Модест Петрович Мусоргский - выдающийся композитор Российской империи, гениальнейший автор и член знаменитой организации "Могучая кучка". Он оказал влияние на развитие не только отечественной, но и зарубежной музыки, причем не только классической. Его творческое наследие - оперы, циклы фортепианной и вокальной музыки, оркестровые пьесы, хоровая музыка, романсы и песни.
Биография: начало
Модест Петрович Мусоргский родился 21 марта 1839 года в Карево - селе в Псковской губернии Российской империи.
До 10 лет он со своим братом был на домашнем обучении и только в 1849 году, перебравшись в Петербург, поступили в «Петришуле» - первую школу культурной столицы, основанную в 1709 году.
Юношество и зрелость
Юноша не заканчивает учебу и поступает в Школу гвардейских прапорщиков, учась в которой он глубоко проникся церковной музыкой (протестантской, греческой, католической). Учеба в школе оставит большой отпечаток на творчестве Мусоргского.
В 1856 году, после окончания школы, он отправляется на службу в Преображенский полк, где знакомится со знаменитым русским композитором Александром Сергеевичем Даргомыжским. Затем он меняет место работы на министерство имуществ государства.
Спустя три года жизнь знакомит Модеста с - главой "Могучей кучки". Под его бдительным контролем Мусоргский посвящает свое свободное время занятиям музыкой: изучает гармонию, читает партитуры, проводит анализы сочинений и развивает навыки критика.
От природы ему повезло, он обладал красивым голосом (баритоном) и любил выступать на музыкальных вечерах. Благодаря Антону Августовичу Герке (российский педагог), смог в достаточной степени освоить игру на фортепиано.
Под конец жизни он тяжело переживал распад "Могучей кучки". Мусоргский не мог спокойно переносить непонимание и критику сочинений его близкими друзьями (членами музыкального собрания) и называл свое состояние "нервной лихорадкой", в дальнейшем оно привело к алкогольной зависимости. Он лишается денежного дохода, уволившись с должности младшего столоначальника, а также какой-либо финансовой поддержки близких людей.
Единственным просветлением того времени стала возможность гастролировать в качестве аккомпаниатора певице Д. М. Леоновой, так как помимо сочинений, входящих в программу, он мог исполнять и свои авторские произведения.
В 1881 году состоялся последний крупный выход в свет композитора. В Петербурге (на вечере памяти Достоевского) Модест сел за инструмент и сочинил на ходу импровизацию траурного колокольного перезвона. Экспромт, поразивший всех присутствующих, стал неким прообразом "прости" самого автора для всех усопших и живых.
13 февраля 1881 года, помещенный в Николаевский госпиталь после приступа белой горячки, Мусоргский умирает, так и не успев дописать свои последние произведения. Он был похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре.
Творческий путь
Музыкальная одаренность Модеста проявилась еще в раннем детстве. В 7 лет под наблюдением матери он мог играть не очень сложные фортепианные произведения Ференца Листа. Но в семье к музыке никто серьезно не относился, потому профессиональным музыкальным образованием его не обеспечили.
Композиторская работа началась достаточно бурно. С написанием каждого произведения для Модеста открывались новые возможности и источники вдохновения, даже если и не были оконченными.
Романсы Мусоргского
Вокальная музыка была его любимым направлением. Романсы композитор писал на протяжении всего жизненного пути, в его коллекцию входит около 70 сочинений.
Мусоргский являлся продолжателем творчества Даргомыжского, девизом которого служило высказывание "о жизни и правде".
В 50-60-х годах XIX века он пишет ряд романсов, в которых уже можно узнать его индивидуальную манеру. Как автора его интересовала не лирическая, а социальная сторона жизни.
В творчестве Мусоргского нашли отражение, оригинальное и яркое, национальные русские черты. Например, в сочинении "Трепак" мы наблюдаем замерзающего выпившего крестьянина, а песня "Колыбельная" - это, по сути, монолог матери, стоящей у кровати умирающего ребенка.
Порой источником вдохновения могло явиться любое наипростейшее событие. Вот лишь несколько его знаменитых произведений:
- "Молитва" на стихи Лермонтова;
- "Отверженная";
- "Забытый" на известный живописный сюжет художника Верещагина;
- "Калистрат" на слова Некрасова;
- "Сиротка";
- "С куклой"
Мусоргский обладал отличным чувством юмора. Например, произведение "Семинарист" наполнено обличительным смыслом, суть которого заключена в железных оковах, не дающих молодой жизни пробиться сквозь традиционные порядки общества.
Однако впоследствии произведение было под цензурным запретом.
Другие его произведения этого жанра:
- "Спесь";
- "Раек";
- "Сказка про козла".
Опера "Борис Годунов"
Сочинения, прославившие композитора на весь мир, - оперы. Вершиной его творчества стала опера "Борис Годунов". М. П. Мусоргский является автором всех либретто в ней. Основой либретто послужила драма А. С. Пушкина. Произведение стало настоящим прорывом и выходило за рамки привычной на то время оперы.
В первой редакции произведение в 1869 году было представлено в Дирекцию императорских театров, но только через 5 лет его поставили на сцене. Вторая редакция относится к 1872 году.
"Борис Годунов" - опера, впервые изобразившая русский народ как великую масштабную силу, а ранее он служил лишь фоном для главного героя. В произведении автор демонстрирует обреченное бытие простых людей и неизбежность массовых революций.
Опера "Хованщина"
Еще во время работы над предыдущей оперой Модест уже в голове держал наброски нового шедевра.
Особенность оперы "Хованщина" М. П. Мусоргского заключается в безликом обобщенном главном герое, лицом которого является народ.
Работа над сочинением шла тяжело и долго из-за непредвиденных обстоятельств, потому к концу жизни так и не была завершена. Автор писал либретто на основе собственного сценария.
События разворачиваются в России времен XVII века, когда произошел раскол и бунт стрельцов.
Распад "Могучей кучки", ухудшение отношений с Кюи и Римским-Корсаковым, отставка главы Балакиревского кружка нанесли сильный эмоциональный удар по Мусоргскому, но, несмотря на это, автор композитор продолжал свою работу.
Фортепианное произведение
В творчестве Мусоргского, помимо вокального жанра широко, представлена фортепианная музыка.
В 1874 году на свет рождается цикл "Картинки с выставки" Мусоргского. Толчком для написания работы явилась выставка художника Гартмана по инициативе Стасова (музыкального критика), которая произвела на Модеста большое впечатление.
Цикл состоит из 10 картин, чередующих реальность с выдуманными фантазиями и фигурами прошлого.
Интересный факт: все номера связаны между собой лейтмотивом (музыкальной темой), который ассоциируется с ощущением прогулки. Таким образом Мусоргский проводит аналогию с путешествием по галерее. Подобное сравнение является уникальным в своем роде. Каждому номеру дано индивидуальное название (на латинском и русском языках), как в живописи художественным картинам.
"Картинки с выставки" Мусоргского имеют десятки оркестровых аранжировок и фортепианных записей, а также присутствуют и в некоторых экранизациях, например студии "Союзмультфильм".
Подводя итог
Помимо перечисленных выше жанров, Модест Мусоргский внес лепту и в симфоническое творчество. "Ночь на лысой горе" - известнейший пример фантазии для оркестрового состава, сочиненный в 1867 году.
Творчество Мусоргского - гениальное богатство, повлиявшее на дальнейшее отечественное искусство. Композитор заставил переосмыслить действующие в то время каноны и оставил в подарок шедевральное музыкальное наследие.
Творчество Мусоргского является ярко национально выраженной, что отразилось в гармоничных и мелодичных особенностях его музыки, обращении к русскому фольклору и национальных сюжетов. В своих известных операх - "Борис Годунов" и "Хованщина", композитору удалось показать неизвестные ранее в истории музыки горизонте по глубине раскрытия образа простого народа.
1. Жизнь и творчество
Мусоргский - кадет Преображенского полка
Модест Петрович Мусоргский родился 9 марта 1839 года в имении своего отца, небогатого помещика, в селе Карево Торопецкого уезда (ныне Куньинского района) на Псковщине , умер 16 марта года в Петербурге), русский композитор, участник "Могучей кучки" . Детские годы провел в имении родителей, с шести лет Мусоргский начал заниматься музыкой под руководством матери. В автобиографии Мусоргский писал:
Модест (справа) и его брат Филарет (слева) в 1858
2. Список произведений
2.1. Оперы
- "Саламбо" (по роману Г. Флобера, 1863-1866, не окончена)
- "Женитьба" ("Женитьба") (на текст комедии Н. В. Гоголя, 1-й действия, 1868; закончена и оркестровать М. М. Ипполитова-Иванова, пост. 1931, радиотеатр, Москва)
- "Сорочинская ярмарка" (по повести Гоголя, 1874-80, окончена Ц. А. Кюи, 1916, пост. 1917, Театр муз. Драмы, Петроград; в ред. В. Я. Шебалина, 1931, Малый оперный т-р, Ленинград; в ред. П. А. Ламма и Шебалина, 1932, Муз. т-р им. В. И. Немировича-Данченко, Москва, также 1952, Филиал Большого театра, Москва)
2.2. Произведения для оркестра
- скерцо си-бемоль мажор (1858)
- Alla marcia notturna (1861)
- Симфония ре-мажор мажор: Andante, Scherzo, and Finale (1861-1862)
- "Иванова ночь на Лысой горе" (1867)
- Симфоническое интермеццо в классическом духе (1867)
- "Торжественный марш: Взятие Карса? (1880)
2.3. Произведения для фортепиано
2.4. Произведения для хора
- Оригинальная версия (1867)
- Revised version (1874)
- "Иисус Навин" (Alto / Bass / Chorus / фортепиано) (1874-77)
- 3 вокализы (Женский хор на 3 партии) (1880)
- 5 российских народных песен (Мужской хор, 4 партии) (1880)
2.5. Романсы
|
|
Модест Петрович Мусоргский
Одним из особых членов «Могучей кучки» был Модест Петрович Мусоргский . Идейный воплотитель размышлений , он стал самым ярким композитором из всей компании. И, в общем-то, обоснованно.
Его отец происходил из старинного дворянского рода Мусоргских, и до десяти лет Модест со своим старшим братом Филаретом получал очень достойное образование. У Мусоргских была своя история. Они в свою очередь происходили из князей Смоленских, рода Монастыревых. Вот как раз один из Монастыревых, Роман Васильевич Монастырев, носил прозвище Мусорга. Вот он-то и стал родоначальником Мусоргских. В свою очередь, дворянская фамилия Сапоговых также является ответвлением Мусоргских.
Но это было давно. А сам Модест родился в имении не такого уж и богатого помещика. Произошло это 21-го марта 1839-го года, на Псковщине.
Итак, вернемся к его биографии. Начиная с шести лет, его мама взяла на себя руководство музыкальным образованием сына. А потом, в 1849-м году, он поступил в Петропавловскую школу, что располагается в Санкт-Петербурге. Спустя три года он перешел в Школу гвардейских прапорщиков. В то время Модест совмещал учебу в Школе с обучением у пианиста Герке. Примерно тогда же было опубликовано первое произведение Мусоргского. Это была полька для фортепиано под названием «Подпрапорщик».
Примерно в годы своей учебы, то есть 1856-57-м гг. он познакомился со Стасовым и со всеми вытекающими последствиями и для русской классической музыки в том числе. Именно под руководством Балакирева Мусоргский приступает к серьезным занятиям по композиции. Тогда же он решил посвятить себя музыке.
По этой причине в 1858-м году он ушел с военной службы. В то время Мусоргский написал немало романсов, а также инструментальных произведений, в которых уже тогда стал проявляться его индивидуализм. Например, его неоконченная опера «Саламбо», написанная под вдохновением от одноименного романа Флобера, изобиловала драматизмом народно-массовых сцен.
Для описываемого времени это был блестяще образованный молодой офицер. У него был красивый баритон, и он прекрасно играл на пианино.
Модест Петрович Мусоргский – композитор из “Могучей кучки”Правда, в середине шестидесятых годов он стал больше художником-реалистом. Кроме того, некоторые его произведения стали особенно близки духу революционеров тех времен. А в таких его произведениях, как «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки», «Спи, усни, крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» он стал особенно ярко проявлять себя как талантливый бытописатель. А чего только стоит его, поставленная по мотивам народных сказок, «Ночь на Лысой горе»?!
Не чуждался Мусоргский и экспериментальных жанров. Например, в 1868-м году он закончил работу над оперой, написанной на произведение Гоголя «Женитьба». Там он старательно претворял в музыку живую разговорную интонацию.
В эти годы Модест Петрович словно развивался. Дело в том, что одним из его величайших произведений стала опера «Борис Годунов». Эту оперу он написал по мотивам произведений Пушкина, и после некоторой переработки она была представлена в Мариинском театре Петербурга. Какие же изменения были внесены? Ее попросту сократили, причем весьма существенно.
Тогда композитор работал и над впечатляющей «народной музыкальной драмой», в которой рассказывал о стрелецких бунтах конца семнадцатого века. Его вдохновители остались все те же. Например, идею «Хованщины» подсказал ему Стасов.
В то же время он пишет циклы «Без солнца», «Песни и пляски смерти» и прочие произведения, по которым становится ясно: композитору нынче не до шуток. И действительно, последние годы жизни Мусоргский сильно мучился от депрессии. Впрочем, у этой депрессии были свои, вполне реальные причины: его творчество так и осталось непризнанным, в быту и материальном отношении он не переставал испытывать затруднения. И, кроме того, он был одинок. В конце концов, он умер бедняком в Николаевском солдатском госпитале, а его незаконченные работы завершали за него другие композиторы из « », как, например, .
Как же так случилось, что он писал столь медленно, непродуктивно, да вообще, что, черт возьми, сломало ему жизнь?!
Ответ прост: алкоголь. Им он лечил свое нервное напряжение, в итоге скатился до алкоголизма, а признание все как-то не приходило. Он слишком много думал, сочинял, а потом все стирал и записывал готовую музыку с чистого листа. Он не любил всяческие наброски, эскизы и черновики. Поэтому и работал так медленно.
Когда он уволился из лесного ведомства, то ему оставалось лишь уповать на финансовую помощь друзей, да на собственный кой-какой, весьма случайный, заработок. И он пил. Да и в госпиталь-то попал после приступа белой горячки.
А время лечит все раны. Сейчас над могилой одного из величайших русских композиторов возвышается автобусная остановка. А то, что нам известно как место его захоронеия – на самом деле лишь перенесенный памятник. Жил один и умер в одиночестве. Вот удел подлинного таланта в нашей стране.
Знаменитые произведения:
- Опера «Борис Годунов» (1869, 2-я редакция 1874)
- Опера «Хованщина» (1872-1880, не окончена; редакции: Н. А. Римского-Корсакова, 1883; Д. Д. Шостаковича, 1958)
- Опера «Женитьба» (1868, не окончена; редакции: М. М. Ипполитова-Иванова, 1931; Г. Н. Рождественского, 1985)
- Опера «Сорочинская ярмарка» (1874-1880, не окончена; редакции: Ц. А. Кюи, 1917; В. Я. Шебалина, 1931)
- Опера «Саламбо» (не окончена; редакция Золтана Пешко, 1979)
- «Картинки с выставки», цикл пьес для фортепиано (1874); оркестровки различных композиторов, в том числе Мориса Равеля, Сергея Горчакова (1955), Лоренса Леонарда, Кита Эмерсона и пр.
- «Песни и пляски смерти», вокальный цикл (1877); оркестровки: Э. В. Денисова, Н. С. Корндорфа
- «Ночь на Лысой горе» (1867), симфоническая картина
- «Детская», вокальный цикл (1872)
- «Без солнца», вокальный цикл (1874)
- Романсы и песни, в том числе «Где ты, звёздочка?», «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки», «Сиротка», «Семинарист», «Светик Савишна», Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха («Блоха»), «Раёк»
- Интермеццо (первоначально для фортепиано, позднее оркестровано автором под названием «Intermezzo in modo classico»).
Едва ли кто-то из русских классиков сравним с М.П.Мусоргским, гениальным композитором-самоучкой, в оригинальности, дерзновенности и самобытности путей воплощения идей, во многом предвосхитивших музыкальное искусство ХХ века.
Даже среди единомышленников он выделялся смелостью, устремленностью и последовательностью в отстаивании идеалов
Вокальное творчество Мусоргского
Вокальная музыка занимает определяющее место в творческом наследии композитора. В сборнике «Юные годы» (50-60-е гг.) он продолжает развивать линию А.Даргомыжского с тенденцией к усилению. Сборник ознаменовал наступление творческой зрелости композитора и определил круг образов и настроений (за исключением сатирических, которые появятся позднее); большая роль принадлежит образам крестьянской жизни, воплощению характеров персонажей-представителей народа. Неслучайно кульминацией сборника считаются романсы на слова Н.Некрасова(«Калистрат», «Колыбельная Еремушке»).
М.П.Мусоргский
К концу 60-х гг. произведения композитора наполняются сатирическими образами (целая галерея сатир воплощена в «Райке»). На грани зрелого и позднего периодов появляется цикл «Детская» на собственный текст, представляющий собой ряд психологических зарисовок (мир глазами ребенка).
Позднее творчество Мусоргского отмечено циклами «Песни и пляски Смерти», «Без солнца», балладой «Забытый».
Вокальные произведения Модеста Петровича в целом охватывают следующий круг настроений:
- лирика , присутствующая в самых ранних сочинениях и окрашивающаяся впоследствии во все более трагические тона. Лирико-трагической кульминацией этой линии выступает вокальный цикл «Без солнца» (1874);
- линия «народных картинок», зарисовок, сценок крестьянской жизни («Калистрат», «Колыбельная Еремушке», «Сиротка», «Цветик Савишна»), приводящая к таким вершинам, как баллада «Забытый» и «Трепак» из цикла «Песни и пляски Смерти»;
- линия социальной сатиры (романсы 60-70х гг.: «Семинарист», «Классик», «Козел» («Светская сказочка»), кульминация – «Раек»).
Отдельную группу произведений, не относящихся ни к одной из вышеперечисленных, составляют вокальный цикл «Детская» (1872) и «Песни и пляски Смерти» (кроме «Трепака»).
Развиваясь от лирики через бытовое начало, сатирические или социальные зарисовки, вокальная музыка композиторп Мусоргского все более наполняется трагическими настроениями, которые становятся едва ли не определяющими в позднем творчестве, со всей полнотой воплотившись в балладе «Забытый» и «Песнях и плясках Смерти». Иногда более, иногда менее отчетливо, но трагическая тема звучала и ранее – уже в «Калистрате» и «Колыбельной Еремушке» ощутим остродраматический надрыв.
Он переосмысливает семантическую суть колыбельной, сохраняя лишь внешние признаки жанра. Так, и «Калистрат», и «Колыбельная Еремушке»
(которую Писарев назвал «мерзкой колыбельной»)
— не просто убаюкивание; это – мечта о счастье для ребенка. Однако остро звучащая тема несопоставимости реальности и мечты превращает колыбельную в плач (кульминацию этой темы представит цикл «Песни и пляски Смерти»).
Своеобразное продолжение трагической темы наблюдается
- в « Сиротке» (крошечный ребенок, просящий милостыню),
- « Светик Савишна» (горе и боль отвергнутого купчихой юродивого, – образ, наиболее полно воплотившийся в Юродивом из оперы «Борис Годунов»).
Одной из трагических вершин музыки Мусоргского выступает баллада «Забытый» — произведение, объединившее таланты Верещагина (в написанной им антивоенной серии, увенчанной «Апофеозом войны», есть картина «Забытый», что легла в основу идеи баллады), Голенищева-Кутузова (текст). Композитор вводит в музыку также образ семьи солдата, используя прием контрастного сопоставления образов: наивысшая степень трагизма достигается сопоставлением на фоне колыбельной обещаний матери, баюкающей сына и говорящей о скором возвращении отца, и финальной фразы:
«А тот забыт – один лежит».
Вокальный цикл «Песни и пляски Смерти» (1875) — кульминация вокального творчества Мусоргского.
Исторически в музыкальном искусстве образ смерти , подстерегающей и отбирающей жизнь зачастую в самые неожиданные моменты, выражался в двух основных ипостасях:
- мертвой статикой, застылостью (в эпоху Средневековья таким символом стала секвенция Dies irae);
- изображение смерти в Dance macabre (пляски смерти) – традиция, идущая от испанских сарабанд, где похороны проходили в движении, торжественном траурном танце; находит отражение в творчестве Берлиоза, Листа, Сен-Санса, т.д.
Новаторство Мусоргского в связи с воплощением данной тематики заключается в том, что Смерть теперь не только «пляшет», но и поет.
Масштабный вокальный цикл состоит из 4-х романсов, в каждом из которых смерть подстерегает жертву:
- 1 ч. «Колыбельная». Смерть поет колыбельную над кроваткой ребенка;
- 2 ч. «Серенада». Принимая облик странствующего рыцаря, Смерть поет серенаду под окном умирающей девушки;
- 3 ч. «Трепак». Крестьянин замерзает во вьюжной, морозной степи, а Смерть поет ему свою песню, обещая свет, радости и богатство;
- 4 ч. «Полководец». Грандиозный финал, где Смерть появляется на поле битвы как полководец, обращаясь к павшим.
Идейная суть цикла – протест и борьба против всесилия смерти с целью изобличить ее ложь, что подчеркнуто «фальшивостью», неискренностью в использовании каждого из бытовых жанров, что лежат в основе его частей.
Музыкальный язык М.П.Мусоргского
Речитативную интонационную основу и мастерски разработанную фортепианную партию вокальные произведения композитора реализуют посредством форм, зачастую отмеченных признаками индивидуального авторского стиля.
Оперное творчество
Так же, как и вокальная музыка, оперный жанр у Мусоргского ярко раскрывает самобытность и композиторскую силу таланта так же, как и его передовые взгляды, идейные и эстетические устремления.
Завершенными в творческом наследии являются 3 оперы
«Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка»;
нереализованными остались
«Саламбо» (исторический сюжет),
«Женитьба» (есть 1 действие),
ряд замыслов, вообще неосуществленных.
Объединяющим моментом для опер (кроме «Женитьбы») является наличие народных образов в качестве основополагающих, причем они используются:
- в общем плане как коллективный образ народа, народ как единый герой;
- индивидуализированное представление отдельных героев-представителей народа.
Важным для композитора было обращение к народным сюжетам. Если в замысле «Саламбо» лежала история столкновения Карфагена с Римом, то в других операх его волнует не древняя история, но – Русь в моменты наивысших потрясений, в наиболее смутное время своей истории («Борис Годунов», «Хованщина»).
Фортепианное творчество Мусоргского
Фортепианное творчество у этого композитора представлено единственным циклом «Картинки с выставки» (1874), вошедшим, тем не менее, в историю музыки как яркое, выдающееся произведение русского пианизма. В основе замысла – произведения В.Гартмана, его же памяти посвящен цикл, состоящий из 10 пьес (« Гном», «Старый замок», «Тюильрийский парк», «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов», «Два еврея», «Лиможский рынок», «Катакомбы», «Баба-Яга», «Золотые ворота» или «Богатырские ворота»), периодически чередующихся с особого значения темой – «Прогулкой». С одной стороны, она изображает самого композитора, прогуливающегося по галерее работ Гартмана; с другой, олицетворяет русское национальное начало.
Жанровое своеобразие цикла, с одной стороны, отсылает к типичной программной сюите, с другой – к рондальной форме, где «Прогулка» выступает рефреном. А с учетом того, что тема «Прогулки» ни разу не повторяется в точности, проявляются черты вариационности.
Кроме того, « Картинки с выставки» вбирают выразительные возможности фортепиано:
- колористические, благодаря чему достигается «оркестральность» звучания;
- виртуозность;
- в музыке цикла ощутимо воздействие вокального стиля композитора (как песенности, так и речитативности и декламационности).
Все эти черты делают «Картинки с выставки» уникальным в истории музыки произведением.
Симфоническая музыка М.П.Мусоргского
Показательным произведением в области симфонического творчества является «Иванова ночь на Лысой горе» (1867) — шабаш ведьм, продолжающая традицию Берлиоза. Историческое значение произведения – в том, что это один из первых в русской музыке образцов злой фантастики.
Оркестровка
Новаторство М.П.Мусоргского как композитора в подходе к оркестровой партии не было понято сразу: открытие новых горизонтов воспринималось рядом современников как беспомощность.
Главным принципом для него являлось достижение максимальной экспрессии в выражении при минимальном использовании оркестровых средств, т.е. его оркестровка приобретает природу вокала.
Суть новаторского подхода к использованию музыкально-выразительных средств музыкант формулировал примерно так:
«…создавать экспрессивные формы речи, а на их основе – новые музыкальные формы».
Если сравнить Мусоргского и , великих русских классиков, в чьем творчестве одним из главных является образ народа, то:
- в отличие от Глинки, для которого характерен портретный метод показа, для Модеста Петровича главное – показ народных образов в развитии, в процессе становления;
- Мусоргский, в отличие от Глинки, выделяет из народной массы индивидуальные персонажи, представляющие народ. Кроме того, каждый из них выступает носителем определенного символа (например, Пимен из «Бориса Годунова» — не просто мудрец, но – олицетворение самой истории).
Хоры
«Иисус Навин», хор для солистов, хора и ф-п;; соч.: 1866 (1-я ред.), 1877 (2-я ред.); посв.: Надежде Николаевне Римской-Корсаковой; изд.: 1883 (в ред. и инструментовке Н. А. Римского-Корсакова).
«Марш Шамиля», для тенора, баса, хора и оркестра; соч.: 1859; посв.: Александру Петровичу Арсеньеву.
«Поражение Сеннахериба» для хора с оркестром на слова Дж. Н. Г. Байрона из «Еврейских мелодий»; соч.: 1867 (1-я ред.), 1874 (2-я ред.; приписка Мусоргского: «Второе изложение, улучшенное по замечаниям Владимира Васильевича Стасова»); посв.: Милию Алексеевичу Балакиреву (1-я ред.); Владимиру Васильевичу Стасову (2-я ред.); изд.; 1871 (1-я ред. для хора с ф-п.).
«Ах, ты, пьяная тетеря» (Из похождений Пахомыча), песня на слова композитора;
соч.: 1866; посв.: Владимиру Васильевичу Никольскому; изд.: 1926 (в ред.
А. Н. Римского-Корсакова).
«Без солнца», вокальный цикл на слова А. А. Голенищева-Кутузова (1. «В
четырех стенах»; 2. «Меня ты в толпе не узнала»; 3. «Окончен праздный
шумный день»; 4. «Скучай»; 5. «Элегия»; 6. «Над рекой»); соч.: 1874; посв.:
А. А. Голенищеву-Кутузову; изд.: 1874.
«Веселый час», застольная песня на слова А. В, Кольцова; соч.: 1858; посв<:
Василию Васильевичу Захарьину; изд.: 1923.
«Вечерняя песенка» на слова А. Н. Плещеева; соч.: 1871; посв.: Софье Владимировне
Сербиной (Фортунато); изд.: 1912 (в свободной ред. В. Г. Каратыгина),
1929 (авт. ред.).
«Видение», романс на слова А. А. Голенищева-Кутузова; соч.: 1877; посв.:
Елизавете Андреевне Гулевич; изд.: 1882 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова),
1934 (авт. ред.).
«Где ты, звёздочка», песня на слова Н. П. Грекова; соч.: 1858; посв.:
И, Л. Грюнберг; изд.: 1909 (только с франц. текстом), 1911 (с русск. и
нем. текстом в ред. В. Г. Каратыгина).
«Гопак», песня на слова из поэмы «Гайдамаки» Т. Г. Шевченко в пер. Л.
А. Мея; соч.: 1866; посв.: Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову; изд.:
1933.
«Горними тихо летела душа небесами», романс на слова А. К. Толстого; соч.:
1877; изд.: 1882 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова), 1934 (авт. ред.).
«Детская» (Эпизоды из детской жизни), вокальный цикл на слова композитора
(1. «С няней»; соч.: 1868; посв.: А. С. Даргомыжскому; 2. «В углу», соч.:
1870; посв.: В. А. Гартману; 3. «Жук»; соч.: 1870; посв.: В. В. Стасову;
4. «С куклой», колыбельная; соч.: 1870; посв.: Тане и Гоге Мусоргским;
5. «На сон грядущий»; соч.: 1870; посв Саше Кюи); изд.: 1871 (№ 2, 3,
4), 1872 (полностью) и 1907 (с добавлением песен «Кот Матрос» и «Поехал
на палочке»).
«Детская песенка» на слова Л. А. Мея из «Руснацких песен» (№ 2 «Нана»)
соч.: 1868; изд.: 1871.
«Дуют ветры, ветры буйные», песня на слова А. В. Кольцова; соч.: 1864;
посв.: Вячеславу Алексеевичу Логинову; изд.: 1909 (Париж; только с франц.
текстом), 1911 (в ред. В. Г. Каратыгина), 1931 (авт. ред.).
«Еврейская песня» на слова Л. А. Мея (из «Песни песней»); соч.: 1867;
посв.: Филарету Петровичу и Татьяне Павловне Мусоргским; изд.:
1868
«Желание», романс на слова Г. Гейне в пер. М. И. Михайлова; соч.: 1866;
посв.: Надежде Петровне Опочининой («в память ее суда надо мной»); изд.:
1911 (в ред. В. Г. Каратыгина), 1933 (авт. ред.).
«Забытый», вокальная.баллада на слова А. А. Голенищева-Кутузова «с Верещагина»;
соч.: 1874; посв.: В. В. Верещагину; изд.: 1874 (не разрешена к выпуску
в свет) и 1877.
«Злая смерть», надгробное письмо для голоса с ф-п. на слова композитора;
соч.: 1874 (под впечатлением кончины Н. П. Опочининой); изд.: 1912 (в
ред. В. Г. Каратыгина, досочинившего последние 12 тактов).
«Из слез моих выросло много», романс на слова Г. Гейне (в пер. М. И. Михайлова);
соч.: 1866; посв.: Владимиру Петровичу Опочинину; изд.: 1933.
«Калистрат», песня на слова Н. А. Некрасова (несколько измененные); соч.:
1864; посв.: Александру Петровичу Опочинину; изд.: 1883 (в ред. Н. А.
Римского-Корсакова), 1931 (авт. ред.).
«Классик», муз. памфлет на слова композитора; соч.: 1867; посв.: Надежде
Петровне Опочининой; изд.: 1870.
«Козел», светская сказочка на слова композитора; соч.: 1867; посв.: Александру
Порфирьевичу Бородину; изд.: 1868.
«Колыбельная Еремушки», песня на слова Н. А. Некрасова; соч.: 1868; посв.:
«Великому учителю музыкальной правды Александру Сергеевичу Даргомыжскому»;
изд.: 1871.
«Кот Матрос», песня на слова композитора для цикла «Детская» (см.), №
6; соч.: 1872; изд.: 1882 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова, вместе с песней
«Поехал на палочке» под общим названием «На даче») и 1907 (как № 6 цикла
«Детская»).
«Листья шумели уныло», муз. рассказ на слова А. Н. Плещеева; соч.: 1859;
посв.: Михаилу Осиповичу Микешину; изд.: 1909 (Париж, с одним франц. текстом),
1911 (с русск. текстом, в ред. В. Г. Каратыгина), 1931 (авт. ред.).
«Малютка», романс на слова А. Н. Плещеева; соч.: 1866; посв.: Л. В. АзарьевоЙ,
изд.: 1923.
«Много есть у меня теремов и садов», романс на слова А. В. Кольцова; соч.:
1863; посв.: Платону Тимофеевичу Бориспольцу; изд.: 1923.
«Молитва», романс на слова М. Ю. Лермонтова; соч.: 1865; посв.: Юлии Ивановне
Мусоргской; изд.: 1923.
«Непонятная», романс на слова композитора; соч.: 1875; посв.: Марии
Измаиловне Костюриной; изд.: 1911 (в ред. В. Г. Каратыгина), 1931 {авт.
ред.).
«Но если бы с тобою я встретиться могла», романс на слова В. С. Курочкина;
соч.: 1863; посв.: Надежде Петровне Опочининой; изд.: 1923, 1931 (авт.
ред.).
«Ночь», фантазия на слова А. С. Пушкина; соч.: 1864 (1-я ред.), 1871
(2-я ред. со свободным изложением пушкинского стихотворения);
посв.: Надежде Петровне Опочининой; изд.: 1871 (2-я ред.), 1923
(1-я ред.), 1931 (авт. ред.). «Озорник», песня на слова композитора; соч.:
1867; посв.: Владимиру
Васильевичу Стасову; изд.: 1871.
«Ой, честь ли то молодцу лен прясти»,
песня на слова А. К. Толстого;
соч.: 1877; изд.: 1882 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова), 1934 (авт. ред.).
«Отверженная», опыт речитатива на слова Ив. Г. М.; соч.: 1865; изд.: 1923.
«Отчего, скажи, душа-девица», песня на слова неизвестного автора;
соч.: 1858; посв.: Зинаиде Афанасьевне Бурцевой; изд.: 1867. «Песни и
пляски смерти», вокальный цикл на слова А. А. Голенищева-Кутузова (1.
«Колыбельная»; соч.: 1875; посв.: Анне Яковлевне Петровой-Воробьевой;
2. «Серенада»; соч.: 1875; посв.: Людмиле Ивановне Шестаковой; 3. «Трепак»;
соч.: 1875; посв.: Осипу Афанасьевичу Петрову; 4. «Полководец»; соч.:
1877; посв.: Арсению Аркадьевичу Голенищеву-Кутузову); изд.: 1882 (в ред.
И. А. Римского-Корсакова), 1928 (авт. ред.).
«Песнь старца» на слова И.
В. Гете (из «Вильгельма Мейстера»); соч.: 1863; посв.: Александру Петровичу
Опочинину; изд.: 1909 (Париж, с одним франц. текстом), 1911 (с русск.
текстом в ред. В. Г. Каратыгина), 1931 (авт. ред.). «Песня Мефистофеля»
на слова И. В. Гёте (из «Фауста» в пер, А. Н. Струговшикова); соч.: 1879;
посв.: Дарье Михайловне Леоновой; изд.: 1883 (в ред. И. А. Римского-Корсакова),
1934 (авт. ред.). «Пирушка», рассказ для голоса и ф-п. на слова А. В.
Кольцова; соч.:
1867; посв.: Людмиле Ивановне Шестаковой; изд.: 1868. «По грибы», песенка
на слова Л. А. Мея; соч.: 1867; посв.: Владимиру Васильевичу Никольскому;
изд.: 1868. «Поехал на палочке», песня на слова композитора для цикла
«Детская» (см.), № 7; соч.: 1872; посв,: Дмитрию Васильевичу и Поликсене
Степановне Стасовым; изд.: 1882 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова вместе
с песней «Кот Матрос» под общим названием «На даче») и 1907 (как № 7 цикла
«Детская»). «По-над Доном сад цветет», песня на слова А. В. Кольцова;
соч.: 1867;
изд.: 1883 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова), 1929 (авт. ред.). «Раёк»,
муз, шутка для голоса с ф-п. на слова композитора; соч.:
1870; посв.: Владимиру Васильевичу Стасову; изд.: 1871. «Рассевается,
расступается», песня на слова А. К. Толстого; соч.: 1877; посв.: Ольге
Андреевне Голенищевой-Кутузовой; изд.: 1882 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова),
1934 (авт. ред.). «Светик Савишна», песня на слова композитора; соч.:
1866; посв.:
Цезарю Антоновичу Кюи; изд.: 1867. «Семинарист», песня на слова композитора;
соч.: 1866; посв.: Людмиле Ивановне Шестаковой; изд.: 1870.
«Сиротка», песня на слова композитора; соч.: 1868; посв.: Екатерине Сергеевне
Протопоповой; изд.: 1871,
«Спесь», песня на слова А. К. Толстого; соч.: 1877; посв.: Анатолию Евграфовичу
Пальчикову; изд.: 1882 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова).
«Спи, усни, крестьянский сын», колыбельная песня на слова А. Н. Островского
(из комедии «Воевода»); соч.: 1865; посв.: Памяти Юлии Ивановны Мусоргской;
изд.: 1871 (2-я ред.), 1922 (1-я ред.).
«Странник», романс на слова А. Н. Плещеева; соч.: 1878; изд.: 1883 (в
ред. Н. А. Римского-Корсакова), 1934 (авт. ред.).
«Стрекотунья-белобока», шутка для голоса с ф-п. на слова А. С. Пушкина
(из стихотворений «Стрекотунья-белобока» и «Колокольчики звенят»— с небольшими
изменениями); соч.: 1867; посв.: Александру Петровичу и Надежде Петровне
Опочининым; изд.: 1871.
«Царь Саул», еврейская мелодия на слова Дж. Н. Г. Байрона в пер.
П. А. Козлова; соч.: 1863 (1-я и 2-я ред.); посв.: Александру Петровичу
Опочинину (1-я ред.); изд.: 1871 (2-я ред.), 1923 (1-я ред.).
«Что вам слова любви», романс на слова А. Н. Аммосова; соч.: 1860; посв.:
Марии Васильевне Шиловской; изд.: 1923.
«Meines Herzens Sehnsuchb («Желание сердца»), романс на немецкий текст
неизвестного автора; соч.: 1858; посв.: Мальвине Бамберг; изд.: 1907.