Можно ли вкушать яблоки до Преображения? Почему нельзя есть яблоки до яблочного спаса женщинам

Многие верующие просто трясутся от стараха, что нельзя есть яблоки до Преображения и мед до 14 августа... в Греции и жарких странах не едят виноград, арбузы и дыни... да много чего боятся верующие... Вобщем нашла вот тут одну статью священника о.Игоря Илюшина и полностью согласна.

СУЕВЕРИЕ – КАК СОСТОЯНИЕ ДУШИ.

Наша конференция носит название “Церковные суеверия”. У Церкви, конечно, суеверий быть не может, поэтому правильнее обозначить такие суеверия “церковными” (в кавычках), или еще лучше – около-церковными, псевдо-церковными и даже анти-церковными. Церковь всегда боролась с суевериями, а если таковые все же появлялись, они исходили от неосведомленности людей и своевременно осуждались Церковью.

Если мы заглянем в “Толковый словарь русского языка” Владимира Даля, то найдем там следующее объяснение суеверию – “ошибочное, пустое, вздорное, ложное верованье во что-либо; вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно”.

Современное общество людей именующих себя “верующими”, к сожалению, оказывается именно суеверным. Такие люди к Церкви относятся суеверно. Принимают Таинство святого Крещения с мыслью о том, чтобы не болеть, ходят в храм для того, чтобы постоять под куполом – подзарядиться, ставят свечи, чтобы исполнилось то или иное желание.

Основная масса таких верующих ходит в храм два раза в год: на Крещение Господне – за святой водой, и на Пасху – освятить куличи и яйца. Все это суеверный подход к Церкви, то есть ошибочный, пустой, ложный и потребительский.

Суеверие – это состояние души человека, которая не уповает на Бога, а верит помраченной природе материального мира. Здесь и сокрыта подмена веры в Бога суеверием, а значит идолослужением. Суеверие рождено страхом человека пред какими-либо явлениями, из Священного Писания мы знаем, что в доверии и любви к Богу “нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх; потому что в страхе есть мучение” (1Ин.4:18). Суеверный человек действительно мучается и чтобы избежать неприятностей, хватается за любую ниточку, вместо того, чтобы довериться Богу, начинает впадать в идолопоклонство.

И раз сегодня мы говорим о “церковных” суевериях, то ложную, суетную веру можно найти не только в среде мирян, но и в среде клира. Некоторые клирики обольщаясь своим духоносным положением, начинают верить в свои “высокие” достоинства перед Богом. К таким суевериям можно отнести известное явление “младостарчества”, суеверного, ложного старчества. Например, когда раздаются сомнительные благословения не брать продукты, на этикетках которых есть печать антихриста (имеется ввиду штрих-код), а если и брать, то вырезать ее и сжигать в церковной печи. Или известная недавняя проблема с ИНН, паспортами, карточками и прочим.

Как видно из опыта современной церковной жизни – “церковные” суеверия на сегодняшний день очень серьезная проблема, которую нужно решать немедленно и на высоком уровне.

Большинство суеверий появляется из-за неосведомленности людей, из-за отсутствия информации. Когда традиция остается, а ее объяснение изменяется – происходит деградация традиции. Например, не ешь яблоки до Преображения – отбираешь у усопших. Отсюда, из-за ложной мотивации, сама традиция становится языческой.

Обратимся к Святому Евангелию, Господь с учениками срывают и едят колосья в субботу, не умывают руки, Господь исцеляет в субботу и говорит: “суббота для человека, а не человек для субботы” (Мк.2:27) – вот ответ Самого Господа на все традиции обросшие суеверным идолопоклонством, в которых усматривается отношение к Богу не как к любящему Отцу, а как к карателю.

Есть и другая опасность – принимать за суеверия благочестивые обычаи. Такие как, креститься на храм, читать молитву перед выходом из дома и другие. Поэтому нужно определить четкую грань между благочестивыми обычаями и суевериями.

Каким образом бороться с “церковными” суевериями и возможно ли их победить? Дерзну ответить на этот вопрос словом “ДА”. “Церковные” суеверия победить можно.

В храме, конечно, это проповедь, а в миру - это миссионерство. Люди подвержены суеверию, потому что их так кто-то научил, этот кто-то подчас некомпетентен. Задача Церкви научить человека верить в Бога, а не суеверить в кумира. Господь Иисус Христос призывает нас: “идите, научите все народы” (Мф.28:19), наша сегодняшняя задача сводится не только к одному народу, но к той части народа, который именует себя верующими. Речь идет о людях подверженных “церковным” суевериям.

Нужно использовать все возможные средства массовой информации: телевидения и радио, особенно перед великими церковными праздниками. Не просто рассказывать о событии праздника и комментировать Богослужение, а объяснять важность церковной жизни, постоянного посещения Богослужений, участия в таинствах Церкви, особенно Исповеди и Причастия Святых Христовых Таин, и предостерегать людей от суеверного подхода к Богу.

Если сегодня миссионеры не идут сами на агитационную проповедь в мир, то когда сам народ идет в наши храмы – мы просто обязаны наставить каждого случайно зашедшего, пусть даже заблудившегося христианина.

Зная тот факт, что верующие люди подверженные церковным суевериям, приходят в храм несколько раз в году, а именно, на Рождество Христово, Крещение Господне и Пасху. Необходимо в эти дни бесплатно раздавать, например, вместе с Крещенской водой, буклеты в которых разъяснять смысл праздника и отношение христианина к святой воде, церковным таинствам, посещению богослужений. В таких буклетах должны находиться молитвы, и разъяснения о важности молитвенного общения с Богом. Желательно, чтобы каждый человек, пусть даже случайно зашедший в храм, в любой день года, мог получить бесплатно такой буклет. Уверяю, что храмы от этого не только не потеряют, но приобретут новых людей нашедших истину.

Дорогие отцы, братия и сестры! Я надеюсь, что нашими общими стараниями проблема “церковных” суеверий, в течение ближайшего времени будет исчерпана.

Священник Игорь Илюшин,

клирик храма во имя иконы Божией Матери “Державная”

Суеверие?
Вопрос:
- Добрый день, о.Андрей.
1. Я только недавно начала воцерковляться и у меня пока нет духовного отца. Можно в молитве я буду (хотя бы пока) указывать Ваше имя, т.к. Вы уже не раз направляли меня в своих ответах и не раз помогали мне ответами на вопросы других христиан этого сайта в дни уныния и маловерия?
2. Батюшка, недавно мне сказали, что кто делал аборты (прости нас, Господи) не могут есть яблоки нового урожая до Яблочного спаса. Это суеверие или церковное правило?

1. Да, конечно, можете, и за молитвы буду только благодарен.
2. Это суеверие и глупость. Есть русская традиция не есть яблоки до Преображения, но это тоже только традиция. Если где-нибудь в южных районах страны их не есть до Преображения, то придется есть гнилые. Спаси Христос!

Накануне праздника Преображения Господня, именуемого в народе «яблочный спас», народ интересуется: можно ли есть яблоки до яблочного спаса, ответ священника знать хотят — что такое Преображение, история праздника, где вымыслы, где правда, где досужий домысел? Мы обратились к разным духовным лицам, которые постарались дать исчерпывающие ответы. Если еще останутся вопросы — задавайте в комментариях, пожалуйста, вам ответят священники наших Новомосковских благочиний.

События Преображения описаны в Евангелиях, о них пишут все евангелисты, кроме апостола Иоанна. Во время молитвы на горе Фавор три ученика Иисуса Христа - Петр, Иаков и Иоанн - увидели, как Учитель преобразился:

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1-2).

19 августа православные верующие отмечают праздник Преображения Господня, в народе называемом еще — Яблочный Спас. Некоторые люди, далекие от церкви, и названия самого то праздника не знают, им не ведомо, что за такое «преображение», они знают только, что это Яблочный спас, надо святить яблоки. А до Спаса яблоки есть нельзя, грех, а еще если ребенок умер, и до Яблочного спаса яблочко съесть, то там на небе ему только половинку яблока дадут, когда всем по яблочку и так далее. Народ полон всяческих суеверий, и иногда не понимает даже сути происходящего, и зачем в храм в этот день идет, и что не яблочки все таки самое главное в этом празднике. На самые распространенные вопросы по поводу Преображения Господня и яблочного спаса нам отвечает священник Александр Прокопчук, преподаватель Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

— Конечно, этот праздник посвящен большому событию евангельскому — преображению Господа нашего, Иисуса Христа, а вот освящать яблоки — это уже чисто русская традиция. Изначально речь идет об освящении винограда, который является евхаристическим плодом, потому как из него делается вино, предназначенное для Евхаристии. Но в эти дни у нас еще виноград не поспевает, и потому на Преображение обычно освящаются яблоки. Это связано с древней традицией — приносить в храм плоды нового урожая в благодарение Господу и освящать его.

— Отец Александр, тогда расскажите нам, что стоит за словом «преображение» и какие события тогда происходили?
— Слово «Преображение» — это, собственно, перемена, которая произошла со Христом, или, вернее, с тем, какое виденье дал апостолам Христос, дабы они Его могли во славе Его узреть. Евангелие говорит нам о том, что после того, как апостолы Петр, Иоанн и Иаков перестали ловить рыбу на Галилейском озере и стали сопровождать Христа, они увидели и услышали много необычного. Слава и величие Иисуса Христа проявлялись в его делах и поступках, но то, что произошло во время Преображения, когда апостолы стали не только свидетелями такой великой перемены в облике их учителя, но и наблюдали, как он беседует с пророками Моисеем и Ильей, это превышало все ранее увиденное ими, поскольку увидеть воочию людей, живших до этого за много-много столетий было не менее удивительно, чем то, что произошло со Христом, когда одежды его стали белыми и сияли белее снега. Преображение, это свидетельство бессмертия, потому как пророки, явившееся во плоти и беседовавшие со Христом, показали апостолам, что у Бога все живы.

— Отец Александр, а вот говорится, что человек родился, чтобы обожествится, что, если человек будет праведную жизнь вести, заповедям следовать, от него может тоже такой божественный свет исходить?
— Но ведь есть пример в рассказах Мотовилова, который вел жизнеописание Серафима Саровского, как однажды в беседе тот так преобразился, что его лицо засияло таким вот небесным светом. А апостол Петр говорит в послании, что когда прозвучит последний глас трубы, извещающей втрое пришествие Христа, то мертвые восстанут и облекутся в свои тела, а живые — преобразятся. Это говорит о том, что человек также призван войти в эту славу и преобразится так, как преобразился Господь. Апостол Петр во втором послании пишет, что они (апостолы) говорят это, как видевшие славу Господню, и слышавшие глас с небес Отца Его: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором мое благоволение».

— Отец Александр, вот о чем говорится, когда апостол Петр просит Господа, чтобы не уходить отсюда, как здесь хорошо, а сделать три «кущи» и остаться всем им вместе с Господом и пророками на этом благословенном месте?
— Кущи — это палатки, кто знаком хоть немного с Ветхим заветом, знает, что один из праздников так и назывался — Праздник Кущи. Из веток делались палатки, где иудеи жили целую неделю в память о временах исхода из Египта, когда они скитались по пустыне и жили в таких вот походных нелегких условиях. Когда Петр это говорит, ему кажется, что ожидаемое царство уже наступило — 2 ветхозаветных пророка и Христос в центре, во славе, и конечно, Петру хочется остановить мгновение, ничего лучше он не видел и не переживал в своей жизни! Ему кажется, что земля превратилась в небо, и рай воплотился у него на глазах. И еще: в учении в это время Господь говорил, что Ему предстоит (имеется в виду голгофа и Его крестные страдания), и Петру хотелось избежать тех страшных событий, остановить мгновение и оставить все именно так, в такой божественной благодати.

Апостол Петр, пораженный величием Господа, воскликнул: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк 9:5). После этих слов появилось светлое облако и накрыло всех своей тенью. Из недр облака раздался голос Бога-Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф 17:5). После этого чудесного события Христос и ученики сошли с горы. Спаситель запретил апостолам открывать кому бы то ни было тайну Преображения, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк 9:9).

— Отец Александр, а почему Преображение Господне празднуется 19 августа, а не следуя календарной логике тогда, когда это и произошло, в преддверии страстей Христовых?
— На самом деле не совсем так, преображение происходило не совсем перед самыми крестными страданиями Христа, а примерно за полгода до этого. Потому как согласно Евангелию от Иоанна Господь после этого отправляется в Иерусалим на праздник Кущи, который проходил как раз между концом сентября, началом октября, примерно когда у нас сейчас Воздвижение Креста Господня.
— Но почему тогда мы празднуем не в конце сентября, к примеру, а именно 19 августа?
— Мы празднуем за 40 дней до праздника Воздвижения Честного Животворящего Креста, т.е. связь сохраняется.
— А почему именно трех апостолов взял с собой Господь на Фавор, их ведь, самых близких, было 12?
— Потому что именно число три — столько свидетелей должно быть представлено в суде для подтверждения какого-то факта. И потом — эти трое учеников были ближайшими для Христа, и избрание — это не привилегия, а особое поручение, которое человек получает для выполнения задач, поставленных перед человеком Господом. Притом, им было запрещено рассказывать об увиденном.
— Ну вроде как парадокс получается — в свидетели позвал, а никому нельзя об этом говорить?
— Да, но ведь как часто бывает, очень трудно смолчать о том, что ты видел, что тебя ошеломило, потрясло. А ведь другие апостолы были им ближайшими друзьями, соратниками и даже родственниками, а как тяжело им давалось это сдержание слова не разглашать виденное ими до времени! Может быть, Господь не хотел привлекать к себе дополнительную славу (он и при других чудесах всегда просил не говорить никому, да ведь народу рот не закроешь!).

Но вернемся все же к народным традициям и поверьям, и ответим на некоторые вопросы, связанные с этим праздником.

— Отец Александр, почему в народе интересуются, можно ли есть яблоки до яблочного спаса, ответ священника слышать хотят на эту тему, в чем тут истина?
— Связано это с тем понятием, что первое с урожая нужно принести Богу, ведь это Он нам его послал, а затем уже самим пользоваться плодами. Но — в нашей стране яблоки поспевают в разных областях в разные сроки, и от сортов зависит, и многие сорта яблок поспевают в южных районах гораздо ранее наступления яблочного спаса, поэтому это все довольно таки условно. Это всего лишь традиция и она не имеет никакого отношения к заповедям Божьим, потому грехом это не считается.
— Отец Александр, а вот люди у нас часто из всего делают какие-то магические ритуалы, например, многие считают, что нужно идти освящать в храме на Преображение яблочки, потому как в результате они становятся «волшебными» и, откусив такое яблочко, можно загадать желание и оно сбудется. Как относится к таким советам?

— Ну, это уже какое сказочное продолжение освящения яблок, оно не имеет никакого отношения к реальности, потому как в этом случае яблоки рассматриваются как какой-то магический элемент, им приписывается магическая сила. Для людей воцерковленных понятно, что это полный абсурд.

— А вот еще вопрос: само словосочетание «Яблочный Спас» — ведь Спас — это имеется в виду Спаситель? Нет ли ничего такого, кощунственного в этом словосочетании? — Нет, это как бы такое простонародное устоявшееся выражение, потому как Успенский пост начинается с 14 августа, церковью отмечается Происхождение древ Креста Господня, в простонародье — Медовый Спас, потому как совершается водоосвящение, и этой водой окропляется мед. Затем Преображение Господне — второй Спас, яблочный, и сразу после праздника Успения Богородицы совершается Чествование нерукотворного Образа Спасителя — третий спас, ореховый, потому как к этому времени как раз поспевали орехи. То есть, по благочестивой традиции люди приносят в храм освящать как раз урожай, поспевающий к этим дням, и благодарят Бога за то, что Он им дает.

Преображение Господне — что открывает Господь апостолам : рассказывает иеромонах Димитрий (Першин) в этом видеоролике.

Также предлагаем посмотреть фильм «Лето Господне» о Преображении Господа и о святых местах.

Молитвы Преображения Господня

Тропарь Преображения Господня

глас 7
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак Преображения Господня

глас 7
На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание Преображения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение.

По материалам православного журнала «Фома»

Праздник Преображения Господня отмечают 19 августа. С детства очень люблю этот праздник! Бабушка всегда брала меня с собой в церковь, мы несли корзину, полную яблок, ярких цветов и пышных яблочных пирогов. Бабушкины подружки всегда норовили угостить меня чем-то вкусным, мы с другими детьми играли на территории невероятно красивого храма, и это чудесные воспоминания…

Про Яблочный Спас любят говорить в народе: это почитаемый праздник. Столько традиций, столько обычаев связано с ним! Сегодня ты узнаешь кое-что новое об этом церковном торжестве.

Почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса

На Руси не употребляли в пищу яблок до этого праздника. Особенно этот запрет касался женщин: если женщина попробует яблоко до наступления священного дня, она принимает на себя грех Евы, вкусившей запретный плод.

Строго следовать этому правилу должны были также родители, потерявшие детей, и женщины, у которых были нерожденные дети. В народе верили: если родители поступят правильно и не станут есть плоды до освящения, дети на небесах получат гостинцы…

В этот день нельзя убивать мух. Запрещена любая работа по дому: «Кто на Спас шьет - тот всё время слезы льет». После наступления праздника уже нельзя купаться в открытых водоемах: «Яблочный Спас - ушло лето от нас».

День Яблочного Спаса - это день благодарности Богу за урожай. Очень важно угостить в этот день яблоками и прочими вкусностями всех, кто нуждается в этом: нищих и бездомных. Нужно угостить детей, которые встретятся тебе в церкви! Люди верили, что если сделать так, то ты ни в чём не будешь нуждаться весь год, а твои усопшие родственники будут вознаграждены.

«Так Просто!» уверен, что в народных традициях есть смысл. Тому, кто делится, всё вернется в изобилии!

Однако праздник Преображения имеет и другой смысл: в этот день важно преобразиться внутренне, очиститься от дурных мыслей и обогатиться духовно. Желаем провести тебе этот день со своими родными, в радостном настроении, ! Расскажи нам, какие традиции, связанные с праздником, чтит твоя семья.

С августа начинается активный сбор яблок, но при этом есть примета, что нельзя кушать яблоки до Яблочного Спаса, но почему возник этот запрет, знают единицы. Этот праздник по церковным канонам принято называть Преображением Господнем. Начинается он с богослужения, где люди могут освятить как яблоки, так и другие . Несмотря на то, что это старинный праздник, до сих пор не утихают споры по поводу того, можно ли есть до него яблоки или нет, поэтому попробуйте расставить все точки над «и».

Можно ли есть яблоки до Яблочного Спаса?

Хоть и есть различные споры по этому поводу, но запрет на употребление этих плодов все-таки существует. К тому же стоит заметить, что если человек нарушает табу, то его непременно будет ожидать наказание.

С древних времен считалось, что человек, приносящий в храм на освящение яблоки, показывает тем самым Господу результаты своей работы и просит благословения. Только после подобного верующий получает разрешение на вкушение плодов. При этом сначала нужно угостить яблоками нуждающихся людей и только потом уже можно есть самостоятельно. Кстати, съедая первое яблочко, необходимо загадать заветное желание, которое непременно сбудется благодаря помощи Высших сил.

Говоря о том, почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса, упомянем еще одну версию, согласно которой запрет касается исключительно женской половины человечества. Связывают это с самым известным грехом, когда Ева в Райском саду сорвала яблоко и угостила им своего мужа Адама. В результате они нарушили главную заповедь Бога и были выгнаны из Рая. Именно поэтому женщинам не рекомендуется есть яблоки, пока они не будут освящены в церкви.

Выясняя, кому нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса, стоит сказать о том, что в первую очередь подобный запрет должны соблюдать родители, у которых умерли дети. Люди верили, что если соблюсти это правило, то ребенок будет непременно награжден божественным подарком.

Будет интересно узнать не только, почему не едят яблоки до Яблочного Спаса, но и другие запреты, касающиеся этого дня. Нельзя в этот праздник сгонят с себя муху и тем более ее убивать. Если муха села на тело два раза – это хороший знак, означающий, что все желания будут сбываться. После Яблочного Спаса запрещено оставлять урожай зерновых, поскольку он будет уничтожен дождями. Запрещено в этот день работать по дому и шить, а также купаться в открытых водоемах.