Огюст роден поцелуй описание. Скульптура поцелуй смерти в барселоне. Брат, который уничтожил свою сестру

Слева – Камилла Клодель. Справа – Огюст Роден. Поцелуй, 1886. Париж, Музей Родена


«Поцелуй» – не единственная скульптура, на создание которой великого Огюста Родена вдохновила страсть к его ученице, скульптору Камилле Клодель . В течение 15 лет девушка была для него возлюбленной, натурщицей, музой, генератором идей и соавтором работ. После их расставания Камилла лишилась рассудка, а Роден не создал ни одного выдающегося произведения.

Камилла Клодель


Камиллу Клодель нельзя назвать заурядной девушкой: еще в юности проявился ее талант ваяния, в 17 лет она поступила в Академию Коларосси, где ее наставником стал знаменитый скульптор Альфред Буше. А вскоре Камилла начала брать уроки у Огюста Родена.

Слева – Огюст Роден. Справа – Камилла Клодель в мастерской


Между ними вспыхнула страсть, которая на долгие годы стала источником вдохновения для великого скульптора. Свою возлюбленную он описывал так: «Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли, большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и... детской веселостью».

Камилла Клодель


Первое время Камилла Клодель шлифовала готовые скульптуры своего наставника, но со временем она начала создавать и собственные. Роден даже доверял ей заканчивать свои работы. Она стала для скульптора не только любимой моделью и музой, но и генератором идей, автором многих замыслов.

Огюст Роден. Данаида, 1885 – скульптура, посвященная Камилле Клодель


Слева – Камилла Клодель. Вечный кумир, 1888. Справа – Огюст Роден. Вечный идол, 1889


Р.-М. Пари – биограф Камиллы Клодель, так описывает период их совместного творчества: «Все исследователи творчества Родена знают: новый стиль открылся у него в 80-е годы – именно тогда, когда в жизни его появилась эта девушка. Ей не исполнилось еще 20 лет – возраст гения, по Рембо. Родену было за 40, он успел утратить связь со своими живыми истоками. Сам по себе он продолжал бы двигаться в сторону Микеланджело, пытаясь осовременить его и тем самым огрубляя. А тут внезапно в нем зарождается нечто новое, что после разлуки с Камиллой словно уходит в песок. Такая взаимосвязь между страстью и творчеством у двух любовников одной профессии, работающих вместе, в одной мастерской и над одним сюжетом, подводит нас к выводу: без малого 15 лет Камилла была музой и правой рукой Родена».

Слева – Огюст Роден. Справа – Камилла Клодель


Ученик Родена Э. А. Бурдель сказал о «Поцелуе»: «Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден». Р. М. Рильке писал: «Чувствуешь, как волны из всех соприкасающихся поверхностей пронизывают тела, трепет красоты, чаяние, мощь. Потому и кажется, будто видишь блаженство этого поцелуя в каждой точке этих тел; он как восходящее солнце с его вездесущим светом». Скульптура вышла настолько чувственной, что многие сочли ее неприличной для демонстрации широкой аудитории.

Огюст Роден. Поцелуй. Фрагмент


Их счастье не было безоблачным: Роден так и не оставил свою гражданскую жену, с которой прожил более 20 лет, ради Камиллы, а она не хотела довольствоваться ролью любовницы. 15-летняя история сотворчества и страсти закончилась катастрофой: любовь Камиллы переросла в ненависть. По несколько недель она не выходила из квартиры, погруженная в глубокую депрессию, лепила фигуры и тут же их разбивала – весь пол был устлан осколками. Ее рассудок не выдержал этого испытания: в 1913 г. женщину поместили в психиатрическую клинику, где она провела оставшиеся 30 лет своей жизни.

Камилла Клодель. Слева – *Улетающий бог*, 1890-е гг. Справа –*Бронзовый вальс*, 1893


Камилла Клодель. *Эпоха зрелости*, 1900 – аллегория ее разрыва с Роденом. Фигура Умоляющей – автопортрет Камиллы


Критики писали, что после расставания с Камиллой талант Родена угас, и он больше так и не создал ничего значительного. Сложно судить о масштабах таланта гения, но все его самые знаменитые работы действительно появились в то время, когда их с Камиллой любовь и вдохновение были взаимными. В 1880-1890-е гг. были созданы «Ева», «Мыслитель», «Вечный идол», «Вечная весна» и «Поцелуй», признанные вершиной творчества Огюста Родена.

Камилла Клодель


Еще одна знаменитая работа Родена – «Мыслитель»: малоизвестные факты создания

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Молчание великих статуй хранит множество секретов.

Когда Огюста Родена спрашивали, как он создает свои статуи, скульптор повторял слова великого Микеланджело: «Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее». Наверное, поэтому скульптура настоящего мастера всегда создает ощущение чуда: кажется, что увидеть красоту, которая прячется в куске камня, способен только гений.

Мы в сайт уверены, что практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть. Сегодня мы поделимся несколькими из них.

Рогатый Моисей

Микеланджело Буанаротти, «Моисей», 1513-1515 г.

Микеланджело изобразил на своей скульптуре Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, иудеям было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идёт именно о лучах света - что лицо Моисея сияло, а не было рогато.

Цветная Античность

Август из Прима-Порта", античная статуя.

Долгое время считалось, что древнегреческие и древнеримские скульптуры из белого мрамора были изначально бесцветными. Однако недавние исследования учёных подтвердили гипотезу, что статуи раскрашивались в широкую гамму цветов, которые со временем исчезли под длительным воздействием света и воздуха.

Страдания Русалочки

Эдвард Эриксен, «Русалочка», 1913 г.

Статуя Русалочки в Копенгагене - одна из самых многострадальных в мире: именно ее больше всего любят вандалы. История ее существования была очень бурной. Ее ломали и распиливали на куски множество раз. И сейчас можно еще обнаружить едва заметные «шрамы» на шее, которые появились от необходимости заменить голову скульптуры. Русалочка была обезглавлена дважды: в 1964 и 1998 году. В 1984 году ей отпилили правую руку. 8 марта 2006 года на руку русалке был водружен фаллоимитатор, а сама горемыка была забрызгана зеленой краской. К тому же, на спине красовалась нацарапанная надпись «С 8 марта!» В 2007 году власти Копенгагена объявили, что статуя может быть перенесена дальше в гавань, чтобы избежать дальнейших случаев вандализма и для предотвращения постоянных попыток туристов взобраться на неё.

«Поцелуй» без поцелуя

Огюст Роден, «Поцелуй», 1882 г.

Знаменитая скульптура Огюста Родена «Поцелуй» изначально носила название «Франческа да Римини», в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы XIII века, чьё имя обессмертила Божественная комедия Данте (Круг второй, Пятая песнь). Дама полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста, Паоло. Когда они читали историю Ланселота и Гвиневры,их обнаружил, а затем убил её муж. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Но на самом деле любовники не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.

Переименование скульптуры в более отвлечённое - Поцелуй (Le Baiser) - было сделано критиками, впервые увидевшими её в 1887 г.

Секрет мраморной вуали

Рафаэль Монти, «Мраморная вуаль», середина XIX в.

Когда смотришь на статуи, покрытые полупрозрачной мраморной вуалью, поневоле задумываешься о том, как такое вообще возможно сделать из камня. Все дело в особой структуре мрамора, использовавшегося для этих скульптур. Глыба, которой предстояло стать изваянием, должна была иметь два слоя - один более прозрачный, другой более плотный. Такие природные камни сложно найти, но они есть. У мастера был сюжет в голове, он знал, какую именно глыбу ищет. Он работал с ней, соблюдая текстуру нормальной поверхности, и шел по границе, разделяющей более плотную и более прозрачную часть камня. В итоге остатки этой прозрачной части «просвечивали», что и давало эффект вуали.

Идеальный Давид из испорченного мрамора

Микеланджело Буанаротти, «Давид», 1501-1504 г.

Знаменитая статуя Давида была сделана Микеланджело из куска белого мрамора, оставшегося от другого скульптора, Агостино ди Дуччо, который безуспешно пытался с этим куском работать, а потом бросил его.

Кстати, Давид, веками считавшийся образцом мужской красоты, не так уж и совершенен. Дело в том, что он косоглаз. К такому выводу пришел американский ученый Марк Ливой из Стэнфордского университета, обследовавший статую с помощью лазерно-компьютерной техники. «Дефект зрения» более чем пятиметровой скульптуры незаметен, поскольку она водружена на высокий пьедестал. По мнению экспертов, Микеланджело намеренно наделил свое детище этим недостатком, поскольку желал, чтобы профиль Давида выглядел идеально с любой стороны.

Смерть, вдохновившая на творчество

«Поцелуй смерти», 1930 г.

Самая загадочная статуя на каталонском кладбище Побленоу носит название «Поцелуй смерти». Создавший ее скульптор до сих пор остается неизвестным. Обычно авторство «Поцелуя» приписывается Жауме Барба, но есть и те, кто уверен, будто памятник изваял Жоан Фонбернат. Скульптура расположена в одном из дальних углов кладбища Побленоу. Именно она вдохновила кинорежиссера Бергмана на создание картины «Седьмая печать» - об общении Рыцаря и Смерти.

Руки Венеры Милосской

Агесандр (?), «Венера Милосская», ок. 130-100 г. до н.э.

Фигура Венеры занимает почетное место в парижском Лувре. Некий греческий крестьянин нашел ее в 1820 году на острове Милос. На момент обнаружения фигура была разломана на два больших фрагмента. В левой руке богиня держала яблоко, а правой придерживала падающее одеяние. Осознав историческую значимость этой древней скульптуры, офицеры французского военного флота распорядились увезти мраморное изваяние с острова. Когда Венеру тащили по скалам к ожидающему кораблю, между носильщиками произошла драка, и обе руки откололись. Усталые матросы наотрез отказались вернуться и поискать оставшиеся части.

Прекрасное несовершенство Ники Самофракийской

Ника Самофракийская", II в. до н.э.

Статую Ники нашел на острове Самофракия в 1863 году Шарль Шампуазо, французский консул и археолог. Высеченная из золотистого парийского мрамора статуя на острове венчала алтарь морских божеств. Исследователи считают, что неизвестный скульптор создал Нику во II веке до нашей эры в знак греческих морских побед. Руки и голова богини безвозвратно утрачены. Неоднократно предпринимались и попытки восстановить изначальное положение рук богини. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Интересно, что многократные попытки восстановить руки статуи оказались безуспешны - все они портили шедевр. Эти неудачи заставляют признать: Ника прекрасна именно такой, совершенна в своем несовершенстве.

Мистический Медный всадник

Этьен Фальконе, Памятник Петру I, 1768–1770 г.

Медный всадник - памятник, окруженный мистическими и потусторонними историями. Одна из легенд, связанных с ним, гласит, что во время Отечественной войны 1812 года Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства, в том числе и памятник Петру I. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина, преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со своей скалы и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, - говорит ему Петр Великий, - но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!». Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.

В статье - о жизни французского скульптора и художника-графика.

В истории не раз случалось, что судьба разводила знаменитую пару, чтобы в будущем навечно соединить их имена. Возле гигантской фигуры скульптора Огюста Родена всегда будет маячить одинокий женский силуэт – отзвук любви и немой укор.

Клоделям не повезло – они произвели на свет двух детей, одаренных природой с пугающей щедростью. Мадам Клодель плакала не от умиления, а от страха. Все ли в порядке с сыном Полем, если мальчику наяву грезятся рыцари и замки.

Дочь никогда не брала в руки игрушек. Никто не слышал ее болтовни с подружками. Девочка облюбовала укромный уголок, где лепит всякую всячину из глины, которой полно в оврагах захолустного Вильнева.

В Париж!

Обычные девичьи мечты не имели никакой власти над Камиллой. Ее сверстницы просились у родителей замуж, а она – в Париж в школу изящного искусства. В конце концов, родители, обессилев от настырности дочери, согласились.

Как выглядела Камилла, известно из описаний ее брата, вспоминавшего тот момент, когда она ринулась навстречу своей славной и страшной судьбе. «Высокий лоб над синими лучистыми глазами, чувственные губы. Густые каштановые волосы до пояса. В ней была дерзость, прямота, превосходство и веселость».

Такой приехала 20-летняя Клодель в 1882 г. в Париж. У нее была та же цель, с какой являлись сюда многие – завоевать столицу. В свой талант, в то, что станет скульптором, она верила настолько, что не очень-то расстроилась, когда узнала, что в Школу изящных искусств девушек не берут.

У закрытых дверей она оказалась отнюдь не единственной. Еще несколько молодых особ раздумывали, что делать дальше. И выход нашелся: сложившись, девушки пригласили заниматься с ними известного тогда скульптора Альфреда Буше.

Клодель с самого начала резко вырвалась вперед. Ее талантливость была очевидна, что мсье Буше решил показать ее работы директору Школы Полю Дюбуа.

Тот не поверил, что эти первые ученические опыты принадлежат девушке. Здесь чувствовалась резкая мужская манера. Какая энергичная живописная лепка! Где он видел подобное? Ну конечно – у Родена! Мсье Дюбуа так и сказал Буше: «Несомненно, ваша ученица занималась у Родена».

Роковая встреча

Молоденькая курсистка не только не брала уроки у Родена, но даже никогда его не видела. Но роковая встреча приближалась. Однажды мсье Буше попросил своего доброго знакомого подменить его на курсах.

Вот он прославленный Огюст Роден, хмурый, большеносый, кряжистый и неуклюжий. В этом нелюбезном человеке с колючим взглядом, в мешковатом костюме невозможно угадать тонкого вдохновенного ценителя юности. Перед молодым женским телом, он готов был упасть на колени.

Клодель была серьезна и так занята работой, что Роден не знал, как к ней подступиться. Ее внешность волновала его, как художника. Он мысленного освобождал ее от темного платья и уродливого длинного передника. Как можно прятать в эту коросту сияющее юностью и совершенством тело!

Огюст Роден был старше Камиллы на 24 года

Казалось, ни слава знаменитого маэстро, ни его своеобразное обаяние, под которое подпадали многие женщины, не действовали на Камиллу. Хмуро и упорно она требовала от Родена замечаний, советов и выслушивала их, даже не глядя на него.

Он выбрал единственно верную с этой злючкой тактику. Он относился к Камилле с подчеркнутым уважением, делился заботами о своей собственной работе и не торопился сдернуть с нее монашеское облачение.

Все произошло само собой… Девушка, недавно и мысли не допускавшая остаться в мастерской с Роденом наедине, не говоря о том, чтобы позволить ему лепить себя обнаженной, сдалась безоговорочно и полностью.

Огюст Роден

Он нежно, не пугая ее, справился с девичьим неведением Камиллы. И та, ни в чем не знавшая границ, привязалась к нему со всей страстью и самозабвением.

Разумеется, то же ожидалось и от Родена. Он должен был стать ее достоянием, ее абсолютной принадлежностью, сделав в их любовь равный с нею вклад. Ее первый мужчина занял столь важное место в ее жизни, что оставалось место только для творчества.

Поцелуй Родена

Клодель и не подозревала, что она-то для Огюста – фрагмент. Прекрасный, возвращавший ему молодость, вдохновение, но все-таки фрагмент. За его плечами оставалась трудная жизнь, а дома – стареющая женщина, вросшая в его судьбу так, что, пожалуй, он и не замечал ее.

А еще их общий сын, уже подросток, которого по привычке называли «маленький Огюст». Огюст встретил Розу в ту самую пору, когда у него не было ни денег, ни крыши над головой, ни натурщицы, необходимой ему как хлеб. Они были почти ровесники.

Но бережливая, крестьянская хватка Розы, добывавшей себе пропитание шитьем, все-таки обеспечивала ей сносную жизнь. Роден же в свои 24 года привык жить полуголодным, носить одежду, делавшую его похожим на портового работягу. В Розе Огюст нашел душу верную, кроткую и адски терпеливую.

Она притаилась как мышь, зная, что в любой момент в нее могут швырнуть всем, что попадется под руку. Но шли годы, и Роза с ее практической сметкой стала все яснее понимать свою благую роль в жизни обожаемого человека.

Да, ей, не умевшей ни читать, ни писать, далеко не только для Родена, его друзей, но и для его изящных подруг, искавших внимания мастера, медленно, но верно входящего в славу. Но, чтобы там ни было. Каждый вечер он спрашивает именно у Розы, что там у них на ужин.

Скульптура Родена «Поцелуй» в музее Родена, Париж

Камилла… Это совсем не то, что бывало у Родена с молодыми красивыми женщинами. В безумном восторге от ее пластичного с классическими пропорциями тела, он создает один из своих шедевров – «Поцелуй».

Юная пара, обнаженные юноша и девушка, приникли друг к другу в радостном порыве молодой страсти. В мировой истории скульптуры не много найдется примеров такого зримого воплощения земной любви, торжествующей и вечной.

Она позировала одна. Роден и представить не мог свою молодую подругу рядом с кем-то другим - даже во благо святого искусства.

Огюст Роден, Данаида, мрамор, 1885. (Позировала Камилла Клодель)

Две женщины

Безошибочным чутьем женщины, хорошо знающей своего спутника, Роза почувствовала, что на сей раз ей грозит настоящая опасность. Жена нагрянула в обитель Огюста внезапно. Она никогда не вмешивалась в его дела, и это явление было подобно грому.

Клодель в тот момент подметала пол, но, лишь взглянув на женщину, которая пыталась что-то сказать дрожащими губами, спряталась за одну из скульптур.

Когда Роза ушла, унижение, испытанное Камиллой, вылилось в яростный, исступленный поток обвинений в адрес Родена. Который год они вместе! Разве не пора им узаконить отношения? Неужели эта нелепая старуха, прибежавшая подглядывать за ними, ему дороже Камиллы?

Хуже всего то, что к ревности Камиллы добавлялись и муки иного толка. Если как женщине ей хотелось именоваться мадам Роден, то, как скульптор она дорожила только своим именем. Но к нему-то критики, пресса, знатоки и поклонники искусства, то и дело добавляли – Огюст Роден.

В 1888 году Клодель закончила свое первое крупное произведение «Забвение». В нем тотчас нашли сходство со знаменитым роденовским «Поцелуем». Оскорбленная до глубины души за намек на плагиат, она берется за новую вещь, которая ей стоила четырех лет жизни.

Сккльптура «Вальс» К.Клодель. Музей Родена, Париж

Но и о ее «Вальсе» говорят как о подражании несравненному роденовскому стилю, текучести его скульптурных форм, так напоминающих живопись импрессионистов.

Камилла была вне себя от бешенства. Она может быть любовницей Родена, его музой. Но никогда – его творческим эхом! Отстаивая свою самостоятельность, Клодель утверждала, что сюжеты для своих произведений она «извлекает из своей головы и там их избыток».

В запальчивости, до глубины души уязвленная, она не щадит и чувств, связывающих ее с Роденом, во всеуслышание обвиняя его в заимствовании чужих творческих идей.

Работа К.Клодель - лицо Родена

И вот настал день, когда Камилла Клодель закрывает за собой дверь мастерской Родена, которая больше десятилетия была приютом их любви. Возможно, она ждала, что ее уход заставит Родена выбирать между двумя женщинами. И он выбрал. Выбрал Розу.

Взлет творчества

Для таких натур, как Камилла, самая печальная определенность лучше иллюзий. Гигантская созидательная энергия Родена, вероятно, действительно подавляла ее собственную. Подтверждение того – взлет творчества Камиллы, поначалу забывавшей за работой горечь обид и разлуки.

В 1895 году она создает одну из самых сильных, выразительных скульптурных композиций «Зрелый возраст». Сюжет ее трагичен. Отвратительная старуха-смерть вырывает из рук юной девушки ее возлюбленного.

К.Клодель "Зрелый возраст"

Исключительная выразительность образов на сей раз была по достоинству оценена. Ободренная, она через три года создала второй вариант «Зрелого возраста», когда смерть забирает мужчину.

Но Камиллу, познавшую творческую радость и удовлетворение от признания публики настиг удар, которого она не ожидала. Ей стало известно, что Роден препятствует продаже государству этой ее работы.

Жилось ей отчаянно трудно. Как не вспомнить замечание одной талантливой прославленной женщины. «Главное, что я бы подарила своему ребенку – это хороший характер». Вот в этом Камилле, так щедро одаренной, было отказано.

Она с редким умением наживала врагов, считая всех людей способными причинить ей только на зло. Окна ее квартиры были постоянно закрыты ставнями. Во мраке, отгороженной от всего света, ей работалось спокойнее.

Несмотря на страшную нужду, полуголодная, изменившаяся до неузнаваемости, она продолжала лепить. Из-под ее окоченевших пальцев – не было денег на уголь – выходили удивительные по выразительности вещи. В 1908 г. она создала свою «Необиду», фигуру юной девушки, смертельно раненной отравленной стрелой.

Последняя обитель

Но эти творческие победы были последними всплесками таланта и воли. Разум же Камиллы под гнетом разрушительных мыслей, временами погружался во тьму. Ее видели бесцельно бродящей возле дома Родена. Она выкрикивала угрозы и потрясала кулаками.

Март 1913 года. Из дома на улице Бурбонов два санитара вывели Камиллу и усадили в карету «скорой помощи». Ее родственники поместили ее в психиатрическую клинику в предместье Парижа. Откуда она вскоре была переведена в так называемый «приют», то бишь настоящую «психушку» в шести километрах от Авиньона.

Мсье Буше стыдил Родена. Почему он, знаменитый, богатый человек, не принял никакого участия в судьбе хорошо знакомой ему женщины. Роден оправдывался тем, что однажды нашел покупателей на работы Клодель. Он даже хотел устроить ее выставку, но она сама не захотела этого.

Между тем известие о впавшей в безумие Камилле, взволновало Родена. Он принялся лепить ее бюст, вспоминая первую пору их любви, молодое лицо с широко распахнутыми глазами.

Судя по письмам Камиллы, заживо похороненной в психиатрической больнице, ее никак нельзя было причислить к хронически, безвозвратно безумным людям.

Но ни брату Полю, ставшему знаменитостью Франции, поэтом, драматургом, писателем, живым классиком, ни всей многочисленной родне, которой Камилла могла принести лишь одно беспокойство, она была не нужна.

Между тем, ей очень хотелось выбраться из своего губительного заточения. «Если бы можно было возвратиться в нормальную жизнь, то я бы всегда прислушивалась к вашим советам. Я очень долго страдала…» (Из письма к брату). Камилла находилась в психиатрической больнице ровно 30 лет.

Только через 12 лет после смерти Камиллы Клодель, ее родственники решили навести справки о месте ее погребения. Им ответили, что «часть кладбищенской территории был использована для других нужд и могилы нет».

В январе 1917 г., через 50 лет после рождения сына, - 77-летний Огюст Роден женился на Розе Бере. Спустя два месяца, она скончалась.

БРАТ, КОТОРЫЙ УНИЧТОЖИЛ СВОЮ СЕСТРУ

Поль Клодель - французский поэт, драматург, эссеист, крупнейший религиозный писатель XX века. Годы жизни 1868-1955

10 марта 1913 года по настоянию Поля была помещена в психиатрическую больницу его сестра, скульптор Камилла Клодель. Это было сделано вопреки её воле и заключению врачей, согласно которому необходимости держать её там не было.

Больничные сотрудники регулярно предлагают семье освободить Камиллу, но мать каждый раз отказывается. 1 июня 1920 года врач д-р Брюне направил письмо её матери, пытаясь вернуть Камиллу в семью. Ответа не последовало.

Поль Клодель посещал сестру раз в несколько лет, но упорно говорил о ней только в прошедшем времени. Каждый раз Камилла, стоя на коленях перед ним, умоляла забрать ее из клиники.

В 1929 её посетила подруга юности Джесси Липскомб. За все 30 лет, проведённые в клинике Монтедеверже, Камиллу ни разу не навестили ни мать, ни сестры.

С детства мечтая стать великим художником и имея в руках лишь карандаш, Огюст Роден (1840-1917) дни напролет копировал редкие шедевры живописи из коллекции Лувра. А после часами бродил по роскошным залам, где была представлена греческая скульптура. Уже тогда в сердце юного Родена началась борьба между живописью и камнем. Время шло, средств на покупку красок ему по прежнему не хватало, и он решил поступить на работу в небольшую мастерскую декоративной скульптуры. Так отсутствие денег определило путь бунтующего гения.

Его искусство, как он сам признавался Камилю Моклеру, пришло к нему не сразу. Он дерзал медленно. Боялся. Затем, по мере того как начал познавать природу, все решительнее стал отбрасывать любые условности. Но именно в той самой мастерской ему впервые открылась – la science du modele – наука лепки. А посвятил его в это таинство некто Констан. Со слов самого Родена, Констан работал в той же мастерской, где он начал постигать скульптуру.

Однажды, видя как Роден лепит из глины капитель, украшенную листьями, Констан остановил его:

«Роден, ты не так берешься за дело. Твои листья плоски, они не кажутся живыми. Постарайся сделать так, чтобы их концы устремились к тебе, тогда получится впечатление выпуклости»

Роден последовал его совету и был поражен результатом.

«Запомни хорошенько мои слова, – продолжал Констан. – Когда ты будешь лепить, никогда не смотри на предмет как на поверхность, постарайся придать ему глубину. Смотри на поверхность только как на завершение объема, как на выпуклость, обращенную к тебе. Только так ты одолеешь науку лепки»

И с той самой минуты, Роден больше не воспринимал части тела как плоские поверхности. Теперь в каждом утолщении торса или членов, он пытался дать почувствовать присутствие мускула или кости. И со временем в его работах объем стал выстраивать линии, а не линии объем.



Сюжет, который говорит сам за себя, возбуждает воображение зрителя без всякой посторонней помощи. Но, открывая широкое поле для фантазии, он ограничивает чувства. А чтобы пробудить чувства и позволить им развиваться до бесконечности, нужен другой важный аспект скульптуры – красочность.

Во многих музейных залах, как правило, свет никуда не годится. Попробуйте включить фонарик на своем смартфоне и поднести его к торсу богини. Вы тут же увидите множество маленьких неровностей. Эти неровности создают световые переливы: блики на груди и густые тени на складках, прозрачную светотень на самых нежных частях, которая, понемногу стушевываясь, распыляется в воздухе. Она то и придает скульптуре волшебный вид живого тела. Красочность и наука лепки всегда идут рука об руку. Красочность – дар Родена-художника перешедший Родену-скульптору. Это не только, венец прекрасной лепки, пробуждающий чувства, но и инструмент способный определять развитие сюжета.

Вот две работы Родена «Поцелуй» и «Рождение весны».

Изначально это были знаменитые влюбленные, Паоло Малатеста и Франческа да Римини. Но, так как эта скульптура сильно выбивалась из группы «Врата Ада», Роден отделил её и назвал «Поцелуй». Если вы видели этот шедевр в мраморе, да еще и при талантливо выставленном свете, согласитесь, от него невозможно оторвать глаз.

Густые и мимолетные, призрачные и стремительные, глубокие и тревожные и, в то же время, слабые и умиротворенные – тени в «Поцелуе» подобны упоительным звукам флейты, арфы, или виолончели. Божественная симфония «белого и чёрного». И как в каждой симфонии все тяготеет к доминанте, так и эта палитра света и тени окутывает таинство любви.

Тень здесь придает композиции интимную камерность. Она же воплощает в себе все чувства, которые влюбленные испытывали друг к другу и могли проявлять в краткие мгновенья уединения и тишины.



В скульптуре «Рождение весны», или «Вечная весна» действует противоположный принцип. Если в «Поцелуе» динамика стремится как бы внутрь, то в «Рождении весны» вот-вот произойдёт большой взрыв, или даже серия взрывов. По сравнению с «Поцелуем», эта скульптура полностью залита светом. Разве что небольшая густая тень под мышкой у мужчины бурно набирает плотность, чтобы снова раздался взрыв. «Рождение весны» – как восходящее солнце, тепло которого струится повсюду. Она будто дышит счастьем. Уже в следующее мгновение в воображении слышатся первые раскаты весеннего грома, пение птиц; разносится запах свежей травы и цветов. А потом легкий дождь, за которым вновь по небу разливается солнечный свет.



Огюст Роден шел в авангарде французского искусства конца XIX начала XX века и, разумеется, подвергался самой жестокой критике. Но именно он установил прочный союз явного и тайного – науки лепки и красочности, – где первая поражала воображение, а вторая пробуждала чувства, раскрывая художественный замысел автора великих произведений.

Особое место в его работах занимали женские фигуры. Они воспевают счастье любви и красоту обнаженного тела. Нередко мы угадываем среди них одну и ту же модель. Мы узнаем ее по изысканности форм, благородству пропорций и линий, грации и изяществу движений. Это – Камилла Клодель. Это ее обнаженное тело украшает заголовок данной статьи. Она была ученицей, музой и любовницей Родена с тех пор, как 1883 году переступила порог его дома. Но как и все женщины, любившие его, заплатила очень дорогую цену. Впрочем, об этом я расскажу вам уже в следующей статье.

Поцелуй ( французский : Le Baiser ) является +1882 мраморной скульптуры французского скульптора Огюста Родена . Обнимая обнаженного пара изображена в скульптуре появились первоначально в составе группы рельефов , украшающих монументальный Родена бронзовый портал Врата Ада , заказанный для планируемого музея искусства в Париже . Супруги были впоследствии удалены из Gates и заменена другой парой любителейрасположенных на меньшем правой колонке.

Фон

Скульптура, Поцелуй был первоначально под названием Франческа да Римини , как это изображает итальянский дворянки 13-го века, увековеченный в Dante «s Inferno (Круг 2, Канто 5) , который влюбляется в ее муж Джованни Малатеста » младшего брата с Паоло . Полюбив, читая историю Ланселота и Гуиневер , пара обнаружена и убита мужем Франчески. В скульптуре, книгу можно увидеть в руках Паоло. Губы влюбленных на самом деле не трогать в скульптуре, предполагая, что они были прерваны, и встретили свою кончину без их губ никогда не коснувшись.

Когда критики впервые увидели скульптуру в 1887 году, они предложили менее специфичное название Le Baiser (Поцелуй ).

Родины отметили, что его подход к Ваяющим женщинам дани уважения к ним и их органам, а не просто подчиняться мужчинам, но в качестве полноправных партнеров в пыле. Последующий эротизм в скульптуре сделал это спорно. Бронзовая версия Поцелуя (74 сантиметров (29 в) высокие) была направлена для показа на 1893 колумбийской выставке мира в Чикаго . Скульптуры считается неподходящим для общего дисплея и отнесены к внутренней камере с допущением только путем личного применения.

Малые версии

Метод Родена изготовления крупных скульптур было нанять помощника скульпторы копировать меньшую модель, выполненную из материала, который было легче работать, чем мрамор. После того, как они закончили, сам Роден бы поставил штрихи к большей версии.

Перед созданием мраморных версий Поцелуя , Родины произвели несколько небольших скульптур в штукатурке , терракоте и бронзе.

Большие мраморные резные фигурки

Французская комиссия

В 1888 году французское правительство заказало первую крупномасштабную мраморную версию Поцелуй от Родена в 1889 году Всемирной выставке , но она была общедоступна в первый раз в Салон - де - ла Société Nationale изящных искусств в 1898. Это было настолько популярный, что компания Barbedienne предложила Родины контракт на производство ограниченного числа мелких экземпляров в бронзе. В 1900 году статуя была перенесена в Музей дю Люксембург , прежде чем принимать его текущее местоположение, в музее Родена в 1918 году.

Комиссия Уоррена

В 1900 году Роден сделал копию для Эдварда Перри Уоррен , эксцентричный американский коллекционер, который жил в Льюисе в Сассекс , Англия , со своей коллекцией греческих древностей и его возлюбленной Джона Маршалла. После просмотра Поцелуй в Салон - де - Париж, художник Ротенштейн рекомендовал его Уоррен в качестве возможной покупки, но Поцелуй был заказан французским правительством и не был доступен для продажи. На его месте, Родины предложили сделать копию и Уоррен предложил половину своей первоначальной цены (10000 франков, вместо 20000), но Родно не снизят цену. Договор комиссии включено, что «гениталии человека должны быть полными.» В предыдущем письме разъяснено, что «будучи язычником и любитель древностей», Уоррен надеялся, что гениталии мужчины будут скульптурные видное место в классической греческой традиции , а не скромно скрыты.

Когда скульптура прибыл в Льюисе в 1904 году Уоррен поместил его в конюшне в задней части своего дома, Льюисе дома, на школе - Хилл, где он оставался в течение десяти лет. Неизвестно, было ли выбрано это место из - за большой размер скульптуры или потому, что он не оправдал ожидания Уоррена. В 1914 году скульптура был отдан в аренду в Льюисе городского совета и выставили на всеобщее обозрение в Ратуше. Ряд пуританских местных жителей, во главе с директрисой мисс Фаулером-Таттом, возражал против эротического характера скульптуры. Они были особенно обеспокоены тем, что она могла бы поощрять пыл большого числа солдат, расквартированные в городе в то время, и успешно провели кампанию, чтобы иметь скульптуру завернута и экранированные из поля зрения общественности. Он был возвращен к месту жительства Уоррена в Льюисе доме в 1917 году, где он оставался хранящегося в стабильной в течение 12 лет, вплоть до смерти Уоррена в 1928. выгодоприобретателя воли Уоррен, Г. Asa Томас, поставил скульптуру на продажу с Gorringes, местные аукционистам, но он не выполнил его резервной цены и был снят с продажи. Через несколько лет он был отдан в аренду в галерее Тейт в Лондоне . В 1955 году Тейт купил скульптуру для нации стоимостью £ 7500. В 1999 году в период с 5 июня по 30 октября, Поцелуй ненадолго вернулся в Льюисе в рамках выставки произведений Родена. Его регулярное дом теперь Tate Modern - однако, в сентябре 2007 года работа была передана в Тейт Ливерпуль, Альберт Док , где предполагается почётное место на время празднования окружающих как 8 - е столетие этого города и столицы Европы Ливерпуля культуры статус в 2008 году был на правах аренды в Auckland Art Gallery Toi O Тамаки в Окленде, Новая Зеландия до 16 июля 2017.

комиссия Якобсена

Третья копия была введена в эксплуатацию в 1900 году Карл Якобсен за его проектируемого музея в Копенгагене , Дания . Копия была сделана в 1903 году и стал частью первоначальной коллекции Ny Carlsberg Glyptotek , который был открыт в 1906 году.

Другие версии

Три большие версии мрамора были выставлены вместе в музее Орсэ в 1995 году Четвертый экземпляр, около 182,9 сантиметров (72,0 дюйма) в высоту - по сравнению с 181,5 см (71,5 дюйма) для копии в Париже - была сделана после смерти Родена скульптора Анри Леоном Greber для музея Родена в Филадельфии . Гипсе можно найти в Museo Nacional де изящных искусств в Буэнос - Айресе.

А большое количество бронзовых отливок были сделаны из Поцелуя . Как сообщает Musée Rodin , что литейный Barbedienne в одиночку производства 319. Согласно французскому законодательству, опубликованному в 1978 году, только первые двенадцать можно назвать оригинальные издания.

Корнелия Паркер

Весной 2003 года художник Корнелия Паркер вмешался в Поцелуй (1886 г.) с разрешения Тейт галерея, где она была выставлена в то время, обертыванием скульптуру в миле от строки. Это была историческая ссылка на Марсель Дюшан использование «s той же длины строки для создания веб внутри галереи в 1942 г. Несмотря на то, вмешательство было одобрено в галерее, многие зрители скульптуры чувствовал наступление на оригинальные произведения искусства, побуждая дальше, неразрешенное, вмешательство, в котором строка Паркера была нарезанный Stuckist Пирса Батлер, в то время как пары стояли вокруг участия в живых поцелуях.

Популярная культура

Поцелуй , как говорят, было влияние на песню "Turn Of The Century", найденный на выпуске "1977