Как себя вести с коллегой которая раздражает. Что делать, если бесят коллеги? Отвечает психолог

И тут во время забега один бегун поворачивается к другому и начинает кричать, что его раздражает майка, манера бега и т. п. Кто прибежит первым? Сидящий рядом коллега уставился в ваш монитор и комментирует увиденное или в двенадцатый раз за последние полчаса пошел за чаем, в то время как вы не вставали с места со вчерашнего дня? Такое не оставит равнодушным никого. Согласно исследованию, проведенному компанией Office Angels, 33% уволившихся офисных работников называют основной причиной своего решения раздражение из-за привычек коллег.

Источники раздражения могут быть весьма необычными. Консультант-психолог компании "АНКОР" Вера Александрова вспомнила историю своей подруги, которая, устроившись на работу, "попала не в коллектив, а в хор". Все сидящие рядом коллеги напевали себе под нос какую-то мелодию. При этом они как будто не замечали этого. "Самое смешное, что больше всего ее раздражал не сам факт того, что они пели, а то, что эта мелодия не совпадала с той, что пела она", - рассказывает Александрова. Через несколько недель все успокоилось: как только все они стали петь одно и то же, раздражение ушло само собой.

"С ситуацией, когда от коллеги буквально трясет, когда-нибудь сталкивались все", - говорит гендиректор агентства рыночных исследований и консалтинга "Маркет" Андрей Давидович. Какое-то время назад в этой компании сложилась взрывоопасная ситуация. В преимущественно женском некурящем коллективе работал мужчина, любивший дешевые сигареты. Когда он приходил на место после перерыва, женщины просто задыхались от запаха плохого курева. Они пожаловались боссу. Давидович вызвал курящего к себе и рассказал ему о сути жалобы. Курящий сотрудник был очень удивлен и сразу же согласился сменить сигареты. Он даже не подозревал, что раздражает коллег, сам он запаха не замечал.

Ситуация, к счастью, разрешилась спокойно. "Если бы женщины решили сказать ему (курящему) напрямую, то это было бы сделано в раздраженной форме и конфликт был бы неизбежен, - разбирает ситуацию Давидович. - А так они пришли ко мне, все объяснили, я, в свою очередь, вызвал человека, спокойно с ним поговорил (меня-то этот запах не раздражает) , так все и решилось".

В подавляющем большинстве случаев люди не замечают своих привычек, которые раздражают других, соглашается гендиректор рекламного агентства "Арт-Ком" Алексей Пугачев. Если человек выливает полбутылки одеколона на себя, то он делает это не для того, чтобы досадить своим коллегам, а потому, что считает это нормой. Вполне возможно, что у него притуплено обоняние.

Александрова советует начинать работу с любым раздражением с самого раздраженного. Может быть, человек сознательно или подсознательно ищет повод для раздражения. "Бывает, что человек не выспался или с женой поссорился с утра - конечно, его будет в этот день раздражать все вокруг", - продолжает мысль Давидович. В его агентстве с такой стихийной раздражительностью борются при помощи флажка, который выставляет сотрудник, чувствующий себя в этот день слишком раздражительным. "Когда я подхожу к коллеге и вижу, что он выставил такой красный флажок, то я лучше отложу важный разговор с ним на завтра", - говорит Давидович.

Если же в целом все хорошо, а коллеги по-прежнему раздражают, имеет смысл выяснить подоплеку раздражающей привычки. "Скорее всего, этому есть разумное объяснение, а раздражение идет только от его незнания", - говорит гендиректор компании "ММ-класс" Марина Мелия. Она рассказала о своем знакомом, которого бесило то, что его партнер по бизнесу раз в три часа звонил своей жене, где бы он ни находился. "Он (знакомый) говорил, что подчас готов стукнуть партнера пепельницей - настолько его раздражало это, - говорит Мелия. - Я же ему посоветовала поговорить с этим человеком и побольше узнать про него". Когда он выяснил, что его жена тяжело больна и прикована к постели, от раздражения не осталось и следа. "Что поделать - человеческая природа такова, что мы склонны замечать вещи, которые лежат на поверхности, и не хотим углубляться", - резюмирует Мелия.

Если же, несмотря на проделанную над собой работу, коллега по-прежнему действует на нервы, надо переходить к активным действиям. "Лучше всего в доверительной беседе аккуратно обратить внимание человека на его привычку, не называя ее", - считает Пугачев. При этом фраза "Вась, как же от тебя воняет" - не самый лучший выбор. Лучше незаметно вывести Васю на беседу о том, как иногда бывает душно в офисе летом. "Человек сам все поймет", - говорит Пугачев.

Иногда бывает полезно придумать какую-то жизненную ситуацию вроде: "Я вот тоже раньше ходил в одном удобном свитере, а потом сорвал из-за этого встречу с клиентом, после чего хожу только в этой "удавке" - неудобно, конечно, но так я представительнее".

Однако такие намеки тоже не всегда действенны. Например, они не так хорошо работают в отношении экстравертов, которые, сами того не замечая, комментируют свои действия. Между тем эта привычка тоже может раздражать коллег. Такие есть в любом коллективе, и их очень легко узнать: "Где же этот телефон Петрова. .. Где же он у меня был? Вечно я куда-нибудь деваю все эти бумажки с телефонами. .. Ах, вот он. .. Сейчас я ему позвоню. .. " Дальше следует разговор с Петровым и после - обращение к коллегам: "Представляете, позвонил Петрову, а он мне говорит. .. " и т. д. С такими людьми эффективнее будет "обезличить проблему": обратиться к коллегам с предложением следить за "мыслями вслух". Еще лучше перевести это на себя: "Я стал замечать, что часто стал говорить сам с собой, давайте будем друг другу напоминать об этом".

Если же и намеки не проходят, то следует обратиться к начальнику или директору по персоналу. Вера Александрова на одном из предшествующих мест работы сидела в комнате с коллегой, которая очень громко говорила по телефону. На любые намеки она отвечала, что ее артистичный голос просто не позволяет ей общаться тише. "Через некоторое время я стала понимать, что, когда она поднимает трубку, я погружаюсь в ее разговор, машинально перебирая бумажки или уставившись в монитор", - говорит Александрова. Обращение к руководителю все решило моментально - артистичную сотрудницу пересадили в отдельный кабинет.

В то же время эксперты не советуют пользоваться анонимными посланиями коллегам. Скорее всего они будут написаны в раздраженной форме, что не разрешит проблему, а, наоборот, усугубит ее. "А потом директор будет удивляться, почему отличный специалист вдруг присылает заявление об уходе по электронной почте", - говорит Пугачев.

Если же коллега попался настырный и его ничего не берет, остается только одно: еще больше углубиться в работу и сократить количество общения с раздражителем. Давидович обычно рассказывает своим друзьям, озабоченным раздражающим коллегой, такую историю: он предлагает им представить соревнования двух легкоатлетов с одинаковыми характеристиками - вес, сила мышц, тренированность. И тут во время забега один бегун поворачивается к другому и начинает кричать, что его раздражает майка, манера бега и т. п. Кто прибежит первым? Конечно, тот, который просто бежит, поскольку он концентрируется на главном, даже если тоже считает, что майка соперника слишком открытая, а потому очень вызывающая. "Так же и в бизнесе: тот, кто постоянно думает о работе, а не о том, как сильно его раздражает коллега, добьется большего", - поясняет он.

Если вас раздражает коллега, с которым по рабочей необходимости приходится часто сталкиваться, попробуйте сразу установить с ним определенные границы в общении. Не стоит проявлять вежливость и идти на сближение с человеком, который вам не нравится, вы совершенно не обязаны это делать. Напротив, сохраняйте дистанцию с данным сотрудником. Общайтесь строго по работе.

Когда вам не нравится, что человек нарушает ваше личное пространство, прямо заявите об этом. Скажите, что вам намного комфортнее общаться на определенном расстоянии, и попросите впредь сохранять указанную дистанцию. Возможно, пару раз вам придется напомнить человеку о вашей договоренности, но в конце концов, если перед вами адекватная личность, желаемого эффекта вы добьетесь.

Возможно, вас раздражает манера вашего коллеги общаться. Если он проявляет несдержанность и позволяет себе переходить на личности, не стесняйте осаживать его и напоминать, что вы находитесь на работе, где следует демонстрировать поменьше эмоций, особенно негативных. Не бойтесь возникновения конфликта. Если вы проявите спокойствие и тактичность, правда будет на вашей стороне. В крайнем случае вы можете попросить руководство поставить вас в звено с другими людьми.

Будьте мудрее

Старайтесь сохранять спокойствие, даже если поведение вашего коллеги выводит вас из себя. Представьте между вами стену, которая не позволяет негативу, исходящего от человека, достигать вас. Возможно, такая визуализация поможет вам оставаться безучастным в присутствии раздражающей вас личности. Не поддавайтесь на провокации со стороны. Будьте сильнее и мудрее.

Постарайтесь лучше понять человека, который вам не нравится. Может быть, вы слишком критично настроены по отношению к нему. Попробуйте поставить себя на место вашего коллеги. Подумайте, о том, что у него могут быть объективные причины вести себя определенным образом. Будьте терпимее к другим. Может быть, вас раздражает в человеке то, что он совершенно непохож на вас. Такое отношение не совсем справедливо.

Не принимайте близко к сердцу то, что происходит с вами во время выполнения трудовых обязанностей. Осознайте, что работа - не вся ваша жизнь. Помните, что вы свободный человек и вправе самостоятельно менять место работы или профессию. Порой понимание этого снимает лишнее напряжение и помогает проще относиться к людям, с которыми приходится общаться по долгу службы.

Постоянно рассказывая сослуживцам о своих проблемах, вы вызываете в них чувство жалости и презрения одновременно. Вроде бы коллеги обязаны вас выслушивать, сочувствовать и предлагать свою помощь, но на самом деле они совершенно не хотят этим заниматься. Такая гремучая смесь рано или поздно может привести к тому, что, вместо того чтобы сопереживать вашим неурядицам, коллеги начнут срывать на вас раздражение. Кстати, постоянные просьбы о помощи действуют точно так же. Конечно, нет ничего зазорного в том, что время от времени вы просите сослуживцев помочь вам разобраться с бумагами или заменить вас на какое-то время, но не стоит превращать подобную практику в систему.

Сплетни

Бороться с желанием пересказать кому-нибудь особо пикантную новость довольно трудно. Но лучше использовать в качестве собеседника человека со стороны, например подругу или родственника, которые работают в другом месте.

Не стоит и слишком активно делиться с коллегами подробностями своей личной жизни. Это интересно далеко не всем, и многие злятся, когда их заставляют выслушивать рассказ о бесконечных перипетиях ваших отношений со свекровью, о состоянии вашего здоровья и об успехах ваших детей в школе.

Высокомерие

Для того чтобы прослыть зазнайкой, вовсе не обязательно общаться с коллегами свысока. Достаточно всего лишь не поддержать общий разговор или демонстративно уйти с корпоративной вечеринки. Присмотритесь к поведению ваших сослуживцев. Чем дольше существует коллектив, тем больше в нём различных традиций. Старайтесь не нарушать эти правила: если в отделе принято устраивать чаепития - купите пирог на всех, если полагается отмечать дни рождения сотрудников - не пропускайте эти праздники и обязательно устройте вечеринку сами, когда подвернётся подходящий случай. И конечно же, не забывайте здороваться. Ведь часто случайное пренебрежение правилами хорошего тона принимают за снобизм.

Неприятные запахи

Их главный источник - обеды, принесённые в офис. Лучший выход из этой ситуации - питаться в кафе, а не за рабочим столом. Но если уж не можете жить без домашней пищи, откажитесь от ароматных специй, чеснока, рыбы и других остро пахнущих продуктов.

В летнюю жару неприятный запах может исходить не только от еды на столах работников, но и от самих обитателей офиса. Поэтому не забывайте пользоваться дезодорантами и антиперспирантами.

Телефонные звонки

Резкие рингтоны и разговоры на личную тему в присутствии всего отдела тоже могут выводить из себя ваших коллег. А раз так, придётся уменьшить громкость звонка, выходить из кабинета, чтобы поговорить с подругой или мамой, и не оставлять телефон на столе, если вы отправляетесь по делам. Не повредит и соблюдение правил телефонного этикета при разговоре с сослуживцами. Если телефон зазвонил в то время, как вы общаетесь с кем-то, снимите трубку, честно признайтесь, что у вас посетитель, и договоритесь о переносе звонка. Если звонок слишком важен, чтобы его отложить, обязательно извинитесь перед тем, кто находится у вас в кабинете. Если вы никак не можете удержаться от комментариев после разговора по телефону, обязательно убедитесь, что ваш собеседник уже повесил трубку.

Как сдержать эмоции во время конфликта

Если в роли раздражителя выступает кто-то из ваших коллег, постарайтесь держать себя в руках. Если же конфликта избежать не удалось, соблюдайте несложные правила, которые помогут быстро погасить скандал.

1. Посмотрите на себя со стороны. Часто этого бывает достаточно, чтобы прекратить спорить.

2. Отодвиньтесь от оппонента. Иногда, для того чтобы разрядить ситуацию, достаточно всего лишь физически отойти в сторону. Ведь чем ближе собеседники стоят друг к другу, тем сильнее чувствуется накал страстей.

3. Разрядите обстановку. Шутка или нестандартная фраза, брошенная в момент конфликта, способна погасить ссору. Ведь тяжело ругаться с человеком, который настроен шутить!

4. Возьмите паузу. Если конфликт не удаётся погасить, просто уйдите. Скажите, что разговор будет продолжен завтра. Вы получите передышку, чтобы успокоиться, взять себя в руки и сформулировать свою позицию.

Работа - это не просто занятие, обеспечивающее определенный уровень дохода. Работа - это и самовыражение, и общение, и приобретение некоторого опыта в профессиональной сфере. Для кого-то самореализация в профессиональном плане не имеет особого значения, а для кого-то состояться как специалист, продвинуться по карьерной лестнице является чуть ли не смыслом всей его жизни.

Но, в любом случае, каждому трудящемуся хочется, чтобы его деятельность не только приносила доход, но и доставляла положительные эмоции. Однако, так бывает редко. Даже если человек работает по профессии, о которой он мечтал со школьной скамьи, удовольствие от работы могут испортить, например, начальник или коллеги. Ведь, пожалуй, самое трудное на работе - это построение отношений с коллективом. Коллеги - это не кружок друзей, которых объединяют если не общие жизненные ценности и интересы, то хотя бы взаимные расположение и привязанность. Коллектив - это объединение людей одной профессии или, скорее, одного рода деятельности. Соответственно, среди них могут быть те, с которыми приятно провести время и за пределами офисных стен, а могут быть и те, одно присутствие которых вызывает лишь отрицательные эмоции.

Можно, конечно, открыто выражать этим людям свою неприязнь, можно держать нейтралитет, но эти модели поведения не принесут облегчения, душевного спокойствия и равновесия. Малейшее столкновение - и будет взрыв. К тому же напряженная атмосфера отнюдь не способствует ни продуктивной работе, ни карьерному росту. Нужно попытаться изменить данное положение.

Как? Почти каждому известная мудрость гласит, что если не можешь изменить обстоятельства - измени свое отношение к ним. К описанному положению эти слова подходят как нельзя лучше. Итак, начать нужно с того, что попытаться проанализировать, почему тот или иной коллега вызывают неприятные . А затем объективно посмотреть на него и понять, оправданы ли эти чувства. Может быть, в коллеге раздражает более высокий профессионализм и стремление к карьерному росту - тогда испытываемое раздражение - не более чем зависть. А с ней нужно бороться всеми силами. И для начала признать, что коллега действительно отличный профессионал, и его амбиции небезосновательны. А затем подумать о том (если это действительно нужно), как развить подобные качества в себе. Может, стоит чему-то поучиться у "раздражителя"?

Возможно, коллега раздражает потому, что однажды он сделал какое-то неприятное замечание в Ваш адрес, косо посмотрел и т.д. Тогда нужно сказать себе, что его отношение - это его дело. Не хочет общаться - ну и пусть. А со своей стороны необходимо вести себя так, чтобы никто не смог упрекнуть в отчужденности - быть выше недостойных эмоций (даже если они оправданы).


Коллега может раздражать просто своим поведением или внешностью: манерой говорить, мимикой, движениями, или стилем одежды, запахом. И такое раздражение преодолеть очень трудно, поскольку, негативные эмоции возникают независимо от желания раздражающего или раздражающегося. Просто внешние проявления данного коллеги являются неприемлемыми, противоречат вкусам и эстетическому восприятию. Но ведь он в этом не виноват. Быть может, и Ваш голос или парфюм заставляет кого-нибудь передернуться. Поэтому в данном случае нужно просто не обращать внимания и чаще повторять себе, что на вкус и цвет, как говорится…

Раздражение могут вызывать и характер коллеги наряду с его жизненными ценностями, привычками, интересами. Тогда уж тем более не стоит поддаваться эмоциям - вы просто разные люди. К тому же никто и не обязывает вас быть друзьями. Но и тут, прежде чем выносить окончательную характеристику коллеге, стоит более внимательно к нему присмотреться, попытаться понять этого человека. Почему он так мыслит? Почему ему это интересно? Почему он поступает так, а не иначе? Возможно, что какую-то его мысль, какой-то прием в работе можно будет взять себе на заметку. Не стоит ограничивать себя только собственными взглядами и привычками. Иногда, если это не противоречит Вашим принципам, стоит вносить в свой характер и мировоззрение что-то новое.

Таким образом, каковыми бы ни были причины неприятных эмоций по отношению к коллеге или даже нескольким, не нужно спешить с поспешными выводами. Отношения между людьми - это труд. И для спокойной и гармоничной обстановки, в которой Вы находитесь, стоит потрудиться, не так ли?

«Меня безумно бесят мои коллеги: все как один (точнее, как одна) – тупые. Ну или мне так кажется. Я работаю в бухгалтерии, нас 8 человек в отделе, сидим мы отдельно от нашей организации, то есть целый день видим фактически только друг друга. Коллектив, конечно же, целиком женский, и это невыносимо: ни с кем ни о чем нельзя договориться, у всех то ПМС, то парень бросил, то ребенок заболел... Как выживать в таком коллективе? За день я ужасно устаю от коллег и от их бесконечных глупых разговоров. И еще очень скучно проводить всю жизнь в таком обществе. Вера, 28 лет».

Дорогая Вера!

Всегда полезно начать с себя и вспомнить поговорку: «Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав». Полезно подумать, где и что вы сами, возможно, сделали не так и ждете теперь то ли справедливого возмездия, то ли известия о том, как ваши просчеты навредили общему делу.

Еще вариант: вы чувствуете, что вас мало ценят, и поэтому бессознательно злитесь на коллег, обесцениваете их. Подумайте, имеют ли к вам отношение эти идеи. В общем, если коллеги вас так сильно бесят, это повод вспомнить про тень – мы , о чем обычно говорят сильные негативные чувства в чей-то адрес.

Но помимо (безусловно, очень полезного) анализа своей теневой стороны и проекций как еще вы можете себе помочь, чтобы улучшить свою жизнь на работе?

Маленький сплоченный коллектив

Вы пишете, что у вас небольшой коллектив. Это всегда проблема в условиях, когда нет ротации кадров и люди работают вместе долго. С одной стороны, все так притерлись друг к другу, что понимают с первого слова. С другой – многие процессы, необходимые для сохранения здорового климата в коллективе, в маленьких отделах как бы отмирают. Например, летучки, собрания, подведение итогов работы и тому подобное. Ведь кажется, что все и так на виду, к чему разводить лишнюю бюрократию. Но такие рабочие ритуалы нужны – они поддерживают в нас трудовой дух, еще раз обозначают наши профессиональные роли и помогают осознавать границы этих ролей. В маленьком коллективе, который обычно функционирует по семейному принципу, это особенно важно.

Играет роль и то, и как он это делает – просто для галочки, «для тонуса» (уже лучше!) или действительно видит хорошие решения, отмечает удачи?

В маленьком коллективе особенно сильна потребность в сохранении своей автономии. И важно, чтобы коллеги понимали друг друга, когда кто-то и, например, не ходит обедать в привычном составе.

Хорошо бы придумать какой-нибудь безобидный способ высказывать друг другу претензии и недовольство, которых у вас наверняка накопилось очень много.

Домашняя работа

Ну а в индивидуальном порядке можно попробовать себе помочь, проанализировав, что именно вас злит в коллегах. Если выяснится, что большинство ваших претензий к ним связано именно с работой, самое время обсудить это с вашим руководителем. Возможно, вы – тот самый бесценный сотрудник, который тонко чувствует все изменения в процессе, и ваше мнение поможет организовать работу лучше.

Если же вы поймете, что большинство ваших недовольств – личные, связанные с привычками и поведением коллег, а не с их профессиональными качествами и компетенциями, то – как минимум – вам пора в отпуск. А как максимум – имеет смысл подумать: «Что в моей жизни, кроме работы, идет не так?» Вы пишете о скуке на работе. Вряд ли в этом виноваты исключительно ваши «соседки по парте», ведь правда? Есть ли у вас возможность сделать свою работу здесь интереснее? Готовы ли вы ради этого взять на себя больше ответственности? Подумайте и об этом. И если поймете, что хотите большего, идите к руководству и прямо заявляйте об этом.