Краткое описание картины а комарова наводнение. Сочинение по картине Комарова "Наводнение" (5 класс). Спасибо за урок

Сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение»


Описание материала: Данное сочинение написано для детей младшего школьного возраста. Поэтому будет интересно учителям начальных классов, родителям, учащимся.
Цель: Формирование представлений о весеннем половодье через чтение сочинения по картине А. Комарова «Наводнение».
Задачи:
- рассказать детям о признаках весны в природе, о том, что происходит в лесу с приходом весны;
- развивать память, воображение, любознательность, внимание, познавательный интерес к окружающему миру;
- воспитывать желание любить и беречь природу, быть добрым и отзывчивым.

Я смотрю на картину А. Комарова «Наводнение». Она мне очень нравится.
На переднем плане картины я вижу бедного зайца, который сидит на дереве. Глаза у зайца широко открыты, он боится каждого шороха. Уши высоко подняты, он слушает каждый звук. Он как бы прижался к дереву и ждёт помощи, а её всё нет и нет. Шёрстка у него коричнево - белая. Ножки длинные, передние выдвинул вперед, а задние прижал к дереву. Голова у зайчишки большая с маленьким носиком. Кругом косого вода. Рядом стоит стройненькая берёзка тоже наполовину затоплена, похоже, что он сидит на каком то лиственном дереве, возможно дубе. Вдали видно, что снег ещё не растаял, но уже всё покрыла весенняя дымка. Вода, которая затопила много полянок леса сине – черно - коричневого цвета. Очень далеко, если присмотреться, то можно увидеть деревья. Но почему же они розово – зелёные? Может автор писал эту картину на рассвете или закате, а может просто ему показалось, что это будет интересная задумка для его полотна. Но где же некрасовский дед Мазай, который поможет бедной зверушке выбраться из этой непростой ситуации. Я не могу судить, что происходило с автором картины, почему он не нарисовал, как подплывает к зайчонку помощь, возможно, он хотел рассказать зрителям о весеннем половодье, а заяц лишь случайный свидетель.
Картина мне одновременно понравилась и не понравилась. Понравилась тем, что заяц нарисован так красиво и необычно, интересно подобраны цвета, отражена идея весенних разливов. А не понравилась тем, что зайчонок сидит на дереве в одиночестве, где его семья, его зайчатки. Я надеюсь, что вода держалась не так долго и зверюшка смогла спрыгнуть с дерева и убежать от этой весенней катастрофы к своей семье, в свой родной лесок, и как обычно грызть кору разных деревьев. Я только бы пожелала автору, чтобы он нарисовал спасательную лодку и не рисовал деревья розовым цветом. Но о чём я могу судить, я же не знаю, о чём думал этот замечательный художник в тот момент, когда писал эту удивительно красивую работу о весеннем наводнении или об одиноком попавшем в беду зайце?!.

Алексей Никанорович Комаров творил на протяжении всей своей жизни, его по праву считают одним из лучших художников в отечественной живописи. До самой старости он создавал прекрасные картины. Художник обладал обширным и разносторонним талантом, чтобы это понять, достаточно бегло окинуть взглядом его полотна от начала до конца творческого пути. Особого внимания заслуживает картина «Наводнение» Комарова. Она производит сильное впечатление.

Студенческие годы

Алексей Комаров легко поступил в столичное училище изобразительных искусств, зодчества и ваяния, а это доказывает, что молодой человек был действительно одаренным. Уроки, которые преподавали ему опытные мастера, помогли ему определиться с наиболее предпочтительным направлением - он выбрал анимализм.
Комаров с удовольствием изображал зверей, встречающихся на российской территории, - медведей, волков, лосей и многочисленных птиц, водящихся в зоологическом саду. Кроме того, он обучался рисованию живой натуры у художника Степанова. А этот человек был по-настоящему талантливым. Недаром учился А. Н. Комаров. Картина «Наводнение», например, получилась у него просто великолепной.

Кого любил рисовать художник?

Комаров в своем творчестве, обычно, отдает предпочтение нескольким любимым зверям, их он изображает действительно гениально, на его картинах они словно живые. Художник, без сомнения, является последователем таких анималистов, как Соколов и Сверчков. Алексей Никанорович часто изображал много наблюдал за их поведением, внешностью, движениями. Он очень хорошо знал их и понимал, и именно поэтому его картины получались настолько правдоподобными и «живыми».

Где хранятся картины художника?

Многие российские краеведческие музеи имеют в своих коллекциях шедевры Комарова. Почти сто полотен он отдал Рехлову - коллекционеру, основавшему в Шушенском музей и демонстрирующему картины на выставках в советских и зарубежных городах.

Комарова «Наводнение»

Природа оживает от зимнего оцепенения. Солнечные лучи все активнее согревают землю. Речка скоро совсем избавится ото льда, а деревья - от снежного покрова. Но март приносит в лес не только оживление, но и страшные несчастья. Наводнение! Бурлящим потоком бежит вода, охватывая территорию все шире. Животным негде спрятаться от этого несчастья, им приходится очень трудно в этот период. Их некому защитить, а законы природы нередко бывают жестокими.

Вода заполнила норку несчастного зайчика, и ему пришлось покинуть свой родной дом. Его шерстка вмиг стала мокрой, он сильно испугался и бросился куда глаза глядят. К счастью, он увидел спасительный сук дерева, расположенный близко к земле. Секунда - и зверек уже на ветке. Благодаря этой счастливой случайности он остался жив. Описание картины Комарова «Наводнение» трогает до глубины души, не правда ли?

Сидит зайчишка, сжавшись в комочек и дрожа от страха, шерсть от перенесенного потрясения встала дыбом. Он прислоняется спиной к дереву и всеми силами старается задержаться здесь, не свалиться. При взгляде на него на глаза наворачиваются слезы, ведь он в любую минуту может упасть в воду и погибнуть. Однако в душе теплится надежда, что он спасется. Но картина вокруг безрадостная - видна только вода и ветки деревьев. И никто не придет на помощь. Хоть бы вода прекратила прибывать! Ведь если это будет продолжаться, многие жители леса действительно погибнут. Весьма трагичным кажется описание картины. А. Комаров «Наводнение» изобразил для того, чтобы люди задумались над многими важными вещами.

Глядя на зверька на переднем плане полотна, понимаешь, насколько все живое боится смерти, также осознаешь беспомощность людей и зверей перед некоторыми проявлениями природы. Другое важное действующее лицо картины - вода. В весенний период она часто становится причиной настоящих трагедий, вершит судьбы невинных существ. Она бессердечна и сурова, ее нисколько не трогает несчастье животных и людей. Описание картины Комарова «Наводнение», как и само полотно, заставляет расплакаться некоторых впечатлительных людей. Как талантливо Комаров передал этот трагический момент!

Возможно, художник-анималист действительно стал свидетелем этой картины - увидел смелого зайца-русака на ветке, по счастливой случайности уцелевшего, перехитрившего стихию, и захотел запечатлеть это на холсте. Комаров хотел донести до нас, что обитателям леса грозят многие опасности - совсем непросто им приходится. Эта картина никого не оставляет равнодушным. Выживают только самые сильные, смелые, хитрые... Хочется надеяться, что вода начнет убывать и зайчик уцелеет.

Где же дедушка Мазай?..

Конечно, сразу вспоминается известная сказка «Дедушка Мазай и зайцы». Вот таких дрожащих зверьков и сажал в свою лодку этот добрый человек - кого с горки, кого с колеблющейся на воде ветки или трухлявого пня. И они доверяли Мазаю и не боялись его, ведь он не желал причинить им никакого зла, а напротив, спасал их. Где же этот добрый дедушка? Так и хочется призвать его, глядя на картину Комарова... Но, увы, это невозможно. Недостаточно просто прочитать описание картины Комарова «Наводнение», нужно еще собственными глазами увидеть это полотно, чтобы проникнуться им.

Сочинение-описание по картине А.Н.Комарова «Наводнение»

Цели: - познакомить учащихся с описанием животного, изображенного на картине;

Подготовить их к самостоятельному письменному сочинению по аналогичной картине;

Ввести в словарь школьников слово «анималист».

Ход урока:

1. Рассказ о художнике.

Алексей Никанорович Комаров – заслуженный деятель искусств. Любимая тема Комарова – различные животные в той естественной среде, в которой они обитают на воле. Комаров – художник – анималист. Большой знаток природы, он умеет тонко и достоверно передать характер, повадки зверей.

Все произведения А.Н.Комарова проникнуты любовью к родной природе, ее живому миру. «Ведь та же лиса, тот же заяц, - по словам художника, - украшение природы! Как бриллиант!»

2. Беседа по картине.

Расскажите, как могло так случиться, что заяц оказался на дереве?

Наступила долгожданная весна. Небо по-весеннему голубеет. Рыхлый снег уже не может выдержать теплых лучей солнца. Повсюду текут и звенят разговорчивые ручейки. Вода поднимается выше берегов, затопляя поля, луга и кустарники, образуя маленькие острова. На одном островке, под кустом, спал заяц. Ему так крепко спалось, что он не слышал, как шумит и бурлит прибывающая вода. И только когда вода прикоснулась к его лапкам, зайка, вскочил, огляделся. В страхе он начал метаться по островку, а вода все прибывала и прибывала. Зайцу показалось, что его ничто не спасет. И вдруг он увидел сухое могучее дерево. Это был старый ветвистый дуб. Русак подбежал к нему и стал прыгать на толстый нижний сук. Несколько раз бедняжка прыгал на дерево, но каждый раз обрывался и падал вниз, в холодную воду. Наконец он достиг цели. Так заяц оказался на дереве.

3. Словарно-стилистическая работа.

Составление предложений со словами «анималист», «акварель».

Художник-анималист Комаров правдиво и с любовью изображает животных.

В своих картинах художники-анималисты наделяют животных человеческими чертами характера.

Картина А.Н.Комарова «Наводнение» выполнена акварелью.

4. Составление плана.

1. Внешний вид (голова, глаза, уши, туловище, цвет шерсти).

2. Поза.

3. Повадки.

4. Характер.

5. Мое отношение к картине.

5. Описание картины.

На картине А.Н.Комарова «Наводнение» изображен заяц, попавший в беду. В один из больших весенних разливов русак оказался на затопленном островке. Спасаясь от наводнения, он догадался и сумел забраться на дерево.

Затаив дыхание, зайка сидит на толстой ветке старого дуба и ожидает, что будет дальше: будет ли прибывать вода?

От страха он весь съежился, длинные задние лапы поджал под себя, а передние вытянул вперед, чтобы не упасть с дерева в холодную воду. Свою гибкую спинку он выгнул, и пушистая шерсть на нем встала торчком.

Грудка у зайца желтенькая с розоватым оттенком, брюшко и бока серенькие. Шерстка на спинке разных оттенков: она и бурая, и серая, и коричневая, как будто в крапинку. Голова у зайца большая. Круглые глаза смотрят испуганно. Длинные рыжеватые уши с черными пятнышками на концах стоят настороженно.

Заяц-русак со страхом смотрит на воду, которая подходит к самому дереву. В воде, как в зеркале, отражаются темные силуэты деревьев.

Картина мне нравится и не нравится. Нравится потому, что на ней очень хорошо нарисована жизнь природы весной, ее красота. Не нравится потому, что неясна судьба бедного зайки. Спадет вода или поднимется, спасется заяц или утонет?

Разделы: Русский язык

Тема: Р/р Описание животного по картине А.Н. Комарова «Наводнение».

Цели:

  • Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на основе картины.
  • Развивающая: Развитие творческих способностей, памяти и речи, обогащение словарного запаса учащихся.
  • Воспитательная: Воспитание любви к природе, к животным, патриотизм.

Оборудование: репродукция картины А.Н.Комарова «Наводнение», презентация (Приложение ), карточки.

Ход урока

I. Проверка домашней работы

Послушайте загадку и отгадайте:

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?

Конечно, это бывает весной. Вот сегодня мы и поговорим об этом времени года. Постараемся выяснить, как изменяется весной природа?

Итак, начнем. Дома вы должны были написать мини-сочинение «Весенние приметы». Послушаем сочинения.

Чтение сочинений, 2-3 сочинения.

Вопрос классу: Каким настроением проникнуты сочинения о весне?

Если бы вам дали кисточку и краски, то какие цвета вы бы выбрали?

II. Работа по картине

1. Вступительное слово учителя

Это время года бывает очень разным: солнечным и хмурым, ярким и серым, веселым и грозным. И художники изображают его по-разному. Сегодня мы познакомимся с картиной художника Алексея Никаноровича Комарова. (Слайд 1)

2. Рассказ о художнике (1 ученик, подготовленный рассказ)

Комаров Алексей Никанорович (1879–1977) родился в Тульской губернии. Раннее детство провел в деревне и еще в возрасте четырех-пяти лет рисовал и лепил из хлеба домашних животных. Закончил Школу живописи, ваяния и зодчества. Иллюстрировал детские журналы и книги.

Художник много путешествовал, участвовал в оформлении атласа «Промысловые птицы и звери СССР», проиллюстрировал большой труд «Птицы Советского Союза» и множество научных и популярных книг.

А. Н. Комаров известен как художник-анималист. Изучая животных, их поведение в природе, он делится с нами своими наблюдениями с помощью кисти и холста.

Вопросы:

  • Какие интересные моменты жизни художника вы запомнили больше?
  • Какое слово вы услышали впервые?

3. Словарная работа

Комаров – художник-анималист. Кто такой анималист? В словаре дается такое объяснение. (Слайд 2)

АНИМАЛИСТ - а, м. Художник или скульптор, изображающий в своих произведениях преимущественно животных. [От лат. animal - животное]… (Малый академический словарь)

Задание: Выпишем это слово и его лексическое значение в словарик и запомним.

Алексей Никанорович Комаров не просто изображал животных, а стремился показать, что они тоже, как и люди, испытывают разные чувства. Вот, например, перед вами рисунки художника. Что мы на них видим? (Слайд 2) (Лисичка, видимо, пытается добыть себе пропитание, раскапывая снег. (Слайд 3) Стайка птиц в тревоге вытянула шею, почувствовав какую-то опасность. Картина так и называется «Тревога».)

Сегодня мы познакомились с художником Комаровым, запишем главное о нем. (Слайд 4)

Задание: Спишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

4. Беседа по картине

Нам предстоит составить рассказ по картине Комарова «Наводнение». (Слайд 5)

1. Какое время года изображено на картине? (Ранняя весна)
2. Почему картина так называется?
3. Какие синонимы можно подобрать к слову "наводнение"? (Слайд 6)

НАВОДНЕНИЕ (ср. род) - затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море, обычно являющееся стихийным бедствием.

НАВОДНЕНИЕ - половодье, разлив, паводок.

Работа в группах (Задания на карточках)

Карточка 1

Подумайте над данными вопросами и ответьте устно.

  1. Почему зайчик оказался на дереве?
  2. Как он туда попал?

Весна приносит лесным зверушкам не только радость теплых солнечных дней, но и неприятности, и даже настоящую беду.

Весеннее солнышко растопило снег, растаял и лед, сковывающий берега реки. Высоко поднялась вода, заливая кусты и корни высоких деревьев. Испуганные звери покидают затопленные норы и пытаются спастись от паводка на редких островках холмов, окруженных холодной водой. Но не все успевают добраться туда, не всем хватает места на земле. Вот заяц забрался на сучковатую ветку старого дерева. Ему очень страшно.

Карточка 2

Описание животного. (Слайд 7)

Каким художник изобразил зайчика? Опишите его: какие у него голова, глаза, уши, шерсть? Подберите полные прилагательные к данным словам и запишите их. Каким художник изобразил зайчика? Подберите полные прилагательные к этим словам и запишите их.

1. Голова у зайчика _______________ , _____________ . Вокруг глаз – ____________ пятна. Глаза _____________ _____________ , блестят от испуга.______________ уши торчком, на их кончиках видны______________ пятна. У зайца _____________ шерстка. На шее она ____________________ , сзади - _______________ . Спинка ______________ . _______________ хвостик поджат

(Голова у зайчика маленькая, коричневатая . Вокруг глаз – белые пятна. Глаза темные круглые , блестят от испуга. Длинные уши торчком, на их кончиках видны черные пятна . У зайца густая шерстка . На шее она желтовато-коричневая , сзади - серо-белая . Спинка темная . Маленький хвостик поджат.)

2. Какое состояние испытывает зайчик? (Слайд 8)

Из данных прилагательных выберите те, которые описывают состояние зверька. Запишите их в краткой форме, согласуя со словом зайчик .

Грустный, веселый, тревожный , беззаботный, радостный, испуганный , равнодушный, робкий.

3. Как ведет себя зайчик? Подберите и запишите глаголы, описывающие действия зайчика.

(Бедненький зайчонок сидит на толстом сучке дерева, поджал под себя маленькие лапки. Он прижался спиной к стволу и внимательно смотрит на прибывающую воду. Очень жаль зверька, попавшего в беду.) (Слайд 7)

Физкультминутка

Карточка 3

Подумайте и ответьте устно.

  1. Что произойдет с зайцем дальше?
  2. Как он может спастись?

Задание:

Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы. (Слайд 8)

Ка ртина А. Н. Комарова «Наводнение» про никнута любовь ю к жи вотному миру и всей при роде.

Задание: Устный рассказ по картине

А теперь вспомним все, о чем говорили. Вот вопросы, которые мы с вами обсуждали, рассматривая картину Комарова «Наводнение». (Слайд 9) Эти вопросы и будут планом сочинения.

План сочинения

  1. Кто такой А.Н. Комаров?
  2. Какое время года изображено на картине?
  3. Почему картина так называется?
  4. Как зайчик оказался на дереве?
  5. Каким художник изобразил зайчика?
  6. Какое состояние испытывает зверек?
  7. Как себя ведет?
  8. Как он может спастись?
  9. Какие чувства вызывает эта картина?

А теперь составим весь рассказ по картине.

Домашнее задание

Нам предстоит не просто описать картину, а рассказать о ней младшему братишке, например, первокласснику. Мы уже рассказывали о картине в письме к другу.

Подумайте, с чего можно начать. Нужно ли использовать обращение?

Сочинение-описание по картине «Наводнение»

Цели: - познакомить учащихся с описанием животного, изображенного на картине;

Подготовить их к самостоятельному письменному сочинению по аналогичной картине;

Ввести в словарь школьников слово «анималист».

Ход урока:

1. Рассказ о художнике.

Алексей Никанорович Комаров – заслуженный деятель искусств. Любимая тема Комарова – различные животные в той естественной среде, в которой они обитают на воле. Комаров – художник – анималист. Большой знаток природы, он умеет тонко и достоверно передать характер, повадки зверей.

Все произведения проникнуты любовью к родной природе, ее живому миру. «Ведь та же лиса, тот же заяц, - по словам художника, - украшение природы! Как бриллиант!»

2. Беседа по картине.

Кто изображен на картине?

Заяц, который забрался на дерево, спасаясь от наводнения.

Расскажите, где и как он сидит.

Он сидит на толстом сучке старого крепкого дерева, низко над водой, затопившей остров. Заяц от страха весь съежился, напрягся, крепко прижался к стволу дерева, поджал лапы.

Каким изобразил художник зайца? Опишите его.

Голова у зайца продолговатая, мордочка светленькая, с широкой темно-коричневой полосочкой посередине. Глаза крупные, большие, зрачки расширены от испуга. Уши длинные, стоят торчком, чуткие, настороженные, на кончиках рыжеватых ушей черные пятнышки. Шерсть у зайца на грудке желтоватая, на брюшке – светло-серая.

Что еще можно сказать об этом зайце? Как он проявил себя?

Он умный, хитрый, догадливый, находчивый. Не растерялся в опасный момент, нашел выход из создавшегося положения.

Расскажите, как могло так случиться, что заяц оказался на дереве?

Наступила долгожданная весна. Небо по-весеннему голубеет. Рыхлый снег уже не может выдержать теплых лучей солнца. Повсюду текут и звенят разговорчивые ручейки. Вода поднимается выше берегов, затопляя поля, луга и кустарники, образуя маленькие острова. На одном островке, под кустом, спал заяц. Ему так крепко спалось, что он не слышал, как шумит и бурлит прибывающая вода. И только когда вода прикоснулась к его лапкам, зайка, вскочил, огляделся. В страхе он начал метаться по островку, а вода все прибывала и прибывала. Зайцу показалось, что его ничто не спасет. И вдруг он увидел сухое могучее дерево. Это был старый ветвистый дуб. Русак подбежал к нему и стал прыгать на толстый нижний сук. Несколько раз бедняжка прыгал на дерево, но каждый раз обрывался и падал вниз, в холодную воду. Наконец он достиг цели. Так заяц оказался на дереве.

3. Словарно-стилистическая работа.


Составление предложений со словами «анималист», «акварель ».

Художник-анималист Комаров правдиво и с любовью изображает животных.

В своих картинах художники-анималисты наделяют животных человеческими чертами характера.

Комарова «Наводнение» выполнена акварелью.

4. Составление плана.

1. Внешний вид (голова, глаза, уши, туловище, цвет шерсти).

3. Повадки.

4. Характер.

5. Мое отношение к картине.

5. Описание картины.

На картине «Наводнение» изображен заяц, попавший в беду. В один из больших весенних разливов русак оказался на затопленном островке. Спасаясь от наводнения, он догадался и сумел забраться на дерево.

Затаив дыхание, зайка сидит на толстой ветке старого дуба и ожидает, что будет дальше: будет ли прибывать вода?

От страха он весь съежился, длинные задние лапы поджал под себя, а передние вытянул вперед, чтобы не упасть с дерева в холодную воду. Свою гибкую спинку он выгнул, и пушистая шерсть на нем встала торчком.

Грудка у зайца желтенькая с розоватым оттенком, брюшко и бока серенькие. Шерстка на спинке разных оттенков: она и бурая, и серая, и коричневая, как будто в крапинку. Голова у зайца большая. Круглые глаза смотрят испуганно. Длинные рыжеватые уши с черными пятнышками на концах стоят настороженно.

Заяц-русак со страхом смотрит на воду, которая подходит к самому дереву. В воде, как в зеркале, отражаются темные силуэты деревьев.

Картина мне нравится и не нравится. Нравится потому, что на ней очень хорошо нарисована жизнь природы весной, ее красота. Не нравится потому, что неясна судьба бедного зайки. Спадет вода или поднимется, спасется заяц или утонет?