которой вы всегда будете обеспеченны и достаточно свободны.
Если же женщина на это пока не способна, она будет ревновать мужа, она будет бояться, что он не даст ей необходимого изобилия и безопасности, что он может её бросить, она начинает его пилить и т.п. Потому что муж в этом случае является внешней точкой опоры.
Где есть внешняя точка опоры, там всегда есть страх потерять, желание удержать и контролировать.
То, что внутри нас, — не нужно ни удерживать, ни контролировать. Это невозможно потерять.
Опоры могут быть внешние и внутренние. Отличной внешней опорой становится, например, успешная работа, любимое дело — в общем, то, что даёт удовлетворение, финансовую безопасность и уверенность в будущем.
Сплочённая семья, неравнодушное окружение — тоже опора. По данным многочисленных исследований, люди, у которых сильна связь с родными, близкими людьми, с друзьями, намного счастливее и здоровее, чем те, кто не поддерживает тёплых отношений с родственниками. Понимание и поддержка в семье защищают нас от жизненных невзгод и помогают справляться с ударами судьбы с меньшими потерями.
Опорой может выступать и религия, которая часто даёт утешение и подсказывает, как себя вести.Внутренний стержень
Однако внешние опоры часто ненадёжны: окружающие люди, любимая работа не всегда могут дать нам то, что мы хотим. Поэтому у человека обязательно должны быть опоры внутренние. И тогда в сложных обстоятельствах он сможет не только попросить о помощи, но и поддержать себя самостоятельно.
Одна из таких мощных внутренних опор — это наши ценности. Отношение к основополагающим вещам в жизни, представления о нравственности, наши внутренние обязательства перед самими собой. Чёткая и крепкая система ценностей помогает выстоять, когда всё идёт не так. Человеку, который живёт в ладу с собой, проще следовать внутреннему голосу, не пытаясь оправдать ожидания окружающих или вписаться в социальные рамки. Поэтому любые неудачи такие люди переживают легче, чем те, кто зависим от мнения остальных.
Источник энергии
Идеальный вариант — это когда вы можете опираться и на себя, и на других людей. Но на себя всё же больше, потому что те, на кого вы рассчитываете, могут сами оказаться не в самой лучшей форме и не сумеют оказать вам поддержку.
Опора на себя — это ваш личный волшебный источник, который питает самооценку и даёт устойчивость к трудностям. Уверенный в себе человек мало зависит от окружающих — от их доброй воли, настроения, обещаний. В этом и есть сила. Она помогает не чувствовать себя беспомощным перед любыми вызовами и одновременно притягивает к вам людей, делает вас лидером.
Но иногда происходит путаница между понятиями «опираться на себя» и «принципиально отказываться от помощи окружающих». Опора на себя предполагает, что вы не ждёте, что кто-то будет вас опекать, решит ваши проблемы и превратит жизнь в сплошное удовольствие и праздник. Она подразумевает, что свои проблемы вы можете решать самостоятельно, равно как и получать удовольствие от жизни, оставаясь при этом в контакте с другими людьми, разделяя с ними радости, обращаясь к ним за поддержкой, если чувствуете, что собственных ресурсов всё же недостаточно.
Первый читатель
Наталья Земцова, актриса :
— Мне кажется, свою психологическую опору в жизни я ещё не нашла. Но я всегда хотела, чтобы мной гордились мои родные. Пожалуй, это заставляет меня подниматься с дивана. Слова «мы и так тебя любим» мне не подходят. Хочется стать самой лучшей, чтобы сын с гордостью говорил: «Это моя мама!».