Как правильно пройти соборование в церкви. Соборование — что это за обряд и для чего он совершается. Зачем это нужно

Это Таинство имеет и другое название: Елеосвящение. У народа существуют большие предрассудки и заблуждения на теме этого обряда. Иные считают, что Соборование в православии подходит только для людей, близких к смерти, или после него в обязательном порядке наступает кончина. А другие верят в непременное исцеления от недуга после первого посещения ритуала. Ниже разберем понятие с церковной точки зрения.

Суть священнодействия

Священнодействие приобрело свое название от количества совершающих этот ритуал священников, то есть соборно.

Простые обыватели часто интересуются вопросом: «Как проходит таинство соборования?» Обряд заключается в помазании тела человека специфическим освященным маслом (елеем) с целью призыва Божьей благодати , прогоняющей душевную и физическую немощь. К тому же верующий, прошедший этот обряд, получает прощение своих греховных поступков, которые незаметно, в силу нашей грубости и расслабленности, прошли мимо нашего сознания. Например, человек способен просто забыть о своем преступлении или не знать, что поступок им является.

О грехах:

Интересно! Соборование - это обряд, который находит свое предназначение уже в апостольские времена. Апостол Иаков утверждает, что церковные пресвитеры, молясь над больным и помазав его маслом, являлись орудием Господа, который имеет силы вылечить смертельно больного и простить все грехи.

В истории служении существует колоссальное количество примеров божественного исцеления после проведения таинства соборования. Люди совершенно выздоравливали после таинства физически и душевно. Однако нет абсолютной гарантии в том, что обряд поможет каждому.

Соборование - это священнодействие с целью избавления от грехов и недугов, оно проводится семью священнослужителями. Это количество несет символическое значение для полноты православной Церкви. Таинство состоит в прочтении именно семи отрывков из апостольских наставлений, повествующих об чудесных исцелениях, покаянии, сострадании и необходимости упования в могущество Всевышнего. После каждого прошения в молитвенном смирении больному совершают семикратное помазание елейным маслом.

Важно! Церковь разрешает проводить Таинство Соборования и одному священнику, но в том случае, если он способен совершать священнодействие от лица собора.

Таинство Соборования

История возникновения

Этот ритуал, как и многие другие, обязан своим появлением евангельским временам. Сам Иисус Христос установил его, призвав учеников и наделив их властью над дьявольскими созданиями. Апостолы ходили и проповедовали чистосердечное покаяние, изгоняли демонов из тел больных, мазали их елеем. Доказательства этих слов находят на страницах Евангелия от Марка, поэтому утверждается, что священнодействие существовало до Голгофы и помогало физически и психически больным.

О таинстве елеосвящения упоминает и апостол Иаков в своем авторитетном послании.

С XV в. для таинства был введен особый богослужебный чин, который определял последовательность самого процесса соборования. Порядок постоянно видоизменялся, становился более широкоформатным и фиксированным.

  • В III-IV в. молитвы включали в себя чистые просьбы у Бога сделать масло целебным при помазании и употреблении в пищу. Служение в тот период проводилось епископами.
  • Византийские богослужения VIII в. отличаются продуманной последовательностью процедуры. Соборование в православии начинается с обращения к Святому Отцу, врачевателю всякой больной души. Первые слова называются церковью формулой этого таинства.
  • Елеосвящение давно стало восприниматься как священное действие и в православии, и в католицизме. Традиция проводить именно семь ритуалов пришла в учение Востока из западной Церкви.

В каких случаях обращаться к таинству

Елеосвящение проводится над православными старше семи лет, телесно и душевно болеющими. К последним относят тяжелые психологические расстройства (уныние, скорбь и полное отчаяние). Православие называет причинами этих состояний нераскаянные грехи, часто неосознаваемые людьми. Священнослужители утверждают, что соборование в церкви предназначается не только для тяжелобольных, но и для относительно здоровых людей.

Важно! Елеосвящение недопустимо, если человек находится в бессознательном состоянии или ведет себя агрессивно.

Здоровым людям рекомендуют проходить этот обряд не чаще одного раза в год. Самым подходящим временем здесь является Великий Пост . В это время повышаются шансы полностью исцелиться и получить прощение греховной деятельности. Однако человеку нужно знать о том, что православное соборование само по себе не обязано избавить от грехов и болезней, но если молитвы Господу возведены от чистого сердца, шансы повышаются многократно.

О покаянии в грехах:

Принципы обряда

Перед проведением соборования верующим следует причаститься и исповедаться перед священнослужителем. Эти условия необходимо повторить и после ритуала. Рекомендуется приобрести свечу, а если соборование проходит в Великий пост — соблюдать его по мере сил. Церковные служители подготавливают специфические предметы для проведения священного таинства.

В ритуале необходимо присутствие следующих вещей:

  • Столик (аналой), покрытый чистой скатертью.
  • Зерна любого злака, располагающиеся на блюде. Это символ здоровой жизни, физического и духовного обновления.
  • Семь свечей.
  • Специальный сосуд, где будет освещаться елей.
  • Семь палочек, обернутые ватой.
  • Растительное или оливковое масло.
  • Символизирующее кровь Христа небольшое количество вина.
  • Евангелие и крест также необходимы в процессе ритуала.

Традиционно Таинство Соборования проводят в храме, исключением может стать приход батюшки в дом к немощным православным. Если у больного нет возможности посетить церковь, священники сами навещают его в доме. Процедура практически не отличается от таковой в монастыре или церкви. На дому участвуют все родные, которые тоже будут помазаны.

Перед началом священнодействия в храме прихожане зажигают принесенные свечи. Таинство соборования разделяют на три этапа - пение молебна, освещение елейного масла и помазание.

Таинство Соборования

Как проводится обряд в настоящее время

Правила проведения современного Елеосвящения значительно отличается от древнего способа. Отсюда возникают многочисленные предрассудки и недоверия со стороны некоторых людей.

  • Для первой части характерны молитвы и перечисление имен пришедших. Соборование начинает с фразы, восхваляющей Нашего Отца. Далее, обряд напоминает утреннюю службу Великого Поста в укороченном варианте.
  • Вторая часть таинства соборования наполняется процедурой освящение елея для помазания. В отдельном сосуде смешивается вино, символизирующее кровь Господа, и растительное масло. После этого зажигают свечи , а батюшка читает специальную молитву для придания елею качеств божественного исцеления.
  • В завершение, служители церкви читают апостольские послания, молятся о прощении греховных поступков и выздоровлении больных, совершают помазание всех собравшихся на таинство. Последняя часть повторяется семикратно, но каждый раз произносится иной отрывок из Евангелия. Далее, прихожане окружают священников, которые молятся и прикладывают к челу каждого раскрытую святую книгу. Верующий должен поцеловать Писание и поклониться всем присутствующим.

Действия после ритуала

Пройдя соборование, православный верующий обязан причаститься и забрать в собственный дом злаки, используемые в моменты таинства, и освященное масло. Эти остатки добавляются в пищу, а елеем помазывают места, требующие лечения. Однако в древности существовали другие правила. Церковь запрещала уносить с собою остатки злаков и масла - их попросту сжигали.

Важно! В настоящее время пища бросается в огонь в том случае, если она осталась до начала нового таинства.

Прихожане, с чистой совестью прошедшие обряд соборования, отмечают значительное эмоциональное облегчение. Физическое состояние также улучшается. Церковь уверяет, что ежедневные молитвы, приходы и постоянные прохождения елеосвящения способствуют оздоровлению телесной оболочки.

Людям необходимо отказаться от стереотипа, утверждающего предназначение ритуала только для тяжелобольных. Это мнение является пережитком прошлого и совершенно не соответствует Священному Писанию. Апостолы стремились именно к исцелению в процессе обряда соборования, а не «последнему помазанию».

Многие прихожане воспринимают таинство как способ непременного выздоровления, но, в большинстве своем, вообще не исповедуются и не причащаются. Это чревато снижением веры у рассчитывавшего на чудо человека, который не получил желаемого целебного результата. Священнослужители отмечают: «Исцеление есть дар Всеблагого Господа, а не физический результат действия». Только искренне обратившие взор на очищение и всепрощение получают чудодейственное вознаграждение.

Люди, чувствующие скорую кончину, имеют страх перед Таинством Соборования. Они предполагают, что покинут мир сразу после обряда, но сроки жизни определены Творцом, и душе нужно заботиться о переходе в обитель Господа, исповедуясь и причащаясь. В случае приближающейся смерти для умирающего обязателен обряд соборования.

Совет! Если вы опоздали на процессию, разрешается принять в ней участие тем, кто хоть раз проходил елеосвящение. Однако священнослужители рекомендуют перенести участие.

Отличия Миропомазания и Соборования

Церковь разделяет два этих понятия как абсолютно различные.

Миропомазание проводится сразу после совершения Крещения и предназначается для взращивания и укрепления в духовном самосовершенствовании. Таинство совершается отдельно, если оно направленно в сторону человека, имеющего другую религию.

Внимание! И елеосвящение, и миропомазание следует отличать от Всенощной - вечерних богослужений перед большим праздником. Люди нередко принимают подготовительные работы за некоторое священное действо. Всенощное помазание и благословение злаков не является таинством.

Елеосвящение (соборование) - церковное таинство, направленное на исцеление недугов и избавление от последствий греховных деяний. Искренне раскаявшись во время ритуала, человек получает шанс обрести здоровье и духовную связь с Творцом. В ходе обряда от прихожанина не требуется особенных навыков, он просто должен проявить смирение и откровенность.

Соборование проводится как в храме, так и в доме, но обязательно под начальствованием священнослужителя.

Посмотрите видео о соборовании


В первые четыре дня Великого поста утренние (кроме понедельника) в храмах совершаются особые великопостные утренние богослужения, читаются часы. Вечером - совершается чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского. Собранные воедино события ветхозаветной и новозаветной истории излагаются с глубоким сердечным сокрушением, предлагая Христианам спасительные уроки покаяния и деятельного обращения к Богу...

_____________________


ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ КОЛИВА

В первую пятницу Великого Поста Литургия Преждеосвященных Даров совершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо - смесь вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздаётся верующим.

Молебен пред чудотворной иконой Божией Матери "Семипалатинско-Абалацкая" в этот день не служится

______


ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ - по окончании вечернего великопостного богослужения

_________

В ЭТОТ ДЕНЬ МНОГИЕ, КТО ИСПОВЕДОВАЛСЯ ВЧЕРА СТАРАЮТСЯ ПРИЧАСТИТЬСЯ

Суббота первая Великого Поста. Память Феодора Тирона

и совершенного им чуда: язычники специально осквернили пищу на рынках Константинополя, но благодаря предупреждению великомученика верующие смогли сделать запасы и не покупать оскверненную еду. Именно поэтому, накануне, в пятницу вечером, освящалось коливо в память о чуде.

__________

Первое воскресение Великого Поста


Имя первого Воскресенья Великого поста так красиво звучит, что и не сведущий в истории праздника человек ощущает прикосновение к великому смыслу - Торжества Православия.

Это первая торжественная служба Великого Поста, когда слышишь, как на колокольне трезвонят “во вся тяжкая” колокола… и становится так радостно, что наше православие такое могучее и просторное. И ты целиком ощущаешь, что такое “Торжеством Православия”...

_________


По будням Литургия не совершается , причащаются только в среду и пятницу ранее освященными Дарами.

Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище. Нужно посещать также и особые службы поста, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Главная из числа особых служб – это литургия Преждеосвященных даров

(младенцев за такой Литургией не причащают)

Соборование - Таинство, врачующее душу и тело

Великим постом во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Как к нему подготовиться? И можно ли совершать это Таинство на дому?


“Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак. 5, 14 - 15).

Соборование не совершается над младенцами , потому что у младенца не может быть сознательно совершенных грехов.

Ни с каким другим таинством не связано столько суеверий и предрассудков, как с соборованием. Говорят, что после соборования нельзя вступать в брак, нельзя мыться, есть мясо, нужно поститься по понедельникам; а главное - что принимать это таинство можно только умирающим. Все это неправда!

Это не напутствие на тот свет , но исцеление для этой жизни в покаянии. Оно ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, “многих больных мазали маслом и исцеляли” (Мк. VI, 13).

Таинство Елеосвящения , одно из семи таинств Церкви, состоящее в помощи болящим, чающим выздоровления от недугов телесных и душевных, и дарует больному прощение забытых не исповеданных грехов (но не сокрытых сознательно). Из-за несовершенства памяти человек может исповедовать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность Соборования. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней - грехе.

Православный писатель XIX века Евгений Поселянин писал: “Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью... Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, я могу прибегать к соборованию ”.

Часто миропомазание путают с соборованием. Помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной не является Церковным Таинством.

Кроме этого Соборование, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь, в той мере, в какой это по смотрению Божию необходимо для спасения болящего. Поэтому соборование не отменяет употребления лекарственных средств , Господом данных, для врачевания наших болезней.


ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ:

как подготовиться к соборованию?

В нашем храме Соборование начинается в 8:30 .

Но перед тем как принять участие в этом Таинстве, Вам необходимо прийти заранее и подготовиться. Совершение этого Таинства - платное. Но надо не только оплатить, но и чтобы ВНЕСЛИ ВАШЕ ИМЯ в список соборующихся. Потом эти имена священник будет несколько раз читать при совершения Танства Соборования.

Поэтому надо сначала подойти к церковной лавке.

Также надо приобрести свечку , которую Вы будете держать в руках во время всего Таинства Соборования. Оно продолжается около 1 - 1,5 часов. Если Вы собираетесь взять эту свечку с собой (после Таинства), то желательно приобрести большую свечу.

Также прежде возьмите либо 2 больших носовых платка, либо 2 куска хорошо впитывающей ткани (марли ) - один нужен будет для того, чтобы вытирать излишки масла с рук и лица, другой, чтобы закрепить его на горловине, чтобы масло не стекало на одежду .

Женщинам нужно взять еще и головной платок (учитывая, что лицо будет замаслено и волосы поправить будет очень трудно).

Также обычно приносят с собой бутылку масла (на ваше усмотрение, большую и маленькую, домашнее масло или из магазина).

Главное - прежде её открыть (крышку, желательно запрятать в своем кармане). И поставить на столик для соборование (в центре). Хорошо бы вашу бутылку подписать , чтобы без труда её найти среди остальных.

Одеться надо так, чтобы шея была хорошо открыта и можно было расстегнуть кофточку на груди – будут помазывать маслом. С рукавов не должны свисать висюльки и бахрома – тыльная сторона ладоней также будет помазываться. Лоб должен быть открыт для того же.

Не надевайте золота на шею и пальцы, браслеты также выпачкаются и будут мешать.

После соборования не забудьте забрать вашу бутылочку с маслом.

Это масло можно понемногу добавлять в пищу. Также освященным елеем можно помазывать (крестообразно) больные части тела. Это масло, как и крупа, используются понемногу на протяжении всего года – до следующего поста.

Свечу после соборования нужно забрать домой и зажигать для себя (и своих близких) в случае болезни или другой серьезной необходимости с молитвой.

Использованную бутылку от масла надо сжечь.

Также поступить и с платочками и тряпочками, которыми вы вытирали излишки масло на лице во время Соборования.


Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов.

Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Соборования

Как происходит соборование?

В центре храма ставится аналой с Евангелием. Рядом столик, на котором стоит сосуд с елеем на блюде с пшеницей. В пшеницу ставится семь зажженных свечей и семь кисточек для помазания - по числу читаемых отрывков из Священого Писания.

Все соборующиеся держат в руках зажженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос - свет в нашей жизни.

Возгласом "Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков" начинается молитвословие с перечислением имен соборующихся. Затем священник вливает в сосуд с маслом вино и молится об освящении елея, ради исцеления и очищения плоти и духа тех, кто будет им помазан.

Соборование обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего, может быть преподано и на дому.

Когда таинство совершается в домашних условиях, то необходимо сделать следующие приготовления: в комнате больного, перед иконами, поставить стол, покрытый чистой скатертью. На стол ставится блюдо с зернами пшеницы (при отсутствии ее можно заменить другими злаками: рожью, просом, рисом и т. д.).

Посреди блюда на пшеницу устанавливают сосуд в форме лампады (или просто чистый стаканчик) для освящения елея. В пшеницу ставят семь свечей. В отдельных сосудах (пиалках или стаканах) ставят на стол чистое масло и немного красного вина.

Вино в масло вливается в память о милосердном самарянине, о котором рассказал Господь в Свое притче: как некий самарянин сжалился над человеком, избитым и ограбленным разбойниками, и "перевязал ему раны, возливая масло и вино" (Лк. 10:34), а добавляемое в него в небольшом количестве вино – символизирует Искупительную Кровь Спасителя. Соединение елея с вином делается в подражание тому врачевству, какое употребил для болящего самарянин.

Кроме вина и масла при совершения Таинства Собрования используются зерна пшеницы или пшена. Эти зерна символизируют зародыш жизни, а по смерти тела - воскресение.


Итак, звучат песнопения, это молитвы, обращенные к Господу и святым, которые прославились чудесными исцелениями. Затем следует чтение отрывка из посланий апостолов и Евангелия, рассказывающего нам очудесных исцелениях болезней. После чего священники каждого крестообразно помазуют освященным елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон. Это делается в знак очищения всех наших пяти чувств, мыслей, сердца и дел рук наших - всего того, чем мы могли согрешить.


Сказанное в последовании: “елеем святым дал еси образ Креста Твоего” показывает, что самые болезни верующего таинственно объединяются со Христовыми страданиями, служа болезненным, но благотворным напоминанием о них, истинным состраданием, а при духовном подвиге и молитве и причастием страданий Его.

Перед каждым помазанием священник изливает душу свою в молитве пред Господом, чувствуя свое недостоинство и величие таинства, и нужды болящего, как зеркало собственных немощей, и вспоминает многочисленные примеры помилования грешников и исцелений в Ветхом и Новом Заветах.


При каждом помазании читается молитва: "Отче Святый, врачу душ и телес, пославый единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего и от смерти избавляющего, исцели и раба Твоего (или рабу Твою) от обдержащие (охватившие) его (или ее) телесные и душевные немощи и оживотвори его (или ее) благодатию Христа Твоего"... Далее следует молитвенное призывание Пресвятой Богородицы, Животворящего Креста, Иоанна Крестителя, апостолов и всех святых.


Во время помазывания масло настоятель храма на колнеях читает молитву о даровании здоровья и перечисляет имена людей, учавствующих сейчас в Таинстве Соборования.


Затем священники возвращаются на свои места. Снова читаются молитвы, поются специальные песнопения, и опять же читаются отрывки (но уже другие) из Апостолов и Святого Евангелия. После священники опять крестобразно помазывают святым елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон.


И так всего семь раз. Каждый раз читаются другие отрывки из Апостолов и Святого Евангелия. (Какие отрывки из Апостолов и Св. Евангелия читаются, какой смысл этих чтений - читайте ниже)

Заканчивается Елеосвящение соборующихся возложением Евангелия на головы, держа его письменами вниз, как бы исцеляющую руку Самого Спасителя - на голову больного и при этом молит Господа о прощении всех его грехов: "Господи Иисусе Христе, не мою руку грешную полагаю на головы пришедших к Тебе просить оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, которая в этом Святом Евангелии, и молю Тебя с ними, Спаситель наш, Сам прими рабов Твоих кающихся и подай им прощение..."


От Соборования нельзя ожидать немедленного выздоровления. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Некоторые люди воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет... Последствия тут могут быть весьма печальными– не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нeт!

Благодать в любом случае действует через освященный елей, но действие это обнаруживается, по смотрению Божию, неодинаково: одни совершенно исцеляются, другие получают облегчение, в третьих пробуждаются силы для благодушного перенесения болезни. Прощение же грехов, забытых или неосознанных, всегда даруется соборующемуся.

Исцеление - это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций женщины в период регулярной немощи не приступают к соборованию, как и к любому другому таинству.

ЧТЕНИЕ АПОСТОЛОВ И СВЯТОГО ЕВАНГЕЛИЯ НА СОБОРОВАНИИ

Первое чтение - Послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения (Иак. 5, 10-16). Евангелие (Лк. 10, 25-37) о самарянине, который милосердствовал к ближнему, израненному разбойниками. Вслед за тем, вспоминая благодеяния Божии человеческому роду, просвещенному и искупленному Им, и благодать служения, данную пророкам и апостолам.

Второе чтение - Рим. 15, 1-7, где апостол Павел повелевает сильным носить немощи слабых и, по примеру Христа, угождать не себе, но ближнему, во благое, взывая к Богу терпения и утешения. Он внушает, что все члены Тела Христова должны единодушно славить Бога.

Во втором же Евангелии (Лк. 19, 1-10) речь идет о мытаре Закхее, обратившемся к вере при посещении его Иисусом Христом.

Третье чтение - 1 Кор. 12, 27-13, 8, где сначала исчисляются различные служения членов Церкви Христовой, а затем превозносится превыше всего любовь как главная цель и средство христианской жизни. В третьем Евангелии (Мф. 10, 1, 5-8) повествуется о послании учеников на проповедь в Иудею, когда Господь дал им власть изгонять нечистых ду́хов, исцелять всякий недуг и воскрешать мертвых.

В четвертом чтении - 2 Кор. 6, 16-7, 1 - апостол Павел называет верующих храмами Бога Живаго и призывает их очиститься от всякой скверны плоти и духа, "совершая святыню в страхе Божием".

В последующем евангельском чтении (Мф. 8, 14-23) повествуется об исцелении Самим Спасителем тещи Петровой, лежавшей в горячке, а также многих бесноватых, во исполнение пророчества Исаии, который говорит: "Он взял на Себя наши немощи и понес болезни" (Ис. 53, 4).

В пятом апостольском чтении - 2 Кор. 1, 8-11 - апостол Павел ставит в пример свое избавление Господом посреди гонений, когда он уже не надеялся остаться в живых, и заповедует уповать на Бога.

В соответствующем Евангелии (Мф. 25, 1-13) приводится притча Господня о пяти мудрых и пяти неразумных девах, не приготовивших елея к встрече Жениха и оставшихся потому вне брачного пира - Царства Небесного. "Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий", - призывает Господь в заключение этой притчи.

В шестом чтении Апостола - Гал. 5, 22-6, 2 - апостол Павел исчисляет духовные плоды, внушая пастырям, чтобы они исправляли согрешающих в духе кротости. "Носите бремена́ друг друга, и таким образом исполните закон Христов", - призывает он.

В Евангелии от Матфея (15, 21-28), читаемом затем, повествуется о великой вере жены хананейской, дерзновенным усилием испросившей здоровья своей дочери.

Ряд чтений из Посланий святого апостола Павла завершается отрывком из 1 Фес. 5, 6-19, содержащим призыв апостола к верным утешать малодушных, поддерживать слабых, прощать зло. "Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте", - взывает он к нашим сердцам.

Наконец, святой евангелист Матфей (9, 9-13) повествует о том, как он был из мытаре́ призван Господом и соделался апостолом, и приводит слова Иисуса Христа роптавшим на Него фарисеям: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию".

О СОБОРОВАНИИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

В каких случаях человеку необходимо пособороваться? До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.

Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние), ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.

Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого поста.

Как часто можно прибегать к Таниству Соборования?

К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

А как нужно готовиться к Соборованию?

Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и, естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Как частный случай можно сказать и о том, что, помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству.

Означают ли процитированные вами слова апостола Иакова: «Если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким, как Соборование?

Нет, конечно, Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.

– Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы?

Елей можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно. Можно им пользоваться и тем, кто не соборовался (нет никаких указаний в уставе о том, что это запрещено), но только это не заменяет участия в Таинстве. Но бывает так, что люди забывают про него, а потом люди спрашивают, куда девать прогоркшее масло. Так что в другой раз не смущайтесь, если все будут брать, а у Вас не будет такой необходимости - это не обязательно. Использованную бутылку от масла надо сжечь. Также поступить и с платочками и тряпочками, которыми вы вытирали излишки масло на лице во время Соборования.

Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию. Хотите – прорастите, хотите – пирожок из них испеките, если их достаточно, - тут нет никаких указаний церковного устава.

– Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время всенощного бдения. В чем их отличия?

Миропомазание и Елеосвящение – это два совершенно различных Таинства. Миропомазание совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается отдельно; предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии (к примеру, из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений), действительность Крещения которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными.
Безусловно, и от того и от другого Таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время всенощной и которое люди, только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее, иногда принимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен предыдущей всенощной, когда совершалась лития - часть богослужения, во время которого совершается благословение пшеницы, вина, елея и хлебо́в. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание на всенощном бдении. Повторим, это не является церковным Таинством.

________________________

Все по делу у вас. Спасибо и удачи. Воронеж

________________________

Очень интересный сайт!!! Храм помню с детства... В этом Храме меня крестили и моих детей тоже. И в 09г мужа окрестил о.Феодор. Очень благодарна ему... Публикации интересны и познавательны.Я теперь частый гость... Магадан

___________________

Пост, воскресный день, путешествие в Вифлеем. Что еще нужно для души? Молитва. Спаси Господи батюшка Федор Вас и сотрудников сайта за вашу заботу о наших душах, сердцах и умах. Светлана

____________________

Здравствуйте! Сегодня увидела объявление в храме о том, что существует сайт у нашего Воскресенского собора. Так радостно и приятно посетить сайт, каждый день теперь буду заходить на сайт нашего храма и читать душеполезную литературу. Спаси Господи всех трудящихся в храме! Спасибо Вам большое за вашу заботу и труды! Юлия

______________________

Неплохой дизайн, качественные статьи. Ваш сайт понравился. Удачи! Липецк

Чтобы правильно подготовиться к Соборованию, важно не столько ужасаться своим телесным недугам, сколько уделить внимание собственной душе. Необходимо духовное усердие и ясное представление о том, что подается в Таинстве Елеосвящения. К сожалению, даже тяжелобольные люди не всегда понимают, что испытывают острую нужду в этом Таинстве. Многие приступают к Соборованию потому, что так принято, потому, что на этом настояли родные или в храме назначен день общего Соборования, и вот, мы идем вместе со всеми как бы на всякий случай, по принципу: «Мало ли, вдруг в чем-то поможет». В таком случае у человека нет ни достаточной веры, ни усердной молитвы, чтобы принять предлагаемый в Елеосвящении дар.

Из Евангелия нам известно, что Господь Иисус Христос часто не совершал чудес по неверию людей (Мф. 13, 58; Мк. 6, 5-6). И именно сила веры часто выделяла отдельных людей из многих приближавшихся к Нему. Так, когда Христа окружала и теснила толпа народа, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, с верой прикоснулась к краю Его одежды и тотчас получила исцеление. Спасителя теснило множество людей, а исцеление получила только одна, та, которой Он Сам сказал: Вера твоя спасла тебя; иди с миром (Лк. 8, 48). Слепец Вартимей, сидевший у Иерихона, узнав, что мимо проходит Христос, стал громко кричать: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня . И хотя многие заставляли его замолчать, он не переставал просить о помиловании, и в итоге Господь исцелил его, сказав: Иди, вера твоя спасла тебя (Мк. 10, 46 – 52).

Итак, Спаситель исцелял во время Своей земной жизни, когда видел твердую веру и неотступную молитву. То же самое происходит и теперь, когда человек ищет исцеления, участвуя в Таинстве Елеосвящения. В Священном Писании сказано: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). Значит, Он подает те же дары, так же исцеляет. Но и от нас в свою очередь требуются, как требовались от людей тогда, – искренняя вера и горячая просьба. Поэтому важно осознать именно личную потребность в Таинстве Елеосвящения. А, как сказал апостол Иаков, молитва веры (то есть исполненная глубокой веры) исцелит болящего .

Итак, важно иметь правильный внутренний настрой. Здесь можно выделить несколько составляющих. Во-первых, как мы уже сказали, должно иметь горячую веру и возносить искреннюю молитву. Готовясь к Соборованию, хорошо читать акафисты Спасителю, Божией Матери и святым, прославившимся чудесным врачеванием болезней, например великомученику Пантелеимону и вообще тем святым, чья память особенно близка нам. Таким образом, душа заранее располагается к принятию дара исцеления, подаваемого в Таинстве Елеосвящения.

Во-вторых, мы должны иметь сердечное сокрушение о своей греховности. Перед Соборованием хорошо исповедаться. А в Таинстве Елеосвящения нам отпустятся забытые или совершенные по неведению грехи, поэтому соборующемуся человеку необходимо иметь покаянное настроение души: стоит вспомнить всю свою жизнь, соделанные неправды и причиненные ближним обиды и помолиться Богу о прощении допущенных грехов. Соборующийся должен и сам простить своим ближним, если кто чем его обидел. Ведь Господь сказал: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14 – 15). Как же мы хотим получить на Елеосвящении отпущение грехов, если не простим своих ближних?

В-третьих, важно научиться более бдительно относиться к себе, к своему внутреннему миру, побеждать грех при его первом появлении – в мыслях или чувствах. Причина наших бед часто заключается внутри нас, поэтому необходимо постоянно очищать свое сердце. Для этого Святые Отцы заповедуют чаще произносить краткие молитвы, например молитву Иисусову: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго , молитву мытаря: Боже, милостив буди ми грешному, или равнозначную ей:Боже, очисти мя грешнаго, либо коротко: Господи, помилуй, а также Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго; Богородице Дево, радуйся и другие. Важно научиться побеждать грех в зародыше, распознавать первое греховное желание. Постоянная обращенность души к Богу, бдительное хранение себя от греховных мыслей и чувств вместе с терпеливым несением своего жизненного креста станет достойным приготовлением верующего к Таинству Елеосвящения.

И еще, в-четвертых, каждому из нас предстоит, возможно, самое непростое – вверить всего себя, свою жизнь и здоровье в руки Божии. Духовная жизнь невозможна при потребительском отношении к Божиим дарам. Для христианина главное – общение с Богом и приобщение к Его вечному Царству, а свое земное благополучие мы вверяем святой Божией воле. Поэтому, готовясь к Елеосвящению, с верой и горячей молитвой прося исцеления, мы предаем себя в руки Божии, будучи уверены, что Бог дарует искреннему христианину много больше, чем простое телесное исцеление, и само по себе физическое здоровье – не самоцель.

Сила трех Таинств

Есть замечательная традиция, согласно которой верующий христианин участвует подряд в трех Таинствах: Исповеди, Соборовании и Причащении.

Любая тяжелая болезнь есть своего рода знак, призыв обратить взор от временного к вечному. Ведь во время болезни ослабевает наша тяга к земным наслаждениям, а главное, мы начинаем ясно видеть всю зыбкость, непрочность материальных благ и ценностей этого мира. Но чтобы обрести ценности вечные, необходимо освободиться от груза грехов – это происходит в Таинстве Исповеди. Как полагают толкователи Священного Писания, исповедание грехов заповедуется святым апостолом Иаковом в непосредственной связи с Елеосвящением: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак. 5, 16).

Какой же смысл в исповеди перед Соборованием? Мы уже говорили, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые и совершенные им по неведению грехи. Но как Господь отпустит грехи, если в душе не будет покаянного настроения? Прекрасно поступают те, кто исповедуется во грехах перед Елеосвящением. В таком случае человек поступает искренно и чистосердечно – он старается исповедать все, в чем погрешил, но если чего-то не смог вспомнить, это изгладится благодатью Соборования.

Впрочем, если мы не успели исповедаться до Елеосвящения, можно сделать это после. Только не отлагая на долгое «потом», не забывая, что в духовной жизни промедление бывает в прямом смысле смерти подобно, и эта смерть, увы, уже вечная. Постараемся не уподобиться одному дореволюционному предпринимателю, который однажды опасно заболел. Его родные, видя, что он может не пережить болезни, уговорили его пригласить священника для напутствия Святыми Дарами. Батюшка пришел, но в ту же минуту больной получил телеграмму, согласно которой требовались его распоряжения по торговым делам. Тогда больной удалил священника, занялся торговыми распоряжениями и внезапно умер. Так долговременная привычка не позволила человеку обратиться к Богу даже перед самой смертью.

И в нашей жизни часто оказывается, что, когда мы здоровы, нам некогда участвовать в Таинствах Церкви, а когда заболеем, то для духовной жизни уже просто нет сил. Важно преодолеть свою косность, разорвать этот порочный круг, а для этого предпринять внутреннее усилие, помня слова Спасителя:Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Господь милостиво принимает человека, потрудившегося при всей своей немощи для жизни духовной.

В Таинстве Исповеди христианин очищается от скверны совершенных грехов, а в Таинстве Елеосвящения освобождается от их последствий: получает исцеление немощей души и тела, а также прощение грехов забытых или совершенных по неведению.

А в Таинстве Причащения человек обретает величайшее сокровище – соединяется со Христом в жизнь вечную. И как ночной мрак рассеивается с появлением первых солнечных лучей, так и угнетающие душу мысли исчезают, когда мы достойно принимаем Святые Таинства. После святого Причастия чуткая душа ощущает удивительный мир, чистоту, подлинное освобождение от оков греха и земной суеты. Достойно причащающийся христианин обретает рассудительность, мудрость.

Когда автор этих строк учился в Московской Духовной семинарии, то часто навещал одну старицу, монахиню Нину, которой было уже больше восьмидесяти лет. Она мучилась многими болезнями, ноги ее были покрыты язвами, так что она почти не могла ходить. От боли и одинокой жизни ее иногда одолевали ропот, сомнения, тревоги. Но когда она исповедовалась и причащалась Святых Таин, – а причащалась она на дому, – в этот момент с ней всегда происходила удивительная перемена. Только что перед тобой был старый, утомленный человек, а после того как она, исповедавшись, принимала Святые Таины, из ее глаз исходил удивительный свет, и в этой умиротворенной и просветленной душе уже не было ни тени смущения, ропота, тревог. Этот свет теперь согревал других, и ее слово после Причащения становилось совершенно особенным, так что она теперь укрепляла ближних.

Так Святой Дух в Таинствах Церкви дарует человеку чистоту, а чистота – это незамутненное, ясное видение всего и всех, чистое восприятие жизни. Даже обладая всеми сокровищами мира, человек не может стать счастливым и не станет им, если не обретет сокровища внутреннего, не проникнется благодатью Святого Духа. Этот неизреченный дар святая Церковь предлагает человеку в трех упомянутых Таинствах.

После Соборования

В самом начале совершения Таинства освящается елей, которым священники затем семь раз помазывают верующих. По совершении Соборования святой елей обычно остается в достаточном количестве и его раздают всем желающим. Святое масло наливается в маленькие пузырьки, которые, принеся домой, необходимо хранить в достойном месте, рядом со святой водой и другими святынями. Для чего оно нам нужно? Соборным маслом, как его еще называют, можно помазываться в случае болезни, с верой обращаясь к Богу и молясь о выздоровлении. Святым елеем можно просто крестообразно помазывать свое чело (то есть лоб) каждое утро после прочтения утренних молитв, со словами: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь, испрашивая у Бога благословения на день грядущий.

Таким образом, хотя Таинство «прошло», но освященный елей остался, им можно помазываться, и потому Елеосвящение продолжает приносить свои плоды.

Летом 2005 года иеромонах Иоанн соборовал более десяти спецназовцев, отправлявшихся в Чечню. В напутствие он дал им освященное масло, и каждое утро, перед выходом на боевые задания, командир группы помазывал военных святым елеем. Солдаты запомнили эту поездку как совершенно особенную – словно кто-то невидимый их ограждал и им помогал, а командир впоследствии говорил: «Все это время мы были как у Христа за пазухой».

Итак, Таинство Елеосвящения не только освобождает от прежних недугов, но посредством освященного елея, которым с верой помазываются христиане, ограждает от возможных искушений, охраняет от болезней и телесных увечий.

Соборование (Елеосвящение) - одно из семи значимых великих Таинств Церкви, в котором молитвенно испрашивается благодать Божия и болящий помазывается освящённым маслом во исцеление телесных и душевных недугов. Совершается собором (7) или одним священником. Установление Таинства восходит к апостольским временам (Иак. 5:14–15). В церковной практике утвердилась традиция приступать к Елеосвящению в многодневные посты. Новоначальных христиан часто волнует вопрос: какая должна быть подготовка к Соборованию ?

Строгих канонических правил по подготовке к Соборованию не существует. В каждом конкретном храме устанавливается своя традиция и, приступая впервые к Таинству, не лишним будет побеседовать с приходским священником. Как правило, в Великий пост в храмах всегда висит объявление, информирующее прихожан о дне и часе совершения священнодействия. Таинство может производиться как в церкви над большим количеством людей одновременно, так и в домашней обстановке над лежащим больным в любое время.

Условно можно выделить два вида подготовки к Соборованию:

  • внутренняя;
  • внешняя.

Духовная жизнь - это дело серьёзное, невидимое для посторонних глаз. Работа души происходит на глубинном уровне, познавать которые нужно длительно время. Церковные Таинства даны Господом нам в помощь для познания себя, своей греховности, настроя на покаянный лад. Внутренняя подготовка к Соборованию и любым другим Таинствам является главной.

Внутренняя подготовка включает в себя:

  • чтение соответствующей литературы о Таинстве, например Закон Божий протоиерея С. Слободского (уже много лет эта книга признаётся авторитетным изданием и пользуется заслуженной популярностью, в ней простым языком написано о сложных вещах), а также другую духовную литературу, которой сейчас благодатное изобилие;
  • углубление в себя, размышление о своей жизни, грехах;
  • молитвенная подготовка по согласованию со священником;
  • максимальное ограничение телевизора, развлекательных мероприятий - всё это очень рассеивает ум, мешает сосредоточиться на главном.

Для внешней подготовки нужно:

  • исповедаться и причаститься накануне Соборования или после него;
  • получить благословение на Соборование у своего духовника или приходского священника;
  • купить небольшую бутылочку масла, в которую после Таинства разольют оставшийся освящённый елей, приобрести свечи, кагор, муку и/или другие продукты (по желанию) на жертву храму (обычно вешается объявление с перечнем возможных пожертвований на нужды церкви на добровольной основе);
  • надеть одежду с открытой шеей, это место мажется освящённым елеем во время Таинства.

Соборование - одно из Таинств, о котором существует множество суеверий. Хотелось бы остановиться на них. Например, бытует мнение, что собороваться нужно перед смертью. Это неверно. Таинство елеосвящения дано Господом для исцеления души и тела. В современной церковной практике данное священнодействие совершается над взрослыми и детьми после 7–8 лет, имеющими духовные или телесные недуги. Причём не рекомендуется от одной хронической болезни собороваться часто. Если после Таинства заболевание осталось, значит это особый промысел Божий о человеке, нужно принять, смириться и благодарить Бога за заботу.

Другое заблуждение основано на чрезмерной надежде на Таинство, пренебрегая при этом причастием и исповедью. Самое главное в Церкви - это Евхаристия, принятие Спасительных Христовых Тайн является благодатной, исцеляющей силой для христианина, ведущей в жизнь вечную. Очень важно регулярно причащаться, а собороваться нужно по насущной потребности не более одного раза в год - в Великий Пост по благословению. При тяжёлом болезненном состоянии Таинство можно принять и в любое другое время.

Все Таинства Церкви являются спасительными и . Осознанная внутренняя подготовка к Соборованию в Великий Постдолжна стать обязательным правилом для любого верующего человека. Непозволительно приступать к Елеосвящению для профилактики или на всякий случай.

Соборование – это таинство, исцеляющее душу и тело. Оно относится к семи Таинствам в христианской церкви и совершается, чтобы избавить верующего от духовных и телесных заболеваний. Соборование позволяет отпустить грехи, о которых сам человек забыл или совершил по недоразумению, то есть «невольные». В священных книгах это таинство называется обычно елеосвящение.

Так как таинство часто совершает «собор» – несколько священников, то в православии используется название «соборование». Что это и для чего проводится, должен знать каждый верующий.

Совершают таинство несколько священников обычно семь, но всё чаще елеосвящение проводит один священнослужитель.

Соборование проводится в определённых случаях. Вот как разъясняют церковные правила, кому нужно собороваться и когда это можно делать:

  • при болезни (в любое время);
  • перед смертью (также в течение всего года);
  • перед Великим и Рождественским

Кто может собороваться

Суть таинства объясняет, зачем нужно собороваться, – это полное исцеление верующего от грехов, скорби и болезней. При этом телесное выздоровление становится результатом исцеления духовного после покаяния и искреннего обещания вести жизнь в соответствии с Божиими после прощения всех грехов. Просьбы об этом неоднократно повторяются в молитвах, которые читаются во время соборования.

Поэтому, в первую очередь, соборование проходят люди, больные духовно, те, которые находятся в скорби или депрессии, потеряли веру, также имеющие телесные заболевания. Если болезнь тяжёлая, затянулась, то таинство можно проводить до тех пор, пока больной не поправится. По свидетельствам тех, над кем оно проводилось , облегчение в большинстве случаев наступало сразу же после обряда. Зачастую больные даже исцелялись совершенно после соборования. Причём речь идёт не только о телесных заболеваниях, но и о душевных недугах, сильном горе, утрате веры в Бога и в себя, других духовных скорбях, которые не проходят после исповеди.

Соборование умирающего христианина вместе с последней исповедью готовит душу к отхождению в загробный мир.

Чтобы пройти этот обряд, нужно знать, кому можно собороваться. Для этого необходимо:

  • быть крещёным верующим христианином старше 7 лет;
  • находиться в сознании (не быть в агонии, коме, помутнении рассудка, алкогольном опьянении).

Женщин не соборуют во время менструации.

Нет единого мнения, можно ли соборовать здоровых людей. Однако считается, что в современной жизни сложно избежать духовных заболеваний – недостатка веры, мирских печалей, прегрешений и пр. Поэтому церковь рекомендует принимать соборование в Рождественский пост или Великий.

Подготовка к таинству

К таинству елеосвящения нужно подготовиться и знать, как проходит соборование. Его не проводят спонтанно, поэтому нужно заранее записаться на обряд в церкви либо пригласить домой священников (особенно если речь идёт о тяжелобольном или умирающем христианине).

Специально соблюдать пост перед соборованием необходимости нет, если оно совершается не в дни Великого или Рождественского поста, когда соблюдение ограничений поста само собой разумеется для истинно верующего христианина.

На соборование нужно попросить благословение у священнослужителя. Перед событием желательно исповедаться. Но можно пойти на исповедь и после таинства. Также после соборования нужно причаститься.

Как происходит обряд

Помазание совершается елеем – освящённым в церкви растительным маслом, предпочтительно оливковым. Это масло - древнейший христианский символ, с древних времён оно не только употреблялось в пищу, но и считалось лекарственным и даже косметическим средством, а также использовалось в светильниках.

Если елея было много, это воспринималось как Божье благословение. Перед служением и царствованием им помазывали священников, пророков, царей. Известно, что святые апостолы использовали елей при молитвах за их исцеление. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей.

Сам обряд соборования начинается с благословения священнослужителем. В настоящее время в православной церкви таинство чаще всего совершает один батюшка, несколько (семерых) приглашают, в том числе на дом, в особых случаях, например, к умирающему.

После этого читается канон (молитвенный гимн) и ектения (молитвенное прошение). Во время иерейской молитвы происходит освящение елея.

Затем батюшка читает семь отрывков из Евангелия и Апостола. После каждого из них читается ектения и тайносовершительная молитва , при чтении которой и происходит крестообразное помазание елеем, растворённым в вине, частей тела соборующегося:

  • ноздри;
  • щёки;
  • губы;
  • грудь;
  • руки.

Весь обряд повторяется семь раз.

После последнего помазания священнослужитель кладёт соборующемуся на голову Евангелие, читает разрешительную молитву, тем самым получая от Бога власть отпустить забытые и невольные грехи верующего, когда проводится соборование.

В католической церкви также совершается елеосвящение, которое имеет небольшие отличия от православного обряда.

Конечно, соборование не гарантирует полного исцеления, если сам человек не верует или неискренне раскаивается в своих грехах. Молитвы об исцелении начинаются с просьбы о прощении грехов, которая идёт от души. Если же грехи слишком тяжки, а к таким относятся, например:

  • блуд, прелюбодеяние;
  • отказ от веры, в т. ч. обращение к оккультным наукам и другим религиям;
  • убийство и др.

То прежде необходимо прибегнуть к таинству покаяния. Истинно верующий человек знает, что такое соборование, и как оно проводится, поэтому не имеет права «забыть» какие-то грехи во время в расчёте на то, что они простятся через обряд елеосвящения. Раскаяние в своих прегрешениях должно быть искренним, идти от сердца, тогда христианин может быть исцелён волей Божией.

История елеосвящения

Таинство елеосвящения упоминается в апостольских посланиях, где говорится о больных, которые уже не могут прийти в храм. Но с IV века началась практика соборования не в доме христианина, а в церкви. В Х веке стало принято совершать обряд не только над больным, но и над его домочадцами и даже домом. Такое общее соборование проникло на Русь из Греческой церкви в XVII веке. Первоначально его совершали в Великий Четверг и Великую Субботу.

Стоимость таинства

Что касается стоимости таинства, то нужно помнить древнюю истину, что церковь - не рынок. Но также надо помнить, что труд, в том числе священнослужителя, должен оплачиваться, ведь он требует не только физических, но и моральных затрат. Обычно храм сам устанавливает , сколько стоит соборование, но в большинстве церквей негласно принято брать плату посильную, сколько человек может заплатить. Если же верующий находится в крайней нужде или в другой исключительной ситуации, то батюшка может принять решение совершить соборование без платы, во славу Божию. Как бы то ни было, вопрос цены всегда можно обсудить со священником вашей церкви.