Летописание. Презентация по истории "Русская литература XV - XVI вв. " Летописание исторические произведения 16 века презентация

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Архитектура работы архитекторов – представителей итальянского Ренессанса фактически, вся архитектура XVI века проходит под знаком все большего усвоения черт итальянской архитектуры ш атровый стиль – вместо купольного барабана высокая башня в виде шатра, на самом верху небольшой купол

Архангельский собор М осковского К ремля архитектор Алевиз Новый

Колокольня Ивана Великого архитектор Бон Фрязин

собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного)

Декоративная отделка церкви – узорочье

церковь Вознесения в Коломенском

архитектор Федор Конь стены Белого города в Москве крепостные стены в Смоленске

Иконописание изображение богословских понятий в зримых образах; сложный сюжет; усложнение понятийного аппарата иконописного искусства; стремление к отражению в одном произведении множества конкретных событий и идей

фрески мозаика

Четырехчастная икона, 1547 г.

Андрей Рублев Троица

Дионисий Богоматерь Одигитрия Фрески из Ферапонтова монастыря

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентацию подготовила учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 3 г. Комсомольска-на-Амуре Сафонова Ольга Вячеславовна Культура России XVI века

Миниатюра

Книгопечатание около 1553 год - начальный этап развития русского книгопечатания; в 1563 была открыта типография Ивана Федорова

Литература Записей устно-поэтического народного творчества этого времени не сохранилось. Но о народных песнях, игрищах упоминают некоторые литературные сочинения, документы, например Стоглав, соборные послания и т. д. События той эпохи получили отражение в сказках Расцветает жанр исторической песни

Фольклор. Сказки В “Сказке о Борме-Ярыжке ” ее герой, простой русский человек, добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоинства в Вавилоне-граде. Сходный сюжет развивался в “Повести о Вавилонском царстве” , но в ней речь идет о регалиях для византийского императора.

Фольклор. Пословицы В пословицах и песнях, поговорках и загадках, словах и поучениях отразилась живая народная речь, меткая и острая. Таковы, к примеру, пословицы, которые вписал царь Грозный в свое послание старцам Кирилло-Белозерского монастыря: “Жалует царь, да не жалует псарь”, “ дати волю царю, ино и псарю”.

«Лицевой летописный свод» – рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования Ивана Грозного

«Домострой» - домоводство (размышления о воспитании детей и семейной жизни, бытовые советы)

Переписка Ивана Грозного и князя А.М. Курбского А. М. Курбский о бвинял царя в жестокости и деспотизме; о б ответственности государя перед народом Иван Грозный о тстаивал свои самодержавные права; н е царь должен служить народу, а народ – царю. «Жаловать своих холопей волен, а и казнить волен же»

Великие Четьи-Минеи, митрополит Макарий ч етьи – книги для чтения м инеи – сборники, где произведения расположены по дням, когда их рекомендуется читать Великие Четьи-Минеи – сборник, где жития святых располагались по порядку дней, когда отмечалась их память

Наука и техника Расцвет литейного дела - школа литейного мастерства Андрея Чохова Царь - пушка

Изобретения - боярский холоп Никита смастерил большие деревянные крылья

Медицина – лечцы (лекари), первая аптека для царской семьи, аптекарский приказ

Использованы материалы Интернет-ресурсов http:// www.russianculture.ru/fulle.asp?id=9 http://ru.wikipedia.org 5af8fc56bb0d.jpg Mitr_Makarij.jpg http://libhistory.ru/img/248527__29.jpg http://historydoc.edu.ru/attach.asp%3Fa_no%3D2123 http://bibliotekar.ru/rus/97.files/image003.jpg http://days.pravoslavie.ru/Images/ib3080.jpg http://i046.radikal.ru/0810/05/b5dcca7bf669.jpg Смоленская крепостная стена | Свод петровских памятников http://www.moscowvision.ru/img/sk91.jpg http://www.moscowvision.ru/img/sk321.jpg http://www.avialine.com/img/repphotos/repphoto_8267_1577.jpg moskov-tsarstvo.livejournal.com


Слайд 1

Литература XVII века

Слайд 2

Русские писатели XVII века ставили в своих произведениях нравственные вопросы, размышляли о судьбах России, ее современных проблемах. Сохраняются традиции «добрословия» - пышная риторика и «плетение словес»
«И повеле (Борис Годунов) тое царскую младорастущую и красноцветаемую ветвь оторгнути, благоверного царевича Дмитрия, яко не созрелого класса, пожати, младенца незлобива суща смерти предати и яко агнца заклати»

Слайд 3

Жанры:
Историческая повесть Бытовая повесть Сатира (литературный жанр направленный на уничижительное осмеяние явлений общественной жизни, которые представляются автору порочными) Вирши (стихи предназначенные для чтения, а не для пения) Драматургия

Слайд 4

Аврамий Палицын
Аврамий Палицин родился в с. Протасово около Ростова 1588г подвергся опале, пострижен в монахи Соловецкого монастыря С 1608 г келарь Троице-Сергиева монастыря При вступлении на престол Бориса Годунова, Палицын был возвращен из ссылки

Слайд 5

«Сказание» Аврамия
«Сказание» о Смутном времени в России. Причины Смуты попущение грехам: Убийство царевича Дмитрия в Угличе Годуновым Лицемерие Бориса Годунова Попустительство со стороны народа => «Бог наказал Русскую землю голодом и войной» Подробное описание многомесячной осады Троице-Сергиева монастыря от поляков В окончании «Сказания» Палицын говорит о том, что только отчаянная борьба за свободу Отечества искупает грехи людей.

Слайд 6

Исторические повести
«Временники» дьяка Ивана Тимофеева «Повесть о покорении Сибири» «Повесть о Азовском сидении донских казаков»
И.Е. Репин, картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"

Слайд 7

Сатирические произведения:
«Повесть о Шемякином суде» «Повесть о Ерше Ершовиче» «Калязинская челобитная» - высмеивала монастырь братия которого была озабочена не молитвами, лишь тем в достатке ли вино и пиво.
о мздоимстве (взяточничестве)
Монахи жалуются на архимандрита тверскому епископу Симеону: «Он родом поморец, а нравом ростовец, а умом кашинец, нас, богомольцев твоих, ни в чем не слушает, мало с нами пьет, да долго нас бьет, а с похмелья нас оправливает метельными комлями да ременными плетями. Честь нам у него была добра, во всю спину ровна, что кожа с плеч сползла. А когда мы богомольцы за правилами с вечера утрудимся, до полуночи у пивного ведра засидимся, а поутру встать не можем, а где клобук с мантиею, того мы и не помним…»

Слайд 8

Жития святых
Протопоп Аввакум – основоположник автобиографичного жанра в русской литературе. В житие с откровенностью он рассказывает о мытарствах многострадального человека посвятившего свою жизнь борьбе за идеалы православной церкви.
Протопоп Аввакум

Слайд 9

«Отец ми бысть священник Петр, мати Мария, инока Марфа. Отец мой принадлежаще пития хмельного, мати же моя постница и молитвиница быть всегда учаше мя страху Божию. Аз же, некогда видев у соседа скотину умершу, и в той нощи воставше, перед образом плакався довльно о душе воей, поминая смерть, яко и мне умереть; и с тех пор обыкох по всея нощи молиться»
из «Жития» Аввакума

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Публици́стика - обсуждение в печати насущных вопросов общественно-политической жизни. Публицистика XVI века

4 слайд

Описание слайда:

Объединительные процессы и усиление позиций Русского государства в Европе поставили перед обществом злободневные вопросы о происхождении княжеской власти на Руси и о месте и роли Руси среди других государств прежде и теперь. Наиболее яркое выражение они нашли в публицистических произведениях.

5 слайд

Описание слайда:

В первой четверти XVI в. возникло "Сказание о князьях владимирских", которое в отличие от "Повести временных лет" выводило происхождение русской княжеской династии от римского императора Августа.

6 слайд

Описание слайда:

"Сказание о князьях владимирских" В первой четверти XVI в. возникло «Сказание о князьях владимирских», которое в отличие от «Повести временных лет» выводило происхождение русской княжеской династии от римского императора Августа. В одну из подчиненных ему областей на берега Вислы он якобы послал своего брата Пруса, который и основал род легендарного Рюрика. Один из наследников Августа, Пруса и Рюрика - древнерусский князь Владимир Мономах получил от византийского императора символы царской власти: шапку-венец, драгоценные бармы-оплечья и другие дары. С той поры этим венцом и венчались все последующие русские князья. Таким образом, обе легенды - и о происхождении княжеской власти от римского императора, и о получении царских регалий из Константинополя - имели своей целью укрепить авторитет власти на Руси, обосновывали стремление возвратить древнерусские земли, находящиеся под властью Польши и Литвы.

7 слайд

Описание слайда:

«Москва - третий Рим». В посланиях игумена псковского Елеазарова монастыря Филофея (около 1510 г.) выдвигалась идея «Москва - третий Рим». В его изложении история выступает как процесс смены трех мировых царств. Первые два Рима - собственно Рим и Константинополь - погибли за измену их православию. Теперь их место заняла Москва. Не достижение мировой власти, а объединение всех русских земель под главенством Москвы является основной идеей посланий Филофея.

8 слайд

Описание слайда:

Вопросы власти и государственного устройства Другими темами публицистических посланий, отражающими общественное развитие, стали вопросы о власти царя и вообще об устройстве Русского государства.

9 слайд

Описание слайда:

Вопросы власти Андрей Курбский Идеал государства – сословно- представительная монархия Иван Пересветов Государство и общество необходимо строить на основе соблюдения законов. Идеал – восточная деспотия Идея дворянского государства во главе с самодержавным царем Дипломат, правитель должен нести в мир закон и правду Федор Карпов

10 слайд

Описание слайда:

Иван Пересветов В конце 40 - начале 50-х годов XVI в. пишет свои челобитные Ивану IV Иван Семенович Пересветов (возможно, вымышленная личность). Для изложения своих взглядов Пересветов пользуется своеобразным литературным приемом. Он рисует несуществовавшего идеального монарха - Махмет-Салтана турецкого, который, сосредоточив в своих руках всю власть, сумел тем не менее установить в своем государстве справедливые отношения и твердый правопорядок. В своей политике Махмет-Салтан опирался на «воинников». За усердную службу он хорошо оплачивал своих воинов из казны, в которую стекались все доходы его царства.

11 слайд

Описание слайда:

Турецкому султану Пересветов противопоставляет византийского «царя» Константина, который «вельможам своим волю дал». Они же отстранили его от власти и злоупотреблениями довели страну до гибели.

12 слайд

Описание слайда:

Государственное устройство у Пересветова Поэтому образцом для Пересветова выступал сильный правитель, но не самовластец, ибо кроме прав у него были и обязанности перед «воинниками», которыми он и был «силен и славен». Пересветов, следовательно, обращал внимание на дворянство как государственную опору, а боярство обвинял в трусости и недостатке служебного рвения. Стремясь к усилению военной мощи, Пересветов выступал против института холопства, так как рабы, понятно, воины плохие. «Которая земля порабощена, - писал он, - в той земле все зло сотворяется». Такова в общих чертах программа государственного устройства одного из публицистов того времени.

13 слайд

Описание слайда:

Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского Яростный спор по этим же проблемам мы наблюдаем в знаменитой переписке (1564-1577) Ивана Грозного с князем Андреем Курбским - одним из его сторонников в 50-е годы. Бежав с началом опричнины за рубеж, Курбский прислал царю послание, обвиняя его в тирании и жестокости. Грозный ответил. Вся переписка составляет два послания царя и три князя, которым был написан также памфлет «История о великом князе Московском». Обоих авторов отличает широкая образованность: они знали античность, историю Рима, Византии и Руси, Библию и богословскую литературу. Оба обладали незаурядным литературным талантом.

14 слайд

Описание слайда:

Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского Общим у авторов было то, что они выступали за крепкое государство и сильную царскую власть. Политическим идеалом Курбского при этом являлась деятельность Избранной Рады. Курбский выступал за монархию, но ограниченную. Царь Иван же истинной монархией считал только монархию с неограниченной властью. Это он и доказывал - в данном случае с пером в руках. Однако в малолетство Ивана IV «бояре и вельможи» «от бога державу данную мне от прародителей наших под свою власть отторгли». Это, по мнению царя, грозило гибелью государству. Теперь настало время вернуть самодержавную власть, при которой не царь действует для блага подданных, а обязанностью их является верная служба государю. Все жители страны - от холопа до князя - это государевы холопы.

15 слайд

Описание слайда:

Федор Карпов Карпов – один из наиболее оригинальных и образованных русских публицистов своего времени. Общаясь с иностранцами, Карпов получил европейское образование. По роду своих занятий он знал восточные языки, знаком был с греческим и латинским. Ему были известны в подлинниках или извлечениях произведения Аристотеля, Гомера, «Метаморфозы» Овидия, находился в переписке с умнейшими людьми того времени – Максимом Греком, Филофеем, выступал за то, что общество и государство должно строиться на соблюдении законов, а правитель должен нести закон и правду

16 слайд

Описание слайда:

«Беседа Валаамских старцев» Борьба с церковью нашла свое выражение в таком публицистическом сочинении, как «Беседа Валаамских старцев» (сер. XVI в.). Автор - сторонник сильной церковной власти - выступает против попыток духовенства вмешиваться в государственное управление и против монастырей, захватывающих черные крестьянские земли. Главное его требование - полное уничтожение монастырского землевладения.

17 слайд

Описание слайда:

«Великие Четьи Минеи» Большая часть грандиозных рукописных историко-литературных трудов связана с деятельностью митрополита Макария. Им и его сотрудниками к 1554 г. были созданы «Великие Четьи Минеи» - 12-томное собрание всех книг, «чтомых» на Руси: житий и поучений, византийских законов и памятников церковного права, повестей и сказаний. Произведения были распределены по тем дням, в которые их рекомендовалось читать.

18 слайд

Описание слайда:

«Книга степенная царского родословия». Другим крупным сочинением стала «Книга степенная царского родословия». В отличие от летописей, где изложение ведется по годам, Степенная книга располагает повествование по «степеням». Каждой степени (а их всего 17) соответствует правление князя (от Владимира до Ивана IV) и митрополита. Этим подчеркивалась идея единства царской и церковной власти.


Фольклор главная тема устного народного творчества- борьба за независимость; складывались былины о богатырях Русской земли: в них отразились как ранние периоды героической борьбы народа, так и поздние боевые свершения; в XVIв. наиболее распространенным жанром фольклора стали исторические песни, откликавшиеся на важнейшие события, оставившие глубокий след в народном сознании; слагались в народе и лирические, и свадебные песни, остроумные пословицы и поговорки, веселые частушки;


«Слово о погибели земли русской» «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!» Героическая тема




«Задонщина» «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его Владимире Андреевиче. Писание Софония Рязанца» или «Задонщина» создано в конце XIV века. Написано в радостном, мажорном стиле К славному городу Москве съехались все князья русские и говорили таково слово: «У Дона стоят татары поганые, Мамай- царь у реки Мечи, между Чуровым и Михайловым, хотят реку перейти и с жизнью своей расстаться нам во славу». И сказал князь великий Дмитрий Иванович: «Брат, князь Владимир Андреевич, пойдем туда, прославим жизнь свою, удивим земли, чтобы старые рассказывали, а молодые помнили! Испытаем храбрецов своих и реку Дон кровью наполним за землю Русскую и за веру христианскую!» Героическая тема


«Сказание о Мамаевом побоище» «И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, не только от оружия, но и от ужасной тесноты под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться всем на том поле Куликове …» Героическая тема


«Житие святого Александра Невского» Рассказывало о подвигах князя в борьбе со шведскими и немецкими завоевателями, о его дипломатической деятельности и отношениях с Ордой, о его загадочной смерти на пути из Сарая. Русские люди, читая «Житие..», проникались высшими идеями служения Родине Биографическая тема


«Житие святого Сергия Радонежского» Со страниц жития встает образ высоконравственного, трудолюбивого, глубоко религиозного человека, для которого высшее счастье вершить благие дела и трудиться во имя благополучия родной земли. Со страниц жития встает образ высоконравственного, трудолюбивого, глубоко религиозного человека, для которого высшее счастье вершить благие дела и трудиться во имя благополучия родной земли. Составлено Епифанием Премудрым (XIV в). Составлено Епифанием Премудрым (XIV в). Биографическая тема


«Великие Четьи-Минеи» «Чтения ежемесячные» (XVI в) - календарные сборники житий святых, расположенные по месяцам в соответствии с днями их памяти. Сборник вобрал в себя все книги, читавшиеся на Руси, стал своего рода церковно- литературной энциклопедией русского средневекового общества. Поучения


«Домострой» Священник Сильвестр (XVI в), истовый поборник патриархальных порядков, составил руководство по поведению православного человека в семье и обществе. Одной из главных идей «Домостроя» - подчинение в государстве царской власти, а в семье ее главе. «Чада… любите отца своего и мать свою и послушайте их, и повинуйтесь им по Боге во всем. И старость их чтите.» «…Не красти…, не солгать, не оклеветали, не завидует, не обидеть, не клепати,…не бражничать, …не помнить зла, не гневаться ни на кого, к большим быть послушной и покорна, к средним – любовно, к меньшим и убогим – привет ну и милостиву» Поучения


«Повесть о Петре и Февронии» Произведение древнерусской литературы (XVI в.), написанное Ермолаем-Еразмом, рассказывает о любви крестьянки и князя. Муромский князь Петр, излеченный Февронией от тяжелой болезни, нарушает обещание жениться на ней. Бог вновь насылает на него болезнь. Только вернувшись к Февронии, князь окончательно выздоравливает. Бояре, недовольные тем, что княгиней стала незнатная девушка, требуют от нее уйти из Мурома. Князь уходит вместе с ней. В конце концов бояре и жители Мурома просят Петра и Февронию вернуться. Петр и Феврония правят до смерти и умирают в один день, причем тела их чудесным образом соединяются в одном гробу. Поучения


Публицистика важнейшие вопросы жизни общества становятся предметом широкого обсуждения важнейшие вопросы жизни общества становятся предметом широкого обсуждения обосновывались важнейшие идеи официальной доктрины самодержавия обосновывались важнейшие идеи официальной доктрины самодержавия «Сказание о князьях Владимирских», созданное в начале XIV века, выводило родословную русской царской династии от римского императора Августа «Сказание о князьях Владимирских», созданное в начале XIV века, выводило родословную русской царской династии от римского императора Августа Теория «Москва- третий Рим» (старец Филофей, XV век) - истинный хранитель христианства Москва, которая будет существовать вечно. Теория «Москва- третий Рим» (старец Филофей, XV век) - истинный хранитель христианства Москва, которая будет существовать вечно. В произведениях Ивана Пересветова развивается идея о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство. В произведениях Ивана Пересветова развивается идея о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство. замечательными публицистами XVI века являются А.М. Курбский и Иван IV Грозный замечательными публицистами XVI века являются А.М. Курбский и Иван IV Грозный Публицистика


«Хождение за три моря» Записки тверского купца Афанасия Никитина содержат описание Персии, Индии, Китая, Цейлона. «А Русь (Бог да сохранит! Боже, сохрани ее! Господи, храни ее! На этом свете нет страны, подобной ей, хотя эмиры Русской земли несправедливы. Да устроится Русская земля и да будет в ней справедливость! Боже, Боже, Боже, Боже!)» Хождения


Летописи Конец XIII в. – возрождение местного летописания Конец XIII в. – возрождение местного летописания XIV – XV вв. – общерусское летописание: XIV – XV вв. – общерусское летописание: «Русский хронограф» (1512) – сборник занимательных и нравоучительных сочинений по русской и всемирной истории «Русский хронограф» (1512) – сборник занимательных и нравоучительных сочинений по русской и всемирной истории «Лицевой свод» (Никоновская летопись) – создана в 70-е гг. XVI в., содержит 16 тысяч цветных миниатюр – своеобразная историческая энциклопедия XVI века. «Лицевой свод» (Никоновская летопись) – создана в 70-е гг. XVI в., содержит 16 тысяч цветных миниатюр – своеобразная историческая энциклопедия XVI века. Летописание


Письменность стало больше рукописных книг, хотя «книжное писание» оставалось нелегким трудом стало больше рукописных книг, хотя «книжное писание» оставалось нелегким трудом широкое распространение письменности привело к вытеснению пергамента, основным материалом стала бумага широкое распространение письменности привело к вытеснению пергамента, основным материалом стала бумага была сделана попытка завести бумажное дело и в России была сделана попытка завести бумажное дело и в России писание велось чернилами, а так же растворенным золотом и серебром для украшения текстов писание велось чернилами, а так же растворенным золотом и серебром для украшения текстов стала господствовать скоропись стала господствовать скоропись распространение тайнописи распространение тайнописи к середине XVI века изготовление рукописных книг не удовлетворяло возрастающие потребности в книгах, что стало основной причиной необходимости книгопечатания на Руси к середине XVI века изготовление рукописных книг не удовлетворяло возрастающие потребности в книгах, что стало основной причиной необходимости книгопечатания на Руси


Книгопечатание Первая типография в Москве была открыта в 1553 году Первым печатником был Иван Федоров и (его помощник Петр Мстиславец) Первая датированная печатная книга – «Апостол» - вышла в свет 1 марта 1564 года В XVI веке в России типографским способом было издано всего 20 книг, все церковно- религиозного содержания


Литература XIV-XVI вв. отражала события и идеологию времени объединения княжеств, формирование централизованного государства отражала события и идеологию времени объединения княжеств, формирование централизованного государства усиливается официальный характер литературы, ее отличительной чертой становится пышность и торжественность усиливается официальный характер литературы, ее отличительной чертой становится пышность и торжественность заметнее проявляется литературный стиль автора заметнее проявляется литературный стиль автора Рост личностного начала, обращение к отображению внутренней жизни человека Рост личностного начала, обращение к отображению внутренней жизни человека в исторические произведения все сильнее проникает вымысел, придающий повествованию большую сюжетную занимательность в исторические произведения все сильнее проникает вымысел, придающий повествованию большую сюжетную занимательность


Школы книгопечатание способствовало распространению грамотности книгопечатание способствовало распространению грамотности 1574 г. во Львове был напечатан первый «Букварь», ставший первым светским учебником 1574 г. во Львове был напечатан первый «Букварь», ставший первым светским учебником часто учебными пособиями являлись богослужебные книги часто учебными пособиями являлись богослужебные книги обучали чтению, грамматике с правилами склонений и спряжений обучали чтению, грамматике с правилами склонений и спряжений обучение на Руси велось буквослагательным методом: нараспев повторяя прочитанное обучение на Руси велось буквослагательным методом: нараспев повторяя прочитанное

В XVI в. русское летописание достигает вершины своего развития. Создаются грандиозные летописные своды большого объема и значительного хронологического охвата.

В первой половине XVI в. самой выраженной была традиция митрополичьего летописания. Именно к нему относятся две крупнейшие летописи русского Средневековья – Никоновская и Воскресенская. Названия, данные им в научной литературе, случайны: на списках обеих летописей из собрания БАН читается вкладная запись патриарха Пикона в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Чтобы как-то различать эти летописи, одна из них была названа Никоновской, а другая – Воскресенской. На деле это разные памятники летописания, объединяемые только характером обобщающих сводов, который можно считать типичной чертой русской книжности XVI в.

Из двух указанных летописей первой была составлена Никоновская. Она доводит изложение русской истории до 1522 г. Ее составлению предшествовала большая работа, которую возглавлял митрополит Даниил. Многие известия Никоновской летописи уникальны, им нет аналога ни в одной другой летописи.

По своим задачам и принципам составления к Никоновской летописи оказывается близка Воскресенская летопись. Она представляет собой памятник великокняжеского летописания и доводит изложение событий до 1541 г. Последним митрополитом в ранних списках назван Иоасаф, а имя следующего митрополита Макария, возведенного на митрополичью кафедру весной 1542 г., приписано над строкой. Следовательно, Воскресенская летопись составлена в конце 1541 г. или в начале 1542 г. Считается, что она отражает политическую позицию митрополита Иоасафа.

Справка

Основными источниками для Воскресенской летописи за древнерусский период (до начала XVI в.) стали список Царского Софийской I летописи, в котором была сделана специальная редакторская правка, и Московский великокняжеский свод 1479 г. Особенно ценны известия Воскресенской летописи для периода с 1522 г., на котором обрывается изложение в Никоновской летописи, до 1541 г. Соответствующий фрагмент Воскресенской летописи в середине XVI в. был включен в древнейшие списки Никоновской летописи – Оболенского и Патриарший, из которых он перешел во все позднейшие списки этой летописи. Таким образом, Никоновская летопись излагает события 1522–1541 гг. по Воскресенской летописи.

Особенность Воскресенской летописи еще и в том, что большинство ее списков датируются относительно ранним временем – серединой XVI в. В целом же Воскресенская летопись гораздо традиционнее Никоновской, она в большей степени следует жанру древнерусской летописи. Родственными Воскресенской летописи оказываются официальные исторические сочинения середины XVI в.: "Государев родословец" и "Сказание о князьях владимирских". По-видимому, именно Воскресенскую летопись имеет в виду Даниил Принтц, посетивший Россию в составе посольства германского императора в 1570-е гг. Он пишет, что в русских летописях род Рюриковичей выводится от римских императоров, но эти летописи правительством содержатся в тайне.

В середине XVI в. создается "Летописец начала царства", еще одна официальная летопись светского происхождения. "Летописец начала царства" (таково его самоназвание) достаточно подробно описывает внешнеполитические контакты России, опираясь на посольские документы и материалы Разрядного приказа. Изложение начинается с 1533 г., т.е. непосредственно после смерти Василия III и продолжается в разных списках до 1552, 1556, 1558 и 1560 гг.

"Летописец начала царства", доведенный до 1560 г., был включен в летописную компиляцию, которую в научной литературе назвали Летописным сводом 1560 г. Основными источниками последнего стали тексты Воскресенской и Никоновской летописей. Кроме того, в Свод 1560 г. вошли оригинальные известия за середину XVI в. Этот Свод был привлечен при составлении так называемой Львовской летописи, которая так же, как и ее источник, доводит изложение до 1560 г. Львовской летопись названа по имени ее первого публикатора – известного русского просветителя Н. А. Львова.

Последним памятником общерусского летописания XVI в. стал Лицевой летописный свод, созданный в 1570-х гг. в Александровой слободе – опричной резиденции Ивана Грозного. Лицевой свод – крупнейшая древнерусская иллюстрированная летопись. Она охватывает всю историю человечества от Сотворения мира до середины XVI в., т.е. соединяет хронограф и летопись. По свидетельству историка XVIII в. Μ. М. Щербатова, который ввел Лицевой свод в научный оборот, существовали листы с текстом и миниатюрами, где повествовалось о воцарении Федора Ивановича, т.е. о событиях 1584 г. Почти каждое известие Лицевого летописного свода сопровождается иллюстрацией, причем страница часто представляет собой скорее иллюстрацию с подписью, чем текст с иллюстрацией. Изобразительный ряд здесь явно довлеет над текстом. До настоящего времени сохранилось 10 томов Лицевого свода, которые включают более 16 тыс. миниатюр.

Так называемый Синодальный том, в котором повествуется о царствовании Ивана Грозного, был отредактирован неизвестным, но, без сомнения, высокопоставленным лицом (Д. Н. Алыииц видел в анонимном редакторе Лицевого свода самого Ивана Грозного). Скорописным почерком внесена правка на листы с уже раскрашенными миниатюрами. С учетом этой правки текст был переписан – так появился завершающий том Лицевого свода, известный как Царственная книга. Лицевой свод стал последним памятником общерусского летописания XVI в.

в XVI в. наряду с общерусским существовало и местное летописание: псковское, новгородское, в региональных монастырях.

Наряду с общерусским существовало и местное летописание. В большинстве случаев удается установить конкретное место, где записывались летописные известия. Так, во второй половине XVI в. была составлена Псковская III летопись. Исследователи полагают, что в ее основе лежит Свод 1567 г., составленный на основе Свода 1481 г. (т.е. Псковской I летописи) в Псково-Печерском монастыре игуменом Корнилием или по его инициативе. Сохранился оригинал Псковской I летописи, так называемый Строевский список, датируемый серединой XVI в., в котором основной текст доведен до 1556 г., а далее, до 1567 г., летописные известия приписаны в разное время и разными почерками.

Во время святительства в Новгороде архиепископа Макария (с 1542 г. митрополита Московского) при митрополичьей кафедре на основе Новгородской IV летописи был составлен летописный свод, доводящий изложение до 1539 г. Он впоследствии стал одним из источников Лицевого свода, лег в основу новгородского летописания XVII в., но дошел и в первоначальном виде: его фрагмент читается в гак называемой Архивской летописи, а полный текст – в Новгородской летописи Дубровского. Составление Свода 1539 г. исследователи совершенно справедливо связывают с архиепископом Макарием, а в качестве места его создания называют кафедру новгородских архиереев.

Ярким примером местного летописания является Соловецкий летописец, созданный в конце XVI в. Повествование в нем начинается с призвания Рюрика, но общерусские события излагаются кратко, зато история Соловецкого монастыря, а также события, происходившие на сервере России, передаются в подробностях.

Во второй половине XVI в. летописный жанр переживает кризис. С одной стороны, составляются объемные летописные своды, максимально подробно повествующие о русской истории. С другой стороны, в самом последнем из этих сводов летопись соединяется с миниатюрой и становится вспомогательным средством исторического повествования. Параллельно появляются исторические произведения нелетописного жанра, например, Степенная книга. В 1570-х гг. официальное летописание по неясным причинам прерывается и возобновляется только в XVII в.