Каждая власть от бога. Непростые тексты апостола павла

Один фрагмент из« Послания кримлянам» апостола Павла часто возбуждал, апорой досих продолжает возбуждать споры. Особенно это характерно для периодов общественных перемен…

Звучит этот фрагмент вСинодальном переводе так: « Всякая душа дабудет покорна высшим властям; ибо нет власти неотБога, существующиеже власти отБога установлены» (Рим 13:1).

Нацерковнославянском языке данный фрагмент звучит так: « Несть бовласть, аще неотБога» . Оппоненты традиционного перевода утверждают, что дословно эта фраза впереводе нарусский язык должна переводиться как « неесть тавласть, если неотБога» . Итогда смысл слов апостола меняется практически напротивоположный посравнению сСинодальным переводом: только тавласть действительно является властью, что отБога. Следовательно, невсякой власти надо повиноваться, атолько той, что (понашему мнению) является Божией. Авласти (опять-таки понашему мнению) несправедливой ипреступной, повиноваться неследует. Более того, сней нужно бороться иейпротивостоять.

Действительно, старославянское слово « аще» изданного фрагмента апостола Павла переводится как « если» . Кроме того, толкование, подвергающее критике традиционный перевод может казаться напервый взгляд более отвечающим естественному чувству справедливости.

Действительно, разве можно любую власть считать « отБога» иейповиноваться? Аесли она, скажем, печется особственном благе более, чем облаге народа? Например, нарушает права собственности иотнимает ваше имущество?

Однако давайте заглянем вдревнегреческий текст ипосмотрим, насколько верен Синодальный перевод этого места из« Послания кРимлянам» . Фраза « ο ὐ γ ά ρ ἐ σ τ ι ν ἐ ξ ο υ σ ί α ε ἰ μ ὴ ὑ π ὸ Θ ε ο ῦ » , если еепереводить совсем дословно, должна звучать так: « Ибо неесть власть, если неотБога» . Вроде, оппоненты, правы? Нет. Подвох тут втом, что глагол « есть» (ἐ σ τ ι ν ) вданном случае является глаголом-связкой , который может вообще непереводиться нарусский язык иникак невлиять насмысл фразы. Мыже по-русски неговорим, например, « Сократ есть человек» или « власть есть строгая» .

Также этот глагол может переводиться как « существует» , « наличествует» . Это зависит отконтекста. Однако поправилам древнегреческого, церковнославянского, или, скажем, современных европейских языков употребления глагола-связки « быть» обязательно вовсех случаях. Кстати, также и« несть» вцерковнославянском тексте можно переводить икак просто « нет» , икак « несуществует» .

Поэтому нарусский язык совершенно правильно переводить слова « ο ὐ γ ά ρ ἐ σ τ ι ν ἐ ξ ο υ σ ί α ε ἰ μ ὴ ὑ π ὸ Θ ε ο ῦ « как « нет власти (вар: несуществует власти) если неотБога» . Авовсе- « неесть тавласть, что неотБога» . ВСинодальном переводе выпали только слова « если не» . Носмысла это уже неменяет.

Тем более, что такой, традиционный перевод полностью соответствует дальнейшим словам апостола вПослании: « Посему противящийся власти противится Божию установлению. Апротивящиеся сами навлекут насебя осуждение. Ибо начальствующие страшны недля добрых дел, нодля злых. Хочешьли небояться власти? Делай добро, иполучишь похвалу отнее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе надобро. Еслиже делаешь зло, бойся, ибо онненапрасно носит меч: онБожий слуга, отмститель внаказание делающему злое. Ипотому надобно повиноваться нетолько изстраха наказания, ноипосовести» (Рим 13:2– 5).

Когда говорят, что подвергались преследованиям ибыли казнены даже апостолы Петр иПавел, что гонения испытал великий сонм христианских мучеников, тонадо понимать, что это были ситуации отстаивания веры, когда импредлагали отречься отХриста. Итолько вэтом случае непослушание властям состороны христианина оправдано: когда Бога подобает слушать более, чем человека.

Вот как обэтом сказал святитель Тихон Задонский: « Слушай иисполняй всё, что приказывают непротивно закону Божию: впротивном случае неподчиняйся, т. к. должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян 5:29). Так поступали святые мученики. Нечестивые власти повелевали имкопать землю, копали; носить камни, носили; идти втюрьму иссылку, шли; склонять головы под меч, склоняли; отнимали уних имения (собственность), отдавали,- ипрочие выполняли приказы, что непротивно закону Божию. Нокогда импредлагали отречься отХриста исделать прочие богопротивные дела, тоони неподчинялись. Так итыпоступай. Велит тебе господин твой всякую работу делать, делай: велит делать неправду: обидеть, украсть, солгать и т. д. , неподчиняйся (неслушай). Будет грозить затоказнью, небойся: небойтесь убивающих тело, душиже немогущих убить; абойтесь более Того, Кто может идушу итело погубить вгеенне (Мф10:28). Захочет лишить тебя жизни, непротивься: кто жертвует жизнь заправду, тот вбудущем веке обретет её» .

Репортаж Ксении Богдановой

Церковь и власть

Лекция архимандрита Ианнуария (Ивлиева)
«Новозаветное учение об отношении к свободе и государству»

АУДИО
Профессор Санкт-Петербургской Духовной академии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) прочитал лекцию о Евангельском понимании отношения Церкви к государству, к светской власти.

«Как же надо относиться к государству? Как правило, ссылаются на слова апостола Павла из 13 главы Послания к Римлянам. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Противящийся же власти противится Божию установлению». На этот отрывок обычно опираются и ссылаются, как правило, сами власти, которые часто творят зло (ведь не все же власти творят одно только добро, часто бывают и злые законы, и бесчеловечные власти). А христианам они говорят: «Вот Священное Писание ведь вам говорит, чтобы вы нам были покорны. А если вы не покорны, то вы противитесь Божиему установлению». Какой-нибудь хан Батый начинает истреблять род христианский: «Покорными будьте, потому что сказано ведь в Священном Писании…» Конечно, это не так. Ну, конечно, это недопонимание слов апостола Павла и недопрочтение их».

Что же именно сказано в тексте Нового Завета о правильном отношении христиан к властям, как правильно понять эти слова апостола «нет власти не от Бога», если разобраться в греческом тексте, слушайте в нашем репортаже, в который почти полностью включена лекция профессора Санкт-Петербургской Духовной академии архимандрита Ианнуария (Ивлиева). Лекция была прочитана 25 ноября 2015 года в Феодоровском просветительском центре.

«Власть – не конкретно император, но власть вообще – римлянами считалась божественной. Власть не только «от Бога», но она сама по себе божественна. А власть – не божественна, она – служанка Божия (говорит апостол Павел римлянам). Она «под Богом». У нас переведено: «от Бога» – это «всякая власть под Богом». И далее в греческом тексте: «Ибо власть есть Божия рабыня тебе на добро». И дальше указано, в чем же состоит божественное благо, которое требует Бог от власти (ведь власть – Его рабыня, она должна подчиняться Богу): чтобы был порядок, справедливость, любовь – прежде всего. Именно поэтому, если власть хорошо справляется со своими обязанностями, данными ей от Бога, тогда и подати надо платить, и почитать ее. Но, а если власть плохая рабыня? Если она творит зло вместо добра?»

Отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам:

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:1-14).

См. также

Андрей Десницкий

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» – эта цитата из Послания апостола Павла к Римлянам (13:1-2) и некоторые другие, подобные ей, стали очень популярны в декабре минувшего года. Вывод из них делается вполне однозначный: христианину недопустимо хоть в чем-то противодействовать или даже возражать законным властям своей страны, например, выходить на митинги. Но, с другой стороны, разве не бывает так, что существующие власти требуют от христианина чего-то, противного его совести? В истории мы находим немало таких примеров.

Раннехристианские мученики были официально преследуемы за государственные преступления: они отказывались приносить жертву богам, в том числе и императору. Им никто не запрещал верить в Христа, даже не заставлял их всерьез верить в Юпитера или Зевса, надо было только поучаствовать в обязательном для всех подданных империи культе, хотя бы чисто символически. Они шли на смерть, не желая лицемерить.

А новомученики в нашей стране? Они тоже уклонялись от исполнения всяких декретов Совнаркома, отменявших христианство на территории Республики Советов. И в этом нет ничего нового, в Новом Завете прежде Послания к Римлянам идут Деяния Апостолов, и вот какой ответ апостолы дали Синедриону, вполне законному органу власти, на требование прекратить свою проповедь: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (5:29).

Тогда, может быть, принцип тут такой: полностью подчиняться любому повелению властей кроме тех случаев, когда они требуют лично от тебя чего-то противного вере и Божьей воле?

Но раскроем Евангелие, оно идет в самом начале Нового Завета, и первым упомянут в нем … Все помнят, что он был казнен царем Иродом, но за что именно? За то, что обличал его нечестивый брак: Ирод увел жену у собственного брата. Зачем Иоанн вмешался в это частное дело, ведь царь ничего от него не требовал, и, более того, «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (от Марка 6:20). Не лучше ли было использовать это расположение, чтобы повлиять и на самого царя, а через него – на жизнь во всей стране? Зачем было идти на принцип, обострять отношения, да так, что дело кончилось казнью? Может быть, Иоанн Креститель был религиозным экстремистом?

Но давайте посмотрим на историю Византии, где существовала или, по крайней мере, провозглашалась «симфония властей», светской и духовной. Впервые ее идеал был выражен в введении к 6-й новелле Юстиниана (IV век):

«Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием – это священство и царство. Первое служит делам Божеским, второе заботится о делах человеческих. Оба происходят из одного источника и украшают человеческую жизнь. Поэтому, если первое поистине беспорочно и украшено верностью Богу, а второе украшено правильным и порядочным государственным строем, между ними будет доброе согласие».

Обратим внимание на условие: священство должно быть беспорочно, а царство – правильно и упорядочено, иначе никакого согласия быть не может.

В византийской истории бывало между двумя этими властями согласие, но бывало и иное. Как ласково и благожелательно приняла в Константинополе императорская чета, Аркадий и Евдоксия, знаменитого проповедника, и с каким жаром обрушил он на их головы свои проповеди! А когда его просили уняться, когда грозили ему карами, ответил он прямо с амвона: «Вновь Иродиада беснуется, вновь возмущается, вновь пляшет, вновь требует главы Иоанна на блюде». Это напрямую сказано об императрице.

И по какому, интересно, поводу обострился конфликт? Да по самому ничтожному: серебряную статую императрицы установили на ипподроме, чтобы потешить матушку-государыню, воздавая ей почести.

И это далеко не единственный пример… Вот император Лев VI, нарушив церковные обычаи и гражданский закон, изданный его отцом Василием I, вступил в четвертый брак. Как и в случае с Иродом, и с Евдоксией – казалось бы, его частное дело. Но когда император во главе торжественной процессии на Рождество 906 г. отправился в собор Святой Софии, патриарх Николай Мистик захлопнул перед ним двери храма и при всем народе обличил его грех.

Еще один подобный эпизод связан с именем Михаила Палеолога, ослепившего в 1261 г. своего формального соправителя и единственного законного наследника престола Иоанна IV, тогда еще ребенка. Этот было не только зверством, но и клятвопреступлением, ведь прежде Михаил поклялся не причинять вреда мальчику-наследнику. Церковь не могла согласиться с таким поступком; император, не желая принимать обличений, после долгих споров низложил сперва законного патриарха Арсения (1265 г.), потом и собственного ставленника Германия (1266 г.), но все же в 1267 г. ему пришлось публично каяться в своем грехе перед третьим патриархом, Иосифом.

Откуда такая неуступчивость и принципиальность? Ну что стоило промолчать, да еще и оправдать свое молчание цитатой из апостола… И как вообще совместить эти протесты с той самой цитатой? Как же спорить с властью, если она от Бога?

Тот же святитель Иоанн Златоуст вполне ясно разрешил эти недоумения в своем комментарии на это Послание:

«Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает апостол. У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, – все это я называю делом Божьей Премудрости».

Иными словами, христиане не призваны поддерживать любую наличную власть во всех ее действиях, они обязаны уважать ее законные требования, и только. А как же соотнести этот самый установленный Богом принцип власти, как его трактует Златоуст, с конкретным государственным устройством, явно несовершенным, и с конкретными правителями, явно небезгрешными. Что же, сказать, что нам важен лишь общий принцип, а люди и учреждения нам безразличны?

Вовсе нет. Иоанн Креститель, Иоанн Златоуст, Николай Мистик и многие другие обличали властителей именно потому, что те были им небезразличны. Заметим, что они при этом не устраивали дворцовых переворотов или революций.

Точно так же и в России , но отказался явно поддержать Белое движение: гражданская война не может получить христианского благословения.

Точно так же апостолы не пытались свергнуть Синедрион, а мученики не поднимали восстания против римского владычества. Их оружием было слово, а не меч.

Формы государственного устройства переменчивы, и в самих этих переменах мы видим проявление Божьей воли. Церковь свидетельствует об этом в Рождественской стихире монахини-поэтессы Кассии:

«Августу единоначальствующу на земли, многоначалие человеков преста; и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразднися. Под единым царством мирским гради быша, и во едино владычество Божества языцы вероваша. Написашася людие повелением кесаревым, написахомся вернии именем Божества, Тебе вочеловечшагося Бога нашего. Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе».

Действительно, христианская проповедь смогла распространиться по всему Средиземноморью только потому, что это была территория единого государства с развитой инфраструктурой. Если бы вместо Рима на этой территории сохранялось множество мелких царств, воюющих друг с другом, сделать это было бы намного труднее. Сам апостол Павел попал в Рим, воспользовавшись своим правом римского гражданина просить суда у императора – он, кстати, не колеблясь, напоминал власти о своих законных правах, когда это помогало делу проповеди.

Несомненно, была Божья рука и в том византийском государственном устройстве, которое мы сегодня связываем с понятием симфонии, была она и в том, что это устройство прекратилось. И революции, и гонения, и бедствия – они тоже происходят не без Божьей воли, хотя здесь мы скорее привыкли говорить о «попущении»: Бог позволил свершиться злу, которое замыслили люди. Трудно не увидеть волю Божью и в том, что сегодня наша страна, как и большинство ее соседей, живет по демократической конституции, нравится нам это или нет.

Каков же общий христианский принцип отношения к власти? Если она противится христианству, христиане должны оставаться собой, исполняя ее требования в той части, которая не противоречит их христианской совести. Зло и насилие побеждается добром, а не ответным насилием, учил в Нагорной проповеди Христос. Это трудно исполнить, но вполне легко понять.

А вот как быть в тех случаях, когда власть считает себя христианской или хотя бы сочувствует христианству? Сотрудничать с ней, но неукоснительно напоминать ей о законах, если она их нарушает, даже там, где это не затрагивает лично нас.

Что нам, казалось бы, до незаконных браков царя Ирода или императора Льва, не лучше ли промолчать в таких случаях? Но ведь самую резкую отповедь Христа в Евангелии получало религиозное лицемерие: живешь в свое удовольствие, но делаешь вид, что соблюдаешь все законы. Так что поступать по принципу «нас не трогают, вот и мы не высовываемся», конечно, можно, только в этом нет ничего от апостольской заповеди. Точно так же не имеет отношения к христианству и революционный пафос «весь мир насилья разрушить, а затем» построить мир еще более жуткого насилья.

Мирно, но твердо напоминать властителям о тех нормах и законах, которые они на словах сами признают для себя, но не спешат на деле исполнять – вот это вполне по-христиански.

После пришествия на землю Иисуса Христа, Его последователи, христиане, испытывая гонение со стороны римской власти, скрываются в катакомбах, притерпевают гонения и идут на мученичество. Этим они свидетельствуют свою веру в Господа и будущее Царство Небесное, предпочтение небесного земному. Благодаря этому, они были удостоены величайшего дара от Бога - православ­ного Царя.

Вразумляется первый римский император - святой равноапостольный Константин, и Миланским эдиктом пре­кращаются гонения на христиан, им даруются законные пра­ва. Через помазанного Духом Императора - Царя, им открывается дорога от земного (теперь православного) Царства в Небесное.

Святой Филарет Московский пишет: «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр. 2,17). Две эти заповеди соединены для нас, как два ока на лице истины и правды. Не разрозните их: не обезобразьте лица истины, не повредите одного из очей ее!

«Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн: потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 23), - сказал Господь апостолу. От Господа подаются Царю власть, сила, мужество и мудрость. Отсюда следует, что установленные людьми формы власти Богу не угодны. Когда говорят, что «всякая власть от Бога», необходимо вспомнить и осмыслить следующее.

Св. ап. Павел пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо несть власти не от Бога, - существую­щие же власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1); «Ибо на­чальник есть Божий слуга, тебе на добро» (Рим. 13,4). Но он же, постоянно противился тем властям, кото­рые не были Божиими слугами и шли против его христианской совести и церковных интересов, т. е. против Христа, Которому он служил и Которого исповедовал.

Вот, что говорил св. ап. Павел первосвященнику Анании: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и вопреки закону велишь бить меня» (Деян. 23,3). Когда власти предержащие запрещали ему и другим апостолам учить о Спасителе, в ответ, им было сказано: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5,29).

Св.прав. Иоанн Кронштадский учил: «Только Царю подается от Господа власть , сила, мужество и мудрость управлять».

Св. преп. Исидор Пелусиот говорил: «Начальство и власть царская установлены Богом. Но если какой злодей-беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему ». Из этого мы видим, что властью от Бога христиане считают только ту власть, которая справедливо и разумно исполняет закон и не противится христианской совести, основывающейся на Божием Законе.

«Наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы ве­ка сего» (Еф. 6, 12). Мироправители тьмы века сего - это правящие по человеческим принципам, а не по закону Божию. Тем более брань наша против тех, которые правят по принципам противления Богу и отрицания Его власти.

Вся­кое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу, есть подготовка нашей души к приходу антихриста и непротивление ему, вольное или невольное. Это ложные и не Богу угодное послушание и покорность ведут в погибель.

Св. ап. Павел говорит о послушании властям: «…надоб­но повиноваться не только из страха наказания, но и по со­вести» (Рим. 13, 5). Возможно ли повиноваться по совести той власти, которая противится Богу? Пятнадцатый канон Двукратного собора гласит: «…отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденная святыми Со­борами или отцами, когда… он проповедует ересь всенарод­но и учит оной открыто в Церкви, таковые, аще и оградят се­бя от общения с глаголемым епископом прежде Соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правила­ми епитимии, но и не достойны чести, подобающей православ­ным». Тем более это справедливо по отношению к мирской богоборческой власти.

Как небо, бесспорно, лучше земли и небесное луч­ше земного, то так же бесспорно лучшим на зем­ле должно быть признано то, что на ней устроено по образу небесному. Как и сказано было боговидцу Мо­исею: «виждь, да сотвориши вся по образу, показанно­му тебе на горе» (Исх., 25, 40).

Согласно с этим, Бог по образу Своего небесного единоначалия, учредил на земле Царя по образу Сво­его небесного Вседержительства и устроил на Земле Царя самодержавного по образу Своего Царства не­преходящего, продолжающегося от века и до века, поставил на земле Царя.

Народ, благоугождающий Богу, достоин иметь благословенного Богом Царя. Народ, чтущий Царя, тем самым благоугождает Богу, потому что Царь есть устроение Божие и образ Его на земле.



«Всякая душа да будет покорна : ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? , и получишь похвалу от нее. Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся: ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13, 1-5).
Св. Иоанн Златоуст (407 г.) устраняет столь частое злоупотребление словом «всякая власть от Бога», и объясняет: «несть бо власть, аще не от Бога», говорит (апостол). Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает (апостол). У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, – все это я называю делом Божией премудрости. Потому (апостол) и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти и говорит: «несть бо власть, аще не отъ Бога: сущия же власти отъ Бога учинены суть». Так и Премудрый, когда говорит, что «от Господа сочетавается жена мужеви» (Прит. 19, 14), разумеет здесь, что брак установлен Богом, а не то, что Бог сочетавает каждого вступающего в брак, так как мы видим, что многие вступают в брак с дурным намерением и не по закону брака, и этого мы, конечно, не можем вменить Богу...» 1)
Тому же учит и Преподобный Исидор Пелусиот : «Писал ты: что значит несть бо власть, аще не от Бога? – и спрашивал: неужели каждый начальник поставляется Богом? Скажу на сие (и не прогневайся на меня, ибо скажу не нечто пустое): мне кажется, что ты или не читал Павловых изречений, или же не понял их. Апостол Павел не сказал: несть начальник, аще не от Бога, но рассуждал о самом начальствовании, говоря: несть власть, аще не от Бога. То самое, что у людей есть начальства, и одни начальствуют, другие живут под начальством, происходит не просто и не случайно, чтобы народы, подобно волнам, увлекались туда и сюда, но, по словам св. Павла, это есть дело Божией премудрости. Поскольку равноправие обыкновенно возжигает войну, то Бог не попустил быть народоправлению, но установил царскую власть, а потом за нею и многие начальства. Какие же, спросишь? Начальника и подначального, мужа и жену, отца и сына, старца и юношу, господина и раба, учителя и ученика. Даже и у бессловесных животных можно видеть подобное. Поручители в этом - пчелы, которые подчинены царской власти, журавли и стада диких овец. Если же посмотришь и на море, то и оно окажется не лишенным сего благочиния. И там многие породы рыб имеют одного правителя и вождя, посему осуществляют дальние переселения. Ибо безначалие везде всего ужаснее и бывает причиною замешательства и беспорядка. Посему, и в теле, хотя оно есть нечто единое, не все имеет равное достоинство, но одни члены начальствуют, а другие подначальны. Потому мы вправе сказать, что самое дело, разумею власть, то есть начальство и власть царская, установлены Богом, чтобы общество не пришло в неустройство. Но если какой злодей захватил сию власть беззаконно, то не утверждаем, что он поставлен Богом , но говорим, что попущено ему или изблевать все своё лукавство, как Фараону, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна и жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил Иудеев» (Писмо 6-e, Дионисию).
Святые, конечно, не учили «богословию революции». Он подчеркивает правое исполнение долга, в противовес анархии и хаосу, и указывает, что начальник, ограждающий добродетель (наказывающий зло и поощряющий добро) вполне может быть Божиим слугой, даже сам не ведая того. «Не говори мне, что иной употребляет власть во зло, но обрати внимание на благочинность строя и увидишь великую мудрость у того, кто в начале узаконил это... Если (апостол) узаконил это, когда начальниками были язычники, то тем более должно это быть ныне, когда мы имеем начальниками верующих» 2) . Итак, раскрывает и разграничивает Святитель нравственные стороны единого целого как касательно личности, так и самой внутренней цели учреждения власти: «учреждение власти есть дело Божие; а то, что к ней допускаются люди порочные и пользуются ею не так, как должно, зависит от испорченности людей». 3)
Христианин обязан послушанием Христу-Богу. Поэтому он обязан послушанием властителю, даже лично порочному, в том, в чём тот не пытается распространить свой порок на него . Христианин призван претерпевать неправду, но участвовать в ней он никак не может. А соучастие – грех, который требует не самооправданий, а искреннего покаяния. По тому же самому послушанию Христу христианин не обязан повиноваться власти, посягающей на Бога и добродетель. Здесь он идёт путём отвержения любых форм идолопоклонства (т.е. где тварь поставляется выше Творца, в частности в мiрском мудровании и человекоугодии). Для проповеди примирения со злом, в том числе и с извращением самого , в Священном Писании и у Св. Отцов – нет места.
Мнимому «миротворчеству», противостоит толкование Святителем слов «не мните, яко npиидох воврещи мир на землю; не приидох воврещи мир, но меч» (Матф. 10, 34): «...тогда особенно водворяется мир, когда зараженное болезнью отсекается, когда враждебное отделяется. Только таким образом возможно Небу соединиться с землею. Ведь и врач тогда спасает прочие части тела, когда отсекает от них неизлечимый член; равно и военачальник восстановляет спокойствие, когда разрушает согласие между заговорщиками. Так было и при (Вавилонском) столпотворении. Худой мир разрушен добрым несогласием, – и водворен мир. Так и Павел поселил раздор между согласившимися против него (Деян. 23, 6). А согласие против Навуфея было хуже всякой войны (3 Цар. 21). Единомыслие не всегда бывает хорошо: и разбойники бывают согласны. Итак брань была следствием не Христова определения, а делом воли самих людей... Не только, говорит, друзья и сограждане, но и сами сродники восстанут друг против друга, и между единокровными произойдет раздор. «Приидох бо, говорит, разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою, и невесту на свекровь свою»; то есть брань будет не просто между домашними, но даже между теми, которые соединены искреннею любовью и теснейшими узами... И хотя не Христос был причиною этого, но злоба человеческая, тем не менее говорит, что Сам Он делает это. Такой образ выражения свойствен Писанию. Так и в другом месте говорится: дал им Бог очи, чтобы они не видели (Ис 6, 9; Иезек. 12, 2). Так говорит Христос и здесь, чтобы ученики, как выше сказал я, предварительно привыкнув к такому образу речи, не смущались и среди самых поношений и обид... Говоря это, Он показывал силу и горячность той любви, какой требовал. Так как сам Он много нас возлюбил, то хочет, чтоб и мы любили Его столько же. А такие слова и апостолов укрепляли и возвышали в духе. Если и ученики ваши, говорил Он, будут оставлять сродников, детей и родителей, то каковы, подумай, должны быть вы, учители! Бедствия эти не кончатся на вас, но перейдут и на других. Так как Я пришел даровать великие блага, то и требую великого послушания и усердия». 4)
Что касается власти, то в продолжении этого рассуждения мы видим тот же принцип в применении к родительской власти: «Если же Павел многое заповедует о родителях, и велит во всем им повиноваться, – не дивись. Он велит повиноваться им только в том, что не противно благочестию. Святое дело воздавать им всякое иное почтение. Когда же они потребуют более надлежащего, не должно им повиноваться». 5) Святитель подчеркивает: «Не просто сказал, что должно быть готовым на смерть; но готовым на смерть насильственную, и не только насильственную, но и поносную... «Обретый душу свою, погубит ю; а иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю» (Матф. 10, 39). Видишь ли, как вредно любить душу более надлежащего, и как полезно ненавидеть ее? Так как требования Христа были тяжки, поскольку Он повелевал им восставать и против родителей и детей, против природы и сродства, против вселенной и даже против собственной души, – то обещает за это и награду самую великую. Это, говорит, не только не причинит вреда, но даже принесет величайшую пользу; противное же тому будет пагубно». 6)
Есть еще одно место в Евангелии, где сильнейшим образом проявляется нравственный суд Святителя в отношении власти. Предстоя судящему Его Пилату, Сам божественный Законодавец – Христос – раскрывает в каком смысле «всякая власть от Бога», и как никто и ничто не может освободить человека (в том числе и нехристианина) от нравственной ответственности перед Богом. Св. Иоанн Златоуст пишет: «...так как Он молчал, то Пилат говорит: не веси ли, яко власть имам распяти Тя, и власть имам пустити Тя (Иоан. 19, 10)? Видишь ли как он уже наперёд осудил сам себя? И подлинно, если всё от тебя зависит, то почему же ты, не найдя в Нём никакой вины, не отпускаешь Его? Когда таким образом Пилат сам на себя произнес осуждение, – Иисус говорит: предавший Мя тебе болий грех имать (ст. 11), показывая тем, что и он (Пилат) также повинен греху. А чтобы низложить его высокомерие и гордость, – говорит: не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано было (ст. 11), – чем показывает, что все это совершается не случайно и не по обыкновенному порядку, но таинственно. А чтобы, услышав слова: аще не бы ти дано было, не подумал, что он свободен от всякой вины, – присовокупил: предавый Мя тебе болий грех имать.
Но ведь если в самом деле дано было, то, очевидно, ни он (Пилат), ни они (иудеи) не подлежат обвинению? Напрасно ты будешь говорить это. Выражение дано здесь значит – допущено. Христос как бы так сказал: (Бог) допустил быть этому; однако ж поэтому вы не чужды преступления». 7)
Внутренние разграничения неизбывной нравственной ответственности, долга к начальнику и к Богу здесь вполне ясны. Таково и всецелое , и жизнь Святых. О том же свидетельствует и житие Св. Иоанна Златоуста, окончившего свою жизнь со словами «Слава Богу за всё!» – в далёкой ссылке. Ведь посланникам царицы Евдоксии, некогда требовавшей: «Перестань противиться нам и не касайся наших царских дел, ибо и мы не касаемся церковных дел, но предоставляем тебе самому устраивать их...» Св. Иоанн Златоуст давно ответил: «Царица желает, чтобы я походил на мертвого, не замечал совершаемых несправедливостей, не слушал голоса обижаемых, плачущих и воздыхающих, не говорил обличений против согрешающих; но так как я епископ и мне вручено попечение о душах, то я должен на всё смотреть недремлющим оком, выслушивать просьбы всех, всех учить, наставлять и обличать. Ведь я знаю, что если я не буду обличать беззакония и наказывать беззаконнующих, то подвергнусь наказанию, и потому боюсь, как бы ко мне не были приложены слова пророка Осии: скрыша жерцы путь Господень («скрыли священники путь Господень». Так в греч. и церковнославянском тексте Библии: Ос. 6, 9)... Ибо божественный апостол повелевает пред всеми изобличать согрешающего, дабы и другие имели страх... Я обличаю беззаконие, а не беззаконнующих; никому не говорил я в лицо о его беззаконии, никого не запятнал бесчестием и никогда не упоминал в проповедях имени царицы для обличения ее... Если же кого из слушающих мои поучения осуждает совесть за содеянные им дурные дела, то ему подобает гневаться не на меня, но на себя самого, и пусть он уклонится от зла и сотворит благое... Итак, пусть царица гневается, как хочет, а я не перестану говорить правду. Ведь для меня лучше прогневать людей, чем Бога: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Св. ап. Павел в послании к Галатам 1,10)». 8)
Блаженный Аврелий Августин Иппонийский учит: «При отсутствии справедливости, что такое государство, как не простая разбойничья шайка, также как и разбойничья шайка что такое, как не государство? И они (разбойники) представляют собой общество людей, управляются начальствами, связаны обоюдным соглашением, делят добычу по установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей достигает таких размеров, что захватывает города и страны и подчиняет своей власти народ, тогда открыто получает название государства».
Тому нравственному помрачению, которое прорвалось в России с революцией, противостояли российские Новомученики-иерархи и многочисленные верующие с клиром. Они же и воспротивились «сергианскому» управлению; ведь то же стирание нравственных границ породило и « ».
Супротив этого оправдание «сергианского» церковного управления повлекло защитников «сергианства» по пути расцерковленного мудрования: на основании указанных в начале статьи слов Св. Апостола Павла православный христианин, якобы, «не только из страха, но и по совести» обязан повиноваться властям принципиально в «любом государстве», включая и безбожно-антихристианский режим, якобы не посягавший на самый дух Церкви (см. «Воззвание» Архиерейского Собора РПЦ МП, 25-27 октября 1990). Посягнули, однако, такими утверждениями на самое Священное Писание, причем от имени целого Архиерейского Собора. Каждый из этих епископов при своем поставлении церковно поклялся толковать Библию согласно Святым Отцам, но ни един доселе не отрекся, не обличил лжеучения, провозглашенного с церковного амвона и распространявшегося в церковной и светской прессе.
Отдаём ли мы себе отчёт в том, что значит такое лукавое смещение понятий, такой сдвиг духовного смысла? Церковь ублажает в песнопениях мучеников за то, что они преклонили главы под мечи – мечем покориша выи (слав.: «выя»=шея). Но разве за злодеяния карал их меч властей? разве не за то, что они сохраняли верность Богу вопреки «страху наказания», а посему «по совести» противостали духу лжи и богоборчества ?
Совесть и сердца верующих таким лжеучением со всеми его хитросплетениями приучают к бесчувственности к толкованию Писания жизнью, ибо оно приглашает именовать Святых устами, но отрекаться силы их (2 Тим. 3, 5).
Безмерно трагично то, что это лжеучение провозглашается от имени Русской Церкви. Но на этом примере следует понять с какой неизбежностью произрастают последствия такого нераскаянного духовного решения: выбор сделан был давно, но вот он проявил себя ещё и в готовности заградить уста Святым Отцам и Самому Христу. Какой православный христианин сможет сказать, что это произведено «полнотой Русской Церкви»?
Тяжёлым грузом давит этот выбор наш русский православный церковный народ. Это – духовная рана. Надо осознать всеобъемлющий смысл этого слова. Неисцеленная – она скрыто отравляет нас. Лишает силы в сложных отношениях с обществом и государством в нынешней России. Препятствует подлинному возрождению церковности. Закрывает многим ищущим дверь ко спасению. Придает силы иным лжеучениям, рвущимся в Россию...
Все это, конечно, допущено Богом. Однако, прельщаясь духом самооправданий и полуправд – которые тем более опасны и лживы, чем более походят на правду, мы тоже будем «не чужды преступления».
Скорбно взирают и будут взирать на нас лики Новомучеников, доколе мы не восприимем всесердечно их выбор. Они – слава Русской Церкви, и наше исцеление. Ради этого, да не убоимся называть вещи своими именами.

Примечания:

1) «Творения Святаго отца нашего Иоанна Златоуста», в 12-титомах, СПб 1898-1911, т. 9, стр. 774-775.
2) там же, стр. 778.
3) там же, т. 5, стр. 551.
4) там же, т. 7, стр. 384-386.
5) там же, стр. 386.
6) там же, стр. 387.
7) там же, т. 8, стр. 568-569.
8) «Жития Святых», 13 ноября, кн. 3, Москва 1902, репр. 1968, стр. 338-339.