Конспект урока образ животных в искусстве. Беседа о творчестве художников-анималистов в начальной школе. Физминутка. Зарядка для глаз

Костанайская область

Узункольский район

КГУ «Троебратская средняя школа»

Мастер – класс

по изобразительному искусству в 3 «А» классе

«Создание образа животного с помощью графических материалов»

Провела: Гайдамака Ольга Николаевна

Тема: Создание образа животного с помощью графических материалов.

Вид искусства: графика.

Цель урока : Познакомить учащихся с разнообразием анималистического жанра (в особенности семейства кошачьих); дать представление о выражении художником – анималистом характера зверя.

Задачи урока:

    обобщение видов и жанров в изобразительном искусстве; знакомство с жанром анималистики; ознакомление учащихся с образом снежного барса; научить передавать в рисунках красоту линий, формы, определять пропорции изображаемого предмета; способствовать формированию у учащихся умений владеть графическими материалами, умений использования средств выразительности графики при создании изображений животных на листе бумаги;

    развитие восприятия, внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, мелкой моторики рук.

    воспитание художественной культуры, интереса учащихся к графическому искусству; прививать интерес, любовь, любознательность к живой природе; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, стимулирующий.

Наглядный материал: презентация; методические таблицы «Последовательность рисования животного»; репродукции и иллюстрации художников-анималистов, образцы снежного барса в живописи, в графике; музыкальное сопровождение (релаксирующая музыка); видеоролик о снежном барсе, методический рисунок.

Ход урока.

Орг. момент.

Приветствие: Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок!

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

Мы сегодня опять

Учиться будем рисовать.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Вводная часть.

Начнем урок с повторения ранее изученного.

Как мы уже знаем, существует несколько видов изо. искусства. – Вспомните и перечислите их.

Над каким видом изобразительного искусства мы начали работу на предыдущих уроках? (графика) (Слайд) - Сегодня на уроке мы продолжим работать в технике графика, самом древнем виде изобразительного искусства. - Что же такое графика?

Что означает в переводе с греческого языка? (Слайд)

- Графика – это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании чёрного и белого, причём белым является сама бумага, а чёрным – карандаш, уголь или другой «сухой» материал.

Каждый вид искусства «говорит» на своём языке (об этом мы беседовали на уроках живописи).

На каком языке говорит графика? - Каковы её главные выразительные средства? (Слайд)

- Верно, линия и сочетание чёрных и белых пятен – основные изобразительные средства графики, её язык, скупой и лаконичный.

Используется ли в графике цвет?

- Цвет в графике используется, но он условен, подчинен линии и не играет главной роли, как в живописи.

Существует множество жанров изо.искусства. В зависимости от того, что изображено на картине, можно определить её жанр.

Какие жанры знаете вы?

Существуют ли в графике жанры?

- Конечно, и пейзаж, и натюрморт, и портрет мы можем увидеть в технике графика.

- Сегодня мы познакомимся с новым жанро м в изобразительном искусстве, который существует в графике.

Послушайте стихотворение:

« Если видишь на картине нарисован слон,

Крокодил, жираф, горилла, кошка иль питон,

Или звери Аргентины, иль пингвин Арктический

Значит, жанр такой картины АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ (Слайд)

- Жанр изо. искусства, произведения которого посвящены животным и птицам называется анималистическим. А художники, занимающиеся этим – анималистами.

Изображение птиц и животных – тема в искусстве едва ли не самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах и стенах пещер бизонов, коней, сцены охоты. (Слайд)

Художники всех времён рисовали, лепили, писали красками животных. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве. Этот жанр есть и в живописи, и в скульптуре, и в книжной графике, и в графическом рисунке. Анималисты рисуют картины о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных и птиц, которых изображают.

Сообщение темы, постановка целей урока: - Тема н ашего урока «Создание образа животного с помощью графических материалов ». (Слайд) - Значит сегодня на уроке мы представим себя в роли художников - ….. (анималистов) - Какую цель поставим перед собой на уроке?

- А вот какое животное мы сегодня будем изображать, догадайтесь по описанию. Это животное относится к семейству кошачьих. Этот осторожный и скрытный зверь – настоящий отшельник. Живет он высоко в горах, у самых ледников. Густой дымчато-серый пятнистый мех защищает от холода и делает его неприметным среди скал. Это сильный и быстрый хищник, двигается мягко, плавно, прыгает легко и бесшумно. Этот царственный зверь во многих культурных традициях разных стран мира символизирует силу и независимость. - О ком идет речь? (снежный барс) - Как иначе его называют? (ирбис ) (Слайд) - Снежный барс является национальным символом нашего государства. В Стратегии развития страны до 2030 года Казахстан характеризуется как «молодой барс, готовящийся к прыжку». Это символ, олицетворяющий мощь и величие независимого Казахстана, символ силы и благородства. Ему присущи элитарность, независимость, ум, мужественность, храбрость, хитрость. В современном мировом пространстве за Казахстаном закрепился образ азиатского барса.

Вспомните, где у нас в стране использовано изображение барса? - Что вам известно о барсе из уроков познания мира? - Ну, вот мы готовы отправиться в удивительный мир анималистического жанра, где важны наблюдательность и точность, чтобы верно передать облик и повадки животного. - А вы знаете, что у каждого животного свой характер. Животные как люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые. - Рассмотрите репродукции художников. (Слайды) - Обратите внимание на то, как художник передает всю пластику и выразительность образа животного с его характером. Беседа о барсе: - Что вы можете сказать о барсе? - Чтобы правильно передать образ животного, нужно хорошо представлять его в реальности. - Я вам предлагаю посмотреть видеоролик, для того, чтобы ближе познакомимся с этим животным до того, как будем приступать к его изображению. Просмотр видеоролика. Введение в практическую деятельность. - Внешне мы теперь хорошо представляем снежного барса. Это достаточно красивый, изящный, благородный вид кошачьих. Имеет очень мощное, пропорциональное тело и красивый длинный хвост. Объяснение задания - А теперь представим, что мы в мастерской художника. - Какие графические художественные материалы потребуются художнику– графику? -Каких видов бывают простые карандаши? - Когда будем использовать мягкий карандаш? - Когда твердый?

- А теперь выполним творческую работу – графический рисунок снежного барса.

Практическая работа - поэтапное выполнение рисунка

- Мы с вами будем использовать таблицу с поэтапным выполнением рисунка животного.

Работа в паре: - Поработайте в паре : проанализируйте внешность животного. - Какова форма туловища? - Головы? и т.д. - Для того, чтобы животное получились реалистично, рассмотрите этапы, как правильно его рисовать.

Инструктаж: - Как расположим альбомный лист?

1. Приступая к работе, нам необходимо не только уместить, но и композиционно разместить на листе форму рисуемого предмета. Для этого лёгким касанием карандаша наметить границы будущего рисунка, определяя его высоту и ширину.

А затем взаимное положение отдельных частей туловища.

1 этап (Слайд): - Чтобы начать рисовать, разбиваем тело животного на геометрические фигуры.

В процессе работы не следует сосредотачивать своё внимание на кончике карандаша, проводимых линиях, а нужно ориентироваться на всю изображаемую форму в целом. Не забываем о законах перспективы: предметы, находящиеся дальше – меньше; ближе – больше)

2 этап - (Слайд) Соединяем части воедино. Прорисовываем части животного, такие, как небольшие ушки, мордочку, лапы, большой хвост. Изобразим барса стоящим на скале, будто он смотрит вдаль. Это добавит выразительность в наш рисунок:

3 этап - (Слайд) Осторожно избавляемся от дополнительных линий и добавляем детали животного: глаза, нос, рот, прорабатываем лапы.

Когда уточнены намеченные формы и выявлены отдельные части и мелкие детали, необходимо подчеркнуть на рисунке характерные черты для придания ему выразительности.

4 этап - (Слайд) Добавляем объем четкими штрихами. Наносим на красивую шерстку пятнышки. Многообразные узоры на теле барса демонстрируют различные виды пятен окраса шерсти. Основными художественно- выразительными средствами являются: линия, штрих, тон, точка.

5 этап - (Слайд) Усиливаем все тени. Осталось навести чёткими линиями контуры и рисунок готов.

Наш Барс получился очень красивым! (Примерный образец барса в графике).

Проверка первичного усвоения - повторение этапов работы над рисунком учащимися.

Заключительный инструктаж- разработка критериев оценивания : - Приступая к работе, разработаем критерии, которыми будете руководствоваться при создании рисунка, а в дальнейшем самооценивании и взаимооценивании работ: (Слайд)

Повторение правил т /б при работе с карандашом.

Применение знаний на практике

Физминутка (музыкальная)

Самостоятельная работа – поэтапное выполнение рисунка животного (под музыкальное сопровождение)

Во время практической работы делаю целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

Выставка. Анализ работ учащихся

1) Экспресс – просмотр рисунков, анализ удачных работ (взаимооценивание) - Какие, на ваш взгляд, рисунки получились наиболее удачными? Все ли критерии, которые мы с вами разработали, соблюдены в данных работах?

2) Самооценивание.

А теперь каждый из вас сами оцените свою работу по тем же критериям:

Если ваша работа соответствует всем критериям – ставим оценку «5» («Я молодец!»

Если есть отклонения хотя бы от одного критерия – оценка «4» («Мне нужно еще поработать»)

Если недочеты во многих критериях – оценка «3» («Сегодня у меня не все получилось»)

Рефлексия. (Слайд) - С помощью цветных сигналов отразите результаты своей работы на уроке: (зеленый – я молодец,

желтый – мне нужно ещё поработать,

красный – сегодня у меня не всё получилось)

Итог урока: - С каким жанром изо.искусства мы сегодня познакомились? (анималистический)

- Кто такие анималисты? (художники, рисующие животных)

В какой технике мы работали? (в технике графика)

Домашнее задание. Подобрать иллюстрации к анималистическому жанру.

Уборка рабочего места.

Беседа для младших школьников на тему: "Знакомство с творчеством художников-анималистов, основоположников анималистического жанра в России".

Горбова Надежда Юрьевна, преподаватель МБОУ ДОД "Детская школа искусств" Яранского района Кировской области, город Яранск.
Описание: данный конспект урока знакомит с творчеством основоположников анималистического жанра в России, дается краткая история жанра.
Назначение: предназначен для учителей ИЗО, педагогов дополнительного образования с целью знакомства младших школьников с изображением мира животных в творчестве художников-анималистов.
Цель: знакомство детей с творчеством художников-анималистов В. А. Ватагина, И. С. Ефимова, Д. В. Горлова, являющихся основоположниками анималистического жанра в России.
Задачи:
- продолжение изучение анималистического жанра;
- развитие интереса к изучению животного мира;
- развитие способностей сравнивать, анализировать;
- закрепление знаний о многообразии художественных средств, материалов с помощью которых можно воплотить образ животного;
- закрепление знаний о графических материалах;
- расширение кругозора.

Материалы и оборудование: фотоматериалы о творчестве художников, кроссворд о животных в загадках.
Ход урока
I.Организационный момент (проверка готовности учащихся)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

II. Актуализация знаний учащихся по теме:
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы рассмотрели как образ животного воплощается в народном декоративно-прикладном искусстве.
- Давайте вспомним, с какой народной игрушкой мы познакомились? (богородской, городецкой, филимоновской).
- Образ какого животного в них воплощается? (конь, олень, индюк, баран, курочки, медведь).
- Какие еще виды декоративного народного творчества мы рассмотрели, где встречается образ животного? (образ животного встречается и в городецкой росписи: конь, кот, лев, павлин; народной вышивке, жостовских подносах).

III. Изучение новой темы.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русских художников-анималистов, которые всю свою жизнь посвятили животным: изучали их повадки, рисовали, воплощали их образ в различных художественных материалах. Животные являются главной темой, «героем» произведения, его изображение является основной целью художника.
Художников, работающих в этом жанре, называют анималистами.
Анимализм (от лат. animal животное, зверь) - один из древнейших жанров изобразительного искусства, посвящённый животному миру.
Примеры непревзойденного совершенства в изображении животных даёт первобытное искусство. Наскальные рисунки, найденные в Испании (Альтамира), Франции (Ласко, Фон-де Гом), России (на Южном Урале), поражают удивительной жизненностью передачи облика и движений животных – быков, диких лошадей, оленей, медведей, бизонов. Изображали их простыми средствами: углём, глиной.

В Древнем Египте, в государствах древней Америки изображения животных, в которых видели воплощения богов, встречаются в живописи, скульптуре, украшениях, выполнявших часто роль «оберегов» от злых сил. Кошка, крокодил, черный бык, жук-скарабей - всё это священные животные Египта.


Жрецы из этой страны считали, что любое его изображение не только украсит дом, но и защитит всех живущих в нем от беды, негативной энергии и даже болезней и смерти.


Изображение жука-скарабея часто встречается в ювелирных изделиях.
В Китае, в его темпераментном искусстве, зверь изображается в различных материалах: драгоценных металлах, фарфоре, фаянсе, камне, бумаге. Ребята, какое животное изображено на фотографии?


Ученики: дракон.
Учитель: Китайский дракон означает все положительное, доброе и несет позитивное начало.


В Китае также любят изображать тигров. Тигр символизирует страсть, могущество и отвагу, но также разрушение и свирепость. Его положительное значение определялось тем, что он изгонял и пожирал диких свиней, которые опустошали поля.
Рельефные узоры со сказочными зверями украшают стены древнерусских белокаменных храмов (Дмитровский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли).


В средневековом искусстве звери и птицы стали «говорящими» символами: собака означала верность и защиту, голубь – мир и надежду, обезьяны – низменные людские страсти и желания. Особое место занял образ агнца (ягнёнка) – символ невинной жертвы Христа.


Давайте проследим путь художников, которые посвятили свое творчество миру животных во всем его многообразии в России, - это В. А. Ватагин, И. С. Ефимов, В. А. Серов, Д. В. Горлов.
Каждый из них был яркой индивидуальностью, каждый шел своим самостоятельным путем, и все они вместе стояли у истоков анималистического жанра в России.
Василий Алексеевич Ватагин (1884-1969).
Василий Алексеевич Ватагин был великим тружеником - поражает огромное количество работ, оставшихся после него. Произведения Ватагина хранятся во многих музеях страны, в том числе в Третьяковской галерее и в Русском музее.
Бескорыстная преданность Ватагина делу своей жизни, требовательность к себе, способность учиться до конца своих дней сделали его одной из выдающихся фигур в анималистическом жанре. Его можно назвать основоположником московской анималистической школы.
«С тех пор, как я помню себя, моим любимым занятием было рисование»,-вспоминает Ватагин в своих автобиографических заметках.
Как вы думаете, кого он рисовал?
Ученики: животных.
Учитель: Так как вся жизнь художника была отдана изучению и изображению мира животных.
Стиль работ Ватагина начала 1900-х годов складывался под влиянием его многочисленных путешествий по России и за границей. Он объездил север и юг России, в течение нескольких лет рисовал в зоопарках Европы, собирая материал об экзотических животных для Московского университета, посетил Грецию, Сицилию, Константинополь.
Ватагин рисует животных графическими материалами.


Создает скульптуру в дереве и камне.


У художника была склонность изображать животных очень натуралистично.


Очень много рисовал животных из Московского зоопарка.




Ребята, как вы думаете, какими графическими материалами выполнены рисунки?
Ученики: цветные карандаши, акварель.
Учитель: Да, верно! Художник использует всего три цвета, но какие выразительные рисунки получились. Главным выразительным средством служит линия .
Постепенно он вырабатывает язык простой и ясный. Его «палитра» обогащается, помимо дерева, он работает в мраморе, фаянсе, терракоте, майолике, режет по кости. Он досконально изучил возможности различных материалов и научился ими пользоваться.
Чувство неиссякаемой любви к животному миру, восторг и преклонение перед его поразительным разнообразием и совершенством,-лежали в основе творчества Ватагина. Он часто обращается к жанру звериного портрета:
Ребята, чья это голова?


Ученики: Голова мартышки,
Учитель: В портретах животных Ватагин пытливо и доброжелательно проникает во внутренний мир зверя. В жанровых скульптурах он умеет тактично и ясно передать проявления звериной ласки, дружбы, любви. Таковы его «Играющие пантеры»,


«Играющие медведи», «Обезьяна с детенышем» и многие другие. Ватагин обладал «чувством зверя», как говорил он сам, помогающим ему любить и творчески осмысливать мир живой природы.
Ребята, вы наверно читали про Маугли?
Ученики: да.
Учитель: «Маугли» была любимой книга Ватагина. К ней он рисовал иллюстрации». В этих иллюстрациях объединились его глубокое знание животного мира и фантастические воспоминания путешествия художника по Индии.



Помимо «Маугли» Ватагин проиллюстрировал большое количество детских книг с произведениями А. Чехова, Л. Толстого, Джека Лондона, Сетон-Томпсона и других.

Физминутка «Звериная зарядка»

Звериная зарядка
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
(кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться
(потянуться)
Обязательно зевнуть
(зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть
(прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть
(легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый
(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы
(ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе
(переступание c ноги на ногу)
Долго топчется на месте
(раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала!
(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

Учеником Василия Ватагина был Дмитрий Владимирович Горлов. Творческая деятельность Горлова тесно связана с детьми и работой для них.
Художник занимался разработками детских игрушек.
В то время был скучный ассортимент безжизненных муляжей с натуральной окраской.
Им было разработано более ста образцов изделий из дерева и папье-маше, многие из которых с движением, с шарнировкой. Пользовался успехом его слоненок, выполненный из различных деталей. Он двигал ушами и хоботом, мог то степенно, как взрослый слон, выхаживать, то озорно бежать. А щенок поворачивал голову и, в зависимости от градуса поворота, был то грустным, то веселым.


Слон резиновый.
Его игрушки несли добро.
Сам художник очень любил животных - в его доме постоянно были собака, кролики, голуби, мыши. Рисовать же Дмитрий Владимирович начал с двух лет. В годы Гражданской войны было не до учебы, приходилось много работать и даже выступать в цирке. Недолго позанимался в разных студиях, а главные уроки художника-анималиста получил, наблюдая за животными и делая их зарисовки. Про это с гордостью писал в анкете: специальность приобрел в Московском зоопарке.
Вместе с Ватагиным Горлов работал и над скульптурными группами животных – для нового входа в Московский зоопарк (1936):


«У меня нет любимого материала, - пишет он, - есть любимая тема… любой материал интересен, но самое интересное – подобрать к нему ключи». И он работал в дереве, камне, терракоте, майолике, фаянсе, шамоте, фарфоре, металле, папье-маше…


Рысенок, фарфор.


Медвежонок на пне.


Вот такой дикобраз - карандашница. Это не только скульптура животного, но и полезная вещь)). Его зверюшки очень добрые, уютные.
Дмитрий Владимирович считал себя в первую очередь скульптором-анималистом, но никогда не расставался с карандашом и ручкой. Рисование было для него настолько насущной необходимостью, что к концу жизни сам художник был ошеломлен количеством нарисованного и написанного.
Кроме игрушек и фарфора заслуженный художник РСФСР Дмитрий Владимирович Горлов оформил около шестидесяти книг.




Ребята, вы все наверно знакомы с баснями Ивана Андреевича Крылова. Назовите их пожалуйста.
Ученики: «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом».
Учитель: Молодцы! Дмитрий Владимирович Горлов создал серию из восьми горельефов к памятнику Крылову из бронзы.



Иллюстрация к басне И.Крылова "Квартет"


Другой замечательный художник Валентин Серов выполнил множество замечательных иллюстраций к басням Крылова. Этому делу он посвятил более 15 лет.



С детства Валентин Александрович обожал всякую «животину». Он любил наблюдать за животными, подмечать особенности поведения и сходства с людьми. Художник рисовал их много и охотно.
Работа настолько увлекла художника, что в результате появилось громадное количество набросков, зарисовок и законченных картин на тему крыловских басен.


Посмотрите какое интересное композиционное решение иллюстрации к басне «Ворона и Лисица». Отталкиваясь от строки «На ель ворона взгромоздясь», Серов дает нам почувствовать, что ворона действительно высоко поднялась, усевшись на еловую ветвь. Художник помещает ее на первый план, откуда она видит внизу крошечную лисичку, всячески изощряющуюся в лести.
Серов пытается придать каждому герою индивидуальные черты.
Ученик Валентина Серова, Иван Семенович Ефимов (1878-1959), продолжает экспериментировать с материалами, создавая образы животных.
«И. С. Ефимов – особенный художник: не скульптор, а изобретатель новых форм»- говорил о нем А. А. Фаворский.
Особенно привлекала художника возможность использования новых, мало употребляемых прежде материалов. Удивительно точно художник чувствует материал, он помогает ему в воплощении образа.



В этой скульптуре шар, пустой внутри, наполняется водой, его держит легкий медный поясок – обруч с рыбками. Желтой меди дельфин, блестя своим телом, устремлен вниз, вдоль шара. Эта работа еще раз подтверждает насколько безграничная фантазия Ивана Ефимова.
С удиви¬тельной характерностью передавая повадку своих моделей, Ефимов в то же время осваивает материал, обыгрывая фактуру тонких медных листов, разрезая их ножницами, заги¬бая стружками и т. п. Он работает также в бронзе («Бой лосей», 1936), дереве («Медведица», 1927), стекле («Береговица», 1923),фаянсе («Зебра», 1927; «Кошка с шаром», 1935)


И. С. Ефимов своими работами сделал большой шаг в осуществлении своей идеи о слиянии архитектуры со скульптурой: его парковые скульптуры-фонтаны прекрасно вписываются в воздушную среду. Особенно выразителен сквозной рельеф «Олень с виноградом» (1950).


Художник выполняет даже рисунки из проволоки.
Ребята, как вы думаете, что это за животные на рисунке?


Ученики: баран и кенгуру.
Учитель: Да, верно, выполненные из проволоки. Как необычно!

IV. Закрепление изученного на уроке.
В основе творчества художников, с которыми мы сегодня познакомились, лежала неиссякаемая любовь к животному миру, восторг и преклонение перед его поразительным разнообразием и совершенством.
Чтобы стать хорошим художником-анималистом, необходимо глубоко изучить натуру, собрать много материала о животных, их повадках и жизни. Для начала можно начать с зоопарка.
Если у художника есть любовь к какой-то теме, то ему безразлично какими художественными материалами работать.

V. Заключительный этап урока.
1) Сегодня на уроке мы более подробно познакомились с каким жанром изобразительного искусства? (анималистическим)
2) Что такое анималистика? (изображение животных).
3) Кто первым выполнил рисунки животных и где они находились? (первобытные люди рисовали в пещерах)
4) С творчеством каких русских художников-анималистов вы познакомились сегодня на уроке? (Серов, Ватагин, Горлов, Ефимов).
5) С помощью каких материалов художники воплощали образ животного? (глина, металл, рисовали акварелью, карандашами).
Если позволяет время, можно предложить детям разгадать кроссворд.

По горизонтали:

1. Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
(Волк)

3. Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет... (черепаха)

7. Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам.
(Верблюд)

По вертикали:

2. Что за коняшки -
На всех тельняшки.
(Зебры)

4. У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет.
(Кошка)

5. Зимой спит,
Летом - ульи ворошит.
(Медведь)

6. За деревьями, кустами
Промелькнуло будто пламя.
Промелькнуло, пробежало...
Нет ни дыма, ни пожара.
(Лиса)

Домашнее задание: постараться выполнить копию рисунка животного, выполненного художником-анималистом.
Буду рада конструктивной критике.

Художественная деятельность для школьников

ВОЙТЕХОВСКАЯ Инна Анатольевна

учитель отечественной и мировой художественной культуры

Государственного учреждения образования « Белицкий учебно- педагогический комплекс детский сад-средняя школа Лидского района»

Беларусь

ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В ИСКУССТВЕ

(первый урок темы)

Цель урока: формирование у учащихся общего представления о своеобразии и воплощении темы животных в разных видах искусства.

Задачи:

  • — создать условия для расширения знаний учащихся о культуре первобытного общества;
  • — способствовать познаниям учащимися об анималистическом жанре искусства;
  • — сформировать представление о неразрывной связи человека и животного;
  • — формировать понимание необходимости защищать и изучать природу;
  • — воспитывать любовь к животным, умение замечать их повадки;

Оборудование и учебные материалы:

  • мультимедийна установка или компьютер;
  • презентация «Образы животных в искусстве»;
  • видеоролики;
  • репродукции картин

Ход урока

1.Организационно - психологический момент. Введение в тему урока.

Учитель. Добрый день. Сейчас мы с вами услышим очень красивую, на мой взгляд, мелодию, которая будет звучать на фоне видеосюжета.

Послушайте, пожалуйста, и подумайте, о чем сейчас мы с вами будем говорить. На экране появляется видео заставка к передаче «В мире животных», музыка аргентинского композитора Ариеля Рамиреса) (слайд 1).

Учащиеся . Мы будем говорить о животном мире; о животных; о роли животных в жизни человека.

Учитель. Вы совершенно правы.

2. Сообщение темы урока. Актуализация знаний

На экране появляется изображение (слайд 2).

Учитель . Тема нашего урока: Образ животных в искусстве. (Табличка с названием темы на доске) А видеосюжет, который вы посмотрели, - заставка к передаче, которая так и называлась «В мире животных». В передаче рассказывали о жизни животных, их повадках, привычках. Всегда показывали интересные сюжеты о животных разных стран и континетов. Прекрасную музыку аргентинского композитора Ариеля Рамиреса взяли в качестве заставки к этой передаче. Она так органично подошла к сюжету передачи, что стала единым целым, неотъемлемой ее частью. На уроках истории вы изучали развитие общества, существование первобытных людей. Что вы можете о них рассказать?

Учащиеся. Люди жили до нашей эры. Они добывали мамонтов. У них были наскальные рисунки.

Учитель . Вспомните, пожалуйста, на какую тему были выполнены первые наскальные рисунки.

Учащиеся. Первобытные люди рисовали животных.

Учитель . Вспомните, изображения, каких животных увидели на скалах, как письмо из древнего мира?

Учащиеся. Мамонты, тигры, быки, кошки, собаки.

На экране появляется изображение пещерной живописи(слайд 3)

3. Изучение новой темы

На экране появляется изображение (слайд 4)

Учитель. (читается эпиграф ) " Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил".
Н. Заболоцкий

Учитель . Образ животного в искусстве имеет огромный исторический путь. Истоки звериных историй уходят в глубокую древность. Однажды в сентябре 1940 года во Франции случайно обнаружили пещеру Ласко, которая стала еще более знаменитой, чем пещера Альтамира в Испании.

На экране появляется изображение (слайд 5).

Четыре мальчика, которые играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко - изображение быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, диких лошадей, медведей и других животных - самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы человеком в эпоху палеолита. Произведения хорошо сохранились, что позволило превратить эту многозальную пещеру в первоклассный музей первобытного искусства, называемый «доисторической Сикстинской капеллой»

На экране появляется изображение (слайд 6).

Человек издревле отождествлял свою жизнь с образами из животного мира. Животные - это источник жизни для человека. Мясо животных употребляли в пищу, из шкур делали одежду, обувь и жилище. Можно сказать, что человек неразрывно связан с животным миром, и зависит от него. В процессе эволюционного развития человечество освоило новые формы общения с животным миром: в прирученном звере человек нашел защитника своего благополучия и преданного друга.

Темой наскальных рисунков, сделанных рукой первобытного человека, были образы животных. На экране появляется изображение (слайд 7).

Они непосредственно воздействовали на чувства человека, вызывали в его представлении сцены охоты и победы над животными, это рождало в них отвагу и доблесть.

В процессе эволюционного развития человечество освоило новые формы общения с животным миром. Религия и культовые обряды наложили свой отпечаток. Древний мир оставил нам символические олицетворения единства животного и человека в виде фантастических, мифических животных сфинкса, крылатого быка, кентавра, птицы феникс.

На экране появляется изображение (слайд 8,9)

В древнем Египте многих животных считали священными. У Богов изображались звериные головы. Некоторые Боги были в виде животных и птиц: сокола, павиана, шакала. Но вместе с тем культура Египта - это в первую очередь монументальные постройки пирамид и захоронение фараонов.

Кошка символизировала мудрость и грацию, лев - силу и ярость. Животное становится не только источником материального существования человека, но и средством его духовного развития, воплощением красоты и совершенства.

Сохранилось множество статуэток птиц и зверей, сделанных из глины, бронзы, золота, кости, датируемых тысячелетием до н. э., и служащих предметами творчества скифских племен. В Древнем Египте животных возвеличивали наравне с фараонами, считали их богами. Их изображения, найденные в древних храмах и пирамидах, отличаются непревзойденной пышностью и декоративностью форм. В Древней Японии и Китае мастера декоративного искусства создавали причудливые композиции, одним из основных мотивов которых были образы животных.

Во времена Римской империи анималистический жанр утратил свою значимость, поскольку главной темой в искусстве был человек. В Средние века из таких историй были составлены объёмные сборники, получившие название физиологов или бестиариев. Их персонажи, полуреальные, полусказочные звери и птицы, не только поражали воображение, но и служили аллегориями человеческих добродетелей и пороков»

Рисунки животных вновь появляются лишь в эпоху Возрождения, в творчестве известных мастеров — Рембрандта, Дюрера, Рубенса, Леонардо да Винчи и др. В XVII веке в Голландии выделяется собственно анималистический жанр в искусстве. В картинах художников домашние животные изображались на фоне сельских мотивов. Родоначальниками этого жанра были А. Кейп и П. Поттер. В прошлом веке в анималистическом жанре работали прекрасные мастера-графики В.Ватагин и А.Лаптев, наделяя образы животных определенными человеческими качествами, с научной наблюдательностью передавая живость птиц, рыб и животных.

Создавая образ в анималистическом искусстве, художник, кроме передачи внешних форм, пластики, пропорции, выражает характер, присущий зверю или птице, отражает его индивидуальность, эмоциональное состояние, он пишет портрет своего персонажа. Всякий наблюдательный человек, сталкиваясь с животными, в той или иной мере относящийся к ним с добрым вниманием, легко может заметить разнообразие и сложность переживаний, выразительность их чувств (радости, огорчения, обиды, злобы, тоски, преданности). В зависимости от задачи художник-анималист может создать любой образ животного — грозный, гордый, трагический или героический. Любя и изучая природу, он не копирует натуру, но пытается передать изобразительными средствами удивительно многообразный и восхитительный внутренний мир животного, его настроение. Художник ищет и находит в нем что-то необычное, особенное. Создание правдивого изображения представителей фауны требует пристального изучения их жизни, внешнего облика, поведения, строения тела и характера, представления об особенностях среды обитания, откладывающей на животных свой отпечаток, наделяя их особыми качествами. Скажите, пожалуйста, почему или для чего первобытный человек стал рисовать в пещере?

Учащиеся. Хотел оставить на память кому-нибудь достижения охоты; хотел украсить свое жилье; скучно было; время было много между охотой.

Учитель. Любые ваши предположения имеют место быть. Но есть конечно одно но. . . Дело в том, что когда человек работает, то он просто добывает пищу. А вот искусство в любое время считалось высшим развитием человека. Мы с вами можем сколько угодно предполагать, что сподвигло первобытного человека взяться за уголек и нарисовать что-то вроде животного. Об этом есть очень красивое стихотворение Евгения Винокура

Пещерный человек учился рисовать.
Не находя в изяществе резона,
Тяжелым камнем начал выбивать
Фигуру угловатого бизона.


Случайный шаг! Опасная стезя!..
Он кончил, и впервые с сотворенья
Из глаз звериных длинная слеза
Устало потекла-от умиленья.

И, страшной тайной творчества влеком,
Он чувствовал-назад уж нет возврата,
Когда он первобытным кулаком
Стирал слезу светло и виновато.


Косматый, дикий, шкура за спиной,
Лицо разодрала ему гримаса!..
Он радости был полон неземной,
Что слаще меда и сытнее мяса.

А теперь вы можете сказать, что случилось с первобытным человеком после того, как он стал рисовать?

Учащиеся. Он стал другим; он стал развиваться; он выделился из мира животных, хотя пока и не осознавал этого.

Учитель. Молодцы, ребята. Теперь я вам предлагаю сделать физкультминутку, которая называется Зверобика. Движения животных всегда грациозны. Вы будете делать движения тех животных, о которых поется в песне. На экране появляется видеосюжет (слайд 10) на песню « Зверобика» слова А. Хайта и А. Левенбука, муз. Б. Савельева

4. Физкультминутка «Зверобика».

Учитель. Образ животного тесно связан с разными легендами, приметами, которые к нам пришли из народного творчества. В эпоху первобытной архаики зародились мифологические рассказы о тотемных животных — основателях человеческих родов. Когда мифы утратили прежнее доверие, животные стали героями сказок, басен и легенд. Расскажите, что за приметы, легенды вы знаете?

Учащиеся. Есть примета, что если черный кот перейдет дорогу, то не повезет. Пословицы: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Волка ноги кормят», «На ловца и зверь бежит». Легенда о священной корове. В Индии считается, что в каждой корове есть что-то священное . Несмотря на то, что много людей в этой стране голодают, ни у кого из индусов не возникает мысли зарезать и съесть корову. В индийской религиозной книге Махабхарат сказано, что корова, благодаря своей чистоте, дарованной ей высшими силами, обладает возможностью наделить человека счастьем и защитить его от темноты ада. В ведических текстах говорится о том, что место, где находится корова, обладает чистой энергетикой, поэтому этим животным позволено прогуливаться даже по городским дорогам.

Учитель. Спасибо, ребята. Вы, действительно, очень много знаете о животных. Скажите, кто из вас интересуется гороскопом? А ведь в основу гороскопа положен образ того или другого животного. Внимание на экран.

На экране появляется изображение (слайд 11).

Учитель. У нас есть восточный гороскоп по годам. И гороскоп по месяцам. И в каждом из них месяц или год - символизирует какое - нибудь животное. Считается, что человеку, который родился под знаком этого животного, присущи некоторые качества. Допустим, кто-то из вас родился в год Петуха - у него будет бойцовский характер, в год Собаки - человек преданный, честный, надежный; в год Змеи - хитрый, умеет найти выход из любого положения и т.д.

5.Практическая часть.

Учитель. Сделайте зарисовку в карандаше животного, которое является вашим покровителем по гороскопу.

Учитель. А мы продолжаем знакомство с анималистическим жанром. Мы вами рассмотрим картину «Райский сад» Яна Брейгеля.

На экране появляется изображение (слайд 12).

Ваши впечатления от картины? Почему картина имеет такое название? Есть ли вымысел в изображении животных? Что здесь реалистично? Как вы думаете, зачем художник «смешал» правду с вымыслом?

Учащиеся. Художник хотел показать живописный уголок природы, в котором все дружат; в котором все счастливы; красивый тропический сюжет; очень красивые животные населяют это место, может, некоторых и нет в животном мире. Мне понравилась картина своей насыщенностью спокойного зеленого цвета. Смешение действительности и фантастики создает загадку, которую интересно разгадывать.

На экране появляется изображение (слайд 13).

Учитель. Ян Брейгель - известный фламандский художник. Родился в Брюсселе. По происхождению из великой династии фламандских живописцев Брейгелей. Ян Брейгель написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий, например, «Четыре элемента и пять

чувств».

На экране появляется изображение (слайд 14).

На картине «Рай» экзотические и обычные животные перемешаны в этом райском саду, щедро засаженном пышными растениями и цветами. Главной задачей художника было создание таинственного воображаемого пейзажа, поэтому он лишил Адама и Еву их роли в сюжете, чтобы подчеркнуть их окружение. Ограниченный выбор флоры и фауны может на современный взгляд казаться забавным, но Брейгель сумел вдохнуть сказочный дух в лесную поляну. Свойственные художнику глубина чувств и восприимчивость к природному окружению помогли развитию великой традиции голландской пейзажной живописи 17 века. Его в высшей степени завершенная, отточенная манера писать цветочные натюрморты, пейзажи и картины с изображением рая заслужила ему прозвище Бархатный.

Теперь мы с вами тезисно запишем главные мысли нашего урока.

Для записи в тетрадь:

Учитель. Образ животного занимает значительное место в изобразительном искусстве. Появляется отдельный жанр. Он считается самым древним и называется он - анималистический. Расцвет получил в XVII веке в Голландии, где выделяется собственно анималистический жанр в искусстве. Родоначальниками этого жанра были А. Кейп и П. Поттер.

Анималистка - жанр изобразительного искусства, главные герои - животные (от франц. Animale - животное). Именно ему больше всего внимания уделяли первобытные художники. В древнем мире изображения животных были символичны. Анимализм связан не только с изобразительным искусством, но и с литературой. Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу.

Учитель. Художник-анималист должен обладать хорошей зрительной памятью. Как вы думаете, почему?

Ученики. Художник-анималист должен обладать хорошей зрительной памятью, ведь животное нельзя заставить позировать. Чтобы нарисовать каждую черточку, когда изображают животных.

Учитель. Но прежде чем рисовать по памяти, надо поупражняться в понимании и ощущении животного - поработать с натуры, знать анатомию животного, которого изображаешь, выполнять быстрые наброски и зарисовки. В них необходимо как можно быстрее схватить и зафиксировать движение, поэтому выполнение рисунка, наброска и зарисовки животных требует особого напряжения и собранности.

На экране появляется изображение (слайд 15) с изображением картин «Молодой заяц» А. Дюрер, «Пингвины» В.А. Ватагина, «Голова оленя» Д.Веласкеса, «Цепная собака» П.Поттера).

Животные в произведениях художников, которые мы видим на экране - очеловечены, они наделены определенными человеческими чертами и чувствами, свойственными человеку (высокомерие, суровость, значительность, сосредоточенность, тоска). Эта аналогия между чертами лица людей и мордами, животных между повадками животного и движениями, поступками человека в произведениях анималистического искусства делает образы животных еще более понятными, емкими и близкими.

В рабочих тетрадях вам предложено сделать домашнее задание.

Из предлагаемого списка надо выбрать характеристику для каждой картины, соединить стрелочками и объяснить свой выбор. И еще одно задание - посмотреть мультфильм «Варежка». Мы обсудим его на следующем уроке.

Учитель. Анималистический жанр используется не только в изобразительном искусстве, но и в литературе. Мы очень часто видим в образах животных конкретные черты человека, которые либо восхваляются, либо обличаются автором. Вспомните эти произведения и образы животных.

Демонстрируется слайд (16)с изображением сказок о лисе, медведе и зайце

Учитель. Вспомним русские сказки: лиса какая?

Учащиеся. Хитрая, изворотливая, наглая;

Учитель. Заяц какой?

Учащиеся. Трусливый, боязливый, нерасторопный, обиженный;

Учитель. Медведь какой?

Учащиеся. Строгий, но справедливый, добродушный, бесхитростный, доверчивый;

Демонстрируется слайд (17)с изображением к басням И.А. Крылова

Учитель. Басни Крылова. Ворона какая?

Учащиеся. Глупая, доверчивая, бесхитростная.

Учитель. Обезьяна какая?

Учащиеся. Хвастливая, вертлявая, болтливая, заводная.

Учитель. Медведь какой?

Учащиеся. Неуклюжий, неловкий.

Учитель . Лиса какая?

Учащиеся. Хитрющая, нагленькая, вредная.

Учитель. Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин Серов. Тут и доверчивая ворона с сыром, и хитрая лиса, и нескладный квартет, в котором играют «Проказница - Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка». Художник придал героям животным черты, свойственные людям.

Большой советский мастер Василий Алексеевич Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня. Художник писал: «Много необходимого получает и отнимает у животного человек, но он редко помнит и сознает, что животное не только кусок мяса или физическая сила, что в его руках живое существо, покорно переносящее насилие, глубоко чувствующее страдание и вместе с тем трепетно принимающее всякое доброе отношение к нему и отвечающее человеку чувством привязанности, глубокой преданности, чувством любви…».

6. Подведение итогов

Учитель . С каким новым жанром изобразительного искусства мы познакомились?

Учащиеся. С анималистическим жанром. Он является самым древним. Нам известны наскальные рисунки быков и бизонов в пещерах. Десятки тысяч лет тому назад человек рисовал красоту зверя и запечатлел его на стенах своего жилища. Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать любить животный мир, природу.

Учитель . В каких жанрах искусства он встречается?

Учащиеся. В живописи, стихах, баснях, рассказах, народных пословицах и поговорках

7. Рефлексия

На столе лежат смайлики. Выберите тот, который соответствует вашему настроению, расположите его на наше волшебное дерево.

8. Оценки за урок

До свидания!

Литература:

  1. Винокуров Е.100 стихотворений об искусстве Мозырь Издательский Дом «Белый Ветер»2002 С. 12
  2. Глебова Г.В.«Отечественная и мировая культура» Минск «Зорны верасень» 2005 г С.7-11
  3. Хурсан А.И., Гайдуль В.Е. «Свет сквозь столетия» Мн. 1998 «Асобны Дах» С. 13-15
  4. Энциклопедия для детей. Т. 7.Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство Издание 2-е, исправленное Издательский дом «Аванта +» С. 10-17
  5. Энциклопедия ВикипедиЯ https://ru.wikipedia.org/wiki/Брейгель,_Ян_(Младший)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71697 выдано 30.11.2017 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Категория 0+.

Портал Всероссийского социального проекта "Страна талантов". Учредитель: АНО ДО "Страна талантов". Главный редактор: Черняев Е.В.

План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс

Учитель: Мишенина Наталья Александровна

Тема урока: «Декоративная стилизация животного мира»

Цель урока :

Формирование у учащихся представления о многообразии и образной выразительности животного мира в природе и искусстве.

Задачи урока для преподавателя:

Образовательные:

Познакомить учащихся с разнообразием форм животного мира.

Сформировать понятия об образности животного мира через понятие в изобразительном искусстве «стилизация » «типизация»

Выявить особенности форм животного мира и представить их в своём понимании стилизации животного с использованием графического материала.

Воспитательные:

Пробудить интерес учащихся к разнообразию животного мира.

Раскрыть понятия «Образ животного» в изобразительном искусстве. Привить трудолюбие в исполнении практической работы.

Развивающие: Развить наблюдательность учащихся в процессе работы на уроке с изучением и рассматриванием различных форм и видов животного мира.

Научить проводить анализ форм животного мира, через типизацию и особенности строения.

Задачи урока для учащихся:

Образовательные:

Понять особенности (формы, закономерности) животного мира в природе и искусстве.

Уметь определять признаки особенностей животного.

Выработать навык представления орнаментального мотива и образа животного объединённого одним понятием «стилизация».

Воспитательные:

Соотнести образы животных в различных видах изобразительного искусства.

Бережно относится к окружающему миру.

Развивающие:

Развить наблюдательность в процессе изучения форм животного мира.

Научиться выделять и обобщать формы животных при помощи орнаментальных мотивов.

Зрительный ряд:

презентация по теме «Декоративная стилизация животного мира»

Изображение стилизованных животных в работах учащихся.

Наглядные формы животных, как контурные изображения.(индивидуальный раздаточный материал).

Материалы:

Карандаш простой, цвет. карандаши

Гелиевая ручка (черная)

Альбом

Оборудование:

аудиозаписи, компьютер, проектор, презентация по теме

План урока:

Организационная часть

Беседа о разнообразии животного мира его форм. Использование орнаментальных мотивов в искусстве стилизации животного мира.

Объяснение последовательности практической работы.

Постановка задачи по стилизации одного из представителей фауны.

Практическая работа.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Ход урока:

Последовательность проведения занятия

время

Наглядное и звуковое оформление

Этап урока

Преподаватель проверяет готовность к уроку учащихся.

Орг. момент

Учащиеся определяют жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр)определяя что объединяет в данном слайде все эти жанры. (использование узоров, орнаментов, декоративность изображений.

2 слайд

Этап мотивации и актуализации знаний

Художник творчески переосмысливает реально существующие объекты природы и окружающего мира, что является основным творческим методом и выразительным средством декоративно-прикладного искусства. Основной задачей художника в данном процессе является создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность.

Через метод формообразования создается новый орнамент художник синтезирует , изменяет, декорирует

3слайд

Открытие обучающимися новых знаний

Преподаватель «подводит» учащихся к понятию « стилизация». Термин вывешивается на доске. Учащиеся дают определения данному термину, выбирая наиболее полную характеристику понятия, формулируя тему урока, определяя задачи урока.

4слайд

«Открытие»

обучающимися нового знания

Целеполагание

Преподаватель уточняет тему урока-«Стилизация животного мира»

5 слайд

Преподаватель повторяет понятие стилизация (используя примеры на слайде в качестве образца) систематизируя знания учащихся

6 слайд

Первичное закрепление

Объяснение технических приёмов в изображении стилизованных образов животных (линия, пятно)

7слайд

Изучение нового материала

Демонстрация иллюстраций работ мастеров. Преподаватель обращает внимание на выразительность силуэта, особенности линий, графики в передаче образа животного.

8слайд

9слайд

10слайд

Изучение нового материала

Творческое задание по выявлению типичных признаков группы животных

11 слайд

Творческая, практическая деятельность

Учащиеся определяют алгоритм работы, свои дальнейшие действия по стилизации форм

12 слайд

Самостоятельная работа учащихся над образной выразительностью объектов животного мира. При необходимости индивидуальная работа преподавателя с учащимися.

13 слайд

14 слайд

Творческая, практическая работа

Анализ выполненных работ учащихся. Коллективная оценка и определение лучших работ.

15 слайд

Рефлексия

12.

Домашнее задание

16 слайд

17 слайд

13.

Подведение итогов урока: «хочется отметить, что, владение приемами стилизации позволяет личности (художнику) более творчески решать задачи, которые ставит перед ним жизнь и профессиональная деятельность».

18 слайд

Рефлексия

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ »

Жогальская С.Г.,

учитель начальных классов высшей кв.к

Название проектной задачи

Образы животных в народном творчестве

Предмет

Окружающий мир

Класс

Тип задачи

Межпредметная (окружающий мир, изо, одновозрастная.рефлексивная

Цели, педагогические задачи

1Формировать умение понимать и использовать знаков символов животных в оформлении предметов прикладного искусства, любить искусство своего народа.

2. Составление рассказа об одном из видов народного промысла, создание своего узора на предмете быта древних славян.

3. Планирование работы, распределение обязанностей внутри группы.

УУД

- Личностные:

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
  • Проявлять интерес к изучению темы.
  • Осознать символическое значение изображений окружающего мира, представленных в произведениях народного творчества.
  • Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
  • Работать над осознанием ответственности за общее дело.
  • формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;
  • выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
  • формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
  • договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; аргументировать свое предложение
  • убеждать, понимать позицию других людей, уступать им.

Познавательные УУД:

  • устанавливать знаково-символическую систему между словами и рисунками;
  • осуществлять поиск необходимой учебной информации;
  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умение сравнивать данные, находить отличия
  • способствовать развитию учащихся первоначальных навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий.

Предметные:

  • знать, каким образом наши далёкие предки выражали идею единства человека с миром природы в своём творчестве; находить образы единого мира-дома в изобразительно-прикладных произведениях народного творчества; знать способы отражения древней мечты человечества о единстве мира в разных видах народного творчества.

Планируемый педагогический результат

Способность применять ранее изученные знания в нестандартных условиях. Умение осуществлять учебное сотрудничество, создать и представить творческий продукт

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценка действий обучающихся в ходе решения проектной задачи при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа.

Получившийся продукт оценивается группой обучающихся через оценочный лист с заданными критериями или учителем

Оценка умения контролировать и оценивать свою деятельность осуществляется через лист самооценки

Замысел проектной задачи

Третьеклассникам, объединённым в группы, необходимо организовать работу по выполнению заданий так, чтобы представить конечный продукт.

Цель, которую должны достигнуть дети

Создать модели предметов быта древних славян, используя в оформлении новые знаки - символы животных.

Средства обучения

Презентация, проектор, задания для групп, карточки

(шаблоны предметов декоративно-прикладного искусства, вырезки с информацией о народных промыслах, образцы с изображениями предметов народного творчества, карандаши, фломастеры, листы с изображениями знаков - символов древних славян, оценочные листы.) Окружающий мир.3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 –х частях/ А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая - М.: Просвещение, 2016– (Образовательная система «Перспектива»)

Окружающий мир.3 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2016

Основные понятия

декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, символы животных(конь, птица)

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Давайте улыбнёмся, возьмёмся за руки и поделимся своим теплом, мысленно пожелаем друг другу добра и дружеской работы на уроке

2.Мотивация

Вот мы с вами образовали цепочку. Как думаете, что будет, если один из вас опустит руки?

Ребята, а наша цепочка похожа на связи в природе? Каким образом?

А человек и природа связаны друг с другом?

- Как человек с древности, даже не обладая научными знаниями об окружающем мире, показывал свою связь с миром природы?(с помощью рисунков)

На прошлых уроках мы познакомились с какими символами в изображении предметов быта?(растения, земля, древо жизни)

3.Постановка проблемы

Посмотрите на изображения предметов и скажите, какие новые символы вы видите?(птицы, звери…)

4.Формулирование темы урока.

Какие виды народного творчества вам знакомы?

(составление кластера «Народное творчество»)

Поэзия, музыка, декоративно-прикладное искусство, театр, танец, архитектура, изо

Как вы думаете на нашем уроке мы какое творчество сможем показать?(декоративно-прикладное)

Как вы думаете, чему сегодня посвятим урок, чему новому мы будем учиться?

Откройте уч стр 90 Прочитайте и скажите, где встречаются образы животных у древних людей (ответы по учебнику)

5 Цель нашего урока:

Создать изделия декоративно-прикладного творчества древних славян.А эпиграфом будут слова


Руки искусные народа русского ”.

В древние времена первобытные люди стали приручать диких животных, с тех пор животные рядом с людьми. Они не только кормили и одевали людей, но и ещё помогали им в хозяйстве.

Домашние животные - это незаменимые помощники в хозяйстве. Дикие животные- это воплощение силы, выносливости и красоты. Поэтому с давних пор люди стали изображать образы животных в искусстве, в произведениях народного творчества.

Каких животных изображали чаще всего на произведениях искусства?

конь, лев, собака, птицы, олень, медведь

Ребята, какие народные сказки вы знаете о животных? (ответы детей)

Животные в сказках наделены чертами характера людей.

Соедините слова в столбиках линиями в парах.

Хитрый как…

Трусливый, как…

Мудрый, как…

Злой, как…

Неуклюжий, как…

(Волк, медведь, лиса, заяц, сова)

Показ презентации.

Изображения животных птиц знаками…

Что такое народные промыслы?

Откуда пошло это название “промыслы”?

Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве.

Какие виды народных промыслов знаете?..

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.

В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

Отгадайте, что это за промысел?



6Сейчас постарайтесь представить то время,когда наши предки старались украсить свой быт красивыми изделиями. Сегодня мы будем работать в группах, у каждой группы будет своя задача.

7.Планирование

Соберите, пожалуйста, алгоритм вашей работы в группе на дощечках:

1.Составить рассказ по алгоритму

Населённый пункт

Где находится

Вид ремесла

Отличительные особенности

2.Защитить

3.Найти информацию о промысле

4.Распределить обязанности

5.Выбрать шаблон

6.Изучить символы, придумать рисунок

7.Расписать изделие

8.Оценить работу в группе.

(4 3 1 5 6 7 2 8)

Командиры выбирают конверт с заданием(карточка с алгоритмом работы, шаблоны для оформления, карточки со справочной информацией, образцы знаков – символов, карточки с образцами вида народного промысла)

Темы: гжель, хохлома, дымковская игрушка, городецкая роспись, филимоновская игрушка, предметы домашней утвари(полотенца, посуда), одежда(рубашка, сарафан,)

8.Самостоятельная работа 10мин У каждой группы задания.

Тихо звучит песня «Русские умельцы»

9.Выступление по 2мин

10 Оценивание в группе по 3-бальной шкале.

Таблица

Группа №______

Фамилии участников группы

Критерии оценки

  • Участвовал во всех заданиях группы.
  • Брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу.
  • Внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.
  • Подавал группе конструктивные идеи, высказывал предположения по поставленным задачам.
  • Выполнял не только свою часть работы, но и помогал другим.
  • Завершил свои исследования (свою часть работы) вовремя.
  • Общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними.
  • Смог первым сделать выводы по поставленной проблеме или заданию.
  • Выступал с результатом работы группы.
  • Дополнял выступления других групп.
  • ИТОГО

Командир группы_________________

Самооценка

Поставь галочку на оценочной шкале

1.Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача « Образы животных в народном творчестве»

2.Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи(насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий)

4.Оцени насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

5.Хотел бы ты работать ещё раз в этой группе?(обведи)

11.Рефлексия.

Оценка и контроль.

Вернитесь к своим оценочным листам.

Глядя на получившиеся «смайлики», каков итог нашей работы? (ответы детей)

А если у команды не всё хорошо получилось сегодня, то что нужно учесть на будущее?

Думаю, тема народного творчества вас заинтересовала и вы не раз захотите сами придумывать узоры для вышивания, обжига на дощечках, росписи предметов быта. А так же расширите свои знания по теме урока. Возможно, темы «Образы животных и растений в народном творчестве» станут для вас близки и вы выступите на научно-практической конференции по данным темам.

Молодцы, ребята! Спасибо за работу!

Маршрут занятия с использованием проектной задачи

«ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ»

Этапы занятия

Виды деятельности

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

Мотивация

1.Перевод проблемы в задачу.

2. Определение замысла проектной задачи.

Составление плана действий. Постановка и формулирование проблемы.

Составление плана действий.

Организация инициативного сотрудничества.

Целеполагание

1.Реализация замысла проектной задачи.

(Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях. Умение, работая в малой группе, создать «продукт»-самостоятельное оформление изделия.)

2.Формирование навыков оформления предмета народного творчества.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Организация своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Планирование

1.Планирование работы, распределение обязанностей внутри группы.

2. Самооценка (прогностическая)

Планирование результатов деятельности.

Планирование работы, распределение обязанностей внутри группы.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Деятельность

Учитель: 1. Создаёт у учеников мотивацию на деятельность.

2.Организует поиск оптимального способа достижения поставленных целей и задач.

3. Оказывает консультативную помощь (по запросу участников групп) в создании «продукта».

4. Наблюдает, контролирует.

5. Заполняет оценочный лист.

Учащиеся:

1.Осуществляют уточнение целей и задач, объединяются в группы.

2.Получают задания, распределяют роли в группах, работают над решением поставленной задачи.

3.Представляют продукт деятельности, рефлексия.

Поиск и выделение необходимой информации, в том числе, решение рабочих задач с использованием источников информации.

Составление последовательности работы.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Оценка и контроль

Оценочные листы.

Презентация результатов работы группы.

Оценка результатов. (Самооценка и взаимооценка)

Сотрудничество в представлении «продукта».

Приложение

«Народные промыслы и ремесла России»

Населенный пункт

Где находится

Вид ремесла

Время основания

с. Гжель

Московская область

Гончарное дело.

Художественная керамика. Посуда.

XIV в.

г. Городец

Нижегородская область

Резьба и роспись по дереву. Игрушки.

XIV в.

с. Хохлома

Нижегородская область

Роспись по дереву.

Лаковая живопись.

XVII в.

с. Жостово

Московская область

Роспись по металлу.

Подносы.

XVIII в.

с. Дымково

Кировская область

Расписные глиняные

Игрушки.

XIX в.

с. Филимоново

Тульская область

Расписные глиняные игрушки.

Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма часто имеют символическое значение.

Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты, полные глубокого смысла для тех, кто любовно и трепетно запечатлевал в них свои надежды и чаянья, свое понимание устроения мира и его красоты.

Давайте представим, что нам в руки попала большая редкость – сделанная на Руси нашими предками чаша-календарь .

Рассмотрим её внимательно.

Какая же тайна скрывается в рисунках на чаше? Можем ли мы что-нибудь разузнать о ней? Оказывается, люди верили в то, что если желание «изобразить», то оно обязательно сбудется. Какое же самое большое желание было у людей? Жить.

Человек спрашивал себя: почему разливаются реки, кто посылает с небес огненные молнии, кто заставляет лить дождь? И все его главные вопросы были связаны с небом, солнцем, землей и водой . Человек понимал, что именно от них зависит его жизнь, поэтому, восхищаясь силой и могуществом неба, солнца, земли и воды, он всегда обращался к ним с поклоном за помощью.

Жизнь природы меняется: зимой все спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает. И все это зависит от великого и могущественного светила – Солнца. Всякий человек, большой или маленький, умеющий чувствовать красоту природы, радуется, видя, как «великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит», как искрятся капли на травах, как появляется радуга после дождя. Наверное, от этой радости у детей в каждом рисунке – Солнце. За все то многое, что может дать Солнце человеку, его и считали самой-самой главной силой и устраивали в честь него праздники, входили хороводы и пели: «Даруй, Бог света, теплое лето. Красное солнце наше! Нет тебя в мире краше. Краснопогодное, лето хлебородное».

Чтобы Солнце светило, надо изобразить это желание. Где же знаки солнца в орнаменте? Конечно, прежде всего это кружок. Кружок, разделенный крестом на четыре части, - это тоже знак Солнца. Почему? Верно, в году четыре времени года. Солнце изображали и в виде квадрата с косым крестом, которым в календаре отмечали праздники Солнца. Зарисуйте в строку знаки Солнца.

В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошел дождь, надо изобразить его.

Посмотрите, эта чаша для моления о воде. Такие чаши всегда делали большими и широкими. Их называли чарами. Чародей наливал в такую чашу воду и произносил над ней заклинание, то есть просьбу, чтобы прошел дождь.

О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели на Руси был посвящен богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному, грозному богу, только дождик редко шел именно в четверг. Значит, желание это почти никогда не сбывалось в этот день. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг». Ребятишки тоже помогали просить дождик. Они выбегали на улицу с нарядными расписными глиняными игрушками – свистульками – и свистели в них, звали дождевые облака (показать свистульки).

Зарисуйте в строку знаки дождя и знаки воды в виде извилистых линий. Эту строку расположите под знаками Солнца.

С водой связаны и образы русалок. Каждый знает, что их изображают в виде девушек с рыбьими хвостами. Но не каждый знает, что давным-давно их рисовали в виде птиц с девичьими лицами. В одной красивой легенде, дошедшей до нашего времени, рассказывается о том, что русалки рождаются на земле от росы на траве и потом улетают далеко-далеко на край света. У них длинные косы, красивые лица и огромные сильные крылья. Русалки возвращаются туда, где родились. А случается это всего один раз в году весной, для того чтобы оросить хлебные поля дождем. Они выливают на них росу, и хлеб начинает колоситься. И все верили, что от русалок зависит плодородие земли (показать русалку-птицу).

В распаханную землю сеятели бросали семена. Как вы думаете, в виде чего их изображали? Верно, в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента (показать).

Семена смочила вода, и они проросли. Небо подарило людям воду, и на прогретой солнцем земле появились всходы – значит, будет урожай. Найдите в орнаменте чаши знаки ростков и зарисуйте их в строке под знаками семян.

Сегодня мы с вами приоткрыли тайну рисунков на чашах и увидели, что в украшение предметов человек вкладывал не только свое понимание красоты, но и определенный смысл в изображаемый им мир, свое желание жить в согласии с природой свободней и уверенней. Знаки солнца, воды, семян, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки.

Богата земля российская разнообразными народными промыслами.

И сейчас мы с вами совершим экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества.

Сегодня я хочу воспеть и восславить
“Сердце доброе, щедрость да разум,
Руки искусные народа русского”.

Сейчас мы приглашаем вас в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом – гжельским фарфором, о котором еще Ломоносов М.В. сказал: “Едва ли есть земля на свете самая чистая, как наша гжельская, которой нигде не видел я белизноюпревосходнее”.

Гжель.

Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.

Вы, наверное, видели необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов. Секреты красоты таятся в самой природе. К юго-востоку от Москвы разместились около трех десятков деревень и сел, одно из них село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу – изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел.

При изготовлении предметов принимают участие люди 40 профессий. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывают в них частичку своего сердца, доброту души.

Что же делают в Гжели? Чашки, кувшины, сервизы, кружки, вазы, фигурки людей и животных. Посмотрите как красиво это бело – синее фарфоровое чудо. Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”.

И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается в них, становясь почти теплым.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый
И в каждом отражается сторонушка родимая.

В современных образцах гжели разливается синь-синева. Словно небеса, синяя гладь рек и озер нашей родины сошла на белизну этой посуды.

А вот в гости пожаловала дымковская игрушка!

Дымковская игрушка.

О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.
В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинные и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.

Еще одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь это игрушечных дел мастера. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради - они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции.

Дымковские игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях и птицы расписные и барышни нарядные. Форма игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается плавностью. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры творческие они отражают не только сказочных представителей, но и саму жизнь народа.

Керамическая игрушка – традиционное искусство народных промыслов.

До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.).

Жостово.

А сейчас мы отправимся в подмосковное село Жостово, где изготавливают расписные металлические подносы. Начало этому своеобразному искусству было положено в конце 18 века. Роспись производится по черному фону, применяют и красный и синий и другие цвета. Яркие букеты, композиции из роз, пионов, тюльпанов поражают своей красотой, рождают чувство уважения к мастерам.

А завершит нашу экскурсию народных промыслов изумительные по красоте и оригинальности художественные предметы миниатюрной лаковой живописи.

Палехская, городецкая, хохломская роспись - лаковая миниатюра отражает жизнь народа, русские былины, природу.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.

В своих работах мастера создают красоту своего края. В конце 19 века была распространена иконопись. На ее основе возникла чернолаковая миниатюра - это лаковые шкатулки, мебель, предметы посуды.

Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди служишь Отчизне!

Веками складывались и отшлифовывались формы прикладного искусства.

Мы живем на Северном Кавказе, который славится своими мастерами. Умельцы шьют одежду, обувь, головные уборы, украшая их орнаментом, бисером, вышивкой. Изготавливают изделия из меха, шкур, создают сувениры. У нас в школе тоже есть свои мастера – умельцы, на занятиях кружков можно найти себе дело по душе – бисероплетение, вышивка, резьба по дереву, выжигание, корнепластика и другие виды..

Народы России славятся своими мастерами талантливыми и трудолюбивыми.

На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова (Печерского) старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.

Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности.

Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды.